Какое оборудование ставить на ягтигр. Обзор немецкой ПТ-САУ9 JagdTiger. Тактика игры на JagdTiger

Следуя традиции, которая сформировалась еще в первые годы Второй мировой войны и заключалась в использовании стоящих на вооружении танков для создания на их базе САУ путем монтажа не их шасси пушки большего калибра, немецкие конструкторы сразу же разглядели в новом тяжелом танке PzKpfw VI «Тигр II» хорошую базу для сверхмощной самоходки. Поскольку тяжелый танк вооружался 88-мм длинноствольной пушкой, САУ, по логике, следовало вооружить более мощным 128-мм орудием, так же разработанным на базе зенитного. Несмотря на то, что начальная скорость снаряда была меньше, на больших дистанциях бронепробиваемость 128-мм орудия была выше. Вооруженная этим орудием САУ становилась самой мощной немецкой серийной машиной, которой на поле боя отводилась роль поддержки пехоты и борьбы с бронетехникой союзников на дальних дистанциях.

Экспериментальные конструкторские работы по созданию тяжелых САУ велись в Германии с начала 1940-х годов и даже приводили к локальным успехам. Летом 1942 года две 128-мм САУ на базе VK 3001(H) были отправлены на Восточный фронт под Сталинград. Одна из этих машин была потеряна в бою, другая вместе с оставшейся техникой 521-го танко-истребительного дивизиона была брошена вермахтом после разгрома немецко-фашистской группировки под Сталинградом в начале 1943 года.

При этом даже гибель 6-й армии Паулюса никак не повлияла на запуск подобных САУ в серию. В обществе и правящих кругах преобладали идеи о том, что война завершиться для Германии победой. Только после поражения на Курской дуге, в Северной Африке и высадке союзников в Италии многие немцы, ослепленные пропагандой, осознали реальность – совокупные силы стран Антигитлеровской коалиции во много раз превосходили силы Германии и Японии, спасти гибнущее немецкое государство могло только «чудо».

Тогда же и начались разговоры о «чудо-оружии», которое сможет изменить ход всей войны. Подобные слухи стали официально немецкой пропагандой, которая обещала народу Германии скорое изменение ситуации на фронтах. При этом достаточно эффективных в глобальном плане (ядерное и его аналоги) разработок в конечной стадии готовности в Германии не было. Поэтому руководство Рейха было вынуждено хвататься за любые сколько-нибудь значимые военно-технические проекты, которые были способны своей оригинальностью и необычностью наряду с оборонительными возможностями выполнять и психологические функции, внушая народу мысли о силе и мощи государства, которое способно создавать столь сложную технику. Именно в подобной ситуации и был создан и запущен в серию тяжелый истребитель танков – САУ «Ягдтигр». Jagdtiger стал самым тяжелым образцом серийной бронетехники производившейся в годы Второй мировой войны.

Новая САУ классифицировалась как 128-мм тяжелое штурмовое орудие. Основным ее вооружением должна была стать 128-мм пушка PaK 44, созданная на базе зенитного орудия Flak 40. Осколочно-фугасный боеприпас данного орудия имел большее фугасное действие, чем у аналогичной зенитки. Деревянной макет будущей САУ был представлен Гитлеру 20 октября 1943 года на полигоне Арис в Восточной Пруссии. САУ «Ягдтигр» произвела на фюрера благоприятное впечатление, и он отдал распоряжение о начале ее серийного выпуска в 1944 году.

Описание конструкции

Общая компоновка САУ Jagdtiger в целом повторяла танк «Королевский тигр». При этом нагрузка на шасси при выстреле возросла, поэтому шасси было удлинено на 260 мм. Отделение управления самоходкой находилось в передней части машины. Здесь находились главный фрикцион, механизм поворота и коробка передач. Слева от нее находились органы управления, приборная панель и место механика-водителя. Справа в корпусе был установлен курсовой пулемет и сиденье стрелка-радиста. Здесь же над коробкой передач и правой бортовой передачей находилась радиостанция.


В корпусе САУ «Ягдтигр» использовалось шесть типов плит толщиной от 40 до 150 мм. Верхний лобовой лист корпуса имел толщину в 150 мм., был сплошным и имел лишь одну амбразуру для установки курсового пулемета. В верхней части лобового листа корпуса был сделан специальный вырез, который обеспечивал механику-водителю лучший обзор из машины. Помимо этого в передней части крыши корпуса находились посадочные люки стрелка-радиста и механика-водителя.

Боевое отделение размещалось в средней части САУ. Здесь находилась бронированная рубка с орудием. Слева от орудия находились механизмы наведения, перископический прицел, сиденье наводчика. Сиденье командира располагалось справа от орудия. На полу боевого отделения и на стенках рубки был расположен боекомплект к пушке. В задней части рубки находились места для двух заряжающих.

В моторном отделении, расположенном в корме корпуса находилась двигательная установка, радиаторы системы охлаждения, вентиляторы, топливные баки. Моторное отделение было отделено от боевого перегородкой. На «Ягдитгре» устанавливался тот же двигатель, что и на танке PzKpfw VI «Тигр II» - 12 цилиндровый V образный (развал цилиндров 60 градусов) карбюраторный «Майбах» HL230Р30, который развивал максимальную мощность в 700 л.с. при 3 000 об/мин. (на практике число оборотов не превышало 2 500).


Следует отметить, что бронекорпус САУ «Ягдтигр» практически не претерпел изменений ни в части конструкции, ни в части бронирования. Борта рубки представляли одно целое с бортами корпуса и обладали одинаковой броней в 80 мм. Борта рубки имели наклон бронелистов в 25 градусов. Лобовой и кормовой листы рубки между собой соединялись «в шип», дополнительно усиливались шпонками, после чего обваривались. Толщина лобового листа рубки достигала 250 мм., лобовой лист рубки располагался под углом в 15 градусов. Пробить самоходу в лоб с дистанции более 400 метров не могло ни одно из противотанковых средств союзников. Кормовой лист рубки также имел толщину в 80 мм. В кормовом листе рубки находился люк для загрузки боекомплекта, демонтажа орудия и эвакуации экипажа, люк закрывался специальной двухстворчатой крышкой на петлях.

Крыша рубки была изготовлена из 40-мм бронелиста и крепилась к корпусу при помощи болтов. Спереди справа в ней находилась вращающаяся командирская башенка со смотровым прибором, который был прикрыт П-образной броневой скобой. Перед башенкой в крыше рубки имелся лючок для установки стереотрубы. За командирской башенкой находился люк для посадки/высадки командира, а слева от него амбразура перископического прицела орудия. Помимо этого здесь было смонтировано устройство ближнего боя, 4 прибора наблюдения и вентилятор.

В амбразуре лобового листа рубки, прикрытой массивной литой маской, монтировалось 128-мм орудие StuK 44 (или Pak 80). Начальная скорость бронебойного снаряда данного орудия составляла 920 м/с. Длина орудия равнялась 55 калибрам и составляла (7 020 мм). Полная масса – 7 000 кг. Пушка имела клиновой, горизонтальный затвор, который на ¼ был автоматизирован. Открытие затвора и экстрактирование гильзы осуществлял наводчик, а после досылания снаряда и заряда затвор закрывался автоматически.


Орудие было смонтировано на специальном станке, который был установлен в корпусе самоходки. Углы вертикальной наводки составляли от -7 до +15 градусов, горизонтальные – 10 градусов в каждую сторону. Противооткатные устройства находились над стволом орудия. Предельная длина отката равнялась 900 мм. Наибольшая дальность стрельбы осколочно-фугасными снарядами составляла 12,5 км. Орудие StuK 44 отличалось от своего прародителя зенитного орудия Flak 40 раздельно-гильзовым заряжанием. В достаточно тесной рубке САУ с громоздкими унитарными боеприпасами просто было бы не развернуться. Для ускорения процесса заряжания в экипаже САУ Jagdtiger было 2 заряжающих. В то время как один из них отправлял в камору орудия снаряд, второй подавал гильзу с зарядом. Несмотря на наличие двух заряжающих скорострельность орудия находилась на уровне 2-3 выстрела в минуту. Боекомплект орудия состоял из 40 выстрелов.

Перископический прицел WZF 2/1, используемый на самоходке, имел 10-кратное увеличение и поле зрения в 7 градусов, с помощью данного прицела можно было поражать цели на удалении в 4 км.

Вспомогательное вооружение «Ягдтигра» состояло из курсового пулемета MG 34, который был расположен в специальной шаровой установке в лобовом листе корпуса. Боекомплект пулемета составлял 1 500 патронов. Дополнительно на крыше рубки был установлен специальный 92-мм противопехотный гранатомет – оружие ближнего боя. На машинах позднего выпуска на крыше рубки устанавливался также специальный кронштейн для установки зенитного пулемета MG 42.


Эпопея с подвеской

Сборка ходовой САУ Jagdtiger (как и самого танка Тигр II) была самой трудоемкой операцией, которая существенно задерживала процесс производства. Именно поэтому конструкторским бюро Фердинанда Порше в порядке частной инициативы было сделано предложение об использовании на данной САУ подвески, аналогичной той, что устанавливалась на ПТ-САУ «Фердинанд».

Ее особенностью было то, что торсионы находились не внутри корпуса, а снаружи внутри специальных тележек. Каждый из таких продольно расположенных торсионов обслуживал по 2 опорных катка. Выигрыш в массе при использовании такой подвески составлял 2 680 кг. Помимо этого, установка и закручивание торсионов стандартной подвески фирмы Хеншель было возможно только в собранном корпус, в строгой последовательности при применении специальной лебедки. Замена балансиров подвески и торсионов могла выполняться только в заводских условиях. Сборка же подвески конструкции Порше могла выполняться отдельно от корпуса, а монтаж осуществлялся без использования специального оборудования. Ремонт и замена узлов подвески могли осуществляться во фронтовых условиях и не представляли особых трудностей.

Всего с подвеской конструкции Порше было изготовлено 7 машин (5 серийных образцов и 2 прототипа), первый «Ягдтигр» с подвеской Порше вышел на испытания даже раньше, чем САУ с подвеской Henschel. Тем не менее, не смотря на все преимущества подвески Порше, по рекомендации Управления вооружений в серию пошла другая машина. Главной причиной были более чем натянутые отношения между известным конструктором и чиновниками министерства, а также поломка одной из тележек в ходе испытаний, которая, к слову, произошла по вине компании изготовителя. Нельзя также сбрасывать со счетов и тот факт, что в Управлении вооружений хотели добиться максимальной унификации между САУ и танком «Королевский тигр».

Ягдтигр с подвеской конструкции Порше на ж/д платформе


В итоге ходовая часть серийного «Ягдтигра» состояла из 9 цельнометаллических сдвоенных опорных катков, имеющих внутреннюю амортизацию (на каждый борт). Катки были расположены в шахматном порядке (5 во внешнем ряду и 4 во внутреннем). Размеры катков составляли 800х95 мм. Подвеска их была индивидуальной торсионной. Балансиры передних и задних катков оснащались гидравлическими амортизаторами, которые находились внутри корпуса.

Всего за период с июля по апрель 1945 года в Германии было собрано от 70 до 79 подобных самоходок, поэтому о каком-либо массовом их применении не было и речи. Чаще всего САУ «Ягдтигр» вступали в бой повзводно, или поштучно, входя в состав наспех сформированных боевых групп. Ходовая часть машины была слишком перегруженной, что приводило к низкой подвижности и частым поломкам. По этой причине в конструкции САУ предусматривалась установка двух стационарных подрывных зарядов. Один находился под казенником пушки, второй под двигателем. Большая часть САУ была уничтожена своими же экипажами, при невозможности отбуксировать машину в тыл. Применение «Ягдтигров» носило эпизодический характер, но любое их появление в бою было большой головной болью для союзников. Установленная на САУ пушка позволяла без проблем поражать любой танк союзников с запредельной дистанции в 2,5 км.

Тактико-технические характеристики: Jagdtiger
Масса: 75,2 т.
Габаритные размеры:
Длина 10,654 м., ширина 3,625 м., высота 2,945 м.
Экипаж: 6 чел.
Бронирование: от 40 до 250 мм.
Вооружение: 128-мм пушка StuK44 L/55, 7,92-мм пулемет MG-34
Боекомплект: 40 снаряда, 1500 патронов.
Двигатель: 12-цилиндровый бензиновый двигатель жидкостного охлаждения «Майбах» HL HL230Р30, мощностью 700 л.с.
Максимальная скорость: по шоссе – 36 км/час, по пересеченной местности – 17 км/час
Запас хода: по шоссе – 170 км., по пересеченной местности – 120 км.

Следуя традиции, сформировавшейся еще в первые годы Второй мировой, которая и заключалась в использовании танков, стоящих на вооружении, для создания на их базе самоходных артиллерийских установок путем монтажа пушки большего калибра на их шасси, немецкие конструкторы разглядели в новом танке PzKpfw VI «Тигр II» отличную базу для сверхмощной САУ. Так как тяжелый танк был вооружен 88-миллиметровой длинноствольной пушкой, самоходку, по логике, необходимо было вооружить более мощным 128-миллиметровым орудием, которое так же разработано на базе зенитного орудия. Несмотря на то что у 128-миллиметрового снаряда начальная скорость была меньше, бронепробиваемость орудия на больших дистанциях была гораздо выше. САУ, вооруженная этим орудием, становилась самой мощной серийной немецкой машиной, которой во время боев отводилась роль поддержки пехоты, а также борьбы с бронетехникой на дальних дистанциях.

Экспериментальные конструкторские работы по тяжелым самоходным артиллерийским установкам велись в Германии с 1940-х годов. Данные работы имели локальные успехи. Летом 1942 г. две 128-миллиметровые самоходки на базе VK 3001(H) отправили под Сталинград на Восточный фронт. Одну из этих машин потеряли в бою, другую вместе с оставшейся техникой Пятьсот двадцать первого дивизиона истребителей танков бросили в начале 1943 г. после разгрома немецкой группировки под Сталинградом.

Прототип тяжелого истребителя танков «Ягдтигр» с ходовой частью конструкции Ф. Порше во время испытаний на полигоне. Вооружение в рубку еще не установлено. Весна 1944 года


Снимок слева прототип «Ягдтигра» с ходовой частью конструкции Ф. Порше в сборочном цеху. Хорошо видны фланцы крепления тележек подвески. Осень 1943 года.
Фотография справа в сборочном цеху прототип «Ягдтигра» с ходовой частью конструкции фирмы «Хеншель», заимствованной у «Королевского тигра». Четко видны отверстия в борту корпуса, предназначенные для установки торсионных валов. Осень 1943 года.

При этом даже гибель Шестой армии Паулюса не повлияла на запуск данных самоходок в серию. В правящих кругах и обществе преобладали идеи о том, что для Германии война завершится победой. Только после поражений в Северной Африке на Курской дуге и высадке в Италии войск союзников многие, ослепленные пропагандой, немцы осознали реальность – силы антигитлеровской коалиции значительно превосходили силы Японии и Германии, спасти немецкое государство, находящееся на краю гибели, могло только «чудо».

В то же время начались разговоры о создании «чудо- », которое изменит ход войны. Такие слухи стали официально пропагандой руководства страны, которая обещала Германскому народу скорое изменение ситуации на всех фронтах. При этом эффективных разработок в глобальном плане (например, ядерное оружие, а также его аналоги) в Германии в конечной стадии готовности не было. В связи с этим руководство Рейха хваталось за любые значимые военно-технические проекты, способные своей необычностью и оригинальностью вместе с оборонительными возможностями выполнять психологические функции, то есть, внушать народу мысли о мощи и силе государства, способного создавать настолько сложную технику. Именно в такой ситуации создали и запустили в серию тяжелый истребитель танков «Jagdtiger». Ягдтигр стал самым тяжелым серийным образцом бронетехники Второй мировой войны.

Новая самоходка классифицировалась как 128-миллиметровое тяжелое штурмовое орудие. Ее основным вооружением должна была стать пушка PaK 44 калибра 128 мм, созданная на базе зенитной пушки Flak 40. У осколочно-фугасного снаряда данного орудия имелось большее фугасное действие, по сравнению с аналогичной зениткой. Деревянной макет будущей самоходной артиллерийской установки представили Гитлеру 20.10.1943 г. в Восточной Пруссии на полигоне Арис. «Ягдтигр» на фюрера произвела благоприятное впечатление, после чего он отдал распоряжение начать ее серийное производство в 1944 г.


Описание конструкции

Общая компоновка самоходной артустановки Jagdtiger в целом повторяла «Королевский тигр». При этом возросла нагрузка на шасси во время выстрела, в связи с чем шасси удлинили на 260 миллиметров. Отделение управления размещалось в передней части самоходки. Здесь находились механизм поворота, главный фрикцион и коробка передач. Место механика-водителя, соответственно, приборная панель и органы управления находились слева от нее. Справа в корпусе разместили сиденье стрелка-радиста и курсовой пулемет. Здесь же находилась радиостанция над правой бортовой передачей и коробкой передач.

В корпусе «Ягдтигр» использовали шесть типов бронеплит толщиной 40 – 150 миллиметров. Толщина верхнего лобового листа корпуса составляла 150 миллиметров, он был сплошным. В нем была выполнена лишь одна амбразура для установки курсового пулемета. В верхней части был выполнен спец. вырез, обеспечивающий механику-водителю улучшенный обзор из самоходки. Кроме этого, в крыше корпуса в передней части находились посадочные люки механика-водителя и стрелка-радиста.

В средней части самоходки размещалось боевое отделение. Здесь находилась бронерубка с орудием. Сиденье наводчика, перископический прицел и механизмы наведения находились слева от орудия. Справа от орудия располагалось сиденье командира. На стенках рубки и полу боевого отделения располагался боекомплект к пушке. В рубке в задней части находились два места для заряжающих.

В моторном отделении, которое расположено в корме корпуса, размещалась двигательная установка, вентиляторы, радиаторы системы охлаждения, топливные баки. От боевого отделения моторное отделялось перегородкой. На «Ягдтигре» был установлен такой же двигатель, как и на PzKpfw VI «Тигр II» – карбюраторный «Майбах» HL230Р30, V образный, 12 цилиндровый (развал цилиндров 60 градусов). Максимальная мощность при 3 тыс. об/мин составлял 700 л.с. (число оборотов на практике не превышало 2,5 тыс. об/мин).

Необходимо отметить, что бронекорпус «Ягдтигр» в части конструкции и бронирования практически не претерпел изменений. Борта рубки являлись одним целым с бортами корпуса, имея одинаковую толщину брони – 80 миллиметров. Бортовые бронелисты рубки устанавливались под наклоном в 25 градусов. Кормовой и лобовой листы рубки соединялись между собой «в шип», усиливались шпонками и обваривались. Лобовой лист рубки имел толщину 250 миллиметров и был установлен под углом 15 градусов. Ни одно из средств борьбы с танками союзнических войск с дистанции более 400 метров не могло пробить САУ Jagdtiger в лоб. Кормовой лист рубки имел толщину 80 миллиметров. В кормовом листе имелся люк для эвакуации экипажа, демонтажа орудия и загрузки боекомплекта. Люк закрывался двухстворчатой крышкой, крепящейся на петлях.

Крыша рубки изготавливалась из 40-миллиметрового бронелиста и крепилась при помощи болтов к корпусу. Справа спереди находилась командирская вращающаяся башенка, оснащенная смотровым прибором, который прикрывался броневой П-образной скобой. В крыше рубки перед башенкой имелся лючок, служащий для установки стереотрубы. Люк для посадки и высадки командира находился за командирской башенкой, а слева от люка амбразура перископического прицела. Кроме того, здесь было установлено устройство ближнего боя, вентилятор и 4 прибора наблюдения.

В амбразуре лобового бронелиста рубки, прикрытой литой массивной маской, монтировалось орудие StuK 44 (Pak 80) калибра 128 миллиметров. Бронебойный снаряд данного орудия имел начальную скорость 920 м/с. Длина орудия составляла 7020 миллиметров (55 калибров). Полная масса – 7 тыс. кг. Пушка имела горизонтальный, клиновой затвор, который был автоматизирован на ¼. Открытие затвора, экстрактирование гильзы осуществлялось наводчиком, а после досылания заряда и снаряда затвор закрывался в автоматическом режиме.

Орудие смонтировали на специальном станке, установленном в корпусе самоходной установки. Углы вертикальной наводки -7 … +15 градусов, угол горизонтального наведения в каждую сторону – 10 градусов. Противооткатные устройства располагались над стволом орудия. Длина отката составляла 900 миллиметров. Наибольшая дальность ведения огня осколочно-фугасным снарядом – 12,5 тыс. метров. Орудие StuK 44 от орудия Flak 40 отличалось раздельно-гильзовым заряжанием. В тесной рубке самоходки с унитарными боеприпасами большого объема было бы просто не развернуться. Чтобы ускорить процесс заряжания в экипаже Jagdtiger было два заряжающих. Во время того как один заряжающий отправлял снаряд в камору орудия, второй подавал гильзу. Несмотря на наличие 2 заряжающих скорострельность не превышала 3 выстрела в минуту. В боекомплект орудия входило 40 выстрелов.

Используемый на самоходной установке перископический прицел WZF 2/1 имел десятикратное увеличение и поле зрения 7 градусов. Данный прицел позволял поражать цели на дальности в 4 тыс. м.

Вспомогательное вооружение «Ягдтигра» – курсовой пулемет MG 34, расположенный в лобовом листе корпуса в шаровой спец. установке. Боекомплект пулемета составлял 1,5 тыс. патронов. Дополнительно на крыше рубки устанавливалось оружие ближнего боя – специальный 92-миллиметровый противопехотный гранатомет. На машинах более позднего выпуска на крыше рубки также устанавливался спец. кронштейн для установки пулемета MG 42.


Тяжелый истребитель танков «Ягдтигр» первых серий (шасси N° 305003) с ходовой частью конструкции Порше перед отправкой в учебную часть. Машина частично покрыта «циммеритом» и окрашена темножелтой краской Dunkel Gelb. 1944 год.

Эпопея с подвеской

Сборка ходовой самоходной установки Jagdtiger (как и танка Тигр II) являлась самой трудоемкой операцией, существенно задерживающей процесс производства машин. Именно поэтому КБ Ф. Порше в порядке частной инициативы сделали предложение использовать на данной самоходке подвеску, аналогичную той, что устанавливалась на противотанковой САУ «Фердинанд».

Особенностью данной подвески было то, что ее торсионы устанавливались внутри специальных тележек снаружи корпуса, а не внутри корпуса. Каждый такой продольно расположенный торсион обслуживал 2 опорных катка. При использовании данной подвески масса снижалась на 2680 кг. Кроме того, установка и закручивание торсионов подвески от компании Хеншель осуществлялись только в собранном корпусе, в определенной последовательности при применении спец. лебедки. Замену торсионов и балансиров подвески могли выполнять только в условиях завода. В то же время сборка подвески Порше могла быть выполнена отдельно от корпуса, а монтаж осуществляли без использования спецоборудования. Замена и ремонт узлов подвески осуществлялись во фронтовых условиях и не вызывали особых трудностей.

Всего было изготовлено семь машин с подвеской Порше (2 прототипа и 5 серийных образцов), первый «Ягдтигр», имеющий данную подвеску, вышел на испытания раньше, чем самоходка с подвеской Henschel. Однако, несмотря на преимущества подвески Порше, в серию по рекомендации Управления вооружений пошла совсем иная машина. Главной причиной являлись натянутые отношения между чиновниками министерства и известным конструктором, а также поломка в ходе испытаний одной из тележек. Следует отметить, что данная поломка произошла по вине изготовителя. Нельзя сбрасывать со счетов и тот факт, что Управление вооружений хотело добиться максимальной унификации между танком «Королевский тигр» и САУ.

В итоге в состав ходовой части серийного «Ягдтигра» входили 9 сдвоенных цельнометаллических опорных катков, которые имели внутреннюю амортизацию (с каждого борта). Катки располагались в шахматном порядке (4 во внутреннем ряду и 5 во внешнем). Размер катков – 800х95 миллиметров. Их подвеска была торсионной индивидуальной. Балансиры задних и передних катков были оснащены гидравлическими амортизаторами, находящимися внутри корпуса.

Всего в Германии в период с июля по апрель 1945 г. было собрано 70-79 подобных самоходок, в связи с этим о каком-либо массовом применении Jagdtiger не было и речи. САУ «Ягдтигр» чаще всего в бой вступали повзводно или поштучно в составе наспех сформированных группах. Слишком перегруженная ходовая часть машины стала причиной частых поломок и низкой подвижности. В связи с этим в конструкции самоходки предусматривалась установка пары стационарных подрывных зарядов. Первый размещался под двигателем, второй под казенником пушки. Большую часть самоходок уничтожили своими же экипажами из-за невозможности отбуксировать машину для ремонта. Применение «Ягдтигров» носило эпизодический характер, однако любое появление данных машин в бою было большой головной болью для союзных войск. Пушка, установленная на САУ, позволяла без проблем поражать любой из танков союзников с дистанции в 2,5 тыс. м.

Монструозный танк Гитлера Jagdtiger, созданный для масштабного уничтожения танков противника, потерпел колоссальную неудачу и обернулся для Германии потерей времени и средств.

Больше - значит лучше! Такого девиза Гитлер придерживался во всем, и танки не исключение. Несмотря на то, что командование вермахта вступало с ним в постоянные споры о необходимости создавать больше маленьких и маневренных танков типа Stug III или , Гитлер готов был вкладывать огромные деньги и ресурсы в создание по-настоящему гигантских, и от того совершенно бесполезных машин. В разгар немецкие разработчики решились на грандиозный проект: взять свое самое большое 128-миллиметровое орудие и установить его на самый большой и тяжелобронированный танк. Результатом стал гигантский Jagdtiger. Масса этого танка настолько огромна, что даже современные танки не превзошли его. Именно собственная масса впоследствии стала для Тигра злейшим врагом.

Разработка танка

В годы Второй мировой войны немецкие заводы наладили выпуск бесшумных штурмовых орудий Sturmgeschutz и САУ на базе Jagdpanzer. САУ немецкого производства отлично показали себя в бою, и как отметил , не нуждались в доработке. Однако, отсутствие башни на этих танках делало их уязвимыми в наступательных операциях. С другой стороны, это позволяло им использовать тяжелое орудие и прочную броню. САУ были крайне эффективны для ведения огня из засады или при обеспечении огневой поддержки.

Немецкие конструкторы решили сделать танк с башней, но установить на него орудие от САУ. Чтобы комплектовать тяжелый танк пушкой 128 мм, его нужно было сделать по-настоящему большим. В качестве платформы для будущего танка был выбран огромный 70-тонный . 20 октября 1943 года Гитлеру был представлен полноразмерный деревянный макет Ягдтигра, и фюрер с энтузиазмом одобрил его производство.

Jagdtiger был почти 11 метров в длину и три метра в высоту и имел вес 79 тонн, которые превращались в 83 вместе со снаряжением и экипажем. Большая часть этой массы приходилась на броню 250 мм и пушку. Однако, бронирована таким образом была только передняя часть танка, он оставался уязвимым для выстрелов сверху, сзади и с боков.

В танке-гиганте был установлен двигатель Maybach HL 230 P30 на 690 лошадиных сил. Этот же двигатель стоял на танке Panther, несмотря на то, что Jagdtiger был на 60% тяжелее. Максимальная скорость танка должна была достигать 33 км/ч, но в реальных условиях она редко достигала 14 км/ч. Одной заправки танку едва хватало на 100 километров, его двигатель попросту был недостаточно мощным для такого размера и веса.

Пушка Jagdtiger имела всего 10 градусов наклона, что ограничивало танк в условиях ведения ближнего боя. Помимо основной 128-мм пушки на танк были установлены 2 пулемета: один в корпусе и один в задней части машины. Любой поворот пушки должен был осуществляться при помощи подворотов корпусом, из-за этого трансмиссия и рулевое управление быстро выходили из строя.

Jagdtiger в бою

Ягдтигр предполагалось использовать как танк прорыва. Он должен был обстреливать вражеские танки с расстояния трех-пяти километров и иметь достаточный запас прочности, способный защитить от ответного огня. Однако у Германии уже была , которая прекрасно справлялась с теми же задачами, но была легче, скорострельнее и маневреннее Тигра.

Первые три Ягдтигра приняли участие в операции «Нордвинд» и последующем наступлении на Страсбург во Франции. Дебют был провальным. Тигры были разбиты противником благодаря своей уязвимой боковой броне и малой скорости. В танках произошел взрыв боеукладки, что привело к смерти всего экипажа. Это случилось 4 января 1945 года.

К 23 января сорок два Ягдтигра при поддержке шести зенитных танков Möbelwagen провели несколько успешных боев, повторно заняв утерянные ранее позиции. Однако уже 14 марта колонна была уничтожена истребителями-бомбардировщиками и огнем артиллерии.

22 марта три Ягдтигра попали в засаду недалеко от Нойштадта и частично смогли отбиться. Но во время отступления танки сломались, и выжившим членам экипажа пришлось выбираться с поля боя своим ходом. В тот же день взвод Ягдтигров в Бёле уничтожил 9 танков противника, но в процессе часть из них сломалась, другая была уничтожена артиллерией.

В своих дальнейших боях Тигры так же не показали хороших результатов. Танки ломались, выходили из строя, были медлительными, неманевренными, и их конструкция исключала точный прицельный огонь. Однако когда немецкие войска оказались захвачены в кольцо в кармане Рур, Ягдтигры смогли проявить себя. Они оказались в тех условиях, для которых и были предназначены. Было уничтожено 50 танков ценой всего одного Ягдтигра.

Важно учитывать, что потери союзных танков скорее всего преувеличены Германией, потому что у немецких командиров часто обнаруживалась такая склонность. Даже несмотря на это, показания одного из британских офицеров, Джорджа Форти, впечатляют: «Я наткнулся на целый полк танков Шерман, который лежал в руинах. Их турели и корпуса разорвало. Большая часть из них была оплавлена. Эти десятки танков были застигнуты врасплох одним единственным Ягдтигром, который занял выигрышную позицию на ферме, на вершине холма».

Таким образом, Ягдтигры были способны полностью оправдать свою устрашающую репутацию, если им удавалось соблюсти правильные условия для ведения огня. Тигры хорошо показывали себя, ведя обстрел противника с небольшого расстояния и при наличии хорошей огневой поддержки со стороны небольших и маневренных танков. Либо если им удавалось занять выигрышную позицию и стрелять из укрытия. По большому счету, можно сказать, что Ягдтигр был неплохим танком, но он не был универсальным. Его можно было использовать только в специальных случаях, предоставить которые в боевых условиях не всегда возможно.

В ходе проектирования тяжелого танка Tiger II фирма Henschel в сотрудничестве с фирмой Krupp приступила к созданию тяжелого штурмового орудия на его базе Новую самоходку планировалось вооружить 128-мм пушкой, осколочно-фугасный снаряд которой имел значительно большее фугасное действие, чем у 88-мм зенитного орудия FlaK 40 Деревянный макет САУ в натуральную величину был продемонстрирован Гитлеру 20 октября 1943 года на полигоне Арис в Восточной Пруссии САУ произвела на фюрера самое благоприятное впечатление и последовало «высочайшее» распоряжение начать ее серийный выпуск в следующем году 7 апреля 1944 года машине присвоили название Panzerjager Tiger Ausf В (Sd Kfz 186), позже упрощенное до Jagdtiger Спустя 13 дней изготовили в металле первый образец При полной боевой массе 75,2 т САУ была самой тяжелой из всех участвовавших во Второй мировой войне боевых машин.

Общая компоновка моторно-трансмиссионной группы и ходовой части самоходной установки сохранилась такой же, как у танка «Королевский тигр» Однако нагрузка на шасси при выстреле предполагалась большей, чем у танка, поэтому его удлинили на 260 мм.

Бронекорпус танка почти не претерпел изменений ни в части конструкции, ни в части толщины брони Борта рубки представляли собой одно целое с бортами корпуса и имели такую же толщину - 80 мм. Лобовой и кормовой листы рубки соединялись с бортами «в шип», усиливались шпонками, а затем обваривались Толщина лобового листа рубки достигала 250 мм, располагался он под углом 75° к горизонтали, что делало его практически неуязвимым для всех противотанковых средств противника на дистанции свыше 400 м Кормовой лист имел толщину 80 мм. В нем располагался люк для демонтажа орудия, загрузки боекомплекта и эвакуации экипажа, закрывавшийся двухстворчатой крышкой на петлях Крыша рубки изготавливалась из 40-мм бронелиста и крепилась к корпусу болтами В правой передней части крыши рубки располагалась командирская вращающаяся наблюдательная башенка со смотровым прибором, прикрытым П-образной броневой скобой Перед прибором в крыше башенки имелся лючок для установки стереотрубы За командирской башенкой размещался посадочный люк командира, а слева от нее - амбразура перископического прицела пушки Кроме того, в крыше рубки устанавливались вентилятор, «устройство ближнего боя» и четыре прибора наблюдения.

В амбразуре переднего листа рубки, прикрытой массивной литой маской, устанавливалась пушка 12,8 cm Pak 44 (Раk 80) калибра 128 мм Начальная скорость бронебойного снаряда достигала 920 м/с Длина ствола орудия, разработанного фирмой Krupp и изготавливавшегося на предприятии Bertha-Werke в Бреслау, составляла 55 калибров (7020 мм) Масса орудия - 7000 кг Затвор - клиновой, горизонтальный, имел 1 / 4 автоматики, то есть открывание затвора и экстрактирование гильзы производились вручную, а после досылания снаряда и заряда затвор закрывался автоматически Пушка была смонтирована на специальном станке, установленном в корпусе САУ Вертикальное наведение осуществлялось в пределах от -7° до +15°, горизонтальное - 10° на сторону Противооткатные устройства располагались над стволом орудия Предельная длина отката - 900 мм Наибольшая дальность стрельбы осколочно-фугасным снарядом достигала 12,5 км.

Пушка Раk 44 отличалась от 128-мм зенитной пушки Flak 40 раздельно-гильзовым заряжанием В тесной рубке САУ с громоздким и тяжелым «унитаром» не было возможности развернуться. Для ускорения процесса заряжания в экипаж «Ягдтигра» входили два заряжающих в то время как один досылал в камору снаряд, другой подавал гильзу с зарядом Тем не менее скорострельность «Ягдтигра» не превышала 2 - 3 выстр/мин.

Боекомплект САУ размещался на полу боевого отделения и бортах рубки в хомутиковых укладках и составлял 38 - 40 выстрелов.

Перископический прицел WZF 2/1 имел десятикратное увеличение и поле зрения 7°, что позволяло поражать цели на дистанции до 4000 м.

Любопытно отметить, что 128-мм пушка Pak 44 впервые появилась на фронте в августе 1944 года как полевое противотанковое орудие Поскольку лафет для нее сконструирован не был, то качающуюся часть устанавливали на лафетах трофейных советских 152-мм гаубиц М-10, гаубиц-пушек МЛ-20 и французских 155-мм пушек Всего таким образом изготовили 116 орудий.

Вспомогательное вооружение «Ягдтигра» состояло из пулемета MG 34, размещенного в шаровой установке в лобовом листе корпуса Боекомплект пулемета - 1500 патронов На крыше рубки было смонтировано «устройство ближнего боя» - мортирка для стрельбы осколочными и дымовыми гранатами.

На «Ягдтигре» устанавливался такой же, что и на танке «Королевский тигр», 12-цилиндровый V-образный карбюраторный четырехтактный двигатель Maybach HL 230P30 мощностью 700 л. с. при 3000 об/мин (на практике число оборотов не превышало 2500) Сухая масса двигателя составляла 1300 кг В качестве топлива использовался этилированный бензин с октановым числом не ниже 74 Емкость семи бензобаков достигала 860 л.

Трансмиссия САУ состояла из карданной передачи, коробки передач со встроенным главным фрикционом, механизма поворота, бортовых передач и дисковых тормозов При этом главный фрикцион, коробка передач и механизм поворота, состоявший из двух суммирующих планетарных рядов, конструктивно были объединены в единое целое - двухпоточный механизм передач и поворота.

В целом же двигатель и трансмиссия САУ были заимствованы у танка «Королевский тигр» с минимальными изменениями Например, отсутствовал отбор мощности на гидропривод поворота башни, так как ее на САУ не было.

Истребитель танков «Ягдтигр»:

1 - 128-мм пушка; 2 - маска пушки, 3 - банник, 4 - буксирный трос; 5 - антенна, 6 - бронировка курсовою пулемета, 7 - фара со светомаскировочной насадкой, 8 - кормовой люк, 9 - выхлопные трубы, 10 - домкрат, 11 - люк стрелка-радиста, 12 - люк механика-водителя, 13 - командирская башенка, 14 - амбразура перископическою прицела пушки, 15 - амбразура «устройства ближнего боя»; 16 - посадочный люк командира, 17 - отверстие воздухопритока, 18 - отверстие воздуховывода, 19 - бронировка отдушины для притока воздуха к воздушным фильтрам.

Ходовая часть также была в основном аналогична танковой и применительно к одному борту состояла из девяти цельнометаллических сдвоенных опорных катков с внутренней амортизацией, расположенных в шахматном порядке в два ряда (пять катков - во внешнем ряду, четыре - во внутреннем) Размеры катка - 800×95 мм Подвеска - индивидуальная, торсионная, одновальная Диаметр торсиона - 60. 63 мм Балансиры передних и задних опорных катков снабжались гидравлическими амортизаторами, размещенными внутри корпуса Ведущие колеса переднего расположения имели два съемных зубчатых венца по 18 зубьев в каждом Зацепление цевочное Направляющие колеса диаметром 650 мм имели металлические бандажи и кривошипные механизмы натяжения гусениц

Удлинение корпуса на 260 мм повлекло за собой увеличение длины опорной поверхности с 4120 до 4240 мм. Однако из-за возросшей массы САУ по сравнению с танком на 5 т удельное давление на грунт не только не уменьшилось, но даже возросло с 1,02 до 1,06 кг/см 2 .

Сборка ходовой части САУ «Ягдтигр» (как, впрочем, и самого «Королевского тигра») была одной из наиболее трудоемких операций, серьезно задерживавшей процесс производства Поэтому конструкторское бюро Фердинанда Порше в инициативном порядке предложило применить на «Ягдтигре» подвеску, аналогичную установленной на истребителе танков «Фердинанд» Особенностью этой подвески было то, что торсионы располагались не внутри корпуса, а снаружи, внутри тележки Каждый из таких продольно расположенных торсионов «работал» на два опорных катка. Выигрыш в массе подвески составлял 2680 кг, а в ходе изготовления и монтажа - 390 кг

Кроме того, установка и закручивание торсионов стандартной подвески были возможны только в собранном корпусе, в строгой последовательности и с использованием специальной лебедки. Замена торсионов и балансиров подвески могла производиться только в заводских условиях Сборка же тележек подвески Порше была возможна отдельно от корпуса, а их монтаж мог производиться без применения специального оборудования Не представляли трудностей ремонт и замена вышедших из строя тележек подвески во фронтовых условиях.

С подвеской Порше построили две машины (всего изготовили четыре комплекта подвесок), первая из которых вышла на испытания даже раньше, чем машина с подвеской фирмы Henschel. Тем не менее, несмотря на все преимущества ходовой части конструкции Ф. Порше, Управление вооружений не рекомендовало ее в серийное производство. Главной причиной были более чем натянутые отношения между чиновниками и конструктором. Сыграла свою роль и поломка тележки подвески во время испытаний, произошедшая по вине изготовителя Впрочем, нельзя сбрасывать со счетов и стремление к элементарной унификации между танком и САУ.

Выпуск «ягдтигров» начался в июле 1944 года в цехах завода Niebelungenwerke в Сент-Валентине, принадлежавшего концерну Steyr-Daimler-Puch AG До конца года было изготовлено 48 (по другим данным - 51) самоходных орудий 16 октября 1944 года союзная авиация совершила воздушный налет на завод в Сент-Валентине и сбросила на него около 143 т бомб Производство «ягдтигров» на некоторое время полностью прекратилось, а потом велось очень медленными темпами До марта 1945 года, когда Niebelungenwerke были подвергнуты еще одной массированной бомбардировке (сброшено около 258 т фугасных бомб), практически остановившей производство, заводские цеха покинули 26 (по другим данным, 28) «ягдтигров» Таким образом, всего было выпущено 74 (или 79) САУ этого типа.

В связи с нехваткой 128-мм орудий Раk 44 было принято решение об установке на «Ягдтигр» 88-мм пушки Раk 43/3 Планировалось в первом полугодии 1945 года изготовить 20 таких машин. Проект САУ Panzerjager Tiger fur 8,8 cm Pak 43/3 (Sd Kfz 185) разработали, но в металле эта машина изготовлена не была Остался на бумаге и проект вооружения «Ягдтигра» 128-мм пушкой с длиной ствола 66 калибров.

Первые 14 серийных «ягдтигров» поступили в 130-й учебный батальон истребителей танков, который в боевых действиях участия не принимал Все последующие машины поступали в 512-й и 653-й батальоны тяжелых истребителей танков.

512-й батальон начал формироваться летом 1944 года в Падерборне на базе 500-го запасного батальона В июле в часть прибыла первая САУ, еще три - в конце августа Личный состав во вновь формируемый батальон тяжелых истребителей танков переводили из тяжелых танковых батальонов Боевую подготовку 512-й батальон проходил на полигоне в Деллерсхайме, откуда 11 февраля 1945 года отправилась на фронт его 1-я рота.

10 марта 1-я рота 512-го батальона тяжелых истребителей танков вступила в бой с американскими войсками в районе городка Ремаген на берегу Рейна Пушки «ягдтигров» поражали американские танки на дистанции 2500 м. После боев под городом Зиген в состав роты включили несколько штурмовых орудий StuG III и танков Pz.IV и преобразовали в боевую группу Ernst, названную так по имени ее командира - капитана Альберта Эрнста Боевая группа занимала оборону на доминирующих над местностью высотах на берегу реки Рур Когда появилась большая колонна американских войск, немцы обрушили на нее шквальный огонь. «Ягдтигры» обстреливали дальние цели, а штурмовые орудия и танки - ближние В результате скоротечного боя американцы потеряли 11 танков и до 50 других боевых и транспортных машин. Немцы лишились одного «Ягдтигра», пораженного с воздуха ракетой, пущенной с истребителя Р-51 «Мустанг».

2-я рота 512-го батальона отправилась на фронт под Зигбург 8 марта 1945 года Во время марша к линии фронта истребители-бомбардировщики союзников уничтожили два «Ягдтигра», еще один был подбит несколькими днями позже в бою под Вальденау В последние недели войны САУ 2-й роты принимали участие в обороне Дортмунда, где 15 апреля сдались американским войскам Часть боевых машин была уничтожена экипажами.

Девять «ягдтигров» из 512-го батальона воевали в Австрии в составе 6-й танковой армии СС. Это подразделение, несмотря на частые выходы из строя материальной части, наносило тяжелые потери советским войскам. 9 мая 1945 года последние три САУ прорвались в американскую зону и сдались.

653-й батальон тяжелых истребителей танков вступил в бой в начале декабря 1944 года В его составе насчитывалось только девять САУ, но к концу месяца их число возросло до 16 Причем в состав этого батальона входили оба «Ягдтигра» с ходовой частью конструкции Порше. В течение первых месяцев 1945 года батальон эпизодически участвовал в боях с американскими войсками на юге Германии 6 мая несколько «ягдтигров» были окружены советскими частями При попытке прорваться в американскую зону у одной машины огнем нашей артиллерии была повреждена ходовая часть, и экипаж оставил ее.



В заключение можно сказать, что «Ягдтигр» был, безусловно, самым мощным истребителем танков периода Второй мировой войны, но одновременно такой же бесполезной боевой машиной, как и «Королевский тигр» Целей, достойных 128-мм пушки, у противников гитлеровской Германии не было Из металла же, необходимого для изготовления одного «Ягдтигра», можно было сделать четыре «хетцера» - лучших легких противотанковых САУ времен войны, от которых было куда больше толку.

Тактико-технические характеристики САУ Jagdtiger

Боевая масса, т: 75,2 (74)

Экипаж, чел: 6

Габаритные размеры, мм:

длина с пушкой вперед - 10 654 (10 370)

ширина - 3755 (3590)

высота - 2945 (3050)

клиренс - 495 (565)

Высота линии огня, мм: 2172

Толщина брони, мм:

лоб корпуса - 150

борт и корма - 80

днище - 40-25

лоб рубки - 250

борт и корма - 80

Макс скорость движения, км/ч:

по шоссе - 36

по пересеченной местности - 20

Запас хода, км:

по шоссе - 170

по пересеченной местности - 120

Преодолеваемые препятствия:

угол подъема, рад - 35

ширина рва, м - 2,5

высота стенки, м - 0,85

глубина брода, м - 1,6

Длина опорной поверхности, мм: 4240 (4415) Удельное давление, кг/см 2: 1,06 (1,05)

Удельная мощность, л. с. /т 9,3 (9,46)

Примечание: в скобках приведены данные для САУ с ходовой частью конструкции Ф. Порше.

М. БАРЯТИНСКИЙ

Самоходка «Ягдтигр» явилась последним аргументом гитлеровской Германии изменить ход войны в более благоприятное для себя русло. Трудно руководствоваться логикой создателей этой самоходки, ибо на момент создания САУ «Ягдтигр» в Германии уже была бронетехника способная легко подбивать любые танки Союзников. Возможно создатели этой машины руководствовались тем, что немецкие 75мм и 88мм танковые орудия имели противотанковую направленность и не давали достаточного фугасного эффекта. Как бы там ни было стремление соединить хорошие бронебойные и фугасные характеристики послужило причиной появления «Ягдтигр». САУ «Ягдтигр» оказалась самой тяжелой самоходкой Второй мировой войны. Ее 128мм пушка могла пробить абсолютно любой танк на дистанции 1,5 км, лобовая же 250мм броня была практически неуязвима для большинства орудийных стволов его соперников.

В качестве шасси для САУ «Ягдтигр» был избран «Королевский тигр» Tiger II, удлинив корпус на 25 см и оставив всё остальное без изменений включая два комплекта гусениц - узкие транспортные и широкие боевые. В наследство от Tiger II достался также курсовой пулемёт MG 34 в шаровой установке в лобовой плите корпуса. Внутри САУ находился ещё 7.92мм ПВО MG 34 (MG 42), 9mm MP 38/40 и 27мм сигнальный пистолет Walter.

Следует отметить, что бронекорпус танка почти не претерпел изменений ни в части конструкции, ни в части толщины брони. Борта рубки представляли собой одно целое с бортами корпуса и имели такую же толщину - 80 мм. Лобовой и кормовой листы рубки соединялись с бортами «в шип», усиливались шпонками, а затем обваривались. Толщина лобового листа рубки достигала 250 мм, располагался он под углом 75° от горизонтали, что делало его практически неуязвимым для всех противотанковых средств противника на дистанции свыше 400 м. Кормовой лист имел толщину 80 мм. В нем располагался люк для демонтажа орудия, загрузки боекомплекта и эвакуации экипажа, закрывавшийся двухстворчатой крышкой на петлях. Крыша рубки изготавливалась из 40-мм бронелиста и крепилась к корпусу болтами. В правой передней части крыши рубки располагалась командирская вращающаяся наблюдательная башенка со смотровым прибором, прикрытым П-образной броневой скобой. Перед прибором в крыше башенки имелся лючок для установки стереотрубы. За командирской башенкой размещался посадочный люк командира, а слева от нее - амбразура перископического прицела пушки. Кроме того, в крыше рубки устанавливались вентилятор, «устройство ближнего боя» и четыре прибора наблюдения.

В амбразуре переднего листа рубки, прикрытой массивной литой маской, устанавливалась пушка 12,8 cm Pak 44 (Pak 80) калибра 128 мм. Начальная скорость бронебойного снаряда достигала 920 м/с. Длина ствола орудия, разработанного фирмой Кгарр и изготавливавшегося на предприятии Bertha-Werke в Бреслау, составляла 55 калибров (7020 мм). Масса орудия - 7000 кг. Затвор - клиновой, горизонтальный, имел 1/4 автоматики, то есть открывание затвора и экстрактирование гильзы производились вручную, а после досылания снаряда и заряда затвор закрывался автоматически. Пушка была смонтирована на специальном станке, установленном в корпусе САУ. Вертикальное наведение осуществлялось в пределах от -7° до +15°, горизонтальное - 10° на сторону. Противооткатные устройства располагались над стволом орудия. Предельная длина отката - 900 мм. Наибольшая дальность стрельбы осколочно-фугасным снарядом достигала 12,5 км. Как уже отмечалось, пушка Рак 44 отличалась от 128-мм зенитной пушки Flak 40 раздельно-гильзовым заряжанием. В тесной рубке САУ с громоздким и тяжелым «унитаром» не было возможности развернуться. Для ускорения процесса заряжания в экипаж «Ягдтигра» входили два заряжающих: в то время как один досылал в камору снаряд, другой - подавал гильзу с зарядом. Тем не менее, скорострельность «Ягдтигра» не превышала 2 - 3 выстр/мин.

Боекомплект САУ размещался на полу боевого отделения и бортах рубки в хомутиковых укладках и составлял 38 - 40 выстрелов. Перископический прицел WZF 2/1 имел десятикратное увеличение и поле зрения 7°, что позволяло поражать цели на дистанции до 4000 м. Вспомогательное вооружение «Ягдтигра» состояло из пулемета MG 34, размещенного в шаровой установке в лобовом листе корпуса. Боекомплект пулемета - 1500 патронов. На крыше рубки было смонтировано «устройство ближнего боя» - 26-мм противопехотный гранатомет. На машинах поздних выпусков стал устанавливаться зенитный пулемет MG 42.

В боекомплект Рак 44 входили выстрелы с бронебойным снарядом массой 28,3 кг и осколочным массой 28 кг. Бронепробиваемость Рак 44 составляла 200 мм на дистанции в 1,5 км. Пушка могла поразить любой советский, американский или английский танк на дистанциях для них запредельных. Кроме того, из-за большой массы снаряда при его попадании в танк, даже без пробития брони, в 90% случаев он все равно выходил из строя.

Экипаж насчитывал самоходки состоял из 6 человек: командир слева от орудия, в рубке; наводчик - перед командиром; два заряжающих - справа от орудия; Водитель - слева в передней части корпуса; стрелок-радист - справа от водителя.

Бронирование «Ягдтигра» было чрезвычайным, толщина лобовой бронеплиты рубки составляла 250мм, а корпуса - 150мм сверху и 100мм снизу, борта по 80мм. В результате боевой вес машины составил 71700 кг и превысил вес Tiger II приблизительно на 3700 кг. Из-за большой рубки «Ягдтигр» имел высоту 2.82 м. Если на САУ «Фердинанд» рубка крепилась к корпусу болтами, то на «Ягдтигре» корпус и рубка составляли одно целое. Броня была катанной, гомогенной и соединялась в шип с двойным провариванием электросваркой. Надо отметить, нетипичность того, что размеры и вес САУ получились больше, чем у танка, на базе которого, САУ создавалось.

Еще при испытании «Ягдтигра» выявилось множество проблем, устранить которые так и не удалось до окончания войны. Перетяжелённая и крайне не надёжная ходовая Tiger II, на огромной самоходке оказалась ниже всякой критики. Бензиновый двигатель Maybach HL230 P30 на 700 л.с. и коробка передач явно не справлялись с весом машины: удельная мощность двигателя - 9.8 л.с./тонну. Хотя трансмиссия Maybach-Olvar 40 12 16 B имела 8 передних скоростей и 4 задних, машина перемещалась неповоротливо. В боевых гусеницах шириной 79 см, удельное давление на грунт - 1,07 кг/см2. Радиус разворота - 4.8 м. Расход топлива более 5 литров на километр, ограничивал автономность до 170 км по дороге. Заявленная паспортная скорость по шоссе 38км/ч практически никогда не достигалась, а вот перегрев двигателя случался часто, особенно при подъёме даже на незначительный склон.

Серийный выпуск САУ начался в июле 1944 на филиале австрийского концерна Штеер-Даймлер-Пух, на заводе Nibelungenwerke в городе St.Valentine. По планам Управления вооружения сухопутных войск предписывалось сделать 150 тяжёлых САУ «Ягдтигр» Ausf B. Но по настоящему производство «Ягдтигр» активизировалось только в январе 1945. В апреле 1944 из заводских ворот вышло 4 САУ с 88мм орудием Pak 43 L/71 и официальным названием Panzerjager Tiger mit 88mm Pak 43/3 (Sf.) (Sd. Kfz.185). До конца 1944 выдали 48 САУ. А всего с июля 1944 по март 1945 единственный производитель «Ягдтигр» предприятие Nibelungenwerke изготовили 74 тяжёлых истребителей танков «Ягдтигр» не считая три прототипа.

Исходя из запредельно низкой надёжности, чтобы избежать попадания неисправной машины в руки Союзников, в «Ягдтигр» находилось 2 подрывных заряда - под казёнником орудия и под двигателем. И по всей вероятности основные «потери» этой самоходки как раз и пришлись на эти заряды, приведенными в действие собственными экипажами.

На Восточном фронте «Ягдтигру» повоевать не довелось, а его соперником оказывался американский «Шерман». Трудности с перемещением такой большой машины на места боевых действий сводили возможный боевой потенциал этой машины к скромным результатам. От различного рода поломок они постоянно находились в ремонте. Хотя когда им доводилось таки принимать участие в боевых действиях эффективность их была достаточно высока.

Так например 10 марта 1-я рота 512-го батальона тяжелых истребителей танков вступила в бой с американскими войсками в районе городка Ремаген на берегу Рейна. Пушки «Ягдтигров» поражали американские танки на дистанции 2500 м. После боев под г.Зиген в состав роты включили несколько штурмовых орудий StuG III и танков Pz.IV и преобразовали в боевую группу Ernst, названную так по имени ее командира - капитана Альберта Эрнста. Боевая группа занимала оборону на доминирующих над местностью высотах на берегу р. Рур. Когда появилась большая колонна американских войск, немцы обрушили на нее шквальный огонь. «Ягдтигры» обстреливали дальние цели, а штурмовые орудия и танки - ближние. В результате скоротечного боя американцы потеряли 11 танков и до 50 других боевых и транспортных машин. Немцы потеряли один «Ягдтигр», пораженный с воздуха ракетой, пущенной с истребителя Р-51 «Мустанг».

«Ягдтигры» принимали участие в боях в «Рурском мешке». По свидетельству некоторых зарубежных источников, 11 апреля 1945 года в районе г. Унна рота Отто Кариуса подбила около 15 танков противника.

В конечном итоге большинство уцелевших «Ягдтигров» оказались в руках американских союзников после сдачи в плен их экипажей, ибо бороться с американскими самолетами не мог даже «Ягдтигр» Один трофейный «Ягдтигр» находится в музее бронетехники в подмосковной Кубинке.

Задуманный как очередное Wunderwaffe («чудо-оружие»), которое должно было изменить ход войны, «Ягдтигр» не оправдал возлагавшихся на него надежд, став такой же избыточной и фактически бесполезной боевой машиной, как и «Королевский Тигр»: «Целей, достойных 128-мм пушки, у противников гитлеровской Германии не было. Из металла же, необходимого для изготовления одного «Ягдтигра», можно было сделать четыре «хетцера» - лучших легких противотанковых САУ времен войны, от которых было куда больше толку!»

Комментарии

1

: 12.03.2019 16:40

Секрет этого изделия в том, что на лобовую броню пошли изготовленные для ВМФ бронелисты еще до войны и они лежали на складе флота.



: 02.07.2016 20:25

вот умели же немцы создавать великолепное оружие... для полигонов и выставок... в штучных количествах. Для войны правда слабо приспособленные, но ведь это мелочи)))



: 25.06.2016 00:34

: 17.01.2016 22:12

: 17.01.2016 17:58

Цитирую читатель

И какой же после этого Ягдтир лучший ПТ и ШО?:)У Бруммера,ИСУ-152,а тем паче у и Штурмтигра калибр орудия больше.у Элефанта лобовая броня корпуса(при,как Вы правильно заметили,лучшем качестве оной)толще..

Ну для начала Брумбер это штурмовое орудие, как и Штурм Тигр, и Ису-152. Они стреляли только фугасными снарядами (иногда дымовыми или зажигательными) и против танков были не эффективны!





: 19.02.2015 18:55

Цитирую Фургон

Постскриптум. Германцы разработали великолепные инженерно-технические сооружения во время тотальной войны - Тигры первый и второй, Пантеру, Ягдпантеру, Ягдтигр - НО ТАКУЮ сложную технику нужно разрабатывать, испытывать и доводить до ума в МИРНЫХ условиях, а не в условиях острого дефицита всего и вся. Так что не нужно было германцам развязывать Вторую Мировую бойню.

А зачем во время ТОТАЛЬНОЙ войны разрабатывать такую технику?



Что еще почитать