По л мечникову цивилизации возникли в. Отец русской геополитики. Географическая школа в социологии. Лев Ильич Мечников

МЕЧНИКОВ, ЛЕВ ИЛЬИЧ (1838–1888) – российский социолог, один из основоположников социо-естественного подхода к анализу мировой истории.

Лев Мечников родился 18 мая 1838 в Санкт-Петербурге, в семье харьковского помещика – обрусевшего выходца из Румынии. Незаурядные способности (в частности, необыкновенная скорость овладения иностранными языками) проявились у него еще в раннем детстве. Уже в детские годы был заметен сильный контраст между слабым здоровьем будущего ученого и его бурным темпераментом. После перенесенного заболевания его правая нога стала значительно короче левой, он всю жизнь сильно хромал. Это не помешало ему попытаться тайно убежать в Крым на войну «сражаться с турками», а затем стреляться на дуэли. В 1854 юноша стал студентом медицинского факультета Харьковского университета. Однако, узнав об участии сына в студенческом революционном движении, родители через полгода забрали его домой.

Осенью 1856 Мечников поехал учиться в Петербургскую медико-хирургическую академию. Параллельно он начал изучать языки на факультете восточных языков Петербургского университета, посещать занятия в Академии художеств и на физико-математическом факультете Петербургского университета. Хотя он проучился в университете всего 3 семестра, но даже за этот короткий срок ему удалось освоить многие важнейшие европейские и восточные языки.

Жизнь Мечникова похожа на приключенческий роман. В 1858 он стал работать переводчиком в российской дипломатической миссии на Ближнем Востоке. Однако его служебная карьера не удалась: молодой переводчик рисовал карикатуры на начальство, а затем устроил дуэль с сослуживцем. В результате он был отстранен от службы.

Вернувшись на родину, Мечников успешно сдал экзамены на физико-математическом факультете Петербургского университета. После этого он стал торговым агентом Русского общества пароходства и торговли на Ближнем Востоке. Но увлеченность коммерцией быстро прошла. Мечников уехал в Венецию, решив, что «создан быть только художником».

В Италии он начал интересоваться политикой и стал волонтером одного из отрядов Джузеппе Гарибальди . В 1860 во время боев за объединение Италии он был тяжело ранен. Отойдя от участия в военных действиях, Мечников продолжал еще несколько лет жить в Италии, не порывая связей с итальянскими революционерами. В это же время он начал проявлять интерес к публицистике – писал для «Современника» и «Русского вестника» и даже сам издавал газету «Flegello» («Бич»).

В 1864 переехал в Женеву, которая была центром русской эмиграции. Здесь он встретился с Герценом и Бакуниным, вступил в анархистскую секцию 1 Интернационала. В 1871 участвовал в оказании помощи парижским коммунарам. В 1872 был участником Гаагского конгресса Интернационала.

В течение эмигрантской жизни Мечников активно писал и публиковал под разными псевдонимами множество статей, заметок по самым разным (научным, политическим, литературным) вопросам.

В 1873 во время посещения Женевы японской миссией он был приглашен в Японию организовать школу в Сацумском княжестве. Несмотря на активную литературную деятельность, денег Мечникову не хватало, поэтому он с радостью принял приглашение. Хотя с первоначальным предложением ничего не вышло, зато Мечникову предложили возглавить русское отделение Токийской школы иностранных языков, где ему предложили создать кафедру социогеографии. Именно эта кафедра стала основой японской академической социологии. Одновременно имя Мечникова стало известно и в европейских академических кругах. В 1875 Мечников официально зарегистрировался в Женевском кантоне как профессор, имеющий право преподавать русский язык, географию, историю, математику. После двух лет работы в Японии (1874–1876) он был вынужден по состоянию здоровья покинуть эту страну. За эти годы Мечников собрал много материалов о быте, культуре, природных особенностях Японии, которые были использованы для написания книги Японская империя (1881). Именно в этой книге впервые была обнародована теория Мечникова о неразрывности среды и людей в истории.

Вернувшись в Европу, он стал сотрудником и близким другом знаменитого французского географа Элизе Реклю , принимая активное участие в подготовке его энциклопедического труда Всеобщая география. Земля и люди . В 1883 Невшательская академия наук (Швейцария) предоставила Мечникову кафедру сравнительной географии и статистики в Лозаннском университете, которую он занимал до своей смерти.

На склоне лет Мечников начал уделять большее внимание проблемами социологии. В 1884 вышла его статья Школа борьбы в социологии , посвященная социал-дарвинизму.

В последние годы жизни Мечников работал над своей итоговой книгой . Плохое здоровье не позволило ему полностью реализовать свою первоначальную идею – рассказать об истории человечества. Цивилизация и великие реки была посвящена первому этапу истории и задумывалась как часть труда по социальной философии. Книга вышла в свет уже после смерти Мечникова в 1889 в Париже благодаря усилиям Э.Реклю.

Центральной проблемой в социологических работах Льва Мечникова выступали вопросы кооперации (солидарности). Главное отличие животного мира от мира социального ученый находил в разном соотношении кооперации и борьбы. При таком подходе социология рассматривалась им как наука о явлениях солидарности. По его мнению, в процессе исторического развития происходит постепенное вытеснение борьбы за существование явлениями, относящимися к феномену солидарности. Такая эволюция характеризует социальный прогресс.

Мечников был сторонником линейно-эволюционной концепции развития общества, выделяя в качестве ведущей причины развития географический фактор. По его мнению, зарождение и развитие человечества неразрывно связано с освоением водных ресурсов. В соответствии с этим принципом Мечников разделил историю человечества на три периода – речной, морской и океанический.

Первый этап общественного развития, речной, он связывал с использованием людьми таких великих рек как Нил, Тигр, Евфрат, Инд, Ганг и Хуанхэ. Именно с этими рекам связана история четырех древних цивилизаций – Египта, Месопотамии, Индии и Китая. Для того, чтобы использовать потенциал рек, указывал Мечников, необходимо первоначально их «усмирить», обезопасив себя от неожиданностей типа наводнений, паводков и т.д. Такое возможно только при совместном труде. Отличительные черты этого периода – деспотизм и рабство.

Второй этап, морской (средиземноморский) – это время от основания Карфагена до Карла Великого. С выходом человечества на морское пространство оно получило новый импульс для развития. Изоляция речных культур сменилась контактами с другими культурами, обменом необходимым сырьем и продуктами труда. Для этого этапа характерны крепостничество, подневольный труд, олигархические и феодальные федерации.

Третий этап, океанический, охватывает Новое время (с открытия Америки). Использование океанических ресурсов расширило возможности человечества и связало континенты Земли в единую хозяйственную систему. Этот период, по Мечникову, только начинается. Идеалами этого периода должна стать свобода (уничтожение принуждения), равенство (ликвидация социальной дифференциации), братство (солидарность согласованных индивидуальных сил).

Работы Мечникова пользовались в конце 19 в большой популярностью. Благодаря им историко-географическое направление русской социологии стало одним из влиятельнейших в мировой социологии. Хотя в 20 в. прямое влияние идей Л.Мечникова резко снизилось, его концепция о влиянии природной среды на жизнь общества получили развитие в трудахЛьва Николаевича Гумилеваи современных сторонников социо-естественной истории.

Труды:Цивилизация и великие исторические реки . – Статьи. М.: Издательская группа «Прогресс», «Пангея». 1995; Социологические очерки . – Дело. 1880, № 7;

Географическая теория развития исторических народов . – Вестник Европы, 1889, т. 2, № 3.

Материалы в Интернете:

(http://www.auditorium.ru/aud/p/index.php?a=presdir&c=getForm&r=resDesc&id_res=3196);

(http://alternativy.ru/magazine/htm/95_1/mechnik.htm).

Наталия Латова

Лев Ильич Мечников родился 18 (30) мая 1838 года в Санкт-Петербурге. С августа 1850 года стал воспитанником Училища правоведения, где обучался до 1852 года. Продолжить обучение помешала болезнь - коксит. Вернулся домой - в Харьковскую губернию, село Панасовка.

Был способным мальчиком, но учиться не хотел.. В 1853 г пытался убежать "на войну" - в Молдавию и Валахию, куда вступили русские войска, но неудачно: поймали на полтавской дороге. В Харькове же, в университетском саду, он стрелялся из-за дочери одного из преподавателей гимназии и был легко ранен в руку. Из гимназии настоятельно просили забрать сына и готовить его к поступлению в университет дома.

В 1855 году Мечников поступил на медицинский факультет Харьковского университета. Проучился, однако, всего один семестр.

Осенью 1856 года родители отправили его в Петербург, где он поступил на арабско-турецко-персидско-татарское отделение факультета восточных языков Петербургского университета. И, кроме того, посещал ещё классы Академии художеств, полагая своё призвание в живописи. Но он был студентом материально зависимым от присылки денег из Панасовки. Отец же о живописи и слышать не хотел, полагая и второму сыну путь, подобный тому, на который ступил и старший сын, Иван, который к тому времени был уже чиновником Морского министерства. В итоге Мечников проучился в университете всего 3 семестра. Через петербургских родственников ему удалось устроиться переводчиком в дипломатическую миссию генерала Б.П.Мансурова на Ближний Восток. Целью миссии было устройство подворий для русских богомольцев на святой горе Афон и граде Иерусалиме. Однако Мечников не дослужил до конца экспедиции и был отстранён от службы за карикатуры на начальство, а также за дуэль с господином, который предоставил эти карикатуры лично Мансурову.

Вернувшись в Россию, Мечников успешно сдаёт экзамены на физико-математическом факультете Петербургского университета. Однако вскоре уезжает жить в Венецию.

В Венеции Мечников втянулся в политику и сражался в рядах "тысячи Гарибальди". Был ранен.

У него появляется новый круг знакомых: А.А. Герцены, М.А. и А.А. Бакунины, П.П. Забелло, Г.Г. Мясоедов, В.О. Ковалевский.

Во Флоренции Мечников устроил свою личную жизнь, заключив гражданский брак с Ольгой Ростиславовной Скарятиной.

В 1864 году Мечников переезжает с женой и падчерицей в Женеву - туда перемещался европейский центр русской эмиграции. Встречается с А.И. Герценом.

В 1860-х гг. совместно с Шевелёвым и Огарёвым пишет "Землеописание для народа" - первый опыт Мечникова в написании географических произведений.

В апреле 1866 года Мечников опубликовал в "Колоколе" статью "Прудонова новая теория собственности". В ней он отметил как двойственность прудоновских положений (собственность по Прудону - не только кража, но и свобода), так и то, что собственность - лишь одна из форм владения.

Взгляды Мечникова ещё формировались, но его симпатии уже определились, и область его интересов кратко можно сформулировать так: народы живут на Земле, отчего происходит история.

В 1870 году Мечников начал активно писать для журнала "Дело". Сначала литературоведческие статьи о В. Гюго, А. Дюма, затем более серьёзные.

В 1871 г. он сочувственно отнёсся к Парижской коммуне и помогал беженцам.

В 1872 г. участвовал в Гаагском конгрессе Интернационала и примкнул к Бакунину, твёрдо считая себя анархистом.

В 1874 году он переезжает в Токио. Преподаёт на русском отделении Токийской школы иностранных языков. Мечников прожил в Японии более полутора лет и уехал из-за сырого климата.

1877 г. - в журнале "Дело" выходит его статья "Изнанка цивилизации". Когда европейские завоеватели, купцы и миссионеры проникают в какую-нибудь отдалённую страну, населённую более или менее первобытными племенами, население начинает быстро разлагаться физически и нравственно, вырождаться и, наконец, вымирать целыми семействами, родами и общинами.

В 1881 году выходит его книга "Японская империя" - произведение географической литературы, включающее описание природы и её использование в хозяйственной деятельности населения; географическое обозрение отдельных частей страны; характеристику народа, его быта, культуры. Книга включала много карт и рисунков, выполненных в японском стиле. Три части книги были озаглавлены: "Страна", "Народ", "История". Таким образом, была обнародована теория Мечникова о неразрывности среды и людей в истории.

1883 год - совет Невшантельского кантона предложил Л.И. Мечникову место профессора географии и статистики в Лозаннском университете.

В 1884 году выходит его статья "Школа борьбы в социологии", в которой идёт речь о социал-дарвинизме, т.е. признании за законом борьбы за существование права осуществляться не только в биологической среде, но и в социальной.

С 1886 года - почётный член Невшантельского Географического Общества (вместе с Э. Реклю).

Основная книга Мечникова ("Цивилизация и великие исторические реки") вышла в свет уже после его смерти в 1889 году в Париже благодаря усилиям Э. Реклю. В этой книге Мечников решал три проблемы: 1. Как появилось человеческое общество и цивилизация вообще. 2. Каковы пути развития земных цивилизаций. 3. Какими были цивилизации эпохи подневольных союзов.

Данную работу его вынудила написать новая эра в географии (конец XIX - начало ХХ века), когда в общих чертах было завершено описание земного шара, и появилась необходимость в создании теоретической части географии. В первой половине XIX века её разработкой занялся Гумбольдт, однако, последующее поколение его не поддержало. География стала распадаться на быстро развивающиеся частные дисциплины. В итоге Мечников историко-социологическую концепцию о влиянии географической среды на социальную жизнь. В ней он раскрыл активную роль человека в преобразовании природы, т.е. человек для него не столько обитатель планеты, сколько её преобразователь.

Цивилизация по Мечникову зарождается в специфических географических условиях. Синтезом всех физико-географических условий Мечников считал реки, следовательно, возникновение древних цивилизаций на берегах больших исторических рек не могло быть случайным. Исторические реки - Нил, Тигр и Евфрат, Инд и Ганг, Янцзы и Хуанхэ - отличаются от других тем, что "обращают орошаемые ими области то в плодородные житницы, питающие миллионы людей за труд нескольких дней, то в заразные болота, усеянные трупами бесчисленных жертв". "Под страхом неминуемой смерти река-кормилица заставляла население соединять свои усилия на общей работе, учила солидарности, хотя бы в действительности отдельные группы населения ненавидели друг друга". В связи с этим он выделял 3 стадии развитии цивилизации:

1. Речной этап - низший период.

2. Морской этап (Средиземноморье).

3. Океанический - с развитием товарно-денежных отношений.

В основе у Мечникова лежала определённая стадия выработки солидарности географических сообществ под влиянием географической среды.

Ценность и полезность рек зависели не только от их природных данных, но и от самого человека, от того, как он, объединившись, умел их использовать для сохранения собственной жизни.

Зародившись на берегах великих рек и окрепнув, цивилизация, в конце концов, переставала быть узконациональной, она развивалась, усложнялась и распространялась. Этому историческому процессу способствовали набеги воинствующих племён, продолжительные войны; свою роль играли караваны купцов, устанавливавшие не только первые торговые, но и культурные отношения.

Итак, Мечников:

1. Разработал историко-социологическую концепцию о влиянии географической среды на социальную жизнь;

2. Пытался создать теорию общественного прогресса, опираясь на естественнонаучные знания, на понимание прогресса в биологии;

3. В своей историко-социологической концепции раскрыл активную роль человека в преобразовании природы;

4. Развивал, как и Реклю, понятие культурной географической среды (и вообще географической среды);

5. Основным двигателем истории считал географический фактор, но, в отличие от детерминистов, этот фактор действует у него в результате труда.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта

Экологический кризис XX в. убедительно доказал необходимость бе­режного, гуманного и гармоничного отношения к окружающей при­родной среде. Вместо прежних представлений о господстве и подчи­нении, власти и насилии над природой все большее значение приоб­ретают понятия взаимодействия, взаимной зависимости, поддержа­ния разумного равновесия и баланса между человеком и природой.

«Натура» не противопоставляется культуре как естественное - искусственному, они состоят в органичной и взаимной связи.

Такой поворот в общественном сознании изменил отношение к природе, выдвинул на первый план проблемы преодоления тех­нической «вседозволенности», личной ответственности, сохранения красоты первозданных ландшафтов.

Люди почувствовали, что природные ресурсы ограниченны и их бездумное расходование и расхищение могут привести человечество к вырождению и обнищанию.

Эта новая ситуация, столь обострившаяся в XX в., назревала уже в предшествующие столетия. Так называемый «географический фак­тор», который считали неизменным и потому не влияющим на ход истории, заявил о своем значении. Ученые были вынуждены обра­титься к тем мыслителям, которые и прежде в своих теориях отстаи­вали значение природной среды в развитии культуры и цивилизации.

Французский философ Ш. Монтескье (1689-1755) в работе «О ду­хе законов» развивал идеи о влиянии географических, климатиче­ских условий на быт и нравы людей. Английский историк Г. Бокль (1821-1862) в двухтомном труде «История цивилизации в Англии» особое значение придавал ландшафту, или «общему виду природы».

Впоследствии идеи о роли Космоса и природной среды получили развитие в трудах русских ученых: В. И. Вернадского (1863-1945), А. Л. Чижевского (1897-1964), К. Э. Циолковского (1857-1935).

Однако это направление в общественной мысли вызывало крити­ческое отношение, обвинение в географическом детерминизме, игно-

рировании роли социальных факторов, обосновании геополитики и территориальных претензий стран.

Идеологические и политические факторы содействовали тому, что многие труды ученых были преданы забвению и стали библиографи­ческой редкостью. К их числу можно отнести труды русского учено­го Л. И. Мечникова (1838-1888).

Теперь настало иное время, и мы должны воспользоваться теми открытиями, которые изменят утилитарный и прагматический взгляд на отношения природы и культуры.

Жизнь и деятельность

Лев Ильич Мечников родился 30 мая 1838 г. в Санкт-Петербурге в семье помещика. Его брат Илья Ильич Мечников (1845-1916) был «известным биологом, профессором Петербургского университета, почетным академиком Петербургской академии наук. За открытия в области бактериологии и иммунологии он был удостоен Нобе­левской премии (1908). Ему принадлежат широко известные труды «Этюды о природе человека» и «Этюды оптимизма». С 1888 г. он


жил в Париже и работал в Пастеровском институте. Его именем названа больница в Санкт-Петербурге (и ныне действующая). Но речь пойдет не о нем, а о его старшем брате Л. И. Мечникове, судьба и жизнь ко­торого сложилась совершенно иначе.

По своему характеру, интересам, увлече­ниям, образу жизни, вкладу в науку он во многом отличался от младшего брата.

Лев Мечников неоднократно поступал в различные учебные заведения, но по раз­ным обстоятельствам их не заканчивал.

Причиной тому были нездоровье, разоча­рование в будущей профессии, увлечение политикой. Он был воспи­танником Училища правоведения в Петербурге, один семестр учился на медицинском факультете Харьковского университета; три семест­ра проучился на факультете восточных языков на арабо-персидско-турецко-татарском отделении Петербургского университета; посещал классы Академии художеств.

Но все эти занятия не привлекали его надолго, он их начинал и вскоре бросал. Таково было начало его студенческой жизни. Все это

вызывало тревогу его родителей, и, наконец, по их настоянию он ус­пешно сдал экзамены на физико-математический факультет Петер­бургского университета, окончил его весьма успешно и даже полу­чил право на представление диссертации. Но к этой работе он не приступал. На тот момент ему исполнилось 22 года, и многое было еще впереди.

Л. Мечников был необычайно деятельным, энергичным, увлека­ющимся человеком. Его притягивала романтика дальних стран, уча­стие в освободительной борьбе в Италии, живое обсуждение поли­тических проблем. Так он стал гарибальдийцем, участвовал в сра­жениях, был ранен. В Италии сблизился с русскими эмигрантами: А. И. Герценом и М. А. Бакуниным. Общение с ними, политические споры о будущем России оказали большое влияние на его мировоз­зрение.

В этот период он становится членом Сиенского комитета за объ­единение Италии, пишет статьи для «Колокола», издаваемого Герце­ном, знакомится с Александром Дюма - редактором газеты «Неза­висимость».

В конце 1864 г. переезжает с семьей в Женеву. Начинается «швей­царский» период его деятельности.

Л. Мечникова привлекали политические позиции и личность М. А. Бакунина, лидера русского анархизма. На стороне Бакунина он принимает участие в Гаагском конгрессе Интернационала, публи­кует политические статьи, делает попытку вернуться в Россию, но испытывает реальные опасения по поводу возможного преследова­ния и ссылки.

В Швейцарии жизнь была трудной, денег не хватало. Он прини­мает приглашение переехать в Японию. Изучив японский язык, по­лучает работу на русском отделении Токийской школы иностранных языков.

Так, с 1874 г. начался еще один, «японский», период его жизни.

Он увлекся новой для него страной, много читал, путешество­вал, делал зарисовки. В результате в 1881 г. в Женеве вышла книга Л. И. Мечникова «Японская империя», в которой не только текст, но и рисунки, фотографии выполнены автором. Пребывание в Японии было непродолжительным, и он вновь возвращается в Европу.

Л. Мечников становится членом Этнографического общества в Париже, членом Географического общества в Женеве, профессором, имеющим право преподавать русский, географию, историю, мате-

матику. Возобновляются прежние знакомства с П. А. Кропоткиным, С. М. Кравчинским, Г. В. Плехановым, В. И. Засулич.

Известный французский географ Элизе Реклю предлагает ему должность секретаря издания «Земля и люди. Всеобщая география». Это было многотомное издание по географии и истории культуры стран Европы, России, Востока.

Очевидно, эти занятия, а также дружеские отношения с Э. Реклю повлияли на научные интересы Л. Мечникова.

С 1884 г. он был профессором сравнительной географии и стати­стики Невшательской академии, читал лекции с демонстрацией диа­позитивов. Именно тогда у него возникла идея написания книги «Цивилизация и великие исторические реки». Она была написана на французском языке на основе курса лекций, прочитанных в Невша­тельской академии в Швейцарии. Но книга осталась незаконченной, II в ее завершении принял участие его друг, географ Э. Реклю.

Л. И. Мечников написал более 400 научных статей, повестей, ост­рой публицистики. Он умер в Кларане 30 июня 1888 г., ему было все­го 50 лет.

Три стадии исторической эволюции культуры

Книга «Цивилизация и великие исторические реки» была впервые опубликована после смерти Л. И. Мечникова в 1889 г. и вызвала немало как положительных, так и отрицательных откликов. О ней писали немецкий ученый, представитель школы диффузионизма Ф. Ратцель, русские философы В. Соловьев и Г. В. Плеханов.

В русском переводе она сначала вышла в 1897 г. в журнальном ва­рианте, отдельным изданием, но с цензурными купюрами - в 1899 г., и полностью - в 1924 г. Но в России вскоре попала в опалу за методо­логические позиции, не совпадавшие с марксистским пониманием ис­тории. Автора обвиняли в географическом детерминизме, а в полити­ческом плане - в анархизме. Этого было достаточно, чтобы предать его имя забвению. Лишь в 1995 г. этот труд был переиздан в России.

Книга отразила идеи эволюционизма, столь популярные в Европе и России того времени. Обсуждались перспективы прогресса в ис­тории, получила распространение концепция культурного диффу­зионизма и роли культурных контактов. Автор был знаком с рабо­тами Г. Спенсера, Ш. Монтескье, О. Конта, этнографов А. Бастиана, Т. Вайца, Ш. Летурно, Ю. Липперта, Ф. Ратцеля. Ссылки на их тру­ды имеются в тексте книги. Это свидетельствует о теоретической эрудиции Л. И. Мечникова.

В основу книги положены тексты лекций, что наложило отпеча­ток на язык и стиль изложения. Она логически последовательна, имеет четкое деление на 11 глав, сохраняет интонацию диалога с чи­тателем. По воспоминаниям современников, Л. Мечников писал до­статочно быстро, почти всегда набело, умел сосредоточиться в любой обстановке, обладал прекрасной памятью и почти энциклопедически­ми знаниями, умело использовал личные впечатления.

Можно выделить следующие основные теоретические проблемы.

1. Обсуждение идеи прогресса в истории цивилизации, выделение трех периодов эволюции общества и культуры (главы 1,2).

2. Влияние природной среды на процесс становления и развития мировых цивилизаций и человеческих рас. Географический син­тез истории, человеческие расы, среда (главы 3-5).

3. Обоснование закона трех фазисов исторического развития миро­вых цивилизаций и выделение речной, морской, океанической эпох (главы 6-7: великие исторические периоды и области реч­ных цивилизаций).

4. Описание речных цивилизаций Египта, Месопотамии и Ассиро-Вавилонии, Индии и Китая (главы 8-11).

Рассмотрим их более подробно.

Прежде всего следует определить понятие цивилизации, которое Л. Мечников использует в своем труде. Он ссылается на книгу фран­цузского ученого П. Мужоля «Статика цивилизации» и разделя­ет точку зрения последнего. Понятие цивилизации включает в себя:

Совокупность всех открытий и изобретений, сделанных человеком;

Сумму идей и технических приемов, находящихся в обращении;

Степень совершенства науки, искусства и промышленной техники;

Состояние семейного и социального строя и всех существующих учреждений.

В целом это достаточно сложное и емкое понятие состояния част­ной и общественной жизни, взятые в совокупности.

В представленном определении при всей широте охваченных со­циальных явлений оно служит для Л. Мечникова обоснованием идеи прогресса:

Человеческая история, лишенная идеи прогресса, представляет лишь бес­смысленную смену событий, вечный прилив и отлив случайных явлений, которые не укладываются в рамки общего мировоззрения 1 .

1 -Мечников Л. И. Цивилизация и великие исторические реки. М., 1995. С. 232.

Но обоснование критериев прогресса - задача не только слож­ная, но и вызывающая немало споров и дискуссий.

Л. Мечников считает, что несомненным доказательством прогрес­са в истории является непрерывная эволюция социальной связи меж­ду людьми, нарастание общечеловеческой солидарности.

Существуют различные виды добровольной ассоциации людей, кооперации их усилий для решения жизненно важных задач.

Высшим типом объединения являются союзы на основе свободы, самосознания и взаимного договора. Они представляют более про­грессивную общность в отличие от тех, которые объединяются под влиянием принуждения, насилия или власти. Этот критерий соот­ветствовал политическим воззрениям Л. Мечникова как анархиста. Любой народ обладает всеми перечисленными признаками циви­лизации. Каждый народ обладает орудиями труда, техническими изо­бретениями, использует огонь, имеет язык, подчиняется семейному строю и социальной организации, пользуется средствами транспорта и сообщения. В этом смысле любой народ цивилизован:

Все это скромное культурное «имущество» является наследием многих поколений, оно составляет сумму приобретенных благ; народ, облада­ющий этими благами, уже имеет свою историю, правда, неписаную, а сле­довательно, имеет право на причисление себя к семье цивилизованных народов 1 .

Конечно, между этими крайними звеньями в общей цепи эволю­ции существует немалая дистанция. Но при этом обнаруживается влияние субъективных оценок и симпатий.

Л. Мечников определяет три стадии исторической эволюции на­родов 2:

1. Низший период характеризуется преобладанием подневольных союзов, основанных на принуждении и устрашении, связанных с внешней силой.

2. Переходный период отличается преобладанием подчиненных сою­зов и группировок, объединенных между собой благодаря соци-

1 Мечников Л. И. Цивилизация и великие исторические реки. С. 233.

2 Там же. С. 259.

альной дифференциации, разделению труда, доводимого до все большей и большей специализации.

3. Высший период, основанный на преобладании свободных союзов и групп, возникающих в результате свободного договора и объ­единяющих отдельных людей в силу общности интересов, лич­ных наклонностей и сознательного стремления к солидарности. Этот период только начинается и принадлежит будущему. В его основе три принципа: свободы - уничтожение всякого принуж­дения; равенства - ликвидация несправедливых делений и при­вилегий; братства - солидарной согласованности индивидуаль­ных сил, заменяющих борьбу и разъединение, ведущих к жизнен­ной конкуренции.

История мировых цивилизаций может проиллюстрировать каж­дый из трех актов этой величественной драмы и кровавого шествия человечества по пути прогресса.

В первом периоде пребывали четыре великие культуры - египет­ская, ассирийская, индийская и китайская. Эти культуры характери­зовались беспримерным развитием деспотизма и обожествлением угнетателей. Социальный строй развил принцип власти до неслы­ханных размеров. Власть абсолютного повелителя: бюрократическая в стране фараонов, жестокая и военная - в Месопотамии, мрачно-величавая и жреческая - в Индии, патриархальная и тщательно урав­новешенная - в Китае, «эта власть была главной основой этих древ­них цивилизаций, среди которых с большим трудом можно заметить зачатки позднейшей социальной дифференциации, утопающие в вол­нах рабства», - отмечает Л. Мечников 1 .

В Древнем Египте ни один человек не имел прав больше, чем его наделял каприз фараона. В брахманской Индии произвол верховно­го повелителя и жрецов ограничен невозможностью для властителя сделать человека низшей касты членом касты высшей.

Начало второго периода в истории мировых цивилизаций знаме­нуется появлением финикийцев. Отныне начинается постепенный упадок восточных деспотий и формируются основы федеративно-республиканского строя. В эту эпоху господствующим фактором по­литической истории становится олигархия. Наиболее чистая форма классической демократии - афинская республика, а также и более поздняя - народная флорентийская коммуна - были разновид­ностью олигархии. На данных принципах господствующей формы

1 Там же. С. 262.

угнетения и власти над человеком строились все государства. К ним относятся: рабство - для древних деспотий и олигархий, крепостни­чество - для феодальных государств Средних веков, система наем­ного труда за плату - для новейшего времени.

Во всех этих формах сохраняются в той или иной степени власть над человеком, возможность принуждения и вознаграждения, огра­ничения прав и свобод.

Третий период начинается с принятия знаменитой «Декларации прав человека и гражданина», документа Великой французской ре­волюции 1789 г. Но прошедшее столетие, отмечает Л. Мечников, не смогло окончательно ввести эти принципы в наши социальные учреж­дения, а без этого невозможен дальнейший прогресс.

Роль водного пространства

1 Следующий раздел в культурологической концепции Л. Мечникова связан с обоснованием роли географической среды в истории цивили­заций. Данная область исследований стала развиваться сравнитель­но недавно. Среди наиболее известных в этой сфере ученых Л. Меч­ников отмечает К. Риттера, А. Гумбольдта, А. Гюйо, Н. Миклухо-Маклая, Ж. Мишле, Г. Бокля, Ф. Ратцеля. Определяя свою позицию, Л. Мечников подчеркивает, что он далек от географического фата­лизма, в котором нередко упрекает теорию о влиянии среды.

«По моему мнению, - пишет он, - причину возникновения и характер первобытных учреждений и их последующей эволюции следует искать не в самой среде, а в соотношении между средой и способностью населя­ющих данную среду людей к кооперации и солидарности» 1 .

Он выделяет несколько направлений анализа географического фактора в истории: астрономические, физико-географические, ант-рополого-расовые, а также влияние растительного и животного мира на историю цивилизации. Уделяя должное внимание анализу каждо­го из них, он особенно резко относится к расовым теориям, считая их роль в объяснении истоков цивилизации мало аргументированными и ошибочными.

Зарождение человеческого общества и начало цивилизации ухо­дят корнями в глубину тысячелетий. Ученые до сих пор высказыва­ют различные предположения относительно первичного очага циви­лизации, послужившего фундаментом всемирной истории человече­ского рода.

Мечников Л. И. Цивилизация и великие исторические реки. С. 262.

Л. Мечникову, само собой, не были известны последующие на­ходки и теоретические концепции, но он и не претендует на окон­чательное суждение. Кроме того, он вполне справедливо отмечает возможность существования более древних, чем уже известные, ци­вилизаций, памятники которых бесследно исчезли в силу неблаго­приятных обстоятельств, таких как непрочность строительных мате­риалов, изменение климатических и иных географических условий, разрушавших поселение, отсутствие традиций сооружать какие-ли­бо величественные постройки. Поэтому вопрос о «первоначалах» цивилизации остается открытым.

Не менее остро обсуждается и другая проблема - о множестве очагов цивилизации:

«Зажглись ли светочи цивилизации в одном месте, в одном общем очаге, или же различные культуры и возникали и зародились независимо и от­дельно друг от друга?

А если было несколько первоначальных цивилизаций, то как хроно­логически последовательно они возникали, существовали ли между ни­ми контакты и культурные связи? Говоря вообще, вопрос о происхожде­нии цивилизации на Земле один из самых темных», - заключает Л. Меч­ников 1 .

Он предлагает как одну из возможных гипотез свою теорию о за­рождении цивилизации. Оставив в стороне вопрос о происхождении цивилизации, Л. Мечников разделяет историю на три последова­тельных периода, или три фазиса развития цивилизации, которые протекали в собственной географической среде.

Общим объединяющим признаком такой классификации миро­вых цивилизаций является водное пространство. Вода как символ жизни и энергии, движения и плодородия, благополучия и богатст­ва, контактов и торговых путей становится центральной категорией.

Л. Мечников называет исторические реки «великими воспитате­лями человечества», ибо они отличались не только мощностью объ­ема своих вод, способствующих выживанию, но главным образом тем, что река-кормилица заставляла население объединять свои уси­лия в общей работе, учила солидарности, осуждала леность и эгоизм отдельного человека или небольшой группы, внушала чувство глу­бокого уважения к объекту общей заботы. С нею были связаны ле­генды и мифы, обычаи и обряды, ее населяли различные божества и темные силы, открывающие свои тайны только избранным. Река

Там же. С. 326.

была воплощением исторического прошлого и с ней связывалась на­дежда на будущее. Вся история человечества разделяется на три пе­риода: речной, морской и океанический 1 .

I. Древние века, речной период. Цивилизации, возникшие на бе­регах великих исторических рек: Египет в долине Нила; ассиро-ва­вилонская цивилизация на берегах Тигра и Евфрата, двух жизнен­ных артерий Месопотамской долины; индийская, или ведийская, культура в бассейнах Инда и Ганга; китайская цивилизация в доли­нах рек Хуанхэ и Янцзы.

В периоде речных цивилизаций различаются две эпохи:

1) эпоха изолированных народов, завершающаяся к XVIII в. до и. э.;

2) эпоха первоначальных международных сношений и сближений народов, начинающаяся первыми войнами Египта и Ассиро-Ва-вилонии и заканчивающаяся вступлением на историческую арену пунических (финикийских) федераций около 800 г. до н. э.

II. Средние века, средиземноморский период. Он охватывает 25 веков, начиная с основания Карфагена до Карла Великого, и под­разделяется на две эпохи:

1) эпоха Средиземного моря, в которую возникли и развились куль­туры Финикии, Карфагена, Греции и Рима вплоть до Константи­на Великого;

2) эпоха морская, охватывающая весь период Средних веков, начи­ная со времени основания Византии (Константинополя), когда в орбиту цивилизации втягивается Черное море, а затем Балтий­ское.

III. Новое время, или период океанический. Он характерен вна­чале для западноевропейских стран на побережье Атлантики. Делит­ся на две эпохи:

1) атлантическая эпоха - от открытия Америки до момента «золо­той лихорадки» в Калифорнии и на Аляске, широкого развития английского влияния в Австралии, русской колонизации берегов Амура и открытия для европейцев портов Китая и Японии;

2) всемирная эпоха, едва только зарождающаяся в наши дни.

Такова схема развития цивилизаций, разработанная Л. Мечнико­вым. Ее отличают широта географического, территориального и ис­торического диапазона, логическая стройность, оригинальность. Ко-

Мечпиков Л. И. Цивилизация и великие исторические реки. С. 337-338.

нечно, возможны и другие подходы, и Л. Мечников их не только не исключает, но даже и подталкивает к поиску иной периодизации. Но сам как ученый отдает предпочтение данному методу анализа, и это вполне оправданно.

К сожалению, общий замысел не был доведен до конца, рукопись осталась незаконченной. Ее очень бережно подготовил к печати из­вестный географ Элизе Реклю, близкий друг Л. Мечникова.

Достаточно подробно в книге освещена история четырех речных цивилизаций.

Египет представляет собой оазис в долине Нила, могучей реки протяженностью более 6 тыс. км, глубина ее посреди фарватера 5- 12 м. Берега Нила весьма живописны, плавучие острова и островки, словно букеты папируса, поднимаются из волн и иногда перегоражи­вают реку. Протекая по равнине с небольшим уклоном, Нил разветв­ляется на множество рукавов. В своем истоке река питается тропиче­скими дождями и поэтому достаточно могуча, чтобы не затеряться в болотистых зарослях и сыпучих песках. Плодородная почва Египта создается периодическими разливами, намывающими ил.

Физико-географические особенности среды требовали от обита­телей совместной и очень четкой организации. Было необходимо поддерживать в реке постоянное русло, при помощи ирригационных каналов распределять ил на обширные пространства, устраивать по­перечные плотины для задержания воды, укреплять берега дамбами и защищать поселения от наводнений, облегчать регулярный спад воды, предотвращая образование болот, изобретать устройства для поливов. Современные феллахи до сих пор пользуются особыми при­способлениями - шадуфами - для переноса воды на поля.

Во главе всей организации стояла династия фараонов, которая вместе со жрецами и многочисленными чиновниками управляла жиз­нью страны. Резиденция фараонов, Мемфис, носила также название «жилище божества», от которого благодаря древнегреческим писате­лям и появилось слово «Египет» (Aegiptos). Два определяющих нача­ла - среда и способность населения к организованной совместной работе - являются основными в развитии цивилизации. Эволюция египетской культуры на протяжении четырех тысячелетий дала ми­ру памятники пирамидального зодчества, великолепные скульптуры и фрески, летописи на папирусе, символику чисел, мастерство орна­мента, религиозные воззрения и ремесла.

Второй очаг цивилизации образовался в Междуречье. Месо­потамию называют «Страной двух рек», расположенной в долине

Тигра и Евфрата, на севере и востоке ассиро-вавилонской равнины, отделенной цепью гор от прикавказской области и плоскогорий Ирана.

У этой древней цивилизации есть несколько названий: «Месо­потамия», «Ассиро-Вавилония», «Халдея». Часто ими пользуются, не устанавливая особых различий. Но в Библии их местоположение определяется более точно. Халдеей называют южную часть области от Вавилона, а Ассирией, или «Сирией двух рек», - северную часть страны, где главным городом была Ниневия.

В этих местах теплый климат, плодородные почвы, здесь сажали виноградники и делали вино; хлебные злаки, произраставшие в ди­ком состоянии, впоследствии были использованы в хозяйстве; на­стоящие леса образовывали персиковые, абрикосовые, гранатовые, фиговые деревья; плодоносили миндаль, апельсины, вишня, груша. Их изображения можно встретить на древних миниатюрах и фре-" сках. Эта страна была родиной многих видов животных, приручен­ных человеком. Нередко ее называли Эдемом, или земным Раем.

Область Вавилона была несколько иной. Здесь Тигр и Евфрат не только сближались друг с другом, но и смешивали свои воды при по­мощи многочисленных каналов и рукавов, холмистая местность сме­нялась равнинной, низменной вплоть до Персидского залива. Именно здесь проходила граница библейской страны Халдеи. Ассирия начи­нается за этими пределами.

Вся эта область была населена многочисленными племенами и на­родами, упоминаемыми в Библии и других источниках.

На севере Месопотамии обнаружены развалины дворцов царей Салманасара и Сеннахерима, в Халдее - многоэтажные обсервато­рии, в которых астрологи вычисляли периоды разлива рек и пред­сказывали будущее. Согласно библейскому преданию, именно в Ниж­ней Халдее произошло «сотворение мира». Наиболее известным центром халдейской цивилизации был Вавилон.

К сожалению, строительные материалы, которыми пользовались в древности, не были достаточно прочны, чтобы выдержать испы­тание временем, как это произошло в Египте. Но обнаруженные ар­хеологами реликты говорят о высоком уровне цивилизации. На гли­няных цилиндрах знаменитой библиотеки Сарданапала (или Аш-шурбанапала) в Ниневии удалось найти образцы клинообразной письменности. Древним астрологам Халдеи были известны десятич­ное счисление, зодиакальный круг и его деление на 360°, измерение пространства, представления о солнечном и лунном годах, вычисле­ние разливов рек и предсказание наводнений.

В Нижней Халдее находилось особое государство, называемое в Библии Элам. В отличие от мирной земледельческой цивилизации Нижней Халдеи Эламская страна (другое название - Сузиана) бы­ла необычайно воинственной, известной грабежами, набегами и раз­рушениями. Различные глиняные таблички содержат сообщения о кровавых расправах, а барельефы, найденные в Месопотамии, пред­ставляют сцены жестоких пыток, распятия на кресте, сжигания в пе­чи и других мучений, наводивших ужас и страх. История Элама и со­седних с ним стран еще недостаточно известна, чтобы судить о ней только по фактам жестокости и завоеваний. Но эта кровавая оргия научила народы необходимости соединять свои силы в борьбе с угне­тателями.

«Среди всех неевропейских цивилизаций только одна древняя халдей­ская культура под владычеством македонцев и селсвкидов пережила сре­диземноморский период цивилизации, с тем чтобы вступить в лице Араб­ского халифата в великий океанический период истории», - заключает Л. Мечников 1 .

В долинах Инда и Ганга расположена загадочная и таинственная древняя цивилизация - Индия. Она внесла в мировую культуру древнейшие ведийские гимны, эпические поэмы «Рамаяна» и «Ма-хабхарата», законы Ману - принципы социальной справедливости и мудрости, кастовое устройство общества, буддийскую религию. Л. Мечников сравнивает Индию со спящей красавицей, подчиняю­щейся своей судьбе с пассивностью и безразличием, словно загипно­тизированная.

В священных гимнах Ригведы говорится о высокой культуре древ­них индусов. Они были знакомы с земледелием и ремеслами, среди них было немало кузнецов, каменщиков, горшечников, ткачей и юве­лиров, известных своим мастерством. Они были богаты и горды, умели делать колесницы, вооружаться мечами и стрелами. В древне-индусском семейном праве жена главы дома всегда была равноправ­ной, женщина и мужчина вместе могли выполнять священные обя­занности, а семья основывалась на любви.

В течение долгих веков арийцы Пенджаба поклонялись только Агни - богу домашнего очага и Соме - опьяняющему напитку, а в гимнах Ригведы прославляется Любовь как источник мудрости. Ци­вилизация Индии была результатом коллективных усилий многих племен и народов, обитавших в долинах Инда и Ганга. Необходи-

1 Мечников Л. И. Цивилизация и великие исторические реки. С. 405.

мость сотрудничества усиливалась неблагоприятными природными условиями: губительными ветрами и циклонами, проливными дож­дями и засухами, ядовитыми испарениями и свирепыми животными.

«Пожалуй, - пишет Л. Мечников, - ни в одной стране человек не чувст­вует себя так во власти природы, как в Индии. Никакая другая страна не в состоянии дать такое ясное понятие, что жизнь и смерть, добро и зло - это два цветка на одном и том же стебле» 1 .

Китай, или Небесная империя, принадлежит к числу великих реч­ных очагов цивилизации на берегах Хуанхэ и Янцзы. Философские системы Конфуция и Лао-цзы, иероглифическое письмо и фарфор, чай и шелк, земледелие и рыболовство, «десять тысяч церемоний», регламентирующих общественную и личную жизнь, идея божествен­ного происхождения власти - таковы лишь некоторые черты этой культуры. Эпитет «отец народа», применяемый к императору, упо-. добляет устройство государства большой семье, где глава мудро за­ботится о подчиненных, их благополучии и здоровье.

Лабиринт каналов, множество плотин и дамб, плодородный жел­тозем способствовали развитию высокой культуры земледелия. Но содержание всех водных сооружений требовало семейной и общин­ной солидарности, дисциплины и трудолюбия.

Завершая краткий обзор культурных особенностей четырех ве­ликих речных цивилизаций, Л. Мечников отмечает, что он далек от утверждения идеи «речного фатализма», но исследование истории цивилизации убеждает в том, что солидарность и коллективный труд являются залогом успешного развития человечества.

Мечников Л. И. Цивилизация и великие исторические реки. С. 422.

Лев Ильич Мечников (1838–1888) – русский этнограф, географ, историк, математик. Его видение культуры изложено в труде "Цивилизация и великие исторические реки" (опубликована после смерти автора, 1889 г.). При советской власти книга была запрещена за несовпадение с марксистским видением истории, широкому читателя стала известна лишь в 1995 г. Концепция Мечникова основана на идеях эволюционизма, прогресса в истории, культурного диффузионизма и роли культурных контактов.

Понимание цивилизации у Мечникова сводится к следующим позициям: 1) совокупность всех открытий и изобретений, сделанных человеком; 2) сумма идей и технических приемов, находящихся в обращении; 3) степень совершенства науки, искусства и промышленной техники; 4) состояние семейного и социального строя и всех существующих учреждений. То есть в это понятие автор вкладывает состояния частной и общественной жизни, взятые в совокупности, а также обоснование идеи прогресса. "Человеческая история, лишенная идеи прогресса, представляет лишь бессмысленную смену событий, вечный прилив и отлив случайных явлений, которые не укладываются в рамки общего мировоззрения".

Обоснование критериев прогресса – дискуссионная задача. Если с техническим прогрессом более или менее ясно, то обнаружить критерии общественного развития значительно труднее. Мечников полагает, что несомненным доказательством прогресса в истории является непрерывная эволюция социальной связи между людьми, нарастание общечеловеческой солидарности. Высшим типом объединения автор считал союзы на основе свободы, самосознания и взаимного договора.

Исходя из определения понятия цивилизации, которое мы уже приводили, Мечников полагает цивилизованным любой народ, как обладающий соответствующими технологиями, языком, семейным и социальным строем. "Все это скромное культурное "имущество" является наследием многих поколений, оно составляет сумму приобретенных благ; народ, обладающий этими благами, уже имеет свою историю, правда неписаную, а, следовательно, имеет право на причисление себя к семье цивилизованных народов".

Л. И. Мечников определяет три стадии исторической эволюции народов:

1) Низший период характеризуется преобладанием подневольных союзов, основанных на принуждении и устрашении, связанных с внешней силой;

2) Переходный период отличается преобладанием подчиненных союзов и группировок, объединенных между собой благодаря социальной дифференциации, разделению труда, доводимого до все большей и большей специализации;

3) Высший период , основанный на преобладании свободных союзов и групп, возникающих в результате свободного договора и объединяющих отдельных людей в силу общности интересов, личных наклонностей и сознательного стремления к солидарности. Этот период только начинается и принадлежит будущему. В его основе три принципа: свободы – уничтожение всякого принуждения; равенства – ликвидации несправедливых делений и привилегий; братства – солидарной согласованности индивидуальных сил,

История мировых цивилизаций иллюстрирует каждый из трех актов этой величественной драмы и кровавого шествия человечества по пути прогресса. В первом периоде пребывали четыре великие культуры: египетская, ассирийская, индийская и китайская. Эти культуры характеризовались беспримерным развитием деспотизма и обожествлением угнетателей. Абсолютная "власть была главной основой этих древних цивилизаций, среди которых с большим трудом можно заметить зачатки позднейшей социальной дифференциации, утопающие в волнах рабства", – отмечает Мечников.

Второй период в истории мировых цивилизаций начинается с появления финикийцев, характеризуется упадком восточных деспотий и формированием основ федеративно-республиканского строя. Господствующим фактором политической истории становится олигархия. Наиболее чистая форма классической демократии – афинская республика, а также более поздняя – народная флорентийская коммуна – были разновидностью олигархии. Для первого и второго периодов характерны возможность принуждения и вознаграждения, ограничения прав и свобод.

Третий период начинается с принятия знаменитой "Декларации прав человека и гражданина", документа Великой французской революции 1789 г. Однако, отмечает Мечников, пока принципы Декларации не стали социальными реалиями, а без этого дальнейший прогресс невозможен. Надо отметить, что такие взгляды на развитие цивилизации характерны для представителей анархизма, к которому тяготел Мечников.

Особый интерес в культурологической теории Л. И. Мечникова представляет раздел, связанный с обоснованием роли географической среды в истории цивилизаций. Определяя свою позицию, Мечников подчеркивает, что он далек от географического фатализма, в котором нередко упрекают теорию о влиянии среды. "По моему мнению, причину возникновения и характер первобытных учреждений и их последующей эволюции следует искать не в самой среде, а в соотношении между средой и способностью населяющих данную среду людей к кооперации и солидарности" .

Он выделяет несколько направлений анализа географического фактора в истории: астрономические, физико-географические, антрополого-расовые, а также влияние растительного и животного мира на историю цивилизаций. Уделяя должное внимание каждому из них, он особенно резко относится к расовым теориям, считая их роль в объяснение истоков цивилизации мало аргументированными.

Рассуждая о зарождении цивилизации, Мечников, отмечает: "Зажглись ли светочи цивилизации в одном месте, в одном общем очаге, или же различные культуры возникали независимо друг от друга? А если было несколько первоначальных цивилизаций, то как хронологически последовательно они возникали, существовали ли между ними контакты и культурные связи? Говоря вообще, вопрос о происхождении цивилизации на Земле один из самых темных".

Автор разделяет историю на три последовательных периода или три фазиса развития цивилизации, каждый из которой протекал в соответствующей географической среде. Общим соединяющим признаком такой классификации мировых цивилизаций является водное пространство. Вода как символ жизни и энергии, движения и плодородия, благополучия и богатства, контактов и торговых путей становится центральной категорией. Мечников называет исторические реки "великими воспитателями человечества" , ибо они отличались не только мощностью объема своих вод, способствующих выживанию, но главным образом тем, что река–кормилица заставляла население объединять свои усилия в общей работе, учила солидарности, осуждала леность и эгоизм отдельного человека или небольшой группы. С нею были связаны легенды и мифы, обычаи и обряды, ее населяли различные божества и темные силы. Река воплощала историческое время: прошлое, настоящее и будущее.

Всю историю человечества Мечников подразделяет на три периода: речной, морской и океанический.

1) Речной период, древние века. Цивилизации, возникшие на берегах великих исторических рек: Египет в долине Нила; ассиро-вавилонская цивилизация на берегах Тигра и Ефрата; индийская или ведийская культура в бассейнах Инда и Ганга; китайская цивилизация в долинах рек Хуанхэ и Янцзы. В периоде речных цивилизаций различаются две эпохи: эпоха изолированных народов , завершающаяся к XVIII веку до н. э., и эпоха первоначальных международных сношений и сближений народов , начинающаяся первыми войнами Египта и Ассиро-Вавилонии и заканчивающаяся вступлением на историческую арену финикийский федераций около 800 г. до н. э.

2) Средиземноморский период, средние века . Он охватывает 25 веков, начиная с основания Карфагена до Карла Великого, и подразделяется на две эпохи: эпоху Средиземного моря , в которую возникли и развились культуры Финикии, Карфагена, Греции и Рима вплоть до Константина Великого; морскую эпоху , охватывающую период Средних веков, начиная со времени основания Византии (Константинополя), когда в орбиту цивилизации втягивается Черной море, а затем и Балтийское.

3) Океанический период или Новое время. Делится на две эпохи: атлантическую эпоху – от открытия Америки до момента "золотой лихорадки" в Калифорнии и на Аляске, широкого развития английского влияния в Австралии, русской колонизации берегов Амура и открытия для европейцев портов Китая и Японии; всемирную эпоху, зарождающуюся в наши дни.

Концепцию развития цивилизаций Мечникова отличают широта географического и исторического диапазона, оригинальность.

Лев Ильич Мечников

Мечников Лев Ильич (1838–1888), российский географ и социолог, один из пионеров цивилизационного подхода в географии, автор ряда обобщающих работ. В 1868 г. опубликовал в Женеве «Землеописание для народа» (совместно с Н. П. Огарёвым и Н. А. Шевелёвым); в 1881 г. книгу «Японская империя». Основной труд «Цивилизация и великие исторические реки» (1889), в котором обоснована детерминистская концепция социального развития в тесной связи с географическими условиями. Участвовал в издании «Всеобщая география. Земля и люди».

Использованы материалы кн.: Современная иллюстрированная энциклопедия. География. Том 2, М-Я, Росмэн-Пресс, М., 2006.

Мечников Лев Ильич (1838–1888). Русский ученый-позитивист (географ, социолог, этнограф) и публицист. Крупнейший представитель географического направления в отечественной в мировой социологии. Участвовал в политических событиях в странах Западной Европы. В Италии служил добровольцем в отряде Дж. Гарибальди . По приглашению Министерства народного просвещения Японии читал лекции в Японии и изучал японскую культуру. Открыл в Токио русскую школу. С 1883 года возглавлял кафедру сравнительной географии и статистики в Лондонском университете. Как социолог исследовал процессы социальной эволюции, связывая периоды истории человечества с действием на общество окружающей природной среды. Исследовал проблему взаимоотношений “мира общественности” и “мира биологии”. Разрабатывал принципы солидарности, взаимопомощи, свободы и альтруизма в их отношении к понятию социального прогресса.

А. Акмалова, В. М. Капицын, А. В. Миронов, В. К. Мокшин. Словарь-справочник по социологии. Учебное издание. 2011.

Мечников Лев Ильич (1838-1888) - русский социолог и географ, публицист, демократ; брат И. Мечникова. Участвовал в национально-освободительной борьбе в Италии, был волонтером «Тысячи» Гарибальди. Сотрудничал в «Колоколе» Герцена и «Современнике» Чернышевского. Задумав социологический труд, посвященный истории всей цивилизации, Мечников успел написать лишь введение к нему. В 1889 году оно было издано под названием «Цивилизация и великие исторические реки». Мечников - сторонник географического направления в социологии. Развитие общества определяется физико-географической средой, и прежде всего гидросферой. Речные, морские и океанические пути сообщения рождают соответственно древнюю,- средневековую и новую цивилизацию. Выступая против расизма, против социологов, распространявших законы биологии на общество, Мечников видел специфику последнего в факте свободной кооперации людей, постепенно изменяющих природу. Правда, он не был здесь последователен, находя элементы социальной связи (кооперации) и в мире животных. Критерий социального прогресса для Мечникова, не сумевшего преодолеть идеалистическое понимание истории, заключается в возрастании солидарности и свободы общества, которое развивается от угнетения к анархии (на взглядах Мечникова сказалось влияние Бакунина). Теория Мечникова сыграла положительную роль в борьбе с религиозно-философскими воззрениями на общество. Плеханов назвал его замечательным представителем того поколения 60-х годов, «которому много обязана наша общественная жизнь, наша наука и литература».

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова . М., 1991, с. 259-260.

Мечников Лев Ильич (18(30).05.1838, Петербург- 18(30).06.1888, Кларан, близ Женевы, Швейцария) - географ, социолог, культуролог, лингвист, публицист. Брат И. И. Мечникова . Учился в Харьковском университете (в 1856 г. был исключен с 1-го курса), в Петербургской медико-хирургической академии и Петербургском университете. Полный курс нигде не закончил, т. к. преследовался за участие в студенческих волнениях. Овладел 14 иностранными языками (в т. ч. 4 восточными). Работал переводчиком в русской дипломатической миссии на Ближнем Востоке. В 1860-1863 годы принимал активное участие в революционной борьбе гарибальдийцев в Италии, был тяжело ранен. В 1863 году во Флоренции познакомился с Герценом, печатался в «Колоколе». С 1865 года в Швейцарии, участвовал в работе I Интернационала; во время Парижской коммуны оказывал помощь коммунарам. В 1874-1876 годы работал в Токио профессором русского отделения государственной школы иностранных языков. Итогом пребывания в Японии стала написанная и проиллюстрированная самим Мечниковым большая книга «Японская империя» (L"Empire japonaise. Geneve, 1881) и серия публикаций в журнале «Дело» (1876-1877) и газете «Русские ведомости» (1883-1884). С 1883 года до конца жизни был профессором Невшательской академии наук (Швейцария), где читал лекции по сравнительной географии и статистике. Был знаком со многими деятелями русской и европейской культуры, в т. ч. А. Дюма, М. А. Бакуниным, Кропоткиным. Плехановым. Э. Реклю. Последний опубликовал на французском языке со своим предисловием первое (посмертное) издание его основной незавершенной работы - «Цивилизация и великие исторические реки. Географическая теория развития современного общества» (Париж, 1889; рус. пер. 1898, более полный - 1924). Мечников был противником европоцентристской схемы истории и осуждал противопоставление «варварского Востока» и «цивилизованного Запада». Вся история человечества, по Мечникову, разделяется на три фазы - речную, морскую и океаническую. При этом критерием прогрессивного развития выступает солидарность или кооперация людей, которая проходит три основные стадии: насильственную, полунасильственную и добровольную. Существование последней Мечников связывал с утверждением анархического идеала, сторонником которого был. История, считал он, развивается по восходящей линии от относительно замкнутых цивилизаций, возникших на берегах Нила, Инда и Ганга, Хуанхэ и Янцзы, Тигра и Евфрата, - до средиземноморской и океанической эпохи существования человечества, распространяющего свою деятельность на весь земной шар. Характер восточных цивилизаций вытекал не из их «предрасположенности к деспотизму», а из особого типа кооперации, определявшегося природными условиями, необходимостью соединения огромных усилий по созданию речных обводнительных систем. Мечников был убежден, что носителем нового типа океанической цивилизации станет и Япония, положение которой в Азии представляет очень близкую аналогию с положением островной Англии по отношению к континентальной Европе. В результате анализа японских буржуазных реформ («революция Мэйдзи», 1867- 1868 гг.) Мечников пришел к выводу, что Япония будет быстро прогрессировать главным образом благодаря сочетанию собственной культурной самобытности с современной европейской технологией и растущим участием в «международной кооперации». Пореформенное развитие России, считал он, в чем-то схоже с японским, однако имеет и свои принципиальные отличия. Россия являет собой самостоятельный тип континентальной неокеанической («незападной» и «невосточной») цивилизации, для развития которой пространственно-географический фактор имеет огромное значение. Для ее будущего крайне важна не столько сырьевая, сколько индустриальная ориентация. Несмотря на близость к народничеству, Мечников не был сторонником некапиталистического пути развития для России, хотя не отрицал перспективности общины как устоявшейся формы кооперации . Высоко ценил работу Мечникова «Цивилизация и великие исторические реки» В. С. Соловьев , назвавший ее «замечательной книгой». Он, однако, упрекал Мечникова в недооценке христианства как самостоятельного фактора развития цивилизации. (Работы Мечникова были использованы Соловьевым для написания статьи «Япония (Историческая характеристика)». Собр. соч. Т. 6. С. 153-173.) Наследие Мечникова анализировал в ряде своих сочинений Плеханов, считавший, что Мечников стоит ближе к историческому материализму, чем к анархизму. В современной литературе Мечников считается одним из предшественников евразийства.

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко , А.П. Поляков. – М., 2014, с. 376-377.

Мечников Лев Ильич , русский географ, социолог и общественный деятель. Родился в семье обрусевших выходцев из Румынии, высшее образование не закончил из-за преследований за участие в студенческом движении. В 1858 году уехал за границу, жил на Балканах и Ближнем Востоке, принял активное участие в национально-освободительном движении в Италии, был волонтёром в знаменитой «тысяче» Дж. Гарибальди, ранен при освобождении Сицилии. В 60-х годах сблизился с М. А. Бакуниным , А. И. Герценом и Н. П. Огарёвым , сотрудничал в «Колоколе» , совместно с Огарёвым и Н. А. Шевелёвым опубликована в Женеве «Землеописание для народа» (1868), участвовал в деятельности 1-го Интернационала. В 1874-1876 годы читал лекции в Токийском университете, в 1883- 1888 годы руководил кафедрой сравнительной географии и статистики в Невшательской академии (Швейцария). Ближайший сотрудник Э. Реклю в создании «Новой всеобщей географии. Земля и люди» (v. l-19, 1876-94, рус. пер., т. 1-19, 1898-1901). В «Современнике», «Русском слове», «Деле», «Отечественных записках» и других русских журналах активно выступал под различными псевдонимами с пропагандой передовых научных и общественных идей, подвергая критике деспотизм, колониализм, расизм и социальный дарвинизм.

Главные произведение Мечников «Цивилизация и великие исторические реки. Географическая теория развития современного обществ» было опубликовано посмертно на французском языке (1889, рус. пер. 1898, более полн.- 1924). В этой работе Мечников выступил как крупнейший представитель географической школы в социологии. Воздерживаясь от вульгарного географического детерминизма, он стремился объяснить неравномерность общественного развития изменением значения одних и тех же географических условий, прежде всего водных ресурсов и путей сообщения, в различные эпохи под влиянием экономического и технического прогресса. В соответствии с этим он выделял три периода в истории цивилизации: 1) речной - со времени возникновения первых рабовладельческих государств в долинах Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Хуанхэ и Янцзы; 2) средиземноморский - от основания Карфагена и 3) океанический - после открытия Америки. Усматривая критерий общественного прогресса в «нарастании общечеловеческой солидарности», Мечников считал неизбежным и закономерным переход человечества от деспотического правления к свободе, от угнетения к социальному равенству и от взаимной враждебности к братству всех людей и народов, покоящемся на добровольной кооперации.

Теория Мечникова сыграла прогрессивную роль в опровержении религиозно-мистической концепций общества. Исключительно высоко оценил вклад Мечникова в социологию Плеханов, многократно ссылавшийся на него для подтверждения материалистического понимания истории. Подвергнув критике симпатии Мечникова к анархизму, Плеханов писал: «Нисколько не преувеличивая дела, можно сказать, что книга Л. И. Мечникова затрагивает самые основные вопросы философии истории и для некоторых из них дает вполне удовлетворительное решение... Главнейшие положения философии истории Л. И. Мечникова совершенно материалистичны. Но в частностях он нередко уклоняется в сторону идеализма» (Соч., т. 7, М.- Л., 1925, с. 15, 25).

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв , П. Н. Федосеев , С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Сочинения: L"empire japonaise, Geneve, 1881.

Литература: Романенко В. М., Борьба Льва Ильича Мечникова против мальтузианства, социал-дарвинизма и расизма, «ВФ», 1956, № 5; К а р т а-ш е в а К. С., Дороги Л. M., M., 1981.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Русская национальная философия в трудах ее создателей (специальный проект ХРОНОСа).

Сочинения:

Географическая теория развития исторических народов// Вестник Европы 1889. Т. 2. № 3;

Цивилизация и великие исторические реки М. 2013.

Литература:

Плеханов Г. В. Л. И. Мечников (Некролог); О книге Л. И. Мечникова // Соч. Т. 7. М.; Л., 1925;

Социологическая мысль в России. М., 1978. С. 87-97:

Карташева К. С. Дороги Льва Мечникова. М., 1981;

Романенко В. М., Борьба Льва Ильича Мечникова против мальтузианства, социал-дарвинизма и расизма, «ВФ», 1956, № 5;

Watanabe М. Metchnikoff and Japan // Japanese Slavic aud East European Studies. 1984. Vol. 5. P. 35-54.



Что еще почитать