Описание элен в романе война и мир. Страшная кончина элен безуховой в раннем замысле войны и мира. Ипполит Васильевич Курагин

Страшная кончина Элен Безуховой в раннем замысле Войны и Мира

При чтении набросков и черновых вариантов "В и М" иногда берет досада, что они не реализованы. Иногда наоборот. В изображении Элен Толстого кидает от того, что она (до разъезда с мужем) не заводила любовника, до противоположного - но всегда остается одно: она воплощает все ужасы женской чувственности (и женщины как точки концентрации и генерирования плотских мужских желаний), которые вообще усматривал Толстой. Будучи в этой области тяжелым психопатом, он на протяжении всей жизни был убежден в том, что:

а) сексуальные отношения, не ставящие себе целью и оправданием деторождения - это ужасужасужас, да они и при наличии такого оправдания сами по себе - жуть и стыдоба; желать этой жути и стыдобы хоть и неизбежно для мужчины по его низкой природе, но для женщины патологично и непростительно вовсе ("...Неловко, стыдно, гадко, жалко и, главное, скучно, до невозможности скучно! Это нечто вроде того, что я испытывал, когда приучался курить, когда меня тянуло рвать и текли слюни, а я глотал их и делал вид, что мне очень приятно. Наслажденье.от куренья, так же как и от этого, если будет, то будет потом: надо, чтоб супруги воспитали в себе этот порок, для того чтоб получить от него наслажденье.
- Как порок? - сказал я. - Ведь вы говорите о самом естественном человеческом свойстве. - Естественном? - сказал он. - Естественном? Нет, я скажу вам напротив, что я пришел к убеждению, что это не... естественно. Да, совершенно не... естественно. Спросите у детей, спросите у неразвращенной девушки. Моя сестра очень молодая вышла замуж за человека вдвое старше ее и развратника. Я помню, как мы были удивлены в ночь свадьбы, когда она, бледная и в слезах, убежала от него и, трясясь всем телом, говорила, что она ни за что, ни за
что, что она не может даже сказать того, чего он хотел от нее. Вы говорите: естественно! Естественно есть. И есть радостно, легко, приятно и не стыдно с самого начала; здесь же мерзко, и стыдно, и больно. Нет, это неестественно! И девушка неиспорченная, я убедился, всегда ненавидит это" - это сказано в "Крейцеровой сонате", но такого взгляда Толстой придерживался с юности, и это именно он - а никакая не девушка - вспоминал: "Когда меня братья в первый раз привели в публичный дом, и я совершил этот акт, я потом стоял у кровати этой женщины и плакал". О том же: "В плотском соединении есть что то страшное и кощунственное. В нем нет кощунственного только тогда, когда оно производит плод. Но всё таки оно страшно, так же страшно, как труп"); беременность и деторождение есть единственное оправдание такого стыда-и-ужаса, как означенное действо (так Толстой думал до эпохи "Крейцеровой сонаты", а на ту пору решил, что и деторождение никаким оправданием такой жути быть не может. Но мы говорим о времени ВиМ). Предохранение, соответственно, есть зло и разврат, а женщина, не желающая беременеть и рожать - чудовище ("Или она будет с помощью мерзавцев-докторов предупреждать зарождение плода, то есть будет вполне проститутка, спустившаяся не на ступень животного.."); а если плотской любви она при этом хочет и получает от нее наслаждение - чудовище вдвойне. Собственно, само получение наслаждения от сексуальных отношений в женщине, по Толстому, есть порок. На счастье Толстого, его собственная жена в первые годы испытывала сильное отторжение к плотской любви ("Так противны все физические проявления" - дневниковая запись посреди медового месяца), шла на нее исключительно по причине любви к мужу, и таким отношением очень его радовала.

(б) рожать и проходить послеродовой период женщина должна бы без лекарств и без врачей - как Бог пошлет. Помрет в родах или от родильной горячки - так тому и быть, а вызывать врачей и пользоваться лекарствами, обезболивающими и дезифенкцией - опять же потакание слабости и развращению... "Родятся детей миллионы без Москвы и докторов... "... " (с) Левин. Но, надо сказать, если женщина и окружение не стоят на такой высоте, то надо, конечно, идти им навстречу и врачей с лекарствами обеспечивать (и Левин, и Толстой на это шли); а только жаль, что не стоят они на такой нравственной высоте.

(в) кормить грудью женщина непременно должна сама - как бы больно это ей ни было, какие бы болезни от этого не возникали и не развивались. Уклоняться от этого - гнусный разврат. Женщина, берущая кормилицу - "урод",

Истинные причины всех этих психопатологий прекрасно разъяснил сам Толстой: "Ношение и кормление детей одно спасало меня от мук ревности".

Вот Элен с самого начала должна была стать воплощением такой ужасной женщины, которая по всем этим пунктам - полная антагонистка Бобра и Правды: чувственна, физической любви желает, а беременеть не хочет и кормить не хочет.

Первый набросок ее (тут у нее и дети есть, причем Толстой нашел время с типичной своей маникальностью отметить, что она не кормит детей грудью) таков (СС 13:20-21):

"Скупа. Всем равно такт, улыбка. Ничего не любит, одна чувственность. Ничего, кроме бала. Не кормит детей грудью, бриллианты. Глупа совершенно. Вышла замуж, ищет любовника. Понимает свое положение отлично. Всегда побеждает мужа цинизмом глупости. Заман[ивает] Бориса и Петра. Петр ее ругает и чуть не бьет. В связи с царем. Берг в связи с ней после и счастлив. Муж ее оставляет и она считает себя чистой. У французов в Москве в связи с генералом".

От значительной части этих мотивов Толстой потом с трудом отказывался, - вероятно, чувствовал, что по совокупности выходит совсем смешно - и детей грудью не кормит, и скупа, и ни единого доброго чувства, и изменница Родины - хранцузская подстилка. В итоговом варианте Элен и не скупа, и добрым чувствам не чужда, и горизонтальным коллаборационизмом с супостатами не занимается.

Но от самого начала и до конца развития замысла ее порочность должна была по сюжету найти себе смертную кару, а кара та должна была проистечь через самые ее пороки, то есть должна она была помереть плохой смертью, связанной с сексом.

Сначала Толстой замыслил то, что ее в Москве занасилуют и прикончат в 1812 году французы (тут получалось бы вдвойне "за что боролась, на то и напоролась": она ведь не только чувственна была, но и была франкофилка, в ее салоне и она сама, и гости стояли за франко-русский союз, осуждали сползание в войну, и посещал тот салон не кто иной, как канцлер Николай Румянцев, - находивший, кстати, Элен очень умной женщиной, согласно Толстому; - ну вот раз она так любит плотскую любовь и французов, то пусть и помрет от того, что ее занасильничают эти самые французы). К этому времени у него уже сложилась основная канва той биографии Элен, что с некоторыми переменами попала в конечный вариант. Выглядела эта канва так: брат ее Анатоль приехал в дом отца, научил там попугая матерным словам, а также стал увиваться за сестрой и как-то так ее поцеловал, что князь Василий счел за лучшее его из дома удалить (СС 13: 29); потом она выходит замуж за Пьера; потом приглашает Наташу и поощряет ухаживание своего брата Анатоля за ней; а вот потом она оказывается в связи с самим императором Александром, но неверна и ему, и вуаля - "Helene захвачена французами, изнасильничена и убита. Она ехала к любовнику гусару..." - потом "ехала к любовнику гусару" Толстой вычеркнул и заменил на: "Она в Москве ждала важное лицо [императора Александра], но изменила. Тот узнал. Ее письма" (СС 13:36).

От таковой суровой, но справедливой кары Элен, что ее насильники убьют, Толстой очень скоро отказался (и сходный способ возмездия низкой женщине был реализован только Набоковым в "Бенд синистере") - опять-таки лубочно бы вышло - а вот мысль про связь Элен разом и с царем, и - тайно от самого царя - с каким-то гусаром, и про неприятности, которые из-за этого ее постиг ли - эта мысль Толстого не покидала еще долго, а в конце концов, в превращенном виде, попала и в конечный вариант, где Элен гибнет именно от последствий параллельной связи с двумя мужчинами.

Меню статьи:

Проблема взаимоотношений в семье – одна из ключевых тем, интересовавших Л.Н. Толстого. Возможно ли достичь счастья в семейной жизни и как это сделать – это становится буквально центральной проблемой многих произведений Толстого. Роман «Война и мир» не стал исключением. Описания аристократических семей дают возможность не только воссоздать картину типичного высшего общества, но и узнать о взаимоотношениях и принципах взаимодействия людей различных темпераментов и жизненных позиций.

Состав семьи, положение в обществе

Семья Курагиных – одна из самых влиятельных семей в аристократических кругах. В этом заслуга нескольких аспектов. В первую очередь необходимо отметить, что такое положение семьи создавалось не одним поколением. Значительное влияние было достигнуто благодаря стараниям князя Василия, который имел престижную должность и влиятельные знакомства в правительственной верхушке.

Следующее поколение мало придавало значения поддержанию статуса семьи – они лишь пользовались достижениями своих предков.

Предлагаем ознакомиться с Льва Николаевича Толстого.

На момент повествования семья Курагина состоит из князя Василия Сергеевича, княгини Алины и их троих детей: Ипполита, Анатоля и Елены.

Василий Сергеевич Курагин и Алина Курагина

Василий Сергеевич Курагин – глава семейства Курагиных. В начале романа ему больше 50-ти лет. Он достиг значительных высот в своей службе. Князь Василий был важным чиновником, он даже лично знал императрицу. Кроме того, среди его знакомых были и другие чиновники из верхушки правительственного аппарата. Такое знакомство он поддерживает не исходя из общих интересов, а ради корысти – такие значимые связи сослужить отличную службу и помочь решить важные вопросы.


Князь Василий умеет пользоваться расположением людей, он обладает талантом убеждения. Кроме того, он умеет втираться в доверие. К сожалению, такая тенденция работает только с посторонними людьми.

По отношению к своим членам семьи его талант дает существенные промашки, а его дети время от времени совсем выходят из-под родительского контроля.

Князь Василий женат. Княгиня Алина – его жена – практически не описана Толстым. О ней известно, что она толстая и не совсем привлекательная женщина. У них в браке родилось трое детей. Внешность ее дочери Елены становится предметом зависти княгини Алины. Это чувство настолько сильное, что не позволяет женщине полноценно жить.

Ипполит Васильевич Курагин

Возраст этого сына княгини Алины и князя Василия не указан. Известно, что он состоит на службе в посольстве в должности секретаря. В отличие от других детей, Ипполит не отличается красотой и привлекательностью. Он обладает спокойным темпераментом. Молодой человек сдержан и учтив.

Умственные способности Ипполита желают лучшего – он довольно глупый человек, но при этом обладает талантом к изучению иностранных языков – Ипполит хорошо владеет английским и французским.

Анатоль Васильевич Курагин

В отличие от спокойного Ипполита, Анатоль в прямом смысле этого слова стал головной болью князя Василия. Младший сын Курагиных – любитель роскошной и вольготной жизни – пьяные дебоши, постоянные гулянья, проигрыши в карты – это все доставляло немало хлопот Василию Сергеевичу.

Точный возраст Анатоля в романе также точно не указан – единственный его возрастной маркер – «молодой человек». Анатоль не женат. Да, учитывая его поведение и пристрастие к кутежам и дебошам, это не удивительно.

Анатоль Курагин привык играть чувствами людей. Так, например, он из прихоти расстраивает помолвку Наташи Ростовой и Андрея Болконского. Чувство вины или неловкости при этом молодой человек не испытывает. Мысль о том, что он не просто создал неприятности своими действиями девушке, но и нанес ей психологическую травму, его даже не посещает.

Сватовство его к Мари Болконской также не отличается тактичностью. Мари была далеко не красавица, брак с ней был крайне выгодной партией в материальном плане для Курагиных, однако вольготное поведение Анатоля и его заинтересованность прислугой стали причиной отказа.

Князь Василий пытался дать своим детям хорошее образование. Анатоль учился за границей (скорее всего во Франции), но, все было без толку – научить чему-либо человека, не желающего обучаться, стало непосильной задачей.

Анатоль прожигал свою жизнь – его не интересовали ни возможность сколотить состояние, ни военная служба, ни гражданская. Единственное, что вызывало у него удовлетворение – пьянки и общество женщин.

Итог жизненного пути Анатоля крайне не определен. Последние известия о нем мы узнаем в госпитале, куда князь Андрей Болконский попал после ранения. Именно там он встретился со своим заклятым врагом, но положение Анатоля было крайне жалким – после ампутации ноги он никак не мог прийти в себя. Предположительно, что Анатоля постигла смерть.

Елена Васильевна Курагина

Не менее колоритным персонажем семьи является дочка князя Василия и княгини Алины – Елена. Красавица Елена обладала восхитительной внешностью. Тонкий стан, правильные черты лица, пропорциональное строение тела всегда привлекало мужчин различных возрастов и вызывало чувство зависти у женщин.


Умом же, как и все дети Курагиных, Елена не отличалась, а вернее отличалась его отсутствием, но в отличие от своих братьев у девушки прекрасно получалось создать иллюзию его присутствия. Определенная мимика, задумчивый вид, помогали убедить окружающих, что она девушка незаурядного ума.

Елена очень падка к деньгам – ради богатства она выходит замуж за Пьера Безухова, ломая при этом и свою жизнь, и его. Мнительный Пьер не смог пресечь развратное поведение жены и в итоге стал причиной насмешек и издевок со стороны окружающих. Елена умела поставить себя в отношениях с мужем – он верил ей вопреки всем слухам и даже после анонимного письма о любовных похождения Елены не хотел поверить в ее предательство.

Многочисленные любовники Елены – не единственное темное пятно в ее биографии. В свое время ходили слухи о влюбленности Елены и Анатоля и, хотя доказательств их любовной связи в романе нет, все же многочисленные намеки дают понять, что, вполне вероятно, одной платонической любовью дело не закончилось.

Елена всегда ценила в людях только внешнюю привлекательность, поэтому не удивительно, что со временем ее неприязнь к тучному и не отличающемуся красотой Пьеру стала ее тяготить.

Единственный вариант женщина видит в разводе, но это не позволяет сделать ее религия. Для этой цели Елена становится католичкой, однако осуществить свое намерение она не успела – девушка скоропостижно умирает. Точная причина ее смерти не известна, предположительно, что Елена умерла вследствие кровотечения открывшегося после неудачной попытки избавиться от нежелательной беременности.

Таким образом, семейство Курагиных не отличается высокоморальностью или благородством. Практически все представители семьи были охвачены жаждой денег, привязанностью к разврату. Курагины не отличались гуманным отношениям к окружающим, а больше всего в людях ценили внешнюю красоту и привлекательность.

Лев Николаевич Толстой требовательно относился к женским образам своих героинь. Автор пренебрежительно указывал на неправильные черты лица, но настойчиво акцентировал внимание на внутренних достоинствах. Наоборот, на фоне прекрасного облика писатель часто показывал низменность инстинктов. Образ и характеристика Элен Курагиной в романе «Война и мир» является карикатурным портретом красавицы, не обременяющей себя материнскими хлопотами и правилами приличия.

Как выглядела героиня

Дочь Василия Курагина была красивой девушкой. Ее черные глаза жгли сердца мужчин. Силуэт княжны напоминал линии античной скульптуры, привлекая взгляды кавалеров. Тугой корсет подчеркивал соблазнительный изгиб талии. Мраморного цвета выпуклый лоб прекрасно сочетался с выбранной прической. Ухоженные волосы девушки отличались ярким блеском, подчеркивая блики драгоценностей, обильно украшающих ее шею, грудь и голову.

Светская львица одевалась согласно парижской моде, носила платья с глубоким декольте, полностью открывая полные белые плечи.

«Она была, как и всегда на вечерах, в весьма открытом по тогдашней моде спереди и сзади платье. Ее бюст, казавшийся всегда мраморным Пьеру…».

Женщина умела двигаться величественной спокойной походкой, шумя тканями одежды так, что каждому воспитанному молодому человеку хотелось подать ей руку, чтобы помочь присесть или подняться.

Элен прекрасно понимала, что женская улыбка является сильным инструментом в деле соблазнения мужчин, она обворожительно улыбалась умело и часто. Белизна зубов оттеняла белизну тела.

Характер и поведение

Элен росла с детства избалованной, с возрастом приобретая черты эгоцентризма. Смыслом жизни княжны стали разные увеселительные мероприятия, где можно было находиться в центре внимания мужчин. О высоком статусе девушки свидетельствует вензель, которым она владеет в подтверждение того, что является выпускницей Смольного института для фрейлин ее величества.

После замужества графиня Безухова стала элегантной дамой, о ней говорят, как об умной собеседнице, способной поддержать разговор высшего общества. Женщину всегда выделяет холодное спокойствие, подтверждающее, что она всегда контролирует ситуацию. Круг дружеских знакомств Элен очень широкий:

У ней бывали господа французского посольства и большое количество людей, известных своим умом и любезностью.

Графиня Безухова знает, как вести хозяйство в самом богатом петербургском доме. Бывать у нее на вечере считается весьма престижно,

быть принятым в салоне графини Безуховой считалось дипломом ума.

Знакомства женщины достигают уровня высоких государственных деятелей, через которых она улучшает карьеру мужа:

Элен, которую сам Румянцев удостаивал своим посещением и считал замечательно умной женщиной.

Брак

Как только Пьер Безухов получил титул графа и стал самым богатым женихом России, семья Курагиных окружила его тесным кольцом заботы. Элен пустила в ход свои чары, пытаясь привязать к себе обеспеченного жениха. Наивный молодой граф не успел опомниться, как оказался женатым человеком:

он был обвенчан и поселился, как говорили, счастливым обладателем красавицы жены.

Выходя замуж, героиня руководствуется выгодой и жадностью. Лев Толстой осуждающе относится к женщинам, не желающим рожать и воспитывать детей, поэтому в глазах автора графиня Безухова является бездушным образом прозябающей в веселье и излишествах кокеткой. Семья для Элен – это только способ устроить личное материальное положение. Шикарный образ жизни требует много денег.

Граф Безухов, униженный бесчисленными изменами жены, разочаровывается в их браке. Для него Элен раскрылась, как глупая женщина, играющая своим статусом и богатством. Ничто не интересует ее, кроме удовольствия плотских утех.

Мужчины в жизни Курагиной

Героиня воспринимает измену не как предательство, а способ жизни. Личность, наделенная эгоизмом, никому не изменяет, потому что никого не любит, кроме себя.

Елена Васильевна, никогда ничего не любившая, кроме своего тела

Видит в Пьере Безухове источник собственных доходов.

Когда в доме Безуховых появился Долохов, между ним и хозяйкой сразу возникла взаимная симпатия. Обоих объединяло безнравственное отношение к жизни, страсть к удовольствиям и праздные привычки. Элен нужны были эмоциональные волнения вокруг своей персоны, она мастерски устраивала интриги, доводя мужчин до гнева, ревности, отчаяния. Последовавший за этой связью скандал закончился дуэлью между Безуховым и Долоховым, и ранением любовника.

Пьер шокирован своей способностью убить человека, разрывает отношения с женой, подписывая ей все доверенности на имущество, которые она требует. Получив относительную свободу действий, Элен возвращается в Петербург, надев маску оскорбленной несчастной женщины. Графиня Безухова делает своим фаворитом Бориса Друбецкого. Однако присутствие молодого любовника не мешает ей развить серьезный роман с принцем соседнего государства.

Принц требует разрыва со всеми кавалерами женщины, что озадачивает Элен. Разорвать старую любовную связь с придворным всемогущим чиновником намного сложнее, чем кажется. На фоне пережитого стресса героиня заболевает и умирает, впервые не достигнув своей цели.

Вместо знаменитых петербургских докторов, обыкновенно лечивших её, она вверилась какому-то итальянскому доктору, лечившему её каким-то новым и необыкновенным способом.

Все очень хорошо знали, что болезнь прелестной графини происходила от неудобства выходить замуж сразу за двух мужей и что лечение итальянца состояло в устранении этого неудобства.

Лев ТОЛСТОЙ В своих произведениях неустанно доказывал, что общественная роль женщины исключительно велика и благотворна. Ее естественным выражением являются сохранение семьи, материнство, забота о детях и обязанности жены. В романе «Война и мир» в образах Наташи Ростовой и княжны Марьи писатель показал редких для тогдашнего светского общества женщин, лучших представительниц дворянской среды начала XIX века. Обе они посвятили свою жизнь семье, чувствовали крепкую связь с ней во время войны 1812 года, жертвовали для семьи всем.
Положительные образы женщин из дворянской среды приобретают еще большую рельефность, психологическую и нравственную глубину на фоне образа Элен Курагиной и по контрасту с ним. Рисуя этот образ, автор не жалел красок, чтобы четче выделить все его негативные черты.
Элен Курагина - типичная представительница великосветских салонов, дочь своего времени и класса. Ее убеждения, манера поведения во многом диктовались положением женщины в дворянском обществе, где женщина играла роль красивой куклы, которую нужно вовремя и удачно выдать замуж, причем ее мнения по этому поводу никто не спрашивал. Основное занятие - блистать на балах и рожать детей, умножая количество русских аристократов.
Толстой стремился показать, что внешняя красота не означает красоту внутреннюю, душевную. Описывая Элен, автор придает ее внешности зловещие черты, как будто в самой красоте лица и фигуры человека уже заключен грех. Элен принадлежит свету, она его отражение и символ.
Спешно выданная отцом замуж за внезапно разбогатевшего нелепого Пьера Безухова, которого привыкли презирать в свете как незаконнорожденного, Элен не становится ни матерью, ни хозяйкой. Она продолжает вести пустую светскую жизнь, которая ее вполне устраивает.
Впечатление, которое производит Элен на читателей в начале повествования, - это восхищение ее красотой. Пьер издали любуется ее молодостью и великолепием, ею восхищаются и князь Андрей, и все окружающие. «Княжна Элен улыбалась, она поднялась с той же неизменяющейся улыбкой вполне красивой женщины, с которою она вошла в гостиную. Слегка шумя своею белою бальною робой, убранною плющом и мохом, и блестя белизной-плеч, глянцем волос и бриллиантов, она прошла между расступившимися мужчинами и прямо, не глядя ни на кого, но всем улыбаясь и как бы любезно предоставляя каждому право любоваться красотою своего стана, полных плеч, очень открытой, по тогдашней моде, груди и спины, как будто внося с собой блеск бала».
Толстой подчеркивает отсутствие мимики на лице героини, ее всегда «однообразно-красивую улыбку», скрывающую внутреннюю пустоту души, безнравственность и глупость. Ее «мраморные плечи» создают впечатление восхитительной статуи, а не живой женщины. Толстой не показывает ее глаз, в которых, видимо, не отражаются чувства. На протяжении всего романа Элен ни разу не испугалась, не обрадовалась, никого не пожалела, не грустила, не мучилась. Она любит только себя, думает о своей выгоде и удобствах. Именно так думают все в семье
Курагиных, где не знают, что такое совесть и порядочность. Доведенный до отчаяния Пьер говорит жене: «Где вы - там разврат, зло». Это обвинение можно отнести ко всему светскому обществу.
Пьер и Элен противоположны по убеждениям и характеру. Пьер не любил Элен, он женился на ней, сраженный ее красотой. По доброте душевной и искренности герой попал в ловко расставленные князем Василием сети. У Пьера благородное, отзывчивое сердце. Элен же холодна, расчетлива, эгоистична, жестока и ловка в своих светских похождениях. Ее натуру точно определяет реплика Наполеона: «Это прекрасное животное». Героиня пользуется своей ослепительной красотой. Терзаться муками, каяться Элен никогда не станет. В этом, по мнению Толстого, ее самый большой грех.
Своей психологии хищника, захватывающего жертву, Элен всегда находит оправдание. После дуэли Пьера с Долоховым она лжет Пьеру и думает только о том, что о ней скажут в свете: «К чему это поведет? К тому, чтоб я сделалась посмешищем всей Москвы; к тому, чтобы всякий сказал, что вы в пьяном виде, не помня себя, вызвали на дуэль человека, которого вы без основания ревнуете, который лучше вас во всех отношениях». Только это ее беспокоит, в мире высшего света нет места искренним чувствам. Теперь героиня уже кажется читателю безобразной. События войны выявили уродливое, бездуховное начало, которое было сущностью Элен всегда. Данная природой красота не приносит счастья героине. Счастье нужно заслужить духовной щедростью.
Смерть графини Безуховой так же глупа и скандальна, как и ее жизнь. Запутавшись во лжи, интригах, стремясь при живом муже выйти замуж сразу за двоих претендентов, она по ошибке принимает большую дозу лекарства и умирает в страшных мучениях.
Образ Элен существенно дополняет картину нравов высшего света России. Создавая его, Толстой показал себя замечательным психологом и тонким знатоком человеческих душ.

Шестичасовую экранизацию романа Льва Толстого «Война и мир», снятую для канала BBC One, наконец смотрят и в России . Журнал «Телепрограмма» выяснил, как снимали сериал и почему британские актеры остались в таком шоке от Санкт-Петербурга .

Обошлись без порно

Работа над масштабной экранизацией «Войны и мира» заняла 2,5 года. Проект стал одним из самых дорогих сериалов Би-би-си - бюджет составил $15,5 млн. Более 90 ролей, дорогие костюмы, съемки в Санкт-Петербурге, под Новгородом и в Вильнюсе . В Великобритании , где сериал шел в январе - феврале, рейтинги были сумасшедшие - первый эпизод посмотрели 7 млн. человек. Британская пресса назвала проект жемчужиной воскресного эфира (сериал показывали по серии в неделю).

Мастер костюмированной драмы молодой режиссер Том Харпер («Острые козырьки», «Отбросы») роман Толстого до съемок в руках не держал: «Если бы мне раньше предложили снять «Войну и мир», я бы точно сказал нет. Страшно! Ведь столько людей обожают эту книгу. Которую, я, кстати, прочитал только после того, как увидел сценарий. И мне открылся целый мир».

А вот сценарист проекта Эндрю Дэвис , напротив, читал роман крайне внимательно и разглядел в нем множество эротических подтекстов. «Я включил в сценарий совершенно новые сцены, которых не было в романе. Они, разумеется, связаны с сексуальной стороной произведения. Толстой лишь намекал на эти отношения, но мы расскажем о них без обиняков. В сериале будет сцена, в которой брат и сестра покажут свои настоящие чувства друг к другу». Такая подача проекта спровоцировала волну негодования: мол, из величайшего романа порнуху решили сделать. Громкое заявление осталось рекламным трюком: Элен и Анатоль Курагины в сериале так и не переспали. Томные многозначительные взгляды, вздохи и вожделение, которое можно додумать при желании, - вот и все, что осталось. Намеки на инцест, к счастью, так и остались намеками.

Похмелье от России

Новое прочтение романа Толстого открыло британцам, привыкшим к компактности городов Туманного Альбиона, свежий взгляд на Россию . Магнетизм северной столицы и величие Царского Села, где проходили съемки, буквально ввели в транс британских актеров «Войны и мира». Вот что они вспоминали после работы.

Я не осознавал этого, пока находился в России. Но как только уехал - понял, что у меня после России наступило похмелье. Впечатляющее место! - не скрывает восторга Пол Дано (Пьер Безухов ).

Санкт-Петербург - это что-то невероятное, в этом городе меня не покидало тяжелое чувство меланхолии, - признается Джеймс Нортон (Андрей Болконский). - Нельзя не почувствовать могущество России, находясь в этом городе. У нас была сцена длинной прогулки с Джимом Бродбентом (сыграл Николая Болконского. - Авт.). Мы шли по мосту между двумя замерзшими озерами , а вокруг была огромная белая безжизненная пустыня. Такое возможно только в России! У нас были кадры, которые снимались с вертолета, чтобы захватить все пространство. Такое можно снять только здесь.

Санкт-Петербург - просто потрясающий город, - вторит Том Берк (Федор Долохов). - Выхожу из самолета, а вокруг пейзаж, которого я не встречал нигде в мире. Все горизонтальное! Противоположность небоскребам Нью-Йорка или Японии . Необъятное пространство: широкие улицы, реки, мосты. Чувствуешь себя карликом!

Когда оказываешься в таких местах, невольно думаешь: почему революцию не устроили раньше? - задается вопросом Эдриен Эдмондсон (граф Илья Ростов ). - Наверняка любой крестьянин, работавший рядом с этими дворцами, думал: «Подождите, у них есть все это, а у меня даже на ботинки не хватает?!»

Война и мир (сериал, 2016) Трейлер.

Счастливый финал

Одно из ключевых отличий от первоисточника - финал. Видимо, предвкушая запрос западной аудитории на хеппи-энд, сценаристы не стали показывать героев Толстого такими, какими они показаны в романе после изгнания Наполеона. В заключительных сериях мы не увидим дикого помещика Николая Ростова, его обезумевшую мать, неврастеника Николеньку Болконского - сына Андрея и даже Наташу Ростову, которая в 28 лет превратилась в растолстевшую бабу, занятую исключительно воспроизводством потомства. Авторы британской «Войны и мира» оставляют зрителя с красивой Наташей и ее близкими на фоне залитого солнцем русского пейзажа. Наверное, это слишком по-голливудски, но многим именно такой финал кажется наиболее логичным.

Два месяца на озвучку

На русскую озвучку шести серий ушло два месяца. Режиссер дубляжа Ольга Гаспарова рассказывает, что создатели проекта «попытались найти золотую середину между современным языком новой экранизации и текстом романа». Проще говоря, пришлось не просто перевести речь героев, но и не слишком далеко уйти от оригинального текста писателя. Та еще задачка. В дубляже были заняты 45 актеров, в том числе двое детей. Особенно кропотливой была работа над дубляжом батальных и массовых сцен. Сначала озвучивали главных героев, затем «эпизодников», затем массовку - и в заключение соединяли все с оригинальной звуковой дорожкой.

1. Федор Долохов (Том Берк). 2. Анатоль Курагин (Каллум Тернер). 3. Анна Павловна Шерер (Джиллиан Андерсон ). 4. Князь Василий Курагин (Стивен Ри). 5. Элен Курагина (Таппенс Мидлтон). 6. Пьер Безухов (Пол Дано). 7. Наташа Ростова (Лили Джеймс). 8. Андрей Болконский (Джеймс Нортон). 9. Николай Ростов (Джек Лауден). 10. Соня Ростова (Эшлин Лофтус). 11. Мария Ростова (Джесси Бакли). 12. Князь Николай Болконский (Джим Бродбент). 13. Граф Илья Ростов (Эдриен Эдмондсон). 14. Графиня Наталья Ростова (Грета Скакки).

КСТАТИ

Не оставил без внимания британскую экранизацию и Президент России Владимир Путин . На форуме Общероссийского народного фронта признался: «Мне понравилось. Хорошая режиссерская работа. Создатели смогли почувствовать русскую душу и эпоху».

ПАРАЛЛЕЛИ

Пьер - хипстерам* - пример

В британской версии «Войны и мира» Пьер Безухов, как и в первоисточнике, - ключевая фигура.

Как мы помним еще со времен школы, он проходит тернистый путь эволюции: получает образование за рубежом, затем огромное состояние в наследство, женится на Элен Курагиной, которая изменяет ему, уходит в масонство, пытается облегчить участь крестьян, увлекается культом Наполеона, а потом, разочаровавшись, хочет убить его, попадает на войне в плен, встречает солдата Платона Каратаева - воплощение смирения и простоты, «всего русского, доброго и круглого», перерождается и приходит к любви и браку с духовно богатой Наташей Ростовой. Философия характера Пьера в британском сериале чуть упрощена: меньше метаний, и как раз это дает возможность подсветить цельность героя.

Роман остается бессмертным из-за его абсолютной человечности, - считает Пол Дано, исполнитель роли Пьера. - Это не только история - это произведение о людях. Книга так же актуальна сейчас, как и раньше.

Забавно, но, если конвертировать роман в сегодняшние дни, в Пьере мы увидим типичного антагониста современному поколению хипстеров - молодых людей, живущих в свое удовольствие, без идей и сверхзадач. Поколение десятых - люди, живущие в гаджетах и существующие в формате селфи, - в отличие от Безухова сконцентрировано на внешней атрибутике. Когда смысл и идея упразднены. Даже в самом начале пути Пьер, который соткан из противоречий, выглядит на фоне хипстеров абсолютом и глыбой. Он не понимает, что такое быть мужем, но очень стремится быть им. И становится в итоге лучшим из мужей - верным Наташе Ростовой, отцом семейства. Он ни разу не держал в руках оружие и не понимает, что такое война, но отправляется туда, интуитивно чувствуя «скрытую теплоту патриотизма». Он толком не знает, как дружить, но становится лучшим другом холодному и надменному Андрею Болконскому...

*Хипстер - появившийся в США в 1940-х годах термин, образованный от жаргонного to be hip, что переводится приблизительно как «быть в теме» (отсюда же и «хиппи»). Hipster дословно можно перевести как «модник, прикольный чувак». Грубо говоря, хипстеры - это современные стиляги.

Первый канал. «Война и мир». Среда - пятница/21.30.

BBC "Война и мир" - Трейлер.



Что еще почитать