Расходы вывоз тбо. Бухвести.рф - организация, применяющая усн с объектом обложения "доходы минус расходы", имеет в собственности здание, которое сдает в аренду (основной, единственный вид деятельности). Эти «вредные-вредные» взносы

Мусор и отходы образуются, независимо от рода занятий и характеристики деятельности компаний. Это неотъемлемый атрибут функционирования крупных промышленных и торговых предприятий, а также небольшого бизнеса.

Учет расходной части утилизации мусора - это основа для грамотного и эффективного ведения бизнеса. Он позволяет предотвратить путаницу и обеспечивает отсутствие проблем с налоговыми органами.

Учет обладает собственной спецификой, и проводить его можно несколькими вариантами. Однако наиболее простой и правильный следующий способ.

Необходимо ориентироваться следующими инструкциями:

Этап 1

Организации необходимо перечислить аванс за утилизацию. При получении счета-фактуры от контрагента, НДС принять к вычету. Но придется предоплату прописать в договоре.

Этап 2

Получив на руки талоны, бухгалтеру следует составить проводку по дебету счета 50 на субсчет 60.

Этап 3

Выдаваемые под отчет талоны необходимо будет списывать с кредита счета 50 в дебет счета 71.

Этап 4

После расходования талонов сотруднику компании следует отчитаться по авансу, а бухгалтеру - составить справку. Задолженность подотчета (на сумму талонов) будет списана на расходы компании. А НДС нужно отражать в дебете счета 19 с кредитом 71.

Этап 5

Погашенные талоны принимают к вычету, основание для которого - это счет-фактура и справка бухгалтера.

Стоимость подобного рода расходов также может отражаться как «расчеты с поставщиками и подрядчиками», а приобретенные талоны могут быть приняты на забалансовый счет.

Для торговых организаций оплата вывоза мусора - расходы по обычным видам деятельности, поэтому они должны учитываться на счете 44.

При этом расходы, понесенные на покупку талонов (то есть фактическое внесение предоплаты) не подлежит учету в целях налогообложения. А НДС исполнителем может быть принято к вычету только при наличии счета-фактуры.

Сложно представить себе компанию, в результате деятельности которой не образуется никаких отходов. И если об организации процесса вывоза мусора, как ни крути, придется позаботиться, то, судя по недавнему решению Президиума Высшего Арбитражного Суда, про уплату «грязных» платежей» в некоторых случаях все же можно забыть.

Перефразировав известную песенку, можно сказать, что фирмы бывают разные, соответственно и отходы у них различаются. Однако не играет роли, сбрасывает ли компания в окружающую среду вредные и опасные вещества, или весь ее мусор составляют несколько вполне безобидных бумажек, – за «избавление» от отходов своей деятельности ей придется заплатить.

Как правило все затраты организации, связанные с ликвидацией собственного мусора, состоят из двух частей. Во-первых, это расходы непосредственно на вывоз и утилизацию отходов. Причем здесь необходимо отметить, что некоторые компании занимаются этим самостоятельно, большинство же других заключают соответствующий договор со специализированной организацией. Во-вторых, за «каждую соринку», выброшенную фирмой, придется заплатить взносы за негативное воздействие на окружающую среду. Безусловно, все компании желают сократить свои «мусорные» расходы таким образом, чтобы они, с одной стороны, были минимальны, а с другой – не «испортили отношения» с контролирующими органами.

Эти «вредные-вредные» взносы

Размещение отходов, образовавшихся в результате деятельности предприятия, является платным видом негативного воздействия на окружающую среду. Об этом сказано в пункте 1 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного постановлением правительства от 28 августа 1992 года № 632.

Вносить в бюджет плату за их размещение должен собственник этих отходов. Таковым в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ (далее – Закон № 89-ФЗ) признается лицо, в результате деятельности которого этот мусор образовался. Причем рассчитать размер взноса за «вредное» воздействие на окружающую среду он должен самостоятельно, руководствуясь положениями Порядка заполнения раздела 4 «Размещение отходов производства и потребления», утвержденного приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 года № 204 (далее – Порядок).

Для этого компаниям придется вести учет образовавшегося, использованного, обезвреженного, переданного другим лицам или полученного от других лиц, а также размещенного мусора (п. 1 ст. 19 Закона № 89-ФЗ). На основании указанных данных фирмы проводят расчет фактической массы отходов, размещенных в . Он определяется по следующей формуле (п. 17 Порядка):

ФМРР = МОО + МПОЛУЧ – МИО – МПО – МПРО,

ФМРР –

МОО – масса образованных отходов;

МПОЛУЧ – масса отходов, полученных от иных лиц с переходом права собственности;

МИО – масса отходов использованных, утилизированных, обезвреженных;

МПО – масса отходов, переданных иным лицам с переходом права собственности;

МПРО – масса отходов, переданных для конечного размещения сторонним организациям.

Полученную величину в соответствии с установленными для конкретного предприятия лимитами следует разделить на отходы, размещенные в пределах лимитов и сверх их. Указанные лимиты рассчитываются каждой компанией самостоятельно и утверждаются в органах Ростехнадзора. Там должны рассмотреть в течение 30 рабочих дней полученные от заявителя документы и принять решение об утверждении этих предельных величин либо об отказе в таковом. При втором варианте развития событий представители Ростехнадзора обязаны мотивированно обосновать свое решение.

Следует отметить, что необходимость утверждать такие лимиты для всех предприятий действует лишь до 1 июля 2009 года. С указанной даты такая обязанность перестанет распространяться на предприятия малого и среднего бизнеса (подп. «в» п. 16 ст. 33 Закона от 30 декабря 2008 г. № 309-ФЗ). Они лишь будут представлять в уполномоченные органы отчетность о фактически образованных, использованных, обезвреженных и размещенных отходах в уведомительном порядке.

Вернемся к определению размера платы за негативное воздействие на окружающую среду. Она будет состоять из двух слагаемых: платы за размещение отходов в пределах лимита и платы за сверхлимитный выброс мусора. Отметим, что если объем размещенных организацией отходов не превышает установленного предела, то второе слагаемое для нее равно нулю, иными словами, величина ее «вредных» платежей будет равна плате за размещение расходов в пределах лимита.

Рассчитываются эти слагаемые по следующим формулам (п. 4 и 5 Порядка):

ППЛ = СПЛ х ОРПЛ,

ППЛ – плата за размещение отходов в пределах лимита;

СПЛ –

ОРПЛ – объем размещенных отходов (в пределах лимита).

ПСЛ = СПЛ х (ФМРР – МПЛ) х 5,

ПСЛ – плата за размещение отходов сверх установленного лимита;

СПЛ – ставка платы за размещение отходов в пределах лимита;

ФМРР – фактическая масса размещенных отходов;

МПЛ – масса отходов в пределах установленных лимитов.

Когда уплаты взносов можно избежать?

Однако не всегда организации, успевшие «обзавестись» в результате своей деятельности мусором, будут плательщиками «вредных» взносов. Таких расходов вполне можно избежать, причем, как это сделать законным путем, компаниям подсказали сами представители Ростехнадзора. Итак, подобные платежи в бюджет можно не перечислять в следующих случаях:

– если в договоре на вывоз мусора предусмотрен переход права собственности на отходы от их собственника к организации – перевозчику или приемщику отходов (письмо Ростехнадзора от 27 апреля 2007 г. № 04-09/455);

– когда в отношении этих отходов заключен на их размещение, и оно осуществляется от лица комиссионера, который и является плательщиком за весь объем размещаемого мусора (письмо Ростехнадзора от 23 декабря 2005 г. № СС-47/145);

– если арендатор с согласия арендодателя сбрасывает отходы в мусорный контейнер арендодателя, и они в силу закона становятся собственностью последнего. Кроме того, можно предусмотреть в договоре аренды переход права собственности на мусор от арендатора к арендодателю (письмо Ростехнадзора от 12 февраля 2007 г. № 04-09/169). Вполне естественно, что последний согласится на подобный ход лишь при условии компенсации ему арендатором расходов на вывоз отходов и уплату «вредных» взносов.

Кроме того, представители Президиума ВАС считают, что перечислять в бюджет такие платежи не нужно и в том случае, если компания выбрасывает на помойку лишь обрезки бумаги, использованные картриджи и иные канцелярские отходы, возникающие в ходе эксплуатации оргтехники и оформления документации. При условии, конечно, что подобный выброс мусора не носит специализированный характер, а лишь является «побочным эффектом» от осуществления организацией ее основной деятельности (постановление Президиума ВАС от 17 марта 2009 г. № 14561/08).

Во всех остальных случаях платить за свой мусор фирме придется самостоятельно.

Налоговый учет «мусорных» затрат

Как уже говорилось выше, затраты на вывоз мусора состоят чаще всего из двух составляющих: это расходы на вывоз (самостоятельный или с привлечением сторонних организаций) и на утилизацию мусора, а также плата за негативное воздействие на окружающую среду (при условии, что она взимается непосредственно с «производителя» отходов). Соответственно, обе статьи расходов следует отразить в налоговом учете.

Плата за размещение отходов компании в пределах установленных лимитов будет уменьшать налогооблагаемую прибыль в составе материальных расходов (подп. 7 п. 1 ст. 254 НК). Уменьшить же базу по данному налогу на сумму платы за сверхлимитное размещение мусора фирмам не удастся. Об этом свидетельствуют положения пункта 4 статьи 270 Налогового кодекса.

Что же касается средств, потраченных на оплату услуг сторонней организации по вывозу мусора, то они могут быть учтены при налогообложении прибыли в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК). Однако при этом не следует забывать о положениях пункта 1 статьи 252 Кодекса, которые требуют соответствующего экономического обоснования и документального подтверждения данных затрат.

Выполняя работы на стройплощадке, организация обязана вывозить с нее мусор и отходы. С кем можно заключить договор на вывоз мусора? Как отразить такие операции в бухучете и можно ли принять данные расходы в целях налогообложения? Поговорим об этом подробнее.

Заключаем договор
Обустройство и содержание стройплощадок должно выполняться с соблюдением требований, изложенных в СанПиН 2.2.3.1384-03 «Гигиенические требования к организации строительного производства и строительных работ» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 11 июня 2003 г. № 141). Согласно этим требованиям строительные организации обязаны вывозить со стройплощадок мусор и отходы.
Договор на вывоз мусора можно заключить со специализированной компанией. Обратите внимание: законодательство не обязывает такие организации иметь лицензию. Однако местные власти могут предъявить к ним специальные требования. Например, в пункте 3.3.1 постановления правительства Москвы от 9 ноября 1999 г. № 1018 указано, что вывоз твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора осуществляется организациями и физическими лицами, «имеющими специализированный транспорт, лицензию на перевозку грузов автомобильным транспортом, заключившими договоры... выигравшими конкурс (тендер)».Об отражении расходов в бухучете
Затраты на вывоз мусора и отходов являются накладными расходами строительных организаций. В состав затрат на строительство они включаются как расходы по благоустройству и содержанию строительных площадок и расходы по подготовке объектов строительства к сдаче.Что с налогами?
Обычно обязанность по вывозу мусора со стройплощадки возлагается на подрядчика (или субподрядчика), то есть на ту организацию, которая непосредственно выполняет строительные работы. Для целей налогообложения прибыли расходы по вывозу мусора и отходов строительства учитываются у нее в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 49 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ).
«Входной» НДС по этим расходам строительная организация имеет право принять к вычету, если речь идет о подрядчике. Другое дело – заказчик. «Входной» налог на добавленную стоимость он «передает» по сводному счету-фактуре* инвестору, который в конечном счете и примет налог к вычету.ПРИМЕРЗАО «Строймастер» (подрядчик) заключило договор на вывоз мусора со стройплощадки со специализированной организацией. Стоимость ее услуг составила 118 000 руб. (в том числе НДС – 18 000 руб.).
В учете подрядчика будут сделаны следующие проводки:ДЕБЕТ 20КРЕДИТ 60– 100 000 руб. (118 000 – 18 000) – оказаны услуги по вывозу мусора и отходов;ДЕБЕТ 19КРЕДИТ 60– 18 000 руб. – отражен НДС по оказанным услугам;ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»
КРЕДИТ 19– 18 000 руб. – возмещен из бюджета НДС.

МОЖНО ЛИ ПРИЗНАТЬ РАСХОДЫ ПРИ «УПРОЩЕНКЕ»?Строительным организациям, применяющим упрощенную систему с объектом налогообложения «доходы минус расходы», необходимо обратить внимание на следующее. По мнению специалистов Минфина России, расходы по оплате услуг специализированных организаций по вывозу мусора не учитываются при определении налоговой базы по единому налогу (см. письмо от 10 января 2006 г. № 03-11-04/2/1). Так что строительным организациям, работающим на упрощенной системе налогообложения, которые решили признавать подобные расходы, скорее всего придется отстаивать свою позицию в суде. Определенные шансы на удачный исход дела в данном случае есть, поскольку по этому вопросу имеются положительные судебные решения (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 29 июля 2005 г. № А56-23975/04).

Перечень расходов, которые можно учесть на УСН, установлен п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ. Согласно пп. 36 п. 1 ст. 346.16 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, вправе уменьшить налоговую базу на стоимость вывоза твердых бытовых отходов. Данный подпункт был введен Федеральным законом от 17.05.2007 N 85-ФЗ «О внесении изменений в главы 21, 26.1, 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации». Таким образом, с 1 января 2008 г. расходы по вывозу твердых бытовых отходов (ТБО) правомерно учесть в составе расходов по пп. 36 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.


{Вопрос: Организация применяет УСН с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов». Правомерно ли при определении налоговой базы по УСН учитывать в расходах затраты на вывоз жидких бытовых отходов? (Консультация эксперта, 2011) {КонсультантПлюс}}

Названные расходы учитываются для целей налогообложения на дату оплаты услуг поставщикам (пп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ). При применении УСН признаются расходы, предусмотренные п. 1 ст. 346.16 НК РФ, если они удовлетворяют критериям, которые указаны в п. 1 ст. 252 НК РФ (п. 2 ст. 346.16 НК РФ). Расходы должны быть экономически обоснованны, документально подтверждены и направлены на получение дохода. Для документального подтверждения расходов необходимы первичные документы (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Поэтому если Вы вывозите мусор, принадлежащий арендатору, то, по нашему мнению, такие расходы не должны уменьшать налогооблагаемую базу, т.к. не будут соответствовать критериям ст. 252 НК РФ (экономически не обоснованы).

Если же Вы вывозите собственный мусор, то Вы вправе включить данные расходы при исчислении налога при УСН.

Мы на ОСНО по договору к нам приезжает машина один раз в неделю и очищает контейнер от мусора. Вывоз мусора сторонними организациями можно отнести на расходы? Сумма 2000 без НДС в месяц. Вот эту сумму можно отнести на расходы при налоговом учете? И на какие прочие или материальные?

Расходы по вывозу мусора являются расходами по обычным видам деятельности (п. 5, 7 ПБУ 10/99).

Для целей налогообложения прибыли данные расходы учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (п.1 ст.252, подп.49 п.1 ст.264 НК РФ).

Такой вывод следует из Главы 26.2 НК РФ, где в перечне расходов по УСН поименованы затраты по вывозу твердых отходов. Поскольку перечни материальных затрат при УСН и ОСНО одинаковые (ст. 254 НК РФ) можно сделать вывод о том, что при расчете налога на прибыль такие затраты признаются прочими.

Обоснование данной позиции приведено ниже в статье журнала «Учет в сфере образования», которую Вы можете найти в закладке «Журналы»

Статья: Затраты на вывоз мусора можно учесть в составе расходов

Образовательная организация работает на «упрощенке». Она заключила со сторонней фирмой договор на вывоз мусора с территории организации. Может ли бухгалтер признать в налоговом учете эти затраты?

Да, такие траты учесть в составе налоговых расходов можно.

Такое право организациям дают положения подпункта 36 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ. Согласно ему расходы по вывозу твердых бытовых отходов принимаются при исчислении облагаемой базы по единому налогу.*

Отвечала Е.Л. ОРЛОВА,
руководитель департамента
налогов и права
ЗАО «АФ “АудитСибМаш”»
КГ «Лекс»

ЖУРНАЛ «УЧЕТ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ», № 4, IV КВАРТАЛ 2008



Что еще почитать