Направление «Информатика и вычислительная техника» – одно из наиболее стабильных в плане высокой востребованности во всем мире. Спрос на специалистов в области программирования, информатики и работы с вычислительной техникой (инженеры и техники) начал расти еще в 90-е годы, в 2000-е стал стабильно высоким, каковым остается и по сей день. И очевидно, что такая ситуация продлится еще не одно десятилетие.
«Информатика и вычислительная техника» – ключевая группа специальностей в компьютерной индустрии. Программное обеспечение – основа работы как традиционных персональных компьютеров, так и более мощных, предназначенных для научных целей или обеспечения работы крупных предприятий. Выпускники вузов по специальности «Информатика и вычислительная техника» работают в таких компаниях, как Microsoft, Oracle, Symantec, Intel, IBM, HP, Apple. Но если перечисленные выше компании относятся к так называемой «старой гвардии», то сегодня хорошие программисты работают также и в таких компаниях, как Google, Facebook, Amazon, PayPal, EBay, Twitter и др.
Выпускники бакалавриата или магистратуры по специальности «Информатика и вычислительная техника» могут занимать должности в следующих областях:
За последние десятилетия мир стремительно обрастает новыми технологиями, и специалисты в области информатики и вычислительной техники нужны все больше. Перед выпускниками вузов откроются перспективы построения карьеры в качестве инженеров-специалистов по программному обеспечению, веб-дизайнеров, разработчиков видеоигр, системных аналитиков, управляющих базами данных и администраторов сетей.
Еще одним направлением специальностей является непосредственная работа с вычислительными машинами, комплексами, системами и сетями. Это значительный подсектор компьютерной индустрии. Инженеры и техники учатся работать с «железом», то есть на производстве оборудования и компьютеров, а также самых разных гаджетов, например принтеров, сканеров и т.д.
Разработка компьютеров начинается в отделах научно-прикладных исследований крупных компаний. Команды инженеров (механика, электроника, электрика, производство, программирование) работают вместе над разработкой, тестированием и производством компонентов. Отдельным направлением является маркетинговое исследование рынка и производство конечного продукта. Именно в этом секторе наблюдается самая большая нехватка квалифицированных специалистов, знакомых с программированием, робототехникой, автоматизацией и т.д.
Но если эти специальности можно отнести к достаточно традиционным для данного направления, то сегодня все большую популярность приобретает ряд профессий, которых примерно 10–15 лет назад просто не существовало.
Вузы, которые предлагают подготовку в области «Информатика и вычислительная техника», включают в себя: МГТУ им. Н.Э. Баумана, МИФИ, МИРЭА, МЭСИ, МТУСИ, НИУ ВШЭ, МЭИ, МАИ, МАМИ, МИЭТ, МИСиС, МАДИ, МАТИ, ЛЭТИ, Политех (Санкт-Петербург) и многие другие.
Как видно, и вузов, и программ по данной специальности великое множество. Поэтому проще и быстрее определиться с выбором можно, посетив бесплатную выставку «Магистратура и дополнительное образование» в или .
Не за горами выпускные экзамены. За которыми неизбежно последуют размышления выпускников о том, что делать (как жить) дальше?
Представил я себя в роли старшеклассника, решившего по тем или иным причинам (например, после изучения обзора о спросе/предложении на рынке ИТ-труда, или под впечатлением слов о расширении на 35% количества бюджетных мест в вузах по ИТ-специальностям) поступить в технический вуз и стать высококвалифицированным программистом.
Напомню, что такого рода специальность является одним из 23 “листьев” древовидной “Европейской классификации ИТ-специалистов” . Кроме того, так называется один из профессиональных стандартов в области ИТ , разработанных под эгидой АПКИТ и утвержденных приказом Минтруда РФ.
На сайте одного из вузов Минкомсвязи (дабы меня не обвинили в его рекламе, название данного вуза не раскрываю) читаю такие строки:
"Факультет информационных технологий *** проводит обучение студентов по нескольким направлениям в области инфокоммуникаций и информационных технологий.
1. Направление «Информатика и вычислительная техника»
, профиль «Программное обеспечение средств вычислительной техники и автоматизированных систем». Выпускники этого профиля высококвалифицированные программисты, спрос на которых на рынке труда постоянно растет и в обозримом будущем уменьшаться не будет. Практически все выпускники работают по специальности и имеют заработок, значительно превышающий среднее значение по региону. Спрос на таких специалистов велик на любом производстве, в банковской сфере, в области разработки и эксплуатации информационных систем. По данному направлению в *** имеется и магистерская подготовка”.
Ориентировочные сведения о заработках выпускников вуза, проценте трудоустроившихся по специальности после окончания бакалавриата или магистратуры, а также количество бюджетных мест по данному направлению и сведения о проходном балле в аннотации данного направления отсутствуют. Что, конечно, печально. Но понятно, что если абитуриент решил стать высококвалифицированным программистом, то ему есть смысл рассмотреть обучение в данном вузе по данному направлению в качестве одного из возможных вариантов своего карьерного роста.
Однако интересно отметить, что профиль с таким же названием «Программное обеспечение средств вычислительной техники и автоматизированных систем» фигурирует и в аннотации другого направления подготовки специалистов данного вуза.
Вот что говорится на сайте факультета информационных технологий упомянутого выше учебного заведения ***:
“2. Направление «Информационные системы и технологии»
, профиль с тем же названием. Выпускники этого профиля высококвалифицированные специалисты в области проектирования, разработки и реализации различного рода информационных систем, применяемых в настоящее время практически в любой сфере деятельности. Потребность в специалистах данного профиля очень велика и выпускник может без труда устроиться на работу в любую приглянувшуюся ему компанию. Выпускники *** этого направления разрабатывают информационные сайты компаний, создают базы данных, в том числе и для распределенных информационных систем”.
Обратите внимание: в аннотации этого направления отсутствуют слова типа “Практически все выпускники работают по специальности и имеют заработок, значительно превышающий среднее значение по региону. Спрос на таких специалистов велик там-то и там-то… По данному направлению в *** имеется и магистерская подготовка”. Выходит, спрос на программистов, прошедших в вузе *** обучение по направлению «Информационные системы и технологии» ниже, чем на программистов, прошедших в том же вузе обучение по направлению «Информатика и вычислительная техника»?
Так по какому направлению ФГОС ВПО (федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования) лучше обучаться тем, кто хочет стать высококвалифицированным программистом: 09.03.01 (“Информатика и вычислительная техника”) или 09.03.02 (“Информационные системы и технологии”)? Что вы думаете на этот счет? Да и вообще, по каким критериям следует выбирать вуз абитуриенту, решившему стать высококвалифицированным программистом или другим ИТ-специалистом?
Вот ещё одна заметка по теме данного поста: “Да, с ИТ-образованием все не так, как надо. Но что делать-то?” . Она написана в октябре прошлого года и в ней, среди прочего, отмечается, что проблема эта с отсутствием ИТ-специалистов в нужном количестве и должного качества не вчера возникла и не завтра решится. Да и не факт, что решится вообще. В лучшем случае – она лишь в той или иной степени сгладится. А ещё там отмечено, что ежегодно из образовательных организаций высшего образования России выпускается до 25 тысяч ИТ-специалистов. При этом сегодня только 15-20% выпускников по инженерным специальностям пригодны к немедленному трудоустройству в сфере информационных технологий. То есть абитуриентам следует выбирать вуз и факультет очень тщательно. Дабы попасть в те самые 15-20% выпускников, которые пригодны к немедленному трудоустройству в сфере информационных технологий.
Возникает и такой вопрос. Почему “Будущие российские айтишники не ориентируются в выборе специальности” ? По причине отсутствия в стране грамотной системы профориентации или по причине того, что технические вузы, в образовательных программах которых есть ИТ-специальности, не могут себя (свои образовательные услуги) грамотно преподнести (похвалить, прорекламировать)? А может, причина в том, что ИТ-компании проводят “Дни открытых дверей” или иные мероприятия, ориентированные на будущих айтишников не так часто и не на должном уровне?
Диаграмма из заметки
Номер Направления:
Форма обучения:
Стоимость обучения:
От 122 960 рублей
Количество мест:
Бюджет:  100
Контракт:  30
Уровень образования
и срок обучения:
Бакалавриат 4 года
Минимальные баллы:
Математика:  55
Информатика и ИКТ:  55
Русский Язык:  36
Проходной балл на бюджет в 2018 год:   221
Основная цель образовательной программы - подготовка квалифицированных кадров в области информатики и вычислительной техники. Кроме того, немаловажной задачей является формирование знаний и умений в различных областях, таких как: гуманитарные, социальные, экономические, математические и естественные науки. Наши выпускники получают высшее образование, что позволяет им без труда проводить разработки и исследования, направленные на создание и обеспечение функционирования автоматизированных систем управления и контроля, измерительных и корпоративных информационных систем. Благодаря полученным универсальным и предметно-специализированным навыкам выпускник чувствует себя уверенно на рынке труда. В образовательную программу входит выбор студентами индивидуальных образовательных траекторий. Обучение формирует готовность выпускников вуза к активной профессиональной и социальной деятельности.
После окончания обучения вы сможете успешно продолжить обучение на магистерских программах не только в УрФУ, но и в ведущих ВУЗах России. Вы будете обладать уникальной возможностью перспективной работы на предприятиях различных форм собственности: от аналитических отделов крупных финансовых организаций до подразделений по разработке программного обеспечения современных IT-компаний.
Администратор баз данных
Специалист, отвечающий за обслуживание систем управления баз данных.
Инженер программист
Специалист, отвечающий за разработку программного обеспечения, разработку сайтов.
Инженер-схемотехник
Специалист, отвечающий за разработку схемотехнических решений, печатных
Системный администратор
Специалист, отвечающий за поддержание правильной работы компьютерной техники
Стоит отметить, что на сегодняшний день IT-специалисты крайне востребованы. За
последние десятилетия мир стремительно обрастает новыми технологиями, и
специалисты в области информатики и вычислительной техники нужны все больше.
Перед выпускником откроются перспективы построения успешной карьеры.
1. Администратор баз данных
- Специалист, отвечающий за обслуживание систем управления баз данных.
Главная его обязанность - обеспечение постоянной работы сервера и доступа
пользователей к нужной информации. База данных – это собрание разных
материалов (статей, расчетов, нормативных актов, таблиц, данных о клиентах и
пр.), которые структурированы в соответствии с некими правилами, хранятся в
памяти компьютера и обрабатываются посредством его вычислительных
мощностей (специального программного обеспечения)
2. Инженер программист
- Специалист, отвечающий за создание управляющих программ, разработку
программного обеспечения, разработку сайтов. Есть и те, кто занимается
созданием мобильных приложений. В общих же чертах, инженер-программист
занимается разработкой, отладкой (поиск и исправление ошибок), тестированием
работоспособности и дальнейшим изменением программного обеспечения.
3. Инженер-схемотехник
- Специалист, отвечающий за разработку схемотехнических решений, печатных
плат. Он осуществляет техническое сопровождение изготовления опытных
образцов, отладка и настройка, готовит и согласует TЗ, составляет техническую
документацию на изделие согласно нормам ЕСКД.
4. Системный администратор
- Специалист, отвечающий за поддержание правильной работы компьютерной
техники и программного обеспечения и информационную безопасность
организации.
5. Системный аналитик
- Специалист, отвечающий за решение организационных задач с помощью
системного анализа. В широком плане невозможно описать эту профессию. Такой
специалист анализирует поставленные перед компанией задачи и придумывает, как
именно стоит их решать: как будет работать система, какие технологии надо
использовать. Эта профессия в России возникла совсем недавно. Ее появление
связано напрямую с повышением спроса на автоматизацию процессов в крупных
фирмах.
Информационные технологии (ИТ) – одна из наиболее быстро развивающихся отраслей. Изменения в этой отрасли задают новые технологии и практики фактически для всех отраслей экономики. Проектирование, транспортировка, управление ресурсами, маркетинг, управление людьми – все эти и многие другие области изменяются под воздействием ИТ.
В сфере ИТ идет несколько важных процессов. Во-первых, растет связанность мира за счет телекоммуникационных решений, увеличивается объем проходящих в сети данных, развиваются решения по обработке этих данных. Во-вторых, цифровые решения становятся все более мобильными и все более «дружественными» пользователю. Если сейчас почти у каждой семьи есть компьютер, а у каждого второго - смартфон, то через десять лет у каждого жителя городов будет минимум 5–6 устройств, носимых на теле и связанных между собой. Например, очки дополненной реальности, биометрический браслет для заботы о здоровье, смартфон с функцией «умного» бумажника и др. В-третьих, развиваются новые среды для работы, образования и досуга людей – виртуальные миры для самых разнообразных целей, в том числе созданные на основе технологий дополненной реальности.
Инновации в других отраслях рождаются на стыке с ИТ, поэтому возникает большое количество кросс-отраслевых задач для прорыва. Тем не менее разработка и производство «железа», программного обеспечения (ПО) и систем безопасности остаются приоритетными задачами внутри ИТ-сектора. Высокоперспективное направление – проектирование виртуальных пространств и интерфейсов для взаимодействия с ними.
Для того чтобы стать квалифицированным специалистом в выбранном направлении, студенту предстоит научиться:
Профессиональная область бакалавров будет связана с информационными технологиями. Выпускники могут быть программистами, верстальщиками, web-администраторами. Нередко они становятся операторами ЭВМ, системными администраторами. Также специалистов принимают на работу трафик-менеджерами и электрониками. Сферы деятельности предприятий могут варьироваться по своему назначению, в них входят банки, компании сферы обслуживания, учреждения медицины и другие. Не обходит стороной квалифицированные кадры и промышленная область. Здесь свое применение недавние студенты находят в организациях, занимающихся лесным и сельским хозяйством, машиностроением.
rf-gk.ru - Портал для мам. Воспитание. Законы. Здоровье. Развитие. Семья. Беременность