Собор петра и павла расписание. Кафедральный собор св. Петра и Павла. Концертный зал им. Чайковского

Неповторимой и непривычной для Москвы архитектурой привлекает к себе Кафедральный собор Петра и Павла. Он соединил в себе неоготику, черты романского стиля и элементы модерна. Но не только своеобразный облик храма притягивает москвичей и гостей столицы. В стенах действующего лютеранского храма находится один из старейших органов России. Его завораживающие звуки раздаются во время церковных служб, в соборе также регулярно проходят замечательные концерты органной музыки.

Появление кирхи

Еще со времен походов царя Ивана Грозного в Ливонию в Москву доставлялись плененные немцы, которые частично поселялись в городе. Покровительствовал иностранцам Борис Годунов. В течение нескольких веков приезжали из Европы в Россию иноземцы торговать, врачевать, поступали на военную царскую службу. Обосновавшись в России, они сохраняли свои традиции и вероисповедание. Так в 20-е годы XVII столетия возникла в Москве лютеранская община. В Немецкой слободе основали лютеранский молитвенный дом, затем построили деревянную церковь.

В 1817 году общиной был выкуплена усадьба Лопухиных и в следующем году приступили к перестройке барского дома в церковь. Король Пруссии Фридрих Вильгельм III не только пожертвовал деньги на ее строительство, но и лично присутствовал на закладке храма. Предоставил ссуду также и император Александр I. Вскоре кирха была перестроена и освящена в честь святых Петра и Павла, а в 1837 году под ее сводами впервые зазвучали мощные аккорды органа.

Уже в середине следующего века собор реконструировали, и он обрел неоготический стиль. Вскоре на башне появился колокол, который был подарен прусским кайзером Вильгельмом. К началу XX столетия количество прихожан значительно выросло, и было решено кирху перестроить с целью увеличения ее площади. В 1905 году работы были закончены, и храм обрел статус кафедрального лютеранского собора.

В первые послереволюционные годы из собора, как и из многих других храмов, были изъяты ценности, а в 30-е годы пастор кирхи и все члены церковного совета подверглись аресту и были расстреляны. Прекратились церковные службы. Городские власти решили перестроить здание и открыть в нем кинотеатр, что и было сделано.

Следующим владельцем сооружения стала студия «Диафильм», ее стараниями проводилась перепланировка, в результате чего был полностью уничтожен интерьер, а вскоре и разобран шпиль.

Трагична история органа. В начале Второй мировой войны инструмент был вывезен за Урал. Оказался он в оперном театре Новосибирска. Поступили с редким инструментом варварски: часть ушла просто на металлолом, некоторые его элементы использовались для декораций.

Возрождение собора

В 90-е годы лютеранской общине Москвы вновь было передано строение собора. Поначалу восстановили алтарную часть, а уже в 2004 году, благодаря активной спонсорской поддержке неравнодушных людей, начались работы по восстановлению утраченного облика здания.

Общине было возвращено не только историческое сооружение, но и орган. Некогда инструмент принадлежал другой лютеранской церкви, находившийся в Немецкой слободе. После закрытия храма орган известной фирмы «Вильгельм Зауэр» был изъят и хранился, представьте себе, в московском крематории. Но сегодня справедливость восторжествовала. Уникальный орган прошел капитальный ремонт, установлен в Кафедральном соборе Петра и Павла и радует своим звучанием не только прихожан церкви, но и многочисленных поклонников органной музыки на проводимых здесь концертах.

Приобрести билеты на концерт со скидкой можно по .

Кафедральный собор церковь Петра и Павла в Москве - афиша, билеты на концерты органной музыки, расписание, схема зала.

Евангелическо-Лютеранский Кафедральный Собор церковь святых Петра и Павла в Старосадском переулке - это действующий собор в котором проходят концерты органной музыки. Концерты проходят здесь в свободное от богослужений время, тем самым открывая всем желающим (вне зависимости от убеждений и взглядов) возможность приобщиться к тысячелетнему культурному наследию России и Европы.

Первые лютеране появились в Москве в XVI веке. Это были приглашенные из Европы ремесленники, врачи и купцы. А уже в 1694 году Пётр I заложил лютеранскую каменную церковь во имя святых апостолов Петра и Павла – которая и была освящена год спустя, при его личном присутствии. Во время Большого Московского пожара 1812 года, храм сгорел. И приход приобрёл усадьбу Лопухиных близ Покровки, на Старосадском переулке. На средства короля Пруссии Фридриха-Вильгельма III, а также при участии Александра I, в июне следующего года началась перестройка купленного дома под церковь – были возведены купол и крест. 18 августа 1819 года храм освятили. В феврале же 1837 года в нём впервые зазвучал орган. В 1862 году была произведена реконструкция в неоготическом стиле, по плану архитектора А.Майнхардта. А в 1863 году на башню был поднят колокол, подаренный кайзером Вильгельмом I.

Церковь играла огромную роль не только в религиозной, но и в музыкальной жизни Москвы – в ней выступали известные московские и иностранные исполнители. Достаточно упомянуть органный концерт Ференца Листа, который прошёл 4 мая 1843 года.

5 декабря 1905 года состоялось освящение церкви в качестве Кафедрального собора Московского Консисториального округа. В 1918 году собор получил статус Кафедрального собора России, а затем и всего Советского Союза.

Однако в послереволюционные годы в СССР начались гонения на религию. Здание у общины забрали. В 1937 году собор переделали под кинотеатр «Арктика», а затем передали студии «Диафильм». Произведённая перепланировка, к сожалению, полностью уничтожила весь внутренний интерьер. В 1941 году церковный орган был эвакуирован в оперный театр Новосибирска, где был частично пущен на металлолом, частично – на декорации. А перед Всемирным фестивалем молодёжи и студентов в 1957 года был разобран шпиль собора.

В июле 1992 года, постановлением Правительства Москвы здание было возвращено общине. И в 2004 году, после долгих усилий, удалось найти спонсоров, как среди частных лиц, так и среди организаций. Это дало возможность приступить к масштабным восстановительным работам. Наконец, 30 ноября 2008 года, во время торжественного богослужения, состоялось освящение возрождённого собора.

В настоящее время в соборе, помимо богослужений, проходят многочисленные концерты – звучат музыкальные инструменты, поют восхитительные голоса, оживает волшебная музыка. Установленный напротив алтарной части орган «SAUER» (построен в 1898 году предприятием Вильгельма Зауэра, одной из крупнейших органостроительных фирм Германии) – один из немногих сохранившихся в России романтических органов девятнадцатого столетия. Уникальная акустика Евангелическо-Лютеранского Кафедрального собора святых Петра и Павла даёт возможность в полной мере насладиться его звучанием.

В Москве есть несколько мест, где можно услышать настоящий органный концерт.

1. Московский международный Дом Музыки (ММДМ). Это 10-этажное здание общей площадью более 40 тыс. кв.м. Здесь три зала, в одном из которых стоит самый большой в России орган. В Дом Музыки давали концерты такие именитые звезды, как: Пласидо Доминго, Хосе Каррерас, Зураб Соткилава и др. В ММДМ есть все для того, чтобы слушатели могли получить максимальное удовольствие от выступления.
Адрес: Москва, Космодамианская набережная, д. 52, стр. 8.
Метро: Павелецкая.

Это действующая лютеранская церковь. Построена в 19 веке. Органные концерты здесь проводятся регулярно несколько раз в день. Стоимость билетов около 2 т.р. Можно прийти по купонам, скидка в этом случае составит 50% стоимости. Купоны приобрести можно .
Адрес: Москва, Старосадский переулок, 7/10, стр. 10.
Метро: Китай-город.

Очень красивый собор, выполнен в неоготическом стиле. Орган, который находится здесь, был построен еще в 1955 г. для собора «Basel Münster» в Базеле, а в 2002 году был передан в дар Римско-католическому собору в Москве. Это один из самых больших органов в России, 74 регистра, 4 мануала, 5563 трубы.
Стоимость билетов на органные концерты от 650 руб. Приобрести можно онлайн через ponominalu.ru .
Адрес: ул. Малая Грузинская, 27/13.
Метро: Краснопресненская.

– основной зал Московской государственной филармонии. Был построен в 1940 г. Изначально на его месте планировали построить театр В.Э. Мейерхольда, но во время строительства Мейерхольд был репрессирован и расстрелян. В итоге театральный зал переоборудовали в концертный. Из Петербургского собора св. Петра и Павла привезли старинный (1839 г.) немецкий орган, на котором в 60-е гг. 19 в. играл П.И. Чайковский. Но при перевозке из Петербурга в Москву он получил серьезные повреждения и к 1959 г. находился уже в неудовлетворительном состоянии. В итоге в зале установили новый орган чешской фирмы «Ригер-Клосс», 81 регистр, 7800 труб.
Билеты на концерты можно приобрести на официальном сайте http://www.meloman.ru/calendar/
Адрес: Триумфальная площадь, 4/31.
Метро: Маяковская.

Здесь находится старейший орган России – орган, созданный немецким мастером Ф. Ладегастом или так называемый «Хлудовский» орган (по имени первого владельца, им был московский купец Василий Алексеевич Хлудов).
С концертной программой можно ознакомиться на официальном сайте музея http://www.glinka.museum/
Адрес: Москва, ул. Фадеева, 4.
Метро: Новослободская, Маяковская.

Здесь в 2008 г. появился небольшой мобильный орган на 12 регистров производства немецкой фирмы Glatter-Götz - Klais. Концерты проходят по субботам. Стоимость билета 400-500 руб.
Адрес: ул. Дольская, 1.
Метро: Царицыно, Орехово.

– это единственная англиканская церковь в столице. Он известен своей архитектурой и проводимыми здесь органными концертами. Изначально после постройки в соборе установили орган производства английской фирмы «Brindley&Foster», но в советское время он был утерян и сейчас концерты проводят на трехмануальном электронном органе фирмы «Viscount».
Стоимость билетов – от 1350 р.
Адрес: Вознесенский переулок д. 8.
Метро: Тверская, Охотный ряд.

Ван Гог. Восемь саксофонов, орган и водная анимация
Московская музыкальная жизнь перенасыщена разнообразными событиями - ежедневно в афише можно найти концерты на любой вкус. В этой жесткой борьбе за слушателя лидируют или концерты, привлекающие именами мировых звезд, или предлагающие некую изюминку, вызывающие любопытство. Благотворительный фонд «Бельканто» имеет собственное лицо и не теряется в московском музыкальном море: каждый организованный им концерт – эксклюзив. Репертуар концертов, предлагаемых Фондом огромен – от детских спектаклей с анимэ до Вивальди, от музыки Queen до реквиема Моцарта. Да и проходят эти концерты в интересных местах - вот в одно из них, Кафедральный собор Петра и Павла, я и отправилась в минувшую субботу. Пришедших ожидал концерт «Ван Гог. Восемь саксофонов, орган и водная анимация» из цикла «Звучащие полотна». Причем на самом деле органов было даже два: современный электроорган и исторический орган фирмы «Зауэр» (1898 год) (на обоих блистала исполнительским искусством Анна Суслова). Да и программа концерта была чрезвычайно интересная: звучали не только произведения великих Баха, Моцарта, Генделя, Перголези, Дебюсси, но и современных композиторов таких как Гильермо Лаго и Карл Дженкинс. Надо сказать, что сюиту Г. Лаго «Ciudades» я раньше никогда не слышала, и она, исполненная четырьмя саксофонистами, была прекрасна. Но в концерте участвовало восемь саксофонов, это были два квартета: Sirenes Saxofone Quartet – состоящий из прелестных девушек, и чисто мужской «Российский квартет саксофонистов», причем на саксофонах исполнялась в том числе и музыка, специально для них не написанная, но в переложении звучащая интересно. Правда, на мой взгляд, в соревновании с органом, саксофоны все-таки проигрывали. Музыка сопровождалась проекциями на апсиду собора произведений Ван Гога и вариациями на темы его картин, выполненных в технике водной анимации-эбру (художник – Анна Клыковская). Когда я собиралась на концерт, то именно водная анимация вызывала во мне некоторые сомнения, я практически никогда ее не видела, хотя и догадывалась, что это такое. На самом деле оказалось очень интересно следить, как прямо у тебя на глазах создается картина, плавно перетекающая в другую, например морской пейзаж превращается в цветущий сад, а на звездном небе вдруг распускается ирис. В результате Фонду «Бельканто» чудесным образом удалось в одном концерте соединить несколько видов искусства, причем соединить их очень органично – жаль в программке не удалось обнаружить имени режиссера всего этого действа.

https://2ekzegeza2.livejournal.com/115017.html



Что еще почитать