Кого мы называем воспитанным человеком. Что значит быть воспитанным

Проблемная беседа-диалог для младших школьников 3-4 класса «Кто он — воспитанный человек?»

Цели и задачи классного часа:

Воспитание этических норм поведения, чувств добра и сострадания, любви и милосердия;

Мотивация младших школьников на нравственные поступки и деяния.

Предварительная работа . Учитель должен заранее подготовить стихи, используемые в данном сценарии.

Описание классного часа

Учитель: Ребята, вам приходилось слышать выражение «воспитанный человек»? (Ответы учеников.) Давайте поразмыслим — какого человека можно назвать воспитанным?

Однозначное определение воспитанности дать очень сложно. У каждого народа существуют свои народные традиции и обычаи, религиозные убеждения и своеобразный образ жизни. Отсюда и понятие воспитанного человека у разных народов тоже порой различное. Например, известный русский писатель А.П. Чехов высказывает следующие мысли: «Воспитанные люди, по моему мнению, должны удовлетворять следующим условиям:

Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы... Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки; живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а уходя, не говорят: с вами жить нельзя! Они прощают и шум, и холод, и пережаренное мясо, и остроты, и присутствие в их жилье посторонних...

Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом...

Они уважают чужую собственность, а потому и платят долги.

Они чистосердечны и боятся лжи как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет в его глазах говорящего. Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии... Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают... Из уважения к чужим ушам они чаще молчат.

Они не уничтожают себя с той целью, чтобы вызвать в другом сочувствие и помощь. Они не играют на струнах чужих душ, чтоб в ответ им вздыхали и нянчились с ними. Они не говорят: меня не понимают!..

Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомство со знаменитостями, восторг встречного в Salon"e, известность по портерным...

Если они имеют в себе талант, то уважают его. Они жертвуют для него покоем, женщинами, вином, суетой...

Они воспитывают в себе эстетику. Они не могут уснуть в одежде, дышать дрянным воздухом, шагать по оплеванному полу...»1

Порой воспитанного человека сравнивают с культурным человеком. Здесь есть доля правды, но эти два понятия несколько различны.

Культурный человек — это человек образованный и воспитанный. Он умеет вести себя в обществе, соблюдает правила этикета. Следовательно, воспитанный или культурный человек — это личность любого возраста или пола, которая стремится обогатить себя знаниями самых разных наук, основами знаний о культуре и искусстве, традициях и обычаях своего народа и культуры других стран. Это человек, который постоянно стремится познать секреты этикета, пытается всегда и везде быть честным и справедливым, аккуратным и опрятным, вежливым и обходительным, добрым и отзывчивым, терпимым к обычаям других народностей и физическим недостаткам окружающих его людей.

Ребята, продолжите мои слова: кого можно назвать воспитанным человеком? (Рассуждения учеников.)

Учитель: Теперь вы убедились, как сложно дать определение «Кто такой воспитанный человек»?

Ситуация «Должен ли воспитанный человек быть добрым?»

Учитель: Давайте поговорим только о некоторых качествах культурного или воспитанного человека. Обязательно ли он должен быть добрым? (Рассуждения ребят.) Как вы понимаете следующие народные пословицы и поговорки? О чем они?

Худо тому, кто добра не творит никому.

Чего не сделаешь силком, того добьешься добром.

За доброго человека сто рук.

Доброта нигде не теряет своего достоинства.

Добрые умирают, да дела их живут.

Рассуждения учеников.

Учитель: А давайте теперь послушаем стихи о добре.

Выходит группа ребят и читает стихи.

1-й ученик:

Давайте поклоняться доброте!

Давайте с думой жить о доброте:

Вся в голубой и звездной красоте,

2-й ученик:

Земля добра. Она одарит нас хлебом,

Живой водой и деревом в цвету.

Под этим вечно неспокойным небом

Давайте воевать за доброту!

3-й ученик:

Как бы жизнь не летела —

Дней своих не жалей, делай доброе дело

Ради счастья людей.

1-й ученик:

Чтобы сердце горело,

Не тлело во мгле,

Делай доброе дело —

Тем живем на Земле.

2-й ученик:

Ах, как нам добрые слова нужны!

Не раз мы в этом убедились сами.

А может, не слова — дела важны?

Дела — делами, а слова — словами.

3-й ученик:

Они живут у каждого из нас,

На дне души до времени хранимы,

Чтоб их произнесли в тот самый час,

Когда они другим необходимы.

(А. Чепуров)

Ситуация «Воспитанный — значит честный?»

Учитель: Давайте продолжим перечислять, какими качествами личности должен обладать воспитанный человек. Как вы думаете, честность и бескорыстие, справедливость и умение грамотно говорить, скромность и тактичность можно отнести к воспитанности человека? {Рассуждения ребят.)

Действительно, воспитанный или культурный человек никогда и, заметьте, в любой компании не позволит себе сплетничать о других, сквернословить или лгать.

Мы негде все судьи и всех хотим судить.

Причина — все хотим друг другу мы вредить.

В других и доброе, пороча, ненавидим,

А сами во себе беспутства мы не видим.

Поносишь этого, поносишь ты того,

Не видишь только ты бездельства своего.

Брани бездельников, достойных этой дани,

Однако не на всех мечи свои ты брани!

Не делай бранью ты из денежки рубля,

Слона из комара, из лодки корабля.

Почтенный человек бред лютый отвращает,

Который в обществе плут плуту сообщает.

Один рассказывал, другой замелет то ж,

Все мелет мельница, но что молола? Ложь.

Пускай и не твое твоих рассказов зданье,

Но можешь ли сие имети в оправданье,

Себе ты честностью в бесчестии маня,

Когда чужим ножом зарежешь ты меня?

Противно мне, когда я слышу лживы вести,

Противнее еще неправый толк о чести.

А толки мне о ней еще чуднее тем,

Здесь разных тысяч пять о честности систем.

(Из стихотворения А.П. Сумарокова «О злословии»)

Учитель : Воспитанный человек всегда будет бороться за справедливость, хотя каждый из нас по-своему понимает слово «справедливость».

Справедливость — один из критериев, по которым люди оценивают события, происходящие вокруг них, а также один из параметров самооценки. Ученые выделяют четыре вида обыденных представлений о справедливости:

— справедливость распределения вознаграждения (наказания) участникам какого-либо события (решения судей или членов жюри, поощрение или наказание учителем учеников класса или родителями своих детей и т. д.);

— справедливость той процедуры, которая используется при вынесении решения (подсуживали ли члены жюри кому-либо, не было ли при вынесении решения подкупа или «любимчиков» и т. д.);

— справедливость оценки того, насколько вежливо обошлись с участником события и как его информировали о принятом решении («одним сказали при всех, а другим — наедине» и т. д.);

— справедливость того, как участников заранее проинформировали о процедуре и критериях принятия решения («одним сказали заранее, а другим нет» и т. д.). Воспитанный человек будет всегда честен, поэтому и стремится к справедливости. Приведите примеры, когда вам приходилось сталкиваться с несправедливостью и как вы пытались ее восстановить? (Рассуждения ребят.)

Подведение итогов. Учитель просит ребят написать небольшое сочинение, в котором перечислить все, по их мнению, качества воспитанного и культурного человека.

Воспитанный человек должен уметь не только следить за собой, контролировать себя, но и правильно относиться к окружающим людям. Именно в хорошем отношении к окружающим, особенно к женщинам и пожилым людям, проявляются такие замечательные душевные качества воспитанного человека, как уважение к товарищам, вежливость, скромность, предупредительность, тактичность, деликатность и внимательность.

Где бы ни находился мужчина - в помещении, в трамвае, в автобусе или троллейбусе - он должен уступать место женщине или пожилому человеку; это его обязанность. Кресло или диван мужчина уступает женщине или пожилому человеку, а сам довольствуется стулом. Если женщина, сидящая на диване, предлагает вам садиться, не садитесь рядом с ней, а берите отдельный стул.

Идя с женщиной к двери или встретив ее в дверях, мужчина должен пропустить ее впереди себя. То же самое следует делать и по отношению к пожилым людям.

Прогуливаясь с женщиной, мужчина не должен отходить от нее при встрече со знакомым, даже если последний выражает желание говорить: договоритесь о встрече и следуйте своим путем. Только в крайнем случае можно отойти от спутницы с ее разрешения, но и то ненадолго. Иначе вы проявите невнимание к женщине, и она может уйти, не дожидаясь вашего возвращения. Поэтому встретив на улице знакомого с женщиной, если он вас с нею не познакомил, не вступайте в разговор, а только поздоровайтесь и, при надобности, договоритесь о встрече.

Подать женщине пальто - долг вежливости мужчины, но не его обязанность; поэтому за эту услугу женщина должна поблагодарить, но никогда не отказываться от нее.

Воспитанный человек всегда тактичен: он не допускает развязности и грубости по отношению к старшим и женщине, не поставит другого в неловкое положение и, в свою очередь, не заметит его неловкости. В разговоре со старшими не стоит делать им замечаний относительно их поведения (если это поведение не выходит, конечно, за рамки приличий), особенно в виде нотаций. Беседуя со старшими, не следует перебивать их или начинать говорить прежде, нежели они закончили. Разговаривая со старшим, дай ему возможность высказаться первому, не давай советов старшему, если он к тебе не обратился. Предлагая или советуя что-либо старшему, спроси у него разрешения.

За всякую оказанную услугу, за всякое внимание, проявленные к вам, необходимо благодарить и по возможности отвечать взаимной услугой и вниманием. Причинив другому человеку неудобство или неприятность, следует сразу же извиниться, и если это возможно, смягчить свою вину (поднять, если что-либо уронили, поставить на место, если что-нибудь опрокинули).

Не надо оскорблять человека, если вы видите, что он обидел вас без злого умысла; не следует читать нравоучения тому, кто нечаянно побеспокоил вас или причинил вам неудобство. Вообще надо помнить, что необходимо быть деликатным, вежливым и тактичным только по отношению к тем людям, которые допускают какую-либо неловкость нечаянно, без всякого умысла. Если же человек сознательно нарушает нормы порядка, умышленно мешает окружающим, обижает и оскорбляет их, то по отношению к нему надо поступать как можно решительнее и круче.

Неприятное впечатление производят манеры людей, которые бесцельно манипулируют различными предметами, барабанят пальцами, щелкают ими или вытягивают до хруста в суставах, беспрестанно трогают лицо, волосы, поправляют одежду, охорашиваются, изучают себя в зеркале, пристально рассматривая волосок или прыщик на лице; ногтем одного пальца вычищают грязь из-под другого. Все перечисленные запреты вполне оправданы. Бурное жестикулирование и непрерывная суета небезопасны для окружающих людей и предметов. И сходство с ветряной мельницей не украшает человека. («И не слишком пилите воздух руками»,- советовал Гамлет бродячим актерам.)

Воспитанные люди говорят негромко (на улице, на работе, дома), смеются искренне, но умеренно, едят бесшумно, зевание при определенной тренировке становится беззвучным. Чем тише «звучит» человек в повседневной жизни, тем выше мы оцениваем его манеры.

Представьте, что вам завязали глаза и предложили поздороваться за руку с несколькими людьми. По тому, как они пожимают вашу руку, можно получить информацию об их воспитанности и манерах. Одни стискивают руку до боли, так что пальцы словно склеиваются; другие трясут ее и качают, будто проверяя прочность суставов; рука третьих вяла и безжизненна, как вареная камбала; четвертые вкладывают свою руку в вашу, да не всю, а только кончики пальцев, и милостиво позволяют пожать ее. Зато как радует вас энергичное, крепкое и вежливое дружеское рукопожатие!

А как мы здороваемся? Ребята в школе допытывались: почему нельзя говорить «привет», «приветик»? Кто сказал, что нельзя? Можно. Все зависит от того, кому и где это говорится. Слово «привет» (от глагола «привечать») вполне может служить приветствием между сверстниками. Дело ведь не в самом слове, но и в тоне, каким оно произносится. Если ваш «привет» звучит радостно, сопровождается улыбкой, ничего плохого в этом нет. Когда же, здороваясь с товарищами, молодые люди сооружают на своем лице брезгливую гримасу и сквозь зубы цедят «при-и-ве-ет»,- это весьма неуважительно. Но вот встречаются люди более старшего поколения, коллеги… «Здравствуйте!» А если так: «Здравствуйте, Мария Николаевна!»? Мелочь, нюанс. Но манеры из этого и складываются. И расстояние для приветствия надо угадать: издалека получается как-то подобострастно. Подошли вплотную - невежливо. Существует некая незримая черта, как бы ограничивающая пространство, необходимое человеку, чтобы не испытать дискомфорт. В это пространство вторгаться не следует.

Теперь о знакомстве. Первые минуты общения иногда определяют характер будущих взаимоотношений. Поэтому немаловажно, каким образом люди будут представлены друг другу. (Надо ли напоминать, что имя, отчество и фамилию при знакомстве следует произносить четко и не скороговоркой.)

Это тот, кто овладел им в совершенстве. Благодаря хорошим манерам можно наладить благоприятные отношения с социумом, что значительно повышает комфортность жизни для каждой личности.

Отличительные черты

Это личность, употребляющая в беседе выражения, интонацию и тон, располагающие к благожелательному общению. Также большую роль играют жесты, походка, мимика. Следует быть в меру скромным, но не зажатым и скрытным. Давая слово, за него нужно быть в ответе, исполнять свои обещания, ведь нужно не только произвести хорошее впечатление, но и закрепить его, поддерживать долгое время.

Качества воспитанного человека помогают ему общаться с окружающими тактично. Существуют конкретные инструкции и советы, благодаря которым можно составить довольно ясное представление о рамках этикета, находясь в которых, вы прослывете приятным собеседником и желанным гостем в любой компании.

Правильное общение

Для начала не стоит говорить слишком громко и использовать грубые выражения, ведь ваша цель - не перекричать оппонента. Если у вас возник с кем-то спор, стоит всецело положиться на логичность и аргументированность собственной позиции. Воспитанный человек - это личность, способная самоутвердиться за счёт спокойной уверенности в собственных доводах, а не эмоционального давления на конкурента. Жесты должны быть спокойными и плавными, не стоит делать чрезмерно резких движений, они обычно оставляют не самое приятное впечатление.

На самом деле окружающие люди желают настроиться на волну покоя и гармонии, в глубине души они не простят вас, если вы захотите нарушить это состояние. Кроме того, что вы не должны мешать спокойно жить остальным, стоит подумать и о себе. Следите за своим гардеробом. Не обязательно одеваться по последней моде в новинки самых дорогих брендов, но воспитанный человек должен, по крайней мере, контролировать чистоту и опрятность собственной одежды. Нет ничего сложного в том, чтобы надевать только чистые вещи, проглаживать их перед тем, как надеть, чистить обувь.

Важность самоконтроля

Жизнь не всегда течет по тому сценарию, который мы рисуем в своем воображении. Подчас она загоняет нас в тупик, вызывает стресс, заставляет покинуть зону комфорта, но даже тогда не стоит терять самообладания, списывая всё на обстоятельства.

Какого человека называют воспитанным? Пожалуй, того, кто, наступив в темном коридоре на кошку, называет ее именно кошкой. То есть хорошие манеры не должны быть для вас маской, с помощью которой вы пытаетесь втереться в доверие к окружающим. Они должны стать нормой, привычкой, единственно допустимым путем общения.

Даже если вы что-то с кем-то не поделили, ваши мнения разошлись с чьими-то в диалоге, вы столкнулись с полным нежеланием принять во внимание ваши аргументы, не стоит терять контроль. В таких ситуациях наилучшим советчиком является голос разума, а также усвоенные ранее которые помогут не завести ситуацию в еще больший тупик.

Правила воспитанного человека исключают проявление недоброжелательности к другим людям. Можно сказать, что у вас иная точка зрения, но ни в коем случае не переходить на личности. Достаточно заключить, что вам не по пути, и разойтись, не вдаваясь в дальнейшие подробности.

Проявляйте уважение и учтивость

Уважение в обществе нужно заслужить и, что самое главное, не потерять в будущем. Какого человека называют воспитанным? Того, кто всегда готов внимательно выслушать всякого, кто обращается к нему за советом или во всяком случае не выказывать явного пренебрежения. Порой это сложно.

У каждого встречаются ситуации, когда нет ни времени, ни желания общаться с какой-то конкретной личностью. В такие моменты очень важно отклониться от беседы тактично, чтобы у собеседника не осталось неприятного осадка на душе.

Уметь следовать своим интересам, при этом не обижая окружающих, - великое искусство, достойное того, чтобы в нем разобраться и освоить, ведь оно значительно упрощает жизнь и открывает многие возможности.

Не унижайтесь и не навязывайтесь

Можно рассмотреть и обратную ситуацию, когда вам что-то требуется, но общаться не хотят уже с вами, за неимением всё того же свободного времени или банальной к этому тяги. Воспитанный человек - это тот, кто не станет навязываться и ставить свои интересы во главе угла. Вы можете лишь предложить собственное общество.

Нет ничего зазорного в том, чтобы попросить окружающих об услуге, но истинной бестактностью будет ее вымогать, упрекать в безразличии и прочее. В сущности, обвинение других людей - это и есть отсутствие такта. На деле такие люди винят других в том, чем немало грешат сами.

Если пытаться достигнуть желаемого такими методами, можно очень низко пасть в глазах окружающих, а позитивное о себе впечатление потом будет вернуть очень непросто.

Улучшение социальной жизни личности

Благодаря правилам этикета можно получить представление о том, как же стоит себя вести, чтобы не возникало неловких ситуаций и конфликтов с другими индивидами. В общих чертах они подразумевают уважительность и благожелательность во время общения. При этом не должны значительной роли играть общественное положение или должность собеседника. Каждый одинаково достоин того, чтобы с ним обращались должным образом.

В рамках гуманизма считается, что каждое человеческое творение является изначально чистым. Этикет помогает не растерять этот внутренний свет, поддерживать его в себе и заботиться о благосостоянии окружающих.

Человек - существо, для которого оптимальной считается жизнь в обществе себе подобных. Все мы тесно связаны. Нанося оскорбление кому-то, вы порочите себя же. Так никогда не поступит человек, чье воспитание и манеры не позволят столь опуститься.

Поддерживая доброжелательные отношения с другими людьми, личность обеспечивает собственный покой. Уважая других, вы ставите и себя высоко. Те, кто самоутверждается за счет грубости и унижений, как правило, обладают низкой самооценкой и не считают себя важными.

И наоборот, индивиды, проявляющие почтительное отношение к тем, кто находится рядом, чувствуют себя довольно уверенно и комфортно в социуме. Выбор за вами.

Воспитанный человек обладает достаточным тактом, он умеет вести себя в обществе, обладает хорошими манерами. Воспитанного человека нетрудно распознать с первого взгляда. Облик его говорит сам за себя: он не теряется в незнакомом обществе, умеет сидеть за столом, красиво и аккуратно есть. Но воспитанность — это не только хорошие манеры. Это нечто глубокое и существенное в человеке. Этим «нечто» является внутренняя культура и интеллигентность, основой которой являются радушие и уважение к другому человеку.

Совершенно естественными стали для нас фразы: “Он — воспитанный человек”, “Она — просто хамка” и т.д. Но часто мы сами затрудняемся определить, что вкладываем в понятие “воспитанный человек”. А, между прочим, неплохо бы знать, из чего именно складывается воспитанность, хотя бы для того, чтобы самому быть именно таким, каким хотят нас видеть окружающие.

Качества, которыми обладает воспитанный человек

Вежливость. Древние греки утверждали, что надо быть очень выдающимся человеком, чтобы позволить себе быть невежливым. Именно вежливость смягчает нравы, предупреждает ссоры, усмиряет раздражение и ненависть, заставляет сдерживаться, способствует возникновению любви и уважения. Вежливости можно научиться, но существует и врожденная вежливость, идущая от души, а не от воспитания.

Правила вежливости запрещают:

— входить в официальное учреждение в шляпе (мужчинам) и громко разговаривать (лицам обоего пола);

— шуметь, тревожить и раздражать окружающих;

— критиковать чьи-либо религиозные убеждения;

— унижать чью-либо национальность;

— смеяться над ошибками и промахами других людей;

— наделять собеседника вслух оскорбительными эпитетами;

— отсылать по обратному адресу письмо или подарок;

— в неуважительном тоне отзываться о близких собеседника;

— коверкать фамилии и имена;

— открывать чужую сумку, заглядывать в нее, если она открыта, исследовать содержимое чужих карманов;

— самовольно выдвигать ящики чужого стола и перекладывать их содержимое как на работе, так и дома, а также открывать чужой шкаф, буфет, кладовку.

Тактичность. Такт — это моральная интуиция воспитанного человека, как бы подсказывающая ему наиболее верный подход, наиболее тонкую, деликатную, осторожную линию поведения по отношению к окружающим.

Такт предполагает в нас терпимость, великодушие, внимание и глубокое уважение к внутреннему миру других людей, искреннее желание и умение понять их, почувствовать, что может доставить им радость, а что — огорчить. Тактичность — это чувство меры, которое следует соблюдать в разговоре, в любых отношениях с людьми, умение не переходить границу, за которой всегда стоит обида собеседника. Тактичность также предполагает умение вовремя определить реакцию собеседника на наши слова или действия и в нужных случаях — самокритичность и способность вовремя извиниться за допущенную оплошность.

Такт не отменяет принципиальности, прямоты, честности, да и правила тактичного поведения далеко не первые в моральном кодексе. Но очень часто именно отсутствие тактичности ранит близких нам людей.

Пунктуальность. Именно она свидетельствует о хороших манерах. Только уважительная причина может извинить опоздание. Намеренно заставлять себя ждать (даже юным особам, приглашенным на первое свидание) — невежливо.

Скромность. Скромный человек никогда не стремится показать себя лучше, способнее, умнее других, не подчеркивает свое превосходство над ними, не говорит о своих качествах, не требует никаких привилегий, особых услуг, удобств.

Вместе с тем скромность — это не робость и не застенчивость. Обычно по-настоящему скромные люди в критических ситуациях оказываются намного тверже других в отстаивании своих принципов.

Услужливость. Это добродетель до тех пор, пока она не становится навязчивостью. Лучше всего взять себе за правило оказывать услуги только тогда, когда вас об этом попросят. Если же к вам обращаются с просьбой, которую вы не в состоянии выполнить, лучше отказаться сразу, чем дать слово и не сдержать его.

Хорошие манеры. “Хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение”, — утверждал Джонатан Свифт.

Не принято в обществе:

— приводить себя и свою одежду в порядок, поправлять галстук, прическу, чистить ногти;

— причесываться и вообще трогать волосы;

— использовать ноготь мизинца в качестве зубочистки;

— щелкать суставами пальцев;

— потирать руки;

— одергивать одежду;

— постоянно что-то “мурлыкать” себе под нос;

— бурными проявлениями, оскорбительными, грубыми словами обнаруживать свой гнев и негодование.

А теперь посмотрите на свое поведение и подумайте, насколько вы вежливы.



Что еще почитать