Презентация по всемирной истории на тему "индия после второй мировой войны". Завоевание Индией независимости. Развитие Индии. После окон­чания Второй мировой войны Индия переживала подъем нацио­нально-освободительного движения

Индия, Пакистан, Китай после Второй мировой войны

Завоевание Индией независимости.

Развитие Индии и Паки­стана. После окончания Второй мировой войны Индия пережи­вала подъем национально-освободительного движения. Англий­ские власти, стараясь удержаться в Индии, маневрировали, со­четая методы его жестокого подавления выступлений с уступ­ками и действиями, направленными на раскол индийцев.

Под предлогом защиты интересов мусульман и других мень­шинств в 1946 г. власти установили систему выборов в Централь­ное законодательное собрание по религиозным куриям, что обо­стрило конфликт между Индийским национальным конгрессом (ИНК) и Мусульманской лигой. Программа ИНК включала тре­бования независимости страны и равноправия всех ее граждан, единства индусов, мусульман и приверженцев других религий. Главными требованиями Мусульманской лиги было разделение Индии на два государства по религиозному признаку и создание мусульманского государства Пакистан («страна чистых»).

ИНК и Мусульманская лига получили большинство по своим куриям, но в ряде провинций немалая часть мусульман поддер­жала программу ИНК. Подавляющее большинство населения высказалось против английского господства.

ИНК включал в себя представителей различных социальных слоев, был очень авторитетен вследствие многолетнего противо­стояния колонизаторам. Наиболее популярными лидерами ИНК являлись М.Ганди и Дж.Неру.

В августе 1946 г. было создано временное правительство во главе с Неру. Мусульманская лига отказалась войти в прави­тельство и провозгласила начало прямой борьбы за Пакистан. В Калькутте вспыхнули погромы в индусских кварталах, в от­вет запылали мусульманские кварталы. Столкновения между индусами и мусульманами, перераставшие в резню, перекину­лись на другие районы страны.

В феврале 1947 г. британское правительство объявило о на­мерении предоставить Индии права доминиона при условии раз дела ее по религиозному признаку на Индийский Союз и Паки­стан. Княжества сами решали, в какой из доминионов они всту­пят. ИНК и Мусульманская лига приняли этот план.

За короткий период огромное число беженцев перебралось из пакистанских частей в индийские районы и наоборот. Сотнями тысяч исчислялись погибшие. Против разжигания религиозной розни выступал М. Ганди. Он требовал создать приемлемые усло­вия для мусульман, оставшихся в Индии. Это вызывало обвине­ния в предательстве интересов индусов. В январе 1948 г. М.Ган­ди был убит членом одной из религиозных индуистских органи­заций.

14 августа 1947 г. было провозглашено основание доминиона Пакистан. Главой правительства Пакистана стал лидер Мусуль­манской лиги Ликиат Али Хан. На следующий день провоз­гласил свою независимость Индийский Союз. Из 601 княжества подавляющее большинство присоединилось к Индии. Первое правительство страны возглавил Дж. Неру.

При разделе территории не учитывались ни географические рубежи, ни экономические связи между районами, ни нацио­нальный состав. На индийской территории сосредоточилось 90% всех запасов полезных ископаемых, текстильная и сахарная про­мышленность. Большая часть районов по производству хлеба и технических культур досталась Пакистану.

Самая напряженная обстановка сложилась в княжестве Каш­мир. Оно должно было войти в состав Индийского Союза, хотя большинство населения составляли мусульмане. Осенью 1947 г. пакистанские войска вторглись на запад Кашмира. Махараджа заявил о присоединении к Индии, в Кашмир вступили индий­ские войска. Кашмирский вопрос стал яблоком раздора между Индией и Пакистаном и одной из главных причин индо-паки-станских войн 1965 и 1971 гг. В результате войны 1971 г. на месте Восточного Пакистана образовалось государство Бангла­деш.

В 1949 г. Индия приняла Конституцию, провозглашавшую ее федеративной республикой (союз штатов). Победу на всех вы­борах до конца 70-х гг. одерживал ИНК. Его лидеры выступали за развитие смешанной экономики при сильных позициях в ней государства. Были проведены аграрная реформа, различные со­циальные преобразования. Экономика Индии, несмотря на все трудности, развивалась довольно успешно. С конца XX в. в стра­не начался бурный рост передовых технологий. Было проведено испытание ядерного оружия.

Во внешней политике Индия взяла курс на неучастие в бло­ках, на борьбу за мир. Дружественные отношения поддерживались с СССР. После смерти Неру пост премьер-министра пере­шел к его дочери Индире Ганди. После убийства И. Ганди в 1984 г. премьер-министром стал ее сын Раджив Ганди, убитый в 1991 г. Эти убийства были связаны с активизацией в стране националистического и сепаратистского движения (сикхи, та­милы). В конце XX в. ИНК переживал расколы и потерял моно­полию на власть. К управлению страной пришли представители индуистских партий (премьер-министр А. Ваджпаи). В начале XXI в. ИНК вновь завоевал большинство на выборах в парла­мент (премьер-министром стал М.Сингх).

Для политического развития Пакистана характерна неста­бильность. Большую роль в стране играла армия, часто совер­шавшая военные перевороты. Во внешней политике Пакистан придерживался проамериканского курса. Экономика страны раз­вивалась сравнительно успешно (Пакистан также создал атом­ное оружие), хотя, как и в Индии, значительная часть населе­ния продолжает жить в нищете. В начале XXI в. участились выступления с требованием усилить роль ислама в жизни обще­ства.

Развитие Китая в 50 - 70-е гг. XX в.

В результате победы коммунистов в Гражданской войне в 1949 г. остатки гоминьдановцев под прикрытием авиации и флота США бежали на остров Тайвань. 1 октября 1949 г. было провозглашено создание Ки­тайской Народной Республики (КНР). Народное правительство КНР возглавил Мао Цзэдун.

Новое китайское руководство взяло курс на строительство со­циализма. Была проведена национализация промышленных предприятий, на селе создавались кооперативы. В 50-е гг. Ки­тай тесно сотрудничал с СССР, который оказывал ему огромную помощь в развитии промышленности, сельского хозяйства, куль­туры. В этот период происходила успешная индустриализация страны.

В конце 50-х гг. Мао Цзэдун взял курс на сверхбыстрые тем­пы развития. Начался «большой скачок», представлявший со­бой попытку «вступить в коммунизм» под лозунгом «Несколько лет упорного труда - и десять тысяч лет счастья». В результа­те в экономике воцарился хаос, страну охватил страшный голод. Политика «большого скачка» вызвала недовольство ряда пар­тийных деятелей. Для подавления их сопротивления с 1965 - 1966 гг. по инициативе Мао Цзэдуна была организована так на зываемая «культурная революция». Силами молодежи («хун-вэйбины» - красные охранники) было развернуто наступление на чиновников под лозунгом «Огонь по штабам!». Сотни тысяч работников партии и госаппарата были казнены или выселены в дальние районы на «перевоспитание». В этот период обостри­лись отношения Китая с СССР, в 1969 г. произошли вооружен­ные столкновения (остров Даманский на реке Уссури). В 1972 г. КНР заключила договор с США.

Смерть Мао Цзэдуна 9 сентября 1976 г. привела к обострению внутриполитической борьбы. Фанатичные приверженцы поли­тики Мао («банда четырех») были арестованы. Во главе партии и государства встал Дэн Сяопин, бывший сподвижник Мао, по­страдавший в годы «культурной революции». Провозглашенная в 1978 г. политика «четырех модернизаций» предусматри­вала преобразования в области промышленности, сельского хо­зяйства, культуры и перевооружение армии.

Современный Китай.

В течение 80 - 90-х гг. в Китае под ру­ководством компартии проводились серьезные реформы, рази­тельно преобразившие облик страны. Реформы начались с сель­ского хозяйства. Было распущено большинство кооперативов, каждый крестьянский двор получил участок земли на условиях длительной аренды. Постепенно решилась продовольственная проблема. Промышленным предприятиям предоставлялась са­мостоятельность, развивались рыночные отношения. Появились частные предприятия. В Китай все шире проникал иностранный капитал. К концу XX в. объем промышленного производства увеличился в 5 раз, китайские товары начали победоносную экс­пансию за рубежом, в том числе в США. Повысился уровень жизни значительной части населения.

Успешное экономическое развитие страны (рост производ­ства от 7 до 15% в год), которую стали называть «мастерской XXI века», продолжается и в настоящее время. Свидетельства­ми достижений в экономике стали запуск в 2003 г. первого ки­тайского космического корабля с космонавтом на борту и раз­работка планов полета на Луну. По уровню экономического по­тенциала Китай вышел на второе место в мире, а по ряду по­казателей обогнал и США. Свои огромные успехи китайцы на­глядно продемонстрировали во время Олимпийских игр в Пе­кине в 2008 г.

Политическая власть в Китае осталась неизменной. Попытка части студентов и интеллигенции развернуть кампанию по ли­берализации в ходе выступления на площади Тяньаньмэнь в Пекине в 1989 г. была жестоко подавлена. Руководящей силой страны по-прежнему является КПК, заявляющая о «строитель­стве социализма с китайской спецификой».

Во внешней политике КНР добилась немалых успехов: к Ки­таю были присоединены Гонконг (Сянган) и Мокао (Аомынь). С середины 80-х гг. нормализовались отношения с СССР. Дру­жественные отношения установились у Китая с Россией, други­ми постсоветскими государствами.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

    Как образовались государства Индия и Пакистан? Расскажите об их развитии.

    Как была создана Китайская Народная Республика? В чем со­стояли особенности развития Китая в 50-70-е гг.?

    Каковы направления и результаты реформ, проводимых в Ки­тае в конце XX - начале XXI в.?

    Сравните развитие Китая и Индии во второй половине XX -начале XXI в. Что было в их развитии сходного и в чем состоя­ли различия?

Провозглашение независимостиВ
июне
1947
была
достигнута
окончательная
договоренность,
позволившая
британскому
парламенту
принять Закон о независимости Ин-дии,
который вступил в силу 15 ав-густа 1947. В
этом документе изла-гались принципы
раздела, согласно ко-торым ряду областей
предоставля-лась
возможность
определиться – вступать в Индийский Союз
или Па-кистан и декларировалось право каждого из этих доминионов на само-управление
с правом выхода из Содру-жества.
Прекращался
также
сюзе-ренитет
английской монархии над индийскими
княжествами,
а
также
действие
заключенных с ними догово-ров. Население
Восточной Бенгалии и Западного Пенджаба
сделало выбор в пользу Пакистана, а
жители Запад-ной Бенгалии и Восточного
Пенджаба высказались за вхождение в
состав Индийского Союза.
Провозглашение
независимости
Индия после обретения независимости

Последствия раздела

Сразу после обретения незави-симости в
Индии
было
сформи-ровано
правительство во главе с премьерминистром Дж. Неру. В стране произошли
беспрецедент-ные столкновения между
индусами, мусульманами и сикхами.
Происхо-дило
массовое
переселение
мусуль-ман в Пакистан, а индусов в
Индию. К межобщинной неприязни и
столк-новениям добавились экономические
и
политические
трудности,
вызванные
разделом.
Железные
и
автомобильные дороги и системы
оросительных каналов были пере-резаны
государственными
грани-цами,
промышленные предприятия оторваны
от
источников
сырья,
разобщены
гражданские службы, полиция и армия,
необходимые
для
обеспечения
нормального управле-ния страной и
безопасности граж-дан. 30 января 1948,
когда нару-шения общественного порядка
пош-ли на спад, индусом-фанатиком был
убит Ганди.
Последствия
раздела
Джавахарлал Неру

Последствия раздела

Правители 555 княжеств должны были
решить, вступать им в сос-тав Индии
или Пакистана. Мирная интеграция
подавляющего боль-шинства малых
княжеств не вызва-ла осложнений. Но
мусульманинни-зам, стоявший во главе
самого бо-гатого и многонаселенного
княже-ства Хайдарабад, где численно
пре-обладали индусы, заявил о своем
желании править независимой суверенной страной. В сентябре 1948 в
Хайдарабад были введены индий-ские
войска, и под давлением цент-рального
индийского правитель-ства низам
подписал соглашение о вступлении в
состав Индийского Союза.
Княжество Хайдарабад

Последствия раздела

Серьезная ситуация возникла и на севере,
где правителем Джамму и Кашмира,
территории
с
преиму-щественно
мусульманским
населени-ем,
был
магараджа-индус.
Пакистан
оказывал
экономическое давление на княжество,
чтобы добиться его при-соединения. В
октябре 1947 около 5000 вооруженных
мусульман всту-пили в пределы Кашмира.
Остро нуж-давшийся в помощи магараджа
под-писал документ о включении княжества в состав Индии. Индия обви-нила
пакистанскую сторону в агрес-сии и
передала вопрос о Кашмире на обсуждение в
Совет безопасности ООН. В ООН было
решено
признать
в
качестве
демаркационного рубежа фактическую
линию прекращения ог-ня по ее состоянию
на 1 января 1949. 17 ноября 1956
Учредительным соб-ранием Кашмира была
принята Кон-ституция, в соответствии с
кото-рой штат Джамму и Кашмир объявлялся составной частью Индии.
Последствия раздела
Спорная территория Кашмир

Последствия раздела

Отношения с Пакистаном стали главным
вопросом внешней политики Индии.
Затянувшийся спор вокруг Кашмира мешал
Индии занять роль лидера в Движении
неприсоединения. Когда премьер-министр
Индии Дж. Неру отказался сотрудничать с
США в деле борьбы с советской экспан-сией,
американцы заключили военный союз с
Пакистаном. Это заставило индийское
руководство расширить контакты с
Китаем и СССР. Индий-ско-советские связи
заметно
окрепли
после
заключения
крупного торгово-го договора 1953 и
обмена визитами руководителей двух
государств.
СССР
приветствовал
индийскую политику неприсоединения,
которая совпадала с его стратегической
линией на огра-ничение влияния США в
Афро-Азиат-ском регионе.
Последствия раздела
1954 г. Встреча Дж. Неру.
Слева И. М. Харченко.

Развитие и реформы

26 января 1950 Индия была провоз-глашена
республикой. В конституции 1950 отражена
осторожная
позиция
руководства
и
закреплены достигну-тые успехи за время
независимого
раз-вития
страны.
Относительно
прос-тая
процедура
внесения поправок в конституцию на основе
решений боль-шинства в парламенте
расширяла
возможности
дальнейшего
осущест-вления реформ. При Дж. Неру,
кото-рый был также главой плановой комиссии, были осуществлены три пятилетних плана. Промышленная поли-тика
ориентировалось на создание смешанной
экономики и открывало перспективы для
сотрудничества с частным капиталом,
хотя в ведущих
отраслях допускалась
только госу-дарственная собственность.
Это правило коснулось предприятий оборонной промышленности, черной металлургии, тяжелого машинострое-ния,
добычи полезных ископаемых и др.
Развитие и
реформы
Флаг Индии
Эмблема Индии

Развитие и реформы

Курс
на
стимулирование
развития
промышленности сочеталась с поли-тикой
осторожных реформ в аграр-ном секторе.
Плановая
комиссия
нас-тоятельно
рекомендовала штатам законодательно
гарантировать
за-щиту
прав
землепользователей,
в
частности
ограничить ставки аренд-ной платы,
установить
«потолок»
для
площади
индивидуальных
земле-владений
и
реорганизовать на коопе-ративной основе
кредитно-сбытовую систему, а в более
отдаленном
буду-щем,
возможно,
и
агропроизводство.
С
1953
началась
реализация програм-мы общинного развития,
ставившей, в частности, задачу организации
се-ти учреждений по распространению в
деревне передового сельскохозяйст-венного
опыта, а также создание на селе
кооперативных объединений и панчаятов.
Развитие и
реформы
Крестьяне

10. Границы умеренного курса

Правительство откладывало дости-жение
компромисса в вопросе о ре-организации
территориально-адми-нистративного
деления на лингвис-тической основе, а
когда в 1956 на базе доминирующих языков
были об-разованы 14 штатов, проявилось
не-довольство других этнических общин. В
1960 серьезные волнения в штате Бомбей
заставили центральные влас-ти пойти
навстречу требованиям о его разделении
на два новых штата – Гуджарат и
Махараштру. Сикхам уда-лось добиться
успеха, когда в 1965 Пенджаб был разделен
на штат Пен-джаб, в котором сикхи
составили большинство, и штат Харьяна с
пре-имущественно индусским населением.
Еще резче встала этническая проб-лема в
северо-восточной пограничной полосе, где
некоторые местные пле-мена требовали
независимости и поднимали с этой целью
вооруженные восстания.
Границы умеренного
курса
Новые административнотерриториальные деления

11. Границы умеренного курса

Компромисс с ведущими кастами серь-езно
ограничил возможности прави-тельства в
проведении социальных преобразований в
деревне. Законы об аграрной реформе,
получившие одоб-рение в штатах, содержали
значи-тельные пробелы, позволявшие, с од-ной
стороны, вгонять арендаторов с земли, а с
другой – обходить положе-ние о верхнем
пределе площади земле-владений. Медленное
развертывание преобразований обусловило
хрониче-скую нехватку аграрной продукции,
по-вышение цен на продовольствие и сокращение государственных субсидий. В начале
1960-х годов углубился финан-совый кризис.
Экономический застой, в свою очередь,
ограничил возможности маневрирования для
ИНК.
Классическая модель кастовой
иерархии

12. Границы умеренного курса

Авторитет Неру в октябре 1962 был
существенно подорван после втор-жения
китайских войск на терри-торию СевероВосточного погранич-ного агентства и в
пределы гор Ладакх в Кашмире. Стремясь
обеспе-чить связи между Синьцзян-Уйгурским
и
Тибетским
автономными
районами, Китай пытался заста-вить
Индию
отказаться
от
прав
на
стратегически важную равнину Аксайчин
на востоке Ладакха в Каш-мире.
Вооруженные силы КНР нанесли несколько
ударов индийской армии и оккупировали
территорию площа-дью 37,5 тыс. кв. км.
К тому времени, когда Китай объявил об
отводе войск из всех занятых районов,
кроме Аксайчина, Неру вынужден был
обра-титься за военной помощью к США.
Границы умеренного
курса
Ладакх
Ладакх на карте Индии

13. Преемники Неру

Пришедший на смену Неру в качестве
премьер-министра Шастри был выд-винут
на этот пост группой партий-ных лидеров
под названием «синди-кат», которую
поддерживали крупные землевладельцы и
предприниматели.
В
1965
эксперты
Всемирного
банка
обусловили
предоставление
финан-совой
помощи
проведением
комплекса
экономических
реформ. За полтора го-да пребывания на
посту премьер-ми-нистра Шастри принял
решения о переориентации главного потока
госу-дарственных инвестиций с тяжелой
индустрии на сельское хозяйство; ак-цент
на интенсивное земледелие и мелиорацию;
стимулирование с по-мощью системы цен и
выделения
суб-сидий
деревенским
хозяйствам, спо-собным модернизировать
производ-ство; повышение роли частных и
иностранных инвестиций в промышленности. Экономика стала особенно
зависимой от финансовых поступ-лений изза рубежа, когда на страну легло
дополнительное бремя военных расходов во
время второй войны с Па-кистаном в 1965.
Преемники Неру
Лал Бахадур Шастри

14. Преемники Неру

Потери, понесенные ИНК на парла-ментских
выборах в 1967, не лишили его победы с
небольшим перевесом на общенациональном
уровне, но приве-ли к поражению в 8
штатах. В шта-тах Керала и Западная
Бенгалия ИНК был отстранен от власти
коалицией во главе с Коммунистической
партией Индии. В обоих штатах левые
прави-тельства ограничили деятельность
полиции, и там развернулись выступ-ления
арендаторов
и
сельскохозяйст-венного
пролетариата против поме-щиков и
фабричных рабочих – против руководства
предприятий. Револю-ционно настроенные
коммунисты поддерживали вооруженные
кресть-янские бунты в нескольких штатах,
где действовала КПИ. В конце 1960-х годов
они организовали выступления малых
народов в штате Андхра-Пра-деша и членов
зарегистрированных племен и каст в
Западной
Бенгалии,
которые
были
подавлены армией.
Преемники Неру
Здание парламента в Индии

15. Индира Ганди

Следующий премьер-министр страны Индира
Ганди не могла более пола-гаться на старых
партийных лидеров и объединилась с
малочисленной
моло-дежной
группой
социалистов и бывших коммунистов.
Решительные
действия
премьера
по
национализации крупней-ших коммерческих
банков связали ее имя с новой политикой,
ориентирован-ной на помощь бедным слоям
населе-ния. Популярность премьер-министра
достигла апогея в 1971 в результате победы
в третьей индо-пакистанской войне. С
возникновением Бангладеш Индия оказалась
на доминирующих по-зициях в Южноазиатском регионе. Более того, в мае 1974
она
провела
ядерные
испытания,
продемонстри-ровавшие возросшую военную
мощь страны.
Индира Ганди
Индира Ганди

16. Политический кризис

В 1971 правительство восстановило право
парламента
вносить
изменения
в
Конституцию,
отмененное
в
1967
постановлением
Верховного
суда.
В
принятой 26-й поправке указывалось, что
любой закон должен соответ-ствовать
основополагающим стать-ям Конституции,
исходящим из прин-ципов социальной и
экономической справедливости. Когда в
апреле 1973 поправка была отвергнута
Верховным судом, правительство сместило
трех самых старых судей, голосовавших
против нее, и назначило председате-лем
суда одного из его членов, кото-рый
высказался за принятие поправки. Лидеры
всех оппозиционных сил, кроме КПИ, увидели
в этом акте угрозу установления
авторитарного
режи-ма.
Лидером
оппозиции стал Дж. Нара-ян, старейший
последователь Махат-мы Ганди. Нараян
развернул агита-ционную кампанию в
Гуджарате, кото-рая привела в январе 1974
к отставке министров и роспуску
законодатель-ного собрания штата. Столь
же энер-гичная кампания была проведена в
Би-харе.
Политический
кризис
Махатма Ганди

17. Политический кризис

Выдвинутое 2 июня 1975 обвинение Ганди в
«коррупционной
практике»
дало
ее
противникам возможность организовать
движение за смещение премьер-министра.
В ответ Ганди ввела в Индии чрезвычайное
положе-ние, вылившееся в массовые аресты
политических оппонентов и широкую
цензуру. На парламентских выборах в
марте 1977 новая партия Джаната,
представлявшая собой блок оппозиционных групп, одержала уверенную победу
и отменила закон о чрезвы-чайном
положении. Однако вскоре пра-вительство
Джанаты стало жертвой внутренних
интриг. Его глава М. Де-саи подал в
отставку в июне 1979, и на состоявшихся в
январе 1980 парла-ментских выборах Ганди
вновь пришла к власти.
Политический
кризис
Морарджи Десаи

18. Политический кризис

Участие электората в выборах 1980
сократилось примерно до 55% при увеличении числа конфликтов во время
избирательной
кампании.
В
Западной
Бенгалии, Керале и Трипуре победу одержала
КПИ.
Центральное
прави-тельство
столкнулось
с
возрожде-нием
сепаратистских движений на северо-востоке,
с рядом религиозно-общинных волнений в
Уттар-Прадеше. Во всех случаях для
наведения порядка пришлось прибегать к
военной силе. В июне 1984, после вспышки
сикхского терроризма в Пенджабе, армейские
части штурмом захватили святыню сикхов –
Золотой храм в Амритсаре, что привело к
гибели лидера сикхов Бхиндранвале и сотен
его привер-женцев, укрывшихся в храме.
Реши-тельная акция Ганди была с одобрением встречена в других частях Ин-дии, но
восстановила против премье-ра сикхов. 31
октября 1984 И. Ганди была убита двумя
своими охранника-ми-сикхами. На посту
главы прави-тельства и в качестве лидера
ИНК ее сменил сын – Раджив Ганди, который
назначил парламентские выборы на конец
1984 и одержал на них убеди-тельную победу.
Политический
кризис
Раждив Ганди

19. Политический кризис

На выборах 1989 партии, высту-пившие
против ИНК (И), объединились вокруг
бывшего министра финансов В.П.Сингха,
который затем возглавил правительство
меньшинства. Прави-тельство Сингха
опиралось на создан-ную в 1988 партию
Джаната дал и поддерживалось индусской
национа-листической Бхаратия джаната
пар-ти (БДП) и двумя коммунистическими
партиями. Коалиция распалась в нояб-ре
1990, когда из нее вышла БДП. Сле-дующее
правительство Чандра Секха-ра ушло в
отставку четырьмя месяца-ми позже,
поскольку ИНК (И) не одоб-рил проект
государственного бюдже-та.
Политический
кризис
Герб БДП

20. Политический кризис

Раджив Ганди погиб от бомбы, бро-шенной
ланкийским террористом-тамилом в мае
1991. Это был акт мести за ввод
индийских войск на се-вер Шри-Ланки в
1987 для проти-водействия тамильским
сепаратис-там. Новый премьер-министр
Нара-симха
Рао
провел
в
1992
решительные экономические реформы,
призванные
модернизировать
производственную и научно-техническую
базу страны. Ме-нее успешной была
деятельность пра-вительства Рао по
предотвращению
межобщинных
столкновений,
возник-ших
после
разрушения ортодоксальны-ми индусами
мечети в Уттар-Праде-ше в декабре 1992.
Политический
кризис
Нарасимха Рао

21. Политический кризис

Выборы в апреле-мае 1996 привели к
распределению мест в парламенте
между тремя главными фракциями: ИНК
(136 депутатских мандатов), БДП (160) и
коалицией
левой
ориентации,
получившей название Объединенный
фронт (111 мандатов). После того как
БДП отказалась войти в правитель-ство
большинства, новый премьер-ми-нистр
Х.Д.Деве Говда привлек к учас-тию в нем
ИНК. Основу правитель-ства составили
представители регио-нальных и левых
партий.
Соня Ганди, лидер ИНК

22. Политический кризис

В апреле 1997 ИНК отказался поддерживать коалицию, возглавляемую Гов-дой, и
премьер-министр был вынужден подать в
отставку. Его место занял назначенный
президентом
и
утверж-денный
парламентом Индер Кумар Гуджрал,
который
продолжил
курс
своего
предшественника
на
либерали-зацию
экономики
и
рост
экономиче-ских
показателей, но отказался от дальнейшего
сокращения расходов на социальную сферу.
Активизировался
внешнеполитический
диалог Индии с Пакистаном и Китаем. Уход
в отстав-ку правительства Гуджрала
привел к досрочным парламентским
выборам в марте 1998. К власти пришла
коали-ция, состоящая из 18 партий, в которой лидирующее положение занимала БДП.
Политический
кризис
Трехсторонняя встреча глав МИД
Китая, Индии и России

23. Политический кризис

Главной задачей нового премьер-министра
Атал Бихари Ваджпаи было сохранение
коалиционного правитель-ства во главе с
БДП.
В
апреле
1999
произошел
правительственный
кри-зис,
и
правительство было вынуждено уйти в
отставку. Была распущена нижняя палата
парламента. Новые парламентские выборы
состоялись в октябре 1999. Несмотря на
активное участие в предвыборной борьбе
Ин-дийского
национального
конгресса,
большинство
в
парламенте
получил
Национальный демократический аль-янс,
возглавляемый БДП. Премьер-ми-нистром
вновь стал Ваджпаи. Прове-денные Индией
ядерные
испытания
ос-ложнили
ее
отношения с большин-ством государств
мира.
В
современ-ной
неустойчивой
обстановке
факто-ром
стабильности
остается фигура президента, которым в
1997 впервые в истории страны был избран
пред-ставитель бывшей касты «неприкасаемых» Кочерил Раман Нараянан, ра-нее
занимавший пост вице-прези-дента при
Ш.Д.Шарме, который при-надлежал к касте
брахманов.
Политический
кризис
Атал Бихари Ваджпаи

24. Вывод

После обретения независимости перед Индией
возникло множество путей национального развития. Эффективному развитию государства
мешал ряд внутренних проблем: сильная со-циальная
дифференциация, наличие каст и догм, проблема
национальных меньшинств, борьба индуистов и
мусульман. Но несмотря на труд-ности и преграды в
развитии, Индия сумела ре-формировать и усилить
социальную, экономи-ческую и другие сферы
общества. Сейчас Индия является современным,
динамично развивающ-имся государством, активно
участвующим в ре-шении международных проблем.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Индия после Второй мировой войны Подготовила учитель истории КГУ «Урицкая средняя школа №1» Иванова Ольга Николаевна.

2 слайд

Описание слайда:

До середины XX века Индия представляла собой княжества, зависимые от Великобритании, и территории, являющиеся британскими колониями. Индия рассматривалась Великобританией как источник сырья (угля, руды, хлопка и др.). Британская Индия и туземные княжества в 1909 году

3 слайд

Описание слайда:

Локама́нья Бал Гангадха́р Ти́лак - индийский радикальный националист, социальный реформатор и борец за независимость. По национальности - маратхи. Первый лидер индийского движения за независимость – Индийского национального конгресса (1885 год) Свара́дж «закон» - синоним понятия самоуправления, используемый Махатмой Ганди. Обычно соотносится с концепцией независимости Индии от Великобритании, введённой Ганди. Сварадж, в основном, подразумевает политическую децентрализацию и управление не с помощью правительства, а посредством членов общества и общественных собраний.

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

Национально-освободительное движение в Индии - самой большой британской колонии -усилилось после Второй мировой войны. Руководили им две партии - Индийский национальный конгресс (ИНК), лидером которого был Джавахарлал Неру, и Мусульманская лига во главе с Мухаммедом Али Джинной. ИНК выступал за сохранение целостности страны, а Мусульманская лига требовала создания Пакистана - независимого мусульманского государства. Британцы безуспешно пытались примирить позиции обеих сторон. В июне 1947 г. был разработан план, согласно которому территорию страны предусматривалось разделить по религиозному признаку на 2 государства - Индию и Пакистан. План послужил основой для закона «О независимости Индии», принятого Великобританией. 15 августа 1947 г. британские войска были выведены с территории Индии. На карте мира возникли два новых государства - Индийский Союз (Индия) и Пакистан. Национально-освободительное движение в Индии Джавахарлал Неру Мухаммед Али Джинна

6 слайд

Описание слайда:

Границы между новообразованными государствами не отображали особенностей национального состава, что приводило к вооружённымконфликтам между Индией и Пакистаном. По приблизительным подсчётам, мигрировало более 6 млн мусульман и 4,5 млн индусов. Почти 700 тыс. человек погибли в индусско-мусульманских столкновениях. Против индусско-мусульманской вражды резко выступил Махатма Ганди, объявив голодовку в знак протеста. Однако его позицию не разделяли экстремисты из обеих партий. В январе 1948 г. М. Ганди был смертельно ранен во время одного из митингов. Его смерть заставила лидеров ИНК и Мусульманской лиги искать возможности для компромисса и примирения. В 1947-1949 гг. состоялось присоединение 555 индийских княжеств (из 601) к Индии, остальные пошли в состав Пакистана.

7 слайд

Описание слайда:

26 ноября 1949 г. была принята новая конституция Индии, которая вступила в силу 26 январи 1950 г. Индия - парламентская федеративная республика. Глава государства - президент, избираемый на 5 лет коллегией избирателей. Высший орган законодательной власти - парламент, состоящий на двух палат - Народной палаты и Совета штатов. Правительство Индии - Совет министров - формируется парламентской фракцией партии, победившей на выборах в Народную палату. Премьер-министр и правительство Индии пользуются значительной властью. Судебная власть как третья ветвь власти функционирует самостоятельно.

8 слайд

Описание слайда:

Первым Премьер-министром независимой Индии стал Джавахарлал Неру. Экономический курс Дж. Неру предусматривал разделение промышленности. Таким образом, промышленность Индии состояла из трёх секторов: - государственного - тяжёлая промышленность, энергетика, транспортные средства, связь; смешанного - современные отрасли экономики; частного - лёгкая и пищевая отрасли. Западные страны делились с Индией своим техническим опытом, предоставляли кредиты, вкладывали средства в индийскую промышленность. С 1955 г. в ускоренном темпе начали развиваться экономические отношения между Индией и СССР. В декабре 1953 г. было подписано первое советско-индийское соглашение об участии СССР в строительстве в г. Бхилаи металлургического завода мощностью 1 млн т стали.

9 слайд

Описание слайда:

Реформы Джавахарлала Неру. Развитие государственного капитализма (смешанная экономика) Аграрные преобразования Совершенствование системы здравоохранения и просвещения Всесторонне развитие отношений со всеми государствами мира Административно-политические реформы (закон о реорганизации штатов)

10 слайд

Описание слайда:

В стране начали развиваться новые современные отрасли промышленности - аэрокосмическая, приборостроение, нефтехимическая. В аграрном секторе экономики положение дел было значительно хуже. Главная социальная проблема индийского села - малые наделы земли у большинства сельских тружеников - решалась с огромными трудностями. Правительство ликвидировало институт посредников, арендовавших землю у помещиков, а затем отдававших её в субаренду крестьянам, имело фиксированную арендную плату, выкупило часть земель помещиков и передало ее крестьянам. Однако сущность аграрной политики ИНК сводилась к поддержке развития больших высокопроизводительных хозяйств. В росте производства зерновых определённую роль сыграла «зелёная революция» - комплекс агротехнических мер по применению высокоурожайных сортов культур, удобрений, современной с/х техники. Однако «зелёная революция» носила ограниченный характер.

11 слайд

Описание слайда:

ИНК в 1947-1964 гг. занимал чёткую позицию в таких принципиальных вопросах, как борьба за мир, безопасность и сотрудничество с другими странами, противодействие агрессии, колониализму и расизму. Дж. Неру и его страна стояли у истоков движения неприсоединения. По инициативе Индии, Индонезии и Югославии в сентябре 1961 г. в Белграде состоялась Первая конференция руководителей государств и правительств 25 не присоединившихся стран. Однако в то время серьёзно осложнились отношения между Индией и Китаем. В конце 50-х - начале 60-х годов КНР предъявила претензии на некоторые местности в Гималаях. Это стало причиной побега из Тибета в Индию далай-ламы - «живого бога» всех буддистов. Поддержка далай-ламы индийским правительством ухудшила отношения между государствами, что привело к вооружённому конфликту. Китайские войска захватили часть индийской территории в Гималаях. Эти неурядицы пагубно повлияли на состояние здоровья Дж. Неру, и в мае 1964 г. он умер.

12 слайд

Описание слайда:

В середине 1973 г. - начале 1974 г. вследствие мирового энергетического кризиса многоразово увеличились расходы на импорт нефти, за счёт которой покрывались 2/3 потребности Индии в этом виде сырья. Резко снизился уровень производства в энергетической отрасли. В связи с инфляцией росли цены. Страшная засуха нанесла огромный ущерб сельскому хозяйству. Жизненный уровень населения, и без того невысокий, снижался. Несмотря на объявленный правительством Индиры Ганди курс на достижение экономической самостоятельности, Индия вынуждена была брать крупные иностранные ссуды. В условиях экономического кризиса нарастало сопротивление оппозиции. В такой ситуации 26 июня 1975 г. правительство ввело в стране чрезвычайное положение.

13 слайд

ИНК придерживался двойственной политики. В течение 1938-1939 гг. в среде Конгресса происходила борьба вокруг вопроса статуса Индии.

Часть радикально настроенных членов Конгресса выступала за немедленное требование внесения изменений в конституцию относительно колониального статуса страны. В апреле 1939 года борьба закончилась сменой на посту руководителя Конгресса Субхас Чандра Боса (1895-1945) сменился Ранджендром Прасадом (1884 – 1963). С.Ч. Бос создал внутри конгресса свой фракционный блок.

Сразу после того, как 3 сентября 1939 г. был объявлен чрезвычайный закон об обороне Индии, М. Ганди заявил о поддержке британцев и призвал своих сторонников не оказывать препятствий колониальной администрации в проведении военных мероприятий.

Замечание 1

В ответ на заявление М. Ганди британское правительство пообещало предоставить независимость стране сразу же после победы. 14 сентября 1939 года ИНК предложил британцам программу партнерства, но после того как вице-король отказался вести переговоры, министры провинциальных правительств, которые были членами Национального конгресса, ушли в отставку.

Встревоженный возможностью дестабилизации внутриполитической ситуации накануне военного столкновения с Японией, 10 января 1940 г. вице-король официально пообещал Индии статус доминиона после завершения войны. На это немедленно отреагировала Мусульманская лига, которая в марте 1940 г. четко определила свою позицию, требуя разделить колонию на индуистскую и мусульманскую части. А.М. Джинна объявил, что лига будет добиваться создания отдельного мусульманского государства под названием Пакистан.

Требования о предоставлении независимости

Замечание 2

Успехи японцев в войне заставили Конгресс пересмотреть свои предыдущие решения. Сначала ИНК объявил о начале кампании «ограниченной личной сатьяграхи за свободу слова». Британцы ответили арестами, арестовав к концу мая 1941 г. 20 тыс. чел., среди которых оказались 31 бывших министров и 398 парламентариев. Следующий подъем патриотического движения был связан с объявлением в августе 1941 года Атлантической хартии.

Премьер-министр Великобритании У. Черчилль даже был вынужден выступить с разъяснением о том, что на Индию, Бирму и другие части британской колониальной империи не распространяются задекларированные в хартии гарантии прав на послевоенный суверенный строй всех порабощенных народов.

В начале 1942. М. Ганди выступил с требованием немедленного предоставления стране независимости. Полагая, что признание индийской независимости повлечет беспорядки и межэтнические конфликты, которые были нежелательны во время войны, британцы попытались убедить Конгресс снять свои требования. В марте 1942. в Индию направлено британского дипломата Стаффорда Крипса, который лично был знаком и поддерживал дружеские отношения с М. Ганди и Дж. Неру.

Замечание 3

В поддержку британцев в войне С. Крипс предложил ИНК предоставления Индии статуса доминиона с потенциальным правом на отделение, а также создание органа по разработке новой конституции, но все это – только после окончания войны.

11 апреля 1942 г. ИНК отверг предложения С. Крипса. 8 августа 1942 года ИНК принял резолюцию с требованием немедленно предоставить стране независимость и создать национальное временное правительство из представителей местного населения. Уже утром следующего дня британцы молниеносно арестовали всех лидеров Конгресса, а саму организацию распустили. М. Ганди, который также было схвачено, находился под домашним арестом в одном из делийских дворцов до мая 1944.

Отстранившись от политики, он занимался изучением философии и религиозных проблем. В знак протеста против арестов состоялись выступления сторонников ИНК. По всей стране прокатилась волна насилия и саботажа. Применив оружие, британцы подавили эти выступления силой. До конца 1942 года были арестованы более 60 тыс. лиц, а 940 – убиты в столкновениях с полицией.

Создание и крах «Индийской национальной армии»

Желая использовать антибританские настроения части бывших солдат англо-индийской армии, в конце 1942 года японцы создали в Сингапуре Индийскую национальную армию. Ее бойцами стали 10 тыс. военнопленных, а командующим – Моган Сигхи, а впоследствии – С.Ч. Босс 21 октября 1942 года в Аргад-Хинди создано марионеточное индийское правительство, который также возглавил С.Ч. Бос. Это правительство, объявил войну США и Великобритании, однако так и не смог организовать эффективной помощи японцам.

Замечание 4

После начала наступательных операций союзников в Бирме 30-тысячная индийская армия частично дезертировала, а частично сложила оружие. Некоторые из ее подразделений перешли на сторону западных союзников и приняли участие в боях с японцами.

К окончанию Второй мировой войны в Индии возникло мощное национально-патриотическое движение. Несмотря на постоянные репрессии со стороны колониальной власти, среди местного населения все больше распространялись настроения полной независимости. Специфически индийский способ антиколониальной борьбы, заключался в ненасильственном сопротивлении британскому господству, в конечном итоге оказался эффективным путем к созданию самостоятельного государства.

  1. 1. В июне 1947 была достигнута окончательная договоренность, поз- волившая британскому парламенту принять Закон о независимости Ин- дии, который вступил в силу 15 ав- густа 1947. В этом документе изла- гались принципы раздела, согласно ко- торым ряду областей предоставля- лась возможность определиться – вступать в Индийский Союз или Па- кистан и декларировалось право каж- дого из этих доминионов на само- управление с правом выхода из Содру- жества. Прекращался также сюзе- ренитет английской монархии над индийскими княжествами, а также действие заключенных с ними догово- ров. Население Восточной Бенгалии и Западного Пенджаба сделало выбор в пользу Пакистана, а жители Запад- ной Бенгалии и Восточного Пенджаба высказались за вхождение в состав Индийского Союза.
  2. 2. Сразу после обретения незави- симости в Индии было сформи- ровано правительство во главе с премьер-министром Дж. Неру. В стране произошли беспрецедент- ные столкновения между индусами, мусульманами и сикхами. Происхо- дило массовое переселение мусуль- ман в Пакистан, а индусов в Индию. К межобщинной неприязни и столк- новениям добавились экономиче- ские и политические трудности, вызванные разделом. Железные и автомобильные дороги и системы оросительных каналов были пере- резаны государственными грани- цами, промышленные предприятия оторваны от источников сырья, разобщены гражданские службы, полиция и армия, необходимые для обеспечения нормального управле- ния страной и безопасности граж- дан. 30 января 1948, когда нару- шения общественного порядка пош- ли на спад, индусом-фанатиком был убит Ганди.
  3. 3. Правители 555 княжеств должны были решить, вступать им в сос- тав Индии или Пакистана. Мирная интеграция подавляющего боль- шинства малых княжеств не вызва- ла осложнений. Но мусульманинни- зам, стоявший во главе самого бо- гатого и многонаселенного княже- ства Хайдарабад, где численно пре- обладали индусы, заявил о своем желании править независимой суве- ренной страной. В сентябре 1948 в Хайдарабад были введены индий- ские войска, и под давлением цент- рального индийского правитель- ства низам подписал соглашение о вступлении в состав Индийского Союза.
  4. 4. Серьезная ситуация возникла и на севере, где правителем Джамму и Кашмира, территории с преиму- щественно мусульманским населени- ем, был магараджа-индус. Пакистан оказывал экономическое давление на княжество, чтобы добиться его при- соединения. В октябре 1947 около 5000 вооруженных мусульман всту- пили в пределы Кашмира. Остро нуж- давшийся в помощи магараджа под- писал документ о включении кня- жества в состав Индии. Индия обви- нила пакистанскую сторону в агрес- сии и передала вопрос о Кашмире на обсуждение в Совет безопасности ООН. В ООН было решено признать в качестве демаркационного рубежа фактическую линию прекращения ог- ня по ее состоянию на 1 января 1949. 17 ноября 1956 Учредительным соб- ранием Кашмира была принята Кон- ституция, в соответствии с кото- рой штат Джамму и Кашмир объяв- лялся составной частью Индии.
  5. 5. Отношения с Пакистаном стали главным вопросом внешней политики Индии. Затянувшийся спор вокруг Кашмира мешал Индии занять роль лидера в Движении неприсоединения. Когда премьер-министр Индии Дж. Неру отказался сотрудничать с США в деле борьбы с советской экспан- сией, американцы заключили военный союз с Пакистаном. Это заставило индийское руководство расширить контакты с Китаем и СССР. Индий- ско-советские связи заметно окрепли после заключения крупного торгово- го договора 1953 и обмена визитами руководителей двух государств. СССР приветствовал индийскую политику неприсоединения, которая совпадала с его стратегической линией на огра- ничение влияния США в Афро-Азиат- ском регионе.
  6. 6. 26 января 1950 Индия была провоз- глашена республикой. В конституции 1950 отражена осторожная позиция руководства и закреплены достигну- тые успехи за время независимого раз- вития страны. Относительно прос- тая процедура внесения поправок в конституцию на основе решений боль- шинства в парламенте расширяла возможности дальнейшего осущест- вления реформ. При Дж. Неру, кото- рый был также главой плановой ко- миссии, были осуществлены три пя- тилетних плана. Промышленная поли- тика ориентировалось на создание смешанной экономики и открывало перспективы для сотрудничества с частным капиталом, хотя в ведущих отраслях допускалась только госу- дарственная собственность. Это правило коснулось предприятий обо- ронной промышленности, черной ме- таллургии, тяжелого машинострое- ния, добычи полезных ископаемых и др.
  7. 7. Курс на стимулирование развития промышленности сочеталась с поли- тикой осторожных реформ в аграр- ном секторе. Плановая комиссия нас- тоятельно рекомендовала штатам законодательно гарантировать за- щиту прав землепользователей, в частности ограничить ставки аренд- ной платы, установить «потолок» для площади индивидуальных земле- владений и реорганизовать на коопе- ративной основе кредитно-сбытовую систему, а в более отдаленном буду- щем, возможно, и агропроизводство. С 1953 началась реализация програм- мы общинного развития, ставившей, в частности, задачу организации се- ти учреждений по распространению в деревне передового сельскохозяйст- венного опыта, а также создание на селе кооперативных объединений и панчаятов.
  8. 8. Правительство откладывало дости- жение компромисса в вопросе о ре- организации территориально-адми- нистративного деления на лингвис- тической основе, а когда в 1956 на базе доминирующих языков были об- разованы 14 штатов, проявилось не- довольство других этнических общин. В 1960 серьезные волнения в штате Бомбей заставили центральные влас- ти пойти навстречу требованиям о его разделении на два новых штата – Гуджарат и Махараштру. Сикхам уда- лось добиться успеха, когда в 1965 Пенджаб был разделен на штат Пен- джаб, в котором сикхи составили большинство, и штат Харьяна с пре- имущественно индусским населением. Еще резче встала этническая проб- лема в северо-восточной пограничной полосе, где некоторые местные пле- мена требовали независимости и поднимали с этой целью вооруженные восстания.
  9. 9. Компромисс с ведущими кастами серь- езно ограничил возможности прави- тельства в проведении социальных преобразований в деревне. Законы об аграрной реформе, получившие одоб- рение в штатах, содержали значи- тельные пробелы, позволявшие, с од- ной стороны, вгонять арендаторов с земли, а с другой – обходить положе- ние о верхнем пределе площади земле- владений. Медленное развертывание преобразований обусловило хрониче- скую нехватку аграрной продукции, по- вышение цен на продовольствие и сок- ращение государственных субсидий. В начале 1960-х годов углубился финан- совый кризис. Экономический застой, в свою очередь, ограничил возможности маневрирования для ИНК.
  10. 10. Авторитет Неру в октябре 1962 был существенно подорван после втор- жения китайских войск на терри- торию Северо-Восточного погранич- ного агентства и в пределы гор Ладакх в Кашмире. Стремясь обеспе- чить связи между Синьцзян-Уйгур- ским и Тибетским автономными районами, Китай пытался заста- вить Индию отказаться от прав на стратегически важную равнину Аксайчин на востоке Ладакха в Каш- мире. Вооруженные силы КНР нанесли несколько ударов индийской армии и оккупировали территорию площа- дью 37,5 тыс. кв. км. К тому времени, когда Китай объявил об отводе войск из всех занятых районов, кроме Аксайчина, Неру вынужден был обра- титься за военной помощью к США. Ладакх
  11. 11. Пришедший на смену Неру в качестве премьер-министра Шастри был выд- винут на этот пост группой партий- ных лидеров под названием «синди- кат», которую поддерживали крупные землевладельцы и предприниматели. В 1965 эксперты Всемирного банка обусловили предоставление финан- совой помощи проведением комплекса экономических реформ. За полтора го- да пребывания на посту премьер-ми- нистра Шастри принял решения о переориентации главного потока госу- дарственных инвестиций с тяжелой индустрии на сельское хозяйство; ак- цент на интенсивное земледелие и мелиорацию; стимулирование с по- мощью системы цен и выделения суб- сидий деревенским хозяйствам, спо- собным модернизировать производ- ство; повышение роли частных и иностранных инвестиций в промыш- ленности. Экономика стала особенно зависимой от финансовых поступ- лений из-за рубежа, когда на страну легло дополнительное бремя военных расходов во время второй войны с Па- кистаном в 1965.
  12. 12. Потери, понесенные ИНК на парла- ментских выборах в 1967, не лишили его победы с небольшим перевесом на общенациональном уровне, но приве- ли к поражению в 8 штатах. В шта- тах Керала и Западная Бенгалия ИНК был отстранен от власти коалицией во главе с Коммунистической партией Индии. В обоих штатах левые прави- тельства ограничили деятельность полиции, и там развернулись выступ- ления арендаторов и сельскохозяйст- венного пролетариата против поме- щиков и фабричных рабочих – против руководства предприятий. Револю- ционно настроенные коммунисты поддерживали вооруженные кресть- янские бунты в нескольких штатах, где действовала КПИ. В конце 1960-х годов они организовали выступления малых народов в штате Андхра-Пра- деша и членов зарегистрированных племен и каст в Западной Бенгалии, которые были подавлены армией.
  13. 13. Следующий премьер-министр страны Индира Ганди не могла более пола- гаться на старых партийных лидеров и объединилась с малочисленной моло- дежной группой социалистов и бывших коммунистов. Решительные действия премьера по национализации крупней- ших коммерческих банков связали ее имя с новой политикой, ориентирован- ной на помощь бедным слоям населе- ния. Популярность премьер-министра достигла апогея в 1971 в результате победы в третьей индо-пакистанской войне. С возникновением Бангладеш Индия оказалась на доминирующих по- зициях в Южно-азиатском регионе. Более того, в мае 1974 она провела ядерные испытания, продемонстри- ровавшие возросшую военную мощь страны.
  14. 14. В 1971 правительство восстановило право парламента вносить изменения в Конституцию, отмененное в 1967 постановлением Верховного суда. В принятой 26-й поправке указывалось, что любой закон должен соответ- ствовать основополагающим стать- ям Конституции, исходящим из прин- ципов социальной и экономической справедливости. Когда в апреле 1973 поправка была отвергнута Верховным судом, правительство сместило трех самых старых судей, голосовавших против нее, и назначило председате- лем суда одного из его членов, кото- рый высказался за принятие поправки. Лидеры всех оппозиционных сил, кроме КПИ, увидели в этом акте угрозу установления авторитарного режи- ма. Лидером оппозиции стал Дж. Нара- ян, старейший последователь Махат- мы Ганди. Нараян развернул агита- ционную кампанию в Гуджарате, кото- рая привела в январе 1974 к отставке министров и роспуску законодатель- ного собрания штата. Столь же энер- гичная кампания была проведена в Би- харе.
  15. 15. Выдвинутое 2 июня 1975 обвинение Ганди в «коррупционной практике» дало ее противникам возможность организовать движение за смещение премьер-министра. В ответ Ганди ввела в Индии чрезвычайное положе- ние, вылившееся в массовые аресты политических оппонентов и широкую цензуру. На парламентских выборах в марте 1977 новая партия Джаната, представлявшая собой блок оппози- ционных групп, одержала уверенную победу и отменила закон о чрезвы- чайном положении. Однако вскоре пра- вительство Джанаты стало жертвой внутренних интриг. Его глава М. Де- саи подал в отставку в июне 1979, и на состоявшихся в январе 1980 парла- ментских выборах Ганди вновь пришла к власти.
  16. 16. Участие электората в выборах 1980 сократилось примерно до 55% при уве- личении числа конфликтов во время избирательной кампании. В Западной Бенгалии, Керале и Трипуре победу одержала КПИ. Центральное прави- тельство столкнулось с возрожде- нием сепаратистских движений на северо-востоке, с рядом религиозно- общинных волнений в Уттар-Прадеше. Во всех случаях для наведения порядка пришлось прибегать к военной силе. В июне 1984, после вспышки сикхского терроризма в Пенджабе, армейские части штурмом захватили святыню сикхов – Золотой храм в Амритсаре, что привело к гибели лидера сикхов Бхиндранвале и сотен его привер- женцев, укрывшихся в храме. Реши- тельная акция Ганди была с одобре- нием встречена в других частях Ин- дии, но восстановила против премье- ра сикхов. 31 октября 1984 И. Ганди была убита двумя своими охранника- ми-сикхами. На посту главы прави- тельства и в качестве лидера ИНК ее сменил сын – Раджив Ганди, который назначил парламентские выборы на конец 1984 и одержал на них убеди- тельную победу.
  17. 17. На выборах 1989 партии, высту- пившие против ИНК (И), объединились вокруг бывшего министра финансов В.П.Сингха, который затем возглавил правительство меньшинства. Прави- тельство Сингха опиралось на создан- ную в 1988 партию Джаната дал и поддерживалось индусской национа- листической Бхаратия джаната пар- ти (БДП) и двумя коммунистическими партиями. Коалиция распалась в нояб- ре 1990, когда из нее вышла БДП. Сле- дующее правительство Чандра Секха- ра ушло в отставку четырьмя месяца- ми позже, поскольку ИНК (И) не одоб- рил проект государственного бюдже- та.
  18. 18. Раджив Ганди погиб от бомбы, бро- шенной ланкийским террористом- тамилом в мае 1991. Это был акт мести за ввод индийских войск на се- вер Шри-Ланки в 1987 для проти- водействия тамильским сепаратис- там. Новый премьер-министр Нара- симха Рао провел в 1992 решительные экономические реформы, призванные модернизировать производственную и научно-техническую базу страны. Ме- нее успешной была деятельность пра- вительства Рао по предотвращению межобщинных столкновений, возник- ших после разрушения ортодоксальны- ми индусами мечети в Уттар-Праде- ше в декабре 1992.
  19. 19. Выборы в апреле-мае 1996 привели к распределению мест в парламенте между тремя главными фракциями: ИНК (136 депутатских мандатов), БДП (160) и коалицией левой ориентации, получившей название Объединенный фронт (111 мандатов). После того как БДП отказалась войти в правитель- ство большинства, новый премьер-ми- нистр Х.Д.Деве Говда привлек к учас- тию в нем ИНК. Основу правитель- ства составили представители регио- нальных и левых партий.
  20. 20. В апреле 1997 ИНК отказался поддер- живать коалицию, возглавляемую Гов- дой, и премьер-министр был вынужден подать в отставку. Его место занял назначенный президентом и утверж- денный парламентом Индер Кумар Гуджрал, который продолжил курс своего предшественника на либерали- зацию экономики и рост экономиче- ских показателей, но отказался от дальнейшего сокращения расходов на социальную сферу. Активизировался внешнеполитический диалог Индии с Пакистаном и Китаем. Уход в отстав- ку правительства Гуджрала привел к досрочным парламентским выборам в марте 1998. К власти пришла коали- ция, состоящая из 18 партий, в кото- рой лидирующее положение занимала БДП.
  21. 21. Главной задачей нового премьер- министра Атал Бихари Ваджпаи было сохранение коалиционного правитель- ства во главе с БДП. В апреле 1999 произошел правительственный кри- зис, и правительство было вынуждено уйти в отставку. Была распущена нижняя палата парламента. Новые парламентские выборы состоялись в октябре 1999. Несмотря на активное участие в предвыборной борьбе Ин- дийского национального конгресса, большинство в парламенте получил Национальный демократический аль- янс, возглавляемый БДП. Премьер-ми- нистром вновь стал Ваджпаи. Прове- денные Индией ядерные испытания ос- ложнили ее отношения с большин- ством государств мира. В современ- ной неустойчивой обстановке факто- ром стабильности остается фигура президента, которым в 1997 впервые в истории страны был избран пред- ставитель бывшей касты «неприка- саемых» Кочерил Раман Нараянан, ра- нее занимавший пост вице-прези- дента при Ш.Д.Шарме, который при- надлежал к касте брахманов.


Что еще почитать