Подводная лодка изнутри. Как выглядит подводная лодка изнутри

Внутри для подводной лодки абсолютный максимум личного комфорта. Аналогов такого не было и не будет. Разумеется, для большинства комфорт на уровне купейного вагона, для начальства — СВ, но в других проектах вообще на торпедах спят и ничего. Внутри же столько места, что кроме официальных спальных мест легко можно было найти по каждому борту штук двадцать неофициальных, причем не видных начальству.

1. Фотография для оценки размеров подводного гиганта. Я на носу катера.

Выше на фотографии люк, через который попадают внутрь подводной лодки. Но я пошёл дальше и снял видео как оказался внутри подводного гиганта!

4.Игровые автоматы в зоне отдыха и релаксации подводной лодки.

Служебные и технические помещения нельзя выставлять в интернет, поэтому фотографировал только помещения для отдыха.

5.Зона отдыха и релаксации состоящая из бассейна, сауны, солярия, игровых автоматов и спортивный зала.

Внутри лодки есть салон для отдыха, спортивный зал, бассейн 4×2 метра и глубиной 2 метра, который заполняется пресной и забортной водой которую можно подогреть, солярий, сауна обшитая дубовыми досками, «живой уголок». Рядовой состав размещен в маломестных кубриках, командный состав - в двух- и четырёхместных каютах с кондиционерами, умывальниками и телевизорами. Есть две кают-компании: первая - для офицеров, вторая - для мичманов и матросов. Моряки называют подлодки этого проекта плавучим «Хилтоном».

6. Бассейн.

9. Спортивный зал.

Ненавистники 941 проекта часто называют их «водовозы». Это глупость. В умелых руках лодка была практически совершенным оружием, способным снести одним залпом все крупные города США

10. Зона отдыха и релаксации.

11. Зона отдыха и релаксации.

Недалеко от немецкого города Киль, в небольшом населённом пункте Лабё, находится уникальный музей. Музей этот уникален тем, что представляет собой немецкую подводную лодку времен Второй Мировой войны типа VII, которая осталась в мире в единственном экземпляре.

Фото 1. U 995 - немецкая субмарина-музей

Этот населенный пункт для установки музея был выбран не просто так - дело в том, что в Лабё располагается военно-морской мемориал, который по началу был посвящен погибшим немецким морякам на полях сражений Первой Мировой войны, затем стал считаться мемориалом посвященным всем немецким морякам, погибшим в ходе Первой и Второй Мировых войн, а в итоге Немецкий морской союз переквалифицировал его в памятник всем погибшим морякам всех наций и является призывом к миру в море.

Фото 2. Военно-морской мемориал

История U 995

Вернёмся к подводной лодке.

Фото 3. Вход в субмарину

Историческая справка:
В конце 42-го года на верфи Гамбурга началось изготовление новой субмарины типа VII, которая была спущена на воду в середине 43-го года.
Базировалась новая подлодка в Киле, что неподалеку от Лабё, где экипаж проходил обучение, а после отправилась на военно-морскую базу в норвежском Тронхейме, где с лета-осени 1944-го года начала нести службу. За оставшееся время войны U 995 совершила 9 боевых выходов, основной целью которых были конвои союзников. На момент окончания войны подводная лодка оказалась в неисправном состоянии, что и послужило причиной того, что силы союзников не стали её уничтожать в ходе операции "Дэдлайт". После окончания войны она попала под юрисдикцию Норвегии, была отремонтирована и прослужила еще около 10 лет, а затем отдана считай за бесплатно властям ФРГ, которые отбуксировали её в Киль и провели ремонтные работы, чтобы превратить её в музей. В начале 70-х состоялось торжественное открытие музея, где первым из посетителей был небезызвестный адмирал Дёниц. На сегодняшний день подлодку ежегодно посещают десятки тысяч человек.

Вот такая информация была представлена в информационном буклете на английском языке, который можно взять при покупке билета.

Внутри субмарины

Входим внутрь и видим кормовой торпедный отсек и комнату управления электрическими двигателями.

Фото 4. Кормовой торпедный отсек

Электрические двигатели использовались во время подъема. Благодаря им подводная лодка продолжала движение без погружения в воду, но это заметно сказывалось на скорости.

Фото 5. Комната управления электрическими двигателями

В комнате с электрическими двигателями можно увидеть приборы и узел управления с пунктом связи, куда отправлялись приказы старшего офицерского состава с мостика.

Комната управления электрическими двигателями

Комната с дизельным двигателем - сердце субмарины. Здесь расположен дизельный двигатель, за которым следит инженер-механик (обычно 1-2 человека). Эти моряки пользовались большими привилегиями и им отводилось больше времени для отдыха.

Сердце субмарины

Вы все еще жалуетесь на размеры собственной кухни? Тогда посочувствуйте местному "шеф-повару", который должен был на маломощной электроплитке из двух конфорок приготовить обед на команду из 40-50 человек. Развернуться в этом пространстве весьма затруднительно. Вдобавок еще слабое освещение. Кастрюля примотана цепью с замком - видимо были прецеденты её вынести.


Фото 6. Обед от шеф-повара

Фото 7. Комната отдыха рядового состава

Количество кроватей всегда было меньше, чем количество экипажа и зачастую одну кровать делили два человека. Это не вызывало никаких неудобств по причине того, что существовал вахтовый метод, по которому получалось так, что один из моряков на посту, а второй отдыхает, спит, обедает и занимается прочими личными делами.

Фото 8. Полка рядового солдата

Самое большое помещение на подлодке - центр управления и рубка.

Фото 9. Люк в центр управления подводной лодкой

Отсюда отдавались приказы, прокладывался маршрут и кипела активная жизнь. Помимо выполнения приказов сверху, каждый офицер отдавал себе отчет о том, что он должен сохранить жизнь своей команде. Здесь расположены навигационные карты, перископ, радиорубка и другие приборы для осуществления контроля за движением субмарины.


Сразу после центра управления располагаются радиорубка и приемный пункт, они расположены параллельно спальным местам офицерского состава подводной лодки - тем самым выходит, что даже во время отдыха они должны первыми получать сведения об обстановке в данном районе, либо приказы сверху, плюс перехваты радиосигналов союзников. Перехват - ответственная задача, которую, как правило, выполняли люди с отличным слухом и хорошей реакцией, чтобы как можно раньше поймать сигнал врага. Во многом благодаря расшифровке кода "Энигма" силами союзников, было утрачено немецкое превосходство в Атлантике.

Радиорубка - помимо связи с берегом и другими субмаринами большое внимание уделялось перехвату сигналов противника

Офицеры - единственные у кого была собственная полка, плюс немного личного пространства. Личное пространство выражалось в шкафчике и отсеках под ключ, где они могли хранить парадную форму, личные вещи, письма из дома.

Личное пространство офицерского состава

Обо всем вроде рассказал, но остается главным еще один вопрос - как насчет гальюна? Гальюн, конечно же, есть. У офицерского состава он личный - с умывальником, у остальной части экипажа - общий. Предоставляю фотографию офицерских удобств, жаль, что через стекло.

Фото 10. Офицерская уборная

Последней комнатой, и пожалуй самой боевой частью субмарины, является торпедный отсек.

Фото 11. Торпедная комната

Одна из наиболее ответственных задач стояла у обслуживающего персонала торпедного отсека. В основном в субмарине имелось 5 торпед - 4 были заряжены в торпедные отсеки, а одна была для перезарядки.

Торпедный отсек

Торпеды для U 995 весили около 300 кг, обладали электрическим двигателем и при выстреле развивали скорость около 30 км в час. Перезарядка торпедного отсека была, пожалуй, самой ответственной работой рядового состава.

Торпедная комната была последней в музее U 995. На выходе можно встретить автомат, как во многих местах Европы, который может за 1 евро превратить вашу 5-центовую монетку в медальончик с изображением достопримечательности. Не являясь особым поклонником данного антуража я всё-таки сделал себе на память медальончик.

На выходе из музея

Послесловие

Поход в музей завершился. Посещение подобных мест для меня всегда было в приоритете, потому что всегда интересовало - каким образом осуществлялся быт во время одного из самых крупных и кровопролитных конфликтов XX века. Музей подводной лодки U 995 не самый большой, но он уникальный. Уникальный тем, что здесь в полной мере можно погрузиться в атмосферу, царящую на глубине сотен метров под водой - когда не можешь точно знать, всплывешь ты завтра или так и останешься на дне морских глубин: без точных координат места твоей гибели и без могилы, которую смогли бы посещать родственники.

Как добраться:

Из города Киль на автобусе номер 100 до Лабё - выходим на остановке гавань и идём вдоль берега до монумента.
Стоимость посещения музея - 4,5 Евро.

Если вам доведётся путешествовать по северу Германии - обязательно посетите здешние места и проникнитесь духом истории.


До свидания, Лабё!

Удалось побывать там, где я ещё не был. Он, п од видом туриста с Суматры, проник на новейшую российскую АПЛ проекта 955. :)


Подводные лодки проекта 955 «Борей» (по классификации НАТО SSBN «Borei» или «Dolgorukiy» после спуска на воду головного корабля) — серия российских атомных подводных лодок класса «ракетный подводный крейсер стратегического назначения» (РПКСН). По состоянию на 23 декабря 2013 года головной корабль — «Юрий Долгорукий» — вошёл в состав Северного флота. Лодки охраняются, повсюду вооруженная охрана. Снимать приходилось тайно ибо охрана каждый раз наводила на меня ствол автомата....


Гюйс и нос.


Константин Александрович отличный мужик, профессиональный подводник. На Долгоруком, иконы везде их развесил корабельный священник. Ну как корабельный....береговой.


Лодка секретная, снимать секреты не дают, сразу бьют по фотоаппарату. Центральный пульт естественно "самый сок"...ибо самый главный секрет. Вот тут http://dizst.livejournal.com/266902.html можно посмотреть как выглядит пульт на лодке старого проекта и мысленно в воображении дорисовать цветные мониторы и всякие цифровые комплексы....Дорисовали?! классно? -))))


Экипаж тренируется одевать спасательный костюм. Он позволяет без проблем всплывать с 200-метровой глубины. Норматив 5 минут. Весит эта "дура" 16 кг. Пот прошибает подводников в конце упражнения.


Наблюдатель.


Говорят какие-то специальные часы...ограниченной серии. -))) можно бросать на глубину 200 метров а им хоть бы хны-)))


В кают-компании вот такая яхта-))


Совещание...


В целом условия службы просто чудесные. Есть сауна, отличная кают компания. У экипажа уютные каюты.


ЖивопИсь


Вид из перископа...

Андрей Шляйхер - командир минно-торпедной части АПЛ «Юрий Долгорукий».


Ну и эксклюзив....гальюн. Кто ходил пи-пи в подводной лодке?-))


Это пожарное снаряжение-))) Расшифровку забыл-)))


Пока стряпал пост...удалил два снимка...обнаружились секреты-(((((

> Внутри атомной подводной лодки.

Хотите попасть внутрь самой большой в мире атомной подводной лодки, в которую можно попасть простому, не военному человеку? Тогда добро пожаловать на фото экскурсию в музей «Сите де ла мер» во французском Шербурге.

Шербург - город на берегу пролива Ла-Манш на севере полуострова Котантен (Нормандия). Многим город известен по словосочетанию «шербургские зонтики», одноимённое кино вышло в 1964 году. В круизном терминале города есть музей «Сите де ла мер» - «Город моря», немного погуляв по городу мы направились туда.

Музей состоит из двух больших зданий и одного важного экспоната, выставленного на улице. Сейчас мы в первом зале, где есть сувенирный магазин, книжный магазин, батискаф, входные кассы.

Выйдем на улицу во внутренний двор - здесь выставлен ещё один батискаф и самая большая в мире атомная подводная лодка, в которую может попасть обычный человек.

Вот и лодка, она называется Redoutable, в переводе с французского - грозный. Она была заложена в ноябре 1964 года, была сдана в марте 1967 года и поступила на службу во французский ВМФ в декабре 1971 года.

Для того что бы попасть внутрь лодки нужно отстоять огромную очередь, но нам повезло, внутри лодки мы были практически одни, поэтому мне удалось сфотографировать пустые залы и коридоры.

Перед входом ты берешь специальный плеер, который очень часто встречается в европейских музеях . На нём есть цифровая клавиатура, ты надеваешь наушники и бродишь по залам, при входе в зал висит номер, который нужно набрать на клавиатуре. После набора номера в наушниках автоматический аудио-гид рассказывает тебе интересные истории. Это, например, комната управления турбинами реактора.

На этот пульт выводятся различные параметры температур в контуре реактора. Видимо, после ситуации с Японией все уже знают, что атомный реактор - это котёл, через который пропускают воду, которая кипит и пар под давлением крутит турбины, которые уже вырабатывают энергию, необходимую для всего на лодке или на электростанции, что бы её послать потребителям.

Редуктор - устройство, понижающее давление. Как конкретно это работает на атомной подводной лодке я не знаю, а если вы знаете, то всё-равно не скажите, так как это - военная тайна. 🙂

Это главный «пульт управления» лодкой, у нас это называется БЧ-[номер] (БЧ - боевая часть), у них я подобной терминологии не заметил, просто указаны номера отсеков. Кстати, всё оборудование на лодке было сохранено именно в том виде, в котором было при окончании эксплуатации. Единственное исключение - полностью демонтирован отсек с атомным реактором.

Это оборудование опреснения воды, по соседству - оборудование наполнения и продувки балластных танков, за счет них подводная лодка всплывает или погружается.

Обратите внимание на длину коридора жилого отсека. Быт подводника, конечно, не ахти. Здесь конечно же очень тесно, атмосфера давит. Даже в каютах «руководства» не особо развернёшься, это вам не авианосец или тем более круизный лайнер .

Это часть салона для отдыха бойцов. Интересно, камера, которая висит справа сверху, висела там во время эксплуатации лодки, или появилась там после превращения её в музей. По поводу салона и отдыха - я слышал, что даже у нас на подводном флоте дают, в зависимости от звания, то или иное количество вина. Интересно, а сколько его пьют на лодке французы, известные своим пристрастием к вину начиная с обеденного времени?

Это камбуз на подводной лодке. Кстати, общий вес лодки - 8 тыс. тонн. Её длина - 128 м, а диаметр - 10 м. Численный состав - 135 чел. Скорость - 20 узлов, которую развивал двигатель мощностью 16 тыс. лошадиных сил.

А это - цех заготовки и хранения продуктов. Интересно, где они хранят вино? Будь французским инженером, я бы сделал танк для вина, по одному кубометру на каждый день перехода. Видимо, поэтому они и решили сделать её атомной что бы освободить место под танки с вином, вместо танков с соляркой (шутка).

На вооружении лодки стояли баллистические ракеты М1 с дальностью поражения до 2 тыс. км. В 1974 году их заменили на новые ракеты М2, а потом на М20 - каждая ракета могла доставить ядерную боеголовку мощностью 1 Мегатонн на расстояние до 3 тыс. км. Лодка была снята со службы в декабре 1991 года, а поставлена на стапели в музей незадолго до его открытия в 2002 году.

Мы гуляли внутри лодки больше часа, потом через носовой отсек вышли обратно в выставочный комплекс. Справа молодые люди смотрят на самый большой в Европе аквариум. Через некоторое время после этой поездки я побывал в самом большом в мире аквариуме , который находится в Атланте, США.

В выставочном зале собраны различные экспонаты о покорении морских глубин.

В витрине с девайсами для водолазов видно отражение фотографа. 🙂

Прозрачная рыбка. Название не знаю.

Самый большой в Европе аквариум в полный рост. Высота аквариума - 10 м.

Недалеко есть бассейн со скатами. Если подняться по лестнице и залезть в «батискаф» (на дальнем плане), можно посмотреть на скатов из-под воды. Работает только если вы ребёнок. 🙂

На обратном пути посмотрим на внутренний двор с другой точки. Вдали виднеется марина для парусных яхт и катамаранов.

На выходе из музея, на парковке, была обнаружена машина с индийскими номерами. Не совсем понятно, каким образом она сюда попала, на самую западную часть франции на берег Ла-Манша.

Этим постом я открываю серию про наш небольшой тур по Европе в августе, когда мы посетили Францию, Бельгию и Швейцарию. В следующем посте я расскажу про интересный, важный и широко посещаемый Монт-Сен-Мишель.

2011 © Текст и фотографии Владимир Филиппов.


UPD: вопросы и ответы.

Q: вражины и этими лодками они хотели топить флот СССР?
A: При чём здесь это? Это – лодка-музей. Где у нас такие стоят? Что бы можно было с ребёнком сходить, посмотреть, вентели покрутить, гида на 10 языках мира послушать, поснимать внутри спокойно и бесплатно, что бы все чистенько было, на месте, не нужно было ехать на другой конец страны для этого и ещё у лодки свой сайт был официальный? Подскажите, мне такое не известно, если есть – обязательно на выходных схожу, репортаж сделаю.

,

Олегу Кулешову показалось мало обойти вокруг тяжелого атомного ракетного крейсера ТК-208 «Дмитрий Донской». Вместе с фотоаппаратом, он полез внутрь самой большой подлодки в мире.

Чтобы попасть внутрь крейсера, нужно войти через выпуклость в рубке, которую называют «прилив». Пройдя несколько трапов вверх, сухопутный посетитель оказывается под командирским мостиком у верхнего рубочного люка.


Верхний рубочный люк ведет прямо на главный командный пункт (ГКП), он же центральный пост. ГКП встречает множеством мониторов, пультов управления рулями, общекорабельными системами, ракетным и радиотехническим вооружением. Это - мозг корабля. Фотографировать здесь нельзя. Если по коридору пройти дальше, можно попасть в кают-компанию.


Когда подводная лодка в море, здесь питаются офицеры. Когда лодка стоит у причала, в кают-компании проходят различные совещания, а также просмотр фильмов.


С осени 2007 года в кают-компании ТК-208 находится экспозиция, посвященная Куликовской битве. Она появилась благодаря шефству над АПЛ «Дмитрий Донской» Государственного музея-заповедника «Куликово поле» в Тульской области.


Куликовская битва состоялась в сентябре 1380 года. Несмотря на то, что до конца монголо-татарского ига оставался еще ровно век, именно битва, заставившая войска Мамая повернуть вспять, положила начало освобождению Руси.


По легенде на битву, состоявшуюся в междуречье Дона и Непрядвы, русского князя Димитрия Ивановича, позднее получившего прозвище Донской, благословил Сергий Радонежский.


В экспозиции представлены наконечники стрел русских воинов XIV века, а также колчан со стрелами.


Булава из экспозиции не просто экспонат, а важный инструмент, с помощью которого проводят обряд посвящения в подводники. «Дмитрий Донской» является единственным подводным крейсером, где булава заменяет традиционную кувалду в обряде.


Обряд посвящения проходит каждый, кто впервые погрузился под воду, независимо от должности и звания. «Перворазнику» необходимо выпить плафон (0,3−0,5 л) забортной морской воды. После этого он должен поцеловать булаву (на обычных субмаринах ее заменяет раскачивающаяся кувалда). Самое главное - не получить по зубам (для этого надо целовать булаву/кувалду на излете). Исполнивший виртуоз получает удостоверение подводника и - в зависимости от настроя экипажа - презент в виде воблы, хотя бывают и памятные печати на обеих половинах мягкого места.


Подводник, служивший на аналогичной «Дмитрию Донскому» «Северстали», вспоминает, что обряды проходили всегда весело: «…бесстрашные турбинисты целовали кувалду, обмазанную смазкой пожирнее. Устраивали в море концерты и театрализованные представления - на Северном полюсе Нептун с русалкой и чертями ходили по лодке и раздавали всем удостоверения о покорении полюса». 5 апреля 2000 года верховному главнокомандующему России Владимиру Путину, находящемуся на борту АПЛ К-18 «Карелия», предложили стакан забортной воды с глубины 50 м. Президент с улыбкой выслушал: «Вас приветствует Нептун, царь морей, большой шалун», выпил залпом и закусил сушкой. Кувалду предлагать не рискнули.

Для физического отдыха экипажа внутри лодки есть салон, спортивный зал, солярий, сауна, обшитая дубовыми досками, бассейн 4×2 и глубиной 2 метра, который может заполняться как пресной, так и забортной водой с возможностью подогрева.


Подводники ходят в сауну постоянно, но чаще на базе. В море режим службы всегда напряженный - не до саун.


В бассейне, когда лодка в море, вода забортная, а в базе только пресная.


В салоне командира три помещения. Первое - зал для переговоров.


Второе - каюта командира.


В каюте Олега Цыбина висит Андреевский флаг, под которым тогда капитан второго ранга совершил первый выход в море в должности командира.


Третье помещение в салоне капитана - каюта флагмана (или старшего на борту).


Удивительно, но на АПЛ «Дмитрий Донской» есть своя фотолаборатория.


Напротив фотолаборатории висит 4-й номер фотогазеты «Перископ». Делает ее редколлегия в составе одного человека.



Что еще почитать