Тема: Новгородская земля
«Русские княжества в XII-XIII» - Стены церквей щедро расписывались фресковой росписью на библейские и евангельские сюжеты. Какой храм имеет 13 глав-куполов? В конце 15 века архитектор и скульптор В.Д. Еромолин собрал здание из обломков. Новый период в развитии летописания. Культура русских земель в XII –XIII веках. Благовещенье Устюжское.
«Первые русские князья» - Обложение древлян данью. Установление порядка внутри государства. Древляне были обложены тяжелой данью. Крещение княгини Ольги. Ольга 945-962 гг. РЮРИК 862-879 гг. Стремление укрепить внешнеполитические позиции государства. Заключение выгодных для Руси мирных договоров с Византией. Игорь 912-945 гг.
«Новгородская земля» - Особенности новгородской торговли. Анализ художественных и документальных источников. Основные направления новгородской внешней торговли. Предметы экспорта и импорта для новгородцев. Тема: Новгородская земля. Первое упоминание. Вопрос: Задание 1. Важное значение Новгорода как посреднического торгового центра Руси.
«Политическая раздробленность Руси» - На южных границах Руси из Азии в Причерноморье вторглись половцы. Половецкая угроза. Промыслы: рыбный, лесной, ремесло, соляные месторождения. Вывод. Занятия населения: ремесло и торговля. Особенность: земли малопригодны для земледелия. Проверь себя!
«Русские земли в XII XIII» - Успенский собор во Владимире. Литература. «Слово о полку Игореве». Иконопись. Фрески. Назовите особенности культуры Древнерусского государства? Новгородская земля. Зодчество – наука и искусство созидать здания, строить. Храм Покрова на Нерли. Великий Новгород Псков Владимир-на-Клязьме Галич. Владимиро-суздальское княжество.
«Князья на Руси» - Установление влияния на пути «из варяг в греки». Правил в Новгороде 17 лет. Игорь Рюрикович (Старый) - великий князь киевский, сын Олега. Полюдье – ежегодный сбор дани князем. Рюрику достался Новгород, Синеусу - Белоозеро, Трувору - Изборск. От Рюрика пошёл древний княжеский род. Хазарский каганат Волжская Булгария Византия.
Всего в теме 19 презентаций
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Новгородская республика
План урока: 1.Особенности географического положения Новгородской земли. 2.Социально-экономическое развитие земли. 3.Управление Новгородской землей. 4. Достижения культуры. Домашнее задание: 1.Параграф № 10-11, вопросы и задания на стр. 111 –устно. 2. Продолжить заполнение таблицы «Самостоятельные княжества в XII-XIII веках». 3. Контурная карта «Раздробленности Руси в 12- начале 13 вв.»
Наиболее крупны-ми землями, на ко-торые распалось Древнерусское государство, были: Новгородская Владимиро-Суздальская Галицко-Волынская Абсолютная монархия Феодальная республика = Сословная монархия
Новгород? Когда возник-ло Новгород-ское городище на р. Волхов? ильменские словене чудь весь меря В IX веке Новгород превратился в крупнейший северный центр, расположенный на пути «из варяг в греки».
Русь в XI веке Новгородская земля рас-полагалась на севере Древней Руси. По сравне-нию с плодородным югом она долгое время каза-лась бедной. Здесь преоб-ладают плохие, заболо-ченные почвы, лето ко-роткое и холодное. Земле-делие давало небольшой доход. Хлеба часто не хва-тало, его приходилось по-купать и завозить (в ос-новном из Владимиро-Суздальской земли). Однако предприимчивые новгородцы нашли иные источники дохода. Глав-ным из них стала торгов-ля.
Новгород был круп-нейшим торговым центром и даже в период феодальной раздробленности: восточное направление – по Волге и ее прито-кам к Волжской Болгарии южное направление - Крым и Византия западное направление – по Балтийскому мо-рю к Скандинавии, Германии
Но не только посредниче-ская торговля обогащала новгородцев. Огромные доходы приносили добыча пушного зверя, бортниче-ство, собирание полудраго-ценных камней. На Запад и на Восток везли купцы пушнину, мед, воск, мор-жовую кость, речной жем-чуг... В поисках этих богатств новгородцы начали осваивать обшир-ные северные земли, вышли к Ледовитому океану. Местные народы платили новгородцам дань. Не брезговали новгородцы и прямым разбоем. Ватаги удальцов - ушкуйников на свой страх и риск грабили норвеж-ские, шведские, русские, а позже (после установления ордын-ского ига) и татарские города.
Владения Господи-на Великого Новго-рода простирались от побережья Белого моря до междуречья Волги и Оки, от Финского залива до Северной Двины. Новгородские терри-тории постоянно рос-ли. Главное направ-ление расширения владений на северо-восток.
В средневековых сканди - навских сагах Новгород называли Холмгардом, то есть Холмом-городом. На самом деле Холмом назы - вали не весь город, а толь - ко Славенский конец. Славенский и Плотницкий концы находились на Торговой стороне города, на правом берегу реки. Сторона эта получила свое название от Торга - рыночной площа - ди и торговых рядов.
На левом берегу Волхова раскинулась Софийская, или Соборная, сторона, названная так в честь знаменитого храма святой Софии, который построил Ярослав Мудрый. На этой стороне было три конца: Неревский, Загородский и Людин. Здесь же находил - ся Детинец (кремль).
История Новгород-ской республики принято начинать с 1136 г. Мятежное вече «указало путь из города» Всеволоду Мстиславовичу. Верховная власть в Новгороде принад-лежала народному собранию – вече. Оно собиралось по зову большого вечевого колокола на Софийской стороне. В нем принимали участие самостоятельные хозяева. К концу XII века в вече участвовали лишь богатые новгородцы, прежде всего бояре.
Перед собравши-мися выступали ораторы, для этого они поднимались на «степень» (помост). Вече объявляло войну и заключало мир, приглашало и изгоняло князей, избирало прави-телей. Для принятия решения требовалось согласие подав-ляющего большинства присутствующих, несогласных иногда принуждали силой. Решение записывали в грамоту, к которой прикладывали особую вечевую печать.
Плотницкий конец Людин конец Загородский конец Неревский конец Славенский конец Кончанское вече Кончанское вече Кончанское вече Кончанское вече Кончанское вече кончанский староста кончанский староста кончанский староста кончанский староста кончанский староста Уличанские старосты Уличанские старосты Уличанские старосты Уличанские старосты Уличанские старосты
ВЕЧЕ ПОСАДНИК ТЫСЯЦКИЙ АРХИ- ЕПИСКОП КНЯЗЬ Городской совет
Тема урока: Торговля и ремесла
Новгородской
Учитель: Козырь Н.Н. Специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида г. Нелидово
Цели урока: 1. Познакомить учащихся с торговлей
и ремеслами Новгородской земли.
Киевской Руси ХП-ХШ вв.»,
План-схема Древнего Новгорода,
Кроссворд,
Лента времени,
Аудиозапись «Новгородский торг»,
Картина А.Васнецова «Новгородский торг»,
Пословицы,
Карточки с рисунками «Изделия новгородских ремесленников»,
Индивидуальные задания.
1. Организационный момент.
Расшифруйте тему урока.
2. Проверка домашнего задания.
Фронтальная беседа.
Какую тему изучали на прошлом уроке? (Новгородская земля).
Покажите территорию Новгородской земли на карте.
Каким было расположение Новгородской земли? Почему оно
считалось удобным и выгодным? (Потому что через Новгородскую
землю проходил важный торговый путь «Из варяг в греки»). Какой
торговый путь проходил по Новгородской земле?
Покажите его на карте.
Чем была богата Новгородская земля? (Лесами, реками, озерами,
солью, железной рудой).
Чем занимались жители Новгородской земли? (Охота, рыболовство, собирательство, скотоводство).
Почему они практически не занимались земледелием?
Какой город был столицей Новгородской земли? (Новгород).
Объясните происхождение этого слова.
Как в народе называли Новгород? (Господин Великий Новгород).
Почему? (Потому что это один из самых богатых и больших
городов Древней Руси).
Задание. Составить план Новгорода. (Задание слабому ученику )
Вспомните главные части этого города.
Кроссворд.
1)Озеро, находящееся в центре Новгородской земли. (Ильмень). 2)Главный Новгородский храм. (Софийский собор)
3)Река, протекавшая через Новгород. (Волхов).
4)Главная часть Новгорода. (Кремль).
5)Часть города, где располагался торг. (Торговая).
6)Место, где селились ремесленники и мелкий торговый люд.
Рассказ ученика с опорой на план-рисунок.
Экскурсию по Древнему Новгороду попрошу провести....
В своем рассказе можно использовать слова из кроссворда, план-рисунок города.
Работа с пословицами.
Составив дату из пропущенных в пословицах цифр, вы узнаете дату первого упоминания Новгорода в летописи.
.. .(пять) пальцев в одно кольцо не возьмешь.
.. .(девять) раз надо сказать, на десятый только послушает. (859г.)
Расположите дату на Ленте времени.
3.Физминутка.
(Напишите дату движениями шеи и подбородка).
4.Сообщение темы и целей урока.
Богатой и могучей была Новгородская земля. Славилась она не земледелием, а своими ремеслами и торговлей. И сегодня на уроке мы побываем на торговой площади Древнего Новгорода, познакомимся с самым известным новгородским купцом, посмотрим на изделия новгородских ремесленников.
(Учащиеся записывают тему урока в тетрадь).
Торговля и ремесла Новгородской земли.
Ремесло - это рукодельное мастерство, ручной труд, работа и умение, коим добывают хлеб.
А кто такие ремесленники? Что они изготовляли?
а) Практическое задание. Соотнести изделия ремесленников.
Новгородские ремесленники
Ткачи кузнецы оружейники бондари
Резчики по дереву гончары ювелиры кожевники
Индивидуальное задание для Корнаушенкова К. Лепка из пластилина кувшина.
А сейчас с помощью машины времени и современной техники мы отправимся на Торговую площадь Древнего Новгорода.
б) Аудиозапись (Торг. Меры длины. Береста.)
Какими ремеслами славились новгородцы?
Нарисуйте изделия новгородских ремесленников.
Игра «4-ый лишний»: Локоть, пядь, вершок, метр.
Что можно было измерить в таких единицах? (Ткань, полотно).
Назовите старинные меры длины. (Локоть, пядь, вершок).
Покажите локоть, пядь, вершок. (С опорой на иллюстрацию).
Почему наши предки для измерения ткани использовали руку? Как вы думаете, могла ли эта мера быть точной?
Новгород был удобно расположен на перекрестке водных путей. Из Балтийского моря можно было попасть в Ладожское озеро, а из него в реку Волхов. По новгородским небольшим речкам можно было достигнуть верховий рек Волги и Днепра.
Из Балтийского моря в Новгород плыли ладьи немецких и голландских купцов. Сначала плыли они по морю на больших морских кораблях. Затем в устье реки Волхов они перегружали свои товары на маленькие речные ладьи. Здесь их товары осматривали и брали с них торговую пошлину. Пошлиной назывался налог, который платили иностранные купцы за право торговать на новгородской земле. После уплаты пошлины они могли везти свои товары в Великий Новгород,
Новгородские купцы не только торговали с гостями на своей земле, но и сами плавали в немецкие и голландские земли, торговали со шведским королевством и соседней Польшей. Торговля приносила большое богатство новгородцам. Поэтому среди жителей Новгорода мало было бедных людей, большинство жили в достатке.
Задание. Соберите слова. Найдите и прочитайте объяснения этих слов в учебниках на стр.211.
Работа в тетрадях.
Словарь:
Как вы думаете, с какой целью новгородцы брали пошлину с иностранных купцов? Куда шли эти деньги? (В городскую казну). Пристань - место на реке, где останавливались корабли.
5. Закрепление нового материала.
Практические задания.
Задание 1. Представьте себе, что вы новгородские купцы. Нагрузили вы корабль товаром и отправились в Киев. Из предложенных товаров выберите те, которыми могли торговать новгородские купцы.
(Хлеб, вяленая рыба, кувшин, ключ, пушнина, сотовый телефон, магнитофон, ручка).
Самым известным купцом в Новгороде был Садко. До наших дней дошла о нем былина.
г) Работа с учебником (Чтение рассказа для дополнительного чтения стр. 211-212 Учебника).
Ремесло - кормилец.
Лучше торговать, чем воровать.
Как вы думаете, устарели ли эти пословицы? Можно ли их отнести к нашей современной жизни? Народная мудрость не устаревает. Она передается нам от наших предков. И мы должны следовать ей.
6. Итог урока.
Почему в Новгороде не было бедных людей? (Потому что ремесло и торговля приносили хороший доход жителям Новгорода).
скачать
Смотрите также:
Урок истории в 7-ом классе Тема урока: Торговля и ремесла Новгородской земли
Урок истории в 9 классе Тема урока: Реформы Столыпина. Тип урока: урок формирования новых знаний. Цели урока: образовательная
Новгородская земля
Интегрированный урок истории и обществознания в 11 классе Тема урока: Повторительно обобщающий урок по всеобщей истории 20 века
Урок истории в 11 классе. Тема урока- исследования «Судьба человека» (2 часа) Сценарий урока разработан учителем истории
План Древнего НовгородаНовгородские концы – бывшие
племенные поселки.
Кремль – место пребывания
объединенной администрации
и жречества, позднее –
духовенства.
Каждый конец делился
на улицы.
Каждый конец владел частью
подвластной Новгороду
территории – пятинами,
землями и волостями.
rf-gk.ru - Портал для мам. Воспитание. Законы. Здоровье. Развитие. Семья. Беременность