Рассказ танкиста он был на этой войне. Сказка о маленьком танке. Анализ стихотворения Твардовского «Рассказ танкиста»

Небольшая интересная история о героическом танке который участвовал во 2-ой мировой войне. 3 июля 1941 года в уже неделю находящийся в руках немцев Минск на малой скорости въехал советский танк Т-28. Уже запуганные оккупационными властями местные жители с удивлением смотрели, как трехбашенная машина, вооруженная пушкой и четырьмя пулеметами, смело двигалась в направлении центра города.

Встречавшиеся по пути немецкие солдаты никак не реагировали на танк, принимая его за трофей. Один велосипедист решил повеселиться, и некоторое время ехал впереди. Но вот механику-водителю Т-28 это надоело, он чуть газанул, и от немца остались одни воспоминания. Дальше советским танкистам повстречались несколько офицеров, куривших на крыльце дома. Но чтобы не рассекретить себя раньше времени, их не тронули.

Наконец, возле ликероводочного завода экипаж заметил, как подразделение гитлеровцев под охраной бронеавтомобиля грузит ящики со спиртным в грузовик. Через несколько минут от этой идиллической картины остались только обломки автомобиля и броневика, да кучка трупов.

Пока до немецких властей еще не дошло известие о происшедшем у водочного завода, танк спокойно и аккуратно преодолел мост через реку и наткнулся на колонну веселых и самоуверенных мотоциклистов. Пропустив нескольких немцев, механик-водитель нажал на педаль, и стальная громадина врезалась в середину вражеской колонны. Началась паника, которую усугубили еще и выстрелы пушки и пулеметов. А боезапасом танк под завязку набили еще утром в бывшем военном городке...

Покончив с мотоциклистами, танк покатил на улицу Советскую (центральная улица Минска), где по пути угостил свинцом гитлеровцев, собравшихся у театра. Ну а на Пролетарской танкисты буквально расцвели улыбками. Прямо перед Т-28 расположились тылы какой-то немецкой части. Множество грузовиков с боеприпасами и оружием, цистерны с топливом, полевые кухни. А солдат – тех вообще не сосчитать. Через несколько минут это место превратилось в настоящий ад с рвущимися снарядами и горящим бензином.

Теперь на очереди – парк имени Горького. Но по пути советских танкистов решила обстрелять противотанковая пушка. Три выстрела из орудия Т-28 навсегда успокоили наглецов. А в самом парке немцы, слышавшие взрывы в городе, зорко высматривали в небе советские бомбардировщики. От них осталось то же, что и от их предшественников: горящая цистерна, разбитое оружие и трупы.

Но настал момент, когда закончились снаряды, и танкисты решили уходить из Минска. Поначалу все шло хорошо. Но на самой окраине по танку ударила замаскированная противотанковая батарея. Механик-водитель держал полный газ, но храбрецам не хватило всего минуты. Попавший в мотор снаряд поджег Т-28...

Выбравшийся из горящей машины экипаж попытался скрыться, но уйти удалось не всем. Командир экипажа, майор, и два курсанта погибли. Николай Педан попал в плен и, пройдя все муки немецких концлагерей, был освобожден в 1945 году.

Федора Наумова, заряжающего, укрыли местные жители и затем переправили к партизанам, где он воевал, был ранен и переправлен в советский тыл. А механик-водитель старший сержант Малько вышел к своим и всю войну провоевал в танковых войсках.

Героический Т-28 всю оккупацию простоял в столице Белоруссии, напоминая и местным жителям и немцам о храбрости советского солдата.

В танковых войсках служил. Наводчиком. Так вот, были боевые стрельбы, мишень на расстоянии 1 км. Кто с первого раза в мишень не попадал, тот брал 30-киллограмовый снаряд в руки, бежал с ним до мишени, х*ячил мишень пока она не упадет, и возвращался со снарядом на горбу обратно. Иногда заставляли это делать ползком. Суровая служба...

Д авно уже, собутыльник моего дядьки рассказывал как его роту, усиленную «чужими» (чел. ~200), бросили затыкать какую-то дыру в нашей обороне в р-н Кривого Рога. Задача была держать «до последней капли крови» единственную дорогу, которой могли воспользоваться немецкие танки. Танки остановить и умереть - благодать! Роту пригнали на место, отгрузили чуть не целую «полуторку» противотанковых гранат, сказали что танков завтра наверное придет много и уехали. Жить им оставалось меньше суток. НИКАКИХ других противотанковых средств не обеспечили.
Командир осмотрел местность и приказал: «Стыдно, люди к нам в гости из Германии едут, а у нас дорога такая разбитая».
«Свихнулся наверно от страха» - подумали многие.
Командир продолжил: «Всем вытряхнуть все из вещмешков и за мной.»
Рота пошла к ближайшему от дороги холму шлака, с какой-то металургической фабрики неподалеку. Командир заставил набирать в мешки шлак и нести к насыпи. На саму дорогу шлак сыпался неравномерно, побольше там где дорога в горочку идет. «Чтоб им нескользко было» - бубнил командир.
Шлакозасып продолжался очень долго, все мешки были изорваны в лохмотья, лопатки сточились до черенков. Засыпали чуть не два километра дороги. Народ злой и усталый, теперь ведь еще и окапываться полночи.
Утром с шлакогор подали сигнал: «Вижу танки».Сжимая свои почти бесполезные гранаты, солдаты знали, что жизнь закончилась. Наконец танки начали заходить на «благоустроенную» дорогу.
Третий танк колонны потерял гусеницу первым, а через минуту эта эпидемия охватила остальные машины, числом восемь. Стоячий танк если его не злить, штука не опасная. Не совсем поняв, вас ис дас, немцы угробили и танк-эвакуатор. Пехота у немцев не дурная, вперед без танков не пойдет - затор. Нашим на них «за сталина» нарываться, тоже нет резона.
Командир, формально выполнивший боевое задание - остановить танки, посылает гонца найти хоть какое начальство и передать - «Задача выполнена. Потерь нет». Гонец принес хорошую новость - «ночью можете уходить, сзади есть оборона. Будет возможность, накроем потом артиллерией».
Секрет командира в его образовании техника по холодной обработке металлов. Никельшлаки - отходы металлургии, страшный абразив, лишь немного уступающий корунду и оксиду алюминия. Никакие пальцы гусениц не выдержат издевательства такой дрянью, и что приятно - гусеница приходит в негодность целиком, забирая с собой большую часть всего привода.

Баян

41-й год. Наш КВ-1 заглох на нейтральной полосе. Немцы долго стучали по броне, предлагали экипажу сдаться, но тот отказался. Тогда немцы зацепили КВ двумя своими легкими танками, чтобы оттащить наш танк в свое расположение. Когда они начали буксировку, наш танк КВ-1 завелся (видимо имел место "запуск с толкача".), и приволок немецкие танки к нашим позициям.

О днажды мой приятель показал мне инструкцию по ПТО (плановое техническое обслуживание) танка Т-72. На английском языке. Прелесть в том, что инструкцию эту писали в Эфиопии, эфиопские же танковые специалисты. А они учились у наших, тогда еще советских, военспецов. И записывали последовательность операций непосредственно со слов наших танкистов. К примеру, надо сменить масло в двигателе. Танкист самолично проделывает все операции, одновременно объясняя их последовательность. Само собой, в ход идут и термины. А эфиопский спец через эфиопского же переводчика внимательно слушает, смотрит за действиями нашего и все аккуратно записывает. Те слова, которых в эфиопском (или какой у них там?) языке нет, он записывает английскими буквами. Например, фильтр будет filtr (я знаю, что по-английски это filter, но эфиоп написал по-своему), трак - trak, пушка - pushka, башня - bashna. И так далее. Беда в том, что наш танкист, который торчал там в командировке, сам плохо владел специальной терминологией. И если он знал, что фильтр называется фильтром, а пушка - пушкой, то во внутренностях дизеля и трансмиссии разбирался слабо. А может, и не слабо, только официальных названий узлов он явно не знал и пользовался общепринятым армейским жаргоном…
Служившие в армии уже все поняли. Остальным объясняю. Самые безобидные термины написаны были так: MANDULA, HRENOVINA, FIGOVINA. Остальные (а их гораздо больше) и вовсе не подлежат огласке по причине абсолютной их ненормативности.
Любопытно, что в Инструкции имелись подробные картинки, где стрелочками были указаны перечисленные узлы. Мандулой, в частности, называлась откидная бронекрышка двигателя с жалюзи. А как звались сами жалюзи - не скажу.


П ара отслуживших свое перцев этой весною получила по звездной связи "компол - прапор - дембель" четкую установку: Пока танк не покрасите - воли вам не видать. А танк, сцуко, здоровый, он на постаменте стоит и пушкой в небо упирается. А домой страсть как охота. А весна потому что.
Ну и покрасили. Как положено по уставу - кистью, из ведра, в три слоя. Номер да ободья белые, звезды красные, корпус - зеленый.

Работа была принята командованием, перцы получили долгожданную "путевку в жизнь" и свалили поближе к родным местам.

А потом был дождь. Два слоя гуаши стекли в канаву и полк встречал утро, выстроившись на плацу возле героической т-34-ки, расписанной в лучших традициях пацифистов-шестидесятников: желтые цветы по всему многотонному розовому телу, надписи "LOVE" и куриные лапки на боках башни

К огда выводились советские войска из Германии, наши ребята захотели оставить свой след в памяти местных жителей, в частности они решили поохотится на местных уточек. Вы когда-нибудь видели глаза человека, который не врубается чего от него хотят? если хотите посмотреть- зайдите как-нибудь в магазин оружия и попросите 18 килограммов дроби № 3 на уток...
Итак.
Раннее утро, над красивым маленьким озером в центре Германии всходит солнце... погода просто благодать уточки тихонько и мелодично:) крякая плавают занимаясь своими утячьими делами... Вдруг на берег озера выскакивает наш советский прапорщик, немного оплывший после вчерашней попойки, и дает автоматную очередь из АК в небо... Утки надсадно крякая поднимаются в воздух, но... вы когда-нибудь обламывались сильно-сильно? ну, так вот, утки обломились намного сильнее... они бы, наверное, улетели, если бы не выстрел из противотанковой пушки, заряженной 18 кг дроби...
В общем сыты и довольны были все, кроме уток и товарищей из гринпис.


У ж и не знаю - правда али нет, но вот такую байку один знакомый бывший танкист рассказывал. Во время учений на полигоне один танк свалился в бетонный ров. Броня треснула и и из трещины торчит башка механика-водителя. Подошедший полкан, почесав затылок, выдал фразу: "Всяко видел, но чтоб лбом броню пробить...


Как мы уже знаем, впервые «Пантеры* были опробованы в России, во время грандиозного танкового сражения под Курском. Дебют оказался неудачным, но вскоре "Пантерам" удалось «спасти репутацию» в сражениях на северо-западе Европы, в Италии и даже на Восточном фронте. Наряду с оставшимися в строю PzKpfw IV, "Пантеры" прикрывали фланги вермахта и представляли собой несокрушимый заслон от контратак противника.

Предоставим слово участнику событий. Перед вами дневниковая запись Найджеля Дункана, бригадира (впоследствии генерал-майора) британской армии, командира 30-й танковой бригады прославленной 79-й танковой дивизии. Вот как он описывает свою первую встречу с "Пантерами»: «Я специально пошел посмотреть на "Пантеры". Превосходные машины! Особенно мне понравилось устройство боевого отделения -удобно расположенное место заряжающего, великолепный обзор для командира... Позиция механика-водителя также вне всякой критики. Все люки снабжены пружинами, на всем лежит отпечаток тщательно продуманного замысла и прекрасной работы... В танке есть все, чего только можно пожелать - и гидропривод для поворота башни, и сложнейшая оптика, и хорошая радиостанция!»

Кадры танкового боя между ам.танком "Першинг" и нем. танком "Пантера"

Восторги Найджеля Дункана вполне подтверждаются показаниями пленного члена экипажа танка "Пантеры". В своем докладе, озаглавленном «Пантеры» - технические неисправности и способы их устранения», он доказывает ошибочность пренебрежительного отношения к новой немецкой технике, сложившегося в первые месяцы ее использования. Военнопленный категорически не согласен с точкой зрения, согласно которой «Пантера» является маломощным, слабым танком. Он признает, что, как практически у всех новых моделей, у «Пантеры» есть некоторые проблемы с двигателем, однако после того, как они будут преодолены, новый танк будет во многом превосходить PzKpfw IV. Далее пленный перечислил несколько основных недостатков «Пантеры» и возможных путей их скорейшего исправления:

1. Частые поломки во время переключения скоростей. По мнению пленного, это происходит по причине неопытности механиков-водителей.
2. В частности, проблемы переключения с третьей скорости пленный объясняет тем, что многие механики-водители до сих пор не научились делать это правильно и не привыкли переключать скорости, удерживая газ в нужном положении. После того как механик-водитель приспособится к новому танку, проблемы, как правило, исчезают.
З.У самых первых "Пантер" плохо включалась главная передача, однако теперь эта проблема полностью устранена.
4. Проблемы с давлением масла объяснялись неисправностью масляного насоса. После того как туда поставили восемь прокладок, проблема полностью исчезла.
5. Гидропривод поворота башни не вызывает никаких нареканий. (Выдержка из протокола допроса военнопленного органами Ml 10A от 6 сентября 1944 г. В комментарии к протоколу военнопленный характеризуется как «хорошо информированный и заслуживающий доверия источник»).


Уничтоженный советскими войсками немецкий танк "Пантера"

Вскоре союзникам пришлось на деле убедиться в том, что разговоры о непревзойденных боевых качествах «Пантеры* не были преувеличением. Как явствует из приведенных ниже отчетов, каждая подбитая «Пантера» становилась настоящим праздником для войск коалиции. Первый документ представляет собой технический отчет из Средиземноморского театра военных действий. Первую «Пантеру» подбил ирландский «Черчилль» из 25-й танковой бригады. Он поразил ее башню снарядом из своей шестифунтовой пушки (впрочем, тут же нашлось еще несколько претендентов на лавры, так в подбитой «Пантере» нашли 75-мм снаряд М61, однако по целому ряду признаков венок победителя все же заслужили ирландцы). «Пантере» просто не повезло - во время следования по рыхлой дороге она угодила в глубокую канаву. Незавидное положение, видимо, усугубилось какой-то механической поломкой, поскольку мы видели распахнутые люки и суетящийся возле них экипаж. Когда наш снаряд пробил башню, экипаж поспешно покинул танк, оставив внутри одного убитого. В спешке они не успели подорвать свой танк, так что нам достался превосходный трофей, только бинокулярный прицел безвозвратно погиб в бою. После окончания боя ремонтная служба 25-й танковой бригады сумела реанимировать подбитый трофей и отправила его в свой лагерь для изучения и испытаний. После того как «Пантеру» продемонстрировали командующему 8-й армии, ее эвакуировали в ремонтные мастерские, на 16-ю базу, дислоцированную в Неаполе. Там немецкий танк подготовили к транспортировке и погрузили на корабль. Надеемся, плавание пройдет благополучно и очень скоро «Пантера» окажется в Англии...


Немецкий средний танк "Пантера"

Что можно сказать о танке "Пантера"? Превосходный танк, который, будучи примененным в пустыне, может принести немало вреда нашим войскам. Однако успех применения этой боевой машины во многом зависит от того, удастся ли ей «повернуться лицом» к неприятелю. Борта башни и корпуса настолько тонки, что пробить их не составляет особого труда. Сейчас новые немецкие машины отправляются в Центральную Европу. Посмотрим, как они сумеют защитить свои фланги от наших атак! Однако командование, видимо, придерживается иного мнения, указывая на то, что мы еще ни разу не сталкивались с «Пантерами» в настоящем бою. Так что не время расслабляться. Вообще-то немцы не вводят «Пантеры» в действие до тех пор, пока ситуация не станет критической, а вышедшие из строя машины большей частью подрываются собственными экипажами. Так что нам еще очень повезло - случаи захвата практически неповрежденной машины крайне редки.


Немецкий средний танк "Пантера"

По ленд-лизу в Великобританию поставлялось несколько модификаций американских «Шерманов». Несколько "Шерманов" М4А1 и М4А4 англичане снабдили 17-фунтовой пушкой Мк IVc высокой начальной скоростью бронебойного снаряда (более 900м/с). Такие мощные версии "Шерманов" получили название «Шерман Файрфлай-. - Прим. пер.

А вот что пишет Альфред Джонсон, бывший капрал эскадрона В 4/7 королевского драгунского гвардейского полка, участвовавший в 1944 г в боях в Нормандии. «Безусловно, лучшим танком из всех, принимавших участие в боевых действиях на территории Нормандии, были немецкие «Пантеры». Они были гораздо быстрее и маневреннее неуклюжих «Тигров». Своей длинноствольной 75-мм пушкой они пробивали американские «Шерманы» стой же легкостью, с какой пехотинец вскрывает штыком банку консервированной фасоли. Лобовая броня этих машин была такой толстой, что наши снаряды просто отскакивали от нее. Вся надежда была на бронебойные снаряды наших 75-мм гаубиц. Однако они обладали весьма невысокой начальной скоростью снаряда. Даже к августу 1944 г. лишь немногие танковые подразделения получили долгожданные «Файерфлай» («Шерман» с 17-фунтовой пушкой)". Неудивительно, что шансы моего подразделения подбить «Пантеру» практически равнялись нулю.


Памятка для советских солдат/артиллеристов и танкистов: Уязвимые места танка "Пантера"

Начать с того, что для этого мы должны были открыть огонь первыми, а немцы не склонны были предоставлять нам такую возможность. Обычно когда мы двигались в сопровождении пехоты, то узнавали о присутствии неприятеля только после того, как первые ряды наших солдат начинали падать под огнем, а первые танки окутывались густыми клубами черного дыма... 1 августа наш полк двигался в сопровождении 214-й пехотной бригады 43-й Уэссекской дивизии в направлении Комона. Нашей целью было занятие района Васси с горой Мон-Пенсон. По пути мы наткнулись на стойкую оборону немцев. Прокладывать дорогу на юг приходилось в ожесточенных боях. В один из дней наш эскадрон получил приказ сопровождать 1-ю Уорчестерскую. Наша часть двигалась по гребню небольшой высоты, проходившей через широкое поле. Первым слева двигался танк сержанта Перри, за ним, в центре - машина лейтенанта Пенроса, на которой я служил радистом-заряжающим, а справа шел танк сержанта Коллинза. Стоило танку Коллинза чуть отстать, как он тут же попал под огонь немцев и потерял убитым водителя. Нас всех спасло только то, что сержант Перри успел заметить местоположение атаковавшей нас "Пантеры". Она оказалась совсем рядом - на расстоянии каких-нибудь 400 ярдов влево от направления нашего движения - притаившись за живой изгородью. Сержант, не теряя ни секунды, открыл огонь из своего 75-мм орудия. До сих пор не пойму, как ему посчастливилось угодить прямо под башню! Экипаж спешно покинул подбитую «Пантеру» и скрылся...


Сожженая "Пантера" возле Кельнского собора. Западный фронт.

На следующее утро, когда мы прибыли на то же место, ожидая приказа, к нам подбежал военный корреспондент с фотоаппаратом и попросил показать, где находилась подбитая давеча "Пантера"., Мы показали." Неустрашимый боец передовицы» кинулся в свой джип, схватил канистру бензина, храбро плеснул на неподвижный остов и торопливо защелкал аппаратом. Наверное, хотел доказать своему шефу, что всегда поспевает вовремя!»
При встрече с танками союзников преимущество обычно было на стороне «Пантер», что лишний раз доказывает следующий эпизод из истории 35-го танкового полка вермахта. В нем рассказывается, как в сентябре 1944 г. "Пантера" под командованием унтер-офицера Христа в кратком бою под Ригой подбила семь русских танков. «Наш полк удерживал высоту 902. В атаке на русские позиции принимала участие и "Пантера" под командованием унтер-офицера Христа. Кроме него, в экипаж танка входили: Рехард - наводчик; Мехлинг - заряжающий; Гитль -механик-водитель и стрелок-радист Фаустман.


Танк "Пантера" уничтоженный попаданием в боковую часть башни.

Во время продвижения танк вдруг забарахлил, поэтому Христ приказал механику-водителю отойти в безопасное место под прикрытие холма и выяснить причину поломки. После краткого осмотра Гитль выяснил, что в танке течет масло, а кроме того, неисправен тормоз. Исправить поломки на месте не представлялось возможным. Об участии в атаке не могло быть и речи, нужно было буксировать танк для ремонта. Унтер-офицер Христ связался по рации с командиром, доложил о поломке, а затем вызвал ремонтную роту. Русские истребители и бомбардировщики кружили над неподвижным танком, кругом рвались снаряды, поэтому экипаж не стал покидать «Пантеру». Внезапно совсем рядом, со стороны редкой рощицы, послышался шум моторов. Деревья загораживали обзор, но Христ сразу понял, что это русские. Немцы ушли слишком далеко вперед, а помощь не могла прибыть так быстро. Христ быстро вылез из танка и пешком дошел до позиций германской пехоты, обеспечивающей прикрытие танкистов. Там его опасения подтвердились. Гренадеры сообщили, что в рощице видели несколько русских Т-34 (Т-34 был одной из модификаций знаменитого советского среднего танка Т- 34/76 В. Танк производился в 1942 г., отличался усиленным бронированием и вооружался 76,2-мм пушкой, которая с 1943 г. была заменена 85-мм. На Т-34 была введена торсионная подвеска и установлена новая шестиугольная башня.). Христ потихоньку прокрался подлеском к своему танку и действительно увидел на краю опушки два Т-34. Он указал цель стрелку и забрался в танк Вскоре несчастная «Пантера» с трудом поползла занимать удобную огневую позицию.
Первый же выстрел попал точно в цель. Христ увидел, как экипаж торопливо покидает подбитый танк и успел удивиться отсутствию огня... Зато второй танк загорелся после первого же попадания. В это время сержант успел заметить огонь еще двух советских танков. К счастью, они стреляли в другом направлении и не видели «Пантеры". Наводчик Рехард аккуратно навел орудие по горизонту, и после первых же нескольких выстрелов вдалеке показалось пламя. Впоследствии разведка подтвердила уничтожение двух Т-34.
Выполнив свою задачу, неисправная "Пантера" кое-как добралась до прежней позиции и остановилась. Унтер-офицер Христ оглядел окрестности в полевой бинокль. Неожиданно рядом с первыми подбитыми Т-34 он увидел еще два советских танка. Их орудия были направлены прямо на «Пантеру". Положение становилось угрожающим... мало того, что танк неисправен, так его еще держат на прицеле! Христ снова вышел на связь и поторопил службу ремонта. В это время Гитль аккуратно разворачивал танк в боевую позицию. Рехард тщательно прицелился и выстрелил противотанковым снарядом в один из Т-34. Попадание оказалось настолько удачным, что советский танке ужасающим грохотом буквально разлетелся на куски. «Пять», - подумал Христ.


Уничтоженный танк "Пантера"

Тут он заметил, что Т-34, который они подбили первым, пытается незаметно покинуть поле боя. Пришлось снова разворачивать орудие. После первого же выстрела "Пантеры" Т-34 наконец вспыхнул, как костер... Тут выяснилось, что снаряды подошли к концу. Двое членов экипажа выскочили из танка и побежали за помощью к соседям. Пока они попрошайничали, Христ осмотрел noлe боя и не поверил своим глазам - рядом с пылающим товарищем вырос еще один Т-34! К счастью, тут как раз вернулись гонцы с противотанковыми снарядами. Христ суеверно перекрестил пальцы на счастье. Помогло! Вскоре горящих танков было уже шесть, тут снова кончились снаряды, и Христ с сожалением проводил взглядом удаляющийся последний Т-34. Но экипаж оказался на высоте - бойцы еще раз сбегали к соседям и вскоре уже заряжали пушку. Седьмой советский танк не ушел от Христа - заполыхал с первого же выстрела. Будет знать, как задирать нос!

Благодаря отваге унтер-офицера Христа и его экипажа, русским частям на время пришлось отступить, оставив высоту, и наши части получили небольшую передышку.
Только поздно вечером экипажу удалось отогнать свою увечную «Пантеру» в ремонт (Выдержка из воспоминаний («So lebten und so starben sie») Ганса Шауффлера печатается с любезного разрешения товарищества ветеранов 35-го танкового полка Kameradscbaft Ebern Panzer-Regiment 35 eV.)

Российский климат оказался губительным для немецких танков, а состояние дорог лишь увеличивало и без того острую нужду в запчастях для замены постоянно выходящих из строя деталей- В условиях постоянного дефицита запчастей приходилось разбирать по винтику подбитые и вышедшие из строя танки. Политика Управления вооружения сухопутных войск, направленная на максимальное увеличение выпуска новых танков, на деле сильно осложняла деятельность уже произведенных машин, поскольку практически оставляла их без запасных деталей. Дело доходило до совершенно курьезных случаев. Нередки были случаи, когда танковые полки выделяли специальных эмиссаров и отправляли их в командировку на родину, с целью наладить личный контакт с руководством военных заводов и выпросить хоть немного нужных деталей"! Всякий, знакомый с дисциплиной и педантизмом, царящими в немецкой армии, поймет, насколько серьезные причины могли побудить командиров к таким действиям!


Танк "Пантера" уничтоженный возле Кельнского собора

Русские морозы делали бесполезным новейший автоматический запуск на «Пантерах». Для того чтобы разогреть двигатель, немцам приходилось разжигать костры возле своих танков. Когда несколько танков отогревались, их использовали для того, чтобы завести с толчка остальные. После получения сигнала тревоги моторы не выключали, порой в ожидании приказа они работали часами, несмотря на чудовищный расход драгоценного топлива.

С наступлением весны ситуация нисколько не улучшилась. Немцы продолжали терять танки и в топкой грязи, и в слякоти. С 1941 г. бездорожье и грязь стали постоянной проблемой германских танковых войск на Восточном фронте. Например, в феврале 1944 г., когда два немецких корпуса попали в окружение под Черкасском, попытки тяжелых танков прорвать кольцо окружения окончились безрезультатно по причине бездорожья.


Танк "Пантера" уничтоженный попаданием в кормовую часть. Зима 1945 года, западный фронт, Люксембург

В другой раз, в марте 1944 г., 6000 немецких солдат и офицеров попали в окружение под Тернополем и погибли, поскольку отправившиеся на выручку танковые части в составе 35 "Тигров" и 100 (!) "Пантер", увязли в грязи на подступах к городу. По плану операции им предстояло форсировать Стырь и атаковать противотанковые силы противника, но, пройдя 12 миль по направлению к Тернополю, поредевшие войска вынуждены были повернуть назад, оставив в грязи обездвиженные танки «неудачников». Потребовались долгие часы тяжелого труда, чтобы проложить мостки через грязь, подобраться к завязшим танкам и освободить их.
Тысячи танкистов были награждены медалями за храбрость, многие удостоились Рыцарских крестов ("1 сентября 1939 года в связи с началом Второй мировой войны указом Гитлера было восстановлено награждение Железным крестом,однако и внешний вид, и степень этой награды были изменены. Новая награда получила название «Рыцарский крест" и имела пять степеней: 1. Рыцарский крест, 2. Рыцарский крест с дубовыми листьями; 3. Рыцарский крест с дубовымилистьями и мечами: 4. Рыцарский крест с дубовыми листьями, мечами и бриллиантами; 5. Рыцарский крест с золотыми дубовыми листьями, мечами и бриллиантами.


Британские солдаты позируют на фоне уничтоженного танка "Пантера"

Завершая рассказ о боевом пути «Пантер», хочу рассказать о подвигах обер-лейтенанта (впоследствии подполковника) Герхарда Фишера и обер-фельдфебеля Герберта Элснера. Оба во время войны служили в 23-й танковой дивизии и оставили воспоминания, с которыми я с их любезного разрешения и хочу познакомить своих читателей.

Это произошло поздней осенью 1943 г. под г. Кривой Рог. Шли ожесточенные бои на подступах к городу. Русские предприняли несколько атак с целью овладения промышленной окраиной, однако немцам удалось оттеснить их примерно на 15 км к северу. 14 ноября мотострелковая дивизия русских при поддержке тяжелой артиллерии и 80 танков вновь попыталась прорваться к городу Прорыв был намечен в районе дислокации 23-й танковой дивизии вермахта, прикрывавшей подступы к Кривому Рогу (см. карту). Первый удар принял на себя штурмовой батальон 6-й армии, располагавший на тот момент всего тремя сотнями солдат, оборонявшими шестикилометровый рубеж по обеим сторонам села Ново-Ивановка.

После упорных боев двум советским танкам удалось оттеснить немцев и занять Ново-Ивановку, высоту 138 и прилегающую к ней область к югу и юго-востоку. В это время 506-й германский танковый батальон под командованием майора Фешнера стоял в деревне Глижеватка. Оценив обстановку, майор Фешнер отдал приказ обер-лейтенанту Фишеру как можно быстрее встать со своими 11 танками на высоте 140.7. Выполнив приказ. Фишер увидел, что неприятель атакует по широкому фронту. Особенно угрожающим было положение 128-го полка, дислоцированного на западном фланге, возле Ингулец. Видя, что ситуация с каждой минутой становиться все опаснее, обер-лейтенант принял решение атаковать, несмотря на то, что часть его танков временно вышла из строя по причине технических неполадок. В результате несколько Т-34 были подбиты, советская пехота понесла тяжелые потери и была вынуждена отступить, оставив только что завоеванные позиции. С уцелевшими остатками штурмового батальона Фишер начал преследование противника. В это время к нему присоединились несколько -Тигров» из спасенного 506-го батальона. Опытный командир, Фишер сразу же направил подкрепление на позиции, с которых «Тиграм» удалось вывести из строя 20 советских Т-34. Атака русских захлебнулась, и своему отряду «Тигров» и «Пантер» удалось не только выбить неприятеля с занятых им позиций, но и оттеснить далеко назад.


Немецкий танкист, подколковник Герхард Фишер

А теперь предоставим слово самому Фишеру: «Я только вернулся в лагерь после очередной атаки и как раз стелил свою койку, намереваясь хоть немного отдохнуть, когда пришло сообщение по радио: «Обер-лейтенанту Фишеру немедленно явиться в расположение штаба батальона и принять командование своей ротой»... Путешествие было тяжелым. Бесконечные колонны наших отступающих войск двигались навстречу моему «Швиммвагену" (VW 166, вездеход-амфибия на базе «Фольксвагена" Typ 82, поздней модификации «народного автомобиля"). В Кривом Роге было такое столпотворение, что мне с трудом удалось миновать пост военной полиции... Наконец с большим опозданием я добрался до штаба. Мои ребята были уже там и очень обрадовались встрече. От них я узнал о новом наступлении русских. В 02.00 меня вызвал майор Фешнер и коротко обрисовал ситуацию. Положение оказалось хуже некуда. Имевшиеся в распоряжении батальона танки частично уничтожены, частью нуждаются в срочном ремонте и заправке. Экипажи валятся с ног от усталости. Им позарез нужна хоть малая передышка, но майор только что получил самые неутешительные новости от штурмового батальона. Срочно требуется поддержка, так что...


Немецкий танкист Герберт Элснер

Я отлично понял свою задачу. В полной темноте мои 11 машин начали движение в северном направлении, по дороге, ведущей в Недайвода. Погода стояла отвратительная - холод и моросящий дождь. Скоро мы все вымокли до нитки и начали лязгать зубами от холода. Было еще темно, когда мы достигли высоты 140.7. Я-то надеялся, что мне удастся хотя бы осмотреть позиции при свете, чтобы выбрать удобные огневые точки и направление атаки! Выходит, не суждено. Приходилось действовать наугад. Три танка я оставил в резерве и послал на разведку обер-фельдфебеля Элснера. Через несколько минут он сообщил мне по рации: «Впереди все заполнено русскими. Они подтягивают артиллерию". Я сверился с картой и приказал командирам экипажей привести танки в полную боевую готовность.
По карте выходило, что русские прорвали нашу слабую оборону и вышли на позиции 128-го полка. А раз так, нужно было, не теряя ни минуты, обрушиться на них, иначе нам всем крышка. 4 танка слева, 4 справа - мы двинулись по направлению Недайвода (ныне украинское село в 334 км. от г. Киев). Танкам, двигавшимся справа, я приказал занять высоты 122.5 и 138, а сам решил продвигаться вперед. На крайней точке высоты 140.7 русские встретили нас огнем своих противотанковых орудий. Я приказал Элснеру, командовавшему нашим «левым флангом", атаковать пехоту неприятеля, а сам со своим отрядом продолжил движение в северном направлении. С высоты холма мы сползли в овраг, чтобы занять удобную позицию для атаки на противотанковые орудия русских. Однако стоило нам оказаться в низине, как в 800-1000 м от себя мы увидели русские танки, атаковавшие отряд Элснера. Я сразу понял, что перед нами те самые Т-34, которые ночью при поддержке пехоты заняли овраг, вытеснив оттуда наш штурмовой батальон. Связался по рации со штабом полка, доложил обстановку, а потом приказал своим ребятам: «В атаку!»


Танки "Пантера" перед боем

Честно признаться, в тот момент ситуация казалась мне безнадежной. Я прекрасно отдавал себе отчет в том, что у нас слишком мало сил, чтобы устоять под огнем противотанковых и танковых пушек врага. Однако когда нам с ходу удалось подбить два советских Т-34, мои ребята сразу повеселели. А еще чуть позже, когда сражение было в самом разгаре, на помощь пришли пять «Тигров». Я немедленно бросил их в бой. Вдруг слышу голос своего водителя: «11 часов - противотанковая пушка!» Не дожидаясь моей команды, водитель развернул машину в направлении вражеского орудия. Я хотел немедленно отменить маневр, но не успел и рта раскрыть, как танк получил первую пробоину. Повезло еще, что это оказался осколочно-фугасный снаряд!
А тем временем положение Элснера становилось все серьезнее, но его изуродованный танк, с пробитой башней и искореженной гусеницей, продолжал яростно отстреливаться... Через полтора часа после начала сражения все вражеские танки были уничтожены. Понеся тяжелые потери, русские были вынуждены отступить, вернувшись на исходные позиции. Но торжествовать победу было еще рано. Незащищенным оставался еще целый двухкилометровый участок между деревней Недайвода и 138-й высотой. Мне ничего не оставалось делать, как приказать своим танкам занять его. Что и говорить, это была не просто тяжелая, но неблагодарная работа... Несколько наших машин были выведены из строя во время сражения, поэтому оставшимся пришлось сильно растянуться, чтобы закрыть весь участок Экипажи были совершенно измотаны, но нечего было даже рассчитывать на то, что смена подойдет к нам до наступления темноты. Хочешь не хочешь, а прихолилось держаться до ночи.


Танк "Пантера" в засаде, Восточный фронт

К тому времени у меня за плечами было не меньше сотни боев, но, без ложной скромности, скажу, что в тот раз задача перед нами стояла практически невыполнимая. Всякий, кто воевал, поймет, что значит защищать двухкилометровый рубеж с неполным десятком танков! Но мы должны были сделать это!
Около полуночи прислали подкрепление - уцелевших солдат из штурмового батальона. Этого было, конечно, недостаточно, но зато я получил возможность хоть как-то прикрыть незащищенные участки. Я приказал оставить в каждом танке только троих - командира, водителя и наводчика. Остальные члены экипажа «спешились» и действовали как пехотинцы.
На этой позиции нам пришлось провести несколько ночей, каждую из которых нас атаковали русские, пытаясь приблизиться вплотную и закидать наши танки своим «коктейлем Молотова». Мы отбивались, останавливали их ручными гранатами, огнем из пулеметов и стрелкового оружия. Днем нам досаждали снайперы, и мы были в постоянном напряжении, не зная, откуда ждать следующего выстрела, поскольку они стреляли через большие промежутки времени. Наконец мы засекли их - оказалось, стрелки засели в остовах подбитых танков. Пришлось расстреливать машины еще раз... Все это время мы были полностью отрезаны от своих и видели лишь лейтенанта Менгеля, который подвозил нам боеприпасы.


Танк "Пантера" уничтоженная артиллерией

К сожалению, недостаток места не позволяет мне перечислить здесь поименно всех героев-танкистов, с которыми я сражался плечом к плечу в 1943 г. севернее Кривого Рога. Все они с честью исполнили свой воинский долг, и я хочу еще раз от всего сердца поблагодарить каждого».

А теперь послушаем Герберта Элснера. «Наш танк получил сильный удар справа, от которого слетела гусеница. Видя это, русские решили довести дело до конца с помощью «коктейля Молотова». Я буквально носом почуял опасность. Выглянул из башни - и уставился прямо в глаза подбежавшему вплотную русскому. Выхватил пистолет, уложил его на месте... Потом мы получили еще несколько повреждений, к счастью, не опасных. Нам удалось подбить две противотанковые пушки. Кстати, это оказались какие-то новые, 122-мм орудия, раньше я таких никогда не видел ("Скорее всего, это была самоходная артиллерийская установка СУ-122 со 122-мм гаубицей М- 30.).


Танки "Пантера" уничтоженные советскими легкими танками

Поскольку не могло быть и речи о том, чтобы под таким огнем выбраться из танка и попытаться починить ходовую, наш водитель Хильмар Ланг решил плюнуть на поломку и попробовать выехать на одной гусенице. Сдавая то вперед, то назад, он освободился от обломков изуродованной гусеницы, а потом, с величайшей осторожностью начал подъем. Невероятно, но нам все же удалось выбраться из оврага! Поскольку продолжать движение в таком виде было все равно невозможно, мы решили затаиться и ждать спасительной темноты.


Уничтоженная "Пантера"

Ночью мы починили гусеницу, но с наступлением утра положение снова ухудшилось. Русским удалось прорвать оборону, и они обрушились на нас всей мощью своих орудий. Только я повесил на шею микрофон, приготовившись приказать водителю начать движение, как в корму ударил осколочно-фугасный снаряд. Я увидел, как взлетают на воздух запчасти, камуфляжные сетки и... два моих бойца, сидевшие на броне как раз позади башни. Ребята просто в рубашке родились! Шлепнулись на землю, полежали-полежали и поняли, что не только живы, но даже не ранены! Быстренько вскочили на ноги и полезли в танк.
Наконец тронулись. На первом же повороте дороги столкнулись с двумя Т- 34. Уничтожив их с близкого расстояния, мы присоединились к своим... Потом наш танк отправили в лагерь на капремонт кормовой части.

________________________________________________________________________________
Источник данных: Цитата из журнала "Бронеколлекция" М.Братинский (1998. - № 3)

Свидетелями этого боя, который произошёл в ноябре 1941 года, стали мальчишки из деревни Чкалово. Подразделение танкистов из состава 6-й танковой бригады ценою своих жизней остановили продвижение механизированной колонны немцев, пытавшихся окружить нашу 56-ю армию, защищавшую Ростов-на-Дону.

С утра, недалеко от деревни Чкалово, танковое подразделение в составе пяти «тридцатьчетвёрок» и четырёх Т-26 заняли оборону. Танкисты замаскировали свои танки, а один из Т-26 был выдвинут к дороге.

Как потом говорили мальчишки, в танах отсутствовала радиосвязь, так как все команды передавались флажками. Не зря говорят, что связь это нерв армии. И с этим в 1941 году в РККА было плохо. Очень большое значение в бою является координация действий. Сколько можно было предотвратить потерь, успев своевременно среагировать на возникающие угрозы.

Танкисты, похоже, хорошо понимали, что у них очень мало шансов выйти из этого боя живыми. Любопытным мальчишкам, прибежавшим поглазеть на боевые машины, они раздали все припасы, которые у них были. Кому досталась тушёнка, кому хлеб, а одному, самому маленькому, командир группы подарил плитку шоколада.

А потом танкисты стали гнать ребятишек домой. Кто-то так и сделал, а некоторые, самые любопытные, спрятались в кустах, недалеко от позиций.

Неожиданно Т-26, стоявший у дороги открыл стрельбу, потом из машины показался танкист и начал сигналить остальным экипажам красными флажками.

И в это время в него попал снаряд. Видимо он поразил боеукладку, потому-то танк в буквальном смысле разлетелся на куски. Все танкисты погибли.

А вдали уже была видна немецкая колонна. В ней были танки, бронетранспортёры, крытые тентом грузовики с орудиями, мотоциклисты. Некоторые уже горели. Выстрелы погибшего танка не пропали даром.

В это время открыли огонь все наши танки, находившиеся в засаде. Вокруг немецкой колонны взметнулись разрывы, но и немцы не остались в долгу.

Мальчишки в ужасе вжались в землю. Как позже выяснилось, все они получили контузии. Вот такой силы был огонь немецкий огонь. От дымов уже не видно было ни наших танков, ни немецкой колонны.

Наши танкисты постоянно меняли позиции, совершали маневры и вели по врагу огонь. А потом в одну из «тридцатьчетвёрок» попал снаряд. Танк остановился, из него пошёл дым, но никто из танкистов так и не покинул машину. Видимо они получили контузию и не могли покинуть машину, а потом танк взорвался. Страшно видеть, как с танка срывает многотонную башню и отбрасывает её на несколько метров в сторону.

Вскоре были подбиты два лёгких танка. Один из них вспыхнул, из него выскочили танкисты. Они были похожи на пылающие факелы. Танкисты катались по земле, пытаясь сбить пламя, помогали друг другу. Они все так и остались около своей машины. Это был настоящий экипаж машины боевой! Они вместе воевали, и погибли вместе.

А через пару минут была подбита ещё одна «тридцатьчетвёрка». Пламя охватило её, но танкисты продолжали вести огонь. Машину подбили немецкие танки, идущие в обход наших позиций. Экипаж горящей тридцатьчетвёрки развернул башню в сторону этих машин и несколькими выстрелами уничтожил самоходку и лёгкий немецкий танк. Танкисты предотвратили прорыв наших позиций, но сделано это было ценой собственной жизни.

Дым затянул поле и мальчишкам уже плохо было видно развернувшееся сражение. Они видели, как недалеко от них остановился последний оставшийся Т-26. Танкист, выбравшийся из него, ловко взобрался на берёзу и стал в бинокль следить за маневрами немцев. Он заметил, что фашисты снова начали обходить наши танки, и флажками начал подавать сигналы. Немцы обнаружили наблюдателя и попытались его уничтожить. Т-26 пытался им помешать. Но вскоре и он загорелся.

Танкист-наблюдатель кинулся на выручку своему экипажу. Он сумел вытащить из машины обоих танкистов. На нем горел комбинезон, но он смог сбить с себя пламя и потом затушил горящий комбинезон своего командира.

Командир танка, тот самый лейтенант, который угостил мальчишку шоколадом, видимо был человеком сильной воли. Взрывом ему оторвало обе ноги, но он ещё продолжал командовать.

Потом танкист-наблюдатель оттащил командира и механика-водителя в соседнюю воронку.

Об их дальнейшей судьбе ничего не известно. Одни говорили, что немцы, обнаружив танкистов, облили их бензином и сожгли заживо. Другие говорили, что они спаслись, а ночью им помогли добраться до наших.

Из девяти танков прибывших утром, осталось всего две «тридцатьчетвёрки». Но потери врага были значительно больше. Вот загорелась ещё один Т-34. И тогда эта пылающая машина, набирая скорость, ринулась на врага.

Она протаранила немецкий танк. Удар был такой силы, что немецкий танк перевернулся, а «тридцатьчетвёрка», крутанувшись на месте, набрав скорость, ударила бронетранспортёр Немцы кинулись врассыпную. Но силы были неравны и немецкие танки, окружившие «тридцатьчетвёрку», расстреляли её в упор.

Последний оставшийся танк Т-34 ещё долго удерживал позицию. Он не давал немецким танкам ворваться в посёлок. Но, потом немцы развернули зенитные орудия. В результате этого был повреждён мотор и перебита гусеница. Танкисты ещё попытались запустить двигатель, но танк уже окружали немецкие пехотинцы.

Экипаж укрылся в танке. Немцы попытались открыть люки и, когда это им не удалось, стали предлагать танкистам сдаться. Двое немцев даже залезли на танк и начали стучать по люку касками.

Они уже не боялись этот русский танк. Стрелять он не мог, гусеницы сбиты, мотор молчит. Они спокойно стояли вокруг танка и ждали, когда же сдастся русский экипаж. И в это время раздался взрыв. Танкисты предпочли плену смерть и подорвали свою машину. Силой взрыва сорвало башню, вырвало лобовой лист. Все немцы, находившиеся около танка, были убиты.

Горело множество различной фашистской бронетехники. По всему полю валялись тела убитых вражеских солдат. Немцы понесли громадные потери и отказались от дальнейшего продвижения в этом направлении.

Фашисты, обозлённые своими потерями, запретили хоронить танкистов. Местные жители хоронили их по ночам в соседней роще.

В журнале боевых действий 56-й армии об этом бое было записано, что 20 ноября 1941 года танкистами 6-й танковой бригады в районе посёлка Чкалово было остановлено продвижение немецкой бронетехники.

Имена этих танкистов, как и их подвиг теперь забыт. Даже нет памятника на их могилах, так как уже никто не может показать точно место, где они захоронены.

Говорят, что «благодарные потомки» устроили в этой роще несанкционированную свалку и теперь она завалена мусором и бытовыми отходами.

Этот подвиг сравним с подвигом защитников Брестской крепости, Сталинграда! Да мало ли на нашей многострадальной земле находится могил неизвестных солдат, которые отдали свою жизнь за Родину!

Как жаль, что многие из них так и остались безвестны, а мы даже не смогли их, как положено, предать земле!

Простите нас за это!

Вторая мировая война. Потери в танковых дивизиях с обеих сторон исчисляются десятками подбитых машин и сотнями погибших солдат. Однако у «Белого тигра», немецкого танка, порожденного самим Адом, и Ваньки Смерти, чудом выжившего русского танкиста с уникальным даром, своя битва. Свое сражение. Свой поединок.

Танкист на «иномарке». Победили Германию,… Дмитрий Лоза

Штрафник, танкист, смертник Владимир Першанин

Новая книга от автора бестселлеров «Командир штрафной роты», «Смертное поле» и «Штрафник из танковой роты». Пронзительный роман о судьбе советского танкиста в годы Великой Отечественной войны. Он прошел огонь, кровь и медные трубы. Он выжил в страшной мясорубке 1941 года и кромешном аду 42-го. Он был штрафником-смертником, шесть раз горел в танке, но всегда возвращался в строй. За плечами у него - оборона Москвы и победа под Сталинградом, а впереди - тяжелейшие бои за Харьков, Курская дуга и битва за Днепр… Не ждите от этой книги победных фанфар…

Танкисты. «Мы погибали, сгорали…» Артем Драбкин

НОВАЯ СЕРИЯ ведущего военного историка. Краткий курс Великой Отечественной, взятый за основу популярного телесериала. Продолжение супербестселлера «Я дрался на Т-34». Легендарная «тридцатьчетверка» недаром стала главным символом Победы и, вознесенная на пьедестал, стоит в качестве памятника Освобождению по всей России и половине Европы. Что в первую очередь вспоминали ветераны Вермахта, говоря об ужасах Восточного фронта? Армады советских танков. Кто вынес на своих плечах основную тяжесть войны, заплатил за Победу самую высокую цену и умирал…

Танкист на «иномарке» Дмитрий Лоза

Герой Советского Союза Дмитрий Федорович Лоза в составе 46-й гвардейской танковой бригады 9-го гвардейского танкового корпуса прошел тысячи километров но дорогам войны. Начав воевать летом 1943 года под Смоленском на танках «Матильда», уже осенью он пересел на танк «Шерман» и на нем дошел до Вены. Четыре танка, на которых он воевал, сгорели, и два были серьезно повреждены, но он остался жив и участвовал со своим корпусом в войне против Японии, где прошел через пески Гоби, горы Хингана и равнины Маньчжурии. В этой книге читатель найдет талантливые…

Танкист Дмитрий Кружевский

Он родился в другом мире. Но посланный магом на поиски могущественного артефакта, мог ли он подумать, что покинув свой мир окажется в другом, где идет ВОЙНА. Где в бой идут стальные машины, а с неба падают железные птицы с крестами на крыльях.

Клим Ворошилов - 2/2 или три танкиста и собака Анатолий Логинов

Аннотация: Трое друзей, работающие в небольшой украинской фирме "Танкосервис", отправились в июне 200.. года на охоту, а попали… в июнь 1941 года - в самый тяжёлый для Советского Союза период войны. Перед ними стоит нелёгкая задача - не только выжить, но и сделать всё для приближения победы над врагом. Они не претендуют на роль советников руководства СССР. Просто делают всё, что могут, там, где труднее всего - на передовой. Делают тяжелую, кровавую, грязную, страшную, но такую необходимую работу. И помогают им "Рыжий" - танк КВ-2, и среднеазиатская овчарка…

«Тигры» в грязи. Воспоминания немецкого танкиста Отто Кариус

Командир танка Отто Кариус воевал на Восточном фронте в составе группы армий «Север» в одном из первых экипажей «тигров». Автор погружает читателя в самую гущу кровавого боя с его дымом и пороховой гарью. Рассказывает о технических особенностях «тигра» и его боевых качествах. В книге приведены технические доклады по испытаниям «тигра» и отчеты о ходе боевых действий 502-го батальона тяжелых танков.

Три танкиста из будущего. Танк прорыва времени… Анатолий Логинов

Новое слово в жанре альтернативной фантастики! Неожиданный поворот классического сюжета о «провале во времени». Оказавшись в июне 1941 года, трое наших современников не рвутся в Кремль, на прием к Сталину, не пытаются стать «тайными советниками вождя», а, отремонтировав подбитый КВ-2, принимают бой. Потому что прошлое можно изменить только так - не «сверху», где слишком велика инерция истории, а встав плечом к плечу с дедами и прадедами. Потому что в конечном счете исход войны решается не в высоких штабах, а на передовой, и сотворить чудо способны…

Легенды танкистов Андрей Мартьянов

Андрей Леонидович Мартьянов - русский писатель и переводчик фантастических и исторических произведений; основные жанры - исторические романы, фэнтези, фантастика. Впервые заявил о себе, как о писателе, романом «Звезда Запада», посвященном мифологии древней Скандинавии (премия «Большой Зилант» 1997 г. за лучшее произведение года). Известен также циклом историко-фантастических романов «Вестники Времен» (в соавторстве с М. Кижиной), фантастическими романами «Операция Рюген», «Роман с Хаосом» и др. Если вы взяли в руки его книгу, то вы всегда можете…

Воспоминания солдата Гейнц Гудериан

Аннотация издательства: Автор книги «Воспоминания солдата» – бывший генерал-полковник танковых войск вермахта Гейнц Гудериан, принимавший активное участие в осуществлении гитлеровских планов «молниеносной войны». «Воспоминания» представляют собой уникальный документ эпохи, повествующий о драматических событиях европейской и всемирной истории в период 1939-1945 гг. Hoaxer: Этот текст воспроизведён по изданию Г. Гудериан, «Воспоминания солдата», М.: Воениздат, 1954., а то издание было, соответственно, переводом немецкого – H. Guderian. Erinnerungen eines Soldaten.…

Немецкие танки в бою Михаил Барятинский

Если верить статистике, за всё время существования Третьего Рейха в Германии было произведено чуть более 50 000 танков и самоходных орудий – в два с половиной раза меньше, чем в СССР; а если считать ещё и англо-американскую бронетехнику, то численное превосходство союзников было почти шестикратным. Но, несмотря на это, немецкие танковые войска, ставшие главной ударной силой блицкрига, завоевали для Гитлера пол-Европы, дошли до Москвы и Сталинграда и были остановлены лишь колоссальным напряжением сил советского народа. И даже когда война покатилась…

Пленных не брать! Виктор Бурцев

Недалекое будущее. Россия, раздираемая нищетой и внутренними конфликтами, обменявшаяся тактическими ядерными ударами с Украиной и ввязавшаяся в катастрофическую войну с Грузией. Бывший танкист Валерий Птахин, который оказывается замешан в загадочной военной миссии на нейтральной территории. Недалекое прошлое. Советский Союз, войска которого незадолго до начала Великой Отечественной войны вторгаются в Финляндию. Полковой комиссар Станислав Воскобойников, направленный командованием в загадочную военную миссию в глубине финской территории.…

Великий Дракон Т-34 Игорь Подгурский

Июль 1943 года. В разгар танкового сражения под Прохоровкой экипаж капитана Ковалева, уже распрощавшийся с жизнью, вдруг на глазах изумленных немцев буквально растворяется в воздухе, да еще и c тридцатитонным «железным конем» в придачу. Где они очутились, кто сотворил сей казус, каким образом к бойцам Красной Армии прибился целый майор вермахта, расторопным танкистам предстоит выяснить уже весьма скоро. А пока, попавшие из огня да в полымя, они вынуждены отбиваться от отряда… черных рыцарей, явно принявших их Т-34 за дракона или какое иное исчадие…



Что еще почитать