Самая большая корабельная пушка. Современные корабельные пушки. Пушечные порты и артиллерийские палубы

Корабельная артиллерия являлась частью морской артиллерии, которая устанавливалась на кораблях и судах и предназначалась для поражения надводных, береговых и воздушных целей. Корабельные орудия классифицировались по таким основным критериям: назначению, калибру, виду артиллерийских установок и способу стрельбы.

По назначению орудия корабельной артиллерии подразделялись на артиллерию главного калибра, универсальную и зенитную артиллерию. Кроме того, в состав вооружения надводных кораблей входили корабельные бомбометы (газодинамические и реактивные) и установки неуправляемого ракетного оружия. Главный калибр — орудия наибольшего калибра предназначенные для выполнения основных задач, присущих данному классу кораблей. Орудия этого калибра также применялись для воздействия по береговым целям для поддержки сухопутных войск или десантов с моря. Универсальные орудия предназначались для ведения огня по воздушным, морским и наземным (береговым) целям. Их калибр также зависел от класса корабля. Зенитные орудия использовались для противовоздушной обороны или для поражения мелких скоростных надводных целей. Как правило, корабельные зенитные орудия относились к среднему (76-100 мм) и малому калибру (20-75 мм). Крупнокалиберные зенитные орудия чаще всего являлись универсальными орудиями.

По калибру корабельная артиллерия подразделялась на крупный калибр — 190 мм и более; средний калибр — от 100 до 190 мм и малый калибр — менее 100 мм. Артиллерийские системы крупного и среднего калибра были достаточно эффективны в борьбе с надводными кораблями, а также при огневой поддержке морских десантов и сухопутных войск. Наиболее распространенными являлись орудия калибра 406-мм, 203-мм, 130-мм, 127-мм, 120-мм и 100-мм. Артиллерийские установки малого калибра предназначались для борьбы со средствами нападения с воздуха, а также быстроходными малоразмерными морскими целями. Управление стрельбой этих установок зачастую осуществлялось с помощью приборов управления огнем. Наиболее широкое распространение получили артиллерийские установки калибра 76-мм, 57-мм, 40-мм, 35-мм, 30-мм и 20-мм.

По виду артиллерийских установок орудия могли быть башенными, палубно-башенные (со щитовым прикрытием) и палубные (открытые).

В артустановках башенного типа орудие, подбашенное отделение, механизмы наведения, заряжания и системы подачи боеприпасов представляют собой единое целое. Первыми артустановками башенного типа стали установки крупного калибра, позже появились и среднекалиберные башенные установки. Боевые отделения защищены замкнутой броней, установки обладают большей живучестью по сравнению с другими. Кроме того, башенные установки удобнее для механического заряжания и позволяют применять полностью автоматизированную, безлюдную конструкцию.

В палубно-башенного артустановках часть защиты, механизмов наведения и заряжания составляют одно целое с орудием. Остальные механизмы и системы устанавливаются отдельно. Они не имеют развитого подбашенного отделения, ограничивается подъемным механизмом (элеватором). Боевое отделение было защищено незамкнутой противопульной и противоосколочной броней и являлось вращающейся частью установки. Палубно-башенные установки применялись на эсминцах в качестве главной, универсальной и зенитной артиллерии, а на крейсерах и линкорах — в качестве универсальной артиллерии.

В артустановках палубного типа орудие и обслуживающие его системы полностью раздельные. Они не имеют подбашенного отделения. Устанавливались почти на всех классах кораблей, особенно на кораблях специального назначения, морских и рейдовых судах обеспечения. У таких установок погреба и пути подачи боеприпасов полностью изолированы от артустановок. Палубные установки имели небольшие габариты и массу.

По способу стрельбы артустановки делились на автоматические, полуавтоматические и не автоматические установки. В автоматических установках процесс наведения, заряжания, выстрела и перезарядки полностью автоматизирован и не требовал непосредственного участия человека. В полуавтоматических установках расчет обеспечивал заряжание, выстрел и перезарядку. В неавтоматических установках все процессы производились при помощи механизмов, непосредственно приводимых в действие человеком.

Управления стрельбой каждого из калибров артустановок осуществлялось с помощью приборов управления огнем, которые состояли из вычислительных аппаратов, работающих во взаимосвязи между аналогичными приборами, а также со средствами обнаружения и с системой дистанционного управления наведением постов и артустановок. Приборы управления могли располагаться в различных постах корабля в соответствии с назначением и функциями. По степени точности и полноте решения задач стрельбы приборы управления стрельбой подразделялись на полные (решающие задачу стрельбы автоматически по данным приборов с учетом баллистических и метеорологических поправок) и упрощенные (с учетом только части поправок и данных). К основным прибора системы управления стрельбой относились: приборы обнаружения и целеуказания (радиолокационные станции, оптические визиры, пеленгаторы); приборы наблюдения и определения текущих координат (радиолокаторы, стереоскопические дальномеры и другие приборы командно-дальномерных постов); приборы выработки данных стрельбы; приборы наводки; приборы цепи стрельбы.

Артиллерия главного калибра линейных кораблей размещалась в башнях по 2-3 орудия в каждой (всего

8 — 12 орудий). Башни располагались в диаметральной плоскости корабля в одну линию или с возвышением друг над другом. Дальность стрельбы достигала 37 — 45 км. Толщина брони башен, как правило, соответствовала калибру орудий.

Артиллерия главного калибра тяжелых крейсеров состояла из 203 — 305-мм орудий, а легких крейсеров — из 152 — 180-мм, устанавливаемых, как правило, в трехорудийных башнях. В средней части корабля, побортно, в одно- или двухорудийных башнях, устанавливалась 76 — 127-мм универсальная артиллерия (12 — 20 стволов) и значительная часть зенитной артиллерии малых калибров (40 — 50 стволов). Универсальная артиллерия на крейсерах (10 — 20 стволов) представляла собой одно- и двухорудийные установки калибром до 127 мм. Малокалиберная зенитная артиллерия была представлена большим числом многоствольных установок.

Артиллерийское вооружение эскадренных миноносцев состояло из четырех — шести орудий калибра 102 — 130 мм и малокалиберных зенитных установок (10 — 20 стволов).

Сторожевые корабли имели два — четыре орудия калибром 76 — 120 мм и несколько зенитных автоматических артиллерийских установок малого калибра.

Корабельная артиллерия имела свои отличительные особенности. Ее использование происходит с движущейся и качающейся платформы, стрельба обычно идет по движущимся целям. Это потребовало создания сложных приборов управления стрельбой и механизмов наведения орудий. Средние дистанции стрельбы корабельной артиллерии превышают дистанции наземной артиллерии, поэтому применяются орудия с длиной ствола свыше 30 калибров.

К положительным тактическим свойствам корабельной артиллерии можно отнести возможность использования, как по морским, так и по береговым и воздушным целям; скорострельность и длительность стрельбы; высокая степень реагирования; почти полное отсутствие мертвых зон. К отрицательным: довольно большая масса артиллерийских установок и боеприпасов; ограниченная живучесть ствола.

Боеприпасами корабельной артиллерии являлись: снаряды, взрыватели, заряды, средства воспламенения, гильзы, полузаряды. Комплект боеприпасов для производства выстрела называется артиллерийский выстрел. Для орудий малых и средних калибров применялся унитарный выстрел, где комплект боеприпасов для производства выстрела был объединен в одно изделие. Для орудий крупных калибров использовалось картузное или раздельное заряжение.

Анализ вооружения кораблей стран, принимавших участие в войне показывает, что почти все орудия крупного калибра были построены до Первой мировой войны и немного в межвоенный период. Проводимая их модернизация заключалась в установке систем управления огнем. Орудия среднего калибра в большей своей части были выпущены в межвоенный период и были немного обновлены к концу войны. В тоже время зенитные орудия и системы управления их огнем только за время войны обновлялись несколько раз.

В межвоенный период совершенствование корабельной артиллерии было направлено на повышение живучести стволов всех калибров, улучшение их баллистических качеств, увеличение скорострельности за счет автоматизации процессов заряжания, создание универсальной артиллерии калибром 76 — 127 мм, способной поражать воздушные, морские и береговые цели, и малокалиберной (20 — 45 мм) зенитной автоматической артиллерии. Корабельные радиолокационные станции, управляющие огнем, позволили вести прицельную стрельбу из орудий в любое время суток, независимо от метеорологических условий. Помимо этого, радиолокация использовалась и как средство дальнего наблюдения и опознавания целей, что позволяло быстро оценивать обстановку. Число артиллерийских установок, способных вести огонь по воздушным целям, значительно возросло: на больших кораблях — в результате замены устаревшей противоминной артиллерии универсальными артиллерийскими установками, на средних и малых кораблях — за счет универсализации всех артиллерийских установок.

В истории Второй мировой войны практиковалось использование устаревших орудий с разоруженных или недостроенных кораблей для обороны береговых укреплений, которые приносили там ощутимую пользу.

Ориентировочное минимальное количество корабельных орудий, находящихся на вооружении некоторых стран (без переданных/полученных) в период войны

Страна

Малый калибр Среднего калибра Большого калибра

Всего

Великобритания 7 807 665
Германия 1 306 382
Италия 1 445 165

Главной ударной силой ведущих морских держав стали авианосцы, а крупным надводным кораблям других классов осталась противовоздушная и противолодочная оборона. Однако полностью вытеснить из флота артиллерию ракетам не удалось. Артиллерийские установки крупного калибра хороши тем, что могут стрелять как обычными, так и управляемыми снарядами, которые по своим возможностям приближаются к управляемым ракетам. Перехватить артиллерийский снаряд средствами ПВО намного труднее, чем крылатую ракету. Хорошо спроектированная перспективная артустановка значительно более универсальна, чем любой тип ракет. Тем не менее, артиллерийское орудие на современном корабле – оружие вспомогательное, и ему оставлено всего одно место на носу корабля. Многоорудийные башни главного калибра канули в прошлое.

А1.Рис. Российская корабельная артустановка АК-130. Число стволов – 2, калибр – 130 мм, дальность стрельбы – до 23 км, скорострельность – до 60 выстр./мин, количество личного состава при боевом обслуживании – 6 чел. Углы наведения: - ВН, град: -9...+80; - ГН, град: +-180

А2.Рис. Корабельная артустановка АК-130 на баке российского корабля.

А3.Рис. Корабельная артустановка АК-130 стоит на российских эсминцах.

А4.Рис. Артустановка АК-130 на крейсере «Москва».

А5.Рис. Автомат заряжания артустановки АК-130.

Мировой действующий рекорд по мощности залпа принадлежит советской артустановке АК-130 – 3000 кг/мин. Вес залпа эскадренного миноносца «Современный», вооруженного двумя такими установками, составляет 6012 кг/мин. Это больше, чем, например, у линейного крейсера Первой мировой войны «Фон дер Танн» (5920 кг/мин) или современного перуанского крейсера «Альмиранте Грау» (5520 кг/мин).

Комплекс АК-130-МР-184 размещен на надводных кораблях проектов 956, 1164, 1144, 11551, других кораблях ВМФ России, успешно эксплуатируется ВМС Китая на эсминцах проекта 956Э (находится в постройке ЭМ проекта 956ЭМ) и может быть адаптирован в систему оружия кораблей аналогичных классов.

А.6.Рис. Российская корабельная артустановка А-192М. Число стволов – 1, калибр – 130 мм, дальность стрельбы – до 23 км, скорострельность – 30 выстр./мин, боекомплект – 60 выстр., вес патрона – 52,8 кг, вес установки (без боекомплекта) – 24 000 кг, расчет при боевом обслуживании – 3 чел. Угол ВН: -12 град; +75 .Угол ГН – 180 град.

Во второй половине 1980-х годов в КБ «Арсенал» началась разработка 130-мм одноорудийной башенной установки А-192М «Армата». Баллистические данные и темп стрельбы новой установки по сравнению с АК-130 остались без изменений, но вес уменьшился до 24 т. Управление огнем установки должна была вести новая радиолокационная система «Пума». В боекомплект должны были войти, по крайней мере, два управляемых снаряда. Практически А-192 является облегченной модификацией 130-мм артустановки АК-130 для вооружения кораблей водоизмещением от 2000 т и по своим тактико-техническим характеристикам полностью отвечает задачам, которые стоят перед артиллерийскими средствами огневой поддержки и защиты перспективных кораблей ВМФ среднего и малого водоизмещения.


А.7. Рис. Американская корабельная артустановка Mk45. Число стволов – 1, калибр – 127 мм, скорострельность – 20 выстр./мин, дальность стрельбы – 23 км, боезапас – 475-500 выстрелов, вес орудия – 1645 кг., длина ствола – 6,8 м.

А.8.Рис. Артустановка Mk42, на ее базе была сделана Mk45.

А.9.Рис. Обслуживание артустановки Mk45.

Первая модификация установки Mk45 была создана в 1969 году, серийное производство началось в 1973-м. Mk45 легче других 127-мм установок – 20 т против 60 т у 127-мм установки Mk42, производимой с 1955 года. Это достигнуто в первую очередь за счет использования в конструкции армированного алюминия вместо стали. Магазин барабанного типа вмещает 20 унитарных патронов с обычными баллистическими снарядами или 10 выстрелов раздельно-гильзового заряжания с управляемыми активно-реактивными снарядами «Дедай». Установка может выпустить их за минуту, а затем еще минуту идет загрузка барабана и охлаждение ствола. 127-мм установками Mk45 всех модификаций оснащено свыше 200 американских кораблей и несколько десятков кораблей семи других флотов.

А.10.Рис. Артустановка Mk45 ведет огонь.

Начиная с 2002 года эсминцы типа Arleigh Burke строятся с новой 127-мм артустановкой Mk-45 Mod 4, которая приспособлена для стрельбы активно-реактивными снарядами ЕХ-171 выстрела ERGM (Extended Range Guided Munition) на дальность до 140 км. Боезапас каждой из таких артустановок включает в себя 232 выстрела. Снаряд ЕХ-171 с кассетной боевой частью разработан фирмой "Texas Instrument", он имеет массу более 50 кг. Наведение на цель осуществляется инерциальной системой с помощью системы GPS, которая обеспечивает точность стрельбы до 10 м.

А.11.Рис. Британская корабельная артустановка Mk8 (Mod0). Число стволов – 1, калибр – 114 мм, общая масса – 25 т, масса снаряда – 25,5 кг, максимальная дальность стрельбы – 22 км, досягаемость по высоте – 12 км, скорострельность – 20 выстр./мин, готовый к стрельбе боезапас – 15 выстрелов.

А.12.Рис. Корабельная артустановка Mk8 на британском фрегате УРО

ВМС Великобритании имеют на вооружении 114-мм орудие Mk8 фирмы «Виккерс». Данный тип оружия разрабатывался, как универсальная система способная с одной стороны поражать крупные надводные цели, так и служить в качестве системы защиты в ближнем бою. Первая модификация (Mod0) была принята на вооружение в 1971 году, а вторая (Mod1) в 2001 году. Производитель British Aerospace Systems (BAE).

А.13.Рис. Российская корабельная артустановка АК-100. Число стволов – 1, калибр – 100 мм, дальность стрельбы – до 21 км, скорострельность, – до 60 выстр./мин., расчет – 5 чел. Углы наведения: - ВН, град: -10... +85 - ГН, град: -180.

А.14.Рис. Корабельная артустановка АК-100 на палубе корабля

100-мм универсальная автоматическая артиллерийская установка АК-100 с дистанционным управлением стрельбой предназначена для вооружения надводных кораблей и обеспечивает стрельбу по береговым, воздушным (в т.ч. противокорабельным крылатым ракетам) и морским целям. Она является частью артиллерийского комплекса АК-100-МР-145, в который, кроме нее, входят: морская многодиапазонная система управления стрельбой МР-145 (разработчик КБ "Аметист", выпускается заводом "Топаз"), унитарные артбоеприпасы различных видов для стрельбы по береговым, морским и воздушным целям, аппаратура сопряжения с внешними источниками информации и боевого использования. Наведение и управление огнем АК-100 осуществляется дистанционно в автоматическом режиме (основной режим) от радиолокационной системы управления МР-145 или автономно от башенного оптического прицельного устройства.

А.15.Рис. Арткомплекс АК-100-МР-145 размещен на БПК проекта 1155.

А.16.Рис. Комплекс АК-100-МР-145 успешно эксплуатируется ВМС Индии

А.17.Рис. Автомат заряжания арткомплекса АК-100-МР-145.

Арткомплекс АК-100-МР-145 размещен на следующих надводных кораблях ВМФ России: крейсерах проектов 1144 и 11434, БПК проекта 1155, СКР проектов 1135М, 11351, 11540 и других кораблях. Комплекс успешно эксплуатируется ВМС Индии на кораблях типа Delhi (проект 15) и может быть адаптирован в систему оружия кораблей аналогичных классов.

100-мм однорудийная палубная артустановка «Компакт», разработанная французской фирмой «Крезо-Луар» на базе своей предшествующей модели (1968 года), предназначена для надводных ко­раблей различных классов. Увеличение на 50% скорострельности и приме­нение снарядов с инфрак­расными головками само­наведения в боекомплекте новой артустановки позво­ляют достаточно эффектив­но использовать ее для борьбы с ПКР.

А.18.Рис. Французская корабельная артустановка «Компакт». Число стволов – 1, калибр – 100 мм, дальность стрельбы – до 21 км, скорострельность, – до 60 выстр./мин., боекомплект 102 выстрела.

Конструктивно АУ «Ком­пакт» состоит из башни и системы подачи боеприпасов. При боевой работе лю­дей в башне нет. Ствол орудия длиной 55 клб заключен в стеклопластиковый кожух. В зазоре между кожухом и стволом во время стрельбы цирку­лирует охлаждающая прес­ная вода. Кроме того, пос­ле каждого выстрела в ка­нал ствола автоматически впрыскивается 50 см 3 воды и подается 1 л сжатого воз­духа под давлением 100 кгс/см 2 . Образующаяся при этом водо-воздушная смесь производит дополнительное охлаждение ствола и при проходе через него однов­ременно зжектирует поро­ховые газы из башни.

А.19.Рис. Французская корабельная артустановка «Компакт» на эсминце.

А.20.Рис. Артустановка «Компакт» может ставиться и на небольшие корабли.

Артустановка «Компакт» характеризуется высоки­ми скоростью и точностью автоматического наведения по командам от корабель­ной системы управления ог­нем. Время реакции артустановки при отсутствии боеприпаса в башне составля­ет только 8,5 с. Готовый к стрельбе бое­запас хранится в двух рас­положенных в подбашен­ном отделении магазинах: основном (стандартная вме­стимость 90 унитарных пат­ронов с осколочно-фугасны­ми снарядами) и дополни­тельном (12 специальных выстрелов). Боевая работа АУ «Ком­пакт» полностью автомати­зирована. В на­стоящее время эта АУ на­ходится на вооружении ВМС Франции, Малайзии, Португалии, Саудовской Аравии и других стран.

А.21.Рис. Российская артустановка АК-726. Число стволов – 1, калибр – 76,2 мм, дальность стрельбы – до 16 км, досягаемость по высоте – 11 км, скорострельность – 100 выстрелов в минуту, боекомплект – 1000 снарядов, боевой расчет – 9 чел.

А.22.Рис. Артустановки АК-726 устанавливаются на БПК

Спаренная 76,2-мм артустановка АК-726 с радиолокационной системой управления стрельбой типа МР-105 предназначена для ведения огня по воздушным, морским и береговым целям и может вести стрельбу в автоматическом режиме, в полуавтоматическом с применением оптического прицела "Призма" и в ручном режиме. Качающаяся часть АУ состоит из двух автоматов, расположенных в общей люльке. Ствол автомата - моноблок, на него надет пружинный накатник. На стволе имеется ресивер для эжекционной продувки канала ствола после каждого выстрела. Охлаждение стволов забортной водой происходит в перерывах между стрельбой. Для этого наконечник шланга, подключенного к судовой магистрали, вставляется в камору ствола. Максимальная длина непрерывной очереди до охлаждения – 40–45 выстрелов, время охлаждения – 3 минуты.

А.23.Рис. Артустановка АК-726 предназначена для ведения огня по воздушным, морским и береговым целям.

А.24.Рис. Артустановки АК-726 установленные на корме БПК «Ладный».

Автоматика пушки основана на принципе использования энергии отката подвижных частей от выстрела при коротком ходе ствола. Выстрел происходит автоматически, непосредственно после полного закрывания затворов и полного наката обоих орудий. Для обеспечения синхронности стрельбы обоих орудий в механизме спуска установлен механический синхронизатор. Первое заряжание автомата производится механизмом гидроперезарядки.

А.25.Рис. Итальянские корабельные установки «Компакт ОТО Меларал». Калибр – 75 мм, число стволов – 1, вес – 6,4 т, вес снаряда – 6,2 кг, его начальная скорость – 927 м/с, наибольшая досягаемость по высоте – 11 800 м, максимальная горизонтальная дальность стрельбы – 16 км, скорострельность – 10-85 выстр./ мин.

А.26.Рис. Корабельная установка «Компакт ОТО Меларал» может быть установлена и на небольшие корабли.

76-мм одноорудийная палубно-башенная артустановка «Компакт ОТО Меларал» создана итальянской фирмой «ОТО Меларал» в качестве огневого средства для поражения воздушных целей на средних и малых высотах, а также быстро­ходных надводных ко­раблей малого водоиз­мещения и катеров. Она находится на вооруже­нии ВМС около 40 стран мира. Она выпускает­ся в модульном исполне­нии, упрощающем и значи­тельно ускоряющем монта­жные работы при ее уста­новке на корабле.

Конструктивно компакт­ный модуль АУ состоит из надпалубной и подпалубной частей. Станок и люлька изготовлены из лег­кого антикоррозийного алюминиевого сплава. Длина ствола 62 клб. Во время стрельбы он автома­тически охлаждается за­бортной водой под давле­нием 7 кгс/см 2 . Расход во­ды 70 л/мин. Расположенный под па­лубой вращающийся мага­зин с элеватором шнекового типа вмещает 80 унитар­ных патронов и обеспечи­вает их автоматическую по­дачу в башню. Пополнение магазина происходит вруч­ную. Огонь может вестись одиночными выстрелами и очередями с темпом от 10 до 85 выстр./мин, при этом первые 30 выстрелов про­изводятся оператором с пульта управления без уча­стия подносчиков патронов.

А.27.Рис. Итальянская корабельная установка «ОТО Меларал супер рапид». Калибр – 76 мм, число стволов – 1, темп стрельбы – 120 выстр./мин, длина ствола 62 клб, масса АУ 7,5 т, снаряда 6 кг, дальность стрельбы 16,3 км, досягаемость по высоте 11,8 км, скорострельность 120 выстр./мин, готовый к стрельбе боезапас 80 выстрелов, начальная скорость снаряда 925 м/с, пределы угла вертикального наведения от - 15 до +85°, ско­рость наведения: вертикальная 35 град/с, горизонтальная 60 град/с.

А.28.Рис. Артустановка «ОТО Меларал супер рапид» на палубе ракетного катера.

На базе артустановки «Компакт ОТО Мелара» фирма разработала новую
76-мм АУ, получившую на­именование «ОТО Меларал супер рэпид», с уве­личенной до 120 выстр./мин скорострельностью за счет усовершенствования распо­ложенных на ее качающей­ся части деталей механизма заряжания и сокращения времени выбрасывания гильз.

А.29.Рис. Шведская артустановка «Бофорс» Мк2 (5АК-57). Число стволов – 1, калибр – 57 мм, дальность стрельбы 6 км.

57-мм однооруодийная палубно-башенная артустановка «Бофорс» Мк2 (SАК-57), разработанная в Швеции, считается эффек­тивным средством пораже­ния морских и воздушных целей, включая ПКР. Эта АУ полностью автоматизирована. Готовый к немед­ленному применению бое­запас размещается в двух­секционном питающем ма­газине на 40 выстрелов. Снаряжение питающего магазина осуществляется устройством перезаряжа­ния кассетного типа. Механизмы вертикальной и горизонтальной наводки электрогидравлические. Стеклопластиковая за­щита башни, предохраняю­щая механизмы и аппара­туру артустановки от дож­дя и волн, имеет обтекае­мую форму со скошенны­ми гранями, что сводит к минимуму ее радиолокаци­онную заметность.

В 1970-х годах началась разработка противокорабельных крылатых ракет, летящих на сверхмалых высотах со сверхзвуковой скоростью, которые должны были иметь защищенную броней многослойную боевую часть и возможность выполнить на конечном участке траектории сложные противозенитные маневры.

А.30.Рис. Российский зенитно-артиллерийский комплекс АК-630м. Калибр – 30 мм, количество стволов – один 6 ствольный автомат АО-18, скорострельность – 5000 выстр./мин, начальная скорость снарядов – 880 м/с, подача боеприпаса – автоматическая, ленточная, масса комплекса – 7 т, дальность поражения целей (в том числе низколетящих ПКР) – до 5000 м.

А.31.Рис. Зенитно-артиллерийский комплекс АК-630м ставится и на большие корабли.

Российский зенитно-артиллерийский комплекс АК-630м предназначен для поражения беспилотных и пилотируемых средств воздушного нападения, в том числе и низколетящих ПКР, малоразмерных морских целей, небронированных и легкобронированных береговых целей, а также расстрела плавающих мин. В состав комплекса входят:

Морская радиолокационная система управления стрельбой MP-123-02;

Артиллерийская установка (АУ) АК-630М;

Артустановка башенного типа с вращающимся блоком стволов в кожухе с продольно-поршневым затвором, обеспечивающим принудительную досылку выстрела и экстрацию гильзы; питание ленточное.

Комплекс размещается на надводных кораблях различного водоизмещения проектов 206 MР, 1234, 1241, 956, 1144, 1143, И64, 1155, 1174 и др.Комплекс размещается на надводных кораблях различного водоизмещения проектов 206 MР, 1234, 1241, 956, 1144, 1143, И64, 1155, 1174 и др.

А.32.Рис. Российская корабельная установка Ак-630М1-2 «Рой». Калибр – 30 мм, число стволов – 6, темп стрельбы – 10 000 выстр./мин, вес установки с полным боекомплектом (4000 патронов) – 6519 кг. Угол ВН: -25; +90 град. Угол ГН: ±180 град.

А.33.Рис. Российская корабельная установка Ак-630М1-2 «Рой» на выставке.

А.34.Рис. Российская корабельная установка Ак-630М1-2 «Рой» размещается на надводных кораблях различного водоизмещения.

Разработка 30-мм двухавтоматной установки АК-630М1–2 «Рой» была начата по решению ВПК № 197 от 8 июня 1983 года согласно тактико-техническому заданию, утвержденному 9 декабря 1983 года зам. Главкома ВМФ. Позже эта установка получила название «Рой». Оба автомата ГШ-6-30К размещены в одной люльке, в нижней и верхней плоскостях. Люлька представляет собой сварную конструкцию из алюминиевого сплава.

Режим стрельбы одного автомата ГШ-6-30К: шесть очередей по 400 выстрелов с перерывами по 5–6 с или по 200 выстрелов с перерывами 1–1,5 с.

А.35.Рис. Американский зенитно-артиллерийский комплекс Мк15 «Вулкан-Фаланкс». Дальность стрельбы – 3 км, скорострель­ность (шесть стволов) – 3000 выстр./мин, готовый к стрельбе боезапас – 950 выстрелов, об­щий вес установки – 4,5 т, вес снаряда – 0,1 кг, дальность стр. – 6 км, потолок – 2,5 км.

Американские корабли вооружены автоматической 20-мм шестиствольной артиллерийской системой ближнего действия Мк15 «Вулкан-Фаланкс». В систему помимо пушки входят две радиолокационные станции (обнаружения и сопровождения цели), а также пульт управления. Пушка используется авиационная с вращающимся блоком из шести стволов. Скорострельность 3000 выстр./мин. Стволы охлаждаются водой. В барбете пушки размещаются передатчик радиолокационных станций, его блок питания, трансформатор, а также гидравлические блоки. Изготовлено свыше 800 комплексов «Вулкан-Фаланкс». По состоянию на 2006 год, они установлены на 187 кораблях ВМС США и используются более чем в 20 странах.

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

На современном этапе развития истории опыт международных вооруженных конфликтов конца XX - начала XXI столетия безоговорочно показывает, что по целому ряду причин именно акватории морей и океанов, воздушное пространство над ними остаются основной ареной вооруженного противоборства, районами сосредоточения и наращивания разнородных ударных сил, включая носители ядерного и неядерного высокоточного оружия. Следовательно, в будущей войне победит тот, кто будет способен обеспечить господство своих сил в районах Мирового океана, прилегающих к территории конфликта.

И сегодня необходимо четко представлять, что мощный ВМФ – это сила не только для устрашения и сдерживания чьих-то агрессивных намерений (как важная составляющая стратегических ядерных сил), а прежде всего необходимый политический фактор влияния в мирный период на международную ситуацию. Только флот своим присутствием в различных регионах Мирового океана, не нарушая международно-правовых норм, может демонстрировать достижения науки и техники страны, ее интеллект и величие. Такая демонстрация достижений в военной области невозможна другими видами Вооруженных Сил.

Российская Федерация еще остается одной из ведущих мировых держав, входит в так называемую «восьмерку» лидеров мирового сообщества. Однако история учит: чтобы быть таковой, а не только «казаться», государство должно располагать мощной военно-морской силой, которая способна самостоятельно решать стратегические задачи и надежно защищать национальные интересы на просторах Мирового океана.

Следует отметить, что в последние годы мы стали свидетелями реального воплощения в жизнь основополагающих документов по морской деятельности: Указа Президента Российской Федерации «О совершенствовании морской деятельности Российской Федерации», Основ политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности и Морской доктрины Российской Федерации на период до 2020 года. Происходит расширение деятельности Морской коллегии при Правительстве РФ, растет ее влияние на политическую и экономическую жизнь государства. Созданы советы по морской деятельности в федеральных округах и субъектах Российской Федерации. Успешно реализуется Федеральная целевая программа «Мировой океан». Эти события неопровержимо доказывают, что принятый Президентом и Правительством Российской Федерации курс на отстаивание и защиту национальных интересов в Мировом океане - приоритетное стратегическое направление национальной политики.

Корабе́льная артилле́рия - совокупность артиллерийского оружия, установленного на боевых кораблях и предназначенного для применения по береговым (наземным), морским (надводным) и воздушным целям. Наряду с береговой артиллерией составляет морскую артиллерию. В современном понятии корабельная артиллерия представляет собой комплекс артиллерийских установок, систем управления огнем и артиллерийского боезапаса.

Вооружение кораблей в древности

Бронзовый таран триеры «Олимпия»

С давних времен люди старались приспособить корабли для ведения боевых действий. Первым и главным оружием кораблей тех лет был таран. Он устанавливался на форштевне (самая передняя особо прочная конструкция в носовой оконечности судна) и предназначался для обездвиживания вражеского корабля и его последующего уничтожения ударом в борт или корму.

Позже на древнегреческих кораблях начали применять "дельфин". Он представлял собой тяжелый металлический груз, в виде дельфина, который подвешивался на рее и сбрасывался на палубу вражеского корабля при сближении. Деревянные корабли не могли выдержать такого веса и дельфин пробивал палубу и днище вражеского корабля. Эффективность применения этого вооружения была довольно высокой благодаря хорошей маневренность греческих кораблей.

С появление римских кораблей в III веке до н.э. началось активное использование абордажных мостиков. Римляне называли их "воронами" из-за тяжелого металлического груза в виде клюва ворона. Этот груз был расположен на конце абордажного мостика - шарнирно закрепленной на носу корабля стрелы. "Ворон" состоял из стрелы с грузом (длина стрелы 5,5 метров, ширина 1,2 метра) и платформы.

Со временем на корабли начали устанавливать вооружение, хорошо проявившее себя в сухопутных сражениях. Так появились корабельные катапульты, баллисты и стрелометы.

Катапульты представляли собой огромный «лук», состоящий из длинного желоба, с поперечной рамой впереди, у которой по бокам вертикально укреплялись пучки скрученных жил.

Баллисты – выглядели в виде рамы, с одним пучком жил. В середине пучка был вставлен рычаг с ложкой для снаряда. Чтобы привести баллисты в действие необходимо было рычаг с помощью ворота оттянуть вниз, в ложку положить снаряд и отпустить ворот. В качестве снарядов применяли камни, бочки с горючей смесью.

Стреломет был изобретен в Древним Риме. Это оружие имело ударную доску, которую оттягивали воротом с помощью тросов. При стрельбе доска выпрямлялась и выталкивала стрелы, которые установили на досках.

Henry Grace à Dieu - крупнейший военный корабль флота Генриха VIII

Гладкоствольная корабельная артиллерия (XIV-XIX века)

Первые артиллерийские орудия на кораблях появились в 1336 - 1338 годах. Согласно некоторым источникам, это была пушка, которая стреляла небольшими ядрами или стрелами. Это орудие было установлено на английском королевском судне «Когг Всех Святых» .

В 1340 году корабельная артиллерия была впервые применена во время битвы при Слёйсе, но результатов не принесла.Не смотря на столь революционное техническое решение, артиллерия практически не применялась на кораблях в течении XIV и XV веков. Для примера, на крупнейшем судне того времени, английской каракке «Грейс Дью» было размещено всего лишь 3 пушки.

Около 1500 года французский судостроитель Дешарж применил на каракке «La Charente» новое техническое решение - пушечные порты. Именно это стимулировало развитие корабельной артиллерии и предопределило размещение орудий на кораблях на несколько веков вперед. Вскоре, в начале XVI века в Англии были построены большие каракки «Пётр Помигрэнит» (1510), «Мэри Роуз» (1511), «Генри Грейс э"Дью» (1514). К примеру, на каракке «Генри Грейс э"Дью» (фр. Henry Grace à Dieu - «Милость Божья Генриха») было размещено внушительное количество огнестрельных орудий - 43 пушки и 141 поворотная ручная кулеврина.

Не смотря на развитие корабельной артиллерии, до конца XVI века на флоте применялись катапульты и баллисты.

С середины XV века для стрельбы из пушек начали использовать чугунные ядра, а немного позже стали раскалять их для повышения вероятности пожара на борту вражеского корабля.

Применение артиллерии на флоте немного отличалось от сухопутного. Так ящики с бомбардами обычно ставили без креплений, чтобы не повредить палубу при отдаче, привязывая их к борту парой канатов, а на конце ящика приделывали небольшие колеса для возвращения в исходное положение. Применение колес на станках пушек в будущем стало прототипом станков на колесах. Также на развитие корабельной артиллерии влияло развитие металлургии. Орудия начали производить не только из меди и кованого железа, но и из чугуна. Чугунные орудия были намного проще в изготовлении и значительно надежнее. Уже к XVII веку производство кованых пушек прекратилось.

Рисунок кулеврины калибром 40-50 мм

Не смотря на развитие артиллерии, потопить деревянный корабль было весьма трудно. Из-за этого, исход боя часто решал абордаж. Исходя из этого, главной задачей артиллерии было не потопить корабль, а обездвижить его или ранить как можно больше моряков на его борту. Очень часто с помощью корабельной артиллерии повреждался такелаж вражеского корабля.

К концу XV века на кораблях начали использовать мортиры, а в XVI веке - гаубицы (орудия с длиной в 5-8 калибров), которые могли стрелять не только ядрами, но и картечью или разрывными снарядами. В это же время была разработана классификация артиллерии по отношению длины ствола к калибру (мортиры, гаубицы, пушки, кулеврины). Также были разработаны новые виды снарядов и улучшено качество пороха. На смену простой смеси древесного угля, селитры и серы пришел зернистый порох, который имел менее выраженные недостатки (свойство впитывать влагу и др.).

Начиная с XVI века к артиллерии подошли с научной стороны. Кроме распространения орудийных портов, появления квадранта и артиллерийской шкалы, изменили расположение орудий на кораблях. Тяжелые пушки сместили ближе к ватерлинии, что позволило значительно увеличить огневую мощь без нарушения остойчивости корабля. Также, орудия начали устанавливать на нескольких палубах. Благодаря таким изменениям, мощь бортового залпа значительно возросла.

К XVII веку корабельная артиллерия обрела ярко выраженные черты и стала значительно отличаться от береговой. Постепенно определились типы, калибр, длина орудий, принадлежности и способы стрельбы, что привело к закономерному отделению корабельной артиллерии с учётом спецификации стрельбы с корабля.

В течении XVII - XVIII веков появляются станки с колесами, винград для ограничения отката, появляется более качественный порох, заряд орудия производится в картузах и патронах, появляются кремниевые замки для воспламенения, книппели, разрывные бомбы, брандскугели и гранаты. Все эти нововведения повысили скорострельность артиллерии и ее точность. Также появляются новые орудия, такие как корабельный «единорог» и карронада (легкое корабельное орудие без цапф, с малым пороховым зарядом и длиной в 7 калибров). Но не смотря на все эти новшества, главной целью остается экипаж, а не сам корабль.

«Santisima Trinidad» - крупнейший парусный корабль в истории

Крупнейший парусный корабль «Santisima Trinidad» нес на своем борту 144 орудия, размещенных на четырех палубах (после модернизации). Водоизмещение этого испанского линейного корабля составило 1900 тонн, а численность экипажа составляла от 800 до 1200 человек.

Лишь в XIX веке главной целью артиллерии стал сам корабль. К этому подтолкнуло распространение бомбовых пушек. Стоит отметить, что демонстрация таких пушек Пексана коммодором Перри повлияло не принятие Японией неравноправного торгового договора с Америкой и прекращения политики изоляции в 1854 году.

Кардинальные изменения коснулись не только вооружения кораблей, но и их бронирования. В связи с распространением бомбовых пушек было начато противостояние их разрушительному действию. Таким образом бронирование стало важной частью любого корабля. С увеличением толщины брони на кораблях, постепенно модернизировались орудия, были усовершенствованы их станки, принадлежности, пороховые заряды, боеприпасы, а также методы и способы стрельбы. Позже, появились башенные установки и развилась башенная система размещения орудий и увеличились калибры орудий. Для поворота таких башен и управления тяжелыми и мощными орудиями стали применять паровую тягу, гидравлику и электродвигатели.

Одним из самых революционных решений, стало применение нарезных орудий, что значительно изменило последующее развитие корабельной артиллерии и ознаменовало новую эру в ее истории.

Нарезная корабельная артиллерия (с середины XIX века)

Орудия главного калибра линкора "Петропавловск"

После принятия на вооружение нарезной артиллерии развитие гладкоствольной еще продолжалось, но вскоре прекратилось. Преимущества нарезной артиллерии было очевидно (большая точность, дальность стрельбы, снаряды более эффективно пробивают броню и имеют хорошую баллистику.

Стоит отметить, что в Российском Императорском флоте нарезную артиллерию приняли на вооружение лишь в 1867 году. Было разработано две системы нареза - "образца 867 г." и "образца 1877". ЭТи системы использовались до 1917 года.

В Советском Союзе к вопросу классификации и разработки новых образцов корабельной артиллерии пришли в 1930 году. До этого использовалась еще "царская" классификация, а модернизации заключались лишь в разработке новых боеприпасов и модернизации существующих орудий.

В XIX веке началась "гонка" калибров орудий. Со временем бронирование кораблей значительно увеличилось, что потребовало увеличения калибров орудий на кораблях. Уже к концу XIX века калибр корабельных пушек достигал 15 дюймов (381 мм). Но такое увеличение калибра негативно сказывалось на долговечности пушек. Последовало логичное развитие артиллерии, которое заключалось в совершенствования боеприпасов. Позже произошло небольшое уменьшение калибров орудий ГК. С 1883 по 1909 годы самый крупный калибр составлял 12 дюймов (305 мм).

Российский адмирал С. О. Макаров предложил использовать на снарядах бронебойный наконечник. Это позволило довести бронепробитие снарядов к их калибрам, а для увеличения разрушительного действия боеприпасы стали снаряжать мощными бризантными веществами.

В связи с возросшей дальностью полета снаряда возникла потребность увеличить прицельную дальность стрельбы.

Автоматическая корабельная артиллерийская установка АК-630

На флоте появились новые тактики морского боя, современные оптические приборы (визиры, дальномеры и др.), а с начала XX века появляются первые образцы систем гиростабилизации. Все это позволило значительно увеличить точность стрельбы на больших расстояниях. Но дальность стрельбы увеличивалась пропорционально увеличению калибров орудий главного калибра. Так авиация получила новое назначение - корректировку огня. На большом количестве кораблей появились катапульты для запуска гидросамолетов.

С распространением морской авиации и авианосцев возникла потребность в увеличении количества и эффективности орудий ПВО. Вражеская авиация стала одним из главных врагов боевых кораблей.

Постепенно развитие орудий главного калибра прекратилось, а применяться стали только ПВО универсальная артиллерия. После увеличения роли ракетного вооружения, артиллерия отошла на второй план, а ее калибры не превышают 152 мм. Кроме основного предназначения изменилось и управление корабельной артиллерией. С развитием автоматики и электроники все меньше стало требоваться непосредственное участие человека в процессе стрельбы. Сейчас на кораблях применяются артиллерийские комплексы, а практически все артиллерийские установки автоматические.

Универсальная скорострельная пушка, одно из самых мощных современных орудий российского флота.

К началу 1960-х годов в Советском Союзе были свернуты практически все работы по корабельной артиллерии калибром свыше 76 мм. Это объяснялось увлечением новыми возможностями, которые давало стремительно прогрессировавшее ракетное оружие.

Однако к середине 1960-х годов наметилось отставание от ведущих стран Запада, активно внедрявших на флот современные артсистемы калибром от 100 мм и выше. В связи с этим в 1967 году были запущены работы по созданию скорострельных артсистем двух калибров (100 мм и 130 мм), который в дальнейшем легли в основу корабельных артустановок АК-100 и АК-130 .

Установка АК-130 создавалась с начала 1970-х годов на базе одноорудийной артустановки ЗИФ-92 (А-217) калибра 130 мм. Разработчик — КБ ленинградского завода «Арсенал», опытное производство велось в Волгограде на заводе «Баррикады», серийное — на Юргинском машиностроительном заводе.

Первый опытный образец был изготовлен в 1976 году. После пяти лет опытной эксплуатации и доводки на головном эсминце проекта 956 была официально принята на вооружение в ноябре 1985 года.

Артустановка представляет собой двухорудийную башню с автоматическим заряжанием. Артиллерийская часть состоит из двух 130-мм автоматических орудий, охлаждаемых при стрельбе забортной водой. Длина ствола 54 калибра (около 7 метров). Максимальная техническая скорострельность — 45 выстрелов в минуту на ствол (90 на установку), реальные значения составляют около 20−35 выстрелов в минуту на установку. Дальность стрельбы (по разным данным) от 22−23 до 28 км. Начальная скорость снаряда 850 м/с.

Установка управляется радиолокационной системой управления огнем МР-184 «Лев-218» , включающей в себя двухдиапазонный радар сопровождения цели (может одновременно работать по двум целям), визир телевизионной системы, лазерный дальномер, баллистический вычислитель, а также аппаратуру селекции целей и защиты от помех. Инструментальная дальность комплекса 75 км, дальность взятия на сопровождение 40 км.

Боекомплект размещается в подпалубном пространстве в трех барабанах (боезапас 180 снарядов на одну установку). Барабаны снаряжаются тремя типами боеприпасов: фугасными снарядами Ф-44 с донным взрывателем и двумя типами зенитных снарядов — ЗС-44 (с дистанционным механическим взрывателем) и ЗС-44Р (с радиолокационным взрывателем АР-32). Последние гарантируют поражение целей с промахом не более 8 метров по крылатым ракетам и до 15 метров по самолетам. Снаряды имеют одинаковые параметры: массу 33,4 кг и массу взрывчатого вещества 3,56 кг.

Установки АК-130 внедрялись на флот на эсминцах проекта 956 «Сарыч». Изначально этот проект создавался как корабль поддержки десанта и нес мощное артиллерийское вооружение (две такие установки). Впоследствии АК-130 появились на ракетных крейсерах

С незапамятных времён решающей силой на море считались суда, имеющие корабельные пушки. При этом немаловажную роль играл их калибр: чем большим он был, тем более значительный наносился урон противнику.

Однако уже в 20 веке корабельная артиллерия незаметно была оттеснена на второй план новым видом оружия - управляемыми ракетами. Но до списания корабельной артиллерии дело все же не дошло. Мало того, она стала модернизироваться под современные условия ведения военных действий на море.

Зарождение морской артиллерии

Долгое время (до 16 века) корабли имели лишь вооружение для ближнего боя - таран, механизмы для повреждения корпуса и вёсел. Абордаж был самым распространенным способом разрешения конфликтных ситуаций на море.

Сухопутные войска были более изобретательными. На суше в это время уже использовались всевозможные метательные механизмы. Позже подобное вооружение стали применять в морских сражениях.

Изобретение и распространение пороха (дымного) кардинально изменило вооружение армии и флота. В Европе и на Руси порох стал известен в 14 веке.

Однако применение огнестрельных орудий на море не вызвало восторга у моряков. Порох часто отсыревал, и орудие давало осечку, что в условиях боя было чревато серьезными последствиями для корабля.

16 век стал началом технической революции в условиях бурного роста производительных сил в Европе. Это не могло не отразиться на вооружении. Изменилась конструкция пушек, появились первые прицельные устройства. Орудийный ствол стал подвижным. Повысилось качество пороха. Корабельные пушки стали играть заметную роль в морских сражениях.

Морская артиллерия 17 века

В 16-17 веках артиллерия, в том числе и морская, получила дальнейшее развитие. На кораблях увеличилось число пушек за счет их размещения на нескольких палубах. Корабли в этот период создавались в расчете на артиллерийский бой.

К началу 17 века уже были определены тип, калибр корабельных пушек, разработаны методы стрельбы из них с учетом морской специфики. Появилась новая наука - баллистика.

Надо отметить, что корабельные пушки 17 века имели стволы всего 8-12-го калибров. Столь короткий ствол был вызван необходимостью полного втягивания орудия внутрь корабля для повторного заряжания, а также стремлением облегчить пушку.

В 17 веке одновременно с совершенствованием корабельных орудий развивались и боеприпасы к ним. На флотах появились зажигательные и разрывные снаряды, причинявшие серьезный урон кораблю противника и его экипажу. Первыми применили разрывные снаряды русские моряки в 1696 году, при штурме Азова.

Вооружение корабля 18 века

Корабельная пушка 18 века уже имела При этом вес ее почти не изменился с прошлого века и составлял 12, 24 и 48 фунтов. Конечно были пушки и других калибров, но они не получили широкого распространения.

Пушки располагались по всему кораблю: на носу, корме, верхней и нижней палубах. При этом на нижней палубе находились самые тяжелые орудия.

Стоит отметить, что корабельные орудия больших калибров устанавливались на лафете с колесиками. Под эти колесики в палубе делались специальные пазы. После выстрела пушка откатывалась назад энергией отдачи и снова была готова к заряжанию. Процесс заряжания корабельных пушек был довольно сложным и рискованным для расчета делом.

Эффективность стрельбы таких пушек находилась в пределах 300 м, хотя снаряды долетали до 1500 м. Дело в том, что с расстоянием снаряд терял кинетическую энергию. Если в 17 веке фрегат уничтожался 24-фунтовыми снарядами, то в 18 веке линкор не боялся и 48-фунтовых. Чтобы решить эту проблему, в Англии корабли стали вооружаться 60-108-фунтовыми пушками калибром до 280 мм.

Почему пушки на кораблях не были списаны историей в утиль?

На первый взгляд, ракетное вооружение 20 века должно было заменить классическую артиллерию, в том числе и на флоте, однако этого не произошло. Ракеты не смогли полностью заменить корабельные пушки. Причина кроется в том, что артиллерийскому снаряду не страшны любые виды пассивных и активных помех. Он менее зависим от метеоусловий, чем управляемые ракеты. Залп морских пушек неотвратимо достигал своей цели в отличие от своих современных собратьев - крылатых ракет.

Немаловажно то, что морские пушки имеют большую скорострельность и более значительный боекомплект, нежели ракетные установки. При этом надо отметить, что и себестоимость корабельных пушек гораздо ниже ракетного оружия.

Поэтому сегодня с учетом этих особенностей уделяется особое внимание разработке корабельных артиллерийских установок. Работа ведется в условиях строжайшей секретности.

И все же сегодня артиллерийская установка на корабле при всех её плюсах играет больше вспомогательную роль в морском сражении, нежели решающую.

Новая роль корабельной артиллерии в современных условиях

20 век внес свои коррективы в существовавшие до этого приоритеты в морской артиллерии. Развитие морской авиации было тому причиной. Налеты авиации представляли большую угрозу для корабля, чем морские пушки противника.

Вторая мировая война показала, что противовоздушная оборона стала жизненно важной системой в противостоянии на море. Начиналась эпоха нового вида вооружения - управляемых ракет. Конструкторы переключились на ракетные системы. Одновременно с этим были прекращены разработки и выпуск орудий главного калибра.

Однако новое вооружение не смогло полностью вытеснить артиллерию, в том числе и корабельную. Пушки, калибр которых не превышал 152 мм (калибры 76, 100, 114, 127 и 130 мм), все же остались на СССР (России), США, Великобритании, Франции и Италии. Правда, теперь морской артиллерии отводилась больше вспомогательная роль, чем ударная. Корабельные пушки стали использовать для поддержки десанта, защиты от вражеской авиации. На первый план вышла морская Как известно, важнейшим ее показателем является скорострельность. По этой причине скорострельная корабельная пушка стала объектом повышенного внимания военных и конструкторов.

Чтобы повысить частоту выстрелов, стали разрабатываться автоматические артиллерийские системы. При этом делалась ставка на их универсальность, то есть они должны одинаково успешно защищать корабль от вражеской авиации и флота, а также наносить урон береговым укреплениям. Последнее было вызвано изменившейся тактикой военного флота. Почти ушли в прошлое морские баталии между флотами. Теперь корабли стали больше использоваться для проведения операций вблизи береговой линии как средство уничтожения наземных объектов врага. Эта концепция нашла отражение и в современных разработках корабельного вооружения.

Корабельные автоматические артиллерийские системы

В 1954 году в СССР начинают разрабатываться автоматические системы калибра 76,2 мм, а в 1967 году приступили к разработке и выпуску автоматических артиллерийских систем калибров 100 и 130 мм. Итогом работы стала первая автоматическая корабельная пушка (57 мм) двухствольной артустановки АК-725. Позже ей на смену была принята на вооружение одноствольная 76,2-мм АК-176.

Одновременно с АК-176 была создана 30-мм скорострельная установка АК-630, имеющая вращающийся блок из шести стволов. В 80-х годах на флот поступила автоматическая установка АК-130, которая и сегодня стоит на вооружении кораблей.

АК-130 и ее характеристики

130-мм корабельная пушка вошла в состав двухствольной установки А-218. Первоначально разрабатывался одноствольный вариант А-217, но потом было признано, что двухствольная А-218 имеет большую скорострельность (до 90 выстрелов на два ствола), и предпочтение было отдано ей.

Но для этого конструкторам пришлось увеличить массу установки. В результате вес всего комплекса составил 150 т (сама установка - 98 т, система управления (СУ) - 12 т, механизированный арсенальный погреб - 40 т).

В отличие от предыдущих разработок корабельная пушка (фото см. ниже) имела ряд новшеств, повышающих ее скорострельность.

Прежде всего это в гильзе которого были объединены воедино капсюль, пороховой заряд и снаряд.

Также А-218 имела автоматическую перезагрузку боеприпасов, что позволяло использовать весь боекомплект без дополнительных команд человека.

СУ «Лев-218» также не требует обязательного вмешательства человека. Коррекцию стрельбы делает сама система в зависимости от точности взрывов падающих снарядов.

Высокая скорострельность орудия и наличие специализированных выстрелов, имеющих дистанционные и радиолокационные взрыватели, позволяют АК-130 вести стрельбу по воздушным целям.

АК-630 и ее характеристики

Скорострельная корабельная пушка АК-630 предназначена для защиты корабля от авиации и легких кораблей противника.

Имеет длину ствола 54 калибра. Дальность стрельбы орудия зависит от категории цели: воздушные цели поражаются на расстоянии до 4 км, легкие надводные суда - до 5 км.

Скорострельность установки достигает 4000-5000 тысяч выстрелов в минуту. При этом длина очереди может составить 400 выстрелов, после чего требуется перерыв в 5 секунд для охлаждения стволов орудий. После очереди из 200 выстрелов достаточно перерыва в 1 секунду.

Боекомплект АК-630 состоит из двух типов выстрелов: осколочно-фугасного зажигательного снаряда ОФ-84 и осколочно-трассирующего снаряда ОР-84.

Артиллерия флота США

На флоте США также были изменены приоритеты в вооружении. Широко внедрялось ракетное вооружение, артиллерия была задвинута на второй план. Однако в последние годы американцы стали обращать внимание на малокалиберную артиллерию, которая оказалась очень эффективной против низколетящих самолетов и ракет.

Уделяется внимание прежде всего автоматическим 20-35 мм и 100-127 мм. Корабельная автоматическая пушка занимает достойное место в вооружении корабля.

Средний калибр предназначен для поражения всех целей, кроме подводных. Конструктивно установки исполняются из легких металлов и армированного стеклопластика.

Также ведется разработка активно-реактивных выстрелов для 127- и 203-мм артустановок.

В настоящее время универсальная установка Мк45 127-го калибра считается типовой установкой для кораблей США.

Из малокалиберного вооружения стоит отметить шестиствольный «Вулкан-Фаланкс».

В 1983 году в СССР появился проект невиданного корабельного орудия, внешне напоминающего дымовую трубу парохода 19-20 столетия диаметром 406 мм, но с той лишь разницей, что из нее могли вылететь… управляемый зенитный или обычный снаряд, крылатая ракета или глубинная бомба с ядерной начинкой. Скорострельность столь универсального орудия зависела от типа выстрела. Например, для управляемых ракет это 10 выстрелов в минуту, а для обычного снаряда - 15-20.

Интересно, что подобный «монстр» мог легко устанавливаться даже на малых судах (2-3 тыс. т водоизмещением). Однако командование ВМФ не знало подобного калибра, поэтому проекту не суждено было реализоваться.

Современные требования к корабельной артиллерии

По мнению начальника 19-го испытательного полигона Александра Тозика, сегодняшние требования к корабельным пушкам частично остаются прежними - это надежность и точность выстрела.

Помимо этого, современные корабельные пушки должны быть достаточно легкими, чтобы была возможность их установки на легкие боевые корабли. Также требуется сделать орудие малозаметным для РЛС врага. Ожидается новое поколение боеприпасов, имеющих более высокую поражающую способность и увеличенную дальность стрельбы.



Что еще почитать