Средства выразительности теория подготовка к егэ. Средства речевой выразительности в русском языке

Тесты и задания для подготовки к ЕГЭ

Изобразительно- выразительные

средства языка

(Назвать средство выразительности, используемое автором)

Нормы оценок за тест:

«5» - 13-15 правильных ответов

«4» - 10-12 правильных ответов

«3» - 7-9 правильных ответов

Тест 1

1.А Васька слушает да ест. (И.А Крылов)

2.Лес словно терем расписной. (И.Бунин)

3.Пустых небес прозрачное стекло. (А.Ахматова)

4.Ночевала тучка золотая на груди утеса- великана. (М.Лермонтов)

5.Перо его местию дышит. (А.К.Толстой)

6.Все флаги в гости будут к нам. (А.С.Пушкин)

7.Мальчик с пальчик.

8.Клянусь я первым днем творенья,

Клянусь его последним днем,

Клянусь позором преступленья

И вечной правды торжеством…

(М.Лермонтов)

9.Я царь - я раб, я червь- я Бог!

(Г.Державин)

10.Принес он смертную смолу

Да ветвь с увядшими листами.

(А.Пушкин)

11.Живой труп. (Л.Толстой)

12.Под полозьями поле скрипит,

Под дугой колокольчик гремит.

(Я.Полонский).

13.Жизни мышья беготня…

Что тревожишь ты меня?

(А.Пушкин).

14.Пусть бандой окружат нанятой…

(В.Маяковский).

15. Грохот за грохотом ломал небо,

Широко и шумно шел дождь.

(В.Набоков).

Тест 2

Задание. Назовите средство выразительности, которое использовано автором.

1. Я вижу молнии из мглы

И морок мраморного грома…

2.Суровою зимой я более доволен.

(А.Пушкин)

3.Долги повисли надо мной домокловым мечом.

(В.Пикуль)

4.»Трепач ты, Федька!»- разозлился Гаврик.

(Короленко).

5.Остался ты, брат, у разбитого корыта.

(А.Дворкин).

6.Под ним струя светлей лазури.

(М.Лермонтов)

7.Мы пойдем ломить стеною.

(М.Лермонтов)

8.(Лиса Ослу) Отколе, умная, бредешь ты, голова?

(И.Крылов)

9.Богатырский конь через лес перепрыгивает.

10.Степям и дорогам не кончен счет;

Камням и порогам не найден счет.

(Э.Багрицкий).

11.Принес - и ослабел, и лег

Под сводом шалаша на лыки,

И умер бедный раб у ног

Непобедимого владыки.

(А.Пушкин).

Той грустной радостью,

Что я остался жив?

(С.Есенин)

13.Земля-владычица! К тебе чело склонил я.

(В.Соловьев).

14.Купил Репина, принес Гоголя.

15.Швед, русский- колет, рубит, режет…

(А.Пушкин).

Тест 3.

Задание. Назовите средство выразительности, которое использовано автором.

1.Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!

И приветствую звоном щита!

2.Вдали, в долине играют Грига.

(И.Северянин)

3.Смуглый отрок бродил по аллеям,

У озерных грустил берегов,

И столетия мы лелеем

Еле слышный шелест шагов…

(А.Ахматова).

4.Идут дожди, висят лохматые серые тучи.

(С.Антонов).

5.Солнце золотило верхушки деревьев.

(Соколов- Микитов).

6.Лес поет.

7.Лед неокрепший на речке студеной словно как тающий сахар лежит.

(Н.Некрасов).

8.Люблю тебя, Петра творенье.

9.Тонко, но крепко, как ниткой суровой,

Он связан с этой зимой суровой…

(Б.Слуцкий).

10.Ленивый боится при деле труда,

а праздный не терпит самого дела.

(Д.Фонвизин).

11.Не дорого начало, а похвален конец.

(Пословица).

12.Где умному горе, там дураку веселье.

(Пословица).

13.По морям, играя, носится

С миноносцем миноносица.

Льнет, как будто к меду осочка,

К миноносцу миноносица.

(В.Маяковский).

14.А Васька слушает, да ест.

(И.Крылов)

15.Отговорила роща золотая

Березовым веселым языком.

(С.Есенин).

Тест 4.

Задание. Назовите средство выразительности, которое использовано автором.

1.Беспечно смеется иволга.

2.Промороженные до звонкой ломкости, скачут листья, собираясь в шумные вороха.

(Л.Леонов).

3.Мать русских городов - сердце России.

4.Все перемелется? Будет мукой?

Нет, лучше мукой!

(М.Цветаева).

5.Ленивый бывает таковым больше от расположения тела, а праздный больше от расположения души.

(Д.Фонвизин).

6.Умей видеть великое в малом.

7.Не по чину берешь!

(Н.Гоголь).

8.Величавая ширина Днепра…

(Н.Гоголь).

9.Снежная пыль столбом стоит в воздухе.

(Б.Горбатов).

10.Не то на серебре, на золоте едал!

(А.Грибоедов).

11….Черноглазую девицу,

Черногривого коня!

(М.Лермонтов).

12.Где стол был яств, там гроб стоит.

(Г.Державин).

13.В сто сорок солнц закат пылая.

(В.Маяковский).

14.Пришел, увидел, победил.

(Ю.Цезарь).

15.Опасна охота на медведя, страшен раненый зверь, да смела душа охотника, привычного к опасностям с детства.

(Е.Коптяева)

Тест 5.

1.Снег сказал:

Когда я стаю,

Станет речка голубей,

Потечет, качая стаю

Отраженных голубей…

(Я.Козловский).

2.Страна рабов, страна господ.

(М.Лермонтов).

3.Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи-

Мороз- воевода дозором

Обходит владенья свои.

(Н.Некрасов).

4.Завод решил работать.

Не напрасно шла гроза.

(С.Есенин).

6.Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид.

(Аксаков).

7.Вышел месяц ночью темной, одиноко глядит из черного облака на поля пустынные, на деревни дальние, на деревни ближние.

(И.Неверов).

8.Мужичок с ноготок.

9.Тут сгорел мой приятель со стыда.

(И.Тургенев)

10.Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает их с размаха в дикой злобе на утесы, разбивая в пыль и брызги изумрудные громады.

(М.Горький).

11.Ну, скушай еще тарелочку, милый!

(И.Крылов).

12.Горькая радость победы.

13.О чем ты воешь, ветер ночной, о чем так сетуешь безумно?

(Ф.Тютчев).

14.Твой ум глубок, что море.

Твой дух высок, что горы.

(В.Брюсов)

15. (О Байроне). Певец Гяура и Жуана.

. (А.Пушкин).

Тест 6.

Задание. Назовите средство выразительности, которое использовано автором.

1.От нужды умнеют, а от богатства глупеют.

(Пословица).

2.Слова умеют плакать и смеяться.

(Б.Слуцкий).

3.Одиннадцатая строфа стихотворения Пушкина «Осень» - поэтическое творчество сравнивается с движением корабля.

4.Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой.

(А.Пушкин).

5.Грозой снесенные мосты,

Гроба с размытого кладбища.

(А.Пушкин).

6.Присягаю ленинградским ранам,

Первым разоренным очагам:

Не сломлюсь, не дрогну, не устану,

Ни крупицы не отдам врагам.

(О.Бертгольц).

7.Сначала очень была огорчена.

(А.Пушкин).

8.Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить.

(Н.Некрасов).

9.Досадно было, боя ждали.

(М.Лермонтов).

10.Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал.

(А.Пушкин).

11К ней прилегла в опочевалтне ее сиделка – тишина.

12.Когда идешь по снежным гребням ты,

Когда по грудь ты входишь в облака,-

Умей глядеть на землю с высоты!

Не смей глядеть на землю с высока!

(В.Островой).

13.Царь зверей спал безмятежно.

14.С девушкой он скоро поссорился. И вот из-за чего.

(Г.Успенский)

15.Своя биография.

Тест 7.

Задание. Назовите средство выразительности, которое использовано автором.

1.Брожу ли я вдоль улиц шумных,

Вхожу ль во многолюдный храм,

Сижу ль меж юношей безумных,

Я предаюсь моим мечтам.

(А.Пушкин).

2.Богатый в будни пирует, а бедный и в праздник горюет.

(Пословица).

3.Отцы и дети.

(И.Тургенев).

4.Гораздо интереснее оказались морские коньки.

(В.Катаев).

5.Но тих был наш бивак открытый.

(М.Лермонтов).

6.Горячий снег.

(Ю.Бондарев).

7.Когда, бушуя в бурной мгле, играло море с берегами…

(А.Пушкин).

8.Не стая воронов слеталась

На груды тлеющих костей,

За Волгой, ночью, вкруг огней

Удалых шайка собиралась.

(А.Пушкин).

9.У Елены беда тут стряслась. Большая.

(Панферов).

10.Каждая минута времени дорога.

11.На кого не действует новизна?

(А.Чехов).

12.Ах, ты вон как! Драться каской?

Ну не подлый ли народ!

(А.Твардовский).

13.Луна взошла сильно багровая и хмурая, точно большая.

(А.Чехов).

14.Пирамидальные тополя похожи на траурные кипарисы.

(А.Серафимович).

15.Стояла мертвая тишина.

Тест 8.

Задание. Назовите средство выразительности, которое использовано автором.

1.Сметливость его и тонкость ума меня поразили.

(А.Пушкин).

2.Стояла звонкая тишина.

3.Туманный Альбион оказался гостеприимным для меня.

4.Флеров – все умеет. И дядя Гриша Дунаев. И доктор тоже.

(М.Горький).

5.Я буду ждать тебя в апреле месяце.

6.Мечты, мечты! Где ваша сладость?

(А.Пушкин).

7.А в двери-

(В.Маяковский).

8.Белей, чем горы снеговые, идут на запад облака.

(М.Лермонтов).

9.Я видел это собственными глазами.

10.Ее любовь к сыну была подобна безумию.

(М.Горький).

11.Петроград жил в эти январские ночи напряженно, взволнованно, злобно, бешено.

(А.Толстой)

12.Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?

(Н.Гоголь).

13.Мой закадычный друг.

14.Тут сгорел мой приятель со стыда.

(И.Тургенев).

15.Да, что знаешь в детстве – знаешь на всю жизнь, чего не знаешь в детстве – не знаешь на всю жизнь.

(М.Цветаева).

Ответы

(афоризм, «крылатое выражение»)

2.Сравнение (прямое)

3.Метафора

4.Олицетворение

5.Метонимия

6.Синекдоха

8.Анафора

9.Антитеза

10.Градация (нисходящая)

11.Оксюморон

12.Параллелизм

13.Риторический вопрос

14.Инверсия

15.Звукоподражание

ТЕСТ 2

1.Аллитерация

2.Ассонанс

3.Фразеологизм

6.Сравнение (прямое)

7. .Метафора

9.Гипербола

10.Эпифора

11.Градация (восходящая)

12.Оксюморон

13.Риторическое обращение

14.Метонимия

15.Синекдоха

ТЕСТ 3

1.Риторическое восклицание

2.Звуковые повторы

3.Звукопись

5.Метафора

6.Метонимия

7.Сравнение

8.Перифраз

9.Омонимы

10.Синонимы

11.Антонимы

12.Антонимы

15Метафорический эпитет

ТЕСТ 4

2.Метафора

3.Перифраз

4.Омонимы (омографы)

5.Синонимы

9.Сравнение

10.Метонимия

11.Анафора (морфемная)

12.Антитеза

13.Гипербола

14.Градация (восходящая)

15.Инверсия (главных членов)

ТЕСТ 5

1.Омонимы

2.Антитеза

3.Сравнение (отрицательное)

4.Метонимия

5.Анафора (лексическая)

6.Градация (восходящая)

7.Инверсия (согласованных определений)

9.Инверсия

10.Развернутая метафора

11.Метонимия

12.Оксюморон

13.Олицетворение

14.Параллелизм

15.Перифраз

ТЕСТ 6

1.Антонимы

2.Антонимы

3.Сравнение (развернутое)

4.Аллитерация

5.Анафора (звуковая)

6.Градация (нисходящая)

7.Инверсия (обстоятельства меры и степени)

9.Инверсия

10.Метонимия

11.Олицетворение

12.Параллелизм

13.Перифраз

14.Парцелляция

15.Плеоназм

ТЕСТ 7

1.Анафора (синтаксическая)

2.Антитеза.

3.Антонимы

4.Инверсия

5.Метонимия

6.Оксюморон

7.Олицетворение

8.Отрицательный параллелизм,

построенный на отрицательном сравнении.

9.Парцелляция

10.Плеоназм

11.Риторический вопрос

12.Синекдоха

13.Сравнение

14.Сравнение

ТЕСТ 8

1.Инверсия

2.Оксюморон

3.Перифраз

4.Парцелляция

5.Плеоназм

6.Риторическое обращение

7.Синекдоха

8.Сравнение

9.Плеоназм

10.Сравнение

12.Эпифора

13.Фразеологизм

Документ

Русак Инна Николаевна. Подготовка к ЕГЭ . Задание В 2. Справочные материалы. Изобразительно -выразительные средства. Задания тестов требуют определить, какие...), наши меньшие братья (животные). Для создания определенного художественного эффекта ши...

ЕГЭ. Задание 24. Языковые средства выразительности.

Вариант 1

В качестве ответа выпишите номер подходящего термина из списка.

Задание 1.

Горят аулы, нет у них защиты.

Врагом сыны отечества разбиты,

И зарево, как вечный метеор,

Играя в облаках, пугает взор.

(М.Ю. Лермонтов )

Задание 2. Назовите выделенное средство выразительности.

И шествуя важно, в спокойствии чинном

Лошадку ведет под уздцы мужичок

В больших сапогах, в полушубке овчинном,

В больших рукавицах... а сам с ноготок!

(Н.А. Некрасов )

Номер термина: ___________________________________________

Задание 3. Назовите выделенное средство выразительности.

Из ненавидящей любви,

Из преступлений, исступлений –

Возникнет праведная Русь.

(М.А. Волошин )

Номер термина: ___________________________________________

Задание 4. Назовите выделенное средство выразительности.

И слово вещее мы ценим, и слово русское мы чтим,

И силе слова не изменим.

(С.Н. Сергеев-Ценский )

Номер термина: ___________________________________________

Задание 5. Назовите выделенное средство выразительности.

Сжатая рожь, бурьян, молочай, дикая конопля все, побуревшее от зноя, рыжее и полумертвое, теперь отмытое росою и обласканное солнцем, оживало, чтобы вновь зацвести. (А.П. Чехов )

Номер термина: ___________________________________________

Задание 6. Назовите выделенное средство выразительности.

За Пушкиным путь наш, за ярким факелом его жизни, за мученическим и путеводным словом его, за титанами, подобными ему, украсившими и обогатившими человеческую жизнь. (В.П. Астафьев )

Номер термина: ___________________________________________

Задание 7 . Назовите стилистический прием, использованный автором.

Горячие, тяжелые капли пробираются, скользят по моим щекам... скользят мне на губы... Что это? Слезы... или кровь? (И.С. Тургенев )

Номер термина: ___________________________________________

Задание 8

Номер термина: ___________________________________________

Задание 9 . Назовите выделенное средство выразительности.

В толпе друг друга мы узнали,

Сошлись – и разойдемся вновь,

Была без радости любовь,

Разлука будет без печали.

(М.Ю. Лермонтов )

Номер термина: ___________________________________________

Задание 10. Назовите выделенное средство выразительности.

Доколе, счастье, ты венцами

Злодеев будешь украшать?

(М.Ю. Лермонтов )

Номер термина: ___________________________________________

Ответы

Вариант 1

Список терминов:

1) эпитет;

2) метафора;

3) метонимия;

4) оксюморон;

5) синекдоха;

6) сравнение;

7) олицетворение;

8) гипербола;

9) литота;

10) ирония;

11) антитеза;

12) контекстуальные антонимы;

13) экспрессивный лексический повтор;

14) фразеологизм;

15) риторическое восклицание;

16) риторический вопрос;

17) риторическое обращение;

18) вопросно-ответная форма;

19) градация;

20) ряды однородных членов;

21) умолчание;

22) парцелляция;

23) синтаксический параллелизм;

24) инверсия;

25) вводная конструкция.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Эпитет ЭПИТЕТ - вид тропа: образное определение, подчеркивающее какое-либо свойство предмета или явления, обладающее особой художественной выразительностью. Например: железная выдержка, серебряный голосок - здесь прилагательные являются именно эпитетами, так как употреблены в переносном значении и несут особую смысловую и экспрессивно-эмоциональную нагрузку

3 слайд

Описание слайда:

Метафора МЕТАФОРА - вид тропа: переносное знание слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому; скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слова «как», «как будто», «словно» отсутствуют, но подразумеваются. Например: Мальчишки бурлили на последней парте Костер рябины красной

4 слайд

Описание слайда:

Фразеологизм ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ - устойчивые по составу словосочетания (выражения) например: набрать в рот воды - молчать, пятое колесо в телеге - лишний, нажимать на все педали - прилагать все усилия для достижения цели или выполнения какого-либо дела и др. Для Ф. характерны: постоянный состав (вместо кот наплакал нельзя сказать собака наплакала), недопустимость включения в их структуру новых слов (нельзя сказать вместо семь пятниц на неделе - семь пятниц на этой неделе), Устойчивость грамматического строения (нельзя вместо шито белыми нитками сказать шито белой ниткой), в большинстве случаев строго закрепленный порядок слов (нельзя вместо битый небитого везет - небитого битый везет).

5 слайд

Описание слайда:

Олицетворение ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - вид тропа: изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ (даром речи, способностью мыслить, чувствовать, переживать, действовать), уподобляются живому существу. Например: О чем ты воешь, ветр ночной? О чем так сетуешь безумно? Ф.И. Тютчев

6 слайд

Описание слайда:

Оксюморон ОКСЮМОРОН - вид тропа: словосочетание, составленное из слов, противоположных по смыслу,основанное на парадоксе: «Смотри, ей весело грустить, // Такой нарядно обнаженной» (А. Ахматова); «Женщина, мужайся, ничего, // Это жизнь, бывало ведь и хуже...» (В. Вишневский), горькая радость, сладкие слезы, «Живой труп» (Л.Н. Толстой), «Оптимистическая трагедия» (Вс. Вишневский).

7 слайд

Описание слайда:

Синекдоха и метонимия Синекдоха Замена количественных отношений, использование единственного числа вместо множественного Швед, русский колет, рубит, режет... (А.Пушкин) Метонимия Замена одного слова другим на основе смежности двух понятий Сюда по новым им волнам Все флаги в гости будут к нам. (А.С.Пушкин)

8 слайд

Описание слайда:

Гипербола и литота ГИПЕРБОЛА - вид тропа: чрезмерное преувеличение чувств, значения, размера, красоты и т. п. описываемого явления (ср. ЛИТОТА). Например: Поэзия – та же добыча радия. В грамм добыча, в год труды. Изводишь единого слова ради Тысячи тонн словесной руды. В. Маяковский ЛИТОТА - вид тропа, противоположный гиперболе (см.): художественное преуменьшение величины, силы, значения явления или предмета («мальчик с пальчик», «мужичок с ноготок»).

9 слайд

Описание слайда:

Ирония ИРОНИЯ (от греч. eirōneia - притворство, насмешка) - Вид комического: осмеяние, содержащее отрицательную, осуждающую оценку того, что критикуется; тонкая, скрытая насмешка. Уселся он [Онегин] с похвальной целью Себе присвоить ум чужой; Отрядом книг уставил полку... А.С. Пушкин

10 слайд

Описание слайда:

Антитеза. Прием контраста Антитеза выявляет контраст между явлениями или предметами. Оформляет антитезу пара (или несколько) антонимов, языковых или контекстных. Когда все спокойно, ты шумишь; когда все волнуются, ты спокоен; ... если надо молчать - ты кричишь; когда следует говорить- ты молчишь;

11 слайд

Описание слайда:

Прием повтора Повтор используется для усиления высказывания, придания речи динамичности, определенного ритма. Белый-белый; просил-просил о помощи; чуть-чуть. Лексический повтор - повторение одного и того же слова или словосочетания с небольшим вариациями. За теми деревнями леса, леса, леса. Зимы ждала, ждала природа. Анафора - разновидность повтора: одно и то же слово, несколько слов, повторяются в начале нескольких фраз, следующих одна за другой. Анафора придает ритм речи. Мне не хватает дедушкиного дома с его большим зеленым двором... Мне не хватает просторной кухни в дедушкином доме с ее земляным полом... Мне не хватает вечерней переклички женщин с холма на холм… Эпифора – повторение одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда. Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?

12 слайд

Описание слайда:

Синтаксический параллелизм Синтаксический параллелизм - повтор синтаксических конструкций, особое устройство следующих друг за другом фраз с одной и той же синтаксической структурой, с однотипным порядком слов, однотипными сказуемыми. В предыдущем примере анафора неотделима от синтаксического параллелизма. Мне не хватает дедушкиного дома с его большим зеленым двором... Мне не хватает просторной кухни в дедушкином доме с ее земляным полом... Мне не хватает вечерней переклички женщин с холма на холм…

13 слайд

Описание слайда:

Риторическое восклицание отмечает эмоциональную смысловую кульминацию отрезка (части) речи. Служит задаче установления активного взаимодействия с адресатом. О времена! О нравы! Риторический вопрос служит для эмоционального выделения смысловых центров текста, для формирования эмоционально-оценочного отношения адресата к предмету речи. Что такое культура, зачем она нужна? Что такое культура как система ценностей? Какова цель того гуманитарного образования, которое всегда было у нас в традиции? Риторическое обращение или восклицание используется не столько для называния адресата, сколько для привлечения внимания. Русь! Русь! Куда стремишься ты? Образующийся при нуле градусов лед не тонет в воде. Поистине сказочное свойство!

14 слайд

Описание слайда:

Гротеск Гротеск - изображение действительности в преувеличенном, уродливо-комическом виде, переплетение реального с фантастическим, страшного со смешным. (Салтыков-Щедрин «История одного города»)

15 слайд

Описание слайда:

Градация Градация - риторическая фигура, суть которой состоит в расположении перечисляемых элементов (слов, словосочетаний, фраз) в порядке возрастания их значения (“восходящей градации”) или в значений (“нисходящей градации”). Полная жизнь русской классики в школе - это условие существования нашего народа, нашего государства; это, как принято сейчас говорить, вопрос национальной безопасности.

16 слайд

Описание слайда:

Аллегория Аллегория - иносказание, в искусстве - развернутое уподобление, подробности которого складываются в систему намеков; причем прямой смысл изображения не теряется, но дополняется возможностью его переносного истолкования. В баснях и сказках хитрость показывается в образе лисы, жадность – в обличии волка, коварство – в виде змеи. Перифраз – замена слова (словосочетания) описательным оборотом"люди в белых халатах" (врачи), "рыжая плутовка" (лиса)

17 слайд

Описание слайда:

Парцелляция Парцелляция - такое членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно-смысловых речевых единиц, следующих одна за другой после разделительной паузы. Флеров-все умет. И дядя Гриша Дунаев. И доктор тоже.

18 слайд

Описание слайда:

Аллитерация и ассонанс АЛЛИТЕРАЦИЯ - один из видов звукописи (см): повторение в стихотворной речи (реже - в прозе) одинаковых согласных звуков с целью усиления ее выразительности. Шипенье пенистых бокалов И пунша пламень голубой. А. С. Пушкин АССОНАНС (от франц. assonance - созвучие) - 1. Один из видов звукописи (см.): многократное повторение в стихотворении (реже - в прозе) одинаковых гласных звуков, усиливающее выразительность художественной речи. Брожу ли я вдоль улиц шумных Вхожу ль во многолюдный храм, Сижу ль меж юношей безумных, Я предаюсь моим мечтам. А.С. Пушкин

19 слайд

Описание слайда:

Другое Инверсия Вопросно-ответная форма изложения Вопросительные предложения Цитирование Диалог Ряды однородных членов предложений Вводные слова Заимствованная лексика Профессиональная лексика Назывные предложения Неопределенно-личные предложения

20 слайд

Описание слайда:

Другое. Продолжение Неологизм - новые слова и способы выражения, вводимые в речь: программист, хакер, секьюрити, наличка Архаизм - устаревшие слова, значения слов, словосочетания и другие единицы языка, вытесненные по каким-либо причинам из активного употребления синонимичными единицами: выя – шея, рыбарь – рыбак, очи-глаза Историзм - устаревшие слова, значения слов или словосочетания, вышедшие из употребления в связи с исчезновением тех реалий, которые они обозначали: коллежский асессор, ермолка, лорнет, извозчик, жандарм Контекстные синонимы - слова, которые в том или ином тексте сближаются, поскольку относятся к одному предмету. Примеры типа: «День был августовский, знойный, томительно скучный» (А. П. Чехов) ; «Косыночку ее из козьего пуха тоже пропил, дареную, прежнюю, ее собственную, не мою» (Ф. М. Достоевский) .

21 слайд

Описание слайда:

Закрепление материала Определите средства выразительности: 1. У колодца балагурит ветер, расплескалось полное ведро… А) Сравнение Б) Эпитет В) Антитеза Г) Олицетворение 2. Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива. (Маяковский) А) Литота Б) Эпитет В) Гипербола Г) Оксюморон 3. На глаза осторожной кошки похожи твои глаза. (Ахматова) А) Сравнение Б) Олицетворение В) Эпитет Г) Анафора 4. Есть тоска веселая в алостях зари. (Есенин) А) Сравнение Б) Метафора В) Оксюморон Г) Эпифора 5. Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка (Грибоедов) А) Гипербола Б) Литота В) Эпитет Г) Антитеза

22 слайд

Описание слайда:

Закрепление материала 6) Ликует буйный Рим. (Лермонтов) А) Метонимия Б) Перифраз В) Сравнение Г) Гипербола 7) Гаснут красные крылья заката…(Есенин) А) Метонимия Б) Оксюморон В) Метафора Г) Гипербола 8) Не станет нас! А миру хоть бы что. Исчезнет след! А миру хоть бы что. (Омар Хаям) А) Анафора Б) Эпифора В) Градация Г) Эпитет 9) Знакомым шумом шорох их вершин меня приветствовал. (Пушкин) А) Анафора Б) Перифраз В) Аллитерация Г) Ассонанс 10) Ты дал мне жизнь, но счастья не дал; Ты сам на свете был гоним, Ты в людях только зло изведал…(Лермонтов) А) Гипербола Б) Риторическое обращение В) Метафора Г) Анафора

23 слайд

Описание слайда:

Закрепление материала 11) Слова отзвучивают и утекают, как вода, - без вкуса, без цвета, без запаха. Без следа. (А.Солженицын) А) Парцелляция Б) Анафора В) Инверсия Д) Антитеза 12) В лоб целовать - заботу стереть. В лоб целую. В глаза целовать - бессонницу снять. В глаза целую. (М. Цветаева) А) Антитеза Б) Эпифора В) Риторическое восклицание Г) Синтаксический параллелизм 13) Забил снаряд я в пушку туго И думал: угощу я друга! Постой-ка, брат, мусью…(Лермонтов) А) Литота Б) Ирония В) Градация Г) Олицетворение 14) Пчела за данью полевой Летит из кельи восковой. (Пушкин) А) Сравнение Б) Параллелизм В) Метафора Г) Олицетворение 15) Клим слышал, как Москва, встречая царя, ревела ура. (Горький) А) Метонимия Б) Метафора В) Сравнение Г) Эпитет 16) И пращ, и стрела, и лукавый кинжал щадят победителя … (Пушкин) А) Повтор Б) Сравнение В) Многосоюзие Г) Оксюморон

24 слайд

Описание слайда:

Закрепление материала 17) За окнами давка, Толпится листва. (Пастернак) А) Сравнение Б) Олицетворение В) Антитеза Г) Эпитет 18) Но красоты их безобразной Я скоро таинство постиг… (Лермонтов) А) Оксюморон Б) Эпитет В) Антитеза Г) Метафора 19) Потребовались героические усилия воли, чтобы рожденный в приниженном, скопидомном быту, где кланялись каждой кокарде и пресмыкались перед каждым кошельком, мог выработать в себе такую великолепную волю. (А. Чехов) А) Литота Б) Метонимия В) Сравнение Г) Цитирование 20) Порой влюбляется он страстно В свою нарядную печаль. (Лермонтов) А) Антитеза Б) Оксюморон В) Эпитет Г) Олицетворение 21) В пыли влачусь - и в небесах витаю; Всем в мире чужд - и мир обнять готов. (Ф. Петрарка) А) Оксюморон Б) Антонимы В) Антитеза Г) Синонимы 22) Алмаз шлифуется алмазом, Строка диктуется строкой. (С. Поделков) А) Анафора Б) Сравнение В) Параллелизм Г) Градация

25 слайд

Описание слайда:

Закрепление материала 23) Там, где несколько аллей стекались в одну, белел большой алебастровый Сталин с каменной усмешкой в усах. (А. Солженицын) А) Эпитет Б) Инверсия В) Гипербола Г) Сравнение 24) При одном предположении подобного случая вы бы должны были вырвать с корнем волосы из головы своей и испустить ручьи... что я говорю! реки, озера, моря, океаны слёз! (Ф.М. Достоевский) А) Метонимия Б) Градация В) Аллегория Г) Гипербола 25) Сидит лодырь у ворот, Широко разинув рот, И никто не разберет, Где ворота, а где рот. А) Гипербола Б) Литота В) Сравнение Г) Инверсия

26 слайд

Описание слайда:

Формулировка задания Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0. Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков.

27 слайд

Описание слайда:

Закрепление материала (1)Напомню один случай, который произошёл на твоих глазах в детстве. (6)Самому дорогому ей человеку! (11)Досада накапливалась. (13)Открытая улыбка осветила ее лицо. (15)И вдруг… клубок шерстяных ниток озорно, как живой, выскочил из неуверенных рук, разматываясь и уменьшаясь. (31)С тех пор эти воспоминания для твоей души - открытая рана. Стиль А. Костюнина кажется намеренно простым. О сложном, о важном писатель говорит так, чтобы было понятно каждому. И всё же художественная проза А. Костюнина строится с использованием средств художественной выразительности: (А)_______(«на твоих глазах» в предложении 1, «изо всех сил» в предложении 11), (Б)_______(«досада накапливалась» в предложении 11, «осветила» в предложении 13, «открытая рана» в предложении 31), (В)_______(предложение 6), (Г)_______(«как живой» в предложении 15). Список терминов: 1) устойчивое выражение 2) лексический повтор 3) синтаксический параллелизм 4) метафора 5) метонимия 6) сравнение 7) эпитет 8) парцелляция 9) восклицательное предложение

28 слайд

Описание слайда:

(8)«Дух вон!» - это значит «умер». (9)«Душно» бывает в доме, «душно» и в нравственной жизни. (12)Надо быть открытым к людям, терпимым к людям, искать в них прежде всего лучшее. (14)Заметить красоту в природе, в поселке, городе, улице, не говоря уже в человеке, сквозь все заслоны мелочей - это значит расширить сферу жизни, сферу того жизненного простора, в которой живет человек. (19)Расширять горизонты жизни - это уже лучше, но все же что-то не то. (20)У Максимилиана Волошина есть хорошо придуманное им слово - «окоём». Академик Д. Лихачёв занимался не только чистой наукой. Его публицистические выступления формировали взгляды и мироощущение нескольких поколений. Какие средства выразительности присущи размышлениям Д. Лихачёва, адресованным молодёжи? Конечно, они изобилуют (А)__________(например, «быть открытым» в предложении 12, «заслоны мелочей» в предложении 14, «расширять горизонты» в предложении 19). В тексте встречается(Б) _________(«душно» в предложении 9), (В)_________(«дух вон» в предложении 8). Яркий образ создаёт(Г) _________ М. Волошина («окоём» в предложении 20). Список терминов: 1) метонимия 2) антонимы 3) синонимы 4) анафора 5) устойчивое сочетание 6) синтаксический параллелизм 7) неологизм 8) инверсия 9) метафора

29 слайд

Описание слайда:

(3) Милый Костя! (6) Те, кого мы любили в детстве, служат точно путеводными маяками для остального жизненного пути. (15) Отец Кости имел привычку перечитывать свои любимые "романы" по нескольку раз, и книги имели очень подержанный вид, а некоторые листы были точно изжеваны теленком… (22) Нет, покорно благодарю!.. (33) Важнее всего то, что эта сила, в форме странствующей книги в коробке офени, сама приходила уже в то далекое время к читателю и, мало того, приводила за собой другие книги… (35) Можно подумать, что какая-то невидимая рука какого-то невидимого гения разносила эти книги по необъятному простору Руси, неустанно сея "разумное, доброе, вечное". (37) Здесь нельзя не помянуть добрым словом старинного офеню-книгоношу, который, как вода, проникал в каждую скважину. Рассказы писателей о книгах, которые пробудили страсть к чтению в детские годы и способствовали формированию личности, - особая тема русской мемуарной литературы. Первые книги детства во многом предопределяют жизненный путь человека. Память о них драгоценна, как и память о первых друзьях - товарищах по чтению. В таких рассказах повествование ведется в особом - эмоционально приподнятом - тоне. Достигается это с помощью (А)___ («служат точно путеводными маяками» - предложение 6, «точно изжеваны теленком» - предложение 15, «как вода» - предложение 37), (Б)___ (предложения 33, 35), (В)___ (предложения 3, 22). С особым чувством вводятся в повествование «живые» слова о книгах - отклики не искушенных в литературе читателей. (Г)___ («романы», «сперва», «примусь», «бывало», «глядь», «покорно благодарю», «помрем» - предложения 16-24) помогает ярче и точнее изобразить ту социальную среду, которая формировала типичных читателей эпохи. Список терминов: 1Сравнение 2метафора 3гипербола 4просторечная лексика 5восклицательные предложения 6лексический повтор 7противопоставление 8эпитеты 9контекстные синонимы

30 слайд

Описание слайда:

(15) В ней разговаривают звери, деревья, травы, солнце, луна. (16) Живые существа помогают друг другу или обманывают. (19) Сказка учит добру и желанию помогать слабому, учит сочувствию и юмору. (23) Вот, например, сказка «Лиса и Заяц» о том, что у страха глаза велики. (24)Что для трусливой души неизвестное ей наглое существо может показаться страшным зверем, которое невозможно победить. (28) Если в раннем детстве ребенок переживает несправедливость и остается с этим чувством и никто ему не помогает, то скрыться от этой несправедливости ему некуда, отступать он может только в себя. Размышляя о роли сказки в жизни каждого из нас, автор использует такие синтаксические средства выразительности, как (А)___ (предложения 15,16,19) и (Б)___ (предложения 23–24). На лексическом уровне авторская мысль подчеркивается использованием (В)___ («отступать внутрь себя», предложение 28) и (Г)___ («храброе сердце», «заветные мечтания»). Список терминов: анафора метафора гипербола однородные члены парцелляция лексический повтор противопоставление эпитеты контекстные синонимы

31 слайд

Описание слайда:

(1)О книгах, которые читают для развлечения, принято говорить пренебрежительно: «бульварное чтиво», «макулатура». (6) Конечно, чтение детектива (даже если это роман Конан Дойла или Агаты Кристи) и, скажем, Толстого - совсем разные занятия, и удовольствие здесь различной природы. (7) Некоторые книги, например Достоевского или Белля, выматывают душу. (8)Но ведь когда книга не нравится, ее бросают, а раз продолжают читать, значит, и она тоже доставляет удовольствие. (13) Эстетическое чувство есть у каждого человека, но его следует развивать, иначе эталоном прекрасного останутся пошловатые песенки и дешевые мелодрамы. (16)Более того, оно сделается и вовсе невозможным, если человек спросит: «Зачем мне это надо?» (18) Разве что старым афоризмом: «Если надо объяснять, то не надо объяснять». Размышляя о том, какие книги мы читаем и зачем, авторы, чтобы сделать движение своей мысли нагляднее и отчетливее, используют такие синтаксические средства выразительности, как скопление (А)___(предложения 6,7,8), а также (Б)___ (предложения 16,18). На лексическом уровне авторская мысль подчеркивается использованием (В)___ («выматывают душу», предложение 7) и (Г)___(«бульварное чтиво», «макулатура», «дешевые мелодрамы», предложения 1,13). Список терминов: фразеологизм метафора гипербола экспрессивная лексика парцелляция лексический повтор вводные слова эпитеты предложения с прямой речью

32 слайд

Описание слайда:

Укажите, какое средство выразительности использовано в приведенном ниже предложении. Мне приходилось ночевать в стогах в октябре, когда трава на рассвете покрывается инеем, как солью. (Пришвин М.) 1) олицетворение 2) метафора 3) фразеологизм 4) сравнение На закруглениях он [поезд] кряхтел и останавливался. (Пришвин М.) 1) олицетворение 2) метафора 3) эпитет 4) сравнение Бывает очень радостно, когда одна и та же примета сохраняется в лесах год за годом - каждую осень встречаешь всё тот же огненный куст рябины. (Пришвин М.) 1) олицетворение 2) метафора 3) эпитет 4) сравнение Шатры чёрных ив нависают над головой. (Пришвин М.) 1) олицетворение 2) метафора 3) эпитет 4) фразеологизм А вечером блеснет наконец озеро, как черное, косо поставленное зеркало. (Пришвин М.) 1) олицетворение 2) метафора 3) эпитет 4) сравнение

33 слайд

Описание слайда:

Укажите, какое средство выразительности использовано в приведенном ниже предложении. Котелок сердится и бормочет на огне. (Пришвин М.) 1) олицетворение 2) метафора 3) эпитет 4) сравнение Хмель, ползя по земле, хватается за встречные травы, но они оказываются слабоватыми для него, и он ползёт, пресмыкаясь, всё дальше. (Солоухин В.) 1) олицетворение 2) метафора 3) эпитет 4) сравнение Но и до сих пор я не знаю, как отнесся бы попутчик к моей просьбе насчет хлеба или ночлега, потому что, когда дошли до его деревни, он свернул с дороги на тропинку вдоль домов и сказал мне, дотронувшись до башлыка: "Ну, бывай здоров! Не падай духом..." (Солоухин В.) 1) олицетворение 2) метафора 3) фразеологизм 4) сравнение Но присесть было не на что, и я механически шагал, приминая рыхлый снежок и почти не продвигаясь вперед из этой бесконечной ночи к крохотному и недостижимому островку тепла и покоя, где теперь спит моя мать, не зная, что я бреду сквозь метельную темень. (Солоухин В.) 1) олицетворение 2) метафора 3) эпитет 4) сравнение Значит, не было случая до этого, чтобы рассказать и облегчить душу. (Солоухин В.) 1) олицетворение 2) фразеологизм 3) эпитет 4) сравнение

В самом задании уже есть подсказка, например: назовите троп в предложении№_, А тропов всего основных 4: метафора - развернутая метафора; эпитет, сравнение, олицетворение («одушевленная метафора»), а также гипербола, литота, аллегория, метонимия, синекдоха. Другие средства, которые предложены в КИМе(в задании)- это либо стилистические , либо синтаксические приемы , либо лексические средства.

Итак, все приемы делим на четыре группы:1. Тропы; 2. Стилистические средства.3. Синтаксические средства(приемы)4. Лексика - лексические средства. 5. Фонетические возможности. Звуковые средства.

ЕГЭ. Задание В8. Изобразительно-выразительные средства языка (это и есть тропы, или художественные приемы)

Изобразительно-выразительными средствами языка называются приемы, при помощи которых воспроизводится в воображении наглядный облик явления, рассчитанный на чувственно-эмоциональное восприятие.

  1. ТРОПЫ (Изобразительно-выразительными средствами языка)

Тропы (греч. tropos – оборот) – употребление слова не в прямом, а в переносном, иносказательном смысле.

Важнейшие виды тропов:

Сравнение - сопоставление явлений и понятий с другими явлениями Лед неокрепший на речке студеной словно как тающий сахар лежит. Радость ползет улиткой

Эпитет (греч. epitheton – приложение) – художественное определение. Мармеладное настроение А. Чехов. Отговорила роща золотая Березовым веселым языком.(С. Есенин):

А) эпитеты, выраженные существительными (матушка-Волга, батюшка-Дон, ветер-бродяга);

Б) эпитеты, выраженные прилагательными (очи светлые, брови собольи, зелено вино, сыра земля);

В ) эпитеты , выраженные наречиями:

Ты любишь горестно и трудно.

А сердце женское – шутя А.С.Пушкин

Постоянный эпитет- устоявшееся определение героев, образов в фольклоре: горючие слезы, красно солнышко, добрый молодец,путь –дороженька, лютый враг

Метафора (греч.metaphora – перенос) – скрытое сравнение, основанное на скрытом уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или по контрасту(шумит лес, опустел сад,взыгралась непогода) :

А) олицетворение речевой оборот, в котором слова, обозначающие свойства и признаки явлений одушевленного мира, применяются в описаниях внешне сходных явлений мира неодушевленного. Иными словами, олицетворение – это приписывание неодушевлённым предметам свойств живых существ:

Над омраченным Петроградом

Дышал ноябрь осенним хладом А.С.Пушкин

Терек воет, дик и злобен. М.Ю.Лермонтов;

Утешится безмолвная печаль… А.С.Пушкин

б ) развернутая метафора:

Но церковь на крутой вершине

Видна меж туч еще поныне,

И у ворот ее стоят

На страже черные граниты,

Плащами снежными прикрыты, И на груди их, вместо лат Льды вековечные горят. М.Лермонтов

Метафорический эпитет – сочетание функции эпитета и метафоры: туманная юность, золотые сны, седое утро, железная воля, шелковые ресницы, каменное сердце, железная воля (это устоявшиеся фразы, напоминают фразеологизмы по форме прил+сущ)

Символ (греч. symbolon – условный знак) – предмет или слово, условно выражающее суть какого-либо явления:

Да здравствует солнце, да скроется тьма! А.С.Пушкин

Здесь солнце – символ разума, счастья и знания.

Примером развернутого символа может служить стихотворение М.Лермонтова «Парус». Символ – понятее, более глубокое, чем метафора.

Аллегория – вид иносказания; отвлеченная идея, понятие, воплощенное в конкретном образе. Или развернутое уподобление, составные части которого складываются в систему намеков, т.е. обозначение конкретных явлений через признаки этих явлений. Так, богиня правосудия Фемида изображалась с весами и завязанными глазами. Весами мерились человеческие грехи, завязанные глаза аллегорически указывали на беспристрастность и объективность богини-судьи. Отсюда пошли такие выражения, как весы правосудия, слепое правосудие. Аллегория часто используется в баснях и сказках, где носителями свойств выступают животные, предметы, явления природы.

Метонимия (греч. metonomadzo – переименовывать).

Это такой прием, при котором замена слов производится не на основе сходства (как в метафоре), а на основе различных видов связи явлений. Эта связь может быть нескольких видов:

А) связь сосуда с его содержимым (выпил два стакана, съел тарелку супа, выкушал бокалов семь);

Б) связь материала и вещи, сделанной из него (янтарь на трубках Цареграда, Фарфор и бронза на столе; есть на золоте);

В) связь действий и обстоятельств с местом, где они происходили (ликует буйный Рим; это его Ватерлоо);

Г) связь вещей с их свойством, назначением или характером (лукавый кинжал, кровавый урок);

Д) связь общих понятий с конкретными (смелость города берет, окровавленное злодейство);

Е) связь явлений душевного порядка с характерными формами их проявления. (Сравните: грустить, тосковать – вздыхать; подвергать себя из-за своей глупости опасности – точить на себя топор, рубить под собой сук).

Синекдоха (особый вид метонимии) – (греч. synecdoche – понимание посредством чего-либо) – замена слов на основании количественных отношений, например, названия большего в значении меньшего, целого в значении части и наоборот. «Все флаги в гости будут к нам». «Мы всё глядим в Наполеоны».- А.С.Пушкин

«Все спит – и человек, и зверь, и птица»- Н.Гоголь. « Швед, русский – колет, рубит, режет - А.С.Пушкин»

Градация постепенность(Усиление или послабление)– обычно предполагает расположение слов и выражений по принципу их возрастающей силы или убывающей (« Я говорил, убеждал, требовал, приказывал».)

Оксиморон

Перифраз(а)- троп, указывающий на признак (царь зверей –лев; хозяин тайги – тигр, Северная Пальмира, Северная Венеция – все С-Петербург, златоглавая столица – Москва, мать всех городов русских –Киев)

2. Стилистические фигуры.

Стилистические фигуры – постоянные по смыслу и по конструкции выражения, обладающие определенными художественными возможностями.

анафора, или единоначатие:

Клянусь я первым днем творенья,

Клянусь его последним днем,

Клянусь позором преступленья

И вечной правды торжеством

М.Ю.Лермонтов;

Эпифора , или концовка, крайне редка в российском стихе, характерна для восточной поэзии:

Я наперсницы, кроме души своей, - не нашел,

Бескорыстней, чем сердце свое, - не нашел…

И сердечного плена нигде страшней не нашел.

плеоназм – повторение сходных слов и оборотов, нагнетание которых создает тот или иной стилистический эффект:

Друг мой, друг мой,

Я очень и очень болен.

градация . Этот прием заключается в том, что повторяется не одно и то же слово, а семантически близкие слова, то есть слова, близкие по значению, которые, постепенно усиливая друг друга, создают один образ, выражающий обычно последовательно нарастающее или затухающее чувство, мысль, а также воссоздают событие или действие: В старину любили хорошенько поесть, еще лучше любили попить, а еще лучше любили повеселиться (Н.В.Гоголь);

Сгорели в танках мои товарищи

До пепла, до золы, дотла. (Слуцкий) Швед, русский – колет, рубит, режет - А.С.Пушкин»

Оксиморон (оксюморон) – оборот речи, в котором новое выразительное значение возникает вследствие сочетаний противоположных по смыслу слов (добродушная свирепость, горячий снег, убогая роскошь, живой труп, Мертвые души).

Ирония (греч.eironeia – притворство) – может принимать вид любого другого тропа. Это такой оборот речи, в котором слова, характеризующие явление, употребляются в целях достижения комического эффекта в противоположном значении (философ в осьмнадцать лет, А.С.Пушкин.Откуда, умная, бредешь ты голова? И. Крылов.)

гипербола – художественное преувеличение (пир – на весь мир; редкая птица долетит до середины Днепра, Н.В.Гоголь);

литота – стилистическая фигура, состоящая в подчеркнутом преуменьшении, уничижении (мальчик с пальчик; мужичок с ноготок, Некрасов, он не блещет умом).

алогизм

3. Лексические средства. Изобразительные возможности лексики.

А) лексические повторы - намеренное повторение слова для обращения внимания читателя (Береги копейку, копейка не выдаст, все прошибешь на свете копейкой. Н.В.Гоголь);

плеоназм – повторение сходных слов и оборотов, нагнетание которых создает тот или иной стилистический эффект:

Друг мой, друг мой,

Я очень и очень болен.

Сам не знаю, откуда взялась эта боль… С.Есенин.

Фразеологизмы (крылатые слова)– устойчивые сочетания слов, постоянные по своему значению, составу и структуре. Кривить душой, на скорую руку, ни пуха ни пера, Рыцарь без страха и упрека

синонимы – слова, близкие по значению. Контекстные синонимы именно в контексте являются близкими.

антитеза – сопоставление противоположных по смыслу и значению явлений. (Сравните: первый день творенья – последний день, М.Ю.Лермонтов);

Контекстные антонимы именно в контексте являются противоположными. Вне контекста значение меняется (Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень – А. Пушкин)

Оценочная лексика – эмоционально окрашенные слова, содержащие оценку: простофиля, егоза, умниц, голосище.

Омонимы слова, звучащие одинаково, но имеющие разные значения пассаж в пении птиц, торговля в пассаже

Паронимы – близкие по звучанию, но различные по значению слова геройский- героический, действенный- действительный

Просторечия (просторечная лексика, или сниженная, или разговорная) – слова разговорного употребления, отличающиеся некоторой грубоватостью болван, вертихвостка, вихлять.

Диалектизмы – слова, бытующие в определенной местности. Драники, мшары, Буряки.

Заимствованные слова - слова, перенесенные из других языков. Пиар, парламент, консенсус, миллениум.

Книжная лексика – слова, характерные для письменной речи и имеющие особую стилистическую окраску. Бессмертие, стимул, превалировать

Жаргонизмы – слова, находящиеся за пределами литературной нормы./ Арго /- Голова- арбуз, глобус, тыква…

Неологизмы – новые слова, возникающие для обозначения новых понятий. Прозаседавшиеся, шопинг, клипмейкер, маркетинг.

Профессионализмы(специальная лексика) – слова, употребляющиеся людьми одной профессии. Камбуз.

Термины специальные понятия в науке, технике…Оптика, кататар.

Устаревшие слова.(архаизмы) – слова, вытесненные из современного языка другими, обозначающими те же понятия. Рачительный – заботливый, утеха – радость, отрок –юноша, око- глаз, выя- шея

Экспрессивная разговорная лексика – эмоционально окрашенные слова, имеющую несколько сниженную по сравнению с нейтральной лексикой стилистическую окраску. Грязнуля, крикун, бородач.

Палиндром - слово, фраза, строка, одинаково читающиеся слева направо и справа налево (кабак)

4. Синтаксические средства

пропуск – форма лаконического, «лозунгового» стиля. Его сила – в краткости, а краткость зависит от того, насколько умело отобраны и оставлены в фразе наиболее полновесные по значению и картинности слова. (Мы села – в пепел! Града – в прах! В мечи – серпы и плуги. В.А.Жуковский);

Неполные предложения см. пропуск (часто в диалоге, лозунге)

Умолчание, или многоточие – форма, воспроизводящая речь сильно взволнованного человека. Умолчание близко к пропуску:

Отец… Мазепа… казнь – с мольбою

Здесь, в этом замке мать моя … /Фигура предоставляет слушателю самому догадаться, о чем пойдет речь/.

риторический вопрос, восклицание, обращение – для усиления выразительности речи, не требуют ответа:

Куда ты скачешь, гордый конь,

И где опустишь ты копыта? А.С.Пушкин

Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Н.В.Гоголь.

Ряд однородных членов- это группы однородных членов, которые осложняют структуру предложения. Однородными могут быть любые члены предложения, с помощью которых более содержательно и полно передается смысл предложения

бессоюзие – перечень явлений, действий, событий, когда намеренно опускаются нужные союзы. Эффект быстроты сменяющихся образов, чувств, эмоциональная надрывность, волнение:

Мелькают мимо будки, бабы,

Мальчишки, лавки, фонари,

Дворцы, сады, монастыри,

Бухарцы, сани, огороды,

Купцы, лачужки, мужики,

Аптеки, магазины, моды.

Балконы, львы на воротах,

И стаи галок на крестах.

А.С.Пушкин

Многосоюзие (полисиндетон) – специальное введение дополнительных союзов, чтобы придать речи плавность, величавость, иногда – подчеркнуть эпически-спокойную, повествовательную манеру:

И пращ, и стрела, и лукавый кинжал.

Щадят победителя годы…

А.С.Пушкин

Парцелляция – намеренное нарушение границ предложения

Это была «Волга». Пепельная. С московским номером. (Обычно при парцелляции указывают 2 предложения. Чтобы верно определить этот прием, нужно перечитать предыдущее предложение и последующее).

Неполные предложения – в которых пропущен член предложения, который мог быть восстановлен из контекста. Впереди еще поворот, за ним ещё.

Вопросно – ответная форма изложения – Форма изложения, при которой чередуются вопросы и ответы на вопрос.

Синтаксический параллелизм – образное сопоставление двух сходных явлений, композиционно выраженное в виде параллельно расположенных фраз:

Черный ворон в сумраке нежном,

Черный бархат на смуглых плечах

А.Блок;

Травой зарастают могилы-

Давностью зарастает боль.

М.Шолохов.

Отрицательный параллелизм: подчеркнуть совпадение основных признаков сопоставляемых явлений:

То не ветер ветку клонит,

Не дубравушка шуршит,-

То мое сердечко стонет,

Как осенний лист дрожит.

С.Стромилов

Параллелизм служит для сравнения явлений природы с настроением человека.

Полно, белая березка, над водою бушевать,

Полно, глупая девчонка, надо мной озоровать – сходная синтаксическая конструкция.

алогизм – объединение в качестве однородных членов разного видового значения, имеющее целью создание комического эффекта. (Как только я выдержала экзамены, то сейчас же поехала с мамой, мебелью и братом…на дачу, А.П.Чехов);

инверсия – нарушение стандартного порядка слов, обратный: Белеет парус одинокий

Она стройна, ее движенья

То лебедя пустынных вод

Напоминают плавный ход,

То лани быстрое стремленье. А.С.Пушкин.

Курсив – выделенное слово, ключевое

Эллипсис – пропуск какого-либо члена предложения Мужики – за топоры. Мы сёла – в пепел, грады – в прах, В мечи – серпы и плуги. В.Жуковский

5.Звуковые средства выразительности. Фонетические средства (Встречается редко)

Аллитерация - прием усиления изобразительности путем повторения согласных звуков Подобна лилии крылатой,/ Колеблясь, входит Лала –Рук

Ассонанс - прием усиления изобразительности путем повторения гласных звуков. Скучна мне оттепель: вонь, грязь, весной я болен…А.Пушкин

Звукопись - прием усиления изобразительности текста путем такого построения фраз, строк, которое соответствовало бы воспроизводимой картине. Соловей: «То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался»И.Крылов

Звукоподражание - подражание с помощью звуков языка звукам живой и неживой природы. Когда гремел мазурки гром …А.Пушкин

  • Некоторые приемы могут быть в стилистике и тропах, или в синтаксисе и стилистике – надо быть внимательным и различать: переносное значение (образное) – это тропы; если строение самого предложения, его построение – это синтаксис. А если произвести на читателя эффект, выделить особенность фразы как ключ к проблеме текста – это стилистика.

Задание ЕГЭ В 8

ТЕОРИЯ

Художественно-выразительные средства языка

ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ.

1.Антонимы – разные слова, относящиеся к одной части речи, но противоположные по значению (добрый – злой, могучая – бессильная). Противопоставление антонимов в речи является ярким источником речевой экспрессии, устанавливающей эмоциональность речи: он был слаб телом, но силен духом.

2.Контекстные (или контекстуальные) антонимы – это слова, которые в языке не противопоставлены по значению и являются антонимами только в тексте: Ум и сердце – лед и пламень – вот основное, что отличало этого героя.

3.Гипербола – образное выражение, преувеличивающее какое-либо действие, предмет, явление. Употребляется в целях усиления художественного впечатления.: Снег валил с неба пудами .

4.Литота – художественное преуменьшение : мужичок с ноготок . Употребляется в целях повышения художественного впечатления.

5.Синонимы – это слова, относящиеся к одной части речи, выражающие одно и то же понятие, но в то же время различающиеся оттенками значения: Влюбленность – любовь, приятель – друг.

6.Контекстные (или контекстуальные) синонимы – слова, являющиеся синонимами только в данном тексте: Ломоносов – гений – любимое дитя природы. (В. Белинский)

7.Стилистические синонимы – отличаются стилистической окраской, сферой употребления: усмехнулся – хихикнул – засмеялся – заржал.

8.Синтаксические синонимы – параллельные синтаксические конструкции, имеющие разное построение, но совпадающие по своему значению: начать готовить уроки – приступить к подготовке уроков .

9.Метафора – скрытое сравнение, основанное на сходстве между далекими явлениями и предметами. В основе всякой метафоры лежит неназванное сравнение одних предметов с другими, имеющими общий признак.

Добрых людей на свете было, есть и, надеюсь, будет всегда больше, чем плохих и злых, иначе в мире наступила бы дисгармония, он перекосился бы…опрокинулся и затонул . Эпитет, олицетворение, оксюморон, антитеза могут рассматриваться как разновидность метафоры.

10.Развернутая метафора – развернутое перенесение свойств одного предмета, явления или аспекта бытия на другой по принципу сходства или контрасту. Метафора отличается особой экспрессивностью. Обладая неограниченными возможностями в сближении самых разных предметов или явлений, метафора позволяет по-новому осмыслить предмет, вскрыть, обнажить его внутреннюю природу. Иногда является выражением индивидуально-авторского видения мира.

11.Метонимия – перенос значений (переименование) по смежности явлений. Наиболее употребительные случаи переноса:

А) с человека на его какие-либо внешние признаки: Скоро ли обед? – спросил постоялец, обращаясь к стеганой жилетке;

б) с учреждения на его обитателей: Весь пансион признавал превосходство Д.И. Писарева;

12.Синекдоха – прием, посредством которого целое выражается через его часть (нечто меньшее входящее в нечто большее) Разновидность метонимии. «Эй, борода ! А как проехать отсюда к Плюшкину?»

13.Оксюморон – сочетание контрастных по значению слов, создающих новое понятие или представление.Чаще всего оксюморон передает отношение автора к предмету или явлению: Грустное веселье продолжалось…

14.Олицетворение – один из видов метафоры, когда перенос признака осуществляется с живого предмета на неживой. При олицетворении описываемый предмет внешне употребляется человеку: Деревца, нагнувшись ко мне, протянули тонкие руки.

15.Сравнение – одно из средств выразительности языка, помогающее автору выражать свою точку зрения, создавать целые художественные картины, давать описание предметов. Сравнение обычно присоединяется союзами: как, словно, будто, точно, и т.д. но служит для образного описания самых различных признаков предметов, качеств, действий. Например, сравнение помогает дать точное описание цвета: Как ночь , черны его глаза.

16.Фразеологизмы – это почти всегда яркие выражения. Поэтому они – важное экспрессивное средство языка, используемое писателями как готовые образные определения, сравнения, как эмоционально-изобразительные характеристики героев, окружающей действительности и т.д.: у таких людей, как мой герой, есть искра божия .

17.Эпитет – слово, выделяющее в предмете или явление какие-либо его свойства, качества или признаки. Эпитетом называют художественное определение, т.е красочное, образное, которое подчеркивает в определяемом слове какое-нибудь его отличительное свойство. Эпитетом может служить всякое значащее слово, если оно выступает как художественное, образное определение к другому:

1) существительное: болтушка сорока.

2) прилагательное: роковые часы.

3) Наречие и деепричастие: жадно всматривается; слушает замерев ; но чаще всего эпитеты выражаются с помощью прилагательных, употребленных в переносном значении: взоры полусонные, нежные, влюбленные .

СИНТАКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ.

1. Анафора – это повторение отдельных слов или оборотов в начале предложения. Используется для усиления высказанной мысли, образа, явления: Как рассказать о красоте неба? Как поведать о чувствах, переполняющих душу в этот момент?

2. Антитеза – стилистический прием, который состоит в резком противопоставлении понятий, характеров, образов, создающий эффект резкого контраста. Она помогает лучше передать, изобразить противоречия, противопоставить явления. Служит способом выражения авторского взгляда на описываемые явления, образы и т.д.

3. Градация – стилистическая фигура, заключающая в следовательном нагнетании или, наоборот, ослаблении сравнений, образов, эпитетов, метафор и других выразительных средств художественной речи: Ради своего ребенка, ради семьи, ради народа, ради человечества – берегите мир!

4 Инверсия – обратный порядок слов в предложении. При прямом порядке подлежащее предшествует сказуемому, согласованное определение стоит перед определяемым словом, несогласованное – после него, дополнение после управляющего слова, обстоятельство образа действия – перед глаголом: Современная молодежь быстро поняла ложность этой истины . А при инверсии слова располагаются в ином порядке, чем это установлено грамматическими правилами. Это сильное выразительное средство, употребляемое в эмоциональной, взволнованной речи: Родина любимая, земля моя родная, тебя ли нам беречь!

5. Парцелляция – прием расчленения фразы на части или даже на отдельные слова. Ее цель – придать речи интонационную экспрессию путем ее отрывистого произнесения: Поэт внезапно встал. Побледнел.

6. Повтор – сознательное употребление одного и того же слова или сочетания слов с целью усилить значение этого образа, понятия и т.д.: Пушкин был страдалец, страдалец в полном смысле этого слова.

7. Риторические вопросы и риторические восклицания особое средство создания эмоциональности речи, выражения авторской позиции.

Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Кто в минуту гнева не требовал от них роковой книги, дабы вписать в оную свою бесполезную жалобу на притеснение, грубость и неисправность? Кто не почитает их извергами человеческого рода, равными покойным подьячим или, по крайней мере, Муромским разбойникам?

Какое лето, что за лето? Да это просто колдовство!

8. Синтаксический параллелизм одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений. С его помощью автор стремиться выделить, подчеркнуть высказанную мысль: Мать – это чудо земное. Мать – это слово святое.

ЗАДАНИЕ В8. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Работа с текстами.

1 вариант

(1)С чьей-то лёгкой руки природу русского Севера журналисты называют неброской, неяркой и скромной. (2)Между тем нигде по стране нет таких ярких, таких выразительных, очень контрастных и многозвучных красок, как на Севере России.

(З)Красота этих мест обусловлена не одним лишь разнообразием ландшафтов, сочетающих невысокие горы, холмы, долины, распадки, озёра и реки, обрамлённые лесами, лугами, кустарниками; она обусловлена и разнообразными, то и дело сменяющими друг друга пейзажными настроениями. (4)Эта смена происходит порою буквально в считанные секунды, не говоря уже о переменах, связанных с четырьмя временами года. (5)Лесное озеро из густо-синего моментально может преобразиться в серебристо-сиреневое, стоит подуть из леса лёгкому шуточному ветерку. (б)Ржаное поле и берёзовый лес, речное лоно и луговая трава меняют свои цвета в зависимости от силы и направления ветра. (7)Но кроме ветра есть ещё солнце и небо, время дня и ночи, новолуние и полнолуние, тепло и холод. (8)Бесчисленная смена состояний и сочетаний всего этого тотчас отражается на пейзаже, сопровождая его ещё и своеобразием запахов, звуков, а то абсолютной тишиной, какая бывает в предутреннюю пору белой безветренной ночи, либо в зимнюю, тоже совершенно безветренную нехолодную ночь. (9)Вспомним короткие, почти чёрно-белые зимние дни, сопровождаемые, казалось бы, одной графикой: белые поля, чёрные леса и изгороди, серые дома и постройки. (10)Даже в такое время снега имеют свои оттенки, а что говорить о солнечном утре и о морозной вечерней заре! (11)У человека пока нет таких красок, нет и названий многих цветовых состояний закатного или утреннего неба. (12)Сказать, что заря алая (или багровая, или лиловая), значит почти ничего не сказать: заря ежеминутно меняет свои цвета и оттенки, на линии горизонта краски одни, чуть выше совсем другие, и самой границы между зарёй и небом не существует. (13)А каким цветом назовёшь ярко слепящий солнечным блеском зимний наст, в тени голубовато-просвеченный в глубину и серебристый, словно плавящийся под прямыми лучами? (14)Морозное солнце рождает такое же богатство цветовых тонов, как, например, по-весеннему тёплое. (15)Но даже при плотных тучах, особенно перед началом весны, зимний пейзаж неоднороден, снега то синеватые, то с едва заметной желтизной, лесные дали то дымчато-сиреневые, то чуть голубоватые с коричневым цветом более ближнего лозняка, с сизоватой ольхой, с ясной сосновой зеленью и едва уловимой салатной окраской осинок. (16)Такое предвесеннее состояние ассоциируется с умиротворённою тишиной, с запахами снега, древесной плоти, сена, печного дыма.,

(17)А сколько состояний ночного густо-фиолетового неба с гроздьями звёзд, уходящими в перспективу и бесконечность! (18)Весеннее и летнее небо меняет свои цвета так же быстро, не скупится на оттенки и колориты, щедрость его на краски безгранична. (19)Постоянно меняются и зелёные краски леса, и цвет водной глади в озёрах и реках. (20)Вода то светлая, стальная, то голубая, то синяя до чернильной густоты, то вдруг, особенно в тишине первых осенних холодов, становится зеленоватой.

(21)Надо быть глухим и слепым или же болезненно увлечённым чем-то отрешённо-своим, чтобы не замечать этих бесконечно меняющихся картин мира.

(По В. Белову)

А31, В1 - В7. В

В8. «Бесконечно меняющаяся картина мира описана автором текста с помощью разнообразных средств выразительности. Так, уже в первом предложении употреблены такие лексические средства, как __________ («...неброской, неяркой, скромной...» - предложение 1; «...ярких, выразительных...» - предложение 2). __________(предложения 10, 17) подчёркивают эмоциональное настроение автора текста. При описании пейзажей Севера В. Белов использует такой троп, как _____________ «сизоватая ольха», «шуточный ветерок» и т. д.). При описании природы Севера, её неповторимости автор употребляет такие синтаксические средства, как____________(предложения 3, 20)».

Список терминов:

1) сравнительный оборот

2) эпитеты

3) фразеологизм

4) контекстные синонимы

5) анафора

6) парцелляция

7) вопросно-ответная форма изложения

8) ряды однородных членов

9) риторические восклицания

2 вариант

(1)3емля - космическое тело, а мы - космонавты, совершающие очень длительный полёт вокруг Солнца, вместе с Солнцем по бесконечной Вселенной. (2)Система жизнеобеспечения на нашем прекрасном корабле устроена столь остроумно, что она постоянно самообновляется и таким образом обеспечивает возможность путешествовать миллиардам пассажиров в течение миллионов лет.

(З)Трудно представить себе космонавтов, летящих на корабле через космическое пространство, сознательно разрушающих сложную и тонкую систему жизнеобеспечения, рассчитанную на длительный полёт. (4)Но вот постепенно, последовательно, с изумляющей безответственностью мы эту систему жизнеобеспечения выводим из строя, отравляя реки, сводя леса, портя Мировой океан. (5)Если на маленьком космическом корабле космонавты начнут суетливо перерезать проводочки, развинчивать винтики, просверливать дырочки в обшивке, то это придется квалифицировать как самоубийство. (6)Но принципиальной разницы у маленького корабля с большим нет. (7)Вопрос только размеров и времени.

(8)Человечество, по-моему, - это своеобразная болезнь планеты. 9)Завелись, размножаются, кишат микроскопические, в планетарном, а тем более во вселенском, масштабе существа. (10)Скапливаются они в одном месте, и тут же появляются на теле земли глубокие язвы и разные наросты. (11) Стоит только привнести капельку зловредной (с точки зрения земли и природы) культуры в зелёную шубу леса (бригада лесорубов, один барак, два трактора) - и вот уж распространяется от этого места характерное, симптоматическое, болезненное пятно. (12)Снуют, размножаются, делают своё дело, выедая недра, истощая плодородие почвы, отравляя ядовитыми отправлениями своими реки и океаны, саму атмосферу Земли.

(13)К сожалению, столь же ранимыми, как и биосфера, столь же беззащитными перед напором так называемого технического прогресса оказываются такие понятия, как тишина, возможность уединения и интимного общения человека с природой, с красотой нашей земли. (14)С одной стороны, человек, задерганный бесчеловечным ритмом современной жизни, скученностью, огромным потоком искусственной информации, отучается от духовного общения с внешним миром, с другой стороны, сам этот внешний мир приведен в такое состояние, что уже подчас не приглашает человека к духовному с ним общению.

(15)Неизвестно, чем кончится для планеты эта оригинальная болезнь, называемая человечеством. (16)Успеет ли Земля выработать какое-нибудь противоядие?

(По В. Солоухину)

В8. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А29 - А31, В1 - В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру О. Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны тми в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов № 1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки.

«В первых двух предложениях текста использован такой троп, как ___________. Этот образ «космического тела» и «космонавтов» является ключевым к пониманию авторской позиции. Рассуждая о том, как ведёт себя человечество по отношению к своему дому, В. Солоухин приходит к выводу, что «человечество - это болезнь планеты». ____________ («снуют, размножаются, делают свое дело, выедая недра, истощая плодородие почвы, отравляя ядовитыми отправлениями своими реки и океаны, саму атмосферу Земли») передают негативные деяния человека. Употребление в тексте ___________(предложения 8, 13, 14) подчёркивает, что всё сказанное автору далеко не безразлично. Употреблённый в 15-м предложении ____________ «оригинальная» придаёт рассуждению печальный финал, который заканчивается вопросом».

Список терминов:

1) эпитет

2) литота

3) вводные слова и вставные конструкции

4) ирония

5) развёрнутая метафора

6) парцелляция

7) вопросно-ответная форма изложения.

8) диалектизм

9) однородные члены предложения

3 вариант

(1)Некоторое время волею судеб мы жили в деревне Светихе, занимая половину пятистенного дома. (2)Против дома - ровная зелёная лужайка. (3) Приятно ступать босиком, лежать в тени развесистой старой липы...

(4)И вот мы видим из окна, как соседка наша Нюшка выносит большой таз помоев и выливает его на лужайку, как раз против окон. (5)Нюшке понравилась чем-то лужайка, и она каждый день стала носить помои и выливать их на одно и то же место. (б)Зловонная чёрная язва образовалась на нашей когда-то чистой зелёной лужайке. (7)И мы пошли делегацией на другую половину дома. (8)Я и жена говорили о вреде мух, о свирепости летних болезней, о чувстве и значении прекрасного. (9)Нюшка слушала молча, пока мы не дошли до её конкретной помойки. (10)Соседка тут послала нас довольно-таки далеко, но всё же с указанием самого точного, недвусмысленного адреса. (11)Бросив свою энергичную, из четырёх слов состоящую фразу, она ушла за перегородку, а мы как ошпаренные выскочили из избы.

(12)Между тем события развивались. (13)Чтобы хоть как-нибудь нейтрализовать действие помойки под окнами, жена посыпала гнилую чёрную язву дустом: всё-таки дезинфекция. (14)Нюшка наблюдала из окна за санитарно-гигиеническими действиями вражеского стана, и не знаю, на какую фантазию подтолкнуло бы её увиденное, но совпало так, что у Нюшки околел петух. (15)Не думаю, чтобы от дуста. (16)Тогда почему же не передохли все остальные куры? (17)Но в воображении Нюшки факт преломился по-своему: она решила, что ей объявили войну, что война эта ведётся недозволенными химическими средствами. (18)Нужно было ждать ответных действий, и они не заставили ждать себя долго.

(19)В тихий предрассветный час в комнату с рыданиями вбежала жена и бросилась на кровать. (20)Долго она не могла объяснить мне, что случилось, и вдруг выпалила:

Иди и немедленно застрели её пса Рубикона!

(21 Оказывается, Нюшка только что, минут десять назад, пришибла палкой нашего Афанасия - прекрасного пушистого котёнка. (22)Жена рыдала и требовала немедленной мести. (23)Дело, значит, будет выглядеть так: я в ответ на Нюшкино злодеяние убиваю Рубикона - она затаптывает в грязь наши простыни, вывешенные сушиться в саду; я беглым огнём истребляю всех её кур и уток, возможно, поросёнка - она ошпаривает кипятком наших детей... (24)Вероятно, так и началась история на земле. (25)Крупица зла породила горошину зла, горошина породила орех, орех - яблоко... (26)И вот в конце концов накопился океан зла, где может потонуть всё человечество...

(27) - Выход есть: возьми пачку дрожжей, что я привёз из Москвы, и отнеси ей, - сказал я.

(28)Жена посмотрела на меня испуганно, как на сошедшего с ума, у неё даже слёзы высохли.

(29) - Да лучше я её съем зараз всю! - прошептала она.

(30) - Скажи, что подарок этот от нас, - твёрдо проговорил я.

(31) - Ни в жизнь!

(32) - Возьми и отнеси!..

(33)И жена пошла. (34)Я понимал, что она сейчас совершает героический поступок, в некотором смысле даже великий, потому что подняться на ступеньку труднее, чем спуститься, вылезти из болота на сухое место более трудно, чем с сухого места шагнуть в болото, а самое трудное во все времена и для каждого чело века - переступить через самого себя...

(35)Когда она вернулась, глаза её сияли, а голос прерывался от радостной волнения. (З6)Оказывается, соседка, поняв, что к ней пришли с миром, вдруг за плакала и бросилась обнимать жену. (37)А потом обе они плакали на плече друг дружки. (38)Не успели мы успокоиться, как Нюшка появилась на нашем пороге -глаза её светились счастьем, в руках она держала большое решето, полное отбор -ного репчатого лука.

(По В. Солоухину)

В8. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А28-А30, В1-В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра а списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

«В начале текста автор, рассказывая о развивающихся враждебных отношениях соседей, использует _______ (предложения 4-18), что достигается соединением ________(«помойка», «околел», «не передохли») и __ («пошли делегацией», «нейтрализовать действие», «за санитарно-гигиеническими действиями вражеского стана»). В тексте встречаются яркие оценочные суждения с использованием _______ («зловонная чёрная» (язва) - «чистой зелёной» (лужайки).»

Список терминов:

1) контекстуальные (контекстные) синонимы

2) эпитеты

3) разговорная лексика

4) фразеологизмы

5) синтаксический параллелизм

6) книжная лексика

7) метафора

8) контекстуальные (контекстные) антонимы

9) ирония

КЛЮЧИ К ЗАДАНИЯМ

1 вариант: 4, 9, 2, 8

2 вариант: 5, 9, 3, 1

3 вариант: 9, 3, 6 ,8



Что еще почитать