Колыбель жизни на земле – океан? Мировой океан-колыбель жизни Мировой океан колыбель жизни так как

Жизнь в глубинах веков Трофимов Борис Александрович

ОКЕАНЫ И МОРЯ - КОЛЫБЕЛЬ ЖИЗНИ Расцвет жизни в воде

ОКЕАНЫ И МОРЯ - КОЛЫБЕЛЬ ЖИЗНИ

Расцвет жизни в воде

В протерозое и в первой половине палеозоя, то есть в течение 600 миллионов лет, жизнь продолжала развиваться главным образом в воде - в океанах и морях, которые были колыбелью жизни на нашей планете. Растения и животные суши стали развиваться значительно позже.Мы знаем, что в настоящее время органический мир океанов и морей велик и разнообразен. Там обитает множество примитивных по строению и древнейших организмов.В океанах и морях живет более 150 тысяч видов животных и около 10 тысяч видов водорослей.На первом месте стоят моллюски, их более 60 тысяч видов, ракообразных - около 20 тысяч, морских рыб - более 16 тысяч видов, одноклеточных - около 10 тысяч, червей и близких к ним животных - более 7 тысяч видов, кишечнополостных - около 9 тысяч, иглокожих - 5 тысяч, губок - 4 тысячи видов.Животных, которые живут в воде, гораздо больше, чем на суше. Из общего числа существующих сейчас 63 классов животных и 33 классов растений только в море живут 37 классов животных и 5 классов растений.Мир живых существ морей и океанов прошел грандиозный путь исторического развития.За этот огромный промежуток времени, о котором мы говорим, в развитии жизни на Земле произошло много великих событий. Вот главные из них.

Крупная одноклеточная водоросль

Зеленые водоросли

Первое событие - появление многоклеточных организмов, второе - возникновение и расцвет различных водорослей и морских беспозвоночных животных и третье - появление первых позвоночных животных.Величайшим скачком в развитии жизни было возникновение многоклеточных организмов, ибо это дало громадные возможности для ее дальнейшего прогрессивного развития.Это произошло, вероятно, следующим образом. Каждый одноклеточный организм представляет собой маленький, но необычайно сложный аппарат, способный осуществлять все жизненные функции: питание, выделение, дыхание, движение, размножение. Иное дело многоклеточные организмы. В них каждая клетка или группы клеток приспособлены к выполнению какой-либо определенной функции. В простых многоклеточных организмах, например у некоторых жгутиковых водорослей из группы вольвоксовых, такого разделения функций между клетками еще не было. Вольвоксы - шарообразные организмы - состоят сверху из одного слоя клеток, а внутри наполнены жидкостью. Они представляют собой как бы колонии одноклеточных существ, предков многоклеточных. В дальнейшем клетки таких организмов специализировались: одни клетки стали выполнять, например, двигательную функцию, другие - питательную, третьи - функцию размножения и т. п. Так возникли многоклеточные организмы с различными органами. Наиболее обоснованной теорией происхождения многоклеточных животных является теория, выдвинутая И. И. Мечниковым. По мнению И. И. Мечникова, исходной формой для многоклеточных была паренхимелла, сходная с личинкой губок - паренхимулой и личинкой кишечнополостных - планулой. Паренхимелла могла возникнуть из колоний жгутиконосцев, подобно вольвоксам. В дальнейшем у предков многоклеточных возникли защитные клетки наружного слоя (эктодерма), а внутренние клетки стали нести пищеварительную функцию и превратились в кишечную полость (энтодерму).Изменение и развитие древних многоклеточных организмов происходило по-разному в разных условиях среды. Одни из них стали малоподвижными, осели на дно и прикрепились к нему, другие сохранили подвижный образ жизни. Возникли разнообразные многоклеточные организмы: водоросли, а также губки, медузы и другие беспозвоночные животные, которые населяли древнейшие моря и океаны. Появление этих организмов относится к весьма отдаленному времени, но, несмотря на это, изменились они с тех пор очень мало и не дали начала другим животным.Способность к прогрессивному развитию проявили совсем другие древние многоклеточные животные, родственники медуз, - гребневики, которые обладали достаточной подвижностью. На определенной ступени своего развития они вынуждены были сменить образ жизни: плавание на ползание. Это повлекло за собой изменение строения: сплющивание тела, образование головы, появление различий между брюшиной и спинной сторонами. Так возникли водные черви. Постепенно у них выработалась большая подвижность, образовались мускульные волокна, появилась кровеносная и другие системы органов.

Амёба

Инфузории-туфельки

Гидроидный полип - одно из простых многоклеточных животных

Древние примитивные кольчатые черви дали начало членистоногим животным. Короткие нечленистые придатки, или параподии, кольчецов превратились в длинные суставные ножки, способные к весьма сложным движениям, головной мозг и вся нервная система у членистоногих увеличились и усложнились, а органы чувств, например глаза, достигли высокой степени развития. С начала палеозоя известны трилобиты, ракоскорпионы, низшие ракообразные. Позднее возникли паукообразные, многоножки и насекомые. Палеонтологические, сравнительно анатомические и эмбриологические данные показывают, что ракообразные произошли от одной группы кольчецов, трилобиты, мечехвосты, паукообразные - от другой, многоножки и насекомые - от третьей.Предки моллюсков были, вероятно, близки к кольчецам. На это указывают черты строения низших моллюсков и поразительное сходство эмбрионального развития (строение яиц и личинок, сходство стадий развития и пр.) моллюсков и кольчецов. Но у моллюсков возник нечленистый, концентрированный тип строения. Основные классы моллюсков появились в докембрии и хорошо известны с кембрийского периода Мшанки, плеченогие, также известные из древнейших отложений, происходят от каких-то червеобразных форм; имеют, с другой стороны, близость к кишечнополостным. Плеченогие - морские животные - внешне похожи на моллюсков, но их раковина открывается не в стороны, как у двустворчатых моллюсков, а снизу вверх. По бокам рта у них есть два выроста, названные «руками». Они являются органами дыхания и создают ток воды у рта. Плеченогие были широко распространенными животными в древних морях.

Кремневаягубка

Одиночный четырехлучевой коралл

Обширный и своеобразный тип иглокожих (морские звезды, ежи, лилии, офиуры или змеехвостки) возник и бурно развился задолго до кембрия от червеобразных предков. Вероятными предками их были свободноподвижные, двустороннесимметричные червеобразные животные с тремя парами разделенных внутренних полостей, не имевшие внутреннего и внешнего скелета.Все это происходило более 500 миллионов лет назад.Таким образом, жизнь в архейскую и протерозойскую эру была сосредоточена и развивалась в воде. Моря и океаны были колыбелью жизни на нашей планете.В следующую - палеозойскую - эру, которая началась около 500 миллионов лет назад и продолжалась более 300 миллионов лет, живые существа продолжали свое дальнейшее развитие. Эту эру делят на пять периодов: кембрийский, силурийский, девонский, каменноугольный и пермский.Первая половина палеозоя - кембрийский и силурийский периоды. Это было спокойное время в истории Земли. Материки располагались тогда ниже, чем теперь, и, следовательно, океаны занимали большую поверхность и образовывали много глубоководных морей.В них, как и в протерозойскую эру, обитали водоросли, ползали, плавали или чуть шевелились прикрепленные ко дну различные беспозвоночные животные. В большом количестве стали распространяться губки, археоциаты и трилобиты. Слово «археоциаты» в переводе на русский язык означает «древние бокалы». Их назвали так потому, что эти животные действительно напоминали бокал или кубок. Много их остатков найдено на территории современной Сибири в виде ископаемых рифов.

Трилобит азафус

Археоциаты были родственны губкам и кораллам, имели прочный известковый скелет и прикреплялись ко дну длинными нитями.Трилобиты, родственники ракообразных, внешне походили на мокриц и были, повидимому, сродни современным мечехвостам и морским скорпионам. Их тело, состоящее из головы, туловища и хвоста, покрывали щитки. Некоторые трилобиты были очень маленькими - величиной с горошину, другие достигали полуметра в длину. Они плавали или ползали в мелководных заливах, питаясь растениями и телами умерших животных.

В те времена в воде жили также многочисленные и разнообразные губки, кораллы, черви, плеченогие, моллюски, иглокожие (морские звезды, лилии, морские ежи). Но главных обитателей нынешних морей и океанов - рыб - еще не было. Первые редкие отпечатки рыб ученые обнаружили в поздних отложениях силурийского периода. Это значит, что возраст их достигает 400 миллионов лет! Какими же были предки рыб?

Колония низших хордовых животных граптолитов с плавательным пузырем

Долгое время наука не находила ответа на этот вопрос. Только исследования выдающегося русского эмбриолога Александра Онуфриевича Ковалевского, а также последние палеонтологические открытия пролили свет на загадку происхождения рыб. Оказывается, они возникли от морских червеобразных животных. Древние рыбы имели узкое, длинное тело. Внутри тела костей не было, но снаружи оно иногда было покрыто панцырем. Парными плавниками древние рыбы не обладали. Они были похожи на ныне живущих миног и миксин и вместе с тем на маленькое, длиною 5-7 сантиметров, простое по строению рыбообразное животное - ланцетника. Он живет в южных морях, в песчаном грунте, встречается и у нас в Черном море. Строение его замечательно, так как он имеет черты беспозвоночных и позвоночных животных. Тело его длинное, заостренное книзу, похожее на ланцет, состоит из ряда сегментов, то есть имеет членистое строение, как у многих червеобразных беспозвоночных. С другой стороны, с позвоночными его роднят наличие хорды, головной мозг, сложный жаберный аппарат.

Головоногий моллюск, пожирающий трилобита

Материки и океаны в кембрийском периоде

Внутреннее строение и личиночное развитие ланцетника, изученное А. О. Ковалевским, говорит о близком родстве как с низшими хордовыми - оболочниками и асцидиями, - так и с позвоночными животными, в частности рыбами.

Современный головоногий моллюск каракатица

Наиболее характерным признаком, отличающим хордовых животных, куда относятся ланцетник и ряд других близких к нему животных, а также все позвоночные, служит наличие хорды - спинной хрящевой струны или позвоночника, - расположение головного мозга над передней частью хорды, присутствие сложного жаберного аппарата или легких.В отложениях силурийского и девонского периодов найдены чрезвычайно хорошо сохранившиеся остатки древних рыб. По этим остаткам можно даже судить, как были расположены главные кровеносные сосуды и нервы.Самыми древнейшими известными нам позвоночными являются щитковые бесчелюстные. По внешнему виду они напоминают рыб, но рыбами их еще назвать нельзя. У них не было челюстей и парных плавников, как у миног и миксин. Их близкие родичи, так называемые панцырные рыбы, имели челюсти, парные плавники, обладали более усовершенствованным внутренним скелетом, головным мозгом и органами чувств. Но их тело сковывал массивный костный панцырь, покрывавший голову и передний отдел туловища. Все эти рыбы вымерли в девонском периоде, около 300 миллионов лет назад, уступив место хрящевым и костным рыбам.Существуют две точки зрения на вопрос о том, где появились первые позвоночные - в морях или пресных водах. В пользу морского происхождения говорит значительное количество растворенного в морской воде кальция, входящего в состав костей, а также обитание всех низших позвоночных в море. Сторонники пресноводного происхождения рассматривают причину возникновения скелета вообще как устойчивой опоры тела и считают, что он должен был возникнуть в проточной воде, активно противодействуя течению. Несомненно, что предки позвоночных обитали в зоне, где пресные воды граничат с морскими, - там и находят их остатки. Известные нам древнейшие позвоночные уже обладали костной тканью - панцырем, - внутренний же скелет их был, повидимому, хрящевым; в ископаемом состоянии он не сохранился. Замена хряща костью (окостенение хряща) произошла значительно позднее - у высших групп рыб.Следует отметить также, что соленость морской воды тогда была ниже, чем теперь, поэтому рыбы, вероятно, могли легче переходить из морской воды в пресную и наоборот.

Из книги Путешествие в прошлое автора Голосницкий Лев Петрович

О чём рассказывают архейские и протерозойские слои Море - колыбель жизни У известного английского писателя Герберта Уэллса есть фантастический роман «Машина времени». В этом романе рассказывается, как один учёный изобрел и построил машину, на которой можно

Из книги Эволюция автора Дженкинс Мортон

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЖИЗНИ Основные теории, предложенные на этот счет, можно свести к четырем гипотезам:1. Жизнь не имеет начала. Жизнь, материя и энергия сосуществуют в бесконечной и вечной Вселенной.2. Жизнь была создана в результате сверхъестественного события в особый

Из книги Инстинкты человека автора Протопопов Анатолий

САМОЗАРОЖДЕНИЕ ЖИЗНИ В свое время была распространена гипотеза самопроизвольного зарождения жизни, согласно которой современные организмы при соответствующих условиях могут образовываться из неорганического материала. Этого мнения придерживались некоторые биологи

Из книги Муравьи, кто они? автора Мариковский Павел Иустинович

Пример из жизни рыб Рассмотрим рыбок-синежаберников Lepomis macrochirus, обитающих в холодных пресных водоёмах Северной Америки. Обычный (честный) самец синежаберника строит связку гнёзд, и ждёт самок, которые отложат икру, которую он оплодотворяет и далее за ней ухаживает. У него

Из книги Моя жизнь среди кабанов автора Майнхардт Хайнц

Ритмы жизни Засони россомирмексыВ прошлом году я встретил несколько очень редких муравьев «рабовладельцев» Россомирмекс проформикарум. Они бродили по голому месту, то ли вышли на разведку для очередного грабительского похода, то ли разыскивали свое жилище. Муравей

Из книги Металлы, которые всегда с тобой автора Терлецкий Ефим Давидович

Опыт жизни Разделка тушиАсфальтовое шоссе сжато с обеих сторон высокими старыми тополями. Здесь по дороге из Алма-Аты в Нарын беспрерывно мчатся машины. В тополевой аллее стоит неумолчный гомон испанских воробьев. Сюда на северную родину они прилетают на лето, чтобы

Из книги Жизнь в глубинах веков автора Трофимов Борис Александрович

Образ жизни Семейство свиней относится к отряду парнокопытных животных, подотряду нежвачных парнокопытных. В Европе имеется их единственный представитель - род кабанов. Часто кабанов называют еще черной дичью. Термин «черная дичь» носит собирательный характер и не

Из книги По следам минувшего автора Яковлева Ирина Николаевна

Из книги Пчелы [Повесть о биологии пчелиной семьи и победах науки о пчелах] автора Васильева Евгения Николаевна

ЭРА НОВОЙ ЖИЗНИ Расцвет высших растении и животных По теории естественного отбора новые формы должны стоять выше прежних не только в силу победы в борьбе за существование, но еще и вследствие дальнейшего шага в деле специализирования органов.Ч. Дарвин ВЕК

Из книги Логика случая [О природе и происхождении биологической эволюции] автора Кунин Евгений Викторович

Глава VIII НА ЗЕМЛЕ, В ВОДЕ И В ВОЗДУХЕ. РАСЦВЕТ ДИНОЗАВРОВ Если бы мы смогли взглянуть на нашу планету 160 миллионов лет назад, то нас прежде всего поразили бы непривычные для глаз очертания материков.Ближе к Северному полюсу - простертая в широтном направлении Лавразия.

Из книги Ничто в биологии не имеет смысла кроме как в свете эволюции автора Добржанский Феодосий Григорьевич

Продление жизни Несколько раз упоминалось, между прочим, в этой книге, что медоносная пчела, появившаяся на свет весной или летом, живет в среднем не больше шести недель, тогда как рожденная осенью живет шесть месяцев и дольше. В том факте, что осенью семья оказывается

Из книги Беседы о лесе автора Бобров Рэм Васильевич

Приложение II Эволюция космоса и жизни: вечная инфляция, теория «мира многих миров», антропный отбор и грубая оценка вероятности возникновения жизни Пер. П. АверинаКраткое введение в инфляционную космологию для неспециалистовТеория «мира многих миров» (МММ),

Из книги Жизнь моря автора Богоров Венианим Григорьевич

Из книги Мы бессмертны! Научные доказательства Души автора Мухин Юрий Игнатьевич

Лес в нашей жизни (вместо предисловия) «Леса не только приносят великую пользу человеку, украшают и оздоравливают землю, но поддерживают самую жизнь на земле». Этими словами нашего замечательного писателя К. Паустовского, по-видимому, лучше всего начать книгу о лесах. Из

Из книги автора

Колыбель жизни Уже давно развеяла наука библейские легенды о божественном сотворении Земли. Ученые раскрыли многие законы происхождения Земли и развития обитающих на ней растений и животных. Но еще крепко держатся церковники за обветшалые догмы. Правда, вместо сказки

Из книги автора

Правила жизни Кроме этого, все религии, без исключения, превосходят «серьезных ученых» и в другом, очень важном вопросе.Мы люди, венец творения природы - мы результат действия известных и еще неизвестных законов природы, и над этим результатом (нами, людьми) законы

В протерозое и в первой половине палеозоя, то есть в течение 600 миллионов лет, жизнь продолжала развиваться главным образом в воде - в океанах и морях, которые были колыбелью жизни на нашей планете. Растения и животные суши стали развиваться значительно позже.

Мы знаем, что в настоящее время органический мир океанов и морей велик и разнообразен. Там обитает множество примитивных по строению и древнейших организмов.

В океанах и морях живет более 150 тысяч видов животных и около 10 тысяч видов водорослей.

На первом месте стоят моллюски, их более 60 тысяч видов, ракообразных - около 20 тысяч, морских рыб - более 16 тысяч видов, одноклеточных - около 10 тысяч, червей и близких к ним животных - более 7 тысяч видов, кишечнополостных - около 9 тысяч, иглокожих - 5 тысяч, губок - 4 тысячи видов.

Животных, которые живут в воде, гораздо больше, чем на суше. Из общего числа существующих сейчас 63 классов животных и 33 классов растений только в море живут 37 классов животных и 5 классов растений.

Мир живых существ морей и океанов прешел грандиозный путь исторического развития.

За этот огромный промежуток времени, о котором мы говорим, в развитии жизни на Земле произошло много великих событий. Вот главные из них.

Первое событие - появление многоклеточных организмов, второе - возникновение и расцвет различных водорослей и морских беспозвоночных животных и третье - появление первых позвоночных животных.

Величайшим скачком в развитии жизни было возникновение многоклеточных организмов, ибо это дало громадные возможности для ее дальнейшего прогрессивного развития.

Это произошло, вероятно, следующим образом. Каждый одноклеточный организм представляет собой маленький, но необычайно сложный аппарат, способный осуществлять все жизненные функции: питание, выделение, дыхание, движение, размножение. Иное дело многоклеточные организмы. В них каждая клетка или группы клеток приспособлены к выполнению какой-либо определенной функции. В простых многоклеточных организмах, например у некоторых жгутиковых водорослей из группы воль-воксовых, такого разделения функций между клетками еще не было. Вольвоксы - шарообразные организмы - состоят сверху из одного слоя клеток, а внутри наполнены жидкостью. Они представляют собой как бы колонии одноклеточных существ, предков многоклеточных. В дальнейшем клетки таких организмов специализировались: одни клетки стали выполнять, например, двигательную функцию, другие - питательную, третьи - функцию размножения и т. п. Так возникли многоклеточные организмы с различными органами. Наиболее обоснованной теорией происхождения многоклеточных животных является теория, выдвинутая И. И. Мечниковым. По мнению И. И. Мечникова, исходной формой для многоклеточных была паренхимелла, сходная с личинкой губок - паренхимулой и личинкой кишечнополостных - планулой. Паренхимелла могла возникнуть из колоний жгутиконосцев, подобно вольвоксам. В дальнейшем у предков многоклеточных возникли защитные клетки наружного слоя (эктодерма), а внутренние клетки стали нести пищеварительную функцию и превратились в кишечную полость (энтодерму).

Изменение и развитие древних многоклеточных организмов происходила пс-разному в разных условиях среды. Одни из них стали малоподвижными, осели на дно и прикрепились к нему, другие сохранили подвижный образ жизни. Возникли разнообразные многоклеточные организмы: водоросли, а также губки, медузы и другие беспозвоночные животные, которые населяли древнейшие моря и океаны. Появление этих организмов относится к весьма отдаленному времени, но, несмотря на это, изменились они с тех пор очень мало и не дали начала другим животным.

Способность к прогрессивному развитию проявили совсем другие древние многоклеточные животные, родственники медуз, - гребневики, которые обладали достаточной подвижностью. На определенной ступени своего развития они вынуждены были сменить образ жизни: плавание на ползание. Это повлекло за собой изменение строения: сплющивание тела, образование головы, появление различий между брюшиной и спинной сторонами. Так возникли водные черви. Постепенно у них выработалась большая подвижность, образовались мускульные волокна, появилась кровеносная и другие системы органов.

Древние примитивные кольчатые черви дали начало членистоногим животным. Короткие нечленистые придатки, или пара-подии, кольчецов превратились в длинные суставные ножки, способные к весьма сложным движениям, головной мозг и вся нервная система у членистоногих увеличились и усложнились, а органы чувств, например глаза, достигли высокой степени развития. С начала палеозоя известны трилобиты, ракоскорпионы, низшие ракообразные. Позднее возникли паукообразные, многоножки и насекомые. Палеонтологические, сравнительно анатомические и эмбриологические данные показывают, что ракообразные произошли от одной группы кольчецов, трилобиты, мечехвосты, паукообразные - от другой, многоножки и насекомые - от третьей.

Предки моллюсков были, вероятно, близки к кольчецам. На это указывают черты строения низших моллюсков и поразительное сходство эмбрионального развития (строение яиц и личинок, сходство стадий развития и пр.) моллюсков и кольчецов. Но у моллюсков возник нечленистый, концентрированный тип строения. Основные классы моллюсков появились в докембрии и хорошо известны с кембрийского периода Мшанки, плеченогие, также известные из древнейших отложений, происходят от каких-то червеобразных форм; имеют, с другой стороны, близость к кишечнополостным. Плеченогие - морские животные - внешне похожи на моллюсков, но их раковина открывается не в стороны, как у двустворчатых моллюсков, а снизу вверх. По бокам рта у них есть два выроста, названные "руками". Они являются органами дыхания и создают ток воды у рта. Плеченогие были Гидроидный полип - одно из простых широко распространенными животными в древних морях.

Обширный и своеобразный тип иглокожих (морские звезды, ежи, лилии, офиуры или змеехвостки) возник и бурно развился задолго до кембрия от червеобразных предков. Вероятными предками их были свободноподвижные, двустороннесимметричныe червеобразные животные с тремя парами разделенных внутренних полостей, не имевшие внутреннего и внешнего скелета.

Все это происходило более 500 миллионов лет назад.

Таким образом, жизнь в архейскую и протерозойскую эру была сосредоточена и развивалась в воде. Моря и океаны были колыбелью жизни на нашей планете.

В следующую - палеозойскую - эру, которая началась около 500 миллионов лет назад и продолжалась более 300 миллионов лет, живые существа продолжали свое дальнейшее развитие. Эту эру делят на пять периодов: кембрийский, силурийский, девонский, каменноугольный и пермский.

Первая половина палеозоя - кембрийский и силурийский периоды. Это было спокойное время в истории Земли. Материки располагались тогда ниже, чем теперь, и, следовательно, океаны занимали большую поверхность и образовывали много глубоководных морей.

В них, как и в протерозойскую эру, обитали водоросли, ползали, плавали или чуть шевелились прикрепленные ко дну различные беспозвоночные животные. В большом количестве стали распространяться губки, археоциаты и трилобиты. Слово "археоциаты" в переводе на русский язык означает "древние бокалы". Их назвали так потому, что эти животные действительно напоминали бокал или кубок. Много их остатков найдено на территории современной Сибири в виде ископаемых рифов.

Археоциаты были родственны губкам и кораллам, имели прочный известковый скелет и прикреплялись ко дну длинными нитями.

Трилобиты, родственники ракообразных, внешне походили на мокриц и были, повидимому, сродни современным мечехвостам и морским скорпионам. Их тело, состоящее из головы, туловища и хвоста, покрывали щитки. Некоторые трилобиты были очень маленькими - величиной с горошину, другие достигали полуметра в длину. Они плавали или ползали в мелководных заливах, питаясь растениями и телами умерших животных.

В те времена в воде жили также многочисленные и разнообразные губки, ко" раллы, черви, плеченогие, моллюски, иглокожие (морские звезды, лилии, морские ежи). Но главных обитателей нынешних морей и океанов - рыб - еще не было. Первые редкие отпечатки рыб ученые обнаружили в поздних отложениях силурийского периода. Это значит, что возраст их достигает 400 миллионов лет! Какими же были предки рыб?

Долгое время наука не находила ответа на этот вопрос. Только исследования

выдающегося русского эмбриолога Александра Онуфриевича Ковалев ского, а также последние палеонтологические открытия пролили свет на загадку происхождения рыб. Оказывается, они возникли от морских червеобразных животных. Древние рыбы имели узкое, длинное тело. Внутри тела костей не было, но снаружи оно иногда было покрыто панцырем. Парными плавниками древние рыбы не обладали. Они были похожи на ныне живуши: миног и миксин и вместе с тем на маленькое, длиною 5-7 сантиметров, про стое по строению рыбообразное животное - ланцетника. Он живет в ь ных морях, в песчаном грунте, встречается и у нас в Черном море. Строен его замечательно, так как он имеет черты беспозвоночных и позвоночных животных. Тело его длинное, заостренное книзу, похожее на ланцет, состоит из ряда сегментов, то есть имеет членистое строение, как у многих червеобразных беспозвоночных. С другой стороны, с позвоночными его роднят наличие хорды, головной мозг, сложный жаберный аппарат.

Внутреннее строение и личиночное развитие ланцетника, изученное А. О. Ковалевским, говорит о близком родстве как с низшими хордовыми - оболочниками и асцидиями, - так и с позвоночными животными, в частности рыбами.

Наиболее характерным признаком, отличающим хордовых животных, куда относятся ланцетник и ряд других близких к нему животных, а также все позвоночные, служит наличие хорды - спинной хрящевой струны или позвоночника, - расположение головного мозга над передней частью хорды, присутствие сложного жаберного аппарата или легких.

В отложениях силурийского и девонского периодов найдены чрезвычайно хорошо сохранившиеся остатки древних рыб. По этим остаткам можно даже судить, как были расположены главные кровеносные сосуды и нервы.

Самыми древнейшими известными нам позвоночными являются щитковые бесчелюстные. По внешнему виду они напоминают рыб, но рыбами их еще назвать нельзя. У них не было челюстей и парных плавников, как у миног и миксин. Их близкие родичи, так называемые панцырные рыбы, имели челюсти, парные плавники, обладали более усовершенствованным внутренним скелетом, головным мозгом и органами чувств. Но их тело сковывал массивный костный панцырь, покрывавший голову и передний отдел туловища. Все эти рыбы вымерли в девонском периоде, около 300 миллионов лет назад, уступив место хрящевым и костным рыбам.

Существуют две точки зрения на вопрос о том, где появились первые позвоночные - в морях или пресных водах. В пользу морского происхождения говорит значительное количество растворенного в морской воде кальция, входящего в состав костей, а также обитание всех низших позвоночных в море. Сторонники пресноводного происхождения рассматривают причину возникновения скелета вообще как устойчивой опоры тела и считают, что он должен был возникнуть в проточной воде, активно противодействуя течению. Несомненно, что предки позвоночных обитали в зоне, где пресные воды граничат с морскими, - там и находят их остатки. Известные нам древнейшие позвоночные уже обладали костной тканью - панцырем, - внутренний же скелет их был, невидимому, хрящевым; в ископаемом состоянии он не сохранился. Замена хряща костью (окостенение хряща) произошла значительно позднее - у высших групп рыб.

Следует отметить также, что соленость морской воды тогда была ниже, чем теперь, поэтому рыбы, вероятно, могли легче переходить из морской воды в пресную и наоборот.

Древняя Греция на заре своего становления знала семь мудрецов.. И самым прославленным из них был Фалес из Милета (VI в. до н. э.). Он первым из мудрецов древности сделал попытку постичь первооснову всего сущего. "Самое замечательное - вода! - воскликнул Фалес. - Только ее можно встретить одновременно в трех состояниях: твердом, жидком и газообразном. Вода - вот первооснова всего сущего. Из воды вещи зарождаются в самом начале и в нее превращаются при окончательном уничтожении, причем первооснова остается неизменной, а меняются только ее состояния".

Фалес Милетский был недалек от истины, став два с половиной тысячелетия назад, по словам Ф. Энгельса, одним из первых представителей "стихийного материализма". В воде возникла жизнь. Мировой океан - колыбель жизни. Без воды немыслимо существование органического вещества. Наша кровь состоит на 90% из воды, наши мускулы - на 75%; даже самое "сухое" в нас - кости, и те содержат 28% воды. В целом наше тело в зрелом возрасте состоит на 65% из воды.

Ежегодно мы пропускаем через себя количество воды, равное более чем пятикратному весу нашего тела, а в течение жизни каждый из нас поглощает около 25 т воды. Лишить человека воды - значит, лишить жизни.

Значение воды для человека становится особенно понятным тогда, когда он ее лишается. Без пищи человек может существовать 40 дней, а без воды умирает на восьмые сутки. При потере живым организмом 10% воды наступает самоотравление, а при 21% - смерть. Без воздуха жизнь возможна. Есть бактерии, обходящиеся без кислорода (так называемые анаэробы). Но без воды пока неизвестна никакая форма жизни. Лишить природу воды - значит обратить ее в мертвый холодный камень.

Наука утверждает, что мировой океан - это колыбель жизни на нашей планете. Однако, по необъяснимой причине, именно океан остается для человека самой загадочной и враждебной средой. Гигантские волны, рожденные полным штилем, смывают с лица земли целые континенты. Непознанные наукой подводные объекты по-хозяйски вмешиваются в нашу повседневную жизнь. Подводные города, оставленные своими таинственными обитателями много тысяч лет назад, поражают своей красотой и совершенством. И почти ежедневно мировой океан собирает свою смертельную дань человеческими жизнями, не оставляя шанса объяснить, во имя чего эти великие жертвы. Группа европейских ученых заинтересовалась рассказом о волнах-убийцах единственного выжившего матроса при таинственном исчезновении четырех российских кораблей с экипажами, и выяснила, что такое явление действительно существует. В рамках программы «Максимальная волна» радарные спутники европейского космического агентства исследовали поверхность мирового океана, и получили сенсационный результат. Только за три недели наблюдений спутники зафиксировали около десятка одиноких гигантских волн, которые возникали как будто ниоткуда, и горе было тем кораблям, которые оказывались у них на пути. Военные корабли НАТО неоднократно фиксировали подобные гигантские волны. Волны убийцы высотой до 30 метров возникают за считанные секунды даже в полнейший штиль, а затем так же быстро исчезают, уничтожив все, что попалось им на пути. Объяснить феномен блуждающих волн ученые не могут до сих пор, но все сходятся во мнении, что их появление результат каких-то мощных непознанных процессов, которые происходят в глубине океана. Что это за процессы, и кто гонит эту гигантскую волну неизвестно. Впрочем, гигантские волны убийцы тоже не дают ответ на таинственные исчезновения, и что заставляет моряков в панике бросаться за борт и расставаться с жизнью. Гигантская волна убийца уничтожает и судно, и моряков, но тогда как объяснить многочисленные случаи, когда корабль остается совершенно целым, даже чай в кают-компании не расплескивается, а люди таинственно исчезают. Первым научное объяснение этого мистического явления попробовал дать в 1937 году известный советский гидрофизик, академик В. Шулейкин. Якобы во всем виновато загадочное явление «Голос моря». Это такой гул, который человек не слышит, причем, достигает он 7 Гц, - это частота страха, это частота землетрясения. Перед землетрясением, сейсмодатчики тоже фиксируют инфразвук как издает голос моря - 7-7,3 Гц. Во время экспедиции гидрографического судна «Таймыр» по Карскому морю в 1937 году, Шулейкин работал с метеозондом. Это беспилотный аэростат для изучения атмосферы, заполненный гелием. На нем подвешивается контейнер с аппаратурой. Снарядив зонд, академик должен был его выпустить из рук, но замешкался, и чтобы уберечь его от внезапного порыва ветра Шулейкин на мгновение прижал его к себе. В это мгновение его пронзила невероятная головная боль. Она была так ужасна, как писал позже академик, что хотелось голову засунуть в раскаленную печь. Скорчившись, он выпустил шар в небо, и как только он улетел, боль так же внезапно прошла. Именно этот инцидент позволил академику Шулейкину выдвинуть сенсационную теорию о том, что ветер во время шторма, соприкасаясь с волнами, создает не слышимые ухом человека низкочастотные колебания, разрушительные для мозга. Именно эти низкочастотные излучения позже назвали «Голосом моря». При этой частоте, когда звучит голос моря человек внезапно начинает вести себя неадекватно, испытывая страх, выбрасывается за борт, не понимает вообще, что он делает. Позже были проведены эксперименты, подтверждающие эту теорию. Такое объяснение можно было бы принять, будь на корабле все перевернуто, что свидетельствовало бы о панике, но как объяснить таинственное исчезновение людей, если все предметы на местах, и нет никаких признаков поспешного бегства.

Стелла Князева
Проект «Загадки подводного мира»

Фамилия, имя, отчество

Князева Стелла Витальевна

Камчатский край

Населенный пункт, в котором находится ОУ

Город Петропавловск-Камчатский

Название ОУ

КГБОУ «Центр образования «Эврика»

Описание проекта

Название темы проекта:«Загадки подводного мира».

Актуальность : Мировой океан - колыбель жизни и ее надежда. Загрязнение Мирового океана и морей подрывает здоровье его обитателей и планеты в целом.

Цель:

Углубить знания о водной стихии и его обитателях.

Задачи

Уточнить и расширить представления детей о водной стихии, о природных явлениях, о его обитателях.

Формировать предпосылки экологического сознания.

Развивать у детей стремление к творческому познанию.

Осваивать плавательные навыки, совершенствовать технику во время работы в соответствии с темой.

Побуждать создавать динамичные выразительные образы в групповых композициях.

Развитие у детей интереса к занятиям физкультурой, содействие творческому проявлению физических и волевых условий соревнования.

Воспитывать навыки взаимодействия и сотрудничества.

Организовать взаимодействие участников проекта: детей, воспитателей групп, инструктора по плаванию, родителей.

Создать условия для развития творческой активности и самостоятельности старших дошкольников по данной тематике.

Результаты полученных знаний, умений, навыков дети продемонстрируют на празднике «Загадки подводного мира», объединяющей цикл непосредственно образовательной деятельности познавательно-речевой и спортивно-игровой направленности. Совместная работа детей и родителей отразится в создании мини-выставки «Подводное царство».

Участники проекта:

Дошкольники старших групп

Воспитатели старших групп

Инструктор по плаванию

Родители

Продолжительность проекта:

Краткосрочный - 4 недели

Основа проекта

Ожидаемые результаты:

Расширение знаний детей старшего дошкольного возраста о морской стихии и его обитателях.

Обогащение словарного запаса.

Обогащение знаний о море путём использования игровых приёмов на занятиях в бассейне.

Развитие у детей интереса к занятиям физкультурой и плавания содействие творческому проявлению физических и волевых условий соревнования.

Формирование умения у детей вести сравнения, анализировать и делать выводы.

Формировать у детей старшего дошкольного возраста основы ЗОЖ через развитие плавательных умений и навыков.

Создание единого развивающего пространства, включающего детей, педагогов и родителей.

Вопросы, направляющие проект:

Основополагающий вопрос:

Какую тайну хранят глубины морей? Как передать образ морского обитателя через физическую культуру и плавание?

Проблемные вопросы образовательной темы:

Что представляет собой морская стихия?

Что такое Цунами и откуда они берутся?

Что растет глубоко под водой?

На чём люди передвигаются под водой?

Какие морские животные обитают в морях и океанах?

Как себя надо правильно вести на воде?

Как правильно пользоваться умениями и навыками плавания в нестандартной обстановке?

Сведения о проекте

Суть проекта заключается в следующем:

Во время непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром дети знакомятся с новой темой, посвящённой морям, океанам и их обитателям. Во время продуктивной деятельности в области плавания изучаются приёмы и техника изображения отдельных игровых упражнений и композиционных решений в целом. На заключительном этапе даётся краткое повторение темы, организуется мини-выставка «Подводное царство» и завершается праздником «Загадки подводного мира».

Этапы работы по проекту:

1. Подготовительный этап

Задачи:

Определить цель и задачи проекта.

Изучить и создать информационную базу по проекту.

Составить план проекта.

Организовать родителей и педагогов для помощи проведения данного проекта.

2. Основной этап

Задачи:

Непосредственно образовательная деятельность.

Создать мини-выставку «Подводное царство»

Провести познавательно-развлекательный праздник «Загадки подводного мира».

3. Заключительный этап

Задачи:

Подвести итоги проекта.

Проанализировать полученные результаты.

Мероприятия проекта:

Непосредственно образовательная деятельность:

Ознакомление с окружающим

1.«Морское путешествие».

Рассматривание фотографий и иллюстраций по данной тематике.

Беседа о морях и океанах.

Беседа о природных явлениях связанных с водой.

2 .«Подводный мир»

Просмотр презентаций о морских обитателях.

Дидактическая игра «Растительный и животный мир».

Беседа о безопасности на воде.

ПЛАВАНИЕ

«Маленькие превращения»

«Водолазы за работой»

«Сердитая рыбка»»

«Море волнуется»

Праздник «Путешествие по морским глубинам»

Поисково-познавательная деятельность:

Создание мини-выставки «Подводное царство».

Наблюдение за рыбами и водорослями в аквариуме.

Свободная деятельность:

Просмотр мультфильмов «Русалочка», «В поисках Немо».

Аудио прослушивание «Музыка моря».

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов:

Вечерняя беседа об освоении морских просторов: истории, значении для науки и хозяйственной деятельности людей, перспективах.

Вечерняя беседа о мореплавателях.

Свободное рисование на тему «Морское приключение».

Оценка эффективности:

Оценка эффективности по итогам работы проводится по трём направлениям: дети, родители, педагоги.

Оценка заинтересованности детей, их успешности, в общем деле отслеживается через наблюдения и анализ непосредственно образовательной деятельности, детской продуктивной деятельности, бесед с детьми.

Оценка заинтересованности и участия в проекте родителей происходит через их участие в создании мини-выставки «Подводное царство», анализ участия родителей в подготовке условий деятельности детей.

Оценка активизации деятельности педагогов отслеживается по качеству проведения работы с детьми в рамках проекта.

Материалы и ресурсы, необходимые для проекта:

Книги о морях, океанах и их обитателях.

Фотографии и репродукции по данной тематике.

Видеоматериалы.

Мультимедиа материалы.

Настольные игры.

Телевизор.

Компьютер.

Фотоаппарат.

Выводы, сделанные в ходе проекта:

Вода - источник жизни на всей планете.

Морская стихия прекрасная, но небезопасная.

Ощущения человека умеющего плавать «Как рыба в воде»

Конечные результаты проекта и показатели эффективности:

Пропаганда массовости физической культуры, спорта, а в частности плавания.

Популяризация значимости физической культуры и плавания среди родителей.

Удовлетворённость детей своей деятельностью, повышения эмоционального фона.

Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях: «Познание», «Коммуникация», «Безопасность», «Плавание».



Что еще почитать