Персонажи игры крутой сэм 3

Как всегда, главным героем игры является «Серьезный» Сэм Стоун. Действие игры происходит в преддверии событий первой Serious Sam, в удаленном будущем. Начинается игра с вторжения на Землю главного антагониста серии, Ментала. Правители Земли вызывают Сэма в качестве последней надежды человечества. Сэм получает задачу обследования сирийских и древнеегипетских руин, чтобы найти секреты давно бездействующей инопланетной технологии и использовать их в сражении за Землю. Сэму помогают специальные военные силы, предоставляющие транспорт и данные разведки, а также искусственный интеллект NETRICSA. Сражается Сэм без чьей-либо помощи.

Геймплей

Игровой процесс Serious Sam 3: BFE напоминает предыдущие игры серии, таким образом походя на традиционные шутеры конца 1990-х. Игрок действует в открытых и обширных областях, заполненных множеством врагов. В отличие от ранних игр, история представляется в форме сообщений от NETRICSA (Neurotronically Implanted Combat Situation Analyzer – имплантированного нейтронным способом Анализатора боевой ситуации); NETRICSA встроена в мозг Сэма и является единственным его компаньоном. Кроме того, нередко Сэму звонит начальство (зачастую Квинн); на такие звонки Сэм часто отвечает саркастически, или вовсе вешает трубку.

Игрок может переносить неограниченное количество оружий, включая ракетницу, винтовку и пушку. Знаковые оружия ближнего боя из первой игры – нож и бензопила – были заменены на кувалду, обладающую тремя режимами удара: вертикальный удар, удар с поворотом на 180 градусов и удар с поворотом на 360 градусов. Восстановления здоровья в игре нет, вместо этого на уровнях встречаются пакеты здоровья и аптечки. Кроме того, уровни содержат различные секретные области, в которых можно найти аптечки, броню и оружия.

Геймплей игры очень хаотичный и беспокойный, поскольку враги могут появляться десятками. Окружающая среда состоит из полностью разрушаемых элементов, поэтому надежных укрытий в игре нет. В результате взрывов и стрельбы формируются столбы песка и пыли, затрудняющие обозревание и усложняющие выживание. Головоломок в игре нет, однако нужно находить ключи, нажимать рычаги и находить аномалии окружающей среды.

Представлен ряд классических врагов, включая Безглавого Камикадзе, Безглавого ракетчика и Скелета. Вместе с тем, введены новые враги, например клонированные солдаты, Кнум и Скрэпджек (последние два напоминают соответственно Кибердемона и Манкубуса из первых двух игр Doom).

Игра включила несколько новых для серии механик: бег (спринт), перезарядка, прицелы и контактные атаки. Бегать по уровню можно неограниченно. Некоторые используемые оружия нужно время от времени перезаряжать. У пистолета и штурмовой винтовки имеется функция прицела, причем пистолет с прицелом становится точнее. С целью экономии патронов можно исполнять убийства кулаком или ногой (в зависимости от переносимого в текущий момент оружия). Тогда как в старых играх действие разворачивалось довольно быстро, в Serious Sam 3 система прогресса постепеннее.

Системные требования

  • Операционная система : 32-битная Windows XP (рекомендуется 64-битная Windows 7)
  • Процессор : Dual-core Intel или AMD с частотой 2.0 ГГц (рекомендуются 4-ядерные Intel i5/i7 или AMD Phenom II на частоте 3.0 ГГц)
  • ОЗУ : 1 Гб (рекомендуется 4 Гб)
  • Видеокарта : nVidia GeForce 7800/7900/8600, ATI/AMD Radeon HD2600/3600 или 1800/X1900 (рекомендуется nVidia GeForce 480/580 GTX или ATI/AMD Radeon HD 5870/6970)
  • Версия DirectX : 9.0c
  • Свободное пространство на жестком диске : 4 Гб
  • Звуковая карта : совместимая с DirectX9.0c

Mac OS X:
23 апреля
Xbox 360:
17 октября
Linux
20 декабря
Лицензия Проприетарная Последняя версия
  • 3.0.3.0
Жанр Трёхмерный шутер от первого лица Технические данные Платформы Windows , Linux , MacOS X , Xbox 360 , PlayStation 3 Игровой движок Serious Engine 3.5 Режимы игры однопользовательский
многопользовательский
Носители DVD , цифровая дистрибуция Системные
требования Минимальные требования:
ОС Windows XP , процессор уровня Pentium Dual-Core 2.0 Ггц, 1 Гб ОЗУ , видеокарта уровня GeForce 7800/7900/8600, 4 Гб свободного места на жёстком диске .
Рекомендуемые требования: ОС Windows 7 (64-бит), процессор уровня Core 2 Quad 2 Ггц, 4 Гб ОЗУ, видеокарта уровня GeForce 480/580 GTX, 4 Гб свободного места на жёстком диске. Управление клавиатура и мышь
Геймпад
Официальный сайт

Serious Sam 3: BFE англ.  -  «Крутой Сэм 3») - компьютерная игра компании Croteam в жанре трёхмерного шутера от первого лица . Третья игра в серии игр Serious Sam (не считая эпизод и игр-ответвлений). Игра была выпущена для ПК 22 ноября 2011 года в коробочном варианте и сервисе Steam . Является приквелом оригинальной .

История разработки

Первые сведения о Serious Sam 3 появились одновременно с первой информацией об игровом движке Serious Engine 3 компании Croteam , когда в мае 2007 года были опубликованы первые скриншоты будущей игры компании - тактического шутера , издателем которого должна была выступить компания Gamecock Media Group. Выход игры был запланирован на 2009 год , однако текущий статус разработки был неизвестен; никакой новой информации о данном проекте с тех пор сообщено не было. В том же анонсе была упомянута и компьютерная игра Serious Sam 3 , находившаяся на ранней стадии разработки .

В мае 2009 года на официальном сайте компании было оставлено сообщение исполнительного директора компании Croteam Романа Рибарица (англ. Roman Ribaric ), в котором говорится о том, что «разработка Serious Sam 3 началась относительно недавно, кроме того, игра ещё не обзавелась издателем» .

Однако через несколько дней на той же twitter-странице появился анонс Serious Sam HD , ремейка первой части и её дополнения The Second Encounter . Стало известно, что эта игра будет использовать технологию Serious Engine 3 , таким образом предоставляя для разработчиков ещё и своеобразную «обкатку» технологии. Позднее стало известно, что Serious Sam HD, как и оригинальные эпизоды, будет выпущен в двух частях, которые будут соответственно называться Serious Sam HD: The First Encounter и Serious Sam HD: The Second Encounter . В списке поддерживаемых платформ значились приставка Xbox 360 и персональный компьютер .

В конце декабря 2009 года руководитель Croteam Роман Рибариц заявил, что Serious Sam 3 находится в разработке и появится на прилавках в 2010 году , а анонс игры состоится «уже совсем скоро» .

В конце 2010 года вышло интервью с сооснователем компании Croteam Аленом Ладавацем (англ. Alen Ladavac ), в котором он ответил на ряд вопросов журналиста интернет-издания Big Download. Стало известно, что игровой движок Serious Engine 3 будет поддерживать DirectX 11 , а графика будет более высокого уровня, чем в выпущенных ранее HD-переизданиях первых эпизодов, в частности, благодаря тому, что движок постоянно дорабатывается и был значительно улучшен с момента выхода переизданий на его основе. В то же время разработчик отметил, что игра сохранит свой яркий стиль, при этом являясь более реалистичной, чем предыдущие игры за счёт использования новых технологий .

В феврале Роман Рибариц заявил, что Serious Sam 3: BFE выйдет летом 2011 года, но что означает аббревиатура «BFE», добавленная в название, он не объяснил. Также не было заявлено, для каких платформ выйдет SS3, но Рибариц сообщил, что полноценный анонс состоится «совсем скоро» .

В марте 2011 года поклонниками игры была основана петиция к разработчикам «Крутого Сэма», чтобы те пригласили хорватскую рок-группу Undercode для записи саундтрека к игре . Музыка Undercode ранее уже звучала в игре Serious Sam: The Second Encounter 2002 года . К июлю 2011 года под петицией подписалось 315 человек. Разработчики не проигнорировали петицию, в результате чего для игры были лицензированы две композиции из нового альбома группы .

2 апреля 2011 года в интервью фан-сайту SeriousSite.ru Майк Уилсон, основатель и управляющий компанией Devolver Digital , занимавшейся изданием игры Serious Sam 3: BFE , рассказал о некоторых подробностях, касающихся игры. Так, стало известно, что звуковым сопровождением занимается компания GL33k Game Audio, в числе предыдущих проектов которой находится игра Star Wars: The Force Unleashed II .

3 июня 2011 года на сайте журнала «Игромания » было опубликовано интервью с Романом Рибарицем, в котором основатель Croteam рассказал о том, что в игре планируется режим кооперативной игры , а также прояснил вопросы, касающиеся сюжета. В ходе интервью ещё раз подтвердилось, что действия игры будут развиваться до событий самой первой части, Serious Sam: The First Encounter , при этом игра не является предысторией в прямом смысле слова: действие игры происходит до того момента, когда главный герой, Сэм Стоун, возвращается в прошлое, чтобы убить Ментала, главного врага и поработителя Земли . «Вообще временные парадоксы - замороченная штука, но в нашей игре вы с ними быстро свыкнитесь».

Разработчик сообщил, что игра базируется на новой версии движка - Serious Engine 3.5 .

Говоря о других изменениях в геймплее , Рибариц отметил, что теперь в игре появится возможность рукопашного боя: «В игре теперь так много врагов, что наш герой при всем желании не сможет держать их на расстоянии, - ему приходится идти в рукопашную. Например, на вас бежит безголовый камикадзе - при помощи специального приёма вы сможете увернуться от него, как Макс Пейн - от пули. Да, самоубийца взорвется и нанесет вам урон, но это, как вы понимаете, куда менее болезненно, чем лобовое столкновение. А коронный приём - это коррида с быком. Спровоцируйте его атаку, в красивом прыжке увернитесь от рогов и в высшей точке полёта выхватите динамит и воткните ему в ж***!» .

4 июля 2011 года стало известно, что издавать игру на территории России и стран СНГ будет компания 1С -СофтКлаб , а локализацией на русский язык займётся компания Snowball Studios . По состоянию на июль 2011 года, было выпущено два ролика из Serious Sam 3 - официальный трейлер и «интервью» с Безголовым Камикадзе, одним из монстров, представленных в игре. Официальный трейлер был выпущен и на русском языке (реплик в ролике нет, переведены субтитры) .

В конце августа стала известна окончательная дата выхода игры (американское издание) - 18 октября 2011 года ; уточнённая дата издания игры в России названа не была. 30 сентября стало известно, что выпуск игры был отложен до 22 ноября 2011 года для отладки и балансировки . В ноябре компания 1С-СофтКлаб совместно с компанией Snowball объявили о том, что Serious Sam 3: BFE (под русским названием «Крутой Сэм 3») отправлен в печать.

Сюжет

Отзывы и критика

Рецензии
Сводный рейтинг
Агрегатор Оценка

Игра Serious Sam 3: BFE - это продолжение известной серии игр, выполненных в жанре стрелялки, которая впервые увидела свет в далеком 2001 году. Как только она вышла все были... в шоке от серьезности этого парня Сэма. Это была шикарная перестрелка с кучей мертвых монстров, отсутствием сюжета и неисчислимыми арсеналами оружия. Потом на свет появилась вторая часть, которая многим не понравилась. Все было переделано и пересмотрено. Впрочем, нашлись и те, кому игра пришлась более чем по вкусу и у серии остались фанаты. Сейчас мы рассмотрим Serious Sam 3: BFE, которая поставила точку в этой серии игр.

Игровые особенности Serious Sam 3: BFE

Когда вы включаете игру Serious Sam 3: BFE, вы сразу же попадаете в певую часть. Гм, вернее не совсем так. Вы окунаетесь в ту атмосферу, начинаете чуствовать себя вернувшимся в прошлое, участником замечательнейшей игры того времени. Только с одним "Но". Все это происходит в игре Serious Sam 3: BFE, а значит имеет новый движок, что неизбежно тянет за собой улучшение графики, расширение возможностей, увеличение мира... Но потом приходит осознание, что играем-то мы в первую часть, все-таки. Не в третью, а именно в обновленную первую. Ну и Бог с ней, зато не забывайте, что сама серия никогда не брала сюжетом. Она брала драйвом, энергией, весельем, иногда глупостью, но никогда не заставляла игроков становиться серьезным.

Крутостью мне заложило уши

Итак, вы начинаете игру. Вы получаете первое оружие Serious Sam 3: BFE и убиваете первого монстра. Просыпается ностальгия? А если учесть, что это обработанная и улучшенная давно вышедшая первая часть, то становится совсем тепло на душе. Даже сохранено количество восстанавливаемого здоровья, а это, прошу заметить, не принято сейчас. Ну нашли вы аптечку, ну слопали ее. Ну повысилось ваше здоровье на 1 процент. Ну кому от этого стало легче? Правильно, никому. Потому и играть нужно так же аккуратно, получая как можно меньше повреждений. И постоянные убийства. Они не прекращаются вообще ни на секунду.

Кстати, немного в пользу усиления разрушений. Не забывайте, что игра Serious Sam 3: BFE все-таки усовершенствовала некоторые моменты и вы уже на первых уровнях сможете подойти к монстру и оторвать ему лапу. Или снести голову. Или сделать что-нибудь еще интересное. По сути, нам добавили в игру ближний бой, которого так не хватало. С продвижением по уровням мы получаем так же и увеличение сложности. Последние уровни вообще представляют собой голое пространство, где бегают толпы монстров. Впрочем, еще можно и усилить сложность в настройках. Тогда вообще станет непонятно, как проходить Serious Sam 3: BFE. Разработчики сделали все, чтобы вы не смогли быстро пройти игру и положить ее на полку.

Сюжет Serious Sam 3: BFE, или зачем мы участвуем в этом месиве

Все события, которые происходят в игре, описывают преддверие основной части игры. И как вы думаете, кто же виноват во всех катаклизмах, обрушившихся на нашу многострадальную землю? Правильно, британские ученые! Именно им не сиделось на месте и хотелось что-то выкопать. Вот они и выкопали что-то с другой планеты. А потом еще нечто с другой планеты упало на Землю - и понеслась. Теперь только вы сможете освободить мир от захватчиков. Впрочем, от хорошей стрелялки и не нужен качественный сюжет - лишьь бы экшен был получше. А экшена в Serious Sam 3: BFE хватает.

Еще в игре сделан упор на юмор. Хотя не все шутки кажутся смешными, кто-то над ними все-таки смеется, потому можно смело сказать, что в игре Serious Sam 3: BFE присутствует изрядная доля юмора. Конечно, накладывается отпечаток менталитета страны создателей игры, потому некоторые шутки мы можем не понять. Впрочем, может случиться так, что элементарные фразы вызовут у нас истеричный смех. Дополнить можно только тем, что в игре Serious Sam 3: BFE действительно придется много действовать и мало думать. Что еще нужно, чтобы отдохнуть от трудного рабочего дня?


1С-СофтКлаб Системные
требования Минимальные требования:
ОС Windows XP , процессор уровня Pentium Dual-Core 2.0 Ггц, 1 Гб ОЗУ , видеокарта уровня GeForce 7800/7900/8600, 4 Гб свободного места на жёстком диске .
Рекомендуемые требования: ОС Windows 7 (64-бит), процессор уровня Core 2 Quad 2 Ггц, 4 Гб ОЗУ, видеокарта уровня GeForce 480/580 GTX, 4 Гб свободного места на жёстком диске.

История разработки

Первые сведения о Serious Sam 3 появились одновременно с первой информацией об игровом движке Serious Engine 3 компании Croteam , когда в мае 2007 года были опубликованы первые скриншоты будущей игры компании - тактического шутера , издателем которого должна была выступить компания Gamecock Media Group. Выход игры был запланирован на 2009 год , однако текущий статус разработки был неизвестен; никакой новой информации о данном проекте с тех пор сообщено не было. В том же анонсе была упомянута и компьютерная игра Serious Sam 3 , находившаяся на ранней стадии разработки .

В мае 2009 года на официальном сайте компании было оставлено сообщение исполнительного директора компании Croteam Романа Рибарица (англ. Roman Ribaric ), в котором говорится о том, что «разработка Serious Sam 3 началась относительно недавно, кроме того, игра ещё не обзавелась издателем» .

Однако через несколько дней на той же twitter-странице появился анонс Serious Sam HD , ремейка первой части Serious Sam HD: The First Encounter и её дополнения The Second Encounter . Стало известно, что эта игра будет использовать технологию Serious Engine 3 , таким образом предоставляя для разработчиков ещё и своеобразную «обкатку» технологии. Позднее стало известно, что Serious Sam HD, как и оригинальные эпизоды, будет выпущен в двух частях, которые будут соответственно называться Serious Sam HD: The First Encounter и Serious Sam HD: The Second Encounter . В списке поддерживаемых платформ значились приставка Xbox 360 и персональный компьютер .

В конце декабря 2009 года руководитель Croteam Роман Рибариц заявил, что Serious Sam 3 находится в разработке и появится на прилавках в 2010 году , а анонс игры состоится «уже совсем скоро» .

В конце 2010 года вышло интервью с сооснователем компании Croteam Аленом Ладавацем (англ. Alen Ladavac ), в котором он ответил на ряд вопросов журналиста интернет-издания Big Download. Стало известно, что игровой движок Serious Engine 3 будет поддерживать DirectX 11 , а графика будет более высокого уровня, чем в выпущенных ранее HD-переизданиях первых эпизодов, в частности, благодаря тому, что движок постоянно дорабатывается и был значительно улучшен с момента выхода переизданий на его основе. В то же время разработчик отметил, что игра сохранит свой яркий стиль, при этом являясь более реалистичной, чем предыдущие игры за счёт использования новых технологий .

В феврале Роман Рибариц заявил, что Serious Sam 3: BFE выйдет летом 2011 года, но что означает аббревиатура «BFE», добавленная в название, он не объяснил. Также не было заявлено, для каких платформ выйдет SS3, но Рибариц сообщил, что полноценный анонс состоится «совсем скоро» .

В марте 2011 года поклонниками игры была основана петиция к разработчикам «Крутого Сэма», чтобы те пригласили хорватскую рок-группу Undercode для записи саундтрека к игре . Музыка Undercode ранее уже звучала в игре Serious Sam: The Second Encounter 2002 года . К июлю 2011 года под петицией подписалось 315 человек. Разработчики не проигнорировали петицию, в результате чего для игры были лицензированы две композиции из нового альбома группы .

2 апреля 2011 года в интервью фан-сайту SeriousSite.ru Майк Уилсон, основатель и управляющий компанией Devolver Digital , занимавшейся изданием игры Serious Sam 3: BFE , рассказал о некоторых подробностях, касающихся игры. Так, стало известно, что звуковым сопровождением занимается компания GL33k Game Audio, в числе предыдущих проектов которой находится игра Star Wars: The Force Unleashed II .

3 июня 2011 года на сайте журнала «Игромания » было опубликовано интервью с Романом Рибарицем, в котором основатель Croteam рассказал о том, что в игре планируется режим кооперативной игры , а также прояснил вопросы, касающиеся сюжета. В ходе интервью ещё раз подтвердилось, что действия игры будут развиваться до событий самой первой части, Serious Sam: The First Encounter , при этом игра не является предысторией в прямом смысле слова: действие игры происходит до того момента, когда главный герой, Сэм Стоун, возвращается в прошлое, чтобы убить Ментала, главного врага и поработителя Земли . «Вообще временные парадоксы - замороченная штука, но в нашей игре вы с ними быстро свыкнитесь».

Разработчик сообщил, что игра базируется на новой версии движка - Serious Engine 3.5 .

Говоря о других изменениях в геймплее , Рибариц отметил, что теперь в игре появится возможность рукопашного боя: «В игре теперь так много врагов, что наш герой при всем желании не сможет держать их на расстоянии, - ему приходится идти в рукопашную. Например, на вас бежит безголовый камикадзе - при помощи специального приёма вы сможете увернуться от него, как Макс Пейн - от пули. Да, самоубийца взорвется и нанесет вам урон, но это, как вы понимаете, куда менее болезненно, чем лобовое столкновение. А коронный приём - это коррида с быком. Спровоцируйте его атаку, в красивом прыжке увернитесь от рогов и в высшей точке полёта выхватите динамит и воткните ему в ж***!» .

4 июля 2011 года стало известно, что издавать игру на территории России и стран СНГ будет компания 1С -СофтКлаб , а локализацией на русский язык займётся компания Snowball Studios . По состоянию на июль 2011 года, было выпущено два ролика из Serious Sam 3 - официальный трейлер и «интервью» с Безголовым Камикадзе, одним из монстров, представленных в игре. Официальный трейлер был выпущен и на русском языке (реплик в ролике нет, переведены субтитры) .

В конце августа стала известна окончательная дата выхода игры (американское издание) - 18 октября 2011 года ; уточнённая дата издания игры в России названа не была. 30 сентября стало известно, что выпуск игры был отложен до 22 ноября 2011 года для отладки и балансировки . В ноябре компания 1С-СофтКлаб совместно с компанией Snowball объявили о том, что Serious Sam 3: BFE (под русским названием «Крутой Сэм 3») отправлен в печать.

Сюжет

В движок интегрирована поддержка современных графических эффектов, таких как HDR , сложных систем освещения и затенения,

Пепельный блондин, определивший лицо сатирических 3D-шутеров в 1996 году, почивал на лаврах так долго, что за время его отсутствия расстановка сил кардинально поменялась. В 2001 году на сцену взобрался удачливый подражатель Дюка, Сэм Стоун, и очень быстро и естественно перетянул на себя внимание всех любителей отпустить туалетную шутку над трупом разваленного надвое монстра.

Сэм, как и положено истинным брюнетам, был чуть более интеллигентен, некоторые его репризы можно было назвать тонкими, он не устраивал массированных мочеиспусканий и в целом вел себя сдержаннее. Но когда дело касалось схватки, устраивал такой геноцид, какой Дюку не мог пригрезиться даже в ночных кошмарах.

Croteam сделали эталонный мясной шутер, превзойти который, как бы странно это ни звучало, так никто и не смог. Быстрый и кровавый, смешной и слегка неопрятный — Serious Sam: The First Encounter по-прежнему остается лучшим кровавым балаганом от первого лица. Даже самим создателям не удалось повторить успех. В The Second Encounter они худо-бедно умудрились взять ту же высоту, но уже в Serious Sam 2 устроили беспросветное карамельное шапито.

Белый и черный

После этого было еще шесть лет бессмысленных ожиданий, что придет Дюк и продемонстрирует все прелести садомазо с инопланетянами. Что из этого вышло, мы все хорошо помним: кроме как на Сэма, уже и надеяться-то было не на кого.

А с Сэмом меж тем творились странные метаморфозы. С одной стороны, Croteam рассказывали, как они изо всех сил гребут к истокам и хотят устроить массакр в духе The First Encounter. С другой - демонстрировали Сэма с крайне непривычных ракурсов. Герой сменил стиль, перестал быть похожим на перекачанного порноактера, а большинство трейлеров были просто скучны: в худшем случае они показывали корриду один на один, в лучшем - поединок Сэма с десятком противников. Игра, напомним, представляет собой приквел, повествующий о событиях, произошедших незадолго до того, как герой занырнул в «Ключ к вечности» и отправился истреблять приспешников Ментала в Древнем Египте.

Местный шайтан с магическим уклоном - Угх-Зан. Не слишком оригинальный, но уж точно один из самых здоровенных боссов в этой части Галактики.

Начали закрадываться опасения, что Сэма в угоду моде превращают из рубахи-парня в персонажа с глубокой душевной организацией и непростой судьбой. В самом подходе нет ничего страшного - в конце концов, именно этот финт в кинематографе позволил вытянуть из могилы Брюса Уэйна и еще немало других персонажей, застрявших в возрасте неудовлетворенного жизнью подростка, - но не с Сэмом же... Игр, делающих серьезную мину, простите за тавтологию, при плохой игре сейчас и без того много, а вот веселые, безбашенные шутеры наперечет.

Не так страшен черт

Начало игры пробуждает самые страшные опасения. Сэм бурчит что-то себе под нос, натужно шутит, как маленький ребенок радуется найденной кувалде, непрерывно переговаривается по рации - в общем, занимается чем угодно, кроме того, чего от него ждешь.

Противников ужасающе мало, а из тех, что есть, хоть какой-то интерес представляю только гнаары - они задорно разваливаются на части от меткого удара по черепу; наловчившись, можно вырвать гнаару единственный глаз и швырнуть им в кого-нибудь еще. Остальная фауна худосочна, бестолкова, метко садит в Сэма издалека и большими толпами не встречается. Страшно сказать, но первые миссии Serious Sam 3: BFE напоминает диковатую и неумелую пародию на серию Call of Duty, где в роли людей снялись инфантильные пришельцы. Даже декорации и цветовая гамма похожи. Сэма долго гоняют по узким улочкам, заставляют уворачиваться от лазеров, нажимать кнопки и лишь изредка разрешают подстрелить - заметьте, издалека - десяток-другой врагов.

В некоторые моменты игра выглядит чересчур мрачно и реалистично.

Выглядит это настолько дико, что хочется удалить игру и забыть о ней навсегда. Здесь важно не поддаться эмоциям и скрепя сердце перетерпеть первый час. Уж не знаем, по трагической ли случайности, по злой иронии или по предварительному сговору (если так, то аплодируем стоя), но Croteam умудрились сделать начало настолько безликим и аморфным, каким не был, наверное, ни один уровень второй, худшей части игры.

Зато потом разработчики, словно извиняясь за простой, врубают такой драйв, что «ой, мамо!». Стоит Сэму обзавестись автоматом и двустволкой, как тесные улочки раздвигаются сначала до довольно больших площадей, затем до огромных стадионов, а после и до необъятных пустынь и прерий. Монстры напрыгивают стаями, постепенно сбиваются в стада, табуны и, наконец, начинают течь живой рекой, как антилопы гну во время миграции.

В морду, в глаз

Тут нужно не теряться: вовремя собирать патроны, отыскивать аптечки (да, игра старомодна и отказывается восстанавливать здоровье героя автоматически), правильно подбирать оружие для каждого вида врагов, своевременно прятаться в укрытиях, отступать, заходить с фланга, бить, стрелять, поджигать, бомбить, крушить, рвать руками...

Примерно с третьей миссии и до самых титров игра превращается в того самого Serious Sam, которого мы полюбили в 2001 году. В этот момент понимаешь, что за десять лет Сэм нисколько не состарился. Простая и всем понятная механика до сих пор актуальна и прекрасно работает. Более того, именно банального «убей их всех» - с кровищей, с мясом, с выдавливанием глаз и раздрабливанием черепов, абсурдного и веселого, а не реалистичного и серьезного - так не хватает современной игровой индустрии.

Биомеханоиды чертовски импозантны, но с рук таких тварей можно кормить только свинцом.

Завалив первую тысячу монстров в Serious Sam 3, задумываешься, какими же глупцами были id Software, когда решили променять простую механику шутеров, которые они все еще умеют делать, на непонятную им самим RPG. А ведь из Rage мог получиться экшен похлеще Serious Sam 3.

Дробя врагов кувалдой, снося им головы из дробовика, расстреливая из гатлинга, испепеляя ракетами, невольно осознаешь, что эта первобытная суть игры далеко не так проста и примитивна, как принято о ней говорить и думать. Что «спинномозгового» в ней немногим больше, чем в любой, даже самой размеренной, стратегии. Просто думать и принимать решения здесь нужно настолько быстро, что мысль буквально сливается с нервным импульсом, идущим от сетчатки в затылочную долю, а оттуда к ладони, сжимающей мышь.

Игра на рефлексах

Serious Sam грубо и беззастенчиво обращается к нашим базовым инстинктам и использует их в своих целях. Игра то засовывает нас в узкие темные подземелья и заставляет шарахаться от тварей, едва различимых в свете подствольного фонаря (в эти моменты Serious Sam даже становится страшным), то выпускает на простор. Когда вылезаешь по узенькой, почти вертикальной лестнице из склепа к солнцу, хочется сначала затаить дыхание, а затем, оказавшись под открытым небом, вздохнуть полной грудью. Грубый, примитивный, но до сих пор безотказно работающий прием, про который разработчики большинства игр, кажется, давно забыли.

Как только вы научитесь быстро подбираться к утильракетчикам и разносить их в клочья взрывчаткой, жить сразу станет проще.

Serious Sam жонглирует ощущениями и успевает менять их ровно в тот момент, когда какое-то одно начинает надоедать. Предпоследний уровень игры - это и вовсе апофеоз жанра «мясных» шутеров. Почти два часа непрерывной бойни. Игра планомерно, соблюдая строгую очередность, спускает на вас весь свой виварий, начиная с примитивных гнааров и ракетчиков и заканчивая хнумами и ведьмами Ахримана. Раз десять вам будет казаться, что уже все, финал близок, но Ментал (если быть точнее, то один из его прихвостней - Угх-Зан Четвертый, который исполняет в Serious Sam 3 роль главного босса) будет снова и снова натравливать на Сэма своих цепных псов. В конце уровня, уничтожив почти две тысячи монстров, вы будете чувствовать себя выжатым, как почти две тысячи лимонов, но довольным, как почти две тысячи слонов. Про финальную битву рассказывать не станем, чтобы не портить ощущения тем, кто еще не прошел игру, но и она запомнится вам надолго.

Мал золотник

К сожалению, кроме массы достоинств, игра собрала пышный букет мелких недоработок и багов. Помимо смазанности и неуместной серьезности первых миссий, здесь встречаются затянутые подземные уровни, глуповатые головоломки, примитивный юмор, который и юмором-то можно назвать лишь постольку-поскольку.

На некоторых уровнях бывает сложно найти проход в очередную локацию, а иногда игра странно обращается с триггерами - в одном из эпизодов после серьезной схватки нам пришлось больше пяти минут ждать, когда прилетит вертолет и начнется скриптовый ролик. В такие моменты, разумеется, думаешь, что что-то в игре не сработало и раз за разом жмешь кнопку загрузки последнего сохранения.

Трупы врагов исчезают довольно быстро, так что завалить ими всю землю вокруг себя не получится.

Кому-то не понравится режим спринта - чтобы ускориться, нужно зажимать клавишу Shift. Напомним, что в предыдущих частях герой носился с огромной скоростью в режиме нон-стоп. Кто-то может всплакнуть по яркой, слегка кислотной гамме предыдущих игр серии: Serious Sam 3 большую часть времени старается выглядеть реалистично, а монстры подрастеряли часть своего шарма и выглядят именно как... монстры, а не как пародии на всех монстров, вместе взятых. Даже к оружию можно придраться: дробовик и особенно автомат звучат, мягко говоря, неубедительно, бензопилы же в игре и вовсе нет.

Но все эти неприятности малоразличимы, когда на экране начинается настоящий замес - когда свинец льется рекой, а трупы падают на землю со скоростью отстрелянных гильз. Игра умудряется вернуть нас на десять лет назад и заставляет пережить практически те же самые ощущения, что и при первом прохождении The First Encounter. А это, согласитесь, немало.

После прохождения игры особенно забавно смотреть рейтинг игры на «Метакритике». Средний балл прессы - в районе семи, средняя оценка игроков - ближе к девятке. Ситуация подозрительно напоминает современное состояние игровой индустрии в целом. Она уже выбралась из памперсов, научилась ходить, поступила в школу и сейчас вовсю стреляет сигареты и смолит их на заднем дворе. Переходный возраст, когда самооценка необычайно высока, юношеский негативизм зашкаливает, а все старое и простое на публике принято ругать и воротить от него нос. Дескать, мы в это лет десять назад - о боже мой! - уже наигрались, а сейчас нам подавай что-то позаковыристее, с механикой посложнее и чтобы «не только спинномозговые рефлексы».



Что еще почитать