Родственные связи у калмыков презентация. Презентация на тему "Обычаи и традиции. Калмыкия". Символы калмыков: лотос


Титул Титул – республика Калмыкия. Большинство калмыков проживает в Республике Калмыкия - 146,3 тыс.чел. (45,2% населения Калмыкии) по переписи населения СССР 1989 г. Небольшие группы калмыков есть в Средней Азии и на Кавказе, из стран так называемого "дальнего зарубежья" – в США (2 тыс.чел.) и Франции (1 тыс.чел.).


Язык Калмыцкий язык относится к монгольской группе алтайской языковой семьи. Диалекты: Торгутский диалект; Дербетский диалект; Бузавский диалект (донских калмыков); Оригинальная калмыцкая письменность была создана в XVII веке. Эта письменность была создана на основе уйгуро-монгольского письма, которым ойраты пользовались с XI века. В 1924 году в СССР ойратская письменность была заменена на кириллицу, на смену которой в 1930 году была введена латиница, которую ещё раз сменила кириллица в 1938 году. Эти реформы разрушили преемственность литературной традиции калмыцкого народа в России.


Этногенез Как отдельный этнос калмыки сформировались в результате прихода к нач. 17 в. на Нижнюю Волгу из Западной Монголии части ойратских племен - дербетов, торгутов и др. Здесь они приняли российское подданство. С 1667 в составе России существовало относительно автономное Калмыцкое ханство. Оно было ликвидировано в 1771 г., когда часть калмыков, недовольных притеснениями со стороны российской администрации, ушла на историческую родину. В 1920 г. была создана Калмыцкая АО, преобразованная в 1935 г. АССР. В 1943 г. калмыки по обвинению в массовом предательстве были депортированы в районы Сибири, Средней Азии и Казахстана, во время депортации погибло более трети народа. В 1957-1958 гг. калмыки вернулись на место прежнего проживания, была восстановлена национальная государственность. С 1992 г. ее название - Калмыцкая Республика–Хальмг Тангч.


Традиционные виды хозяйства Основу традиционного хозяйства калмыков составляло кочевое скотоводство. В стаде преобладали овцы, лошади, коровы, козы и верблюды. С переходом на оседлость стало практиковаться разведение свиней. В Приволжье и на Каспии значительную роль играло рыболовство. Немаловажное значение имела охота, главным образом на сайгаков, а также на волков, лисиц и другую дичь. Земледелием некоторые группы калмыков занимались издавна, но значительной роли оно не играло. Лишь с переходом к оседлости стала расти его роль. Развиты были ремесла, в том числе кожеобработка, валяние войлока, резьба по дереву и др., в том числе художественные – тиснение по коже, чеканка и гравировка по металлу, вышивка.


Список использованной литературы Калмыки // Народы России: Энциклопедия. М.,1994. - С. 178-181. Культура и быт калмыков (этнографические исследования). Элиста, 1977. Народы Европейской части СССР. Т.II / Народы мира: Этнографические очерки. М., 1964.- С. 742-770. Эрдниев У.Э. Калмыки: историко-этнографические очерки. (2-е изд.). Элиста, 1980. Калмыцкие язык и литература // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907. Тодаева Б. X. Калмыцкий язык // Языки народов СССР: В 5-ти томах. Т. 5. - Л., 1968. Убушаев Н. Н. Диалектная система калмыцкого языка. - Элиста, 2006.

Работа может использоваться для проведения уроков и докладов по предмету "География"

Готовые презентация по географии способствует восприятию и осознанию школьниками изучаемых материалов, расширению кругозора, изучению карт в интерактивной форме. Презентации по географии будут полезны как школьникам и студентам, так и учителям и преподавателям. В данном разделе сайта Вы можете скачать готовые презентации по географии для 6,7,8,9,10 класса, а также презентации по экономической географии для студентов.

Слайд 2

Этнонимы

Обещепринятым этнонимом является название калмыки. Автоэтнонимами являются названия хальмыги и хальмгуды, они восходит, видимо, к тюркскому "остаток" (имелись в виду часть ойратов, не принявших ислам).

Слайд 3

Титул

Титул – республика Калмыкия. Большинство калмыков проживает в Республике Калмыкия - 146,3 тыс.чел. (45,2% населенияКалмыкии) по переписи населения СССР 1989 г. Небольшие группы калмыков есть в Средней Азии и на Кавказе, из стран так называемого "дальнего зарубежья" – в США (2 тыс.чел.) и Франции (1 тыс.чел.).

Слайд 4

Динамика численности населения (1897 – 2010 гг)

  • Слайд 5

    Язык

    Калмыцкий язык относится к монгольской группе алтайской языковой семьи.

    • Диалекты:
    • Торгутский диалект;
    • Дербетский диалект;
    • Бузавский диалект (донских калмыков);

    Оригинальная калмыцкая письменность была создана в XVII веке. Эта письменность была создана на основе уйгуро-монгольского письма, которым ойраты пользовались с XI века. В 1924 году в СССР ойратская письменность была заменена на кириллицу, на смену которой в 1930 году была введена латиница, которую ещё раз сменила кириллица в 1938 году. Эти реформы разрушили преемственность литературной традиции калмыцкого народа в России.

    Слайд 6

    Рассовый состав

    В расовом отношении калмыки – монголоиды, но в отличие от классических моноголоидов благодаря смешению с тюркскими и северокавказскими народами.

    Слайд 7

    Конфессиональный состав

    Верующие калмыки исповедуют ламаизм, который является ответвлением буддизма, часть калмыков – православные.

    Слайд 8

    Владение родным языком

    По данным Всероссийской переписи населения 2010 года о владении калмыцким языком заявило всего 80 546 человек, что составляет менее 44 % от численности калмыков (183 372 (2010)).

    Слайд 9

    Этногенез

    Как отдельный этнос калмыки сформировались в результате прихода к нач. 17 в. на Нижнюю Волгу из Западной Монголии части ойратских племен - дербетов, торгутов и др. Здесь они приняли российское подданство. С 1667 в составе России существовало относительно автономное Калмыцкое ханство. Оно было ликвидировано в 1771 г., когда часть калмыков, недовольных притеснениями со стороны российской администрации, ушла на историческую родину. В 1920 г. была создана Калмыцкая АО, преобразованная в 1935 г. АССР. В 1943 г. калмыки по обвинению в массовом предательстве были депортированы в районы Сибири, Средней Азии и Казахстана, во время депортации погибло более трети народа. В 1957-1958 гг. калмыки вернулись на место прежнего проживания, была восстановлена национальная государственность. С 1992 г. ее название - Калмыцкая Республика–Хальмг Тангч.

    Слайд 10

    Традиционные виды хозяйства

    • Основу традиционного хозяйства калмыков составляло кочевое скотоводство. В стаде преобладали овцы, лошади, коровы, козы и верблюды. С переходом на оседлость стало практиковаться разведение свиней. В Приволжье и на Каспии значительную роль играло рыболовство.
    • Немаловажное значение имела охота, главным образом на сайгаков, а также на волков, лисиц и другую дичь.
    • Земледелием некоторые группы калмыков занимались издавна, но значительной роли оно не играло. Лишь с переходом к оседлости стала расти его роль.
    • Развиты были ремесла, в том числе кожеобработка, валяние войлока, резьба по дереву и др., в том числе художественные – тиснение по коже, чеканка и гравировка по металлу, вышивка.
  • Слайд 11

    Список использованной литературы

    • Калмыки // Народы России: Энциклопедия. М.,1994. - С. 178-181.
    • Культура и быт калмыков (этнографические исследования). Элиста, 1977.
    • Народы Европейской части СССР. Т.II / Народы мира: Этнографические очерки. М., 1964.- С. 742-770.
    • Эрдниев У.Э. Калмыки: историко-этнографические очерки. (2-е изд.). Элиста, 1980.
    • Калмыцкие язык и литература // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.
    • Тодаева Б. X. Калмыцкий язык // Языки народов СССР: В 5-ти томах. Т. 5. - Л., 1968.
    • Убушаев Н. Н. Диалектная система калмыцкого языка. - Элиста, 2006.
  • Слайд 12

    Спасибо за внимание.

    Посмотреть все слайды

    «Николай Второй» - Модели капиталистического развития. Сша. Реформы Витте С.Ю. Повторение. Причины, ход и итоги войны. Особенно активны с 1890 годов. Составьте таблицу. Дальневосточное: Китай и Япония. Русско - японская война. План урока. В 1897 году была проведена Всероссийская перепись населения. 1894 - японско - китайская война.

    «Изменение политической системы» - После 17 октября 1905 года император. Заполнить таблицу. Изменения в политической системе Российской империи. Избирательный закон России: расставить обозначения на диаграмме. Изменения в политической системе. Особенности российской многопартийности. До 17 октября1905 года император.

    «Дальний Восток урок» - Здание вокзала (начало ХХ века). Алексей Карлович Шефнер. Социальный состав населения. Особенности развития Дальнего Востока в конце ХIХ – начале ХХ вв. Население. Находился недалеко от железнодорожного вокзала. Печатные издания. Административно-территориальное устройство. Лютеранская кирха. Открытие сухого дока Дальзавода. 7 октября 1897 г.

    «Император Николай II» - Ход проекта: Эпоха Императора Николая II. Темы иссследования учащихся. Что влияет на ход истории: отдельная личность или общество в целом? Т. 1, (1849-1894). Список используемой литературы: Основополагающий вопрос. Цели проекта. Р. Ш. Ганелин и Б. В. Ананьич. Детство. Учебные вопросы.

    «Начало 20 века в Рроссии» - Содержание. Особенности российской экономики. Иностранный капитал. Кустарная Россия. 1. Экономическое развитие России в начале XX века. Кулёв В.В., гр. 1фк. 2. Роль государства в экономике.

    «Россия XIX-XX» - Скипетр – символ власти. Вывод: План урока: Отличительный знак, являющийся эмблемой государства. Отличительный знак, являющийся символом верховной власти государства. 1. Государственное устройство 2. Население 3. Культурный уровень 4. Необходимость модернизации общества. Белый – мир, чистота, совершенство.

    Всего в теме 27 презентаций


    Карта Площадь – км² Население – человек Плотность населения – 3,8 чел./км² Административный центр – город Элиста Округ – Южный Экономический регион – Поволжский Государственный язык – русский, калмыцкий –Дата образования – 4 ноября 1920 года




    История Калмыкии Калмыки или западные монголы (ойраты) – выходцы их Джунгарии начали заселять пространства между Доном и Волгой, начиная с 50-х г.г. XVII в и основали Калмыцкое ханство. Наибольшего могущества Калмыцкое ханство добилось при правлении Аюка – хана (годы правления1669 – 1724г). В 1697 Пётр I, уезжая за границу, поручил Аюке – хану охранять южные русские границы.








    Национальные блюда Калмыки издавна готовили и употребляли в пищу мучные блюда, но они не отличались таким разнообразием как у земледельческих народов. Из напитков самым распространенным был калмыцкий чай. Он являлся в полном смысле слова повседневной пищей для большинства населения. Его употребляли перед едой и после приема пищи. Сохранялась традиция уважаемому члену семьи, почетному гостю или просто случайному зашедшему путнику в первую очередь подавали чай.

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    1 слайд

    Описание слайда:

    2 слайд

    Описание слайда:

    Республика Калмыкия имеет много соседей, на юге – это Ставропольский край и республика Дагестан, на востоке – Астраханская область, на западе – Ростовская, а на севере – Волгоградская область. Часть юго-восточной территории омывается Каспийским морем. Равнинная территория региона в основном покрыта бескрайними степями, полупустынями и пустынями. Каспийское море – не единственный водный ресурс республики. В одном из мест Калмыкия узким выступом выходит к Волге – там находится город Цаган Аман, помимо этого на территории республики текут реки Кума и Маныч. Есть на территории Калмыкии и озера: озеро Маныч-Гудило, Сарпинские озера, Яшалтинское Соленое озеро и Состинские озера.

    3 слайд

    Описание слайда:

    В Республике Калмыкия практически отсутствуют леса и большая часть фауны и флоры – это степные представители. В первую очередь среди них стоит отметить различных грызунов (сусликов, сурков) и сайгаков, для охраны которых создан заповедник "Черные земли". Кроме них здесь можно встретить зайцев-русаков, ежей, тушканчиков и корсаков. Флора здесь представлена истинно степными и пустынными растениями: ковылём, полыньей, верблюжьей колючкой, васильками и тюльпанами Шренка.

    4 слайд

    Описание слайда:

    В республике три города: Элиста, Лагань и Городовиковск и 13 административных районов. Общее население – менее 300 тыс. человек. Как того и следует ожидать, большинство населения – калмыки, также много русских. Представлены и другие национальности, в основном жители других южных республик.

    5 слайд

    Описание слайда:

    Калмыки имеют очень интересную и самобытную культуру, связанную с их азиатскими корнями. Религия тоже необычна для России, Республика Калмыкия – один из трех регионов, где проповедуют буддизм. Причем, что интересно, языческие верования калмыков тесно сплелись с буддизмом, не противореча учению Будды, а наоборот, дополняя его.

    6 слайд

    Описание слайда:

    7 слайд

    Описание слайда:

    Есть у Калмыков и свой народный фольклор и эпос – «Джангар», где в стихах рассказывается о стране бессмертных и её обитателях, могущественных богатырях. Джангарчи (так называли тех, кто исполнял народные песни) всегда пользовались огромной популярностью у народа. Но и сейчас калмыки не забывают свою культуру: в Элисте стоит множество памятников, посвященных героям «Джангара»: Золотой всадник, памятник Джангару, Хонгору (герои эпоса) и другие скульптурные изображения.

    8 слайд

    Описание слайда:

    Калмыки - единственный монголоязычный народ в Европе, исповедующий буддизм и являющийся представителем культуры кочевников. Центральная Азия считается их родиной, предки – западные монголы, которые занимались разведением скота и кочевали по степи в поисках лучших пастбищ. История народа ведет отсчет с конца XVIначала XVII века, когда отделившаяся часть племени ойратов переселилась на земли нижнего течения Волги, на территорию современной Республики Калмыкия, где они и вошли в состав Российской Империи. Калмыки – прирожденные наездники и успешные воины. В настоящее время численность их составляет порядка 200 тысяч

    9 слайд

    Описание слайда:

    Духовная культура веками формировалась под общемонгольскими и ойратскими традициями, а затем на нее повлияло и внесло новые черты укрепление связи с другими народностями России. Таким образом, ядром современной культуры стали древние традиции, обогащенные влиянием исторических преобразований. Духовная культура веками формировалась под общемонгольскими и ойратскими традициями, а затем на нее повлияло и внесло новые черты укрепление связи с другими народностями России. Таким образом, ядром современной культуры стали древние традиции, обогащенные влиянием исторических преобразований.

    10 слайд

    Описание слайда:

    Кочевые калмыки в основном проживали в кибитках (монгольских юртах). Кибитка стояла на деревянном остове из 6-12 складных решёток, которые соединялись с кругом под потолком при помощи длинных изогнутых реек. Двери были двустворчатыми, как в тавернах из фильмов про Дикий Запад

    11 слайд

    Описание слайда:

    Всё, что находилось слева от входа, считалось мужской территорией: там хранились конская упряжь, обработанные шкуры забитых зверей, хозяйская кровать, постельные принадлежности. На женской половине держали посуду и прочую кухонную утварь. В центре кибитки располагался очаг, над которым на треножнике устанавливали котёл. Очаг крайне почитался: за ним усаживали гостей в знак уважения и расположения к ним. Пол был застелен войлочными покрывалами

    12 слайд

    Описание слайда:

    Помимо кибиток, селились также в переносных юртах, которые можно было установить на повозку. Оседлые калмыки предпочитали землянки и полуземлянки из сырцовых или дёрновых кирпичей. В девятнадцатом веке приобрели популярность русские дома, бревенчатые или каменные

    13 слайд

    Описание слайда:

    Традиционная одежда Мужчины-калмыки носили белые рубахи с длинными вшивными рукавами и круглыми воротами, синие или полосатые штаны. Сверху надевался бешмет, подпоясанный кожаным ремнём с серебряными бляхами, и верхние штаны, предпочтительно суконные. По ремню можно было понять уровень дохода владельца. К поясу с левой стороны был подвешен нож в ножнах. На голову надевали меховую шапку, похожую на папаху, или барашковую ушанку

    14 слайд

    Описание слайда:

    На праздничных головных уборах зачастую была красная шелковая кисть. Из-за этого соседствующие с калмыками народы называли их "краснокисточные". Традиционная мужская обувь - красные или чёрные сапоги с загнутыми носами, под которые зимой надевались войлочные чулки, а летом – холщовые портянки

    15 слайд

    Описание слайда:

    Женская одежда Костюм простых калмыцких женщин был незатейлив. Он состоял из длинной широкой блузы - киляг - и шаровар. Блуза по крою походила на мужскую рубаху. В будние дни калмычки чаще всего носили длинные платья - хутцтан. Женские летние кафтаны - цегдег - от мужских отличались лишь тем, что не имели рукавов. У них, как и у тулупов, которые носили в холодное время года, сверху делали вырез, застегивавшийся на пуговицы. Нагрудный разрез украшали серебряными, реже золотыми, галунами, иногда по краю горловину обшивали узким позументом (тесьма или лента, сотканная из золотых или серебряных нитей). Женская одежда Костюм простых калмыцких женщин был незатейлив. Он состоял из длинной широкой блузы - киляг - и шаровар. Блуза по крою походила на мужскую рубаху. В будние дни калмычки чаще всего носили длинные платья - хутцтан. Женские летние кафтаны - цегдег - от мужских отличались лишь тем, что не имели рукавов. У них, как и у тулупов, которые носили в холодное время года, сверху делали вырез, застегивавшийся на пуговицы. Нагрудный разрез украшали серебряными, реже золотыми, галунами, иногда по краю горловину обшивали узким позументом (тесьма или лента, сотканная из золотых или серебряных нитей).

    16 слайд

    Описание слайда:

    Калмыцкий женский праздничный костюм Кольца, серьги и браслеты у калмыков не только были украшениями, но и отличительным знаком положения их обладателя в иерархии знати. И чем выше по социальной лестнице находился человек, тем больше ювелирных украшений он обязан был на себя надевать. Праздничный комплекс одежды у мужчин и женщин дополнялся серьгами и кольцами из драгоценных металлов с вставками из изумрудов, нефритов, бирюзы, яшмы, кораллов и горного хрусталя.

    17 слайд

    Описание слайда:

    Бархатные шиверлыки - чехлы для кос, были обязательной составляющей наряда калмычки. В будни или праздники без шиверлыков, так же как и без головного убора, женщина не могла выйти на люди. Терлег - праздничное платье калмычки - шили из дорогих сортов шелка, тонкой парчи или бархата.

    18 слайд

    Описание слайда:

    Новый год. Среди главных праздников в калмыцкой культуре необходимо отметить Зул, что значит «лампада». Первоначально его посвящали рождению Вселенной, а затем это стал общенациональный день рождения, в который каждый калмык становится старше на год. Этот же день символизирует наступление начала следующего года. В местном календаре существует месяц Коровы, вот в его 25-й день и отмечают этот праздник. Так как Вселенная возникла из-за взрыва, во время празднования должно быть много огня. Связывают этот знаменательный день также и с паринирваной Цонкапы, который основал буддийскую школу Гелуг.

    19 слайд

    Описание слайда:

    Наступление весны Другой известный праздник – это Цаган Сар. Во время него празднуют приход весны. Длится он целый месяц, в течение которого ходят друг к другу в гости, одаривают подарками, вкусно угощают. И в Зул, и в Цаган Сар положено поставить подношение бурханам (скульптурным фигуркам будд) – дееж, и зажечь перед ними лампаду.

    20 слайд

    Описание слайда:

    Главный праздник лета Единство земли и воды отмечается народом в июне в полнолуние. Божества задабривались обильными подношениями, чтобы трава на новых пастбищах была сочной и богатой, скот был сыт и здоров, а значит, и народ был доволен и обеспечен. Совершался обряд: собирался весь скот, и хозяин на их головы брызгал молоком и кумысом.

    21 слайд

    Описание слайда:

    Праздник тюльпанов Этот праздник можно назвать самым молодым. Ввел его вначале 90-х годов президент молодой республики. Отмечается праздник во второе воскресенье апреля, когда вся территория Калмыкии укрыта разноцветным покрывалом из тюльпанов. В этот день вся молодежь гуляет, идет выступление танцевальных коллективов. А ансамбль «Тюльпан», который познакомил весь мир с красотами и многообразием народного калмыцкого танца, дает представление на открытых площадках города.

    22 слайд

    Описание слайда:

    У калмыков существует самобытная система морально-этических правил, передаваемая из поколения в поколение и неукоснительно соблюдаемая. Старшим оказывается уважение и почёт. Их пропускают первыми и поддерживают при входе, помогают подготовить коня в дорогу, предлагают лучшую еду и чай прежде, чем другим.

    23 слайд



  • Что еще почитать