Скачать проект на тему любовная лирика есенина. Презентация по литературе на тему «Любовная лирика Сергея Есенина» скачать бесплатно. Сообщение ученика об Айседоре Дункан



Любовная лирика Сергея Есенина волшебная, сильная и обезоруживающая. Конечно, у большинства людей поэзия Сергея Александровича в первую очередь ассоциируется с описанием красот природы. Но кроме березовых рощ, бескрайних лугов, Руси-матушки и колосящихся полей есть и любовь в творчестве Есенина. На самом деле, любовная лирика этого поэта куда мощнее березово-ситцевых четверостиший, хотя первая родилась благодаря второй.



Поэтичную одухотворенность Есенина и трепетное отношение к женщинам мы можем увидеть в цикле «Персидские мотивы». Поэт, побывав на Востоке, был поражен их жестоким обычаям и отношению к прекрасному полу: Мы в России девушек весенних На цепи не держим, как собак, Поцелуям учимся без денег, Без кинжальных хитростей и драк.


Сергею Александровичу было не понять, зачем скрывать женскую красоту, по его мнению, ею нужно постоянно любоваться, ведь жизнь так быстротечна. Любовь в творчестве Есенина приобретает порой простую и понятную форму, а иногда напротив – лирического героя окутывает целая гамма чувств и переживаний. Это мы можем увидеть в стихотворении «Заметался пожар голубой», посвященное актрисе Августе Миклашевской: Поступь нежная, легкий стан, Если б знала ты сердцем упорным, Как умеет любить хулиган, Как умеет он быть покорным.


Любовная лирика Сергея Есенина очень многослойна, в своих произведениях он говорит об этом чувстве то обреченно и с отчаянием, то с радостью и верою в чудо. Если бы не такая бурная личная жизнь, постоянные романы, женщины, меняющиеся одна за другой, навряд ли бы любовь в творчестве Есенина приобрела такой оттенок, какой мы наблюдаем в его стихотворениях.












Сколько критиков толковало о загадке редчайшей популярности Есенина, а, собственно, загадки-то и не было. Талант душевной распахнутости, искренности, обаяния природа соединила в одном человеке с поразительным даром слышать музыку времени, чувствовать красоту мира, жить, «волнуясь сердцем и стихом».



Он огромен в своих берегах. К тому же берега его поэзии в нашем понимании раздвигаются, а русло углубляется. И дело тут не только в том, что мы находим новые материалы – стихи, письма, документы, обогащающие наши представления о нем. Прибыль идет от всего наследия, от всего того, что мы знали и раньше. Кажется в стихах его все ясно. Как говорят, черным по белому писано. Но за этой ясностью, как и за ясностью стихов Лермонтова, есть загадка. Загадочен источник чувств, их глубина, а значит, и сами стихи».



Разделы: Литература

  • Обучающая: обозначить своеобразие развития любовной темы в стихотворениях поэта, показать специфику поэтических образов в лирике С.Есенина; с применением ИКТ ввести разностороннюю информацию: теоретическую и демонстрационную, практические задания;
  • Развивающая:
  • формировать умения самостоятельно определять задачи своей деятельности; искать и отбирать материал;
  • Воспитывающая:
  • пробудить интерес к лирическим стихотворениям.

Ход урока

I. Организационный момент.

Объявление темы, цели урока

II. Новый материал.

Но вы мне по-прежнему милы,
Как родина и как весна.
С.А.Есенин

2 слайд (тема)

3 слайд (цель)

1. Слово учителя.

Какое место занимала тема любви в творчестве Есенина?

Для Сергея Есенина тема любви, бесспорно, является главной. Причём не только в творчестве, но и в жизни. Особенности этого яркого чувства индивидуальны и зависят от личности поэта. Но в то же время они обусловлены временными предпосылками. Философ Н.Бердяев считал: "Любовь есть не только источник творчества, но и сама любовь к человеку есть уже творчество, есть излучение творческой энергии".

4 слайд.

Каков лирический герой Есенина?

Лирический герой отражает личные переживания поэта, связанные с теми или иными событиями его жизни. Он страдает, истязает себя, а затем находит очищение в исповеди.

Давайте попытаемся понять, как Есенин чувствует и как выражает в слове Любовь.

Он любил всегда, многих, по-разному.

2. Адресаты любовной лирики.

Сообщение ученика о Ш.Н.Тертерян

Замечателен цикл стихов "Персидские мотивы". В основе цикла - поездки Есенина по Азербайджану. Главная особенность стихотворений - поэтизация чувства любви, светлого и прекрасного. Стихи задушевны и лиричны, мелодичны и просты. В них тема любви сближается с основной темой лирики Есенина - темой Родины. Шаганэ Нерсесовна Тертерян (Тальян)- армянская учительница, ставшая прототипом романтического женского образа, украсившего поэтический цикл "Персидские мотивы", который был создан поэтом во время трех поездок в Грузию и Азербайджан (в Персию, как говорил Есенин) в 1924-1925 гг.

"Сергей Александрович познакомился в Батуми с молодой армянкой по имени Шаганэ. Это была на редкость интересная, культурная учительница местной армянской школы, прекрасно владевшая русским языком" (из воспоминаний Л. И. Повицкого).

Первая учебная ситуация

Карточка №1

1. Прослушайте стихотворение

7 слайд. Аудиокнига. Звучит стихотворение "Шаганэ ты моя, Шаганэ!" в исполнении актёра Юрия Богатырёва

2. Как обращается поэт к Шаганэ? Каково настроение лирического героя?

3. Приведите примеры яркой образности, метафоричности языка поэта.

4. Выпишите из стихотворения эпитеты, сравнения, метафоры.

5. Попытайтесь раскрыть смысл понравившейся фразы.

6. В чём своеобразие стихотворения? Что изменилось в настроении лирического героя? Какие строки помогли вам это понять?

Шаганэ Тертерян (Тальян) увлекалась поэзией Есенина. Известно, что поэт часто читал ей новые произведения, говорил с ней о достоинствах персидских поэтов, брал из её домашней библиотеки книги (например, "Армянскую антологию" в переводе В. Брюсова), а, расставаясь, подарил ей свой поэтический сборник "Москва кабацкая" (1924), сопроводив дарственной надписью: "Дорогая моя Шаганэ, // Вы приятны и милы мне. С. Ееенин". Отголоски всего этого можно найти в "Персидских мотивах", посвященных Шаганэ ("Спой мне песню, моя дорогая, // Ту, которую пел Хайям" и др.).

В одном из стихотворений, посвященных ей, неожиданно появляется другой женский образ, который сравнивается поэтом с прекрасной Шаганэ:

Там, на севере, девушка тоже,
На тебя она страшно похожа,
Может, думает обо мне...
Шаганэ ты моя, Шаганэ.

"На тебя она страшно похожа..." Кого напомнила Есенину красавица-армянка? Не имеет ли образ девушки, "страшно похожей" на Шаганэ, связь с загадочным женским образом, грустью озарившим стихотворение "Собаке Качалова"? Не о той ли, "что всех безмолвней и грустней", вспоминает поэт и в другом стихотворении цикла "Персидские мотивы"-"Никогда я не был на Босфоре..."?

Заглуши в душе тоску тальянки,
Напои дыханьем свежих чар.
Чтобы я о дальней северянке
Не вздыхал, не думал, не скучал.

Продолжая поиск, изучим письма Есенина, написанные в период создания "Персидских мотивов". Может быть, они прольют свет на загадку и помогут выяснить, о ком "думал" и "скучал" поэт.

Большинство писем, написанных во время пребывания Есенина на Кавказе, адресовано Г. А. Бениславской.

Сообщение ученика о Г.А.Бениславской

Изучение мемуарной литературы, связанной с жизнью и творчеством поэта, позволяет установить, что Галина Артуровна Бениславская (1897-1926) - журналистка, которая несколько лет, вплоть до своей смерти, работала в московской газете "Беднота". Интересна её родословная: по матери - грузинка, по отцу - француженка. Если предположить, что она сохранила материнские черты лица (восточные), то, возможно, она была чем-то внешне похожа на Шаганэ.

Находясь на Кавказе, Есенин посылал Бениславской письмо за
письмом, в которых делился с нею своими творческими планами, радостями и тревогами, порой исповедовался, ругая себя за житейские промахи.

Галя милая! Очень болен и потому не могу Вам написать и рассказать, как живу в Батуми. Только просьбы и просьбы. Перепечатайте эти стихи и сдайте куда хотите... Продавать мои книги можете, не спрашивая меня. Надеюсь на ваш вкус в составлении..."

Галя, голубушка! Спасибо за письмо, оно меня обрадовало... Дорогая, делайте всё так, как найдёте сами. Я слишком ушёл в себя и ничего не знаю, что я написал вчера и что напишу завтра. Только одно во мне сейчас живёт. Я чувствую себя просветлённым, не
не этой глупой шумливой славы, не надо построчного успеха, Я понял, что такое поэзия..." "

В Галине Бениславской соединились неразрывно чувство возвышенной любви к поэту и чувство глубокого понимания его таланта. Именно поэтому она и решила посвятить себя издательским делам Есенина и заботе о нем и его "близких, что, безусловно, позволило поэту" сосредоточиться исключительно на творчестве. Сохранились письма, свидетельствующие о том, как глубоко был благодарен Есенин своему "ангелу-хранителю".

Друг Есенина, поэт-имажинист Вольф Эрлих вспоминает, как восторженно произносил поэт в то время имя Бениславской: "Вот ты сейчас и Галю увидишь! Она красивая!.. Ну так вот! Галя - мой друг! Больше, чем друг! Галя - мой хранитель! Каждую услугу, оказанную Гале, ты оказываешь лично мне!"

"Там, на севере, девушка тоже, // На тебя;она страшно похожа..."

Есть все основания утверждать, что речь в этом стихотворении из "Персидских мотивов" идёт о Галине Бениславской. Но вернёмся к стихотворению "Собаке Качалова". "Ты за меня лизни ей нежно pyкy // За все в чём был и не был виноват..."

Наверняка найдутся ребята, которые засомневаются в том, что и эти строки имеют прямое отношение к Галине Бениславской.

"Эта девушка, умная и глубокая, любила Есенина преданно и беззаветно. Есенин отвечал большим дружеским чувством".

И только известие о женитьбе Есенина на внучке Толстого -

С. А. Толстой - заставило разорвать отношения с ним. Безусловно, разрыв с Бениславской не мог не сказаться на состоянии души Есенина. Были сломаны "вешки", о которых писал Вольф Эрлих, а новые найти было далеко не просто.

Я помню, любимая, помню
Сиянье твоих волос.
Не радостно и не легко мне
Покинуть тебя довелось.

("Я помню, любимая, помню...", 1925).

Брак с С. А. Толстой не был для Есенина счастливым.

В декабре 1923 г. произошла трагедия в гостинице "Англетер". За день до гибели Есенин подарил Вольфу Эрлиху известное стихотворение "До свиданья, друг мой, до свиданья".

Почему Есенин вручил своё последнее поэтическое откровение Эрлиху? Не потому_ ли, что был уверен, что он покажет его Галине Бениславской.

Быть может, именно ей и посвятил он это стихотворение.

Через год после смерти поэта (3 декабря Л 1926 г.) Галина Бёниславская застрелилась на его могиле, оставив записку: "Самоубилась здесь, хотя и знаю, что после этого ещё больше собак будут вешать на Есенина... Но ему и мне это всё равно. В этой могиле для меня всё самое дорогое..."

По завещанию её похоронили рядом с могилой поэта.

Вторая учебная ситуация

Карточка №2

9 слайд. Аудиокнига. Звучит стихотворение "Я помню, любимая, помню...", в исполнении актёра Сергея Никоненко

1. Прослушайте стихотворение

2. Какие интонации преобладают?

3. Отметьте особенности поэтического языка.

4. Какие слова повторяются чаще всего и несут в себе основную идею написанного?

Отличительные черты стихотворения:

12 слайд, 13 слайд

Сообщение ученика о Миклашевской

Августа Леонидовна Миклашевская актриса Камерного театра

По мнению исследователей поэзии Есенина, именно ей посвящён цикл его стихов "Любовь хулигана".

Читаем в её воспоминаниях: "Есенин дорог душой своей щедрой. Щедрый на дары был. Мне вот бессмертие он подарил: Самое лучшее качество Есенина - искренность. У него в стихах душа живая бьётся, плачет, радуется, смеётся, озорничает: Как в жизни, так и в стихи выплеснулось:"

"Как-то Есенин позвонил мне и ждал с номером журнала, в котором были стихи. Так было и со следующими публикациями.

В кафе вошёл Сергей. Увидел нас, сразу вышел. А через несколько минут сразу вошёл, подошёл к нам и положил передо мной огромный букет цветов. Молча положил. И удалился. Букет на коленях моих лежал:"

Видеофрагмент из музея С.Есенина (Русская литература. Мультимедийная энциклопедия)

Аудиокнига. Звучит стихотворение "Заметался пожар голубой..." в исполнении актёра Юрия Богатырёва.

Третья учебная ситуация

Карточка №3

1. Прослушайте стихотворение

2. Какой основной мотив стихотворения?

3. Как умеет любить хулиган?

4. Отметьте особенности поэтического языка.

Зарубежные маршруты С.Есенина

Ещё одна страница в жизни Сергея Есенина - Айседора Дункан.

Увидев на концерте танец Айседоры, Есенин мечтал о знакомстве. Их знакомство произошло на литературном вечере у художника Камерного театра Якулова: ":Она приехала в красном шелковом хитоне и, войдя в зал, усталым взором обвела присутствующих. В углу, на низкой софе, она увидела кудрявую голову блондина, юноши поразительной красоты, смотревшего на нее странными, блистающими желтоватым отливом глазами.

Сообщение ученика об Айседоре Дункан

Не гляди на ее запястья
И с плечей ее льющийся шелк.
Я искал в этой женщине счастья,
А нечаянно гибель нашел.

Подумай и ответь:

Какие лики любви открывает читателям поэт?

Каков собирательный образ любимой женщины в творчестве С.Есенина?

16 слайд

Вывод: любовь к женщине, в которой чувственное начало всё больше просветляется и уравновешивается началом духовно-нравственным, сливается с внутренне преображённым чувством любви к Родине, природе, ко всему живому, к жизни в целом. Любовь помогает острее чувствовать жизнь, углубляется её философское звучание. Любовь для Есенина не только разлука, боль, страдания, но и радость, и полёт, и источник творчества.

17 слайд

Выберите наиболее понравившееся стихотворение.

Обоснуйте свой выбор. Подготовьте анализ стихотворения.

Темы рефератов:

1) Роль деталей в стихотворениях о любви у Есенина

2) Что помогло Есенину сформироваться как поэту?

3) Московская жизнь поэта. Встреча с А.Блоком.

19 слайд

Тест по лирике любви С.Есенина

Определите жанр стихотворения "Письмо к женщине"

а) мадригал

б) элегия

г) послание

2. Кто является адресатом стихотворения "Я помню, любимая, помню..."?

а) Айседора Дункан

б) Шаганэ Нерсесовне Тальян

в) Галина Бениславская

г) Августа Миклашевская

3. Кому посвящён поэтический цикл "Любовь хулигана"?

а) Галине Бениславской

б) Августе Миклашевской

в) Зинаиде Райх

г) Айседоре Дункан

Сколько стихотворений о любви вошло в цикл "Персидские мотивы"?

Определите художественный приём в выделенной строке.

Ты такая ж простая, как все,
Как сто тысяч других в России.
Знаешь ты одинокий рассвет,
Знаешь холод осени синей.

а) олицетворение

б) аллегория


В творчестве С. Есенина тема любви звучит, начиная с самых ранних стихотворений. Сначала это произведения фольклорно- поэтического, стилизаторского характера, например «Подражание песне», написанное в 1910 году: «Мне хотелось в мерцании пенистых струй С алых губ твоих с болью сорвать поцелуй». Стихотворение похоже на народную лирическую песню.


Исполнены лиризма и другие стихотворения этого периода- «Выткался на озере алый свет зари...», «Сыплет черемуха снегом...», «зачем зовешь...» Они посвящены Анне Сардановской - сестре друга детства поэта. Неуемное ликование души рождено любовью, восторженными мечтами о встрече: «Зацелую допьяна, изомну, как цвет, Хмельному от радости пересуду нет...»


Позже в любовной лирике появляются мотивы, сливающие воедино поэзию любви с поэзией природы, передающие возвышенную одухотворенность чувства и его целомудренность. Так, в стихотворении «Зеленая прическа...», посвященном Л.И. Кашиной, хрупкая девушка сравнивается с тонкой, заглядевшейся в пруд березкой, ее косички – с ветвями, прибранными лунным гребешком.




Совсем иная «любовь» появляется в «Москве кабацкой». Начало 20 годов – время душевного кризиса поэта, мечущегося между старой и новой Россией, чувствующего свою ненужность. Утешения он искал в пьянстве и разгуле. Кажется, он не способен на светлое чувство. В «Письме к женщине» Есенин признается: И я склонился над стаканом, Чтоб, не страдая ни о ком, Себя сгубить В угаре пьяном...


Любовь теперь видится ему не прекрасным светлым чувством, а бедой, омутом: «я не знал, что любовь - зараза, Я не знал, что любовь - чума». Слова оскорбления адресуются всем женщинам: "свора собачья". Однако в конце герой проливает сентиментальные слезы и просит прощения: «Дорогая, я плачу. Прости... Прости...». Утешения герой все же пытается искать в любви, любовью старается излечить кровоточащие душевные раны.


И он находит его. Цикл «Любовь хулигана» посвящен Августе Миклашевской. Любовь к этой женщине была целительной для больной и опустошённой души поэта. Одухотворенное чувство к Миклашевской просветляет, возвышает и вдохновляет Есенина на творчество, заставляет снова ипо-новому поверить в значимость идеального чувство.


В стихотворении «Заметался пожар голубой...» он восклицает: «В первый раз я запел про любовь, В первый раз отрекаюсь скандалить». Лирический герой признается: «Разонравилось пить и плясать И терять свою жизнь без оглядки». Смысл своего существования он видит в том, чтобы смотреть на возлюбленную, "видеть глаз злато-карий омут", касаться тонкой ее руки и волос ее "цветом в осень". Он старается доказать, "как умеет любить хулиган, как умеет он быть покорным".


В любви, в любимой женщине лирический герой видит смысл существования: «Я б навеки пошел за тобой». Это возрождение огрубевшего сердца, звонкая песнь исцеленной Лиры. Любовная линия продолжает свое развитие и в стихотворении "Ты такая ж простая, как все", где портрет любимой представляется лирическому герою строгим иконным ликом богоматери.


1924 году Есенин совершил поездку в Батуми, где познакомился с Шаганэ Тальян-Тертарьян, женщиной, вдохновившей поэта на создание «Персидских мотивов». Одно за другим появляются стихотворения: «Шаганэ ты, моя Шаганэ...» «Я спросил сегодня у менялы...» «Ты сказала, что Саади...»


Лирический герой влюблен и хочет поведать о своем чувстве: «Как сказать мне для прекрасной Палы По- персидски нежное "люблю"?» Однако, истинная любовь не нуждается в словах, поэтому «О любви вздыхают лишь украдкой, и глаза, как яхонты, горят». Этот цикл пронизан чувством ностальгии, а чувство к женщине и чувство к Родине слиты воедино. Будучи счастлив и любим, лирический герой вспоминает, что «там, на севере, девушка тоже, На тебя она странно похожа, Может, думает обо мне».


Стихи последнего периода творчества полны презрения к неискренности отношений, неприятия женского лукавства, поэт осуждает «легкодумных, лживых и пустых женщин». Есенин всегда мечтал о чистой, возвышающей человека любви, в последние годы в своем творчестве воспевает идеал радостного, светлого чувства. «Листья падают, падают листья...» - стихотворение, написанное человеком, уставшим от ударов судьбы, человеком, ищущим надежную гавань: «Я хотел бы теперь хорошую Видеть девушку под окном». Лишь такое настоящее чувство способно успокоить «сердце и грудь».


Любовная лирика поэта запечатлела целую гамму человеческих чувств. Как и все его творчество, она автобиографичная и правдива, в ней раскрывается личность поэта, его душа. Любовная лирика Есенина, по словам Н. Рыленкова способна утолить «жажду человеческой нежности». Каждый читатель находит в его стихах своё видение любви, ведь «все на свете из людей Песнь любви поют и повторяют».

краткое содержание других презентаций

«Любовь в творчестве Есенина» - Цикл «Любовь хулигана». Время душевного кризиса поэта. Любовная лирика. Заметался пожар голубой. Творчество. Стихи последнего периода творчества. Сыплет черемуха снегом. Истинная любовь. Есенин совершил поездку в Батуми. Тема любви в лирике Есенина. Любовь. Лирический герой. Подражание песне. Девушка-березка. Зеленая прическа.

«Природа в творчестве Есенина» - Сергей Есенин. Чувство родины. Источник вдохновения. Край любимый. Лирика жива одной большой любовью. Прием олицетворения природы. Роса блестит на крапиве. Природа в творчестве С.А.Есенина. Стихи Сергея Есенина. Не жалею, не зову, не плачу.

«Фотографии Есенина» - Москва. Сергей Тимофеевич Коненков. Есенин Сергей Александрович. Есенин. Памятник. Берёза. Есенин с друзьями. Есенин с детьми. Дункан. Друг мой. Письмо матери. Айседора Дункан.

«Природа в лирике Есенина» - Константиново. Любовь к родине. Белая береза. Изба крестьянская. Сергей Есенин. Родная природа в лирике С.А.Есенина. Наше поле. Радуница. Творчество Есенина. Это драма деревенского парня. Синее небо. Спас-Клепиковская школа. Отговорила роща золотая. Я человек не новый. Тальяночка. Родился я с песнями в травном одеяле. Край любимый. Самый оригинальный поэт. Свет вечерний шафранного края. Природа как выражение окружающего мира.

«Женщины Сергея Есенина» - Дочь. Софья Толстая. Любовь. Первая гражданская жена. Сергей Александрович Есенин. Августа Миклашевская. Галина Бениславская. Надежда Вольпин. Айседора Дункан. Сардановская Анна Алексеевна. Анна Изряднова. Переживания великого поэта. Поэт. Зинаида Райх. Есенинская страсть. Гипотеза. Шаганэ (Шагандухт) Тальян.

«Образ Родины в творчестве Есенина» - Россия. Нет поэта без Родины. Лирика. Клен заледенелый. Памятник С.А.Есенину. Раздольные песни. Отговорила роща золотая. Страна берёзового ситца. Детство поэта. Образ Родины. Сергей Есенин. До свиданья, друг мой, до свиданья. Навеки имею нежность грустную русской души. Творчество С.А. Есенина.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ТЕМА ЛЮБВИ В ТВОРЧЕСТЕ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА Учитель русского языка и литературы Урясьева И.В. МОУ СОШ №21

1. Обзорное ознакомление с любовной лирикой поэта; проследить эволюцию чувств лирического героя и богатство выражения этих чувств. 2. Формирование правильной монологической речи; формирование умений сравнивать, систематизировать и обобщать; 3.Формирование бережного отношения к классической русской поэзии. Цели и задачи урока:

1. Раннее творчество. Любовь лирического героя - не конкретное психологическое переживание, а пьянящее предчувствие счастья. «Выткался на озере алый свет зари». 1910г. 2. Середина 1910 года. Образ лирического героя становится более конкретизированным, появляются мотивы разлуки, потерь. «Не бродить, не мять в кустах багряных». 3. Конец 10-начало 20 годов. Основное чувство лирического героя - разочарование в любви. «Я усталым таким еще не был» 4 . Середина 20 х годов. Любовь лирического героя - чувство многогранное, в основе которого благородство, искренность и тонкое понимание красоты. «Шаганэ, ты моя, Шаганэ». ЭВОЛЮЦИЯ ЧУВСТВ ЛИРИЧЕСКОГО ГЕРОЯ

Эпиграф Мы с тобою любим в этом мире Одинаково со всеми, дорогая. С. Есенин

Анна Сардановская «Ты ушла и ко мне не вернешься…» Ты ушла и ко мне не вернешься, Позабыла ты мой уголок, И теперь ты другому смеешься, Укрываяся в белый платок. .

Анна Романовна Изряднова « Не бродить, не мять в кустах багряных…» Пусть порой мне шепчет синий вечер, Что была ты песня и мечта, Все ж, кто выдумал твой гибкий стан и плечи - К светлой тайне приложил уста.

Лидия Ивановна Кашина «Зеленая прическа…» Зеленая прическа, Девическая грудь, О тонкая березка, Что загляделась в пруд?

Зинаида Андреевна Райх «Не жалею, не зову, не плачу…» Не жалею, не зову, не плачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым, Увяданья золотом охваченный, Я не буду больше молодым.

Айседора Дункан «Пой же, пой. На проклятой гитаре…» Пой же, пой. На проклятой гитаре Пальцы пляшут твои полукруг. Захлебнуться бы в этом угаре, Мой последний, единственный друг!

Августа Миклашевская Заметался пожар голубой, Позабылись родимые дали. В первый раз я запел про любовь, В первый раз отрекаюсь скандалить. «Заметался пожар голубой…»

Шаганэ Тальян-Тертарьян Шагане, ты моя, Шагане! Потому, что я с севера, что ли, Я готов рассказать тебе поле, Про волнистую рожь при луне. Шаганэ, ты моя, Шагане. « Шаганэ, ты моя, Шаганэ! »

Закрепление: Анализ стихотворения С. Есенина «Шаганэ, ты моя, Шаганэ!» Тест по творчеству С. Есенина.

Какова главная тема стихотворения? Почему лирический герой «готов рассказать поле», а не «рассказать о поле» ? На чем основано сравнение «волосы – рожь»? Найдите гиперболу. Чем оправдан этот поэтический прием? Как вы думаете, почему в есенинском тексте трижды встречается « что ли»? Как связана с этим «что ли» интонация произведения? Определите размер стихотворения?

1. Лирический герой – это а) автор б) рассказчик в) образ героя, чьи переживания, мысли, чувства отражены в стихотворении г) образ героя, наиболее симпатичного рассказчику 2. Каковы основные мотивы ранней лирики С.А. Есенина? а) философская лирика б) любовная лирика в) тема крестьянской России г) пейзажная лирика 3. К какой литературной группе принадлежал С.А. Есенин в начале 20-х годов? а) символизм б) модернизм в) футуризм г) акмеизм д) иманженизм

4. Какой традиционный мотив русской классической лирики часто появляется в стихах С.А. Есенина? а) свободолюбивая лирика б) мотив одиночества в) предназначение поэта и поэзии г) мотив дороги, изгнанничества 5. Какие ключевые образы использовал С.А. Есенин в стихотворении «Отговорила роща золотая?» Каков смысл этих образов (роща, дом, странник, журавли)? а) символ судьбы б) символ краткости земной жизни в) символ недостижимости гармонии 6. Какую общую черту можно выделить, анализируя любовную лирику С.А. Есенина? а) гармоничность, безмятежность б) печаль, грусть в) радость бытия г) конфликтность, безответность

До свиданья, друг мой, до свиданья. Милый мой, ты у меня в груди. Предназначенное расставанье Обещает встречу впереди. До свиданья, друг мой….




Что еще почитать