Невидимые нити в осеннем лесу — Гипермаркет знаний. Пример невидимых нитей в осеннем лесу? Схема невидимых нитей в лесу? Какие невидимые нити в осеннем лесу

Цель: формирование у учащихся целостного взгляда на окружающий мир.

Задачи: закреплять понятие «живая» и «неживая» природа; систематизировать и расширять представление учащихся о животных, растениях леса и их образе жизни; проанализировать изменения, происходящие в осеннем лесу; систематизировать и обогатить знания о природных связях; воспитывать бережное отношение к природе; развивать умение анализировать, сравнивать, рассуждать, оценивать свой вклад в общий результат.

К концу урока должны знать взаимосвязи в природе и уметь находить «невидимые нити» в лесу.

Оборудование: иллюстрации с изображением объектов живой и неживой природы, детские минирефераты, рисунки учащихся, презентация «Экологический поход в осенний лес», презентация.

В ходе урока используются формы деятельности: доклады учеников о жизни животных осенью, стихотворения, загадки, работа в группах, в парах; беседа учителя о животных и растениях в осеннем лесу и их связях между собой. Ученикам предлагается найти «невидимые» нити - природные связи.

I. Организационный момент.

(запись на доске)

У. В. Бианки писал: «Весь огромный мир вокруг меня, надо мной и подо мной полон неизведанных тайн. И я буду их открывать всю жизнь, потому что это самое интересное. Самое увлекательное занятие в мире».

Мы сегодня тоже попытаемся открыть тайну.

II. Сообщение темы и целей урока.

У. На доске разбежались буквы. Соедините их по точкам и получите название темы:

У. Итак, тема: Невидимые нити.(запись на доске)

А где мы их будем находить, вы мне подскажете, отгадав загадки:

Весной веселит,
Летом холодит,
Грибами, ягодами одаривает,
Осенью умирает,
Весной опять оживает.

У. Какая тема урока получилась?

Д. Невидимые нити в лесу.(на доске) Приложение 1

У.А в какое время года, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Пришла без красок и без кисти
И разукрасила все листья.

У. Итак, сформулируйте тему урока.

Д.Невидимые нити в осеннем лесу.(на доске)

У.А чем мы будем заниматься на уроке?

(На доске)

Д.Закреплять знания о живой и неживой природе.

Устанавливать невидимые нити в осеннем лесу.

III. Актуализация знаний.

У.1. Назовите природные явления осени.

Чтобы отправиться в лес мы должны взять с собой багаж - багаж знаний.

У. В некотором царстве. В некотором государстве жили-были…Нет. Каждое царство особенное. Они находятся вокруг нас. Это царства живой природы. Какие?

Д. Животных, растений., бактерий, грибов, микроорганизмов.

Вывешиваются картинки с царствами.

У. А что относится к неживой природе?

Д. Вода. Камни. Солнце. Воздух, … Схема - опора на доске.

У. Какие невидимые нити - связи в природе можно увидеть?

Д. Животные- животные, живая природа- неживая природа., растения-животные- человек.

Вывешивается схема - опора.

VI. Физкультминутка.

V. Работа над новой темой.

У.Итак, багаж собран, отправляемся в лес. Представителей, каких царств живой природы можно встретить?

У. Какие растения нам встретятся, мы с вами узнаем из загадок. (Ученик, отгадавший загадку, берет растения, развешанные по классу и прикрепляет к доске)

Клейкие почки, зеленые листочки.
С белой коркой, растут под горкой. (береза)

Что за дерево стоит-
Ветра нет, а лист дрожит. (осина)

Зимой и летом одним цветом.(ель)

У меня длинней иголки, чем у елки.
Очень прямо я расту в высоту. (сосна)

Весной зеленела, летом загорела.
Осенью надела красные кораллы. (рябина)

У. А название лесных кустарников и кустарничков вы найдете в кроссворде. Работаем в паре.

1-6-11 - лещина
4-7-9 - калина
2-8-16 - брусника
10-15-16 - черника
3-5-12 - бересклет

У. А что вы можете сказать про грибы? (заслушиваются рассказы детей, подготовленные дома).

У. Грибы не относятся ни к растениям, ни к животным. Грибницы срастаются с корнями растений и помогают им всасывать из почвы воду, а растения «делятся» с грибами питательными веществами. Грибы помогают гниению растений.

У. А теперь назовем животных, которые встретятся в лесу.

У. На доске на плакате написаны животные.

Прочитайте и найдите лишнее животное.

У. На какие группы разделим животных? Назовите признаки этих групп.

Д. Птицы - есть оперение, насекомые -6 пар лап, звери - тело покрыто шерстью.

Д. Среди животных, которые находятся по всему классу, найдите птиц и расположите их в нашем лесу.

У. А теперь находим насекомых, зверей.

У. А какой группы животных не хватает?

У. Почему?

Д. Они живут в воде и тело покрыто чешуёй.

У. Наконец - то, мы в нашем осеннем лесу. А похож ли наш лес на летний?Назовите отличия.

Д. Листья изменили окраску, меньше птиц, меньше насекомых, зверей.

У. С чем это связано?

Д. С изменениями в неживой природе: солнце ниже, день короче, на улице прохладнее. Меньше корма, идет подготовка к зиме у деревьев, у животных.

У. Какую связь мы установили?

Д. Между живой природой и неживой.

У.А как будут вести себя ежи, медведи, насекомые?

(рефераты детей)

У. Какую связь установили?

(рефераты детей)

У.Давайте найдем все невидимые нити в лесу.

Дети подходят к доске, рисуют нити и называют тип связи.

У.А чем являются растения для животных?

Д. Домом, убежищем, пищей.

У. А как помогают растения животным?

Д. Расселяют их семена, съедая плоды или перенося на шерсти.

У. Какой вывод можно сделать?

Д. Все в природе связано.

VI. Закрепление.

У.Сейчас будем работать в группах (группы дифференцированные).

Перед вами находятся предметы живой и неживой природы. Вы должны:

  1. установить нити и указать тип связей;
  2. назвать причины, по которым может произойти разрыв этих связей.

Каждая группа рассказывает о своей работе.

У. Давайте встанем в круг и возьмемся за руки. Что мы этим можем показать.(ответы детей)

Да, круг - это символ сплоченности, дружбы. Это солнце, которое нам дает тепло и свет. Это животный мир, среди которого мы живем, и мы все связаны. Это наша планета Земля и её проблемы - это наши проблемы.

У. Какой вывод сделаем?

Д. Между всеми объектами живой и неживой природы есть связь. И если её нарушить, то произойдет разрыв нитей и в другом месте.

У. А больше или меньше невидимых нитей в осеннем лесу? Почему?

У. Что мы с вами рассматривали?

У. Что запомнили?

VIII. Рефлексия.

У. Зачем нам нужен этот урок?

У. Перед вами Дерево ТВОРЧЕСТВА. А рядом есть плоды, листья разных цветов, цветы. Если вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой, то прикрепите плод, если довольно неплохо- цветок, если так себе, то- зелёный лист, а если пропащий урок, то желтый лист.

У. Мы видим, что на нашем дереве висят одни плоды. Значит, урок прошёл для нас не зря.

IX.Домашнее задание.

Найти и нарисовать те связи осеннего леса, которые не были указаны на уроке.

Осенью на дубе созревают плоды - жёлуди. Внутри каждого жёлудя находится одно-единственное крупное семя. Созревшие жёлуди опадают на землю. Весной из них начинают расти новые деревца.

Но не все жёлуди сохраняются до весны. Часть их осенью и зимой съедят разные лесные животные. Для них дуб - кормилец!

Думаешь, животные только поедают жёлуди и ничем не помогают дубу? Нет, некоторые из них помогают дубу расселяться. Особенно хорошо это делает сойка.

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Урок окружающего мира проведен во 2 классе по теме "Невидимые нити в осеннем лесу (учебник "Мир вокруг нас А.А.Плешаков). Даный урок способствует развитию умения находить и видеть связи живой и неживой природы, формирует умение наблюдать за изменениями в живой и неживой природе, позволяет закрепить понятие "этажи леса".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира во 2 классе

ТЕМА : « Невидимые нити в осеннем лесу»

ЦЕЛИ : - способствовать развитию умения находить и видеть связи живой и неживой природы; формировать умение наблюдать за осенними изменениями в живой и неживой природе; закрепить понятие « этажи леса»;

Развивать эстетическое и поэтическое восприятие природы, способность видеть и чувствовать ее красоту; развивать познавательную активность детей, умение использовать в работе раннее изученный материал, умение рассуждать, выражать свои мысли;

Формировать бережное, ответственное отношение к природе, понимание значимости решения экологических проблем.

ОБОРУДОВАНИЕ: учебник « Мир вокруг нас» (2 кл. ч.1 – А.А.Плешаков), карточки с текстом для каждого ученика, окно со словом « Красота», репродукции картин известных художников об осени, картинки дуба, орешника, рябины, птиц и животных, фонограмма П.И.Чайковского « Времена года» - « Осенняя песенка», Лесовичок.

ТИП УРОКА : комбинированный

ВИД УРОКА : заочная экскурсия

ХОД УРОКА:

  1. Организация начала урока.

1). – Добрый день!

Я рада этой новой встрече,

Мне с вами интересно, мои друзья!

Интересные ваши ответы

С удовольствием слушаю я.

Мы сегодня снова будем наблюдать,

Выводы делать и рассуждать.

Экскурсию с вами мы совершим

В мир природы, добра, красоты.

А чтобы урок пошел каждому впрок,

Активней в работу включайся, дружок!

2) - Проверим посадку:

Ноги? На месте.

Руки? На месте.

Локти? У края.

Спина? Прямая.

Чтобы у нас с вами было хорошее настроение на уроке, я предлагаю вам сказать что-то приятное какому – либо человеку в классе, который нуждается в ваших словах.

Я вам желаю, чтобы у вас всё сегодня получилось.

II.ЭТАП ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К АКТИВНОМУ И ОСОЗНАННОМУ ДЕЙСТВИЮ.

1). Вступительная беседа.

Что необычного вы заметили на доске? (ОКНО)

Что же такое загадочное ждет нас, если мы откроем это окно?

(открываю окно и читаю слово « Красота»)

Что такое « Красота»?

К чему мы обращаемся, если точно не знаем значение данного слова?

(СЛОВАРЬ В.И. ДАЛЯ)

« КРАСОТА – совокупность качеств, доставляющих удовольствие, наслаждение взору, слуху; все красивое, прекрасное, приятное. Например: Красота русской природы.»

Вы, ребята, были правы, когда рассуждали о красоте. Что же в жизни вы видели красивого, за чем наблюдали?

А можем ли мы наблюдать за красивыми поступками, за общением друг с другом?

Человек отличается от животного тем, что он видит глубину синего неба, отражение солнца в прозрачных каплях дождя, нежный стебелек. Видит и изумляется, и начинает творить, создавать сам новую красоту. Остановитесь и вы в изумлении перед красотой, и в вашем сердце тоже расцветет красота.

На ваших столах лежат карточки с текстом. Познакомьтесь с его содержанием. Постарайтесь увидеть в этом тексте что – нибудь красивое.

(ДЕТИ ЧИТАЮТ ТЕКСТ)

… пришла в лес. Все листья она раскрасила в яркие цвета. Лес стал очень красивым. Потом подули сердитые ветры. Они срывали жёлтые, красные, бурые листья и бросали их на землю. Скоро лес опустел.

Что красивого вы увидели в этом тексте?

А когда это бывает?

« …Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса…»

О каком времени года идет речь в стихотворении А.С.Пушкина?

Мы знаем, что осень длится 3 месяца. Всегда ли осень одинакова?

Какая осень сейчас за окном?

Давайте раздвинем занавески на нашем необычном окне.

Какую осень мы видим за окном?

(РАЗДВИГАЮ ЗАНАВЕСКИ)

Кому из вас, ребята нравится это время года? Чем именно?

(ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)

Очень многим нравится осень, в том числе и великим художникам, поэтам, писателям и композиторам. С помощью слов, кистей и красок, с помощью музыки они выражают свои чувства, эмоции. Посмотрите еще раз на уже известные вам картины художников, вспомните их названия, авторов.

На уроках литературного чтения мы читали стихи о этом прекрасном времени года. Давайте вспомним одно из них.

(УЧЕНИК ЧИТАЕТ СТИХ. К. БАЛЬМОНТА « ОСЕНЬ»)

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее, и от птичьего крика

В сердце только грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь за синее море

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

III. ЗНАКОМСТВО С НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ.

Надеюсь, такую же прекрасную картину осенней природы увидим и мы с вами сегодня на уроке.

На нашей заочной экскурсии мы будем наблюдать за осенними изменениями в жизни растений, вспомним уже известные вам растения, узнаем новые и постараемся во всем увидеть и разглядеть красоту. А еще мы постараемся увидеть « невидимые ниточки» в осеннем лесу. А поможет мне провести экскурсию Лесовичок. Он предлагает взять вам с собой внимание, сосредоточенность и, конечно же, дружелюбие.

Итак, в путь! Пока мы с Лесовичком идем к лесу, расскажем ему о том, что мы уже знаем о осени. Итак, какие изменения произошли в природе с наступлением осени?

Опишите состояние неживой природы, растений.

(ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)

У Лесовичка к вам, ребята, тоже есть вопрос. Ответим на него?

ЛЕС – дом для растений и животных, как для нас людей – квартиры. И этот дом, как и дома людей – многоэтажный. Только в лесу эти этажи называются ярусами. Каждый ярус имеет свое название. Дайте этим этажам названия, используя следующие описания.

  1. Многолетние растения, у которых от общего корня отходят несколько твердых стеблей.(КУСТАРНИКИ)
  2. Многолетние растения с крупным твердым стеблем и мощным корнем. (ДЕРЕВО)
  3. Растения с мягкими зелеными стеблями.(ТРАВЫ)

Ученые называют этажи леса ярусами и располагают их в порядке уменьшения. Расположите ярусы в данном порядке.

ЯРУСЫ ЛЕСА

ДЕРЕВЬЯ КУСТАРНИКИ ТРАВЫ

Лесовичок доволен вашими ответами. Вот мы и на лесной полянке. Посмотрите, как здесь красиво!

IV. ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ МИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ.

Закройте глазки и сделайте глубокий вдох, выдох. Как легко дышится в осеннем лесу. Откройте глазки. Посмотрите вверх, какое чистое, голубое небо, совсем, как летом. Посмотрите влево. Какие красивые, точно золотом расшитые платьица подарила осень березкам. Посмотрите вправо. А высоким стройным елям осень разрешила остаться в своих зеленых нарядах. Посмотрите вниз. Как много под ногами разноцветных листочков, даже жалко ходить по такой красоте.

V. ПРОДОЛЖЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ.

Вот на лесной полянке нас встречает дерево. Угадайте, что это за дерево.

(СООБЩЕНИЕ О ДУБЕ ДЕЛАЕТ УЧЕНИК)

Темной он покрыт корой,

Лист красивый, вырезной,

А на кончике ветвей

Много – много желудей.

(НА ДОСКЕ – ДУБ)

Лесовичок тоже хочет рассказать вам о дубе, о своем любимом дереве. Но он просит вас поработать вместе с ним в своих тетрадках. Откройте тетради и запишите число.

(ПО ХОДУ РАССКАЗА УЧИТЕЛЯ ДЕТИ СОСТАВЛЯЮТ СХЕМУ В ТЕТРАДЯХ, УЧИТЕЛЬ КАРТИНКАМИ НА ДОСКЕ)

Осенью на дубе созревают плоды – желуди. Внутри каждого желудя одно крупное семя. Созревшие плоды падают на землю, а весной из них начинают расти новые деревца.

Но не все желуди сохраняются до весны. Часть их осенью и зимой съедают разные лесные жители. Это белка, дикий кабан, лесные мыши и птицы. Дуб для них – кормилец! Но животные не только поедают желуди, некоторые из них помогают дубу расселяться. Особенно хорошо это делает сойка и белка. Они осенью прячут желуди про запас, и чаще всего далеко от дуба. Часть желудей она съедает зимой, а о каких – то забывает. Весной из этих – то желудей и вырастут молодые деревца. Вот и получается, что сойка и белка расселяют дуб. Лесные мыши и кабаны тоже разносят желуди.

СОЙКА

ДУБ БЕЛКА

КАБАН

МЫШЬ

В КАКОМ ЯРУСЕ РАСТЕТ ДУБ?

А рядом с дубом часто можно увидеть этот кустарник. Это – ОРЕШНИК. Орешник – довольно высокий кустарник, у него много гибких стеблей. Плоды орешника – орехи. Созревая, они падают на землю под кустом. Расселяться орешнику помогают животные, которые их едят. В основном, это белки и лесные мыши.

(СОСТАВЛЯЕМ СХЕМУ)

БЕЛКА

ОРЕШНИК

МЫШЬ

В каком ярусе растет орешник?

VI. ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ПОДВИЖНАЯ ФИЗМИНУТКА

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке (подскоки на правой ноге)

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке. (подскоки на левой ноге)

По тропинке побежим,

До лужайки добежим (бег на месте)

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем, как зайки. (прыжки на месте)

Стоп. Немножко отдохнем.

И домой пешком пойдем. (ходьба на месте).

VII. ПРОДОЛЖЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА

(СООБЩЕНИЕ О РЯБИНЕ)

На стр. 60 прочитайте о том, кого кормит рябина и кто помогает ей расселяться. Составьте схему в тетрадях. Работаем в парах.

ДРОЗДЫ

РЯБИНА

СВИРИСТЕЛЬ

В каком ярусе растет рябина?

Как бы красиво, как бы хорошо, уютно ни было в осеннем лесу, нам нужно возвращаться в класс. Но что – то наш Лесовичок загрустил. Оказывается, пока мы читали о рябинке, Лесовичок прислушался и услышал, как шепчутся на рябинке листочки с ягодками. « Мы такие маленькие, беззащитные. За нашу осеннюю красоту нас и наши гроздья ягод срывают и ломают. Мы даже боимся желтеть и краснеть. Что же нам делать? Как же нам быть?»

Ребята, как нам успокоить Лесовичка? Сможем мы им оказать помощь и какую?

(ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)

Многие растения сегодня стали редкими. Они даже занесены в Красную книгу. « Красной» она называется потому, что красный цвет – сигнал опасности. Стоит ли губить растение из – за нескольких дней красоты? Правильно. Ведь недаром говорят:

« Поймал я бабочку – она погибла, сорвал я цветок – он завял, и тогда стало понятно – к красоте можно прикоснуться лишь сердцем. Прикасаясь руками, мы губим красоту и природу!»

Дерево, цветок, трава и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Находясь в природе, нельзя срывать цветы и красивые ветви деревьев. Можно собирать букеты только из тех цветов, которые вырастил человек.

Я должен над цветами наклониться

Не для того, чтоб рвать или срезать;

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать!

Если мы будем по – настоящему, серьезно заботиться о природе, только тогда мы станем добрее.

Лесовичок говорит, что нужно, чтобы каждый человек не на словах, а на деле показывал свою доброту, заботу и любовь к растениям.

VIII. ИТОГ УРОКА.

1) - Вот и подошла к концу наша экскурсия. Мы еще раз побывали в осеннем лесу, любовались его красотой., попытались увидеть невидимые ниточки в осеннем лесу. Вас чему – нибудь научила эта экскурсия? Какие советы вы бы хотели дать своим друзьям?

Лесовичок прощается с вами, ему пора возвращаться в свой лес. А на память о нашей встрече он дарит вам вот такие осенние листочки – закладочки в ваши учебники.

2) – Закройте глаза, представьте, что вы идёте домой, встречаете какого-то знакомого и рассказываете, что вы сегодня узнали на уроке, что было интересного, а что трудного? Возвращайтесь в класс.

Что же нового вы сегодня узнали?

Что было интересного?

3) Самооценка по шкале.

4) Рефлексия настроения (наклеивание своего имени на «радугу настроения»).

IX. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Стр.58 – 61.

К рассказу « Белкин запас» составить схемку « невидимых ниточек».


Курс повышения квалификации «Роль педагога в реализации концепции патриотического воспитания школьников в образовательном процессе в свете ФГОС второго поколения»
Курс повышения квалификации «Роль педагога в реализации концепции патриотического воспитания школьников в образовательном процессе в свете ФГОС»
Курс профессиональной переподготовки «Методика организации образовательного процесса в начальном общем образовании»
Курс повышения квалификации «Воспитание и социализация учащихся в условиях реализации ФГОС»
Курс «Сопровождение детского отдыха. Школа вожатых»
Курс повышения квалификации «Психолого-педагогические аспекты инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС»
Курс повышения квалификации «Психолого-педагогические аспекты профессиональной компетентности педагогических работников в условиях реализации ФГОС».


ация рабочего времени учителя начальных классов с учетом требований ФГОС НОО»
Курс повышения квалификации «Методика преподавания курса «Шахматы» в общеобразовательных организациях в рамках ФГОС НОО»
Курс повышения квалификации «Сурдопедагогика: организация обучения, воспитания, коррекция нарушений развития и социальной адаптации глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся в условиях реализации программы Ф

Пример невидимых нитей в осеннем лесу? Схема невидимых нитей в лесу?

    Все обитатели осеннего леса имеют взаимозависимые отношения: насекомые, грибы, растения даже разрушаясь, выполняют, как минимум, три функции:

    • превращаются в удобрения
    • становятся пищей
    • служат жилищем или материалом для строительства и утепления жилищ.

    Когда какое-то звено цепи разрушается, последствия могут быть катастрофическими. Например, применение пестицидов может погубить растения летом, тогда к осени остальным животным будет нечего есть, негде зимовать, им придется мигрировать, искать более безопасные и более сытые места обитания. Не все животные смогут дойти или долететь, многие просто погибнут.


    Под невидимыми нитями подразумевается взаимосвязь в природе. Например, осенью на дубе жлуди растут. Созревая они падают на землю, а весной из них начинают расти молодые деревья. Но не из всех, потому что желудями питаются животные и птицы, например белка, сойка и т.д. Для них плоды дуба — еда. Сойка переносит желуди и прячет их в разных местах, потом часть из них съедает, а часть остается из которой тоже растут молодые дубки весной. Таким образом дуб помогает птицам и животным кормя их желудями, а животные помогают расселяться дубу. Невидимые нити могут быть между живой и не живой природой.

    Невидимые нити — это связи, которые встречаются в мире повсеместно, но и в лесу в том числе. Если говорить именно об осеннем лесе, то не секрет, что именно в это время самое урожайное, деревья приносят плоды, животные и птицы этими плодами питаются.

    То, что многие птицы улетают в более теплые края — это тоже результат определенных изменений в природе: меньше пропитания, короче день, температура воздуха, воды и земли ниже.

    Невидимыми нитями называют связи между всеми объектами природы. Без невидимых связей природа не может существовать, иначе погибнет вс. А примером невидимых связей в осеннем лесу может послужить такая картина, когда созревают грибы, ягоды и орехи, а птицы и животные их поедают и делают припасы на зиму, чтобы выжить. Или человек тоже собирает все эти дары природы, ходит в осенний лес, дышит чистым свежим воздухом.


    Невидимые нити- это нити, соединяющие всех обитателей леса. Чаще всего, это обычные пищевые цепочки. Ведь понятно, что все растения и животные в лесу в конце концов служат пищей друг для друга, чтобы опять-же, поддерживать существование этого самого леса.

    Невидимые нити в осеннем лесу.

    Дождик — грибы.

    Елка — белка.

    Заяц — лиса.

    Дуб — кабан, который питается желудями.

    Рябина — дрозды, которые кормятся ягодами рябины.

    рябина — свиристель, птица, которая также ест ягоды рябины.

    Представитель одного вида дает пищу другому виду. Растения кормят птиц и животных, дерево дает укрытие животным и птицам, служит им защитой от хищников и человека.

    Солнце — комары. Пока греет солнышко, в лесу полно комаров. Как только солнце спрячется, исчезнут комары.

    Самый видимый пример осенних невидимых нитей солнце — рябина.

    Семенами ели питаются животные, не будь ели, животные могли бы погибнуть зимой от холода.

    Невидимые нити присутсвуют повсеместно, стоит только получше приглядеться и вдуматься. А вот осенний лес может стать ярчайшим тому примером.

    Вот тому наглядный пример нитей в осеннем лесу:

    А вот ещ одна явная невидимая нить осеннего леса:


    Невидимые нити связывают между собой все объекты живой (например животные, растения, грибы, бактерии, микроорганизмы) и неживой (например вода, солнце, луна, камни, воздух) природы.

    Примеры невидимых нитей разбирают, что бы понять взаимосвязь объектов в природе. Например какую пользу приносят растения животным или солнце растениям, для чего нужны все объекты, какую пользу или вред они приносят друг другу.

    Пример невидимых нитей: растения-животные.

    Взаимосвязь: растения для животных пища, укрытие, а животные разносят семена растений, уничтожают вредителей.

    В осеннем лесу есть такой пример невидимых нитей взаимодействия живой и неживой природы: солнце ниже, значит короче день и прохладнее — животных и насекомых становится меньше так как становится меньше корма, некоторые животные заготавливают корм на зиму, другие впадают в спячку.

    Невидимыми нитями называют такие связи, которые существуют в природе. Их можно наблюдать повсюду. Эти связи могут быть как между животными, так и между растениями, между животными и растениями, между человеком и животными.

    Вот пример связи живой и неживой природы: солнце, воздух оказывают влияние на жизнь животных:

    растения могут служить для животных пищей, домом, укрытием от врагов. Животные, в свою очередь, опыляют растения, спасают их от вредителей, распространяют семена.

    Вот примеры невидимых нитей в осеннем лесу:

    Берза — заяц,

    солнце — рябина,

    Рябина — белка,

    солнце — деревья (начинают падать листья).


    Невидимые нити существуют везде, это связи, которыми соединены все объекты и живой и неживой природы. Солнце связано с ростом растений и поведением зверей, также как и вода и земля и даже ветер. Ягоды и грибы связаны с животными, которые их поедают или запасают на зиму, листопад связан невидимыми нитями с поведением насекомых, птиц и началом зимнего сна у деревьев. Даже человек связан этими нитями с остальной природой, ведь он также ходит в лес за грибами и ягодами, или просто дышит осенним воздухом и любуется буйством красок осеннего леса. Например осенний дуб связан нитями с различными грызунами, птицами и даже крупными животными, которые питаются его желудями или которые живут в его дуплах, ветвях и корнях.

    А вот схематичное представление некоторых невидимых нитей:

Вспомним

  1. Как связаны между собой неживая и живая природа?
  2. Знаете ли вы примеры связей между растениями и животными? между растениями и грибами? между грибами и животными?
  3. Как связаны между собой природа и человек?

Невидимыми нитями мы будем называть связи в окружающем мире. На их поиски отправимся в осенний лес.

Подойдём к дубу. У него мощный ствол, толстые ветви, тёмная шершавая кора. Под дубом на земле лежат его плоды - жёлуди. Внутри каждого жёлудя - крупное семя. Весной из них начнут расти новые деревца.

Но не все жёлуди сохранятся до весны. Часть их осенью и зимой съедят животные - белка, лесная мышь, сойка. Для этих животных дуб - кормилец!

Думаешь, животные только поедают жёлуди и ничем не помогают дубу? Нет, они помогают дубу расселяться. Особенно хорошо это делает сойка.

Осенью сойка прячет жёлуди про запас в мох, под корни деревьев. Унесёт подальше и запрячет поглубже. Зимой сойка съедает не все припрятанные жёлуди. Многие из них она не находит. Весной эти жёлуди дадут начало молодым дубкам. Вот и получается, что сойка расселяет дуб.

Белки и лесные мыши тоже разносят жёлуди.

Как видишь, животным трудно было бы обойтись без дуба-кормилыда, а дубу туго бы пришлось без животных-помощников.

Наша прогулка в осенний лес убеждает: в огромном мире нет ничего лишнего, ненужного. Не может мир обойтись даже без маленькой мышки...

  • Рассмотри рисунок и схемы. Что показывают стрелки на схемах? Почему стрелки двойные? Сравни первую и вторую схемы. Чем они различаются?
  • Расскажи по любой схеме о связях между дубом и животными.

Узнаем подробнее

Нужны друг другу

Рядом с дубом растёт орешник, знакомый нам кустарник. Его плоды - орехи, созревая, падают на землю. Прекрасное угощение для белок и лесных мышей! А те не остаются в долгу: разносят орехи по лесу, помогают орешнику заселять новые места.

На лесной опушке растёт рябина. Невысокое дерево, но какое заметное! Издалека оно привлекает взгляд ярко-красными плодами, собранными в грозди. Внутри каждого плода несколько семян. Эти красивые плоды - любимый корм многих птиц, особенно дроздов-рябинников. На богатое угощение они слетаются шумными, весёлыми стайками. Эти птицы даже название получили по имени своего дерева-кормильца.

Дрозды для рябины - желанные гости. Ведь они разносят повсюду её семена. Происходит это так: мякоть съеденных птицами плодов переваривается, а твёрдые семена остаются целыми и невредимыми. Вместе с помётом они попадают на землю.

Эти примеры показывают, что растения, звери и птицы очень нужны друг другу.

Обсудим

    В книге «Великан на поляне» прочитаем рассказ «Большой старый дуб». Согласны ли вы с тем, что это рассказ о живой и неразрывной связи природы и человека? Чему он может вас научить?

Подумаем!

    Приведи свой пример связей в осеннем лесу.

Проверим себя

  1. Что мы называем невидимыми нитями?
  2. Какие невидимые нити можно обнаружить в осеннем лесу?

Сделаем вывод

Невидимыми нитями мы назвали связи в окружающем мире. Примером могут служить связи между дубом и животными в осеннем лесу.



Что еще почитать