Религиозные туры и паломничество. Паломничество и религиозный туризм. Нужна помощь по изучению какой-либы темы

1.1 Сущность религиозной экскурсии и особенности методики ее подготовки

Создание экскурсии - сложный процесс, требующий от организаторов экскурсионного дела больших творческих усилий. Подготовка экскурсии - это всегда разработка новой темы экскурсии, обусловленной предполагаемыми запросами потенциальных клиентов туристского предприятия и определяемой экскурсионными возможностями своего города, региона. Процесс подготовки новой экскурсии включает в себя определение темы, постановку цели и задач экскурсии, изучение и отбор экскурсионных объектов, составление маршрута экскурсии, изучение литературных источников по теме экскурсии, экспозиций и фондов музеев, консультации у специалистов, написание контрольного текста экскурсии, комплектование «портфеля экскурсовода», выбор методических приемов проведения экскурсии, составление технологической карты экскурсии.

В основу подготовки экскурсии должны быть положены главные принципы и требования педагогической науки: взаимосвязь обучения и воспитания, учет логики предмета, последовательность и системность, ясность и доступность изложения, наглядность, эмоциональность, учет возрастных особенностей экскурсантов.

Экскурсия имеет свою четко определенную тему. Это то, что положено в ее основу, на чем строится показ и рассказ. Тема в экскурсии - предмет показа и рассказа. Она является критерием для отбора экскурсионных объектов, определяет содержание рассказа экскурсовода. Формирование темы представляет собой краткое и концентрированное изложение основного содержания экскурсии. Тема играет решающую роль в объединении внешне разрозненных частей экскурсии в единое целое.

Нельзя браться за создание экскурсии, предварительно не обозначив ее цели. Цель - это то, к чему стремятся, чего хотят достичь. Верно сформулированная цель имеет важнейшее значение как при создании экскурсии, так и при дальнейшем ее проведении. Цели подчиняется все, что показывается и о чем рассказывается в ходе экскурсии.

Задачи экскурсии более локальны, конкретнее, чем цель. Цели и задачи определяют окончательный отбор экскурсионных объектов, маршрут экскурсии, содержание экскурсионного рассказа, подбор наглядных пособий из «портфеля экскурсовода», эмоциональный настрой экскурсии и отдельных ее частей.

Но организация экскурсий в религиозных центрах обусловлена рядом специфических черт. Например, уникальностью экскурсионных объектов, которые одновременно являются также религиозными объектами. К религиозным объектам относятся:

· культовые сооружения -- монастыри, святилища, храмы и храмовые комплексы, капеллы, часовни, ступы;

· природные объекты -- святые источники, колодцы, горы, водоемы (реки, пруды), рощи;

· небольшие объекты культа -- придорожные кресты, алтари божеств на обочинах дорог, троп и т. д.

Следует иметь в виду, что эти объекты могут быть расположены вместе. Например, святой источник может находиться в православном монастыре или отдельно. Понятия «святое место» и «религиозный центр» перекликаются друг с другом, хотя и не тождественны . Святое место -- это место, имеющее очень большое значение для представителей определенной религиозной конфессии, в котором проводятся культовые и иные мероприятия, собирающие большое число паломников. Религиозный центр -- понятие более широкое, чем «святое место». Сюда наряду со святынями входят образовательные учреждения и (или) административные органы религиозных организаций. На самом деле дать определения этим понятиям, учитывая воззрения всех религий, невозможно.

Необходимо понимать, что совпадение в данном случае религиозных объектов с объектами экскурсионными накладывает определенные ограничения на проведение экскурсий. Например, на Афон и в ряд православных монастырей запрещен вход женщинам. В некоторые индуистские храмы могут попасть только индусы. В Мекку может совершить паломничество только мусульманин.

Когда-то некрещеным было запрещено оставаться на литургии верных. Правда сейчас вход открыт для всех, даже для нехристиан. Иногда требуется разрешение специальных духовных органов на проведение экскурсии. Так, чтобы попасть в некоторые римские катакомбы и познакомиться с особенностями раннехристианского культа и искусства требуется получить разрешение Папской комиссии посвященной археологии.

Даже в открытых и доступных для экскурсантов религиозных центрах существуют правила поведения, которые необходимо учитывать, чтобы не оскорбить чувств верующих. В каждой религии существует свой определенный религиозный этикет, который определяет поведение в религиозном объекте.

Общими нормами поведения во всех храмах являются лишь следующие: не курить, не распивать спиртные напитки, не шуметь и вести себя с уважением. Все остальные правила очень различны.

Другим важным моментом, определяющим специфику организации экскурсий в религиозных центрах, становится уникальность субъектов экскурсионной деятельности (речь идет, прежде всего, об экскурсантах), предъявляющей более строгие требования к дифференцированному подходу в экскурсионном обслуживании. Цели, которые преследуют люди при посещении религиозных объектов, довольно различны. Поэтому, организовывая экскурсию, формируя её содержательное наполнение нужно понимать, что, возможно, придется столкнуться с двумя основными группами экскурсантов.

Первая группа - это экскурсанты, интересующиеся религиозно-исторической, или искусствоведческой тематикой. Их привлекают главным образом экскурсии с посещением монастырей, храмов, музеев и выставок. Причем эти туристы могут быть, а могут и не быть приверженцами той религии, объекты которой посещают.

Вторую группу экскурсантов составляют верующие или паломники, если экскурсия организуется в рамках паломнического тура. Экскурсии, посещение музеев и выставок для них вторичная, сопутствующая задача или вообще их не интересуют. Паломников привлекает непосредственное участие в культовых действиях. Однако экскурсовод должен понимать, что на одной экскурсии возможно присутствие обоих групп экскурсантов.

Особенность психологии верующих людей (особенно это характерно для верующих авраамических религий) заключается в некоторой экзальтации поведения, догматизме мышления, категорическом утверждении эксклюзивности собственной религиозной системы. Данная особенность поведения должна быть учтена экскурсоводом при разработке текста экскурсии, формировании «портфеля экскурсовода», а также при использовании методов показа и рассказа. Необходимо, чтобы экскурсия была построена на объективном, но выдержанном в русле духовно-ценностных ориентаций данной религии, анализе.

Также нужно оценивать специфику национально-территориального расположения религиозного (экскурсионного) объекта. На территориях, где проживают верующие разных конфессий, могут находиться религиозные объекты нескольких религий. Поэтому необходимо учитывать ситуацию возможной этно-конфессиональной напряженности в регионе, которая может спровоцировать конфликт в группе экскурсантов, относящихся к разным конфессиям. Ярким примером, здесь могут быть религиозные объекты, находящиеся на территории Израиля. Эта страна является местом сосредоточения экскурсионного и паломнического интереса трех авраамических религий (иудаизма, христианства и ислама). Христиан сюда привлекают религиозные объекты, связанные с деятельность Иисуса Христа. Однако почитаются также и религиозные объекты, относящиеся к ветхозаветной истории, которые также популярны в паломнической практике среди иудеев и мусульман.

Для экскурсовода, проводящему экскурсию в местах с этно-конфессиональной напряженностью, нужно проявлять при разработке текста экскурсии и её проведении особый такт.

Другой специфической чертой организаций экскурсий в религиозных центрах, которую необходимо учитывать, является то, что религиозное искусство имеет ярко выраженную функцию сакрализации пространства. «Человек, попавший в собор, чувствует свою отрешенность от внешнего мира и пространства, что заставляет его невольно сосредоточиться на внутреннем молитвенном делании. Здание едино в своем идейном замысле как памятник духа, а не каких-либо других представлений», - пишет М.А. Ильин . Сам тип крестово-купольной базилики христианских храмов, ассоциирующийся не только с крестом, но и с телом Христовым; наличие иконостаса в православном храме, отделяющим алтарную часть от основной - все эти элементы стиля храмовой архитектуры несут важное смысловое значение. П. Флоренский отмечал, что алтарь в православном храме воспринимается как «пространство неотмирное», «духовное небо со всеми его обитателями». Границу между алтарем и храмом, небом и землей образуют живые символы единения двух миров, образующие стену иконостаса. Под иконостасом в его подлинном значении П.Флоренский понимает живую стену свидетелей Божиих, а основное назначение икон как главного элемента иконостаса - служить окнами в мир иной .

Поэтому в экскурсиях по православному храму не потеряли своей значимости такие цели, как воспитание любви и уважения к своей Родине; эстетическое воспитание. Но можно указать и другие цели, свойственные экскурсиям по храмам. Некоторые из них: показ роли Русской православной церкви в истории России; ознакомление с нравственно-этическими основами православия; объяснение смысла обрядов и традиций Русской православной церкви.

Маршрут экскурсии определяется ее целью и связан с последовательностью показа объектов. Следует стремиться к сохранению библейской очередности событий при осмотре икон с библейским сюжетом. Так, например, рассказ у иконы Рождества Христова должен следовать после ознакомления с иконой Благовещения. Затем можно переходить к иконам, отображающим земную жизнь Христа.

Греко-римская борьба

Основные направления методики скоростно-силовой подготовки борцов опираются на три последующих основополагающих момента физиологии движений человека: -- уровень и специфику межмышечной координации; -- уровень и специфику внутримышечной...

Экскурсия -- методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а также умелый рассказ о событиях, связанных с ними.}

Что еще почитать