Роль российской федерации в современном мире. Место и роль россии в современном мире. Список использованных литературных источников

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Введение

Развитие мирового сообщества в первые годы XXI века проходит под знаком нарастающего противоречия между объективными тенденциями нового глобального мира и их политической интерпретации в пользу права сильнейших держав переустраивать мир в соответствии со своими интересами, представлениями и ценностями.

Современная Россия ищет свое место именно в этом противоречивом мире. Это требует адекватной внешней политики, которая, с одной стороны, оценивала бы реальные возможности страны, а с другой - стремилась бы сохранить исторически отведенное ей место.

Поэтому актуальность выбранной темы не вызывает сомнений, так как Россия, как и другие субъекты современной мировой политики, испытывает на себе противоречия общественного развития. Вероятно, она ощущает их даже в большей степени в силу незавершенности процессов государственного строительства, непреодоленных последствий системного кризиса, неопределенности национально-государственных интересов, противоречия между стремлением быстрее интегрироваться в мировое сообщество и живучими мифами о том, что она является мировой державой, естественной наследницей Российской империи и СССР .

Российской внешней политике предстоит выводить страну из состояния объекта воздействия противоречивых тенденций современного мирового развития. Эта задача предельно сложна, поскольку эффективность внешнеполитических акций напрямую связана не только с геополитикой, но прежде всего с реальными возможностями страны и умелым использованием ее экономического, военного, культурного потенциалов.

В целом события последнего десятилетия наглядно доказывали, что активная, самостоятельная роль России в мире, упрочнение ее международных позиций объективно выступают факторы стабильности мирового порядка и успешного решения тех проблем, которые являются общими для всех народов и государств.

1. Внешняя политика и роль России в современном мире

Российская внешняя политика переживает сегодня достаточно сложный этап, когда необходим пересмотр (в определенной степени даже радикальный) тех концепций, которыми страна руководствовалась до сегодняшнего дня.

Основные причины такого пересмотра определяются следующими ключевыми факторами:

Расширение ЕС произошло без реализации политических и экономических возможностей для России;

- «новая Европа 25» сводит практически на нет возможности эффективного использования двусторонних отношений как каналов давления;

ЕС имеет согласованную линию поведения и общие правила игры в отношении России, тогда как мы еще не готовы в полной мере признать Брюссель в качестве главного партнера для диалога;

Расширение НАТО не представляет военной угрозы России, но ломает старую концепцию безопасности, прежде всего с той точки зрения, что этот процесс Россия могла бы затормозить или изменить;

Новая волна расширения НАТО в 2006-2010 гг. - это расширение уже прямо за счет постсоветского пространства (Украина, Грузия и т.д.);
- расширение НАТО в прежнем формате значительно опережает процесс внутренней трансформации альянса;

Начинается этап его глобализации (Афганистан) и влияние России на эти процессы минимально (действующие соглашения с НАТО хороши как форма доверия, но не сотрудничества);

Интерес США к России носит сугубо прикладной характер (пример ситуации с Ираком) и вопрос о стратегическом партнерстве фактически снят с повестки дня;

СНГ как реальная организация перестает существовать, новые формы (единое экономическое пространство) вряд ли будут эффективны;

Кризис в отношениях с Украиной наносит удар по всем прежним концепциям сотрудничества и объединения;

Китай становится все более эффективным государством экономически и ключевым геополитическим игроком, для которого роль России также через несколько лет изменится (в сторону минимизации);

ООН не сумела преодолеть кризис последних лет и в этом есть серьезная вина и России .

И все же Россия пока остается в «первой лиге» мировых держав («высшая лига» - США и Китай), что до сих пор, определяется наличием ядерного оружия, места в Совете Безопасности ООН и геополитическим положением. Главная задача - не скатиться ниже. У России остается несколько участков, на которых она может продолжать быть достаточно сильным игроком (Закавказье (через поддержку Армении), Средняя Азия (через Казахстан и стабилизацию отношений с Узбекистаном), Северная Корея, Иран, Киотский протокол), но в целом нужда в России с каждым годом становится меньше (как пример - ближневосточный процесс).

Мы вынуждены «встраиваться» в большинство инициатив, так как для собственной политики, которую будут уважать другие, сил становится все меньше. Это не трагедия, а объективная реальность, на основе которой нужно думать о практических шагах и определять свой «потолок». С точки зрения состояния нашей экономики - при всех успехах последнего времени мы - в «четвертой» лиге.

Проблема состоит в том, что внешняя политика сегодня максимально персонифицирована («государство - это я») и в силу этого любые оценки более низкого уровня просто не воспринимаются зарубежными партнерами как что - либо серьезное.

Роль законодательной власти в сфере внешней политики все больше сводится к роли «лающей собаки», на которую просто не обращают внимания. Собственно внешняя политика во многих случаях заменяется на схему саммитов, между которыми не работают нормальные рабочие механизмы (как пример - отношения с ЕС в последние два года).

Что может быть нашими приоритетами?

Провести «мирную реконструкцию» оставшегося постсоветского пространства;

Обеспечить стабильность интеграционного процесса в отношении ЕС;

Минимизировать военно-политические последствия расширения НАТО (новые члены альянса должны остаться друзьями России хотя бы в минимально степени);

Продолжать встраивать российскую экономику в мировую;

Не потерять влияния в рамках ООН при ее трансформации;

Изменить мнение внешнего мира о России .

Таким образом, выбор средств невелик, так как ради России никто правила игры менять не будет (ЕС как наглядный пример). Главное средство - политическое и психологическое присутствие там, где еще можно. Плюс к этому - окончательно отказаться от всяких концепций по построению несбыточных альянсов, а извлекать максимальную выгоду из имеющихся двух- и многосторонних контактов.

2. Экономика России в мировой экономике

Россия позиционирует себя как глобальная держава, разделяющая рыночно-демократические ценности Запада, но заявляющая о своем праве иметь собственное слово в вопросах построения новой мировой архитектуры и собственную зону интересов (в границах СНГ).

Экономическую и финансовую слабость Россия пытается компенсировать за счет агрессивного выхода на мировые и региональные рынки энергоресурсов и за счет поддержания своего имиджа как второй в мире ракетно-ядерной державы. Запад уже не воспринимает Россию как «чужого» в экономике и политике, но пока и не воспринимает ее как «своего» .

В АТР Россия занимает маргинальные позиции и пока не предпринимает реальных шагов ни в плане укрепления своего дипломатически активного присутствия в АТР, ни в плане учета интеграционных возможностей Северо-восточной Азии для развития отсталых районов «азиатской России». АТР имеет для России гораздо меньшую стратегическую роль.

В российских политических кругах было распространено восприятие Китая как партнера по противодействию расширению НАТО и американским планам по ПРО. Однако когда эти вопросы потеряли актуальность, преобладающим стало восприятие Китая как источника демографической и военной угрозы и как партнера далеко не первого уровня значимости.

Сегодня Россия не имеет возможностей и идеологических оснований для усиления своих международных позиций за счет глобального и регионального противодействия США, но пока не готова последовательно идти противоположным курсом - усиления своих международных позиций за счет глобального и регионального взаимодействия с США. В случае первого (или близкого к нему) варианта дальнейшего международного позиционирования России, Россия не может рассчитывать на Китай, определенно вышедший на собственную траекторию взаимоотношений с США, как на партнера.

В случае второго (или близкого к нему варианта) шансы выстраивания новых стратегических партнерских взаимоотношений в треугольнике Россия - Китай - США увеличиваются. Однако возрастает и угроза воссоздания атмосферы «соревнования» Москвы и Пекина в данном «треугольнике», способная (угроза) осложнять время от времени российско-китайские отношения .

Экономическая составляющая национально-государственных интересов всегда и повсеместно выступала в наиболее явной и очевидной форме. Стремление к обеспечению нормальных условий воспроизводства, а затем - к укреплению экономического могущества и процветанию было главной пружиной и во внутренней, и во внешней политике государства с момента его образования.

Принцип поддержки и защиты отечественного предпринимательства вовсе не означает курса на изоляцию от мирового хозяйства или автаркию. Он лишь предполагает разумное, поэтапное движение к открытости экономики, не допускающее нанесения ущерба национально- государственным интересам страны и предусматривающее разумное использование протекционизма. Через это прошли все страны, являющиеся сегодня высокоразвитыми.

Переход от использования протекционистских мер к проведению политики «открытых дверей», а иногда и обратно весьма показателен с точки зрения подвижности, изменчивости национально-государственных интересов, их зависимости от уровня экономического развития страны и соотношения сил в мировой торговле. Подобные повороты сопровождаются соответствующими теоретическими обоснованиями, предшествующими изменению внешнеэкономической политики или оправдывающими эти изменения post factum.

Привлечение иностранного капитала в виде прямых частных инвестиций (в отличие, например, от займов, за которые придется расплачиваться если не нам, то детям или внукам) отвечает национально-государственным интересам России. Разумеется, оно должно отвечать и интересам инвесторов.

Сложность современной ситуации состоит в том, что Россия столкнулась с рядом серьезных вызовов, затрагивающих глубинные национально-государственные интересы. Развал Советского Союза имел далеко не однозначные последствия для России. Во многом ее интересам был нанесен серьезный и весьма болезненный удар. Помимо изменения геополитической ситуации, весьма неблагоприятного для страны, и разрыва хозяйственных связей, решающую роль в развале экономики страны сыграли резкое ухудшение ее структуры (возрастание доли сырьевых и добывающих отраслей), потеря значительной части морских портов, флота и надежных транспортных магистралей .

Ослабление страны и отсутствие у ее руководства четко выверенных стратегических ориентиров породили мощное внешнее давление на нее. В таком давлении нет ничего неожиданного и непредсказуемого. Оно - логический результат строгого соблюдения политическими лидерами стран Запада своих национально-государственных интересов, направленных на защиту и поддержку отечественных предпринимательских и финансовых структур.

Все действия, включающие сохранение ограничений на экспорт российских товаров (кроме топливно-сырьевых) и технологий, легко вписываются в эту простую и понятную логическую систему. Равно как и предложения, разрабатываемые западными экспертами по свертыванию программ научных исследований в России (под лозунгом их рационализации), в том числе в наиболее перспективных направлениях.

Современный мир, в особенности мировая экономика с ее жесткими и властными законами, весьма далек от наивной идиллии и альтруизма. И его надо рассматривать таким, каков он есть, ничего не добавляя, но и ничего не оставляя без внимания. И чем раньше мы осознаем его суровые реалии, чем быстрее научимся понимать и умело защищать свои национально-государственные интересы, тем ближе будет цель возрождения России .

Наконец, следует упомянуть и о вызове национально- государственным интересам, возникающем как бы изнутри. Речь идет о возобладании во многих случаях групповых и эгоистических (по сравнению с общими) интересов: монополистических групп и отдельных регионов, торгово-посреднических, а в некоторой степени и мафиозных структур, управленческого аппарата и т.д. И хотя подобный процесс был во многом спровоцирован ошибками и непоследовательностью экономической политики, оправдывать и тем более преуменьшать его последствия совершенно недопустимо.

Таким образом, и здесь снова надо подчеркнуть, что избавиться от подобного вызова можно лишь при надежной опоре на национально-государственные интересы страны. Только проведение такого курса может обеспечить общественное согласие, подвести надежный фундамент под экономическую реформу, привести к успеху. Это будет путь, понятный народу, соответствующий его надеждам и чаяньям.

3. Культура и спорт и их значение в усилении роли России в мире

внешний политика россия мировой

Спорт как важный социальный феномен пронизывает все уровни современного социума, оказывая широкое воздействие на основные сферы жизнедеятельности общества. Он влияет на национальные отношения, деловую жизнь, общественное положение, формирует моду, этические ценности, образ жизни людей.

Спорт сегодня - это главный социальный фактор, способный противостоять нашествию дешевой культуры и дурным привычкам. Это лучшая «погремушка», которая сможет отвлечь людей от нынешних социальных проблем. Это, пожалуй, единственный «клей», который способен склеить всю нацию воедино, что не удается ни религии, ни тем паче политикам .

Действительно, феномен спорта обладает мощной социализирующей силой. Политики давно рассматривают спорт как национальное увлечение, способное сплотить общество единой национальной идеей, наполнить своеобразной идеологией, стремлением людей к успеху, к победе.
Спорт в России любят во всем его многообразии. И наряду с национальными видами спорта - городки, северное многоборье, перетягивание каната, - спортсмены немногочисленных народов России принимают участие в традиционных территориально-отраслевых соревнованиях. На этих состязаниях, как и в большом спорте, есть атмосфера праздника и единения. И не помеха - отсутствие всемирно признанных олимпийских рекордов.

Традиционно спортом высших достижений считают олимпийские виды спорта, то есть те виды, которые включены в программу Олимпийских игр. К олимпийским видам спорта проявляется повышенный интерес как со стороны государственных чиновников и профессиональных спортсменов, так со стороны спортсменов любителей и болельщиков.

Но симпатией россиян наряду с олимпийскими видами спорта всегда пользовались автомобильный и мотоциклетный спорт, бильярд, пляжный волейбол, спортивный туризм, спортивные танцы, роллерспорт, зимнее плавание и многие другие виды спорта, сопутствующие досугу и активному отдыху людей. Кроме того, за последнее время граждане России, выезжая за границу, узнали о существовании видов спорта ранее неизвестных в нашей стране: боулинг, сквош, дайвинг, рафтинг, которые стали популярны у российских курортников .

Самбо, бильярд, хоккей с мячом, шахматы - виды спорта также издавна известные в России. Каратэ, Айкидо, Тхэквондо - восточные единоборства популярные среди российских мальчишек. Автогонки и парашютный спорт - это спортивный «экстрим» с огромным числом российских поклонников. Ни один из этих видов спорта не включен в программу главных соревнований современности - Олимпийские игры. Но так ли это важно, является ли вид спорта олимпийским или нет?

Их общее желание - всемерное развитие на благо России массового народного «спорта для всех», включение его в систему элитных международных спортивных соревнований. К этому сегодня есть все предпосылки.

Культура России в современной культуре - актуалистический и прогностический аспект рассмотрения культуры вообще с акцентуацией внимания на русской ее составляющей, на роли и месте России именно в современной культуре. Допустимы два хода рассуждения: от мировой культуры к российской и, наоборот; на границе - пересечении получаем определенный ответ. Две важнейшие особенности характерны для современной культуры: культурная экспансия Запада - в ситуации предельного обмирщения и одновременно универсализации собственной культуры и, с другой стороны, борьба за культурную автономию и самобытничество в незападных цивилизациях перед лицом «модернизации» и «вестернизации» .

Российская культура в новое время испытала на себе вредное воздействие, обнаружив значительное стремление к принятию стандартов «западничества» и «модернизма», что уже дважды привело к краху исторически сложившейся государственности и к историческому разрыву между православием и культурой. Именно своей духовностью как уже признанным вкладом русской культуры в мировую культуру, наследием Пушкина и Достоевского она может помочь сегодня и себе самой, своему народу и государству, и тем напряженным исканиям, которые ведет в своем культурном самоанализе и самопознании западноевропейская цивилизация.

Современная важнейшая тенденция - зарабатывание денег организациями культуры. В России, как и во всем мире, есть такие организации культуры, которые могут заработать. Более того, в культуре ничего не может быть бесплатным - все имеет свою цену. Несправедливо, правда, будет, если использование государственных фондов (например, музеев) достанется только самим учреждениям и посредникам. В таком случае необходимо частично отдавать деньги в фонды для развития перекрестных систем финансирования культурной деятельности.

Отдельный вопрос - использование потенциала некоммерческого сектора. Государство должно создавать условия для участия в реализации государственных и муниципальных культурных программ не только государственных, но и негосударственных некоммерческих организаций. Создавая организации, специализирующиеся на предпринимательской деятельности в некоммерческом секторе культуры, а не понуждая к этому каждое отдельное учреждение, государство не нарушает единства культурной политики. Чтобы изменить существующее положение в сфере культуры «целесообразно предоставить государственным органам управления в сфере культуры более широкие правомочия собственности на объекты культуры, включая право распоряжаться недвижимым имуществом и доходами от его эксплуатации. Нужно пересмотреть правила коммерческого использования находящихся в государственной собственности культурных ценностей, прежде всего предметов государственного музейного фонда, определить условия и порядок направления части получаемых доходов на культурные нужды!».

Целесообразно расширить практику многоучредительства учреждений культуры государственными и негосударственными органами. Этот процесс должен всячески поощряться. При передаче в собственность субъектов федерации отдельных федеральных организаций культуры, которые связаны с решением территориальных задач, возможно соучредительство органов разных уровней.

Привлечение дополнительных средств в сферу культуры связано с усилением роли частного финансирования (меценатство и спонсорство). Необходимо активное стимулирование жертвователей. Может быть использовано не только предоставление налоговых льгот, но и другие, нестандартные меры, например, разрешение на определенных условиях помощи культуре прощать долги задолжникам .

Ряд проблем в развитии социально-культурной сферы упирается в проведение соответствующей налоговой политики по отношению к организациям культуры. К сожалению, им сегодня активно отказывают в льготах, сокращение льгот оправдывается нехваткой средств в бюджете. Прежде всего, страдают негосударственные организации сферы культуры. Многие практики считают, что здесь мотивация достаточно проста: боязнь обмана и нежелание налоговых органов заниматься необходимым контролем.

Таким образом, сфера культуры находится сегодня в очень сложном финансовом положении, перестав получать от правительства необходимые финансовые средства, правовые же предпосылки для ее стабильного функционирования в становящейся экономике только формируются. Важнейшее условие выживания культурных организаций - зарабатывание денег, вызывает необходимость опираться на те формы культурной деятельности, которые приносят доходы. Не удивительно, что здесь многое развивается отнюдь не в цивилизованных формах. Однако система организаций культуры будет попросту сметена, если не сделает попыток опереться на реальную жизнь, на новые формы деятельности, на те сферы, где происходят динамические культурные процессы. Есть принципиальная разница между тем, «что называется ресурсами для культуры и культурой как ресурсом». Знания о культуре необходимо преобразовывать в прикладные: если государство должно нести затраты на охрану сокровища или памятников, то превращение сокровища в деньги - задача людей, реально владеющих культурными процессами. В их руках - технологии, которые могут в будущем реально работать на дальнейшее развитие культуры.

4. История России в мировой цивилизации

В целом статус России как великой державы неотделим от ее ответственности (вместе с другими великими державами) за судьбы мирового сообщества. И это задает определенную логику выбора приоритетов экономической и социальной политики, распределения ресурсов, включая соответствующую военно-политическую стратегию.

Опираясь на осмысление, как опыта последних десятилетий, так и более отдаленных исторических событий, можно утверждать, что мир поддерживается системой своеобразных противовесов, обеспечивающих баланс сил .

Нарушение сложившегося баланса сил, вызванное развалом Советского Союза, уже сейчас имеет весьма негативные последствия и вызывает серьезную озабоченность, особенно среди европейских народов. Начинают понимать это и другие. Диктат одной супердержавы может серьезно дестабилизировать всю международную ситуацию. Восстановление авторитета и влияния России как великой державы отвечает интересам стабильности мирового сообщества, отвечает и ее собственным национально-государственным интересам, хотя и предполагает определенные обязательства.

Выполнение Россией долга, обусловленного геополитическим положением страны, - это ее историческое призвание, ее судьба. История поставила Россию в положение срединного государства, находящегося между Западом и Востоком, вобравшего в себя особенности их культуры, систем ценностей, цивилизационного устройства. Она во многом была, но еще в большей степени может стать мостом, соединяющим эти два столь различных мира, способствовать их лучшему взаимопониманию и взаимному духовному и нравственному обогащению.

Если, разумеется, отказаться от примитивных и вместе с тем весьма опасных попыток поиска некоей идеальной модели общественно-политического устройства, культуры и религии. Если исходить из признания закономерности многообразия и равноценности различных моделей социально-экономического и духовного развития стран и народов, относящихся к тем или иным типам цивилизации.

История России и ее геополитическое положение обусловили довольно своеобразное сочетание государства и индивидуума, коллективистских и личностных начал, экономического рационализма и духовности. Накапливаясь в течение веков и передаваясь по каналам социальной памяти, они и сегодня являются неотъемлемыми, неустранимыми чертами ее социально-экономического облика, системы ценностей и мотивации поведения. Не учитывать этого - значит пытаться остановить неумолимое движение истории. Подобная политика несовместима с подлинными, глубинными национально- государственными интересами России .

Геополитическое положение России делает объективно необходимыми многостороннюю ориентацию ее внешней политики, органическое включение во все анклавы мирового хозяйства. Любые попытки поставить во главу угла ее отношения с одной страной или группой стран противоречат ее национально-государственным интересам. Многосторонняя ориентация - это стратегический принцип и он не должен нарушаться по каким-либо конъюнктурным соображениям или под давлением момента.

Даже постановка вопроса о приоритетности отношений с тем или иным регионом, группой стран - будь то ближнее зарубежье, бывшие страны СЭВ, Юго-Восточная Азия, США или Китай - представляется некорректной. Вопрос о геополитических приоритетах, вероятно, правомерен для многих стран, но не для России как великой мировой державы. На основе именно такого подхода следует строить и глобальную стратегию, и повседневную внешнеполитическую деятельность, определять структуру аппарата соответствующих ведомств, вести научные исследования и подготовку кадров.

Весьма полезно и поучительно проследить на примере истории Российского государства, как осуществлялось это ее призвание, как в самых различных условиях и при самых различных политических режимах прослеживалось магистральное направление ее внешнеполитического курса. Как, наконец, несмотря на растущее сопротивление и горькие поражения, страна снова и снова выруливала на свой исторический путь. Если кому-то не нравится называть это исторической судьбой, то пусть будет призвание, предназначение, геополитическая логика или закономерность.

Роль, которую играла Россия, всегда вызывала на Западе беспокойство, а порой и чувство страха. Ее боялись. И это не бахвальство. Таковы исторические факты. Надо честно признать, что представители нашего славного Отечества дали, к сожалению, немало оснований для таких суждений, подпитывали желание унизить и ослабить Россию .

Конечно, в общественном развитии, особенно во второй половине нынешнего века, произошли кардинальные перемены. Открываются возможности, появляются шансы регулировать отношения между странами и народами на принципиально иной, чем во всей предшествующей истории, основе. Новый облик может принять и роль России в этом процессе, обусловленная ее геополитическим положением.

Таким образом, можно лишь пожелать, чтобы эти шансы, вселяющие надежды, были реализованы. Но при этом не следует забывать, что политика остается делом суровым, жестко запрограммированным национально - государственными интересами. Здесь нет места сюсюканью. Улыбки и объятия не должны обманывать реалистически мыслящих политических деятелей независимо от их ориентации.

Список использованных источников

1 Абалкин, Л. О национально-государственных интересах России //Вопросы экономики. - 1994. - №2. - С.54 - 58.

2 Бажанов, Е. П. Роль и место России в современном мире//(Центр Стратегических Разработок. - 1999-2000.

3 Барковский, А. Н.Внешнеэкономическая политика России в глобальном экономическом пространстве// Россия и современный мир / А. Н. Барковский, В.П. Оболенский. - 2005. - №3. - С. 11- 20.

4 Булатова, А. С. Экономика/А. С. Булатова. - М. : Бек, 2004. - 345с.

5 Визитей, Н. Н. Сущность и социальные функции современного спорта /Н. Н. Визитей. - М. : Сов. Россия, 2008. - 259с.

6 Данилевский, Н. Я. Россия и Европа/ Н. Я. Данилевский. - М. :Политика, 2001.- 259с.

7 Дахин, В. Россия в современном мире// Государственная служба. - 2008. - №4. - С. 24-29.

8 Иванов, И. Россия и современный мир. Внешняя политика Москвы на пороге XXI века// Независимая газета. - 2008. - № 2. - С. 5 - 6.

9 Миронов, С.М. Качество власти и стратегия развития России// Россия и современный мир. - 2006. - №2. - С. 9 - 15.

10 Столяров, В.И. Спорт и современная культура/ В.И.Столяров. - М.: Изд-во РУДН, 2002. - 222с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Теории роли России в мире, их разновидности и отличительные признаки. Внешнеэкономические связи государства. Динамика, внешняя и товарная структура внешней торговли России. Место и роль государства в мировом геополитическом противоборстве на сегодня.

    реферат , добавлен 11.11.2010

    Исследование понятия прямых иностранных инвестиций и их роли в мировой экономике. Изучение современных тенденций прямых иностранных инвестиций в мире. Трансконтинентальные капитальные вложения. Приток прямых иностранных инвестиций в экономику России.

    реферат , добавлен 03.01.2015

    Место и роль России в мировой торговле и на рынках готовой продукции. Динамика и состояние внешней торговли России в 2008 году. Политика государственного регулирования внешней торговли, её задачи и перспективы. Особенности отношения России и ВТО.

    курсовая работа , добавлен 17.11.2011

    Понятия международной и внешней политики. Анализ внешней политики России. Место и роль России в современной системе международной политики. Основные приоритеты международной и внешней политики РФ. Проблемы внешнеполитической деятельности России.

    контрольная работа , добавлен 20.02.2012

    Особенности отношений Бразилии и России в период правления Дилмы Русеф. Роль государств в мировой экономике и политике. Повышение в стране жизненного уровня населения, укрепление единства государства, основ его конституционного порядка в XXI веке.

    контрольная работа , добавлен 30.09.2016

    Роль внешней торговли России в мировой экономике. Тенденции и факторы развития внешней торговли России. Структура внешней торговли России. Активная торговля машинами и оборудованием. Жесткая конкуренция и ограниченный спрос.

    реферат , добавлен 28.09.2006

    Понятие международной политики и ее роль в политической жизни России. Место и роль России в современной системе международной политики. Основные приоритеты международной и внешней политики Российской Федерации. Актуальные проблемы внешней политики России.

    курсовая работа , добавлен 25.02.2012

    Основные цели и задачи переходной экономки, особенности и этапы ее протекания в России, противоречия и пути их нормализации. Оценка уровня экономического развития государства по сравнению с развитыми странами, места и значения его в мировой экономике.

    курсовая работа , добавлен 16.01.2010

    Структурные изменения в экономике: роль иностранного капитала. Воздействие иностранных инвестиций на трансформацию экономики Китая. Сравнение инвестиционного режима России и КНР в сфере услуг. Либерализация сектора услуг в России после вступления в ВТО.

    дипломная работа , добавлен 01.06.2015

    Запасы нефтяных ресурсов в мире и их распределение. Оценка роли нефтяной отрасли как наиболее значимой во внешней экономической политики России. Влияние цен нефтяных ресурсов на мировой рынок. Добыча сланцевого газа, перспективы в стране и мире.

Датой появления нынешней России можно считать дату распада СССР. В этот период было создано СНГ (как попытка уменьшить урон от разрыва традиционных экономических связей) а также сложилась принципиально новая внешнеполитическая ситуация для России.

Первое десятилетие существования современной России связано в большей степени с негативными последствиями - были разорваны важнейшие экономические связи со странами бывшего СССР Значительно пострадала обороноспособность, практически отсутствовали границы с бывшими республиками. Развалился единый ВПК. Было потеряно былое влияние на страны Центральной и Восточной Европы. Бывшие партнеры по СЭВ и Варшавскому договору связывали свои планы на будущее с Европейским союзом и НАТО.

Первые годы страны СНГ намеренно дистанцировались от России, однако большое кол-во социальных и экономических проблем возникших за годы независимости заставили страны частично возобновить интеграционные процессы уже внутри СНГ. В 1992 год было принято большое кол-во документов, регулирующих отношения в рамках содружества, а так же был подписан Договор о коллективной безопасности. Однако СНГ по сей день так и не обрело статус глубоко интегрированного союза государств и в настоящий день является скорее пережитком начала 90х.

Несмотря на утопические представления правителей той эпохи, бывшие союзные республики не стали жить с Россией в мире и согласии, не стали и углублять экономические связи. Политика запада, который казался нам союзником подарившим новую идеологию, по сей день направлена на разрыв традиционных связей - не только экономических и политических, но и культурных. Запад, который казался нам щедрым и бескорыстным донором, идеальным образцом для подражания в вопросах социально- экономического развития, никогда не прекращал вносить агрессивную риторику во взаимоотношения теперь уже бывших соперников. Так, вопреки вялому сопротивлению нашей страны произошло расширение НАТО за счет вступления в нее Венгрии, Польши и Чехии.

Помимо этого, НАТО подобралось вплотную к нашим границам за счёт вступивших и планирующих вступить в НАТО стран, таких как страны Прибалтики, Украины, Грузии. К сегодняшнему дню уцелела лишь одна сверхдержава - Соединенные Штаты,и многим начинает казаться, что наступает эра беспредельного американского господства. Соединенные Штаты, несомненно, имеют основания претендовать на роль мощнейшего центра силы на длительную перспективу. Они накопили внушительный экономический, военный, научно-технический и информационно- культурный потенциал, который проецируется на все главные сферы жизни современного мира. При этом у Америки растет тяга руководить другими.

Американская официальная доктрина провозглашает наличие в мире зоны влияния США (так называемой "стержневой" зоны), в которую предполагается включить, в конечном счете, подавляющее число государств. Соединенным Штатам благоприятствует в этой политике то, что альтернативные общественные модели (социализм, некапиталистический путь развития) на данном этапе обесценены, потеряли привлекательность, и многие страны добровольно копируют США и принимают их лидерство. Риск окончательно становления мира с одним полюсом влияния велик.

И здесь стоит вернутся к России, которая пройдя путь страшных кризисов, обвала рубля и экономического коллапса всё же стала частично восстанавливать свои позиции. После 2000 года, на фоне роста цен на энергоносители, экономика РФ ощутила подъем. Незаметно для запада, который вот уже третье десятилетие празднует победу нас СССР, Россия стала укреплять экономику. Вплоть до 2008 года, темпы роста экономики только увеличивались. Не смотря на то, что подъем был связан с увеличением экспорта энергоносителей (нефть, газ), доходы позволяли государству развивать и другие экономические сферы, что положительно сказывалась на рынке в целом.

Накопленный буферный стабилизационный фонд, помог России пережить экономический кризис 2008 года, который стоил нам меньших потерь чем некоторым странам Евросоюза. Современное противостояние запада и России уже не является исключительно милитаризованным, в большей степени роль играют микро- и макро-экономические связи, мощь экономик, культурное и политическое влияние. Влияние на развивающиеся страны определяется не наличием там военных баз, а наличием контрольных пакетов акций добывающий компаний а также ключевых производств этих стран. Влияние оценивается размеров стратегических контрактов, дающих более сильное, хоть и менее заметное влияние.

Современная Россия является по сути единственной альтернативой Западу, пришедшему в тупик развития. Не смотря на краткосрочные реалии, можно выделить несколько принципиальных моментов не дающих лишить Россию ранга «державы». Традиционно богатая ресурсами Россия, является выгодным партнером для Европы, которая обладая интеллектуальным и технических превосходствам тонет в социальных проблемах. Не смотря на потерю сферы влияния в конце двадцатого века, второе десятилетие 21 века можно охарактеризовать как позитивное - возврат традиционно Российских территорий, дипломатические победы в Сирии, урегулирование конфликтов на территории бывшего СССР, победа в домашней олимпиаде и многое другое.

Многие победы и достижения, которые относятся к разным сферам нашего общества, по сути являются победой и экономики страны, ведь за всё нужно платить. Россия образца последних годов распахивает свои двери перед всем миром, мы готовы к любым проектам, пытаемся создавать благоприятный климат для инвестиций. Даже во времена международной напряженности нынешняя Россия уже не идет на поводу имперских амбиций, или на поповду у Запада. Современная Россия - это прагматичная страна, действующая в собственных интересах. А интерес современной России - единое экономическое пространство от Европы до Азии.

Политическая ситуация, возникшая на фоне революции на Украине скорее всего станет определяющей для всего мира. В ближайшие несколько лет Европейскому союзу придется определиться - кем является Россия? Первый вариант - богатая страна, с которой выгодно торговать, в которой еще сохранились традиционные семейные ценности и потенциал для развития во всех сферах. Второй вариант - геополитический соперник, разворачивающий свой взгляд на Китай и другие Азиатские страны. При любом раскладе нам есть чем ответить - в сфере ВПК Россия имеет стабильное второе после США место и наша армия уже не ассоциируется с ужасами дедовщины, а имеет вполне современное вооружение. Нынешняя военная доктрина России никак не связан с громоздкой и неэффективной армией, достаточно малых сил - хакеры обеспечивающие должное информационное прикрытие, высокоточное оружие, СМИ формирующие общественное мнение. То, что Россия смогла сделать в Крыму - было провалом внешней разведки США, получившей громкую пощечину.

Современная Россия научилась думать по-новому - влившись в общий мировой рынок мы уже не подвергнемся той изоляции, которая была возможна при СССР, ведь отрезав российский рынок, Европа лишает себя такого же объема доходов. Влияние в 21 веке, это управление взаимозависимостью и задача современной России - стать наиболее выгодным и перспективным торговым партнером на континенте. И если, США не сможет этому помешать, то на сегодняшний день мы живем в наиболее перспективной стране.

Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Для того чтобы оценить реальное положение современной России в системе международных отношений, следует определить ее внешнеполитиче­ский потенциал. Под внешнеполитическим потенциалом понимают совокуп­ность факторов, которые в той либо иной степени способствуют достижению целей внешней политики государства. Сущность внешнеполитического по­тенциала выражается такими понятиями концепции политического реализма, как «сила государства» или «национальная сила». Ро­доначальник данного направления Г. Моргентау определил это понятие, ис­ходя из восьми критериев.
Сегодня эти критерии отчасти устарели, в них не учтены в качест­ве самостоятельных позиций и составляющих национальной силы науч­ный, технологический и образовательный потенциалы, роль которых на со­временном этапе нередко выше, чем, скажем, такого фактора, как наличие тех или иных видов природных ресурсов. Но в целом формула Г. Моргентау дает основание для оценки реального внешнеполитического потенциала лю­бой страны.
Применяя эту формулу к Российской Федерации, можно заметить, что роль нашей страны на международной арене не осталась той же, какой бы­ла в недавнем прошлом у СССР. Это обусловлено не только тем, что Рос­сия утратила часть имевшегося у Советского Союза потенциала, но и тем, что политический и экономический кризис в стране негативно сказывает­ся на морально-нравственном климате в обществе. Россия, где не прекра­щаются политические междоусобицы, где значительная часть населения на­ходится в стрессовом состоянии, не может, безусловно, играть прежнюю роль «сверхдержавы». Вместе с тем сохранение части советского военно­го могущества (прежде всего в области стратегических вооружений) и на­личие богатейших природных ресурсов дает основание полагать, что в случае преодоления экономического и морально-политического кризиса Рос­сия способна стать одним из важных центров силы в мировой политике.
Для определения внешнеполитической доктрины и внешнеполитической стратегии Российской Федерации первостепенное значение имеет формули­рование ее национально-государственных интересов. Тем более, что в недавнем прошлом проблема национальных интересов фактически полностью иг­норировалась. Внешнеполитическая линия Горбачева-Шеварнадзе строилась на основе «нового политического мышления», одним из принципов которого был приоритет «общечеловеческих интересов». В свое время «новое поли­тическое мышление» сыграло положительную роль, поскольку помогло сбро­сить идеологические оковы с внешней политики Советского Союза, способ­ствовало оздоровлению международной обстановки во второй половине 80-х годов и, в конечном счете, окончанию «холодной войны». Но теоретики и практики «нового мышления» обходили стороной вопрос о том, насколько их акции соответствовали национально-государственным интереϲам СССР, а из этого проистекали и ошибочные или поспешные решения, негативные пос­ледствия которых сказываются до сих пор.

Ранняя российская дипломатия унаследовала от «перестроечного» ру­ководства недооценку такого фактора формирования внешней политики, как национально-государственные интересы. И это проявлялось на протяжении первых лет недолгой еще истории существования России как самостоятель­ного субъекта международных отношений. Неудивительно, что ее внешняя политика и деятельность российского МИДа подвергались, в связи с этим, резкой критике с разных сторон. Хотя, Вместе с конструктивной критикой, имели место и спекуляции и некомпетентные суждения, особенно со сторо­ны так называемых национал-патриотов.
Для того чтобы объективно решить проблему национально-государст­венных интересов России, необходимо прежде всего уяснить содержание этой категории.
А традиционная интерпретация государственного интереса широка и связана, в основном, с достижением таких целей, как существо­вание нации в качестве свободного и независимого государства, обеспе­чение роста экономики и национального благосостояния, предотвращение военной угрозы или ущемления суверенитета, сохранение союзников, дости­жение выгодного положения на международной арене и т.д. Конкретное же выражение государственный интерес находит в постановке целей и задач внешнеполитического курса страны.
В формировании национально-государственных интересов большое зна­чение имеет геополитический фактор. В основе геополитики лежат объек­тивные реалии.
Прежде всего это - географический фактор: протяженность границ, расположение и пространственная протяженность одного государст­ва относительно другого, наличие выхода к морю, народонаселение, рельеф местности, принадлежность государства той либо иной части света, остров­ное положение государства, наличие природных ресурсов и т.п.
Из множе­ства факторов, влияющих на деятельность людей, географический менее всего подвержен изменениям. Он служит основой преемственности политики государства, пока его пространственно-географическое положение остает­ся неизменным.
Итак, можно сделать вывод о том, что основным национально-государственным интересом и главной внешнеполитической за­дачей России на обозримый период, по-видимому, является сохранение своей традиционной глобальной геополитической функции как объединяющей и стабилизирующей силы центра Евразии.
Способность реализовать эту за­дачу зависит, во-первых, от того, насколько это позволят материальные ресурсы, а, во-вторых, от политических условий внутри России - полити­ческой воли руководства, стабильности социальных и межнациональных от­ношений.
Более конкретно, задачи российской внешней политики, обеспечиваю­щие ее национально-государственные интересы, таковы: самоутверждение в качестве главного преемника прав и обязанностей СССР, его продолжателя в мировых делах и сохранение статуса великой державы; сохранение тер­риториальной целостности Российской Федерации на основе учета интересов всех народов и регионов, мира, демократии и реализма;
обеспечение внеш­них условий, способствующих свободному включению страны в мировую эко­номику и политику;
защита экономических, социальных и гуманитарных прав своих граждан, равно как и русской диаспоры на всех территориях бывшего СССР; сохранение и укрепление оборонного потенциала в пределах, необходимых для защиты национальной безопасности страны. Все эти задачи диктуют необходимость по-разному строить отношения с отдельными странами.

Для бывшего Советского Союза традиционно приоритетными были отно­шения с Соединенными Штатами Америки.
Это было вполне понятно, посколь­ку речь шла об отношениях между двумя основными «полюсами» биполярного мира. Во времена «холодной войны», при всей их конфронтационности, со­ветско-американские отношения представляли собой все же отношения меж­ду приблизительно равными партнерами.
Оба государства располагали со­поставимой военной мощью, большим количеством союзников, оба играли главную роль в противостоящих друг другу Варшавском Договоре и НАТО. В период «перестройки» двухсторонние советско-американские отношения продолжали оставаться отношениями двух сверхдержав, причем главным во­просом этих отношений был вопрос ограничения и сокращения накопленных в предшествующие десятилетия огромных запасов ядерных и обычных воору­жений. По инерции сходная ситуация сохранялась вплоть до недавнего вре­мени, но на данном этапе все возможные рубежи в «гонке разоружения» были достигнуты.
Сейчас складывается новая ситуация, США и Российская Федерация не являются больше равноценными субъектами.
Для Соединенных Штатов значе­ние отношений с Россией будет снижаться по сравнению с «советским пери­одом», а для России на смену заботам сверхдержавы приходят менее гло­бальные, но не менее острые проблемы, связанные с новой геополитической ситуацией, сложившейся после краха СССР. Конечно, сотрудничество с Соединенными Штатами важно и необходимо, но по объективным причинам оно невозможно столь же всеобъемлющим, какой была конфронтация. Совпадение интересов России и США по целому кругу проблем, в том числе и в борьбе с терроризмом, не означает, что всегда и во всем эти интересы будут тождественны.
В ближайшее время предстоит выработать новую модель отношений этих двух стран, полностью исключающую прежнее противостояние, но в тоже время основанную на принципах, позволивших бы России сохранить свое внешнеполитическое лицо и роль в международном сообществе.
Не менее важны сегодня для нашей страны отношения с развитыми го­сударствами Европейского Союза и с объединенной Германией. Но было бы ошибочным полагать, что Россия в обозримом будущем сможет присоедини­ться к процесϲам европейской интеграции в той же степени и в той же форме, что и небольшие государства Центральной Европы, которые пребы­вают в эйфории лозунга «возвращения в Европу». Ни Европейский Союз, ни Российская Федерация к такому повороту событий не готовы.
Стоит выделить и проблему взаимоотношений России с Японией. Се­годня Япония претендует на повышение своей роли в мировой политике до уровня, соответствующего ее нынешнему экономическому и научно-техническому потенциалу. Известно, сколь высоки достижения этой страны в экономике за последние десятилетия. Для России, особенно для дальневос­точного ее региона сотрудничество с Японией имеет большое значение, но на его пути стоит проблема так называемых «северных территорий». Се­годня обе страны ищут пути выхода из этой ситуации.

До середины XX века и на протяжении почти трехсот лет Европа, и даже более узко – Западная Европа, считалась центром цивилизованного мира. Эта евроцентристская модель мира была не только иллюзией западных идеологов, но и реальностью еще в начале XX века. Огромные пласты древних культур Востока оказались забытыми, а большая часть Азии, Африки и Латинской Америки находилась в колониальной и полуколониальной зависимости от нескольких европейских стран‑империй. Россия виделась тогда окраиной, даже обочиной Европы, многие российские революционеры не без основания называли Россию европейской полуколонией.

Именно противоречия и соперничество стран Западной Европы в разделе мира стали главной причиной Первой мировой войны. Но война ослабила мировое влияние самой Европы и положила начало быстрому усилению Соединенных Штатов на Западе и Советского Союза на Востоке.

Вторая мировая война началась также как война за передел мира, и развязали ее Германия, Япония и Италия. Эта война кончилась поражением стран‑агрессоров, и она разрушила монополию стран Западной Европы в мировой политике. Разрушился и весь прежний мир колоний и полуколоний. Образовался двухполюсный мир, возглавляемый с одной стороны Соединенными Штатами, а с другой – Советским Союзом. Эти два лагеря вели между собой холодную войну и боролись за влияние в третьем мире, образованном из бывших колониальных стран. Западная и Восточная Европа стояли в этой борьбе по разные стороны баррикад.

Окончание холодной войны и распад СССР привели к сложным и крупным перемещениям центров экономического и политического влияния. Этот процесс формирования многополярного мира пока еще не завершился, но он идет, к счастью, без новой мировой войны, хотя и не без военных конфликтов в разных регионах земного шара.

Соединенные Штаты остаются на сегодня самой крупной по политическому, экономическому влиянию и по военному могуществу страной мира. Но это лидерство не безусловно. Европейский союз – это уже политическая и экономическая реальность. Быстрый рост авторитета новой европейской валюты, притягательность европейской культуры, а также критика Францией и Германией американской политики в Ираке – все это разные признаки и проявления становления новой объединенной Европы, которая ищет и хочет обозначить границы своих интересов. Мы видим начало подъема и Латинской Америки, и Индии.

Бурные и противоречивые процессы становления происходят в 1,5‑миллиардном мусульманском мире. В Организацию исламской конференции входят более сорока стран с разной культурой и языком: Индонезия, Пакистан, Иран, Турция, арабские страны, Албания. В мусульманском мире есть радикальные течения и группы, которые бросают вызов Соединенным Штатам, Западу в целом, но также и России.

На Востоке Япония сохраняет роль одной из самых мощных экономических держав. Но она проиграла войну на Тихом океане и не имеет сегодня адекватного своему экономическому и финансовому могуществу политического влияния даже на Дальнем Востоке. Во главе новой сферы «совместного процветания» в Восточной и Юго‑Восточной Азии оказался Китай, который быстро превращается во вторую по экономическому и политическому влиянию страну в мире.

Не всем странам легко определить свое место и свою роль в новом многополярном мироустройстве. Великобритания – это уже не метрополия в самой большой империи. Однако существует почти символическое Британское содружество, в которое входят не только Австралия и Канада, но еще несколько стран. Оставаясь одним из ведущих членов Европейского союза, Великобритания продолжает в политическом и военном отношениях тяготеть к США и Северной Америке в целом.

Великобритания остается одним из ведущих финансовых центров мира, и более семидесяти государств из всех частей света хранят в подвалах Британского банка свои золотые запасы. Фунт стерлингов сохраняет значение одной из мировых валют, а английский язык уверенно завоевывает роль главного языка в международном и межнациональном общении. Испанский язык и испанская культура имеют немалое влияние в Латинской Америке, но в Бразилии говорят не на испанском, а на португальском языке. Турция стремится вступить в Европейский союз, хотя она является одной из крупных азиатских стран и считает себя частью не христианского, а мусульманского мира. Свои геополитические трудности и сложности с исторической идентификацией есть у таких стран, как ЮАР, Пакистан, Бангладеш, Тайвань, Израиль. Не вполне оправились от психологических проблем Второй мировой войны Германия и Япония. Многие из стран Африки не вошли еще в круг цивилизованных стран. Медленно движутся в этом направлении и некоторые страны Азии.

Какое же место в современном многополярном мире должна и может занимать Россия с ее громадной территорией, большими природными ресурсами, с ее сложной историей и немалым политическим авторитетом? Есть много людей, которые хотели бы принизить роль России в современном мире или, напротив, возвысить ее над другими странами. Еще Чаадаев, критикуя Россию за отсталость и упадок, сожалел, что не Россия, а Западная Европа являлась тогда мировым лидером. «Раскинувшись между двух великих делений мира, – писал Чаадаев, – между Востоком и Западом, опираясь одним локтем на Китай, а другим на Германию, мы должны были бы сочетать в себе два великих начала духовной природы – воображение и разум, и объединить в нашей цивилизации историю всего земного шара» 340 .

В советское время эти претензии насчет особой цивилизаторской роли России не только возросли, но и, как казалось многим, нашли свое реальное воплощение. Убеждения в каком‑то особом предназначении России сохраняются и сегодня в сознании многих российских политиков, идеологов, деятелей культуры. Эти претензии неосновательны. Да, конечно, географическое положение и размеры России дают нашей стране немалые преимущества. Культура России – это не только одна из великих европейских культур, она имеет свое продолжение и в Азии. Однако нет никаких оснований ставить ее выше других великих культур Запада или Востока.

В мире нет ясных критериев и границ для разделения или даже для определения разных цивилизаций. Все же доводы тех, кто считает российскую цивилизацию одной из составных частей европейской цивилизации, кажутся большинству историков культуры более убедительными.

Однако быть частью или продолжением на Восток великой и сложной по природе и составу европейской цивилизации вовсе не означает быть частью Европы или даже в целом частью Запада. Есть много российских политиков, которые почти намеренно стараются преуменьшить как нынешнюю, так и будущую роль России в мире.

«Российская Федерация, – как заявлял доктор исторических наук и один из экспертов партии „Яблоко“ Алексей Арбатов, – не будет играть в XXI веке какой‑либо существенной роли. Россия должна вернуться в Европу неотъемлемой частью, которой она была тысячу лет назад. Если в ряду мировых центров силы Россия через двадцать лет будет почти не видна, то в европейском масштабе она может остаться одной из крупнейших стран, сравнимой по экономическому потенциалу и политическому влиянию с Германией, Францией, Италией и Великобританией, а по населению, территории и природным ресурсам превосходящей их. Интеграция сделает эти преимущества из предмета извечной европейской озабоченности в фактор еще большего могущества, безопасности и самостоятельности Европы» 341 .

Есть и другие схемы, в которых как Западная Европа, так и Россия, Япония, Израиль, Австралия, Канада и другие «западные» страны входят в некую зону стабильности, возглавляемую Соединенными Штатами Америки. Это «Pax Americana», или западная цивилизация, которая должна противостоять всему остальному нестабильному миру. «Рассуждая трезво и даже цинично, – заявлял совсем недавно бывший главный банкир России Сергей Дубинин, – российская элита просто обязана добиться реального союза с Западом и стать его полноценной частью. Это диктуется простым чувством самосохранения. И это не будет нашим подарком западным политикам. Это нужно нам самим» 342 .

«России нужна даже не интеграция, а объединение с Европой, частью которой она была в прошлом. После этого соперничество России и США на постсоветском пространстве потеряет смысл. Зачем России соперничество с Америкой за влияние в Средней Азии, на Украине, в Грузии, а в недалеком будущем и в Белоруссии? Не нужно никакого стратегического партнерства с Россией и Китаю. Он будет сам выстраивать свои отношения с Западом, и Россия тут может только помешать. Вернуться в Европу – это самая важная для россиян историческая задача XXI века». Эти рассуждения принадлежат Александру Рару, директору программ России и стран СНГ в Германии 343 .

Но тысячу лет назад Россия была другой страной, да и мир был другим. Россия является сегодня естественным лидером на большей части постсоветского пространства, и было бы большой новой драмой, если бы Россия отказалась и от своей роли, и от своей ответственности, и от своих интересов в Средней Азии, в Закавказье или на Украине и в Белоруссии. Россия продолжает и должна оставаться самостоятельным центром силы и влияния в мире, а ее размеры, ресурсы, ее военная мощь, так же как и ее историческое и национальное сознание, позволяют России достойно играть эту роль. Для всех крупных стран мира и для всех других центров силы Россия обязана оставаться партнером и посредником. Однако Россия должна сохранять определенную «равноудаленность» и от новых, и от старых мировых лидеров. Ей не следует объединяться ни с одним из возникающих в мире центров силы и влияния против другого.

Сотрудничество с Россией необходимо и выгодно для Европы. Оно остается важным также для США, для стран Ближнего и Среднего Востока, для Индии, Китая и Японии. Но это должно быть равноправное сотрудничество. Такое сотрудничество необходимо и для самой России. Не все готовы, особенно в странах Запада, видеть в России крупнейшего самостоятельного игрока в мировой политике. Россия казалась многим уже поверженной сверхдержавой, которая сможет выступать перед западным миром лишь в качестве клиента и просителя. Некоторые из политиков мечтали не только о распаде СССР, но и о распаде Российской Федерации на несколько более слабых объединений. Этого, к счастью, не произошло.

Наша задача развивать доставшееся нам пространство и улучшать жизнь своего народа. Мы не должны навязывать свою волю и свои порядки другим странам. Но мы не можем и поступиться своими интересами.

Мы должны научиться различать интересы страны и народа, с одной стороны, и амбиции или претензии на какую‑то особую роль в мире – с другой. Ни у России, ни у русских как нации нет никакой особой миссии в мире или в истории кроме заботы о своем благополучии и своей безопасности. Многие народы или страны претендовали на то, что они «избраны Богом». Ничего кроме бед это им не принесло. Надо быть скромнее. Да, конечно, Россия самая большая по территории страна в мире. Но далеко не самая благополучная. Существует несколько десятков показателей благополучия государства. Это не только показатели ВВП на душу населения или производительности труда и конкурентоспособности производимых товаров. Это также показатели экологии, продолжительности жизни, состояния здоровья, показатели образованности населения и даже коэффициенты умственного развития молодежи или выпускников средней школы. Руководствуясь этими показателями, группы социологов и экономистов при ООН давно уже определяют некий сводный индекс благополучия и составляют на этом основании список примерно из 200 стран мира, которые являются членами ООН. Россия в этом списке стоит далеко не в первом десятке и даже не среди пятидесяти самых благополучных стран. Еще пять лет назад Россия занимала в этом списке 57‑е место, а в 2006 году – 65‑е место. Россия развивается, но некоторые страны – и такие большие, как Бразилия, и такие небольшие, как Панама, – развиваются быстрее, чем Россия. Россия обгоняет все еще по качеству и уровню жизни страны СНГ, включая Белоруссию, Казахстан и тем более Украину. Но она уступает Мексике и Польше. Конечно, развитие России по всем главным направлениям – это в первую очередь проблема для ее экономической политики, для политики в области образования и здравоохранения. Но и внешняя политика – это один из важнейших рычагов для подъема России.

В последние годы Россия предпринимает большие усилия для своего включения в мировое информационное пространство. Развивается русская сеть Интернет, создаются программы, ширятся масштабы применения информационной технологии в сфере услуг, в системе образования, в научной и производственной деятельности. Постепенно создается технологическая база информационного российского общества. Наступил период переосмысливания деятельности органов, обеспечивающих развитие информационной сферы. Основной упор теперь делается на формирование национальной информационной структуры. На базе разработанных принципов формирования основ информационного общества в России разработана Концепция формирования этого общества. Эта Концепция одобрена в мае 1999 года Государственной комиссией по информатизации при Госкомитете РФ по связи и информации. Она определяет широкий круг проблем, связанных с процессом российской информатизации: предпосылки перехода России к информационному обществу, цель, базовые положения, особенности и возможные пути перехода к информационному обществу, основные направления и социокультурные основания информатизации. Концепция отмечает, что в настоящее время осознаны предпосылки и реальные пути формирования и развития информационного общества в России, которые могут быть реализованы при стабильных социально-политических условиях и глубоких экономических преобразованиях в первой четверти XXI века. Сформировался и успешно развивается отечественный рынок телекоммуникаций, информационных технологий, продуктов и услуг. Растет количество компьютеров, применяемых во всех сферах жизнедеятельности общества. В значительной степени информатизированы многие отрасли хозяйства, банковская сфера и сфера государственного управления. В общественном мнении складывается понимание актуальности задачи перехода к информационному обществу. Сегодня Россия является частью мирового экономического и политического сообщества в такой степени, в какой она никогда не была в прошлом. Наконец, сформирована и функционирует государственная структура, ответственная за создание и развитие информационно-технологического базиса. Эта структура, согласно Концепции, должна играть ведущую роль в обеспечении процесса перехода к информационному обществу: взять на себя основные финансовые затраты, обеспечить доступ к общественной информации, стимулировать формирование национальной информационной структуры.

Движение России к информационному обществу - долгий и трудный путь, состоящий из определенных этапов, составных частей. Можно составить схему экономических сдвигов по пути к информационному обществу. Эта схема включает пять ступеней восхождения к такому обществу: ресурсная база, легкая промышленность, тяжелая промышленность, высокие технологии и отрасли, базирующиеся на научных достижениях будущего. Наличие образованного населения, признанной лучшей в мире и с трудом сохранившейся системы образования, сильного научного потенциала, громадных запасов энергии и природных ресурсов позволяют России успешно продвигаться по этой «технологической цепочке».



Представления о будущем всегда играли важную роль в истории русской и мировой общественной мысли. Особое значение предвидение будущего имело в переломные эпохи истории человечества. На пороге XXI в. проблема будущего России и ее места в мировом сообществе приобретает особую актуальность. Все же думается, что будущее российского общества, да и всего человечества связано не с технотронным развитием, абсолютизирующим технологическую сторону прогресса, не с коммунистической перспективой, в которой человек превращается в безликую часть тотального государства, а с гуманистическим обществом. Это общество должно стать подлинно человеческим обществом достойных и свободных граждан, стремящихся к знаниям.

В процессе становления российского гуманистического общества должна осуществляться переориентация общества с производства материальных благ на производство духовных ценностей. В новом обществе должно гармонично сочетаться духовное и материальное богатство личности и общества при приоритете, разумеется, духовного совершенствования человека.

Россия – уникальная евразийская цивилизация, центр устойчивости и неустойчивости геополитического, глобального развития человеческой цивилизации. Такая функция России в механизмах социально-глобального развития человечества обусловлена особенностями Евразии как единственного места, где на единой территории происходит соединение Запада и Востока. В остальных местах Запад и Восток разделены горами и водоразделами. Именно Евразия как “этногенетический вулкан” определяла этногенез Европы, Америки, в значительной степени Азии и Северной Африки на протяжении всей истории. Становление российского государства на евразийском континенте защитило Европу от “этнических войн” с Востока, обеспечило стабильность ее этногенеза в последнем тысячелетии. Именно “сильная” Россия вместе со сформировавшимся на ее территории суперэтносом стабилизировала “глобальный мир” с позиций взаимоотношений Восток – Запад. Необходимость военного могущества России, ее евразийская масштабность, сложившиеся духовно-культурные основания русского народа как основного “скрепа” российского суперэтноса, уникальный опыт взаимодействия более 100 народов и национальностей обусловлены исторически, определяют Россию как уникальную евразийскую цивилизацию общинного типа с доминантой ценностей коллективизма, соборности и державности.

Историческая миссия России – стать центром, объединяющим Восток и Запад на духовной основе, т.е. новой целостной идеологии гуманизма. В этом суть великой русской идеи, объединяющей идеи мира. Мировая идея социализма являлась разъединяющей идеей, она разорвала мир на системы капитализма и социализма, ведущих между собой бескомпромиссную идеологическую борьбу. Говоря о человеческой цивилизации, ее будущем, следует отметить, что равнодействующая прогресса человечества ведет к возникновению цивилизации глобального гуманизма. Будущее России и человечества в целом не за обществом техники, даже гуманизированной, не за обществом всеобщего потребления, не за обществом казарменного социализма, а за подлинно человеческим обществом гуманизма.



Что еще почитать