Оборудование для утилизации автомобильных шин. Как открыть завод по переработке шин. Примерный финансовый план

Утилизация отходов представляет собой одну из актуальных проблем современности - однако, немногие бизнесмены способны увидеть перспективы деятельности в этом направлении. Парадокс заключается в том, что ежегодно тысячи тонн сырья пропадают на городских свалках и полигонах, являясь при этом практически бесплатным ресурсом для создания успешного и прибыльного бизнеса.

Пример такого бизнеса - переработка шин в крошку: цена оборудования и требования к производственным площадям позволяют быстро развернуть предприятие в достаточно скромных условиях, а измеряемые миллионами доходы не оставляют места сомнениям в целесообразности инвестиций.

Учитывая, что существующие отечественные заводы не в состоянии переработать более 20–25% объема ежегодно попадающих на свалки изношенных шин, можно предположить, что в этой свободной нише вновь созданный бизнес не будет испытывать трудностей в поиске сырья. Это позволит предпринимателю уделять больше внимания организации сбыта и созданию сопутствующего производства, позволяющего получить дополнительный доход.

Что можно получить при переработке?

Рассматривая, следует учитывать, что утилизация старых шин предусматривает два возможных направления: пиролизную переработку и измельчение в крошку. Отличия между ними - в применяемом оборудовании, энергоемкости, размерах стартового капитала и способах реализации готовой продукции.

В пиролизных установках сырье разогревается до 450–500°С и распадается на:

  1. Синтетическое жидкое топливо, которое применяется в котлах и отопительных установках. При дальнейшей перегонке из него можно получить углеводородные фракции - бензин, дизельное топливо, мазут и смолы;
  2. Технический углерод, находящий применение в качестве адсорбента, наполнителя при производстве резинотехнических изделий, красителя в лакокрасочной промышленности и основы для битумных мастик;
  3. Газ, используемый для повторного сжигания в установке пиролиза.

Покрышки производятся из высококачественной резины, которая после механического измельчения полностью сохраняет такие свойства, как эластичность, прочность, стойкость к химическому воздействию. При переработке автомобильных шин в крошку основной продукцией становятся различные фракции - от 0,25 до 5 мм, широко применяемые для изготовления:

  • Резиновой плитки, покрытий для стадионов, спортзалов и детских площадок;
  • Спортивного инвентаря (в качестве наполнителя);
  • Подошвы для обуви, резиновых сапог;
  • Износостойкого дорожного покрытия;
  • «Лежачих полицейских», отбойников, железнодорожных переездов;
  • Бамперов, ковриков, брызговиков и других автомобильных резиновых изделий;
  • Подкладок для железнодорожных шпал.

Стальной компонент шины также отделяется от резины и применяется как армирующая добавка к бетону при строительстве зданий и дорог, либо как сырье для переплавки.

Таким образом, переработка изношенных шин в крошку, равно как и пиролизная утилизация, являются процессами практически безотходными, позволяющими получить достаточно востребованную в промышленности продукцию.

Технология переработки

В настоящее время используются три основных технологии переработки шин в крошку:

  • Криогенное измельчение после обработки жидким азотом. Несмотря на эффективность, такой способ требует огромных затрат - порядка 30–40 миллионов рублей;
  • Механическое истирание и деформация в замкнутом пространстве;
  • Порезка шин на куски последующее измельчение с помощью дробилок и мельниц.

В последнем случае оборудование для переработки шин в крошку является наиболее доступным для малого бизнеса, поскольку может быть размещено на площади в 300–450 м² при общих размерах инвестиций в пределах 4–7 млн рублей.

Технологический процесс включает:

  1. Предварительный осмотр сырья и удаление посторонних включений;
  2. Удаление посадочного кольца с одной стороны;
  3. Нарезку шины на ленты шириной 4–5 см;
  4. Удаление второго кольца;
  5. Нарезку ленты на «чипсы» размером 20–40 мм;
  6. Измельчение фрагментов с помощью шредера и вальцов;
  7. Отделение текстильного и стального корда;
  8. Сортировку крошки на фракции;
  9. Упаковку и отгрузку.

Оборудование для переработки шин в крошку

Источники сырья

Организация непрерывных поставок сырья является одной из важнейших задач в этом бизнесе: переработка шин в резиновую крошку будет рентабельной при полной загрузке оборудования на протяжении как минимум одной восьмичасовой смены в день. Даже небольшой цех может обрабатывать 200–500 кг резины в час - такому предприятию потребуется ежедневная поставка хотя бы трех–четырех тонн старых покрышек. Чтобы обеспечить такие объемы, придется установить контакты со всеми возможными источниками:

  • Автотранспортными предприятиями, автобусными и троллейбусными парками;
  • Свалками городских и промышленных отходов;
  • Шиномонтажными мастерскими и автосервисами.

Согласно законодательству, юридические лица должны оплачивать утилизацию мусора (в том числе и старых покрышек) в размере 2000–2500 рублей за тонну. Потому предложение о переработке шин по более низкой цене окажется для них коммерчески выгодным.

Кроме того, проблемы с утилизацией шин испытывает и население: с помощью организации стационарного пункта приема можно покупать их по взаимовыгодной цене и обеспечивать завод по переработке шин в крошку сырьем постоянно.

Организация сбыта

Резиновую крошку, текстиль и металлический корд нельзя отнести к товарам, пользующимся спросом у розничных покупателей. Поэтому бизнес план переработки шин в крошку должен предусматривать организацию сбыта посредством контактов с оптовыми закупщиками или прямые поставки строительным и перерабатывающим производствам.

Найти заинтересованных клиентов можно с помощью интернета, участия в профильных выставках, рассылки коммерческих предложений и личных переговоров. При этом важно соотнести потребности заказчика и возможности собственного производства - не каждая компания готова покупать десятки тонн резиновой крошки ежемесячно.

Преимущества и недостатки бизнеса

Переработка шин в крошку - бизнес, которым интересуются предприниматели и инвесторы не только вследствие его полезности для экологической обстановки, но и благодаря приемлемому уровню доходности, быстрой окупаемости, а также:

  • Непрерывно восполняемым источникам сырья, доступного практически бесплатно либо по символической цене;
  • Простоте технологии - обслуживание линии по переработке шин в резиновую крошку не требует особой квалификации и специальных знаний;
  • Большому количеству областей промышленности, в которых применяются продукты переработки покрышек;
  • Возможности получения всесторонней государственной поддержки предприятия, осуществляющего социально и экологически полезную деятельность по утилизации отходов.

К недостаткам бизнеса следует отнести значительные капиталовложения, а также сложности, возникающие при поиске постоянных поставщиков и покупателей. Поэтому необходимые для работы контакты желательно установить до покупки станков по переработке шин в крошку.

Регистрация предприятия

При официальном оформлении предприятия какие-либо юридические тонкости отсутствуют - с 2012 года деятельность по утилизации шин лицензированию не подлежит. Разумеется, для открытия бизнеса нужны разрешения от пожарной и санитарной служб, а также договоры на поставку электроэнергии и вывоз мусора. Однако при выборе формы собственности следует учесть некоторые экономические факторы:

  • Индивидуальное предпринимательство предполагает наличие достаточного стартового капитала или возможность получения государственной помощи в виде грантов, частичной компенсации стоимости оборудования, льготных кредитов и возмещения платежей по договорам лизинга оборудования;
  • Если запуск мини завода по переработке шин в крошку требует привлечения партнеров, совладельцев или частных инвесторов, то целесообразной будет регистрация общества с ограниченной ответственностью.

Поиск помещения

Подходящее производственное помещение должно включать не только площадь, требуемую для установки линии переработки шин в крошку, но и территорию для складирования запасов сырья, а также место для хранения готовой продукции. Приемлемым будет цех площадью 350–500 м² и высотой потолка от 5 метров, расположенный на окраине или за городом в промышленной зоне и имеющий хорошие подъездные пути для большегрузного транспорта.

Второе необходимое условие - наличие подключения к инженерным сетям: водопроводу и линии электропередачи мощностью не менее 120–150 кВт.

Третье - удаленность предприятия от жилых домов. Вследствие шумности производства санитарная норма здесь принимается равной 300 м.

Найти такое помещение можно на территории бывших и работающих предприятий, баз, складских комплексов. Стоимость аренды здесь будет приемлемой, а отсутствие требований к ремонту приведет к дополнительной экономии.

Подбор оборудования

Средняя стоимость оборудования для переработки шин в крошку определяется как его мощностью, так и страной производства. Преимущество отечественных линий перед китайскими заключается в доступности услуг по наладке, запуску, обслуживанию и ремонту станков. Однако даже на начальном уровне переработка 100–200 кг сырья в час требует затрат в размере 1,5–2 млн рублей. К сожалению, такие линии часто ограничены функционально (к примеру - отсутствует магнитный сепаратор или циклон), поэтому для запуска полноценного предприятия целесообразно рассматривать комплексы производительностью до 300–500 кг/ч, состоящие из:

  • Бортовырезного станка;
  • Станка для удаления посадочных колец;
  • Станка для нарезки покрышки на ленты;
  • Станка для нарезки ленты на «чипсы»;
  • Вальцового станка, мельницы;
  • Вибростола и вибросита;
  • Магнитного сепаратора для удаления металла;
  • Циклона для удаления текстиля;
  • Электрического коммутационного оборудования;
  • Комплекта транспортеров.

Суммарная цена станков для переработки шин в крошку для производства такой мощности составляет 5,5–5,7 млн рублей. Однако для нужд предприятия иногда требуется закупка дополнительного оборудования:

  • Резака крупных шин;
  • Накопительных бункеров;
  • Весов;
  • Машинки для зашивания полипропиленовых мешков.

С учетом ручного инструмента цех по утилизации шин можно оборудовать за 6–6,2 млн рублей. Впрочем, несмотря на внушительность этой суммы, инвестиции в производство окупаются достаточно быстро.

Персонал

Процесс переработки шин в крошку своими руками является технологически несложным, а потому не требует постоянного присутствия высококвалифицированного персонала (за исключением ремонта и обслуживания линии - заточки ножей, замены лент транспортера или электродвигателей). Обслуживать же такое производство могут 3–4 человека. Кроме них, на работу следует принять:

  • Бухгалтера (можно на условиях частичной занятости);
  • Приемщика сырья (кладовщика);
  • Менеджера по сбыту;
  • Водителя с грузовым автотранспортом.

Общий план расходов

Учитывая высокую стоимость оборудования для переработки шин в резиновую крошку, предприниматели могут обратиться за помощью к государству или к частным инвесторам. Для этого нужно разработать подробный бизнес-план, в котором учесть все сопутствующие расходы:

Первоначальные вложения в бизнес

Ежемесячные расходы

Доходы и рентабельность

Главное преимущество переработки изношенных шин в резиновую крошку - минимальная цена сырья. Чаще всего она равна нулю, но в некоторых случаях предприятия даже доплачивают за утилизацию отходов.

Линия мощностью 400 кг/ч позволяет переработать до 80 тонн резины в месяц, получая 55 тонн крошки, 15 тонн металлического корда и 10 тонн текстиля. При определении доходов можно считать, что цена резиновой крошки различных фракций примерно одинакова: 16–17 рублей за килограмм. Рыночная стоимость килограмма текстиля - 2 рубля, а металлического корда - 2,5 рубля.

Доходы предприятия

Таким образом, средний срок возврата вложений в бизнес при полной загрузке предприятия составляет 8,5–9 месяцев. Минимальный объем сырья, который нужно перерабатывать, чтобы окупить текущие расходы - 170 килограммов в час.

Производственные риски

Как и любой бизнес, утилизация старых шин сопровождается известными рисками. Некоторые из них уменьшаются путем своевременного обслуживания станков, другие представляют собой непредвиденные обстоятельства:

  • Перебои при поставках сырья;
  • Поломка и последующий простой оборудования;
  • Сбои при организации сбыта;
  • Порча продукции вследствие несоблюдения условий хранения;
  • Падение цен на продукцию.

Минимизировать риски организационного характера следует путем дублирования каналов поставок и сбыта, поиска новых покупателей не только в России, но и за рубежом, а также с помощью расширения сферы деятельности. К примеру, продукты переработки шин в крошку в домашних условиях можно прессовать в плитку и окрашивать, производя таким образом практичное и безопасное покрытие для теннисных кортов, спортивных и детских площадок.

Видео по теме

У каждой первой современной семьи есть автомобиль, от которого каждые несколько сезонов остается один, а то и 2 комплекта шин. Утилизация шин государством проводится медленно, поэтому старые покрышки образовывают целые свалки. А ведь переработка покрышек может стать прибыльным бизнесом, план которого мы рассмотрим в этой статье.

Регистрация бизнеса и требование к компании

Старые покрышки – это отходы, и для работы с ними требуется лицензия. Лицензия оформляется за отдельные средства, что тоже нужно брать в расчет.

Второй пункт регистрации – это получение пакета документации от санитарно-эпидемиологической станции. Для получения бумаг нужно удовлетворить такие требования:

  1. Установить фильтры.
  2. Выбрать правильное расположение предприятия по переработке. Переработка старых шин производится в отдалении от жилых домов и социальных уголков (детские сады, школы и т. д.).

Также следует зарегистрировать фирму в государственном учреждении и налоговой инспекции, заключить договор о поставке электроэнергии и решить вопрос пожаробезопасности.

Выбор помещения

Переработка автомобильных шин требует большой площади не менее 500 квадратных метров. Также потребуется площадь для хранения готовой резиновой крошки и исходного сырья.

Здесь стоит опять вспомнит о том, предприятие по переработке должно располагаться вдалеке от населенных пунктов. В противном случае жители близлежащих домов начнут массово писать жалобы на мини-завод, что закончиться закрытием вашего предприятия.

Требованиям к линии по переработке шин идеально соответствуют отделенные участки, например, расположенные в промышленной зоне или на отшибе за городом. Земля в промышленной зоне на вес золота, поэтому выгоднее и проще приобрести или взять в аренду производственный цех, который должен иметь удобные пути для подъезда.

Необходимое оборудование

На рынке многие производители предлагают на первый взгляд качественное и недорогое оборудование для переработки шин, при помощи которого производится утилизация покрышек и переработка их в резиновую крошку. Но из 100 предложений всего 10 соответствуют тем характеристикам и безопасности, которую озвучивает производитель.

Условно оборудование для изготовления резиновой крошки из старых покрытий можно разделить на 3 группы:

  1. Европейская техника, соответствующая современным требованием. Техника из Европы отличается надежностью и эффективностью.
  2. Оборудование из Китая. Продукция КНР чаще всего имеет сомнительное качество, недолгий срок службы. Кончено, если покупать китайскую продукцию от именитых брендов, то вы получите европейское качество, но и цена будет равноценной.
  3. Среднее звено между Китаем и Европой – это надежная продукция, произведенная в России. Стоимость русской технике для переработки покрышек в крошку в 2 раза ниже, чем в Европе и в 1-2 раза выше, чем в Китае.

Качество производимой продукции и, соответственно, успешная реализация бизнес-плана во многом зависит от закупаемой техники. Технологическая линия оборудования, требуемая для переработки покрышек, состоит из таких элементов:

  1. Техника для разрезания покрышек.
  2. Резательное устройство.
  3. Машина для реструктуризации резины.
  4. Сепаратор магнитный.
  5. Вибрационное сито.
  6. Классификатор.
  7. Конвейер.

Технология переработки

Переработка автомобильных шин для получения резиновой крошки выполняется в несколько этапов:

  1. Осмотр покрышек с целью выявления непригодного для переработки сырья.
  2. Измельчение покрышек.
  3. Удаление мелких вставок из металла. На этом этапе покрышки загружают в шредер, который дополнительно измельчает их.
  4. Полученный материал отправляют в роторную дробилку, которая измельчает резину в более мелкую фракцию.
  5. Далее, процесс сепарирования и разделения металлических элементов и текстильных.
  6. Окончательный этап обработки заключается в очистке посредством вибрационного сита. На этом этапе резиновая крошка разделяется по размеру.

Отметим, что переработка резины может быть как в крошку, так и в дизельное топливо. Но последний вариант требует серьезных материальных вложений. Процесс этот состоит из сортировки и последующего измельчения покрышек, а дальше отобранный и подготовленный материал загружают в специальный реактор, который извлекает из вторсырья при высоких температурах топливо. Топливо может быть жидким, газом или металлическим кордом. Полученное топливо используют для дальнейших переработок.

Рабочий персонал

Для предприятия по изготовления крошки из покрышек требуется:

  1. Водители с собственным грузовым транспортом. Также можно закупить собственный автопарк и нанять водителей.
  2. Бухгалтер.
  3. Человек, занимающийся сбытом готовой продукции.

Для подбора сотрудников стоит обратиться в специализированную компанию, но решающее собеседование производите самостоятельно. Переработка покрышек в РФ – это развивающийся бизнес и многие компании с радостью принимают будущих сотрудников на обучающие курсы. Вы можете либо обучить людей, либо же взять профессионалов, которые ранее работали в этой сфере.

Рентабельность бизнеса

Перед закупкой и стартом бизнес-плана посчитайте все расходы. Покрышки – это практически мусор, но оборудование для их переработки стоит приличных денег. Общая сумма составляет около 2-3 млн. рублей, поэтому целесообразно найти инвестора для реализации бизнес-плана. К сумме оборудование добавляют стоимость устройств-очистителей, без которых санэпидемстанция просто не даст разрешения на работу мини-завода.

Расходы на сырье минимальные, в большинстве случае его можно брать практически даром. Вы удивитесь, но некоторые организации сами готовы платить за то, чтобы «умершие» покрышки были утилизированы. Подведем итог: резиновую крошку можно сбывать за хорошие деньги, если найдете постоянных покупателей, то предприятие окупится быстро.

Подсчитываем расходы:

  1. Считаем по среднему показателю, ведь расходы могут быть разными, что зависит от региона:
  2. Оформление документации в пределах 150 тыс. рублей.
  3. Аренда площади для базирования производства – 180 тыс. рублей.
  4. Ремонт или восстановление помещения – 150 тыс. рублей.
  5. Цистерны, в которые будет заливаться топливо около 80 тыс. рублей.
  6. Инструмент – 80 тыс. рублей.
  7. Необходимое оборудование – 1,5 млн. рублей.

Подводим окончательный итог: стартовый капитал для мини-завода переработки старых покрышек в резиновую крошку составляет 3 млн. рублей.

Помимо стартовых расходов ежемесячно требуется вносить дополнительную плату:

  1. Оплата труда наемных рабочих – 70 тыс. рублей.
  2. Оплата труда наемных менеджеров – 50 тыс. рублей.
  3. Транспортные расходы – 150 тыс. рублей.
  4. Расход электроэнергии – 30 тыс. рублей.

Итог: 300 тыс. рублей.

Как видите, переработка покрышек в резиновую крошку требует внушительного стартового капитала. К нему прибавляется устрашающий ежемесячный платеж, который отпугивает большую часть предпринимателей.

Для реализации бизнес-плана по производству резиновой крошки из старых шин можно найти деньги, следуя по нескольким путям:

  1. Взять нужную сумму в кредит у банка, но в этом случае пугают уже процентные ставки, а не сумма затрат на реализацию проекта.
  2. Участие в правительственных программах по защите экологии. Утилизация старых покрышек входит в список таких программ, и предприниматель может получить субсидию.

Для получения субсидии достаточно предоставить бизнес-план, в котором отображены все расчеты.

Переработка в домашних условиях

Резиновая крошка из старых покрышек может быть произведена и дома, но для этого требуется простой топор или ножницы. Со старой покрышки изначально удаляют металлические элементы, потом режут шину на полоски и измельчают их до нужного размера. Все, материал для оформления клумб, дорожек или покрытия крыши готов!

Реализация продукции

Резиновая крошка в РФ еще не приобрела должной популярности, поэтому найти заинтересованного покупателя будет сложно. Стоит заняться поиском путей реализации продукта до того, как предприятие будет запущено, ведь только эффективный подход гарантирует стабильную прибыль. Наиболее заинтересована в резиновой крошке строительная сфера, также измельченную резину применяют в производстве новых шин.

Если вам удалось организовать прибыльную работу предприятия — переработчика покрышек, то обязательно поделитесь опытом успеха с начинающими бизнесменами!

Подводим итоги

Правильный подход и пути реализации готовой продукции обеспечивают 100% прибыль от переработки старых покрышек. Направление рентабельное, которое будет приносить стабильный доход.

Рост изношенных автопокрышек увеличивается стремительными темпами. На любом шиномонтаже хранятся горы никому не нужных шин. Они загрязняют экологию и занимают много места. Уже давно существует множество способов их утилизации. При правильном подходе завод по переработке шин окупит вложения спустя полгода. Из переработанной резины можно произвести материалы для строительства и топливо. Такой бизнес позволит сделать атмосферу чище.

Функции предприятия

Основное назначение завода по заключается в переработке вторичного материала и поставки его на предприятия, которые изготавливают резиновые изделия.

Главной целью каждого бизнесмена является получение дохода. Низкий уровень конкуренции и дешёвое сырье делает эту отрасль очень прибыльной. Бизнес по утилизации покрышек выполняет важную функцию - защита экологии от токсичных веществ, которые выделяются при горении резины.

Список вредных выделений, которые выбрасываются в окружающую среду при сжигании покрышек на свалках:

Чтобы предприятие было полезно как владельцу, так и природе, требуется правильный подход. Грамотное ведение бизнеса принесёт немало денег, а защита атмосферы от вредных выбросов избавит население планеты от мутаций и страшных болезней.

В чём заключается работа

Для эффективного производства необходимо придерживаться определённых принципов его работы. на заводе должно быть довольно мощным, чтобы производительность труда была максимальна. Но этого недостаточно. Всю работу предприятия можно разделить на 3 этапа:

  1. Поиск поставщиков вторичного сырья, сбор резины.
  2. по технологии безотходного производства.
  3. Поиск клиентов и сбыт товара.

Материал можно приобретать у автосалонов, транспортных организаций и парков, на полигонах отходов. Также поставщиками резиновых покрышек могут стать частные лица. Для этого требуется создать стационарные или мобильные пункты приёма.

Как только нужный объем сырья будет собран, наступает время его обработки. Существует несколько технологий процесса. От способа утилизации зависит конечный результат. Самыми распространёнными методами считаются:

  1. Переработка резины в крошку.
  2. Пиролиз.

Последний немаловажный этап в работе завода по переработки покрышек - сбыт продукции. При продаже изделий заключается договор поставки со строительными предприятиями или оптовыми покупателями.


Бизнес-план для производства

Любой предпринимательство требует предварительной разработки бизнес-плана. И завод по переработке резины тому не исключение.

Основные этапы организации производства:

Как только все документы будут оформлены, можно начинать поиск места для производства. Важно, чтобы оно было расположено за пределами жилых пунктов. К помещению также есть требования. Оно должно быть разделено на три части: для хранения вторичного материала и готовой продукции, а также для процесса переработки.


После этого нанимают сотрудников в штат. Для такого производства не требуется большое количество рабочих мест. Нужны несколько специалистов на установку, бухгалтер, менеджер по работе с клиентами. Также можно нанять кладовщика и водителя. Когда штат сформирован, остаётся последний шаг - скупка вторичного сырья и поиск покупателей. После заключения договоров с поставщиками можно начинать работы предприятия.

Утилизация в России

В России не так сильно распространены заводы, перерабатывающие шины, по сравнению с Европой. Во всей стране есть всего 4 крупных промышленных предприятий. Они обеспечивают переработку более половины резиновых изделий от общего количества утилизированных автошин во всей России.

Среди них находятся такие заводы:

Несмотря на такой большой объем переработанного сырья крупные заводы работают не на полную мощность. Все потому, что в России плохо развит сбор вторичного материала и продажа готовых изделий. Проблема утилизации шин в стране остаётся открытой. Ведь утилизирующих заводов недостаточно.

Развитость бизнеса за границей

Дела с утилизацией использованных шин за рубежом куда лучше, чем в России. В Европе существует множество перерабатывающих производств. Они утилизируют около 100% всех изношенных покрышек и получают из них качественную продукцию. При этом за рубежом запрещено законом хранить шины на полигонах или в сервисах.

Высокий уровень переработки связан с тем, что все владельцы несут ответственность за утиль резиновых покрышек. Предприниматели должны отчитываться перед поставщиками за каждый этап переработки и производства сырья. Также в Европе широко распространён бизнес по созданию различных материалов из резины. Это позволяет получить большую прибыль на продаже.

При начинании своего бизнеса стоит взять за основу опыт зарубежных коллег. Можно создать безотходное производство, уменьшив количество пожароопасных свалок и складов с токсичными отходами, ведь в России есть огромные масштабы таких захоронений. Население вынужденно дышать продуктами горения, которые отравляют весь организм.

С ростом количества автомобилей обостряется проблема утилизации старых шин. Только в Москве на свалки и полигоны ежегодно попадает 70 тысяч тонн износостойкой резины, срок разложения которой в природных условиях достигает 140 лет. Между тем существующие технологии позволяют эффективно использовать такой неиссякаемый источник вторичного сырья.

Простейшей из них является переработка шин в крошку - методика, которая сочетает в себе пользу для окружающей среды и коммерческий потенциал. Безусловно, стоимость оборудования для утилизации покрышек находится на пределе финансовых возможностей начинающих предпринимателей, но благодаря высокой рентабельности этого бизнеса многомиллионные вложения окупаются менее чем за год.

Особенности бизнеса

Немногочисленные существующие предприятия не справляются с утилизацией шин: статистика показывает, что на территории России в качестве вторсырья используют всего 20% старых покрышек. Поэтому отдельные специалисты и целые институты занимаются разработкой инновационных методик разделения автомобильных колес на составляющие и восстановления резины до пригодного для повторного применения регенерата.

Однако самой доступной для предпринимателей остается технология переработки изношенных шин в резиновую крошку путем измельчения. Простое механическое воздействие приводит к преобразованию покрышки в такие полуфабрикаты, как:

  • Резиновая крошка различных фракций. Выход составляет 60–70% массы сырья;
  • Текстильное волокно. Образуется при очистке и утилизации посадочных колец;
  • Металлический корд. Имеет вид коротких обрезков тонкой стальной проволоки.

Почему же утилизация старых шин выгодна, с коммерческой точки зрения? Можно назвать несколько достоинств бизнеса, которые привлекают предпринимателей:

  • Сырье стоит недорого. В некоторых случаях предприятие может получать шины бесплатно и даже с доплатой за утилизацию;
  • Классическая технология переработки автомобильных шин в крошку включает исключительно механические операции;
  • Производство является безопасным для среды. Процесс утилизации сопровождается лишь образованием резиновой пыли и высоким уровнем шума;
  • Переработка вторсырья приветствуется государством. Предприниматель может рассчитывать на субсидии, налоговые льготы и кредиты по сниженным ставкам.

В то же время, следует упомянуть, что переработка шин в резиновую крошку - бизнес, для которого характерны не только преимущества. Главным недостатком этого вида деятельности является отсутствие организованного рынка сбыта. Поэтому еще перед запуском производства предпринимателю необходимо разместить рекламу и озадачиться поиском постоянных покупателей.

Технологии переработки шин

Разумеется, старые покрышки проще всего сжигать. При всех своих недостатках такой способ утилизации считается довольно эффективным: по теплотворной способности 1 т резины эквивалентна 1 т каменного угля или 0,7 т мазута. В то же время сжигание шин приводит к выбросу в атмосферу не только углекислого газа и сажи, но и намного более опасных химических соединений. Потому лучше использовать безвредные методики:

1. Механическое измельчение. Истирание - единственная технология, которая подходит для переработки шин в крошку в домашних условиях;

2. Низкотемпературное дробление. Старые шины охлаждают жидким азотом до температуры –60°С, после чего хрупкая резина легко дробится прессом;

3. Криогенное измельчение. Охлажденные до температуры –120°С шины помещают в закрытую камеру и разрушают при помощи микровзрывов;

4. Утилизация озонным ножом. Под воздействием активного газа резина становится хрупкой и рассыпается в крошку. Текстиль и корд остаются нетронутыми;

5. Разрушение давлением. При высоком давлении резина становится текучей. Ее выдавливают через фильеры, отделяя от металлического корда;

6. Следующие методики несколько отличаются от технологий переработки шин в крошку. Они позволяют восстановить резину до регенерата - девулканизированного пластичного состава, который применяется вместо сырого каучука:

  • Растворение. При обработке химическими составами резина растворяется и образует суспензию, которую можно использовать в производстве новых изделий;
  • Диспергирование. Помещенную в водную среду шину измельчают механическим воздействием. В результате получается тонкодисперсная эмульсия каучука;
  • Водонейтральная обработка. Очищенную резиновую крошку загружают в автоклав, где в течение 6–8 часов перемешивают при температуре 180°С.

7. Последним способом переработки старых шин является пиролиз. Он подразумевает, нагрев измельченной резины до температуры 450–550°С в закрытой камере без доступа воздуха. В результате разложения сырья образуются:

  • Синтетическое жидкое топливо;
  • Сажа (технический углерод);
  • Горючий пиролизный газ.

8. Сравнивая эти технологии, можно заметить, что механическая переработка шин действительно является самой простой, практичной и доступной для малого бизнеса. Процесс измельчения проходит так:

  • Каждую покрышку тщательно осматривают, очищают от шипов, камней и других не подлежащих переработке твердых предметов;
  • Сырье сортируют по размерам и типу. Это упрощает дальнейшую настройку станков для переработки изношенных шин в крошку;
  • На бортовырезном станке из шины вырезают посадочные кольца, из которых затем выдергивают металлический корд;
  • На гидравлическом резаке покрышки большого размера разделяют на несколько частей. Легковые шины нарезают на ленты шириной 4–5 см;
  • Части покрышек загружают в шредер, где вращающиеся валы с металлическими ножами разрывают их на куски площадью 4–10 см²;
  • Во время измельчения из кусков резины выдергиваются остатки текстильного и стального корда;
  • Подготовленный материал поступает в роторную дробилку, где проходит между валами с насечками и истирается на фракции;
  • Остатки текстильного волокна удаляются потоком воздуха в циклоне, а фрагменты стального корда - магнитным полем в сепараторе;
  • Измельченную резиновую крошку загружают в вибрационную установку, где сита с разными ячейками разделяют фракции по размерам;
  • Готовая резиновая крошка накапливается в приемных бункерах. Ее фасуют в стандартные мешки или биг-бэги, после чего отправляют на склад.

Применение резиновой крошки

Во время движения шины автомобиля подвергаются интенсивным продолжительным нагрузкам, поэтому для их производства применяют стойкие к механическому износу и химическим воздействиям материалы. Фактически шинная резина намного превосходит все аналогичные разновидности каучука по прочности и долговечности.

При переработке изношенных шин в резиновую крошку полезные свойства материала полностью сохраняются, что позволяет использовать его в разных областях:

  1. Модификатор асфальта. Введение крошки в состав дорожного покрытия повышает его упругость, эластичность и устойчивость к растрескиванию;
  2. Уличные покрытия. Из резиновой крошки делают рулонные материалы, которыми покрывают детские и спортивные площадки;
  3. Напольные покрытия. Спрессованную в листы крошку используют для отделки ступеней крыльца, входных групп и других скользких мест;
  4. Плитка. Крошку смешивают с полимерными составами и прессуют в специальных матрицах, получая тротуарную плитку разных форм, цветов и размеров;
  5. Покрытия газонов. Лужайки с обычной или искусственной травой засыпают крошкой, чтобы получить упругую поверхность и предотвратить вытаптывание;
  6. Наполнитель для спортивного инвентаря. из крошки: боксерские мешки, набивные мячи, мешочки для метания;
  7. Кровельная мастика. Резиновую крошку смешивают с битумом. Полученной смесью покрывают обычные кровельные материалы;
  8. Кровельные покрытия. Смешанную с наполнителем и красителем крошку используют для изготовления гибкого шифера и резиновой черепицы;
  9. Гидроизоляция. Для защиты строительных конструкций от влаги применяется мастика из мелкой резиновой крошки в смеси с индустриальным маслом;
  10. Восстановление шин. 10% крошки добавляют в состав, которым восстанавливают поверхность и рисунок протектора изношенных шин.

Сырье для изготовления деталей. Смешивая резиновую крошку с пластификаторами и клеевыми составами, можно сделать:

  • Накладки на бамперы;
  • Лотки для багажного отсека автомобиля;
  • Прокладки под рельсы;
  • Отмостку железнодорожных переездов;
  • Искусственные дорожные неровности;
  • Брызговики для машин;
  • Колеса для грузовых тележек;
  • Подошвы для обуви.

Покрытия мостов. Крошка является компонентом пластичной смеси, применяемой для заделки швов между плитами мостов, эстакад и путепроводов.

Нефтедобыча. Из крошки делают сорбенты, поглощающие нефтепродукты, а также тампонирующие растворы, которые закачивают в скважины для заделки трещин.

Дополнительными продуктами переработки шин в резиновую крошку являются текстильное волокно и стальной корд. Текстиль - это прочный материал, который можно использовать для армирования бетонных смесей, изготовления кровельного картона и ДВП, набивки спортивного инвентаря. Корд в не очищенном виде также применяют в качестве армирующей добавки. Но после обжига его можно отправить на переплавку.

Документальное оформление бизнеса

Думая о том, можно не переживать о получении официального статуса. Но организация полноценного бизнеса на утилизации вторсырья без легализации нежелательна. Вполне приемлемой в данном случае является такая форма собственности, как ИП. Рассматривать целесообразность регистрации ООО стоит только для привлечения сторонних инвесторов или оформления кредитного договора от имени юридического лица.

Для того чтобы уточнить приоритетное направление деятельности предприятия, в заявлении необходимо указать соответствующие коды ОКВЭД:

Коды ОКВЭД переработки шин в крошку

Если предприниматель заботится о том, то он должен озадачиться выбором оптимальной системы налогообложения. При обороте, не превышающем 150 млн рублей в год, предпочтительной для предприятия является УСН по ставке 6% или 15%.

Однако на этом взаимодействие с государством не заканчивается. Как бизнес, переработка шин в крошку предполагает работу с отходами резины, которые относят к IV классу опасности. Поэтому владельцу цеха придется обратиться в Росприроднадзор и оформить соответствующую бессрочную лицензию. Для этого нужно:

  • Правильно выбрать помещение;
  • Обустроить цех и установить технологическую линию;
  • Обучить сотрудников правилам обращения с отходами;
  • Составить программу производственного контроля;
  • Разработать и зарегистрировать паспорт отходов;
  • Получить справку Роспотребнадзора о соответствии цеха санитарным нормам;
  • Получить справку Госпожнадзора о соблюдении правил пожарной безопасности;
  • Получить справку Росприроднадзора о выполнении мер по защите окружающей среды;
  • Перечислить госпошлину в сумме 7500 рублей.

С учетом необходимости получения разрешений в трех ведомствах самостоятельное лицензирование становится долгим процессом без гарантии положительного результата. В некоторых случаях предпринимателю стоит обратиться к посреднику, который поможет выполнить требования надзорных органов и правильно оформить документы. Стоимость такой услуги составляет в среднем 160–300 тысяч рублей.

Подготовка помещения

Перечень оборудования для переработки шин в резиновую крошку включает несколько громоздких станков, поэтому для обустройства цеха понадобится просторное помещение. При использовании линии производительностью до 600 кг/ч, его площадь должна составлять как минимум 400 м². Здесь нужно выделить:

  • Площадку для хранения шин;
  • Производственный участок;
  • Склад готовой продукции;
  • Административные кабинеты;
  • Раздевалку и место приема пищи.

Кроме того, предприниматель должен выполнить ряд требований, предъявляемых к помещениям перерабатывающих цехов изготовителями оборудования и проверяющими соблюдение законодательных ограничений инстанциями:

  • Санитарные нормы указывают, что предприятие должно размещаться на расстоянии более 300 метров от жилых строений и водоемов;
  • В связи с большими габаритами циклона и накопительных бункеров высота потолков в цехе должна составлять 4,5–5 метров;
  • Для правильной установки линии переработки шин в крошку длина помещения должна превышать 25 метров;
  • В холодное время года температура в производственном зале не должна быть ниже 5°С, а в теплое - не выше 30°С;
  • Питающая оборудование электросеть напряжением 380 В должна выдерживать длительную нагрузку в 130–150 кВт;
  • Помещение необходимо подключить к водопроводу и канализации;
  • С учетом высокой воспламеняемости сырья и готовой продукции цех следует оборудовать системой пожаротушения и первичными средствами (огнетушителями);
  • Для доставки изношенных шин и отгрузки резиновой крошки необходимо обустроить удобные подъездные пути.

Оборудование для переработки шин

Задачу подбора оборудования для переработки шин в крошку можно решить одним из следующих способов:

  • Составить проект и купить станки по отдельности;
  • Приобрести готовую линию в комплекте.

Для начинающего предпринимателя предпочтительным является второй вариант: так он избавляется от проблем, связанных с перевозкой, настройкой и ремонтом агрегатов. Например, в качестве основы можно использовать линию по переработке шин в резиновую крошку ЛПШ-600 производства АП «БМП». Модель имеет следующие технические характеристики:

  • Скорость переработки шин - 850 кг/ч;
  • Выход резиновой крошки - 600 кг/ч;
  • Выход текстильного волокна - 70 кг/ч;
  • Выход металлического корда - 170 кг/ч;
  • Максимальный диаметр шин - 1500 мм;
  • Потребляемая мощность - 130 кВт;
  • Потребление воды - 15 л/ч;
  • Обслуживающий персонал - 3 человека.

Стоимость оборудования для переработки шин в крошку составляет 6,7 млн рублей. Также для производства понадобятся некоторые дополнительные механизмы:

Оснащение для переработки шин

Позиция Цена, руб. Кол-во, шт. Сумма, руб.
Линия ЛПШ-600 в комплекте: 6748100 1 6748100
Бортовырезной станок 1
Станок для удаления корда 1
Лентонарезной станок 1
Чипсонарезной станок 1
Шредер 1
Прямой транспортер 1
Роторная дробилка 1
Вибросепаратор 1
Циклон 1
Сепаратор магнитный 1
Ковшовый транспортер 2
Виброкомплекс 1
Ковшовый транспортер 1
Вибросито 1
Ковшовый транспортер 1
Коммутационное оборудование 1
Вспомогательное оборудование
Станок для нарезки шин 290000 1 290000
Бункер для крошки 43000 1 43000
Бункер для проволоки 15000 1 15000
Машинка для зашивания мешков 17500 1 17500
Весы складские 24900 1 24900
Вилочный погрузчик 350000 1 350000
Грузовой автомобиль 440000 1 440000
Система пожаротушения 40000 1 40000
Огнетушитель 3300 4 13200
Распределительный щит 7000 1 7000
Итого: 7988700

Работа завода подразумевает не только производственные, но и административные операции. Поэтому предпринимателю придется обустроить офисные помещения. Для этого необходимо приобрести:

Непроизводственное оборудование

Позиция Цена, руб. Кол-во, шт. Сумма, руб.
Стол офисный 2800 3 8400
Стул офисный 650 6 3900
Компьютер или ноутбук 18500 3 55500
Бухгалтерское ПО 15000 1 15000
Принтер 6500 1 6500
Телефон 1100 2 2200
Маршрутизатор 1800 1 1800
Канцтовары 6000
Шкаф для документов 4500 2 9000
Стол для приема пищи 2000 1 2000
Стул простой 500 6 3000
Спецодежда 1500 8 12000
Шкаф для одежды 3000 2 6000
Итого: 131300

Работники предприятия

Разобравшись с помещением и оборудованием, предприниматель должен заняться кадрами. Для экономии на обучении в штат желательно принимать людей, имеющих опыт работы на производстве. Заводу по переработке шин в крошку нужны:

  • Менеджер по сбыту. Ищет оптовых покупателей резиновой крошки, заключает с ними контракты, контролирует отгрузку готовой продукции;
  • Бухгалтер. Ведет отчетность по финансовым операциям, рассчитывает зарплату, взаимодействует с налоговой службой и страховыми фондами;
  • Начальник смены. Контролирует работу производственных сотрудников, следит за соблюдением технологии переработки шин;
  • Наладчик оборудования. Выполняет текущие работы по обслуживанию станков. При возникновении серьезных поломок целесообразнее обращаться к производителю;
  • Рабочие. Для цеха нужны шесть специалистов. Трое из них обслуживают станки по переработке шин в крошку, а остальные выполняют вспомогательные операции;
  • Кладовщик. Принимает сырье, производит учет готовой продукции, выдает в цех расходные материалы, запчасти и упаковку;
  • Водитель. Привозит небольшие партии сырья и доставляет крошку покупателям. Крупные объемы перевозок выгоднее поручить транспортным компаниям.

Штатное расписание, подразумевающее работу предприятия в одну смену, может выглядеть следующим образом:

Сотрудники цеха

Позиция Ставка, руб. Кол-во Сумма, руб.
Начальник смены 23000 1 23000
Наладчик 22000 1 22000
Рабочий по обслуживанию линии 18000 3 54000
Подсобный рабочий 16000 3 48000
Кладовщик 16000 1 16000
Водитель 22000 1 22000
Менеджер по сбыту 23000 1 23000
Бухгалтер 23000 1 23000
Налог на ФОТ 69300
Итого: 12 300300

Поиск сырья для переработки

Обеспечение предприятия материальными и кадровыми ресурсами - это половина дела. Чтобы окупить высокую цену станков для переработки шин в крошку, нужно организовать бесперебойные поставки сырья и обеспечить постоянную загрузку линии. Поставщиками старых покрышек и отходов резинотехнических изделий могут стать:

  • Транспортные компании, автобусные и троллейбусные парки;
  • Городские свалки;
  • Промышленные свалки и полигоны;
  • Станции техобслуживания и шиномонтажные мастерские;
  • Собственные пункты приема старых шин.

В большинстве случаев за шины придется заплатить символическую сумму. С другой стороны, законодательство обязывает крупные автотранспортные предприятия платить утилизационный сбор: вполне возможно, что эти компании захотят сэкономить и отдадут сырье бесплатно на условиях самовывоза.

Сбыт резиновой крошки

Бизнес на переработке шин в крошку своими руками еще не стал популярным на территории России, а потому предпринимателю необходимо приложить значительные усилия для поиска оптовых покупателей. Продукция предприятия представляет собой полуфабрикат, который нельзя применять без дальнейшей обработки. Соответственно, основными клиентами станут другие производители:

  • Предприятия, выпускающие резиновую плитку или кровельные материалы;
  • Изготовители покрытий для детских и спортивных площадок;
  • Фирмы, которые строят спортивные и оздоровительные комплексы;
  • Производители автомобильных шин;
  • Обувные фабрики;
  • Компании, монтирующие сплошные напольные покрытия;
  • Дорожно-строительные предприятия;
  • Заводы ЖБИ.

Рекламный блок в газете или баннер на бигборде вряд ли привлекут внимание таких покупателей: для взаимодействия с корпоративными клиентами следует использовать другие каналы коммуникации. Предприниматель может попробовать:

1. Разработать собственный сайт. Любой оптовый покупатель должен обнаружить на его страницах характеристики продукции, прайс-листы, контактные данные;

2. Разместить объявления. В интернете есть торговые площадки для бизнеса, где предприниматели публикуют свои предложения и заявки. Самые известные сайты:

  • Tiu.ru;
  • Flagma.ru;
  • Avito.ru;
  • Pulscen.ru;
  • B2b-center.ru.

3. Принять участие в тендерах. Для закупки сырья государственные и частные компании объявляют тендеры, в которых предприниматель может принять участие;

4. Использовать активные продажи. Менеджер по сбыту должен обзванивать компании, которые потенциально заинтересованы в покупке резиновой крошки.

Сколько стоит бизнес на переработке шин?

Создание бизнеса на утилизации шин требует достаточно внушительного капитала: новичку, выбирающему, стоит задуматься о других видах заработка. По самым скромным оценкам, в организацию перерабатывающего цеха придется вложить почти 9 млн. рублей:

Инвестиции в переработку шин

Название Сумма, руб.
Регистрация бизнеса 800
Открытие счета 2400
Аренда на время установки линии 400 м² 80000
Производственное оборудование 7988700
Непроизводственное оборудование 131300
Монтаж линии 150000
Лицензирование 160000
Транспортные расходы 50000
Сырье 149,6 т 299200
Мешки на 30 кг, 3500 шт. 21000
Хозяйственные расходы 15000
Реклама 30000
Подключение инженерных сетей 20000
Итого: 8948400

Также для составления бизнес плана переработки шин в крошку необходимо проанализировать регулярные расходы предприятия. Наиболее значимыми статьями здесь будут начисление зарплаты, оплата электроэнергии и закупка сырья:

Издержки переработки шин

Название Сумма, руб.
Фонд оплаты труда 300300
Ведение счета 1300
Взносы ИП 2700
Арендная плата 80000
Электроэнергия 26400 кВт 158400
Транспортные расходы 50000
Замена ножей шредера 50000
Сырье 149,6 т 299200
Мешки на 30 кг, 3500 шт. 21000
Хозяйственные расходы 15000
Вывоз мусора 15000
Реклама 30000
Итого: 1022900

Сколько можно заработать?

Сколько можно заработать на переработке шин в крошку? Выход основного продукта достигает 60–70% от веса сырья. В этом объеме 70% приходится на фракцию 1,0–3,0 мм, 15% - на фракцию 0,1–1,0 мм и оставшиеся 15% - на фракцию 3,0–5,0 мм. Кроме того:

  • Линия превращает в крошку 850 кг сырья в час. При восьмичасовой смене за 22 дня завод переработает 149,6 т старых шин;
  • Средняя рыночная стоимость сырья составляет 2000 руб./т. Таким образом, на закупку изношенных покрышек придется израсходовать 299200 руб;
  • Согласно техническим характеристикам линии, выход готовой продукции составит 105,6 т крошки, 29,92 т стальной проволоки и 12,32 т текстильного волокна.

Объемы производства

Вид продукции В час, кг В месяц, т Опт, руб./т Выручка, руб.
Резиновая крошка 0,1–1,0 мм 90 15,84 18000 285120
Резиновая крошка 1,0–3,0 мм 420 73,92 18000 1330560
Резиновая крошка 90 15,84 18000 285120
Металлический корд 170 29,92 4500 134640
Текстильный корд 70 12,32 2000 24640
Итого: 840 147,84 2060080

С учетом вычисленной ранее величины ежемесячных расходов определяется чистая прибыль предприятия. Можно предположить, что при бесперебойной работе вложения в бизнес окупятся менее чем за год:

Окупаемость переработки шин

Франшизы переработки шин

Для начинающих предпринимателей, не имеющих опыта создания производственных предприятий, хорошим решением может оказаться покупка готовой модели бизнеса. В цену франшизы по переработке шин в крошку, как правило, входят:

  • Комплект производственного оборудования;
  • Монтажные и наладочные работы;
  • Техническое обслуживание и ремонт станков;
  • Обучение сотрудников;
  • Организация снабжения вторсырьем;
  • Помощь в организации сбыта;
  • Поддержка и консультации по организационным и правовым вопросам.

В настоящее время на российском рынке утилизации автомобильных шин доступны следующие франчайзинговые предложения:

Экошина

Поставляет мини завод по переработке шин в крошку. Партнер должен найти цех площадью 500–1000 м² и нанять 6–7 рабочих для обслуживания линии. Характеристики франшизы:

  • Стоимость - 16500000 рублей;
  • Срок окупаемости - до 20 месяцев.

Артпрайм

Предлагает оборудование для переработки шин и производства плитки, а также выкупает у партнера готовую продукцию. Требования включают аренду цеха площадью 100 м² и наем четырех рабочих. Условия сотрудничества:

  • Стоимость - 2300000 рублей;
  • Роялти - 30000 рублей;
  • Срок окупаемости - 5 месяцев.

Баск-М

Пакет включает комплект станков для переработки шин в чипсы. Готовую продукцию франчайзер выкупает по цене 2500 руб./т. Требования включают аренду цеха площадью 100 м² и наем двух человек. Характеристики франшизы:

  • Стоимость - 850000 рублей;
  • Роялти и рекламные взносы отсутствуют;
  • Срок окупаемости - 6 месяцев.

Заключение

Опыт показывает, что переработка шин в крошку способна, как принести огромную прибыль в первые же месяцы работы, так и превратить бизнесмена в банкрота. Причиной неудачи может стать влияние типичных для этого бизнеса негативных факторов:

  • Проблемы с подбором оборудования и поиском запчастей для него;
  • Значительное повышение тарифов на электроэнергию;
  • Появление конкурентов или снижение спроса на резиновую крошку;
  • Изменения в нормативных актах о переработке опасного вторсырья;
  • Сложности с организацией бесперебойных поставок старых шин.

Поэтому предприниматель должен оценить вероятность появления таких осложнений и продумать меры по их предупреждению еще на этапе составления бизнес-плана.

Только представьте, в Москве ежегодно выбрасывается ориентировочно 70 тысяч тонн старых шин, в Питере - 30 тысяч тонн, в Ростове-на-Дону и Челябинске - по 5-6 тысяч тонн. По мнению экспертов, только 15-20% из них перерабатывается, - остальные свозятся на свалки, лежат в гаражах или закапываются в землю. «Иногда горы старых шин поджигают, чтобы освободит место для «нового» старья, - говорит эколог Жанна Измаилова. - Между тем, из одной тонны старых шин в процессе горения вырабатывается 450 кг токсичных газов и 270 кг сажи». Иными словами, переработка шин сама по себе является делом экологической важности, однако, оказывается еще и высокодоходным бизнесом.

На сегодняшний день существует целый ряд технологий по переработке и утилизации шин. В частности, разработчики считают, что этот продукт является ценным вторсырьем, так как имеет высокий процент выхода востребованных материалов. «В одной тонне изношенных покрышек имеется 700 кг резины, плюс металлокорд, - говорит специалист по утилизации вторсырья Иван Герасимов из Москвы. - И главное, процесс переработки шин хорошо отработан, что позволяет использовать готовое оборудование». По его словам, выбор принципа утилизации сырья зависит от потребителей, находящихся в пределах необременительной транспортной доступности.

Обзор технологий переработки шин

В первую очередь, речь идет о технологиях физического измельчения шин в дисперсные материалы, например, для производства бетона в качестве добавок или асфальтовых покрытий для дорог с емкостью потребления 14-15 тонн на 1 км дорожного покрытия. Кроме того, измельченная крошка покрышек сохраняет в себе первоначальную структуру и свойства каучука и других полимеров. Это значит, что она может успешно использоваться для производства различных резинотехнических изделий, в том числе, прокладок подрельсовых шпал, напольных ковриков, спортивных прорезиновых покрытий для футбольных полей и теннисных кортов.

«Механическая переработка шин различается по температуре измельчения и по способу воздействия, - говорит Иван Герасимов. - Проще всего дробить шину, когда она заморожены до хрупкого состояния, при минус 60 о С и ниже градусов. Для этого потребуется генератор холода воздушной турбохолодильной машины, естественно - холодильная камера, куда это воздух подается, роторно-лопаточный измельчитель, магнитный сепаратор и аэросепаратор». Можно использовать принцип «псевдосжижения» резины при высоких давлениях, а можно перерабатывать в крошку при обычных температурах методом ступенчатого измельчения, с максимальным сохранением свойств каучука.

А там, где остро не хватает высококачественного мазута для отопления, вполне будет востребована технология переработки шин в этот вид топлива. «Справедливости ради, это не классический мазут, - констатирует Жанна Измаилова. - Это пиролизное масло , идентичное по химическим свойствам мазуту. Но для горения в котельных и теплогенераторах оно вполне подойдет, впрочем, пиролизное масло можно переработать и в мазут, и в дизельное топливо или даже в бензин». Для этого вида утилизации потребуется аппарат для измельчения покрышек и пиролизный реактор, а также цистерны для хранения топлива.

Цена вопроса

В целом, любое оборудование пол переработки шин стоит недешево, так как используются машины высокой металлоемкости. К примеру, оборудование по классической технологии получения резиновой крошки производства ООО «Вторрезина Экопром» УПП стоит порядка 7 млн рублей. На аналогичном оборудовании получается крошка размером 5-40 мэш (до 0,42 мм). В принципе можно установить более тонкие сита и получать фракцию вплоть до 0,1 мм, правда, при этом придется пожертвовать производительностью. «По опыту такие линии окупаются примерно за полгода-год, - констатирует Иван Герасимов. - Новоявленному предпринимателю потребуется порядка 200 м² помещений и плюс площадка для склада покрышек, можно и под открытым небом. В смену потребуется два-три рабочих».

Понятно, что такие траты многим начинающим бизнесменам будут не под силу. В этом случае можно начать с подряда для переработчиков, в частности, с помощью делителя шин вдоль беговой дорожки на две половины. Такой станок стоит порядка 500 тысяч рублей и позволяет быстро и качественно изготавливать полуфабрикат для дальнейшей переработки истиранием. На нем можно резать даже шины грузовых автомобилей, что позволяет резко увеличить производительность последующей переработки в крошку. Таким образом, экономятся солидные средства при транспортировке компактного полуфабриката вместо емких шин, уменьшаются складские помещения, да и крошка получается чистой от грязи. По мнению экспертов, такое оборудование окупается в считанные месяцы при установке в местах складирования старых шин.

Что касается переработки шин в пиролизное масло, то эксперты в один голос утверждают о возможных проблемах экологического характера. «Если говорить об альтернативе переработке шин в крошку, то логично остановиться не на утилизации в пиролизное масло, а на восстановлении шин, - констатирует Жанна Измаилова. - Мы, экологи, часто призываем предпринимателей внимательно присмотреться к этим технологиям». И в самом деле, к примеру, оборудование D&M стоимостью 2,2 млн рублей способно сделать этот бизнес не только экологически чистым, но и прибыльным. Так, восстановление всего 16 шин R-22,5 приносит владельцу порядка тысяча долларов чистого дохода.

Что на форумах?

Безусловно, мнение экспертов заслуживает того, чтобы к нему прислушаться. Но, как показывает опыт, более точные суждения можно встретить на различных бизнес-форумах.

Форумчанин с ником streker, комментируя проблему продажи мазута, полученного переработкой шин, написал: «Мазут, он еще называется «топочный», в основном используется для отопления, на ТЭЦ в частности. Объемы потребления его там велики. Втиснуть свой маленький процент поставки в плановую закупку ТЭЦ будет довольно проблематично. Далее - потребление мазута носит сезонный характер, т. е. даже договорившись с ТЭЦ, надо помнить, что, когда отопительный сезон отсутствует, мазут придется заготавливать. Для чего потребуются емкости, насосное оборудование . И придется в это время работать «на будущее» в надежде отбить вложенное, сдав тонны мазута, когда на него опять возникнет спрос. Не то, чтобы не в сезон спроса нет вообще, просто цены реально колеблются…». Камушек в огород пиролизного производства бросил и комментатор Сеня K-J: «Не забывайте о проблеме ужасного запаха! Соседи снесут вам весь завод. Сам работал рядом с пиролизным цехом».

Есть и альтернативное мнение, правда, оно касается механической переработки. «Я 4 года работаю по теме очень близкой к переработке автомобильных покрышек, - делится опытом никмейн Av22. - В своем производстве использую продукт этой переработки - резиновый порошок. Основная проблема заключается в сертификации резинового порошка. Если вам это и удастся сделать, то имейте в виду, что она будет условной. На мой взгляд, одним из самых удачных вариантов применения продукта переработки покрышек является его использование в строительстве дорожного полотна на автомагистралях».

Таким образом, бизнес по переработке старых покрышек имеет свои плюсы и свои минусы, но при профессиональном подходе к делу «первых» больше. В частности, успех гарантирован почти на сто процентов, если бизнесмен договорится о продаже той же резиновой крошки крупной дорожно-ремонтной компании.



Что еще почитать