Кто такой тендер. Когда возможна закупка товаров и услуг у одного продавца? Краткая история появления и развития тендеров

Современный бизнес сегодня находится в постоянном поиске новых клиентов. Для этого принимается много действий рекламного характера: создание сайтов, их раскрутка, размещение объявлений, печатание в журналах, презентации, выпуск буклетов и тому подобное. Большинство компаний прибегают к данным методам, чтобы продать услугу или товар. Однако зачастую подобные компании редко прибегают к тендерным процедурам. Хотя именно тендеры могут помочь получить крупного и денежного . Так что такое тендеры и как в нем участвовать и как его выиграть ?

Тендеры и новички

Многие компании, впервые столкнувшиеся с тендерами, часто задаются вопросами: что такое тендеры и как с ними работать и как он проводится ? В целом все здесь не очень сложно, надо уяснить лишь основные нюансы.

Сегодня существует определенное количество торговых площадок, на которых публикуются новые тендеры, котировки и запросы цен каждый день по всей стране. Принять участие в подобных торгах может практически любая компания. Главное выполнить условия, а также соответствовать определенным требованиям, которые прописаны в . При этом начинающей фирме часто бывает не просто разобраться с нюансами и тонкостями тендерных процедур.

От сотрудников подобных фирм часто можно услышать: как участвовать в тендерах новичку ? Но при верном подходе, с помощью наших , уже спустя небольшой промежуток времени можно успешно заключить выгодные контракты на длительную перспективу. Именно поэтому важно изучить основную информацию, как участвовать в тендерах на госзакупок .

Как работает тендер?

Тендеры как участвовать в тендерах . Согласно российскому законодательству имеется несколько видов тендеров:

1. открытые;

2. специализированные закрытые;

3. двухэтапные;

4. закрытые.

В качестве отдельного вида выступают у одного продавца, в том числе запросы котировок.

Специально подготовленная конкурсная документация будет включать следующую информацию:

1. необходимый товар (услуга), который предоставляется победителем;

2. данные об организаторе, а также его участниках;

3. сроки поставки услуги (товара);

4. сумма, которую должен будет выплатить заказчик.

Выиграть тендер сможет любая, которая не просто сможет опередить конкурента по подаче заявки, но также предложить поставку товара по самой выгодной цене. С победителем тендера подписывается госконтракт, согласно нему обе стороны выполнить свои обязательства.


Отличительной чертой тендера является то, что участник может победить, предложив заказчику предложение, которое будет для него потенциально невыгодным. К примеру, строительная компания выиграла тендер на поставку стройматериалов сроком на 5 лет государственному предприятию. На протяжении данного периода победителю тендера будет нужно поставлять товар по изначально указанной цене, даже если стоимость производства продукции впоследствии вырастет. Эти и другие нюансы обязательно следует учесть при подготовке к тендерным процедурам.

Как участвовать в тендере новичкам?

Многие компании для содержать штат специалистов. Однако не стоит думать, что молодые фирмы не смогут победить в государственных тендерах. Участие в торгах вполне может принять даже маленькое предприятие, которое открылось лишь несколько дней назад. Главное при этом учесть и изучить все тонкости и даже может попросить помощи у профессионалов, чтобы начать тендерную деятельность.

Для начала работ с тендером, следует провести подготовительную работу, ознакомиться с условиями и объемом заказов. Для принятия участия также будет нужно предоставить комиссии соответствующий пакет документов, а также объявить об участии в тендере. Участвовать в можно пересылкой документов или при помощи электронных торгов. Второй вариант будет даже выгоднее, ведь позволит снизить расходы. Однако в этом случае придется озаботиться оформлением цифровой электронной подписи, чтобы зарегистрироваться на торговой площадке и получить аккредитацию участника. Далее останется лишь принять участие в тендере.

29.03.2019

Россельторг электронная торговая площадка

"Росэлторг электронная площадка Современная экономическая модель строится на конкуренции между коммерческими предприятиями. Однако это не отменяет наличия развитого государственного сектора...."

Корневой сертификат zakupki.gov.ru - как зарегистрировать серверный сертификат на zakupki gov ru в 2016 - 2017 году? Настройка рабочего места zakupki.gov.ru

" Корневой сертификат zakupki.gov.ru - как зарегистрировать и настроить сертификат на zakupki gov ru? Единственным официальным интернет-ресурсом, отображающим всю информацию по..."

ОТС тендер площадка

"ОТС тендер электронная площадка В ведении высокоэффективного бизнеса как нельзя лучше поможет профессиональная ОТС тендер площадка – место, на котором находят друг друга потенциальные..."

Оборонторг электронная площадка

"Суть электронная площадки Оборонторг Оборонторг – это система для проведения торгов ГК «Оборонсервис», которая обеспечивает своих участников – заказчиков и потенциальных исполнителей всем..."

Не смотря на распространённость в деловой среде такого вида осуществления закупок, как тендер, действующее законодательство не содержит чёткого и однозначного определения этого термина. Давайте разберемся что скрывается за этим словом.

На практике тендером принято называть закупки, проводимые в виде конкурсного отбора предложений поставщиков при соблюдении установленной процедуры и требований заказчика. Победителем считается участник, который удовлетворяет всем условиям конкурса, предложивший наиболее выгодные условия.

Тендер может проводиться открытым и закрытым способом в форме аукциона, запроса котировок, запроса предложений, закупки у единственного поставщика. Всё большее применение получают аукционы, проводимые специализированными организаторами в электронном виде. Таким аукционы более прозрачны, доступны и могут охватить большее число участников.

В настоящее время все государственные закупки для государственных и муниципальных нужд проводятся на конкурсной основе в соответствии с требованиями Закона № . Хотя самой формулировки, что такое тендер, в 44 Федеральном законе нет, тем не менее, данный нормативный акт определяет термин «закупка» как совокупность установленных процедур и действий заказчика, направленных на обеспечение государственных нужд в области закупочной деятельности. Итогом такой деятельности является заключение госконтракта на максимально выгодных для государства условиях. Деятельность заказчика в области госзакупок этим не ограничивается и охватывает так же вопросы мониторинга и контроля за исполнением заключенных контрактов.

Кто может участвовать в тендере?

Принять участие в тендере теоретически может любой поставщик. Однако многие предприниматели отказываются от конкурса, ссылаясь на сложность процедуры и необходимость подготовки обширного объёма документации в условиях неопределенности конечного результата. Поэтому зачастую в аукционе участвуют только крупные ключевые компании, имеющие положительный опыт работы с подобными сделками.

Однако необходимо отметить, что, не смотря на сложность заключения госконракта, наличием в данной сфере ряда коррупционных составляющих, компания, выигравшая тендер, получает надёжного и платёжеспособного заказчика и значительно повышает свой рейтинг на рынке. Поэтому важно продолжать участие в подобных конкурсах даже при наличии отрицательного результата. На первых этапах работы так же целесообразно воспользоваться услугами специализированных агентств, оказывающих необходимую помощь в подготовке документов, что значительно повысит шансы компании на благоприятный исход дела.

Где проходят тендеры?

Без использования соответствующих интернет-ресурсов и информационных изданий, как заказчику, так и поставщику было бы крайне затруднительным искать потенциального партнера. Поэтому сегодня существует множество организаторов торгов, развернувших специализированные торговые площадки, позволяющие проводить, в том числе, и тендеры на заключение госконтрактов.

Выбор ЭТП

Заказчики размещают на таких площадках заявки с подробным описанием технических требований и основных параметров будущего договора, а поставщики имеют возможность ознакомиться с заявками и направить свои предложения.

Поэтому поставщик, имеющий намерение участвовать в тендере, прежде всего, должен выбрать торговую площадку, на которую он хочет иметь выход и научиться работать с электронными системами торгов.

Регистрация на ЭТП

Сегодня существует пять государственных и большое множество прочих коммерческих торговых площадок. Для начала работы на любой из них необходимо получить аккредитацию – зарегистрироваться в качестве участника. Это делается посредством направления заявки организатору площадки и подачи установленного пакета документов. После завершения регистрационных процедур участнику необходимо в обязательном порядке получить электронную цифровую подпись (). Документы, направляемые для участия в электронных торгах, имеют юридическую силу, только если они подписаны ЭЦП.

Государственные площадки

  1. Сбербанк-АСТ
  2. Росэлторг
  3. Система Электронных Торгов ЗаказРФ
  4. РТС-тендер

После всего перечисленного поставщик может полноценно искать заявки на тендер и принимать в них участие. Важно отметить, что подготовка документов к тендеру – очень ответственная задача, так как малейшее нарушение в их оформлении или случайное либо намеренное искажение информации является законной причиной отклонения заявки поставщика.

Тендерные гарантии

Часто заказчик в заявке указывает о необходимости предъявления поставщиком гарантий исполнения условий сделки. Такие гарантии могут быть даны в виде перечисления соответствующей суммы денежных средств на специальный счет, либо посредством выдачи . Поэтому потенциальному исполнителю для участия в тендере необходимо зарезервировать требуемое обеспечение на счетах или заключить договор банковской гарантии на планируемую сделку. Как правило, размер обеспечения составляет до 5% от суммы контракта.

В назначенную дату прекращается приём заявок на участие от поставщиков и отборочной комиссией заказчика рассматриваются полученные предложения. Объявляется победитель конкурса. Как правило, это компания, предложившая наименьшую стоимость товаров, работ или услуг. С этой компанией в дальнейшем и подписывается контракт.

Обращаем внимание, что процедура проведения торгов на заключение госконтракта является строго формализованной и результаты тендера подлежат публикации на официальном сайте госзаказа. Любое заинтересованное лицо имеет возможность ознакомиться с размещёнными на портале документами и, в случае необходимости, сообщить о нарушении установленных правил госзакупки.

Победы не достаточно

Победа участника в конкурсе ещё не означает, что контракт будет подписан. Такая победа дает только лишь право его заключить. В случае нарушения победителем установленных регламентов, что бывает, например, при невнимательном изучении конкурсной документации заказчика, контракт не заключается. В этом случае может быть назначен новый победитель – компания, занявшее второе место в аукционе, либо результаты конкурса аннулируются. Поэтому очень важно для сопровождения заключения госзаказа привлекать квалифицированных юристов, которые проконтролируют и помогут соблюсти все нормы законодательства.

В связи с этим с каждым годом всё большую популярность набирают услуги по тендерному сопровождению , что позволяет делегировать правовые и юридические вопросы профессионалам, а организации заниматься непосредственно исполнением контрактов.

Ответственность участника

Средства, перечисленные победителем конкурса в качестве гарантии исполнения контракта, возвращаются только после исполнения всех обозначенных условий.

Важно отметить, что в случае недобросовестного исполнения или при уклонении от исполнения поставщиком условий заключенного госконтракта, заказчик имеет право в одностороннем порядке признать его расторгнутым и удержать зарезервированные средства в качестве штрафных санкций. При наличии банковской гарантии заказчик получает причитающиеся обеспечения непосредственно от банка.

Реестр недобросовестных поставщиков (РНП)

Как правило, такой контрагент заносится в реестр недобросовестных поставщиков и в дальнейшем теряет право на участие в тендерах на заключение госконтрактов. В отношении ответственных лиц таких компаний так же возможно несение административной или уголовной ответственности, если имеются признаки, отвечающие составу преступления.

В любом случае все устранимые противоречия в условиях заключенных госконтрактов могут быть решены посредством ведения переговоров и подписания дополнительных соглашений.

You have no rights to post comments

Что такое тендер

На сегодняшний день термин «тендер» широко используется в российском бизнесе. Но при этом как такового определения понятия «тендер» в законодательстве нет. Данный термин происходит от английского tender, что значит «предложение». Впервые упоминается в типовом законе о закупках товаров, работ, принятом ЮНСИТРАЛ 16 июля 1993 года (). В нем встречаются такие определения, как тендерная документация, тендерная заявка и тендерное обеспечение. Слово «тендер» в данном контексте следует трактовать как предложение на участие в торгах. Современный экономический словарь дает такое определение: «Тендер - это конкурентные торги открытого типа (открытый тендер) или закрытые - для ограниченного числа участников (закрытый тендер), конкурсная форма размещения заказа» [Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. "Современный экономический словарь" (ИНФРА-М, 2006)]. В Российском законодательстве похожее определение дается торгам, а именно, в Гражданском кодексе РФ под торгами понимается конкурс или аукцион. Однако в настоящее время под тендером принято понимать и другие способы выбора поставщика для заключения договора.

Организаторами тендеров могут выступать как государственные заказчики и многие коммерческие структуры, так и собственники или обладатели права на имущество. А участниками могут быть любые юридические или физические лица, способные исполнить свои обязательства.

Особенностью тендеров является то, что эта процедура дает возможность на правах свободной и прозрачной конкуренции заключать договоры на наиболее выгодных условиях для всех сторон. Организатор удовлетворяет свои нужды, приобретая или продавая с наилучшими условиями по выгодной цене. Участники же получают возможность на равных правах участвовать в конкурентной борьбе.

Классификация тендеров

Тендеры классифицируются по различным признакам. В зависимости от цели проведения они делятся на тендеры на продажу и тендеры на закупку. По процедуре проведения они разделяются на: конкурс, двухэтапный конкурс, аукцион, запрос предложений; запрос котировок, конкурентные переговоры и другие процедуры. По формам проведения тендеры могут быть открытыми и закрытыми. Открытая форма дает возможность поучаствовать всем желающим, в закрытой же приглашения направляются лишь ограниченному числу участников. Такая процедура проводится, когда договор связан с коммерческой или государственной тайной, когда круг участников, в сфере которой проводится тендер, мал или же затраты на проведение открытого тендера не оправданы. Извещение о торгах не подлежит публикации, если сведения, составляющие государственную тайну, содержатся в документации или проекте договора. При выборе открытой или закрытой формы тендера организатор торгов должен опираться в первую очередь на действующее законодательство. Также различают тендеры в электронной форме и в «бумажной». В электронной форме закупки проводят на электронной торговой площадке - «программно-аппаратном комплексе организационных, информационных и технических решений, обеспечивающих взаимодействие заказчика и участника тендера через электронные каналы связи» или посредством подачи заявки, подписанной электронной подписью на электронную почту заказчика [ГОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения]. Особенности проведения тендера в электронной форме регулируются законодательно и в локальных актах организатора.

Организатору целесообразно проводить конкурс , когда предметом договора является нечто технически сложное, например, проектные или строительные работы, требующие высокопрофессиональных специалистов, и когда важным критерием является финансовая устойчивость исполнителя. В таком случае устанавливают квалификационные и качественные критерии, по которым выбирают участника конкурса, предложившего наилучшие условия исполнения договора. При проведении конкурса цена предложения может играть не самую важную роль. Если же заказчику затруднительно сформулировать четкие требования, то он может провести двухэтапный конкурс, где на первом этапе будет отобрано соответствующее техническое задание, а на втором - участник, который готов его исполнить.

Аукцион следует проводить, когда единственным критерием является цена. Отличительной особенностью данного вида торгов является то, что участник может менять свое предложение по цене в период проведения аукциона, анализируя предложения своих конкурентов. Схожим способом закупок, в котором единственным критерием отбора участников устанавливается цена, является запрос котировок (заказчики могут так же давать этому способу такие названия как, запрос котировочной цены или запрос цен). Однако запрос котировок принято проводить на небольшие суммы, т.к. в первую очередь этот способ привлекателен своей оперативностью и не предусматривает подробной оценки предложений по другим параметрам. Запрос котировок может иметь другие названия - запрос цен, запрос котировок цен .

Среди прочих существует такой способ, как запрос предложений . Он не регламентируется Гражданским кодексом, как и запрос котировок. Однако организаторы довольно часто пользуются именно этим способом. Запрос предложений дает возможность оценить участников не только по цене, но и по квалификационным и техническим составляющим и, рассмотрев заявки, отказаться от заключения договора. Данный вид тендера может использоваться как анализ существующей на рынке ситуации в той или иной сфере.

Еще одним видом тендеров являются конкурентные переговоры . Данный вид закупок самый свободный из всех вышеперечисленных, т. к. организатор фактически беспрепятственно выбирает среди участников наилучшего по своему предпочтению.

Кроме вышеперечисленных существует еще множество других способов проведения тендеров: запрос делать оферты, сбор коммерческих предложений, мониторинг цен, конкурс с ограниченным участием и другие .

Государственные закупки

Процедура проведения тендеров различается в зависимости от того, каким законом регулируется закупка. Все государственные тендеры регулируются федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Организаторами в таких случаях выступают государственные учреждения, органы государственной власти или корпорация Росатом. Данный закон строго регламентирует проведение процедуры тендеров, устанавливая конкретные правила отбора участников. Кроме того, существует жесткая система планирования и отчетности государственных закупок. Для участия в государственном тендере необходимо понимать единую схему проведения процедуры в соответствии с законом. Заказчику запрещено устанавливать иные требования, кроме тех, которые указаны в законе № 44-ФЗ. Помимо этого, Распоряжением Правительства РФ от 31.10.2013 № 2019-р утвержден перечень закупок товаров, работ, услуг, которые должны происходить исключительно посредством электронного аукциона. Для этого утверждены пять официальных электронных торговых площадок. Также закон устанавливает запрет заказчикам закупать товары определённой марки и производителя, что дает возможность более широкому кругу участников подать заявку на участие в тендере, предоставив различные ценовые предложения. Государственные закупки направлены на экономию и целевое расходование бюджетных средств, поэтому цена зачастую будет иметь первостепенное значение. Однако закон устанавливает ряд обеспечительных мер, таких как антидемпинговые меры, обеспечение заявки и особые требования к банковской гарантии, выступающей как обеспечение контракта.

Закупки отдельными видами юридических лиц (по 223-ФЗ)

Тендеры, которые регулируются Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», проводят государственные корпорации и компании, субъекты естественных монополий, государственные и муниципальные унитарные предприятия, автономные учреждения, хозяйственные или дочерние общества, в уставном капитале которых доля участия РФ или субъекта РФ в совокупности превышает 50%. Особенностью проведения этих тендеров является то, что заказчик самостоятельно разрабатывает собственное положение о закупках, в котором прописывает механизм проведения закупок и заключения договоров по их результатам. Закон не определяет, какие именно виды тендеров могут проводить заказчики. Указываются только конкурс и аукцион, но этот перечень на настоящий момент открытый и организатор вправе придумывать любые способы закупок и сам устанавливать процедуру их проведения. Для того чтобы поучаствовать в тендере, претендент должен сначала изучить положение о закупках заказчика, затем изучить документацию и только потом подавать заявку. Но и после этого тендеры таят в себе множество трудностей. Во-первых, закон № 223-ФЗ определяет адекватные сроки подачи заявки только на конкурс и на аукцион, заказчик же в угоду себе может проводить тендер в наиболее сжатые сроки, используя иные процедуры, нерегламентируемые законом. Во-вторых, четко не определен перечень требований, которые заказчик может предъявить к участникам. Вследствие этого заказчик зачастую злоупотребляет данной возможностью, ограничивая конкуренцию и прописывая завышенные требования. В-третьих, в документации могут устанавливаться неизмеримые критерии оценки заявок участника, и зачастую сложно определить, какие квалификационные требования будут удовлетворять заказчика. Помимо этого, правительством предусмотрен перечень товаров работ и услуг, которые должны закупаться в электронной форме. Это может быть любой вид закупок, заявки на участие в которой подаются с электронной подписью, или закупка должна проходить на электронной торговой площадке. Сложность состоит в том, что коммерческих площадок много, а для участия необходимо быть аккредитованным именно на той площадке, на которой размещает своей тендер заказчик. Однако существуют и положительные стороны участия в тендерах, регулируемых 223-ФЗ. За счет сложностей, которые возникают при проведении закупки, этот рынок еще недостаточно освоен, и на пути к победе можно встретить не так много конкурентов. Также зачастую заказчик за счет того, что он не ограничен в установлении способа проведения закупки, может проводить несложную процедуру на большую начальную максимальную цену договора.

Коммерческие тендеры

Коммерческие тендеры - это тендеры, в которых организатором выступают любые коммерческие структуры. Они сами для себя выбирают проведение тендера, так как для них это является отличным способом экономичного расходования собственных денежных средств. Законодательно не регулирует проведение этих тендеров, организаторы вправе проводить любые процедуры по своим правилам. В отличие от вышеперечисленных регулируемых законами тендеров у организатора отсутствует обязанность размещать извещение о проведении закупки в единой информационной системе. Помимо этого на организатора не накладывается административная ответственность за нарушение процедуры проведения тендера, если действия организатора не противоречат действующему законодательству (в первую очередь, Гражданскому кодексу РФ и закону №135-ФЗ о защите конкуренции).

Особенности государственных, коммерческих закупок и закупок отдельными видами юридических лиц

В целом, регулирование государственных и коммерческих тендеров направлено на экономию, целевое расходование денежных средств и развитие здоровой конкуренции. Тем не менее, в государственных тендерах, несмотря на строгость закона, создаются более мягкие условия для участников и дается больше возможностей для участия в закупках. В то время как коммерческие тендеры и тендеры, регулируемые 223-ФЗ, хотя и предоставляют больше свободы организатору и участнику, однако существующие сложности зачастую отталкивают потенциальных участников, что не способствует развитию эффективной конкуренции.

Таблица 1. Сравнение государственных и коммерческих тендеров

Государственные тендеры

Коммерческие тендеры

Тендеры регулируемые 223-ФЗ

Регулирующий закон

44-ФЗ, ГК РФ (только конкурс и аукцион)

ГК РФ (только конкурс и аукцион)

223-ФЗ, ГК РФ (только конкурс и аукцион)

Способы закупок

Установлены заказчиком

Порядок проведения закупок

Установлены законом, неизменны

Установлены заказчиком

Установлены положением заказчика, у всех разные

свобода конкуренции

Участник может предложить эквивалент требуемому товару (по общему правилу)

Участник обязан предложить требуемый товар

Участник обязан предложить требуемый товар (с учетом антимонопольных ограничений)

Требования к участникам

Закрытый перечень требований

У каждого заказчика свой перечень требований

Порядок оценки заявок участников

Установлен законодательно

Установлен заказчиком

Установлен положением и документацией заказчика

Виды закупок в электронной форме

Любой способ закупок, установленный заказчиком

Любой способ закупок, прописанный в положении заказчика

Электронные площадки

5 утвержденных электронных площадок

Любая электронная площадка, например сайт

Таким образом, существует большое количество разновидностей тендеров: на закупку и на продажу; государственных и коммерческих; открытых и закрытых и так далее. Возникновение каждого из них обусловлено специфическими потребностями рынка, соответственно имеет свои особенности в порядке проведения. На сегодняшний день растет не только количество разновидностей тендеров, но и количество самих тендеров, появляются новые области для применения конкурентных процедур отбора: продажа государственного имущества, выбор арендатора, выбор субподрядчиков и многие другие.

Государственные закупки всегда вызывали повышенный интерес у предпринимателей. Каждый бизнесмен прекрасно понимает, что контракт, заключённый с госучреждением, - это гарантированная возможность реализовать товары и услуги своей компании в тех объёмах, которые заявлены заказчиком, а у госучреждений они обычно весьма солидные. Впрочем, повышенный спрос, как известно, рождает не только предложение, но и коррупцию. Редакция сайт совместно с Министерством финансов и НПП "Атамекен" подготовила материал, в котором расскажет всё о госзакупках: как в них участвовать и что делать, если права участников нарушены.

№1. Что такое тендер?

Тендер (англ. tender - предложение) - конкурентная форма отбора предложений на поставку товаров, оказание услуг или выполнение работ по заранее объявленным в документации условиям, в оговорённые сроки на принципах состязательности, справедливости и эффективности. Контракт заключается с победителем тендера - участником, подавшим предложение, соответствующее требованиям документации, в котором предложены наилучшие условия. Тендеры проводятся как частными компаниями, так и государственными органами в виде госзакупок.

№2. Кто может участвовать в государственных закупках?

Основными субъектами рынка государственных услуг выступают заказчики, организаторы и поставщики.

  • Заказчики - государственные органы, государственные учреждения, а также государственные предприятия. Кроме того, в эту категорию входят юридические лица, 50 и более процентов акций которых принадлежат государству, а также аффилированные с ними юридические лица. Исключение - национальные холдинги, национальные компании и аффилированные с ними юридические лица.
  • Организатор государственных закупок - юридическое лицо либо структурное подразделение, действующее от его имени, осуществляющее организацию и проведение государственных закупок.
  • Поставщик - физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, юридическое лицо, временное объединение юридических лиц, выступающее в качестве контрагента заказчика в заключённом с ним договоре о государственных закупках.

№3. Что представляет собой рынок государственных закупок в Казахстане?

Начиная с 2016 года, практически все госзакупки проводятся только в электронном формате на сайте "Государственные закупки РК" . Существует 5 способов проведения госзакупок.

  1. Конкурс - наиболее распространённый способ проведения государственных закупок товаров, работ и услуг, основным критерием которого является возможность устанавливать требования к квалификации и качеству. Процедура конкурса состоит из нескольких этапов: публикации объявления о конкурсе, рассмотрения заявок, заключения договора о государственных закупках с победителем конкурса. Конкурсная процедура предусматривает предварительный отбор квалифицированных поставщиков перед проведением самого конкурса и, соответственно, потенциальные поставщики предоставляют аналогичный набор документов для каждого конкурса с целью подтверждения соответствия квалификационным требованиям и требованиям к соответствующей конкурсной документации.
  2. Аукцион - осуществляется на веб-портале государственных закупок в режиме реального времени и только среди потенциальных поставщиков, которые были признаны аукционной комиссией участниками, с учётом соответствия квалификационным требованиям. Победителем аукциона становится тот участник, который предложит свои товары по самой низкой цене. Аукцион проводится на один лот, при этом предметом аукциона является именно товар. В случае наличия нескольких мест поставок товара допускается указание в лоте нескольких мест поставок товара.
  3. Запрос ценовых предложений - могут применяться только в отношении так называемых однородных товаров, работ и услуг, и только если их годовой объём составляет 4000 МРП (1 МРП - 2 405 тенге). Решающим критерием для автоматического выбора победителя веб-порталом тоже является цена. Способ запроса ценовых предложений не применяется для закупки товаров, работ и услуг, предоставление которых требует получения разрешения или направления уведомления в соответствии.
  4. Закупки из одного источника - способ, который может осуществляться только в случае, если государственные закупки, проведённые, вышеперечисленными способами (конкурс, аукцион, запрос ценовых предложений) признаны несостоявшимися или если применяется один из 54 случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 39 Закона о государственных закупках, для возможности заключения прямого договора о государственных закупках. К примеру, приобретение так называемых финансовых услуг, приобретение ценных бумаг или акций юридического лица, приобретение товаров, работ, услуг в рамках так называемого инвестиционного проекта, финансируемого международной организацией, одной из стран-участниц которой является Казахстан. Если государственные закупки путём запроса ценовых предложений были объявлены недействительными из-за того, что было представлено только одно предложение, цена договора о государственных закупках, осуществляемых способом из одного источника, не должна превышать ценовое предложение единственного участника.
  5. Через товарные биржи - это когда осуществляются только закупки товаров, входящих в перечень, утверждённый государством: например, картофель, сахар и т.д.

№4. Как работать с порталом "Государственные закупки РК"?

Для того чтобы принять участие в государственных закупках, во-первых, необходимо получить электронно-цифровую подпись (ЭЦП) в Центре обслуживания населения, во-вторых, зарегистрироваться на портале. После этого предприниматель, готовый предоставлять свои товары или услуги, на сайте может ознакомиться с объявлениями, которые оставляют госорганы. Найти информацию о проводимых закупках можно в разделах: "Объявления", "Лоты", "Итоги", "Планы закупок", "Договоры", либо с помощью поисковой системы сайта найти свой вид товара или услуг, например, "строительные работы". В объявлениях заказчики указывают требования, которые предъявляют к поставщикам: от материально технической базы до подтверждающих её документов. Кроме того, в объявлениях обязательно указывается точная дата и время проведения тендера, для того чтобы все потенциальные участники на равных условиях могли подготовиться к конкурентной борьбе за госсзакупку.

№5. С какими сложностями чаще всего сталкиваются потенциальные поставщики?

Наиболее актуальными проблемами в НПП "Атамекен" называют: необоснованные отклонения предпринимателей от участия в тендерах и "затачивание" заказчиками технической спецификации под определённых поставщиков. Причины - непрозрачность проведения закупок и отсутствие должного контроля их процесса. Так называемое затачивание считается одним из наиболее распространённых коррупционных преступлений в сфере государственных закупок. Речь идёт о том, что госорган в лице заказчика изначально договаривается с конкретным предпринимателем в лице поставщика о сотрудничестве, в итоге конкурс или аукцион оказываются всего лишь формальностью, так как требования прописываются до мелочей, предоставить которые можно, только если о них знать заранее. Кроме того, имеются коррупционные риски в сфере строительства. Антидемпинговые меры позволяют отдельным поставщикам таких услуг в сфере строительства как проведение технического надзора снижать цены до необоснованно низких - вплоть до 0,1 тенге - и таким образом побеждать в конкурсе с минимальным ценовым предложением. Между тем стоимость услуг технического надзора согласно действующим нормативам составляет до 2% от стоимости строительства. Таким образом, технический надзор не обращает внимание на размер поданной ценовой заявки, поскольку уже на стадии оказания услуг "возвращает упущенное" через заказчика и подрядчика путём сбора дани за каждую подпись, за каждый документ, каждый отчёт.

№6. Как борются с коррупцией в сфере государственных закупок?

С 1 января 2018 года вступили в законную силу поправки в законодательство о государственных закупках, согласно которым в строительной сфере заказчики больше не вправе прописывать детальные требования для поставщиков. Для того чтобы подтвердить свою материально-тоническую базу и трудовую квалификацию, предпринимателям достаточно предоставить лицензию.

№7. Возможно ли обжаловать решение по итогам тендера?

Каждый потенциальный поставщик на сайте госсзакупок может ознакомиться с заявками конкурентов и проверить их на соответствие требованиям заказчика. Если, по его мнению, допущено нарушение, он может подать жалобу. Для удобства пользователей с 2018 года на портале внедрён специальный реестр. Однако подать жалобу необходимо в течение 5 дней после завершения конкурса. Если срок истёк, обжаловать можно будет только в суде.

№8. В каких случаях проведение госзакупок считают несостоявшимся?

Госзакупки могут быть признаны несостоявшимися:

  • если не было подано ни одной заявки;
  • если подано менее двух заявок;
  • если к участию в конкурсе не допущен ни один потенциальный поставщик;
  • если к участию в конкурсе допущен один потенциальный поставщик.

При возникновении таких случаев заказчик может принять одно из решений: провести конкурс повторно, изменить конкурсную документацию или заменить способ госзакупки с "конкурса" на "из одного источника".

№9. Кто не может участвовать в госзакупках в качестве поставщика?

Потенциальный поставщик не вправе участвовать в проводимых государственных закупках, если:

  • близкие родственники, супруги или свойственники первых руководителей потенциального поставщика или уполномоченного представителя данного потенциального поставщика обладают правом принимать решение о выборе поставщика либо являются представителем заказчика или организатора государственных закупок в проводимых государственных закупках;
  • потенциальный поставщик или его работник оказывали заказчику либо организатору государственных закупок экспертные, консультационные или иные услуги по подготовке проводимых государственных закупок, участвовали в качестве проектировщика.
  • руководитель потенциального поставщика, претендующего на участие в государственных закупках, связан с управлением, учреждением, участием в уставном капитале юридических лиц, находящихся в реестре недобросовестных участников государственных закупок;
  • руководитель потенциального поставщика, претендующего на участие в государственных закупках, является физическим лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, включённым в реестр недобросовестных участников государственных закупок;
  • потенциальный поставщик, являющийся физическим лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, претендующий на участие в государственных закупках, является руководителем потенциального поставщика, который включен в реестр недобросовестных участников государственных закупок;
  • потенциальный поставщик состоит в реестре недобросовестных участников государственных закупок;
  • на имущество потенциального поставщика или привлекаемого им субподрядчика, балансовая стоимость которого превышает десять процентов от стоимости соответствующих основных средств, наложен арест;
  • потенциальный поставщик или привлекаемый им субподрядчик имеют неисполненные обязательства по исполнительным документам и включены уполномоченным органом, осуществляющим реализацию государственной политики и государственное регулирование деятельности в сфере обеспечения исполнения исполнительных документов, в Единый реестр должников;
  • деятельность потенциального поставщика или привлекаемого им субподрядчика приостановлена;
  • потенциальный поставщик или привлекаемый им субподрядчик, или их руководитель, учредители включены в перечень организаций и лиц, связанных с финансированием терроризма и экстремизма.

№10. В каких случаях тендеры не проводятся в электронном виде?

Государственные закупки с применением так называемого особого порядка осуществляются в случаях, когда товары и услуги приобретаются для госучреждений, сведения о деятельности которых являются госсекретом или содержат служебную информацию. Речь идёт, в частности, об органах правопорядка и национальной безопасности. Поставщиков товаров и услуг такие заказчики выбирают самостоятельно. Впрочем, у этих поставщиков обязательно должно быть разрешение на работу с такого рода госучреждениями, которое выдаётся КНБ. На практике в поисках необходимых поставщиков заказчики нередко обращаются в Национальную палату предпринимателей "Атамекен" или к компаниям, с которыми ранее уже сотрудничали.

№11. Могут ли в казахстанских госзакупках участвовать иностранные поставщики?

Иностранные компании могут участвовать государственных закупках в Казахстане только при условии, что у них есть представительство на территории нашей страны, которое платит налоги. Зарегистрированным представителям выдаётся электронно-цифровая подпись для подачи заявок на портале госзакупок.



Что еще почитать