Русский язык вариант 22 538. Информация о тексте для сжатого изложения

Прослушайте текст и выполните задание С1 на отдельном листе. Сначала напишите номер задания, а затем - текст сжатого изложения.

С1 Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения - не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Текст для прослушивания

«Каждый раз весна приходит не такой, как в прошлом году, и никогда одна весна не бывает точно такой, как другая», - писал М. Пришвин. И действительно, из года в год с непонятным волнением ждём мы пробуждения природы.

В лесу ещё лежит снег, но приметы весны всё заметнее. Из ослепительно белого снег превращается в грязно-серый, падавшие в течение зимы кусочки коры, мелкие веточки, остатки от раздолбленных дятлом шишек уже не маскируются новыми снегопадами.

Вот уже пронизанный солнечным светом весенний лес становится бледно-золотистым: ещё до появления листьев зацветает ольха. Из-за обилия крупных серёжек - мужских цветков - крона ольхи приобретает рыжеватый оттенок. Женские цветки размещаются на концах тонких веточек, и они значительно мельче. Плотные кожистые мужские серёжки образовались ещё прошлым летом и не были заметны среди листвы. Они перенесли суровые морозы, но, согретые лучами весеннего солнца, быстро увеличились в объёме и начали «пылить». Облачка пыльцы поднимаются от цветущих ветвей даже в безветренные дни, когда в серёжке лопаются пыльники. Зёрнышки пыльцы, переносимые ветром, попадают на липкие рыльца женских цветков. Хотя ольха - растение ветроопыляемое, она привлекает пчёл, собирающих пыльцу. Но сухая пыльца не держится на их тельце, и в опылении насекомые не участвуют.

Почти в то же время, что и ольха, зацветают кусты лещины - орешника. В течение всей зимы мужские серёжки с вполне сформировавшимися цветками висят на ветках и переносят самые сильные морозы. Женские цветки скрыты в почках и становятся заметнее только весной, когда из чешуек появляются пурпурные кисточки рылец. В тёплую погоду серёжки растрескиваются, и стерженьки, на которых сидят цветки, растут прямо на глазах. Лещина, как и ольха, опыляется ветром. (259 слов)

(По материалам журнала «Наука и жизнь»)

- - - Информация о тексте для сжатого изложения - - -

1 - Каждый год с волнением мы ждём прихода весны

2 - В лесу постепенно тает снег

3 - Ещё до появления листьев зацветает ольха

4 - В то же время, что и ольха, зацветают кусты лещины

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания А1-А7; В1-В9. К каждому заданию А1-А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

(1) Владимир Александрович Гиляровский - человек неукротимой энергии и неудержимой доброты.

(2) Это был весёлый труженик. (3) Всю жизнь он работал (он переменил много профессий - от волжского бурлака до актёра и писателя), но в любую работу он всегда вносил настоящую русскую сноровку, живость ума и даже некоторую удаль.

(4) Гиляровский был воплощением того, что мы называем «широкой натурой». (5) Это выражалось у него не только в необыкновенной щедрости, доброте, которые, несомненно, у него были, но и в том, что от жизни Гиляровский тоже требовал многого. (6) Если красоты земли, то уж такие, чтобы захватывало дух, если работа, то такая, чтобы гудели руки, если бить - так уж бить сплеча.

(7) И внешность у Гиляровского (я впервые увидел его уже стариком) была заметная и занятная - сивоусый, с немного насмешливым взглядом, в смушковой серой шапке и жупане, и он сразу же поражал собеседника блеском своего разговора, силой темперамента и ясно ощутимой значительностью своего внутреннего облика.

(8) Гиляровский происходил из исконной русской семьи, отличавшейся строгими правилами и установленным из поколения в поколение неторопливым бытом. (9) Естественно, что в такой семье рождались люди цельные, крепкие, физически сильные. (10) Гиляровский легко ломал пальцами серебряные рубли и разгибал подковы. (11) Однажды он приехал погостить к отцу и, желая показать свою силу, завязал узлом кочергу. (12) Глубокий старик отец не на шутку рассердился на сына за то, что тот портит домашние вещи, и тут же в сердцах развязал и выпрямил кочергу.

(13) У Гиляровского в жизни было много случаев, сделавших его в нашем представлении человеком просто легендарным.

(14) Естественно, что человек такого размаха и своеобразия, как Гиляровский, не мог оказаться вне передовых людей и писателей своего времени. (15) С Гиляровским дружили не только Чехов, но и Куприн, Бунин и многие писатели, актёры и художники.

(16) Но, пожалуй, Гиляровский мог гордиться больше, чем дружбой со знаменитостями, тем, что был широко известным и любимым среди московской бедноты. (17) Он был знатоком московского «дна», знаменитой Хитровки - приюта нищих, босяков, отщепенцев - множества талантливых и простых людей, не нашедших себе ни места, ни занятия в тогдашней жизни. (18) Хитровцы, или хитрованцы, любили его как своего защитника, как человека, который один понимал всю глубину хитрованского героя, несчастий и опущенности.

(19) Сколько нужно было бесстрашия, доброжелательства к людям и простосердечия, чтобы заслужить любовь и доверие сирых и озлобленных людей.

(20) Один только Гиляровский мог безнаказанно приходить в любое время дня и ночи в самые опасные хитровские трущобы. (21) Его никто не посмел бы тронуть пальцем. (22) Лучшей охранной грамотой было его великодушие: оно смиряло даже самые жестокие сердца.

(23) Никто из писателей не знал так всесторонне Москву, как Гиляровский. (24) О Москве Гиляровский мог с полным правом сказать: «Моя Москва».

(25) Невозможно представить себе Москву конца девятнадцатого и начала двадцатого века без Гиляровского, как невозможно её представить без Художественного театра, Шаляпина и Третьяковской галереи.

(По К. Паустовскому)

А1 Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему «Гиляровский был воплощением того, что мы называем «широкой натурой»

  1. Гиляровский был большим и видным человеком, крепким физически.
  2. Его все любили.
  3. Он всё делал с особым размахом.
  4. Он готов был бескорыстно всего себя отдать людям.

А2 Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «герой» (предложение 18).

  1. человек, выдающийся храбростью, доблестью, совершивший подвиг
  2. действующее лицо произведения
  3. лицо, являющееся предметом восхищения
  4. лицо, воплощающее в себе характерные признаки среды

А3 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является антитеза .

  1. Один только Гиляровский мог безнаказанно приходить в любое время дня и ночи в самые опасные хитровские трущобы.
  2. Если красоты земли, то уж такие, чтобы захватывало дух, если работа, то такая, чтобы гудели руки, если бить - так уж бить сплеча.
  3. Но, пожалуй, Гиляровский мог гордиться больше, чем дружбой со знаменитостями, тем, что был широко известным и любимым среди московской бедноты.
  4. Сколько нужно было бесстрашия, доброжелательства к людям и простосердечия, чтобы заслужить любовь и доверие сирых и озлобленных людей.

А4 Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове В СЕРДЦАХ (предложение 12) согласный звук [д] является непроизносимым.
  2. В слове СДЕЛАВШИХ (предложение 13) первый звук - [з’].
  3. В слове ОКАЗАТЬСЯ (предложение 14) мягкость согласного [т’] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).
  4. В слове НАСТОЯЩУЮ (предложение 3) звуков больше, чем букв.

А5 Укажите слово с проверяемой парной согласной в корне.

  1. сноровку
  2. авторитетом
  3. сплеча
  4. собеседника

А6 В каком слове раздельное правописание частицы НЕ определяется тем, что у слова есть зависимое слово?

  1. не нашедших (предложение 17)
  2. не посмел (предложение 21)
  3. не только (предложение 5)
  4. не на шутку (предложение 12)

А7 В каком слове правописание -НН- или -Н- определяется тем, что слово образовано от глагола совершенного вида?

  1. несомненно
  2. охранной
  3. озлобленных
  4. безнаказанно

Задания В1-В9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1-В9 записывайте словами или цифрами.

В1 Замените слово СИРЫХ из предложения 19 общеупотребительным синонимом. Напишите этот синоним.

В2 Замените словосочетание БЕЗНАКАЗАННО ПРИХОДИТЬ (предложение 20), построенное на основе связи примыкание , синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.

В3 Выпишите грамматическую основу предложения 13.

В4 Среди предложений 8-15 найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом . Напишите номер этого предложения.

В5 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове .

Это выражалось у него не только в необыкновенной щедрости,(1) доброте,(2) которые,(3) несомненно,(4) у него были,(5) но и в том,(6) что от жизни Гиляровский тоже требовал многого.

В6 Укажите количество грамматических основ в предложении 22.

В7 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочинённого предложения.

И внешность у Гиляровского (я впервые увидел его уже стариком) была заметная и занятная - сивоусый(1), с немного насмешливым взглядом,(2) в смушковой серой шапке и жупане,(3) и он сразу же поражал собеседника блеском своего разговора,(4) силой темперамента и ясно ощутимой значительностью своего внутреннего облика.

В8 Среди предложений 1-5 найдите сложноподчинённое предложение с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

В9 Среди предложений 19-24 найдите сложное бессоюзное предложения. Напишите номер этого предложения.

- - - Ответы - - -

А1-3; А2-4; А3-3; А4-3; А5-1; А6-1; А7-3.

Б1-беспомощных, бедных; Б2-приходить без наказания; Б3-много случаев было; Б4-11; Б5-3,4; Б6-2; Б7-3; Б8-5; Б9-22.

Часть 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе задание С2.

С2 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Льва Владимировича Щербы: «Абзац углубляет предшествующую точку и открывает совершенно новый ход мысли».

Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Л.В. Щербы.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Смысл фразы

Абзац - это часть текста между двумя отступами, или красными строками. Абзац служит для выделения композиционно значимых частей текста. Когда читатель видит, что фрагмент текста начинается с красной строки, он понимает, что автор переходит к новой микротеме.

Примеры

ОГЭ по русскому языку. 2017 год. Вариант №22

Начало формы

Часть №2

Прочтите текст и выполните задания 2-14.

(1)Я тащился по улице и вдруг увидел толпу… (2)Мальчишек десять, старшеклассники, а сбоку, в сторонке, стоял Газовый Баллон, главный зачинщик всех самых «неправильных», бесчестных дел.

(3)Мальчишки торопливо наклонялись к земле, лепили снежки и швыряли в стену нового дома: там, по шероховатой бетонной стене, карабкалась белка.

(4)Мальчишки веселились, пуляли в стену снежками, а белка перебиралась смелыми короткими рывками всё выше и выше, к самой крыше, цепляясь неизвестно за что. (5)Тайга была рядом, белки забегали в посёлок нередко, но по деревьям они легко удирали назад, а этой не повезло, она, наверное, перебегала по земле, когда её заметили, метнулась к дому и теперь карабкалась по стене, беззащитная перед ударами снежков.

(6)Снежные снаряды, словно пушечные ядра, с глухим фырканьем разрывались рядом с белкой, она вздрагивала всем маленьким телом, пушистый хвост прижимала к стене, как бы помогая себе даже им.

(7)Десятеро здоровенных головорезов против маленькой беззащитной белки! (8)Но эти десятеро были людьми. (9)И у каждого на плечах была голова, а в груди – сердце. (10)Газовый Баллон с каменным лицом стоял рядом. (11)С интересом ждал, чем всё кончится.

(12)Кровь возмущённо застучала у меня в висках.

(13)Вы! – крикнул я, дрожа от ненависти. – (14)Вы, гады! (15)Что делаете!

(16)Газовый Баллон обернулся ко мне, глаза его хитро сощурились.

(17)А! Генерал! – закривлялся он. – (18)Опять командуешь!

(19)И захохотал:

(20)Генерал без войска!

(21)В другой раз я бы сошёл с ума от этих неприятных слов, опять бы что-нибудь выкинул, может быть, а тут едва услышал.

(22)Прекратите! – заорал я, впившись взглядом в белку, уже еле передвигающуюся по стене.

(23)Возле неё теперь уже не снежки хлопали. (24)Цокали мёрзлые комья земли и камни. (25)И тут белка упала вниз.

(26)Она упала вниз, а я по-прежнему смотрел на стену дома. (27)Там, на шероховатом бетоне, краснело пятнышко…

(28)Я швырнул портфель, надвинул поглубже шапку и, разогнавшись, шарахнул головой в живот здоровому парню. (29)Он охнул, свалился, а я таранил следующего, следующего. (30)Мальчишки ненадолго опешили, потом я ощутил лицом колючий снег и стал задыхаться в сугробе. (31)Меня лупили по спине, по голове, но я не чувствовал боли, а яростно вертелся, норовя вскочить и протаранить кого-нибудь ещё.

(32)Неожиданно удары стихли. (33)Я отряхнулся. (34)Старшеклассников не было, не было нигде видно и белки. (35)Только Газовый Баллон стоял на своём старом месте.

(36)Губы мои дрожали, а руки тряслись, когда я обтёр тающий снег с лица и увидел деда. (37)Он тяжело дышал, глядя хмуро на удаляющихся мальчишек.

(38)Я всё видел, – сказал он, переводя дыхание, – ты молодец!

(По А. А. Лиханову*)

Альберт Анатольевич Лиханов (род. в 1935 г.) – советский, российский писатель, председатель Российского детского фонда, автор многих произведений о подростках.

Ответами к заданиям 2–14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.

2В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему главный герой кинулся в драку с мальчишками?»

1) Он хотел доказать Газовому Баллону, что он не трус.

2) Он увидел, что дед-генерал ждёт от него какого-либо поступка.

3) Он очень хотел прекратить безобразную сцену с уничтожением безобидной белки.

4) Только в драке герой мог доказать, что он настоящий генерал.

3Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнительный оборот.

1) Мальчишки веселились, пуляли в стену снежками, а белка перебиралась смелыми короткими рывками всё выше и выше, к самой крыше, цепляясь неизвестно за что.

2) Снежные снаряды, словно пушечные ядра, с глухим фырканьем разрывались рядом с белкой, она вздрагивала всем маленьким телом, пушистый хвост прижимала к стене, как бы помогая себе даже им.

3) В другой раз я бы сошёл с ума от этих неприятных слов, опять бы что-нибудь выкинул, может быть, а тут едва услышал.

4) Мальчишки ненадолго опешили, потом я ощутил лицом колючий снег и стал задыхаться в сугробе.

4Из предложений 1–3 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости – звонкости последующего согласного.

5Из предложений 7–12 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В прилагательном, образованном от существительного с основой на -Н, пишется НН».

6Замените разговорное слово «шарахнул» в предложении 28 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

7Замените словосочетание «бетонная стена», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

8Выпишите грамматическую основу предложения 37.

9Среди предложений 3–6 найдите предложение с обособленным распространённым согласованным определением. Напишите номер этого предложения.

10В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводной конструкции.

В другой раз я бы сошёл с ума от этих неприятных слов,(1) опять бы что-нибудь выкинул,(2) может быть,(3) а тут едва услышал. – Прекратите! – заорал я,(4) впившись взглядом в белку, (5)уже еле передвигающуюся по стене.

11Укажите количество грамматических основ в предложении 31. Ответ запишите цифрой.

12В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Тайга была рядом,(1) белки забегали в посёлок нередко,(2) но по деревьям они легко удирали назад,(3) а этой не повезло,(4) она,(5) наверное,(6) перебегала по земле,(7) когда её заметили,(8) метнулась к дому и теперь карабкалась по стене,(9) беззащитная перед ударами снежков.

13Среди предложений 1–6 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным обстоятельственным времени. Напишите номер этого предложения.

14Среди предложений 30–37 найдите сложное предложение с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Конец формы

Двадцать второе задание ЕГЭ по русскому языку проверяет умение выпускников различать три типа речи – описание, повествование и рассуждение. Это задание также связано с текстом; за его верное выполнение можно получить один первичный балл.

Теория к заданию №22 ЕГЭ по русскому языку

Повторим признаки типов речи:

Описание

В описании дается характеристика чего-либо – внешности и поведения человека, места, обстоятельства… В описании часто встречаются прилагательные и причастные обороты, эпитеты, сравнения, метафоры.

Повествование

В повествовании сообщается о ходе событий, перечисляются идущие по порядку действия. В повествовании часто встречаются глаголы, деепричастия, деепричастные обороты и наречия.

Рассуждение

Алгоритм выполнения задания

  1. Определяем тип речи каждого отрывка, определяем верность утверждений.
  2. Записываем правильный ответ.

Разбор типовых вариантов задания №22 ЕГЭ по русскому языку

Двадцать второе задание демонстрационного варианта 2018

(1)Вечером опять сошлись у Старкиных. (2)Говорили только о войне. (3)Кто-то пустил слух, что призыв новобранцев в этом году будет раньше обыкновенного, к восемнадцатому августу, и что отсрочки студентам будут отменены. (4)Поэтому Бубенчиков и Козовалов были угнетены: если это верно, то им придётся отбывать воинскую повинность не через два года, а нынче.

(5)Воевать молодым людям не хотелось: Бубенчиков слишком любил свою молодую и, казалось ему, ценную и прекрасную жизнь, а Козовалов не любил, чтобы что бы то ни было вокруг него становилось слишком серьёзным.

(6)Козовалов говорил уныло:

- Я уеду в Африку. (7)Там не будет войны.

- (8)А я во Францию, - говорил Бубенчиков, - и перейду во французское подданство.

(9)Лиза досадливо вспыхнула. (10)Закричала:

- И вам не стыдно! (11)Вы должны защищать нас, а думаете сами, где спрятаться. (12)И вы думаете, что во Франции вас не заставят воевать?

(13)Из Орго призвали шестнадцать запасных. (14)Был призван и ухаживающий за Лизою эстонец, Пауль Сепп. (15)Когда Лиза узнала об этом, ей вдруг стало как-то неловко, почти стыдно того, что она посмеивалась над ним. (16)Ей вспомнились его ясные, детски чистые глаза. (17)Она вдруг ясно представила себе далёкое поле битвы - и он, большой, сильный, упадёт, сражённый вражескою пулею. (18)Бережная, жалостливая нежность к этому, уходящему, поднялась в её душе. (19)С боязливым удивлением она думала: «Он меня любит. (20)А я, что же я? (21)Прыгала, как обезьянка, и смеялась. (22)Он пойдёт сражаться. (23)Может быть, умрёт. (24)И, когда будет ему тяжело, кого он вспомнит, кому шепнёт: „Прощай, милая”? (25)Вспомнит русскую барышню, чужую, далёкую».

(26)Призванных провожали торжественно. (27)Собралась вся деревня. (28)Говорили речи. (29)Играл местный любительский оркестр. (30)И дачники почти все пришли. (31)Дачницы принарядились.

(32)Пауль шёл впереди и пел. (33)Глаза его блестели, лицо казалось солнечно-светлым, - он держал шляпу в руке, - и лёгкий ветерок развевал его светлые кудри. (34)Его обычная мешковатость исчезла, и он казался очень красивым. (35)Так выходили некогда в поход викинги и ушкуйники. (36)Он пел. (37)Эстонцы с воодушевлением повторяли слова народной песни.

(38)Дошли до леска за деревнею. (39)Дачницы стали возвращаться. (40)Призываемые начали рассаживаться в экипажи. (41)Набегали тучки. (42)Небо хмурилось. (43)Серенькие вихри завивались и бежали по дороге, маня и дразня кого-то.

(44)Лиза остановила Сеппа:

- Послушайте, Пауль, подойдите ко мне на минутку.

(45)Пауль отошёл на боковую тропинку. (46)Он шёл рядом с Лизою. (47)Походка его была решительная и твёрдая, и глаза смело глядели вперёд. (48)Казалось, что в душе его ритмично бились торжественные звуки воинственной музыки. (49)Лиза смотрела на него влюблёнными глазами. (50)Он сказал:

- Ничего не бойтесь, Лиза. (51)Пока мы живы, мы немцев далеко не пустим. (52)А кто войдёт в Россию, тот не обрадуется нашему приёму. (53)Чем больше их войдёт, тем меньше их вернётся в Германию.

(54)Вдруг Лиза очень покраснела и сказала:

- Пауль, в эти дни я вас полюбила. (55)Я поеду за вами. (56)Меня возьмут в сёстры милосердия. (57)При первой возможности мы повенчаемся.

(58)Пауль вспыхнул. (59)Он наклонился, поцеловал Лизину руку и повторял:

- Милая, милая!

(60)И когда он опять посмотрел в её лицо, его ясные глаза были влажны.

(61)Анна Сергеевна шла на несколько шагов сзади и роптала:

- Какие нежности! (62)Он Бог знает что о себе вообразит. (63)Можете представить: целует руку, точно рыцарь своей даме!

(64)Бубенчиков передразнивал походку Пауля Сеппа. (65)Анна Сергеевна нашла, что очень похоже и очень смешно, и засмеялась. (66)Козовалов сардонически улыбался.

(67)Лиза обернулась к матери и крикнула:

- Мама, поди сюда! (68)Она и Пауль Сепп остановились у края дороги. (69)У обоих были счастливые, сияющие лица.

(70)Вместе с Анною Сергеевною подошли Козовалов и Бубенчиков. (71)Козовалов сказал на ухо Анне Сергеевне:

- А нашему эстонцу очень к лицу воинственное воодушевление. (72)Смотрите, какой красавец, точно рыцарь Парсифаль.

(73)Анна Сергеевна с досадою проворчала:

- Ну уж красавец! (74)Ну что, Лизонька? - спросила она у дочери.

(75)Лиза сказала, радостно улыбаясь:

- Вот мой жених, мамочка.

(76)Анна Сергеевна в ужасе воскликнула:

- Лиза, что ты говоришь!

(77)Лиза проговорила с гордостью:

- Он защитник Отечества.

(По Ф. Сологубу*)

* Фёдор Сологуб (1863-1927) - русский поэт, писатель, драматург, публицист.

Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.

  1. Предложение 4 указывает на следствие того, о чём говорится в предложении 3.
  2. Предложения 15–18 содержат элементы описания.
  3. В предложениях 32–34 представлено рассуждение.
  4. В предложениях 38–40 представлено повествование.
  5. Предложения 51–53 содержат описание.
Алгоритм выполнения задания:
  1. Внимательно читаем каждый предложенный отрывок текста.
  2. Предложение 4 указывает на следствие того, о чем говорится в 3-ем предложении, об этом говорит использованный союз поэтому в начале предложения. Предложения 15 – 18 действительно содержат элементы описания – описание глаз Пауля, фантазий Лизы. О наличии описания свидетельствует использование определений, выраженных прилагательными. Читаем предложения 32 – 34. Здесь нет и намека на рассуждение – автор повествует о происходящих событиях, перечисляя их. Предложения 38 – 40 предлагают нам также перечисление событий, поэтому здесь использован такой тип речи как повествование. Предложения 51 – 53 не содержат описания, скорее здесь мы видим рассуждение Пауля о враге, с которым ему предстоит сражаться на войне.

Ошибочными являются утверждения под номерами 3, 5.

Ответ: 3, 5.

Первый вариант задания

(1)У каждого из нас бывают в жизни такие времена, когда естественная, от природы данная нам одинокость вдруг начинает казаться нам тягостною и горькою: чувствуешь себя всеми покинутым и беспомощным, ищешь друга, а друга нет… (2)И тогда изумленно и растерянно спрашиваешь себя: как же это так могло случиться, что я всю жизнь любил, желал, боролся и страдал, и, главное, служил великой цели - и не нашел ни сочувствия, ни понимания, ни друга? (3)Почему единство идеи, взаимное доверие и совместная любовь не связали меня ни с кем в живое единство духа, силы и помощи?..

(4)Тогда в душе просыпается желание узнать, как же слагается жизнь у других людей: находят они себе настоящих друзей или нет? (5)Как же жили люди раньше, до нас? (6)И не утрачено ли начало дружбы именно в наши дни? (7)Иногда кажется, что именно современный человек решительно не создан для дружбы и не способен к ней… (8)И в конце концов неизбежно приходишь к основному вопросу: что же есть настоящая дружба, в чем она состоит и на чем держится?

(9)Конечно, люди и теперь нередко «нравятся» друг другу и «водятся» друг с другом… (10)Но, Боже мой, как все это скудно, поверхностно и беспочвенно. (11)Ведь это только означает, что им «приятно» и «забавно» совместное времяпрепровождение или же, что они умеют «угодить» друг другу… (12)Если в склонностях и вкусах есть известное сходство; если оба умеют не задевать друг друга резкостями, обходить острые углы и замалчивать взаимные расхождения; если оба умеют с любезным видом слушать чужую болтовню, слегка польстить, немножко услужить,- то вот и довольно: между людьми завязывается так называемая «дружба», которая, в сущности, держится на внешних условностях, на гладко-скользкой «обходительности», на пустой любез­ности и скрытом расчете… (13)Бывает «дружба», основанная на совместном сплетничании или на взаимном излиянии жалоб. (14)Но бывает и «дружба» лести, «дружба» тщеславия, «дружба» протекции, «дружба» злословия, «дружба» преферанса и «дружба» собутыльничества. (15)Иногда один берет взаймы, а другой дает взаймы - и оба считают себя «друзьями». (16)«Рука моет руку», люди вершат совместно дела и делишки, не слишком доверяя друг другу, и думают, что они «подружились». (17)Но «дружбой» иногда называют и легкое, ни к чему не обязывающее «увлечение», связывающее мужчину и женщину; а иногда и романтиче­скую страсть, которая подчас разъединяет людей окончательно и навсегда. (18)Все эти мнимые «дружбы» сводятся к тому, что люди взаимно посторонние и даже чуждые, проходят друг мимо друга, временно облегчая себе жизнь поверхностным и небескорыстным соприкосновением: они не видят, не знают, не любят друг друга, и нередко их «дружба» распадается так быстро и исчезает столь бесследно, что трудно даже сказать, были ли они раньше вообще «знакомы».

(19)Люди сталкиваются друг с другом в жизни и отскакивают друг от друга, подобно деревянным шарам. (20)Таинственная судьба взметает их, как земную пыль, и несет их через жизненное пространство в неизвестную даль, а они разыгрывают комедию «дружбы» в трагедии всеобщего одиночества… (21)Ибо без живой любви люди подобны мертвому праху…

(22)Но истинная дружба проламывает это одиночество, преодолевает его и освобождает человека к живой и творческой любви. (23)Истинная дружба… (24)Если бы только знать, как она завязывается и возникает… (25)Если бы только люди умели дорожить ею и крепить ее…

(26)Настоящий человек носит в своем сердце некий скрытый жар, так, как если бы в нем жил таинственно раскаленный уголь. (27)Бывает так, что лишь совсем немногие знают об этом угле и что пламя его редко обнаруживается в повседневной жизни. (28)Но свет его светит и в замкнутом пространстве, и искры его проникают во всеобщий эфир жизни. (29)И вот, истинная дружба возникает из этих искр.

(По И. Ильину)

  1. В предложении 1-3 содержится рассуждение.
  2. В предложениях 4-8 содержится повествование.
  3. В предложениях 9-12 представлено описание.
  4. В предложениях 13-18 содержится рассуждение.
  5. В предложениях 22-29 представлено рассуждение.
Алгоритм выполнения задания:
  1. Внимательно читаем каждый отрывок текста, предложенный в задании.
  2. Читаем предложения 1-3: в них автор размышляет об одиночестве, о поиске друзей, задает риторические вопросы – словом, рассуждение налицо, вариант 1 – верный. Читаем дальше: в предложениях 4-8 рассуждение продолжается (вариант 2 неверен), также и в предложениях 9-12 (вариант 3 также неверен) и до конца текста (варианты 4 и 5 верны). Данное задание не такое трудное, каким кажется.

Второй вариант задания

(1)Даже самые развитые люди, я заметил, глубоко убеждены в том, что жить духовной жизнью — значит ходить в театры, читать книги, спорить о смысле жизни. (2)Но вот в «Пророке»:

Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился…

(3)Чего же не хватало пушкинскому герою — споров, театров и выставок? (4)Что это значит — духовная жажда?

(5)Духовность не то, что культура поведения или образованность. (6)Огромное количество людей, не имея образования, обладает высочайшей силой духа. (7)Интеллигентность — не образованность, а духовность. (8)Отчего самые тонкие ценители искусства бывают порой негодными людьми? (9)Да потому, что чтение книг, посещение театров и музеев не есть духовная жизнь. (10)Духовная жизнь человека — это его собственное стремление к высокому, и тогда книга или театр волнуют его, потому что отвечают его стремлениям. (11)В произведениях искусства духовный человек ищет собеседника, союзника — ему искусство нужно для поддержания собственного духа, для укрепления собственной веры в добро, правду, красоту. (12)Когда же дух человека низок, то в театре и кино он лишь развлекается, убивает время, даже если он является ценителем искусства. (13)Точно так же может быть бездуховным и само искусство — все признаки таланта налицо, но нет стремления к правде и добру и, значит, нет искусства, потому что искусство всегда духоподъёмно, в этом его назначение.

(14)Бывает и обратное: есть добрые, способные любить и надеяться люди, которые не знали в детстве и в юности высших духовных стремлений, не встречались с ними. (15)Такие люди не нарушают моральных законов, но бездуховность их сразу видна. (16)Добрый и работящий человек, но не мучается его душа, не может, не хочет он выйти за круг бытовых забот.

(17)Чего жаждет человек, когда у него духовное томление? (18)Обычно желания делят на высокие и низкие, добрые и дурные. (19)Но разделим их по иному принципу: на конечные и бесконечные. (20)Конечные желания могут быть осуществлены к такому-то числу; это желания приобрести, получить, достичь, стать… (21)Но никогда не исполнятся полностью, не исчерпают себя желания бесконечные — назовём их стремлениями: «священный сердца жар, к высокому стремленье» (Пушкин). (22)Бесконечно стремление к добру, неутолима жажда правды, ненасытен голод по красоте…

(С. Соловейчик)

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

  1. В предложениях 1-5 представлено рассуждения.
  2. В предложении 8-10 содержится описание.
  3. В предложениях 11-13 содержится повествование.
  4. В предложении 14-16 содержится рассуждение.
  5. В предложениях 17-22 содержится рассуждение.
Алгоритм выполнения задания:
  1. Внимательно читаем каждый отрывок текста, предложенный в задании.
  2. Перечитываем указанные в условии предложения и определяем тип речи. В предложениях 3 и 4 мы видим риторические вопросы – верный признак рассуждения; первое утверждение верно. Читаем предложения 8-10: в них также продолжается рассуждение, где автор приводит свои рассуждения. Описания там нет. В предложениях 11-13 снова рассуждение; повествования с перечислением последовательности действий тут нет. Рассуждение (которое вообще длится весь текст) продолжается и в предложениях 14-22, следовательно, варианты 4 и 5 верны.

Записываем правильный ответ: 1, 4, 5.

Третий вариант задания

(1)Утром, бреясь перед зеркалом, с неожиданной неприязнью увидел бледность на лице, морщины под глазами, которые словно улыбались кому-то чересчур доброжелательно, и, кривясь, вспомнил, как вчера встретился в дверях лаборатории с молодым удачливым профессором, делающим необъяснимо быструю карьеру в науке. (2)Карьера его не была определена особым умом или выдающимся талантом, однако он стремительно шёл в гору, защитил кандидатскую, уже писал докторскую, поражая коллег-сверстников бойким продвижением и умением нравиться начальству.

(3)Мы не любили друг друга, едва здоровались издали, наша нелюбовь была и в тот момент, когда столкнулись в дверях, но, увидев меня, он молниеносно заулыбался счастливой улыбкой, излучая энергию радости, горячего восхищения этой внезапностью встречи, и стиснул мне руку со словами:

- Очень, очень рад вас видеть, коллега! (4)Только на днях прочитал вашу первоклассную статью об Антарктике и посожалел, что не работаем вместе над одной проблемой!

(5)Я знал, что он лгал, ибо никакого дела ему не было до моей работы, и хотелось сухо ответить принятыми словами вежливости «благодарю», «спасибо», но я тоже заулыбался обрадованной улыбкой, затряс его руку так продолжительно, так долго, что показалось - его испуганные пальцы в какой-то миг попытались вывинтиться из моих пальцев, а я, тряся ему руку, говорил совсем осчастливленно:

- Я слышал, начали докторскую? (6)Что ж, это великолепно, не упускаете время, мне весьма нравится ваша серьёзность, профессор!

(7)Я не знал, что со мной происходит, я говорил приятно-льстивые фразы, вроде бы под диктовку и чувствовал, что улыбаюсь сахарнейшей улыбкой, ощущаемой даже лицевыми мускулами.

(8)И это ощущение собственной собачьей улыбки, долгое трясение его руки и звук своего голоса преследовали меня целый день - о, как потом я морщился, скрипел зубами, ругая всеми словами, проклиная некоего второго человека внутри себя, кто в некоторых обстоятельствах бывал сильнее разума и воли.

(9)Что это было? (10)Самозащита? (11)Благоразумие? (12)Инстинкт раба? (13)Молодой профессор не был талантливее, не был умнее меня, кроме того, занимал положение в институте, зависимое от исследований моей лаборатории, а она нисколько не зависела от его работы. (14)Но почему с таким сладострастным упоением я тряс руку этому карьеристу и говорил приятные фальшивые слова?

(15)Утром, во время бритья разглядывая своё лицо, вдруг испытал приступ бешенства против этого близкого и ненавистного человека в зеркале, способного притворяться, льстить, малодушничать, как будто надеялся прожить две жизни и у всех проходных дверей обезопасить весь срок земной.

(По Ю. Бондареву)

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

  1. В предложении 2 содержится описание.
  2. В предложениях 3-5 представлено рассуждение.
  3. В предложении 7 содержится описание.
  4. В предложении 9-12 представлено повествование.
  5. В предложениях 13-14 содержится рассуждение.
Алгоритм выполнения задания:
  1. Внимательно читаем каждый отрывок текста, предложенный в задании.
  2. Первый вариант верен – во втором предложении описывается карьера молодого профессора. Читаем предложения 3-5: очевидно, что в них представлено повествование – перечисляются действия героев. В 7 предложении автор описывает себя в момент пожатия руки молодого профессора: вариант 3 правильный. А в предложениях 9-12 автор размышляет о своем поступке – значит, это рассуждение, а не повествование. Рассуждение продолжается и в предложениях 14-15 – следовательно, 5 вариант тоже верный.

Записываем правильный ответ: 1, 3, 5.

ВАРИАНТ 22 ЕГЭ-2015

Часть 1

Ответами к заданиям 1- 24 являются число, слово, словосочетание или последовательность слов, чисел . Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите

в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, Каждую букву и цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Прочитайте текст и выполните задания 1 – 3.

(1)Янтарь возник из смолы хвойных деревьев, живших 35-40 миллионов лет назад. (2) деревья при глубоком повреждении коры обильно выделяют смолистый сок, в состав которого входят скипидар, вода и смоляные кислоты. (3)В тёплом субтропическом климате того времени вода и легколетучий скипидар испарялись, а смола затвердевала на деревьях в виде наростов.

1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1. Хвойные деревья, жившие 35-40 миллионов лет назад, при глубоком повреждении коры обильно выделяли смолистый сок.

2. В состав смолистого сока хвойных деревьев входят вода, скипидар и смоляные кислоты.

3. Янтарь – затвердевшая смола – возник в результате испарения воды и скипидара из смолистого сока живших 35-40 миллионов лет назад хвойных деревьев.

4. Янтарь – это сок хвойных деревьев, который обильно выделялся при повреждении коры.

5. Янтарь, возникший в результате испарения воды и скипидара из смолистого сока древних хвойных деревьев, и есть затвердевшая смола.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Однако Вопреки этому Дело в том, что Несмотря на это, Хотя

Ответ:_______________________________________

3 . Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СОСТАВ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

СОСТАВ , а, м.

1. чего. Совокупность людей, предметов, образующих какое-н. целое. Входить в с. президиума. Личный с. С. исполнителей. Офицерский с. армии.

2. Продукт смеси, соединения чего-н. Лекарственный с. Химический с.

3. Сцепленные друг с другом железнодорожные вагоны, поезд. Тяжеловесный с. Подать с. на станцию. С. пойдёт в депо. * В составе кого-чего, предлог с род. п.

Ответ: _______________________________________

4. В одном из приведенных ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это сло-во.

лгалА клалА отозвалАсь поднЯвшись надОлго

Ответ:_______________________________________

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Невозможно было ОЖИДАТЬ более тёплого приёма, чем тот, который был организован для гостей фестиваля.

Предлагаемый студентам дополнительный курс лекций позволит им ВОСПОЛНИТЬ пробелы в знаниях.

Территорию, находящуюся под местом кладки карниза, в целях безопасности необходимо ОГОРОДИТЬ.

После обсуждения радостной новости вся компания пребывала в ИГРИСТОМ настроении, поэтому подготовку к экзамену было единодушно решено перенести на следующий день.

ПАМЯТНЫЕ монеты представляют увлекательную и очень интересную страницу истории нумизматики.

Ответ:_______________________________________

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

молодые БУХГАЛТЕРЫ ИХНЕЙ работой

ПОЕЗЖАЙ В ТЕЧЕНИЕ тридцати пяти минут

дамских ТУФЕЛЬ

Ответ:_______________________________________

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Составляя предложение, мне было сделано замечание.

Б) Одним из самостоятельных видов искусства, существующий с конца XV века, является графика.

В) Все, кто любит русскую культуру, знает имена великих поэтов и писателей: Пушкина, Тургенева, Достоевского, Толстого.

Г) О своём отношении к классической музыке В.П. Астафьев написал в очерке «Постскриптуме».

Д) Благодаря дружбы с семьёй Аксакова по приезде из Петербурга Гоголь поселился в доме писателя.

Ответ:

А

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

возр. .ст к..нституционный расст..лать обл..гать преподн..сить

Ответ:_______________________________________

9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

нен..глядный, с..звучие пр..морье, пр..обрёл

в..будоражить, не..жатый небез..нтересный, сверх..зысканный

пр..вокзальный, пр..острый

Ответ:_______________________________________

10. Е .

налаж..вать откле..ваться настойч..вый сбивч..вый стержн..вой

Ответ:_______________________________________

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И .

бор..шься дремл..шь постел..шь смотр.. шь бре..шься

Ответ:_______________________________________

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО . Раскройте скобки и выпишите это слово.

(НЕ)СМОТРЯ на сложность изучаемой темы, мы постараемся разобраться в ней как можно лучше.

Сегодня его слова звучали (НЕ)ТЕПЛО и ласково, как прежде, а холодно и как-то отчуждённо.

Глаза его горели ничем (НЕ)УКРОТИМОЙ страстью.

Был тихий, вовсе (НЕ)ЖАРКИЙ июньский день.

Посещение Петром стоматолога (НЕ)БЫЛО отложено.

Ответ:_______________________________________

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО . Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1) Точно ТАК(ЖЕ) как детство человека кажется ему прекрасным, воспоминания о суровой заре человечества ТО(ЖЕ) окрашены для нас в романтическую дымку.

2) (НА)КОНЕЦ мне удалось поймать (ТОТ)ЧАС, когда косые лучи солнца начинают пронизывать лес, словно золотые спицы.

3) Рыжики можно собирать как осенью, так и (В)ТЕЧЕНИЕ всего лета: всё зависит (ОТ)ТОГО, какое лето.

4) Он владел языком ТАК(ЖЕ) легко, как люди владеют своим голосом, (ПО)ТОМУ что учился языку у простых людей.

5) (ЗА)ЧАСТУЮ люди не осознают, (НА)СКОЛЬКО важно следить за своим здоровьем.

Ответ:_______________________________________

14. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.

Мы видим, что в костя(1)ых коньках, найде(2)ых археологами на севере Европы, продела(3)ы отверстия для кожа(4)ых тесёмок.

Ответ:_______________________________________

15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) В поведении скворца много суетливого и забавного деловитого и хитрого.

2) В гостиной графа зеркала и картины и вазы были настоящими произведениями искусства.

3) Для многих книги Достоевского или Толстого интереснее любого детективного романа.

4) Хорошо тёплой осенью потеряться в густых чащах осин и берёз и дышать прелым запахом травы.

5) Как театр так и кинематограф являются видами массового искусства.

Ответ:_______________________________________

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Воробей (1) неожиданно взлетев (2) исчез в светлой зелени сада (3) прозрачно сквозившей (4) на фоне предвечернего неба.

Ответ:_______________________________________

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Удивительно приятным занятием (1) помнится (2) было для меня лежать на спине в лесу и глядеть вверх. Тогда небо (3) казалось (4) бездонным морем, расстилавшимся перед глазами.

Ответ:_______________________________________

18. Расставьте знаки препинания

Каменные дорожки (1) извилистые линии (2) которых (3) символизируют поток энергии (4) приобретают особое значение в японском саду.

Ответ:_______________________________________

19. Расставьте знаки препинания : укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Туман таял (1) и (2) когда лодка пошла к берегу (3) видно было (4) как пятнышки кувшинок и лилий покачиваются на волнах.

Ответ:_______________________________________

Прочитайте текст и выполните задания 20 – 25.

(1)Человек любит место своего рождения и воспитания. (2)Сия привязанность есть общая для всех людей и народов, есть дело природы и должна быть названа физической. (3)Родина мила сердцу не местными красотами, не ясным небом, не приятным климатом, а пленительными воспоминаниями, окружающими, так сказать, утро и колыбель человека. (4)В свете нет ничего милее жизни; она есть первое счастье, а начало всякого благополучия имеет для нашего воображения какую-то особенную прелесть. (5)Так друзья освящают в памяти первый день дружбы своей. (6)Лапландец, рождённый почти в гробе природы, на краю мира, несмотря ни на что, любит хладный мрак земли своей. (7)Переселите его в счастливую Италию: он взором и сердцем будет обращаться к северу, подобно магниту; яркое сияние солнца не произведёт таких сладких чувств в его душе, как день сумрачный, как свист бури, как падение снега: они напоминают ему Отечество!

(8)Недаром житель Швейцарии, удалённый от снежных гор своих, сохнет и впадает в меланхолию, а возвращаясь в дикий Унтервальден, в суровый Гларис, оживает. (9)Всякое растение имеет более силы в своём климате: закон природы и для человека не изменяется.

(10)Не говорю, чтобы естественные красоты и выгоды Отчизны не имели никакого влияния на общую любовь к ней: некоторые земли, обогащённые природою, могут быть тем милее своим жителям; говорю только, что сии красоты и выгоды не бывают главным основанием физической привязанности людей к Отечеству, ибо она не была бы тогда общею.

(11)С кем мы росли и живём, к тем и привыкаем. (12)Их душа сообразуется с нашею, делается некоторым её зеркалом, служит предметом или средством наших нравственных удовольствий и обращается в предмет склонности для сердца. (13)Эта любовь к согражданам, или к людям, с которыми мы росли, воспитывались и живём, есть вторая, или моральная, любовь к Отечеству, столь же общая, как и первая, местная или физическая, но действующая в некоторых летах сильнее, ибо время утверждает привычку.

(14)Надобно видеть двух единоземцев, которые в чужой земле находят друг друга: с каким удовольствием они обнимаются и спешат изливать душу в искренних разговорах! (15)Они видятся в первый раз, но уже знакомы и дружны, утверждая личную связь свою какими-нибудь общими связями Отечества! (16)Им кажется, что они, говоря даже иностранным языком, лучше разумеют друг друга, нежели прочих, ибо в характере единоземцев есть всегда некоторое сходство. (17) Жители одного государства образуют всегда, так сказать, электрическую цепь, передающую им одно впечатление посредством самых отдалённых колец или звеньев.

(По Н.М. Карамзину*)

* Николай Михайлович Карамзин (1766-1826 гг.) – русский историк-историограф, писатель, поэт; создатель «Истории государства Российского» – одного из первых обобщающих трудов по истории России.

20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Существует два вида любви к Отечеству – физическая и моральная.

2) С годами моральная любовь к Отечеству становится сильнее.

3) В основе физической любви к родине лежат законы природы.

4) Главным основанием привязанности к Отечеству становится красота природы.

5) Все великие люди с гордостью рассказывали о своей «малой родине».

Ответ:_______________________________________

21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Предложения 6-7 подтверждают высказанные в предложениях 1, 3 суждения.

2) Предложение 10 включает повествование.

3) В предложениях 8-9 представлено рассуждение.

4) Предложения 14-16 иллюстрируют суждения, высказанные в предложениях 11-13.

5) В предложениях 11-12 представлено повествование.

Ответ:_______________________________________

22. Из предложения 6 выпишите фразеологизм.

Ответ:_______________________________________

23. Среди предложений 8-13 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи притяжательного местоимения. Напишите номер этого предложения.

Ответ:_______________________________________

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20 23.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термин из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

24. «Торжественность речи и особая мелодика являются определяющими в тексте Н.М. Карамзина. Кроме этого, автор использует синтаксические средства выразительности: (А) _____ (предложения 3, 7), (Б) _____ («подобно магниту» в предложении 7) и лексические средства выразительности, например, (В) _____ («сохнет оживает» в предложении 8). Поэтичность речи придаёт троп (Г) _____ («хладный мрак», «сладких чувств», «дикий Унтервальден», «суровый Гларис»)».

Список терминов:

1) анафора

2) сравнительный оборот

3) эпитет

4) олицетворение

5) ряды однородных членов

6) диалектизм

7) риторический вопрос

8) парцелляция

9) контекстные антонимы

Ответ:

А

Часть 2

25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.



Что еще почитать