Психотерапевтические упражнения. Простые и эффективные техники и упражнения нлп Психотерапевтические техники и упражнения методика познания себя


Как увидеть проблему в новом свете?
Упражнение «Волшебная палочка»
Многие люди четко знают, что им не нравится, но затрудняются сказать, что они хотят иметь вместо неудовлетворительного положения. Чтобы преодолеть ограничения, налагаемые действительностью, и поставить цель, нужно немного пофантазировать. У вас в руках волшебная палочка, взмахните ею… Как сейчас выглядит ваша жизнь? Какие изменения произошли? Заметно ли это другим людям?
Одна моя пациентка сказала, что хотела бы видеть своего мужа. «Пьяного и в обнимку с любовницей?» – жестоко спросила я. Она рассмеялась, сказав: «Ни за что».
Допустим, случилось чудо: вы проснулись, а проблемы больше нет. Как бы вы почувствовали, что это произошло? Возможно, потребуется время, чтобы найти развернутый ответ на этот вопрос, т. к. вы могли забыть, как жить по-другому, комфортно и спокойно.
Упражнение «Машина времени»
Сейчас как никогда ваши мысли устремлены в прошлое. Как вы думаете, пережитые трудности закаляют человека или делают его слабее? Как изменило вас горе перемен, чему научило, в чем укрепило? Как вы можете использовать свой новый опыт? Чем он поможет вам в общении с людьми, в вашей работе? Как будет способствовать увеличению ваших внутренних ресурсов? Лучше, если вы все это напишете на листе бумаги и обязательно найдете позитивное в том, что произошло.
Упражнение «Путешествие в будущее»
Посмотрите на свою сегодняшнюю проблему из будущего (например, через 10 лет). Будет ли она казаться вам такой же страшной и сложной? У вас есть проблема. Назовите ее, четко сформулируйте. Как вы думаете, когда вы с ней сможете справиться? Через год? Тогда давайте «окунемся» в это чудесное время. Опишите, как сейчас выглядит ваша жизнь.
Упражнение «Час без проблемы»
Забудьте о своей проблеме на час. Живите и действуйте так, как будто ее не существует. В следующий раз немного увеличьте время. Постепенно вы сможете вытеснить проблему из своей жизни. И будет уже не упражнение, а просто жизнь без проблемы.
Упражнение «Проблема как друг»
У медали не может быть только одной стороны. Там, где есть плохое, обязательно должно быть хорошее. Что бы это могло быть? Что есть хорошего в вашем нынешнем положении? Многие думают, что проблемы и страдания не напрасны. А что думаете вы? Для чего проблема появилась в вашей жизни? Чему она должна вас научить?
Ответы на эти вопросы позволят выключить слепое сопротивление проблеме, блокирующее ее разрешение, наполнить смыслом переживаемые страдания или дискомфорт, ощутить ценность и важность происходящего.
Упражнение «Динамика без видимой динамики»
Во всем ищите динамику. Даже тогда, когда вам кажется, что ничего не происходит, в вас на самом деле происходят позитивные изменения.
Если вы читаете эту книгу, вы уже многое сделали: 1) поняли, что у вас есть проблема; 2) пришли к выводу, что необходимо что-то менять; 3) предприняли реальный и весьма конкретный шаг, направленный на разрешение проблемы, – купили книгу, которая вам в этом поможет.
Упражнение «Незамеченный ресурс»
В вашей ситуации многие люди оказались бы в гораздо худшем положении. Как вы сумели удержаться на таком уровне? Что помогло вам? Вероятно, в вас есть такие ресурсы, о которых вы и не подозревали! Расскажите себе о них.
Упражнение «Послушай сплетню»
Позволю себе сказать несколько слов о сплетнях вообще. Плохо ли сплетничать? Во многих психологических тестах есть вопрос на честность. Он звучит так: «Иногда вы немного сплетничаете?» Если человек отвечает «нет», то результаты, как правило, получаются недостоверные. Сплетничают все: и мужчины, и женщины, и профессора, и бабушки у подъезда. Сплетня – это источник информации, обсуждение проблемы, а вот превратится она в оскорбление или в грязную ложь – это уже зависит от личности сплетника. После развода нужно приготовиться к тому, что его будут обсуждать за вашей спиной коллеги, родственники, друзья. Кто-то с сожалением, кто-то – злорадствуя, а кто-то – экстраполируя все на себя. Отнеситесь к этому спокойно. Более того, представьте себе, что слышите все, что говорят о вашем разводе окружающие. Фактически я предлагаю «послушать» сплетню о себе. Если бы о вашей проблеме сейчас кто-то сплетничал (бывший муж, мать, отец, брат, сестра, подруга, свекровь), что бы он рассказал?
Это упражнение поможет вам осветить проблему с разных точек зрения, всесторонне ее изучить и спокойно отнестись к тому, что о вас сплетничают. В конце концов, чем больше сплетничают, тем выше ваш статус!
Упражнение «С высоты птичьего полета»
Посмотрите на все то, что происходит в вашей жизни, сверху вниз, с высоты птичьего полета. Какими маленькими оттуда кажутся люди! Бывший муж, свекровь и другие люди, приносящие вам боль, стали похожи на кукол. Сейчас это зависит от вас: подниметесь вверх – они станут еще мельче и могут даже превратиться в точки. Вы можете расправить крылья и улететь, оставив их внизу маленькими и ничтожными. Так, может быть, в обычной жизни вы преувеличиваете важность этих людей и значение всего происходящего?
Упражнение «Совет подруге»
«Чужую боль руками разведу, а к своей – ума не приложу». Знаете такую пословицу? Она говорит о том, что чужие проблемы кажутся не такими сложными, как свои собственные. Представьте себе, что такая проблема возникла у вашей подруги. Что бы вы ей посоветовали? Какие рекомендации могли бы дать? Как ей лучше разрешить проблему?
Упражнение «Фокусирование на прогрессе»
Ваша ситуация несколько улучшилась по сравнению с тем, что было сразу после развода? Как вы можете это объяснить? Чем обусловлен наметившийся прогресс? Это улучшение является вашим трамплином для продвижения к новым целям.
Вы можете многое сделать в сложившейся ситуации: уменьшить значимость проблемы, взглянув на нее с высоты птичьего полета, устроить проверку временем, пустить о себе сплетню, сделать ситуацию развода своим «другом» и, наконец, избавиться от нее, как по мановению волшебной палочки. Выберите любую из предложенных техник и действуйте!
О чем после развода нужно помнить всегда?
● Сейчас каждый день для вас – это противостояние вас позитивной и вас негативной. Кто победит в этой борьбе – решать только вам!
● Запомните, что вы парализуете себя, фокусируя все внимание на том, чего нет и чего вы не можете сделать. Лучше сосредоточиться на том, что есть и что вы действительно можете.
● Не бейте себя наотмашь, жизнь сделает это за вас. Простите себя.
● Цените маленькие победы и заносите их в свой личный «позитивный архив», опирайтесь на них. Метко стреляйте по одной, пусть небольшой цели, но ежедневно, и прогресс в определенной сфере жизни не заставит себя ждать.
● Не бойтесь попросить о помощи. Отставьте гордыню. Ведь кто не может попросить помощи, тот никогда ее не получит. Окружающие не умеют читать чужие мысли.
● Помните, что ваша новая жизнь только начинается, поэтому наберитесь терпения. Для того чтобы сотворить шедевр, нужно время.
● Вы несете ответственность за своих детей и должны сделать все, что в ваших силах, чтобы они сохранили теплые отношения любви с обоими родителями. Ведь все серьезные изменения в их жизни произошли без их согласия.
● Прежде чем начать новые отношения, разберитесь в себе. Теперь у вас появилось моральное разрешение на новые взрослые романтические отношения, но не представляйте нового избранника детям, пока не поймете, насколько серьезны ваши планы. Найдите в себе силы, проявляйте инициативу, но думайте головой!
● Избавьтесь от перфекционизма. Выполняя повседневные дела, выбирайте самые важные и отбросьте второстепенные. Вы почувствуете освобождение!
● Приготовьтесь к тому, что друзья займут нейтральную позицию и это будет больно. Важно, чтобы нашлись те, кто вас просто выслушает.
● Свыкнитесь с мыслью, что все семейные функции вы теперь выполняете сами. Чем раньше это случится, тем лучше.
● Когда ваши дети будут заняты своими делами, уедут без вас отдыхать в выходные или на каникулы, приготовьтесь к тому, что вы будете чувствовать себя одиноко. Научитесь использовать одиночество эгоистично, займитесь тем, что приносит вам удовольствие.
● Найдите работу, которая вам интересна. Ваша профессия сейчас для вас – как «костыль». Это опора на пути к карьерному росту. Профессиональный рост и самосовершенствование позволят вам зарабатывать больше, ведь теперь вы в этом нуждаетесь.
● Стремитесь к вдохновению, старайтесь напитать себя позитивной информацией. Долой новостные ужастики по телевизору!
● Составьте список дел под названием «Чем я займусь, прежде чем я умру», добавьте в него все свои сокровенные мечты и стремления, включая самые смешные и детские. И начинайте выполнять, вычеркивая сделанное.
● Научитесь не только спать в одиночестве, но и, если позволяют обстоятельства, проводить ночь вне дома.
● Для вас очень важно сейчас сохранить здоровье. Поэтому обязательно давайте себе физическую нагрузку. Помимо прочего, упражнения повышают уровень серотонина в головном мозге и помогают бороться с депрессией.
● Заставьте себя участвовать в социальной жизни. Это нужно и для работы, и для отдыха.
● Научитесь справляться с гневом и раздражением.

Экология сознания. Психология: Когнитивно-поведенческие упражнения применяются как с целью поддержания полученных результатов во время консультаций у психолога, так и как самопомощь.

Лечебно-профилактические средства психотерапии

Когнитивно-поведенческие упражнения – это лечебно-профилактические средства психотерапии, которые являются конгитивными средствами самовоздействия.

Конечная цель подобных упражнений – уменьшение или полное устранение разрушительного и неадекватного поведения или дискомфорта.

Упражнение №1

«Преодоление тревоги» (по гештальт-терапевтической технике)

Для того, чтобы преодолеть тревогу, которая значительно ухудшает качество Вашей жизни необходимо сделать следующее:

Шаг 1.

Задать себе и главное – честно ответить на следующие вопросы:

    «Тревожась и переживая за будущее не уничтожаю ли я свое настоящее?»;

    «Я испытываю тревогу потому, что моя проблема «огромна и неразрешима» или просто оттягиваю время, чтобы ее решить?»;

    «Есть ли возможность сделать сейчас то, что меня так тревожит?» Например, назначить любимому встречу, начать серьезный разговор, составить план и т.п.

Шаг 2.

После того, как Вы ответили на выше изложенные вопросы, попытайтесь представить и перенести свои переживания на сегодняшний день и пережить их прямо сейчас. Вы убедитесь в том, что тревожится и переживать о том, что уже происходит «здесь, в данный момент времени» достаточно трудно.

Шаг 3.

Концентрируем внимание на окружающем:

    Постарайтесь сосредоточиться на органах чувств, т.е. прислушайтесь к звукам, запахам и обратите внимание на цвета;

    На листке бумаги: «Я осознаю, что…» запишите все то что почувствовали.

Шаг 4.

Концентрируем внимание на внутреннем мире:

    Прислушиваемся к сердцебиению, дыханию, коже, мускулатуре и т.п.;

    Берем тот же листок и пишем «Я осознаю, что…» свои ощущения.

После этого подумайте: «Все ли части тела Вы ощутили?». Если «нет», тогда сделайте четвертый пункт несколько раз, чтобы не оставить без внимания ни одну часть своего тела.

Выполняя это упражнение, тревога начнёт отступать, Вы успокоитесь, так как переведете свое внимание на другую деятельность. В следующий раз, как только Вы начнете испытывать тревогу выполняйте поэтапно 4 пункта этого упражнения.

Упражнение №2

«Преодоление страха» (по Эллису)

Если Ваш страх является следствием нерационального представления (ложного, не имеющего реальную основу) тогда необходимо сделать следующее:

    Постарайтесь посмеяться над своим страхом, а также над страхом перед страхом;

Например, зачем Вам нужно одобрение Ваших родных по приготовленному обеду? Мыслите рационально: если бы блюдо было невкусным (пересоленным, недоваренным, слишком жирным и т.п.), то они точно бы об этом сказали, а раз молча кушают, значит им все нравится. Посмейтесь над тем, что Вы ждете одобрение там, где его не следует ждать?

    Честно и откровенно расскажите о своем страхе доверительному лицу и покажите свои эмоции, которые Вы при этом испытываете;

    Постарайтесь найти первопричину Вашего страха, т.е. иррациональное (неправильное, ложное) представление о должном и заменить его на рациональное(разумное);

    Наблюдайте за своими страхами, признавайтесь себе, что они мелочны и ничтожны и находите «правильное» представление о должном, оспаривайте и постепенно преодолевайте их.

Например, Вы испытываете страх из-за того, что боитесь показать другим, как Вы тревожитесь за кого-либо или что-либо. Поймите, нет ничего постыдного и страшного в том, что другие увидят, что Вы встревожены.

Сознайтесь себе в том, что Ваш страх перед проявлением своих эмоций – беспочвенен и необоснованный.Запомните, что каждый человек имеет право на эмоции и переживания.

Упражнение №3

«Повышение творческой активности» (по Д.Скотту)

Это упражнение еще называют «Мозговым штурмом».

Шаг 1. Записываем идеи и решения проблемы – без особых раздумий взять лист бумаги и написать первые,которые пришли Вам в голову решения данной проблемы. Это необходимо для того, чтобы исключить все Ваши возможные страхи и переживания за последующую неудачу, исключить все «тормоза» и влияние механизмов Вашего сознания, которые могут, а самое страшное, что наверняка возникнут при длительных размышлениях.

Шаг 2. Самооценка решений – это критико-аналитическая часть упражнения, которая позволит выявить годные и непригодные решения. Оценивать свои решения нужно по 5-ти бальной системе, от большего разумного и верного решения (оценка «5»), к самому нецелесообразному (оценка «2»).

Шаг 3. Отбор лучшего решения – это может быть один самый подходящий вариант, а может быть комбинация из нескольких, которые приведут к положительному решению проблемы.

Упражнение №4

«Снятие стресса» (по К. Шрайнеру)

Это есть своеобразное «очищение мозга» от «ненужных» мыслей.

Шаг 1. Прислушайтесь к своим чувствам, которые Вы испытываете во время стресса, возможно Вас «прошибает пот» или Вы напряженные от ожидания.

Шаг 2. Теперь специально сделайте так, чтобы прочувствовать тот момент, когда Вы сильно напряжены. Задайтесь вопросом и ответьте на него: «Ради чего и зачем я так напрягаюсь?».

Шаг 3. Теперь задайте себе следующий вопрос: «А что мне нужно для того, чтобы я почувствовал(-а) себя лучше?».

Шаг 4. На 2-3 минуты преувеличьте свои ощущения, пусть Вас на это время «прошибет пот» или наступить колоссальное напряжение. Ничего не предпринимая просто прочувствуйте это состояние и убедитесь в том, что оно занимает очень много энергии и сил, и что эта энергия тратиться в пустую.

Шаг 5. После проведенного эксперимента-наблюдения ответьте себе: «Нужно ли мне такое напряжение? Хорошо ли это для меня? Хочу ли я избавиться он него?».

Шаг 6. Следующим шагом будет осознание того, что Ваши требования создают чувство отчаяния.

Шаг 7. Приступаем непосредственно к релаксации. Для этого нужно представить, что все Ваши мышцы стали подобием податливого теста или поролона. Постарайтесь поймать состояние равновесия.

Шаг 8. «Очищаем свой мозг от ненужного» и делаем что-то конструктивное и нужное вместо того, чтобы впустую тратить свои силы и энергию для бесполезного напряжения или «прошибания».

Шаг 9. Последним шагом будет осознанная замена Ваших требований на Ваши предпочтения.

Упражнение №5

«Разрешение стрессовой ситуации методом «Взмаха» (по Р. Бендлеру)

Встаньте удобно или сядьте и закройте глаза. Теперь представьте себе, что у Вас в обеих руках по одной фотографии:

    В одной руке карточка, где сфотографирована Ваша проблема или отрицательная ситуация, которую не желали бы видеть. Она мрачная, все негативное и размытое;

    В другой руке карточка, где сфотографирована приятная ситуация в ярких разноцветных красках, глядя на которую Вас посещают положительные эмоции, такие как радость, успокоение, счастье и т.п.

Теперь одним взмахом, т.е. молниеносно опускайте негативную фотографию на колено, чтобы Вы ее перестали видеть, а позитивную поднимайте до уровня глаз.

Это упражнение необходимо делать в тот момент, когда стрессовая ситуация проявляется и у Вас наступает напряжение. Подобную молниеносную замену фотографий нужно делать до тех пор, пока положительный образ окончательно не вытеснит отрицательный.

Упражнение №6

«Коррекция негативного поведения путем самоанализа» (по Д.Рейуортеру)

Быть безучастным сторонним наблюдателем – это главное условие при выполнении данного упражнения. Вы должны прислушиваться, концентрировать свое внимание, осознавать свои чувства, прочувствовать их и запомнить, но при этом ничего не менять. Делаются подобные упражнения уединенно, чтобы Вам не мешали и не отвлекали.

Шаг 1. Концентрируемся на своем физическом теле:

    Неважно, сидите ли Вы, лежите или стоите, обратите внимание на то как расположены ноги, руки, опущена или закинута голова, сгорблена ли спина и т.п.;

    Сконцентрируйтесь на том, где сейчас Вам больно или чувствуется напряжение и т.п.;

    Прислушиваемся к дыханию и сердцебиению.

Внушите себе: «Это мое тело, но я не есть тело ».

Шаг 2. Концентрируемся на своих чувствах:

    Прислушиваемся к своим чувствам, которые Вы сейчас испытываете;

    Найдите и отделите у этих чувств положительную сторону от отрицательной.

Внушите себе: «Это мои чувства, но я не есть эти чувства ».

Шаг 3. Концентрируемся на своих желаниях:

    Перечислите имеющиеся желания и стремления, если они есть у Вас;

    Не задумываясь над их важностью и не ставя приоритетов перечисляйте их одним за другим.

Внушите себе: «Это мои желания, но я не есть эти желания ».

Шаг 4. Концентрируемся на своих мыслях:

    Поймайте мысль, которую Вы сейчас думаете. Даже если Вы думаете, что у Вас в данный момент времени нет никаких мыслей – это и есть мысль и за ней нужно понаблюдать;

    Если мыслей много, то понаблюдайте как одна мысль сменяет другую. Совсем не важно правильны ли они и рациональные, просто сконцентрируйтесь на них.

Внушите себе: «Это мои мысли, но я не есть эти мысли ».

Подобное упражнение «Самокоррекции» относится к техникам психосинтеза и позволит понаблюдать и увидеть свое тело, чувства, желания и мысли как бы со стороны.

Упражнение №7

«Кто я?» (по Т.Йоуменс)

Данное упражнение также относится к техникам психосинтеза и заключается в постороннем наблюдении за собой. Цель упражнения –помочь развить в себе самосознание и выявить свое настоящее «Я».

Каждый человек подобен многослойной луковице, где слой за слоем спрятано наше истинное «Я». Такими слоями могут быть маски, которые мы каждый день «выбираем» под подходящий случай и «надеваем» на себя, чтобы люди не увидели наших истинных чувств или тех качеств, которых мы стесняемся или которых не любим в себе.

Но есть слои и положительные, которые мы игнорируем и не признаем себе, что они «хорошие». Увидеть за всеми этими слоями свою настоящую сущность, свое живое ядро, свою личность – это то, что благодаря этому упражнению Вам постепенно, шаг за шагом удастся сделать.

Необходимо чтобы во время выполнения этого упражнения Вас не отвлекали.

Шаг 1.

В тетрадке на первой страничке напишите вопрос-заголовок «Кто я?». Теперь поставьте время и запишите предельно честный ответ. Отбросьте мнение окружающих или что говорят о Вас родные, запишите именно то, как думаете Вы. Этот шаг можно делать по несколько раз в день или ежедневно, каждый раз проставляя дату и отвечая откровенно: «Кто Вы, по Вашему мнению?».

Шаг 2.

Удобно сядьте и закройте глаза. Задайте себе этот же вопрос и представьте ответ в виде образа. Не корректируйте его и не рассуждайте, а уловите именно тот образ, который возник у Вас сразу же после вопроса. Открыв глаза сразу же опишите это возникший образ, вспомните, какие чувства Вы испытали, увидев его и что этот образ значит для Вас.

Шаг 3.

Встаньте в середину комнаты и закройте глаза. Задайте себе тот же вопрос и прочувствуйте те движения, который начнет делать Ваше тело. Не контролируйте их, не мешайте, не вносите корректировки, а доверьтесь телу. Обязательно запомните эти движения, ведь именно таким образом оно отвечает на поставленный вопрос.

Упражнение №8

«Диалог с самим собой с целью экстренной самопомощи» (по М.Е. Сандомирскому)

Главная цель диалога – срочно помочь себе снять возникший телесный эмоциональный дискомфорт. Упражнение нужно делать уединенно, чтобы не мешали.

Шаг 1.

Закройте глаза и представьте перед собой зеркало, а в нем Ваше отображение. Присмотритесь: как Вы выглядите в момент наступившего дискомфорта, как это отражается на выражении Вашего лица, на осанке.

Шаг 2.

Сконцентрируйтесь на физических ощущениях и найдите места, где именно испытываются неуютные ощущения.

Шаг 3.

Суть следующего шага заключается в следующем:

Вы должны сами себе (т.е. воображаемому собеседнику, своему отображению) сказать все те слова, которые, по Вашему мнению, успокоят Вас в данной ситуации, ободрят, остановят навязчивую тревогу, самосожаление, самобичевание, самообвинения и восстановит Ваше самоуважение и достоинство.

Вложите в эти слова столько эмоциональности и чувств, сколько, по Вашему мнению, нужно будет для достижения поставленной цели.

Ваш воображаемый «зеркальный» собеседник будет реагировать на Ваши слова и его ответная реакция станет Вам сигналом – попали ли Ваши слова в цель или они были произнесены впустую.

Шаг 4.

Переключитесь на свои физические ощущения.

Если слова дошли до цели, то физические страдания будут утихать и дискомфорт со временем исчезнет. Если же этого не произошло, повторите шаг 3 еще раз.

При необходимости данное упражнение можно повторять несколько раз, главное – это заставить стихнуть физическому эмоциональному дискомфорту – это и есть срочная мгновенная экстренная самопомощь.

В заключении хочется отметить, что подобных психотерапевтических упражнений в практике у психологов великое множество.

Объединяет их одна цель –это самопомощь. Делая эти упражнения, Вы научитесь самостоятельно воздействовать на себя и тем самым помогать себе: устранять или уменьшать неадекватные проявления своего поведения, преодолевать тревогу или страх, снимать стресс, повышать свою творческую активность и лучше понимать себя. опубликовано Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта .

Это психотерапевтическое упражнение - не групповое, а индивидуальное, оно не требует никаких специальных приспособлений, а только как минимум : часа свободного времени, нескольких листов бумаги и шариковой ручки.

Максимум же : это упражнение требует желания общаться в течение некоторого времени с некоторым количеством людей в очень непринуждённой обстановке - по городскому телефону, за чашкой чая на кухне или за чашкой кофе в кафе. Но обо всём по порядку.

Это психотерапевтическое упражнение является «мини-тренингом счастья» или «тренингом повышения ощущения общей комфортности бытия».

Как раз вот такие упражнения я и люблю больше всего, и как раз подобные упражнения реже всего встречаются в практике психотерапии. Почему? Я расскажу. Это - не лирическое отступление, это напрямую связано с темой статьи и самим упражнением - с хорошо работающей техникой.

Как Вы знаете, уважаемый Читатель, психотерапия пришла к нам с Запада, где она - то более, то менее успешно (с внутрикорпоративными войнами, революциями и перемириями) развивалась целый двадцатый век.

Общество на Западе, каким бы оно ни было, имеет одну бесспорную черту - оно гражданское. Практически, с точки зрения практической пользы для психотерапии, это означает вот что. В таком обществе естественна и возможна самая различная групповая психотерапевтическая работа.

В таком обществе люди улыбаются друг другу, не чураются друг друга, и в общем, друг другу небезразличны.

Итак, психотерапия со всеми её методиками пришла к нам. А у нас общество совсем другое. Если говорить точно «по науке», то такое общество, в котором живём мы, называется обществом атомизированным .

Атомизированое общество - это такое общество, в котором произошла деформация горизонтальных связей между индивидами. На практике это значит, что в таком обществе ценность понятий: дружба, любовь, семья, взаимовыручка - утрачена.

На практике для психотерапевта, это означает: низкое КПД и низкую популярность любой групповой психотерапии. Что мы и имеем.

Именно поэтому я так высоко ценю те немногие практические упражнения, которые не требуют работы в группе - с групповым бессознательным, а могут осуществляться и в одиночку.

На самом деле ситуация у нас несколько уже сдвинулась со своей мёртвой точки. И во многом, как раз благодаря усилиям психотерапии и попыток внедрить групповую психологическую работу «в массы».

Вот и моё психотерапевтическое упражнение (как это ни парадоксально звучит) кладёт свой скромный кирпичик в это общее благородное дело - сделать наше общество менее атомизированным, а более социально озабоченным, более соответствующим понятию «гражданское».

А для начала, нужно всё-таки полюбить мир, в котором ты живёшь. Ну а конкретно для человека это всё-таки означает одно: полюбить тех людей, которые живут вокруг тебя, начать им просто симпатизировать. Поверить в то, что мир, «планета людей», которые тебя окружают - прекрасен.

Как говорил Вольтер, устами своего героя из повести «Кандид», поверить в то, что «всё к лучшему в этом лучшем из миров» . Даже если сидишь на свежих развалинах после лиссабонского землетрясения...

Кстати о «землетрясениях»...

Как это, опять же, парадоксально ни звучит, но понимание того, что ты живёшь среди скорее - хороших , а не, скорее,плохих людей, приходит к людям почему-то именно в «годину бедствий».

Трудная, внештатная ситуация показывает нам мир «как он есть», резко срывает грязно-серую пелену «скучненькой депрессии и вечного недовольства». Трудности, беды всегда отчего-то показывают нам мир с его с хорошей стороны. На десять негодяев всегда находится хотя бы один герой, чей вовремя сделанный героический поступок, запоминается «на дольше» и влияет сильнее... Запоминаются отнюдь даже вовсе и не «герои», а просто люди, которым в нужный момент было не всё равно и которые захотели проявить простое и в общем-то дёшево стоящее человеческое участие - вовремя.

Однако, мне не нравится эта тенденция Вселенной преподавать нам такие суровые уроки «правильного понимания вещей».

Я бы хотела, чтобы и в «мирное» время, время, когда мы практически имеем ВСЕ основания для того, чтобы быть счастливыми (но почему-то редко бываем!), чтобы и в эти обычные дни своей жизни мы научились доверять миру и вести себя в нём достойно - с симпатией к окружающим нас людям.

Итак, перейдём непосредственно к упражнению. Оно очень простое, но эффект от него получается почти фантастический.

Психотерапевтическое упражнение «Планета людей»

Первая часть психотерапевтического упражнения

Выберите десять человек из числа своих приятелей и знакомых, тех, которые Вас чем-то раздражают, когда-то задели, обидели или просто являются объектом Ваших хронических недоброжелательных мыслей или даже досужих разговоров с третьими лицами.

Напишите их имена на десяти листах обычной канцелярской бумаги.

А теперь на каждом таком «именном листе» выпишите в столбик (хорошенько подумав) всё только приятное, что Вы можете вспомнить о каждом из этих людей.

Вы должны вспомнить и записать:

  • приятные черты их натуры,
  • те благородные, человеческие или просто хорошие поступки, которые они совершили когда-то для Вас или для кого-то ещё,
  • вспомнить всех людей (не связанных с ними родстввенными узами или узами деловых, «взаимополезных» отношений), людей, которые, тем не менее, отзываются о задуманных Вами людях хорошо и которым есть за что их благодарить.

Важно:

Ваш список должен состоять не менее, чем из десяти пунктов!

Пишите по возможности подробно и ярко о тех эпизодах, которые этого заслуживают.

Вторая часть психотерапевтического упражнения

Что делать, если список «позитивных черт» не дотягивает до цифры 10?

А вот тогда начинается тот самый увлекательный квест, который я обещала в начале!

Теперь перед Вами стоит задача - любыми доступными Вам способами собрать как можно больше информации о том человеке, которого Вы, оказывается, настолько плохо знаете, что не можете написать о нём и десяти хороших слов.

Отнеситесь к этой задаче серьёзно. Представьте себе, что Вы - адвокат или журналист-правозащитник, от чьих способностей зависит судьба и доброе имя человека. Вы должны провести Ваше журналистско-правовое расследование, чтобы на выходе написать книгу или снять документальный фильм с шокирующим разоблачением стереотипов толпы!

Расспросите знакомых и знакомых знакомых об жизни выбранного Вами человека, о том, как вообще складывалась эта судьба до Вашего пересечения с ней. В иных случаях можно поговорить («взять интервью») и у самого этого человека.

Если Вы отнесётесь к своей задаче серьёзно, то Вас ожидает много таких открытий, которые будут способны просто перевернуть Ваши прежние представления о жизни и о людях, которые живут с Вами бок о бок своей «скучной», повседневной жизнью.

Третья заключительная часть психотерапевтического упражнения

Теперь, после того, как Вы составили полные списки, сделайте из них красивую «стенгазету», а точнее, просто оформите это как следует, перепишите на чистовик. Пусть результат Вашей кропотливой работы ещё долго будет у Вас под рукой.

(Этот «анти-компромат» будет хранить легко и приятно - ведь в нём не будет содержаться ничего, что может оскорбить кого-то или разрушить чью-то судьбу).

Ну а теперь Вы должны подумать о десяти подарках тем десяти людям, с которыми Вы работали всё это время. С кем-то Вы работали один час, а с кем-то, предположим, и месяц...

Подарок - это обязательный и завершающий аккорд нашего упражнения. Ведь эти люди заслужили от Вас приз - они вернули Вам веру в людей. Разве такой дар не заслуживает ответной благодарности?..

Елена Назаренко , Яковлева Наталья
психологи центра "1000 идей"

НЛП знает один простой психотерапевтический рецепт, который помогает практически «от всего». Если перефразировать известные слова про «Учиться, учиться и ещё раз учиться», то заповедь НЛП можно сформулировать так: «Визуализировать, визуализировать и ещё раз - визуализировать».

Если Вы уже знакомы с НЛП по нашим предыдущим статьям (или сами изучали этот жанр психотерапии), то Вы знаете, что работа клиента по самоисцелению (в НЛП) заключается в том, чтобы представлять каждую свою положительную или негативную ситуацию в виде фильма и прокручивать его в голове - то так, то эдак.

Вот именно в этом «то так то эдак» и заключается секрет НЛП-успеха. И эта работа для очень неподготовленного человека (да ещё и не визуала) очень сложна.

Тем не менее, если просто начать пробовать, то уже вскоре Вы сделаете грандиозные успехи (по сравнению с тем, что умели, а точнее - совсем не умели) раньше. А научившись манипулировать с «фильмами» событий, Вы получите ключик от заветной двери - за которой - исцеление и умение осознанно выбирать себе счастливую долю, отказавшись от того комка нервов, который имеет обычный, среднестатистический человек...

В этой статье я перечислю ряд очень простых, наверное самых простых техник НЛП.

С них-то и нужно начинать тренироваться быть волшебником...

Смысл всех этих техник НЛП практически сводится к одной задаче: если учесть, что в основном, все люди делают из мухи - слона (и страдают от этого), то задача НЛП-психотерапии будет обратной: как научиться превращать «слона» обратно в муху - иными словами, как справляться с событиями и переживаниями, которые вызывают у нас гамму негативных эмоций и расшатывают нервы.

Упражнение НЛП №1 «Мелочи жизни» (из серии «слоны и мухи»)

Вы можете не поверить (особенно, если не практикуететехники НЛП, а только слышите о них время от времени), так вот - вы можете не поверить, но это - работает.

Итак, возьмём негативную ситуацию, которая произошла в Вашей жизни.

Возьмём самую простую, но обидную историю. Вы катались по морю на прогулочной яхте, зазевались и уронили в воду - браслет. Очень красивый, и дорогой браслет, любимый Вами.

Что делать? Тренеры НЛП как-то прислушались к поговорке: «Не переживай, это всё - мелочи », а поскольку НЛПисты, как и все уважающие себя психотерапевты, понимают всё буквально, они заставили своих пациентов БУКВАЛЬНО представить себе крупную негативную ситуацию как МЕЛОЧЬ - то есть, в своём воображении - уменьшить её в размерах. (Напомню, речь всегда идёт о прокручиваемом в голове фильме).

Итак, ваша задача - сначала представить себе Ваш потерянный браслет очень чётко, в красках, и всю негативную ситуацию с его падением в воду прокрутить в голове также - красочным фильмом.

Ну а затем... Затем представьте, что Вы «перевернули бинокль» и Ваш браслет вдруг удалился от Вас на несколько сотен метров, на километр, на несколько километров... Вы уже не видите браслет, вместо него перед глазами маячит какая-то тёмная еле различимая точка....

Ну что? Вам надоело всматриваться? А ну её совсем, эту точку - что глаза портить, пытаясь разглядеть какую-то мелочь?

Этот пример - точен с точки зрения психологии. Человеку свойственно терять интерес к предмету, который он оставляет далеко позади себя, когда предмет теряет очертания и уменьшается, по мере того, как расстояние между предметом и наблюдателем стремительно увеличивается.

Вспомните себя в поезде, наблюдающим в окне какой-нибудь странный и интересный объект, проплывающий за окном на ещё слабом ходу. Вы смотрите-смотрите, но вот поезд набрал ход, завернул, и странный объект уже почти, что не видать... И тогда Вы машете на всё это рукой, и Ваше внимание переключается на что-нибудь более захватывающее, например, на жареную курицу, завёрнутую в масленую бумагу.

Принцип этого упражнения НЛП понятен. Вам нужно просто уменьшить картинку тревожащей ситуации так, чтобы предмет, который Вас тревожит, уменьшился до микроскопичсеских размеров...

Для того, чтобы вам было проще выполнить это упражнение самостоятельно, мы предлагаем вам обратиться к психологическим картам .

Перед вами стоит задача: уменьшить «картинку» тревожащей вас ситуации.

Для этого вам нужно постараться придумать такую «историю», (с абсурдом, юмором и фантазией), в которой тревожащий вас предмет уменьшался бы до … микроскопических размеров.

Разумеется, для такого креативного фантазирования вашим лучшим подспорьем, будирующим и юмор и фантазию, станут наши психологические карты .

В первом раскладе всего три позиции.

ПОЗИЦИЯ ПЕРВАЯ

Что меня тревожит? Осознанно, 1 карта из колоды "1000 Дорог". (Для лучшей «глубинной» работы вытащите эту карту осознано, и тогда вы увидите, что же вас тревожит подспудно на самом деле).

ПОЗИЦИЯ ВТОРАЯ

Здесь, в этом мире – это такое маленькое-премаленькое, просто размером с комара или с блоху. Спонтанно, 1 карта "1000 Дорог".

ПОЗИЦИЯ ТРЕТЬЯ

Что мне нужно делать, на что смотреть, куда мне двигаться, чтобы этот предмет действительно попал в такой мир (контекст), где он не представляет никому (и мне) никакой угрозы, где он смешон, мал, хрупок, никому не заметен, не страшен и не интересен. Как мне его туда переместить?

1. Клиентку тревожат всякие официальные письма, квитанции, счета. Это её реально нервирует. (Карта «Почтовая служба»).

2. Но! Все эти «письма» покажутся сущей ерундой (из серии «да нам бы ваши проблемы» или «пусть это будет самая большая неприятность в вашей жизни») в контексте следующей карты... «Темница тайн». Вас не пытают? Вас не бросили в зиндан? Ну и ладненько – что вы себе нервы портите, у вас всё в жизни прекрасно, потому что бывает по-настоящему скверно, но это не ваш случай...

3. А что должна предпринимать сама клиентка, чтобы это всё перестало быть только метафорой и как следует заработало в её жизни? Она должна представить себя «ледоколом», который прокладывает путь жизни другим корабликам, взламывая льды (карта «Ледники бездействия»). Клиентка поняла это как совет – продолжать упорно реализовываться в помощи другим людям тем, что ты умеешь делать лучше всего и для чего ты создан – не думая ни о чём, кроме вот этой святой работы, вот этой психотерапевтичной самореализации, вот этого позитивного делания на благо социума, умножающего Добро и Благоприятные Варианты случайного развития жизненных ситуаций... (Делай что должно и будь что будет).

Точно также, как в случае с «мелочью», тренеры НЛП прислушались к расхожим выражениям типа: «пробелы в памяти», «белое пятно».

И сделали из этого отлично работающую технику. (Вовсю по этому принципу работает, кстати - Симорон. А сам принцип Вам понятен? Берём расхожее выражение (пословицу, поговорку, фразеологизм) и буквально выполняем то, что там сказано, каким бы идиотическим это не казалось занятием. Например, если некая дамочка злоупотребляет выражением «Я тут бьюсь как рыбица об лёд, чтобы он хоть что-то сдал, а он не сдаёт», то даму наряжают «рыбицей», и предлагают ей побиться об лёд - три раза в день по пять минут. Хорошо если симоронщики разрешат биться об лёд «искусственный», а то ж ещё заставят и на улицу идти! По такому же принципу людям предлагают «собрать в кучу мозги», если они только так и умеют решать какую-то задачу, ... и так далее)..

Итак, выражение «пробелы», «белое пятно» натолкнуло НЛП вот на какую технику.

Если у Вас есть воспоминания, которые сами отпечатались чёткой картинкой и эти воспоминания несут в себе огромную разрушительную силу - делайте этот образ всё светлее и светлее, пока окончательно не «засветите» его.

Когда Вы хотите что-либо забыть, делайте картинку светлой до тех пор, пока не перестанете видеть, что на ней изображено.

Помогает.

Есть техника НЛП - обратная этой.

Если Вы забыли часть событий, а вам необходимо восстановить в памяти упущенные звенья, «как всё было» то, наоборот, сгущайте краски. Делайте картинку более тёмной!

Тогда из подсознания вдруг придут забытые её фрагменты. Так мы получаем доступ к содержанию картинки, на которой какая-то её часть была Вами упущена.

Для этого упражнения мы также предлагаем в помощь расклад с нашими психологическими картами .

У вас есть такие воспоминания, которые отпечатались в вашей памяти чёткой аляповато-яркой картинкой и несут в себе огромную разрушительную силу? Устроим постирушку с отбеливателем.

Возьмите этот яркий аляповатый образ и начните-ка его «стирать». Выстирайте, застирайте его до бесцветности. Осветляйте образ, пока не «засветите» его как неумелый фотограф испорченную плёнку, а хозяйка майку с рисунком, который перестал быть виден.

Когда вы хотите что-либо забыть, убрать из своей жизни, «светлите» картинку до тех пор, пока не перестанете видеть? что же там на ней было изображено.

В этом раскладе мы будем работать с колодой "1000 Жизней ", которой будет ассистировать колода "1000 Идей ".

Чаще всего нас травмируют всё-таки люди (яркие, агрессивные, устроившие с нами конфликт, докучающие нам), поэтому колода "1000 Жизней" здесь как нельзя кстати.

В этом раскладе у нас всего 2 Позиции.

ПОЗИЦИЯ ПЕРВАЯ

Кто этот человек ? Осознанно (по запросу) 1 карта "1000 Жизней". (Например, учительница в школе моего ребёнка).

Если у вас нет такого очевидного запроса (острого конфликта), вытащите спонтанную карту "1000 Жизней", чтобы увидеть более тонкие и глубинные конфликты, которые вы, возможно, вытеснили, не признаёте, даже не осознаёте, но это не значит, что их у вас нет...

ПОЗИЦИЯ ВТОРАЯ

Мои усилия по стирке этой вещи до её полной непригодности и бесцветности . В общем, стираем не так, как написано на ярлычке, а прямо наоборот. Ведь наша цель не сохранить эту одёжку пижонски-новенькой, а застирать её до тряпочки, кою затем и выбросить.

Спонтанно, 1 карта "1000 Идей". Так что же сделает этого человека бесцветным, невидимым, не режущим лично вам глаз?..

1. Клиентку раздражает тип человека «Рекордсмен». То есть, (по её объяснению) конкретно те люди, которые не ленятся вставать рано, ложиться поздно, не спать ночами, одолевать сверх-нагрузки, коня на скаку останавливать, успевать всё и так далее. На фоне таких «феноменов выносливости» клиентка чувствует себя лентяем и испытывает комплекс вины и неполноценности.

2. Ну а на каком же фоне "Рекордсмен" может поблекнуть и стушеваться? На фоне контекста карты «Опережайте время». Вот её смысл: «Дизайн из миров научной фантастики. Займитесь техническими новинками, архитектурой и дизайном будущего». Клиентка получила здесь ресурс и подсказку, а именно: она вспомнила, что прогресс-то двигают как раз лентяи, которые не кичатся тем, что могут носить воду из колодца, а придумывают водопровод в доме, не кичатся тем, что полощут бельё в ледяной проруби, а придумывают горячее водоснабжение, не кичатся тем, что «пашут как лошади», а придумывают гаджеты и новинки, облегчающие труд человека, особенно неблагодарный домашний труд женщины. С такой точки зрения хвастовство любых рекордсменов (я коров доила, детей растила, банки закручивала и диссертацию писала) становится сомнительным, и весь этот образ, и сила его архаичных аргументов блекнут.


И, наконец, последнее на сегодня упражнение НЛП.

Вариант названия для тех, кто помнит и любит мушкетёров Дюма.

Чтобы снизить интенсивность переживания, представьте неприятную ситуацию (человека), (место), каким это всё будет... 50 лет спустя.

Взгляд, брошенный на такую «трагедию» из такого далёкого будущего, как правило, уменьшает значение и пафос того, что волнует и волнует неприятно.

Как писал поэт Некрасов:

Сложно выполнить эту технику? Специально для самостоятельной проработки такого и сотен других запросов мы создали психологические карты . Попробуйте работу с этим удивительным инструментом с безграничными возможностями.

Итак, этот приём люди, даже незнакомые с психологией, используют часто: «Как будет выглядеть мой враг, когда пройдёт 50 лет?». В фантастической повести Хайнлайна «Дверь в лето» главный герой даже лёг в анабиоз, чтобы увидеть морщины на лице девушки, которая его предала и насмеялась над ним.

Иногда достаточно и двадцати лет, чтобы перестать обижаться на кого-то и скорее его пожалеть, простить, выкинуть из своей головы.

Людям свойственно меняться, причём, нередко – к лучшему. Тогда наш вопрос перестанет быть вопросом мстительного мелкого человека, который ждёт только морщин и маразма от своего врага. А вдруг вашему врагу предстоит стать Хорошим Человеком? Тогда оставим его в покое – перед нами будущий святой, раскаявшийся и исправившийся.

В этом Раскладе всего 2 Позиции.

ПОЗИЦИЯ ПЕРВАЯ

Этот человек сейчас.

ПОЗИЦИЯ ВТОРАЯ

Этот же человек 20 лет спустя

В раскладе участвуют карты "1000 Жизней": первая, скорее всего, осознанная, вторая – спонтанная.

Итак, вы увидели динамику всей ситуации. Что вы возьмёте на вооружение в ситуации здесь и сейчас? Как это вам помогло?..

Пример

1. Клиентку раздражает конкретный человек, на которого ей намекает карта «Эгоист». Он не работает, ведь «его интересы превыше всего», он «активно предъявляет свои требования миру», умеет «отстаивать свои интересы». Любая работа – это «не для него», он «выше» любой работы.

2. Кем же станет этот человек через 20 лет? Какой прогноз дают карты? Он станет «Чиновником»! Проще говоря, «работа» (обычная работа, служба, хождение в офис) его так или иначе найдёт и догонит, потому что вечно носить пижонскую маску «эгоиста» невозможно. Источники финансирования иссякают, да и человек взрослеет, перестаёт демонстрировать подростковый бунт. Карта добавляет: «Он лишится главного – своей индивидуальности». (Кажется, для него это и хорошо, потому что в такой вот нарочитой «индивидуальности» ценности мало. А ещё со временем он овладеет замечательным умением «оставаться человеком в любой ситуации». Другими словами: «Все мы пижонками были когда-то, а время пришло – уходили в солдаты».



Психологические карты "1000 идей", "1000 жизней" и "1000 дорог", а также руководства по работе с колодами, книги с упражнениями и раскладами можно приобрести в нашем официальном интернет-магазине .

Елена Назаренко

Отдельные упражнения по психотерапии ПТСР

Упражнение по разотождествлению (из книги Ассаджиоли «Психосинтез»)
Сядьте удобно, выпрямив спину. Закройте глаза. Сделайте несколько глубоких вдохов, мысленно следя за своим дыханием. Затем повторяйте вслух или про себя:
У меня есть тело, но я – это не мое тело. Мое тело может быть больным или здоровым, усталым или бодрым, но это не влияет на меня, на мое истинное «Я».
Мое тело – прекрасный инструмент для ощущений и действий во внешнем мире, но оно всего лишь инструмент. Я хорошо с ним обращаюсь, я стараюсь, чтобы оно было здоровым, но мое тело – это не «Я».
У меня есть тело, но я – это не мое тело.
У меня есть эмоции, но я – это не мои эмоции. Мои эмоции многочисленны, изменчивы, противоречивы. Однако я всегда остаюсь собой, своим «Я», радуюсь или горюю, спокоен или взволнован, надеюсь на что-то или отчаиваюсь. Поскольку я могу наблюдать, понимать и оценивать свои эмоции и, более того, управлять, владеть ими, использовать их, то очевидно, что они не есть мое «Я».
У меня есть эмоции, но я – это не мои эмоции.
Он достаточно развит и активен. Он является инструментом для познания окружающего и моего внутреннего мира, но он – это не мое «Я».
У меня есть интеллект, но я – это не мой интеллект.
Я – Центр чистого самосознания. Я – Центр Воли, способный владеть и управлять моим интеллектом, эмоциями, физическим телом и всеми моими психическими процессами.
Я – это постоянное и неизменное «Я».
Это очень ценное упражнение можно повторять по несколько раз. Постепенно оно становится упражнением по самоотождествлению, потому что, по мере того как вы обучаетесь не отождествляться со своими эмоциями, телом, мыслями и теми или иными субличностями, вы все больше погружаетесь в ощущение своего собственного истинного «Я», которое является достаточно простым, постоянным и неизменным.
Вы можете использовать модель этого упражнения для любых своих субличностей, употреблять свои собственные выражения и формулировки и заканчивать разотождествление, например, так: «У меня есть субличность Беспризорная Валентина, но я – это не Беспризорная Валентина».

Упражнение «Поплавок в океане»
Вообразите, что вы маленький поплавок в огромном океане… У вас нет цели, компаса, карт, руля, весел… Вы движетесь туда, куда несет вас ветер и океанские волны… Большая волна может на некоторое время накрыть вас, но вы вновь выныриваете на поверхность… Попытайтесь ощутить эти толчки и выныривания. Ощутите движение волны… тепло солнца… капли дождя… подушку моря под вами, поддерживающую вас… Посмотрите, какие еще ощущения возникают у вас, когда вы представляете себя маленьким поплавком в большом океане.
Упражнение используется, когда вы чувствуете какое-то напряжение или когда вам необходимо контролировать себя, а вы боитесь, что «выйдете из-под контроля».

Упражнение «Оживление приятных воспоминаний»
1. Вспомните то время своей жизни, когда вы были уверены, что по-настоящему любимы. Выберите какой-нибудь эпизод этого периода и заново переживите его во всех деталях. Или Вспомните те моменты, когда вы испытывали какие-то острые переживания… были влюблены… вас озарило вдохновение… вы были захвачены чтением, работой или какой-то другой важной деятельностью… слушали музыку и т. п. Выберите один из таких высших пиков вашей жизни и постарайтесь пережить его заново.
2. Теперь попробуйте ответить самому себе, каковы самые существенные особенности этого переживания.
3. Что мешает вам испытывать такие, чувства сейчас?

Когда вы ощущаете, что вам необходима психологическая поддержка, можно проделать это упражнение.

Упражнение «Храм тишины» (ресурсный транс)
Вообразите себя гуляющим на окраине многолюдного и шумного города… Постарайтесь ощутить, как ваши ноги ступают по мостовой… Обратите внимание на других прохожих, выражения их лиц, фигуры… Заметьте, что некоторые выглядят встревоженными, другие спокойны и радостны… Обратите внимание на транспорт, его скорость, шум… гудят автомобили, визжат тормоза… Может быть, вы слышите и другие звуки? Обратите внимание на витрины магазинов… булочную… цветочный магазин… Может быть, вы увидели в толпе знакомое лицо?.. Вы подойдете и поприветствуете этого человека? Или пройдете мимо?.. Остановитесь и подумайте, что вы чувствуете на этой шумной деловой улице? Теперь поверните за угол и прогуляйтесь по более спокойной улице. Пройдя немного, вы заметите большое здание, отличающееся по архитектуре от всех других. Большая вывеска гласит: «Храм тишины». Вы понимаете, что этот храм -место, где не слышны никакие звуки, где никогда не было произнесено ни единого слова. Вы подходите и трогаете тяжелые резные деревянные двери. Вы открываете их, входите и сразу же оказываетесь окружены полной и глубокой тишиной.
Когда вы захотите покинуть здание, толкните деревянные двери и выйдите на улицу. Как вы себя теперь чувствуете? Запомните дорогу, которая ведет к Храму тишины, чтобы вы могли, когда захотите, вновь вернуться туда.

Упражнение «Передача энергии» (при дефиците энергии)
Вообразите перед собой какой-то источник энергии. Он согревает вас, дает вам энергию. Постарайтесь ощутить, как энергия воздействует на переднюю часть вашего тела.
Вдохните ее. Представьте такой же источник энергии за своей спиной. Почувствуйте, как волны энергии скользят вниз и вверх по вашей спине.
Поместите источник энергии справа. Ощутите воздействие энергии на правую половину тела.
Поместите источник энергии слева. Ощутите воздействие энергии на левую половину тела.
Вообразите источник энергии над собой. Ощутите, как энергия воздействует на голову.
Теперь источник энергии находится у вас под ногами. Почувствуйте, как наполняются энергией ступни ваших ног, а потом энергия поднимается выше и распространяется по всему вашему телу.
Представьте, что вы посылаете энергию какому-то человеку, а теперь другому. Отметьте для себя, каких именно людей вы выбрали. Теперь пошлите энергию своей семье, своим друзьям и знакомым.

Упражнение «Маяк»
Представьте маленький скалистый остров вдали от континента. На вершине острова – высокий, крепко поставленный маяк. Вообразите себя этим маяком, стоящим на скалистом острове. Ваши стены такие толстые и прочные, что даже сильные ветры, постоянно дующие на острове, не могут покачнуть вас. Из окон вашего верхнего этажа вы днем и ночью, в хорошую и плохую погоду посылаете мощный пучок света, служащий ориентиром для судов. Помните о той энергетической системе, которая поддерживает постоянство вашего светового луча, скользящего по океану, предупреждающего мореплавателей о мелях и являющегося символом безопасности для людей на берегу.
Теперь постарайтесь ощутить внутренний источник света в себе, – света, который никогда не гаснет.
Упражнение «Маяк» хорошо помогает в тех случаях, когда вы чувствуете себя беззащитным, уязвимым, «покинутым».

Упражнения в рамках психосинтеза

У Б Е Ж И Щ Е
Представьте, что вы находитесь в некотором месте, которое могли бы назвать своим убежищем.
Это может быть хорошо знакомое вам место или совсем не известное, реальное или существующее в вашем воображении, из прошлого или настоящего, из сна или мечты. Важно для вас одно: здесь вы абсолютно защищены от всех и всего.
Посмотрите вокруг себя. Что вас окружает? Что вы делаете сейчас?
Возможно, вы слышите какие-то звуки… Чувствуете какие-то запахи… Здесь тепло или прохладно?
Вы здесь совершенно свободны и можете делать все, что вам хочется. Здесь никого нет, кроме вас. Вам спокойно, уютно, хорошо. Здесь нет времени, некуда спешить, можно ни о чем не думать. В своем убежище вы можете получить для себя все то, что вам не достает, что хотелось бы иметь…
Вы отдыхаете и набираетесь сил. Вы можете быть здесь столько времени, сколько вам нужно. Когда вы почувствуете себя достаточно сильным, отдохнувшим, спокойным, уверенным, возвращайтесь к нам. Возвращайтесь к тем, кому вы нужны, к тем, кто вас ждет, кто вам дорог. Возвращайтесь к нам, зная, что это убежище только ваше, и в любой момент вашей жизни, когда это вам будет необходимо, вы можете по своему желанию попасть туда и вернуться оттуда.

Д О Л И Н А
Категорически противопоказано проводить с военнослужащими. У них долина, окруженная горами, может ассоциироваться с Афганистаном или Чечней.
Вы находитесь по середине долины, с трех сторон окруженной невысокими горами. Лето. Раннее утро, тепло. Над вами высокое голубое небо. Только что встало солнце. Горы покрыты слабой дымкой. Впереди вы видите выход из долины. Пусто. В долине никого нет. Под ногами каменистая почва, шуршат мелкие камешки. Воздух прозрачен и чист, постепенно он нагревается и слегка дрожит над землей. Тихо и спокойно. Впереди, там, где виден выход из долины, появляется облачко пыли: кто-то приближается к вам. Внимательно смотрите. Пока не видно, кто это. Все ближе, ближе, уже можно различить контуры человека. Вы видите человека. Он приближается к вам. Теперь вы видите, кто это. Посмотрите внимательно. Вы знаете этого человека? Видите впервые? Как он выглядит? Что он делает? Вы медленно, спокойно подходите друг к другу…
Вы можете помолчать вместе, о чем-то поговорить, быть может, задать какой-то вопрос или вопросы. Побудьте вместе столько времени, сколько вам нужно…
Время вашей встречи подходит к концу. Поблагодарите его за эту встречу. Вам пора расставаться. Попрощайтесь.
Первым уходит этот человек, а потом и вы, не спеша, возвращаетесь к нам… Вернувшись, открывайте глаза.

ЖИВОТНОЕ
Вы находитесь на поляне в лесу. Это небольшая поляна посередине густого темного леса. Скоро вечер, солнце уже садится. Вы на поляне совершенно один.
Со всех сторон Вас окружает мощный лес. Слышны шорохи, поскрипывания, шелест. Больше никаких звуков, тишина.
Вы чувствуете запахи, может быть, дуновение ветерка. Под Вашими ногами зеленая трава.
Оглядитесь вокруг, что за лес окружает Вас. Посмотрите на небо, на заходящее солнце, прислушайтесь к себе.
Смотрите прямо перед собой. Вы видите какое-то движение среди деревьев? Внимательно смотрите. Из леса постепенно появляется животное.
Что это за животное? Вы когда-нибудь видели его раньше в своей жизни? Или это было в книге? Во сне? Какого оно размера, Цвета? Как животное движется и куда? Как себя ведет? Что делает на поляне? Как это животное относится к Вам?
Какие чувства Вы испытываете, глядя на это животное? Что-то изменилось в его поведении? Что сейчас происходит на поляне? Что хочется делать Вам? Побудьте на поляне с этим животным, посмотрите, будет ли что-нибудь происходить.
А теперь пусть животное уходит с поляны обратно в лес. Посмотрите, как это происходит, и постепенно возвращайтесь к нам.



Что еще почитать