Конспект логопедического занятия по слоговой структуре. Конспект открытого занятия по формированию слоговой структуры слова с исползованием логоритмических упразхнений. Тема: «Формирование слоговой структуры слов в игре»

Тувышкина О.В., учитель-логопед высшей категории МБДОУ д/с № 7.

Коррекционно – образовательные задачи. Формирование умения четко произносить двусложные слова с закрытым слогом. Уточнение артикуляции и правильного произношения звука [т]. Совершенствование навыка слогового анализа и грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительно – ласкательным суффиксом -ик, -ок, -ёк).

Коррекционно – развивающие задачи. Развитие фонематического восприятия, пространственных представлений, оптико-пространственной ориентации, динамической и ритмической организации движений, внимания, памяти.

Коррекционно – воспитательные задачи. Воспитание навыков сотрудничества в игре и непосредственно образовательной деятельности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование. Изображение или игрушка Лунтика; интерактивная доска, презентации к играм “Угадай игрушку”, “Домики для слов”; чистые листы бумаги, восковые мелки, набор счетных палочек на каждого ребенка, плоскостные изображения ладоней и ступней, мяч, шкатулка с заданиями в конвертах.

  1. Организационный момент.
  2. Дети заходят и становятся рядом с логопедом.

    Логопед. К нам в гости пришла посылка от необычного сказочного героя. Попробуйте отгадать, кто это?

    Знают взрослые и дети, что упал с другой планеты –

    Фиолетовый зверек, детям маленький дружок.

    Дети. Это Лунтик.

    На интерактивной доске появляется изображение Лунтика. Логопед открывает посылку и достает письмо, которое зачитывает детям.

    Логопед. Лунтик недавно прилетел с Луны и хочет ходить в детский сад, чтобы потом пойти в школу. Но в детский сад его не принимают - он многого не знает. А чтобы его приняли в детский сад, ему нужно выполнить задания. И он просит нас помочь ему.

    Логопед. Ребята, поможем Лунтику?

    Логопед. Свои задания Лунтик положил в шкатулку.

    (Логопед достает конверт с 1-м заданием и предлагает детям присесть на стульчики).

  3. Игра “Угадай сказочного героя”.
  4. На интерактивной доске появляются изображениягероев в следующем порядке: колобок, зайка, Винни-пух, кот, мышка.

    Логопед. Посмотрите и угадайте мой предмет. Этот предмет находится позади кота.

    Дети. Это мышка.

    Логопед. Этот предмет находится впереди кота, но позади зайки.

    Дети. Это Винни-пух.

    Логопед. Этот предмет находится впереди мышки.

    Дети. Это кот.

    Логопед. Этот предмет находится впереди козы, но позади колобка.

    Дети. Это зайка.

    (Правильный ответ сопровождается сигналом на экране)

    Логопед достает конверт со 2-м заданием и предлагает детям пройти за столы.

  5. Игра “Коврик”.
  6. Дети сидят за столом. У каждого ребенка чистый лист бумаги и восковые мелки.

    Логопед. Будем рисовать коврики. Нарисуйте синий круг в середине листа. Сверху от круга – красный квадрат. Снизу от круга – зеленый треугольник. В каждом углу коврика нарисуйте один маленький круг.

    (Логопед достает конверт с 3-м заданием и предлагает детям пройти на ковер)

  7. Игра “Ладошки и следы”.
  8. На полу хаотично разложены плоскостные изображения ладоней

    и ступней.

    Логопед. У каждого из вас по одному плоскостному изображению ступни и ладони. Найдите вторую пару ладоней и ступней, которые разложены на ковре.

    (Логопед достает конверт с 4-м заданием).

  9. Игровое упражнение “Сосчитай слова”. Знакомство со звуком [т] .
  10. Логопед. Послушайте слова: канат, билет, букет. Сосчитайте,

    сколько слов я назвала слова.

    Дети. Три.

    Логопед. Назовите второе слово, первое, третье.

    Дети. Билет. Канат. Букет.

    Логопед. Какой звук чаще всего встречается в этих словах?

    Дети. Звук [т].

    Логопед. Давайте дадим характеристику этому звуку. Какой он?

    Дети. Согласный – не поется, глухой – произносится без голоса, твердый.

    Логопед. Как правильно произносится звук [т]?

    Дети. Рот приоткрыт, язык стучит по верхним зубам.

    Логопед. Давайте правильно произнесем звук [т]. А теперь будем проговаривать слоги со звуком [т] с использованием ручных символов (по методике С.Е. Большаковой – звук [а] - открытая ладонь, обращенная на ребенка; звук [у] – пальцы сближены в щепотку, но не сомкнуты и вытянуты к ребенку; звук [о] – пальцы, как губы при звуке [о], только шире; звук [и] – ладонь в кулак, пальцами к ребенку, большой палец прижат, ногти видны (ассоциация с зубами) ).

    Дети. Та, то, ту, ат, от, ут, ит.

    Логопед. А теперь вы по очереди будете повторять слоги с изменением ритмического рисунка. Слушаем, запоминаем, повторяем.

    Дети. Та - та-та; то - то - то-то; и др.

    Логопед. А сейчас я назову слог, а вы повторите его все тише и тише…

    Ат-ат-ат…, то же с гласными [о], [у], [и].

  11. ФКМ. Упражнение “Обезьянки”.
  12. Логопед (поворачивается спиной к детям ). Превращаемся в обезьянок. Я показываю движения, а вы повторяете: обе руки на пояс, нога назад; одна рука опущена вниз, другая на поясе, нога вперед; одна рука на поясе, другая на плече, нога назад; одна рука на поясе, другая в сторону, нога согнута в колене.

    (Логопед достает конверт с 5-м заданием и предлагает детям присесть на стульчики).

  13. Игра “Домики для слов”.

На интерактивной доске появляется изображение двух домов: большой и широкий, маленький и узкий.

Логопед. На полянке стоят два домика: один маленький и узкий, а другой – большой и широкий. Все короткие слова надо поместить в маленький, узкий домик, а все длинные – в большой и широкий.

Дети. Конь – это короткое слово. Поместим его в маленький, узкий домик. Улитка - это длинное слово. Его надо поместить в большой, широкий дом. И таким образом дети распределяют по домикам слова: конь, улитка, кот, собака, жук, утенок.

(Логопед достает конверт с 6-м заданием и предлагает детям присесть за столы).

8. Упражнение “Сосчитай слоги”.

Логопед. Выложите столько палочек, сколько раз постучал молоток: тук-тук - тук; тук-тук-тук-тук-тук; выложите столько палочек, сколько капель упало на землю: кап; кап-кап; кап-кап-кап-кап. Сейчас я буду называть слова, а вы поднимите карточку со слоговой схемой соответствующую количеству слогов в данном слове (том, моток, молоток, мед и т.д.)

(Логопед достает конверт с 7-м заданием и предлагает детям пройти на ковер).

  1. Игра с мячом “Назови ласково”.
  2. Логопед. Я бросаю мяч, называю слово. Вы возвращаете мяч, называя слово ласково:

    Логопед: Дети: Логопед: Дети:

    кот – котик ноль – нолик

    дом – домик том – томик

    дым – дымок ком – комок

    дуб – дубок мед – медок

    конь – конек пень – пенек

    тень – тенек день – денек

  3. Итог.

Логопед. Ну вот, ребята, закончились задания Лунтика, шкатулка пуста.

Я думаю, что мы помогли ему подготовиться к поступлению в детский сад и он многому научился. Ребята, какие игры и упражнения вам понравились больше всего? А в посылке что-то осталось. Эти яркие книжки-раскраски Лунтик прислал вам в подарок.

ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ «РАЗВИТИЕ
СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ».

ТЕМА. Двусложные слова с одним закрытым слогом.

ЦЕЛЬ. Закреплять умение чётко произносить двусложные слова с одним закрытым слогом.

    Корригировать фонематический слух, логическое мышление.

    Развивать двигательную сферу через обучение определённым двигательным навыкам (работа
    с мячом).

    Формировать дисциплинированность, собранность, ученическую активность, положительную
    мотивацию к логопедическим занятиям.

ОБОРУДОВАНИЕ.

Фигурки: девочка Маша, доктор Слогов, картинка Деда Мороза.

    Таблички со слогами, словами.

    Схема слова.

    График - карта передвижения Деда Мороза.

    Обруч с фигурками для развития дыхания.

    Шипованные мячи.

7.Магнитофон, кассета с записью бури и хрустом снега.
8.Фотографии детей.

Орг. Момент.

    Объявление темы и целей урока.

    Артикуляционная гимнастика.

Жила - была девочка Маша. Сбежали от неё слоги, слова, потому что она не хотела правильно
говорить. Пошла Маша к доктору Слогову за помощью, а доктор Слогов жил в лесу.
Идёт Маша по лесу. ЗАБОРЧИК.
Мимо елей и берёз. ЧАСИКИ.

Тропинка, то узкая, то широкая. КИСКА ЛАКАЕТ МОЛОКО.
То на горочку поднимется, то с горочки спустится. КАЧЕЛИ.

Смотрит Маша - на горочке Баба Яга сидит, свою ступу чистит. ЧИСТИМ ЗУБКИ С

ВНУТРЕННЕЙ СТОРОНЫ.

Дала она Маше клубочек. ИГОЛОЧКА.

Катится клубочек, подпрыгивает. ЛОШАДКИ.

Увидела Маша забор, его красил Гном. МАЛЯРЧИК.

Подошла Маша к двери, постучала. Д-д-д-д-д-д-д-д-д-д-д.

Вышел доктор Слогов, посмотрел по сторонам. ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ.

Стал наслаждаться свежим, морозным воздухом. ДЛИТЕЛЬНЫЙ ВДОХ ЧЕРЕЗ НОС, ВЫДОХ
ЧЕРЕЗ РОТ.

Маша увидела доктора Слогова, обрадовалась. ЗАБОРЧИК.

Он пригласил Машу в дом и стал учить её правильно говорить. Мы тоже побываем в школе
доктора Слогова и вместе с Машей будем учиться правильно говорить слова, состоящие из двух
слогов.

Вводная беседа.

    Ребята, какое это время года? (Это зима).

    Какой праздник бывает зимой? (Зимой бывает Новый Год).

    Кого ждут дети? (Дети ждут Деда Мороза.)

ЛОГОПЕД. Доктор Слогов пригласил нас в музыкальный театр, где приготовлено много чудес,
тайн, загадок.

Основная часть.
Слоговая дорожка.

ЛОГОПЕД. Он предложил нам побродить по слоговым дорожкам.

Чтение слогов.

Бу - ура - ран - буран

Мо -оро - роз - мороз

Me - ете - тель - метель

Be - ете-тель-метель

    Чтение слов по табличкам: буран, мороз, метель, ветер, метёт, гудит, дует, трещит.

    Игра с мячами.

У доктора Слогова много разных игр и игрушек. Вот он и предложил нам поиграть с мячами.

Проговаривание хором слов под удары мяча об пол на каждый слог.
Метель метёт.
Буран гудит.
Ветер дует.
Мороз трещит.

Мороз, буран, ветер, метель - что это такое?
ДЕТИ. Это явления природы.

ЛОГОПЕД. Давайте подберём к словам обозначающим предметы, слова обозначающие действия
предметов.

Мороз гудит

Буран трещит

Метель дует

5. Игра «Четвёртый лишний» Что лишнее.
Слова: буран, метель, ветер, мороз.

6.Игра «Кто сильнее?»
Развитие физиологического дыхания.

Игра « Кто сильнее?».

Ребята, выберете одно из природных явлений. Кто хочет стать ветром, бурей, метелью? Тася, ты
буря. Лида, ты метель. Саша, ты ветер.

Мы знаем, что зима полна бурь, метелей, ветров. Давайте покажем, как бывает зимой. (Дети
дуют на фигурки деревьев, животных, снежинки, которые подвешены

к обручу. Делают вдох через нос, выдох через рот.)

Звучит аудиозапись с воем зимнего ветра, бури, скрипом снега.
Логопед.

Упражнение на релаксацию.
Представьте себя в таком лесу, где сильно дует, гудит, метёт.

Покажите, как вам холодно, вы замёрзли, ручки ваши закоченели, пальчики посинели. А
теперь давайте отогреем пальчики, ручки своим дыханием. Вот вам стало тепло, даже
жарко.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

    Ой, ребята, что ж мы наделали!

Во время бурана и метели

Занесло в лесу все дорожки и ели.
В этом лесу заблудился наш долгожданный гость.

Отгадав загадку, вы узнаете - кто это?
ЗАГАДКА.

Формирование слоговой структуры слов

Цель: Закрепить умение правильно произносить звук «р»

Задачи:

1) Учить произносить звук «р» в словах с открытыми слогами;

2) Продолжать формировать слоговую структуру 3-х сложных слов с закрытым слогом;

3) Продолжать учить делать звуковой анализ односложных слов;

4) Закрепить умение делить слова на слоги (2-3 слога);

5)Закрепить умение согласовывать существительные с числительными;

6) Развивать психпроцессы (память, внимание, лог. мышление).

Ход занятия:

1). Артгимнастика:

«Почистим верхние зубки», «Качели», «Грибок», «Лошадки».

2). Введение в тему.

Игра «4 лишний» (на слух). Назови лишнее слово: Маша, Оля, Люда, Рома.

Рубашка, плащ, пальто, шуба.

Велосипед, ракета, автомобиль, мотоцикл.

Баклажан, вишня, рыба, кабачок.

Л – д: Итак, лишние слова – Рома, рубашка, ракета, рыба. Какой одинаковый звук есть во всех этих словах? (р). Сегодня мы будем продолжать учиться правильно произносить этот звук

3 ) . Игра «Произнеси слоги». Ребёнок произносит 3 слога, а логопед говорит слово и показывает картинку.

Ра – ра – ра – рак (ракета, рама, радуга, ранец)

Ро – ро – ро – рот (роза, робот, перо, ведро)

Ру – ру – ру – руки (рубашка, рубанок, парус, кенгуру)

Ры – ры – ры – рыба (рысь, горы, куры, комары)

4). Игра «Эхо». Я назову слог, а ты повтори его несколько раз всё тише и тише. (ра-ра-ра…)

5). Произнесение слогов с изменением ритмического рисунка (изменение ударения).

Ра-ра-ра, ра-ра-ра, ра-ра-ра. Ру-ру-ру, ру-ру-ру, ру-ру-ру.

Ро-ро-ро, ро-ро-ро, ро-ро-ро. Ры-ры-ры, ры-ры-ры, ры-ры-ры.

6). Договаривание предложений с опорой на картинки.

«На снегу сидит большая, серая …. (картинка вороны).»

«Пете купили новый … (барабан)»

«У мамы новое, зелёное …(ведро)».

«На голове у короля была золотая … (корона)».

7). Послушай слова (можно показать картинки): кукуруза, ромашка, корыто, топор, носорог, корова.

Что здесь может само двигаться? Что не может?

Какие из слов относятся к животным? Какие к растениям?

Физминутка. Игра с мячом «Скажи ласково». (слоговая структура)

Ветер – (ветерок) сахар – (сахарок) вечер – (вечерок)

Ручей – (ручеёк) катер – (катерок) веер – (веерок)

Город – (городок) пирог – (пирожок)

9). Работа с карточками.

Разложи карточки в столбик.

Назови слова в верхнем ряду слева направо;

Назови слова в нижнем ряду справа налево;

Выбери любые 2 карточки, запомни слова и назови их;

Найди слова с тремя слогами (частями), которые можно отхлопать 3 раза.

Найди предметы к которым подходит слово «мой».

10). Звуковой анализ слов: рак, рот (картинки и схема).

11). Игра «1,2,3,4,5». Согласование существительных с числительными. (воробей, пирамида, баран)

12). Игры на формирование слоговой структуры слов.

«Подумай и ответь» - « Чем рубят дрова?» - (топором.)

«Где растёт куст?» -(за забором)

«С чем пьют чай?» - (с сахаром)

«За чем ухаживает моряк?» - (за катером)

«Чем доволен музыкант?» - (гитарой)

«Чем бабушка угостила Нату?» - (кефиром)

«Чем дети угостили маму?» - (горохом)

«Чем мама обмахивается, когда ей жарко?» - (веером)

Игра «Слоговое лото».

13). Развитие мелкой моторики. «Сложи ракету»

по формированию слоговой структуры слова для детей 4-5 лет.

Тема: Сказка «Репка»

Цель: Формирование слоговой структуры слова.

Коррекционно-образовательные задачи:

    Формирование умения составлять простое распространенное предложение;

    Расширение, уточнение и активизация словаря;

    Отвечать на вопросы одним словом;

    Закрепление умения договаривать предложение;

    Закрепление правильного произнесения гласных звуков «Э», «У», и звуковых рядов со звуком «М».

Коррекционно-развивающие задачи:

    Активизация речевой деятельности.

    Развитие внимания, мышления, зрительной и слуховой памяти, фонематического слуха.

    Формирование плавного длительного выдоха.

    Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.

Коррекционно-воспитательные задачи:

    Формирование положительной установки на занятие.

Оборудование : Мягкая игрушка «Кошка - Мурка», картинки с персонажами сказки «Репка»; коробочка с фасолью; бабочки из бумаги; мешочек с картинками: «Мишка», «Самолет», «Дом», «Шар», «Мяч», «Лук», «Кот», дорожка со следами кошки.

Ход занятия

Вводная часть.

Логопед: Здравствуй! Посмотри, кто к нам сегодня пришел на занятие? Это кошка – Мурка. Поздоровайся с Муркой.

Ребенок здоровается.

Логопед : Мурка нам что-то принесла.

Коробочка с фасолью, а в ней спрятаны картинки с героями сказки «Репка».

Логопед : Посмотри, какие картинки спрятались в фасоли?

Ребенок достает из коробочки с фасолью картинки и выкладывает их на столе (дед, бабка, внучка-Маша, Жучка, кошка, мышка, репка).

Логопед : Кто это?

Ребенок: Дед, баба и т.д.

Логопед: Из какой сказки все персонажи? Какая это сказка?

Ребенок : Репка.

II . Основная часть.

Логопед: Мурка очень любит эту сказку и просит помочь ее рассказать. Поможешь?

Ребенок : Да!

Логопед: Посадил дед…Что?

Ребенок : Репку.

Логопед: Выросла репка какая?

Ребенок : Большая пребольшая (показывает).

Логопед: Стал дед репу…Что делать?

Ребенок: Тянуть (показывает).

Логопед : Тянет-потянет – тянет-потянет, а вытянуть ….Что?

Ребенок : Не может.

Логопед: Позвал дед кого?

Ребенок: Бабку (показывает).

Логопед : Кто посадил репку?

Ребенок: Дед.

Логопед : Кто помогал деду тянуть репку?

Ребенок : Бабка, Маша, собака-Жучка, кошка, мышка.

Логопед : Молодец, Мурке понравилось, как ты помогал рассказывать сказку.

Дыхательная гимнастика «Бабочка»

Вырезанные из бумаги бабочки лежат на столе.

Логопед : Посмотри кто это? Сколько бабочек! Давай подуем на бабочек так, чтобы они полетели (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).

Ребенок сдувает по очереди бабочек.

Логопед : Молодец, все бабочки разлетелись.

Физкультминутка «Волшебный мешочек»

Логопед : Мурка нам еще что-то принесла, волшебный мешочек с картинками. Смотри, что это?

Ребенок: Самолет.

Логопед : Самолет летит, самолет гудит. Как гудит самолет? Повтори и покажи.

Ребенок : «У-У-У» (показывает).

Логопед: Кто это?

Ребенок: Мишка.

Логопед: Мишка идет и поет песенку: «Э-Э-Э». Повтори и покажи.

Ребенок : «Э-Э-Э» (показывает).

Логопед : Как мишка громко поет?

Ребенок : «Э-Э-Э» (показывает).

Логопед : Как мишка тихо поет?

Ребенок : «Э-Э-Э» (показывает).

Дидактическая игра «Слоговая дорожка».

Логопед : А теперь давай «походим» с Муркой пальчиками по волшебной дорожке (На столе лежит дорожка со следами кошки).

Логопед: Наступай на следы и произноси: «МА-МА-МА».

Ребенок : «МА-МА-МА (идет пальчиками по дорожке).
Так же идет со слогами «МО», «МУ», «МЫ».

Дидактическая игра «Посмотри и найди картинку»

Логопед : У Мурки в волшебном мешочке еще что-то лежит. Достань.

Ребенок достает и выкладывает на столе картинки: дом, шар, мяч, лук, кот. Логопед называет картинки. Затем предлагает показать где: дом, шар, мяч, лук, кот. Ребенок показывает.

Логопед : (показывает по очереди картинки) «Что это?».

Ребенок : дом, мяч…

III . Заключительная часть.

Логопед: Кто к нам сегодня приходил в гости?

Ребенок: Мурка.

Логопед : Какую сказку мы рассказали Мурку?

Ребенок : Репка.

Логопед: Мурке очень понравилась наша сказка. Какие картинки Мурка нам еще приносила (показ).

Ребенок : «Мишка», «Самолет».

Логопед: Молодец! Ты хорошо сегодня позанимался. Мурка дарит тебе картинки с изображением героев сказки «Репка». Дома обязательно расскажи эту сказку маме и папе.

Управление образования администрации городского округа Коломна
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №15 «Светлячок»

Конспект открытого занятия по формированию слоговой структуры слова с использованием логоритмических упражнений

«Автоматизация звука [Ш] в
слогах и словах»

Учитель – логопед: Десинова Н.А.

Коломна 2010

Цели:
закрепить артикуляцию и изолированное произнесение звука [ш];
продолжать учить правильно произносить звук [ш] в слогах и словах;
учить определять наличие звука в словах;
закреплять умение делить слова на слоги;
упражнять в образовании множественного числа имен существительных;
развивать слуховое восприятие, внимание, умение координировать движения с речью, мелкую моторику.

Оборудование: игрушка мышка карта «Путешествие маленькой мышки», предметные картинки с символами на обратной стороне, предметные картинки для упражнения «Покупки», осенние листочки, перфокарты, символы звуков.

Ход занятия.

Организационный момент.
- Сегодня вы встретитесь с маленькой мышкой и отправитесь с ней в небольшое путешествие. Она даже приготовила карту, которая не только покажет дорогу, но и поможет ничего не перепутать и не забыть. Посмотрите, здесь на карте все нарисовано. Что вы видите в самом начале? (Домик.)
- В этом домике за высоким забором живет мышка.

Артикуляционная гимнастика.
- Мышка проснулась (упражнение «Окошко»), открыла окошечко (упражнене «Домик открывается») и вышла на крылечко (упражнение «Лопата»). Ветерок дует на мышку (упражнение «Сдуй с лопатки»). Пришлось мышке надеть теплую кофточку (упражнение «Язычок здоровается с верхней губой»). Пошла мышка пить чай из чашечки (упражнение «Чашечка»). Выпила одну чашечку чая другую, третью с вкусным вареньем (упражнение «Вкусное варенье»). Потом мышка поиграла немного с пушинкой (упражнение «Фокус») и подошла к двери (упражнение «Парус»). А на улице сильный ветер дует. (Звукоподражание Ш – Ш – Ш - Ш).


Ветер
Ветерок листвой шумит: Дети ритмично потирают ладонь.
Шу-шу-шу, шу-шу-шу.
В трубах громко он гудит:
У-у-у, у-у-у. Ритмично хлопают над головой
Поднимает пыль столбом.
Бом-бом-бом, бом-бом-бом. Ритмично топают ногами
Дует он везде, кругом.
Гом-гом-гом, гом-гом-гом. Ритмично наклоняются в стороны
Может вызвать бурю он.
Страх-страх, страх-страх! Поднимают руки в стороны и
Не удержится и слон. делают вращательные движени.
Ах-ах, ах-ах. Ритмично покачивают головой.

Произношение звука [ш] .
- Посмотрите, что нарисовано возле домика? (На карте изображение листьев.) Мышка побежала по дорожке из сухих листьев: ш – ш – ш.
- Давайте пойдем за ней и пошуршим, как листочки. Я буду начинать слово, а вы с мышкой шуршите погромче, чтобы его закончить:
мы... ду... камы... малы... каранда... ланды
гуа фини.. шала

Произношение звука [ш] в слогах (с использованием символов и жестов) .
-Посмотрите, куда дальше ведет дорожка? Здесь камыши. Мышка любит слушать, как они шуршат. Послушайте камыши и пошуршите, как они (проговаривание слогов с использованием символов и жестов):
ша – ши – шо – шу
шла – шлу – шло
шпо – шпа – шпу
А кто же тут прячется в камышах? Это утка. Испугалась утка, захлопала крыльями. Покажи, как она это делает:
ашка – ашка; ошка – ошка; ушко – ушко.

Развитие фонематического восприятия.
- Что подсказывает нам карта? Впереди дорожка, чтобы пройти по ней, нужно выбрать только те картинки, в названии которых есть звук [ш]. Выберите нужные картинки, разделите их на слоги и выложите их в виде дорожки.

Идем вместе с мышкой по дорожке, а картинки за нами переворачиваются.
(На обратной стороне каждой картинки изображен символ.)

Проговаривание звука [ш] в словах.
- По дорожке мышка привела нас в магазин. Подскажите, что она там увидела? Я начну, а вы продолжите.
Мышка купила много... (Выкладывает перед ребенком картинки: шуба, машина, шарф, чашка, груша.)
- А купила мышка себе, назовите, что она купила, и определите место звука [ш] в словах (схема слова): шапка, карандаш, матрешка,

Речевое упражнение с движениями.
Часы
Мышь полезла в первый раз, Медленно поднимают руки вверх.Посмотреть, который час. Вдруг часы сказали: “Бом!”, Один хлопок над головой. Мышь скатилась кувырком. Руки быстро опускают. Мышь полезла второй раз Медленно поднимают руки вверхПосмотреть, который час. Вдруг часы сказали: “Бом, бом!” Два хлопка. Мышь скатилась кувырком. Руки быстро опускают.
Мышь полезла в третий раз Медленно поднимают руки вверхПосмотреть, который час. Вдруг часы сказали: “Бом, бом, бом!” Три хлопка. Мышь скатилась кувырком. Руки быстро опускают.
Игровое упражнение на развитие памяти.

А как же вернуться домой? Карта нам поможет. Вот и знакомая дорожка. Вспомните, что изображено на картинках.

Соберем листочки. А на каждом листочке загадка. Хотите их разгадать?

Рисуют дружно малыши, У них в руках... карандаши.

Носит яркий гребешок. Наш веселый... петушок.

Вот бежит малышка Серенькая... мышка.

Зашуршали тихо шины Это едет к нам... машина.

Мама просит Машу: «Свари братишке... кашу».

Мышка моется под душем
Моет хвостик, моет... уши.

Пальчиковая гимнастика.

Мышка мыла мылом лапки. Ритмично потирают
Каждый пальчик по порядку. ладонь о ладонь.
Вот намылила большой, Растирание пальцев
Сполоснув его водой. Поочередно.
Не забыла и указку,
Смыв с него и грязь, и краску.
Средний мылила усердно,
Самый грязный был наверно.
Безымянный терла пастой,
Кожа сразу стала красной.
А мизинчик быстро мыла,
Очень он боялся мыла.

Работа с перфокартами.
Мышка предлагает вам поиграть с картами. На картах нарисованы картинки, а под каждой картинкой есть окошко. Найдите все картинки, в названии которых есть звук [Ш], и закрасьте окошки под этими картинками. (Затем снимают с листа перфокарту, соединяют значки линиями и получают букву Ш).

Знакомство с буквой Ш.

Итог занятия.
- Нам пора прощаться с мышкой. Вы сегодня очень хорошо ей помогали! А какой звук помогал нам на нашем занятии? (Ш – ш – ш).


Приложенные файлы



Что еще почитать