Рекомендации международной организации гражданской авиации. Международная организация гражданской авиации (икао). Чем занимается икао

ИКАГСКАЯ КОНВЕНЦИЯ

Чикагская Конвенция вступила в силу в апреле 1947 года, когда 30 государств из 52 членов Чикагской Конференции ратифицировали это соглашение и прислали документы в США, где хранятся ратифицированные документы всех стран - членов ИКАО. В Чикагскую Конвенцию входят:

1. Преамбула . Вводная часть соглашения.

2. Часть I "Международная навигация" . Изложены общие принципы применения конвенции. Содержит положения, регламентирующие воздушную навигацию при регулярном и нерегулярном воздушном сообщении, требования к воздушным судам.

3. Часть II "Международная организация гражданской авиации" - устав ИКАО.

4. Часть III "Международный воздушный транспорт" . Изложены вопросы норм международных воздушных перевозок.

5. Заключение . Содержит положение о порядке регистрации в ИКАО, международные соглашения о воздушном сообщении и порядок их заключения между государствами. Вопросы о разрешении споров, возникающих между государствами, порядок принятия приложений к Чикагской Конвенции, внесение в нее измененийи дополнений.

ИКАО принимает большое количество юридических актов, унифицирующих правила полетов, требования к авиационному персоналу, нормам летной годности воздушных судов. Эти документы содержат различные правила и имеют соответствующие названия: "Стандарты", "Рекомендуемая практика", "Процедуры".

Стандарт - любое требование к физическим характеристикам, конфигурации, материальной части, летным характеристикам, персоналу и правилам, единообразное применение которого признано необходимым для обеспечения безопасности и регулярности международного воздушного движения, а его соблюдение - обязательным для всех государств - членов ИКАО.

Рекомендуемая практика - те же требования, что и в понятие "Стандарт", но их единообразное применение признано желательным и к соблюдению которых будут стремиться государства - члены ИКАО.

Любое положение принимающее статус Стандарта или Рекомендуемой практики (Рекомендации) после утверждения его советом ИКАО. государства - члены ИКАО имеют право не принять тот или иной статус, но при этом они обязаны уведомить об этом Совет ИКАО в месячный срок.

Внедрение Стандартов и Рекомендаций - трудоемко и дорогостояще. Для упрощения решения этой задачи международные Стандарты и Рекомендации оформляются в виде Приложений к Чикагской конвенции (аннексов - от английского слова Annex).

ПРИЛОЖЕНИЯ К ЧИКАГСКОЙ КОНВЕНЦИИ

В настоящие время существует 18 приложений к Чикагской Конвенции:

1. "Требования к личному составу гражданской авиации при выдаче свидетельств" . Определяются требования к квалификации, необходимые для получения свидетельств членов экипажа воздушного судна и наземного персонала, а также устанавливает медицинские требованиядля получения этих свидетельств (командир корабля - до 60 лет, штурман - без ограничений).

2. "Правила полетов" . определяет общие правила полетов в целях обеспечения их безопасности, правила визуальных полетов (ПВП), правила полетов по приборам (ППП).

3. "Метеорологическое обеспечение международной аэронавигации". Определяет требования к метеорологическому обслуживанию международной аэронавигации и органам, обеспечивающим это обслуживание.

4. "Аэронавигационные карты" . Определяет требования к аэронавигационным картам, необходимым для выполнения международных полетов воздушных судов.

5. "Единицы измерения, подлежащие использованию в воздушных и наземных операциях" . Определяет размерность единиц, используемых для двухсторонней связи воздушных судов с землей. В этом приложении приводится таблица единиц измерения (3 системы), применяемых в ИКАО.

6. "Эксплуатация воздушных судов" . Определяются минимальные требования к выполнению полетов при регулярном и нерегулярном международном воздушном сообщении, а также по производству любых полетов авиации общего назначения (за исключением выполнения авиационных специальных работ), обязанности командира воздушного судна.

- Часть I. "Международный коммерческий воздушный транспорт" .

- Часть II. "Международная авиация общего назначения" .

- Часть III. "Международные полеты вертолетов" .

7. "Государственные и регистрационные знаки воздушных судов" . Определяются минимальные требования к маркировке для указания принадлежности и регистрационных знаков воздушных судов, а также порядок регистрации и выдачи свидетельств на воздушные суда.

8. "Летная годность воздушных судов" . Определяет минимальный уровень летной годности воздушных судов, который необходим для признания государствами - членами ИКАО сертификатов летной годности других государств, воздушные суда которых выполняют полеты над территорией этих государств или над их территориальными водами.

9. "Упрощение формальностей при международных воздушных перевозках" . Определяет требования в отношении упрощения паспортно - визового и санитарно - карантинного контроля, таможенных формальностей, формальностей при въезде, выезде и транзите пассажиров, а также оформления порядка прибытия и убытия воздушных судов.

10. "Авиационная электросвязь" . Определяет требования к посадочным и трассовым радионавигационным средствам, а также рассматривает системы связи и порядок использования радиочастот.

- Том I. "Средства связи" :

а ) Часть 1. "Оборудование и системы" .

б ) Часть 2. "Распределение радиочастот" .

- Том II. "Процедуры связи" .

11. "Обслуживание воздушного движения" . Определяет общие требования к обслуживанию воздушного движения, виды обслуживания воздушного движения, требования к диспетчерскому и полетно - информативному обслуживанию воздушного движения, аварийному оповещению, к делению воздушного пространства на верхнее и нижнее, потребность в средствах связи и каналах, объему метеорологической информации, порядку обозначения воздушных трасс, маршрутов входов и выходов (SID и STAR).

12. "Поиск и спасание" . Устанавливает принципы создания и работы служб поиска и спасания Договаривающегося государства, а также организации взаимодействия с аналогичными службами соседних государств, порядок и сигналы, оформление документов, права и обязанности должностных лиц при проведении поиска.

13. "Расследование летных происшествий" . Устанавливает общие принципы расследования авиационных происшествий, ответственности и обязанности государств в отношении проведения расследования и предоставления информации об авиационных происшествиях, состав комиссий, их полномочия, порядок составления отчетов о расследовании.

14. "Аэродромы" . Содержит Стандарты и Рекомендации, определяющие требования к физическим характеристикам аэродромов и оборудованию, которое должно быть обеспечено на аэродромах, используемых для международного воздушного сообщения.

15. "Службы аэронавигационной информации" . Определяет общие требования к аэронавигационной информации, формам ее представления (таким как АИП - AIP Airnoutical Information Publication, НОТАМ и циркуляры) и функциям органов, обеспечивающих ее.

16. "Охрана окружающей Среды" :

- Том I. "Авиационный шум" . Устанавливаются общие требования к максимально допустимому уровню авиационных шумов при сертифицировании воздушных судов по шуму, условия выдачи сертификатов летной годности, излагаются эксплуатационные методы снижения шума.

- Том II. "Эмиссия авиационных двигателей" . Устанавливаются нормы и требования по вопросам авиационного топлива при сертифицировании авиационных двигателей по эмиссии СО и другие необходимые технические условия.

17. "Защита Международной гражданской авиации от актов незаконного вторжения" . Устанавливает Стандарты и Рекомендации в отношении административных и организационных мер пресечения актов незаконного вторжения.

18. "Безопасная перевозка опасных грузов по воздуху" . Дана классификация опасных грузов. Устанавливаются ограничения по перевозке опасных грузов по воздуху, требования к их упаковке и маркировке, обязанности грузоотправителя и перевозчика.

Д ОКУМЕНТЫ АЭРОНАВИГАЦИОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

Кроме Приложений к Чикагской Конвенции Совет ИКАО принимает Процедуры аэронавигационных служб (PANS - Procedures of Air Navigation Service - ПАНС). В них размещен большой материал, не получивший статуса Стандарта или Рекомендации, или часто подверженные изменениям Процедуры. Поэтому применение к ним порядка, установленному для принятия Приложений, считается слишком затруднительным. Эти процедуры, предназначенные для применения на "всемирной" основе, утверждаются Советом ИКАО и рассылаются государствам - членам ИКАО в качестве Рекомендаций.

В настоящее время существует 4 документа PANS:

1. Doc. 4444. "Правила полетов и обслуживания воздушного движения" . Рекомендации этого документа дополняют требования Приложений 2 и 11. В них устанавливается порядок ответственности за обслуживание воздушного движения, процедуры, применяемые диспетчерским органом в диспетчерском районе, при заходе на посадку и в зоне аэродрома, а также процедуры, касающиеся координации действий внутри органов обслуживания воздушного движения и между ними.

2. Doc. 8168. "Производство полетов воздушных судов" :

- Том 1. "Правила производства полетов" . Определяет процедуры и схемы захода на посадку, правила установки высотомеров, другие этапы полетов.

- Том 2. "Построение схем визуальных полетов, полетов по приборам" . Дается подробное описание важных зон и требования в отношении запаса высоты над препятствиями в зонах аэродромов.

3. Doc. 8400. "Сокращения и коды ИКАО" . Материал этого документа предназначен для использования в международной авиационной связи и в документах аэронавигационной информации.

4. Doc. 7030. "Дополнительные региональные правила" . Материалы этого документа предназначен для всех аэронавигационных регионов. Их используют при составлении инструкций по производству полетов на аэродромах или по той или иной трассе в определенном регионе. Документ содержит процедуры, облегчающие выполнение полетов через Атлантику, Тихий океан и другие регионы Земного шара.

Совет ИКАО всю территорию Земного шара разделил на 9 аэронавигационных районов:

1. Африки и Индийского океана (AIF).

2. Юго - Восточной Азии (SEA).

3. Европейский (EUR).

4. Североатлантический (NAT).

5. Североамериканский (NAM).

6. Южноафриканский (SAM).

7. Карибского моря (CAR).

8. Ближнего и Среднего Востока (MID).

9. Тихоокеанский (PAC).

Во многих случаях документы PANS более пригодны и применимы, чем Стандарты и Рекомендуемая практика, содержащиеся в Приложениях.

Т ЕХНИЧЕСКИЕ РУКОВОДСТВА

Эксплуатационные и технические руководства ИКАО разъясняют Стандарты и Рекомендуемую практику ИКАО, документы PANS и способствуют их практическому применению. Их можно разделить на несколько групп:

1. Сборники условных обозначений:

- 8643 - типов самолетов ;

- 8545 - авиакомпаний ;

- 7910 - местоположения.

2. Документы о видах и средствах обслуживания:

- 7101 - каталог аэронавигационных карт ;

- 7155 - метеорологические таблицы для международного воздушного движения

- 7383 - аэронавигационная информация, предоставляемая государствами - членами ИКАО.

3. Аэронавигационные планы.

4. Руководства по радиотелеграфной связи.

Для планомерного оборудования территории регионов в аэронавигационном отношении, Рекомендации ИКАО объединены в Региональные аэронавигационные планы:

1. AIF - план Африки и Индийского океана.

2. EUM - план Европейско - Средиземноморского региона.

3. MID / SEA - план Среднего Востока и Юго - Восточной Азии.

4. NAM / NAT / PAC - план Северной Америки, Северной Атлантики и Тихого океана.

5. CAR / SAM - план Карибского моря и Южной Америки.

Если Doc. 7030 "Дополнительные региональные процедуры" (PANS) устанавливает дополнительные процедуры для всех регионов, то аэронавигационные планы касаются только одного конкретного региона.

Региональный аэронавигационный план может предусматривать обеспечение обслуживания за пределами установленных границ региона, если соответствующие средства и службы необходимы для того, чтобы удовлетворить требования международной аэронавигации в пределах этого региона.

Кроме указанных документов ИКАО существуют различные руководства по различным вопросам:

- Руководство по расследованию летных происшествий.

- Руководство по поиску и спасанию.

- Руководство по стандартной атмосфере ИКАО.

- Руководства по метеорологическому обслуживанию.

- Руководства службам аэронавигационной информации.

- Руководства по аэродромам.

- Руководства по борьбе с птицами.

- Руководства по рассеиванию туманов.

- Руководства для воздушных судов, потерявших способность двигаться.

- Руководства по разметке аэродромов.

- Руководства по вертолетным полетам.

- Руководства операторам радиостанций.

- Руководства операторам курсовых и глиссадных радиомаяков.

- Руководства по эксплуатации кораблей - океанических станций.

- Руководства по расчету и построению зон ожидания и так далее.

Один раз в месяц на английском и один раз в квартал на русском языке ИКАО издает журнал "ИКАО" и два раза в год в качестве приложения к нему издается список, таблицы действующих документов ИКАО с указанием даты и номера последней поправки.

Международная организация гражданской авиации (ИКАО) - это специализированное учреждение Организации Объединенных Наций, основанное с целью обеспечения безопасного и упорядоченного развития международной гражданской авиации путем разработки международных стандартов и рекомендаций по передовой практике и предоставления их государствам. Организация выступает в роли координатора международного сотрудничества во всех областях, связанных с гражданской авиацией. В настоящее время членами ИКАО является 191 государство. СССР присоединился к ИКАО в 1970 году. Постоянная штаб-квартира организации находится в Монреале, Канада.

История создания.

Первая международная конференция по вопросам гражданской авиации, созванная по инициативе французского правительства, состоявшаяся в 1910 году, не привела к принятию какого-либо соглашения. В ее работе участие принимали только европейские правительства, поскольку трансокеанский перелет в те годы считался несбыточной мечтой.

Прошло почти десятилетие до заключения международной Конвенции о регулировании воздушной навигации в Париже в 1919 году, учредившей Международную комиссию по аэронавигации под руководством Лиги Наций. Комиссия должна была встречаться не реже одного раза в год и заниматься техническими вопросами. Был также создан международный комитет юристов для решения сложных правовые вопросов, касающихся трансграничных авиаперелетов.

В 1928 году на конференции, состоявшейся в Гаване, была принята Панамериканская конвенция о коммерческой авиации с целью урегулирования проблем, возникающих в связи с резким ростом количества международных авиарейсов в Западном полушарии.

Хотя к концу 1930-х годов был достигнут некоторый прогресс в достижении соглашения о международных правилах полетов, большинство стран по-прежнему предоставляли очень мало уступок авиакомпаниям друг друга, и не существовало какого-либо соглашения, позволяющего иностранным самолетам беспрепятственно пересекать воздушное пространство одной страны по пути следования в другую.

Динамичное развитие авиации во время Второй мировой войны продемонстрировало необходимость создания механизма организации и регулирования международных полетов в мирных целях, охватывающего все аспекты, включая технические, экономические и правовые вопросы. Исходя из этих соображений, в начале 1944 года США провели предварительные переговоры со своими союзниками по Второй мировой войне, на основании которых 55 союзным и нейтральным государствам были направлены приглашения для встречи в Чикаго в ноябре 1944 года.

В ноябре и декабре 1944 года делегаты из 52 стран собрались на Международной конференции гражданской авиации в Чикаго для построения стратегии международного сотрудничества в области аэронавигации в послевоенную эпоху. Именно на этой конференции был разработан устав Международной организации гражданской авиации – Чикагская конвенция. В ней предусматривается, что ИКАО будет создана после того, как конвенцию ратифицируют 26 стран. Для решения насущных проблем гражданской авиации, была создана временная организация, которая исполняла соответствующие функции в течение 20 месяцев, пока 4 апреля 1947 года не была официально открыта.

Структура.

В соответствии с положениями Чикагской конвенции Международная организация гражданской авиации состоит из Ассамблеи, Совета с различными подчиненными органами и Секретариата. Главными должностными лицами являются Председатель Совета и Генеральный секретарь.

Штаб-квартира ИКАО, Монреаль, Канада.

Ассамблея , состоящая из представителей всех Договаривающихся государств, является суверенным органом ИКАО. Она собирается раз в три года, подробно анализирует работу Организации и устанавливает политику на ближайшие годы. Она также принимает трехгодичный бюджет организации.

Совет , руководящий орган, избираемый Ассамблеей на трехлетний срок, состоит из представителей 36 государств. Ассамблея выбирает членов Совета по трем категориям: 1) государства, имеющие важное значение для воздушного транспорта; 2) государства, которые вносят наибольший вклад в предоставление средств обслуживания аэронавигации; и 3) государства, назначение которых обеспечит представительство всех географических районов мира. В качестве руководящего органа Совет отвечает за ежедневную работу ИКАО. Именно Советом утверждаются Международные стандарты и Рекомендуемая практика и оформляются в качестве Приложений к Конвенции о международной гражданской авиации. Совету помогают Аэронавигационная комиссия (технические вопросы), Авиатранспортный комитет (экономические вопросы), Комитет по совместной поддержке аэронавигационного обслуживания и Финансовый комитет.

Секретариат , возглавляемый Генеральным секретарем, состоит из пяти управлений: Аэронавигационного управления, Авиатранспортного управления, Управления технического сотрудничества, Управления по правовым вопросам и внешним сношениям и Административного управления.

Цели и задачи.

В статье 44 Чикагской конвенции говорится, что целью Международной организации гражданской авиации является обеспечение безопасного и упорядоченного развития международной гражданской авиации, поощрение искусства конструирования и эксплуатации воздушных судов, поощрение развития воздушных трасс, аэропортов и аэронавигационных средств и содействие безопасности полетов.

Основная задача организации – разработка и принятие Международных стандартов и Рекомендуемой практики (SARPs) и политики в поддержку безопасной, эффективной, экономически устойчивой и экологически ответственной гражданской авиации. SARPs оформляются в форме приложений к Чикагской конвенции. Многие из них по мере необходимости пересматриваются и изменяются в ногу с последними научно-техническими разработками и инновациями. Ни деятельность ИКАО, ни принятие SARPs не умаляет суверенитет государств-участников. Последние могут принимать и более строгие нормы.

В дополнение к своей основной работе ИКАО координирует подготовку и реализацию многочисленных программ развития авиации в государствах-участниках; разрабатывает глобальные планы по регулированию многостороннего стратегического прогресса в области безопасности воздушного движения; осуществляет мониторинг и составляет отчеты по показателям эффективности сектора воздушного транспорта; и выявляет возможные недоработки в областях безопасности гражданской авиацией среди государств-участников.

Организация также содействует заключению региональных и международных соглашений, направленных на либерализацию рынков авиаперевозок, способствует установлению правовых стандартов, обеспечивающих безопасность с учетом возрастающих объемов авиаперевозок, и поощряет разработку других аспектов международного воздушного права.

В экономической области ИКАО не имеет регулирующих полномочий, тем не менее одной из ее уставных целей является предотвращение экономических потерь, вызванных неразумной конкуренцией. Кроме того, в соответствии с конвенцией государства-члены обязуются предоставлять ИКАО отчеты и статистику своих международных авиакомпаний по перевозкам, расходам и доходам с указанием источников их получения.

Уставной целью Международной организации гражданской авиации является обеспечение безопасности, регулярности и эффективности деятельности международной гражданской авиации. Для достижения поставленной цели государства-участники должны придерживаться Международных стандартов и Рекомендуемой практики (SARPs). Чикагская конвенция включает 19 приложений в таких областях, как эксплуатация воздушных судов, правила полетов, проектирование аэродромов, расследование авиационных происшествий, выдача свидетельств авиационному персоналу, радионавигационные средства, метеорологическое обеспечение, обслуживание воздушного движения, поисково-спасательные работы и охрана окружающей среды. Большинство SARPs (17 приложений) относятся к компетенции Аэронавигационного управления ИКАО; два оставшихся (приложение 9 Упрощение формальностей и приложение 17 Безопасность) – Авиатранспортного управления. Они не имеют такой же юридически обязательной силы, как положения Конвенции, поскольку приложения не являются международными договорами, подлежащими ратификации. Тем не менее, ИКАО проводит периодические проверки и следит за их соблюдением.

Проекты SARPs подготавливаются после консультаций с договаривающимися государствами и заинтересованными международными организациями, дорабатываются Аэронавигационной комиссией ИКАО и представляются на голосование Совету, где для их принятия требуется большинство в две трети голосов. Договаривающихся государства обязуются придерживаться SARPs, но, если государство считает невозможной его реализацию, оно в соответствии с положениями статьи 38 Конвенции должно проинформировать Международную организацию гражданской авиации о любых различиях между его собственной практикой и установленной международным стандартом. Такие различия будут подробно изложены в национальном Сборнике аэронавигационной информации (AIP) и обобщены в дополнении к каждому приложению к Чикагской конвенции.

ОРГАНИЗАЦИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ ИКАО

ИКАО (International Civil Aviation Organization - ICAO) - образована в 1944 году.

По инициативе США в декабре 1944 года в Чикаго была созвана конференция(Чикагская конференция ), в которой принимали участие 52 государства, для обсуждения проблем международной гражданской авиации. Было согласовано создание новой организации, которая будет заниматься аэронавигационными вопросами, способствующими повышению безопасности полетов и их регулярности, а также экономическими вопросами, которые должны повысить эффективность и экономичность воздушных перевозок.

Чикагская конференция закончилась подписанием Конвенции о Международной гражданской авиации - Чикагской конвенции , и была официально создана ИКАО. Местом штаб - квартиры ИКАО был выбран город Монреаль (Канада).

В мае 1948 года вступило в силу соглашение между ООН и ИКАО, в котором ИКАО признавалась специализированным учреждением ООН.

СССР в Чикагской конференции участия не принимал, так как в ней принимали участие государства, с которыми СССР находился в состоянии войны.

После вступления СССР в ИКАО 14 ноября 1970 года, русский язык был признан официальным (четвертым) языком этой организации.

На дипломатической конференции в Монреале в сентябре 1977 года был принят протокол об аутентичном четырех язычном тексте Конвенции и ее официальный текст на русском языке.

Таким образом, официальными языками ИКАО являются:

1. Русский.

2. Английский.

3. Французский.

4. Испанский.

Арабский и китайский языки считаются рабочими языками ИКАО. Они используются в ограниченном объеме в работе Совета ИКАО и его постоянных органов, на сессиях Ассамблеи и крупных специализированных конференциях и совещаниях.

По состоянию на 1994 год ИКАО объединяет 183 государства мира.

ЦЕ ЛИ И ЗАДАЧИ ИКАО

Целями и задачами ИКАО являются разработка принципов и методов международной аэронавигации и содействие планированию и развитию международного воздушного транспорта в целях:

1. Обеспечение безопасного и упорядоченного развития международной гражданской авиации во всем мире.

2. Поощрение искусства конструирования и эксплуатации воздушных судов.

3. Поощрения развития воздушных трасс, аэропортов и аэронавигационных средств для международной гражданской авиации.

4. Удовлетворение потребностей народов мира в безопасном, регулярном эффективном и экономичном воздушном транспорте.

5. Предотвращение экономических потерь, вызванных неразумной конкуренцией.

6. Обеспечение полного уважения прав Договаривающихся государств и справедливой для каждого Договаривающегося государства возможности использовать авиапредприятия, занятые в международном воздушном сообщении.

7. Исключение случаев дискриминации в отношениях между Договаривающимися государствами.

8. Обеспечение безопасности полетов в международной аэронавигации.

9. Содействие развитию международной гражданской аэронавтики во всех ее аспектах.

ЧЛЕНСТ ВО В ИКАО

Любое государство - член ООН, входившее во время Второй мировой войны в Антигитлеровскую коалицию, и нейтральные страны становятся членами ИКАО на 30-й день после присоединения к Чикагской конвенции.

Государства, участвовавшие во время Второй мировой войны на стороне Гитлеровской Германии, могут присоединиться к конвенции с соблюдением следующих условий:

1. С согласия ООН.

2. По специальному разрешению Ассамблеи ИКАО, для принятия которой требуется 4/5 голосов.

3. При отсутствии возражений со стороны любого государства, которое было аннулировано или подверглось нападению в ходе Второй мировой войны войсками государства, желающего вступить в члены ИКАО.

Государство перестает быть членом ИКАО, если оно заявляет о денонсации им Чикагской конвенции. Денонсация вступает в силу через год после получения ИКАО уведомления.

Если государство исключено из ООН, оно автоматически перестает быть членом ИКАО, кроме тех случаев, когда Генеральная Ассамблея ООН в своем решении прямо не говорит о целесообразности сохранения членства этого государства в ИКАО.

ОРГ АНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ИКАО

Высшим органом ИКАО, в котором могут быть представлены на равных основаниях все государства - члены ИКАО, является Ассамблея государств - членов ИКАО . Созывается один раз в три года. При возникновении необходимости по рекомендации Совета ИКАО, или по требованию не менее 1/5 членов организации могут быть созваны черезвычайные сессии Асамблеи ИКАО.

Функции Ассамблеи заключаются в определении направления деятельности ИКАО в области международной аэронавигации и международного воздушного транспорта:

1. Избирать Совет ИКАО, рассматривать отчеты, принимать соответствующие действия.

2. Определять шкалу взносов стран - членов ИКАО в бюджет организации.

3. Утверждать бюджет ИКАО.

4. Рассматривать и одобрять предложения о внесении поправок в Чикагскую конвенцию.

Взнос государств - членов ИКАО рассчитывается следуюшим образом:

Взнос100% = К1(75%) + К2(25%),

где:

К1 = (Национальный доход государства) / (Национальный доход всех стран ИКАО),

К2 = (Налет государства по МВЛ) / (Налет всех стран ИКАО по МВЛ).

Min...Max взнос = 0,06%...25% от национального дохода.

Совет ИКАО - исполнительный орган организации, обеспечивающий непрерывность деятельности организации в промежутках между сессиями Ассамблеи. Несет ответственность перед высшим органом ИКАО за свою деятельность. Выполняет функции:

1. Выполнение решений Ассамблеи и представление отчета о своей работе.

2. Избрание Генерального секретаря и руководящих сотрудников.

3. Распоряжение деньгами организации.

4. Утверждение международных стандартов и рекомендаций, внесение их в приложения к Конвенции.

5. Осуществление регистрации международных авиационных соглашений.

6. Осуществление арбитражных функций при регулировании разногласий между государствами - членами ИКАО.

Под управлением Совета работает семь постоянных рабочих органов (см. схему структуры ИКАО).



Секретариат ИКАО - постоянный орган Совета, обеспечивающий работу ассамблей, Совета и других органов, а также региональных центров организации.

Генеральный секретарь - главное исполнительное должностное лицо организации. Назначается Советом и возглавляет его.

Секретариат ведает сбором и обобщением информации по проблемам международной гражданской авиации, осуществлением связей с государствами - членами ИКАО. Он осуществляет эти функции с помощью пяти специализированных управлений:

1. Аэронавигационное управление - занимается вопросами безопасности полетов, рассматривает вопросы по выработке рекомендаций и стандартов компаниям.

2. Авиатранспортное управление - занимается вопросами обеспечения эффективности перевозок на международных воздушных линиях.

3. Юридическое управление - занимается вопросами по выработке стандартов и рекомендаций в области воздушного права, проводит консультации по правовому толкованию и пониманию основных положений Чикагской конвенции, готовит проекты новых решений.

4. Управление технической помощи - разрабатывает предложения по оказанию финансовой и технической помощи, по созданию аэровокзальных комплексов и оснащению воздушных трасс в труднодоступных участках местности и океанических просторах.

5. Административное управление - занимается вопросами кадров, переводов, оформления и рассылки документов.

Региональные центры ИКАО созданы помимо штаб - квартиры в Монреале для оперативной работы ИКАО:

1. Европейский регион - Париж.

2. Страны Северной Америки и Карибского басейна - Мехико.

3. Страны Южной америки - Лима.

4. Тихий океан и Азия - Бангкок (Таиланд).

5. Ближний Восток и Восточная Африка - Каир (Египет).

6. Остальная Африка - Даккар.

ICAO - специализированное учреждение ООН, протокол о признании которого подписан 1 октября 1947 г. и вступил в силу 13 мая 1948 г. ICAO является международной правительственной организацией. Первоначально, после подписания Чикагской конвенции, существовала Временная международная организация гражданской авиации (Provisional International Civil Aviation Organisation - PICAO). После вступления в силу 4 апреля 1947 г. Чикагской конвенции на 1-й сессии Ассамблеи, состоявшейся в Монреале, в мае 1947 г. PICAO переименована в ICAO. По предложению правительства Канады местом расположения Штаб-квартиры ICAO был выбран г. Монреаль.

1947г.

Основными целями деятельности ICAO, в соответствии с положениями Чикагской конвенции, являются вопросы, имеющие глобальное значение для международной гражданской авиации:

  • разработка принципов и методов международной воздушной навигации;
  • содействие планированию и развитию международного воздушного транспорта, с тем чтобы обеспечивать безопасное и упорядоченное развитие международной ГА;
  • поощрение искусства конструирования и эксплуатации ВС в мирных целях;
  • поощрение развития воздушных трасс, аэродромов и аэронавигационных средств для международной ГА;
  • удовлетворение потребности народов мира в безопасном, регулярном, эффективном и экономичном воздушном транспорте;
  • предотвращение экономических потерь, вызванных неразумной конкуренцией;
  • обеспечение полного уважения прав государств и справедливых для каждого из них возможностей использовать авиапредприятия, занятые в международном воздушном сообщении;
  • избежание дискриминации в отношениях между государствами;
  • обеспечение безопасности полетов в международной аэронавигации;
  • содействие развитию международной гражданской аэронавтики во всех ее аспектах.

Состав и статус органов ICAO определяются положениями Чикагской конвенции, которая, по сути, является уставом ICAO. В соответствии с Чикагской конвенцией, ICAO состоит из Ассамблеи (Assembly), Совета (с подчиненными ему органами) и Секретариата (Secretariat). Совет и Секретариат возглавляют соответственно Президент (President) Совета и Генеральный секретарь (Secretary General), которые являются главными должностными лицами ICAO.

Ассамблея ICAO состоит из представителей всех Договаривающихся государств и является суверенным верховным органом ICAO. Ассамблея созывается через каждых три года (если не возникает потребность внеочередного созыва). На сессиях Ассамблеи подробно рассматривается работа ICAO, вырабатывается политика на предстоящие годы и утверждается бюджет на трехлетний период деятельности путем голосования. Каждое Договаривающееся государство имеет право на один голос. Решения Ассамблеи принимаются большинством голосов (кроме случаев, предусмотренных Чикагской конвенцией).

Ассамблея ICAO избирает Совет (Council), который состоит из представителей 33 Договаривающихся государств и является руководящим исполнительным органом ICAO, постоянно направляющим ее работу в период между Ассамблеями. Выборы в Совет ICAO проводятся с учетом требований ротации, предусмотренных Чикагской конвенцией, и на основе адекватного представительства трех групп государств, а именно: играющих ведущую роль в воздушном транспорте; не включенных в Совет на ином основании, но вносящих наибольший вклад в предоставление средств обслуживания для международной гражданской аэронавигации; не включенных в Совет на ином основании, но избрание которых обеспечивает представительство в Совете ICAO всех основных географических регионов мира.

Чикагская конвенция предусматривает сотрудничество Договаривающихся государств в обеспечении максимально возможной степени единообразия принимаемых национальных Авиационных правил. Для этого Совет ICAO наделен регулирующими полномочиями, которыми не обладают подобные руководящие органы в других международных организациях.

Совет ICAO избирает сроком на три года своего Президента, который не имеет права голоса и может быть переизбран. Обязанности Президента состоят в следующем:

  • собирать заседания Совета ICAO, Авиатранспортного комитета (Air Transport Committee) и Аэронавигационной комиссии (Air Navigation Commission);
  • действовать в качестве представителя Совета; выполнять от имени Совета функции, которые возлагает на него Совет.

В функции Совета ICAO входит (Статья 54 Чикагской конвенции):

  • назначение и определение обязанностей Авиатранспортного комитета, который формируется из числа представителей членов Совета и ответственен перед ним;
  • учреждение Аэронавигационной комиссии; назначение главного исполнительного должностного лица - Генерального секретаря;
  • принятие SARPs, которые оформляются в качестве Приложений к Чикагской конвенции;
  • рассмотрение рекомендаций Аэронавигационной комиссии по изменению SARPs и принятие в связи с этим соответствующих мер, предусмотренных Чикагской конвенцией, и др.

Совет ICAO уполномочен созывать Ассамблеи ICAO.

Каждому Комитету или специализированному органу ICAO соответствует подразделение Секретариата ICAO, укомплектованное персоналом, отобранным по признаку технической компетентности в соответствующей области. Персонал подразделений призван оказывать техническую и административную помощь представителям правительств, составляющих Совет ICAO, Комитеты и специализированные органы.

Секретариат ICAO, возглавляемый Генеральным секретарем, состоит из пяти основных подразделений: Аэронавигационного Управления (Air Navigation Bureau), Авиатранспортного Управления (Air Transport Bureau), Управления технического сотрудничества (Technical Cooperation Bureau), Юридического Управления (Legal Bureau) и Административного Управления (Bureau of Administration and Services). Персонал Секретариата набирается на широкой географической основе, что обеспечивает международное представительство в его деятельности.

ICAO работает в тесном содружестве с другими членами сообщества ООН - правительственными организациями, которыми являются: Всемирная метеорологическая организация (World Meteorological Organization), Международный телекоммуникационный союз (International Telecommunication Union), Международный союз электросвязи (International Telecommunication Union), Всемирный почтовый союз (Universal Postal Union), Всемирная организация здравоохранения (World Health Organization), Международная организация труда (International Labour Organisation) и Международная морская организация (International Maritime Organization). В мероприятиях, проводимых ICAO, принимают участие также неправительственные организации: Международная ассоциация воздушного транспорта (International Air Transport Association - IATA), Международный совет аэропортов (Airports Council International - ICA), Международная федерация ассоциации линейных пилотов (International Federation of Air Line Pilots Associations), Всемирная организация туризма (World Tourism Organization) и другие международные организации.

Международные стандарты (SARPs) для удобства пользования называются Приложениями к Чикагской конвенции. Для безопасности и регулярности международной аэронавигации признано необходимым единообразное применение требований, включенных Договаривающимися государствами в Международные стандарты. Согласно Статье 38 Чикагской конвенции, в случае несоблюдения какого-либо Международного стандарта Договаривающиеся государства обязаны уведомить Совет ICAO о различиях между национальными Авиационными правилами, практикой того или иного государства и положениями Международного стандарта.

Единообразное применение требований, включенных в Рекомендуемую практику, считается желательным в интересах безопасности, регулярности и эффективности международной аэронавигации. Хотя Чикагская конвенция и не предусматривает каких-либо обязательств в отношении Рекомендуемой практики, Совет ICAO просил Договаривающиеся государства уведомлять о различиях не только с Международными стандартами, но и с Рекомендуемой практикой.

ICAO выпускает серии технических изданий, а также специальные издания, которые не входят ни в одну из серий технических изданий (например, «Каталог аэронавигационных карт IСАО» или «Метеорологические таблицы».

Правила аэронавигационного обслуживания (Procedures of Air Navigation Service - PANS) утверждаются Советом ICAO. Предназначенные для применения во всем мире, они содержат эксплуатационные правила, которые еще не получили статуса SARPs, а также материалы более постоянного характера, которые считаются слишком подробными, чтобы их можно было включить в Приложение, или подвергаются частым изменениям и дополнениям и для которых процесс, предусмотренный Чикагской конвенцией, был бы слишком затруднителен. В настоящее время существует четыре основных документа PANS: Doc 4444 «Правила полетов и обслуживания воздушного движения»; Doc 8168 «Производство полетов воздушных судов» (Том 1 «Правила производства полетов» и Том 2 «Построение схем визуальных полетов и полетов по приборам»); Doc 8400 «Сокращения и коды ICAO»; Doc 7030 «Дополнительные региональные правила».

Всю территорию Земного шара Совет ICAO разделил на девять аэронавигационных районов:

  • 1. Африки и Индийского океана (AIF);
  • 2. Юго- Восточной Азии (SEA);
  • 3. Европейский (EUR);
  • 4. Североатлантический (NAT);
  • 5. Североамериканский (NAM);
  • 6. Южноафриканский (SAM);
  • 7. Карибского моря (CAR);
  • 8. Ближнего и Среднего Востока (MID);
  • 9. Тихоокеанский (РАС).

Дополнительные региональные правила (Supplementary Procedures - SUPPS) имеют такой же статус, как и PANS, но применяются только в соответствующих регионах. Они разрабатываются в сводном виде, поскольку некоторые из них распространяются на сопредельные регионы либо являются одинаковыми в двух или нескольких регионах.

Технические руководства, которые готовятся с санкции Генерального секретаря ICAO, содержат инструктивный и информационный материал, развивающий и дополняющий Международные стандарты, Рекомендуемые практики и PANS, и служат для оказания помощи в их применении.

Аэронавигационные таны также готовятся с санкции Генерального секретаря ICAO на основе рекомендаций региональных аэронавигационных совещаний и принятых по ним решений Совета ICAO. Они конкретизируют требования к средствам и обслуживанию международной аэронавигации в соответствующих аэронавигационных регионах ICAO. В Аэронавигационные планы периодически вносятся поправки с учетом изменений в требованиях и положениях, связанных с внедрением рекомендуемых средств и служб.

Циркуляры ICAO, которые также готовятся с санкции Генерального секретаря ICAO, содержат специальную информацию, представляющую интерес для Договаривающихся государств, включая исследования по техническим вопросам.

В мировом масштабе деятельность гражданской авиации (ГА) регулируется международными межправительственными (и неправительственными), универсальными или региональными авиационными организациями. В нашей статье рассказывается о наиболее влиятельных из них.Основная масса международных авиационных организаций была создана в период бурного развития гражданской авиации (1944-1962 гг), что было обусловлено необходимостью стандартизации и унификации правил, документов, процедур, требований и рекомендаций в области выполнения и обеспечения полетов, а также выработки единых подходов к безопасности полетов.

Безусловно, главной такой организацией является ICAO — Международная Организация ГА (International Civil Aviation Organization) , чьей целью является развитие мировой гражданской авиации, разработка и внедрение в практику унифицированных правил выполнения и обеспечения полётов с целью повышения уровня безопасности и регулярности воздушных перевозок.ICAO была создана как специальное учреждение Организации объединенных наций 7 декабря 1947 года на основании Положений Чикагской конвенции с штаб-квартирой в Монреале (Канада). Членами ICAO являются государства.Структурно Организация состоит из Ассамблеи, Совета, Аэронавигационной комиссии, семи комитетов и секретариата.Ассамблея (Assembly) — высший орган ICAO. Регулярная сессия Ассамблеи собирается не реже одного раза в три года, а чрезвычайная сессия может быть проведена при необходимости. Постоянный орган ICAO — Совет (англ. Council), возглавляемый президентом, состоит из представителей 36 Договаривающихся государств, избираемых Ассамблеей каждые три года.

Деятельность ICAO сосредоточена на следующих основных областях: технической (разработка, внедрение и совершенствование стандартов и рекомендуемых практик — SARP), экономической (исследование тенденций развития воздушных перевозок, на основе которых создаются рекомендации по значениям ставок сборов за пользование аэропортами и аэронавигационное обслуживание, а также порядка установления тарифов и упрощение формальностей при перевозках; оказание постоянной технической помощи развивающимся странам за счёт развитых), в правовой (разработка проектов новых конвенций по международному воздушному праву).

Другим примером универсальной организации является Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA, International Air Transport Association) , которая была создана в 1945 году со штаб-квартирой в Монреале. В отличие от ICAO, членами IATA являются юридические лица — авиакомпании, а основными целями организации является развитие безопасного, регулярного и экономичного воздушного транспорта, а также обеспечение развития сотрудничества между авиапредприятиями. Высшим органом является Общее собрание, а постоянно действующим рабочим органом - Исполнительный комитет.

IАТА обобщает и распространяет опыт экономической и технической эксплуатации воздушного транспорта, организует согласование расписаний полётов между перевозчиками и их работу с агентами по продажам, а также взаиморасчеты между авиакомпаниями. Другой важнейшей функцией IATA является проведение аудита безопасности авиакомпаний (IOSA, IATA Operational Safety Audit) — строгой проверки деятельности перевозчика по 872 параметрам, без которой компания не может вступить ни в IATA, ни в один из альянсов, таких как Star Alliance, Skyteam или One World. Получение сертификата IOSA повышает статус авиакомпании и расширяет возможности для международного сотрудничества.

Также существуют международные организации, представляющие и защищающие интересы частных лиц, а также повышающие их роль в развитии безопасной и регулярной системы воздушных сообщений, сотрудничества и единства действий: пилотов — Международная федерация ассоциаций линейных пилотов (IFALPA — International Federation of Airline Pilots’ Associations) и диспетчеров — Международная федерация ассоциаций диспетчеров воздушного движения (IFATCA — International Federation of Air Traffic Controllers Associations). Обе организации функционируют в целях повышения и поддержания профессионального уровня своих членов, социального партнёрства, расширения культурных и отраслевых международных связей, обмена опытом.

Региональные международные авиационные организации представлены: Европейской конференцией гражданской авиации (ЕCAC — European Civil Aviation Conference), Африканской комиссией гражданской авиации (AfCAC — African Civil Aviation Commission), Латиноамериканской комиссией гражданской авиации (LACAC — Latin America Civil Aviation Commission) и Советом гражданской авиации арабских государств (ACAC — Arab Civil Aviation Commission). Цели каждой из этих организаций схожи: содействие сотрудничеству государств-участниц в области воздушного транспорта для более эффективного и упорядоченного его развития, обеспечение систематизации и стандартизации общих технических требований к новому авиационному оборудованию, включая системы связи, навигации и наблюдения, вопросы безопасности полётов, сбор статистических данных об авиационных происшествиях и инцидентах.

На территории СНГ также действует специальная организация — Межгосударственный авиационный комитет (МАК) - исполнительный орган в области ГА и использования воздушного пространства, общий для 11 стран бывшего СССР (кроме Литвы, Латвии, Эстонии и Грузии).

МАК занимается сертификацией воздушных судов, аэродромов и авиакомпаний, а также расследованием авиационных происшествий. Однако, как отмечают независимые эксперты, совмещение этих функций в ряде случаев вызывает подозрение в конфликте интересов, необъективности расследований и выводах комиссий.

В области аэронавигации крупнейшей организацией является Европейская организация по обеспечению безопасности аэронавигации — EUROCONTROL . Она была создана в 1960 году с целью обеспечения аэронавигации и безопасности полётов, осуществления управления и согласования воздушного движения в верхнем воздушном пространстве над территорией 40 стран-членов, разработка единых правил выполнения полётов и деятельности аэронавигационных служб. Высшим руководящим органом EUROCONTROL является Постоянная комиссия, работающая с руководителями государств, поставщиками ОВД, пользователями воздушного пространства, аэропортами и другими организациями. Среди основных функций организации — планирование и управление потоками воздушных судов. Как известно, европейские центры ОВД обслуживают в год в среднем в 5-6 раз больше рейсов, чем российские (в самом загруженном Центре — Маастрихьт — интенсивность воздушного движения превышает 5000 воздушных судов в день!), поэтому EUROCONTROL ввел систему жёстких слотов (временных окон) для каждого из поступающих на управление рейсов.



Что еще почитать