Самая большая пушка немцев. Gustav Gun - Крупнейшее орудие в истории. Как различать снимки, сделанные в Рюгенвальде и под Севастополем

Одним из наиболее достоверных источников, рассказывающих о ФАУ-3, стала книга В. Лейя «Ракеты и полеты в космос», вышедшая после войны. В своем труде автор утверждает, что данное оружие являлось сверхмощным артиллерийским орудием, обладающим не только рекордной дальнобойностью, но и максимальным весом снаряда. Хорошо известно, что немцы в период мировых войн были буквально помешаны на гигантских артиллерийских орудиях, которых создали великое множество. Тем не менее, несмотря на то, что разработки реактивных снарядов, баллистических ракет, и другого перспективного оружия имели большое будущее, они оказались слишком дороги, ломая привычные стереотипы старых генералов. К тому же военные действия и приказы фюрера требовали появления оружия способного с большого расстояния стереть Лондон с лица Земли. Большой вклад в развитие данных видов вооружений Германии внес генерал Бекер, автор книги: «Внешняя баллистика, или Теория движения снаряда от дула орудия до попадания в цель». Благодаря его командованию батарей «Больших Берт» в 1940 году немцы оказались способны обстреливать англичан через Ла-Манш. Вскоре Бекер застрелился, но работы по созданию сверх мощной артиллерии продолжились.

Гитлер поручил руководству концерна «Крупп» разработку сверхмощного дальнобойного орудия, способного пробивать бетонные укрепления толщиной до семи метров и метровую броню. Реализацией этого проекта стала сверхмощная пушка «Дора», названная так в честь жены её главного конструктора Эриха Мюллера.

Первые образцы сверхтяжёлых орудий

К моменту, когда фюреру пришла в голову столь амбициозная идея, немецкая промышленность уже имела опыт производства артиллерийских монстров. В конце Первой мировой войны Париж был обстрелян батареей, состоящей из трёх сверхтяжёлых орудий системы «Колоссаль». Стволы этих чудовищ имели калибр двести семь миллиметров и посылали свои снаряды на расстояние свыше ста километров, что по тем временам считалось рекордом.

Однако подсчёт урона, нанесённого французской столице этой батареей, показал, что её реальная эффективность незначительна. При исключительной дальнобойности точность попадания орудий была крайне низкой, и обстреливать из них можно было не конкретные объекты, а лишь огромные площади.

Лишь малая часть снарядов попадала при этом в жилые дома или иные сооружения. Орудия устанавливались на железнодорожных платформах, и для обслуживания каждого из них требовалось не менее восьмидесяти человек. Учитывая к тому же их высокую стоимость, выходило, что затраты на них во многом превышали тот урон, который они способны были нанести противнику.

Позор Версальского договора

По окончании войны условия Версальского договора, среди прочих ограничений, ввели для Германии запрет на производство орудий, калибр которых превышал сто пятьдесят миллиметров. Именно по этой причине для руководства Третьего рейха было вопросом престижа, поправ статьи унизительного для них договора, создать пушку, способную удивить мир. В результате и появилась «Дора» - орудие возмездия за ущемлённую национальную гордость.

Создание артиллерийского монстра

Работы по созданию проекта и производству этого монстра заняли пять лет. Сверхтяжёлое железнодорожное орудие «Дора» своими техническими параметрами превосходило фантазию и здравый смысл. Несмотря на то что выпущенный из неё снаряд калибром восемьсот тринадцать миллиметров летел лишь на пятьдесят километров, он способен был пробить семь метров армированного бетона, метровую броню и земляное укрепление тридцатиметровой толщины.

Проблемы, связанные с использованием орудия

Однако эти, несомненно, высокие показатели теряли смысл, если учесть, что пушка при крайне низкой прицельности огня требовала поистине масштабного обслуживания и затрат на эксплуатацию. Известно, например, что позиция, которую занимало железнодорожное орудие «Дора», составляла не менее четырёх с половиной километров. Доставлялась вся установка в разобранном виде, и её монтаж занимал до полутора месяцев, для чего требовались два 110-тонных крана.

Такого орудия состоял из пятисот человек, но, кроме этого, к ним прикомандировывался батальон охраны и транспортный батальон. Для подвоза боеприпасов задействовались два железнодорожных состава и ещё один энергопоезд. В целом персонал, необходимый для обслуживания одной такой пушки, составлял полторы тысячи человек. Чтобы накормить такое количество людей, имелся даже свой полевой хлебозавод. Из всего этого видно, что «Дора» - орудие, требующее для своей эксплуатации неимоверных затрат.

Первая попытка применения орудия

Впервые своё новое детище немцы попытались использовать против англичан для разрушений возведённых ими на Гибралтаре. Но сразу возникла проблема с транспортировкой по территории Испании. В стране, ещё не оправившейся после гражданской войны, не оказалось нужных для перевозки подобного монстра грузоподъёмных мостов и дорог. К тому же диктатор Франко всячески препятствовал этому, не желая в тот момент втягивать страну в военное столкновение с западными союзниками.

Переброска орудия на восточный фронт

Ввиду этих обстоятельств сверхтяжелое орудие «Дора» было направлено на восточный фронт. В феврале 1942 года оно прибыло в Крым, где поступило в распоряжение армии, безуспешно пытавшейся штурмовать Севастополь. Здесь 813-мм осадная пушка «Дора» использовалась для подавления советских береговых батарей, оснащённых 305-мм орудиями.

Непомерно многочисленный штат, обслуживающий установку здесь, на восточном фронте, потребовалось увеличить дополнительными силами охраны, так как с первых дней прибытия на полуостров пушка и её расчёт подверглись нападениям партизан. Как известно, железнодорожная артиллерия весьма уязвима для ударов с воздуха, поэтому для прикрытия орудия от налётов авиации пришлось дополнительно задействовать зенитный дивизион. К нему присоединилось также химподразделение, в задачу которого входило создание дымовых завес.

Подготовка боевой позиции для начала обстрела

Место для установки орудия выбиралось с особой тщательностью. Его определил во время облёта территории с воздуха лично командующий соединением тяжёлых орудий генерал Цукерорт. Он выбрал одну из гор, в которой для оборудования боевой позиции был сделан широкий разрез. С целью обеспечения технического контроля фирма «Крупп» направила в район боевых действий своих специалистов, занимавшихся разработкой и изготовлением пушки.

Особенности конструкции орудия позволяли перемещать ствол лишь в вертикальном положении, поэтому для изменения направления стрельбы (по горизонтали) пушка «Дора» была размещена на специальной платформе, которая двигалась по дуге крутоизогнутых железнодорожных путей. Для её перемещения использовались два мощных дизельных локомотива.

Работы по монтажу артиллерийской установки и её подготовке к стрельбе были закончены к началу июня 1942 года. Для усиления огневого удара по укреплениям Севастополя немцы использовали, кроме «Доры», ещё две самоходные установки «Карл». Калибр их стволов составлял 60 см. Это были также мощные и разрушительные орудия.

Воспоминания участников событий

Остались свидетельства очевидцев памятного дня 5 июня 1942 года. Они рассказывают о том, как два мощных локомотива выкатили по рельсовой дуге этого монстра весом 1350 тонн. Его следовало установить с точностью до сантиметра, что и было проделано бригадой машинистов. Для первого выстрела в зарядную часть пушки поместили снаряд весом 7 тонн.

В воздух поднялся аэростат, в задачу экипажа которого входила корректировка огня. Когда приготовления были закончены, весь расчёт орудия был отведён в укрытия, находившиеся на расстоянии нескольких сот метров. От тех же очевидцев известно, что отдача при выстреле была столь сильна, что рельсы, на которых стояла платформа, ушли в землю на пять сантиметров.

Бесполезное произведение военного искусства

Военные историки расходятся во мнении относительно количества выстрелов, которые сделало немецкое орудие «Дора» по Севастополю. Исходя из данных советского командования, их было сорок восемь. Это соответствует техническому ресурсу ствола, который не выдерживает большего их количества (потом требуется его замена). Немецкие же источники утверждают, что пушка произвела не менее восьмидесяти выстрелов, после чего, во время очередного налёта советских бомбардировщиков, был выведен из строя энергопоезд.

В целом командование Вермахта было вынуждено признать, что хвалёная пушка Гитлера «Дора» не оправдала возлагавшихся на неё надежд. При всех понесённых затратах результативность огня оказалась минимальной. Зафиксировано лишь одно удачное попадание в склад боеприпасов, находившийся на расстоянии двадцати семи километров. Остальные многотонные снаряды без всякой пользы падали, оставляя после себя в земле глубокие воронки.

Оборонительным же сооружениям никакого вреда причинено не было, так как они могли быть разрушены лишь в результате прямых попаданий. Сохранилось высказывание об этой пушке начальника штаба сухопутных войск Вермахта, генерал-полковника Он сказал, что самая большая пушка «Дора» - это всего лишь бесполезное произведение искусства. К суждению этого военного специалиста трудно что-либо добавить.

Гнев фюрера и новые планы

Столь неутешительные результаты, показанные в ходе боевых действий орудием «Дора», вызвали гнев фюрера. Он возлагал на этот проект большие надежды. По его расчётам, орудие, несмотря на непомерно большие затраты, связанные с его изготовлением, должно было поступить в массовое производство и, таким образом, внести существенное изменение в баланс сил на фронтах. Кроме этого, серийный выпуск орудия такого масштаба должен был свидетельствовать о промышленном потенциале Германии.

После неудачи в Крыму конструкторы «Круппа» пытались усовершенствовать своё детище. Это должна была быть совершенно иная тяжёлая артиллерийская установка «Дора». Орудие предполагалось сделать сверхдальнобойным, а использоваться оно должно было на Западном фронте. В его конструкцию планировалось внести принципиальные изменения, позволяющие, по замыслу авторов, вести огонь трёхступенчатыми реактивными снарядами. Но подобным планам, к счастью, не суждено было осуществиться.

В годы войны, кроме пушки «Дора», немцы выпустили ещё одно сверхтяжёлое орудие калибром восемьдесят сантиметров. Оно получило название в честь главы фирмы «Крупп» Густава Круппа фон Боллена - «Толстый Густав». Эта пушка, обошедшаяся Германии в десять миллионов марок, оказалась также непригодна для использования, как и «Дора». Орудие имело практически все те же многочисленные недостатки и весьма ограниченные достоинства. В конце войны обе установки были взорваны немцами.

Сверхтяжелое артиллерийское орудие на железнодорожном ходу «Дора» было разработано в конце 30-х годов прошлого века немецкой фирмой «Крупп». Это орудие было предназначено для разрушения фортификационных сооружений на границах Германии с Бельгией, Францией (линия Мажино). В 1942 году «Дора» была использована для штурма Севастополя, а в 1944 году для подавления восстания в Варшаве.

Развитие артиллерии Германии после 1-й мировой войны было ограничено Версальским договором. Согласно положениям этого договора, Германии запрещалось иметь любые зенитные и противотанковые пушки, а также орудия, калибр которых превышал 150 мм. Таким образом, создание крупнокалиберной и мощной артиллерии было вопросом чести и престижа, считали лидеры нацисткой Германии.

Исходя из этого, в 1936 году, когда Гитлер посетил один из заводов фирмы «Крупп», он категорически потребовал от руководства компании спроектировать сверхмощное орудие, которое было бы способно разрушить французскую линию Мажино и бельгийские пограничные форты, например «Эбен-Эмаль». Согласно требованиям Вермахта, снаряд пушки должен быть способен пробить бетон толщиной 7 м., броню 1 м., твердый грунт 30 метров, максимальная дальнобойность орудия должна составлять 25-45 км. и иметь угол вертикального наведения +65 градусов.

Группу конструкторов концерна «Крупп», которая занялась созданием новой сверхмощной пушки по предложенным тактико-техническим требованиям, возглавлял профессор Э.Мюллер, имевший громадный опыт в данном вопросе. Разработка проекта была завершена в 1937 году, и в этом же году концерну «Крупп» был дан заказ на производство новой пушки калибра 800мм. Строительство первого орудия было завершено в 1941 году. Орудию, в честь жены Э.Мюллера, дали название «Дора». Второе орудие, которое в честь руководства фирмы Густава фон Болена и Гальбаха Круппа было названо «Толстый Густав», было построено в середине 1941 года. Кроме того, было спроектировано третье орудие калибра 520 мм. и длиной ствола 48 метров. Оно называлось «Длинный Густав». Но это орудие не было достроено.

В 1941 году в 120 км. западнее Берлина, на полигоне «Рюгенвальде-Хиллерслебен», прошли испытания орудий. На испытаниях присутствовал сам Адольф Гитлер, его соратник Альберт Шпеер, а также другие высокие армейские чины. Гитлер остался доволен результатами испытаний.

Хотя пушки и не имели некоторые механизмы, они соответствовали требованиям, которые были указаны в техзадании. Все испытания были закончены к концу 42-го года. Орудие было поставлено в войска. К этому же времени на заводах компании было изготовлено свыше 100 снарядов калибра 800 мм.

Некоторые особенности конструкции орудия.

Запирание затвора ствола, а также досылка снарядов проводились гидравлическими механизмами. Пушка была оборудована двумя подъемниками: для гильз и для снарядов. Первая часть ствола была с конической нарезкой, вторая с цилиндрической.
Орудие монтировалось на 40-ка осном транспортере, который располагался на сдвоенном ж/д пути. Расстояние между путями составляло 6 метров. Кроме того, по бокам орудия прокладывалось еще по одному ж/д пути для монтажных кранов. Полная масса орудия составляла 1350 тонн. Для ведения огня орудию необходим был участок длиной до 5 км. Время, которое затрачивалось для подготовки пушки к ведению огня, состояло из выбора позиции (могло достигать 6 недель) и самой сборки орудии (около 3-х суток).


Транспортировка орудия и обслуживающий персонал.

Перевозка орудия осуществлялась ж/д транспортом. Так, под Севастополь «Дора» была доставлена 5-ю поездами в 106 вагонах:
1-й поезд: обслуга (672-й артдивизион, около 500 человек), 43 вагона;
2-й поезд, вспомогательное оборудование и монтажный кран, 16 вагонов;
3-й поезд: части пушки и мастерская, 17 вагонов;
4-й поезд: механизмы заряжания и ствол, 20 вагонов;
5-й поезд: боеприпасы, 10 вагонов.

Боевое применение.

Во второй мировой войне «Дора» принимала участие всего дважды.
Первый раз орудие было использовано для взятия Севастополя в 1942 году. Во время этой кампании был зафиксирован всего один случай удачного попадания снаряда «Доры», который вызвал взрыв находившегося на глубине 27 метров склада боеприпасов. Остальные выстрелы «Доры» проникали в грунт на глубину до 12 метров. После взрыва снаряда в грунте образовывалась каплеобразная форма диаметром около 3 метров, что не причиняло особого вреда защитникам города. В Севастополе орудием было выпущено 48 снарядов.

После Севастополя «Дора» была отправлена под Ленинград, а оттуда на ремонт в Эссен.
Второй раз «Дора» использовалась в 1944 году для подавления Варшавского восстания. Всего Варшаве орудием было выпущено больше 30 снарядов.

Конец «Доры» и «Густава».

22.04.1945 года передовые части армии союзников в 36 км. от города Ауэрбах (Бавария) обнаружили остатки взорванных немцами орудий «Дора» и «Густав». В последующем, все, что осталось от этих исполинов 2-й мировой войны, было отправлено на переплавку.

В годы Второй мировой войны нацисты пытались создать новое разрушительное оружие, против которого СССР и Союзники не смогли бы ничего противопоставить. Одна из таких разработок – огромные орудия «Густав» и «Дора». Эти суперпушки применялись в ходе боевых действий, и если бы не некоторые проблемы, могли бы привести Третий Рейх к победе.


Орудие «Толстый Густав» было названо в честь Густава Круппа, главы немецкого промышленного концерна Friedrich Krupp AG. Это была самая большая пушка в мире, когда-либо использовавшаяся в бою. Ее начали проектировать еще в 1934 году, и Гитлер планировал, что орудие будет готово к началу войны с Францией.




Как подтвердилось в дальнейшем, огромные снаряды «Густава» пробивали до 7 метров железобетона или бронированную сталь толщиной 1 метр. Именно такая пушка сверхкрупного калибра была нужна для разрушения укреплений фортов линии Мажино.

Производство орудий было развернуто на военном заводе Круппа в Эссене в 1937 году. Кроме «Густава», строилась еще и «Дора», названная в честь жены главного конструктора. Суперпушка обошлась Германии в 7 миллионов рейхсмарок, в то время как «Густава» концерн «Крупп» изготовил совершенно бесплатно, в качестве своего вклада в войну.




Длительное время пушки испытывали, а в начале 1941 года официально приняли на вооружение вермахта. Поучаствовать в кампании 1940 года «Густаву» не пришлось, так как Франция успешно сопротивлялась всего полтора месяца.

«Густав» и «Дора» представляли собой однотипные артиллерийские установки калибра 80 сантиметров. Главный инженер Эрик Миллер разработал платформу-лафет длиной 47 м и шириной 7 м, весом 1350 тонн, перемещаемую по железной дороге. Это оказался единственный способ сделать орудие мобильным.


Снаряды для суперорудия и сейчас поражают воображение. Так, бетонобойный весит 7 тонн и начинен 250 килограммами взрывчатки. А фугасный боеприпас чуть легче, но несет уже 700 кг заряда.

Снаряды вылетали из стального ствола длиной 32 метра, который наводился по горизонтали за счет перемещения всей артустановки по изогнутой дуге железной дороги. Для обслуживания «Густава» требовался экипаж в 250 человек. Еще 2500 солдат обеспечивали прокладку ж/д пути, противовоздушную оборону, наземную охрану.




«Густав» использовался во время осады Севастополя в 1942 году. Солдаты вермахта весь май готовили огневые позиции, а в июне по укреплениям советских воинов было выпущено 48 снарядов. Немецкие артиллеристы подбили несколько фортов.

После падения Севастополя в «Густав» перевезли под Ленинград, а «Дора» прибыла под Сталинград. Во время отступления вермахта суперорудия были отведены в Польшу для подавления Варшавского восстания, а затем в Германию.


В конце войны оба орудия были разрушены, а на заводе в Эссене обнаружены остатки еще одной, третьей пушки серии. Она была построена на том же лафете, но для увеличения ее дальнобойности ствол спроектирован длиннее (48 метров) при меньшем калибре (52 сантиметра).

В целом, суперпушки Гитлера показали себя как крайне дорогое оружие, которое очень сложно применить, а полученные результаты иначе как скромными сложно назвать. Тем не менее, в Германии считали, что подобное вооружение способно принести победу.

Огромные пушки Третьего Рейха – это лишь один из

Женским именем «Дора» немцы назвали самую гигантскую пушку Второй мировой войны. Эта артиллерийская система калибром 80 сантиметров была настолько огромна, что передвигалась только по железной дороге. Она объездила половину Европы и оставила о себе неоднозначное мнение.

«Дору» разработали в конце 1930-х годов на предприятии Krupp в городе Эссене. Главная задача сверхмощного орудия - уничтожение фортов французской линии Мажино во время осады. На то время это были самые сильные укрепления, существовавшие в мире.




«Дора» могла стрелять снарядами массой в 7 тонн на расстояние до 47 километров. В полностью собранном виде «Дора» весила около 1350 тонн. Немцы разработали это мощное орудие, когда готовились к битве за Францию. Но когда в 1940 году начались бои, самая большая пушка Второй мировой войны еще была не готова. В любом случае, тактика Блицкрига позволила немцам захватить Бельгию и Францию всего за 40 дней, обойдя защитную линию Мажино. Это заставило французов сдаться с минимальным сопротивлением и укрепления не пришлось штурмовать.

«Дора» была развернута позже, во время войны на Востоке, в Советском Союзе. Ее использовали при осаде Севастополя для обстрела береговых батарей, героически защищавших город. Подготовка орудия из походного положения к стрельбе занимала полторы недели. Кроме непосредственно расчета из 500 человек, задействовался батальон охраны, транспортный батальон, два железнодорожных состава для подвоза боеприпасов, зенитный дивизион, а также своя военная полиция и полевой хлебозавод.






Немецкое орудие высотой с четырехэтажный дом и длиной 42 метра стреляло до 14 раз в день бетонобойными и фугасными снарядами. Чтобы вытолкнуть самый большой снаряд в мире, был нужен заряд в 2 тонны взрывчатки.

Считается, что в июне 1942 года «Дора» сделала 48 выстрелов по Севастополю. Но из-за большого расстояние до цели получилось всего несколько попаданий. К тому же, тяжелые болванки, если не попадали в бетонную броню, уходил в грунт на 20-30 метров, где их взрыв не вызывал больших повреждений. Суперпушка показала совсем не те результаты, на которые надеялись немцы, «вбухавшие» кучу денег в это амбициозное чудо-оружие.

Когда вышел ресурс ствола, орудие увезли в тыл. Планировалось после ремонта использовать его под осажденным Ленинградом, но этому помешало деблокада города нашими войсками. Затем суперпушку через Польщу увезли в Баварию, где в апреле 1945 подорвали, чтобы та не стала трофеем американцев.

В XIX-XX вв. было только два оружия, с большим калибром (90 см у обоих): британская мортира Маллета и американская Little David. Но «Дора» и однотипный «Густав» (не принявший участия в боевых действиях) были артиллерией крупнейшего калибра, участвовавшей в боях. Также это самые большие самоходные установки из когда-либо построенных. Тем не менее, в историю эти 800 мм орудия вошли как «совершенно бесполезное произведение искусства».

В Третьем Рейхе разработали много интересных и необычных проектов «чудо-оружия». Например, .



Что еще почитать