Корабельная артиллерия второй мировой войны. История развития корабельной артиллерии. Пушка возвращается под воду

Все военные корабли имеют на вооружении различные виды боевых орудий. Огромное значение для развития ВМФ любой страны имели пушки. Первые из них появились еще в 14 веке, однако в течение следующих 200 лет артиллерию практически не использовали. И только в конце 16 века они стали важным элементом морских сражений. Родоначальницей такого оружия на борту судна считается Англия. Какова же история возникновения морской артиллерии? Какие виды пушек оставили значительный след в истории мировых сражений? Как данное вооружение менялось с течением времени? Обо всем этом узнаем ниже.

Предпосылки создания корабельной артиллерии

Тактика корабельных сражений до 16 века неизменно включало в себя ближний бой и абордаж. Основной способ уничтожить вражеский корабль – уничтожить команду. Перебраться на вражеский корабль в атаке можно было 2 основными способами:

  1. Когда корабль таранил противника носовым тараном, для нанесения большего время кораблю и команде;
  2. Когда хотели нанести меньше, вредя кораблю, использовали специальные сходни (корвус) и тросы, когда корабли ровнялись бортами.

В первом случае, когда необходимо именно вывести из строя боевую единицу противника. На носу корабля устанавливали небольшие орудия. Которые в момент тарана выстреливали ядрами или картечью. Разрывая борта корабля пушечное ядро создавало множество опасных «заноз» до нескольких метров в длину. Картечь в свою очередь была выгода против групп моряков. Во втором случае, целью было захват груза и самого корабля с меньшими повреждениями. В таких случаях чаще использовали стрелков и снайперов.

Носовые пушки использовались при таране

Из орудий 14-15 века сложно было сделать прицельный и мощный выстрел. Каменные ядра были плохо сбалансированы, да и порох не имел достаточной взрывной силы.

Гладкоствольные орудия

Постоянные войны за новые территории вынуждали производить все более мощное вооружение для боевых кораблей. Сначала использовали каменные снаряды. Со временем появились чугунные, значительно более тяжелые, ядра для пушек. Для наибольшего поражения их запускали даже в раскаленном виде. В этом случае появлялось больше шансов на возгорание вражеской цели. Можно было за более короткое время уничтожить больше судов противника и уберечь свою команду.

Для использования подобных снарядов необходимо было создавать новые виды артиллерии. Так появлялись различные виды гладкоствольных пушек, обеспечивающие возможность дальней стрельбы и использования разнообразного заряда. При этом точность попадания оставляла желать лучшего. Более того, потопить деревянный корабль было практически невозможно. Постоянные из дерева они могли оставаться на плаву даже с сильными повреждениями.

Бомбарда

Предшественниками корабельных пушек выступали бомбарды. Их применяли в 14-16 веках. В этот период еще невозможно было работать с литым железом, градус плавления которого в 1,5 раза больше, чем у бронзы или меди. Поэтому данное оружие изготавливали из кованых железных пластин, их крепили к деревянной цилиндрической форме. Снаружи конструкция была зафиксирована металлическими обручами. Размеры такого оружия в первое время были небольшими – вес ядра не превышал 2,5 кг. В те годы не существовало какой-либо стандартизации вооружения, поэтому все последующие, более крупные, орудия также называли бомбардами. Так, некоторые из них достигали вес в 15 тонн. Общая длина крупного образца могла составлять 4 метра. Камора – задняя часть оружия, в которую закладывали порох, у первых экземпляров бомбард была съемной.

Бомбарда

Развитие металлургии позволило изготавливать литые бомбарды из чугуна. Они были более надежными при эксплуатации, проще в обслуживании. Самой известной бомбардой, хоть и не корабельной, является знаменитая Царь-пушка.

Стоит отметить, что наряду с бомбардами до 16 века на суднах присутствовали катапульты и баллисты – устройства для метания каменных ядер.

Одним из самых известных сражений средневековья считается морской бой между Испанией и Англией в конце 16 века. Испанская армада в те годы считалась самой мощной военной силой в мире. В 1588 году к проливу Ла-Манш подошло 75 военных кораблей и 57 транспортных судов Испании. На борту размещалось 19 000 солдат. Король Филипп II хотел захватить британский остров. На тот момент королева Елизавета не имела сильной армии, но она отправила им навстречу немногочисленный флот, который имел на борту корабельные пушки.

Длинноствольная бронзовая пушка – кулеврина, которую также называют змея, могла поразить цель на расстоянии до 1000 метров. Скорость полета снаряда для средневековья была запредельно высокой – около 400 метров в секунду. Англичане считали, что длинный ствол поможет оптимизировать траекторию полета. Кулеврины застали испанцев врасплох, после чего они повернули свои корабли в обратную сторону. Однако трагедия случилась позже. В результате Гольфстрима – сильнейшем течении, о котором на тот момент не было известно испанцам, аркада потеряла более 40 кораблей.

Корабельные орудия 17 века появление «Классической пушки».

Первоначально все артиллерийские орудия называли бомбардами, а потом пушками. Однако в 16 веке, после появления возможности литья чугуна и, как следствие, развития корабельного вооружения, необходимо было каким-то образом классифицировать все установки. Так, было принято считать пушками артиллерийское устройство, длинна ствола которого была 10 футов. Такой размер был выбран не случайно, в Англии 17 века, бытовало мнение что длинна ствола орудия имеет прямое отношение к дальности полета снаряда. Однако это оказалось верно, только в теории. Черный порох, который использовали в то время, имел небольшую скорость возгорания, это значило, что снаряд получал ускорение только в небольшой части ствола орудия. Вычислив оптимальную длину ствола, создали орудие, которое было не слишком большим и тяжелым и имело оптимальный показатель использования порохового заряда.

При этом появлялась возможность осуществить прицельную стрельбу – заряд получал четкую траекторию полета. Вооружение, имеющее меньшую длину ствола назывались мортирой, гаубицей и прочие. Их траектория полета не была строго определенной, запуск ядра осуществлялся вверх – навесная стрельба.

До 17 века артиллерийские установки для морских и сухопутных сражений ничем не отличались. Но с увеличением морских сражений на кораблях появлялись дополнительные элементы для работы с артиллерией. На боевых суднах пушки привязывались мощным тросом, служащим для удержания корабельного орудия при откате, а также устанавливались на колеса. При помощи их устройство возвращали на исходную позицию. Для сокращения откатов устанавливался винград – выступающая часть задней части пушки.

Моряки начинают изучать баллистику – анализ движения снаряда, от чего зависит скорость и траектория полета. Боеприпасы представляли собой чугунные ядра, картечь и разрывные или зажигательные снаряды.

Все чаще при оценке орудия уделялось внимание скорость прицеливании, простота и удобство зарядки, надежность. Во время морских боев корабеле выпускали друг в друга десятки тонн ядер.

Корабельные пушки 18 века – Коронада

Боевые корабли в 18 веке уже имели большое количество пушек. Их вес и размер не отличались от установок 17 века. Однако было создано несколько усовершенствований:

  • Поджог пороха осуществлялся уже не с помощью фитиля – вместо него был установлен кремниевый замок;
  • Пушки располагались не только на палубе, их устанавливали по всему судну: нижние и верхние палубы, нос, корма. Самые тяжелые установки находились в нижней части корабля.
  • Для больших орудий, как и раньше, использовалась лафета с колесами. Но теперь для них сделаны специальные направляющие, по которым колеса откатывались при выстреле из пушки и возвращались обратно.
  • В 17 веке ядра летели не более 200 метров. Теперь снаряд преодолевал 1000 метров.
  • Улучшилось качество пороха. Кроме того, оно уже было расфасовано в виде картузов или патронов.
  • Появляются новые виды снарядов – книппели, разрывные бомбы, гранаты.

Также в конце 18 века появляется новый вид артиллерийского оружия – карронада. Которые хоть и имели слабый заряд и низкую скорость ядра, но могли быстро перезаряжаться, что имело ключевое значение в ближнем бою. Коронады использовали против экипажа и такелажа корабля противника. Вообще скорость перезарядки пушка достигала 90 секунд, при среднем показателе 3-5 минут.

Ярким представителем боевого корабля 18 века выступает линкор «Виктория», который был спущен на воду в 1765 году, в настоящий момент он является музейным экспонатом и стоит в морском доке в Портсмуте.

Корабль “Виктория”

Корабельные пушки 19 века – бомбические орудия

Улучшение технологий и изобретение гранулированного пороха. Давало возможность строить пушки более точные и мощные. Но это была уже необходимость, а не просто следствие технического прогресса. Появление первых кораблей, чей корпус обшит металлическими пластинами ниже ватерлинии, начал менять прежние представление о войне в море.

Улучшая непотопляемость параллельно с огневой мощью, корабли были хорошо защищены в ближнем бою. Век абордажных сражений уже прошёл и целью сражений были уже сами корабли. Простые ядра уже не могли нанести серьёзный вред кораблю. Это привело к созданию орудий, которые стреляли фугасными снарядами и бомбами. Их называли – бомбические пушки.

Сама конструкция гладкоствольной пушки была изменена, загрузка снаряда теперь осуществлялась с казенной части ствола. Теперь уже не надо было откатывать ствол для закладки картуза (пороха) и снаряда. При весе орудия в несколько тонн это сильно выматывало команду. Такие орудия могли отсылать снаряды на 4км.

В конце века на флоте появились суда чей корпус был изготовлен только из металла. Для повреждения подводной части судна начали применять торпеды.

Гонка вооружений привела к тому что моряки попросту не могли справиться с новыми орудиями. Увеличение дальности полёта снаряда сильно затрудняло прицеливание. Были проведены боевые испытания крупных калибров до 15 дюймов (381 мм) – такая артиллерия была очень дорогая в производстве и имела очень короткий срок службы.

Корабельные пушки 20 века

В 20 веке корабельные пушки претерпели значительных изменений. Развитие вооружения в целом отразилось и на изменении артиллерии. Гладкоствольные пушки сменились нарезными артустановками. Они обладают повышенной точностью траектории и увеличенной дальностью полета. Боеприпасы несут в себе большое количество взрывчатых веществ. Появляются системы гидростабилизации.

Вторая мировая война требовала новых видов вооружения при морских сражениях. Единичные пушки уже не актуальны. Устанавливаются крупные артиллерийские установки. Такие установки различают по калибру, способу стрельбы и виду.

Выделяют следующие виды назначения стрельбы из пушек 20 века:

  • Основной или главный - используется при определении надводной цели: другой корабль или береговые объекты;
  • Противоминная артиллерия;
  • Зенитная артиллерия - применяется по воздушным целям;
  • Универсальная артиллерия - применяется по морским, береговым и воздушным целям.

Технологический прогресс послевоенных лет дал толчок новым типам вооружения, радиоуправляемым и реактивным. И всё больше военных экспертов списывали корабельную артиллерию как уже устаревший вид морского оружия.


В период парусных флотов артиллерия была представлена литыми орудиями четырех основных типов:
Кулеврины - длинные пушки, длина ствола которых составляла от 33 калибров. Длинный ствол позволяет энергии пороха более полно переходить в кинетическую энергию снаряда. Кулеврины - наиболее дальнобойный вид артиллерии.


Пушки - называемые также картаунами - основной вид орудий. Меньшая длина облегчает их эксплуатацию, что позволяет использовать пушки большего калибра, чем это возможно для кулеврин.
Мортиры - короткое орудие для навесной стрельбы. Длина составляет 1,5-3 калибра. Идея мортир в том, чтобы при том же заряде пороха метать большее ядро на меньшую дистанцию, что более актуально при обстреле крепостей
Гаубицы - промежуточный тип орудий между мортирами и пушками. Имели длину ствола 5-7 калибров. Основное их достоинство - наиболее широкая номенклатура возможных снарядов. Но в западноевропейских флотах они почему-то были непопулярны. В Российском же флоте широко применяли удлиненную гаубицу длиной 10 калибров (единорог ) для стрельбы разрывными снарядами.

Калибры орудий определялись весом подходящего к ним чугунного ядра и измерялись в артиллерийских фунтах.
1 фунт = 491 г и соответствует чугунному ядру диаметром 2 дюйма (50,8 мм)

Кулеврины калибра до 6 фунтов называли фальконами или фальконетами .

Артиллерийские орудия отливались из чугуна либо артиллерийской бронзы. Бронзовые были легче и меньше изнашивались (расстреливались) выдерживали до 2000 выстрелов, чугунные выдерживали до 1500 выстрелов, зато были дешевле и меньше боялись коррозии от морской воды.

Орудие в общем случае состоит из ствола и лафета , ствол внутри состоит из канала и зарядной каморы , а снаружи снабжен цапфами , которыми он опирается на лафет и которые позволяют осуществлять вертикальную наводку, ушами (дельфинами) - скобами сверху - и винградом - "шишкой" сзади - необходимыми для установки пушки на лафет или снятия с него. В казенной части ствола имеется затравка - отверстие для поджигания пороха, в которое перед выстрелом насыпается специальный мелкий затравочный порох.
Лафет представляет собой деревянную конструкцию на колесах или без них (тогда он называется станком), с проточками для опоры цапф ствола.

Вертикальное наведение пушек и гаубиц осуществлялось забиванием под казенную часть клиньев или с помощью винтового механизма (в зависимости от конструкции орудия).

Для крепления пушки у пушечного порта корабля применялись [b]брюк - канат проходящий через поперечное отверстие в лафете и предназначенный для удержания пушки во время выстрела, пушечные тали - пара талей предназначенная для накатывания пушки перед выстрелом и откатные тали - пара талей предназначенная для отката пушки для заряжания.

В артиллерии применялись следующие виды боеприпасов:
Ядро - снаряд в виде сферического тела, целиком отлитый из чугуна или свинца.
Книпель - снаряд в виде двух полусфер соединенных стержнем - предназначен для уничтожения такелажа и рангоута кораблей.
Цепные ядра - два ядра, соединенные цепью. Применялись, так же как книпеля, для уничтожения рангоута и такелажа.
Брандскугель - зажигательный снаряд. Представляет собой полое чугунное ядро, снаряженное зажигательным веществом на основе пороха с добавками смолы, битума или подобных веществ, замедляющих горение. В сфере имелось несколько отверстий, через которые во время горение вырывались струи пламени. Все эти отверстия кроме одного забивались деревянными пробками (они в полете вылетали изи сгорали), а последнее служило для проникновения внутрь в момент выстрела пороховых газов, которые поджигали заряд брандскугеля.
Душистое ядро - особый вид брандскугеля, в который добавлены вещества, образующие зловонный или ядовитый дым, чтобы затруднять тушение вызванного снарядом пожара.
Граната - полое чугунное ядро, снаряженное порохом, имеющее одно отверстие, в которое вставлялась дистанционная трубка, поджигаемая фитилем перед выстрелом (ее длиной определялась дистанция, которую пролетит снаряд прежде чем взорваться). Гранаты калибра от 32 фунтов называли бомбами .
Картечь - набор чугунных или свинцовых пуль, засыпаемых в ствол свободно, или - для ускорения заряжания - изначально упакованных в полотняный или шерстяной мешочек.
Вязаная картечь - снаряд, представляющий собой деревянный поддон с вставленным в него металлическим стержнем, вокруг которого рядами выложена картечь и обмотана снаружи просмоленной веревкой. Веревка частично сгорала в стволе и срывалась в полете сопротивлением воздуха. Это обеспечивало более поздний разлет картечи и позволяло применять ее на больших дальностях.
Осветительный снаряд - представляет собой шар из ярко горящего вещества, зажатый между двумя металлическими полусферами, скрепленными проволокой. Зажигается в стволе от пороховых газов.

Из кулеврин нельзя стрелять гранатами или брандскугелями - полые снаряды не выдерживают давления газов в канале ствола.

Элементы боеприпасов
Картуз - полотняный либо шерстяной мешочек с отмеренным количеством пороха. Позднее стали изготавливать картузы из двух частей: передняя со снарядом и задняя с порохом.
Дистанционная трубка – трубка, заполненная порохом, используемая в качестве замедлителя взрыва.
Пыж - пробка, забиваемая в ствол для различных технических нужд:
- разделения снаряда и пороха при бескартузном заряжании,
- предотвращения выкатыванию снаряда при бескартузном и раздельно-картузном заряжании,
- препятствования преждевременному выходу пороховых газов из ствола через зазор, - плотного прижатия ядер к заряду (разделяющему пыжу) и к друг-другу при стрельбе двумя ядрами (обычными или цепными). Применялись льняные, шерстяные, кожаные и деревянные пыжи.
Скорострельная трубка - трубка, заполненная порохом, вставляемая в затравку (вместо того, чтобы засыпать туда порох). Ускоряет заряжание.

Для работы с орудиями использовались следующие инструменты:
Шуфла - совок на длинной ручке, предназначенный для отмерки заряда пороха и помещения его в ствол если не используются картузы.
Прибойник - поршень на длинной ручке, предназначенный для утрамбовывания пороха, забивания пыжей и досылания снаряда или картуза.
Пыжовник - "штопор" на длинной ручке, применяемый для разряжания пушки.
Банник - "ёршик" на длинной ручке, используемый для гашения и удаления из ствола тлеющих частиц пороха и картуза после выстрела. Банник обычно делали на одной ручке с прибойником. Для смачивания банника рядом с пушкой всегда должно находиться ведро с водой (обычно в воду добавляли уксус - он лучше тушит зажигательные вещества используемые в брандскугелях).
Протравник - игла для чистки затравки после выстрела, а также для протыкания картуза при заряжании (через затравку).
Пальник - устройство для держания фитиля, которым поджигается порох.

Процедура стрельбы из пушки:
1. Канонир отмеряет порох шуфлой или выбирает картуз с нужной дозой пороха и помещает его в ствол.
2. Помощник прибойником утрамбовывает порох или досылает картуз до дна.
Канонир в это время чистит протравником затравку.
3. Помощники забивают в ствол пыж, заряжают пушку снарядом - в зависимости от веса снаряда, в ручную или пользуясь подъемным механизмом, и забивают второй пыж.
Канонир в это время вставляет скорострельную трубку или засыпает затравочный порох.
4. Канонир с помощью помощников наводит орудие.
5. Расчет отходит от пушки, канонир выжидает нужный момент и пальником поджигает затравку.
6. Помощник «банит» пушку.
Если стрельба ведется гранатой, то один из помощников вторым пальником по команде канонира поджигает перед выстрелом дистанционную трубку гранаты.

Послеобеденный отдых американских солдат на острове Кагосима 7 апреля 1945 года прервал чудовищной силы взрыв. На горизонте в небо на высоту 6 км поднимался столб дыма, по виду напоминавший ядерный гриб. Это нашел свою кончину самый мощный за всю человечества линкор – японский «Ямато», вооруженный девятью орудиями фантастического калибра – 460 мм.

За все годы войны ему так и не удалось сблизиться с американскими линкорами на дистанцию действия своей чудовищной артиллерии, и он погиб, так и не увидев врага под ударами палубной авиации невидимых авианосцев. В своем последнем бою «Ямато» сбил пять и повредил двадцать американских самолетов – ничтожная цена за самый дорогой корабль мира. Это была последняя точка в истории морских исполинов – больше нигде в мире дредноутов не строили.

Немецкий линкор «Бисмарк», оснащенный восемью 381-мм орудиями, потерпел поражение в битве с английскими военными кораблями в мае 1941 года. В линкор врезались две торпеды, повредив винты, разбив рулевую машины и заклинив рули. 27 мая «Бисмарк» затонул в водах Северной Атлантики.

Сверхдредноуты

А началась эта последняя глава в истории сверхкораблей 23 октября 1911 года, когда британский премьер Маккенна назначил военно-морским министром 36-летнего сэра Уинстона Черчилля. Через несколько недель Черчилль сделал в Глазго программное заявление: «Английский флот является необходимостью для нас, а если подходить с определенной точки зрения к германскому флоту, то для немцев он в основном роскошь.

С нашей военно-морской мощью непосредственно связано само существование Англии. В ней залог нашего существования. Для немцев же военно-морская мощь – это экспансия». Черчилль, озабоченный качественным превосходством германской корабельной артиллерии, предложил увеличить калибр пушек линкоров до 381 мм. «Я немедленно решил пойти на порядок выше, – вспоминал в мемуарах Черчилль, – и во время регаты намекнул на это лорду Фишеру. Не меньше чем 15 дюймов для линкоров и линейных крейсеров новой программы».

И вот 21 октября 1912 года был заложен первый в мире сверхдредноут «Куин Элизабет» водоизмещением 33 000 тонн и скоростью 24 узла. Вооружение состояло из восьми 381-мм пушек MK.1 в четырех башнях. Чтобы представить себе всю мощь новой артиллерии, заметим, что масса 15-дюймового (381-мм) снаряда составляла 885 кг – в 2,3 раза больше, чем у 12-дюймового! Опытное 15-дюймовое орудие с длиной ствола 42 калибра военный завод в Эльзвике изготовил всего за 4 месяца. Результаты испытаний превзошли все ожидания. Точность стрельбы даже на максимальную дальность (на полигоне – 32 км; у корабельных установок из-за меньшего угла возвышения стволов дальность не превышала 21,4 км) была просто превосходной.

Подобно «Дредноуту», «Куин Элизабет» могла поразить любой линкор мира и спокойно уйти при необходимости. Пять кораблей типа «Куин Элизабет» вошли в строй уже в ходе войны, в январе 1915 – феврале 1916 годов. Годом позже в строй вошли еще пять линкоров типа «Риведж» с аналогичным вооружением.

Для съемок японского фильма «Ямамото для мужчин» был создан макет линкора в натуральную величину (длина 263, ширина – 40 м)

Немцы с некоторой задержкой ответили постройкой четырех собственных сверхдредноутов, головной из которых, «Баден», водоизмещением 28 500 тонн и скоростью 22 узла, был заложен в 1913 году. Артиллерия главного калибра была представлена восемью 380-мм пушками с дальностью стрельбы 37,3 км.

Между тем у англичан появилась очередная военно-морская идея: слабо бронированные, но быстроходные корабли размером с дредноут. Назвали их довольно забавно – «большие легкие крейсера». Три таких судна, «Корейджис», «Глориус» и «Фьюриес», водоизмещением 23 000 тонн и скоростью 31–32 узла, были заложены в марте–июне 1915 года. Первые два корабля были вооружены четырьмя 381-мм пушками в двух башнях, а «Фьюриес» – двумя 457-мм и четырьмя 140-мм. Чудовищные 457-мм пушки с весом ствола в 150 тонн стреляли полуторатонными снарядами на дальность 27,4 км. Однако «большие легкие крейсера» оказались слишком уязвимыми для огня противника, и по окончании Первой мировой войны их переделали в авианосцы.

Три орудия

Из других государств первыми подняли калибр орудий своих дредноутов США – с 305 мм до 356 мм. В 1911 году были заложены «Нью-Йорк» и «Техас», вошедшие в строй весной 1914 года. Их водоизмещение составило 28 400 тонн, скорость – 21 узел, а вооружение – десять 356-мм и двадцать одна 127-мм пушка. Любопытно, что американцы впервые применили трехорудийные башни главного калибра. Затем в США построили еще два корабля с тем же вооружением. А вот дредноут «Пенсильвания», заложенный 27 октября 1913 года, при водоизмещении 32 600 тонн имел уже двенадцать 356-мм орудий. Всего же в США было введено в строй семь линкоров с двенадцатью 356-мм пушками.

24 апреля 1917 года был заложен новый супердредноут «Мэриленд» с восемью 406-мм орудиями в четырех башнях. Серия из трех таких кораблей вошла в строй в 1917–1923 годах, чуть позже к ним присоединились шесть огромных линейных крейсеров с аналогичным вооружением. Параллельно в 1920 году были заложены шесть сверхдредноутов типа «Южная Дакота» (South Dacota), несущих двенадцать 406-мм орудий. В Японии первые 356-мм орудия появились на четырех линкорах типа «Конго» в 1913–1915 годах. А в 1917 году вступил в строй линкор «Нагато» с восемью 410-мм орудиями.

Казенные корабли

30 июня 1909 года четыре дредноута были заложены на казенных заводах Петербурга: «Петропавловск» и «Севастополь» – на Балтийском, а «Гангут» и «Полтава» – на Адмиралтейском, с двенадцатью 305-мм орудиями главного калибра. Об этих кораблях немало написано в нашей литературе, и я ограничусь лишь очень кратким замечанием о том, что артиллерия на них была расположена неудачно, бронирование тоже оставляло желать лучшего. На момент закладки огневая мощь российских кораблей не уступала британским дредноутам, но к началу 1915 года, ко времени ввода в строй, они существенно проигрывали линкорам с 343-мм и 381-мм пушками.

Поэтому Морское министерство решило увеличить калибр орудий, и 19 декабря 1913 года на казенных верфях Петербурга были заложены четыре линейных крейсера типа «Бородино» полным водоизмещением 36 646 т, вооруженных двенадцатью 356-мм орудиями каждый.

Одновременно шло проектирование новых линейных кораблей. В начале 1914 года заместитель начальника Морского Генштаба по кораблестроению, капитан 1-го ранга Ненюков предоставил морскому министру Григоровичу «Основные задания для линейных кораблей Балтийского моря». По мнению Генштаба, орудия линкоров на дистанции 100 кабельтовых (18 520 м) должны были пробивать по нормали броню, равную по толщине калибру орудия. Рассмотрев характеристики современных 14-, 15- и 16-дюймовых орудий, сотрудники Генштаба пришли к выводу, что «при соблюдении почти тех же баллистических данных преимущество остается за 16-дюймовыми орудиями».

Торжественная встреча: Уинстон Черчилль поздравляет команду крейсера «Эксетер» с возвращением на родину, стоя на стуле под 6-дюймовыми орудиями

В начале 1914 года в Артиллерийском отделении Главного управления кораблестроения была спроектирована 406/45-мм пушка, по устройству близкая к 305-мм и 356-мм пушкам. В апреле 1914-го Обуховскому заводу был выдан заказ на изготовление опытной 406-мм пушки к концу 1915 года. Параллельно фирме «Виккерс» за 27 000 фунтов стерлингов была заказана 406/45-мм пушка несколько иной конструкции – в частности, с двумя внутренними трубами. Баллистические данные по проекту были следующие: вес снаряда 1128 кг, вес заряда 332 кг, начальная скорость 758 м/с.

Первое испытание опытной 406-мм пушки, изготовленной фирмой «Виккерс», было проведено 22 августа 1917 года на полигоне фирмы неподалеку от города Эксмилз. В январе 1914-го Морское министерство выдало тактико-техническое задание на проектирование линкора для Балтийского моря. Он должен был иметь двенадцать 406-мм орудий в трех- или четырехорудийных башнях, а также двадцать четыре 130-мм пушки. Скорость линкора должна была составить 25 узлов, дальность плавания – 5000 миль. Толщина главного броневого пояса по ватерлинии – 280 мм.

Если бы такой линкор удалось построить, то он бы по артиллерийскому вооружению превосходил любой линкор мира, построенный до 1946 года, кроме японских линкоров типа «Ямато» с 460-мм артиллерией. Однако в 1917 году в России грянула революция, и проекты русских сверхдредноутов остались на бумаге.

Ирония судьбы: 460-мм орудия суперлинкора «Ямато» были применены в боевых условиях всего один раз: 25 октября 1944 года у филиппинского острова Самар

Дорогие игрушки

По иронии судьбы сверхдорогим суперлинкорам практически не удалось повоевать. Единственное классическое линкорное сражение Первой мировой войны – Ютландская битва, в которой приняли участие четыре суперлинкора класса «Куин Элизабет» – «Барэм», «Уорспайт», «Вэлиент» и «Малайя», – закончилось не в пользу англичан (четырнадцать кораблей суммарным тоннажем 111 000 тонн и 6784 матроса и офицера убитыми против одиннадцати германских кораблей (62 000 тонн) и 3058 человек личного состава), несмотря на то, что по калибру немецкие линкоры уступали английским (самый крупный немецкий калибр в том сражении был 305 мм против 381 мм у англичан).

Во Второй мировой войне роль суперлинкоров была и вовсе комичной – в боевых действиях приняли участие только два японца – «Ямато» и «Мусаси». 460-мм орудия «Ямато» были применены в боевых условиях только один раз: 25 октября 1944 года у острова Самар (Филиппины). Несколько снарядов пробили насквозь американские конвойные авианосцы, но не взорвались, поскольку взрыватели были рассчитаны на броню линкоров. Большую же часть времени страны, владеющие суперлинкорами, прятали свои сверхдорогие игрушки на защищенных рейдах, но все равно большинство из них были потоплены авиацией противника. До нынешнего времени в строю осталось всего два суперлинкора – американские «Айова» и «Висконсин» (по девять 406-мм орудий), которые используются скорее как психологическое, чем как реальное .

Корабельная артиллерия прошла за тысячелетия длинный путь — от катапульты гребных судов до главного калибра дредноутов, но и в третьем тысячелетии по-прежнему сохраняет свое значение. Ее будущее теперь связано с новыми технологиями и «умными» боеприпасами.

Серьезный удар по дальнейшему совершенствованию корабельной артиллерии после Второй мировой войны нанесло бурное развитие ракетного оружия. В 1967 году за считанные минуты израильский эсминец «Эйлат» был без труда потоплен двумя египетскими ракетными катерами (советского производства класса «Комар»). Это стало всемирной сенсацией и вызвало чрезмерную эйфорию у политиков и адмиралов. Казалось, еще несколько лет — и артиллерийские орудия можно будет использовать только для праздничных салютов. К тому же несколькими годами ранее тогдашний cоветский руководитель Никита Сергеевич Хрущев поставил крест сразу на нескольких типах советских кораблей, имевших в качестве главного средства артиллерию. Решением Хрущева в 1950-х были прекращены все работы по корабельным орудиям калибра свыше 76 миллиметров, и почти два десятилетия морские артсистемы среднего и крупного калибра в России не разрабатывались.

Однако локальные конфликты 1950—1960-х годов показали — пушки еще рано списывать на берег. Например, в годы войны в Корее 406-мм орудия линкоров типа «Айова» стали самыми эффективными из всех артсистем, применявшихся американскими войсками. Высокий боевой потенциал этих орудий проявился и в годы войны во Вьетнаме , а зарубежные эксперты сравнивали огонь линкора «Нью-Джерси» с мощью бомбовых ударов одновременно 50 самолетов. Командование же ВМС США, оценивая действия своих стальных гигантов, посчитало, что их способность действовать практически при любых погодных условиях, высокая точность и эффективность огня по поражению защищенных целей выдвинули линейный корабль на первое место в сравнении с полевой артиллерией, бомбардировочной и штурмовой авиацией. И вот в 1975 году в США после 11-летнего перерыва в строительстве эсминцев в состав флота входит первый корабль этого класса, но уже нового поколения. «Спрюэнсы», главный калибр которых включал две 127-мм одноорудийные артустановки Mk45 с дальностью стрельбы около 24 километров, стали важным этапом в мировом военном кораблестроении и ознаменовали собой начало новой эпохи корабельной артиллерии. Причем в том же году британцы (также после длительного, 22-летнего, перерыва) передали своему флоту эсминец «Шеффилд», вооруженный 114-мм автоматизированной артустановкой Mk8 компании «Виккерс». Установка имела дальность стрельбы 20 километров, скорострельность 25 выстр./мин и могла открыть огонь спустя 15 секунд после получения команды. Но во многом именно благодаря «Спрюэнсу» и «Шеффилду», как это ни парадоксально, появились самые мощные корабельные орудия и самые лучшие эсминцы последней четверти ХХ века: советские 130-мм комплексы АК-130 и корабли проекта 956.

Шесть тонн металла в минуту

В конце 1960-х годов ленинградскому КБ «Арсенал» поручили ответственное задание: создать новую 130-мм морскую башенную артустановку, технические характеристики которой в 3—5 раз превышали бы любые зарубежные аналоги по скорострельности и количеству выстрелов, готовых к автоматической стрельбе, да еще и при возможности смены типа боезапаса во время беглой стрельбы.

Соревноваться же было с кем. Например, американцы, осознавая огромный потенциал ракетного оружия, работы по корабельной артиллерии тем не менее не прекращали и в 1955 году приняли на вооружение 127-мм одноорудийную автоматическую установку Mk42. Масса башни — 63 тонны, орудия — 2,5 тонны, снаряда — 31,75 килограмма, а всего выстрела — 48,5 килограмма. Орудие наводилось по горизонтали от -180° до 180° (40 °/с), а по вертикали — от -7° до 85° (25 °/с). Практическая скорострельность — 20 выстр./мин, максимальная дальность стрельбы по воздушной цели — 14,4 километра, по надводной и по берегу — 21,9 километра. Для стрельбы были постоянно готовы 40 снарядов, уложенных в два барабана с двусторонней автоматической подачей, начальная скорость снаряда — 808 м/с. А в 1971 году ей на смену заступила усовершенствованная артсистема Mk45 — такого же калибра, но с намного лучшими характеристиками. Масса башни была уменьшена за счет использования армированного алюминия, а подача боеприпасов производилась из магазина барабанного типа на 20 унитарных выстрелов.

Особенно трудной задачей для советских оружейников стала разработка рациональной схемы питания артустановки боезапасом. Во-первых, нужно было сократить до минимума количество перегрузок боезапаса при его автоматической подаче из подбашенного отделения на линию огня. А во-вторых, необходимо было обеспечить безопасность боеприпасов при перемещении. Эту задачу решили, создав впервые в артиллерийской практике унитарный патрон калибра 130 миллиметров — раньше, чем подобный патрон сделали американцы. Да и вся система вышла уникальной: ее оригинальность подтверждена 77 авторскими свидетельствами на изобретения.

Этот комплекс и входящее в него орудие А-218 до сих пор превосходят по своим характеристикам все существующие зарубежные корабельные артустановки схожего калибра. А когда на просторы Мирового океана вышел головной эсминец проекта 956 — первый корабль, вооруженный новым орудием, западные военно-морские эксперты были в шоке. Еще бы: четыре ствола эсминца, названного «Современный», за минуту выпускали во врага более 6 тонн снарядов (!) — рекорд, которому могли бы позавидовать некоторые линкоры и к которому до сих пор не могут приблизиться ни американские, ни европейские конструкторы.

Управление стрельбой в АК-130 осуществляется при помощи РЛС управления огнем МР-184 «Лев» в составе двухдиапазонного радара сопровождения цели, телевизира, лазерного дальномера и аппаратуры селекции подвижных целей и помехозащиты. «Лев» может принимать целеуказание от общекорабельных средств обнаружения, выполнять точное измерение параметров движения воздушных, морских и береговых целей, вырабатывать углы наведения для двух артустановок, вести автоматическую корректировку стрельбы по морской цели по всплескам, а также выполнять автоматическое слежение за выпущенным снарядом. Основной снаряд — осколочно-фугасный с тремя типами взрывателей — способен пробить 30-мм гомогенную броню под углом 45° и взорваться уже за ней, нанеся цели максимальное повреждение. Воздушные же цели уничтожаются снарядами ЗС-44 с дистанционным взрывателем ДВМ-60М1 и снарядами ЗС-44Р с радиолокационным взрывателем АР-32, который обеспечивает поражение цели с промахом до 8 метров при стрельбе по противокорабельным ракетам и до 15 метров при стрельбе по самолетам.

Кроме того, у АК-130 имеется автоматическая система перегрузки боезапаса из артиллерийского погреба в подбашенное отделение установки: она обеспечивает комплексу возможность вести стрельбу непрерывно со скорострельностью до 60 выстр./мин, вплоть до полного опустошения своих погребов. Причем без какого-либо участия расчета. Такая вот пушка-робот.

Царь-пушка XX века

Восьмидесятые годы прошлого века стали своеобразной эпохой ренессанса корабельной артиллерии. Особенно активно работы по данной теме велись в СССР. Конструкторы, окрыленные успехами в создании автоматических артустановок калибра 100 и 130 миллиметров, решили замахнуться на нечто большее. И вот в 1983—1984 годах готов проект 406-мм корабельного гладкоствольного орудия, одновременно предназначенного для пуска управляемых ракет классов «поверхность — поверхность» и «поверхность — воздух». К тому же из этой «царь-пушки» предполагалось стрелять еще и оперенными снарядами, и глубинными бомбами, в том числе и ядерными. При этом артустановка (безбашенного типа) благодаря своим относительно небольшим габаритам и массе — вес установки при одноярусном погребе составлял всего 32 тонны — могла размещаться на надводных кораблях водоизмещением от 2000 тонн, то есть даже на сторожевиках.

Башню из конструкции корабельной артустановки удалось исключить за счет заглубления оси цапф ниже палубы на 0,5 метра. Правда, это ограничило угол возвышения диапазоном от 30° до 90°. Стенки же ствола уменьшили за счет использования гаубичной баллистики. Уравновешивание качающейся части, размещенной под боевым столом и проходившей через амбразуру купола, осуществили при помощи пневматического уравновешивающего механизма.

Заряжание орудия (только при угле возвышения 90°) сразу из погреба при помощи элеватора-досылателя, установленного со основращающейся части. Причем допускалась быстрая смена типа боеприпаса — всего за 4 секунды и без предварительного дострела выстрелов, находящихся на путях подачи и досылки. Сам выстрел состоял из снаряда (ракеты) и поддона с метательным зарядом, который был един для всех типов боеприпасов. Все операции по подаче и досылке выполнялись автоматически.

Расчетная дальность стрельбы 110-килограммовыми снарядами — 42 километра, мощными 1200-килограммовыми боеприпасами — до 10 километров, а управляемые ракеты могли поражать цель на дальностях до 250 километров. Скорострельность снарядами — 15—20 выстр./мин, ракетами — 10 выстр./мин. Боевой расчет установки составлял всего 4—5 человек. Однако, несмотря на уникальность новой пушки, резолюция командования была лаконично отрицательной: «Калибр 406 миллиметров не предусмотрен стандартами отечественного ВМФ».

То ли снаряд, то ли ракета

Дальнейшее развитие корабельной артиллерии тормозилось объективной причиной: традиционный снаряд представляет собой, строго говоря, «чушку», которую надо забросить как можно дальше. Но ведь пороховой заряд ограничен по массе и силе, поэтому конструкторы нашли оригинальный выход — создали реактивный снаряд, совмещающий в себе достоинства обычного снаряда, сбить который почти невозможно, и ракеты, реактивный двигатель которой дает возможность ей лететь на большую дальность.

Первыми в корабельной артиллерии такой снаряд массово применили американцы — в 127-мм артустановке Mk45, магазин барабанного типа которой мог брать взамен 20 обычных унитарных выстрелов 10 выстрелов раздельного заряжания с управляемыми реактивными снарядами «Дедай». Новые боеприпасы впервые испытали на эсминце «Бриско» в 1981 году. Они имели вес выстрела 48,87 килограмма при массе самого снаряда 29 килограммов и дальность стрельбы до 36,5 километра (почти в полтора раза больше, чем у обычного снаряда). Наведение на цель обеспечивалось подсветкой лучом лазера с корабля или вертолета. На вооружение снаряд приняли в противокорабельном исполнении, хотя испытывался также и его зенитный вариант.

Но увеличить дальность полета снаряда — это лишь полдела. Ведь на больших дальностях и отклонение может быть весьма существенным, вплоть до сотни-другой метров. А значит, надо корректировать траекторию полета боеприпаса. Как? А так, как это реализовано на межконтинентальных баллистических ракетах: американцы установили на снаряд совмещенный блок инерциальной навигационной системы и приемника сигналов GPS. Пришлось, правда, поработать, чтобы сделать блок навигации устойчивым к огромным перегрузкам, ведь снаряд при покидании ствола орудия испытывает до 12 000 g!

24 сентября 2003 года подобный снаряд — BTERM, созданный специалистами компании АТК, в ходе испытания на полигоне Уайт-Сэндс менее чем за три минуты преодолел 98 километров и упал в круг диаметром 20 метров. В полете снаряд, выпущенный из стандартного 127-мм орудия Mk45, откорректировал свою траекторию по данным девяти спутников системы NAVSTAR. Максимальная расчетная дальность стрельбы таким снарядом составляет 116 километров.

Интересно, что в качестве боевой части снаряда-ракеты ERGM (весом в 50 килограммов), разрабатывавшегося другой компанией («Рейтеон»), было решено использовать кассетный боеприпас с 72 суббоеприпасами ХМ80, предназначенными для поражения личного состава и небронированных целей. Бронетехнику такой снаряд поражать не может, и это очень не понравилось американским морпехам. «Это хороший тандем — 127-мм корабельное орудие и управляемый снаряд, но все же он пока не дает нам необходимый мощи, так что нам пока остается надеяться лишь на наши 155-мм гаубицы, которые, правда, во время высадки еще надо доставить на берег», — заявил один из генералов.

Схожесть нового снаряда с МБР придает характер работы его двигательной установки и тип траектории полета: реактивный двигатель просто разгоняет снаряд и выводит его на соответствующую высоту, с которой он как бы планирует на цель, корректируя траекторию с помощью навигационной системы и управляющих плоскостей.

Впрочем, в 2008 году обе программы, BTERM и ERGM, были закрыты по причине разбухания их стоимости. Ведь, например, снаряд ERGM вырос в закупочной цене с 45 000 до 191 000 долларов, хотя, для сравнения, армейский управляемый снаряд М712 «Копперхед» стоит всего 30 000 долларов. Но аналогичные работы сегодня ведутся и в США, и в других странах.

Система Гатлинга на новый лад

Когда в 1862 году американский врач-гомеопат Ричард Гатлинг запатентовал многоствольную систему с вращающимся блоком стволов, мало кто мог предположить, что служить она будет даже в новом тысячелетии. Но именно такая артсистема могла противостоять самому серьезному врагу надводных кораблей — реактивным самолетам и противокорабельным ракетам. Среди таких «многостволов» наиболее известны американский «Фаланкс» и российский АК-630.

Первые 20-мм комплексы Mk15 «Фаланкс» поступили на вооружение ВМС США в апреле 1980 года. «Пилотным» носителем стал авианосец «Америка», после чего этой системой в массовом порядке стали вооружаться все надводные корабли американского флота, начиная с фрегатов. В состав комплекса входят: боевой модуль Mk16, выносной пульт управления Mk339 у боевого модуля и выносной пульт управления Mk340 для дистанционного управления комплексом с удаленного поста.

«Фаланкс» является «оружейной системой с замкнутым контуром»: его система управления выполняет одновременно сопровождение цели и сопровождение/корректировку трассы выпущенных снарядов. Таким образом, стальной рой как бы следует за целью и в конце концов поражает ее.

Комплекс полностью автономен, его система наведения в составе РЛС обнаружения и антенны станции сопровождения размещены под радиопрозрачным «колпаком». Боевая же часть установки — это автоматическая скорострельная пушка «Вулкан», созданная по схеме Гатлинга. Блок из шести стволов закреплен на роторе, приводимом во вращение 20-сильным электромотором T48, причем стволы расположены не параллельно, а наклонно — под углом 0,75°, то есть блок стволов как бы «расширяется» в сторону казенной части.

Питание пушки беззвеньевое, подача боеприпасов осуществляется из магазина цилиндрической формы, который располагается непосредственно под пушечным блоком и соединяется с пушкой при помощи двух металлических лент, крепящихся к передней нижней части магазина справа. Выстрелы в магазине располагаются между радиальными перегородками, на «рельсах», и при помощи центрального ротора в форме архимедова винта постепенно подаются в конвейер для стрельбы. Перезарядка магазина занимает не более получаса. В ходе испытаний было установлено, что «Фаланкс» может работать в непрерывном режиме без охлаждения до 30 минут.

Обычно на кораблях ВМС США дежурный режим для комплекса «Фаланкс» подразумевает, что он включен и автоматически выполняет наблюдение в определенном секторе с целью обнаружения «враждебно настроенных» воздушных и изредка малоразмерных надводных целей. При этом, обнаружив цель, система управления огнем производит (тоже в автоматическом режиме) выработку данных целеуказания и передает их на боевой модуль для стрельбы, наводя его на цель. По отзывам американских моряков, по причине отсутствия в СУО комплекса прибора-запросчика «свой — чужой», он наводится кратковременно на все попадающие в поле зрения цели — даже на свои самолеты, покидающие авианосец или садящиеся на него.

«Он похож на слепого питбуля и требует постоянного контроля за работой со стороны оператора», — так охарактеризовал ЗАК «Фаланкс» один из обслуживающих его моряков с авианосца «Энтерпрайз». Так что решение на открытие огня все же принимает человек, а СУО комплекса выполняет контроль результативности огня и в случае необходимости выдает новые данные для стрельбы. Огонь ведется до тех пор, пока цель не исчезнет из поля зрения РЛС СУО или пока оператор не прекратит стрельбу сам.

Российским аналогом «Фаланкса» является сегодня комплекс АК-630М (есть еще облегченный вариант АК-306, а также спаренная артустановка АК-630М-2 «Дуэт», разработанная на базе аналогичной системы «Рой» с применением технологии «стелс»). Максимальный темп стрельбы АК-630М составляет около 5000 выстрелов в минуту, а у «Дуэта» с двумя автоматами он возрастает до 10 000 выстрелов в минуту! Такая очередь в буквальном смысле режет металл ракеты или корпус корабля, как нож масло, потому и прозвали наши установки «металлорезками». Но у российских оружейников есть еще и комплексы «Кортик» и «Пальма», где в едином боевом модуле совмещены 30-мм скорострельные пушки и пусковые установки сверхзвуковых зенитных управляемых ракет: ракеты поражают цель на дальнем рубеже, а пушки «добивают» прорвавшегося врага на ближней дистанции.

Пушка возвращается под воду

Во времена, когда субмарины еще не могли долго находиться под водой и торпед на борту было маловато (да у них и системы самонаведения не было), артиллерийские орудия стали обязательным атрибутом подлодки. В ряде стран даже создали «подводные мониторы», главным оружием которых являлись не торпеды, а крупнокалиберные орудия. С развитием ракетоторпедного оружия пушки на субмаринах стали не нужны. Но теперь, похоже, они вновь туда возвращаются.

Идею оснащения подводных лодок подъемно-мачтовым устройством с установленной на нем 30-мм автоматической артустановкой предложил консорциум немецких фирм в составе HDW, GABLER Maschinenbau и подразделение Mauser Werke Oberndorf концерна Rheinmetall Waffe Munition GmbH.

Разработчикам необходимо было решить целый комплекс задач, чтобы новое оружие отвечало основным требованиям адмиралов. В частности, калибр должен был быть примерно 25—30 миллиметров, орудие должно было дистанционно управляться оператором, находящимся в прочном корпусе, и обладать малой отдачей. Кроме того, пушка должна была уметь стрелять под водой, на перископной глубине, и обладать высокой точностью стрельбы (для подлодки малый расход боеприпасов — очень важное условие).
Проект, получивший обозначение «Мурена», предполагал размещение 30-мм автоматической пушки «Маузер» RMK 30х230 в специальном контейнере диаметром 0,8 метра, располагаемом в ограждении рубки субмарины и выдвигаемом за ее габариты почти на 4,5 метра при помощи подъемно-мачтового устройства. После этого шток-цилиндр с гидравлическим приводом как бы «выдавливал» пушку из контейнера и уже через пару мгновений она была готова к стрельбе.

Уникальность пушки RMK 20x230, создававшейся изначально для европейского боевого вертолета «Тигр», заключается в том, что она не имеет отката и использует выстрелы со сгорающей гильзой, в которую снаряд утоплен почти полностью. Кроме того, пушка — револьверного типа, имеет барабан на четыре выстрела, подаваемые в камору барабана не сзади, а спереди. Это привело к основательному сокращению казенной части оружия и, соответственно, уменьшило его общую массу. Плюс беззвеньевая подача боеприпасов, а для обеспечения наведения пушки и ее заряжания используется специальный электропривод. Скорострельность — 300 выстр./мин, стрельба ведется очередями по 3—4 снаряда. Выстрелы имеют особую маркировку соответственно типу снаряда, что позволяет стрелку быстро производить смену боеприпасов в зависимости от характера обстреливаемой цели.

Энергетический бросок

И все же пороховой выстрел — это уже вчерашний день, в лучшем случае сегодняшний. День завтрашний принадлежит корабельным орудиям, созданным на совершенно иных принципах: в одних снаряд будет посылаться в цель мощью электромагнитного импульса, а в других роль снаряда будет и вовсе играть пучок лазера.

В чем прелесть электромагнитной пушки, или, как ее еще называют, рейлгана? Визуально оценить потенциальную мощь такого оружия можно довольно просто: достаточно взять диск с американским блокбастером «Стиратель», где герой Арнольда Шварценеггера по-македонски, с двух рук, лихо «мочит» с помощью электромагнитных штурмовых винтовок террористов и предателей, собиравшихся продать партию как раз этих самых винтовок русской (ну а какой же еще, спрашивается) мафии. Впрочем, ручное электромагнитное оружие — это пока все же тема для фантастов, но большая электромагнитная пушка вскоре, вполне вероятно, сможет потеснить пороховую артиллерию на корабельной палубе.

Принцип действия рейлгана выглядит так: дизель-генератор заряжает группу конденсаторов, которые по команде «Огонь!» подают ток в миллионы ампер в ствол на две параллельные пластины-рельсы, создавая, та ким образом, вокруг них мощное магнитное поле. Цепь замыкается при помощи вставки, которая расположена непосредственно за снарядом и как бы толкает его магнитным полем вперед.

Первое испытание электромагнитного орудия было проведено в январе 2008 года: американским конструкторам удалось добиться на самом большом в мире рейлгане рекордной энергии выстрела — более 10,64 МДж. Это все равно что кинетическая энергия несущегося на скорости 100 км/час и груженного под завязку большого самосвала. И хотя это составило всего 33% от максимальной мощности пушки, трехкилограммовый снаряд удалось разогнать до скорости 2,52 км/с!

Когда же инженеры на базе этого прототипа построят настоящую корабельную установку, она сможет выбрасывать снаряд с энергией 64 МДж: начальная скорость снаряда составит до 6 км/с, а его скорость в момент попадания в цель будет около 1,7 км/с. Скорострельность такой системы может составить от 6 до 12 выстр./мин, а максимальная дальность — до 250 миль, или около 460 километров (при требовании ВМС США обеспечить дальность не менее 200 миль — 370 километров). Это в 12 раз больше, чем у американских 127-мм орудий Mk45 с реактивным снарядом «Дедал» и 406-мм орудий Mk7 линкоров типа «Айова» со стандартным зарядом. Приоритетный носитель для рейлгана — перспективные американские эсминцы и крейсеры.

Второе оружие — корабельный вариант лазерной пушки, а точнее, семейство лазерных боевых комплексов, в том числе даже высокоэнергетическая лазерная установка для субмарин. Правда, только как средство самообороны от малоразмерных целей, летательных аппаратов и ракет. Замена торпедам и ракетам на подлодке появится еще не скоро. Да и работы по лазерной пушке для самообороны активно пошли только после террористической атаки на американский эсминец УРО «Коул», который подорвала моторная лодка-брандер (хотя работы по созданию лазера для борьбы с ракетами велись еще с 1971 года и именно флот первым создал лазер мегаваттного класса — MIRACL).

Но теперь эта тема официально прописана в концепции разработки перспективных систем военно-морских вооружений «Удар с моря», а несколько лет назад начались работы по интеграции высокоэнергетического лазера в комплекс «Фаланкс»: лазерная установка должна заменить пушечный блок, а на месте магазина расположится энергетический блок. Время перезарядки лазерной пушки — 10 секунд. Прорабатывается также и вариант с использованием низкоэнергетического лазера — для борьбы с противокорабельными ракетами, оснащенными головками самонаведения.

Вполне вероятно, что и рейлган на суперэсминцах, и лазерную пушку на подлодках мы увидим уже через 10—15 лет.

Иллюстрации Михаила Дмитриева

С незапамятных времён решающей силой на море считались суда, имеющие корабельные пушки. При этом немаловажную роль играл их калибр: чем большим он был, тем более значительный наносился урон противнику.

Однако уже в 20 веке корабельная артиллерия незаметно была оттеснена на второй план новым видом оружия - управляемыми ракетами. Но до списания корабельной артиллерии дело все же не дошло. Мало того, она стала модернизироваться под современные условия ведения военных действий на море.

Зарождение морской артиллерии

Долгое время (до 16 века) корабли имели лишь вооружение для ближнего боя - таран, механизмы для повреждения корпуса и вёсел. Абордаж был самым распространенным способом разрешения конфликтных ситуаций на море.

Сухопутные войска были более изобретательными. На суше в это время уже использовались всевозможные метательные механизмы. Позже подобное вооружение стали применять в морских сражениях.

Изобретение и распространение пороха (дымного) кардинально изменило вооружение армии и флота. В Европе и на Руси порох стал известен в 14 веке.

Однако применение огнестрельных орудий на море не вызвало восторга у моряков. Порох часто отсыревал, и орудие давало осечку, что в условиях боя было чревато серьезными последствиями для корабля.

16 век стал началом технической революции в условиях бурного роста производительных сил в Европе. Это не могло не отразиться на вооружении. Изменилась конструкция пушек, появились первые прицельные устройства. Орудийный ствол стал подвижным. Повысилось качество пороха. Корабельные пушки стали играть заметную роль в морских сражениях.

Морская артиллерия 17 века

В 16-17 веках артиллерия, в том числе и морская, получила дальнейшее развитие. На кораблях увеличилось число пушек за счет их размещения на нескольких палубах. Корабли в этот период создавались в расчете на артиллерийский бой.

К началу 17 века уже были определены тип, калибр корабельных пушек, разработаны методы стрельбы из них с учетом морской специфики. Появилась новая наука - баллистика.

Надо отметить, что корабельные пушки 17 века имели стволы всего 8-12-го калибров. Столь короткий ствол был вызван необходимостью полного втягивания орудия внутрь корабля для повторного заряжания, а также стремлением облегчить пушку.

В 17 веке одновременно с совершенствованием корабельных орудий развивались и боеприпасы к ним. На флотах появились зажигательные и разрывные снаряды, причинявшие серьезный урон кораблю противника и его экипажу. Первыми применили разрывные снаряды русские моряки в 1696 году, при штурме Азова.

Вооружение корабля 18 века

Корабельная пушка 18 века уже имела При этом вес ее почти не изменился с прошлого века и составлял 12, 24 и 48 фунтов. Конечно были пушки и других калибров, но они не получили широкого распространения.

Пушки располагались по всему кораблю: на носу, корме, верхней и нижней палубах. При этом на нижней палубе находились самые тяжелые орудия.

Стоит отметить, что корабельные орудия больших калибров устанавливались на лафете с колесиками. Под эти колесики в палубе делались специальные пазы. После выстрела пушка откатывалась назад энергией отдачи и снова была готова к заряжанию. Процесс заряжания корабельных пушек был довольно сложным и рискованным для расчета делом.

Эффективность стрельбы таких пушек находилась в пределах 300 м, хотя снаряды долетали до 1500 м. Дело в том, что с расстоянием снаряд терял кинетическую энергию. Если в 17 веке фрегат уничтожался 24-фунтовыми снарядами, то в 18 веке линкор не боялся и 48-фунтовых. Чтобы решить эту проблему, в Англии корабли стали вооружаться 60-108-фунтовыми пушками калибром до 280 мм.

Почему пушки на кораблях не были списаны историей в утиль?

На первый взгляд, ракетное вооружение 20 века должно было заменить классическую артиллерию, в том числе и на флоте, однако этого не произошло. Ракеты не смогли полностью заменить корабельные пушки. Причина кроется в том, что артиллерийскому снаряду не страшны любые виды пассивных и активных помех. Он менее зависим от метеоусловий, чем управляемые ракеты. Залп морских пушек неотвратимо достигал своей цели в отличие от своих современных собратьев - крылатых ракет.

Немаловажно то, что морские пушки имеют большую скорострельность и более значительный боекомплект, нежели ракетные установки. При этом надо отметить, что и себестоимость корабельных пушек гораздо ниже ракетного оружия.

Поэтому сегодня с учетом этих особенностей уделяется особое внимание разработке корабельных артиллерийских установок. Работа ведется в условиях строжайшей секретности.

И все же сегодня артиллерийская установка на корабле при всех её плюсах играет больше вспомогательную роль в морском сражении, нежели решающую.

Новая роль корабельной артиллерии в современных условиях

20 век внес свои коррективы в существовавшие до этого приоритеты в морской артиллерии. Развитие морской авиации было тому причиной. Налеты авиации представляли большую угрозу для корабля, чем морские пушки противника.

Вторая мировая война показала, что противовоздушная оборона стала жизненно важной системой в противостоянии на море. Начиналась эпоха нового вида вооружения - управляемых ракет. Конструкторы переключились на ракетные системы. Одновременно с этим были прекращены разработки и выпуск орудий главного калибра.

Однако новое вооружение не смогло полностью вытеснить артиллерию, в том числе и корабельную. Пушки, калибр которых не превышал 152 мм (калибры 76, 100, 114, 127 и 130 мм), все же остались на СССР (России), США, Великобритании, Франции и Италии. Правда, теперь морской артиллерии отводилась больше вспомогательная роль, чем ударная. Корабельные пушки стали использовать для поддержки десанта, защиты от вражеской авиации. На первый план вышла морская Как известно, важнейшим ее показателем является скорострельность. По этой причине скорострельная корабельная пушка стала объектом повышенного внимания военных и конструкторов.

Чтобы повысить частоту выстрелов, стали разрабатываться автоматические артиллерийские системы. При этом делалась ставка на их универсальность, то есть они должны одинаково успешно защищать корабль от вражеской авиации и флота, а также наносить урон береговым укреплениям. Последнее было вызвано изменившейся тактикой военного флота. Почти ушли в прошлое морские баталии между флотами. Теперь корабли стали больше использоваться для проведения операций вблизи береговой линии как средство уничтожения наземных объектов врага. Эта концепция нашла отражение и в современных разработках корабельного вооружения.

Корабельные автоматические артиллерийские системы

В 1954 году в СССР начинают разрабатываться автоматические системы калибра 76,2 мм, а в 1967 году приступили к разработке и выпуску автоматических артиллерийских систем калибров 100 и 130 мм. Итогом работы стала первая автоматическая корабельная пушка (57 мм) двухствольной артустановки АК-725. Позже ей на смену была принята на вооружение одноствольная 76,2-мм АК-176.

Одновременно с АК-176 была создана 30-мм скорострельная установка АК-630, имеющая вращающийся блок из шести стволов. В 80-х годах на флот поступила автоматическая установка АК-130, которая и сегодня стоит на вооружении кораблей.

АК-130 и ее характеристики

130-мм корабельная пушка вошла в состав двухствольной установки А-218. Первоначально разрабатывался одноствольный вариант А-217, но потом было признано, что двухствольная А-218 имеет большую скорострельность (до 90 выстрелов на два ствола), и предпочтение было отдано ей.

Но для этого конструкторам пришлось увеличить массу установки. В результате вес всего комплекса составил 150 т (сама установка - 98 т, система управления (СУ) - 12 т, механизированный арсенальный погреб - 40 т).

В отличие от предыдущих разработок корабельная пушка (фото см. ниже) имела ряд новшеств, повышающих ее скорострельность.

Прежде всего это в гильзе которого были объединены воедино капсюль, пороховой заряд и снаряд.

Также А-218 имела автоматическую перезагрузку боеприпасов, что позволяло использовать весь боекомплект без дополнительных команд человека.

СУ «Лев-218» также не требует обязательного вмешательства человека. Коррекцию стрельбы делает сама система в зависимости от точности взрывов падающих снарядов.

Высокая скорострельность орудия и наличие специализированных выстрелов, имеющих дистанционные и радиолокационные взрыватели, позволяют АК-130 вести стрельбу по воздушным целям.

АК-630 и ее характеристики

Скорострельная корабельная пушка АК-630 предназначена для защиты корабля от авиации и легких кораблей противника.

Имеет длину ствола 54 калибра. Дальность стрельбы орудия зависит от категории цели: воздушные цели поражаются на расстоянии до 4 км, легкие надводные суда - до 5 км.

Скорострельность установки достигает 4000-5000 тысяч выстрелов в минуту. При этом длина очереди может составить 400 выстрелов, после чего требуется перерыв в 5 секунд для охлаждения стволов орудий. После очереди из 200 выстрелов достаточно перерыва в 1 секунду.

Боекомплект АК-630 состоит из двух типов выстрелов: осколочно-фугасного зажигательного снаряда ОФ-84 и осколочно-трассирующего снаряда ОР-84.

Артиллерия флота США

На флоте США также были изменены приоритеты в вооружении. Широко внедрялось ракетное вооружение, артиллерия была задвинута на второй план. Однако в последние годы американцы стали обращать внимание на малокалиберную артиллерию, которая оказалась очень эффективной против низколетящих самолетов и ракет.

Уделяется внимание прежде всего автоматическим 20-35 мм и 100-127 мм. Корабельная автоматическая пушка занимает достойное место в вооружении корабля.

Средний калибр предназначен для поражения всех целей, кроме подводных. Конструктивно установки исполняются из легких металлов и армированного стеклопластика.

Также ведется разработка активно-реактивных выстрелов для 127- и 203-мм артустановок.

В настоящее время универсальная установка Мк45 127-го калибра считается типовой установкой для кораблей США.

Из малокалиберного вооружения стоит отметить шестиствольный «Вулкан-Фаланкс».

В 1983 году в СССР появился проект невиданного корабельного орудия, внешне напоминающего дымовую трубу парохода 19-20 столетия диаметром 406 мм, но с той лишь разницей, что из нее могли вылететь… управляемый зенитный или обычный снаряд, крылатая ракета или глубинная бомба с ядерной начинкой. Скорострельность столь универсального орудия зависела от типа выстрела. Например, для управляемых ракет это 10 выстрелов в минуту, а для обычного снаряда - 15-20.

Интересно, что подобный «монстр» мог легко устанавливаться даже на малых судах (2-3 тыс. т водоизмещением). Однако командование ВМФ не знало подобного калибра, поэтому проекту не суждено было реализоваться.

Современные требования к корабельной артиллерии

По мнению начальника 19-го испытательного полигона Александра Тозика, сегодняшние требования к корабельным пушкам частично остаются прежними - это надежность и точность выстрела.

Помимо этого, современные корабельные пушки должны быть достаточно легкими, чтобы была возможность их установки на легкие боевые корабли. Также требуется сделать орудие малозаметным для РЛС врага. Ожидается новое поколение боеприпасов, имеющих более высокую поражающую способность и увеличенную дальность стрельбы.



Что еще почитать