Совет экономической взаимопомощи состав. Варшавский договор и совет экономической взаимопомощи. Цель создания СЭВ

Варша́вский догово́р (Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи)- документ, оформивший создание военного союза европейских социалистических государствпри ведущей ролиСоветского Союза- Организации Варшавского договора (ОВД) и закрепивший двуполярность мира на 34 года. Заключение договора явилось ответной мерой на присоединениеФРГкНАТО.

Договор подписан Албанией,Болгарией,Венгрией,ГДР,Польшей,Румынией,СССРиЧехословакией14 мая1955 на Варшавском совещании европейских государств по обеспечению мира и безопасности в Европе.

Договор вступил в силу 5 июня1955 года.26 апреля1985 года, ввиду истечения срока действия, был продлён на 20 лет.

В соответствии с его условиями и Уставом ООН, государства - участники Варшавского договора обязывались воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или её применения, а в случае вооружённого нападения на кого-либо из них оказать подвергшимся нападению государствам немедленную помощь всеми средствами, какие представятся им необходимыми, включая применение вооружённых сил.

На Московском заседании ПКК (1958) была принята Декларация, в которой предлагалось заключить пакт о ненападении между государствами - участниками Варшавского договора и членами НАТО.

В принятой на заседании ПКК в Москве (1960) Декларации союзные государства одобрили решение Советского правительства в одностороннем порядке отказаться от ядерных испытанийпри условии, что западные державы также не возобновят ядерных взрывов, и призвали создать благоприятные условия для завершения выработки договора о прекращении испытанийядерного оружия.

На Варшавском совещании ПКК (1965) обсуждалось положение, сложившееся в связи с планами создания многосторонних ядерных сил НАТО, а также рассмотрены защитные меры на случай осуществления этих планов.

Будапештское совещание ПКК (1966) - принята Декларации об укреплении мира и безопасности в Европе.

В связи с преобразованиями в СССР и других странах ЦентральнойиВосточной Европы25 февраля1991 годагосударства-участники ОВДупразднили её военные структуры, а1 июля1991 в Праге подписали Протокол о полном прекращении действия Договора.

Сове́т экономи́ческой взаимопо́мощи (СЭВ)- межправительственная экономическая организация, действовавшая с1949по1991, созданная по решению экономического совещания представителейБолгарии,Венгрии,Польши,Румынии,СССРиЧехословакии.Штаб-квартира СЭВнаходилась вМоскве.

Был создан в январе 1949 на Московском экономическом совещании представителей СССР, Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии и Чехословакии, но по-настоящему активная его деятельность началась около 1960 года, когда руководство СССР пыталось сделать СЭВ своего рода социалистической альтернативой ЕЭС (Европейское экономическое сообществоили «общий рынок», предшественникЕвропейского союза). Его целью было экономическое и научно-техническое сотрудничествосоциалистических стран. Также разрабатывались единые стандарты и нормы для стран-участниц.

В октябре 1974 года СЭВ получил статус наблюдателя в ООН . Цель создания СЭВ - содействовать путём объединения и координации усилий стран-членов Совета дальнейшему углублению и совершенствованию сотрудничества и развитию социалистической экономической интеграции, планомерному развитию народного хозяйства, ускорению экономического и технического прогресса, повышению уровня индустриализации стран с менее развитой промышленностью, непрерывному росту производительности труда, постепенному сближению и выравниванию уровней экономического развития и неуклонному подъёму благосостояния народов стран-членов СЭВ.

Первоначально в состав СЭВ вошли страны- участницы Московского совещания, а затем были приняты: Албания (февраль 1949) и Германская демократическая республика (сентябрь 1950).

Правительство Югославии, открыто ставшее на путь вражды по отношению к Советскому Союзу и странам народной демократии, не было принято в состав СЭВ Заявление Югославии о том, что в отношении неё якобы совершён акт дискриминации, было отведено правительством Советского Союза как необоснованное.

В начале своей деятельности СЭВ концентрировал свои усилия главным образом на развитии торговли между социалистическими странами. В дальнейшем в работе СЭВ главным направлением все больше становится координация народнохозяйственных плановстран - участниц Совета.

Деятельность СЭВ имела ряд важных позитивных результатов: в странах, входящих в эту организацию, с помощью других членов СЭВ создавалась развитая индустрия, осуществлялось строительство, проводилось научно-техническое сотрудничество и т.д. СЭВ способствовал интеграции экономических систем стран-участников, их прогрессу в экономическом и техническом развитии. Через СЭВ координировалась клиринговая(бартерная) торговля между странами-участницами, проводилось согласование и взаимная привязка народнохозяйственных планов.

В 1975на долю стран-членов СЭВ приходилась треть мирового промышленного производства, хозяйственный потенциал этих государств вырос с 1949 в несколько раз.

Между тем масштабы и формы производственной кооперации внутри СЭВ существенно отставали от западных стандартов. Этот разрыв увеличивался вследствие невосприимчивости нерыночного хозяйства к НТР.

5 января1991 на заседании исполнительного комитета Совета экономической взаимопомощи, которое проходило в Москве, было принято решение о преобразовании СЭВ в Организацию международного экономического сотрудничества.

28 июня1991 в Будапеште страны-члены СЭВ: Болгария, Венгрия, Вьетнам, Куба, Монголия, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия на 46-м заседании сессии Совета подписали Протокол о расформировании организации. Вместе с этим завершилась и история социалистической экономической интеграции.

Отдельные структуры, изначально созданные в рамках СЭВ (например, Международный банк экономического сотрудничества,Международный инвестиционный банк,Интерспутник), существуют и продолжают свою деятельность до сих пор.

Главная причина распада СЭВ - ко времени своего вступления на «путь социализма» большинство стран не достигли той высокой стадии индустриальной зрелости, которая предполагает формирование внутренних стимулов к интеграции. Крушению СЭВ в определённой мере способствовало и выдача желаемого за действительное и продуцирование неработающих интеграционных программ.

Для СССР и России СЭВ сыграл двоякую роль. С одной стороны, СССР оказался обладателем долга в размере 15 млрд рублей. Дело в том, что если в 1975-1985 годах партнеры по блоку были должны СССР 15 млрд руб., то за период с 1986по1990 годыроли поменялись: теперь уже Советский Союз задолжал 15 млрд руб. Поскольку Совет экономической взаимопомощи перестал существовать в неблагоприятный для СССР момент, расплачиваться с долгами пришлось именно ему. С другой, СССР был приобретён опыт по созданию организации, регулирующей экономическую деятельность нескольких стран.

СЭВ: СЭВ Совет экономической взаимопомощи (1949 1991). Здание СЭВ Сэв: Сэв, Морис французский поэт и музыкант. Сэв, Дидьен бельгийский конструктор ручного огнестрельного оружия … Википедия

СЭВ - Совет Экономической Взаимопомощи с 1941 по 1991 Межправительственная экономическая организация. Члены СЭВ: Албания (до 1961), Болгария, Венгрия, Вьетнам, ГДР (до 1990), Куба, Монголия, Польша, Румыния, СССР, Чехословакия. Секретариат находился в… … Словарь сокращений и аббревиатур

См. Совет экономической взаимопомощи. * * * СЭВ СЭВ, см. Совет экономической взаимопомощи (см. СОВЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ВЗАИМОПОМОЩИ) … Энциклопедический словарь

СЭВ - [сэв], а, м. Совет экономической взаимопомощи (См. совет). ◘ В области экономических связей заметно возрасла роль СЭВа. Свое 30 летие СЭВ встречает по деловому. Брежнев, 1979, 9. Входящие в СЭВ страны выплавляют почти каждую третью тонну… … Толковый словарь языка Совдепии

См. Совет экономической взаимопомощи … Большой Энциклопедический словарь

См. Совет Экономической Взаимопомощи. Горная энциклопедия. М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Е. А. Козловского. 1984 1991 … Геологическая энциклопедия

СЭВ, см. СОВЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ВЗАИМОПОМОЩИ. Источник: Энциклопедия Отечество … Русская история

- (COMECON, СМЕА) См.: Совет экономической взаимопомощи (Council for Mutual Economic Assistance). Экономика. Толковый словарь. М.: ИНФРА М, Издательство Весь Мир. Дж. Блэк. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.. 2000 … Экономический словарь

СЭВ - СЭВ, см. Совет экономической взаимопомощи … Демографический энциклопедический словарь

Сэв М. - СЭВ, Сев (Scève) Морис (ок. 1501– ок.1564), франц. поэт. Глава Лионской школы неоплатонич. лирики. Любовно эмблематич., стилистически изощрённая поэма в децимах (десятистишиях) Делия, эклоги, эпитафии. Религ. поэма Микрокосмос (1562) … Биографический словарь

Книги

  • Краткий справочник конструктора , Р. И. Гжиров. В справочнике систематизированы руководящие и наиболее употребительные справочные материалы в соответствии с государственными стандартами и стандартами СЭВ поосновным элементам…
  • Марксизм и теория личности , Люсьен Сэв. Предлагаемую читателю в русском переводе книгу МАРКСИЗМ И ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ можно закономерно рассматривать как продолжение и развитие идей замечательного французского философа-марксиста и…

Никита Хрущев в ООН (а был ли ботинок?)

Как известно, история развивается по спирали. Это в полной мере относится и к истории Организации Объединенных Наций. За более чем полвека своего существования ООН претерпела немало изменений. Созданная на волне эйфории победы над гитлеровской Германией, Организация ставила перед собой смелые и во многом утопические задачи.

Но время многое расставляет на свои места. И надежды на создание мира без войн, нищеты, голода, бесправия и неравенства сменились стойким противостоянием двух систем.

Об одном из самых ярких эпизодов того времени, знаменитом «ботинке Хрущева» рассказывает Наталия Терехова.

РЕПОРТАЖ:

12 октября 1960 года состоялось самое бурное в истории Организации Объединенных Наций заседание Генеральной Ассамблеи. В этот день делегация Советского Союза, которую возглавлял Никита Сергеевич Хрущев, внесла на рассмотрение проект резолюции о предоставлении независимости колониальным странам и народам.

Никита Сергеевич произнес по своему обыкновению эмоциональную речь, которая изобиловала восклицательными знаками. В своем выступлении Хрущев, не жалея выражений, обличал и клеймил колониализм и колонизаторов.

После Хрущева на трибуну Генеральной Ассамблеи поднялся представитель Филиппин. Он выступал с позиций страны, которая на себе испытала все тяготы колониализма и после долгих лет освободительной борьбы добилась независимости: «По нашему мнению, предложенная Советским Союзом декларация должна была бы охватывать и предусматривать неотъемлемое право на независимость не только народов и территорий, все еще остающихся под управлением западных колониальных держав, но также народов Восточной Европы и других районов, лишенных возможности свободно осуществлять свои гражданские и политические права и, так сказать, проглоченных Советским Союзом».

Слушая синхронный перевод, Хрущев взорвался. Посоветовавшись с Громыко, он решил просить у Председателя слово по порядку ведения заседания. Никита Сергеевич поднял руку, но на него никто не обратил внимания.

О том, что произошло дальше, рассказал в своих воспоминаниях известнейший мидовский переводчик Виктор Суходрев, многократно сопровождавший Никиту Сергеевича в поездках: «Хрущев любил снимать часы с руки и вертеть их. В ООН он стал стучать кулаками по столу в знак протеста против выступления филиппинца. В руке были зажаты часы, которые просто-напросто остановились.

И тогда Хрущев в сердцах снял с ноги ботинок, вернее, открытую плетеную сандалию и начал стучать каблуком по столу».

Это и был тот миг, который вошел в мировую историю как знаменитый «хрущевский ботинок». Ничего подобно зал Генеральной Ассамблеи ООН еще не видел. Сенсация родилась прямо на глазах.

И вот, наконец, главе советской делегации предоставили слово:
«Я протестую против неравноправного отношения к представителям государств, здесь заседающих. Почему этот холуй американского империализма выступает? Он затрагивает вопрос, он не процедурный вопрос затрагивает! И Председатель, который симпатизирует этому колониальному господству, он не останавливает его! Разве это справедливо? Господа! Господин Председатель! Мы живем на земле не милостью божьей и не вашей милостью, а силой и разумом нашего великого народа Советского Союза и всех народов, которые борются за свою независимость.

Нужно сказать, что посредине выступления Хрущева синхронный перевод прервался, поскольку переводчики судорожно подыскивали аналог русскому слову «холуй». Наконец, после затянувшейся паузы было найдено английское слово «jerk», которое имеет широкий диапазон значений - от «дурака» до «подонка». Западным репортерам, освещавшим в те годы события в ООН, пришлось изрядно попотеть, пока они не нашли толковый словарь русского языка и не поняли значения метафоры Хрущева.

Находилось достаточное количество причин, которые приводили к объединению стран. В одни годы это было военное противостояние (как, например, в случае с Антантой на заре XX века или антигитлеровской коалицией в его середине), в другие - необходимость финансовой или политической поддержки (СНГ после или создание СЭВ - союза экономической взаимопомощи в конце 40-х годов прошлого столетия). Немного подробнее остановимся на последней озвученной нами коалиции. Создание СЭВ. Как это было.

Начнем с того, что первопричиной создания подобного экономического объединения в 1949 году стали разрушительные и масштабные последствия II Мировой войны. Страны Восточной и в ходе этого глобального военного конфликта понесли невероятные человеческие и экономические потери. Вернее было бы даже сказать, что финансовый сектор этих государств был полностью разрушен. Восстановления требовала не только промышленность, но и жилой сектор, а также инфраструктура, не говоря уже о численности населения. Необходимы были регулярные поставки сырья, оборудования и, безусловно, продовольствия. Образование СЭВ в 1949 году призвано было помочь в решении этих вопросов.

Страны, вошедшие в состав

Участниками нового содружества стали Европы, а именно: Румыния, Болгария, Советский Союз, Польша, Чехословакия и Венгрия. Через несколько месяцев к ним присоединяется Албания, а на следующий год и демократическая часть Германии (ГДР).

Создание СЭВ изначально предполагало, что в его состав будут входить только европейские государства и СССР. Однако в 1962 году на очередном заседании было принято решение, что участниками союза вполне могут быть и другие страны, полностью разделяющие и поддерживающие основные цели объединения. Подобная смена политики позволила включить в состав участников Монгольскую Народную Республику, Вьетнам и Кубу. Однако в 1961 году Албания разорвала все соглашения и прекратила свое участие в союзе, ввиду смены государственной позиции правительством страны.

Деятельность союза

Стоит отметить следующий факт: несмотря на то, что создание СЭВ пришлось на 1949 год, свою активную деятельность это экономическое сообщество начало лишь в 60-х. Именно в эти годы руководство самого крупного государства-участника (СССР) решило превратить объединение в своеобразный социалистический лагерь, подобный Европейскому обладающему общим рынком. Иначе говоря, создалось подобие современному Евросоюзу. Страны СЭВ с 1964 года начали активно взаимодействовать в масштабной системе банковских взаиморасчетов. Все операции производились через созданный в 1963 году. Через семь лет появилась новая финансовая структура. Ее задачей стала выдача долгосрочных кредитов на реализацию планов сообщества. Эта организация получила название Международного инвестиционного банка.

70-годы ознаменовались новым этапом - создание СЭВ-программы, направленной на экономическое объединение и взаимопроникновение. Она предполагала развитие высших форм государственной интеграции: инвестиций, производственной кооперации, сотрудничества в области научно-технических разработок. Именно в этот период возникли различные интернациональные концерны и предприятия. К 1975 году, несмотря на заметное отставание от своих западных конкурентов, страны СЭВ обладали 1/3 мирового промышленного производства. Однако внутри коалиции назревала тенденция к капиталистическому пути развития рынка. СССР делал попытки присоединиться к новым экономическим программам, но безуспешно. Политическая обстановка 80-х привела к смене правительств и в ряде стран-участниц (самом Советском Союзе, в том числе), что в итоге закончилось ликвидацией объединения по инициативе его членов. Нельзя не сказать, что создание СЭВ позволило многим странам Европы возродить разрушенную войной экономику и подняться на новый уровень экономического развития.

И . В работе органов СЭВ участвуют на основе соглашения между СЭВ и производством СФРЮ. В качестве наблюдателей на заседаниях некоторых органов СЭВ присутствуют представители Афганистана , КНДР , Лаоса , НДРЙ, Анголы , Эфиопии . На основе специальных соглашений с СЭВ сотрудничают Финляндия , Мексика , Мозамбик , Ирак , Никарагуа , а также некоторые международные организации (1985).

Цель СЭВ — содействовать путём объединения и координации усилий стран-членов Совета дальнейшему углублению и совершенствованию сотрудничества и развитию социалистической экономической интеграции, планомерному развитию народного хозяйства, ускорению экономического и технического прогресса, повышению уровня индустриализации стран с менее развитой промышленностью, непрерывному росту производительности труда , постепенному сближению и выравниванию уровней экономического развития и неуклонному подъёму благосостояния народов стран-членов СЭВ.

Основные органы СЭВ: Сессия Совета (высший орган), Исполнительный комитет (главный исполнительный орган); комитеты по сотрудничеству в области плановой деятельности, материально-технического снабжения, научно-технического сотрудничества, машиностроения; постоянные комиссии по экономическому и научно-техническому сотрудничеству в отдельных отраслях народного хозяйства; совещания руководителей или представителей компетентных органов (ведомств) стран-членов СЭВ; Секретариат СЭВ (экономический и административно-исполнительный орган). В структуру Совета входят Институт СЭВ по стандартизации и Международный институт экономических проблем мировой социалистической системы.

Большое внимание в работе СЭВ уделяется всемерному развитию сырьевых отраслей и энергетики в странах — членах Совета. Проблемы горной промышленности , нефти и , а также наиболее полного обеспечения потребностей экономики этих стран минерально-сырьевыми ресурсами рассматриваются в Комитетах СЭВ и в Постоянных комиссиях СЭВ по сотрудничеству в области , химической, и газовой промышленности , и цветной металлургии , геологии . Объединяя усилия, страны-члены СЭВ большую часть своих потребностей в важнейших видах сырья, топлива и энергии удовлетворяют за счёт взаимных поставок.

На 25-м заседании сессии СЭВ (1971) принята Комплексная программа дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции стран-членов СЭВ. В последующем Комплексная программа получила дальнейшее развитие и конкретизацию в форме долгосрочных целевых программ сотрудничества (ДЦПС), в т.ч. ДЦПС по обеспечению экономически обоснованных потребностей стран-членов СЭВ в основных видах энергии, топлива и сырья.

Среди важнейших мероприятий ДЦПС, принятой в 1978 и рассчитанной до 1990, а по некоторым направлениям и до 2000, — максимальное вовлечение в хозяйственный оборот национальных топливно-энергетических ресурсов и прежде всего твёрдых видов топлива для производства электроэнергии; расширение поисковых и разведочных работ по выявлению и оценке запасов топлива и сырья, в т.ч. изучение перспектив нефтегазоносности, угленосности и рудоносности территорий стран-членов СЭВ, особенно территорий менее изученных в геологическом отношении стран: CPB, Кубы, MHP, исследований морей и океанов с целью использования их минеральных ресурсов , проведения оценок прогнозных запасов важнейших видов рудных и нерудных полезных ископаемых; разработка и внедрение новых прогрессивных видов оборудования и технических средств для добычи твёрдых полезных ископаемых , нефти и газа, для геологоразведочных работ , для изучения и освоения минеральных ресурсов акваторий; сооружение совместными усилиями предприятий по добыче и переработке руд чёрных и цветных металлов, угля; увеличение полноты переработки нефти, получение искусственного газа и бензина из угля, экономное расходование минерального сырья и топлива.

Среди важнейших результатов плодотворного сотрудничества — уникальные по своей мощности и протяжённости "Дружба" и газопровод "Союз", горно-обогатительный комбинат "Эрдэнэт" в MHP, никелевые заводы на Кубе, объединенные электроэнергетические системы европейских стран-членов СЭВ.

В разработке и реализации совместных программ активно участвуют координационные центры (КОЦ) "Интергеотехника", "Интергеонефтегаз", "Интерпромгеофизика", "Интернефтегаз-геофизика", Совет уполномоченных Международных геологических экспедиций в MHP, Совет совместной организации "Петробалтик" и национальные организации стран-членов СЭВ.

С целью улучшения работ в области научной и технической информации в топливно-энергетических и сырьевых отраслях стран-членов СЭВ созданы Международные отраслевые системы научно-технической информации (МОСНТИ) — "Геоинформ", "Информнефтегаз", "Информуголь", "Цвет- метинформ", "Черметинформ" и др.

Экономическое совещание стран-членов СЭВ на высшем уровне в 1984, отметив актуальность Комплексной программы и ДЦПС, определило новый комплекс задач, направленных на переход к качественно более высокому уровню развития многостороннего сотрудничества, нацелило интеграционные процессы на повышение темпов экономического развития и перевод народного хозяйства на путь интенсификации. В соответствии с решениями экономического совещания 1985 разработана и принята на 41-м (внеочередном) заседании сессии СЭВ Комплексная программа научно-технического прогресса стран-членов СЭВ до 2000, охватывающая 5 приоритетных направлений: электронизация народного хозяйства, комплексная автоматизация, атомная энергетика, новые материалы и технология их производства и обработки, биотехнология. Эти направления, лежащие в основе современных революционных сдвигов в науке, технике и производстве, являются базой для выработки и осуществления согласованной, а в ряде областей и единой научно-технической политики братских государств.



Что еще почитать