Самые важные события в истории челябинской области. История челябинской области

История становления Челябинска уходит своими корнями в XVIII век. Он был основан 13 сентября 1736 г. на реке Миасс как сторожевая крепость на пути из Зауралья в Оренбург. В 1743 г. Челябинск стал центром крупной Исетской провинции. В крепости находились Исетская провинциальная канцелярия, управление исетскими казаками (с 1799 г. входили в состав Оренбургского казачьего войска), духовное правление, гостиный двор. В 1781 г. Челябинск получил статус уездного города.

В первой половине ХIХ века в среде горожан начинает формироваться торгово-ремесленная прослойка, которой будет суждено превратить его в крупный торгово-промышленный центр. Уже к середине XIX столетия Челябинск занял прочное место в ярмарочной торговле Урала.

Известность Челябинск приобрел в 1892 г. с окончанием строительства Самаро-Златоустовской железной дороги, когда было открыто движение из Москвы до Челябинска. В 1896 г. была запущена в эксплуатацию железная дорога на Екатеринбург. Челябинск стал важным промежуточным пунктом передвижения, своеобразными воротами Сибири.

В считанные годы он превратился в один из крупнейших торговых центров России и занял ведущие позиции по торговле хлебом, маслом, мясом и чаем. За несколько лет население города значительно выросло (1897 - ок. 20 тыс. человек, 1910 - более 60 тыс., 1917 - ок. 70 тыс.), а территория увеличилась на треть. Вокруг железнодорожной станции появилось много поселков.

Стремительно начали развиваться промышленность и образование. Открылись духовное училище (1830, в 1873-78 построено новое здание), женская прогимназия (1870), реальное училище (1902, с 1905 в собственном здании), торговая школа. Были построены Народный дом и Клуб железнодорожного собрания. Челябинск быстро входил во всероссийский и мировой рынок. В городе действовало около 1500 торгово-промышленных заведений с годовым оборотом до 30 млн. рублей. Открывались торговые конторы, агентства, представительства иностранных компаний по продаже машин и оборудования.

После октябрьской революции власть Советов рабочих и солдатских депутатов в Челябинске вводилась как мирным, так и вооруженным путем. Только во второй половине 1919 г. в городе были окончательно восстановлены органы власти: создан Революционный комитет, проведены выборы в партийные комитеты. В сентябре 1919 г. Челябинск стал центром созданной по решению ВЦИК самостоятельной Челябинской губернии, преобразованной в 1924 г. в Челябинский округ Уральской области. 17 января 1934 г. город стал областным центром Челябинской области.

В период первых советских пятилеток Челябинск превратился в один из крупнейших в стране промышленных центров. Если к 1919 г. в городе действовало лишь два предприятия, то с начала 1930-х начали свою работу тракторный, абразивный, ферросплавный, станкостроительный, цинковый заводы.

Важнейшую роль играл Челябинск во время Великой Отечественной войны как тыловой город. Его население выросло с 270 до 650 тысяч человек. На базе эвакуированных предприятий, которые сливались с местными производствами, создавались гиганты индустрии - ЧКПЗ, ЧМК, ЧТПЗ. Уже в начале войны Челябинск обрел второе, неофициальное имя - Танкоград. После соединения мощностей Челябинского тракторного завода с двумя эвакуированными предприятиями - ленинградским Кировским и Харьковским моторостроительным - вся эта громада переключилась на выпуск танков. За годы войны на заводе было произведено 18 тысяч боевых машин, что составляет пятую часть от всех выпущенных в стране. Челябинцы давали фронту танки Т-34, ставшие впоследствии известными всему миру. А на заводе им. Колющенко было освоено производство установки БМ-13 - знаменитых «Катюш».

В послевоенное время Челябинск также имел огромное значение для страны. Он стал поставщиком оборудования, техники, кадровых ресурсов для восстановления Сталинграда, Донбасса, Днепрогэса и других территорий СССР. Быстрыми темпами росла промышленность, город бурно строился, расширялись границы его территории. В начале 50-х гг. здесь еще преобладали одноэтажные жилища первых пятилеток. Но уже в 1947 г. был утвержден новый план развития, который предусматривал многоэтажную застройку центра города и районов, прилегающих к промышленным предприятиям.

Был окончательно сформирован промышленный потенциал, определивший структуру современной экономики Челябинска. На предприятиях активно внедрялась автоматизация, модернизировалось производство. Так, с 1954 г. машины с маркой завода Колющенко вышли на мировой рынок и поставлялись в 40 стран мира. На трубопрокатном заводе в 1956 г. введена в строй первая очередь крупнейшего в мире трубоэлектросварочного цеха. На металлургическом заводе за десятилетие вступило в строй 18 новых цехов, а в 1958 г. запущена доменная печь № 5 - завершена первая в Челябинске Всесоюзная ударная комсомольская стройка. В этот период ЧМЗ (сейчас - ЧМК) становится флагманом черной металлургии СССР.

Успехи в промышленности не могли быть столь заметными, если бы Челябинск не имел своих инженеров и ученых, если бы не сложился тесный союз науки и производства. В 1951 г. Челябинский механико-машиностроительный институт был преобразован в Челябинский политехнический институт (сейчас - ЮУрГУ). Его выпускники-инженеры особенно ценились как высококвалифицированные специалисты. К 1960 г. в Челябинске уже насчитывалось около 15 тысяч студентов. Первый классический университет на Южном Урале - ЧелГУ был основан в 1976 г. К 80-м гг. столица Южного Урала стала крупным научным центром страны: здесь действовало 7 вузов и около 40 научно-исследовательских и проектно-конструкторских институтов.

Начало 70-х гг. для Челябинска было ознаменовано развитием здравоохранения и образования. Первых посетителей принимают санатории и профилактории ЧТЗ и ЧТПЗ, появляется городская студенческая больница, строятся крупные медицинские учреждения. В короткие сроки была застроена северо-западная часть города, появились новые кварталы высотных домов на ЧТЗ и северо-востоке. 13 октября 1976 г. в Челябинске родился миллионный житель.

К 1980 г. предприятия города дают более половины общесоюзного производства нержавеющей стали, пятую часть отечественных труб, треть ферросплавов, до 40% дорожных машин.

В это время отмечается бурное развитие культурной жизни Челябинска. Открывается драматический театр на 1200 мест, всероссийскую известность приобретает Челябинский кукольный театр. В 1986 г. Челябинск отметил 250-летие со дня своего основания. К юбилею города были открыты Геологический музей, Зал камерной и органной музыки и многочисленные памятники монументального искусства (памятник И.В. Курчатову, «На новый путь» и другие).

Первая половина 90-х гг. стала сложнейшим периодом для всей страны: банкротство предприятий, невыплата зарплат, недофинансирование социальных программ. Только со второй половины десятилетия проводимые реформы начали давать свои плоды: в Челябинске заработала промышленность, стали увеличиваться поступления в бюджет, постепенно начали расти доходы горожан, что повлекло за собой увеличение рождаемости. В городе, сохранившим свой статус крупного индустриального центра, несмотря на закрытие целого ряда предприятий, стали развиваться современные технологии производства. Многие комбинаты и заводы вышли на мировой рынок. По уровню телефонизации Челябинск попал в первую пятерку среди крупных городов страны, активно развивалась сотовая связь, интернет. Накануне 260-летия Челябинска состоялось открытие зоопарка, а к 2004 г. была построена пешеходная улица Кировка, ставшая любимым местом прогулок челябинцев и гостей города.

Во второй половине 2000-х гг. в Челябинске началась полномасштабная реконструкция и расширение дорог, строительство современных транспортных развязок. Муниципалитет провел ревизию всей инфраструктуры города и принял на свой баланс сотни километров сетей, которые перестали обслуживаться ведомствами и предприятиями еще с 80-90-х гг. Были построены новые и отремонтированы многие социальные объекты образования и здравоохранения.

В 2014 году в Челябинск стал пилотным городом, в котором началась реформа местного самоуправления. Впервые в современной истории фактически и юридически город был поделен на внутригородские районы. Из одного муниципалитета в Челябинске сформировалось восемь. Полномочия разделены по территориальному признаку, что дало возможность гораздо быстрее и качественнее решать вопросы, связанные с инфраструктурой и качеством жизни челябинцев.

Из сторожевой крепости Челябинск превратился в мощный индустриальный и культурный центр Южного Урала, город с миллионным населением, среди которого - представители сотни национальностей. Подробнее о современном Челябинске можно прочитать в рубрике

Город Челябинск был основан более 260 лет назад (в сентябре 1736 года) на реке Миасс, как сторожевая крепость на пути из Зауралья в Оренбург. С 1743 года он был центром крупной Исетской провинции. С февраля по апрель 1774 год Челябинская крепость перешла на сторону Пугачевцев. До 1781 года Челябинск представлял собой военное поселение, жителями которого были казаки.

Более 100 лет, вплоть до революции 1917 года, Челябинск был небольшим и ничем не примечательным уездным городком Оренбургского края. Казаки выехали из него, основав неподалеку небольшие станицы. Некоторые из них позже вошли в городскую черту. В Отечественной войне 1812 года казаки Челябинской округи участвовали в составе 3-го Оренбургского полка. Они участвовали в битвах под Лейпцигом, сражались за Париж и принимали участие в других сражениях.

В этот период Челябинск был известен как место политической ссылки. Через него проходили, шедшие по этапу в Сибирь, каторжники. В челябинской пересыльной тюрьме побывали в свое время известные в последствии большевики: И. Сталин, А. Бубнов, Е. Преображенский и др.

Известность Челябинск приобрел в 1892 году с окончанием строительства Самаро-Златоустовской железной дороги, когда было открыто движение из Москвы до Челябинска. В считанные годы он стал одним из крупнейших торговых центров России и занял одно из первых мест по торговле хлебом, маслом, мясом и чаем.

В 1896 году была запущена в эксплуатацию железная дорога на Екатеринбург. За несколько лет население города выросло в несколько раз. Вокруг станции появилось много поселков, площадь города увеличилась на треть.

Вокруг железнодорожного вокзала в это время возник переселенческий городок. В нем была построена собственная церковь, больница, жилые бараки и другие необходимые сооружения. Челябинск стал важным промежуточным пунктом передвижения населения, своеобразными воротами Сибири. Стремительно начали развиваться промышленность и образование.

Стала действовать женская гимназия, реальное и духовное училища, торговая школа. Были построены народный дом и Клуб железнодорожного собрания.

Во время Русско-японской войны (1904 - 1905 гг.) Челябинск играл большую роль в обслуживании воинских частей. В период Первой мировой войны (1914 - 1918 гг.) Челябинск был одним из центров подготовки армейских резервов: в трех военных городках шло обучение и формирование воинских частей.

В ходе гражданской войны недалеко от города между частями 3-й Красной Армии под командованием Тухачевского и армией адмирала Колчака произошло сражение, которое закончилось победой красных.

В 1919 году была сформирована Челябинская губерния, преобразованная в 1924 году в Челябинский округ Уральской области. В последствии губерния была укрупнена, в связи с чем, 17 января 1934 года была образована Челябинская область. В нынешних границах область существует с 6 февраля 1943 года, после того, как из ее состава была выделена Курганская область.

В период первых пятилеток Челябинск превратился в один из крупнейших в стране промышленных центров. Если к 1919 году в городе действовало лишь два предприятия, то в течение нескольких лет вступили в действие заводы: тракторный, абразивный, ферросплавный, станкостроительный, цинковый.

В 30-е годы Челябинск был известен всей стране строительством гигантов индустрии. За этот период в городе побывали многие именитые люди, в их числе: Молотов, Ворошилов, Каганович, Бубнов. К 40-ым годам в Челябинске продукцию выпускали уже десятки предприятий.

Большое значение имел Челябинск во время Великой Отечественной войны, как тыловой город. В этот период Урал был опорой действующей армии. Сюда были эвакуированы многие заводы из центра страны. В Челябинске выпускали, ставшие в последствии известными всему миру, Катюши и танки Т-34.

В первых боях под Гродно (июнь 1941 г.) погибла вся 85-я Челябинская дивизия. Осенью на фронт вылетело несколько полков ночных бомбардировщиков, сформированных в Челябинске.

В 1943 году в городе и области из числа добровольцев были сформированы 4 артиллерийские дивизии прорыва, 6 артиллерийских бригад, несколько артиллерийских полков; 4 тяжелых самоходных артиллерийских полка, укомплектованных выпускниками Челябинского танкотехнического училища.

В послевоенное время Челябинская область также имела неоценимое значение для страны, так в феврале 1954 года на целину был отправлен первый отряд комсомольцев области.

В последующие годы Челябинск продолжал хорошеть и разрастаться. Быстрыми темпами развивалась промышленность, в частности, в 1984 году был выпущен миллионный трактор на Челябинском тракторном заводе. Произошли изменения и в культурной жизни области: открылись новые кинотеатры, музеи, развилась целая сеть образовательных учреждений искусства и культуры. Из провинциального городка Челябинск превратился в мощный индустриальный и культурный центр Урала.

В 1987 году археологами было сделано историческое открытие: на раскопках в южной части области был обнаружен уникальный памятник бронзового века Аркаим. Он представляет собой крепость так называемой Страны Городов (состоящей из двадцати крепостей) и относится к временам Месопотамской и Египетской цивилизаций. Раскопками на территории Челябинской области еще в начале ХХ века занимался Н.К. Минко. В окрестностях Челябинска им было открыто и частично изучено несколько сотен сарматских курганов бронзового века. На берегах озер Смолино, Исаково и Синеглазово Н.К. Минко и его последователями было обнаружено большее число курганов. Археологическая находка 1987 года и другие находки лишь доказывают, что еще в глубокой древности территория современного Челябинска и области была обжита древними людьми.

Почти за три столетия население Челябинска выросло более чем в 1080 раз. И если первыми жителями сторожевой крепости были казаки, то к XXl веку - город населен представителями около ста национальностей.

В сегодняшней "Южноуральской панораме" вышло начало серии статей по истории "исторического центра Челябинска" (пардон за тавтологию). Думаю, что стоит продублировать эти статьи в ЖЖ, по мере их выхода в бумажном варианте.


Макет Челябинской крепости, выполненный В.П. Грачевым

Пришла в голову мысль попробовать рассказать о «самом что ни на есть» историческом центре Челябинска. По сути это площадь Ярославского и прилегающие к ней части улиц Труда и Цвиллинга. Для тех, кто не очень силен в географии города, площадь Ярославского - это площадь перед Театром Оперы и балета. В свое время Николай Михайлович Меньшенин, который практически стоял у истоков создания областной службы охраны историко-культурного наследия, предлагал выделить эту территорию в отдельный памятник с названием «Место рождения Челябинска». В действительности, этот небольшой участок хранит память о ключевых постройках, значимых событиях и выдающихся людях в истории Челябинска. Но постараюсь по порядку.
Как многие знают, начался Челябинск с крепости, стены которой были срублены из бревен, а на углах выдавались бастионы. «Осевая линия» крепости проходила где-то по современной пешеходной улице Кирова, а восточная ее часть приходилась на участок сегодняшней площади, прилегающий к «Кировке». Как примерно выглядела Челябинская крепость отображено на макете, который выполнен сотрудником Челябинского государственного краеведческого музея Виталием Петровичем Грачевым. Единственное, что башни были все же скорее четырехугольными, а не «восьмерик на четверике». А рядом с восточной крепостной стеной начала формироваться площадь. Дело в том, что к западу и востоку от крепости стали сразу образовываться улицы, поскольку в ней самой жилых помещений почти не было. Переселившимся в Челябинскую крепость семьям крестьян, записавшихся в казаки, надо было строить дома, и началось формирование первых улиц. Надо добавить, что все это жилое пространство, в свою очередь, было обнесено деревянной оборонительной стеной - заплотом. Но на участке, прилегавшем к крепости с востока строить ничего не стали, возможно, оставив его как место сбора, плац или еще для каких целей. В 1739 году на этой площади начали строить первую челябинскую церковь, освященную во имя Николая Чудотворца, а в 1740 году она уже действовала. Очевидно, в это же время возле церкви возникает кладбище. Это была обычная практика того времени - кладбища возникали при церквях, а то, что кладбище находилось в центре города или села было в порядке вещей.
Первоначально площадь простиралась дальше к востоку, чем сегодня и «упиралась» в улицу, которая называлась носила название Никольской, или Николаевской, по храму Николая Чудотворца. Улица эта, скорее всего, была односторонняя, то есть дома стояли только по восточной ее стороне, а та сторона, что обращена к площади была незатроена, т.е. «открыта». В1743-1744 годах Челябинская крепость становится центром Исетской провинции, сюда переводят провинциальную канцелярию и постепенно формируется новая улица, немного «поджавшая» площадь с востока и отгородившая от площади улицу Никольскую. Последняя существовала в XVIII - первой половине XIX века между нынешними улицами Цвиллинга и Советской. А новая улица (сегодня мы знаем ее как улицу Цвиллинга) первоначально называлась Оренбургской, поскольку выходила к южным воротам Челябинска, которые также назывались Оренбургскими (напомню - весь город был обнесен деревянной стеной, в которой было трое ворот).
Вскоре после переноса провинциальной канцелярии в Челябинск происходят значительные изменения в облике площади. Примерно в 1744—1746 годах продаются на слом большинство деревянных построек, сооруженных в крепостях в 1736—1737 годах. Скорее всего стена Челябинской крепости была разобрана в это же время. Если учесть, что при организации крепостей строили все быстро, из сырого леса, то постройки вряд ли могли долго простоять. То есть площадь становится гораздо обширней, захватывая пространство к западу от современной улицы Кирова. А в восточной части площади также происходят изменения. К югу от церкви Николая Чудотворца в 1746 году выстроено здание провинциальной канцелярии, обращенное к улице (Цвиллинга). Помимо собственно канцелярии здесь впоследствии размещалась судейская комната, а также почта. Возникало все постепенно, регулярная почта с 1750 года, а когда точно в Исетской провинции появился прокурор, сказать сложно. Однако во второй половине 1760-х годов прокурор здесь уже был.
В 1747 году южнее кладбища построили Гостиный двор - выстроенные в «каре» деревянные лавки, обращенные входом к внутренней площадке. Как это ни покажется странно современному читателю, северная стена Гостиного двора, то есть стена северного корпуса лавок, фактически являлась южной границей кладбища. Южнее Гостиного двора, примерно там, где сегодня стоит дом по улице Цвиллинга, 2 (бывший П.И. Кузнецова) поставил себе жилье канцелярист Исетской провинциальной канцелярии Михайло Черемисинов и, возможно, это был первый двухэтажный дом в Челябинске. В 1753 году это здание выкупят у Черемисинова челябинские купцы для размещения ратуши. В эти же годы строится воеводский дом, который стоял по улицы Сибирской, напротив створа Оренбургской улицы. О нем мы подробнее поговорим позже. Какие важные постройки к концу 1760-х годов были на площади и рядом с ней можно видеть на плане 1768 года. Соотнести этот план с современной ситуацией сложно - совершенно другой контур площади, но улицы Труда и Цвиллинга в целом остались без глобальных изменений.


Фрагмент плана «города Чилябы» 1768 года. Подписи к плану: B - церковь соборная каменная во имя Рождества Христова с двумя каменными пределы; C - церковь деревянная во имя святителя чудотворца Николая; D - дом воеводской; E - канцелярия; F - магазейны правиянтские; q - пороховой погреб; H - подвал казенный питейный, I - строение обывателей и казаков; M - гостиной двор; N - острог; R - полицыя; S - войсковая казачья (изба); T - ратуша

В 2010 году на северном краю площади Ярославского, на участке выноса трамвайных путей с улицы Труда проводились археологические исследования. Одна из самых интересных находок - остатки северо-восточного бастиона первой Челябинской крепости. Точнее, площадки бастиона, оконтуренной рвом - сам бревенчатый бастион был разобран еще в середине XVIII века. Очевидно, после сноса первой крепости границу кладбища сдвинули к западу (на плане города 1768 года ограда кладбища показана пунктиром, оконтуривающим площадку рядом с собором и церковью Николая Чудотворца). При раскопках были расчищены остатки частокола, шедшего с юга на север и пересекавшего ров и площадку бастиона. На площадке бастиона при зачистке были выявлены пятна могильных ям. Сам бастион был расчищен напротив западной стороны здания Областной картинной галереи.

История становления Челябинска уходит далеко корнями в XVIII век. Он был построен 13 сентября 1736г. на берегу реки Миасс, а в 1743 г. Челябинск стал центром крупнейшей Исетской провинции. В крепости располагалась Исетская провинциальная канцелярия, через которую происходило управление исетскими казаками, духовное правление. В 1781г. Челябинску был присвоен статус уездного города. В первой половине ХIХ века в среде горожан начинает формироваться торгово-ремесленная прослойка, которой будет суждено превратить его в крупный торгово-промышленный центр. К середине XIX века Челябинск занимал устойчивое место в ярмарочной торговле Урала. Известным Челябинск стал в 1892г., когда было окончено строительство Самаро-Златоустовской железной дороги и было открыто движение.

Многим челябинцам, находящимся на службе в Красной Армии, пришлось принимать участие в боевых действиях с самого начала войны. Изначально в бой вступили с фашистскими захватчиками бойцы 85-й Челябинской стрелковой дивизии, которая находилась на белорусской земле под Гродно.Когда под Москвой шли тяжёлые бои, по инициативе молодёжи Челябинского абразивного завода в области развернулся сбор средств на строительство танковой колонны имени Челябинского комсомола. Важную роль играл Челябинск во время Великой Отечественной войны как тыловой город. Его население возросло от 270 до 650 тыс. человек. На базе предприятий, которые были эвакуированы и сливались с местными производствами, были созданы гиганты индустрии, такие как ЧКПЗ, ЧМК, ЧТПЗ. После присоединения мощностей Челябинского тракторного завода с двумя эвакуированными предприятиями - ленинградским Кировским и Харьковским моторостроительным и весь завод переключился на выпуск танков. В годы войны на заводе было произведено восемнадцать тысяч боевых машин, что составляет пятую часть от всех выпущенных в стране. Челябинцы дали фронту танки Т-34, которые стали впоследствии известными всему миру. На заводе Колющенко было осуществлено производство установки БМ-13 - знаменитых «Катюш». В послевоенное время Челябинск приобрёл стал значельным центром для страны.

Он стал поставщиком оборудования, техники, кадровых ресурсов для восстановления Сталинграда, Донбасса, Днепрогэса и других территорий СССР. Быстрыми темпами росла промышленность, город бурно строился, расширялись границы его территории.

В 50-80-егг. город стал интенсивно развиваться, быстро строился и расширял свои границы, благоустраивался, одевался в зеленый наряд.В нач. 50-х гг. в городе преобладали одноэтажные жилища первых пятилеток. Они перемешались с островками новых застроек, которые возникли на основе первого генерального плана развития Челябинска и был разработан в 1936г. Главным принципом нахождения новых кварталов тогда было приближенно к предприятиям (поселки ЧГРЭС, ЧЭМК, ЧТЗ и др.). В 1947г. утвердили новый план развития Челябинска, который предусматривал застройку районов, прилегающих к промышленным предприятиям, и центра города. Современном центре города создан комплекс взаимосвязанных магистралей и площадей. Главной считается площадь Революции. Ансамбль стал формироваться в 30-хгг. И к ним относятся две гостиницы, здание обкома партии, жилой дом с гастрономом. С появлением многоэтажного монументального ансамбля из трех сооружений: семиэтажного жилого дома, административных зданий ЮУЖД и Челябэнерго, расположенного напротив здания, где сейчас размещается городская администрация и был установлен в 1959г. Скульптура в честь В.И. Ленину в центре площади и это завершило первый этап оформления площади Революции. В 70-е гг. с южной стороны площади расположились два симметрично расположенных стеклянных корпуса административного назначения. В 1982г. Было построено новое здание драматического театра имени С.М. Цвиллинга. В 90-х гг. продолжалась застройка площади, на западной стороне появилось здание банка. В нач. 50-х гг. здесь также располагались одноэтажные жилища первых пятилеток. Но к 1947г. был утвержден новый план развития, который предусматривал многоэтажную застройку центра города и районов, прилегающих к промышленным предприятиям.

Окончательно сформировался промышленный потенциал, который определил структуру современной экономики Челябинска. На предприятиях активно внедрялась модернизация и автоматизировалось производство. С 1954г. машины с маркой завода (Колющенко) вышли на мировой рынок, авто поставлялись в 40 стран мира. В 1956г. на трубопрокатном заводе была введена в строй первая очередь самого крупного в мире трубоэлектросварочного цеха. На металлургическом заводе за десятилетие стали работать 18 новых цехов, а в 1958г. Введена в работу доменная печь № 5 и завершена первая в Челябинске Всесоюзная ударная комсомольская стройка. В этот период ЧМЗ стал флагманом черной металлургии СССР. Успехи в промышленности не могли быть столь заметными, если бы Челябинск не имел своих инженеров и ученых, если бы не сложился тесный союз. В 1951г. Челябинский механико-машиностроительный институт был преобразован в Челябинского политехнического института, стали выпускниками, особенно ценились инженеры, как высококвалифицированные специалисты. К 1960г. в городе уже было около 15 тысяч студентов. Первый классический университет на Южном Урале был построен в 1976г. В 80 гг. столица Южного Урала стала крупным научным центром страны: здесь действовало 7 вузов и около 40 научно-исследовательских и проектно-конструкторских институтов.

Успехи в промышленности не могли стать столь заметными, если бы Челябинск не имел своих научных кадров, если бы не сложился тесный творческий союз науки и производства. В 1980 году город стал выдающимся научным центром страны. НИИ охватили различные отрасли промышленности и строительства. Промышленный комплекс играл ведущую роль в экономике города и 40% выпускаемой продукции был металл. Основным производителем было открытое акционерное общество «Мечел» (бывший Челябинский металлургический завод) одно из самых крупных организации в России по производству сталей и сплавов.

В 1970 год в городе стало развиваться здравоохранение и образование. Первых посетителей принимают санатории и профилактории ЧТЗ и ЧТПЗ, появляется городская студенческая больница, строятся крупные медицинские центры. За короткие промежутки времени была застроена северо-западная часть города, появились новые кварталы высотных домов на ЧТЗ и северо-востоке. В 1976г. в городе был рождён миллионный житель. К 1980г. предприятия города дают более половины общесоюзного производства нержавеющей стали, пятую часть отечественных труб, треть ферросплавов, 40% машин. Это время отмечено бурным развитием культурной жизни Челябинска. Открылся драматический театр на 1200 мест, всероссийскую известность приобрёл Челябинский Кукольный Театр. В 1986г. Челябинске был отмечен 250-летие со дня своего основания.

В 1990 года был сложный период для всей страны, потому что повсеместно происходило банкротство предприятий, невыплата зарплат, недофинансирование соц. программ. Только со второй половины десятилетия проводимые реформы начали давать свои плоды: в Челябинске заработала промышленность, стали увеличиваться поступления в бюджет, постепенно начали расти доходы горожан, что повлекло за собой увеличение рождаемости. Много комбинатов и заводов вышли на мировой рынок. По уровню телефонизации Челябинск перешёл за первую пятерку среди крупных городов страны, активно развивалась сотовая связь, интернет. Накануне 260-летия в Челябинске был открыт зоопарк, а в 2004г. построили пешеходную улица Кировку, которая стала любимым местом прогулок челябинцев и гостей города.

В Челябинске в 2000-м году стартовал период полномасштабной реконструкции и расширение дорог, строительство современных транспортных развязок. Муниципалитет провел ревизию всей инфраструктуры города и принял на свой баланс сотни километров сетей, которые перестали обслуживаться ведомствами и предприятиями еще с 80-90-х гг. Были размещен новые и отремонтированы многие социальные объекты образования и здравоохранения. В 2008г. В городе было сдано рекордное количество жилья за всю свою историю - 880 тысяч квадратных метров. Из сторожевой крепости Челябинск превратился в мощный индустриальный и культурный центр Южного Урала, город с миллионным населением, среди него, сотни представителей разных национальностей.

Археологические находки свидетельствуют о том, что в середине II тысячелетия до нашей эры изделия из уральского металла появились в Поволжье, Причерноземье, соперничая с изделиями Кавказа и Карпат. Долгое время ориентирами для горнозаводчиков и рудознатцев были остатки древних рудников, так называемые «чудские копи». Самые древние находки на Урале - каменные литейные формы, предназначенные для отливок оружия и предметов домашнего обихода. Коренное население Урала до прихода русских - башкиры, сибирские татары, манси, жили преимущественно вдоль рек. Занимались, в основном, охотой, рыболовством, бортничеством, реже земледелием и скотоводством.

Южный Урал издревле привлекал людей благоприятными для обитания условиями. Свидетельство тому - открытые археологами многочисленные стоянки человека каменного века, селения бронзового и железного веков. В средневековье по Южному Уралу проходило пограничье Золотой, Синей и Белой орд, Казанского, Сибирского и Ногайского ханств, затем - башкирских племен и казахских жузов.

Ермак разбил войска сибирского хана Кучума и присоединил Сибирь к русским владениям. С этого момента началось переселение русских на Урал и в Зауралье. Освоение территории сопровождалось строительством городов и укрепленных городков. Они становились центрами сбора дани с местного населения. Увеличение грузообмена центральной части с Уралом и Сибирью поставило задачу строительства короткого пути. Через леса и болота была проложена дорога, сократившая путь более чем на 1000 верст. Постепенно в начале XVII века строились города, образовывались поселения по берегам рек, развивались кустарные промыслы и ремесла: кузнечное, гончарное, ткаческое. Крестьяне выращивали рожь, пшеницу, овес, ячмень, гречиху, лен. Легкодоступные залежи бурого железняка позволили с середины XVII века строить на Урале железоделательные заводы. Железо на них плавилось непосредственно из руды сыродутым методом (в горнах) с применением ручных мехов.



Административное формирование территории Челябинской области началось в XVIII веке и явилось продолжением политики Петра I по развитию производительных сил России и расширению ее границ, что нашло отражение в деятельности Оренбургской экспедиции. Экспедиция в военно-торговых целях основала ряд крепостей, среди них - Верхне-Яицкая (1735 г.), Чебаркульская, Миасская, Челябинская (1736 г.).

Интенсивное строительство заводов на Урале началось с 1722 года. За 12 лет было построено более 20 заводов. Это связано с деятельностью Демидовых, которым был передан казенный Невьянский завод. Подавляющее большинство заводов того времени размещались на реках: Чусовой, Исети, Тагиле, Нейве. По судоходной Чусовой грузы транспортировались в центральную часть России.

13 августа 1737года была образована Исетская провинция (на современной карте - северная часть Челябинской области и Курганская область). С 1743 года центр провинции - Челябинск. 15 марта 1744 года была образована Оренбургская губерния, в состав которой вошли Исетская и Уфимская провинции.

К середине XVIII века Средний Урал стал крупнейшим металлургическим центром страны. На его долю приходилось 67% выплавки чугуна в России, а Никита Демидов стал единоличным поставщиком железа в Адмиралтейство. Качество уральского железа высоко ценилось во всем мире. В середине XVIII века были построены еще 24 завода, которые еще более упрочили статус Урала как опорного края державы. Развивалась медеплавильная промышленность, началась добыча золота. Производя 81% российского железа, 95% меди, Урал был единственным районом по добыче золота. Появились механические фабрики по производству паровых котлов и паровых машин.

Во второй половине XVIII века началось активное формирование горно-заводской зоны Южного Урала. Закладываются горные заводы - будущие города.

В начале XIX века основная часть территории, ныне занимаемая Челябинской областью, входила в Оренбургскую губернию. В середине XIX века в связи с созданием «новой линии» крепостей активно осваиваются оренбургским казачеством степные районы Южного Урала. Возникающим здесь населенным пунктам даются наименования, связанные с местами сражений и побед русских войск: Варна, Фершампенуаз, Бородино, Париж и другие.

Вторая половина XIX века ознаменовалась введением в хозяйственный оборот сырьевых ресурсов Южного горнопромышленного района России, оттеснившего Урал на второй план. Конкуренция с южными районами заставила уральских горнозаводчиков обновлять оборудование, вводить новые технологии, осуществлять концентрацию производства. Строились новые медеплавильные заводы, росла добыча золота - Урал давал шестую часть золота страны. Сельское хозяйство имело зерновую специализацию. Преобладали серые хлеба.

На рубеже XIX-XX веков территория Урала включала Вятскую, Оренбургскую, Пермскую и Уфимскую губернии. Их территория составляла 3,3% от общероссийской. Урал был поделен на 6 горных округов во главе с горными инженерами. Население в 1897 г. было свыше 9,9 млн. чел. и составляло 7,5% от общей численности страны. Общее количество городов на Урале - 39, самый крупный - Оренбург.

Новый толчок в развитии промышленности Урала начался в XX веке , а затем в годы первых пятилеток. Модернизировались старые, возникали новые отрасли промышленности. Заново создавались машиностроение, химическая, лесная и деревообрабатывающая промышленность. Претерпела качественные изменения черная металлургия. Цветная металлургия расширила свои мощности и номенклатуру изделий, в том числе за счет выпуска никеля и алюминия.

В 1919 году была сформирована Челябинская губерния в составе Челябинского, Троицкого и Верхнеуральского уездов. В соответствии с постановлением ВЦИК 3 ноября 1923 года была создана Уральская область с центром в Екатеринбурге в составе 15 округов, среди которых были Челябинский, Златоустовский, Верхнеуральский и Троицкий.

17 января 1934 года Уральская область была разукрупнена, в результате чего была образована Челябинская область. В дальнейшем площадь области неоднократно уменьшалась. Так, в период с 1938 по 1943 год из Челябинской области переданы в состав Свердловской области семь районов.

После передачи 32 районов в состав вновь образованной Курганской области с 6 февраля 1943 года границы области практически не менялись.

Концентрация производства значительно увеличилась в годы Великой Отечественной войны за счет предприятий, эвакуированных из различных западных и южных районов страны. Нельзя назвать иначе, чем героизм труд рабочих, подростков, женщин, преодолевших тяготы, голод, лишения военных лет, сделавших невозможное для достижения победы на фронте.

По современному территориально-промышленному делению в Уральский экономический регион входят несколько областей (Пермская, Оренбургская, Свердловская, Челябинская) и республик (Башкирия, Удмуртия). А самая последняя политическая реформа 2000 года - создание федеральных округов - объединила в Уральском федеральном округе 4 области (Курганскую, Свердловскую, Тюменскую и Челябинскую) и два автономных округа (Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий).

Особо нужно сказать о природных ресурсах уральского края, его «подземные кладовые» поистине уникальны. До сих пор богат растительный и животный мир, сильно пострадавший в процессе индустриального развития Урала. Но главное богатство уральского края - его люди. Смекалистые и трудолюбивые, они колоссальными усилиями сумели превратить его в крупнейший экономический район России, в "опорный край державы", где неоднократно ковалась ее судьба.



Что еще почитать