Презентация - Проектная работа «Сборник стихов юных поэтов. Старт в науке В гостях у Таисии Петровны Адартасовой

Школьный исследовательский проект на тему "Роль поэта и поэзии в творчестве А.С.Пушкина", выполнен учащимися МБУ СОШ №63 9 "Б" класса Куприяновой Анастасией и Федотовой Анастасией по руководством учителя русского языка и литературы Титовцевой Л.Г.

Поэзия А.С.Пушкина удивительно Верна русской действительности, Изображает ли он русскую природу Или русские характеры. В.Г. Белинский

Поэзия была «на Руси… и до Пушкина …». Но он обновил русский стих, т.е. «первоначальную, непосредственную форму поэтической мысли»… «Все акустическое богатство, вся сила русского языка явилась в нем в удивительной полноте; он нежен, сладостен, мягок, как ропот волны; тягуч и густ, как смола; ярок, как молния; прозрачен и чист, как кристалл; душист и благовонен, как весна; крепок и могуч, как удар меча в руке богатыря».

А.С.Пушкина величают «солнцем русской поэзии». Но в наш прагматический век всё чаще лирика уступает место материальному, книга заменяется телевизором, собеседник компьютером. Попробуем исследовать вопрос, насколько актуальна поэзия Пушкина сейчас, какова роль стихов великого русского поэта для молодёжи?

Проблема:

Волнуют ли стихи поэта сердца моих современников?

Цель проекта: расширить представление о роли поэта и назначении поэзии в жизни человека.

  1. Изучить взгляд А.С.Пушкина на роль поэта и назначение поэзии.
  2. Исследовать соотношение высокого и низкого стилей в стихах: «Пророк», «Памятник», «Поэт», «Эхо».
  3. Проанализировать вышеуказанные стихи и сделать вывод, как посредством чтения поэтических текстов гения можно превосходным образом воспитать в себе человека
  4. Познакомиться с высказываниями великих людей и моих современников о творчестве А.С. Пушкина.
  5. Провели анкетирование с целью выявления значимости поэзии А.С.Пушкина в жизни учащихся нашей школы.

Проект информационно-исследовательский, долгосрочный

Слово о поэте

А. С. Пушкин (1799-1837) Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве. С раннего возраста Пушкин воспитывался в литературной среде. Отец его был, ценителем литературы, имел большую библиотеку, дядя был поэтом. Дом Пушкиных посещали Карамзин, Жуковский, Дмитриев. Общение с бабушкой, с Ариной Родионовной, с дядькой Никитой Козловым подарило много впечатлений юному Пушкину. Отец и дядя решили определить Александра в Царскосельский Лицей. Он начал учиться там, в 1811 году. О роли лицея в становлении личности Пушкина сказано очень много… В Лицее Пушкин начал писать стихи, 1814 году было опубликовано первое стихотворение «К другу стихотворцу».

В те дни, когда в садах лицея Я безмятежно расцветал… Близ вод, сиявших в тишине, Являться муза стала мне.

После окончания лицея Пушкин не возвратился в Москву, 1817 году он переехал в Петербург и был зачислен на службу в Коллегию иностранных дел. В Петербурге он вращался в светском обществе, в литературном окружении, посещал балы, театры. В 1820 году он закончил поэму «Руслан и Людмила» - первое крупное произведение. За эпиграммы, вольные стихи, быстро-распространявшиеся по Петербургу, в 1820 году Пушкин был отправлен в южную ссылку. За четыре года он переезжал в разные города: Екатеринослав, Кишинев, Одессу, Во время этой ссылки им были написаны романтические поэмы «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Братья разбойники», а в 1823 году он начал работу над романом в стихах «Евгений Онегин».

1824 году Пушкин был отправлен в Северную ссылку в имение родителей Михайловское, где после отъезда семьи жил с няней. Там он продолжал работу над «Евгением Онегиным», писал «Бориса Годунова», стихотворения. Там, в Михайловском, навещали его друзья, туда Пущин привез Пушкину «Горе от ума», находясь там, Пушкин вел переписку. Там застало его известие о восстании декабристов, в котором участвовали многие его друзья, и об их казни.

4 сентября 1826 года Николай I неожиданно вызвал Пушкина в Москву. Но свобода, предоставленная царем, была недолгой. Уже в 1828 году вышло постановление государственного совета о надзоре над Пушкиным. В этом же году он самовольно уехал на Кавказ, где служили его друзья.

В 1830 году Пушкин посватался к Н. Гончаровой. Перед женитьбой он уехал в имение Болдино, где вынужден был задержаться из-за карантина. Этот период в творчестве Пушкина называют Болдинской осенью, в течение которой он написал большое количество литературных произведений самых разных жанров.15 мая 1831 года Пушкин женился и переехал в Петербург. В эти годы он много работал в архивах, писал произведения на исторические темы. Это «Дубровский», «Капитанская дочка», «История Пугачева». В журнале «Современник» Пушкин был редактором, общался с Белинским, Гоголем, с художниками.Затруднения возникли вновь, когда Пушкин вынужден, был общаться в придворных кругах. 9 февраля 1837 года Пушкин стрелялся на дуэли с Дантесом, был смертельно ранен и скончался 10 февраля в своем доме на Мойке.

Взгляд А.С.Пушкина на высокое предназначение поэзии

Веленью божию, о муза, будь послушна, Обиды не страшась, не требуя венца, Хвалу и клевету приемли равнодушно, И не оспаривай глупца. «Памятник»

Каждого поэта на протяжении жизни, и особенно в зрелые годы, волнует вопрос о значении его труда для общества и вообще о назначении поэтического творчества. А.С. Пушкин высоко оценивал роль и характер деятельности поэта. Поэзия для Пушкина всегда была искусством, высочайшим проявлением творческого духа. Обязательным условием нормальной творческой деятельности он считал свободу творчества, независимость личности поэта. Его волновал также вопрос о том высоком предназначении, которое он должен выполнить как поэт. Еще на заре своей литературной деятельности, в лицейских стихотворениях, Пушкин задумывался над задачей, ролью, судьбой поэзии и поэта в современном ему обществе.

В первом напечатанном стихотворении «К другу стихотворцу» мы находим такие размышления поэта:

Не так, любезный друг, писатели богаты; Судьбой им не даны ни мраморны палаты, Ни чистым золотом набиты сундуки; Лачужка под землей, высоки чердаки – Вот пышны их дворцы... Их жизнь - ряд горестей, Гремяща слава - сон!

Прекрасно понимая незавидную судьбу поэта в современном ему обществе, лицеист Пушкин для себя избирает путь литературного творчества. Он готов вступить на него, как бы ни была трудна судьба поэта, какие бы лишения и тревоги, борьба и страдания его не ожидали. "Мой жребий пал; я лиру избираю», - пишет Пушкин. Уже в этом раннем стихотворении ясно слышатся ноты презрения по отношению "к сильным мира сего", не способным ни ценить, ни тем более понимать поэзию и самого поэта. Так возникает в творчестве Пушкина образ поэта- борца, прямо противоположный привычным представлениям XYII1 века о назначении поэта. В понимании Пушкина, поэт не одописатель в честь вельмож и царей, он - "эхо русского народа".

Об этом он и говорит в стихотворении "К. Плюсковой":

Я не рожден царей забавить,

Стыдливой лирою моей...

Любовь и тайная свобода

Внушали сердцу гимн простой,

Был эхо русского народа.

"Скромная, благородная лира", стремление служить своей поэзией одной лишь свободе, отказ воспевать царей, сознание глубокой связи с народом - все это оставалось неизменным во взглядах Пушкина в течение всей его творческой жизни.

Во многих стихотворениях Пушкина мы видим противопоставление поэта светскому обществу, среди которого он живет. Он называет это общество презрительно и гневно: "толпа", "чернь". Пушкин защищает мысль о свободе поэта от невежественных гонителей поэта. В 1826-1831 годах Пушкин создает ряд стихотворений на тему поэта и поэзии: "Пророк", "Памятник", "Поэт". ""Эxo", в которых автор развивает свои взгляды на задачи поэта: поэт свободен в своем творчестве, он идет своими путями, определенными его высоким призванием: творчество поэта - "благородный подвиг", поэт независим от служения светской толпе. Сквозь все творчество проходит идея о трагической участи поэта в жизни.

Уже ранняя поэзия Пушкина по богатству мыслей, по художественному уровню почти ничем не отличалась от произведений признанных тогда мастеров русской поэзии. Вбирая в свою поэзию достижения современной ему литературы, Пушкин уже в лицее стремится идти "своим путем". Требует от поэзии истины и выражения чувств, он - поэт действительности. Александр Сергеевич силен во всех жанрах поэзии: оде, дружеском послании, элегии, сатире, эпиграмме - везде смел, его поэтический стиль нельзя спутать с другими поэтами. Во времена Пушкина почти все лицеисты писали стихи, но и высокообразованный слой дворянства был достаточно силен в литературе, считалось, что, неумение писать стихи, такой же дурной тон, как неумение танцевать или говорить по-французски.

В творчестве каждого поэта рано или поздно начинается перелом, когда он должен осмыслить - для чего он пишет стихи? Перед Пушкиным такого выбора не стояло, он знал, что поэзия нужна всем, чтобы нести свет и свободу в этот мир.

Позднее, Маяковский очень точно оценил труд поэта, заявив: Поэзия - та же добыча радия, в грамм - добыча, в год - груды, изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды. Поэт-декабрист Рылеев писал Пушкину: "На тебя устремлены глаза

России; тебя любят, тебе верят, тебе подражают. Будь поэт гражданин". Пушкин выполнил это завещание. Осмысление роли литературы, искусства в жизни общества - это, наверное, один из самых важных вопросов, стоящих перед писателями и поэтами. Каждый большой художник рано или поздно задумывается о том, что он оставит людям, каким целям служило его творчество, какова вообще роль поэзии в жизни народа. Эти вопросы не могли не волновать Александра Сергеевича Пушкина. Его размышления на эту тему нашли глубокое отражение в его лирике.

Идеальный образ поэта, воплощенный Пушкиным в стихотворении «Пророк» -1826 год

Это была тяжелая для Пушкина пора духовного кризиса, вызванного известием о казни декабристов. Название и содержание стихотворения позволяют предположить обращение Пушкина к библейской книге пророка Исайи. Пушкин дает в "Пророке" свое толкование библейского сюжета. Его лирический герой не чувствует себя оскверненным беззаконием общества, но он не равнодушен к происходящему вокруг, хотя и бессилен что-либо изменить. Именно к такому человеку является посланник Бога:

Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился,-

И шестикрылый серафим На перепутье мне явился.

Для поэта нет тайн ни на земле, ни под водой. Это возвышает его над людьми, но вместе с тем и накладывает огромную ответственность. Действия серафима становятся все более жестокими, но дар, полученный героем, превращает его в пророка:

Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей.

И, обходя моря и земли

Глаголом жги сердца людей. «Пророк»-1826 г.

Стихотворение насыщено церковнославянизмами. «Пророк»- истолкователь воли бога, «Серафим»-в переводе «огненный», «сжигающий»; это название одного из высших ангельских чинов; «зеницы» (глаза), «вещие» (пророческие), «десница» (правая рука), «виждь» (смотри). Текст насыщен архаической лексикой. Славянизмы, придающие речи торжественный, приподнятый тон, органически связаны с библейской темой.

Первое четверостишие – это экспозиция и одновременно завязка. Оно читается спокойно и торжественно. Силой голоса подчеркнем такие слова и словосочетания, как «духовной жаждою томим», «влачился», «шестикрылый серафим», «на перепутье»; в них заключен основной смысл первых строк.

Пророк, каким поэт рисует в начале стихотворения,- это человек с высокими запросами, томимый «духовной жаждою», стремящийся к творческой деятельности. А.С.Пушкин придает исключительное значение мировоззрению поэта-пророка. Без ясных взглядов на жизнь, на творчество поэт не может нести истину людям, пробуждать в них «чувства добрые», влиять на их нравственность.

В центральной части стихотворения показан мучительный процесс превращения человека, «томимого духовной жаждой», в пророка. Чередование перекрестных, парных и опоясывающих рифм, прием единоначатия (повторяющийся союз «и») – все это придает поэтической речи торжественный и напряженный тон. В заключительном четверостишии каждое слово полно глубокого значения. «Вещие зеницы» ему даны для того, чтобы видеть многообразный, красочный мир; чуткий слух, чтобы слышать пульс жизни…

Мысль о гражданственности творчества с особой силой высказана в строках: «Глаголом жги сердца людей».

Наконец настает момент наивысшего духовного подъема. Он пророчески предсказывает, что его поэзия поможет прозреть людям, станет достоянием всех народов России:

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, И назовет меня всяк сущий в ней язык, И гордый внук славян, и финн, И ныне дикой Тунгус, и друг степей калмык.

Тема одиночества поэта среди толпы поднималась Пушкиным во многих стихотворениях о положении поэта в обществе. Так, в стихотворении "Поэту" он писал:

Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,

Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.

А в стихотворении "Разговор книгопродавца с поэтом" мы встречам те же выражения, когда Пушкин размышляет о славе:

Что слава? шепот ли чтеца? Гоненье ль низкого невежды? Иль восхищение глупца?

Пушкин подчеркивал независимость своих суждений, свое право поэта идти туда, "куда влечет его свободный ум". Великий русский поэт утверждает, что право на всенародную любовь он заслужил гуманностью своей поэзии, тем, что своей лирой он пробуждал "чувства добрые". А.С.Пушкин дает точную оценку смысла своего творчества, подчеркивает, что вся его поэзия была проникнута духом свободы.

Стихотворение «Поэт» было написано в 1827 году, когда А.С.Пушкин начал все чаще задумываться о своем предназначении. «Пока не требует поэта к священной жертве Апполон…» Да, истинный поэт должен всегда быть честным, да, он приносит себя в жертву. Но эта жертва оказывается священной только для героя, а не для толпы. Она воспринимает ее как должное: «свой дар … во благо нам употребляй». Так, возникает вторая тема: противопоставление поэта и людского мира. «Молчит его святая лира» и поэт - обычный человек «быть может, всех ничтожней он». «Но лишь божественный глагол до слуха чуткого коснётся, душа поэта встрепенётся, как пробудившийся орёл», и тогда поэт преображается и бежит от людей «и звуков и смятенья полн». Бежит..., но от кого? Разделение стихотворения на две части как нельзя лучше показывает чувства лирического героя. Первая часть- жизнь поэта без вдохновения, под гнетом обыденности до прихода Музы. Автор показывает, что без творчества поэт не может существовать, что он задыхается:

Молчит его святая лира; Душа вкушает хладный сон, И меж детей ничтожных мира, Быть может всех ничтожней он.

Но вот приходит Муза. И уже ничто в мире не сможет сломить великую силу поэта. Понять чувства автора в стихотворении помогают эпитеты, яркие и точные, несущие огромную эмоциональную нагрузку, например: «суетный свет», «гордая голова»; метафоры: «душа поэта встрепенется», «молчит его святая лира». Чтобы подчеркнуть назначение поэта и поэзии используются слова высокого стиля: «душа вкушает хладный сон», « божественный глагол», «священной жертве», «святая лира», «широкошумные дубравы» и другие.

В первой части стихотворения рифмовка – перекрестная; в первом и третьем четверостишиях второй части- кольцевая, а во втором –перекрестная. Этот прием помогает автору раскрыть взаимоотношения поэта и общества. Развитие темы «Поэт и народ». Об этом Пушкин скажет в стихотворении «Поэт и толпа» К какой он цели нас ведёт? О чём бренчит? чему нас учит? Зачем сердца волнует, мучит..? Какая польза...?

Ответ поэта «бессмысленному народу» беспощаден: «Печной горшок тебе дороже: ты пищу в нём себе варишь.». Ключевые слова - синонимы (народ непосвящённый, толпа, бессмысленный народ, чернь) подсказывают нам, что Пушкин ополчился в этом стихотворении не против народа, а против «светской черни», не замечающей как народных бедствий, так и страданий самого поэта: В разврате каменейте смело,

Не оживит вас лиры глас. Следовательно, и «бежит» он от них.

Оценка поэтического творчества в стихотворении «Памятник»

За год до смерти Пушкин написал стихотворение «Памятник» (1836), в котором он как бы подводит итог своего творчества. По теме оно близко одам Державина и Горация. Но Пушкин не копирует поэтов. Уже в начале стихотворения подчёркивает близость своего творчества не к «светской черни», а к народу: «нерукотворный памятник» выше «Александрийского столпа», что писал о народе и для народа. Далее поэт говорит о своём историческом бессмертии: «…и назовёт меня всяк сущий в ней язык». Четвертая строфа содержит идею стихотворения - оценку поэтического творчества. Автор утверждает, что право на признание и любовь народа он заслужил:

во-первых, высокой человечностью «чувства добрые я лирой пробуждал»;

во- вторых, борьбой за свободу «и в мой жестокий век восславил я свободу»;

в-третьих, защитой униженных «и милость к падшим призывал».

В пятой строфе, обращаясь к музе, поэт призывает её, «…обиды не страшась, не требуя венца», принимать равнодушно хвалу и клевету и следовать собственному призванию. Стихотворение написано в жанре оды: подбор слов (воздвиг, главою, тленья, пиит, сущий) и интонация отличаются возвышенным стилем. Содержание обращено к высоким нравственным идеалам. «Памятник» - это торжественная речь народного поэта-гражданина, утверждающего своё право на бессмертие. По мнению А.С.Пушкина, поэзия - удел избранных, но, встав на этот путь, поэт должен быть честен перед собой, перед народом, не бояться «светской черни». Всё это предполагает огромное мужество человека!

Печальные, горькие слова! Трагическое признание гения, обреченною на непонимание современников! И все-таки время расставило всё на свои места. Поэзия Пушкина заняла достойное место в русской классической литературе.

Сбылись пророческие слова Пушкина:

Нет, весь я не умру - душа в заветной лире

Мой прах переживет и тленья убежит -

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит.

Стихотворение написано шестистопным ямбом, в жанре греко-римской оды, насыщено возвышенной лексикой: «главою непокорной», «и тленья убежит», «и славен буду», «доколь», «восславил свободу», «приемли равнодушно», «не оспаривай глупца».

В этом стихотворении поэт подчеркивает народность своего творчества. Обращается к своей музе: следовать своему призванию. Говорит о своем бессмертии, предсказывает известность своей поэзии.

Стихотворение "Эхо":

Стихотворение состоит из двенадцати строк. Размер – двустопный ямб. Рифма – смешанная. Используются такие средства выразительности как:

Анафора (Ревет ЛИ, Трубит ЛИ, Поет ЛИ, - здесь ЛИ).

Метафора (Глухой лес, пустой воздух).

Инверсия (Тебе ж нет отзыва… Таков… И ты поэт!)

Используется возвышенная лексика: «дева», «отклик», «внемлешь», «глас», «отзыв». Большая роль отводится ритмической и звуковой стороне стихотворения.

Ревет ли зверь в лесу глухом, Трубит ли рог, гремит ли гром,

Поет ли дева за холмом -

На всякий звук Свой отклик в воздухе пустом Родишь ты вдруг. Ты внемлешь грохоту громов, И гласу бури и валов, И крику сельских пастухов - И шлешь ответ; Тебе ж нет отзыва... Таков и ты, поэт!

Поэт говорит нам, что он – эхо мира, которое несется из края в край, чтобы страстно откликнуться на все, не дать бесследно замереть ни одному достойному звуку вселенской жизни. Утверждает, что поэт свободен в своем творчестве; идет своим путем, определенным его высоким призванием. Творчество поэта – благородный подвиг.

Исследование лексики

Нами было, проведено исследование с точки зрения лексики четырех стихотворений, посвященных поэзии А.С.Пушкина, которое доказывает то, что поэт, говоря о музе, чаще всего использует высокий стиль.К словам высокого стиля относятся старославянизмы, эпитеты, риторические вопросы и восклицания, слова с неполногласием, усеченные формы прилагательных, изменение порядка слов. Роль этих художественных средств отражает гражданский пафос содержания, Монументальность и стройность композиции, идейно-художественное единство стихотворения, направленное на раскрытие поэтического «я».

Стихи Слова высокого стиля Общеупотребительные слова Слова низкого стиля «Поэт» 16 12 0 «Пророк» 11 14 1 «Эхо» 17 14 0 «Памятник» 21 11 0 Всего 65 слов 51 слово 1 слово Проценты 56% 43% 1%

Великие о Пушкине.

Николай Васильевич Гоголь: «При имени Пушкин тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте... Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа.... В нем русская природа. русская душа, русский язык отразились в такой же чистоте, в такой очищенной чистоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла. 1834 год

Виссарион Григорьевич Одоевский: «Пушкин был призван быть первым поэтом- художником Руси, дать ей поэзию, как искусство, как художество, а не только прекрасный язык чувства... Натура Пушкина была внутренняя, созерцательная, художественная. В сфере своего поэтического миросозерцания он, так же, как и в природе, видел только мотивы для своих поэтических вдохновений, материалы для своих творческих концепций...» 1844 год

Кондратий Фёдорович Рылеев, поэт- декабрист, писал Пушкин: «На тебя устремлены глаза России; тебя любят, тебе верят, тебе подражают. Будь поэт -гражданин».

А.А.Ахматова. Пушкин.

Кто знает, что такое слава!

Какой ценой купил он право,

Возможность или благодать

Над всем так мудро и лукаво

Шутить, таинственно молчать

И ногу ножкой называть?...

Заключение

Чтобы понять и принять поэтическое творчество Пушкина по теме «О назначении поэта и поэзии», необходимо обратить внимание на следующее: Пушкин видит в поэзии новый дар «завещанный от Бога», второе обстоятельство связано с пониманием независимости поэзии, ее смысла и назначения. Всем жизненным и творческим опытом Пушкин завоевал право написать «Памятник», где в полный голос сказано: «Слух обо мне пройдет по всей Руси великой…»

Изучив материал, связанный с темой «Роль поэта и поэзии в творчестве А.С.Пушкина» мы сделали следующие выводы:

Во-первых, поэт призывает людей быть честными и порядочными, не идти на сделку с совестью.

Во-вторых, его стихи учат нас мужеству и терпению, умению помогать ближнему, ибо поэзия для Пушкина - это и тернистый путь, и дар, «завещанный от Бога».

Мы провели исследование стихотворений А.С. Пушкина: «Поэт», «Пророк», «Памятник», «Эхо» на уровне лексики и выявили, что преобладает высокая лексика (56%), которая помогает автору раскрыть гражданский пафос идею содержания стихов, пробуждает добрые гуманные чувства, воспитывает бережное отношение к русскому слову. А это так важно в настоящее время, когда русская речь искажается, засоряется ненормативной лексикой.

Провели анкетирование, которое помогло нам представить картину, какие произведения А.С. Пушкина читают наши учащиеся, какую практическую значимость придают стихам в своей жизни.

Материал по данной теме может быть использован на уроках литературы, уроках развития речи, это поможет учащимся школы глубже изучить поэтику А.С.Пушкина. Работая над проектом, мы повторили практический навык работы с поэтическим текстом: комплексный анализ, средства выразительности языка, средства связи.

Закрепили коммуникативные навыки:

  • установление причинно-следственной связи в исследовании,
  • разъяснение и аргументирование высказываний,
  • выражение полученной информации по исследованию в виде графика.

Литература:

1.М.П.Алексеев. Пушкин А.С. Избранные сочинения: Москва, 1978

2.И.В.Воденисова. Лучшие школьные материалы: Нижний

Новгород, 2002

3.В.Я.Коровина. Учебник - христоматия. - Москва, 2003

4.Ю.В.Лебедев. Русская литература 19 века: Москва, 2002

5.http:\\soch. goldref. ru\pushkin\08\htm

6. ru.wikipedia.org

7. www.litera.ru

Приложение

Викторина «Любителям поэзии Пушкина»

Кому принадлежат эти строки?

Я вас любил: любовь ещё, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем. (А.С.Пушкин. «Я вас любил»).

Ревет ли зверь в лесу глухом,

Трубит ли рог, гремит ли гром,

Поет ли дева за холмом -

На всякий звук

Свой отклик в воздухе пустом

Родишь ты вдруг.

Кому посвящает поэт эти строки?

На холмах Грузии лежит ночная мгла;

Шумит Арагва предо мною.

Мне грустно и легко; печаль моя светла;

Печаль моя полна тобою.

Тобой, одной тобой...

Кто сказал об А.С.Пушкине:

«На тебя устремлены глаза России; тебя любят, тебе верят, тебе подражают. Будь поэт - гражданин».

Из какого стихотворения эти строки?

Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился,-

И шестикрылый серафим

На перепутье мне явился.

Назовите стихи, посвященные теме поэта и поэзии?

Социологический опрос

Вопросы анкеты:

  1. Какие стихотворения в лирике А.С.Пушкина вам нравятся?
  2. В чем вы видите предназначение поэта и поэзии?
  3. Что вы знаете о жизни Пушкина?
  4. Какие произведения Пушкина вам запомнились?
  5. Знаете ли вы, кому он посвящал свои стихи?

Ответы начальной школы (3 класс)

1. «У лукоморья дуб зеленый…»

3. Его воспитала няня…

Ответы средней школы (5 класс)

1. «Буря мглою небо кроет...»

3. То, что он писал стихи.

5. своей жене.

Ответы средней школы (6 класс)

1. «Узник»

2. Для души

3. Был убит на дуэли

4. «Барышня – крестьянка»

Ответы средней школы (7 класс)

1. «Пришла весна…»

2. Для себя

3. Рос в лицее

4. «Узник»

5. Всему миру

Ответы старшей школы (10 класс)

1. «Пророк», «Я вас любил», «Талисман», «Поэт», «Мадонна», «Я помню чудное мгновенье»

2. Предназначение поэта – служение народу. Стихотворения Пушкина о назначении поэта и поэзии подталкивают нас к размышлениям, самоанализу. Они являются образцом русского литературного языка, учат нас красиво и грамотно выражаться.

3. Родился в 1799 году. Воспитывала его няня, Арина Родионова. Закончил Царскосельский лицей, именно там, начал писать стихи. Много раз бывал в ссылках за отстаивание своих взглядов. Был убит на дуэли с Дантесом в 1837 году.

4. «Евгений Онегин», «Капитанская дочка», «Руслан и Людмила», «Борис Годунов», «Дубровский», «Пиковая дама».

5. Он посвящал свои стихи народу, женщинам, няне.

Его стихи человечны, жизнерадостны, пробуждают в людях добрые, гуманные чувства, чего не хватает современной молодежи. Призывают к действию работать над самим собой, помогать обездоленным, нуждающимся в помощи. Таким образом, прослеживается цель данной работы: расширить представления учащихся о роли поэта и поэзии.

Цель реализовывали через следующие задачи:

  1. Исследовать взгляд А.С.Пушкина на поэзию.
  2. Исследовать соотношение высокого и низкого стилей в стихах.
  3. Проанализироть стихи и сделать па вывод, как посредством чтения поэтических текста можно воспитать в себе гражданстаенность, личность
  4. Провести анкетирование.
  5. Изучить высказывания Великих о Пушкине и учащихся нашей школы

Чтобы разобраться в значении поэзии Пушкина, нужно обратить внимание на следующее: Пушкин видит в поэзии новый дар «завещанный от Бога»,второе обстоятельство связано с пониманием независимости поэзии, ее смысла и назначения. Всем жизненным и творческим опытом Пушкин завоевал право написать «Памятник», где полным голосом сказано: «Слух обо мне пройдет по всей Руси великой…» Изучив материал, связанный с темой «Роль поэта и поэзии в творчестве А.С.Пушкина» мы сделали следующие выводы:

Во- первых, поэт призывает людей быть честными и порядочными, не идти на сделку с совестью.

Во-вторых, его стихи учат нас мужеству и терпению, умению помогать ближнему, ибо поэзия для Пушкина - это и тернистый путь, и дар, «завещанный от Бога» Мы провели исследование стихотворений А.С. Пушкина, таких как «Поэт», «Пророк» , «Памятник», «Эхо» на уровне лексики и выявили, что преобладает высокая лексика (56%), которая помогает автору раскрыть гражданский пафос идею содержания стихов, пробуждает добрые гуманные чувства, воспитывет бережное отношение к русскому слову. А это так важно в настоящее время, когда русская речь искажается, засоряется ненормативной лексикой.

Провели анкетирование, которое помогло нам представить картину, какие произведения А. С Пушкина читают наши учащиеся, какую практическую значимость придают стихам поэта в своей жизни.

Практическая значимость проекта состоит в том, что наработанный материал можно использовать на уроках

Введение

В каждом городе, поселке есть люди, о которых хочется рассказать всем. Исследовательский проект « Поэт малой Родины» является реализацией этого желания. Мы хотим, чтобы ничего не исчезло бесследно, чтобы осталась память в наших сердцах о людях, отдавших жизнь за Родину, о людях, совершивших трудовые подвиги.

Актуальность . Во все времена было очень много поэтов, которые получили мировую славу. Но и в наше время тоже есть такие люди и наше село не исключение. Хоть они и не получили мировую славу, зато они писали стихи, которые действительно берут за душу. Но мы мало о них знаем, так как у современных детей другие интересы ценности. В нашем исследовательском проекте нам хотелось бы рассказать об одном талантливом поэте-земляке Ю.В. Карасеве.

Новизна исследовательского проекта обусловлена тем, что данный материал позволяет расширить представление о поэтах родного края и будет использован на уроках литературного чтения родного края.

Объект исследования: наследие поэта-земляка Ю.В. Карасева.

Предмет исследования: стихи поэта-земляка Ю.В. Карасева.

Цель исследования: познакомиться с произведениями описывающие мою малую родину, поэта-земляка Ю.В. Карасева.

Задачи исследования:

    Познакомиться с творчеством Ю.В. Карасева;

    Собрать информацию о творчестве и биографии поэта;

    Выяснение причин, подтолкнувших к творчеству.

Методы исследования : изучение литературы, периодической печати, опрос, исследование и анализ творчества писателей.

Практическая значимость. Результаты данной исследовательской работы можно представить на неделе литературы, готовый материал предоставить в школьный музей, выступить на вечере, посвящённом поэтам-землякам.

Глава 1. Биография Ю.В. Карасева

Идея данного проекта появилась на обычном уроке литературного чтения, когда знакомились с поэтами родного края и их произведениями.

Родился Юрий Васильевич в Куйбышевском районе Новосибирской области в семье учительницы и зоотехника в 1940 году. Детство и юность прошли в селе Шубинское, Барабинского района. Отец ушёл на фронт в 1941-м и вернулся в 1944 году с осколками в лёгких и сопутствующим ранению туберкулёзом. Умер весной 1949 года. Мать одна воспитывала трёх сыновей.

После окончания в 1955 году Шубинской семилетки, Юрий поступил в Куйбышевский зооветеринарный техникум. Уже в те годы интересовался поэзией и пытался писать стихи. Очень сильное впечатление на него произвёл изданный после длительного перерыва в1956 году сборник стихов Сергея Александровича Есенина.

После окончания техникума в 1955 году призван на действительную службу в Советскую Армию. Первый год служил в пограничных войсках на станции Отпор (ныне Забайкальск) на советско-китайской границе, потом был переведён в редакцию Окружной пограничной газеты в город Хабаровск, где скоро стал исполнять обязанности линотиписта.

Отслужив в армии, один год работал освобождённым секретарём комсомольской организации Шубинского совхоза, а в 1962 году поступил, и в 1967 – закончил Омский Государственный ветеринарный институт. Согласно гос. распределению, три года исполнял обязанности заведующего Сузунской районной ветеринарной станции и шесть лет работал главным ветврачом Битковского совхоза этого же района. Затем, в силу сложившихся обстоятельств, переехал в Кочковский район, на должность главного ветеринарного врача Жуланского совхоза, где работал и жил свои последние почти тридцать лет. Случилось так, что Юрий заразился от животных инфекционным заболеванием «бруцеллёз» и впоследствии получил инвалидность по профессиональному заболеванию.

Стихи писал всегда. Ещё в институте был активным членом студенческой команды КВН, затем иногда печатался в Сузунской районной газете, написал прекрасные слова к песне о Сузуне: «Стоят в бору сестрёночки – берёзки, да сосёночки, а тропкой узкою идёт сузуночка-девчёночка» и т.д.

В отношении поэзии, Юрий всегда предъявлял к себе большие требования, сам изучал правила стихосложения, много читал, писал стихи, но, как бы стесняясь своего несовершенства, очень многое просто, как принято говорить, писал в стол или уничтожал, сжигал. Серьёзно занялся поэзией в свои последние лет двадцать. Много печатался в Кочковской районной газете «Степные зори», активно сотрудничал с областной социальной газетой «Голос», иногда его стихи печатались и в «Советской Сибири».

Юрий Васильевич был активным человеком по жизни. Несколько раз избирался депутатом местного и районного Советов, когда надо, мог постоять за интересы хозяйства и простых тружеников-крестьян. Районный Совет, глава администрации И.И. Михайлов, районный Отдел культуры помогли в 2000 году издать его первый (и единственный при жизни) небольшой сборник стихов «Я родом из России», с посвящением своим землякам – кочковцам. Предисловие к книжке написал известный в Новосибирске поэт, член Союза писателей России Иван Георгиевич Краснов. Они переписывались. Иван Георгиевич давал Юрию Васильевичу советы, побуждал к активной работе, отмечая в нём талант и самобытность. Много помогали поэту опытные Новосибирские журналисты из редакции газеты «Голос»: Людмила Васильевна Опарина и Галина Валентиновна Черезова.

Юрий Васильевич был участником Первого поэтического марафона «Дыхание третьего тысячелетия» (организатор Л.Д. Свирновский), дипломантом конкурса им. Г.Ф. Карпунина, достойное место занимал в сибирском альманахе «Синильга» (редактор Н.В. Козлов). Последнее признание получил, буквально, за несколько дней до кончины. 29 декабря 2004 года стал лауреатом Премии творчества инвалидов и получил Всероссийский сертификат «Филантроп». После этого торжественного события, организованного Новосибирским областным Управлением культуры, я Юру проводил до автовокзала. У него очень сильно болела грудь, так как Новый 2005 год он хотел встретить дома со своей верной подругой и женой Валентиной Георгиевной – учительницей русского языка и литературы Жуланской средней школы, сыном Владимиром и дочерью Натальей, которые должны были приехать к родителям своими семьями в период зимних каникул. Но, увы! Они вынуждены были приехать уже второго января по другой очень грустной причине. В этот день, рано утром, Юрия Васильевича не стало.

Нами был проведен опрос среди учащихся 3-5 классов нашей школы о поэтах – земляках родного села.

Им были предложены следующие вопросы:

    Знаете ли вы поэтов нашего села? (да/нет)

    Вам известно что-нибудь об их творчестве? (да/нет)

    Читали ли вы их произведения? (да/нет)

    Можете ли вы вспомнить названия их произведений? (да/нет)

    Какие темы звучат в их произведениях? (да/нет)

Результаты опроса таковы:

На первый вопрос положительно ответили- 47 %, отрицательно- 53 %;

На второй: положительно-34%, отрицательно- 66%;

На третий: положительно- 51%, отрицательно- 49% ;

На четвёртый: положительно- 43%, отрицательно- 57%;

На пятый: положительно- 37%, отрицательно- 63%;

Опрос показал, что учащиеся нашей школы мало знают поэтов нашего края и их произведения.

Глава 2. Произведения Ю.В. Карасева

У каждого человека своя родина. "Родня", "родник", "родной", "народ". Из одного слова рождается бесконечное множество картин: белые березовые рощи, задумчивые и вековечный простор полей. Дорогие сердцу каждого человека картины.

У Юрия Васильевича есть стихотворение, посвященное нашей деревне. С образом Родины в его поэзии сливается образ любимого нам всем образ озера. Известно его стихотворение " Озеро детства".

Озеро детства

Ушло ужасно с детских пор
Воды сквозь память - решето,
И сколько видел я озёр,
А помню - то и только то!
Ему вечернею порой
Я поверял свои грехи,
И первой рифмою сырой
Слагал наивные стихи.
Брожу, бывало, босиком,
Корову Пальму потеряв,
И камыши шумят кругом,
Ворчанье мамы переняв.
Синица свистнет в вышине,
Встречая раннюю звезду,
Я терпеливо на волне
Наяду сказочную жду.
Над томной илистой водой,
Блуждает дремотная тишь.
И только рыжей бородой
Трясёт задумчиво камыш.
Моё родное озерко
Нехитро - Шубинским - звалось,
И незаметно и легко
Через года отозвалось.
Угодно было так судьбе,
И не изменишь ничего,
Из многих-многих в Барабе
Я вспоминаю лишь его.

Особое место в творчестве поэтов занимают воспоминания о собственном детстве. Несмотря на пережитые трудности, детство помнится светлым, добрым, воспоминания очень тёплые и трогательные.

«Привет, родная Бараба» (посвящается жителям села Шубинское)

Глаза закрою - мне приснится:
Волной у озера камыш,
И трясогузая синица
Свистит, распугивая тишь.
Колодец «трунинский» в околке
Со срубом, словно набекрень,
Окна разбитого осколки,
В руках у матери ремень…
Я помню тополь по соседству,
Картошки мёрзлой сочный мёд…
Во мне, я знаю, моё детство,
Утратив радости, живёт.
Я вижу Шубинку родную,
Корову стельную в избе…
И до сих пор в душе тоскую
По детству в нищей Барабе.
Привет тебе, страна из Детства!
Привет, родная Бараба!
Ты мне навеки, как наследство,
В тебе живёт моя судьба.

Заключение

В результате своих исследований я пришла к выводу, что более пристальное и глубокое изучение, понимание литературного наследия родного края позволяет внимательно относиться и любить свою малую родину. Многие считают, что сегодня компьютер вытесняет книгу. Однако я считаю наоборот – именно чтение, любовь к книге поможет овладеть необходимыми знаниями. Ведь представить наш мир без книг просто невозможно.

А какое богатое литературное наследие оставил нам поэт нашего села! Я считаю, что именно обращение к литературе, а значит и к культуре своего народа поможет нам сохранить себя. Народ без прошлого не имеет будущего. Он должен помнить и знать прошлое и настоящее своего края. Существует мудрое изречение: «Чтобы человек был счастливым, у него должны быть «корни и крылья». А что такое «корни и крылья?» Я думаю, знание истории своего народа и любовь к родному краю – это его корни. А крылья – это книги, потому что чтение книг окрыляет человека.

Хочется верить, что знакомство с поэтами нашего села позволит сблизить современное поколение к литературному богатству родного края.

Список литературы.

    Карасев В.В. все остается с нами…(страницы жизни трех поколений). – г.Новосибирск, 2011 г. – 168 с.

    Карасев Ю.В. Тихая любовь: лирика/ Ю.В. Карасев. – Новосибирск: Изд-во Новосиб. Гос.акад.вод.трансп., 2012. – 64 с.

    Материалы школьного краеведческого музея.

Ученики 4б класса

Проект, посвященный году литературы

Скачать:

Предварительный просмотр:

МКОУ «Кетченеровская многопрофильная гимназия»

Творческий проект

«Поэты родного поселка»

Выполнили ученики 4б класса

Содерхание

I. Введение.

II. Основная часть.

III. Заключение.

IV. Приложение.

V. Используемая литература.

I. Введение.

Актуальность.

Как говорят поэт в России-больше, чем поэт. И никто не может сказать о поэте лучше, чем говорят его стихи…

Поэзия не только украшает нашу жизнь, она воспитывает высокие и прекрасные порывы души, зовет к благородным свершениям. Мой интерес к поэтам и поэзии родного села возник неслучайно. Я, ученица 4б класса, Шурганова Байгуш, родилась здесь и меня интересует все, что связано с моим поселком.

2015 год объявлен годом литературы. Материлы моего проекта могут использовать учителя для проведения классных часов, литературных гостиных или на уроках литературного чтения и музыки.

Цель моей работы заключается в том, чтобы через знакомство с литературным наследием поселка вызвать интерес сверстников к поэтам, познакомить с их стихами, привить любовь к своему родному краю.

Объект исследования : поэты поселка Кетченеры.

Методы исследования : изучение литературы, периодической печати, беседа и интервью, исследование и анализ творчества писателей.

Задачи:

1. Изучить материал по данной теме.

2. Узнать жизненный путь поэтов, изучить стихи.

3. Оформить «Поэтическую тетрадь.»

4. Стремление к чтению, любви к книге.

Гипотеза:

Возможно, познакомившись с творчеством поэтов, мы станем больше ценить и любить нашу малую родину.

II. Основная часть.
Поэт - писатель - автор стихотворных, поэтических произведений.

По словарю И. Даля, поэт - человек, который наделен поэтическим отношением к окружающему, к жизни.

Со стихами поэтов мы знакомимся с раннего детства. Кто не знает стишки о зайчике или о бычке А. Барто или стихи- сказки К. Чуковского? Затем в школе, мы узнаем о великих русских поэтах А. Пушкине, М. Лермонтове. Я-калмычка, живу в Калмыкии и поэтому не могу не сказать о своих народных поэтах. Это: Д. Кугультинов, В. Нуров, В. Шуграева и многие другие.

И в нашем поселке много самобытных поэтов. К ним относятся В. Сухотаев, З. Сахарова и Н. Чапуртинов. Они вызывают у нас чувство гордости и уважения и действительно не на словах, а на деле являются патриотами своей земли.

Я посчитала своим долгом собрать материал о них, а самое главное познакомиться с их стихами.

В ходе своей работы я провела анкетирование среди учащихся 4 классов.Они должны были ответить на следующие вопросы:

2. Каких поэтов Калмыкии вы знаете?

3.. Знаете ли вы поэтов п.Кетченеры?

Всего опрошено 15 учеников. Результаты таковы.

Вопросы

Да

Нет

Каких поэтов Калмыкии вы знаете?

Знаете ли вы поэтов п.Кетченеры?

Многие знакомы с поэтами нашей Калмыкии. Знают таких мастеров слова как Давид Кугультинов. Вера Шуграева. Егор Буджалов. Но местных поэтов знают только 4 человека.

Итак, первый мой герой –это Василий Гомбович Сухотаев. Василий Гомбович родился 20 февраля 1952 годав селе Советская Сибирь Новосибирской области. В 1969 году окончил среднюю школу п. Кетченеры. Работал трактористом, потом служил в рядах Советской Армии. После армии он поступил в Калмыцкий Государственный университет на агрономический факультет. Где только не работал Василий Гомбович после окончания университета. Работал агрономом, был представителем Президента в Кетченеровском районе, редактором газеты «Алтн Булг». Из-под его пера вышли два сборника стихов: «Тюльпанные колокола»-2006 год и «Симфония степи»- 2011 год. Поклонники ждут новых, а до тех пор собираются на поэтических вечерах, которые организовывает районная библиотека.
Благодарные слушатели уважают поэта за любовь к родному поселку. У Василия Сухотаева есть одно замечательное стихотворение. Оно в прямом смысле стало гимном Кетченеровского района и всех тех, кто родился и вырос здесь. Ведь это он убедил всех нас, что лучшего места, чем Кетченеры не найти. Поэзия Василия Гомбовича волнует душу, дает почувствовать красоту родной степи. А разве можно забыть чудесные стихи о школе и учителях? Главные темы его стихов-это природа, родная земля, человек, любовь.

Родина… Что может быть дороже?

Родной земли, родных людей- пишет он.

У Василия Гомбовича 3 сына, внуки. Он член Союза журналистов России и Калмыкии. Тесно сотрудничает с журналом «Теегин герл», публикуется в районных и республиканских газетах.

Не оставляет равнодушными и стихи Зои Санджиевны Сахаровой.

Зоя Санджиевна Сахарова родилась 13 сентября 1958 года селе Кунгуро Тальменского района Алтайского края. В 1965 году пошла в 1 класс Советской средней школы. После окончания школы поступила в Калмыцкий Государственный университет на химико-биологический факультет и закончила его в 1982 году. Работала на станции юных натуралистов, в Доме детского творчества, отделе образования. А в данное время работает учителем химии и биологии в нашей гимназии. Зоя Санджиевна очень спокойный и скромный человек.

Главная тема ее поэзии – горячая любовь к родной земле, к людям. Много стихов о буднях и праздниках, природе родного края, о боли за судьбу многострадального народа, и конечно же, о родной школе.

Она пишет о том, что ее волнует, тревожит, о чем болит сердце.

Самый проникновенный поэт нашего поселка-это Николай Чапуртинов. Он родился 12 августа 1965 года в поселке Кетченеры. В 1982 году окончил Советскую среднюю школу№2. Два года отслужил в рядах Советской Армии. Детство и юность прошли в родном и любимом поселке. Он пишет:

Дорогие мои Кетченеры!

Сердцу милый, родимый мой край.

Я люблю тебя с раннего детства,

Здесь прошла моя юность с тобой.

Поэтический дар проявился в школьные годы. Сначала через школьные тетради, потом через армейскую службу. И сейчас он не перестает писать стихи. В этих стихах он часто воспевал родной край, родные места. Но только в 90-х годах он решился впервые напечатать свои стихи в газете «Алтн булг».


Творчество – часть его жизни. Наверное, именно поэтому его стихи пронизаны удивительной теплотой и душевностью, они отличаются простотой, мелодичностью.

Их основная тема-родное село, любовь к своим корням.Они отличаются простотой,мелодичностью.

Родная степь- ведь ты душа моя!

С тобой свободны мысли как орлы.

Тебя приветствую и обнимаю я

Под музыку чарующей домбры.

Василий Сухотаев, Зоя Сахарова, Николай Чапуртинов затрагивают тему депортации калмыцкого народа и Великой Отечественной войны. Это самые тяжелые и страшные события в жизни каждого человека. На стихи этих поэтов Анатолий Мацаков написал музыку и зазвучали прекрасные песни.

III. Заключение.

В ходе работы над проектом, я поняла, что могу познакомить учеников гимназии с поэтически одаренными личностями. Все авторы не мыслят себя вне родной земли, вдали от малой родины. Любовь к природе, любовь к земле своей, любовь к людям – этим пронизаны стихи поэтов. А еще они пронизаны добрыми и светлыми чувствами.

Возможно, познакомившись с творчеством поэтов, мы станем больше ценить и любить нашу малую родину?

Думаю, что их стихи очень нравятся людям. Лично мне они очень понравились. Читая их стихи, у людей появится желание совершить что-то хорошее по отношению к окружающему миру, людям, живущим рядом с нами.Знакомство с литературой наших поэтов позволит сблизить наше поколение к литературному богатству родного края, краю тюльпанных колоколов, сердцу милому, родимому краю.

Душа поэта-солнечный исток!

Пусть странным нам покажется сравненье

Но НИ его ль, не пушкинский ли слог

Мы называем истинным твореньем.

Ольга Прокопьева

1. Пояснительная записка

Духовно – нравственное воспитание дошкольников рассматривается не только как одно из направлений содержания воспитательных программ, но и как стержень, базовая основа процесса воспитания во всем многообразии его направлений, методов, форм, технологий.

Духовно – нравственное воспитание – это и система воспитательных мер, и социально организованный воспитательный процесс, и воспитательная деятельность, направленная на формирование и развитие духовно – нравственных качеств человека.

Программное содержание

Расширить знания детей об истории и культуре г. Шимановска;

Сформировать у детей чувство гордости за свой город и людей , живущих в нем;

Способствовать формированию убеждения о том, что каждый человек, в каком городе бы он ни жил , способен на подвиг, или умение сочинять стихи или музыку;

Воспитывать чувство патриотизма, гордости за культуру своего города ;

Расширить знания о литературном наследии поэтов г . Шимановска;

Развивать творческие способности детей.

2. Актуальность реализуемого проекта

Актуальность данного проекта заключается в том , что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края, сохранению обычаев и традиций народов, его населяющих. Одной из главных ступеней духовно-нравственного развития ребёнка, определённых в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» является «осознанное принятие воспитанниками традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города , района, области, края.

Каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо , чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.

Как можно развивать чувство любви к малой Родине? Например, через знакомство с историей и культурой родного края, с творчеством талантливых земляков. Я уверена, что приобщая детей дошкольников и их родителей к духовным ценностям, показывая, как другие проявляют свою любовь к Родине, заставляя задуматься о том, а что каждый из нас может сделать полезного для своей семьи, детского сада, города , можно воспитать в ребёнке чувство уважения и любви к малой Родине.

В настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов воспитания социально – активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни. От того, насколько развито чувство патриотизма каждого члена общества зависит судьба нашей Родины . А любовь к Родине, как известно, начинается с любви к своему городу , селу, поселку. Настоящий патриотизм невозможен без знания истории и культуры своей малой Родины.

Проблема проекта :

Можно ли через изучение литературного наследия поэтов города Шимановска воспитать чувство гражданственности и патриотизма.

В своей практике педагоги и родители часто сталкиваются со следующими проблемами :

Краткость доступной информации по истории своего края;

Слабое знание творчества местных поэтов , которые пишут о нашем городе .

У детей поверхностные представления о культуре родного города .

У детей имеются представления о родном городе , но знаний о его возникновении недостаточно. Родители мало рассказывают детям об истории города , о его достопримечательностях, недостаточно обращают внимание на красоту родного города , его непохожесть на другие города .

Таким образом, возникшее противоречие, с одной стороны важность и необходимость ознакомления детей с творчеством поэтов , музыкантов, художников нашего города , формирование у детей чувства гордости, и с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта .

Вариант решения проблемы :

Собрать информацию о людях нашего города , пишущих стихи;

Провести конкурс чтецов стихов поэтов нашего города ;

Создать электронную презентацию о поэтах нашего города ;

Выступить на собрании перед родителями с проектом ;

Использовать собранный исследовательский материал на занятиях и развлечениях;

Организовать встречи в музыкально – поэтической гостиной с творческими людьми г. Шимановска (Л. Г. Суровцевой, М А Ячменевой, Л. И. Драчук) ;

Собрать коллекцию компакт - дисков «История нашего города » , «Благодарю деда за Победу» , «Культурное наследие наших земляков» .

Цель проекта :

1. Воспитание чувства любви и уважения к малой Родине и, как следствие, к родной стране;

2. воспитание интереса и уважения к истории своей страны, начинающейся с маленького города ;

3. приобретение дошкольниками опыта успешного участия в общественной жизни, гражданских инициативах, социально значимых проектах ;

4. развитие и поддержка социально-значимой деятельности детей;

5. участие детей старшего дошкольного возраста и их родителей в создании тематических альбомов по истории родного города

6. Познакомить детей с биографией и творчеством знаменитых людей города , воспитывать чувство уважения и гордости к городу и его жителям . Расширить и закрепить знания детей, о профессиях взрослых, о достопримечательностях нашего города .

Воспитательные :

Организация социально значимой деятельности воспитанников старшего дошкольного возраста.

Формирование гражданско-патриотического сознания, развитие чувства сопричастности судьбам Отечества, любви к своей Родине.

Формирование у воспитанников активной жизненной и гражданской позиции.

Воспитание творческой личности (развитие способностей, знаний, умений, навыков, интеллекта) .

Образовательные и развивающие :

Расширить кругозор детей старшего дошкольного возраста;

Развить навыки проектной и исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста;

Формирование ключевых компетенций (коммуникативной, информационной, общекультурной, познавательной, личного самосовершенствования);

Предварительная работа

Ознакомить воспитателей с современной методической литературой по патриотическому воспитанию;

Организовать экскурсии в краеведческий музей г. Шимановска;

Провести цикл занятий и мероприятий по теме «Мой любимый город » ;

Организовать выставку детских рисунков;

Ознакомить детей с литературными, художественными и музыкальными произведениями по тематике;

Разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по ознакомлению детей с творчеством художников, поэтов , музыкантов г. Шимановска;

Подготовить совместными усилиями детей и родителей совместный семейный маршрут по памятным местам города ;

Систематизировать литературный и иллюстрированный материал по теме «Культурная жизнь нашего города » ;

Провести заключительное мероприятие акция «Шарик с пожеланием» .

Гипотеза :

Данный проект не только обогатит знания детей о родном крае, но и окажет положительное влияние на формирование у них гражданско-патриотического сознания, а также будет способствовать сплочённости детского коллектива.

Участники проекта :

Педагоги, родители, воспитанники старшего дошкольного возраста МАДОБУ № 15 г. Шимановска.

Ожидаемый результат

Знакомство с творчеством земляков будет способствовать формированию у дошкольников гордости за свой край, воспитанию патриотизма.

В ходе реализации мероприятий проекта воспитанники получат новые знания об истории, культуре малой Родины, талантливых людях родного края (поэтах , художниках, обычаях и традициях;

Календарный план проекта

Сроки Мероприятие Виды деятельности Результат (продукт)

октябрь Анкетирование педагогов и родителей

Объявление старта проекта . Групповое обсуждение мероприятий в рамках проекта , распределение обязанностей. Составлен план проведения проекта

Тематические занятия :

«Наш любимый город »

«Спасибо деду за Победу»

«Что такое культура»

«Моя семья»

Посещение краеведческого музея г. Шимановска

Занятия в музее Выставки рисунков

Конкурс родительских презентаций

Выставка генеалогических древ воспитанников старшего дошкольного возраста

декабрь Подготовка музыкально – литературных вечеров

«С. П. Повный – учитель и поэт »

«Строители БАМА – поэты г . Шимановска» Индивидуальная и групповая работа над изучение материала Авторский вечер с учителями поэтами школ г . Шимановска Л. Г. Суровцевой, М. Я. Ячменевой

Составление альбома «Стихи поэтов г . Шимановска для детей»

январь Посещение Детской библиотеки Знакомство с поэтическими сборниками и материалами печатных изданий Амурской области о поэтах земляках . Фотоотчёт.

Знание стихотворений поэтов – земляков .

февраль Выставка репродукций картин художников г. Шимановска А. Шабанова М. Бурлака Беседа о жизни и творчестве художников

Просмотр картин. Альбомы

«Поэты нашего города » «Художники нашего города »

март Тематическая неделя театра Подготовка и показ театрализованных постановок воспитанниками старшего дошкольного возраста малышам Фотоотчёт.

Привлечение родителей к пошиву костюмов, оформлению декораций

Альбом «Народный театр»

апрель Акция «Шарик с пожеланием» Сочинить короткое пожелание в стихах для жителей города и подарить его прохожему

Оформление результатов проекта

Анкета для педагогов и родителей

Какой смысл вы вкладываете в понятие «гражданин» , «гражданское воспитание? Считаете ли Вы необходимым и возможным начинать гражданское воспитание с дошкольного детства? Почему?

Достаточно ли хорошо Вы знаете культурно – историческое наследие нашего города , края, чтобы обеспечить вхождение ребенка в региональную культуру?

Какими способами Вы повышаете свой уровень компетенции в вопросах культуры и истории родного города , края?

Считаете ли Вы необходимым приобщать детей дошкольного возраста к истокам региональной культуры? Какие пути в решении этой проблемы Вы могли бы предложить?

Как Вы думаете, с какого возраста необходимо развивать у детей интерес к природному и культурному наследию родного города , края?

Знаете ли Вы, что и как рассказывать детям о родном городе ?

Какую литературу, на Ваш взгляд, можно использовать при ознакомлении детей с родным городом и его историей и культурой? Назовите известные Вам источники

Какая методическая помощь Вам необходима для реализации задач гражданского воспитания Вашего ребенка?

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Монашевская средняя общеобразовательная школа»

Менделеевского муниципального района Республики Татарстан.

Проект:

«Писатели и поэты моего края»

Работу выполнила:

Павлова Злата

Ученица 4 класса, 10 лет.

Руководитель:

Актанова Ольга Геннадьевна

Учитель начальных классов

Менделеевский район РТ, село Монашево

2016 год

I. Введение

Моя малая Родина – это село Монашево. Удивителен и загадочен край, в котором я живу. Невозможно описать словами бескрайние поля и луга, реки, озёра, леса. Здесь я родилась, росла и делала свои первые шаги. Каждый уголок её прекрасен и щедр. Недаром многие писатели и поэты воспевают наш край в своих стихах и рассказах.

Щедра наша земля природой, разнообразен его растительный и животный мир. И всё же главное его богатство – это люди: доброжелательные, гостеприимные, умные и знаменитые, которыми мы гордимся. А некоторые из них, о которых я хочу сегодня рассказать воспевали эту красоту в своих стихах и рассказах.

Желание познакомиться и познакомить моих сверстников с талантливыми мастерами художественного слова и определило актуальность данной работы.

Исходя из этого, цель моей работы заключается в формировании чувства любви к «малой Родине» через знакомство с творчеством знаменитых поэтов писателей.

Задачи выражаются в воспитании интереса к изучению своего родного края, желании учиться, знать поэтов и писателей, стремлении к чтению, любви к книге.

Краткая аннотация проекта

В каждой строчке стихотворений Монашевских поэтов звучит огромная, искренняя любовь к родному краю, восхищение его красотой. Проект направлен на изучение их творчества. Мне предстояло узнать и обобщить сведения о жизни и творчестве поэтов. Я посетила школьную и сельскую библиотеки нашего села, изучила сборники стихотворений и информацию из интернета. Выделила, какие стихотворения написаны для детей. Узнала, что много его стихотворений внесены в школьную программу по удмуртской литературе.

Этапы работы над проектом :
- выбор темы проекта
- определение целей и формирование задач проекта
- беседы с учителями школы
- беседы с библиотекарем школы
- работа с ресурсами интернета

Работа по сбору информации
- оформление материалов исследования

II. Основная часть:

Славится наша деревня именитыми поэтами и писателями. Это люди, прославившие свою родную землю далеко за её пределами.

Всех их объединяет любовь к родному краю, красоте окружающего мира. Они живут и жили радостями и тревогами своего времени, своей страны.

В их произведениях звучат любовь к родным местам, людям.

Белоногов Александр Егорович (1932)

Родился в дер. Вандэмо (Монашево) Менделеевского района республики Татарстан в крестьянской семье. Его детство выпало на трудные годы войны. Окончил Сарапульскую сельскохозяйственную школу (1954) и Можгинское медицинское училище (1962). Учился в Удмуртском педагогическом институте и на Высших литературных курсах при Литературном институте им. А. М. Горького. Стихотворения Александра Белоногова стали публиковаться в районной и республиканской печати с 1950 г. В 1958 г. вышел первый сборник стихотворений «Нырысетй вераськон» («Первый разговор»), в 1981 г. - первый сборник в переводах на русский язык «Таволга». Александр Белоногов - автор третьего в удмуртской литературе венка сонетов «Вужмонтэм кузьым» («Нестареющий подарок»), своеобразной лирической поэмы о чувстве долга человека перед Родиной и людьми, взрастившими его.

В последние годы Александр Егорович много работает над жанром лирической песни, сам же сочиняет музыку. В 2011 году он стал лауреатом республиканской премии им. Кузебая Герда. В конце мая А. Белоногов вышел из своего дома по направлению к садоогороду и обратно не вернулся; его тело не найдено.


Белоногов Николай Егорович (1938)

Николай Егорович Белоногов родился 18 декабря 1938 г. в деревне Вандэмо (Монашево) Елабужского района Татарской АССР. Среднюю школу окончил экстерном в 1966 г. Поступил во Всесоюзный юридический заочный институт, но-по болезни не окончил его.

Трудовая биография началась с шестнадцати лет. Работал в связи, на дорожном строительстве. В девятнадцать лет - сотрудник газеты «Советской Удмуртия», затем некоторое время с перерывами работал в районных газетах, заведовал отделом культуры Алнашского райисполкома. В 1971 г. вновь вернулся в редакцию газеты «Советской Удмуртия» и по настоящее время работает ее собственным корреспондентом.

Первые литературные произведения опубликованы в 1958 г. Позднее печатался в газетах «Советской Удмуртия», «Дась лу! », журнале «Молот». Его очерки и рассказы звучали по республиканскому радио.

Первая книга «Эн чигы сяськаез» («Не губи цветок») вышла в 1982 г. Ряд произведений включен в коллективные сборники. В 1989 г. вышел второй сборник прозы.

Герои произведений Н. Белоногова - это люди современной деревни, труженики промышленных предприятий, других сфер производства. Большинство его героев - борцы за торжество справедливости, за приумножение нравственных ценностей, болеют душой за сохранение честного имени.

Петров Михаил Петрович

(1905 - 1955)

Петров Михаил Петрович - выдающийся удмуртский писатель родился 21 ноября 1905 г. в деревне Монашево ныне Елабужского района Татарстана в семье крестьянина. С 12 лет остался без родителей. Окончил начальную сельскую школу. В 1923 г. окончил областную совпартшколу и был направлен в военную школу в г. Ульяновск, после окончания которой началась его служба в органах госбезопасности - с 1926 по 1932 гг. служил в войсковых частях г. Тирасполя и Ижевска. С 1933 г. работал в редакциях газеты «Удмурт коммуна» и журнала «Молот», был одним из организаторов Союза писателей Удмуртии.

В литературу М. Петров пришел в конце 20-х гг. На страницах газеты «Гудыри» в 1928 г. были напечатаны его первые рассказы, несколько стихотворений о Красной Армии и ряд частушек.

В 1934 г. выходит в свет первый сборник М.П. Петрова «Ошмес син» («Родник»), создает драму «Зибет зурка» («Иго содрогается»). В годы войны создал серию очерков и рассказов о фронтовых подвигах, вошедших в сборник «Улон понна» («Во имя жизни», 1948).В середине 30-х гг. принимает деятельное участие в фольклорных экспедициях и выпускает три сборника народных песен.

В удмуртской поэзии видное место занимают поэмы М. Петрова: «Былое» (1935), «Слово родному народу» (1938), «Наташа» (1946), «Италмас» (1946), «Песня не умрёт» (1950)

Центральное место в творчестве М. Петрова занимает известный роман «Вуж Мултан» («Старый Мултан», 1954)

Выдающийся писатель удмуртского народа Михаил Петрович Петров внес большой вклад в национальную литературу. Советское правительство высоко оценило его труд, наградив первого из удмуртских писателей орденом Трудового Красного Знамени.

Его давно уже нет в живых, но память о нём жива. В нашей школе часто проводят встречи, конференции, посвященные творчеству классика удмуртской литературы . На этих встречах особая роль отводится Ольге Михайловне Билоус – внучке Михаила Петрова , которая всегда старается присутствовать на них и рассказывает о нём много интересного. Вот и на этой встрече 2015 года она поведала нам интересную историю: оказывается у него есть сын, которого он усыновил во время войны. Мы теперь обязательно постараемся с ним наладить связь. На таких конференциях я стараюсь принимать активное участие. В 20 14 году участвовала в конкурсе стихов с его замечательным стихотворением «Италмас», а также в конкурсе сочинений. В обоих конкурсах заняла 1 место. Мне очень хочется знать о своих земляках всё больше и больше и этим я зажгла своих товарищей. Мы стали собирать о них информацию и оформлять альбомы. Это только начало нашей работы, которую мы собираемся продолжить.

III. Заключение

Я очень горда, что родилась именно на этой земле, где родились такие выдающиеся люди. Народ без прошлого не имеет будущего. Он должен помнить и знать прошлое и настоящее своего края. Существует мудрое изречение: «Чтобы человек был счастливым, у него должны быть «корни и крылья».

Ожидаемые результаты : Эта работа поможет нам в дальнейшей учёбе, так как в старших классах мы более подробно будем знакомиться с творчеством этих писателей, а так же очень хорошим материалом может прослужить при проведении классных часов и конференций.

Список литературы:

1.Петер Домокош «История удмуртской литературы» Издательство Ижевск «Удмуртия», 1993 г.

2.Ресурсы Интернет



Что еще почитать