Обследование детей 7 лет. Карта психолого-логопедического обследования ребенка старшего школьного возраста. Состояние общей моторики


Логопедическое обследование детей 5 – 6 лет
(старшая группа).
Общее развитие ребенка.
Разговорно-описательная беседа:
Как тебя зовут?
Сколько тебе лет?
С кем ты живешь?
Какие у тебя есть игрушки?
Расскажи о любимой игрушке.
Какое сейчас время года? Как ты догадался?
Обследование сохранности и подвижности
артикуляционного аппарата.
(по методике М.Е. Хватцева, Н.А. Чевелёвой).
Исходная ситуация: Анатомическое строение артикуляционного аппарата (наличие и характер аномалий в строении).
Обработка результатов:
губы - толстые, тонкие, расщелины, укороченная уздечка верхней или нижней губы.
зубы - редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов, с большими промежутками, без промежутков между ними.Челюсть (прикус) - прогнатия, прогения, открытый боковой односторонний или двусторонний, открытый передний.
твердое небо (высокое, узкое, готическое, плоское, укороченное, расщелина)
язык (массивный, «географический», маленький, с укороченной подъязычной связкой)
Состояние мимической мускулатуры
и артикуляторной моторики
(по методике Н.А. Чевелёвой).
Исходная ситуация. Ребенок с логопедом сидят перед зеркалом. Логопед предлагает ребенку выполнить ряд заданий по подражанию:
Поднять брови вверх («удивиться»)
Нахмурить брови («рассердиться»)
Надуть щеки («толстячок»)
Втянуть щеки («худышка»)
Обработка результатов.





- точность выполнения
Упражнения для губ.
«Улыбка», «Трубочка».
«Улыбка» - «Трубочка» под счет до трех.
Обработка результатов.
- наличие или отсутствие движений
- тонус (нормальный, вялый, чрезмерно напряженный)
- темп движений (нормальный, быстрый, медленный)
- переключение от одного движения к другому
- объем движений (полный, неполный)
- точность выполнения
- длительность (способность удерживать губы в заданном положении)
- синкинизия- наличие саливации
Упражнения для языка.
«широкий», «узкий».
«широкий – узкий» под счет 3 раза.«Часики»
«Качели»
«Цоканье»
Обработка результатов:
- наличие или отсутствие движений
- тонус (нормальный, вялый, чрезмерно напряженный)
- темп движений (нормальный, быстрый, медленный)
- переключение от одного движения к другому
- объем движений (полный, неполный)
- точность выполнения
Упражнение для Мягкого неба.
Произнести звук [а] при широко открытом рте.
Инструкция: «Открой рот и скажи /А/».
Обработка результатов.
Наличие отклонений увуля в правую или левую стороны.
Состояние звукопроизношения
(по методике Ф.Ф. Рау, М.Ф. Фомичевой).
Исходная ситуация.
Ребенку предлагаются цветные картинки – символы, цветные предметные картинки, где исследуемый звук проверяется в следующей последовательности: изолированно, затем в разных позициях (в начале, середине и конце слова), и потом предлагают произнести фразу, в которой исследуемый звук часто встречается.
Стимульный материал:
а) Картинки-символы:
«Насос» - воздух выходит из насоса и свистит «с-с-с».
«Кран с водой» - струйка воды льётся из крана «ссс».
«Большой комар» - комар звенит «ззз».
«Маленький комарик» - комарик звенит «ззз».
«Девочка» - девочка просит не шуметь «ц-ц-ц».
«Шина» - воздух выходит из проколотой шины и шипит «шшш».
«Жук» - жук жужжит «жжж».
«Кузнечик» - кузнечик стрекочет «ч-ч-ч».
«Щетка» - возьму щетку и почищу вещи «щщщ».
«Самолёт» - самолёт летит и гудит «ллл».
«Тигр» - тигр рычит «ррр».
«Чайник» - в чайнике кипит вода, крышка стучит «б-б-б»
«Пулемёт» - пулемет строчит «д-д-д».
«Гусь» - гусь гогочет «г-г-г».
«Зима» - вьюга воет «ввв».
«Бык» - бычок мычит «ммм».
«Девочка» - Нонна ноет «ннн».
«Дождь» - дождевые капли капают «к-к-к».
«Девочка» - девочка греет замёршие руки «ххх».
б) Предметные картинки:в) Фразы:
/С/ - собака, усы, нос.У Сони новые сани.
/С/ - синий (квадрат), апельсин, гусь.Сима и Сеня весело смеялись.
/З/ - замок, ваза.У Зои заболели зубы.
/З/ - зебра, обезьяна.У Зины зимой зябнет нос.
/Ц/ - цветы, пуговица, огурец.Кузнец куёт цепь.
/Ш/ - шапка, машина, душ.У Маши новые шапка и шубка./Ж/ - Жук, ножи.Жук жужжит – жжжж.
/Ч/ - Чайник, очки, мяч.Девочки и мальчики скачут, как мячики.
/Щ/ - щетка, овощи, плащ.Щеткой чищу я щенка.
/Л/ - Лук, пила, дятел.Лампа упала со стола.
/Л/ - Лев, телефон, корабль.Лида и Лена гуляли на улице.
/Р/ - рыба, корова, топор.У Ромы на руке рана.
/Р/ - репка, грибы, дверь.Рита с Риммой варят рис.
/Й/ - яблоко, юбка, ель, ёж, майка. Майя и Юля поют.
Ёлка, ёлочка - колкая иголочка.
/Б-Б/ - бант, собака, бегемот, голуби.Белые бараны, били в барабаны.
/Д-Д/ - дом, дудочка, дети, лебеди.Тетя Дина сидит на диване.
/Г-Г/ - гора, радуга, гиря, сапоги.Гусь играет на губной гармошке.
/В-В/ - волк, сова, ветка, медведь.Верина мама варит варенье.
/М-М/ - мышь, комар, мишка, ремень.Мила пила молоко.
/Н-Н/ - нож, ванна, нитки, дыня.Обезьяна ест бананы.
/К-К/ - кот, утка, лук, кит, пауки.Кот катал клубок.
/Х-Х/ - хлеб, петух, мухи, петухи.Мухи сели на хлеб.
Инструкция:
а) «Посмотри на картинку и повтори за мной:…»б) «Посмотри внимательно на картинку и назови Что это? Кто это?»
в) «Повтори за мной (фразы)».
Обработка результатов:
3 балла: Звукопроизношение не нарушено.
2 балла: Единичные нарушения (одна группа звуков).
1 балл: Множественные нарушения звукопроизношения.
Примечание: В речевой карте отмечается вид нарушения звукопроизношения (сигматизм, парасигматизм, ламбдацизм, параламбдацизм, ротацизм, параротацизм).
Состояние дыхательной и голосовой функций.
(под редакцией Н.Ю. Григоренко, С.А. Цибульского).
Исходная ситуация.
Логопед свою руку кладет ребенку на диафрагму.
Инструкция: «Ты, знаешь стихотворение? Расскажи, а я послушаю».
Обработка результатов.
1. Дыхание (свободное, затрудненное, поверхностное, неровное).
2. Характер голоса:
Громкость (нормальная, тихая, чрезмерно громкая).
Носовой оттенок.
Модуляция голоса (наличие или отсутствие монотонности).
Состояние просодической стороны речи.
(по методике М.Ф. Фомичевой).
Исходная ситуация.
Выявление нарушений интонационного оформления речи, на материале предыдущего задания.
Обработка результатов.
Темп (нормальный, быстрый, медленный)
Ритм (нормальный, растянутый, скандированный, зависит от проявлений гиперкинезов).
Разборчивость (невнятная, смазанная, малопонятная, снижена, нечеткая, нормальная).
Состояние фонематических процессов.
(по методике Г.А. Каше, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной).
Фонематическое восприятие.
Исходная ситуация.
Логопед при обследовании предлагает ребенку:
а) показать картинки с изображением предметов, в названии которых есть оппозиционные звуки и звуки, смешиваемые в произношении;
б) повторить вслед за логопедом слоги и слова с оппозиционными звуками.
Стимульный материал:
а) предметные картинки:
трава-дрова суп-зуб
бочка-почка
б) слоги и слова с оппозиционными звуками:
ба-па-баса-за-сада-та-дажа-ша-жага-ка-гата-тя-та
боль-мольжук-сук-лук
торт-порттом-дом-ком
суп-зубдень-тень-пень
Инструкция:
а) «Покажи на картинке предмет, который я назову».
б) «Послушай внимательно и повтори за мной».
Состояние фонематического анализа и синтеза
(по методике Л.Ф. Спировой).
Исходная ситуация.
Логопед предлагает ребенку на слух определить: выделение ударного гласного в начале слова.
Стимульный материал:
Слова на выделение начального ударного гласного из слов: Аня, осень, улей, иглы, астры, осы, утка, Ира.
Инструкция:
«Послушай внимательно. Какой ты слышишь звук в начале слова «…».
Фонематических представлений.
(по методике Л.Ф. Спировой)
Исходная ситуация.
Логопед предлагает ребенку выбрать картинки на заданный звук.
Стимульный материал:
Предметные картинки на звук:
/А/ - автобус, апельсин.
/У/ - утка, удочка.
/И/ - иголка, индюк.
Инструкция:
а) «Подумай, и назови слова, которые начинаются на звук /А/, /У/, /И/, а помогут тебе в этом картинки.
Обработка результатов.
3 балла: Все фонетические процессы в норме.
2 балла: Недостаточно различает большое количество звуков из нескольких фонетических групп. Допускает ошибки при проведении звукового анализа.
1 балл: Не слышит звуки в слове, допускает многочисленные ошибки при проведении звукового анализа.
Состояние компонентов речевой деятельности.
Слоговой структуры слова.
(по методике А.К. Марковой).
Исходная ситуация.
Выявляем степень владения слоговой структурой слов.
Материалом исследования слоговой структуры слова служит отраженный повтор вслед за логопедом слов и предложений разной структурной сложности.
При грубом нарушении слоговой структуры необходимо предложить ряд слогов на переключение.
Инструкция:
- «Повтори вслед за мной слова: самолёт, скворец, фотограф, микстура, парашютист, погремушка. - «Повтори за мной предложения:
Сестрёнка развешивает простыни.
В универсаме продают продукты.
Парашютисты готовятся к прыжку.
- «Повтори за мной: та-мо-ку; ма-ба-та; ка-ко-ку;
С разным ударением: па-папа; папа-папапа; папа-па.
Обработка результатов.
З балла – Все задания выполняет без ошибок.
2 балла – Задания выполняются с одной – двумя ошибками.
1 балл – Задания выполняются с тремя – пятью ошибками.
Лексического запаса.
(по методике С.Г. Шевченко).
Этот раздел позволяет провести качественный и количественный состав активного и пассивного словаря, уровень владения значениями лексических единиц, и характер лексических ошибок.
Предметный словарь.
а) существительные, обозначающие предмет и его части.
Стимульный материал: предметные картинки: Человек, чайник, машина, кошка.
Инструкция: «Назови, кто (что) это? Назови части тела (предмета).
б) Существительные со сходными лексическими значениями.
Стимульный материал: предметные картинки: чашка-кружка, платье-сарафан, одеяло-пододеяльник, носки-гольфы, перчатки-варежки, лампа-люстра.
Инструкция: «Назови, что это».
в) Обобщающие понятия.
Стимульный материал: Предметные картинки: «Игрушки», «Посуда», «Одежда», «Обувь», «Мебель», «Овощи», «Фрукты», «Транспорт», «Ягоды», «Дикие животные», «Домашние животные», «Птицы».Инструкция: «Перечисли всё, что ты видишь на картинке и скажи, как это можно назвать одним словом».
г) Название времён года.
Стимульный материал: Пейзажные картинки по временам года (могут путать).
Инструкция: «Скажи, какое время года изображено на картинке».
д) Название профессий.
Стимульный материал: Предметные картинки: Врач, воспитатель, повар, продавец, водитель, художник, летчик.
Инструкция: «Назови профессии людей изображенных на картинках».
е) Редко употребляемая лексика.
Стимульный материал: предметные картинки: Подоконник, форточка, рельсы, клумба, бинокль, фонтан, табуретка, памятник, глаз.
Инструкция: «Посмотри внимательно и назови, что это».
Словарь признаков.
а) Подбор признаков к предмету (По 1-2 признака).
Стимульный материал: Предметные картинки: Яблоко, конфета, кукла, лимон, шуба, волк, дом.
Инструкция: «Скажи о предметах на картинках, какие они?»
б) Подбор слов противоположных по значению (антонимы).
Стимульный материал:
Слова: Большой, толстый, тяжелый, горячий, чистый, новый, молодой.
Инструкция: «Скажи наоборот».
Предикативный словарь.
а) Назвать характерное действие по предъявленному вопросу.
Инструкция:
«Как передвигаются птицы?
Как передвигаются рыбы?
Как передвигается змея?
Как передвигается лягушка?
Как передвигается человек?
Кошка мяукает, а собака…?
А как подает голос корова?
А как подает голос петух?
Наречия.
а) Качественные наречия.
Стимульный материал: Предметные картинки: черепаха, конь, месяц, солнце, самолет.
Инструкция:
«Посмотри на картинку и скажи:
- Как ползает черепаха?
- Как скачет конь?
- Как светит месяц?
- Как летом светит солнце?
- Как летит самолет?
б) Наречия времени.
Стимульный материал:
Картинки с изображением разного времени суток.
Инструкция: «Посмотри на картинки и скажи:
- В какое время ты завтракаешь?
- Когда ты ложишься спать?
- Когда ты обедаешь?
Обработка результатов по обследованию лексического запаса:
3 балла: Правильно называют окружающие их предметы и явления, владеют достаточным количеством слов обозначающих качество предметов, действия.
Используют в речи антонимы, наречия, употребляют синонимы.
2 балла: Недостаточное развитие активного словаря: называет предметы, действия, некоторые признаки. Не достаточно использует в речи антонимы, синонимы и наречия.
1 балл: В речи использует искаженные общеупотребительные слова: называет некоторые предметы, признаки, действия. В речи нет антонимов, синонимов наречий. Пассивный словарь значительно превышает активный.
Грамматического строя речи.

Этот раздел позволяет выявить следующие аспекты: уровень владения грамматическими средствами в самостоятельной речи, уровень понимания грамматических единиц и конструкций, характер грамматических ошибок.
а) Предложные конструкции.
Исходная ситуация:
Составление предложений по картинкам с изображением предложно-падежных конструкций, где выявляется употребление следующих предлогов: в, на, на - над, за – из-за, под – из-под, со, между, около.Стимульный материал:
Картинкам с изображением предложно-падежных конструкций
Инструкция: «Посмотри на картинку, и составь предложение о том, что здесь изображено».
б) Согласование существительных и прилагательных в роде, числе и падеже.
Исходная ситуация:
Ребенок отвечает на вопросы логопеда, по картинке согласовывая существи-тельные с прилагательными в роде и падеже.
Стимульный материал:
Мужской род – Синий шар.
Женский род – Желтая репка.
Средний род – Красное яблоко.
Инструкция: «Посмотри на картинку и ответь на мои вопросы:
Р.п – Чего не стало?
Д.п. – К чему подошел (а)?
В.п. – Что купишь?
Т.п. – С чем пойдешь в гости к бабушке?
П.п. – О чем мечтаешь?
в) Согласование существительных с числительными.
Исходная ситуация:
Логопед предлагает ребенку посчитать предметы изображенные на картинке.
Стимульный материал:
Предметные картинки с изображением тетради, карандаша и яблока, а также цифр один, три, пять.
Инструкция:
«Посмотри внимательно на картинку и сосчитай предметы».
г) Образование множественного числа существительных в именительном падеже.
Исходная ситуация:
Ребенок отвечает на вопросы логопеда, по картинке образовывая множествен-ное число существительных в именительном падеже.
Стимульный материал:

Инструкция:
«Посмотри на картинку и назови про один предмет и про много».
д) Образование множественного числа существительных в родительном падеже.
Исходная ситуация:
Ребенок отвечает на вопросы логопеда, по картинке образовывая множест-венное число существительных в родительном падеже.
Стимульный материал:
Картинки с изображением предметов в единственном и множественном числе: огурец, воробей, платье, яйцо, утенок, ухо, окно.
Инструкция:
«Посмотри на картинку и ответь на вопрос «Много чего?»
Обработка результатов по обследованию грамматического строя речи:
3 балла: Развитие грамматического строя речи соответствует возрасту.
2 балла: Много ошибок при употреблении приставочных глаголов. Наблюдаются аграмматизмы при образовании существительных Р.п. множественного числа. Смешивает падежные формы. Характерные ошибки в употреблении предлогов.
1 балл: Не различает грамматические формы.
Словообразовательных процессов.
(по методике Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной).
Этот раздел позволяет выявить следующие аспекты: образование уменьшительно-ласкательных форм существительных, прилагательных от существительных.
а) Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных.
Исходная ситуации.
Логопед предлагает ребенку с опорой на предметную картинку сказать про маленький предмет ласково.
Стимульный материал:
Предметные картинки, где изображенный предмет дается в двух параметрах: стул, жук, лист, гриб, яблоко, кукла. Инструкция:
«Я буду называть большой предмет, а ты называй маленький предмет ласково».
б) Образование названий детенышей животных и птиц.
Исходная ситуация:
Логопед предлагает ребенку с опорой на предметную картинку назвать детеныша животного.
Стимульный материал: Предметные картинки: волчица с волчонком, бельчиха с бельчонком, коза с козленком, медведица с медвежонком.
Инструкция:
«У кошки – котёнок, а как называется детеныш …?»
в) Образование относительных прилагательных.
Исходная ситуация:
Логопед предлагает ребенку рассмотреть картинки и ответить, одним словом из чего сделаны изображенные на них предметы.
Стимульный материал:
Предметные картинки: матрешка (из дерева), портфель (из кожи), конверт (из бумаги), стакан (из стекла), свитер (из шерсти), кольцо (из золота).Инструкция:
«Матрешка из дерева, значит она какая?»
г) Образование притяжательных прилагательных.
Исходная ситуация:
Логопед предлагает рассмотреть ребенку картинку и ответить на вопрос, правильно согласуя слова.
Стимульный материал:
Картинки с изображением вещей членов семьи.
Инструкция:
«Посмотри на картинку. Это дом бабушки, чей это дом? (Бабушкин)».
д) Образование приставочных глаголов.
Исходная ситуация:
Наиболее продуктивным приемом обследования приставочных глаголов, является демонстрация действий.
Стимульный материал:
Игрушечная машина, игрушечный гараж.
Инструкция:
«Что сделала машина? (выехала, отъехала, уехала, подъехала, объехала, заехала)».
Обработка результатов по обследованию словообразовательных процессов:
3 балла: Развитие словообразовательных процессов соответствует возрасту.
2 балла: Допускает ошибки в образовании относительных, притяжательных прилагательных, приставочных глаголов. Наблюдаются незначительные ошибки в образовании уменьшительно-ласкательных форм существительных, в назывании детенышей.
1 балл: Нарушены все виды словообразования и словоизменения.
Связной речи.
(по методикам Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Г.А. Каше).
Этот раздел позволяет выявить степень сформированности развернутого, самостоятельного высказывания и установить соответствие возрастным нормам.
а) Составление рассказа по сюжетной картинке.
Исходная ситуация:
Логопед предлагает ребенку из трёх сюжетных картинок выбрать одну и составить по ней рассказ.
Стимульный материал:
Сюжетные картинки: «Семья дома», «Зимние забавы», «Семья на даче».
Инструкция:
«Выбери картинку, которая тебе понравилась. Рассмотри внимательно картинку и составь рассказ».
б) Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
Исходная ситуация:
Логопед предлагает ребенку серию из трёх сюжетных картинок, разложенных по порядку и предлагает составить рассказ.
Стимульный материал:
Серия из трёх сюжетных картинок (№ 1).
Инструкция:
«Рассмотри последовательно картинки и составь рассказ».
в) Пересказ.
Исходная ситуация:
Текст прочитывается дважды. Перед повторным чтением текста дается установка на пересказ.
«Рыбалка».
Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочку и пошел к реке. Сел Илюша на берегу и закинул удочку. Скоро ему попался лещ, а потом окунь. Мама сварила Илюше вкусную уху.
Стимульный материал:
Текст «Рыбалка». Н.В. Нищева.
Инструкция:
«Послушай внимательно рассказ».
«А сейчас я прочитаю его еще раз. Слушай внимательно и приготовься мне рассказать о том, что ты услышал (а)».
г) Составление рассказа – описания.
Исходная ситуация:
Ребенку предлагаются предметные картинки, по которым он (она) составляют описательный рассказ.
Стимульный материал:
Предметные картинки: яблоко, кукла, машина.
Инструкция:
«Вот яблоко. Расскажи о нем. Какое оно?»
д) Рассказывание знакомой сказки.
Исходная ситуация:
Ребенку предлагаются вспомнить и рассказать любимую сказку.
Инструкция:
«Ты любишь сказки? Какая у тебя любимая сказка? О чём она?»
Обработка результатов по обследованию связной речи:
3 балла: Самостоятельно составляет рассказ о предмете или картинке, серии сюжетных картин. Рассказ носит творческий характер.
2 балла: Составляет не большой рассказ по сюжетной картинке или предмете. Речь логична, но не последовательна, носит схематичный характер. Предложения односложные.
1 балл: Односложно отвечает на вопросы взрослого при рассматривании предметов и картинок.
Исследование состояние ручной моторики.
(под редакцией Н.В. Нищева)
Исходная ситуация:
Логопед проверяет координацию движений, темп, объем выполнения движений. Определяет ведущую руку, гиперкинезы пальцев рук, тремор.
а) Манипуляции с предметами.
Стимульный материал:
Дидактическая кукла с элементами одежды и обуви.
Инструкция:
«Вот кукла, её зовут – Катя. Помоги ей одеться и обуться на прогулку».
б) Навыки работы с карандашом.
Стимульный материал:
Образец для закрашивания (дом), цветные карандаши.
Инструкция:
«Закрась крышу одним цветом, а дом другим цветом».
Обработка результатов:
З балла: Ребенок задание выполнил полностью, самостоятельно и без ошибок – мелкая моторика не нарушена.
2 балла: Задание выполнил с 1-2 ошибками – мелкая моторика нарушена частично.
1 балл: Задание не выполнил – мелкая моторика нарушена значительна

Марина Лобастова
Обследование речевого развития ребёнка 5–6 лет

Задания на выявление понимания ребёнком смысловой стороны слова.

1. Придумай окончание предложений

В воздухе зимой закружились первые … (снежинки) .

Осенью небо хмурое и часто идёт … (дождь) .

Знают дети, что на ёлке есть зелёные … (иголки) .

Весной светит солнце, тает снег и текут (ручьи) .

2. Скажи наоборот

(см. стимульный материал для ,

слайды 1-5)

Слон большой, а комар (маленький) .

Дерево высокое, а куст (низкий) .

Лев смелый, а заяц … (трусливый) .

Зимой холодно, а летом … (тепло) .

Дедушка старый, а внук … (молодой) .

Отмечается : понимание смысловой стороны слова – в полном объёме,

на бытовом уровне, ограниченное, в пределах ситуации.

Задания на проверку состояния фонематического слуха.

1. Запомни, повтори

па –ба___ та – да___ ка – га___

кот – год___ удочка – уточка___

2. Будь внимательным : «Я буду называть слова, если услышишь звук «ш» ,

хлопни в ладоши»

Слова : домик, зайка, шапка, мишка, лиса, шишка, ёлка, машина.

Отмечается : фонематический слух – сохранный, развит

недостаточно, нарушен.

Задания на выявление уровня овладения словарём

1. Обобщение предметов по темам

(см. стимульный материал для речевого обследования ребёнка 5-6 лет ,

слайды 6-9)

Транспорт___

2. Угадай предмет по описанию

«Круглое, сочное, сладкое, растёт на дереве….

(яблоко) ;

оранжевая, длинная, сладкая, растёт на грядке, овощ….

(морковь) ;

зелёный, длинный, вкусный он солёный, вкусный он сырой….

(огурец) ;

красный, круглый, сочный, мягкий, вкусный овощ….

(помидор) ».

3. Назови детёнышей животных

(см. стимульный материал для речевого обследования ребёнка 5-6 лет ,

слайды 10-13)

У кошки ___ У лисы ___

У зайца ___ У волка ___

Отмечается : словарный запас – достаточный, соответствует возрастной

норме; в пределах обихода; беден; резко ограничен.

Задание на выявление сформированности слоговой структуры.

Лестница ___ Аквариум ___

Фотограф ___ Лекарство ___

Велосипед ___ Температура ___

Отмечается :

Слоговая структура не нарушена

Негрубые дефекты слоговой структуры

Нарушение слоговой структуры слов :

* парафазии (замены звуков, слогов)

* элизии (пропуски звуков, слогов)

* итерации (добавление)

* контаминации (часть одного слова соединяется с частью

* персеверации (циклическое повторение)

* перестановки звуков, слогов

* антиципации (замена предшествующих звуков

последующими)

Задание на выявление сформированности активной речи ребёнка .

Разложи картинки (предлагается серия из 3-х сюжетных картин) и составь рассказ

Отмечается : соответствует возрастной норме, в стадии формирования,

требует развития , не сформирована.

Задания на выявление уровня сформированности грамматического строя речи.

1. Скажи со словом много

(см. стимульный материал для речевого обследования ребёнка 5-6 лет ,

слайды 14-17)

Одно ведро, а много … (вёдер) .

Одно дерево, а много … (деревьев) .

Одно яблоко, а много … (яблок) .

Одно кресло, а много … (кресел) .

2. Назови предметы ласково

(см. стимульный материал для речевого обследования ребёнка 5-6 лет ,

слайды 18-22)

Лопата - ….

Колокол - ….

Платье - ….

Откуда осенью падают листья?___

Кому нужна удочка?___

Чем ты смотришь?___

Чем ты слушаешь?___

На чём катаются дети зимой?___

Отмечается : грамматический строй – сформирован; сформирован

недостаточно; не сформирован.

Логопедическое заключение.

Протокол обследования устной речи

Фамилия, имя ребенка_________________________________________________________

Дата рождения, возраст (лет, мес.)_____________________Время обследования________

Строение и подвижность артикуляционного аппарата

Губы (толстые, тонкие, укороченная верхняя губа, неполное смыкание губ)_______________________

Зубы(диастема(щель между верхними резцами),кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов), крупные_________________________________________________________________________

Прикус прогнатия(выступание верхней челюсти), прогения(выступание нижней челюсти), боковой открытый прикус, передний открытый прикус, норма_________________________________________

Небо(твердого, мягкого): излишне низкое твердое небо, уплощенное,»готическое», куполообразное; укороченное мягкое небо, раздвоение маленького язычка, норма______________________________

Язык: излишне толстый, не уменьшающийся во рту, излишне узкий, укороченная подъязычная связка, маленький, норма________________________________________________________________

Подвижность артикуляционного аппарата

Для губ: вытянуть вперед-покой_________________________оскал-покой________________________

Круговое движение губ хоботком_______________________поднять вверх верхнюю губу опустить_________________________________ вниз нижнюю губу_____________________________

Для языка: показать широкий язык________________________узкий язык_______________________

Лакательные движения языком___________________________пощелкать языком________________

Присасать к твердому небу_______________________________________________________________

Состояние общей и мелкой моторики

  • Попрыгать на одной ноге, на обеих ногах.
  • По команде логопеда «Раз» одновременно поставить ноги на ширине плеч, руки на пояс_____________________________________________________________________________
  • Положить обе ладони на стол и раздвинуть пальцы(«пальчики поссорились»), сдвинуть их вместе(«Пальчики помирились»). Повторить 5-6 раз;
  • Поочередно поднимать от стола большие пальцы обеих рук, указательные, средние, безымянные, мизинцы. Повторить 5-6 раз.____________________________________________________________________________

Состояние звукопроизношения

Инструкция: «Повтори за мной предложение».

Бабушка сушила мокрое белье на веревке.

(если выявляются дефекты звукопроизношения, то предлагаются слова)

Инструкция: «Повтори за мной слова».

Собака – маска – нос_________________щука-вещи-лещ__________________

Сено – василек – высь________________чайка-очки-ночь_________________

Замок – коза________________________рыба-корова-топор_______________

Зима – магазин______________________река-варенье-дверь_______________

Цапля – овца – палец_________________лампа-молоко-пол_______________

Шуба – кошка – камыш______________лето-колесо-соль_________________

Жук – ножи_________________________

Свистящие(характер нарушений)

Шипящие(характер нарушений)

С "

З "

Сонорные (характер нарушений)

Другие звуки (характер нарушений)

Л "

Р "

Состояние слоговой структуры слова

Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова

  • Повтори слова

Светофор _____________________сковорода_____________________фотограф___________________

Вертолет _____________________велосипед_____________________автомобиль_________________

Парикмахер __________________мотоциклист___________________

  • Повтори предложение

Мальчики слепили снеговика_____________________________________________________________

Водопроводчик чинит водопровод_________________________________________________________

Волосы подстригают в парикмахерской_____________________________________________________

Саше понравился пластмассовый кораблик_________________________________________________

У девочки Дины котенок Тима.____________________________________________________________

Регулировщик стоит на перекрестке._______________________________________________________

Состояние фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений

Проверка состояния фонематического восприятия

  • Повтори за мной слоговые ряды и слова

та-да-та ____________________________ да-та-та ___________________________

ка-га-га ____________________________ га-га-ка ___________________________

па-ба-па____________________________ ба-ба-па___________________________

кот-год-кот______________________________ том-ком-гном _____________________________

том-дом-ком____________________________ мак-бак-так _______________________________

Состояние фонематического анализа и синтеза

  • Скажи, какой первый звук в слове

А – Аня, аист, астра_____________

О – осы, Оля, окна______________

И – Ира, ива, ил________________

У – улица, уши, Уля_____________

  • Определение места звука в слове (в начале, в середине, в конце)

С – сад_____________________фокус______________________лиса_____________________

К – кошка____________________окно______________________мак_____________________

  • Определение последовательности звуков в слове САНИ (МАК, СОК)

Какой звук ты слышишь в начале слова сссани?__________

Какой звук ты слышишь после звука с? и т.д_____________

Фонематический синтез

  • Составь слова из звуков

[с],[а],[д]__________________[д],[о],[м]___________________[р],[у],[к],[а]_________________

[п],[о],[ч],[к],[а]_______________

  • Фонематические представления

Подбери слово на заданный звук. Инструкция: «Назови слово со звуком [с],[з],[ц],[ш],[ж],[ч],[щ]». (отобрать картинки, в названии которых имеется данный звук.

Например, на звук [с ]: самолет, стакан, сыр, сумка, сосна_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Особенности словарного запаса

Исследование номинативного словаря

  • Назови, какие ты знаешь?

Овощи_____________________________________________________________________

Фрукты ____________________________________________________________________

Одежда ____________________________________________________________________

Обувь ______________________________________________________________________

Мебель_____________________________________________________________________

Времена года _______________________________________________________________

Транспорт __________________________________________________________________

Дикие животные_____________________________________________________________

Домашние животные _________________________________________________________

Птицы _____________________________________________________________________

Цветы______________________________________________________________________

Деревья ____________________________________________________________________

Грибы _____________________________________________________________________

Ягоды _____________________________________________________________________

Профессии _________________________________________________________________

  • Назови предмет по его описанию

Инструкция: «Как называется предмет, в котором варят суп?_________________________

Как называется предмет, которым копают землю?__________________________________

Как называют место, на котором выращивают овощи?_______________________________

  • Знание обобщающих слов

Яблоко, груша,банан, слива_____________________________________________________

Картофель, помидор, огурец_____________________________________________________

Платье, кофта, юбка, майка______________________________________________________

Кеды, сапоги, тапки, кроссовки___________________________________________________

Диван, кровать, шкаф, кресло______________________________________________________

Зима, весна, лето, осень__________________________________________________________

Автобус, мотоцикл, машина, ______________________________________________________

Лиса, заяц, волк, медведь_________________________________________________________

Корова, лошадь, коза, свинья______________________________________________________

Сорока, дятел, воробей___________________________________________________________

Мак, роза, василек_______________________________________________________________

Береза, сосна, рябина____________________________________________________________

Маслята, подберезовик, сыроежка__________________________________________________

Малина, земляника, смородина, ежевика____________________________________________

Повар, маляр, врач_______________________________________________________________

  • Подбор синонимов

Радость ________________________печаль___________________________________________

Врач___________________________шофер____________________________________________

Исследование атрибутивного словаря

  • Подбор определений к словам:

Например: Туча черная

Лес _____________________________________дом____________________________________

Небо ___________________________________дорога___________________________________

Мама __________________________________книга____________________________________

  • Подбор относительных прилагательных

Стол какой(деревянный), а стакан?»

Вата_________________________________замок_______________________________________

Ранец _______________________________шуба________________________________________

Ваза ________________________________снег_________________________________________

Ремень______________________________море________________________________________

Мед________________________________лист_________________________________________

  • Подбор антонимов

широкий ____________________ длинный _________________ высокий ___________________

весёлый _____________________ светлый _________________ больной ___________________

прямой _____________________ сухой ____________________ холодный _________________

Исследование предикативного словаря

  • Называет действия. Кто как передвигается?

Собака _________________________лошадь__________________________________________

Ворона _________________________человек_________________________________________

Червяк __________________________бабочка________________________________________

Рыба ___________________________черепаха________________________________________

  • Кто как голос подает?

Собака __________________утка________________________петух________________________

Гусь_____________________ворона_____________________лошадь______________________

Жук_____________________кошка______________________волк_________________________

  • Действия людей различных профессий

Маляр___________________________портной_________________________________________

Врач_____________________________парикмахер_____________________________________

Летчик___________________________тракторист______________________________________

Исследование грамматического строя речи

  • Исследование способности словоизменения
  • образование множественного числа существительных и родительного падежа существительных множественного числа:

множ.число им.пад.

множ.число родит.пад.

стул

ведро

воробей

дом

пчела

ухо

утёнок

окно

  • Образование существительных множественного числа

Дом-дома-домов

Дерево-________________________________________________________________________

Яблоко_________________________________________________________________________

Окно-окна-окон

Марка_________________________________________________________________________

Стол___________________________________________________________________________

Шар___________________________________________________________________________

Книга_________________________________________________________________________

Вишня_________________________________________________________________________

  • Согласование прилагательных с существительными

(используются предметные картинки. Образец: шар-красный, чашка-красная, платье-красное.)

Шарф____________________________Шапка_________________________________________

Пальто___________________________

  • Образование названий детенышей

у кошки ____________________ у собаки __________________ у свиньи ___________________

у медведя ___________________ у зайца _________________ у лисы_____________________

у коровы ___________________ у лошади __________________ у овцы_____________________

у мыши ____________________ у лягушки _________________ у курицы __________________

Исследование способности словообразования

  • образование уменьшительно-ласкательной формы:

дом______________________ ёлка ______________________ Женя _______________________

стул_____________________гриб _______________________ Костя _______________________

кровать__________________ложка______________________кукла________________________

  • образование прилагательных от существительных

Дерево-деревянный

Резина________________________стекло__________________хрусталь___________________

Кожа_________________________железо__________________шелк______________________

Бумага_______________________кружево_________________

  • образование глаголов префиксальным способом

Инструкция: «Покажи где мальчик пришел……..?!»

Шел (пришел, ушел, подошел, дошел)

Ходит (уходит, подходит, заходит, переходит)

Наливает (поливает, выливает, переливает, доливает)

стул

ручка

Обследование связной речи

  • составление рассказа по картинке__________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • составление рассказа по серии картин ________________________________________________________________________________

    Логопедическое обследование детей с ОНР

    Агафонова Ирина Анатольевна, учитель-логопед
    Место работы: МКС(К)ОУ школа-интернат V вида № 13, г.Ижевск
    Описание работы : данная презентация поможет учителю-логопеду в легкой игровой форме провести диагностику речи детей с общим недоразвитием речи, позволяя не тратить время на поиск диагностического материала и не утомляя детей. Используется для учеников первого класса с общим недоразвитием речи для уточнения диагноза.
    Цель: выявление детей с проблемами в речевом и психофизическом развитии, оценка структуры речевого дефекта и степень выраженности нарушений входящих в него компонентов.

    На предварительном этапе логопедического обследования речи логопед знакомится с медицинской документацией (данными осмотра ребенка с ОНР неврологом, педиатром и другими детскими специалистами), выясняет у родителей особенности протекания раннего речевого развития.

    Обследование речи детей с ОНР начинается с изучения состояния связной речи (слайд 2,3)- способности к составлению рассказа по картинке, серии картинок, пересказу, рассказу и т.д.
    Затем логопедом исследуется уровень развития грамматических процессов
    - где проверяется способность понимания и использования ребенком предлогов (слад 4)
    - проверка способности образовать форму множественного числа имен существительных. Ребенку предлагается назвать пары картинок (слад 5)
    -проверка способности пользоваться суффиксальным способом словообразования, где предлагается назвать большой и маленький предметы. Причем маленький предмет ребенок должен назвать ласково (слад 6)
    далее ребенок образует приставочные глаголы с опорой на картинки, продолжая рассказ начатый логопедом (слайд 7)
    -образование притяжательных и относительных прилагательных (слайд 8,9)
    - проверка способности согласовывать имена существительные с именами прилагательными (слайд 10)
    - проверка способности ребенка согласовывать имена числительные с именами существительными. Предлагается сосчитать на картинках предметы и ответить на вопрос «сколько?» (слайды 11,12,13)
    - проверка навыков управления и согласования (слайды 14,15,16)

    Обследование словарного запаса при ОНР позволяет оценить умение детей правильно соотносить то или иное слово-понятие с обозначаемым предметом или явлением.
    - подбирается материал по разным лексическим темам, где выявляется способность ребенка к обобщению (слайды 17-30)
    - также предлагаются картинки с предметами для называния деталей составляющих данный предмет (слайд 31)
    - картинка для называния частей тела(слайд 32)
    - подбор слов-антонимов (слайды 33,34)
    - слов - синонимов (слайды 35,36)

    Состояние артикуляционной моторики – ученикам предлагается выполнить по подражанию серию упражнений: «Улыбка», «Хоботок», «Блинчик», «Иголка», «Заборчик», «Качели», «Лошадка». Отмечаются выполнение с точным соответствием всех характеристик движения: доступность движений; объём; тонус; темп выполнения и переключаемость; длительный поиск позы; отклонения в конфигурации, синкинезии, гиперкинезы (слайд 37)
    Состояние звукопроизношения – подбирается картинный материал на все группы звуков, которые обследуются в разных позициях: в начале, середине, конце слова (слайды 38-57)
    - состояние слоговой структуры слов – сначала «выплывают» картинки в названиях которых более простая структура слов, затем сложная слоговая структура (слайды 58-59)
    Обследование фонематических процессов – ребенок должен указать картинки, названия предметов на которых отличаются друг от друга только одним звуком. Предоставляются картинки на дифференциацию различных групп звуков (слайды 60,61,62)
    Обследование навыков звукового анализа и синтеза – (на слайде 63) представлены картинки односложных слов, которые позволят выявить навыки звукового анализа и синтеза.
    - «Назови первый звук в слове сок …»
    - «Назови последний звук в слове мак…»
    - «Какой звук в слове нос слышен в середине?»
    - «Определи последовательность звуков в слове сом»
    - «Определи количество звуков в слове рак»
    - «Догадайся, какое слово загадано. В этом слове есть звуки: [к], [ о], [ т]
    Аналогично обследование навыков звукового анализа и синтеза происходит в сложных словах (слайд 64)

    Результатом обследования состояния речевых и неречевых процессов у ребенка с ОНР является логопедическое заключение, отражающее уровень речевого развития и клиническую форму речевого нарушения (например, ОНР 2 уровня у ребенка с дизартрией). ОНР (общее недоразвитие речи) следует отличать от ЗРР (задержки речевого развития) при которой отстает только темп формирования речи, но не нарушается формирование языковых средств.
    Применение компьютерных технологий предоставляет широкие возможности использования различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью. В частности визуализация основных компонентов устной речи. В процессе занятия с применением компьютера дети учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты. Диагностический материал, предъявляемый в ярком, интересном и доступном для ребёнка виде вызывает интерес и обращает на себя внимание.

    Презентация на тему: Обследование речи детей



Что еще почитать