Подводный противник. АПЛ типа "Лос-Анджелес". Подводный противник — АПЛ типа «Лос-Анджелес класса «Los Angeles»

Город Лос-Анджелес - это не только пальмы, пляжи и «Hollywood », это еще название многоцелевых атомных подводных лодок США .

Американская субмарина класса « Los Angeles » в период «холодной войны» была передовой среди подводных лодок мира, да и сейчас руководство ВМС США не снижает своей активности по их совершенствованию. За последние двадцать лет было построено 62 современные подводные лодки типа « Los Angeles ». Они стали самой количественной серией субмарин . На первый взгляд число может показаться не очень большим, но подводная лодка изделие штучное и достаточно дорогое. Соотношение цены истребителя и современной подводной лодки , такое же, как у скромной малолитражки и лимузина. Атомные подводные лодки США типа « Los Angeles » - самые многочисленные атомоходы в мире.

Разработки по проекту начались в конце 60-х годов. В те годы, Вооруженные Силы СССР быстро наращивали подводный флот, он становился глобальной силой и все чаще оттеснял американцев в мировых водах. Усиление страны советов было вызовом, на который ВМС США не могло не ответить. Их беспокоило быстрое развитие атомных подводных лодок и . С помощью советских подводных лодок флот СССР мог перекрыть коммуникации и этим изолировать США и превратить страну в остров. Американцы решили ответить качеством и количеством. Новые атомные подводные лодки США должны были стать чемпионами в бесшумности на долгие годы. Технологий подобных американским у СССР тогда не было. Кроме того, новая серия проектировалась под передовое оружие - крылатые ракеты типа «Tomahawk ».

атомная подводная лодка

класса «Los Angeles»

USS Los Angeles»

атомная подводная лодка США « USS Los Angeles»

атомная подводная лодка «USS Dallas»

атомная субмарина « USS Honolulu»

атомная подводная лодка « USS Tucson»

атомная подводная лодка США « USS Providence» на перископной глубине

Строительство современных подводных лодок развернули на двух верфях «Newport News shipbuilding » в Норфолке и «Electric Boat ». Первая подводная лодка под названием «Los Angeles» была спущена на воду 12 ноября 1976 года . Через девять лет была построена уже двадцатая субмарина «Honolulu» (SSN 718). АПЛ оснащались различными типами торпед, предназначенные для борьбы с подводными лодками и надводными кораблями , а также вооружались противокорабельными ракетами типа «Harpoon ».

Ракеты «Tomahawk », находящиеся на борту американской подводной лодки типа «Los Angeles » были нескольких типов и отличались между собой дальностью поражения: одни с дальностью до 400 км для борьбы с надводными кораблями, другие - до 2000 км с ядерным боезапасом. Это было революцией среди подводных лодок мира. Впервые многоцелевые подводные лодки получили ракеты большой дальности. Причем их запуск осуществлялся через четыре торпедных аппарата.

С появлением подводной лодки США «Providence » (SSN 719) субмарины типа «LOS ANGELES » начали строить с отдельными вертикальными шахтами для ракет «Tomahawk ». Инженерам-судостроителям удалось разместить до двенадцати пусковых установок на борту подлодки .

В конце 80-х годов современные подводные лодки СССР, вплотную приблизились к американским подводным лодкам по уровню скрытности, глубине погружения, скорости хода, а также по некоторым видам оружия даже превзошли их. Преимущество иссякло, и руководство приняло решение модернизировать атомные подводные лодки США класса «Los Angeles ». Начиная с субмарины «San Huan », которая стала сороковой по счету, и до последней в серии, завершенной в 1996 году, эти атомоходы получили более тихий ход за счет улучшения поверхности. Разумеется, их оборудовали современной электроникой. типа «Los Angeles » неоднократно участвовали в операциях в Персидском заливе. Некоторые из них останутся в строю в течение 20 лет. Самую количественную серию подводных лодок заменило поколение

Атомных киллеров типа «Лос-Анджелес» началась в 1906 году, когда в зал Иммиграционной службы острова Эллис (Нью-Джерси) вошла семья эмигрантов из Российской Империи – Авраам, Рахиль и их шестилетний сын Хаим. Малец оказался не промах – когда подрос, поступил в Военно-морскую академию и стал четырехзвездочным адмиралом ВМС США. Всего Хайман Риковер прослужил на флоте 63 года и служил бы еще, не попадись на получении взятки в 67 тыс. долларов (сам Риковер до конца отпирался, заявляя, что эта «ерунда» никак не влияла на его решения).


В 1979 году после крупной аварии на атомной электростанции «Три-Майл-Айлэнд» Хайман Риковер, как эксперт, был вызван в Конгресс для дачи свидетельских показаний. Вопрос звучал прозаически: «В глубине океанов движутся сто атомных субмарин ВМС США – и ни одной аварии с активной зоной реактора за 20 лет. А у тут развалилась стоящая на берегу новая АЭС. Может быть адмирал Риковер знает какое-то волшебное слово»?

Ответ престарелого адмирала был прост: никаких секретов нет, нужно всего лишь работать с людьми. Лично общаться с каждым специалистом, дураков сразу отстранять от работы с реактором и выгонять с флота. Всем высоким чинам, кто по каким-то причинам мешает готовить личный состав в соответствии с этими принципами и саботирует выполнение моих инструкций, объявлять беспощадную войну и тоже выгонять их с флота. Безжалостно «грызть» подрядчиков и инженеров. Безопасность и надежность – вот основные направления работы, иначе даже самые мощные и современные субмарины будут топиться пачками в мирное время.

Принципы адмирала Риковера (безопасность и надежность превыше всего) легли в основу проекта «Лос-Анджелес» - самой многочисленной серии в истории атомного подводного флота, состоящей из 62 многоцелевых атомных подлодок. Назначение «Лос-Анджелесов» (или «Лосей» - прозвище лодок на советском флоте) – борьба с надводными кораблями и субмаринами противника, прикрытие авианосных группировок и районов развертывания стратегических подводных ракетоносцев. Скрытное минирование, разведка, специальные операции.

Если брать за основу только табличные характеристики: «скорость», «глубина погружения», «количество торпедных аппаратов», то на фоне отечественных «Тайфунов», «Антеев» и «Щук», «Лос-Анджелес» выглядит как бездарное корыто. Однокорпусный стальной гроб, разделенный на три отсека – любая пробоина станет для него смертельной. Для сравнения, прочный корпус отечественной многоцелевой АПЛ пр. 971 «Щука-Б» разделен на шесть герметичных отсеков. А у гигантского ракетоносца проекта 941 "Акула" их вообще 19!

Всего четыре торпедных аппарата, расположенные под углом к диаметральной плоскости корпуса. В результате «Лось» не может стрелять на полном ходу – иначе торпеду попросту сломает набегающим потоком воды. Для сравнения, «Щука-Б» имеет 8 носовых ТА и способна применять свое во всем диапазоне рабочих глубин и скоростей.
Рабочая глубина погружения «Лос-Анджелеса» всего 250 метров. Четверть километра – неужели этого мало? Для сравнения, рабочая глубина погружения «Щуки-Б» - 500 метров, предельная – 600!


Каноническое изоображение АПЛ типа "Лос-Анджелес"


Скорость лодки. Удивительно, но здесь у американца все не так плохо – в подводном положении «Лось» способен разгоняться до 35 узлов. Результат более чем достойный, всего на шесть узлов меньше, чем у невероятной советской «Лиры» (проект 705). И это без использования титановых корпусов и страшных реакторов с металлическим теплоносителями!

С другой стороны, высокая максимальная скорость никогда не была самым важным параметром подводной лодки – уже на 25 узлах акустики лодки перестают что-либо слышать из-за шума набегающей воды и субмарина становится «глухой», а на 30 узлах лодка грохочет так, что ее слышно на другом конце океана. Высокая скорость – полезное, но не слишком важное качество.

Главное оружие любой субмарины – скрытность. В этом параметре заключен весь смысл существования подводного флота. Скрытность определяется в первую очередь уровнем собственных шумов подлодки. Уровень собственных шумов АПЛ типа «Лос-Анджелес» не просто соответствовал мировым стандартам. Подлодка типа «Лос-Анджелес» сама задавала мировые стандарты.
Причин исключительной малошумности «Лосей» было несколько:

Однокорпусная конструкция. Уменьшалась площадь смачиваемой поверхности, и, как следствие, шум от трения о воду при движении лодки.

Качество изготовления винтов. К слову, качество изготовления винтов советских АПЛ третьего поколения тоже возросло (а их шумность уменьшилась) после детективной истории с покупкой высокоточных металлорежущих станков фирмы Toshiba. Узнав о тайной сделке между СССР и Японией, Америка закатила такой скандал, что бедная Toshiba чуть не лишилась доступа на американский рынок. Поздно! На просторы Мирового океана уже вышли «Щуки-Б» с новыми винтами.

Некоторые специфические моменты, такие, как рациональное размещение оборудования внутри лодки, амортизация турбин и силового оборудования. Контуры реактора имеют большую степень естественной циркуляции теплоносителя – это позволило отказаться от насосов большой производительности, а, следовательно, снизить шумность «Лос-Анджелеса».

Подлодке мало быть быстрой и скрытной – для успешного выполнения задач необходимо иметь конкретное представление об окружающей обстановке, научиться ориентироваться в толще воды, находить и опознавать надводные и подводные цели. Долгое время, единственными средствами внешнего обнаружения были перископ и гидроакустический пост с анализатором в виде уха матроса-акустика. Ну еще гирокомпас, показывающий, где же Север под этой чертовой водой.


У «Лос-Анджелеса» все намного интереснее. Американские инженеры сыграли ва-банк – из носовой части лодки демонтировали все оборудование, включая торпедные аппараты. В результате, всю носовую часть корпуса занимает сферическая антенна гидроакустической станции AN/BQS-13 диаметром 4,6 метра. Также, в состав гидроакустического комплекса подлодки входит конформная антенна бокового обзора, состоящая из 102 гидрофонов, активный высокочастотный гидролокатор для обнаружения естественных препятствий (подводных скал, ледяных полей на поверхности воды, мин и т.д.), а также двумя буксируемыми пассивными антеннами длиной 790 и 930 метров (с учетом длины троса).

Другие средства сбора информации включают в себя: аппаратуру измерения скорости звука на различных глубинах (совершенно необходимое средство для точного определения расстояния до цели), радиолокатор AN/BPS-15 и систему радиотехнической разведки AN/WLR-9 (для работы на поверхности), перископ общего обзора (тип 8) и перископ атаки (тип 15).
Впрочем, никакие крутые датчики и гидролокаторы не помогли АПЛ «Сан-Франциско» - 8 января 2005 года лодка, идущая на 30 узлах (≈55 км/ч), врезалась в подводную скалу. Один моряк погиб, еще 23 получили ранения, а шикарная антенна в носовой части оказалась разбита вдребезги.


USS San Francisco (SSN-711) после столкновения с подводным препятствием


Слабость торпедного вооружения «Лос-Анджелесов» в некоторой степени компенсируется широким ассортиментом боеприпасов – всего на борту лодки 26 дистанционно управляемых торпед Mk.48 (калибр 533 мм, масса ≈ 1600 кг), противокорабельных ракет SUB-Гарпун, противолодочных ракетоторпед SUBROC, крылатых ракет «Томагавк» и «умных» мин «Кэптор».

Для увеличения боевой эффективности, в носовой части каждого «Лос-Анджелеса», начиная с 32-ой по счету лодки, стали устанавливать еще 12 вертикальных пусковых шахт для хранения и запуска «Томагавков». Кроме того, часть подлодок оснащены контейнером Dry Deck Shelter для хранения снаряжения боевых пловцов.
Модернизация проводилась не «для галочки», а исходя из реального боевого опыта – «Лос-Анджелесы» регулярно привлекаются для нанесения ударов по береговым целям. «Лоси» в крови по самые рога – в списках уничтоженных целей Ирак, Югославия, Афганистан, Ливия…


USS Greeneville (SSN-772) с закрепленным на её корпусе Dry Deck Shelter


Последние 23 лодки строились по измененному проекту «Улучшенный Лос-Анджелес». Субмарины этого типа были специально приспособлены для действий в высоких широтах под ледовым куполом Арктики. У лодок демонтировали рубочные рули, заменив их на убираемые рули в носовой части. Винт был заключен в профилированную кольцевую насадку, что еще больше снизило уровень шумов. Частичной модернизации подверглась радиоэлектронная «начинка» лодки.
Последняя лодка серии «Лос-Анджелес», получившая название «Шайенн», была построена в 1996 году. В то время, когда достроились последние лодки серии, первые 17 единиц, отслужив положенный срок, уже отправлялись на слом. «Лоси» до сих пор составляют основу подводного флота США, на 2013 год в строю все еще находятся 42 подлодки этого типа.

Возвращаясь к нашему изначальному разговору – что же все-таки получилось у американцев –никчемная жестяная «лохань» с заниженными характеристиками или высокоэффективный подводный боевой комплекс?

Чисто с точки зрения надежности, «Лос-Анджелесы» установили до сих пор никем не побитый рекорд – за 37 лет активной эксплуатации на 62 лодках этого типа не было зафиксировано ни одной серьезной аварии с повреждением активной зоны реактора. Традиции Хаймана Риковера живы до сих пор.

Что касается боевых характеристик, создателей «Лосей» можно немножко похвалить. Американцам удалось построить в целом удачный корабль с упором на важнейшие характеристики (скрытность и средства обнаружения). Лодка, несомненно, была лучшей в мире в 1976 году, но к середине 1980-х, с появлением в составе ВМФ СССР первых многоцелевых АПЛ проекта 971 «Щука-Б», американский подводный флот вновь оказался в положении «догоняющего». Осознавая некоторую ущербность «Лося» перед «Щукой-Б», в Штатах началась разработка проекта «СиВулф» - грозного подводного крейсера по цене $3 млрд. долларов за штуку (всего осилили постройку трех «СиВулфов»).

В целом, разговор о лодках типа «Лос-Анджелес» это не столько разговор о технике, сколько разговор об экипажах этих субмарин. Человек – мера всему. Именно благодаря подготовке и тщательному обслуживанию техники, американским морякам удалось за 37 лет не потерять ни одной лодки этого типа.

Post scriptum. В апреле 1984 года отставной адмирал Хайман Риковер получил на свое 84-летие классный подарок – названный в его честь 7000-тонный боевой подводный корабль типа «Лос-Анджелес».

За двадцать лет было построено 62 субмарины типа Лос-Анджелес, кажется не много, особенно в сравнении с многотысячными тиражами самолетов и танков, но подводная лодка изделие штучное и очень дорогое. Соотношение цены истребителя и субмарины, такое же как у скромной малолитражки и роскошного лимузина. Лодки Лос-Анджелес самые массовые атомоходы в мире.

Работы по проекту Лос-Анджелес начались в конце шестидесятых. В эти годы Советский морской флот быстро наращивал мощь. Он становился глобальной силой и все чаще теснил американцев по всему миру. Усиление Советов было вызовом, на который Вашингтон не мог не ответить. Больше всего США беспокоили 2 вещи: начало строительства в Советской Союзе больших авианесущих кораблей и быстрое развитие атомных подводных сил. Именно тогда наша страна впервые обогнала США по количеству атомных подводных лодок. Подводная лодка типа "Лос-Анджелес"С их помощью Советский Союз в случае конфликта мог перекрыть морские коммуникации и превратить Соединенные Штаты в изолированный остров. Американцы решили ответить и количеством и качеством. Новые субмарины США должны были стать чемпионами по бесшумности на долгие годы. Технологий, подобных американским, у СССР в то время просто не было, кроме того новая серия проектировалась под передовое оружие: крылатые ракеты Томагавк. Строительство лодок развернули на двух верфях. Первенец серии, собственно Лос-Анджелес был спущен на воду 12 ноября 1976 года. Через девять лет была построена уже двадцатая субмарина этого типа: Ганалулу. Первая двадцатка Лос-Анджелесов имела одинаковое оружие, электронику и гидроакустику.

Лодки оснащались разными типами торпед для борьбы с субмаринами и надводными кораблями, противокорабельными ракетами Гарпун и наконец, самое главное сверхсовременными Томагавками. Лодка могла нести три вида Томагавков: для стрельбы по кораблям до 400 километров, для стрельбы по береговым целям до 2800 километров с обычной боеголовкой и вариант с той же дальностью, но с ядерным боезарядом. Это была революция в развитии флота. Впервые многоцелевые подводные лодки получили атомные ракеты большой дальности. В случае мировой войны Лос-Анджелесы становятся частью сил ракетного нападения. В зоне поражения нескольких десятков Лос-Анджелесов практически весь мир. Арсенал первых лодок этого типа состоял из 14 торпед, 4-рех гарпунов и восьми томагавков. Все они запускались только через 4-ре торпедных аппарата, при этом в двух из них должны постоянно были находиться только торпеды - для самообороны лодки. Было очевидно - в случае необходимости первые Лос-Анджелесы не смогут вести залповую стрельбу большим количеством ракет, поэтому начиная с лодки «Провидэнс» эти субмарины строили с отдельными, вертикальными шахтами для томагавков. Проектировщикам удалось разместить на борту новых Лос-Анджелесов целых 12-ть пусковых и это без изменения габаритов и обводов корпуса.

В конце восьмидесятых годов новейшие Советские лодки вплотную приблизились к Лос-Анджелесам по уровню скрытности, а по глубине погружения, скорости хода и некоторым видам оружия превзошли их. Преимущества США растаяли как дым. Было решено снова модернизировать Лос-Анджелесы. Начиная с сороковой лодки «Сан Хуан» до конца серии, завершенной в 1996 году, эти атомоходы строились по проекту Лос-Анджелес Импрувед, т.е. Улучшенный. За счет использования специальных покрытий эта модификация стала еще более тихой. Субмарина лучше приспособлена для работы подо льдами. Рули с рубки перенесли на нос корабля. Разумеется новые лодки оснащали электроникой самого последнего поколения.

Подводная лодка типа «Лос-Анджелес»

Длина 110,3 м

Наибольшая ширина корпуса 10,1 м

Максимальная глубина погружения 450-500 м

Экипаж 141 человек

Скорость надводного хода 22 узла

Скорость подводного хода 33 узла

Лос-Анджелесы участвовали в реальных боевых действиях. Альбукерк, Норфолк и Майами против Югославии, Питсбург и Джеферсон Сити в войнах в Персидском заливе. Лодки Аугусто и Мемфис использовались для испытания новейшего оружия и боевых информационных систем. Большинство поздних Лос-Анджелесов останутся в строю еще в течении 20-ти лет. В ближайшее время начнется их оснащение сверхсовременными ракетами. Они радикально превзойдут Томагавки по точности, дальности и скорости. Западные источники утверждают, что речь идет о сверхзвуковых крылатых ракетах с дальностью стрельбы 5000 километров. В отставку Лос-Анджелесы будут уходить постепенно, самую массовую атомную субмарину заменит модель следующего поколения: Вирджиния.

США Основные характеристики Тип корабля ПЛАТ Обозначение проекта 688, 688i Классификация НАТО Los Angeles Скорость (надводная) до 22 узлов Скорость (подводная) 30 узлов (полная), 35 узлов (максимальная, кратковременно) Рабочая глубина погружения 250-280 м. Предельная глубина погружения 320 м. Экипаж 14 офицера 127 младших чинов Стоимость ~ $220 млн. Размеры Водоизмещение надводное 6080-6330 т Водоизмещение подводное 6927-7177 т Длина наибольшая (по КВЛ) 109,7 м Ширина корпуса наиб. 10,1 м Средняя осадка (по КВЛ) 9,75 м Силовая установка для проекта 688i АЭУ S6G ("General Electric), для проекта 688 АЭУ S5W («Westinghouse Electric Corp»)
две турбины, два ДГ «Fairbanks-Morse»
7 лопастный винт Вооружение Торпедно-
минное вооружение 4 ТА предназначенных для стрельбы торпедами Mk.46, Mk.48, а также ракетами Harpoon Ракетное вооружение 12 вертикальных шахт, предназначенных для пусков ракет Harpoon и Tomahawk Изображения на Викискладе

«Лос-Анджелес» - серия многоцелевых атомных подводных лодок ВМС США . В настоящее время в составе ВМС США насчитывается 46 из 62 построенных АПЛ типа «Лос Анджелес. Первая АПЛ серии вступила в строй в г., последняя - USS «Cheyennе» была закончена в г. Корабли строились компаниями Ньюпорт Ньюс Шипбилдинг (Newport News Shipbuilding) и Дженерал Дайнемикс Электрик Бот Дивижн (General Dynamics Electric Boat Division).

Девять АПЛ типа «Лос Анджелес» были задействованы во время войны в Персидском заливе (1991 г.), во время которой производились пуски КР «Томагавк» с двух из них.

Ссылки

  • ship.bsu.by Энциклопедия кораблей / Многоцелевые ПЛ /Лос Анджелес.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Лос-Анджелес (ПЛ)" в других словарях:

    - (Los Angeles), город и порт на юге Тихоокеанского побережья США, штат Калифорния. 3,5 млн. жителей (1994, с пригородами свыше 7 млн. жителей). Лос Анджелес вытянут с севера на юг более чем на 80 км. Международный аэропорт. Главный экономический… … Энциклопедический словарь

ВМС США насчитывается 51 АПЛ типа «Лос-Анджелес», шестнадцать из них дислоцируются на Тихом океане и тридцать две — в Атлантике. Первая АПЛ серии вступила в строй в 1976г., последняя — USS «Cheyennе» была закончена в 1996г. Корабли строились компаниями Ньюпорт Ньюс Шипбилдинг (Newport News Shipbuilding) и Дженерал Моторс Дайнемикс Электрик Бот Дивижн (General Dynamics Electric Boat Division).
Девять АПЛ типа «Лос-Анджелес» были задействованы во время войны в Персидском заливе (1991г.), во время которой производились пуски КР «Томагавк» с двух из них.
АПЛ типа «Лос-Анджелес» являются ударными подводными лодками, оснащёнными также средствами для борьбы с ПЛ противника, ведения разведывательных действий, специальных операций, переброски спецподразделений, нанесения ударов, минирования, поисково-спасательных операций.
Ракетное вооружение
АПЛ типа «Лос-Анджелес» построенные после 1982г. оборудованы 12 вертикальными ПУ для пуска ракет. АПЛ оснащены боевой информационной системой CCS Msrk 2.
Ракетное вооружение составляют КР «Томагавк» в вариантах для атаки наземных и надводных целей. КР «Томагавк» в варианте для атаки береговых объектов имеет дальность 2500 км. Система TAINS (Tercom Aided Inertial Navigation System — Полуавтоматическая инерциальная навигационная система Терком) управляет полётом ракеты к цели на дозвуковой скорости на высоте от 20 до 100м. «Томагавк» может оснащаться ядерной боевой частью. Противокорабельный вариант КР «Томагавк» оснащается инерциальной системой наведения, а также активной противорадиолокационной головкой самонаведения. дальность составляет до 450 км.
В состав вооружения АПЛ типа «Лос-Анджелес» также входит противокорабельная ракета «Гарпун». ПКР «Гарпун» в модификации для подводных лодок оснащается активной радиолокационной головкой самонаведения и имеет 225 килограммовую БЧ. Дальность составляет 130 км. при околозвуковой скорости полёта.
Торпеды
АПЛ имеют четыре 533мм ТА расположенных в средней части корпуса а также систему управления торпедной стрельбой «Марк 117». Боезапас включает 26 торпед или ракет запускаемых из торпедных аппаратов, включая КР «Томагавк», ПКР «Гарпун» и торпеды «Марк 48 ADCAP». Торпеды «Gould Марк 48» предназначены для поражения как надводных целей, так и быстроходных подводных лодок. Торпеда управляется как с передачей команд по проводу, так и без него и использует активную и пассивную систему самонаведения. Кроме того эти торпеды оборудованы системой многократной атаки, которая применяется при потере цели. Торпеда осуществляет поиск, захват и атаку цели.
АПЛ также может принимать мины моделей «Mobile Mark 67» и «Captor Mark 60».
Средства РЭБ
Средства РЭБ АПЛ включают поисковую систему BRD-7, системы обнаружения WLR-1H и WLR-8(v)2 и систему обнаружения РЛС WLR-10. Проходят испытания системы акустического обнаружения и противодействия AN/WLY-1 для замены существующей системы акустического обнаружения WLR-9A/12. АПЛ оборудована системой торпедных ловушек «Mark 2».
Гидролокаторы и датчики
АПЛ типа «Лос-Анджелес» оснащены большим набором гидролокационного оборудования и датчиков: пассивная буксируемая антенна ТВ-23/29, боковая антенна BQG 5D, низкочастотный пассивный и активный гидролокатор BQQ 5D/E, высокочастотный активный гидролокатор ближнего действия Ametek BQS 15 используемый также для обнаружения льдов, высокочастотный активный гидролокатор MIDAS (Mine and Ice Detection Avoidance System — Система обнаружения и избегания мин и льдов), активный поисковый гидролокатор Raytheon SADS-TG.
Энергетическая установка
АПЛ оборудованы водо-водяными реакторами GE PWR S6G, мощностью 26 МВт, разработки Дженерал Электрик. Имеется вспомогательный двигатель мощностью 242 кВт. Срок службы топливных элементов реактора около 10 лет.
ТТД
Скорость (надводная) до 17 узлов

Скорость (подводная) 30 узлов (полная), 35 узлов (максимальная, кратковременно)
Рабочая глубина погружения 250-280 м
Предельная глубина погружения 450 м
Экипаж 14 офицеров, 127 младших чинов
Стоимость ~ $220 млн.
Размеры
Водоизмещение надводное
6082-6330 т
Водоизмещение подводное 6927-7177 т
Длина наибольшая (по КВЛ)
109,7 м
Ширина корпуса наиб. 10,1 м
Средняя осадка (по КВЛ) 9,4 м



Что еще почитать