Плавучая церковь николая чудотворца. Плавучий храм "святитель николай чудотворец". Отрывок, характеризующий Плавучий храм Николая Чудотворца


Мало кто знает, что по Каспию в начале ХХ в. ходили не только пассажирские и рыболовецкие суда, военные корабли, нефтеналивные танкеры, баржи и т.п. Его воды бороздил и... плавучих храм.
До Октябрьского переворота Плавучая церковь Святителя Николая Чудотворца была единственным в Российской империи кораблем, на котором располагалась полноценная православная церковь. Действовала церковь в Каспийском море в 1910-1915 гг.
Идея сооружения первого на Волге и Каспии плавучего храма принадлежала астраханскому мещанину Н.Е. Янкову - человеку благочестивому и набожному. Зимой 1903 г. он обратился в епархию с предложением соорудить передвижную церковь для нужд рыболовецких артелей, работавших в низовьях Волги.
С нелегким бытом этих людей Янков, занимавшийся скупкой рыбы, был знаком не понаслышке.
Это был целый "плавучий город", располагавшийся на Каспийском море в 220 км от Астрахани. Он представлял собой сотни морских судов, барж, шхун, плавучих контор со штатом служащих, контролировавших движение грузов, с "населением" до 100 тыс. человек.
Мелководье в устье Волги не позволяло морским судам добираться до Астрахани, поэтому большинство "населения" в течение 7-8 месяцев в году не ступало на берег. И, конечно, им нужен был храм.

Идея хоть и получила одобрение, но первая благая попытка закончилась безрезультатно. Осенью 1907 г. ходатай во второй раз обратился к руководству церкви со своим предложением.
На этот раз Янков предлагал строить не плавучий храм, а две разборные церкви, для перевозки которых можно было бы использовать "парусное деревянное судно длиной 17 м и при нем плоскодонную лодку для постановки храма". При этом обсуждался и проект строительства парохода-церкви, но он, как выяснилось, требовал больших финансовых затрат.
На следующий год специальная комиссия, сформированная советом Кирилло- Мефодиевского братства Чуркинской пустыни, решила "ради экономии средств" купить один из уже готовых пароходов, чтобы приспособить его под плавучий храм. Осмотрев более 30 судов, привлеченные для работы специалисты остановили свой выбор на буксирно-пассажирском пароходе "Пират", принадлежавшем астраханскому мещанину П. М. Минину. Судно было куплено в январе 1910 г., о чем не преминули сообщить "Астраханские епархиальные ведомости".
До превращения в церковь "Пират" ровно полвека трудился на Волге. В 1858 г. Судоходное общество "По Волге" заказало в Англии на заводе "Ровенгиль-Залкелд" буксирный колесный пароход с малой осадкой для плавания в низовьях реки. Через два года судно в разобранном виде доставили в Криушинский затон недалеко от Симбирска.
Здесь, в мастерских общества, пароход собрали и после испытаний он отправился в свой первый рейс по просторам великой русской реки.

Корпус парохода был железный, а палуба деревянная. Длина судна составляла 44,5 м, ширина чуть более 7 м (с обносами 13 м), высота по борту 2,2 м и осадка с грузом около 1 м при грузоподъемности 32 т. Гребные колеса приводились в движение паровой машиной системы Пена мощностью в 60 л.с.
Скорость судна достигала 20 верст в час (21,3 км), а экипаж состоял из 18 человек.
Пароходу присвоили имя "Криуши". Под этим названием он проплавал до начала XX в., пока не был продан некоему Минину, который и переименовал судно в "Пират". Правда, новый хозяин недолго владел своим приобретением, уступив пароход по сходной цене для оборудования походной церкви.
Сразу же по приобретении был составлен проект переоборудования судна, потребовавший кардинальных изменений внешнего облика и внутреннего устройства бывшего "Пирата". Заказы разместили на местных заводах.
Всего за два месяца пароход был полностью переделан. За это время заменили большинство деталей машины, на несколько метров удлинили корпус судна, возвели часовню-звонницу, совместив ее с рулевой рубкой, и соорудили сам храм.
Оборудование "духовного" судна стоило больших хлопот и немалых финансовых затрат. Многие верующие жертвовали средства на благое дело. Так, местное управление Волжско-Каспийскими рыбными и тюленьими промыслами выделило на постройку храма 6 тыс. рублей, а местное врачебное отделение прислало для церковной больницы аптеку с лекарствами и медицинскими инструментами.

Священники, купцы, чиновный и простой люд вносили на обустройство плавучей церкви кто сколько мог. В общей сложности стоимость затрат на покупку и переоборудование парохода составила не менее 28 тыс. рублей - сумма по тем временам немалая.
Помещение храма соорудили в носовой части корпуса судна. Исключая алтарь, его площадь составила более 40 кв.м. Помимо храма на хорах во время службы могли разместиться до 100 молящихся.
По проекту архитектора Карягина мастер Соломонов изготовил красивый орнаментированный иконостас. В нем установили ценные старые иконы, выполненные в одной из знаменитых московских иконописных школ. Стены храма были богато украшены декоративными элементами и иконами старого письма, а венчали церковь позолоченные луковичные главы с крестами.
За счет добровольных пожертвований храм был оснащен всем необходимым для совершения богослужения и мог отправлять любые требы - от крестин до венчания и отпевания. Здесь находилось до 220 ценных церковных предметов, включая дорогие парчовые облачения для диакона и священника.
Доминирующей надстройкой "духовного" парохода была звонница, она же рулевая рубка, выполненная в виде часовни и увенчанная куполом с крестом. Здесь мирно уживались корабельное оборудование и шесть колоколов весом от семи пудов (114,6 кг) до 12 фунтов (4,9 кг).

Позади звонницы установили колокол-благовест весом в 15 пудов и 20 фунтов (253,9 кг). В корме дополнительно было построено три каюты для церковного причта - священника, диакона и старосты. Здесь же находился лазарет для прихожан и трапезная-столовая для неимущих. Все церковные помещения имели электрическое освещение, поскольку пароход по случаю переоборудования был электрифицирован.
В воскресенье 11 апреля 1910 г. пристань известного астраханского рыбопромышленника Беззубикова запрудил народ. С утра сюда начали собираться люди, желавшие принять участие в освящении плавучего храма. Огромную площадь пристани заполнила пестрая толпа обывателей, пристанских рабочих, представителей духовенства и купечества. У дебаркадера стояло, сияя свежей белой краской, судно-церковь - "Святитель Николай Чудотворец".
В лучах по-весеннему яркого солнца ослепительно сверкали семь вызолоченных церковных глав - зрелище, доселе на судах невиданное. На мачте развевался треугольный белый флаг с крестом посередине.
Начало торжественного богослужения было отмечено звоном благовеста и перезвоном всех шести колоколов церковной звонницы. Сотни молящихся заполнили помещения церкви, хоры и палубы парохода. Освящение совершал епископ Астраханский и Енотаевский Георгий, сказавший после литургии: "Мы знаем, что на военных судах для морских военных команд существуют церкви, но не слышали, чтобы были где-нибудь у нас храмы Божьи, плавающие для удовлетворения религиозных потребностей приречных или приморских обитателей. Наша плавающая церковь есть первый опыт в этом роде".

В первом плавании церковью парохода-храма заведовал протоиерей Петр Горохов, а помогали ему иеромонах отец Иринарх, иеродиакон отец Серафим, фельдшер отец Домиан, пономарь отец Лаврентий, три певчих и монастырский повар Кузьма Ежов - все из Чуркинской пустыни. Светская команда состояла из 9 человек.
Содержание плавучей церкви обходилось от 6 до 8 тыс. рублей в год. Основными источниками пополнения бюджета, помимо продажи свечей и открыток, были пожертвования от частных лиц и церквей епархии.
Нововведение не осталось незамеченным. Тогдашняя пресса отмечала: "В низовьях Волги было все, что составляло неизбежную потребность порта и просто человеческого бытия, но не было храма для удовлетворения души". А потребность в этом у православного народа всегда существовала, что и побудило епархию соорудить плавучий храм.
В пятницу, 16 апреля 1910 г. "Святитель Николай Чудотворец" снялся с якоря на Астраханском рейде и по прошествии нескольких часов прибыл в низовья Волги. А в сентябре, 6 числа, началась служба этого необычного судна.
Церковь обслуживала не только частновладельческие шаланды, но и прибрежные села Кордуан и Кривобузанск, Сурковка и Александрия, жители которых принимали участие в ее строительстве. Помимо русских, деятельность плавучей церкви была направлена и на христианизацию некрещеных калмыков (прикомандированный иеромонах Иринарх знал калмыцкий язык).

По составленному расписанию в первую и последующую навигации плавучий храм посещал определенные для него участки акватории, удаленные друг от друга примерно на 50 верст. На каждом месте он стоял один-три дня. С начала путины и до осени все были в ожидании его прихода. Потом судно вставало на зимовку в астраханском порту в районе Элинга или на Адмиралтейском затоне.
Судно выдержало не один шторм и ни разу не пострадало. Отслужив пять навигаций, плавучий храм в навигацию 1916 г. не вышел к ожидавшему ее рыболовецкому люду...
Почему же так произошло? Дело в том, что к осени 1915 г. все киоты, иконы, церковные книги, утварь были сняты с парохода и переданы, по некоторым сведениям, на хранение в Чуркинскую Николаевскую пустынь, но возможно, какие-то иконы, наиболее ценные, могли попасть в какой-то музей.
В феврале 1916 г. газета "Московская копейка" писала: "прибыл в Астрахань преосвященный Филарет, он нашел, что плавучий храм ветх, и признал, что его содержание дорого. А т.к. ни по каким каноническим правилам продажа храма не разрешается, то епископ Филарет поступил так: плавучая церковь превратилась в "износившийся пароход" и, как передает "Астр. Л.", продана на слом, как продаются старые пожарные насосы и др. рухлядь".
Намерение продать плавучий храм вызвало протесты, а сам епископ Филарет (Никольский) был 24 мая (1 июня) 1916 г. уволен на покой по жалобе игумена Чуркинского монастыря.

К концу сентября 1916 г. волнения, вызванные продажей плавучей церкви, улеглись - жизнь заставила людей решать другие проблемы, ведь в то время Россия испытывала горесть поражений на фронтах войны с Германией.
В этих условиях нельзя было ожидать сбора больших средств на постройку нового плавучего храма. Февральские события, а затем Октябрьский переворот идею о новом плавучем храме окончательно похоронили.
Настали времена, когда не только не создавали новые храмы, а наоборот, старые под разными предлогами разрушали и использовали для хозяйственных нужд. Так, непонятно куда делись купола с плавучего храма. Известно только, что большевики их сняли.
Согласно рукописи краеведа П.С. Лебедева, в 1918 г. Плавучая церковь была превращена в морское спасательное судно "Нечаянный" с припиской к Бакинскому порту. Какое-то время он там успел проработать, но по Регистру судно не прошло к плаванию в море и было возвращено в Астрахань в распоряжение Рыбтреста.
Потом оно было переоборудовано в плавучий театр (такая вот насмешка судьбы!) и предоставлено в распоряжение рыбаков, получив название "Иосиф Сталин", а позднее "Моряна".
В 60-е в нем находилось общежитие в поселке Оранжерейный. Правда, по другим данным судно было разобрано на металлолом еще в 1924 г. в Астрахани после возвращения из Баку.

5 июня 1998 года в своё первое плавание отправился «Святитель Иннокентий». Он делается из обычного дебаркадера при поддержке немецкой организации «Церковь в беде» по инициативе В. И. Корецкого — известного волгоградского яхтсмена, бизнесмена и поклонника знаменитого русского барда Владимира Высоцкого, в честь которого и был назван яхт-клуб. Храм приписывается к церкви великомученицы Параскевы.

Освящается храм архиепископом Германом 22 мая 1998 года на Центральной набережной Волгограда. Плавучая церковь передвигается с помощью буксира «Князь Владимир». За время пяти навигаций священником Геннадием Ханыкиным окрещено уже более двух тысяч человек.

Своё название церковь получила в честь выдающегося русского православного миссионера, совершавшего свой духовный подвиг в Сибири и на Аляске. Он самоучкой постиг грамоту, обучался в Иркутской семинарии, стал священником и с истинным христианским рвением проповедовал Слово Божие среди разных народов. Им переводятся Евангелие и катехизис на алеутский язык, а другие библейские книги — на язык североамериканских индейцев. Священник Иоанн Попов-Вениаминов служил литургию на якутском языке. После смерти жены он постригается в монахи с именем Иннокентий, на 28 лет становится архиереем на Камчатке, а затем московским митрополитом. Святитель известен своими многими научными трудами, самое известное его сочинение — «Указание пути к царству небесному». Взяв на себя имя прославленного русского миссионера, церковь поставила себе задачу нести Слово Божие россиянам, как когда-то святитель Иннокентий проповедовал его алеутам, индейцам, якутам и другим народам.

Церкви сейчас приходится вновь обращать в православную веру потомков россиян, насильственно лишённых Слова Божия. Особенно безжалостно безбожная власть истребляла Православие в донских станицах, где почитание веры предков, верность Отечеству было основой жизни. Поэтому «Святитель Иннокентий» отправился в плаванье по Дону.

С каждым годом ощущалось благотворное влияние плавучей церкви. В станицах и на хуторах появлялись приходы, молитвенные дома, храмы. Если в 1998 году «Святитель Иннокентий» заходил в 28 бесхрамовых сёл, то в 2002 году он посетил уже только 13. А 18 мая 2002 года освятил место под строительство церкви святой равноапостольной княгини Ольги в месте зимовки «Святителя Иннокентия» в посёлке Пятиморский Калачёвского района.

Послушаем сухую статистику судового журнала: каждый год за 3-4 месяца навигации плавучий храм принимает на борт около трёх тысяч верующих. За навигацию проходит крещение до полутысячи новых христиан, причащаются более полутора тысяч жителей Дона.

С января по май 2008 года храм находился на зимней стоянке в п. Пятиморск Калачевского района. За это время он успешно выполнял функцию приходского храма для поселков Пятиморск и Ильевка. Стараниями супруги настоятеля в поселке Пятиморск успешно действует воскресная школа на 50 детей.

В мае того же года плавучий храм «Митрополит Иннокентий», после молебна о путешествии по водам отправился в свое миссионерское плавание. Храм прошёл вверх по Дону до границы Волгоградской области, а затем вернулся вниз по Дону до п. Пятиморск. По пути делались останавки во всех станицах и хуторах по берегу Дона, в которых нет действующих церквей. Для жителей совершались Богослужения, молебны, требы, велась просветительская и миссионерская работа.

Плавучей церкви оказывают помощь многие благотворители. Руководитель «Волгограднефтегазстроя» А. Богданов, случайно на рыбалке встретивший храм, выделяет ему солярку, оказывают содействие в плавании управляющий Волго-Донским каналом И. Коблев, И. Попов и другие волгоградцы. В 2002 году в плавучей церкви побывали немецкие репортёры, съёмочная группа Эй-Би-Си, а всего его посетили журналисты из 11 стран мира.

Эту запись посмотрели 734 раз, из них 1 сегодня

Запись опубликована 12 января 2011 пользователем . .
Если вы обнаружили неточность или же обладаете дополнительными материалами к данной странице, редакция сайта "Волгоград Православный" с радостью и благодарностью примет ваши корректировки на наш адрес электронной почты [email protected]
Спаси вас Господь!

Мало кто знает, что по Каспию в начале ХХ в. ходили не только пассажирские и рыболовецкие суда, военные корабли, нефтеналивные танкеры, баржи и т.п. Его воды бороздил и... плавучих храм. До Октябрьского переворота Плавучая церковь Святителя Николая Чудотворца была единственным в Российской империи кораблем, на котором располагалась полноценная православная церковь. Действовала церковь в Каспийском море в 1910-1915 гг.

Идея сооружения первого на Волге и Каспии плавучего храма принадлежала астраханскому мещанину Н.Е. Янкову - человеку благочестивому и набожному. Зимой 1903 г. он обратился в епархию с предложением соорудить передвижную церковь для нужд рыболовецких артелей, работавших в низовьях Волги.

С нелегким бытом этих людей Янков, занимавшийся скупкой рыбы, был знаком не понаслышке.

Это был целый "плавучий город", располагавшийся на Каспийском море в 220 км от Астрахани. Он представлял собой сотни морских судов, барж, шхун, плавучих контор со штатом служащих, контролировавших движение грузов, с "населением" до 100 тыс. человек.

Мелководье в устье Волги не позволяло морским судам добираться до Астрахани, поэтому большинство "населения" в течение 7-8 месяцев в году не ступало на берег. И, конечно, им нужен был храм.

Идея хоть и получила одобрение, но первая благая попытка закончилась безрезультатно. Осенью 1907 г. ходатай во второй раз обратился к руководству церкви со своим предложением.

На этот раз Янков предлагал строить не плавучий храм, а две разборные церкви, для перевозки которых можно было бы использовать "парусное деревянное судно длиной 17 м и при нем плоскодонную лодку для постановки храма". При этом обсуждался и проект строительства парохода-церкви, но он, как выяснилось, требовал больших финансовых затрат.

На следующий год специальная комиссия, сформированная советом Кирилло- Мефодиевского братства Чуркинской пустыни, решила "ради экономии средств" купить один из уже готовых пароходов, чтобы приспособить его под плавучий храм. Осмотрев более 30 судов, привлеченные для работы специалисты остановили свой выбор на буксирно-пассажирском пароходе "Пират", принадлежавшем астраханскому мещанину П. М. Минину. Судно было куплено в январе 1910 г., о чем не преминули сообщить "Астраханские епархиальные ведомости".

До превращения в церковь "Пират" ровно полвека трудился на Волге. В 1858 г. Судоходное общество "По Волге" заказало в Англии на заводе "Ровенгиль-Залкелд" буксирный колесный пароход с малой осадкой для плавания в низовьях реки. Через два года судно в разобранном виде доставили в Криушинский затон недалеко от Симбирска.

Здесь, в мастерских общества, пароход собрали и после испытаний он отправился в свой первый рейс по просторам великой русской реки.

Корпус парохода был железный, а палуба деревянная. Длина судна составляла 44,5 м, ширина чуть более 7 м (с обносами 13 м), высота по борту 2,2 м и осадка с грузом около 1 м при грузоподъемности 32 т. Гребные колеса приводились в движение паровой машиной системы Пена мощностью в 60 л.с.

Скорость судна достигала 20 верст в час (21,3 км), а экипаж состоял из 18 человек.

Пароходу присвоили имя "Криуши". Под этим названием он проплавал до начала XX в., пока не был продан некоему Минину, который и переименовал судно в "Пират". Правда, новый хозяин недолго владел своим приобретением, уступив пароход по сходной цене для оборудования походной церкви.

Сразу же по приобретении был составлен проект переоборудования судна, потребовавший кардинальных изменений внешнего облика и внутреннего устройства бывшего "Пирата". Заказы разместили на местных заводах.

Всего за два месяца пароход был полностью переделан. За это время заменили большинство деталей машины, на несколько метров удлинили корпус судна, возвели часовню-звонницу, совместив ее с рулевой рубкой, и соорудили сам храм.

Оборудование "духовного" судна стоило больших хлопот и немалых финансовых затрат. Многие верующие жертвовали средства на благое дело. Так, местное управление Волжско-Каспийскими рыбными и тюленьими промыслами выделило на постройку храма 6 тыс. рублей, а местное врачебное отделение прислало для церковной больницы аптеку с лекарствами и медицинскими инструментами.

Священники, купцы, чиновный и простой люд вносили на обустройство плавучей церкви кто сколько мог. В общей сложности стоимость затрат на покупку и переоборудование парохода составила не менее 28 тыс. рублей - сумма по тем временам немалая.

Помещение храма соорудили в носовой части корпуса судна. Исключая алтарь, его площадь составила более 40 кв.м. Помимо храма на хорах во время службы могли разместиться до 100 молящихся.

По проекту архитектора Карягина мастер Соломонов изготовил красивый орнаментированный иконостас. В нем установили ценные старые иконы, выполненные в одной из знаменитых московских иконописных школ. Стены храма были богато украшены декоративными элементами и иконами старого письма, а венчали церковь позолоченные луковичные главы с крестами.

За счет добровольных пожертвований храм был оснащен всем необходимым для совершения богослужения и мог отправлять любые требы - от крестин до венчания и отпевания. Здесь находилось до 220 ценных церковных предметов, включая дорогие парчовые облачения для диакона и священника.

Доминирующей надстройкой "духовного" парохода была звонница, она же рулевая рубка, выполненная в виде часовни и увенчанная куполом с крестом. Здесь мирно уживались корабельное оборудование и шесть колоколов весом от семи пудов (114,6 кг) до 12 фунтов (4,9 кг). Позади звонницы установили колокол-благовест весом в 15 пудов и 20 фунтов (253,9 кг). В корме дополнительно было построено три каюты для церковного причта - священника, диакона и старосты. Здесь же находился лазарет для прихожан и трапезная-столовая для неимущих. Все церковные помещения имели электрическое освещение, поскольку пароход по случаю переоборудования был электрифицирован.

В воскресенье 11 апреля 1910 г. пристань известного астраханского рыбопромышленника Беззубикова запрудил народ. С утра сюда начали собираться люди, желавшие принять участие в освящении плавучего храма. Огромную площадь пристани заполнила пестрая толпа обывателей, пристанских рабочих, представителей духовенства и купечества. У дебаркадера стояло, сияя свежей белой краской, судно-церковь - "Святитель Николай Чудотворец".

В лучах по-весеннему яркого солнца ослепительно сверкали семь вызолоченных церковных глав - зрелище, доселе на судах невиданное. На мачте развевался треугольный белый флаг с крестом посередине.

Начало торжественного богослужения было отмечено звоном благовеста и перезвоном всех шести колоколов церковной звонницы. Сотни молящихся заполнили помещения церкви, хоры и палубы парохода. Освящение совершал епископ Астраханский и Енотаевский Георгий, сказавший после литургии: "Мы знаем, что на военных судах для морских военных команд существуют церкви, но не слышали, чтобы были где-нибудь у нас храмы Божьи, плавающие для удовлетворения религиозных потребностей приречных или приморских обитателей. Наша плавающая церковь есть первый опыт в этом роде".

В первом плавании церковью парохода-храма заведовал протоиерей Петр Горохов, а помогали ему иеромонах отец Иринарх, иеродиакон отец Серафим, фельдшер отец Домиан, пономарь отец Лаврентий, три певчих и монастырский повар Кузьма Ежов - все из Чуркинской пустыни. Светская команда состояла из 9 человек.

Нововведение не осталось незамеченным. Тогдашняя пресса отмечала: "В низовьях Волги было все, что составляло неизбежную потребность порта и просто человеческого бытия, но не было храма для удовлетворения души". А потребность в этом у православного народа всегда существовала, что и побудило епархию соорудить плавучий храм.

В пятницу, 16 апреля 1910 г. "Святитель Николай Чудотворец" снялся с якоря на Астраханском рейде и по прошествии нескольких часов прибыл в низовья Волги. А в сентябре, 6 числа, началась служба этого необычного судна.

Церковь обслуживала не только частновладельческие шаланды, но и прибрежные села Кордуан и Кривобузанск, Сурковка и Александрия, жители которых принимали участие в ее строительстве. Помимо русских, деятельность плавучей церкви была направлена и на христианизацию некрещеных калмыков (прикомандированный иеромонах Иринарх знал калмыцкий язык).

По составленному расписанию в первую и последующую навигации плавучий храм посещал определенные для него участки акватории, удаленные друг от друга примерно на 50 верст. На каждом месте он стоял один-три дня. С начала путины и до осени все были в ожидании его прихода. Потом судно вставало на зимовку в астраханском порту в районе Элинга или на Адмиралтейском затоне.

Судно выдержало не один шторм и ни разу не пострадало. Отслужив пять навигаций, плавучий храм в навигацию 1916 г. не вышел к ожидавшему ее рыболовецкому люду...

Почему же так произошло? Дело в том, что к осени 1915 г. все киоты, иконы, церковные книги, утварь были сняты с парохода и переданы, по некоторым сведениям, на хранение в Чуркинскую Николаевскую пустынь, но возможно, какие-то иконы, наиболее ценные, могли попасть в какой-то музей.

В феврале 1916 г. газета "Московская копейка" писала: "прибыл в Астрахань преосвященный Филарет, он нашел, что плавучий храм ветх, и признал, что его содержание дорого. А т.к. ни по каким каноническим правилам продажа храма не разрешается, то епископ Филарет поступил так: плавучая церковь превратилась в "износившийся пароход" и, как передает "Астр. Л.", продана на слом, как продаются старые пожарные насосы и др. рухлядь".

Намерение продать плавучий храм вызвало протесты, а сам епископ Филарет (Никольский) был 24 мая (1 июня) 1916 г. уволен на покой по жалобе игумена Чуркинского монастыря.

К концу сентября 1916 г. волнения, вызванные продажей плавучей церкви, улеглись - жизнь заставила людей решать другие проблемы, ведь в то время Россия испытывала горесть поражений на фронтах войны с Германией. В этих условиях нельзя было ожидать сбора больших средств на постройку нового плавучего храма. Февральские события, а затем Октябрьский переворот идею о новом плавучем храме окончательно похоронили.

Настали времена, когда не только не создавали новые храмы, а наоборот, старые под разными предлогами разрушали и использовали для хозяйственных нужд. Так, непонятно куда делись купола с плавучего храма. Известно только, что большевики их сняли.

Согласно рукописи краеведа П.С. Лебедева, в 1918 г. Плавучая церковь была превращена в морское спасательное судно "Нечаянный" с припиской к Бакинскому порту. Какое-то время он там успел проработать, но по Регистру судно не прошло к плаванию в море и было возвращено в Астрахань в распоряжение Рыбтреста.

Потом оно было переоборудовано в плавучий театр (такая вот насмешка судьбы!) и предоставлено в распоряжение рыбаков, получив название "Иосиф Сталин", а позднее "Моряна". В 60-е в нем находилось общежитие в поселке Оранжерейный. Правда, по другим данным судно было разобрано на металлолом еще в 1924 г. в Астрахани после возвращения из Баку.

Плавающая церковь

В 1910-1916 годах по Волге курсировала уникальная церковь «Святитель Николай Чудотворец».


На фотографии современная модель плавающего храма, выполненная по сохранившимся чертежам.

История появления такого необычного судна связана с тем, что в начале XX века в устье Волги и на Каспии было очень много рыбачьих поселений и рыбных промыслов, церкви же были далеко не в каждом селении. Люди постепенно начинали забывать «слово Божье». И тогда отцы церкви решили оригинальным образом исправить это упущение.

В 1907 году Кирилло-Мефодиевская община купила с аукциона буксирный пароход «Пират» и переоборудовала его в плавучую церковь. Построенный в 1860 году в Криушинском затоне Симбирской губернии, он имел мощность машины в 240 л.с., длину корпуса 42,67 метра, ширину корпуса 7 метров, высоту корпуса 2,1 метра. После перестройки он получил новое название – «Святитель Николай Чудотворец».

Над штурвальной рубкой установили звонницу, матросский кубрик превратился в алтарь. Ближе к носовой части установили пять церковных куполов-луковок, а задние каюты стали кельями иеромонахов. Вся команда парохода, за исключением капитана и механика, состояла из священнослужителей.

Разнося по округе благостный колокольный звон, «Святитель Николай Чудотворец » подходил к рыбацким шаландам и баржам, высаживал у рыбацких селений монахов, которые организовывали молебны. Так пароход-церковь и обслуживал рыбные промыслы в устье Волги и на Каспийском море до 1916 года.

И для полноты картины - дополнительная информация от исследователей истории Волжского судоходства и проч. источников:

В 1907 году преосвященный Георгий, епископ Астраханский и Енотаевский, на собрании членов Кирилло-Мефодиевского братства и миссионерского комитета поставил вопрос о приобретении парохода для устройства плавучей церкви, при которой иметь аптеку, фельдшера и лазарет-каюту для лечения 2-3 больных. Предложение епископа было одобрено, и многие щедро откликнулись на это святое дело пожертвованиями. В течение года собралась крупная сумма: от епископа Георгия - 200 руб., от Архиерейского дома – 1000 руб., от Астраханского рыбного управления – 6000 руб., от монастырей Чуркинской пустыни – 3118 руб., Иоанно-Предтеченского – 1000 руб., Покровско-Болдинского – 1039 руб. и так далее, а всего сумма пожертвований составила 20476 руб.

Для устройства плавучей церкви был приобретен колесный полуморского типа пароход. Церковь решено было соорудить в носовой части по проекту архитектора Корягина, одобренному епископом Георгием. В 1910 году завершено сооружение пятиглавой церкви с хорами, колоколами, всей необходимой утварью и вместительностью до 500 молящихся. Для иконостаса иконы изготовлялись в Московской художественной мастерской на золотом чеканном фоне. Плавучая церковь предназначалась для обслуживания 12-футового рейда в Каспийском море, а также стоянок рыбаков на островах в дельте Волги. 12-футовый рейд представлял собой безбрежное пространство моря с массой дебаркадеров, пароходов, судов, обитатели которого не имели возможности из-за дальности расстояния посещать храмы.

В апреле 1910 года преосвященным епископом Георгием было совершено малое освящение плавучей церкви во имя св. Николая Чудотворца и совершена первая литургия.
На страстной седмице плавучая церковь отправилась в рейд для совершения богослужений и треб. На плавучей церкви отправились бывший епархиальный миссионер-проповедник П. Горохов, иеромонах, иеродиакон и три послушника-певца. Событие это считалось таким значительным, что даже император Николай II прислал в день освящения церкви телеграмму: "Искренне радуюсь доброму делу удовлетворения духовных нужд ловецкого населения и благодарю всех за выраженные чувства".

Церковь-пароход "Святитель Николай Чудотворец" делала путь за сезон более четырех тысяч верст. По описаниям того времени видно, как верующий народ с ликованием и радостью встречал эту единственную в России плавучую церковь. Но недолгим оказалось ее существование. Грозные штормы Каспия, мели в низовьях Волги и материальные затраты на содержание парохода-церкви явились причиной ее упразднения.

В 1915-1916 гг. при епископе Астраханском Филарете плавучая церковь была продана рыбопромышленнику под самоходную баржу. С парохода сняли церковные надстройки и использовали судно для перевозки грузов где-то до семидесятых годов прошлого века. Позднее его приспособили под рабочее общежитие при рыбозаводе поселка Оля, или Оранжерейное, что в Астраханской области.

Научный руководитель: Татьяна Вячеславовна Чемоданова

Летом этого года я и мои родители отправились в село Красный Яр, которое находится в 35 километрах от Астрахани. Мы ехали навестить мою крёстную – настоятельницу Христорождественского женского монастыря Астраханско-Енотаевской епархии игуменью Августину (Акиншину). Перед самым въездом в село есть понтонная переправа через реку Бузан. Переезжая через нее, я подумала: «Как же православный люд жил раньше, в отдаленных от города местах, без храма или церкви, ведь переправу построили лишь 7 декабря 2005 года?» По приезде я поспешила расспросить об этом матушку Августину: «Как человек, живший вдали от города, мог посещать храм, если на территории его проживания, храма попросту нет?» – спросила я у нее. Матушка была удивлена и с улыбкой ответила: «До революции в казачьей станице Красноярской было три церкви: храм Покрова, храм Ильи Пророка, церковь Великомученика Пантелеимона. Но я слышала о существовании плавучей церкви, она как раз и предназначалась для отдаленных уголков Астраханской Епархии».

Разговор наш был коротким, так как матушка спешила. Проводив нас до выхода, она попрощалась и благословила на дорогу. Переезжая обратно через понтонную переправу, я думала: «Как же могла выглядеть плавучая церковь?» Представляла, как она плывет по реке в сторону берега. Всю дорогу размышляла и делала предположения. Дома я решила поискать информацию о плавучей церкви в интернете. К моему удивлению, выяснилось, что первая в России плавучая церковь появилась именно в Астраханской губернии! Поэтому когда мне предложили участвовать в конкурсе исследовательских работ, проблема выбора темы даже не стояла – я точно знала, о чем буду писать.

Строительство первой плавучей церкви во имя Святителя Николая Чудотворца в Астраханской губернии в 1910 г.

Поиск информации о плавучей церкви я начала в Астраханской библиотеке им. Н. К. Крупской. Работники библиотеки посоветовали пройти в отдел краеведения. Там я сделала запрос на имеющиеся у них материалы по плавучей церкви за 1910–1915 год. Но, к сожалению, нашлись только вырезки из газет и материалы, опубликованные в 1990-е годы, которые содержали общие сведения о постройке. По совету научного руководителя, свою работу я продолжила в Государственном архиве Астраханской области. Там я нашла и просмотрела «Епархиальные ведомости» за 1908–1916 гг., отчеты КириллоМефодиевского братства, отчеты Миссионерского общества. Ценным источником стал отчет, написанный священником А. Луцким, «Плавучая церковь на волнах реки Волги в 1912 г.». Так же мне посчастливилось поработать с хранящейся в Областном краеведческом музее книгой Д. Фаворского «Плавучая церковь на волнах реки Волги и Каспия во имя св. Чудотворца Николая», напечатанной в 1911 г.; в ней дается подробное описание устройства храма и деяний его священнослужителей.

Я выяснила, что идея создания плавучего храма принадлежала астраханскому мещанину Н. Е. Янкову. Проживал он на ловецких промыслах и занимался скупкой рыбы на море. В декабре 1903 года, будучи человеком верующим, Янков обратился в астраханскую епархию с предложением о сооружении передвижной плавучей церкви для обслуживания ловецкого люда и сезонных рабочих в низовьях Волги, которые в течение 7–8 месяцев навигации были оторваны от большой земли и «божьего дома». Но его запрос отклонили.

Лишь в 1908 году Кирилло-Мефодиевское братство решило избрать комиссию, которая занялась рассмотрением проектов плавучей церкви. Она находилась под покровительством протоирея Петра Горохова и двух его помощников: протоирея Дмитрия Фаворского и купца С. И. Захарова. В нее входило еще девять человек, в том числе архитектор О. И. Карягин.

Не имея нужной суммы для заказа нового судна, комиссия решила купить у пароходных обществ или частных лиц один из готовых пароходов и приспособить его под плавающий храм. Было осмотрено около 30 судов. Выбор остановили на буксиропассажирском пароходе «Пират» астраханского мещанина П. М. Мирина. Я нашла описание его технических характеристик и чертежи в разных ракурсах. В отчете Кирилло-Мефодиевского общества указывалось, что в 1897 году был сделан капитальный ремонт корпуса, а паровую машину заменили на новую наклонную систему. В январе 1910 года пароход был куплен уполномоченными совета Кирилло-Мефодиевского братства протоиреем В. Карасевым и протоиереем Д. Фаворским. «Астраханские епархиальные ведомости» от 1 апреля 1910 года по этому случаю сообщили: «Для оборудования плавучей церкви недавно приобретен колесный полуморского типа пароход 60 сил, длинною корпуса 134 фута, шириной 23 фута и осадкой 4 четверти 2 вершка» (Богданов В. С. Плавучая церковь Николая Чудотворца. Астрахань, 1996. С. 1).

Потребовалось всего два месяца на переоборудование парохода. На месте штурвальной рубки возвели храм и часовую звонницу. Церковь имела пять глав. По воспоминаниям очевидцев, храм, увенчанный позолоченными главами с крестами, выглядел необычайно нарядным. Церковь внизу могла вместить до 200 человек молящихся, на хорах – больше 100 человек, на палубе – около 100 человек (Цыбин В. М. Пароход на Волге. Саратов, 1996. С. 304).

В нижнем носовом помещении церкви был оборудован алтарь с иконостасом, который был выполнен мастером Соломоновым по рисункам архитектора Корягина. В «Епархиальных ведомостях» за 1910 год мне встретилось описание некоторых икон и внутреннего убранства церкви. Впереди иконостаса размещался аналой, на котором выставлялась икона святого Николая Чудотворца, почитаемого всеми ловцами, покровителя обездоленных и страждущих. Он был изображен по пояс, в митре, украшенной драгоценными камнями, и красной рясе, препоясанной голубой лентой – саккосом. Правой рукой святой благословлял всех верующих, а в левой держал Библию в синем переплете с золотом. К сожалению, фотографии или картины внутреннего убранства плавучего храма мне так и не удалось найти.

Постройка и оборудование храма оказалось делом затратным. Поэтому Кирилло-Мефодиевская община начала сбор средств на строительство храма. Всего пожертвований за 1910 год набралось 20 479 рублей, но на постройку требовалось 28 000 рублей. Основными жертвователями средств были комитет Каспийско-Волжских рыбных и тюленьих промыслов – 6000 руб., преосвященный Георгий, архиепископ Астраханский – 1000 руб. (Цыбин В. М. Цит. соч. С. 303).

Меня удивил тот факт, что и снаряжали плавучий храм тоже, что называется, всем миром. За счет пожертвований церковь была оснащена практически всем необходимым для совершения богослужений. Церковная утварь была куплена крестьянами села Кривозубенское – М. И. Ерошенко и М. Е. Милько. Два напрестольных Евангелия в серебряных с позолотой окладах и серебряный позолоченный напрестольный крест даровал храму купец И. Н. Рукавишников. Облачения для священника и диакона из серебряной парчи пожертвовала некто А. П. Вахромеева. На алтарь и жертвенник были надеты облачения, вышитые руками монахинь Благовещенского женского монастыря. Настоятель Чуркинской Николаевской пустыни передал книги и серебряный позолоченный ковчег (дарохранительницу), медную посеребренную водосвятную чашу и такое же всенощное блюдо для освящения хлебцев. Были пожертвованы и позолоченные трехсвечники для святого престола, «воздухи шелковые и бархатные» и многое другое – всего до 220 ценнейших церковных предметов. Свой труд в создание храма вложили рабочие и инженерно-технические служащие ряда астраханских заводов.

Плавучая церковь – первый в истории православия храм такого рода. Его конструкцию и строение приходилось продумывать и воссоздавать, не основываясь на опыте других построек, так как подобных попросту не было.

Деятельность плавучего храма «Святитель Николай Чудотворец» в 1910–1915 гг.

11 апреля 1910 года, в пасхальную седмицу, что предавало дополнительную торжественность мероприятию, плавучая церковь «Святитель Николай Чудотворец» была освещена владыкой Георгием. В архиве я нашла газету «Астраханский вестник» за это число. Вот что пишет автор заметки: «Церемония освящения храма на плаву началась ранним утром. Это событие произвело большое впечатление на общественность. И на площади Беззубикова собрались люди абсолютно разных сословий. Лица купечества, пристанские рабочие, представители знати, духовенство, простой люд заполонили всю огромную площадь. Все находились в напряженном ожидании… Преосвященный владыка Георгий произнес торжественную речь. Было проведено богослужение». Удивительно, но астраханцы действительно выступили своего рода новаторами. Ведь плавучий храм «Святителя Николая Чудотворца» был первым и единственным в своем роде храмом-пароходом.

16 апреля в 12 часов по полуночи «Святитель Николай Чудотворец» отправился в свое первое плавание. В отчетах Кирилло-Мефодиевского общества я нашла сведения о священниках, несших службу в храме-пароходе в первый год его работы. Все они были постоянными членами Кирилло-Мефодиевского братства. По результатам своей работы они периодически давали отчеты, некоторые из которых мне удалось найти и прочитать в архиве, где они находятся в единственном экземпляре.

Для церковных служб были назначены монашествующие и послушники Чуркинской обители в лице иеромонаха и иеродьякона, трех певцов, алтарника, фельдшера и повара. Светская команда состояла из 9 человек: командира, штурвального, трех матросов, машиниста, помощника машиниста и двух кочегаров.

В период с 1910 по 1915 год плавучий храм посетил все отдаленные населенные пункты, жители которых, не имеющие церкви, нуждались в духовном утешении. Некоторые поселки, промыслы и шаланды посетили дважды, а иные по 3–4 раза. Заходил храм-пароход и в попутно лежащие по курсу сёла.

Конечно, главное внимание заведующих храмом было обращено на удовлетворение религиозных потребностей христиан. Ежегодно совершалось свыше 60 обедней и литургий. Почти за каждой службой священнослужитель читал проповеди, а после раздавались брошюры и листки религиозно-нравственного содержания, в которых особенно осуждались пьянство и сквернословие.

Я обратила внимание на то, что в команде обязательно был фельдшер. Сначала решила, что он просто лечил членов команды, если те заболевали. Но выяснилось, что медицинская помощь оказывалась всем нуждающимся в ней прихожанам, лекарства выдавались бесплатно. Всё необходимое для лечения – медикаменты и специальные инструменты – при содействии губернатора отпускались местным врачебным отделением. Число амбулаторных больных, обратившихся за помощью в 1911 году, составило 145 человек, к 1912 году их количество увеличилось до 250 человек. За врачебной помощью обращались не только православные, но и представители других религий – киргизы, калмыки, казахи. Не отказывали им и в трапезе в столовой-трапезне.

Плавучая церковь «Святитель Николай Чудотворец» имела и свой небольшой доход. Источники дохода, на мой взгляд, традиционны для начала ХХ века: продажа церковных свечей, кстати, приносящая наибольшую прибыль, кружечный и тарелочный сбор, проскомидийный сбор, служение молебнов, исповедь, крещение и похороны, продажа брошюр «Плавучая церковь» и открыток с ее видами, случайные пожертвования.

4 июня 1913 года плавучую церковь посетили прибывшие в Астрахань на пароходе «Император Александр Благословенный» члены императорского двора и после краткого молебна с интересом осмотрели ее. Протоиерей Петр Горохов, обратившись к гостям, сказал: «Наша Плавучая церковь не блещет ни простором, ни обилием света, ни богатством украшений, но она в скромном и скудном своем наряде совершает тоже великое и святое дело. Она приносит свет, радость и благодатную помощь всем и с помощью фельдшера и аптеки несет первую скромную помощь и для тела».

Однако не всегда всё было так гладко. Каспийское море по своей сути не предсказуемо и капризно. Весна 1912 года команде храма-парохода запомнилась особенно. Ветер, сильный шторм сопровождались сильной качкой. В таких случаях плавучая церковь отплывала к береговой полосе и продолжительное время стояла на якоре.

Храм-пароход был приписан к астраханскому речному порту, где и зимовал ежегодно: «В районе Эллинга на Волге или на Адмиралтейском Затоне (ныне в районе завода Карла Маркса, со стороны Волги или со стороны Приволжского затона). После схода льда, весной он опять отправлялся на рыбные промыслы» (Очерки Астраханской Епархии за 400 лет ее существования. Астрахань, 2002. С. 53). Срок фактического плавания, исключая время стоянки, продолжался около пяти месяцев. Продолжительные стоянки весной (11–14 апреля, 5–11 и 21–30 мая) и летом (с 21 июня по 14 августа) были вызваны необходимостью производства ремонта.

В 1913 году плавучая церковь была передана монастырю Чуркинской Николаевской пустыни на полное содержание.

Почему был уничтожен храм-пароход?

Отслужив пять навигаций, плавучая церковь в навигацию 1916 года не вышла навстречу ожидавшему ее ловецкому люду. К осени все киоты, иконы, церковные книги, церковная утварь были сняты с парохода и переданы на хранение в Чуркинскую Николаевскую пустынь. Сам пароход прибыл к причалу поселка Форпоста напротив Астрахани. По астраханскому краю пошли слухи о продаже плавучей церкви и ее разрушении. В середине декабря в «Астраханском листке» появилось сообщение о том, что «плавучая церковь, которую создавали для обслуживания приморских и отдаленных от приходских храмов местностей, закончила свое существование». Статья вызвала волну слухов о причине ликвидации плавучей церкви.

Появились предложения о том, как возобновить деятельность плавучей церкви. Рейдовые капитаны предлагали доставлять храм на буксире своих пароходов в указанные места, если будут удалены из корпуса «Святителя Николая Чудотворца» паровые машины и котлы. Другие предлагали содействие «тарелочному» сбору средств в храмах епархии, третьи соглашались быть ходоками к имущим в надежде, что пожертвования их будут значительными, четвертые поспешили обратиться в Святейший Синод с просьбой разобраться в истории продажи плавучей церкви.

Но время было упущено, продажа парохода состоялась. Совершить продажу было поручено бывшему владельцу парохода «Пират» и одному из главных руководителей переоборудования «Пирата» в плавучую церковь «Святитель Николай Чудотворец» протоирею Дмитрию Фаворскому.

Поразительно, но пароход купил почти за бесценок (по слухам, за 5000 рублей, застрахован же он был на 19 000 рублей) предприниматель и купец К. И. Рябцев. Так еще недавняя святыня в 1916 году превратилась в обычный буксир для доставки бочковой тары на рыбные промыслы низовья Волги и Каспия, получивший название «Нечаянный».

Особо меня тронуло описание разрушения церкви. В моем сознании рисовалась картина того, с каким безразличием и хладнокровием уничтожался плавучий храм. Бригада плотников с помощью топоров и ломов разломала деревянные храм и часовню и снесла на берег их обломки. В «Астраханском вестнике» за 1916 год я нашла заметку следующего содержания: «Валяется всё абы как на платформе. Одна главка, например, лежит совсем на неподходящем месте. Купола пока не разламываются – почему: разное тут говорят. Один купол на барже поставлен, другой на платформе. На одном треплется что-то вроде изображения св. Серафима. Ломают не как храм, а как простое жилье какое. Когда строилась, говорит народ, так сколько было просьб о сочувствии и о пожертвованиях. А чуть вышла с делом неустойка – сейчас за топор и трахтарарах! И нет уже храма. Много, много соблазна и поводов для зубоскальства».

В это же время в поселке Форпоста близ стоянки бывшей плавучей церкви было окончено строительство церкви, и всё было подготовлено, чтобы совершить чин освящения ее также во имя святого Чудотворца Николая. Заложенная в начале века, она стала как бы преемницей плавучей церкви.

На страницах газет Астрахани, Москвы и столицы развернулась полемика, которая дошла до того, что стала делить астраханское духовенство на «белое» и «черное» в соответствии с тем, как оно относилось к продаже плавучей церкви. К «белому» духовенству относили тех, кто осуждал эту продажу и ожидал «раскрытия этой истории в связи с приездом Преосвященного Нафанаила, к „черному“ – клир Чуркинской Николаевской пустыни да и самого епископа Филарета, по инициативе которых и была продана плавучая церковь, сооруженная „на пожертвованные средства и предназначавшаяся для важной цели – обслуживания рейда и взморья, куда приходят с моря ловцы, неделями лишенные возможности слушать слово Божие“.

В ответ на нападки печати в адрес духовенства и главным образом архиерея, без которого продажа парохода, где была устроена церковь, не могла быть произведена, епископ Филарет и главные строители плавучей церкви протоиреи Петр и Дмитрий Фаворский обратились с письмом в редакцию «Астраханского вестника», в котором сообщали, что «главным мотивом, вызвавшим неотложность продажи, послужила непригодность корпуса судна и его котлов». В письме был приведен «подлинный акт освидетельствования церкви-парохода специально назначенной для этого епархиальным начальством комиссией». Епархиальная комиссия пришла к выводу, что «в настоящем своем состоянии судно к плаванию не пригодно и требует капитального ремонта на сумму около 15000 рублей». «Принимая во внимание значительность суммы, потребной для проведения судна в пригодный для работы вид, а также старость его, в особенности корпуса и котлов, мы приходим к заключению, что затрату значительных средств на ремонт этого судна следует признать нецелесообразной», – таково было заключение комиссии, представленное в епархиальную консисторию, которая, «приняв во внимание полную непригодность парохода плавучей церкви к дальнейшему плаванию, нашла, что церковь сия ныне подлежит упразднению». С этим мнением был согласен и епископ Филарет, утвердивший акт и передавший дело в Совет Кирилло-Мефодиевского братства для окончательного решения вопроса о дальнейшей судьбе плавучей церкви.

Немалую роль в ликвидации плавучей церкви сыграл и ежегодный дефицит на ее содержание. Несмотря на вложения монастырей, усиленные жертвы частных лиц, «тарелочные» сборы в церквах епархии, многими существование церкви признавалось невозможным.

До настоящего времени неизвестна судьба икон, церковной утвари с плавучей церкви. В одном из отчетов «Епархиальных ведомостей» я прочитала, что всё было передано Чуркинской Николаевской обители.

Я решила позвонить матушке Августине и узнать, к кому можно обратиться с этим вопросом. Крёстная мне сказала: «Про Чуркинскую обитель я могу тебе сказать одно. После революции, как это часто бывало в церквях, устроили больницу для душевнобольных. Говорят, что была там лечебница для болящих туберкулезом. Иконы и другие ценности были утеряны».

О судьбе икон я так ничего и не узнала. Могу только предположить, что скорее всего они со временем были утеряны, а может кто из жителей что-то взял себе на память.

К концу сентября 1916 года волнения, вызванные продажей плавучей церкви, улеглись. Жизнь заставила людей решать другие проблемы. То было время, когда Россия испытывала горесть поражений на фронтах войны с Германией. В этих условиях нельзя было ожидать сбора больших средств на постройку нового плавучего храма. Февральские события, а затем революция 1917 года идею о новом плавучем храме окончательно похоронили. Настали времена, когда не только не создавали новые храмы, а наоборот, старые под разными предлогами разрушали и использовали для хозяйственных нужд.

26 января (8 февраля) 1918 года В. И. Ленин подписал Декрет о национализации флота. Все суда Рябцева были национализированы и переданы правительству. «Нечаянный» работал в Баку, затем в Астрахани. 5 ноября 1924 года он был разобран на металлолом в Астрахани. Так завершилась история уникального сооружения парохода-храма.



Что еще почитать