Конспект НОД старшая группа "Я и моё тело". Я и мое тело. Связь тела и души

Конспект НОД для старшей группы

«Я и мое тело»

Цель: закрепить представление детей о строении собственного тела, дать знания о внутренних органах человека и их назначении, закреплять навыки правильного построения и употребления сложноподчинённых предложений. Расширять знания дошкольников о правильном питании, его значении, о взаимосвязи здоровья и питания. Воспитывать желание быть красивыми и здоровыми.

Материал: схема строения тела человека с внутренними органами, схема тела человека с лабиринтом на каждого ребёнка, картинки продуктов, содержащих витамины А, B,C,D.

Ход НОД:

Воспитатель: Высокие, низкие, далёкие, близкие,

Гиганты, гномы, малыши,

Слабыши, крепыши,

Блондины, брюнеты, шатены,

И всякие аборигены.

И папы, и мамы, и дети

Роднее их нет на свете.

Ребята, посмотрите друг на друга. Все вроде разные на вид. Но есть у каждого есть руки и ноги, и рот. Два уха, два глаза и нос. Но какими бы не были разными, всё равно похожи своим телосложением. Давайте вспомним ещё раз из каких частей состоит наше тело.

(Ребёнок говорит слово и показывает названную часть туловища)

Быть у каждого должна очень умной…(голова)

Животик, спинка и грудь – их вместе…(туловищем) зовут.

Съел еду я всю и вот мой наполнился…(живот)

На прогулке не забудь закрывать от ветра…(грудь)

(Руки)…. Чтоб ласкать, трудиться, воды из кружечки напиться.

На руке сидят мальчики, очень дружные …(пальчики)

Бегут по дорожке, резвые…(ножки)

Спотыкнулся через Генку и ушиб себе…(коленку)

Воспитатель: какие части туловища вы ещё не назвали? (плечи, таз, бёдра, стопа)

Молодцы! Хорошо вы знаете строение тела человека. А можете ли вы на ощупь найти нужную часть тела?

Игра «Найди на ощупь названную часть тела»

(Дети становятся парами, одному из пары закрывают глаза. И он должен найти названную педагогом часть тела. Потом меняются местами)

Воспитатель: Хорошо, и с этим заданием вы справились. А теперь пройдите и тихонько сядьте на свои места. Знать строение нашего тела, значит знать самих себя. Чем больше вы знаете о себе, тем лучше. Внутри человека находятся органы, которые помогают человеку расти и развиваться.

Ребята, положите руку на грудную клетку с левой стороны. Давайте тихонечко посидим и прислушаемся к себе. Чувствуете, как внутри что-то стучит? Что это такое? (Это сердце, очень важный орган)

Правильно. Увидеть его мы не можем, но можем услышать, если приложить руку к грудной клетке, как только что сделали. А кто может показать на схеме сердце?

(Ребёнок показывает на схеме сердце).

Сердце человека размером чуть больше его кулака. Сожмите свой кулачок и мы увидим у кого какое сердце. Сердце работает и днём и ночью, никогда не останавливается. Оно как насос перегоняет кровь по всему организму. Это очень важный орган.

А теперь замрите и прислушайтесь к своему организму. Что ещё вы чувствуете и слышите? (Мы слышим своё дыхание). Верно, у человека есть ещё один важный орган, который помогает нам дышать и как сердце работает без перерыва. Что это за орган? Это лёгкие. Их у человека два. (Показывает на схеме). Может ли человек прожить без дыхания? Давайте попробуем на несколько минут задержать дыхание. Не получается? Значит, человек не может жить без дыхания. Ребята, во время вдоха мы вдыхаем определённое количество воздуха (с помощью воздушного шарика проверяют объём лёгких).

Чтобы организм хорошо работал, все должны хорошо питаться. Каждый день мы употребляем пищу. Из тарелки пища попадает в рот и начинается удивительное путешествие пищи. Кто может рассказать об этом путешествии? (ребёнок рассказывает, воспитатель показывает на схеме желудок). В желудке пища переваривается и превращается в питательные вещества.

А сейчас мы с вами отдохнём.

Физкультминутка.

Теперь вы видите. Что человеческий организм очень сложный. Кто знает, что нужно организму? Чтобы человек был здоров, рос и развивался? (человек должен употреблять полезные продукты, богатые витаминами)

Да, витамины очень важны для здоровья. Их очень много, но самые главные – это витамины A, B,C,D.

Витамин A - мы обозначим зелёным цветом.

Витамин B - красным, C - синим цветом, D-жёлтым цветом.

Посмотрите на рисунок тела человека. Вокруг расположены кружки – это витамины. От каждого витамина идёт лабиринт к органу человека. Пройдите лабиринт и узнайте, какие витамины нужны тому или иному органу. (Делают вывод: витамин A помогает зрению, B – сердцу, C – лёгким, D – укрепляет наши кости.

А теперь давайте посмотрим на плакат и, расскажем, в каких продуктах содержится тот или иной витамин.

Итог НОД:

Сегодня мы с вами вспомнили, из каких частей состоит тело человека, узнали, какие внутренние органы есть у нас, что нужно делать, чтобы организм наш хорошо работал.

КОНСПЕКТ

непосредственно образовательной деятельности

старшая группа

«Я и мое тело»

Цель: формировать представление о себе как о человеке («у меня есть тело», «тело нужно, чтобы жить»; «я отличаюсь от животных», «из каких частей состоит моё тело?»).

Задачи:

Познакомить детей со строением тела человека.

Уточнить возможности организма: я умею бегать, прыгать, петь, смотреть, слушать, кушать, терпеть жару и холод, переносить боль, дышать, думать, помогать другим людям;

Закреплять понятие «один – много»;

Расширять словарный запас: люди, человек, голова, туловище, ноги, руки и т.д.;

Развивать умение соотносить свои движения со словами текста;

Воспитывать навыки культурного поведения

Воспитывать чувство гордости, что «Я – человек»;

Вызвать интерес к дальнейшему познанию себя.

Предварительная работа:

1. Игра “Зеркало” - ребёнок рассказывает о своём лице (цвет волос, характерные черты)

2. Целевая прогулка: в кабинет к медицинской сестре.

3. Сюжетно-ролевая игра “Больница”.

Материалы: портреты людей с разной внешностью (национальности), кукла, медицинские принадлежности для обработки ранки, портрет спортсмена и укутанного ребёнка, игрушка или картинка скелета, энциклопедия для дошкольников - раздел «Анатомия человека», картинки, где изображены один человек и много, 3–4 картинки с изображением действий людей (девочка бежит, мальчик играет с мячом, дедушка читает и т. п.), игрушка кошка, небольшой кусочек хлеба, 2 ватные палочки: одна из которых пропитана духами, а вторая соком чеснока.

Образовательные технологии:

Здоровьесберегающие;

Игровые;

Технологии развивающего обучения.

Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие.

Методические приемы:

  1. Демонстрация.

    Дидактические игры.

    Собственная деятельность детей.

    Физкультминутка.

Ход занятия:

Воспитатель:

Здравствуйте, ребята! У каждого из нас есть родители, братья, сестры – это наша семья. В одной семье люди похожи друг на друга. Люди во всём мире не могут походить друг на друга. Цвет наших волос и кожи, форма глаз, ушей, носа и подбородка отличают нас друг от друга (показ нескольких портретов с разной внешностью).

Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь! И я вам улыбнусь: и Дане, и Вите, и Ане.

А как можно назвать Аню? Кто она? (Человек.)

А Даня кто? Тоже – человек. И я человек, и Витя тоже.

Все вместе – мы люди!

Когда один – называют «человек», когда много – «люди»!

На Земле живёт очень много людей. Каждый человек неповторим по своему характеру, своим взглядом на жизнь, душевным качествам, но все люди одинаковы по физическому устройству: имеют одинаковое строение тела, внешних и внутренних органов. Но кто-то часто болеет, а кто-то всегда бодр и здоров. Некоторые все время чем-то недовольны, любят только себя, а другие веселы и, чем могут, помогают другим людям... И у каждого из вас тоже есть своё тело. Вставайте, рассмотрим наше тело.

Дети встают.

Тело человека состоит из головы, туловища, двух верхних конечностей – это руки и двух нижних конечностей – это ноги.

Дети повторяют названия частей тела и показывают руками.

Посмотрите, моё тело похоже на Данино, на Витино, мы все с вами похожи, потому что мы – люди!

Ребята, все люди похожи друг на друга и у нас одинаковое тело. А на животных мы похожи? У них есть тело, как у человека? (Ответы детей).

За дверью раздаётся мяуканье кошки. Воспитатель приносит кошку, дети здороваются, гладят её, рассматривают.

– У кошки – лапы, а у человека – руки и ноги.

– Кошка ходит на четырёх лапах, а человек на двух ногах.

– У кошки – хвост, а у человека – нет.

– Но у кошки есть голова, и у человека есть голова.

– У кошки – пушистая шерсть, а у человека – гладкая кожа.

– Человек разговаривает, а кошка – мяукает.

– Похожи мы на кошку или нет?

– Конечно, нет. Мы – люди, а кошка – животное. У кошечки своё тело, а у человека своё (Дети прощаются с кошкой).

Отгадайте загадку:

Не сеют, не сажают,

А сами вырастают. (Волосы)

Познакомимся с их свойствами. Потрогай свои волосы. Подавите их. Подергайте. Закройте глаза, осторожно прикоснитесь к волосам соседа. Почувствовали? А теперь подергайте – тихонько. Что почувствовали? (ответы детей: боль)

Кто догадался, зачем нам нужны волосы? (ответы детей: защищать голову, воспринимать некоторые воздействия, согревать и защищать от жарких лучей солнца.)

Отгадайте загадку:

Оля смотрит на кота,

На картинки-сказки.

А для этого нужны

Нашей Оле... (Глазки)

Сейчас узнаем, зачем они нужны. Все закройте глаза и не открывайте, пока я не скажу. Скажите, что я делаю? Глаза не открывайте. (Воспитатель показывает книгу, дети молчат). Откройте глаза. Вот что я делала. (Педагог повторяет свои действия). Зачем нужны глаза? (Чтобы видеть).

У глаз есть помощники и защитники. Посмотрите друг на друга. Поморгайте. Какой орган в этом участвует? (ответ: веки). Зачем нужно моргать? Помашите рукой перед глазами своего товарища. Что сделал товарищ? Зачем нужны веки, ресницы? Рассмотрим, зачем нужны брови. Когда умываем лицо, капельки бегут вниз со лба. Что делаю веки? (ответ: защищают глаза от воды, пыли и т.д.)

Отгадайте загадку:

Вот гора, а у горы

Две глубокие норы.

В этих норках воздух бродит,

То заходит, то выходит. (Нос)

Проверим, зачем нужен нос. Зажмите нос одной рукой, а губы другой рукой. Зачем нужен нос? (ответ: чтобы дышать).

Закройте глаза (Воспитатель подносит ватную палочку к носу ребенка). Что почувствовали?

Так зачем нам нос? (ответ: дышать и различать запахи)

Отгадайте загадку:

Оля слушает в лесу,

Как кричат кукушки.

А для этого нужны

Нашей Оле... (Уши)

Проверим, зачем нам нужны уши. Плотно закройте уши ладошками, прижмите ладошки к ушам. (Воспитатель произносит 2-4 слова). Откройте уши. Что я только что делала? (ответ: говорили, мы видели по губам). А что я говорила? (не слышали?)

Так зачем нам уши? (ответ: чтобы слушать).

Отгадайте следующую загадку:

Красные двери в пещере моей,

Белые звери сидят у дверей.

И мясо, и хлеб - всю добычу мою -

Я с радостью белым зверям отдаю. (Губы, зубы, рот)

Проверим, зачем нам нужен рот. Перед вами кусочек хлеба. Съешьте его.

Теперь сожмите губы пальцами скажите: «Мама, папа, я иду гулять».

Так зачем нам рот? (ответ: чтобы есть, разговаривать и чувствовать вкус.)

Отгадайте загадки:

Оля весело бежит

К речке по дороге.

А для этого нужны

Нашей Оле... (Ноги)

Оля ягодки берет

По две, по три штуки.

А для этого нужны

Нашей Оле... (Руки)

Узнаем, зачем человеку руки, Вика подойди ко мне. Убери руки назад за спину и возьми со стола книгу. Не поворачивайся. Зачем тебе руки? (ответ: чтобы брать предметы.)

А теперь подходите все по группе, только без ног. Зачем нам ноги?

Физкультминутка «Вот какое мое тело!»

У меня есть голова

Направо - налево, раз – два.

(Повороты головы направо – налево, наклоны головы)

Она сидит на крепкой шее,

Повертели – повертели.

(Круговые повороты шеей)

Затем туловище идет,

Наклон назад, наклон вперед,

Поворот – поворот.

(Руки на поясе, наклоны, повороты)

Умелые руки есть у всех,

Вверх- вниз, вниз – вверх.

(Рывки руками вверх – вниз)

Ноги нам нужны, чтоб бегать,

Прыгать, приседать, стоять.

(Бег на месте, подскоки, приседания)

Вот какое мое тело!

С ним все сделаешь на «пять»!

Внутри туловища есть очень много органов. Давайте послушаем, как работает сердце. Положите руку на грудь и послушайте свое сердце.

Есть в туловище и другие органы: желудок, кишечник.

Показ иллюстраций органов.

Все органы защищает твердый крепкий костюм.

Что это за костюм? (скелет)

А из чего состоит скелет? (из костей)

Кости скелета защищают наши внутренние органы от повреждений, поддерживают тело и придают ему форму.

Места соединений костей называются суставами (колени, локти, позвоночник, плечи).

Кости наши крепкие, но иногда они ломаются при падении, такое повреждение называется переломом.

На костях крепятся мускулы.

Если вы слышали такое слово, то покажите, где у вас мускулы? (на руках, на ногах - дети показывают). Мускулы не только на руках, но и на ногах. (пошевелить ногой, встать на носочки, потрогать икроножную мышцу). Мускулы помогают нам открывать и закрывать рот, дышать – мускулы грудной клетки. Даже улыбаемся, жуём, моргаем, хмуримся мы при помощи мускул. Как вы думаете, у кого крепче мускулы? (показ картинок спортсмена и укутанного ребёнка)

Почему? Кто нам помогает сделать мускулы сильными и крепкими? Спорт!!!

Мускулы покрыты кожей.

Покажите, где кожа (везде).

Какая у нас кожа? (мягкая, гладкая, светлая)

Что случится с кожей, если мы повредим её: обожжём, ударим, порежем, оцарапаем?

Дети находят повреждения кожи у себя.

Что нужно сделать, если появилась ссадина?

Ответы детей. (Демонстрация предметов, необходимых для оказания первой помощи: лейкопластырь, вата, бинт, йод, зелёнка).

Вот мы и рассмотрели наше тело! Оно действует, как чудесная машина, которая умеет смеяться, плакать, ходить, бегать, а также играть, любить, рисовать, кушать кашу. Тела людей очень похожи между собой и отличаются от тел животных.

Тело человека

Что такое наше тело?

Что оно умеет делать?

Улыбаться и смеяться,

Прыгать, бегать, баловаться…

Наши ушки звуки слышат.

Воздухом наш носик дышит.

Ротик может рассказать.

Глазки могут увидать.

Ножки могут быстро бегать.

Ручки все умеют делать.

Пальчики хватают цепко

И сжимают крепко-крепко.

Чтобы быть здоровым телу,

Надо нам зарядку делать.

Ручки мы поднимем: «Ох!»,

Сделаем глубокий вдох!

Наклонимся вправо – влево…

Гибкое, какое тело!

И в ладошки вместе: «Хлоп!»

И не хмурь красивый лоб!

Потянулись – потянулись…

И друг другу улыбнулись.

Как владеем мы умело

Этим стройным, сильным телом!

(М. Ефремова)

Рефлексия:

Вот и молодцы хорошо поработали!

Что вам сегодня понравилось? (ответы детей)

Всем спасибо!

Как часто мы слышим: главное не внешность, главное внутри! Слышим и не верим, продолжая ненавидеть собственное отражение в зеркале. Терапевт Маргарита Шанова предлагает глубже разобраться в проблеме. Как тело становится одеждой, по качеству и фасону которой мы судим о себе и о других? К чему это приводит? И как научиться ценить себя не только за формы? Статья основана на реальных примерах из терапевтической практики.

«Сегодня утром я смотрюсь в зеркало и ненавижу себя. Я кручусь, чтобы найти нужный ракурс и испытать мимолётное чувство радости: «Да я ничего!», — чтобы утешиться.

Я объясняю себе, как ребёнку: «Это особенности строения женского тела, жир на животе и бёдрах – это нормально. Ты уже столько сил вложила, чтобы нормализовать питание, ты уже периодами слышишь себя, подожди ещё чуть-чуть…» Становится немного легче. Я перевожу взгляд с зеркала на свои ноги и чувствую, как отвращение снова накатывает на меня волной…

Сегодня танцы. Вновь я буду видеть худые и накаченные тела подруг в обтягивающей одежде и на шпильках (я их не ношу), буду утешать себя, убеждать не сесть на диету и не записаться в зал (слишком много было таких попыток). Я устала. Я уже не хочу быть худой (моё тело слишком яростно этому сопротивляется), но я хочу перестать ненавидеть себя за это…» (Здесь и далее мы приводим цитаты из дневников наших клиентов с их согласия (прим. ред.)

В приведённом фрагменте – знакомые переживания девушки, живущей с нарушениями образа тела.

Известный терапевт и исследователь расстройств пищевого поведения Кристофер Фэберн (C. Fairburn) считает, что непринятие тела лежит в ядре любого расстройства пищевого поведения. Оно запускает и избыточные тренировки, и первые диеты, и приступы рвоты… При этом на протяжении жизни симптоматика может меняться, но «напряжённые» отношения с телом остаются.

В этой статье мы разберём один из механизмов, по которому происходит нарушение контакта с телом, и что с этим можно делать.

Наше тело — прежде всего биологическая система. Оно «разговаривает» с нами языком ощущений (тепло-холодно, приятно-неприятно, вкусно-невкусно). Если к телу прислушаться, можно понять много интересного о себе. В компании каких людей нам комфортно и расслабленно, а каких — скованно? К чему нас тянет, где мы оживаем, расправляемся, а где гаснем? Что и когда нам есть, кто нас возбуждает?

Тело живёт и реагирует, более того, его реакции более базовые, глубокие, чем построения нашего ума. Тело мудрее нас.

Но так как мы живём в социуме, наше тело становится ещё и социальным объектом. Форма тела, заданная биологически и призванная решать биологические задачи, становится признаком успешности, наличия силы воли, гарантом счастливой жизни.

Если эта социальная ситуация совпадает с определёнными биологическими предпосылками, событиями в личной и семейной истории, то у человека происходит «сбой» в его отношениях с телом. О причинах я писала в статье «Я толстая!» Откуда берется негативный образ тела?

Когда появляется сверхценность идеальной внешности, я и тело отсоединяемся друг от друга. Я начинаю воспринимать его как объект, как то, что можно «проработать» отдельно от меня. Будто одежда, которую легко сменить на более новую или дорогую… Более того, с формой тела начинает быть очень сильно связана самооценка. Как это проявляется и что с этим делать? Давайте разбираться.

Моё тело – объект?

В каком варианте вы узнаете себя: в первом или во втором?

… Несколько вечеров в неделю после занятий фитнесом я принимаю душ и мажу своё тело кремом. Действую выверенными движениями, максимально способствующими впитыванию. Что я чувствую, пока моюсь и наношу крем?… Ничего. Обычно, в этот момент я думаю о том, что готовить на ужин, как успеть проверить домашние задания у детей, тревожусь, если не выполнила тренировочную норму, необходимую, чтоб ягодицы, наконец, стали выше… Я замечаю, как после крема кожа выглядит напитанной и молодой. Я думаю о том, что никто не даст мне моего возраста, я молодец…

… Несколько вечеров в неделю после занятий фитнесом я принимаю душ и мажу своё тело кремом. Люблю это время. Чувствую, как горячая вода смывает напряжение с мышц, прохожусь гелем по телу, слегка массируя… Замечаю, что запах ароматизатора у шампуня слишком химический, надо бы новый…Потом крем, кожа от него становится мягче, чувствую, как тело благодарно мне за то, что я глажу его с нежностью и силой. Смотрю в зеркало – кажется, румянец и блеск меня красят. Что бы приготовить на ужин?»

Одно и то же действие, связанное с телом, можно совершать, воспринимая тело как объект для манипуляций или же находясь в этот момент в нём.

Например, можно ходить в спортзал, находясь внутри тела, ощущая его, выбирая те движения, делать которые комфортно. А можно ковать из тела определённую форму, игнорируя его сигналы «мне плохо, перестань тренироваться, объедаться, общаться с людьми, которые обижают!»

Наша культура способствует объективации телесности. Отовсюду нам говорят: «Если у тебя худое тело, то тебя полюбят, возьмут на работу, ты будешь успешен».

Ты можешь просыпаться по утрам всклокоченной и несчастной, но предъявлять себя миру определённой: утончённой любительницей йоги и овощей, заядлой спортсменкой, успешной бизнес-вумен. Моё тело – презентация меня для других. А иногда и для самой себя.

Более того, часто именно это тело-объект становится носителем моей самооценки.

Что останется, если убрать зеркало? Существуете ли вы, если нет вашего отражения?

Когда самооценка спаяна с внешностью, есть чёткое убеждение переживание: то, как я выгляжу, это и есть я. Неудивительно, что именно с внешним видом яростно хочется что-то сделать. Ведь если я толстая, то это значит, что я плохая, грязная, отвратительная, нежеланная, глупая, слабая (нужное подчеркнуть, недостающее добавить). Более того, я такая не только сама для себя. Я ещё и предъявляю эту свою неблаговидную суть окружающим (тело-то не скрыть). Я-толстая не имею шансов на счастье и принятие (а все мы хотим именно этого).

Поэтому наши клиентки порой предпочли бы вовсе быть без тела, если оно недостаточно худое.

«… Да, у меня неполноценная жизнь. Но что такое полноценная? Почему я ее совсем не представляю? Я не помню, когда последний раз радовалась чему-либо, кроме отвеса. Не помню, чтобы я вообще делила периоды своей жизни на хорошие и плохие, на чёрные и белые полосы по какому-то иному признаку, кроме как по тому, была я в тот или иной период «толстой» или «худой».

«Я не знаю другой радости, я не знаю другого мерила собственного успеха, я не знаю другой цели, другого смысла, я не знаю больше ничего…»

Большинство наших клиенток – девушки и женщины очень умные. Расстройства пищевого поведения поражают отличниц. И чем больше перфекционизма, тревожности, чувствительности, тем глубже расстройство запускает свои метастазы.

На уровне логики у этих женщин есть чёткое понимание и согласие, что да, я – это не только внешность. Они легко пишут списки того, за что ещё можно себя ценить, раскладывают по полочкам причины произошедшего и т.д.

Понимать-то понимают, но вот переживания от этого не меняются. Здесь необходима долгая работа, связанная с эмоциональным присвоением себе себя.

Что присваиваем? Весь тот опыт, который мы прошли за жизнь: разодранные колени, дружба и предательство, похудение и набор веса, первый поцелуй, первый ребёнок, развод и защита диссертации.

Во всех этих моментах я присутствовала в своём теле, я проживала их вместе с ним. Моё я, в том числе моё телесное я, спаяно из всего этого. Я — это не только мой прожитый опыт и не только тело. Это и то, и то, накрепко слитое друг с другом.

То, какое у меня тело, если мы не говорим о врождённых заболеваниях, дефектах и т.д. – это отражение того, какой я изнутри и какой жизнью я живу.

На терапии я прошу клиента проделать опыт, чтобы прочувствовать это. Стоя перед зеркалом, увидеть в начале себя-отражённого , себя-оболочку, форму, размер.

А потом закрыть глаза и почувствовать себя изнутри, себя-глубинного – качества, страхи, мечты, себя как часть проявления жизни, которую мы каждый несём в себе.

И затем снова открыть глаза. И посмотреть на себя, находясь внутри.

Когда мы замечаем, признаем, что внутри мы все неидеальны и учимся предъявлять эту «неидеальность» и окружающим, и самому себе, мы перестаём нуждаться в теле как в неком буфере, подушке между мной и миром.

Какие задачи мы решаем через тело?

Отношение к телу как к объекту также даёт нам возможность различные проблемы своей жизни объяснять тем, что наши формы неподходящие, а решение этих проблем видеть в изменении тела.

Если у вас в копилке много лет хронического недовольства телом, то формируется привычка (бессознательная!) любое негативное переживание интерпретировать, переводить в ощущение «я некрасивая». Вот один яркий пример из моей практики.

У меня на сессии клиентка. Она практически справилась с компульсивным перееданием, да и отношение к телу стало спокойным. У нас был перерыв в терапии на месяц, потому что она уезжала в путешествие по Европе. Вернулась она за несколько дней до сессии. Жалуется, что после возвращения стала испытывать отвращение к себе вплоть до невозможности смотреть в зеркало, при том, что тело-то осталось тем же самым. Разбираемся, что произошло. Говорит, что поездка прошла замечательно: отдых, свобода, закрутился лёгкий роман, питание было без перееданий.

Возвращение в Москву было стремительным и неприятным. Женщина отравилась в самолёте, на работе произошли перемены и увеличение нагрузки, начавшийся роман завершился, коллеги напрягают… Таким образом, приехав, клиентка испытала целую гамму негативных эмоций и мыслей. Сомнения, хочет ли она тут работать, грусть из-за личной жизни, физическое ослабление организма… И всё это «канализировалось» в ощущение «я толстая» и, как следствие – желание сесть на диету и начать избыточные пробежки.

Ведь что делать со всем ворохом сложностей в жизни – непонятно. Переживания часто смутные, неприятные или слишком болезненные, и мы их «выносим вовне», проецируем на тело. Потому что тело – вот оно, под рукой, его можно худеть, украшать, тренировать.

Это и правда на какой-то момент дает облегчение. Иначе бы мы этого не делали.

Даёт облегчение, потому что мы чувствуем, что к нам возвращается контроль. Потому что мы сразу получаем волну социального одобрения. Тело как объект начинает играть свою роль, скрывая ото всех истинные переживания.

Но скоро все начинается по-новому. Проблемы, лежащие за пределами тела, нельзя решить через тело.

Что делать?

Научиться ощущать свое тело и находиться внутри него, даже если это дискомфортно.

В этом помогает движение с посильной нагрузкой, ровно той, которую вы можете переживать. Обратите внимание, что при слишком сильной нагрузке тело перестаёт ощущаться, как и при чересчур лёгкой.

Также нужно научиться чувствовать заземлённость, дыхание, тренировать ловкость и координацию. В этом полезны все практики медитации. Они развивают телесную чувствительность и при этом повышают осознанность.

Поверьте, когда у вас есть телесная чувствительность, негативная оценка затрагивает гораздо меньше. Если я ощущаю своё тело как сильное и гибкое, извне сложнее на меня повлиять.

Отказаться от объектного отношения к телу.

Ненавидеть своё тело я могу лишь тогда, когда я «вылетаю» из него и смотрю со стороны, когда я не в нём. Смотрю со стороны и сравниваю с телом соседки или модели из рекламы. Сравниваю не в свою пользу.

Обычно перед этим обострением непринятия что-то происходит: увидел фото, встретил знакомых, не налезло платье.

Ловите эти моменты «вылетания» и раз за разом снова возвращайте себя внутрь, к переживанию себя. Если вы ощущаете своё тело как живое и чувствующее, обесценить его гораздо сложнее.

Искать те задачи, которые вы решаете через тело, и решать их иначе.

Снимайте эту нагрузку с тела. Исследуйте, какие эмоции связаны с разными частями тела и историю этого. Полезной может быть работа с линией жизни, когда вы рассматриваете, как на разных этапах менялась отношения к телу, с какими ещё жизненными событиями это было связано. Зачастую, глубоко эту работу удается проделать только вместе со специалистом.

Учиться осознавать свою личность не только как видимый образ.

Вы – это не только образ отражённый, но и сумма внутренних эмоциональных жизненных опытов. Работайте с тем, что я – это не только тело, а самооценка базируется не только на телесности.

Важный нюанс: так как формирование искажённого или негативного образа тела происходило в контакте с другими людьми, то и его исцеление тоже гораздо лучше происходит в группе, где есть Другой . Можно долгое время заниматься йогой и всё чувствовать в своём теле, но сильно зажиматься, когда рядом кто-то появляется. Поэтому хорошо подойдут все виды контактного движения, специализированная групповая терапия или индивидуальная терапия, когда в роли Другого — терапевт.

«Уже несколько месяцев я хожу на группу, направленную на принятие тела.

Я злюсь на себя за то, что так долго я не заботилась о нём. Мне страшно, что оно навсегда останется таким. Мне очень больно, когда я думаю о прошлом.

Я так долго обвиняла своё тело в предательстве, но, кажется, настоящий предатель тут — я.

Я говорю себе, что если я переедаю – это не значит, что я плохая. Это значит, что временами мне бывает очень-очень трудно. Если моё тело такое – это не значит, что я слабая или безвольная. Это значит, что я долгое время не знала, как справляться с жизнью.

И все эти мысли и чувства… осуждение и принятие… радость, гнев и боль… всплывают в моей голове. Всплывают и уходят. Я научилась видеть их. Но я перестала за них цепляться.

Я прощаю себя за всё то, что я сделала не так. За свои осуждающие мысли. За бесконечные диеты, срывы и обесценивание. Я прощаю других, тех, кто вольно или невольно, делал мне хуже.

Прощаю. И стараюсь дышать. Глубоко».

Эта статья интерактивная. Свои вопросы вы можете задать в комментариях под анонсами этой статьи в наших соцсетях. Я отвечу на них в этот четверг, 24 августа 2017 года, в прямом эфире!

АНО ДО «Планета детства «Лада»

Детский сад № 63 «Весняночка»

г.о. Тольятти

Конспект НОД

Тема: «Я и мое тело».

(подготовительный к школе возраст)

Составил: Шмелева Галина Владимировна

Должность: воспитатель (вторая квалификационная категория)

2017 уч.год

Цель : Формировать у детей умения использовать знания о здоровом образе жизни для своего оздоровления, вырабатывать собственный вариант здорового образа жизни. закрепить представление детей о строении собственного тела, Расширять знания дошкольников о правильном питании, его значении, о взаимосвязи здоровья и питания. Воспитывать желание быть красивыми и

здоровыми.

Задачи:

Физическое воспитание :

  1. Формировать и закреплять навыки здоровьесберегающих технологий, способствующих осознанному отношению к собственному здоровью.
  2. Формировать навыки здорового образа жизни.
  3. Развивать умение применять знания о здоровом образе жизни на практике.

Социально - коммуникативное развитие :

  1. Воспитывать у детей осознанные чувства по отношению к своему здоровью;
  2. Развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности, умение работать в команде, инициировать общение и совместную деятельность, вежливо откликаться на предложение общения, совместные игры.
  3. Воспитывать положительное отношение к сохранению и укреплению собственного здоровья.

Речевое развитие :

  1. Обогащать и активизировать словарный запас детей по теме занятия. Ввести в активный словарь детей понятия: сердце, легкие, витамины.
  2. Развивать навыки связной речи;
  3. Закреплять умения детей отвечать на вопросы полным ответом. Высказывать свое мнение, активно участвовать в обсуждении.
  4. Развивать умение высказывать оценочные суждения о фактах и явлениях, ухудшающих или улучшающих здоровье человека.
  5. Совершенствовать умение детей использовать в речи сложно сочиненные и сложноподчиненные предложения.

Познавательное развитие :

  1. Продолжать знакомить детей с понятием «здоровый образ жизни».
  2. Обобщить элементарные знания детей о работе различных органов человека, их названия.
  3. Развивать умения обследовать образцы, схемы, устанавливать взаимосвязь с практическим назначением.
  4. Закрепить представление детей о строении собственного тела.
  5. Расширять знания дошкольников о правильном питании.
  6. Закрепить представление детей о строении собственного тела, дать знания о внутренних органах человека и их назначении.
  7. Расширять знания дошкольников о правильном питании, его значении, о взаимосвязи здоровья и питания. Воспитывать желание быть красивыми и здоровыми.

Оборудование и материалы:

схема строения тела человека с внутренними органами, схема тела человека с лабиринтом на каждого ребёнка, картинки продуктов, содержащих витамины А,B,C,D.

Формы организации совместной деятельности.

Используемые технологии и средства реализации задач.

- Здоровьесберегающие технологии;

Интерактивные технологии.

Предварительная работа с родителями и детьми:

  • С родителями:

Предложить родителям совместно с детьми изучить дополнительную литературу о строении человеческого тела, о функциях органов человеческого организма.

  • С детьми:

Рассматривание энциклопедий о строении человеческого тела; беседы о здоровом образе жизни и его атрибутах.

Ход образовательной деятельности:

Дети и воспитатель становятся в круг на массажные дорожки..

Воспитатель: Ребята, я хочу предложить вам рассмотреть друг друга, а пока вы это будете делать, давайте подготовим наш язычок (артикуляционная гимнастика).

Воспитатель: Высокие, низкие, далёкие, близкие,

Гиганты, гномы, малыши,

Слабыши, крепыши,

Блондины, брюнеты, шатены,

И всякие аборигены.

И папы, и мамы, и дети

Роднее их нет на свете.

Ребята, посмотрите друг на друга. Все вроде разные на вид. Есть у каждого руки и ноги, и рот. Два уха, два глаза и нос. Но какими бы не были разными, всё равно похожи своим телосложением. Давайте вспомним ещё раз из каких частей состоит наше тело.

(Ребёнок говорит слово и показывает названную часть туловища)

Правильно, все верно, а если вот так:

(Игра «Закончи предложение»):

Быть у каждого должна очень умной…(голова)

Животик, спинка и грудь – их вместе…(туловищем) зовут.

Съел еду я всю и вот мой наполнился…(живот)

На прогулке не забудь закрывать от ветра…(грудь)

(Руки)…. Чтоб ласкать, трудиться, воды из кружечки напиться.

На руке сидят мальчики, очень дружные …(пальчики)

Бегут по дорожке, резвые…(ножки)

Спотыкнулся через Генку и ушиб себе…(коленку)

Воспитатель: какие части туловища вы ещё не назвали? (плечи, таз, бёдра, стопа)

Молодцы! Хорошо вы знаете строение тела человека. А можете ли вы на ощупь найти нужную часть тела? (дети перемещаются на ковер)

Игра «Найди на ощупь названную часть тела». (Дети становятся парами, одному из пары закрывают глаза. И он должен найти названную педагогом часть тела, потом меняются местами)

Воспитатель: Хорошо, и с этим заданием вы справились. А теперь пройдите и тихонько сядьте на свои места. (дети садятся на коврик, воспитатель следит за осанкой детей) Знать строение нашего тела, значит знать самих себя. Чем больше вы знаете о себе, тем лучше. Внутри человека находятся органы, которые помогают человеку расти и развиваться.

Ребята, положите руку на грудную клетку с левой стороны. Давайте тихонечко посидим и прислушаемся к себе. Чувствуете, как внутри что-то стучит? Что это такое? (Это сердце -очень важный орган)

Правильно. Увидеть его мы не можем, но можем услышать, если приложить руку к грудной клетке, как только что сделали. А кто может показать на схеме сердце? Посмотрите (Ребёнок показывает на схеме сердце).

Сердце человека размером чуть больше его кулака. Сожмите свой кулачок и мы увидим у кого какое сердце. Сердце работает и днём и ночью, никогда не останавливается. Оно как насос перегоняет кровь по всему организму. Это очень важный орган.

А теперь замрите и прислушайтесь к своему организму. Что ещё вы чувствуете и слышите? (Мы слышим своё дыхание). Верно, у человека есть ещё один важный орган, который помогает нам дышать и как сердце работает без перерыва. Что это за орган? Это лёгкие. Их у человека два. (Показывает на схеме). Может ли человек прожить без дыхания? Давайте попробуем на несколько минут задержать дыхание. Не получается? Значит, человек не может жить без дыхания. Ребята, во время вдоха мы вдыхаем определённое количество воздуха. (с помощью воздушного шарика проверяют объём лёгких). Расскажите нам, как зависит наш организм от работы сердца и легких. (составление рассказов детьми)

Чтобы организм хорошо работал, все должны хорошо питаться. Каждый день мы употребляем пищу. Из тарелки пища попадает в рот и начинается удивительное путешествие пищи. Кто может рассказать об этом путешествии? (ребёнок рассказывает, воспитатель показывает на схеме желудок). В желудке пища переваривается и превращается в питательные вещества. (во время последнего задания дети массируют в ладонях каштаны, желуди)

А сейчас мы с вами отдохнём. Физминутка.

Теперь вы видите. Что человеческий организм очень сложный. Кто знает, что нужно организму? Чтобы человек был здоров, рос и развивался? (человек должен употреблять полезные продукты, богатые витаминами)

Да, витамины очень важны для здоровья. Их очень много, но самые главные – это витамины A, B,C,D. (работа с интерактивной доской)

Витамин A - мы обозначим зелёным цветом.

Витамин B - красным,C - синим цветом, D-жёлтым цветом.

Посмотрите на рисунок тела человека. Вокруг расположены кружки – это витамины. От каждого витамина идёт лабиринт к органу человека. Пройдите лабиринт и узнайте, какие витамины нужны тому или иному органу. (Делают вывод – витамин A помогает зрению, B – сердцу,C – лёгким, D – укрепляет наши кости.

А теперь давайте посмотрим на плакат и расскажем, в каких продуктах содержится тот или иной витамин.

Итог занятия: Сегодня мы с вами узнали много интересного. О чем мы вспомнили (из каких частей состоит тело человека, узнали, какие внутренние органы есть у нас, что нужно делать, чтобы организм наш хорошо работал). Ребята, что вам сегодня понравилось больше всего? Что показалось самым легким (трудным)? О чем бы вы хотели узнать по- подробнее?



Что еще почитать