Объект, предмет и методы теории организации. Предмет теории организации - задача

Организация может рассматриваться как процесс либо как явление. Как процесс организация – это совокупность действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого. Как явление организация – это объединение элементов для реализации программы или цели и действующих на основании определенных правил и процедур. Теория организации изучает принципы, законы и закономерности создания, функционирования, развития и ликвидации организаций.

Теория организации наука об основных закономерностях жизнедеятельности организаций.

Любая наука имеет свой предмет исследования и определяет рамки (границы), в которых анализируются ее объекты. Теория организации не является исключением. Объект ее изучения - организация.

Объект теории организации - это регулируемые и самоорганизующиеся процессы, происходящие в общественных организационных системах; совокупность организационных отношений, как по вертикали, так и по горизонтали: организация и дезорганизация, субординация и координация, упорядочение и согласование, т.е. взаимодействие людей по поводу организации совместной деятельности, производства материальных благ. В целом, объект теории организации носит многоуровневый характер - от общества в целом, его основных подсистем до первичных предпринимательских, государственных и общественных организаций.

Предметом изучения ТО являются:

    анализ процессов, которые происходят в организационных системах;

    закономерности и проблемы развития организаций.

Инструментом теоретического исследования предмета является научный метод. Под методом (от греч. methodos - буквально «путь к чему-либо») понимается упорядоченная деятельность по достижению определенной цели.

В основе формирования метода лежат свойства, особенности, законы исследуемого объекта, а также направленная деятельность ученого, имеющего определенные потребности и обладающего возможностями и способностями. Таким образом, научный метод является одновременно и результатом научной деятельности человека, и средством его дальнейшей работы.

Метод теории организации - набор теоретических и логических принципов и категорий, а также научного инструментария для исследования системы организационных отношений.

Методы теории организации:

    Исторический – необходим для выявления причинно-следственных связей процессов и систем, а также определения:

    их первичности и производности;

    самостоятельности и зависимости;

    объективности и субъективности;

    природы происхождения и условия становления.

    смысл организационных отношений;

    практическое значение процессов происходящих в системах.

3.Структурный - направлен на определение:

* внутреннего строения процессов в системах;

* внешних форм их протекания.

4. Коммуникационный – ориентирован на выявление логики построения организационных отношений.

5. Прогнозный – состоит в получении на основе анализа прошлого и настоящего информации о будущем.

6. Комплексный – определяет место и роль каждого метода в изучении всей картины процессов и явлений. Он позволяет не упустить даже самый редкий сегмент возможных проявлений тех или иных процессов в организации. Использование комплексного подхода позволяет получить новые знания об организации посредством изучения этого явления в междисциплинарном аспекте на стыке различных наук.

Теория организации достаточно тесно связана с экономической, политической и социальной жизнью общества. Она выполняет ряд функций, наиболее важными из которых являются: познавательная, методологическая, рационально-организующая и прогностическая .

1. Познавательная функция проявляется в раскрытии процессов организации и самоорганизации социальных систем, закономерных тенденций организационного развития, динамики различных социальных явлений и событий.

2. Методологическая функция тесно связана с познавательной функцией. В отличие от частных теорий, теория организации является комплексной, интегрирующей наукой. Она исследует организационные отношения на макро - и микроуровнях как целостные, системные образования, органически связанные между собой.

Законы-тенденции теории организации раскрывают более масштабные процессы становления, развития и функционирования организационных систем. Знание о них, является необходимым условием правильного подхода к изучению более частных, сравнительно узких законов-тенденций общественных систем. Теория организации представляет собой методологическую базу для частных теорий, изучающих отдельные аспекты организационной деятельности.

3. Рационально-организующая функция теории организации проявляется в обобщении опыта организационной деятельности, как в прошлом, так и в настоящем, разработке оптимальных моделей организаций и их структур, определении социальных технологий относительно безболезненного разрешения социальных и политических конфликтов.

5. Прогностическая функция позволяет заглянуть в «общественное завтра», предугадать организационные явления и события.

Термин «организация» происходит от лат. Organizo - «сообщаю стройный вид, устраиваю» и определяется в науке как внутренняя упорядоченность, структурированность, согласованность взаимодействия относительно самостоятельных частей в системном объекте.

Словарь русского языка определяет ряд значений слова «организация», и в общем случае характеризует ее как упорядоченное состояние элементов целого и процесс по их упорядочению в целесообразное единство. Среди них:

Действие по значению глагола организовать и организоваться (основать, подготовить, объединить, устроить и др.).

То же, что и организованность (внутреннее состояние, дисциплина, порядок и др.).

Объединение отдельных лиц, общественных групп или государств, имеющее четкую структуру, определенные задачи, а также какое-либо учреждение.

Характер строения, устройства чего-либо, например, кустарная организация производства.

Физическое или психическое строение отдельного существа, например слабая, болезненная организация живого организма.

Организация как явление носит универсальный характер и наблюдается во всех процессах и явлениях окружающего нас мира и в нас самих. «Без организации, организованности нет никакого реального бытия - небытие можно только мыслить, никакого реального, живого представления о нем нет, потому что абсолютно бессвязное (неорганизованное) представление не есть представление, оно - вообще ничего. Без понятия организации нет понятия системы».

В кибернетике, общей теории систем понятие организации связывается с неустойчивой упорядоченностью, подвижностью, изменчивостью системы.

Организация в интерпретации основоположника организационной науки А. Богданова носит всеобъемлющий характер. Присущие ей проявления находят свое реальное воплощение и в творениях человеческих рук, и в творениях природы.

В теории организации используются, главным образом, следующие семантические значения понятия «организация»:

Во-первых, как совокупность действий, процессов, ведущих к образованию упорядоченного состояния элементов целого - «организация как процесс»;

Во-вторых, как результат организационных процессов, осуществляемых природой и человеком - «организация как система»;

В-третьих, как внутренняя упорядоченность, согласованность, взаимосвязанность частей целого - «организация как состояние системы».

Теория человеческих отношений и различные поведенческие школы рассматривают в качестве объекта организации людей, а в качестве предмета исследования - мотивы поведения людей в организации. В теории организации объектом изучения выступает организационный опыт окружающей нас действительности. При этом основные задачи познания заключаются в систематизации данного опыта, в осмыслении способов организации природы и человеческой деятельности, объяснении и обобщении этих способов, установлении тенденций и закономерностей их развития.

Объект - это то, на что направлена познавательная деятельность исследователя, а предмет - исследуемые с определенной целью стороны, свойства, отношения объекта. В теории организации объектом изучения выступает организационный опыт создания различного рода организаций, процессы их функционирования, а также исследование организационных законов. При этом необходимо помнить, что законы организации едины для любых объектов, а сами разнородные явления отождествляются через аналогию связей и закономерностей. Теперь перейдем с уровня теории организации на уровень теории организаций с целью конкретизации объекта приложения этой науки.

Объектом приложения теории организаций выступают преимущественно социально-экономические системы, прежде всего хозяйствующие субъекты: промышленные, торговые, строительные организации и предприятия, научно-исследовательские институты, учебные заведения всех видов, государственные учреждения, различимые в зависимости от выполняемых ими задач, применяемых средств и размеров. Любая из перечисленных организаций представляет собой сложную социально-экономическую и техническую систему. Наиболее часто встречающимся на практике организационным делением социальных систем является деление на подсистемы, связанные с осуществлением определенных функций системы. Основные элементы социальных систем - это люди, предметы и средства труда.

Объект теории организации - это регулируемые и самоорганизующиеся процессы, происходящие в общественных организационных системах, совокупность организационных отношений, как по вертикали, так и по горизонтали: организация и дезорганизация, субординация и координация, упорядочение и согласование, т.е. взаимодействие людей по поводу организации совместной деятельности, производства материальных благ, воспроизводства самих себя как субъектов общественных изменений. Объект теории организации носит многоуровневый характер - от общества в целом, его основных подсистем до первичных предпринимательских, государственных и общественных организаций.

Предмет теории организации - организационные отношения, т.е. связи и взаимодействия между различного рода целостными образованиями их структурными составляющими, а также процессы и действия организующей и дезорганизующей направленности. В предмет теории организации целесообразно включать основные методы, категории, понятия, раскрывающие суть данной науки, характер организаторской деятельности. Все категории теории организации можно разделить на три относительно самостоятельные группы:

2. категории, преимущественно отражающие организационные явления и процессы, происходящие в социальных и социально-экономических системах (организационная система, организация, структура организации, миссия, цель организации, лидер организации, формальная и неформальная организации, законы организации, организационная культура и др.);

3. категории, раскрывающие технологию организаторской деятельности и управления (правила, процедуры, циклы, коммуникации, разрешение противоречий, конфликтов, композиция, типизация, классификация и др.).

На уровне теории организаций социальных систем их главная особенность заключается в том, что их организующим началом является совместный труд. Именно он связывает совместно работающих людей между собой и со средствами и предметами труда и является системообразующим фактором. Как связующий фактор он объединяет все внутрисистемные процессы в единый интегрированный процесс, ориентированный на достижение конкретной цели организации. Труд связывает три основных элемента социальной системы - людей, средства и предметы труда. Чтобы организация существовала, необходимо обеспечить связи между людьми и этими основными элементами, то есть соответствующим образом соединить их между собой в пространстве и во времени.

Эти связи и являются предметом и результатом организационной деятельности в социальных системах, то есть конкретные организационные отношения - предмет организационной науки. Человек выступает активным элементом социальной системы, рациональная организация трудового процесса предполагает рациональные связи в элементарной системе, которые обеспечиваются целесообразной планировкой и оснащением рабочего места, применением определенных приемов и методов труда.

Элементарная часть (человек, предметы и средства труда) входит в состав более крупной подсистемы, поэтому необходимо обеспечить существование устойчивых связей между элементами подсистемы. Затем необходимо обеспечить устойчивые связи между подсистемами и установить правила, определяющие порядок их взаимоотношений, выраженных через организационную структуру. И наконец, система должна иметь устойчивые связи с внешним окружением. Именно совокупность этих связей внутренних и внешних и является предметом организационной науки.

Под методом (от греч. Methodos - буквально «путь к чему-либо») понимается упорядоченная деятельность по достижению определенной цели. Научный метод связан с действиями ученого и представляет собой совокупность мыслительных или физических операций, осуществляемых в ходе исследования. В нем заключено знание процедур для получения нового знания (метод не описывает объект изучения, а дает инструмент для изучения).

Метод теории организации - набор теоретико-познавательных и логических принципов и категорий, а также научного (формально-логического, математического, статистического, собственно организационного) инструментария для исследования системы организационных отношений. К основным методам теории организации относятся: индуктивный (движение мысли от единичного к всеобщему), статистический (заключается в количественном учете факторов и частоте их повторяемости, способствует нахождению устойчивых связей и закономерностей между организационными отношениями), абстрактно-аналитический (позволяет определять законы явлений, отражающие связи и постоянные тенденции; мысленное выделение существенных свойств и связей предмета, отвлечение от частностей), сравнительный (заключается в подборе сходных организаций как объектов исследования для выяснения процессов изменения, развития, динамики исследуемого явления - ваша организация развив как зарубежная) и др.

Социальная система обычно рассматривается с двух точек зрения:

Статики, под которой следует понимать структуру связей между ее элементами и подсистемами. Эта структура связей отображается организационной структурой системы или ее частью;

Динамики, под которой следует понимать деятельность, направленную на установление и обеспечение целесообразных связей между элементами и частями системы, обуславливающих ее нормальное функционирование. Эти связи отображают движение материальных, энергетических и информационных потоков. Обе точки зрения дополняют и обуславливают друг друга.

Таким образом, физическим воплощением организационной деятельности является комплекс целенаправленных действий организатора (или группы организаторов), ориентированных на:

Создание новой организационной структуры системы;

Совершенствование существующей организационной структуры системы - реструктуризация системы (перепланировка частей, упразднение действующих и создание новых технологий и т.д.);

Техническое перевооружение системы (без изменения существующей структуры и т.д.);

Расширение действующей системы (на территории действующей организации);

Эксплуатацию имеющихся систем;

Реализацию рациональных форм и методов организации разнообразных процессов в пространстве и во времени (информационных, производственных, финансовых и т.п.).

В самой простой форме цикл организации социально-экономической системы включает три основные фазы:

1. организационный анализ;

2. проектирование организации;

3. внедрение организации.

На практике этот упрощенный цикл можно разделить на целый ряд этапов. Такой методологический подход к определению сущности организационных процессов позволяет:

Во-первых, четко обозначить области организационной деятельности в социально-экономических системах - это установление и обеспечение целесообразных связей в сфере деятельности организации;

Во-вторых, дает возможность взглянуть на эту деятельность как на проектирование и обеспечение относительно полной структуры целесообразных связей, обуславливающих эффективное функционирование социально-экономической системы.

Из одних и тех же элементов путем комбинации взаимного их расположения и связей можно получить по существу разные системы, с разным уровнем организации и разным уровнем эффективности.

Наука о теории организаций должна охватывать: проектирование и развитие социально-экономических систем и протекающих в них процессов, а управление имеет целью поддержание систем в заданных пороговых значениях конкретных параметров. При этом организация непосредственно соотносится с категорией управления. С системных позиций они могут рассматриваться как свойства системы:

Организация как состояние, мера упорядоченности системы;

Управление как изменение уровня ее организованности.

В центре проектирования и развития организации стоит человек.

Организационная модель новой (или усовершенствованной) системы должна включать, таким образом, подсистемы и элементы структуры, обеспечивающие:

Осуществление установленной для системы цели;

Бесперебойную деятельность системы и составляющих ее частей;

Минимальный уровень эксплуатационных расходов;

Оптимизацию условий труда и т.д.;

Максимальный эффект.

Инструментом теоретического исследования предмета теории организации является научный метод.

Под методом теории организации понимается упорядоченная деятельность по достижению определенной цели, способ достижения какой-либо цели. Задача теории организации состоит в анализе, систематизации и осмыслении организационного опыта, состоящего из множества факторов. Перейдем к конкретным методам изучения теории организации на уровне социальных систем.

Конкретными методами изучения теории организации являются:

Эмпирический метод - наблюдение, восприятие и сбор информации;

Системный подход в организации, представляющий собой логический образ мышления, согласно которому процесс выработки и обоснования любого решения осуществляется исходя из общей цели системы и подчинения достижению этой цели деятельности всех подсистем, включая планы развития и другие параметры указанной деятельности. При этом эта система рассматривается как часть более крупной системы, а общая цель системы согласуется с целями этой крупной системы;

Синергетический метод - выявление общих закономерностей и единства методов описания и моделирования процессов эволюции и самоорганизации: физических, биологических, социальных, экологических и других естественных и искусственных систем;

Методы математического моделирования - метод линейного программирования, теория очередей и др.

организационный упорядоченность наука

Каждый человек в течение всей своей жизни так или иначе связан с организациями. Именно в организациях или при их содействии люди растут, учатся, работаю, преодолевают недуги, вступают в многообразные отношения, развивают науку и культуру. В рамках организаций повсеместно осуществляется человеческая деятельность. Нет организаций без людей, равно как нет и людей, которым не приходится иметь дело с организациями.

Организация - сложный организм. В нем переплетаются и уживаются интересы личности и групп, стимулы и ограничения, жесткая технология и инновации, безусловная дисциплина и свободное творчество, нормативные требования и неформальные инициативы. У организаций есть свой облик, культура, традиции и репутация. Они уверенно развиваются, когда имеют обоснованную стратегию и эффективно используют ресурсы. Они перестраиваются, когда перестают отвечать избранным целям. Они погибают, когда оказываются неспособными выполнить свои задачи. Не понимая сущности организаций и закономерностей их развития, нельзя ни управлять ими, ни эффективно использовать их потенциал, ни осваивать современные технологии их деятельности. Зачем организации нужны, как создаются и развиваются, на каких принципах строятся, почему и как изменяются, какие возможности открываются, почему их участники действуют так, а не иначе, - ответы на эти вопросы призвана дать тория организации, опирающаяся на обобщение новейшего мирового опыта.

Трудно переоценить значение научного обоснования всех сторон функционирования организаций в условиях современной России, когда происходит радикальная смена социально-экономических отношений. Новые требования к построению и поведению организаций предъявляют рыночные отношения, предпринимательская активность, развитие различных форм собственности, изменение функций и методов государственного регулирования и управления. Организационная деятельность испытывает влияние революционных изменений в технологической базе производства. Переход к эффективным формам организации и управления, построенным на научных принципах, стал главным условием успеха экономических реформ. Конкуренция продуктов и услуг стала, в сущности, конкуренцией организаций, используемых форм, методов и мастерства управления.

Традиции централизованной типизации всех структурных построений, жестокой формализации внутренних и внешних отношений соподчиненности, несвободы всех нижестоящих звеньев, массовое распространение и многолетнее использование организационных схем, пригодных лишь для определенных условий или чрезвычайных обстоятельств, породили стереотип консервативного мышления и организационной скованности.

Предмет определяет то, чем занимается данная наука, и то, какие явления объективной действительности она изучает. Теория устанавливает законы и закономерности протекания процессов или явлений, изучаемых конкретной наукой. Метод науки характеризует систему средств и приемов исследования и обобщения явлений действительности в данной области знаний. организационный структурный централизованный

До настоящего времени предмет и сущность теории организации всесторонне не обоснованы. Теория организации представляет собой фундаментальную всеобщую организационную науку о законах функционирования и принципах формирования целостных образований (систем) самой различной природы. При этом если словом «организация» обозначается «система», то прежде всего возникает вопрос - «какая»?, а если «процесс», то «чего»?

Объектом изучения теории организации является любой исследуемый объект, который может быть представлен через взаимоотношения между частями целого или целого с окружающей его внешней средой. При этом необходимо помнить, что законы организации едины для любых объектов, а сами разнородные явления отождествляются через аналогию связей и закономерностей. Теперь перейдем с уровня теории организации на уровень теории организаций с целью конкретизации объекта приложения этой науки.

Объектом приложения теории организаций выступают преимущественно социально-экономические системы, прежде всего хозяйствующие субъекты: промышленные, торговые, строительные организации и предприятия, научно-исследовательские институты, учебные заведения всех видов, государственные учреждения, различимые в зависимости от выполняемых ими задач, применяемых средств и размеров. Любая из перечисленных организаций представляет собой сложную социально-экономическую и техническую систему. Наиболее часто встречающимся на практике организационным делением социальных систем является деление на подсистемы, связанные с осуществлением определенных функций системы. Основные элементы социальных систем - это люди, предметы и средства труда.

Предметом теории организации являются организационные отношения, то есть связи и взаимодействия между различного рода целостными образованиями и их структурными составляющими, а также процессы и действия организующей и дезорганизующей направленности.

На уровне теории организаций социальных систем их главная особенность заключается в том, что их организующим началом является совместный труд. Именно он связывает совместно работающих людей между собой и со средствами и предметами труда и является системообразующим фактором. Как связующий фактор он объединяет все внутрисистемные процессы в единый интегрированный процесс, ориентированный на достижение конкретной цели организации. Труд связывает три основных элемента социальной системы - людей, средства и предметы труда.

связи и являются и результатом организационной в социальных системах, то конкретные организационные - предмет организационной Человек выступает элементом социальной рациональная организация процесса предполагает связи в элементарной которые обеспечиваются планировкой и оснащением места, применением приемов и методов

Элементарная часть (предметы и средства) входит в состав крупной подсистемы, необходимо обеспечить устойчивых связей элементами подсистемы. необходимо обеспечить связи между и установить правила, порядок их взаимоотношений, через организационную И наконец, система иметь устойчивые с внешним окружением. совокупность этих внутренних и внешних и предметом организационной

Социальная система рассматривается с двух зрения:

  • · статики, которой следует структуру связей ее элементами и подсистемами. структура связей организационной структурой или ее частью;
  • · под которой понимать деятельность, на установление и обеспечение связей между и частями системы, ее нормальное функционирование. связи отображают материальных, энергетических и потоков. Обе зрения дополняют и друг друга.

образом, физическим организационной деятельности комплекс целенаправленных организатора (или организаторов), ориентированных на:

  • · новой организационной системы;
  • · совершенствование организационной структуры - реструктуризация системы (частей, упразднение и создание новых и т.д.);
  • · техническое перевооружение
  • · расширение действующей
  • · эксплуатацию имеющихся
  • · реализацию рациональных и методов организации процессов в пространстве и во (информационных, производственных, и т.п.).

В самой форме цикл социально-экономической включает три фазы: 1. организационный 2. проектирование организации; 3. организации.

На практике упрощенный цикл разделить на целый этапов. Такой подход к определению организационных процессов

  • · во-первых, четко области организационной в социально-экономических - это установление и целесообразных связей в деятельности организации;
  • · во- дает возможность на эту деятельность на проектирование и обеспечение полной структуры связей, обуславливающих эффективное функционирование социально-экономической системы.

Из одних и же элементов путем взаимного их расположения и можно получить по разные системы, с уровнем организации и уровнем эффективности.

о теории организаций охватывать: проектирование и социально-экономических и протекающих в них а управление имеет поддержание систем в пороговых значениях параметров. При организация непосредственно с категорией управления. С позиций они рассматриваться как системы:

  • · организация состояние, мера системы;
  • · управление изменение уровня ее

В центре проектирования и организации стоит

Организационная модель (или усовершенствованной) должна включать, образом, подсистемы и структуры, обеспечивающие:

  • · установленной для цели;
  • · бесперебойную системы и составляющих ее
  • · минимальный уровень расходов;
  • · оптимизацию труда и т.д.;
  • · максимальный

Метод теории организации - набор теоретико-познавательных и логических принципов, а также научного инструментария для исследования системы организационных отношений.

Существует 2 группы методов:

  • 1. общенаучные;
  • 2. специфические.

К общенаучным методам относятся системный, комплексный, исторический подходы, а также статистический, абстрактно-аналитический методы и моделирование.

Системный подход - образ мышления, согласно которому объект можно рассматривать как систему. Это означает, что объект состоит из ряда связанных между собой частей и элементов, которые обеспечивают в целом его определенные свойства, функции, а, следовательно, и поведение. При этом объект рассматривается как часть более крупной системы, а общая цель его развития согласуется с целями развития этой крупной системы.

Комплексный подход конкретизирует системный подход и состоит в рассмотрении объектов и явлений в их связи и зависимости, используя для этого методы исследования различных наук.

Исторический подход позволяет проследить историю зарождения объекта, этапы его перехода из одного состояния в другое и выявить закономерности развития объекта в будущем.

Статистический метод состоит в количественном учете факторов, явлений, и определения их частоты повторяемости.

Абстрактно-аналитический метод позволяет вычленить из общей массы явлений универсальные законы организации, которые имеют всеприродный характер. При этом абстрагирование - мысленное выделение существенных свойств и связей объекта путем отвлечения от частных свойств и связей, присущих определенному объекту, а анализ - изучение объекта путем разделения его на составные части. Изучение организаций стало главной задачей исследований, проводимых представителями различных научных дисциплин. Оно постепенно превратилось в самостоятельную научную область - теорию организации - область относительно молодую и не имеющую устоявшихся канонических форм, систему научных знаний, обобщающую организационный опыт и отражающую сущность организационных отношений, их внутренние необходимые связи, законы функционирования и развития. Теория организации тесно связана с естественными и общественными науками, которые служат для нее источником организационного опыта. Особое значение имеет связь теории организации с социальными науками, позволяющая прогнозировать развитие общественных отношений. Определяя фундаментальные законы развития организации, она дает новый понятийный аппарат, однозначно устанавливает цели и задачи развития организации, органично соединяет различные направления современных теорий управления. В последнее время распространяется дисциплина «теория организаций», объектом которой выступают социальные организации, а предметом - закономерности их функционирования, основной задачей которой является изучение влияния, которое оказывают индивидуумы и группы людей на функционирование организации, и на происходящие в них изменения, на обеспечение необходимых результатов. При этом теория организации использует достижения ряда смежных наук.

Теория организации и ее место в системе научных знаний

Предмет и метод теории организации

Тема 1. Введение в теорию организации

КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ

«Теория организации»

План:

Существуют три основополагающих концептуальных положения, присущие только данной науке - объект, предмет и метод исследования. Рассмотрим эти важ­нейшие положения теории организации.

Объектом исследования науки понимается та область, сфера природы или общества, в которой применяется познавательная дея­тельность исследователя. Объектом теории организации является организационный опыт всей совокупности организационных структур, проявляющийся в практической творческой деятельности природы и общества, а также выявленный и зафиксированный в научных отраслях знаний.

Следующее концептуальное положение теории организации как науки - это предмет исследования. Эта основополагающая кате­гория отображает сущность, законы, зависимости, принципы, свой­ства, механизм функционирования, отношения и другие особенно­сти, характеризующие объект науки, которые исследуются теорией. По мнению А.А. Богданова, предметом организационной науки должны стать общие организационные принципы и законы, в соответствии с которыми протекают процессы организации во всех сферах органического и неорганического мира, в работе стихийных сил и сознательной деятельности людей.

В современной учебной литературе по теории организации предмет этой науки сформулирован несколько иначе. Так, по мнению Э.А.Смирнова, «предмет теории организации составляют организационные отношения между организационными объектами как по горизонтали, так и по вертикали». Существует и такая точка зрения, что «предметом изучения теории организации является анализ процессов, протекающих в организационных сис­темах, включая закономерности и проблемы развития организаций, представляющих собой целенаправленное объединение в группы отдельных людей для совместной деятельности».

Предметом исследования теории организации являются организационные отношения в виде связей и взаимоотношений между структурными составляющими любого целостного объекта, его отношений и взаи­мосвязей с другими организационными структурами, а также организационные процессы и действия при фор­мировании, развитии и разрушении организационной структуры.

Третьим концептуальным положением теории организации является ее научный метод познания. Для любой науки и, в частности для теории организации, научный метод исследования пред­ставляет собой совокупность мыслительных способов, приемов, дей­ствий и принципов, направленных на раскрытие, выявление свойств объекта науки. В теории организации они направлены на выявление свойств, закономерностей, зависимостей и законов организации, ор­ганизационных отношений проявляющихся в организационном опыте природы и общества.


В основе специфики метода теории организации лежат рас­смотренные ранее особенности ее содержания как науки, ее предме­та и объекта.

Исходя из этих концептуальных положений, а также учитывая междисциплинарный характер предмета, научный метод теории организации представляет собой совокупность теоретико-познавательных средств, которые, по существу, интегрированы из методов познания других фундаменталь­ных наук. Его специфической особенностью при этом явля­ется то, что он позволяет выделить из этой совокупности нужный способ познания конкретных свойств организаци­онных отношений в организационном опыте.

К таким методам познания относятся индукция, абстрактно-аналитический, анализа и синтеза, статистический, исторический подход в диалектическом аспекте их применения. Именно такой комплекс общих методов познания организационного опыта по­зволяет глубоко исследовать сущность и содержание предмета науки, раскрыть и обобщить многообразие связей и структур, вы­явить общие закономерности любых организационных системных образований.

Особое место в теории организации занимает системный под­ход - направление в методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит понимание объектов как систем. Специфика системного подхода определяется тем, что он ориенти­рует исследование на раскрытие целостности объекта исследования и обеспечивающих эту целостность механизмов, выявление много­образия связей.

11 Теория организации как наука и ее место в системе научных знаний

Любая современная теория является системой научных знаний, обобщает практический опыт и отражает сущность исследуемых явлений, их необходимые внутренние связи, законы функционирования и развития. Теория в выполняет объяснительную функцию. Она показывает, какие свойства и связи располагает объект исследования, каким законам он подчиняется в своем функционировании и развитии. Появление новой теории й оправдана лишь тогда, когда открываются объект и предмет исследования. Объектом познания обычно считают то, на что направлена??познавательная деятельность исследователя, предметом - исследуемые с определенной ме той стороны, свойства, отношения объекта. С теоретико-познавательного точки зрения объект и предмет познания - феномены равно порядку, они принадлежат к действительности, окружающей нас, и противостоят субьектовктові.

Авторы различных школ и направлений в теории и практике менеджмента по-разному подходили к выбору объекта и предмета организации. Так, в учении. Ф. Тейлора объектом организации является организация труда, а предмет том - трудовые процессы, трудовые приемы и движения, а также методы работы. Г. Форд объектом организации считает организацию производства, а предметом - технологические потоки, производственные процессы. В классической школе качестве объекта выступает организация в целом, а предметом организации являются структуры и функции аппарата управления, регламентация содержания и методов работы. Теория человеческих отношений и различные поведенческие школы г озглядають как объект организации людей, а как предмет исследования - мотивы поведения людей в организацииізації.

В теории организации объектом изучения выступает организационный опыт окружающей действительности. При этом основные задачи познания заключаются в систематизации этого опыта, в осмыслении способов организ зации природы и человеческой деятельности, объяснении и обобщении этих способов, установлении тенденций и закономерностей их развитияу.

. Объект теории организации - это регулируемые и самоорганизационные процессы, которые происходят в общественных организационных системах, совокупность организационных отношений как по вертикали, так и по горизонтали: организация и дезорга анизация, субординация и координация, упорядочение и согласование, т.е. взаимодействие людей с целью организации совместной деятельности, производства материальных благ, воспроизводство самих себя как субъектов сус пильных сми.

Поскольку же организационные, регулируемые процессы характерны для всех сложных организационных систем, объект теории организации имеет многоуровневый характер - от общества в целом, его основных под дсистем к первичным предпринимательских, государственных, муниципальных и общественных организации.

. Предмет теории организации - организационные отношения, т.е. связи и взаимодействия между различного рода целостными образованиями и их структурными составляющими, а также процессы и действия организующей и дезорганизующей направленности многообразий. Нитта видов организационных отношений достаточно наглядно раскрывается через предложенные. А. Богдановым регулирующие механизмы: конъюгации (соединения элементов и комплексов между собой); ингресии ("вхождение"образование соединительной промежуточного звена между разнородными звеньями при формировании новой целостности); дезингресии ("вхождение", образование нейтрализующего, разрушающего звена в процессе дезорганизации какой-то цели сности) цепного связи (объединение посредством общих звеньев); отбора и подбора, мероприятий стихийной регуляции; бирегуляции (обратной связи), егресии и дигрессии (способов централизованного и скелетной формирования комплексов). Таким образом, теория организации - это теория организационных относиорганізаційних відносин.

В предмет теории организации целесообразно включать основные методы, категории, понятия, раскрывающие сущность науки, характер организационной деятельности

2) категории, отражающие организационные явления и процессы, происходящие в социальных и социально-экономических системах (организационная система, организация, структура организации, миссия, цель организа ции, лидер организации, формальная и неформальная организации, законы организации , организационная культура)

3) категории, раскрывающие технологию организационной деятельности и управления (правила, процедуры, циклы, коммуникации, разрешения противоречий, конфликтов, композиция, типизация, классификация)

Приведенный распределение теории организации на категории носит условный характер. В процессе исследования организационных проблем и в практике организационной деятельности эти категории применяются комплексно, в в взаимодействии друг за одною.

Инструментом теоретического исследования предмета является научный метод. Под методом (от греч methodos -"путь к чему-либо") понимается упорядоченная деятельность по достижению определенной цели. Познавательная действовали льнисть человека может быть теоретической и практической, поэтому понятие"метод"в равной степени касается как теории, так и практики. Научный метод связан с действиями ученого и представляет собой совокупность умственных или физико ческих операций, осуществляемых в ходе исследования. Он основывается на применении определенных процедур с целью получения нового знанияю отримання нового знання.

В основе формирования метода лежат свойства, особенности, законы изучаемого объекта, а также целенаправленная деятельность ученого, который имеет определенные потребности и обладает возможностями и способностями. Таким м образом, научный метод является одновременно и результатом научной деятельности человека, и средством ее дальнейшей роботи.

. Метод теории организации - набор теоретико-познавательных и логических принципов и категорий, а также научного (формально-логического, математического, статистического, собственно организационного) инструментария для исследования системы организационных отношений. Метод организационной науки не описывает непосредственно объект и предмет исследования (организационный опыт и систему организационных отношений), но указывает исследователю, являющиеся средс и исследования и как их нужно применять, чтобы получить истинные знания о предметахт.

К основным методам теории организации относятся: индуктивный, статистический, абстрактно-аналитический, сравнительный

Индуктивный метод движением мысли от единичного к общему, от знания меньшей степени к знанию большей степени обобщения

Статистический метод заключается в количественном учете факторов и частоте их повторяемости. Исследование массовых явлений окружающего мира с использованием методов теории вероятности, группам, средних величие чин, индексов, графических изображений позволяет устанавливать характер и устойчивость организационных связей структурных элементов в различных комплексах, оценивать их уровень организованности и дезорганизаци й. Этот метод помогает выявить устойчивые связи и закономерности между организационными отношениямми.

Абстрактно-аналитический метод позволяет определять закономерности явлений, отражающих связи и постоянные тенденции качестве средства используют «абстрагирование», то есть мысленное выделение существенных свойств и связей предмета, отказ от частного, позволяющий выявить в чистом виде основу изучаемых явлений. Во всех случаях абстрагирования осуществляется путем или выделения изучаемого явления с некоторой целостности, или составления обобщенной картины изучаемого, или замены реального эмпирического явления схеме, идеализируетсядеалізується.

Сущность сравнительного метода заключается в подборе похожих организаций как объектов исследования. Исключительно важное значение этот метод приобретает в процессе выяснения изменения, развития, динамики исследуемого я явления, раскрытие тенденций и закономерностей функционирования развития организационных систем.

Эффективность применения сравнительного метода в практической организаторской деятельности, научном исследовании определяется правилами, выработанными многовековым исследовательским опытом:

Во-первых, сравнивать можно только взаимосвязаны, однородные и сравнительные события (факты);

Во-вторых, следует проявлять не только признаки сходства в сравниваемых событиях (фактах), структурах, но и отличительные признаки;

В-третьих, сравнение должно осуществляться, прежде всего, по таким признакам сходства и различия, которые имеют важное значение. Следует сравнивать неизвестно (факты, обосновываются) с известным (ранее в ст тановлено знанием).

Организационные процессы и явления являются универсальными и не могут быть описаны методами одной дисциплинарной науки. Поэтому в этих условиях особое значение приобретают новые методы комплексного и функционального анализа, системного и исторического подходов (рис 11.1).

Благодаря широкому применению новых методов и подходов к проблемам теории организации появляется возможность наиболее полного, глубокого и всестороннего исследования

Использование комплексного подхода дает возможность получить новые знания об организации посредством изучения этого явления в междисциплинарном аспекте на стыке различных наук

Исследование организаций с позиций системного подхода обеспечивает раскрытие таких свойств организации, как целостность, системность, организованность, описание законов взаимосвязи между ее элементами, вну утришньо-организационных отношений и взаимоотношений определенного объекта с другим.

Применение функционального подхода позволяет:

Изучить проявление целеустремленности и активности деятельности организации;

Определить место, которое занимает та или иная организация в естественных и общественных процессах;

Выявить взаимодействие этой организации с другими системными и несистемными образованиями, зависимость между отдельными компонентами внутри системы

Системно-исторический подход определяет, интегрирует существующее положение и движение организации, учитывает нарастание темпов развития, устанавливает закономерности перехода из одного состояния в другое, органично соединяет генетических чне и прогностическое толкования объектов и процессе.

Теория организации как наука и учебная дисциплина, тесно связана с экономическим, политическим и социальным жизнью общества. Она выполняет ряд функций, важнейшими из которых являются: познавательная, методо ологична, рационально-организующая и прогностическаяа.

Познавательная функция состоит в раскрытии процессов организации и самоорганизации социальных систем, закономерных тенденций организационного развития, динамики различных социальных явлений и событий

Методологическая функция тесно связана с познавательной функцией. В отличие от частных теорий теория организации является комплексной, интегрирующей наукой. Она исследует организационные отношения на макро-и ми икроривнях как целостные, системные образования, органически связаны между собоою.

Законы-тенденции теории организации раскрывают масштабные процессы становления, развития и функционирования организационных систем их знания является необходимым условием правильного подхода к изучению более ча асткових, сравнительно узких законов-тенденций общественных систем. Теория организации является методологической базой для частных теорий, изучающих отдельные аспекты организационной деятельноститі.

Рационально-организующая функция теории организации проявляется в обобщении опыта организационной деятельности как в прошлом, так и в настоящем, разработке оптимальных моделей организаций и их структ тур, определении социальных технологий по безболезненного решения социальных и политических конфликте.

Прогностическая функция позволяет заглянуть в"общественное завтра", предусмотреть организационные явления и события

Есть разные подходы к изучению места теории организации в системе наук. Так, по одному из них теория организации изучает принципы, законы и закономерности организации и управления организациями, в частности пи идприемствамы, учреждениями, органами власти, компаниями, персоналом и другими ресурсами общественных образований. Она необходима для научной организации общественных (социальных) структур, т.е. теория организа ции - это одна из управленческих наук, основой которой является теория управления (рис 121.2).

. Рис 12. Место теории организации в системе управленческих наук

За период от возникновения всеобщей организационной науки (созданной. А. Богдановым (1913 г)), заложившей основы теории организации, до наших дней бурное развитие получили такие близкие по смыслу и пр редметом исследования научные направления, как кибернетика, общая теория систем, структурный анализ, теория катастроф, синергетика, теория управления, а также прикладные теории социального направления: теория менеджмента, социология организаций, организационное поведение. Они"подхватили"и развили основные концептуальные идеи организационной науки, подвергнув их дальнейшему исследованию. При всей схожести общем их проблем, решаемых этими родственными научными направлениями, каждая из них безусловно имеет свое очерченный круг исследуемых заданиемуваних завдань.

Так, кибернетика изучает законы функционирования особого вида систем, так называемых кибернетических, связанные с восприятием, запоминанием, переработкой информации и ее обменом. Теоретическим ядром к кибернетики являются: информационная теория, теория алгоритмов, распознавания образов, оптимального управленияя.

По этим же соображениям и структурный анализ, и синергетика, и теория управления не могут заменить теории организации, поскольку каждая из них изучает свою часть окружающего мира. О прикладных теорий: е енеджменту, социологии организации, организационного поведения и многих других, то они рассматривают общие закономерности организационных процессов в конкретных условиях их функционированияя.

Теория организации тесно связана с естественными и общественными науками. Они являются источниками идей, образов, организационного опыта. Так по биологии, химии, физики черпается множество сведений для осмысленного ния общих организационных закономерностей и принципов, а также для распространения их на процессы сохранения и разрушения всех видов систем. Математика не только дает инструментарий для количественной оценки в рганизацийних связей и отношений, но и является наглядным примером организационных форм целогоого.

Особое значение имеет связь теории организации с системой социальных наук. Именно благодаря исследованию закономерностей организационных процессов она оказывает положительное влияние на развитие теории социального в управление, науку управления национальной экономикой, теорию государственного управления. Однако теория организации не может заменить ни одного из них, хотя способствует развитию прикладных научных исследований в этих с фераах.

Таким образом, в основе теории организации лежат три главные сферы научного знания - математическая, естественная и общественная. Этим определяется связь теории организации с другими сферами научных знаний

Организации не могут быть предметом изучения только одной науки - теории организации. Они являются предметом междисциплинарного изучения. Система наук об организации представлена??на рис 13. За этим подходом исходной в системе есть собственно теория организациизації.

Определяющая роль в обеспечении жизнеспособности организаций и достижении ими своих целей принадлежит науке об управлении. Вопрос о разграничении теории организации и науки об управлении в исследование ях решается неоднозначно. В некоторых работах теория организации рассматривается как составная часть науки об управлении. Мотивируется это тем, что управление как деятельность, направленная на перевод объект а в желаемое состояние, не может рассматриваться в отрыве от природы и свойств управляемого объекта. В ряде работ по теории управления формулируются основные категории, закономерности, принципы и типология ор ганизацийних систем, но не проводится разграничение, к которому ответвления общей теории - организации или управления - принадлежит тот или иной постулат. Есть также большое количество работ, в которых пробле мы организации составляют относительно самостоятельную область знаний. Исходная позиция авторов этих работ состоит в том, что"организация"отвечает на вопрос, чем управлять, а «управление» - зачем и как влиять на объект. Понимание организации создает основу для изучения управления. Такая позиция, на наш взгляд, дает возможность глубже и всесторонне исследовать закономерности и принципы построения организаций разными х типов, выявить наиболее подходящие условия и пути обеспечения действенности отдельных элементов, взаимосвязей и взаимо-зависимостей, учесть особенности каждой стадии жизненного цикла организаций понял. Ило, и при таком подходе сохраняются объективно есть связь и взаимовлияние организации и управления в рамках единого процесса целенаправленной деятельностису цілеспрямованої діяльності.

Интересы комплексного решения проблем организаций требуют учета того, что в состав их элементов входят объекты двойственной природы. С одной стороны, это факторы, определяющие социально-экономического на структуру организации (индивидуумы с их способностями, интересами и подготовленностью, социальной-

. Рис 13. Система наук об организации

ни совокупности, подразделения, распределение полномочий и ответственности, неформальные отношения, потоки информации). С другой стороны, это элементы, определяющие производственно-техническую структуру организации (орудий ность труда, материальные ресурсы, технологические правила).

Основополагающее задачи теории организации - изучение влияния, которое осуществляют индивидуумы и группы людей на функционирование организации, на изменения, происходящие в ней, на обеспечение эффективной цилес направленной деятельности и получения необходимых результатов. Теория организации призвана использовать достижения и сведения ряда смежных научных дисциплин (психологии, социологии, социальной псих ологии, антропологии) для решения задаь.

Вклад психологии в теорию организации заключается в изучении и прогнозировании поведения индивидуума, определении возможностей изменения поведения людей. Психология определяет условия, мешающие или способствующие рацио онального действиям и поступкам людей последнее время расширилась база именно тех психологических исследований, которые непосредственно связаны с поведением человека в организации. Речь идет о приемах восприятия, обучения и тренировки, выявление потребностей и разработку мотивационных методов, степень удовлетворенности работой, психологические аспекты процессов принятия решений, оценку поступков и позиций людей, природу предпринимательствтва.

Исследования в области социологии совершенствуют методологические основы теории организации за счет изучения социальных систем, где индивидуумы исполняют свои роли и вступают в определенные отношения между собой. Принципиально важным является изучение группового поведения, особенно в формальных и сложных организациях. Актуальными становятся социологические выводы и рекомендации, касающиеся групповой динамики, процессов со циализации, организационной структуры, бюрократии, коммуникаций, статуса и власти. Особый вклад социологии обусловлен изучением природы социальных конфликтов (и прежде всего конфликтов межличностных) между малыми, средними и большими социальными группами. Для теории организации большого научного значения приобретают изучение мотивации человеческой деятельности, места и роли человека в социальных и технических си стем, анализ факторов социальной активности и социальной патологии, моделирование социальной значимости деятельности человека, исследование ее социальных возможностей, ожиданий, ограничений, социальных перем ищень, мобильности, идентификацииації.

На вопросы, возникающие в процессе функционирования организации, а именно, как индивидуумы ведут себя в групповой деятельности, почему они ведут себя так, а не иначе, дает ответы сравнительно новая научная дисци циплина - социальная психология. При изучении межличностного поведения главным ориентиром является то, как происходят изменения, в каких формах они осуществляются и как преодолеваются барьеры их восприятия. Исключительную важ ивисть для организаций имеют исследования, посвященные оценке и анализу изменения позиций, форм коммуникаций и путей удовлетворения индивидуальных потребностей в условиях групповой деятельноститі.

Вклад антропологии в теорию организации определяется тем, что эта область знаний среди других проблем изучает функцию культуры общества, то есть своеобразный механизм отбора ценностей и норм прошлого, тран нсляции их нынешним поколением, вооружаются определенными стереотипами сознания и поведения. Эта социальная память прошлого лежит в основе различий фундаментальных ценностей, взглядов и норм пове. Динки людей, проявляющихся в деятельности организаций. В теории организации важно учитывать характер и степень влияния указанных факторов на формирование приоритетов людей и их поведение в организацияях.

Связь теории организации с экономической наукой заключается в объективной необходимости формировать цели и стратегию организаций как основы для их построения, обеспечении внутренних и внешних взаимодействий исследовании ния отношений собственности, рыночного и государственного регулирования, макро-и микроэкономических аспектов функционирования субъектов хозяйствования, проблем эффективности и ее измерителей, методов экономического стиму вание имеют непосредственное отношение не только к ориентации организаций, но и ко всем сторонам их эффективной деятельностиі.

Важно связь теории организации с юридической наукой, изучающей право как систему социальных норм. Непосредственное влияние на формирование ключевых разделов теории организации осуществляют такие отрасли юриди ичному науки, как гражданское, трудовое и хозяйственное право. Это касается и административного права, регулирующего общественные отношения, возникающие в процессе организации государственного управления и осуществления исполнительно-распорядительной деятельности. Особо следует выделить корпоративное право - совокупность юридических норм, регулирующих правовой статус, порядок создания и деятельности хозяйственных обществ в организме ми деятельности большую роль играют системы правил, устанавливаемых собственником или администрацией организации и регулируют различные внутри-организационные отношения. Совокупность социальных регуляторов ров, имеющих соответствующую законодательную форму и обеспечивают юридическую регламентацию общественных отношений, создает необходимые предпосылки для эффективного функционирования организациизацій.

Особое место занимают современные информационные системы, связывающие воедино все процессы функционирования организаций и собственно управленческой деятельности, а также информатика как наука, изучающая законы, за акономирности, методы, способы и средства реализации информационных процессов в этих системах. Организации должны быть структурированы так, чтобы максимизировать способность системы управления по обработке и перед ачи необходимой информации, достичь необходимой оперативности принятия, реализации и контроля управленческих решений. Организации должны обеспечить оперативное получение необходимой информации как ру ками, так и исполнителями. Развитие современных информационных систем происходит быстрыми темпами за счет широкого внедрения новых информационных технологий, развития компьютерных сетей и телекоммуни ацицій.



Что еще почитать