Проект по технологии шахматная доска из дерева. Обоснование выбора изделия для проекта. Творческий проект «Шахматный столик»

Введение

Формулирование и анализ проекта

Информационная справка

Маркетинговые исследования

Поиск альтернативных вариантов проекта

Внешний вид изделия

Используемый материал

Варианты отделки

Экономическая оценка изделия

Конструкторская часть

Технический рисунок шахматного столика

Технологическая часть

Техника безопасности

Технологическая карта

Анализ работы по проекту

Оценка готового изделия

Литература

Обоснование идеи проекта

У меня дружная семья. Папа и мама – педагоги Яснополянской гимназии, в которой я учусь. Наша семья очень много времени проводит вместе: отдыхаем, читаем, беседуем, играем в шахматы, принимаем гостей, вместе мастерим и благоустраиваем свой дом. Мой папа первоклассный столяр, постоянно создает своими руками интересные вещи из дерева: сувениры, предметы мебели (скамейки, полочки, табуреты и др.). Такие вещи придают нашему дому комфорт и индивидуальность. Мне очень захотелось тоже научиться этому мастерству. На уроках технологии мы уже научились создавать несложные поделки из дерева. И у меня возникла идея.

Наша семья очень любит играть в шахматы, у нас есть несколько шахматных досок, обычно мы устраиваемся где-нибудь на диване или за столом, а специального шахматного столика нет. Моя идея - самому сделать такой столик из дуба. Знаний и умений, полученных на уроках технологии, мне будет вполне достаточно для реализации моей идеи. Тем более, что совсем недавно мы с одноклассниками на уроках технологии изготавливали дубовые скамейки для учеников младших классов нашей гимназии.

Информационная справка

Вокруг нас сотни самых обыкновенных вещей, о которых мы почти ничего не знаем. Только самым пытливым и любознательным вещи могут поведать свою историю. А для этого совсем немного нужно: надо лишь задуматься, спросить, найти. У каждой вещи, как и у человека, своя биография, своя удивительная судьба. И каждая вещь несет в себе частичку нашей истории. Жизнь будет интересной и нескучной, если мы будем задавать как можно много вопросов и искать на них ответы. Даже если узнавать каждый день что-то новое, вопросы не исчезнут. Наоборот, их будет становиться все больше.

История стола

Стол был первой мебелью, кото­рой обзавелись древние люди.

В Древнем Риме стол был самым главным укра­шением дома. Тяжелый, сделанный из мрамора или дерева, украшенный резьбой, он опирался на низ­кие ножки, похожие на львиные лапы. Вокруг сто­ла, полулежа на полу на мягких подушках, пиро­вали богатые римляне. Стульев тогда еще не было.

А у древних греков, наоборот, столы были со­всем маленькие, на трех ножках. Такой столик называли трапеза, поэтому праздничный обед, пир иногда называют трапезой. Столик - трапеза во время пира приставлялся к ложу - низкому дивану с изголовьем. После окон­чания пира столик задвигали под ложе.

На Руси в старину столы делали широкими, устойчивыми, на четырех ножках. Его ставили в «красный угол» - самое почетное место в доме. Стол придвигали к лавкам - скамейкам, которые стояли вдоль стен. Крышку стола - столешницу - в богатых домах покрывали скатертью, а в бедных - скобли и чисто мыли.

Шахматы

Шахматы (от персидск. шах- государь и арабск. мат -умер)-игра, богатая элементами спор­тивной борьбы, научного мышления и художественного творчества. Игра в шахматы происходит на квадратной доске, состояний из 64 полей, окрашенных и переменно в светлый и тёмный цвета; справа и играющего должно быть светлое поле. Каждый из двух партнёров имеет по 8 главных фигур (король, ферзь, 2 ладьи, 2 коня, 2 слона), помещающихся в исходном положении на крайнем горизонтальном ряде доски, и по 8 пешек, выстраивающихся перед ними. Ходы делаются поочередно; цель игры состоит в том, чтобы дать мат неприятельскому королю, т. е. так напасть на него, чтобы от этого нападения не было защиты. Если у одной стороны нет ни одного возможного хода и король при этом не находится под шахом (т. е. под ударом), то получается пат и партия считается окончившейся вничью.

Шахматы зародились па Востоке, по-видимому в Индии, в глубокой древности. Первое упоминание о шахматах (т. н. чату ранга ) в Индии относится к 6 в. Снача­ла игра была медлительной, фигуры были в основном малоподвижными. По мере продвижения с Востока на Запад шахматы претерпевали изменения. Со време­нем ферзь и слои приобрели дальнобойность, пешки стали передвигаться (с начального положения) не только на одно, но ина два поля вперёд.

Первое упоминание о шахматах на Руси относится К 13 в. (в «Кормчей книге»), но они были известны, по-ви­димому, уже в 11 в. (по материалам археологических ра­скопок в Новгороде).

Центрами шахматной жизни в городах Европы в 18 в. и отчасти в 19 в. были кофейни, позднее шахматные клубы. В России интерес к шахматам проявляли А. С. Пушкин, Н. Г. Чер­нышевский, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой.

Шахмат­ный клуб впервые был открыт в Петербурге (1853). Позднее клубы объединялись в общества и нацио­нальные союзы.

Ясная Поляна

В 2008 году исполнилось 180 лет со дня рождения великого русского писателя классической литературы и нашего земляка – Льва Николаевича Толстого.

Ясная Поляна известна всему миру как памятник бессмертной славы гения русской классики Л. Н. Толстого. Для писателя Ясная Поляна была не только местом жизни, но творческой лабораторией.

В 1921 году по Постановлению ВЦИКа Ясная Поляна была превращена в музей-заповедник.

Во время Великой Отечественной войны фашистам удалось захватить Ясную Поляну. За полтора месяца оккупации им удалось разграбить и разорить усадьбу. Фашисты подожгли дом Толстого.

Советские войска освободили Ясную Поляну 14 декабря 1941 года. Уже в мае 1942 года дом Толстого был открыт для посетителей.

В настоящее время музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна» – один из крупнейших мемориальных музеев мира. Он представляет собой сложный комплекс, состоящий из дома Толстого, дома Волконского, литературного музея, усадьбы, где разместились необыкновенной красоты леса, луга, парки, сады, постройки, сохранившиеся со времён жизни Л.Н. Толстого и его семьи.

Спустя многие годы музей-усадьбу возглавил потомок писателя – правнук В. И. Толстой. С его приходом началось ещё большее преображение мемориала.

Недалеко от музея, на бывшей «Кубацкой горе» – белое двухэтажное здание Яснополянской гимназии №2 имени Л.Н. Толстого, в которой мне посчастливилось учиться. Она построена в 1928 году, когда весь мир отмечал столетие со дня рождения Льва Николаевича. В 2008 г. году гимназии-памятнику исполнилось 80 лет.

Маркетинговые исследования

Я проанализировал проблемы, с которыми сталкиваются покупатели, приобретая предметы мебели для дома на рынке товаров, и выявил:

    Мебель, изготовленная из ламинированного ДСП, отличается многообразием моделей, доступной ценой, но менее оригинальна и прочна,

    Мебель из натурального дерева встречается в продаже гораздо реже, отличается высокой прочностью и надежностью, но к сожалению, имеет высокую цену, а это практически недоступно семьям со средним доходом.

Если говорить конкретно о журнальном или шахматном столике, то цена на него колеблется: из ламинированного ДСП от 3-5 тыс. рублей, а из дуба – от 7 до 12 тыс. рублей.


Поиск альтернативных вариантов проекта

Приступая к разработке проекта, я посоветовался с учителем технологии Александром Валентиновичем. Мы вместе определили требования к проектированию:

Экологичность

Цветовое решение

Время изготовления

Единство стиля

Доступность материалов

Возможны различные варианты реализации моей идеи.

Идея 1 шахматный столик круглой формы на одной ножке.

Идея 2 шахматный столик квадратной формы на четырех ножках.

Идея 3 шахматный столик на одной ножке.

Пожалуй, я остановлюсь на идеи 3. Думаю, что шахматный столик квадратной формы позволит удобно разместить шахматное поле на поверхности столешницы, да и одна ножка позволит игрокам и болельщикам удобно разместиться вокруг столика – это будет очень удобно. С двух сторон я прибавлю немного свободного поля, для того чтобы было удобно расставлять «съеденные» шахматные фигуры.

Внешний вид изделия

Используемый материал

Для изготовления шахматного столика я выбираю натуральное дерево - дуб.

Рассмотрим положительные и отрицательные стороны данного материала: прочен, красиво смотрится в изделии, но тяжело обрабатывается режущими инструментами, встречаются дефекты – сучки, косослой, трещины, червоточены.

Варианты отделки

Существуют различные варианты отделки изделий из дерева. Я выбираю – окрашивание столика морилкой и лакирование.

Экономическая оценка изделия

При изготовлении деталей стола потребуется:

    сосновая доска толщ. 45 мм 0,5 кв.м. ,

    дубовая доска толщ. 30 мм 0,3 кв.м,

    дубовый кругляк (дрова) – цена 500 руб/ куб.м

Цена 1 кв.м доски 45 мм – 500 руб(сосна). Цена 1 кв.м дубовой доски 30 мм – 700 руб. Стоимость необходимого материала из сосны можно вычислить следующим образом:

С1 = 0,5х500= 250 руб.

Стоимость материала из дубовой доски:

С2= 0,3х700=210 руб.

Стоимость балясины:

С3=0,02х500=10 руб.

Общая стоимость древесины:

С = С1+С2 + С3 = 250+ 210 + 10 = 470 руб.

Для покрытия изделия необходимо 100 г морилки или 0,1 кг. Цена 1 кг морилки – 120 руб. Стоимость морилки:

С = 0,1х120=12 руб.

Для покрытия изделия лаком необходимо 0,3 кг лака. Цена 1 кг лака 200 руб. Стоимость лака:

С = 0,3х200= 60 руб.

На склейку столешницы потребуется 0,1 кг столярного клея. Цена клея - 200 руб. Стоимость клея:

С= 0,1х200=20 руб.

Время изготовления стола при искусственном освещении - 6ч. Мощность ламп в мастерской – 6х100вт=600 вт= 0,6 квт. Стоимость освещения:

С = 0,1х6х0,93=0,558=60 коп.

Общие затраты составили:

С=470+12+60+20+0,6= 562,6 руб .

Техника безопасности

при работе на токарном станке по дереву

Опасности в работе

1. Ранение глаз отлетающей стружкой.

2. Ранение рук при прикосновении их к обрабатываемой детали.

3. Ранение рук при неправильном обращении с резцом.

4. Ранение осколками плохо склеенной, косослойной, суковатой древесины.

До начала работы

1. Правильно наденьте спецодежду (фартук с нарукавниками или халат и головной убор: берет или косынку).

2. Проверьте надежность крепления защитного кожуха ременной передачи.

3. Проверьте надежность Крепления защитного заземления (зануления) к корпусу станка.

4. Уберите со станка все посторонние предметы, инстру­менты разложите на установленные места.

5. Проверьте, нет ли в заготовке сучков и трещин, обте­шите заготовку до нужной формы, после чего надежно закрепите ее во вращающихся центрах на станке.

6. Установите подручник с зазором 2-3мм от обрабатываемой детали и закрепите его на высоте центровой линии заготовки.

7. Проверьте исправность режущего инструмента и пра­вильность его заточки.

8. Проверьте работу станка на холостом ходу, а также исправность пусковой коробки путем включения и выключения ее кнопок.

9. Перед самым началом работы наденьте защитные очки.

Во время работы

1. Производите подачу режущего инструмента на материал только после того, как рабочий вал наберет полную частоту вращения.

2. Подавайте инструмент плавно, без сильного нажима.

3. Своевременно подвигайте подручник к обрабатывае­мой детали, не допускайте увеличения зазора.

4. Во избежание травм во время работы на станке:

а) не наклоняйте голову близко к станку;

б) не принимайте и не передавайте предметы через работающий станок;

в) замеряйте обрабатываемую деталь только после полной остановки ее вращения;

г) не останавливайте станок путем торможения рукой обрабатываемой детали;

д) не отходите от станка, не выключив его.

После окончания работы

1. Остановите станок.

2. Уложите на свои места инструменты.

3. Удалите со станка стружку при помощи щетки. Не сдувайте стружку ртом, не сметайте ее рукой.

4. Сдайте станок учителю.

5. Приведите себя в порядок.

Технологическая карта

Последовательность выполнения работ

Изображение

Инструменты

приспособления

Стругание заготовок

для столешницы

Угольник

Распиливание заготовок в размер

Нанесение столярного клея

Склеивание и прессование

Зачистка и шлифование поверхности столешницы

Разметка

Угольник

Выжигание шахматного поля

Выжигательный аппарат по дереву

Нанесение морилки (цвет орех) на шахматное поле

Шлифование ворса после морения

Нанесение светлой морилки (цвет сосна)

Точение ножки стола на токарном станке

Токарный станок

Точение галтелей

Фасонный резец

Шлифование поверхности ножки наждаком

Фасонное точение ножки

Фасонный резец

Морение ножки стола

Морилка кисть

Разметка нижней опоры стола

Угольник

Изготовление шаблона для ножек из двп

Изготовление ножек по шаблону

Лобзик стамеска киянка

Подгонка пазов

Напильник угольник киянка

Сборка нижней части стола

Угольник

Окончательная сборка стола

Отвёртка дрель киянка линейка угольник

Оценка готового изделия

Положительные стороны проекта:

Цель проекта достигнута

Минимальные финансовые затраты

Предмет мебели, изготовленный своими руками, радует глаз и поднимает настроение

Все технологические операции доступны

Позволяет использовать отходы производства

Оригинальный дизайн

Раскрывает огромные возможности для развития моего творчества

Использован экологически чистый материал

Неординарность

Отрицательные стороны:

Большая затрата времени на подготовку и реализацию проекта

Требуется помощь взрослого в изготовлении изделия


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
ВыполнилБескакотов Александр,ученик 9 классаМБОУ СОШ №12РуководительМишенин Андрей Иванович,учитель технологии и химии Цель проекта:изготовление оригинальной декоративной шахматной доски. Задачи проекта: изучить литературу, касающуюся вопроса подходящих реактивов;изучить и использовать опыт учащихся нашей школы, ранее занимавшихся в своих проектах декорированием стекла химическим способом;подобрать оптимальный вариант деревянной конструкции;правильно организовать работу, на рабочем месте соблюдать порядок и организованность;наметить план работы, правильно спланировать время работы, позволяющее совместить работу над проектом с учёбой. Для декорирования изделия было взято два реактива - один темный, другой светлыйДля декорирования темных ячеек был взят реактив бихромат аммония (аммоний двухромовокислый (NH4)2Cr2O7)Для декорирования светлых ячеек был взят реактив алюмоаммонийные квасцы ((NH4)AI(SО4)x12H2O) Калий азотнокислый Магний сернокислый Алюмоаммонийные квасцы Магний сернокислый Аммоний двухромовокислый Натрий серноватистокислый Технология изготовления У всех, кто знакомился с нашей работой, рано или поздно, возникает желание повторить опыты или придумать и сделать что-то своё, новое. Но эта работа не безопасна, так как связана с химреактивами и обработкой стекла. Поэтому следует знать и соблюдать ПТБ: необходимо знать, помнить и соблюдать ПТБ; работа со стеклом должна производиться на специально оборудованном месте; специальная одежда – халат, перчатки, очки; исправный инструмент, используемый по назначению; работа с химреактивами должна производиться под наблюдением специалиста – не все реактивы безопасны, есть ядовитые, взрывоопасные, агрессивные, необходимо перед работой ознакомиться со свойствами химических веществ по справочникам; правильно, в установленном порядке утилизируйте отходы; правильно и по назначению используйте готовые изделия. Прочитав много литературы об обработке древесины, стекла и подобрав подходящие реактивы, мы с руководителем изготовили шахматную доску, которая послужит украшением дизайна комнат, квартиры, ландшафтного дизайна. Но это не так легко, для того чтобы создать такой проект надо много времени и знаний о химии и технологии.Цель проекта - изготовление шахматной доски с использованием выращенных кристаллов. И надеюсь, что эта цель оправдала ожидания, затраченные силы и время на её реализацию. 1.Гончаренко А.В. «Стекольные работы», Ростов Н-Д., «Феникс», 2000 год. 2.Глозман А.Е. учебник «Технология. Технический труд. 5 класс», Москва, 2008 год.3.Кнуньяц И.Л. Химия. «Большой энциклопедический словарь», М.: «Большая Российская энциклопедия», 2000 год.4.Симоненко В.Д. «Технология», М.: «Вентана – Граф», 2008 год.5.Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. «Занимательные задания и Эффектные опыты по химии», М.: «Дрофа», 2002 год.6.Хворостухина Ю.Л. «Работа со стеклом», М.: «Вече», 2004 год. 7.Хотунцев Ю.Л., Глозман Е.С. «Технология», М.: «Мнемозина», 2008 год.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа №12 с углублённым изучением предметов естественно - научного и математического циклов»

Номинация «Технология обработки конструкционных
материалов и техническое творчество»

Технологический проект

«ШАХМАТНАЯ ДОСКА КРИСТАЛЛОВ»
(декорирование стекла кристаллами солей)

Выполнил
учащийся 9Б класса
Бескакотов
Александр Александрович

Руководитель
Мишенин Андрей Иванович,
учитель технологии

Новосибирск, 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Аннотация.3
Обоснование темы проекта.4
Выбор идеи проекта4
Цель проекта4
Задачи проекта.4
Историческая справка..5
История возникновения шахмат.5
Кристаллы.5
Теоретическое обоснование.6
Выбор оптимальной идеи6
Описание кристаллов...6
Выбор кристаллов.6
Выбор стекла.7
Экономическое обоснование8
Технология изготовления.9
Изготовление деревянной части шахматной доски и шахматного столика...9
Стеклянная часть..9
Кристаллы.9
Экологическое обоснование...10
7.1 Правила безопасного труда..10
7.2 Экологическая безопасность10
7.3 Рекомендации по использованию готового изделия..10
8. Заключение и выводы..12
9. Библиографический список.13

Приложения
Приложение №1. Готовые изделия

Приложение №3. Материалы

Приложение№5.Эксперименты по выращиванию кристаллов. Таблица результатов
Приложение №6.Техническая документация
Приложение №7.Фотографии древних шахмат и кристаллов
Приложение №8.Копия диплома 1степени регионального конкурса проектных и исследовательских работ в номинации «Технологические проекты» (13-15.10.12)

АННОТАЦИЯ

Суть проекта в том, что были изготовлены шахматная доска и шахматный столик. На стекле в тёмных и светлых ячейках выращены кристаллы солей соответствующего цвета. Можно сказать, что данный проект является продолжением развития идеи «Декорирования стекла химическим способом», которую учащиеся нашей школы продолжают в работе над своими проектами уже почти десять лет. Для того чтобы подобрать подходящие кристаллы, необходимо было провести многочисленные эксперименты по выращиванию кристаллов и изучить опыт работы учащихся над своими проектами, выполненными в предыдущие годы, а также использовать опыт работы над проектом «Кристальный светильник».
Способы изготовления и конечный результат позволяет утверждать, что готовое изделие не наносит вред окружающей среде, кристаллы надёжно защищены.

Шахматная доска и шахматный столик имеют как декоративное, так и практическое значение. Их можно использовать как украшение интерьера комнаты, дачного домика, а также непосредственно для игры в шахматы или шашки. Кроме того, эти изделия демонстрировались на уроках технологии и химии как объекты наглядных пособий продуктов проектной деятельности и интересные образцы кристаллов.
Изделия получили высокую оценку одноклассников, родителей и жюри различных конкурсов.

2. ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ ПРОЕКТА

2.1 Выбор идеи проекта. На уроках технологии нам много рассказывали и показывали разные изделия из древесины, а так же мы их сами изготавливали. Понравились проекты по изготовлению различных изделий с использованием методики декорирования стекла химическим способом, выполненные учащимися нашей школы в предыдущие годы – об этом много информации и на стендах в кабинете технологии.
Ранее был выполнен проект «Кристальный светильник». И мы с руководителем решили продолжить идею далее – изготовить шахматную доску с кристаллами, по ходу работы решили изготовить и столик.
После проведения многочисленных экспериментов было решено, используя результаты экспериментов, вырастить кристаллы на стекле и использовать их для изготовления и оформления шахматной доски.
Для изготовления деревянной части доски использовались знания и умения, полученные на уроках технологии, кстати сказать, для изготовления столика использовалась технологическая документация изготовления детского табурета.
С удовольствием играю в шашки, думаю шахматная доска и шахматный столик украсят интерьер того места в комнате, где мы с папой играем в шашки. Нам нравятся эти изделия, не думаю, что когда-нибудь, буду рассматривать их с коммерческой точки зрения.

2.2 Цель проекта. Изготовление оригинальных декоративных шахматных доски и столика.
2.3 Задачи проекта:

1) изучить литературу, касающуюся вопросов подходящих реактивов для декорирования стекла;
2) изучить и использовать опыт учащихся нашей школы ранее занимавшихся в своих проектах декорирование стекла химическим способом;
3) подобрать оптимальный вариант деревянной конструкции;
4) правильно организовать работу, на рабочем месте соблюдать порядок и организованность;
5) наметить план работы, правильно спланировать рабочее время, позволяющее совместить работу над проектом с учёбой
6) обеспечить соблюдение безопасных приёмов работы, соблюдать ПТБ;
7) соблюдать ПТБ при работе с химическими реактивами и правильной утилизации отходов.
3. ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

3.1 История возникновения шахмат. Ал-Бируни в книге «Индия» рассказывает древнюю легенду, которая приписывает создание шахмат некоему брамину. За своё изобретение он попросил у раджи незначительную, на первый взгляд, награду: столько пшеничных зёрен, сколько окажется на шахматной доске, если на первую клетку положить одно зерно, на вторую два зерна, на третью четыре зерна и т. д. Оказалось, что такого количества зерна нет на всей планете (оно равно 264
· 1
·1,845Ч1019 зёрен, чего достаточно, чтобы заполнить хранилище объёмом 180 кмі). Так это было, или не совсем, сказать сложно, но, так или иначе, родиной шахмат является Индия.
Не позже начала VI века на северо-западе Индии появилась первая известная нам игра, родственная шахматам чатуранга. В точности правила чатуранги неизвестны, есть несколько реконструированных по разным источникам вариантов, тем не менее, ясно, что игра уже тогда имела вполне узнаваемый «шахматный» вид (квадратная игровая доска 8Ч8 клеток, 16 фигур и 16 пешек, похожие фигуры). Принципиальных отличий от современных шахмат два: игроков было четверо, а не двое (играли пара на пару), а ходы делались в соответствии с результатами бросания игральных костей. Каждый игрок имел по четыре фигуры (колесница (ладья), конь, слон, король) и по четыре пешки. Конь и король ходили так же, как в шахматах, колесница в пределах двух полей по вертикали и горизонтали, слон сначала на одно поле вперёд или по диагонали, позже он стал «прыгать» через одно поле по диагонали, причём, подобно коню, при ходе мог перешагивать через свои и неприятельские фигуры. Ферзя не было вовсе. Для выигрыша в партии нужно было уничтожить всё войско противников (фото как выглядят древние шахматы в приложении №7).

3.2 Кристаллы. Сейчас трудно сказать, кто именно первый придумал выращивать кристаллы на стекле для его декорирования, быть может, это был средневековый алхимик, пытавшийся отвлечь окружающих таким необычным явлением – не таящие льдинки на стекле, от своих главных изысканий – поиска философского камня.
А может, это занимательный опыт современного химика.
Можно предположить, скорее всего, это случайная находка какого-то мастера, случайно пролившего на стол и стекло раствор соли и на следующее утро обнаружившего красивые узоры, похожие на узоры льда на стекле.
Может быть, это подсказка природы (приложение №7).

4. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

4.1. Выбор оптимальной идеи. При планировании изготовления шахматной доски было рассмотрено много различных вариантов ее конструкции. Рассматривались различные варианты изготовления ножек (круглые, квадратные) можно было выточить их на станке в разных видах и разной толщины. Но было принято решение сделать доску без ножек, а саму доску из стекла разместить между рейками в специально изготовленное для нее раму из древесины (смотри приложение №6).
Для закрепления кристаллов на стекле бала с начала использована лента для стекла, но так как она отклеилась при первом контакте с водой, было решено не использовать ее для работы.
Само изделие было решено сделать немного в старом стиле, с подтеками краски в некоторых местах.

4.2. Описание кристаллов. Для изготовления кристаллов мы взяли шесть разных реактивов это:

1) Магний сернокислый Mg(SO4)2x7H2O;
2) Калий азотнокислый KNO3;
3) Натрий серноватистокислый Na2S2O3x5H2O;
4) Аммоний двухромовокислый (NH4)2Cr2O7;
5) Алюмоаммонийные квасцы (NH4)AI(So4)x12H2O;
6) Калий сернокислый K2SО4.

Растворили каждый в 75г дистиллированной воды (H2O).
Мы наблюдали за каждым раствором реактивов в течение 24часов (результаты проделанных опытов в таблице, приложение №5).

Кристаллы, которые были взяты для проекта, имеют особенность разрушаться при механическом воздействии. Для закрепления и защиты кристаллов на стекле был применён способ уже опробованный в предыдущем проекте «Кристальный светильник». Тогда было решено защитить кристаллы, накрыв их сверху стеклом при помощи герметика.

4.3. Выбор кристаллов. Кристаллизация – образование кристаллов, переход из некристаллической фазы в кристаллическую фазу. Проходит следующие стадии:
инкубационный – формируются центры (зародыши);
спонтанный рост кристаллов – образуется множество кристаллов разной формы и дефектности;
мелкие кристаллы растворяются, а крупные растут;
Число и размер кристаллов зависит от количества зародышей и скорости их роста .
На шахматной доске всего 64 ячейки, из них половина 32 темные и 32 светлые.
В предыдущем проекте, «Кристальный светильник», были проведены эксперименты с кристаллами различных солей, для того чтобы подобрать оптимальный вариант, а также учитывая опыт учащихся, выполнивших свои эксперименты, были выбраны оптимальные кристаллы именно для этого изделия (смотри приложение № 5).

Для декорирования белых ячеек был взят реактив алюмоаммонийные квасцы ((NH4)AI(So4)x12H2O).

4.4. Выбор стекла. Стекло - материал, получаемый путем охлаждение расплава в виде аморфного, хрупкого, в той или иной мере прозрачности тела. Стекло подразделяют на естественное (вулканическое – обсидиан) и искусственное. Стекло служит для остекления световых проемов в стенах, фонарей, устройства прозрачных и полупрозрачных перегородок, отделки стен.
Искусственное стекло бывает органическим и неорганическим. Мы работаем с неорганическим.
Стекло состоит главным образом из силиката натрия и кальция, сплавленных с диоксидом кремния.
Стекло приблизительно выражается формулой:

Na2O* CaO*6SiO2

Исходным материалом для получения стекла является: белый песок, сода, известняк или мел. Эти компоненты варят в стекловарных печах при температуре 1400 – 1600 градусов, для получения однородной жидкой массы. Затем формуют , .
По назначению стекло подразделяется на 3 класса: техническое, строительное и бытовое , . Для данных изделий выбор остановился на строительном – обрезки стекла остались после остекления школьных окон, и есть в наличии на складе школьной мастерской.

5. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

Для изготовления шахматной доски и шахматного столика использовались обрезки досок и брусков, обрезки строительного стекла, оставшиеся после остекления окон школы. Эти материалы есть в наличии на складе школьной мастерской. Поэтому для их использования не потребовались финансовые затраты.
Химические реактивы не продаются для частных лиц, они были предоставлены учителями химии из школьной лаборатории. Для выращивания кристаллов, для изготовления данных изделий потребовалось незначительное количество солей, поэтому финансовых затрат тоже можно не учитывать.
Таким образом, покупать пришлось только ленту для окон (была использована в одном из вариантов конструкции) 12 метров - 15 руб/метр (180р), саморезы-8шт-40коп/шт. (3.2р), герметик 80р.
Таким образом, затраты на изготовления данной доски 263.2 рубля.

6. ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ

6.1. Изготовление деревянной части шахматной доски и шахматного столика. Практическая часть изготовления подробно описана двумя вариантами: текстом с фотографиями (приложение №2,3,6); чертежи с технологической картой.
6.2. Стеклянная часть. Стеклянная часть в конечном итоге изготовлена из двух склеенных между собой герметиком стеклянных листов. Это необходимо для зашиты от воздействия факторов внешней среды.
6.3. Кристаллы. На шахматной доске всего 64 ячейки, из них половина 32 темные и 32 светлые.
В предыдущем проекте «Кристальный светильник» были проведены эксперименты с кристаллами различных солей, для того чтобы подобрать оптимальный вариант, а также учитывая опыт учащихся, выполнивших свои эксперименты, были выбраны оптимальные кристаллы именно для этого изделия (приложение № 5).
Для декорирования темных и светлых ячеек было принято решение исходить из тех реактивов, которые есть в наличии.
Темные ячейки - очень красивые кристаллы бихромата аммония (аммоний двухромовокислый (NH4)2Cr2O7),в качестве светлых ячеек - калий азотнокислый (KNO3) но так как этот реактив при взаимодействии с бихроматом аммония может образовать взрывчатое вещество, было решено не использовать его в нашем изделии.
Для декорирования белых ячеек был взят реактив алюмоаммонийные квасцы ((NH4)AI(So4)x12H2O) (приложение № 5).

7. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

7.1. Правила безопасного труда. У всех, кто знакомился с нашей работой, рано или поздно, возникает желание повторить опыты или придумать и сделать что-то своё, новое. Но эта работа не безопасна, так как связана с химреактивами и обработкой стекла. Поэтому следует знать и соблюдать ПТБ , :
необходимо знать, помнить и соблюдать ПТБ;
работа со стеклом должна производиться на специально оборудованном месте; специальная одежда – халат, перчатки, очки; исправный инструмент, используемый по назначению;
работа с химреактивами должна производиться под наблюдением специалиста – не все реактивы безопасны, есть ядовитые, взрывоопасные, агрессивные, необходимо перед работой ознакомиться со свойствами химических веществ по справочникам;
правильно, в установленном порядке утилизируйте отходы;
правильно и по назначению используйте готовые изделия.

7.2. Экологическая безопасность. Способы изготовления и конечный результат позволяет утверждать, что готовое изделие не наносит вред окружающей среде, кристаллы надёжно защищены.
Кроме того, изделие изготовлено из отходов (обрезки стекла, обрезки заготовок из древесины).
При работе с реактивами были соблюдены все правила техники безопасности и правила утилизации отходов. Работа проводилась в школьной химической лаборатории.

7.3. Рекомендации по использованию готового изделия. Шахматная доска и шахматный столик – имеют как декоративное, так и практическое значение. Их можно использовать как украшение интерьера комнаты, дачного домика, а также непосредственно для игры в шахматы или шашки. Кроме того эти изделия демонстрировались на уроках технологии и химии как объекты наглядных пособий продуктов проектной деятельности и интересные образцы кристаллов.
Изделия сделаны из стекла и древесины сосны. Естественно при использовании этих изделий необходимо соблюдать все правила эксплуатации изделий из стекла и древесины, а именно: не ронять изделия, не наносить удары, устанавливать их в местах исключающих случайные опрокидывания, чтобы не разбить стеклянную часть; не смотря на то, что деревянная часть изделий покрыта лаком, необходимо предохранять от контакта с влагой и попадания прямых солнечных лучей.
Использованная методика выращивания и зашиты кристаллов, а также многочисленные эксперименты позволяют нам утверждать, что воздействия внешней среды никак не влияют на сохранность кристаллов – кристаллы надежно защищены. Тем не менее, на случай если все-таки изделие разобьется необходимо соблюдать все правила техники безопасности при утилизации осколков и кристаллов солей.

8.ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ВЫВОД

Изучив опыт учащихся в выполненных ими проектах с использованием химического декорирования стекла и прочитав много литературы об обработке древесины, стекла и подобрав подходящие реактивы, мы с руководителем изготовили шахматную доску и шахматный столик, которые послужит украшением дизайна комнат, квартиры, ландшафтного дизайна.
Была поставлена конкретная цель, которая на наш взгляд достигнута, и оправдала ожидания, затраченные силы, и время на реализацию данного проекта.
Для достижения цели были решены поставленные задачи: был изучен и использован в работе опыт учащихся нашей школы, выполнивших свои проекты ранее; была изучена литература; проделаны различные многочисленные эксперименты с кристаллами; работа выполнялась с соблюдением всех правил техники безопасности.
Работа на этом не заканчивается, планируется изготовить на основании выращенных кристаллов шахматы или шашки к доске и столику.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1) Гончаренко А. В. Стекольные работы. - Ростов Н/Д.: "Феникс", 2000.
2) Каюсов А.Л. и Хозина А.А. Альбом рабочих чертежей и технологических карт на изделия из древесины, изготовляемые учащимися 5-7 классов.
3) Кнунянц И. Л. Химия. Большой энциклопедический словарь. М.: "Большая Российская энциклопедия",2000.
4) Симоненко В. Д. Технология. - М.: "Вентана-Граф", 2008.
5)Хворостухина С. А. Работа со стеклом.-М.: Вече, 2004.
6) Хотунцев Ю. Л., Глозман Е. С. Технология. - М.: "Мнемозина",2008.
7) http:/www.wikipedia.ru История происхождения шахмат.

13 PAGE \* MERGEFORMAT 141315

ђђЗаголовок 115


1 Готовые изделия

Шахматная доска

Приложение №2. Инструменты и приспособления

Для изготовления деревянных частей доски и столика

Для изготовления стеклянных частей доски и столика

Приложение №3. Материалы

Химическое оборудование и реактивы

Древесина

Приложение №4. Технология изготовления

Стеклянная часть

Разметка и резание стекла

Отламывание, зачистка рёбер

Деревянная часть

·
Разметка, пиление, строгание

Отделка, сборка

Кристаллы

Приготовление растворов солей, подготовка стекла (обезжиривание)

Подготовка ячеек, заливание раствора

Приложение №5. Эксперименты по выращиванию кристаллов

Приготовление растворов, подготовка образцов

Кристаллизация
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415

Приложение №6. Техническая документация

Приложение №7. Фотографии древних шахмат и кристаллов

Древние шахматы

Солёные озёра. Краснозёрка

Узоры на стекле
Рисунок 1C:\Documents and Settings\Максим\Рабочий стол\кристаллизация 2012\все фото к кристаллизации\Кристаллы,фото шах. доск. панно\IMG_5339.JPGРисунок 5Рисунок 7Рисунок 2Рисунок 1C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Новая папка (5)\Новая папка\IMG_1936.JPGРисунок 27C:\Documents and Settings\Максим\Рабочий стол\кристаллизация 2012\все фото к кристаллизации\фото фонарь, шахматная доска\фото и материалы к кристальному светильнику 2010\IMG_6556.JPGРисунок 30C:\Documents and Settings\Максим\Рабочий стол\кристаллизация 2012\все фото к кристаллизации\фото фонарь, шахматная доска\фото и материалы к кристальному светильнику 2010\IMG_6562.JPGRoot Entry


Приложенные файлы

Проект направлен на формирование интеллектуально-нравственной культуры учащихся на основе межпредметной интеграции в единой системе основного и дополнительного образования. В отличие от других программ по обучению шахматам проект «Шахматы в школе» не направлен на воспитание профессиональных гроссмейстеров. Программа помогает всестороннему развитию личности, развитию у учащихся пространственного и системного мышления, навыков стратегического планирования, а также помогает повысить интеллект.
Реализация проекта «Шахматы в школе» включают в себя три компонента: подготовка преподавателей, внедрение программ шахматного образования и оснащение школ необходимым инвентарем - что подразумевает под собой отложенный положительный социальный эффект.
Программа проекта предполагает создание в школах шахматных классов, оснащение классов всем необходимым инвентарем (комплекты шахмат с досками и часами, демонстрационные доски, учебники, рабочие тетради для 1- 4 годов обучения, методическое пособие и учебная программа.
Программа мероприятий направлена на: создание прогрессивной методики преподавания шахмат в школе, обеспечение методическими пособиями, обеспечение инвентарем, проведение курсов повышения квалификации для педагогов (на основании гос. лицензии), организацию и проведение турниров среди школьников и их родителей. Реализация проекта также включает: ведение информационного портала о развитии проекта «Шахматы в школе» (на базе собственного одноименного web-сайта), пиар сопровождение проекта в федеральных, региональных и шахматных СМИ, а также ведение страницы проекта в социальной сети "ВКонтакте".

Цели

  1. Формирование интеллектуально-нравственной культуры учащихся на основе межпредметной интеграции в единой системе основного и дополнительного образования шахмат

Задачи

  1. Внедрение образовательной программы "Шахматы в школе" в регионах реализации проекта
  2. Повышение уровня и квалификации преподавательского состава, проводящего занятия по шахматам с обучающимися образовательных учреждений
  3. Создание и оборудование шахматных классов в школах
  4. Информационное сопровождение проекта и повышение интереса среди детей и молодежи к занятиям шахматами
  5. Реализация программы шахматного всеобщего начального образования в школах регионов реализации проекта

Обоснование социальной значимости

Шахматы – одна из самых эффективных спортивных образовательных дисциплин, уникальный образовательный инструмент. Многие страны используют шахматы в школьной программе (Азербайджан, Армения, Венгрия, Испания, Мексика, Польша, Турция и др.).
Педагоги и родители отмечают значительное положительное влияние шахмат на успеваемость школьников по всем предметам. Доказано, что изучение шахмат в любимой детьми игровой форме способствует формированию гармоничной личности и развивает: пространственное мышление, навыки стратегического планирования, выдержку, бойцовские качества, математические способности.
Реализация проекта "Шахматы в школе" предполагает продолжительный социальный эффект.
Благополучателями от реализации проекта, по примерным оценкам, являются 3200 человек (ученики младших классов, преподаватели).
Проект имеет перспективу отложенного положительного социального эффекта, благоприятным образом влияет на развитие учеников младших классов, а учитывая дороговизну и порой недоступность дополнительного детского образования - обеспечивает всеобщую доступность к образованию и позиционирует возможность развития и роста интеллекта ребенка как безбарьерное социальное благо. МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 31 ГОРОДА КОСТРОМЫ»
Исследовательский проект по теме:

Кострома
2014 г.
Выполнил учащийся 11 класса
Лебедев Владислав

Содержание
1. Введение
2. Цели и задачи
3. Основная часть
Шахматы - спорт, наука, искусство или игра?
3.1. краткая история развития шахмат
3.2. гимнастика ума
3.3. наука и шахматы
3.4. искусство мыслить
3.5. королевская игра
4. Результаты опроса

1. Введение
Почему я решил выбрать темой своего исследования шахматы?
Видимо потому, что эта игра - одно из моих любимых занятий. И мне бы хотелось
разобраться, что же такое шахматы - спорт, наука, искусство или игра?
Одни считают, что шахматы - это спорт, так как это соревнование, состязание и
противоборство противников.
Другие считают шахматы наукой, ведь в шахматах есть математические задачи,
есть своя методика игры, теория, стратегия и тактика.
Третьи полагают, что шахматы - это искусство. Как и в искусстве, играя
шахматную партию, получаешь удовольствие, наблюдая за игрой какого-нибудь
выдающегося профессионала.
Большинство же любителей шахмат считают занятие шахматами увлекательной
игрой. Вот и меня заинтересовал этот вопрос, казалось бы, простой, однако найти
ответ на него не так просто. Попробуем разобраться.

2. Цели и задачи
Цель проекта:
Исследовать вопрос: «Что же такое шахматы спорт, наука, искусство или игра?».
Задачи проекта:
1) Изучить литературу по данному вопросу,
интервью известных шахматистов.
2) Провести анкетирование среди любителей шахмат.
Изучить, как относятся к этой игре любители спорта.
3) Обобщить полученные результаты и исследовать
вопрос: «Можно ли шахматы отнести к спорту, науке,
искусству или игре?».

3.1 Краткая история шахмат
Что бы разобраться, чем являются шахматы, необходимо
знать историю их развития. Происхождение шахмат в
разное время приписывалось грекам, римлянам,
египтянам, евреям, персам, китайцам, индусам, арабам и
многим другим! По одной (наиболее верной) из версий,
шахматы зародились в Индии в VI веке нашей эры.
Их изобретателем стал известный в то время индийский
математик. Свое творение он предоставил на суд
Международная шахматная
всемогущего индийского раджи. Шахматы очень
федерация (ФИДЕ)
впечатлили правителя и стали популярны сначала в
Индии, а потом уже и во всем мире.
Определение: Шахматы- это настольная логическая игра
со специальными фигурами на 64 - клеточной доске для
двух соперников. Цель игры - поставить сопернику
мат (мат - ситуация в шахматах, когда король находится
под шахом, а игрок не может сделать ни одного хода,
чтобы его избежать). Игра подчиняется определённым
правилам, которые дополняются правилами ФИДЕ.

3.2. Гимнастика ума
Шахматы для меня, это, конечно, занятие, приносящее удовольствие. Но я помню
своё удивление, когда узнал, что шахматы относятся к спорту. Что же такое спорт?
Это в первую очередь преодоление себя, достижение вершин мастерства. Это
гармоничное физическое и интеллектуальное развитие, тренировки для
поддержания формы, самообладание и эмоциональная устойчивость. Спорт –
это борьба и состязание. Наконец, спорт – это стремление стать первым,
завоевать высшие награды и титулы. Все атрибуты спорта в шахматах
присутствуют. Это и принцип соревнований, определяются победители, есть
титулы, звания. После неоднократных побед на разрядных турнирах шахматистам
присваивают звания кандидат в мастера спорта, мастер спорта, гроссмейстер.
Анатолий Карпов на вопрос как должен быть подготовлен шахматист, сказал:
«Для того чтобы добиться успехов в любом виде спорта, требуется много
составляющих. В первую очередь шахматист должен быть абсолютно здоров и
прекрасно подготовлен физически. Игра в шахматы требует намного больших
затрат энергии, чем некоторые виды спорта». Спорт - это не только игра
мускулов, это, прежде всего, состязание, противоборство, соперничество. Шахматы
- это гимнастика ума, состязание мысли, выдержки и воли к победе. Только умение
думать, считать, анализировать лучше, чем это делает твой соперник, позволит тебе

3.3. Наука и шахматы
Можно ли считать шахматы наукой? Наука – это
система знаний, исследований на основе обобщения
знаний. Обучение шахматам предполагает обучение теории
и практике. Шахматная теория - это исследования,
посвящённые различным аспектам шахматной игры.
Шахматная партия разворачивается в точном
соответствии с правилами. Игра подразделяется на 3
части: дебют (начало),миттельшпиль (середина) и
эндшпиль (окончание игры).Шахматы тесно связаны с
такой наукой, как математика. Как и в математике в
шахматах есть и теория, и практика. Формы мышления
математика и шахматиста довольно близки, и не случайно
математические способности часто сочетаются с
шахматными. Многие математики стали известными
шахматистами, например, Эмануил Ласкер, Макс Эйве,
Михаил Ботвинник. Анатолий Карпов и многие другие.

3.4. Искусство мыслить
Шахматы можно назвать искусством искусством мыслить, творчеством обеих
сторон. На шахматной доске реализуются
мысли, стратегия и тактика каждого из
соперников. Это искусство создавать
прекрасные комбинации, которые живут и
радуют поклонников игры столетиями. Многие
историки, исследователи отмечают, что
появление шахмат связано с изобразительным
искусством, так как первые шахматные фигуры
представляли собой вырезанные из слоновой
кости тончайшей художественной работы
скульптурки всадников, слонов, боевых
колесниц, пеших воинов. С ростом популярности
игры к шахматной теме обратились и художники.
Шахматы играют важную роль во многих
произведениях литературы, кинематографа и
других направлений искусства.

3.5. Королевская игра
Вероятно, нет такой игры, о которой так много и в течение стольких столетий
писали, как шахматы. Они называются «королевской игрой», т.е. считаются
королём среди игр. Шахматы – это не только игра, доставляющая много радости,
удовольствия, но и средство воспитания характера. Процесс обучения основам
шахматной игры способствует развитию способности ориентироваться на
плоскости, развитию мышления, суждений, умозаключений, учит запоминать,
сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, содействует
формированию таких качеств, как внимательность, самостоятельность,
терпеливость, гибкость, собранность, изобретательность.

„Шахматы - это спорт, кровавый спорт.“ (Марсель Дунамп)
“Шахматы похожи на баскетбол...иногда приходится также долго крутиться вокруг
корзины,прежде чем забросить мяч” (Фишер)
“Шахматы - нечто большее, чем просто игра” (Х.Капабланка)
“Шахматы способствуют не только росту интелекта,они дисциплинируют ум
человека” (М.Эйве)
“Человек, играющий в шахматы, оказывается лучше подготовленным к жизненным
ситуациям” (М.Ботвинник)
“Гармония шахмат мне представляется как совокупность трех компонентовлогики,фантазии и творчества” (В.Смыслов)
“Шахматы - это прежде всего исскуство” (М.Таль)
“В шахматах я ценю прежде всего логику” (Т.Петросян)
“Секрет моих успехов-это прежде всего моя исключительная преданность
шахматному исскуству” (Фишер)
“Шахматы - это точнейшая система при помощи которой мы подвергаем серьезному
испытанию ум” (Г.Каспаров)
“Шахматы - это сила”(Фишер)

4.Результаты опроса
Чтобы разобраться с поставленной задачей я провел опрос среди любителей
шахмат, родственников и знакомых. По результатам анкетирования более
половины ответили, что знакомы с шахматами и немного умеют играть - 15 человек.
Среди тех, кто не умеет играть в шахматы, хотели бы научиться 11 человек. Только
2 человека не проявили интереса к шахматам.
40 человек
были опрошены по следующим вопросам:
1) Как ты думаешь, шахматы – это наука, спорт, искусство или игра?
ответе на вопросы люди могли выбрать несколько вариантов ответов.
При
Большинство ответили, что шахматы – это игра (21ответ).
Шахматы – это наука, спорт, искусство и игра (17 ответов).
Почти равное количество ответов распределилось между наукой (15 ответов) и
спортом (13 ответов).
Посчитали, что шахматы можно отнести к искусству (6 ответов).


«Как ты думаешь, шахматы – это наука, спорт,
искусство или игра?»

При ответе на вопрос: «Считаешь ли ты что игра в шахматы воспитывает
характер и учит тебя?» получилась следующая картина (можно выбрать
несколько вариантов ответов):
1) учит думать - 27 ответов;
2) учит не сдаваться даже в трудной ситуации - 21 ответ;
3) учит выдержке и воспитывает силу воли - 20 ответов;
4) развивает память - 17 ответов;
5) учит умению просчитывать свои шаги и поступки - 15 ответов;
6) учит ориентироваться - 14 ответов;
7) учит анализировать - 11 ответов;
8) развивает фантазию - 11 ответов.

Результаты анкетирования по вопросу:
«Считаешь ли ты что игра в шахматы
воспитывает характер и учит тебя?»

5.Заключение
На основании полученных мной сведений можно сделать вывод, что шахматы
являются смесью: науки, спорта, искусства и игры. И в своей работе я доказал,
что в шахматах присутствуют все эти элементы. Каждый профессиональный
шахматист или любитель шахмат определяет сам в силу склонности своего
характера, знаний, чем для него являются шахматы. Например, для одних
основная черта шахмат - это соревнование, спорт, для других – искусство, красота
этой увлекательной игры. В процессе работы я сформировал свое отношение к
вопросу: «Что же такое шахматы – спорт, наука, искусство или игра?» Для меня
шахматы – это, прежде всего игра, которая объединяет людей всего мира и не
зависит от национальности, религии, языка на котором ты говоришь. Игра в
шахматы доступна каждому человеку, необходимо лишь желание научиться. Для
шахмат ничего другого не нужно, кроме фигур и доски, не надо больших арен,
обширных площадок, каких-либо особенных климатических условий как в других
видах спорта. Я много раз наблюдал, как игра за шахматной доской сближает
людей, потому что здесь они говорят на одном языке - на языке шахмат.

6. Литература и источники
1) Е.Я. Гик «Беседы о шахматах».
2) Е.Я. Гик «Все чемпионы мира по шахматам».
3) И. Линдер «Ваша любимая игра? Шахматы!».
4) www. chessknigi.ru.
5) www. chessok.net.

Что еще почитать