При определении места и роли России в мировом сообществе и в мировой политике важно учитывать основные тенденции, действующие в современном мире.
Все эти процессы не могут обойти стороной Россию- крупнейшую державу мира, всегда игравшую огромную роль в мировой политике. Этому способствуют ее политический, экономический, духовный и военный потенциал. В политическом плане Россия выступает державой с многовекторными глобальными интересами и общепризнанным международным авторитетом. Являясь постоянным членом безопасности СБ ООН, представителем других влиятельных международных организаций, она активно участвует в развитии и укреплении на демократической основе содружества наций, реформировании модели международных отношений в соответствии с новыми политическими реалиями. Принципиальным показателем положения России в мировом сообществе остается состояние и уровень ее отношений с США как наиболее могущественным государством мира. Трагические события 11 сентября 2001 года сблизили интересы двух стран, прежде всего в сфере решения глобальных проблем. В то же время многие факты и события международной политики в наступившем тысячелетии свидетельствуют, что в отличие от 90-х годов 20 века Россия не только не следует в фарватере американской политики, но и стремится отстаивать свои интересы, выстраивать свою линию поведения. Все это не исключает столкновения интересов, противоборства между двумя державами и свидетельствует о росте мощи России и возрастание проблем у США с установлением однополярного мира. В своем стремлении к многополярному миру Россия не одинока и находит и находит все больше поддержки среди ведущих стран Европы, что обусловило одну из политических причин усиления ее популярности в европейском сообществе.
Параллельно с развитием новых отношений со странами Запада, Россия активизировала со странами Востока. Наша страна стремится вернуть себе былой авторитет и строить взаимовыгодные отношения с крупнейшими государствами этого региона. В свою очередь, ряд наиболее динамично развивающихся стран Азии нуждаются в политической и экономической поддержке России, что усиливает ее международный статус. Например, за последние 15 лет только между Россией и КНР подписано более 180 соглашений. В 2006 году в Китае прошел год России, а в 2007 год объявлен годом Китая в России.
Россия как евразийская держава объективно претендует на важнейшее место геополитического моста и роль активного игрока и посредника в отношениях между странами Запада и Востока. Более того, в последние годы характерной чертой активности Российской дипломатии стало интенсивное развитие сотрудничества со странами Азиатско- Тихоокеанского региона, Персидского залива, Латинской Америки, Южной Африки, традиционно считавшихся сферой американских интересов.
Политическая значимость России подкреплена ее экономическим потенциалом, что особенно важно в условиях глобализации. Российские просторы и природные богатства всегда привлекали взоры многих стран. Россия обладает огромным природным потенциалом (около 15-17 % мировых запасов полезных ископаемых, 25 % мировых запасов леса, питьевой воды), что автоматически отводит ей значимое место в развитии мировой экономики. Она является одним из мировых лидеров в добыче и экспорте полезных ископаемых, особенно в энергетическом секторе.
Опираясь на благоприятное географическое положение, Россия имеет возможность эффективно реализовать свой потенциал и в столь перспективной сфере как современные коммуникации, фактически объединяющие огромный мир в единое целое. Она должна стать крупным экспортером интеллектуальных услуг. Последние десятилетия Россия является заметным поставщиком высокообразованных и перспективных кадров за рубеж, которые вносят ощутимый вклад в процветание стран пребывания и мировой прогресс. Россия была и остается привлекательной своим огромным духовным потенциалом, культурным богатством.
Толерантность России к другим народам с их культурой и традициями стали характерной чертой восприятия россиянами окружающего многоликого мира. Не подавление, а взаимное обогащение, переплетение культур определяет основной курс национальной политики России в течение многих веков. Исторически это способствовало росту влияния и авторитета России среди различных народов как европейских и так и азиатских. В условиях разрастающейся на планете религиозной конфронтации Россия как многоконфессиональное государство обретает особую миротворческую миссию, подавая пример остальному сообществу единения представителей различных религиозных воззрений и культур на основе общечеловеческой ценности.
Весь этот огромный культурный потенциал России наделяет ее важнейшей притягательной силой, позволяющей нашей стране занимать одно из центральных мест в мировой цивилизации, играть важнейшую в определении ее облика и пути дальнейшего развития. Чтобы ни случилось, Россия уже вечна своим культурным влиянием. Таким образом, место и роль России в мировом сообществе нового тысячелетия определяется ее статусом евразийской державы с соответствующими интересами, возможностями и влиянием.
Россия последовательно выступает за создание системы международных отношений, в которой бы роль военной силы постепенно минимизировалась. Однако с учетом объективно существующих в мире реальностей и тенденций она сегодня должна иметь современные и эффективные Вооруженные Силы, что является одним из принципиальных условий ее успешной и безболезненной интеграции в строящуюся систему международных отношений, важнейшим фактором противостояния национальным и глобальным вызовам. Как неоднократно подчеркивал Президент России В.В. Путин, современной России нужны вооруженные силы, способные одновременно решать задачи, как на региональном, так и на глобальном уровнях. Они должны гарантировать безопасность и территориальную целостность страны, быть способны эффективно отвечать на любые попытки внешнеполитического давления на Россию, ущемления ее национальных интересов, и в то же время по численности соответствовать возможностям страны. Исходя из поставленных задач, численность ВС РФ будет доведена до оптимального уровня в 1 млн. человек.
Россия- ядерная держава, что серьёзно повышает уровень ее военной мощи, придает особый статус в мировом сообществе. Достигнутый еще в 70-е годы прошлого столетия ядерный паритет между СССР и США до сих пор определяет ключевое положение нашей страны в мире и служит существенным гарантом глобальной стабильности. Поэтому и в новых политических реалиях перед Россией остается важнейшая задача- не только сохранить, но и существенно повысить мощь стратегических сил сдерживания, их оснащенность современными видами вооружения, такими как атомные субмарины проекта «Борей» со стратегическими ракетными комплексами «Булава» и наземные мобильные комплексы «Тополь-М».
Вооруженные силы России играют важную роль в борьбе с Международным терроризмом. Столкнувшись с этой проблемой, наша страна предприняла немало усилий, чтобы создать эффективную систему противостояния терроризму на постсоветском пространстве и активизировать международное сотрудничество в области борьбы с терроризмом и другими глобальными угрозами. Так, в 2000 году был создан Антитеррористический центр, объединивший усилия 11 государств СНГ в борьбе с терроризмом и экстремизмом.
Таким образом, вооруженные силы РФ выступают важнейшим фактором определения места России в международном сообществе и укрепления ее роли в мировых процессах. России нужна армия, имеющая все возможности адекватно реагировать на современные угрозы и вызовы, обеспечить реализацию национальных интересов страны. Создание таких ВС одна из приоритетных задач государства.
К первой группе «братских» стран можно отнести Белоруссию, Армению, и Индию
Ко второй группе «дружеских» стран- Югославию, Казахстан, Китай, Иран,
Третья группа- «скорее дружеские»- Узбекистан, Израиль, Франция
Четвертую группу можно охарактеризовать как «нейтральные»- Азербайджан, Япония, Великобритания, Чехия, Германия.
Пятая группа- «недружественные». Это Афганистан, страны Балтии, США, Грузия. Польша, Венгрия и с некоторых пор Украина.
Для того чтобы оценить реальное положение современной России в системе международных отношений, следует определить ее внешнеполитический потенциал. Под внешнеполитическим потенциалом понимают совокупность факторов, которые в той либо иной степени способствуют достижению целей внешней политики государства. Сущность внешнеполитического потенциала выражается такими понятиями концепции политического реализма, как «сила государства» или «национальная сила». Родоначальник данного направления Г. Моргентау определил это понятие, исходя из восьми критериев.
Сегодня эти критерии отчасти устарели, в них не учтены в качестве самостоятельных позиций и составляющих национальной силы научный, технологический и образовательный потенциалы, роль которых на современном этапе нередко выше, чем, скажем, такого фактора, как наличие тех или иных видов природных ресурсов. Но в целом формула Г. Моргентау дает основание для оценки реального внешнеполитического потенциала любой страны.
Применяя эту формулу к Российской Федерации, можно заметить, что роль нашей страны на международной арене не осталась той же, какой была в недавнем прошлом у СССР. Это обусловлено не только тем, что Россия утратила часть имевшегося у Советского Союза потенциала, но и тем, что политический и экономический кризис в стране негативно сказывается на морально-нравственном климате в обществе. Россия, где не прекращаются политические междоусобицы, где значительная часть населения находится в стрессовом состоянии, не может, безусловно, играть прежнюю роль «сверхдержавы». Вместе с тем сохранение части советского военного могущества (прежде всего в области стратегических вооружений) и наличие богатейших природных ресурсов дает основание полагать, что в случае преодоления экономического и морально-политического кризиса Россия способна стать одним из важных центров силы в мировой политике.
Для определения внешнеполитической доктрины и внешнеполитической стратегии Российской Федерации первостепенное значение имеет формулирование ее национально-государственных интересов. Тем более, что в недавнем прошлом проблема национальных интересов фактически полностью игнорировалась. Внешнеполитическая линия Горбачева-Шеварнадзе строилась на основе «нового политического мышления», одним из принципов которого был приоритет «общечеловеческих интересов». В свое время «новое политическое мышление» сыграло положительную роль, поскольку помогло сбросить идеологические оковы с внешней политики Советского Союза, способствовало оздоровлению международной обстановки во второй половине 80-х годов и, в конечном счете, окончанию «холодной войны». Но теоретики и практики «нового мышления» обходили стороной вопрос о том, насколько их акции соответствовали национально-государственным интереϲам СССР, а из этого проистекали и ошибочные или поспешные решения, негативные последствия которых сказываются до сих пор.
Ранняя российская дипломатия унаследовала от «перестроечного» руководства недооценку такого фактора формирования внешней политики, как национально-государственные интересы. И это проявлялось на протяжении первых лет недолгой еще истории существования России как самостоятельного субъекта международных отношений. Неудивительно, что ее внешняя политика и деятельность российского МИДа подвергались, в связи с этим, резкой критике с разных сторон. Хотя, Вместе с конструктивной критикой, имели место и спекуляции и некомпетентные суждения, особенно со стороны так называемых национал-патриотов.
Для того чтобы объективно решить проблему национально-государственных интересов России, необходимо прежде всего уяснить содержание этой категории.
А традиционная интерпретация государственного интереса широка и связана, в основном, с достижением таких целей, как существование нации в качестве свободного и независимого государства, обеспечение роста экономики и национального благосостояния, предотвращение военной угрозы или ущемления суверенитета, сохранение союзников, достижение выгодного положения на международной арене и т.д. Конкретное же выражение государственный интерес находит в постановке целей и задач внешнеполитического курса страны.
В формировании национально-государственных интересов большое значение имеет геополитический фактор. В основе геополитики лежат объективные реалии.
Прежде всего это - географический фактор: протяженность границ, расположение и пространственная протяженность одного государства относительно другого, наличие выхода к морю, народонаселение, рельеф местности, принадлежность государства той либо иной части света, островное положение государства, наличие природных ресурсов и т.п.
Из множества факторов, влияющих на деятельность людей, географический менее всего подвержен изменениям. Он служит основой преемственности политики государства, пока его пространственно-географическое положение остается неизменным.
Итак, можно сделать вывод о том, что основным национально-государственным интересом и главной внешнеполитической задачей России на обозримый период, по-видимому, является сохранение своей традиционной глобальной геополитической функции как объединяющей и стабилизирующей силы центра Евразии.
Способность реализовать эту задачу зависит, во-первых, от того, насколько это позволят материальные ресурсы, а, во-вторых, от политических условий внутри России - политической воли руководства, стабильности социальных и межнациональных отношений.
Более конкретно, задачи российской внешней политики, обеспечивающие ее национально-государственные интересы, таковы: самоутверждение в качестве главного преемника прав и обязанностей СССР, его продолжателя в мировых делах и сохранение статуса великой державы; сохранение территориальной целостности Российской Федерации на основе учета интересов всех народов и регионов, мира, демократии и реализма;
обеспечение внешних условий, способствующих свободному включению страны в мировую экономику и политику;
защита экономических, социальных и гуманитарных прав своих граждан, равно как и русской диаспоры на всех территориях бывшего СССР; сохранение и укрепление оборонного потенциала в пределах, необходимых для защиты национальной безопасности страны. Все эти задачи диктуют необходимость по-разному строить отношения с отдельными странами.
Для бывшего Советского Союза традиционно приоритетными были отношения с Соединенными Штатами Америки.
Это было вполне понятно, поскольку речь шла об отношениях между двумя основными «полюсами» биполярного мира. Во времена «холодной войны», при всей их конфронтационности, советско-американские отношения представляли собой все же отношения между приблизительно равными партнерами.
Оба государства располагали сопоставимой военной мощью, большим количеством союзников, оба играли главную роль в противостоящих друг другу Варшавском Договоре и НАТО. В период «перестройки» двухсторонние советско-американские отношения продолжали оставаться отношениями двух сверхдержав, причем главным вопросом этих отношений был вопрос ограничения и сокращения накопленных в предшествующие десятилетия огромных запасов ядерных и обычных вооружений. По инерции сходная ситуация сохранялась вплоть до недавнего времени, но на данном этапе все возможные рубежи в «гонке разоружения» были достигнуты.
Сейчас складывается новая ситуация, США и Российская Федерация не являются больше равноценными субъектами.
Для Соединенных Штатов значение отношений с Россией будет снижаться по сравнению с «советским периодом», а для России на смену заботам сверхдержавы приходят менее глобальные, но не менее острые проблемы, связанные с новой геополитической ситуацией, сложившейся после краха СССР. Конечно, сотрудничество с Соединенными Штатами важно и необходимо, но по объективным причинам оно невозможно столь же всеобъемлющим, какой была конфронтация. Совпадение интересов России и США по целому кругу проблем, в том числе и в борьбе с терроризмом, не означает, что всегда и во всем эти интересы будут тождественны.
В ближайшее время предстоит выработать новую модель отношений этих двух стран, полностью исключающую прежнее противостояние, но в тоже время основанную на принципах, позволивших бы России сохранить свое внешнеполитическое лицо и роль в международном сообществе.
Не менее важны сегодня для нашей страны отношения с развитыми государствами Европейского Союза и с объединенной Германией. Но было бы ошибочным полагать, что Россия в обозримом будущем сможет присоединиться к процесϲам европейской интеграции в той же степени и в той же форме, что и небольшие государства Центральной Европы, которые пребывают в эйфории лозунга «возвращения в Европу». Ни Европейский Союз, ни Российская Федерация к такому повороту событий не готовы.
Стоит выделить и проблему взаимоотношений России с Японией. Сегодня Япония претендует на повышение своей роли в мировой политике до уровня, соответствующего ее нынешнему экономическому и научно-техническому потенциалу. Известно, сколь высоки достижения этой страны в экономике за последние десятилетия. Для России, особенно для дальневосточного ее региона сотрудничество с Японией имеет большое значение, но на его пути стоит проблема так называемых «северных территорий». Сегодня обе страны ищут пути выхода из этой ситуации.
Дисциплина «Политология»
Место России в современном мире
Введение. 3
1. Общая характеристика роли России в мировом сообществе государств 4
2. Национальная безопасность. 10
2.1. Национальные интересы… 11
3. Противоречие интересов России и стран Запада. 13
4. Выбор путей развития России с точки зрения россиян. 15
Заключение. 29
Список использованных литературных источников… 31
Роль страны в составе мирового сообщества государствопределяется ее экономическим, научно-техническим, военным, культурнымпотенциалами. Глубинным основанием международной роли страны является еегеополитическое положение. Геополитическое положение страны связано сособенностями ее расположения на географической карте мира, размеромтерритории, наличием природных ресурсов, климатическими условиями, плодородиеми состоянием почв, численностью и плотностью населения, с протяженностью,удобностью и обустроенностью границ. Особое значение имеет наличие илиотсутствие выходов в Мировой океан, легкость или, наоборот, затрудненностьтаких выходов, а также среднее расстояние от основных центров страны доморского побережья. Политический аспект понятия геополитического положениянаиболее ярко проявляется в отношении (дружественном или недружественном) кданной стране со стороны других стран мирового сообщества, в уровне еемеждународного авторитета.
Процесс становления внешней политики России происходит нафоне динамичных, глобальных трансформаций, формулирующих мировой порядок. Современныемеждународные отношения имеют как межгосударственный, так и транснациональныйхарактер.
В своей работе я постараюсь ответить на следующие вопросы: чтовлияет на процесс формирования внешней и внутренней политики России? Каковыосновные угрозы национальной безопасности России? Как влияет геополитическоеположение страны на экономику государства? Какой путь развития Россииподдерживает большинство граждан РФ?
Распад СССР привел к существенным изменениям вгеополитической раскладе международных сил. Эти изменения в целомнеблагоприятны для России (что, разумеется, автоматически не означает требованиявозврата к прежнему положению): по сравнению с Советским Союзом еегеополитические возможности сократились. Отечественный геополитик Н.А. Нартовприводит обстоятельный перечень геополитических потерь, связанных с распадомСССР. Среди таких потерь: значительная утрата выходов к Балтике и Черному морю;в ресурсном отношении потеряны шельфы Черного, Каспийского, Балтийского морей; присокращении территории протяженность границ увеличилась, к тому же Россияполучила новые, не обустроенные границы. Численность населения современнойРоссийской Федерации и занимаемая площадь по сравнению с СССР уменьшиласьприблизительно в два раза. Также потеряны прямые сухопутные выходы кЦентральной и Западной Европе, вследствие чего Россия оказалась отрезанной отЕвропы, не имея теперь непосредственных границ ни с Польшей, ни со Словакией,ни с Румынией, которыми располагал Советский Союз. Поэтому в геополитическомсмысле расстояние между Россией и Европой увеличилось, поскольку увеличилосьчисло государственных границ, которые необходимо пересечь на пути в Европу. Врезультате распада СССР Россия оказалась как бы отодвинутой на северо-восток,то есть в определенной степени утратила те возможности непосредственноговлияния на положение дел не только в Европе, но и в Азии, которые имелСоветский Союз.
Говоря об экономическом потенциале, следует констатировать,что роль российской экономики в мировой экономике не очень нелика. Она несравнима не только с ролью США, Западной Европы, Японии и Китая, но уступает(или приблизительно равна) роли таких стран, как Бразилия, Индия, Индонезия иряда других. Так, падение курса рубля (как и его рост) почти не влияет на курсыведущих мировых валют; котировка акций крупнейших российских компаний малоотражается на состоянии мирового рынка, как на него в сколько-нибудь ощутимоймере не влияет разорение российских банков и предприятий. Вообще положение вРоссии, его ухудшение или улучшение объективно мало затрагивают мировоесообщество. Главное, что способно вызвать озабоченность мирового сообщества сточки зрения воздействия на мир в целом - наличие у России ядерного оружия идругого оружия массового уничтожения (прежде всего, химического), а точнее - возможностьутраты контроля над ним. Мировое сообщество не может не проявлять беспокойстваотносительно возможности такого положения, когда ядерные арсеналы и средствадоставки окажутся в руках политических авантюристов, радикалов илимеждународных террористов. Если же исключить ядерное оружие и другое оружиемассового уничтожения, то в целом военная роль России в мире также невелика. Падениювоенного влияния способствовало неумелое проведение военной реформы, упадоквоинского духа в ряде частей и подразделений, ослабление технического,финансового обеспечения армии и флота, падение престижа военной профессии. Политическоезначение России находится в тесной зависимости от экономического и другихназванных выше аспектов.
Таким образом, относительно незначительная объективная рольРоссии в мире конца 90-х годов XX в. - начала первогодесятилетия XXI в. не позволяет уповать на то, что попричине ее особого положения весь мир будет помогать ей.
Действительно, нельзя отрицать того, что определенная помощьсо стороны как правительственных, так и неправительственных организаций рядазападных стран была оказана. Однако она диктовалась соображениямистратегической безопасности, главным образом, в смысле контроля над российскиморужием массового уничтожения, а также гуманитарными мотивами. Что же касаетсяфинансовых займов со стороны международных финансовых организаций иправительств богатых стран, то они строились и продолжают строиться на чистокоммерческой основе.
После распада Советского Союза произошло изменениемеждународного положения качественного характера. Фактически мир вступил впринципиально новую полосу истории. Распад Советского Союза означал конецпротивоборства двух противоположных общественных систем - «капиталистической»и «социалистической». Это противоборство определяло основные чертымеждународного климата на протяжении нескольких десятилетий. Мир существовал вдвухполюсном измерении. Одни полюс был представлен Советским Союзом истранами-сателлитами, другой - Соединенными Штатами Америки и их союзниками. Противоборстводвух полюсов (двух противоположных общественно-политических систем) накладывалоотпечаток на все стороны международных отношений, определяло взаимные отношениявсех стран, заставляя их делать выбор между двумя системами.
Крушение двухполюсной системы породило надежды на созданиепринципиально новой системы международных отношений, в которой определяющимидолжны были стать принципы равноправия, сотрудничества, взаимопомощи. Сталапопулярной идея много-полюсного (или многополярного) мира. Эта идеяпредусматривает реальный плюрализм в сфере международных отношений, то естьналичие на мировой арене множества самостоятельных центров влияния. Одним изтаких центров могла бы стать развитая в экономическом, научно-техническом ииных отношениях Россия. Однако, при всей привлекательности идеи многополюсности,на сегодняшний день она далека от практического осуществления. Следует признать,что сегодня мир все более становится однополюсным. Наиболее мощным центроммеждународного влияния стали Соединенные Штаты Америки. Эта страна с полнымоснованием может считаться единственной сверхдержавой современного мира. ИЯпония, и Китай, и даже объединенная Западная Европа уступают США по уровнюфинансового, промышленного, научно-технического, военного потенциала. Этотпотенциал в конечном итоге и определяет колоссальную международную роль Америки,ее влияние на все стороны международных отношений. Под контролем США находятсявсе крупнейшие международные организации, а в 90-е годы через посредство НАТОСША стали вытеснять и такую прежде влиятельную организацию, как ООН.
Современные отечественные специалисты - политологи игеополитики - единодушны, считая, что сложившийся после распада СССР мир сталмонополярным. Однако они расходятся в том, каким он будет или должен быть вперспективе. Относительно перспектив мирового сообщества имеется несколькоточек зрения. Одна из них предполагает, что в недалеком будущем мир все жестанет как минимум трехполюсным. Это США, Европейский Союз и Япония. С точкизрения экономического потенциала Япония не так далеко отстает от Америки, апреодоление валютно-экономической разобщенности внутри ЕС также сделает еговажным противовесом США.
Другая точка зрения наиболее отчетливо представлена в книге «Основыгеополитики» Александра Дугина. Дугин считает, что в предстоящейперспективе мир должен вновь стать двухполюсным, обрести новую биполярность. Спозиций, отстаиваемых этим автором, только образование нового полюса во главе сРоссией создаст условия для действительного противодействия США и их наиболееверной союзнице Великобритании.
Из сложившегося положения вытекают два важнейших вывода,которые разделяют многие российские политики и политологи. Во-первых, Россия(как и большинство стран современного мира) должна стремиться к налаживанию иподдержанию нормальных, не конфронтационных отношений с США и без ущерба длясвоих национальных интересов по возможности расширять сотрудничество ивзаимодействие в самых разнообразных сферах. Во-вторых, совместно с другимистранами Россия призвана ограничивать всевластие Америки, не допустить того,чтобы решение важнейших международных вопросов превратились в монопольное правоСША и ограниченного круга их союзников.
Задача восстановления России в качестве одного из центровсовременного мира диктуется не государственным и национальным честолюбием, непритязаниями на исключительную мировую роль. Это задача жизненнойнеобходимости, задача самосохранения. Для страны с такими геополитическимихарактеристиками, какими обладает Россия, вопрос всегда стоял и продолжаетстоять так: либо быть одним из центров мировой цивилизации, либо быть расчлененнойна несколько частей и, следовательно, сойти с карты мира в качествесамостоятельного и целостного государства. Одним из оснований для постановкивопроса по принципу «либо - либо» является фактор огромностироссийской территории. Для того чтобы сохранить такую территорию в целостностии неприкосновенности, страна должна быть достаточно могущественной вмеждународном плане. Россия не может себе позволить того, что вполне допустимодля территориально небольших стран, таких, как большинство стран Европы (заисключением Великобритании, Франции и Германии). Перед Россией стоитальтернатива: либо продолжать отстаивать значительность своей мировой роли,следовательно, стремиться сохранить свою территориальную целостность, либо бытьрасчлененной на несколько самостоятельных государств, образованных, например,на территориях нынешних Дальнего Востока, Сибири и европейской части России. Первыйвариант оставлял бы для России возможность постепенного выхода из современногокризисного состояния. Второй же однозначно и навсегда обрек бы «осколки»прежней России на полную зависимость от крупнейших центров современного мира: США,Западной Европы, Японии, Китая. Следовательно, для «осколочных государств»,если бы таковые возникли взамен современной России, оставался бы единственныйпуть - путь вечно зависимого существования, который означал бы нищету ивымирание населения. Подчеркнем, что при неумелой политике руководства подобныйпуть не заказан и для целостной России. Однако сохранение целостности исоответствующей мировой роли оставляет стране принципиальный шанс для будущегопроцветания.
Еще один фактор постановки вопроса о самосохранении вальтернативной плоскости определяется для России численностью населения идругими демографическими показателями, такими, как возрастной состав, здоровье,уровень образования и др. По численности населения Россия остается одной изкрупнейших стран современного мира, значительно уступая только Китаю, Индии,США. Сохранение и приумножение народонаселения, улучшение его качественногосостава напрямую определяются целостностью российского государства и прочностьюего положения на международной арене. Прочность международного положения дляРоссии означает укрепление своего статуса великой державы, своего положения вкачестве одного из самостоятельных мировых центров. Это связано, в частности, стем, что Россия окружена целым рядом государств, страдающих от перенаселения. Кним относятся такие страны, как Япония и Китай, отчасти южные республикибывшего Советского Союза. Противостоять демографическому давлению со стороныперенаселенных стран-соседей может только могущественное государство, способноесамостоятельно, без посторонней помощи постоять за себя.
Наконец, борьба за сохранения и укрепление Россией статусаодной из великих держав, одного из важнейших центров мирового развитияравнозначна борьбе за сохранение собственных цивилизованных основ. Задачасохранения и поддержания цивилизованных основ, с одной стороны, резюмирует всефакторы, определяющие для России необходимость быть одной из великих держав,одним из самостоятельных центров мирового развития. С другой стороны, онадобавляет к этим факторам весьма существенное новое содержание.
Национальная безопасность - это обеспечение властьюгосударства защиты граждан данного государства от возможных угроз, поддержаниеусловий для развития и процветания страны. Здесь понятие «национальная»образовано от понятия нации как совокупности граждан государства, независимо отих этнической и иной принадлежности.
Во все времена национальная безопасность имелапреимущественно военный аспект и обеспечивалась главным образом военнымисредствами. В общей сложности можно, наверное, насчитать свыше десяткафундаментальных составляющих обеспечения НБ в новую эпоху: политическую,экономическую, финансовую, технологическую, информационно-коммуникационную,продовольственную, экологическую (включая широкий спектр проблем, связанных ссуществованием ядерной энергетики), этническую, демографическую, идеологическую,культурную, психологическую и т.п.
Каковы основные угрозы национальной безопасности России?
В первую очередь, такие, как дезорганизация национальнойэкономики, экономическая и технологическая блокада, продовольственнаяуязвимость.
Дезорганизация национальной экономики может происходить подвлиянием целенаправленного воздействия экономической политики ведущих державсовременного мира или групп таких держав. Она может происходить такжевследствие действий международных корпораций, а также международныхполитических экстремистов. Наконец, она может возникнуть как результатстихийного стечения обстоятельств на мировом рынке, а также действиймеждународных финансовых авантюристов. Угроза экономической блокады возникаетдля России из-за открытости ее экономики. Экономика России самым существеннымобразом зависит от импорта. Прекращение импорта посредством введения эмбарготолько на отдельные виды товаров неизбежно поставит страну в затруднительноеположение. Введение же полномасштабной экономической блокады привело бы ее кэкономическому краху.
Угроза технологической блокады также возникает как следствиевовлеченности страны в мировой рынок. В данном случае речь идет о рынкетехнологий. Самостоятельно Россия способна решить задачу обеспечения современнымитехнологиями только в отдельных сферах производства, на отдельных направленияхнаучно-технического прогресса. Это те сферы и направления, на которых имеютсядостижения мирового уровня. К ним относится авиационная и космическая техника,ядерная энергетика, многие военные технологии и вооружения и ряд других. СегодняРоссия практически полностью зависит от импорта вычислительной техники, преждевсего персональных компьютеров. При этом важно иметь в виду, что наверстыватьупущенное, стараясь наладить собственное производство компьютерной техники пособственным проектам, экономически невыгодно. Так же обстоит дело в областимногих других технологий, где на сегодняшний день отсутствуют достижениямирового уровня.
Продовольственная уязвимость России определяетсязависимостью от импорта продуктов питания зарубежного производства. Критическимдля продовольственной независимости страны считается уровень импортныхпродуктов в 30% от их общего объема. Между тем, в крупных городах России он ужепревысил эту отметку. Значительна доля импорта и готовых продуктов питания. Очевидно,что даже незначительное сокращение импорта продовольствия поставило бымногомиллионный город перед лицом сложнейших проблем, а его полное прекращениебыло бы чревато катастрофой.
2.1. Национальные интересы
Понятие национальной безопасности указывает на тотминимальный уровень защищенности страны, который необходим для еенезависимости, суверенного существования. Поэтому оно органически дополняетсяпонятием «национальные интересы». Национальные интересы - этоспецифические интересы данной страны, то есть совокупности ее граждан, намеждународной арене. Специфика национальных интересов той или иной страныопределяется, прежде всего, ее геополитическим положением. Обеспечениенациональных интересов должно быть главной целью внешней политики государства. Всемножество национальных интересов классифицируется по степени их значимости. Существуютпервоочередные интересы и интересы меньшей важности.
В свою очередь с понятием национальных интересов тесно связанопонятие «сфера национальных интересов». Оно обозначает те регионымира, которые в силу геополитического положения данной страны имеют для нееособое значение и политическая, экономическая и военная ситуация в которыхнепосредственно влияет на внутреннюю ситуацию в данной стране. Сферойпервоочередных интересов России всегда были такие регионы, как Средняя иВосточная Европа, Балканы, Ближний и Дальний Восток. В условияхпостперестроечной России к этим регионам добавились страны ближнего зарубежья,то есть самостоятельные государства, возникшие на месте республик бывшегоСоветского Союза.
Следует иметь в виду, что для внешней политики не меньшеезначение, чем задача обеспечения национальных интересов, имеет и задачаотстаивания определенных принципов. Внешняя политика, ориентированная на голыйинтерес, неминуемо становится беспринципной политикой, превращает страну вмеждународного пирата, подрывает доверие к ней со стороны других стран,нагнетая международную напряженность.
Будучи странами морскими или атлантическими, страны Запада,прежде всего США и Великобритания, заинтересованы в максимальной открытостимирового рынка, в максимальной свободе мировой торговли. Доступность и легкостьвыхода в мировой океан, относительно небольшая протяженность морских путей,близость основных экономических центров к морскому побережью делают открытостьмирового рынка максимально выгодной для морских стран. При полностью открытомрынке мировой торговли континентальная страна (типа России) всегда окажется впроигрыше прежде всего потому, что морские перевозки гораздо дешевле сухопутныхи воздушных, а также потому, что все перевозки в случае ярко выраженной континентальностиоказываются более длинными, чем в случае, когда страна является морской. Этифакторы определяют более высокую стоимость всех товаров внутри континентальнойстраны, что больно бьет по материальному благополучию граждан этой страны. Вневыгодном положении оказываются и отечественные товаропроизводители, продукциякоторых не в состоянии выдержать конкуренции на мировом рынке уже потому, чтовсегда будет более дорогой из-за дороговизны перевозок. Исключение составляютте продукты, которые поддаются транспортировке по трубопроводам, - это нефть игаз или электроэнергия, передающаяся по проводам. Континентальность и связанныес ней трудности интеграции в мировой рынок не означают, однако, чтоэкономическая политика России должна быть изоляционной. Но Россия не может и недолжна идти по тому пути, который ей экономически не выгоден, сколько бы ее нисклоняли к избранию такого пути. Она должна, следовательно, проводитьисключительно гибкую внешнюю экономическую политику, сочетающую в себе формыоткрытых рыночных отношений с методами развития внутреннего рынка и защитыотечественного товаропроизводителя.
Противоречие интересов России и стран Запада обусловленотакже тем, что Россия является одним из крупнейших мировых производителей иэкспортеров нефти и газа, тогда как западные страны являются импортерами этихпродуктов. Россия заинтересована в высоких мировых ценах на нефть и газ, тогдакак страны Запада заинтересованы в обратном - в более низких ценах. На мировомрынке военных технологий и вооружений постоянно имеет место ожесточеннаяконкуренция, прежде всего между Россией и США. Распад СССР и ослабление Россиипривели к сокращению российского рынка военных технологий и вооружений посравнению с тем, которым обладал Советский Союз. Между тем продажа одних толькоавтоматов Калашникова - не говоря уже о более сложных изделиях, таких, каквоенные самолеты или танки, - способна приносить России многомиллионные прибыли.Разумеется, речь может идти о продаже изделий военного назначения только насовершенно законной основе и в соответствии с правилами международной торговли.
Все названные выше факторы однозначно говорят о том, чтоРоссия нуждается в международном противовесе, чтобы противостоять монопольномуконтролю со стороны США и Великобритании над всеми сферами мировой жизни, надвсеми регионами планеты. Следует вместе с тем особо подчеркнуть, что Россиязаинтересована в установлении ровных и устойчивых отношений со всеми странамимира. Она также заинтересована в расширении самых разнообразных контактов смаксимально большим числом международных партнеров. При этом в ее международнойполитике должны быть выделены приоритеты, обусловленные, прежде всего,геополитическим положением страны. Одним из важнейших приоритетов являетсясоздание противовеса абсолютной гегемонии США и их стратегической союзницыВеликобритании на международной арене.
Взгляды представителей старшего поколения на возможные путиразвития России в значительной степени отличаются от взглядов молодежи. Примернопо трети опрошенных хотели бы видеть Россию сильной державой, вызывающейуважение других государств (36%) и демократическим государством, основанным напринципе экономической свободы (32%).
Государством социальной справедливости по типу СССР,представители старшего поколения видят Россию в будущем почти втрое чаще, чеммолодежь (25% против 9% по основной группе). И, наконец, за государство,основанное на национальных традициях, высказываются 12% респондентов старше 40лет. />
Таблица 1. Какой респонденты хотели бы видеть россию вближайшем будущем (в процентах от числа ответивших на вопрос)
Молодежь 15 - 30 лет Cтарше 40 лет В среднем по выборке Республика Башкортостан Владимирская обл. Новгородская обл. Демократическим государством, построенным на принципе экономической свободы 41,6 38,2 36,5 50,1 32,4 Государством социальн. справедливости, где власть принадлежит трудящимся 9,3 10,8 9,2 8,1 24,6 Сильной державой, вызывающей трепет у других государств 47,5 52,7 51,7 38,2 36,1 Государством основанным на нац. традициях и идеалах православия 7,5 5,1 8,7 8,7 12,3 Ответили на вопрос (чел) 1403 474 458 471 244
Почти половина молодых людей (47.5%) хотели бы в ближайшембудущем видеть Россию сильной державой, вызывающей трепет и уважение у другихгосударств (таблица 1) – не конкретизируя тип социально-экономическогоустройства. Эта доля превышает 50% среди работников сферы управления,предпринимателей, школьников, безработных, военнослужащих и сотрудников МВД.
Несколько меньшая доля молодежи (42%) хотела бы жить вРоссии, представляющей собой демократическое государство, построенное напринципах экономической свободы (по типу США, Германии, Японии).
Гораздо реже предпочтение отдается развитию России по путигосударства социальной справедливости, где власть принадлежит трудящимся (потипу СССР) – 9%. При этом несколько чаще других такой вариант ответа выбираютинженерно-технические работники, учащиеся ПТУ, военнослужащие и сотрудники МВД(15-20%). Наконец, государством, основанным на национальных традициях, наидеалах возрожденного православия Россию хотят видеть только 7.5% респондентов.
Анализ динамики представлений молодежи о желаемом ближайшембудущем России (таблица 2) позволяет отметить довольно быстрый ипоследовательный рост в последние 4 года доли респондентов, выступающих засильную державу, вызывающую трепет и уважение со стороны других государств – с25% весной 1998 года до современных 47.5%.
Отметим, что финансовый кризис 1998 г. привел к резкомуснижению привлекательности демократического государства, основанного напринципе экономической свободы (с 54% до 34%). Одновременно выросло стремлениек возврату в государство социальной справедливости советского типа (с 20% до32%). Уже весной 2000 г. государство социальной справедливости утратило своюпривлекательность (причем, похоже, очень надолго), но привлекательностьразвития по пути демократического государства так и не вышло на уровень весны1998 г.
Таблица 2. Динамика представлений молодежи о желаемомближайшем будущем России (в процентах от числа ответивших на вопрос)
1995 1998 1999 Весна 2000 Осень 2000 Весна 2001 Весна 2002 Демократическим государством, построенным на принципе экономической свободы 44,3 54,3 34,2 41,3 40,2 36,8 41,6 Гос-вом социальн. справедливости, где власть принадлежит трудящимся 22,7 20,2 32,4 10,0 11,6 11,4 9,3 Сильной державой, вызывающей трепет у других государств 29,7 25,1 33,1 42,8 41,8 44,0 47,5 Гос-вом основанным на нац. традициях и идеалах православия 29,1 15,3 6,7 10,5 8,8 10,0 7,5 Ответили на вопрос (чел) 1320 1445 1654 2031 1422 1871 1403
Региональные отличия во взглядах молодых людей на желаемоебудущее России весьма велики – особенно выделяются жители Новгородской области,явно отдающие предпочтение демократическому государству.
Среди молодых новгородцев половина респондентов (50% против36.5% -38% во Владимирской области и в Республике Башкортостан) выступают заразвитие России по пути демократического государства. Значительно реже другихмолодые жители Новгородской области хотят видеть Россию сильной державой,вызывающей трепет у других государств (38% против 47.5% в среднем по основнойгруппе).
Взгляды Владимирцев и жителей Республики Башкортостан набудущее России очень похожи. Последние несколько чаще других хотели бы видетьРоссию государством социальной справедливости (11% против 9% в среднем).
Развитие России по пути демократического государствапродолжает оставаться более предпочтительным, по сравнению с движением по путисильной военизированной державы в крупных городах (46% против 43%), заметноуступая первое место в глубинке (33% против 58%).
Чаще других хотели бы видеть Россию демократическимгосударством экономической свободы приверженцы «Яблока» (57% против42% в среднем по выборке). Около половины сторонников «Единой России»и респондентов, отрицающих положительное влияние какой-либо партии на развитиеситуации (49-50% против 47.5% в среднем) выступают за сильную державу,внушающую трепет другим странам. Сторонники КПРФ в три раза чаще (31%), чем всреднем по выборке хотели бы видеть Россию государством социальнойсправедливости, но даже они все же чаще выбирают сильную державу (41%). Выбор впользу государства национальных традиций практически не зависит от поддержкикакой-либо партии и колеблется в незначительных пределах - от 7% до 9%.
Респондентам был задан вопрос, культуру и стиль жизни какихстран они считают наиболее приемлемыми для современной России (таблица 3).
Довольно большая доля молодых людей - более трети опрошенных(35%) - считают, что надо исключить иноземное влияние на культуру и жизньроссиян, у России свой путь. Еще чаще (43%) такого мнения придерживаютсяпредставители старшего поколения. Предпочтения респондентов по отношению кразным странам распределились следующим образом (первая пятерка):
ТАБЛИЦА 2
Молодежь Респонденты старше 40
1. Германия - 24% 1. Германия - 24%
2. США - 20% 2. США - 10%
3. Франция - 10% 3. Япония - 9%
4. Великобритания - 9% 4. Франция - 8.5%
5. Япония - 7% 5. Великобритания - 7%
Можно отметить, что хотя первые два места занимают одни и теже страны, то в отличие от Германии, пользующейся одинаковой симпатией как состороны молодежи, так и со стороны представителей старшего поколения, СШАпривлекают молодежь в два раза чаще, чем тех, кому за 40. .
Третье-пятое места занимают тоже одни и те же страны, ноинтересен выход на третье место у людей старшего поколения Японии, чья культураи стиль жизнь очень отличаются от российских.
Таблица 3. Страны, культуру и стильжизнь которых респонденты считают наиболее приемлемыми для современной России (впроцентах от числа ответивших на вопрос)
Молодежь 15 - 30 лет Cтарше 40 лет В среднем по выборке Республика Башкортостан Владимирская обл. Новгородская обл. Великобритания 9,0 7,9 9,0 10,1 7,1 Германия 23,9 10,8 26,7 23,4 24,1 Индия 0,6 0,5 0,5 0,9 0,4 Китай 3,8 2,6 5,2 3,4 3,1 Латинская Америка 1,5 1,2 2,5 0,9 0,9 США 20,3 18,1 21,0 21,6 10,3 Страны мусульманского мира 1,1 2,6 0,5 0,4 0,4 Франция 10,4 8,4 8,1 14,6 8,5 Япония 7,0 7,4 7,5 6,3 9,4 Другие страны 2,2 1,9 2,0 2,7 3,1 Необходимо исключить иноземное влияние на жизнь россиян 34,8 41,5 27,1 36,2 43,3 Ответили на вопрос (чел) 1306 419 442 445 224
При региональном сравнении заметно, что изоляционистскиенастроения значительно реже проявляются у молодых Владимирцев (27%), а чащедругих – у жителей Башкортостана (41.5%).
Отличия в выборе стран, культура и стиль жизни которыхнаиболее приемлемы для России, у представителей различных регионов не таквелики. Можно отметить, что Владимирцы несколько чаще других выбирают Германию,а новгородцы – Францию и Великобританию.
Культура и стиль стран мусульманского мира малопривлекательны даже для проживающих в Башкортостане башкир (3%) и татар (7%). Интереснотакже, что чаще других за необходимость исключить иноземное влияние на культуруРоссии выступают русские жители Башкортостана (48% против 41% башкир и 30%татар).
При рассмотрении динамики предпочтений молодежи по данномувопросу (таблица 4), можно отметить довольно резкий скачок по сравнению с 2000годом изоляционистских настроений (с 27% до 35% сейчас). Это, в общем,соответствует росту доли респондентов, желающих видеть Россию сильной державой,внушающей трепет и уважение другим странам.
Таблица 4. Динамика взглядов молодежи на страны,культура и стиль жизни которых наиболее приемлемы для России (в процентах отчисла ответивших на вопрос)
Весна 2000 Осень 2000 Весна 2002 Великобритания 12,8 11,0 9,0 Германия 24,7 25,8 23,9 Индия 2,5 1,8 0,6 Китай 4,4 3,6 3,8 Латинская Америка 3,1 3,1 1,5 США 26,3 20,6 20,3 Страны мусульманского мира 1,6 1,4 1,1 Франция 16,3 11,6 10,4 Япония 7,4 7,1 7,0 Другие страны 2,9 2,4 2,2 Необходимо исключить иноземное влияние на жизнь россиян 27,0 27,0 34,8 Ответили на вопрос (чел) 1917 1323 1306
Очевидно, снижение доли респондентов, высказывающих симпатииВеликобритании и, особенно, Франции. Германию постоянно выбирают около четвертиреспондентов, а доля респондентов, выделяющих США, снизившись в течение 2000года, после этого остается на постоянном уровне.
Сторонникам России как демократического государства,построенного на принципах экономической свободы, изоляционизм свойствен заметнореже, чем сторонникам других путей развития (23% против 35% в среднем поосновной группе). Все западные страны привлекают эту часть молодежи чаще, чемдругих респондентов. Наиболее же популярны США - 27% (даже чуть больше, чемГермания) против 20% в среднем.
Молодые люди, желающие видеть Россию государством социальнойсправедливости по типу СССР, чаще других высказывают свои симпатии Китаю (9%против 4% в среднем).
Наибольшими изоляционистами, что представляется вполнеестественным, являются приверженцы государства, основанного на национальныхтрадициях (60%), а также сторонники сильной державы, вызывающей трепет иуважение у других государств (42% против 35% в среднем по выборке). Эти двекатегории молодежи реже других симпатизируют США (13% и 15% соответственно), асторонники государства социальной справедливости – Германии (17%).
Итак, развитие России по пути сильной державы, вызывающейтрепет и уважение у других государств, становится наиболее популярным, опережаяразвитие по пути демократического государства (47% против 42%). Возврат кгосударству социальной справедливости, где власть принадлежит трудящимся (потипу СССР) гораздо менее популярен (9%), как и создание национальногогосударства, основанного на традициях православия (8%).
Тем не менее, более трети опрошенных (35%) считают, что надоисключить иноземное влияние на культуру и жизнь россиян, у России свой путь. Ещечаще (43%) такого мнения придерживаются представители старшего поколения.
Одним из атрибутов сильной державы, вызывающей трепет иуважение у других государств (а такой Россию хотят видеть почти половинареспондентов), является мощная армия, вооруженная современным оружием. В какихже случаях респонденты считают допустимым применение военной силы в современноммире (таблица 6).
Каждый восьмой респондент (13%) полагает, что применениевоенной силы не может быть оправдано ничем. Год назад противников применениявоенной силы в любой ситуации было заметно меньше – 7.5% (исследование «Молодежьи военные конфликты»).
Лишь в двух случаях применение военной силы оправдываютболее половины молодых людей:
Отражение внешней агрессии (69%)
Борьба с мировым терроризмом (58%).
Так же считают и представители старшего поколения(соответственно 73% и 54%).
Примерно такая же картина наблюдалась и год назад, тогдаприменение силы при агрессии против России поддерживали 72% респондентов, а дляборьбы с мировым терроризмом – 62%.
Во всех других случаях оправдание применения военной силынаходит гораздо меньше сторонников. На третьем месте с большим отрывом идетпомощь союзникам при агрессии против них (19.5%), при этом старшее поколениеготово помогать союзным государствам в два раза реже (9%).
Каждый шестой респондент (17%) допускает применениевооруженных сил для разрешения социально-политических и национальных конфликтоввнутри страны, которые не удается урегулировать мирным путем. И вновь,представители контрольной группы согласны с этим гораздо реже (9%).
Все другие случаи возможные случаи применения военной силы –осуществление международных миротворческих операций, защита прав гражданРоссийской Федерации за рубежом, расширение влияния России в мире, помощьдругим государствам в разрешении их внутренних проблем – находят еще меньшеепонимание у молодежи (8-12%).
Таблица 6. Случаи, в которых в современном миреоправдано применение военной силы (в процентах от числа ответивших на вопрос)
Молодежь 15 - 30 лет Cтарше 40 лет В среднем по выборке Республика Башкортостан Владимирская обл. Новгородская обл. Отражение внешней агрессии 68,9 66,5 79,5 61,0 72,7 Борьба с мировым терроризмом 58,1 58,7 53,4 62,0 54,7 Защита прав граждан РФ за рубежом 10,8 12,5 9,8 10,0 7,8 Расширение влияния России в мире 9,6 10,8 7,8 10,2 5,9 Осуществление международных миротворческих операций 11,6 12,7 10,2 11,7 11,3 Разрешение кон-фликтов внутри страны, которые не удается урегулировать мирным путем 17,2 14,3 22,2 15,1 9,0 Помощь др. гос-вам в разрешении их внутр проблем 7,6 5,0 10,7 7,2 2,3 Помощь союз-никам при агрес-сии против них 19,5 13,2 31,4 14,1 9,0 Применение во-енной силы не может быть 12,8 16,0 3,4 13,0 12,5 Ответили на вопрос (чел) 1391 463 459 469 256
Владимирцы чаще других готовы оправдать применение военнойсилы при отражении внешней агрессии (80% против 69% в среднем по основнойгруппе), для помощи союзникам при агрессии против них (31% в сравнении с 19.5%в среднем) и для разрешения конфликтов внутри страны, которые не удаетсяурегулировать мирным путем (22% против 17% в среднем) Молодые жители РеспубликиБашкортостан несколько чаще других выступают с пацифистских позиций (16% против13% в среднем), реже других готовы мириться с использованием армии вовнутренних конфликтах (14% против 17% в среднем) и чаще респондентов,проживающих в других регионах, выступают за вооруженную защиту прав гражданРоссии за рубежом (12.5% против 11% в среднем).
Новгородцы при оценке допустимости использования военнойсилы ставят на первое место борьбу с мировым терроризмом, оттесняя на второедаже отражение внешней агрессии (соответственно 62% и 61%).
Молодые люди, считающие себя патриотами, чаще непатриотичнонастроенных респондентов, допускают использование военной силы для отражениявнешней агрессии (соответственно 77% против 56%), для помощи союзнымгосударствам в случае агрессии против них (24% против 11%).
В свою очередь, респонденты, не считающие себя патриотами, вполтора раза чаще отмечают, что применение военной силы в современном мире неможет быть оправдано ничем (15% против 10% у патриотов), а также несколько чащедопускают применение вооруженных сил для борьбы с мировым терроризмом.
Исследования, проводимые «Среднерусским консалтинговымЦентром» в 2007 г.
Заключение
Итак, в своей работе я отразила перспективы развитияРоссийской Федерации в современном мире. Одна из самых трудных внутреннихпроблем России, определяющих выбор ее поведения на мировой геополитическойарене, заключается в незавершенности формирования современной государственнойсистемы. Продолжается борьба по определению приоритетов национальных интересов.
Укрепление интегрированности российского государственногопространства является императивом. Однако, эта задача сложна, поскольку «государственнаямасса» России очень неоднородна – в пределах России можно найти широкийвыбор социально-экономических регионов разного уровня развития и различногоэтнокультурного состава. В то же время тот естественный механизм рыночных сил,который способен спаять это пространство в единый экономический организм, наоснове которого мог бы сложиться и интегрированный внутренний геополитическийпотенциал, не заработал пока в полную силу, и на формирование цивилизованногорынка уйдут многие годы.
Исторические традиции внешней политики России формировалисьстолетиями под влиянием ее евразийского положения, имели многовекторныйхарактер. Вовлеченность страны в систему международных связей на толькообъективно сделала ее великой державой, но и неоднократно ставила переднеобходимостью определить оптимальный баланс между объемом международныхобязательств государства и материальными ресурсами, которыми их следовало быобеспечить.
Россия находится в начале процесса формирования новой моделигосударственности, переживая тяжелейшие потрясения, неизбежно возникающие послераспада СССР. Становление российского государства совпало с переходной эпохой,сменой системы международных отношений. Отсюда непоследовательность и перекосыво внешнеполитической практике и сложном процессе выработки новой идентичности,необходимость постоянного согласования и уточнения позиций сообразностремительно изменяющейся международной ситуации.
Анализ динамики представлений молодежи о желаемом ближайшембудущем России позволяет отметить довольно быстрый и последовательный рост впоследние 4 года доли респондентов, выступающих за сильную державу, вызывающуютрепет и уважение со стороны других государств.
1. Безбородов, А.Б. Отечественная история новейшего времени / А.Б. Безбородов.– М.: РГГУ, 2007. – 804 с.
2. Бедрицкий, А.В. Империи и цивилизации / А.В. Бедрицкий // Русский геополитическийсборник. – 1998. - №3. - С.22-24.
3. Колосов, В.А. Геополитика и политическая география / В.А. Колосов. - М.:Аспект, 2001. - 479 с.
4. Сидоркина, Т.Ю. Два века социальной политики / Т.Ю. Сидоркина. – М.: РГГУ,2005. – 442 с.
5. Шаповалов, В.Ф. Россиеведение/В.Ф. Шаповалов. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. - 576с.
Дисциплина "Политология"
Место России в современном мире
Введение. 3
1. Общая характеристика роли России в мировом сообществе государств 4
2. Национальная безопасность. 10
2.1. Национальные интересы.. 11
3. Противоречие интересов России и стран Запада. 13
4. Выбор путей развития России с точки зрения россиян. 15
Заключение. 29
Список использованных литературных источников.. 31
Роль страны в составе мирового сообщества государств определяется ее экономическим, научно-техническим, военным, культурным потенциалами. Глубинным основанием международной роли страны является ее геополитическое положение. Геополитическое положение страны связано с особенностями ее расположения на географической карте мира, размером территории, наличием природных ресурсов, климатическими условиями, плодородием и состоянием почв, численностью и плотностью населения, с протяженностью, удобностью и обустроенностью границ. Особое значение имеет наличие или отсутствие выходов в Мировой океан, легкость или, наоборот, затрудненность таких выходов, а также среднее расстояние от основных центров страны до морского побережья. Политический аспект понятия геополитического положения наиболее ярко проявляется в отношении (дружественном или недружественном) к данной стране со стороны других стран мирового сообщества, в уровне ее международного авторитета.
Процесс становления внешней политики России происходит на фоне динамичных, глобальных трансформаций, формулирующих мировой порядок. Современные международные отношения имеют как межгосударственный, так и транснациональный характер.
В своей работе я постараюсь ответить на следующие вопросы: что влияет на процесс формирования внешней и внутренней политики России? Каковы основные угрозы национальной безопасности России? Как влияет геополитическое положение страны на экономику государства? Какой путь развития России поддерживает большинство граждан РФ?
Распад СССР привел к существенным изменениям в геополитической раскладе международных сил. Эти изменения в целом неблагоприятны для России (что, разумеется, автоматически не означает требования возврата к прежнему положению): по сравнению с Советским Союзом ее геополитические возможности сократились. Отечественный геополитик Н.А. Нартов приводит обстоятельный перечень геополитических потерь, связанных с распадом СССР. Среди таких потерь: значительная утрата выходов к Балтике и Черному морю; в ресурсном отношении потеряны шельфы Черного, Каспийского, Балтийского морей; при сокращении территории протяженность границ увеличилась, к тому же Россия получила новые, не обустроенные границы. Численность населения современной Российской Федерации и занимаемая площадь по сравнению с СССР уменьшилась приблизительно в два раза. Также потеряны прямые сухопутные выходы к Центральной и Западной Европе, вследствие чего Россия оказалась отрезанной от Европы, не имея теперь непосредственных границ ни с Польшей, ни со Словакией, ни с Румынией, которыми располагал Советский Союз. Поэтому в геополитическом смысле расстояние между Россией и Европой увеличилось, поскольку увеличилось число государственных границ, которые необходимо пересечь на пути в Европу. В результате распада СССР Россия оказалась как бы отодвинутой на северо-восток, то есть в определенной степени утратила те возможности непосредственного влияния на положение дел не только в Европе, но и в Азии, которые имел Советский Союз.
Говоря об экономическом потенциале, следует констатировать, что роль российской экономики в мировой экономике не очень нелика. Она не сравнима не только с ролью США, Западной Европы, Японии и Китая, но уступает (или приблизительно равна) роли таких стран, как Бразилия, Индия, Индонезия и ряда других. Так, падение курса рубля (как и его рост) почти не влияет на курсы ведущих мировых валют; котировка акций крупнейших российских компаний мало отражается на состоянии мирового рынка, как на него в сколько-нибудь ощутимой мере не влияет разорение российских банков и предприятий. Вообще положение в России, его ухудшение или улучшение объективно мало затрагивают мировое сообщество. Главное, что способно вызвать озабоченность мирового сообщества с точки зрения воздействия на мир в целом - наличие у России ядерного оружия и другого оружия массового уничтожения (прежде всего, химического), а точнее - возможность утраты контроля над ним. Мировое сообщество не может не проявлять беспокойства относительно возможности такого положения, когда ядерные арсеналы и средства доставки окажутся в руках политических авантюристов, радикалов или международных террористов. Если же исключить ядерное оружие и другое оружие массового уничтожения, то в целом военная роль России в мире также невелика. Падению военного влияния способствовало неумелое проведение военной реформы, упадок воинского духа в ряде частей и подразделений, ослабление технического, финансового обеспечения армии и флота, падение престижа военной профессии. Политическое значение России находится в тесной зависимости от экономического и других названных выше аспектов.
Таким образом, относительно незначительная объективная роль России в мире конца 90-х годов XX в. - начала первого десятилетия XXI в. не позволяет уповать на то, что по причине ее особого положения весь мир будет помогать ей.
Действительно, нельзя отрицать того, что определенная помощь со стороны как правительственных, так и неправительственных организаций ряда западных стран была оказана. Однако она диктовалась соображениями стратегической безопасности, главным образом, в смысле контроля над российским оружием массового уничтожения, а также гуманитарными мотивами. Что же касается финансовых займов со стороны международных финансовых организаций и правительств богатых стран, то они строились и продолжают строиться на чисто коммерческой основе.
После распада Советского Союза произошло изменение международного положения качественного характера. Фактически мир вступил в принципиально новую полосу истории. Распад Советского Союза означал конец противоборства двух противоположных общественных систем - "капиталистической" и "социалистической". Это противоборство определяло основные черты международного климата на протяжении нескольких десятилетий. Мир существовал в двухполюсном измерении. Одни полюс был представлен Советским Союзом и странами-сателлитами, другой - Соединенными Штатами Америки и их союзниками. Противоборство двух полюсов (двух противоположных общественно-политических систем) накладывало отпечаток на все стороны международных отношений, определяло взаимные отношения всех стран, заставляя их делать выбор между двумя системами.
Крушение двухполюсной системы породило надежды на создание принципиально новой системы международных отношений, в которой определяющими должны были стать принципы равноправия, сотрудничества, взаимопомощи. Стала популярной идея много-полюсного (или многополярного) мира. Эта идея предусматривает реальный плюрализм в сфере международных отношений, то есть наличие на мировой арене множества самостоятельных центров влияния. Одним из таких центров могла бы стать развитая в экономическом, научно-техническом и иных отношениях Россия. Однако, при всей привлекательности идеи многополюсности, на сегодняшний день она далека от практического осуществления. Следует признать, что сегодня мир все более становится однополюсным. Наиболее мощным центром международного влияния стали Соединенные Штаты Америки. Эта страна с полным основанием может считаться единственной сверхдержавой современного мира. И Япония, и Китай, и даже объединенная Западная Европа уступают США по уровню финансового, промышленного, научно-технического, военного потенциала. Этот потенциал в конечном итоге и определяет колоссальную международную роль Америки, ее влияние на все стороны международных отношений. Под контролем США находятся все крупнейшие международные организации, а в 90-е годы через посредство НАТО США стали вытеснять и такую прежде влиятельную организацию, как ООН.
Современные отечественные специалисты - политологи и геополитики - единодушны, считая, что сложившийся после распада СССР мир стал монополярным. Однако они расходятся в том, каким он будет или должен быть в перспективе. Относительно перспектив мирового сообщества имеется несколько точек зрения. Одна из них предполагает, что в недалеком будущем мир все же станет как минимум трехполюсным. Это США, Европейский Союз и Япония. С точки зрения экономического потенциала Япония не так далеко отстает от Америки, а преодоление валютно-экономической разобщенности внутри ЕС также сделает его важным противовесом США.
Другая точка зрения наиболее отчетливо представлена в книге "Основы геополитики" Александра Дугина. Дугин считает, что в предстоящей перспективе мир должен вновь стать двухполюсным, обрести новую биполярность. С позиций, отстаиваемых этим автором, только образование нового полюса во главе с Россией создаст условия для действительного противодействия США и их наиболее верной союзнице Великобритании.
Из сложившегося положения вытекают два важнейших вывода, которые разделяют многие российские политики и политологи. Во-первых, Россия (как и большинство стран современного мира) должна стремиться к налаживанию и поддержанию нормальных, не конфронтационных отношений с США и без ущерба для своих национальных интересов по возможности расширять сотрудничество и взаимодействие в самых разнообразных сферах. Во-вторых, совместно с другими странами Россия призвана ограничивать всевластие Америки, не допустить того, чтобы решение важнейших международных вопросов превратились в монопольное право США и ограниченного круга их союзников.
rf-gk.ru - Портал для мам. Воспитание. Законы. Здоровье. Развитие. Семья. Беременность