Международное морское право. Понятие, принципы, источники. Международное морское право: понятие, источники и принципы Что такое международное морское право

Международное морское право - это совокупность правовых обычаев и международных договоров, устанавливающих правовой режим морских пространств и регламентирующих отношения между государствами по вопросам исследования и использования Мирового океана. Главенствующую роль в системе международного морского права играют его основные принципы. Наиболее важное значение имеют такие принципы международного морского права как принцип свободы открытого моря, принцип суверенитета и принцип общего наследия человечества.

Традиционно в морском праве доминирующее положение занимали принцип свободы открытого моря и принцип суверенитета. Французский юрист Р. Дюпюи, кратко излагая суть морского права, иллюстрировал ее следующим образом:

На море всегда схлестывалось два главных противонаправленных ветра: ветер открытого моря в сторону сушу – ветер свободы и ветер суши в сторону открытого моря – ветер суверенитета. Морское право постоянно находилось между этими конфликтующими силами.

Принцип свободы открытого моря.

Первый принцип международного морского права - принцип свободы открытого моря предполагает возможность беспрепятственного использования территории Мирового океана для различных целей, таких как судоходство, пролет воздушных судов, прокладка подводных кабелей и трубопроводов, строительство искусственных островов, рыбного промысла и научных исследований. Отправной точкой становления принципа свободы открытого моря может считаться политика королевы Англии Елизаветы I. Этот принцип, в первую очередь, следует рассматривать как важнейшее условие развития международной морской торговли и коммерции. В связи с этим, интересно отметить, что Гуго Гроций в своей знаменитой работе Mare Liberum , опубликованной в 1609 году, отстаивал свободу открытого моря, защищая право Голландской Ост-Индской компании торговать на Дальнем Востоке против исключительной монополии Португалии, закрепленной буллой папы Александра IV. В ходе переговоров о завершении голландской борьбы за независимость Испания, поддерживающая позицию Португалии, упорно противилась становлению торговых отношений между Голландией и Индией. Такая ситуация совершенно не устраивала Голландскую Ост-Индскую компанию и по ее просьбе Гуго Гроций подготовил для публикации Mare Liberum . В самом деле, основным предназначением работы была защита и расширения свободы торговли на основе свободы открытого моря. Этот эпизод призван продемонстрировать, что принцип свободы открытого моря по существу является отражением экономических и политических интересов морских держав.

Хотя аргументация Гуго Гроция неоднократно подвергалась критике со стороны различных авторов, среди которых были Уильям Велвуд, Джон Селден, Юсто Серафим де Фрейтас, Хуан де Солорсано Пирера и Джон Боро, утверждению принципа свободы открытого моря содействовала сама практика государств. В частности, Англия, господствовавшая в то время на море, поощряла свободу судоходства для развития международной коммерции и торговли. В сущности, свобода открытого моря является следствием свободы торговли как важнейшего условия для экспансии капитализма и доминирования европейской цивилизации над всем остальным миром.

Принцип суверенитета.

В отличие от принципа свободы открытого моря, второй принцип международного морского права - принцип суверенитета призван гарантировать защиту интересов прибрежных государств. Данный принцип по существу означает распространение национальной юрисдикции на морские пространства и способствует территориализация Мирового океана. Принято считать, что концепция современного государства была сформулирована . Не стоит удивляться, что и современная концепция территориального моря разработана тем же автором. В своей книге, изданной в 1758 году, Ваттель заявил:

Когда нация вступает во владение определенными частями моря, они переходят в императорскую собственность, такую же как домен, согласно тому же самому принципу, который мы применяем по отношению к суше. Эти части моря находятся под юрисдикцией государства, являются частью его территорий: государь управляет ими; принимает законы, может наказывать тех, кто их нарушает; одним словом, обладает такими же правами, как на суше, и, в общем, всеми правами, которые позволяют законы государства.

С другой стороны, Ваттель отрицал, что открытое море может быть присвоено одним или несколькими государствами. Таким образом, Ваттель проводил четкое различие между морем, находящимся под территориальным суверенитетом, и открытым морем. В то же время, Ваттель признавал через территориальное море и . Территориальное море нельзя обособлять от открытого моря, препятствуя проходу судов. Концепция Ваттеля представляет собой прототип морского права в его современном понимании.

Впоследствии морской пояс, примыкающий к сухопутной территории, приобретает все большее значение для прибрежных государств с точки зрения обеспечения национальной безопасности, осуществления таможенного и санитарного контроля, ведения рыбного промысла и реализации экономической политики на основе доктрины меркантилизма. Практика государств, поддерживающих притязания на морской пояс, в девятнадцатом веке приводит к формированию доктрины территориального моря. На международном уровне дуализм Мирового океана, выраженный в различии правовых режимов территориального моря и открытого моря, получает четкое подтверждение в деле о морских котиках Берингова моря между Великобританией и США 1893 года. Основная тема данного арбитражного рассмотрения касалась вопроса имеет ли США какое-либо право защищать от браконьеров морских котиков, собирающихся на Прибыловах островах в Беринговом море, находящихся за пределами общепринятой трехмильной прилежащей зоны. В данном деле арбитражная комиссия большинством голосов, пять к двум, отклонило право США в отношении защиты популяции морских котиков в океане за пределами территориального моря. В постановлении арбитражной комиссия четко указывается, что прибрежное государство не может осуществлять свою юрисдикцию в открытом море за пределами трехмильной прилежащей зоны. Отсюда, совершенно очевидно, следует, что юрисдикция прибрежного государства распространяется на полосу морского пространства, простирающуюся от берега на ширину, не превышающую трех миль.

Таким образом можно сказать, что на основе принципа свободы открытого моря и принципа суверенитета воды Мирового океана делятся на две категории. К первой категории относится морское пространство, примыкающее к бегу, и является предметом национальной юрисдикции прибрежного государства. Ко второй категории относится морское пространство за пределами национальной юрисдикции, на нее распространяется действие принципа свободы открытого моря. До середины двадцатого века, зона была ограничена узким морским поясом, а огромная площадь океанов оставались свободной. В то время принцип свободы открытого моря доминировал в Мировом океане. Однако, после Второй мировой войны прибрежные государства все дальше расширяют территорию своей юрисдикции в сторону открытого моря для установления большего контроля над морскими ресурсами. Можно сказать, что принцип суверенитета становится катализатором развития морского права после Второй мировой войны. В любом случае, мало сомнений в том, что координация экономических и политических интересов морских и прибрежных государства до недавнего времени была одним из центральных вопросов международного морского права.

Принцип общего наследия человечества.

Третий принцип международного морского права - принцип . Этот принцип закреплено в части ХI . Принцип общего наследия человечества возникает как антитеза и принципу суверенитета, и принципу свободы открытого моря. Он отличается от традиционных принципов в двух отношениях.

Во-первых, в то время как принципы суверенитета и свободы открытого моря направлены на защиту интересов отдельных государств, принцип общего наследия человечества призван содействовать интересам всего человечества в целом. Можно утверждать, что термином «человечество» определяется цивилизация людей, не ограниченная ни пространством, ни временем. Не ограниченная пространством, потому что «человечество» включает в себя абсолютно всех людей, живущих на планете. Не ограниченная временем, потому что «человечество» включает в себя как нынешнее, так и будущие поколения людей. Можно сказать, что общий интерес человечества означает интерес всех людей настоящего и будущих поколений.

Во-вторых, принцип общего наследия человечества фокусируется на «человечестве» как новом акторе международного морского права. «Человечество» не просто абстрактное понятие. В соответствии Конвенцией по морскому праву «человечество» имеет оперативный орган управления, т. н. Международный орган по морскому дну, действующий от имени всего человечества в целом. В данном отношении можно с полным основанием утверждать, что человечество становится новым актором международного морского права. В таком смысле, принцип общего наследия человечества открывает международному морскому праву новую перспективу, выводящую его за рамки системы межгосударственных отношений.

Международное морское право

Международное морское право (международное морское публичное право) - совокупность принципов и правовых норм , устанавливающих режим морских пространств и регламентирующих отношения между государствами по вопросам использования Мирового океана . В настоящее время большинство норм международного морского права объединены в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года. Все остальные международные договоры (в том числе двусторонние и региональные соглашения), содержащие предписания, касающиеся этой отрасли, в основном дополняют или детализируют нормы Конвенции.

Субъекты

Субъектами международного морского права являются субъекты международного права , т. е. государства и международные межправительственные организации.

Источники

Длительное время единственным источником международного морского права являлись обычаи .

В настоящее время основным источником международного морского права является Конвенция ООН по морскому праву 1982 года. Международные отношения в сфере международного морского права регулируются также следующими конвенциями:

  • Женевские конвенции 1958 года;
  • Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 года;
  • Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ 73/78);
  • Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 года;
  • Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несению вахты 1978 года;
  • Конвенция о международных правилах предупреждения столкновений судов в море 1972 года;
  • Договор по Антарктике 1959 года

и многими другими.

Помимо многосторонних договоров государства заключают также локальные двусторонние и многосторонние договоры по различным вопросам морской деятельности:

  • Конвенция о рыболовстве и сохранении живых ресурсов в Балтийском море и Бельтах 1973 года;
  • Конвенция по защите морской среды района Балтийского моря 1974 года;
  • Конвенция о рыболовстве в северо-восточной части Атлантического океана 1980 года;
  • Конвенция о защите Чёрного моря от загрязнения 1992 года;
  • Конвенция об охране морских живых ресурсов Антарктики 1980 года;
  • Конвенция по защите морской среды Каспийского моря 2003 года.

Принципы международного морского права

Принцип свободы открытого моря

Этот принцип - один из старейших в международном морском праве. Описание ему дал ещё Г. Гроций в своей работе «Mare liberum» г. Сегодня, согласно Конвенции ООН по морскому праву, он гласит: «Никакое государство не может претендовать на подчинение открытого моря или его части своему суверенитету; оно открыто для всех государств - как имеющих выход к морю, так и не имеющих его» ст.89. Свобода открытого моря включает в себя:

  • свободу судоходства;
  • свободу полётов;
  • свободу прокладки трубопроводов и кабелей;
  • свободу возводить искусственные острова и другие установки;
  • свободу рыболовства;
  • свободу научных исследований;

Кроме этого, устанавливается, что открытое море должно использоваться в мирных целях.

Принцип исключительной юрисдикции государства над судами своего флага в открытом море (ст. 92 Конвенции по морскому праву)

Этот принцип гласит - торговое судно в открытом море подчиняется исключительной юрисдикции государства своего флага и в его законную деятельность не вправе вмешиваться никто, кроме случаев, когда:

  • судно занимается пиратством ;
  • судно занимается работорговлей ;
  • судно занимается несанкционированным вещанием, т. е. передаёт в нарушение международных правил радио- и телепрограммы, предназначенные для принятия населением (за исключением сигналов бедствия). В этом случае арестовать судно и конфисковать аппаратуру может:
    • государство флага судна;
    • государство регистрации вещательной установки;
    • государство, чьим гражданином является лицо, осуществляющее вещание;
    • любое государство, где могут приниматься передачи;
    • любое государство, санкционированной связи которого такое вещание чинит помехи.
  • судно не имеет национальности (плывёт без флага);
  • судно плывёт без флага или под флагом иностранного государства, но в действительности имеет ту же национальную принадлежность, что и задерживающий военный корабль.

Принцип мирного использования мирового океана

Принцип суверенитета государств над внутренними морскими водами и территориальным морем

Принцип защиты морской среды

По иному - принцип предотвращения загрязнения морской среды . Впервые закреплён в Международной конвенции по предотвращению загрязнения моря нефтью 1954 г. в виде установления запретных для слива нефти с судов зон.

Принцип иммунитета военных кораблей

Принцип гласит - военные и иные государственные суда, используемые в некоммерческих целях обладают иммунитетом . Ограничение этому - случаи, когда такие суда нарушают правила мирного прохода через территориальные воды иностранного государства. Власти этого государства могут потребовать немедленно покинуть их территориальные воды. А за любой ущерб, нанесённый военным судном в результате нарушения правил мирного прохода, несёт международную ответственность государство флага.

Конвенция ООН по морскому праву 1982 года

Конвеция ООН по морскому праву предусматривает нормативное регулирование следующих международно-правовых институтов:

  • территориальное море и прилежащая зона;

Права государств, не имеющих выхода к морю

Конвенция ООН по морскому праву 1982 года устанавливает определённые права для государств, не имеющих выхода к морю, т. е. государств, которые не имеют морского побережья:

Это интересно

Примечания

Ссылки

  • Ф. С. Бойцов, Г. Г. Иванов, А. Л. Маковский. «Морское право» (1985)
  • Международное морское право. Учебное пособие. Под ред. С. А. Гуреева. М, «Юридическая литература», 2003 г.
  • База данных документов по морскому праву Rise::Морское право

Понятие «международное морское право». Субъекты международного морского права. Объект (правового регулирования) в международном морском праве. Основные источники международного морского права. Режимы правового регулирования современного международного морского права: правовой режим открытого моря; внутренних морских вод; территориального моря; так называемой прилежащей зоны; континентального шельфа; исключительной экономической зоны; вод архипелага; международного района морскогодна. Основные проблемы современного международного морского права.

Международное морское право (международное морское публичное право) - это отрасль современного международного права, совокупность принципов и норм которой устанавливает правовые режимы морских пространств и регламентирует отношения между государствами по вопросам использования пространств и ресурсов так называемого Мирового океана.

Исторически международное морское право, также как и право внешних сношений - это одна из старейших международно-правовых отраслей. Столь продолжительная история морского права связана с тем, что сами различные международные отношения в данной сфере человеческой деятельности активно осуществлялись, начиная с самого момента возникновения мореплавания. С развитием мореплавания развивалось и развивается современное ему морское право.

В настоящее время большинство норм международного морского права объединены в Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 г.

Данная Конвенция регулирует все основные виды морской деятельности современных государств, а именно:

  • 1) международные судоходство и рыболовство;
  • 2) разведку и разработку различных районов морского дна Мирового океана;
  • 3) проведение морских научных исследований;
  • 4) защиту, сохранение морской среды;
  • 5) охрану живых ресурсов Мирового океана, а также иные виды морского промысла и человеческой деятельности в морском пространстве.

Все остальные международные договоры (в том числе различные двусторонние и региональные соглашения), содержащие предписания, касающиеся этой международно-правовой отрасли, в основном, дополняют или детализируют нормы данной Конвенции.

Субъектами международного морского права являются основные субъекты современного международного права - государства.

Объектом (правового регулирования) в международном морском праве является весь комплекс различных отношений между субъектами морского права, совершаемых и осуществляемых в пространстве вод Мирового океана.

В настоящее время основным источником международного морского права является уже указанная выше Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 г. Также, международные отношения в сфере международного морского права регулируются следующими Конвенциями и международными договорами:

  • 1) Женевскими конвенциями 1958 г.;
  • 2) Международной конвенцией по охране человеческой жизни на море 1974 г.;
  • 3) Международной конвенцией по предотвращению загрязнения с судов 1973 г.;
  • 4) Конвенцией по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г.;
  • 5) Международной конвенцией о подготовке и дипломировании моряков и несению вахты 1978 г.;
  • 6) Конвенцией о Международных правилах предупреждения столкновений судов в море 1972 г.;
  • 7) Договором об Антарктике 1959 г. и многими другими международными правовыми документами.

При этом необходимо особо отметить, что длительное время единственным источником международного морского права являлись активно применявшиеся субъектами морского права международные морские обычаи.

В современном международном морском праве необходимо выделить определенные режимы правового регулирования, а именно правовые режимы:

  • 1) открытого моря;
  • 2) внутренних морских вод;
  • 3) территориального моря;
  • 4) так называемой прилежащей зоны;
  • 5) континентального шельфа;
  • 6) исключительной экономической зоны;
  • 7) вод архипелага (или так называемых архипелажных вод);
  • 8) международного района морского дна.

Каждый из правовых режимов современного международного морского права имеет особую специфику, собственные правовые институты; регулируется определенными международно-правовыми нормами в целях достижения конкретного результата, а именно: упорядочивания деятельности международно-правовых субъектов в данной сфере международного права и достижения компромисса в их нередко противоречащих друг другу политико-экономических интересах.

Правовой режим открытого моря регулирует межгосударственные отношения во всех частях моря, которые, в соответствии с нормами и принципами международного права, находятся в свободном и равноправном пользовании всех государств. В свою очередь, согласно стандартам современного морского права, в свободном и равноправном пользовании всех государств находятся те части Мирового океана, которые расположены за пределами внутренних и территориальных вод, а также за пределами экономической зоны и архипелажных вод.

Согласно основополагающим положениям Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву, воды открытого моря ни при каких условиях не могут находиться под суверенитетом какого-либо государства. Это вызвано главенствующей ролью в современном международном морском праве принципа свободы открытого моря, включающего в себя такие основополагающие политико-правовые требования, как:

  • 1) свободу судоходства (как для торговых, так и для военных кораблей);
  • 2) свободу рыболовства;
  • 3) свободу полетов над открытым морем;
  • 4) свободу международно-правовых субъектов возводить искусственные острова и другие подобные конструкции;
  • 5) свободу проведения научных исследований и т.д.

Правовой режим внутренних морских вод определяется национальным законодательством различных государств, с учетом действующих норм международного права. Каждое государство осуществляет в собственных внутренних водах административную, гражданскую и уголовную юрисдикцию во всей полноте, в отношении всех находящихся в этих водах судов, независимо от их национальной принадлежности.

Также каждое государство само устанавливает все действующие в настоящем времени условия судоходства в собственных внутренних водах. Заход любых иностранных судов во внутренние воды определенного государства осуществляется, как правило, с разрешения этого государства (обычно государства публикуют перечень портов, открытых для захода иностранных судов).

Военные корабли других государств могут заходить во внутренние воды либо по разрешению, либо по приглашению прибрежного государства. Иностранные суда, находящиеся во внутренних водах другого государства, обязаны соблюдать правила судоходства; законы и обычаи прибрежного государства.

Территориальное море в современном международном морском праве - это полоса моря шириной в 12 морских миль, непосредственно примыкающая к сухопутной территории или к внешней границе внутренних вод. Территориальное море также является полосой моря, всегда находящейся исключительно под суверенитетом прибрежного государства.

Правовой режим территориального моря в современном международном морском праве основывается на следующих базовых положениях данной международно-правовой отрасли:

  • 1) прибрежное государство распространяет на пространство собственного территориального моря свой суверенитет;
  • 2) за судами всех других государств, зашедших в территориальное море какого-либо другого государства, признается право мирного прохода через пространство этого иностранного территориального моря.

Осуществляя суверенитет в собственном территориальном море, прибрежное государство может издавать законы и правила относительно судоходства в его территориальном море. Целями таких правовых актов являются: обеспечение безопасности судоходства; защита различных видов и разновидностей навигационных средств; охрана всех живых ресурсов моря; предотвращение загрязнения морских вод и т.д.

Государство в соответствии с положениями современного международного морского права также может объявить определенные районы собственного территориального моря закрытыми для плавания иностранных судов, например, при проведении военно-морскими силами данного государства каких-либо собственных или совместных военных учений в пространстве территориального моря.

Прилежащая зона в современном международном морском праве - это морская территория, включающая в себя примыкающие к территориальным водам определенного государства водные пространства, совместно с последними имеющие ширину не более 24 морских миль.

В пределах прилежащей зоны прибрежное государство осуществляет правовой и административный контроль, необходимый для предотвращения различных таможенных, фискальных и санитарных нарушений, а также для наказания международно-правовых субъектов, нарушивших вышеупомянутые правовые стандарты, законы и правила, установленные определенным государством в пределах его прилежащей зоны (ст. 33 Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву).

В современном международном морском праве действуют следующие виды прилежащих зон:

  • 1) таможенные прилежащие зоны;
  • 2) фискальные прилежащие зоны;
  • 3) иммиграционные прилежащие зоны;
  • 4) санитарные прилежащие зоны;
  • 5) так называемые зоны уголовной и гражданской юрисдикции.

Таможенные прилежащие зоны устанавливаются для борьбы с

контрабандой, а также с незаконной торговлей оружием, торговлей наркотиками и т.п.

Фискальные прилежащие зоны устанавливаются с целью предотвращения нарушения различных финансовых правил, что должно обеспечивать экономическую безопасность прибрежного государства.

Иммиграционные прилежащие зоны предназначены для контроля за соблюдением законов в отношении въезда и выезда иностранцев.

Санитарные прилежащие зоны созданы в целях предотвращения распространения различных инфекционных заболеваний и/или эпидемий через морские границы.

Так называемые зоны уголовной и гражданской юрисдикции созданы для задержания нарушителей, совершивших установленные уголовным и гражданским законодательством прибрежного государства правонарушения и/или преступления.

Прилежащие зоны не входят в состав государственной территории и суверенитет прибрежного государства в полном объеме на них не распространяется. Этим прилежащие зоны и отличаются от территориального моря.

Однако прибрежное государство пользуется в пределах собственной прилежащей зоны ограниченной юрисдикцией, распространяющейся на выполнение определенных специальных задач.

При этом, если прилежащая зона была установлена государством исключительно в целях таможенного надзора, то прибрежное государство не вправе осуществлять в данной зоне санитарный или какой-либо иной (кроме таможенного) контроль.

Прилежащая зона относится к районам открытого моря, так как она расположена за пределами территориальных вод. Прибрежное государство осуществляет в ней лишь целенаправленный контроль, что отличает прилежащую зону от других районов открытого моря.

Континентальный шельф прибрежного государства - это морское дно и недра подводных районов, простирающиеся за пределы территориальных вод прибрежного государства на расстояние в 200 миль (ст. 76 Конвенции).

Согласно положениям международного морского права, прибрежные государства обладают суверенными правами в деле разведки и разработки природных ресурсов континентального шельфа. Эти права являются исключительными: если прибрежное государство не осваивает континентальный шельф, то другое государство не может этого делать без его согласия (ст. 77 Конвенции).

Кроме того, прибрежное государство обладает исключительным правом разрешать и регулировать, например, бурильные работы на континентальном шельфе (ст. 81 Конвенции).

Однако все государства имеют право прокладывать подводные кабели и трубопроводы на континентальном шельфе, если это не противоречит положениям указанной Конвенции (ст. 79).

Следовательно, суверенные права прибрежного государства на континентальный шельф несколько уже суверенитета государства на территориальные воды и их недра, являющиеся уже непосредственно частью государственной территории.

Право на проведение морских научных исследований на собственном континентальном шельфе, а также на правовое регулирование подобной деятельности, принадлежит также прибрежным государствам. Особо необходимо отметить, что указанные выше права прибрежного государства не затрагивают правового статуса воздушного пространства над этими водами континентального шельфа и, следовательно, никак не влияют на правовой режим воздушной навигации.

Исключительная экономическая зона в современном международном морском праве - это район морского пространства, находящийся за пределами территориальных вод определенного государства и составляющий вместе с ними не более 200 морских миль.

Необходимо отметить, что экономические зоны - это относительно новая категория морских пространств, имеющих в современном международном морском праве особый правовой режим.

В отличие от находящегося под суверенитетом прибрежного государства и входящего в состав его государственной территории территориального моря, исключительные экономические зоны не находятся под суверенитетом прибрежного государства. Согласно особенностям данного политико-правового режима, юрисдикция и весь комплекс прав прибрежного государства, а также права и свободы других государств в пространстве экономических зон, регулируются определенными положениями Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву.

Так, прибрежное государство, не обладая абсолютным суверенитетом в исключительной экономической зоне, пользуется, тем не менее, определенными суверенными правами, призванными обеспечить данному государству возможность осуществлять разведку, разработку и сохранение природных ресурсов экономической зоны, а также способствовать наиболее эффективному управлению этими ресурсами (ст. 56 Конвенции).

При этом, все другие государства не могут использовать ресурсы исключительной экономической зоны без согласия прибрежного государства. Данные государства пользуются в экономической зоне свободой судоходства и полетов, прокладки подводных кабелей и трубопроводов, но только в том случае, если они учитывают в своей деятельности гарантированные положениями указанной Конвенции права прибрежного государства.

Данное международно-правовое предписание действительно даже в том случае, когда само прибрежное государство не использует (или мало использует) в своей практической деятельности ресурсы исключительной экономической зоны.

Свобода судоходства в пространстве исключительной экономической зоны распространяется и на военные корабли, так как свобода военного мореплавания - это составная часть свободы судоходства. Согласно международным правовым стандартам современного морского права, все осуществляющие собственное право на свободу военного мореплавания государства при этом должны уважать правовой режим исключительных экономических зон, установленный прибрежным государством и гарантированный положениями рассматриваемой Конвенции.

Разграничение пределов экономической зоны осуществляется субъектами современного международного права на основе соответствующих соглашений.

Новейшим правовым режимом международного морского права является непосредственно установленный Конвенцией Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 г. режим так называемых архипелажных вод.

Архипелажные воды в современном международном морском праве - это воды, разделяющие и окружающие группы островов; составляющие единое географическое и политическое целое и подпадающие под суверенитет какого-либо одного островного государства.

Институт архипелажных вод был введен в действие современным международным морским правом именно в интересах государств-архипелагов (в качестве самого наглядного примера такого государства можно назвать Индонезию).

Суверенитет государств-архипелагов распространяется на омывающие их территорию воды; воздушное пространство над ними; их дно и недра, а также на весь комплекс имеющихся там живых и неживых природных ресурсов.

Определенные ограничения по суверенитету государств-архипелагов, тем не менее, существуют в современном международно-правовом пространстве в вопросе о праве морских и воздушных судов других государств на мирный проход и пролет надданными территориями. Государства-архипелаги должны устанавливать для этой цели в архипелажных водах специальные морские коридоры, а также воздушные коридоры над поверхностью вод архипелага.

Международный район морского дна в современном международном морском праве - это расположенное за границами континентального шельфа государств морское дно. На данные территории в современном международно-правовом пространстве распространяется действие правового режима общего наследия человечества.

Данный район открыт для свободной эксплуатации всеми государствами. Единственное существующее ограничение - мирные цели предпринимаемой деятельности.

Управляющим органом, осуществляющим контроль за действиями государств в пространстве международного района морского дна, является так называемый Международный орган по морскому дну. В своей деятельности данный орган призван обеспечивать справедливое распределение финансовых и иных экономических выгод, получаемых государствами от деятельности в пространстве международного района морского дна.

Кроме того, Международный орган по морскому дну контролирует непосредственную разработку недр района, а также процессы транспортировки, переработки и сбыта добытых в международном районе морского дна полезных ископаемых.

Свободно и без обязательности непосредственного участия в данной деятельности указанного Международного органа современные государства могут осуществлять любые научные исследования мирного характера на территории международного района морского дна. Размещение оружия массового уничтожения на дне международного района морского дна современным международным морским правом запрещено.

Также стоит особо отметить, что важная роль в пространстве современного международного морского права принадлежит Международному трибуналу по морском праву - специализированному судебному органу по урегулированию различных споров, касающихся толкования и применения норм и правил Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 г.

Местом пребывания Трибунала является г. Гамбург. Свою работу данный международный судебный орган начал в 1996 г.

Наконец, необходимо указать на безусловную значимость в пространстве международного морского права такой политико-правовой категории, как экипаж того или иного морского судна. Проблематика правовой регламентации деятельности экипажа достаточно подробно прописана в существующих стандартах по морскому праву.

Например, уклонение от помощи экипажу терпящих бедствие морских судов со стороны капитана и экипажа определенного (иного) морского судна признается современным морским правом преступлением, а сама эта помощь - обязательной и безвозмездной.

При этом каждое судно в современном морском праве обладает национальной принадлежностью того государства, под флагом которого оно плавает.

Колоссальной проблемой современного международного морского права, очень часто встречающейся на практике и нередко принимающей прямо гротескные формы, является практика нарушения прав членов экипажей и несоблюдения контрактных обязательств перед ними со стороны владельцев и/или компаний арендаторов различных судов.

К сожалению, права членов экипажей, перевозящих самые различные грузы в многообразные точки земного шара судов, недостаточно урегулированы современными правовыми стандартами в сфере международного морского права.

По крайней мере предусмотренные различными правовыми стандартами компенсационные выплаты за допущенные судовладельцами в отношении моряков различные нарушения заключенных между ними договоренностей и иных прав моряков если и выплачиваются, то далеко не всегда; почти всегда - через долгий промежуток времени; слишком часто - не в полном объеме, а нередко - вовсе не выплачиваются.

Кроме того, нередко судовладельцы и/или арендаторы бросают экипажи принадлежащих им (нанятых ими) судов в таких ситуациях, которые прямо угрожают жизни, здоровью и безопасности моряков.

К сожалению, в числе наиболее неблагоприятных с точки зрения соблюдения прав моряков, наряду с компаниями из стран «третьего мира», выступают и судовладельцы (арендаторы) из стран-бывших советских республик.

Также подобные «безответственные» компании нередко практикуют и различные прямо незаконные перевозки (контрабанда, перевозка наркотиков и т.д.), в которые, естественно, вовлекают тех же самых моряков, часто и несущих правовую ответственность в случаях обнаружения представителями правоохранительных структур различных государств подобных грузов.

При этом в целом проблема борьбы с нелегальной торговлей оружием, наркотиками и другими незаконными товарами перевозимыми по морю в международном масштабе вряд ли может быть решена исключительно нормами и практикой международного морского права.

Данная проблема требует комплексного политико-правового подхода, ответственной позиции государств - ведущих «игроков» в современном мировом политическом пространстве; эффективной и координированной работы спецслужб и разведывательных структур различных государств, а также наличия единой политической линии и одинакового отношения к подобной противозаконной практике у этих самых влиятельных мировых «игроков». Что на самом деле на данный момент представляется несколько проблематичным.

Кроме того, нередки и обратные случаи необоснованных и/или сомнительных в плане действительности совершенных правонарушений претензий со стороны правоохранительных органов ряда стран (чаще всего в этой роли также выступают страны «третьего мира») к иностранным морякам, выдвигаемых по поводу нарушения теми определенных таможенных и/или административных правил. Истории такого характера, к сожалению, нередко случаются с российскими моряками.

При этом, если нарушение прав моряков, допущенное компанией, с которой они сами заключили контракт - вопрос (во многом) из сферы международного частного права (хотя и не исключительно, поскольку здесь имеет значение и принадлежность судна тому или иному государству, тем более что моряки работают и на прямо государственных невоенных судах), то указанные выше действия силовых структур, например, стран «третьего мира» - международно-правовая проблематика.

Также чрезвычайно актуальной в последнее время проблемой, которую можно было бы решить только в пространстве международного морского права, является проблема пиратства. С точки зрения международного права, пиратство - крайне опасное преступление международного характера.

Данный вид преступной деятельности существовал в истории человечества на всем ее протяжении. При этом с развитием технических возможностей и вооружений, а также возможностей современной экономической системы (быстрый перевод денег через банковские учреждения делает значительно более реальным для занимающихся пиратством организованных преступных групп получение выкупа за захваченные ими суда, лица и имущество) соответствующим образом развивается и пиратство (но и увеличиваются возможности эффективной борьбы с ним со стороны современных государств).

На данный момент пиратство наиболее развито в Индийском океане (в первую очередь у побережья Сомали, а также побережья Маврикия и в меньшей степени Индии), хотя встречается и в ряде других точек земного шара. Политические и экономические проблемы государств региона, а также распространение в нем радикальных религиозных и политических идеологий, постоянно порождают большое число новых участников пиратской деятельности.

Современные международное морское и, в целом, международное право позволяют государствам захватывать пиратские суда в открытом море и арестовывать находящихся на них лиц, предписывая осуществлять судебные разбирательства совершенных пиратами деяний в национальных судах захватившего пиратов государства.

Однако соответствующие действия государств во внутренних морских водах другого государства запрещены, что само по себе не дает окончательно «решить» вопрос пиратства, так как слабые и/или тесно «завязанные» на пиратстве (как на постоянном источнике прибыли) государства сами не в состоянии (или просто не хотят) решать данную проблему.

Кроме того, доказательная база при рассмотрении вопроса об участии конкретного лица в пиратской деятельности для современных европейских судов, чаще всего, недостаточна, а выносимые последними судебные приговоры не способны испугать пиратов и способствовать их отказу от продолжения занятия данной преступной деятельностью.

К тому же решение проблемы пиратства, например, в современном Сомали, вообще невозможно без масштабных превентивных комплексных военно-политических, политико-экономических и политико-правовых действий, решиться на которые могут только действительно могущественные (в политическом, экономическом и военном плане) государства.

Причем в случае если подобное решение все же будет принято, необходима и соответствующая серьезности проблемы мировая политико-правовая и экономическая поддержка его практического осуществления, а также решимость самих приступивших к проведению данной политики государств потратить на данные действия колоссальные финансовые и административные ресурсы. Что на самом деле маловероятно.

На данный момент, представляется целесообразным «включить» в современные стандарты международного морского права и международного гуманитарного права положения о допустимости привлечения серьезным образом вооруженной частной охраны для защиты торговых судов, танкеров и иных невоенных судов, с безусловным разрешением для охранников указанных судов топить пиратские суда при нападении последних на охраняемые сотрудниками служб безопасности невоенные суда.

При наличии международного политико-правового разрешения для охраны невоенных судов не брать пиратов в плен в случае нападения последних на охраняемые невоенные корабли в качестве меры, могло бы частично решить проблему пиратства, уменьшив число конкретных актов пиратства.

В настоящее время, влиятельные современные государства решают вопрос пиратства, осуществляя патрулирование военными кораблями наиболее опасных в этом отношении пространств Мирового океана.

В частности, корабли военно-морского флота (ВМФ) РФ в настоящее время патрулируют побережья Сомали и Аденского залива.

Международное морское право - отрасль международного права, представляет собой совокупность согласованных принципов и норм, определяющих правовой статус морских пространств и регулирующих отношения между субъектами международного права по использованию Мирового океана, его дна и недр в различных целях.

Трудности в определении понятия "морское право" обусловлены тем, что общее морское право оставляет на себе отпечаток традиций. В прошлом оно приравнивалось к частно-правовых норм, которые касались морского судоходства, и прежде всего морского торгового права. Такое сочетание публично-правовых и частно-правовых норм в морском праве было обусловлено историческим развитием этой отрасли.

Не только средневековые сборники морского права, такие, как "Basili-ка", "Consulate del Mare", законы Висби, Олеронські правила, регулирующие публичные и частно-правовые отношения морского судоходства, но это именно осуществляла первая всеобщая кодификация морского права на примере французского ординансу 1681 p., атома разделение публичного и частного морского права начался в XVIII ст., когда групповые торговые интересы не согласовывались уже с интересами государств и их экономической, стратегической и колониальной политикой. В настоящее время государства начинают обращаться с исками в морских судів119.

Изменение в определении морского права, что приводило к расширению его понятия, была обусловлена расширением человеческой деятельности в морской среде, которое теперь уже не ограничивается лишь деятельностью на поверхности морского пространства, а охватывает также морское пространство (space marine) и дно моря, где находятся минеральные ресурсы

под ними. Деятельность имеет, главным образом, экономический характер, но не только: это касается и научно-поисковых, рекреационных и даже военных действий.

Принцип свободы открытого моря формировался в течение XV - XVII вв. в частой борьбе между феодальными государствами - Испанией и Португалией - и государствами, в которых зарождался капиталистический способ производства, - Англией, Францией, которые выступали за свободу морей. В своем труде "Marc liberum" Г. Гроций отстаивал идею о том, что открытое море не может быть предметом владения государств и частных лиц, а пользование им одним государством не должно препятствовать пользоваться им другим государствам.

В дальнейшем именно потребности развития международных экономических связей были той объективной причиной, которая привела к более широкому признанию принципа свободы открытого моря. Окончательное его утверждение состоялось во второй половине XVIII века.

Одновременно с институтом открытого моря формировались нормы, которые относятся к территориальных вод или территориального моря. Параллельно начались поиски критериев для определения его ширины. В конце XVIII века. итальянский юрист М. Гальяни предложил границу территориальных вод - 3 морские мили, хотя на практике государства устанавливали его ширину в основном в пределах от 3 до 12 морских миль. Именно под влиянием принципа свободы открытого моря возникло и получило общее определение право мирного прохода иностранных невоенных судов через территориальное море.

Изучая процесс формирования международно-правовых норм, регулирующих режим морских пространств и различные виды деятельности государств по использованию Мирового океана с конца XVIII века. до середины XX века, можно отметить, что это были прежде всего нормы обычного права, часть которых была закреплена в соглашениях, заключенных государствами на двусторонней основе. Вместе с тем имели место попытки кодификации отдельных норм, которые касались предупреждения столкновений на море, безопасности мореплавания и др. Но на то время не было еще заинтересованности международного сообщества в договорном закреплении уже существующих обычных норм в соответствующей универсальной международной конвенции.

Стоит заметить, что виды использования Мирового океана были ограничены судоходством и рыболовством, лишь после Второй мировой войны развитые страны приступили к разведке и использованию природных ресурсов континентального шельфа и за его пределами. Эта многогранная деятельность государств по использованию Мирового океана создала условия для возникновения специфического предмета правового регулирования соответствующей отрасли международного права. А потому завершение процесса становления международного морского права как отрасли общего международного права необходимо связывать с его кодификацией, то есть с вступлением в силу Женевских конвенций по морскому праву 1958 г., которое совпало по времени с началом научно-технической революции Во второй половине XX века.

Современное морское право можно охарактеризовать как достаточно четкую систему взаимосвязанных и взаимодополняющих принципов и норм, которые соответствуют задачам и интересам укрепления единого и всеобщего правопорядка на морях и океанах.

По своему содержанию и регулятивным назначением нормы международного морского права определяют, прежде всего, правовой режим морских пространств. Эти нормы должны отражать объективную необходимость и потребность использования всеми государствами морских пространств и океанов и вместе с тем учитывать права и интересы прибрежных государств. Поэтому первые морские обычаи касались определения правового статуса морских пространств и исходили из того, что морские воды портов и гаваней, а также прибрежная полоса морских вод, которая получила название "территориальные воды", подчинены суверенитету прибрежных государств и являющиеся частью государственной территории. Остальные морских пространств считались международными, то есть доступными и открытыми для их использования всеми государствами. Ни одно из государств не имеет права посягать на национальное присвоение этих пространств или их подчинение своему суверенитету.

Международно-правовые нормы, определяющие правовой статус морских пространств, дают ответ только на вопрос о том, подчиняются эти просторы суверенитета любого государства, или нет. С целью установления четкого порядка конкретной деятельности государств в рамках соответствующих пространств необходимы еще нормы, которые определяют правовой режим этих морских пространств, а также конкретные права и обязанности государств в отношении юридически допустимых видов использования и освоения государствами тех или иных морских пространств. Поэтому нормы морского права, которые касаются правового статуса и правового режима морских пространств, взаимно дополняют друг друга.

Современное международное морское право стало конвенционным правом. В общем, все основные обычно-правовые принципы и нормы, которые составляют его содержание, были кодифицированы и получили дальнейшее свое развитие и закрепление в письменных международных документах - конвенциях, договорах и др.

Произошли резкие изменения в социально-правовом смысле и в роли современного международного морского права. Наряду с традиционными видами использования морских пространств предметом международно-правового регулирования в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. стали все те новые отношения государств, которые были обусловлены общественно-экономическим и научно-техническим прогрессом в области освоения морских пространств и ресурсов. Вследствие этого появились и утвердились новые правовые понятия и категории в международном морском праве - "континентальный шельф", "исключительная экономическая зона", "воды государств-архипелагов", "международный район морского дна" и др. Возникли новые институты и нормы международного морского права. В тех случаях, когда любые вопросы использования моря не урегулированы международным морским правом, они "продолжают регламентироваться нормами и принципами общего международного права, о чем говорится в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.

Много норм и институтов, составляющих содержание международного морского права, не встречаются в других сферах международно-правового регулирования. К таковым относятся: свобода открытого моря; исключительная юрисдикция государства флага в открытом море; право преследовать по "горячим следам"; право мирного прохода иностранных судов через территориальное море, право транзитного прохода через проливы, используемые для международного судоходства; право архіпелажного прохода; право на захват пиратских судов и экипажей в открытом море и др.

Международное морское право – это отрасль международного права, представляющая собой совокупность норм, определяющих правовой статус морских пространств и регулирующих межгосударственные отношения, связанные с деятельностью в Мировом океане. Морское право является одной из самых древних отраслей общего международного права.

Источники международного морского права следующие.

Общие – Женевские конвенции по морскому праву 1958 г. и Конвенция ООН по морскому нраву 1982 г.

Универсальные – Конвенция о международных правилах предупреждения столкновения судов 1972 г., Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 г., Международная конвенция по поиску и спасанию на море 1979 г., Конвенция относительно вмешательства в открытом море в случае аварии, приводящей к загрязнению нефтью, 1969 г.

Локальные – Конвенция о рыболовстве и сохранении живых ресурсов в Балтийском море и Бельтских проливах 1973 г., Конвенция о защите Черного моря от загрязнения 1992 г., Конвенция о сохранении запасов анадромных видов в Северной части Тихого океана 1992 г.

В 1958 г. состоялась Первая конференция ООН по морскому праву, итогом которой стало подписание четырех Женевских конвенций: об открытом море, о территориальном море и прилежащей зоне, о континентальном шельфе, о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря. Женевские конвенции 1958 г. кодифицировали общепризнанные нормы морского права – принципы свободы судоходства, рыболовства, прокладки подводных кабелей и трубопроводов, научных исследований, открытого моря и полетов над открытым морем, право мирного прохода иностранных судов через территориальное море.

В конвенциях сформулированы и новые нормы морского права: режим континентального шельфа, виды прилежащих зон, обязанности государств по предотвращению загрязнения моря нефтью и радиоактивными веществами. Однако многие важные вопросы остались нерешенными – максимальная ширина территориальных вод, создание и пределы рыболовных зон, признание преимущественных прав прибрежных государств на рыболовство в прилежащих районах открытого моря.

В 1960 г. состоялась Вторая конференция ООН по морскому праву, на которой были предприняты попытки решить наиболее острые спорные проблемы. Работа Конференции не увенчалась успехом, не удалось принять никаких международных документов.

Третья конференция ООН по морскому праву проходила в 1973–1982 гг. В ее работе принимали участие представители 164 государств, наблюдатели от государств, органов национально-освободительных движений, несамоуправляющихся территорий, международных организаций. Итогом Конференции стала Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.

Конвенция по морскому праву является самой масштабной кодификацией в истории международного права вообще (320 статей и 9 приложений). В 1982 г. ее подписали 159 государств мира, однако крупные морские государства тогда отказались от участия в Конвенции (США, Великобритания, ФРГ, Нидерланды). Япония подписала, но не ратифицировала; СССР подписал, но ратификация была произведена уже Россией в 1997 г.

Конвенция 1982 г. вступила в силу в 1994 г. одновременно с Соглашением об осуществлении части XI Конвенции по морскому праву, одобренном ГА ООН в 1994 г. Соглашения и часть XI Конвенции должны толковаться и применяться как единый акт. Соглашение 1994 г. принципиально изменило положения Конвенции, что дало возможность развитым государствам присоединиться к ней.

Конвенция 1982 г. подтвердила и дополнила общепризнанные принципы морского права. Подтверждены основные положения Женевских конвенций 1958 г., установлен статус Международного района морского дна и его ресурсов за пределами континентального шельфа, определены статус и правовой режим ИЭЗ и архипелажных вод, утверждена трактовка прохода судов через международные проливы, предусмотрена новая система урегулирования международных морских споров.

Конвенция 1982 г. закрепляет классификацию морских пространств: внутренние поды, территориальное море, архипелажные воды, морские каналы, международные морские проливы, прилежащая зона, ИЭЗ, континентальный шельф, открытое море. Внутренние, территориальные и архипелажные воды, проливы и каналы являются частью водной территории прибрежного государства, имеют единообразный правовой статус. Одновременно проливы и каналы, как и прилежащая зона, континентальный шельф и ИЭЗ, являются частями территории со смешанным режимом и обладают своеобразным правовым статусом, обусловленным их значением для международного судоходства.



Что еще почитать