Природные зоны евразии. Природные зоны материка евразия Сравнительная таблица природных зон евразии

Цели урока:

Дидактический аспект: сформировать знания о причинах, влияющих на чередование природных зон в Евразии на репродуктивном и частично-поисковом уровнях.

Развивающий аспект: развивать умение сравнивать через с равнение расположения природных зон в Евразии и Северной Америке по 40-й параллели.

Воспитательный аспект: воспитывать коммуникативные способности через работу в группах.

Методы обучения: словесный, фронтальный, графических упражнений; по характеру познавательной деятельности – объяснительно–иллюстративный, репродуктивный, частично– поисковый.

Оборудование: физическая карта полушарий, карта географических поясов и природных зон мира; план проведения практической работы; карточки – инструкции; лист – схема для отчёта по практической работе для каждого обучающегося; макеты условных знаков для обозначения природных зон при демонстрации на доске; атласы для 7 класса.

ПЛАН УРОКА

№ п/п Структура урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся Примечание

Организационный момент

Приветствует обучающихся, предлагает школьникам занять своё место в группе, проверить готовность к работе в группе. Приветствует учителя.

Рассаживаются по творческим группам (8-9 человек), проверяют готовность к уроку.

Затраченное время – 1?.

Целеполагание и мотивация

Поясняет, что в ходе работы необходимо ответить на вопросы, записанные на доске:

природные зоны Евразии на 40-й параллели отсутствуют на этой же широте в Северной Америке и наоборот?

2. В чём вы видите главные причины различия в расположении природных зон на данных материках?

Определяют для себя объём работы, прогнозируют возможный результат своей деятельности.

Затраченное время –

Актуализация знаний Задаёт вопросы, помогающие включиться в работу:

1. В чём заключаются особенности географического положения Евразии?

2. Какие факторы влияют на формирование природной зоны?

Отвечают на вопросы учителя. Затраченное время – 2?.
Ход урока 1. Организует самостоятельную работу.

2. Выдаёт пакеты с заданиями для групп (смотри приложение № 1).

3. Напоминает, что школьники имеют право обратиться к учителю с вопросами по содержанию работы или по её организации.

Уточняет время самостоятельной работы 7 – 10 минут.

4. Через отведённое на самостоятельную работу время учащимися предлагается отчитаться о работе в группах, оформляя на доске результаты своей работы, используя макеты условных знаков и магниты.

5. Уточняет время для отчёта каждой группы – не более 5 минут.

1. Получают задание на группу.

2. Читают задание, формулируют цель своей работы: выписать и сравнить природные зоны Евразии и Северной Америки.

3. Задают учителю вопросы уточняющего характера, выполняют работу в группах, оформляя её на листах – схемах практической работы (смотри приложение №2) и готовят отчёты.

4. Формируют группу для отчёта и защищают проделанную работу у доски.

5. Заполняют ЛОС на рабочих листах (для учащихся других групп) по образцу на доске.

Затраченное время – 7-10?.

Затраченное время – 12-15?.

Заключение урока 1. Возвращает учащихся к началу урока, когда были поставлены вопросы ко всему уроку.

2. Просит записать ответ на вопрос, заданный в начале урока: “В чём вы видите главные причины различия в расположении природных зон на данных материках?”

Предлагают свои варианты ответов и записывают их в листах – отчётах:

1.В Евразии на широте 40?с.ш. нет природных зон смешанных и широколиственных лесов и зоны тайги. В Северной Америке нет природной зоны переменно – влажных муссонных лесов.

2. Сравнив чередование природных зон вдоль 40 –ой параллели можем сказать, что на размещение природных зон в Евразии и Северной Америке наиболее влияет постоянный ветер - западный перенос, в Евразии дополнительно на востоке – муссон.

В Евразии больше зона пустынь в центре материка из – за большой протяжённости с запада на восток, с уменьшением влияния Атлантического океана; на востоке материка под влиянием Муссонного типа климата формируется переменно – влажные леса.

Затраченное время – 8?.
Домашнее задание Задаёт задание на дом: § 73 учебник Крыловой О.В. “Материки и океаны”, нанести на контурную карту Евразии границы природных зон Евразии. Записывают в дневнике домашнее задание, задают вопросы по нему. Затраченное время – 2?.
Итог урока Подводит итог урока, комментирует оценки за урок, благодарит за работу. Затраченное время – 2?.

В основном, природные зоны Евразии изменяются по широтам. Но существует два фактора, определяющих изменение зональности в вертикальном направлении:

  • неоднородный рельеф;
  • влияние Мирового океана в прибрежных районах.

Рассмотрим основные природные зоны, которые расположены на материке в направлении с севера на юг.

Рис. 1. Карта природных зон Евразии

Таблица «Природные зоны Евразии»

Наименование природной зоны

Географическое положение

Арктические пустыни

Острова Северного Ледовитого океана

Тундра и Лесотундра

Северные части Европы с расширением в восточной части Евразии. Часть Исландии

Скандинавский полуостров, большая часть России, Западная часть острова Японии

Смешанных лесов

Страны Прибалтики, Европейская часть России.

Широколиственных лесов

Страны Европы, Восточное побережье Тихого океана

Жестколистные вечнозеленые леса (Средиземноморские)

Южные регионы стран Европы

Лесостепи и степи

Причерноморье, Казахстан, Северо-Восточная часть Монголии.

Пустыни и полупустыни

Аравийский полуостров, страны Каспийского бассейна, Китай

Саванны и редколесья

Индия, Юго-Восток континента

Переменно-влажные леса

Побережье Тихого океана в Юго-восточных регионах, узкая полоса полуострова Индостан.

Постоянно влажные экваториальные и тропические леса

Острова Индийского океана

Практически все природные зоны, за исключением влажных экваториальных и тропических лесов, расположены на материке.

Характеристика зон

Зона высоких широт характеризуется суровым холодным климатом с долгой зимой и коротким летом. Здесь мало растительности и бедный животный мир. Северные широты, приблизительно от 71° считаются арктическим поясом. Немного ниже находятся тундра и лесотундра. Лучше всего они выражены в России. Также мало растительности и холодный климат на острове Исландии.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Тайга берет свое начало на Скандинавском полуострове. Благодаря морскому климату, зима здесь более мягкая, отсутствуют пронзительные ветра, как в континентальной части. До Уральских гор в этой зоне встречаются преимущественно сосны и ели. В центральной части к ним присоединяются пихта и кедр. На территории Восточной Сибири растет лиственница. Тайга - это огромные леса с большим потенциалом. Важную часть промысла составляет охота на пушных зверей.

Большая часть Европы и немного ближней Азии покрыты широколистными лесами. Этот регион умеренного пояса считается самым благоприятным для жизни не только растений и животных, но и людей. Здесь зимой комфортно, летом не слишком жарко. В течение года выпадает среднее количество осадков.

Рис. 2. Степь в Европе

Положение чуть ниже лесов занимает зона лесостепи и степей. Это территория богатых плодородных земель - черноземов. В Европейской части сосредоточены крупнейшие фермерские угодья. На восток, вглубь континента, ситуация немного меняется. Там, территория степей находится вблизи гор и имеет очень засушливый климат.

Центральная Евразия покрыта пустынными территориями. Их расположение похоже на внутренние котловины: вокруг горы, до океана далеко. Это влияет на уровень испарения, который здесь очень высокий, а осадки незначительные. Растительность представлена преимущественно суккулентами, а уникальный животный мир практически истреблен. Пустыни населяют насекомые, грызуны и пресмыкающиеся.

Пустыня занимает наибольшую площадь Евразийского континента. Кроме того, это еще и самая большая природная зона Мира. На ее долю приходится 1/5 часть всей суши планеты.

В субтропическом климатическом поясе расположены влажные тропические леса. В Европе этот пояс называется жестколистный. Представлен на северном побережье Средиземного моря. Здесь очень хорошие плодородные почвы, позволяющие выращивать теплолюбивые фрукты и овощи.

Восточная Евразия и побережье Тихого океана имеют немного другой тип субтропического климата. Осадков здесь много, но только летом. Когда-то огромные азиатские территории были покрыты зелеными лесами. Но сейчас перенаселение этого региона привело к тому, что леса вырублены, а земли застроены зданиями. Уникальный мир растений и животных сохранился лишь в заповедных территориях вблизи храмов и ущелий.

Природа нижних широт

Полуострова Индостан и Малакки, Бирма находятся в зоне саванн. Природа представлена многими видами засухоустойчивых высоких деревьев с лианами.

Низкие широты экваториального пояса - это влажные экваториальные леса. Урожай с пальм и фруктовых деревьев собирают по нескольку раз в год. Сюда входят теплые островные страны, представляющие хороший туристический потенциал.

Отдельно стоит выделить районы с высотной поясностью. Они имеют свой собственный характер климата, растительность и животный мир. Горы опоясывают весь континент и проходят полосой от Запада до Востока. На территории Евразии находится самая высокая горная система - Гималаи.

Что мы узнали?

Евразия - это самый большой континент в мире, в котором находятся все существующие природные зоны. Если вас интересует, какая из них самая большая, то это пустыня. Наиболее благоприятные для проживания регионы находятся в умеренном климатическом поясе. Среди лесов преобладают таежные.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 236.

Практическая работа №1. «Сравнение природных зон по 40-й параллели на материках Евразия и Северная Америка»

Цель: определить черты сходства и отличия в расположении природных зон по 40-й параллели материков Евразия и Северная Америка

Задачи:

Обучающие: закрепить понятие «природные зоны», разнообразие природных зон по 40параллели материков Евразия и Северная Америка и факторы, влияющие на их географическое положение

Развивающие : продолжить формирование познавательной активности учащихся, развития умение сравнивать полученные данные и делать соответствующие выводы

Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, внимательность при работе с картами

1.Актуализация знаний:

Дайте определение понятию «природная зона». Как чаще всего они расположены? Что такое «широтная зональность»? Каковы главные причины ее возникновения? В чем проявляется закон «высотной поясности»? Почему на материке Евразия природные зоны располагаются не только с севера на юг, но и с запада на восток?

2.Работа по атласу и демонстрационной карте «Природные зоны мира»

Покажите на карте 40-ю параллель северного полушария. Какие материки она пересекает? Назовите и покажите природные зоны, расположенные на этой параллели на материке Северная Америка? Покажите и назовите природные зоны, расположенные на 40-й параллели на материке Евразия? Что интересного заметили в расположении природных зон на этих материках? Какие природные зоны повторяются на двух материках? Почему? В чем отличие?

3. Выполнение практической части:

1заполните таблицу, пользуясь атласом:

2.Запишите вывод, указав причины, влияющие на различие природных зон двух материков по 40-й параллели.

4. Планируемый результат выполнения работы учащимися:

Учащиесязаполняют таблицу. Затем пишут вывод с указанием факторов. влияющих на различия в расположении природных зон по 40- параллели.

Описание практической работы

на материках Евразия и Северная Америка»

Согласно составленной рабочей программыпрактическая работа «Сравнение природных зон по 40-й параллели на материках Евразия и Северная Америка» проводится на уроке при изучении темы «Природные зоны Евразии».

Цель урока: формирование у учащихся представлений и знаний об особенностях природы Евразии.

Продолжить формирование умения устанавливать причинно-следственные связи междуразличными компонентами природы и объяснять черты приспособленности живых организмов к условиям жизни, делать самостоятельные выводы.

Определить, какая природная зона действительно может называться «легкими планеты» и почему

Оборудование: Физическая карта мира, карта « Природные зоны», атласы, учебник географии 7 класс.

Способы познавательной деятельности учащихся: сравнительный, анализ, обобщение.

В ходе выполнения практической работы учитель проводит актуализацию знаний, где закрепляет понятия «природная зона», «широтная зональность», «высотная поясность».

Расширяет знания учащихся по теме «Природные зоны», устанавливая причинно-следственные связи расположения природных зон на материке.

На следующем этапе педагог объясняет этапы выполнения практической работы, обращая внимание на использование детьми различных источников дополнительной информации: тематические атласы, справочники.

Затем учащиеся переходят к выполнению практической части, заполняя предложенную учителем таблицу, и записывают выводы.

При проведении всех описанных этапов работы учащиеся без затруднений ее выполняют. Эта практическая работа нравится учащимся тем. что проводя сравнение по карте, сразу видны отличия в расположении природных зон. Предложенная учителем таблица заполняется быстро и без ошибок. В выводе отражается умение семиклассников проводить анализ и синтез полученных результатов.

Анализ

практической работы

«Сравнение природных зон по 40-й параллели

на материках Евразия и Северная Америка».

Практическая работа «Сравнение природных зон по 40 градусу с.ш. в Евразии и Северной Америке».

Цели:

1. Закрепить и проверить знание закона широтной зональности и действия азональных факторов.

2. Закрепить умение работать по климатическим картам и картам природных зон, сравнивая показатели разных материков.

Оборудование.

Атласы.

Ход работы.

/Учащимся необходимо заполнить пробелы в предложениях. На «5» ответы должны быть примерно такими, как приведено ниже./

1. По 40 градусу с.ш. в С.А. сменяют друг друга ПЗ: …. жестколист вечнозел лесов, п/п и пустынь, л/с и степей, смеш и шир лесов, а в Евразии – … жестколист вечнозел лесов, л/с и степей, п/п и пустынь, л/с и степей, перемен влажных лесов.

2. Большую площадь в С.А. занимают ПЗ: … л/с и степей, смешан и шир лесов, а в Евразии - … п/п и пустынь, так как … С.А. имеет меньшую протяжённость с зап на вост и в центре материка не так сухо, как в центре Евразии; в центр Евразии ветры с океанов доносят очень мало влаги, а в таких условиях может быть лишь зона пустынь.

3. Меньшую площадь в С.А. занимает зона … п/п и пустынь, так как … лишь в горах Кордильерах, где влага с океана задерживается ими, очень сухо и другие ПЗ сформироваться там не могут, а в Евразии меньшую площадь занимают … л/с и степи, так как … для формирования этой зоны на данной широте влаги либо мало, либо (на востоке) очень много и там растут перемен влажн леса.

4. На этой широте и в С.А., и в Евразии расположена не одна зона, как это должно быть по закону … широтной зональности, а несколько зон, так как этот закон нарушен … влиянием рельефа (Кордильеры в С.А., Кавказ, Тянь-Шань и др горы в Евразии), протяжённостью материка с зап на вост (особенно Евразии), влиянием океанов (особенно Тихого в Евразии, так как с него приходят летом муссоны, приносят осадки).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическая работа по химии в 7 классе по теме «Очистка загрязненной поваренной соли»Тип урока - применение знаний на практике.В ходе выполнения практической работы учащиеся учатся выделя...

Ресурс содержит конспект занятия и презентацию по теме "Дифференциация С-Ш в словах и слогах" проведенного во 2 классе коррекционной школы VIII вида. Решает задачи: учить детей различать звуки с-ш...

Публикация содержит план-конспект логопедического группового занятия по теме "Употребление относительных прилагательных в роли качественных" и приложений, где помещён практический материал (карт...

Урок географии в 7 классе. Тема: "Природные зоны Африки. Пустыни"

Урок по теме "Природные зоны Африки. Пустыни", разработан с использованием модульной технологии. Урок проводится с использованием ИКТ и показом фрагментов фильма ВВС "Дикая Африка"....

Природная зона: полярные пустыни

Территория: Крайний Север Евразии

Климатический пояс: арктический

Почва: покрыта ледниками

Растения: почти нет, изредка мхи и лишайники, болотная осока

Животные: белые медведи, лемминги, летом птичьи базары, редко белый песец, арктическая рыба, тюлени и моржи.

Природная зона: тундра и лесотундра

Территория: Крайний Север Евразии

Климатический пояс: субАрктика

Почва: вечная мерзлота

Растения: осока, прочие травы, мхи, кустарники. К югу карликовые деревья, например, арктическая береза.

Животные: много рыбы, полярная крячка, белая сова, северный олень, лемминг, песец, тюлень, морж, северные куропатки, волки.

Природная зона: тайга (хвойные леса)

Территория: север Европы, Дальний Восток, Сибирь

Климатический пояс: умеренный

Почва: вечная мерзлота

Растения: ели, сосны, кедры, лиственница, пихта

Животные: бурый медведь, волк, заяц-русак, кабарга олень, лось, соболь, выдра, бобр, белка горностай, косуля, крот, курица, множество птиц (кедровка, клест, синица) и так далее. Много пушных зверей.

Природная зона: умеренные смешанные леса (в том числе муссонные)

Территория: Среднеевропейская равнина, участки на Дальнем Востоке, Западная Сибирь, север Европы.

Климатический пояс: умеренный

Почва: лесная бурая и подзолистая

Растения: ель, сосна, пихта, клен, дуб, ясень, ива, болотная осока, береза, яблоня, вяз, липа

Животные: бурый медведь, волк, заяц-русак, лиса, белка, дикий кабан, пятнистый олень, косуля, разнообразные птицы (соловей, глухарь, фазан, трясогузка, грач, сокол, иволга, жаворонок, чибис, тетерев, воробей, ворона, сорока, куропатка, перепел и другие)

Природная зона: степи и лесостепи

Территория: южная часть Восточно-Европейской (Русской) равнины, Монголия, Южное Приуралье, Казахстан, Китай

Климатический пояс: умеренный

Почва: чернозем (самая плодородная)

Растения: ковыль, сон-трава, камыш степной, типчак, полынь, овес, овсец, дикие яблони, ивы, липы и тополя группами, и так далее

Животные: степной волк, заяц-русак, степной орел, дрофа, ястреб, байбаки, суслики, лунь степной, сова, сайгаки, сайги, тушканчики.

Природная зона: полупустыни и пустыни

Территория: Каракум, Гоби, Регистан, Кызылкум, Аравийская пустыня, Такла-Макан и другие пустыни в Юго-западной Азии и Центральной Азии

Климатический пояс: засушливый

Почва: сухая песчаная, глинистая или каменистая. Часто засолена

Растения: редкие - верблюжья колючка, тамариск, акация колючая, саксаул, полынь, карагач, хлопок, солянка. Деревья только на оазисах.

Животные: кобра ядовитая и прочие змеи, тушканчик, жираф, песчаные мыши, сайгак, сайга, байбак, суслик, ящерицы

Природная зона: области высотной поясности (горы)

Территория: Гималаи, Памир, Тян-Шань, Альпы, Карпаты, Кавказ, Крымские горы, Апеннины, Пиренеи, Саяны, Урал, Сихотэ-Алинь

Климатический пояс: любой из перечисленных в данной таблице

Почва: каменистая горная

Растения: от безлесных каменистых пустынь на самом верху горных цепей, где растут только отдельные мхи и лишайники, растительность увеличивается по мере возвращения к подножию гор. После пустынь следуют травянистые альпийские луга, затем возможен лесной пояс либо пустынно-степной.

Животные: в зависимости от горной системы - горный баран, муфлон, горный козел, дикая свинья, овцебык, гималайский черный медведь, антилопа, як, кабарга, серна, дикая коза, снежный барс (ирбис), дикая лощадь На хребте Сихотэ-Алинь на Дальнем Востоке России - утка-мандаринка, уссурийский тигр, леопард (большие кошачьи находятся под угрозой вымирания)

Природная зона: субтропические, тропические влажные (в том числе муссонные) леса

Территория: Дальний Восток, Средиземноморье, Индия, Юго-Восточная Азия, Китай

Климатический пояс: тропики и субтропики

Почва: чернозем, желтозем, краснозем

Растения: мандарины, апельсины, лимоны, пальмы, саговники, кипарис, бегонии, прочие высокие

травы, орхидеи, лианы

Животные: на Дальнем Востоке – уссурийский тигр, утка-мандаринка, леопард. В целом волки, обезьяны, слоны, орлы, попугаи, тукан, хамелеон, множество разнообразных бабочек, мыши летучие

Природная зона: влажные экваториальные леса (джунгли)

Территория: юг Индии, Юго-Восточная Азия

Климатический пояс: субэкваториальный и экваториальный

Почва: краснозем

Растения: мангровые заросли, различные пальмы, плауны, кокосы, папайя, лианы, банан, орхидеи, влажные мхи

Животные: бенгальский тигр, крокодил, варан, слоны, обезьяны, носорог, бегемот, белки, летяги, попугаи, летучая рыба, термиты, множество разнообразных ящериц, насекомых и бабочек.



Что еще почитать