Каким хозяином занятием отдавали предпочтение черноморцы почему. Тема: Хозяйственное освоение кубанских степей. Почему были развиты эти виды деятельности

June 1st, 2016

Вспомнил и перечитал тему про . А ведь я вообще не умею завязывать морские узлы, даже самые простейшие.

Однако умение это полезное и никогда точно не знаешь, когда оно пригодится. По этому решил начать чему то научится. С чего начнем?

Давайте попробуем с этих как говорят простых и полезных вариантов:

Плоский узел

Издавна считался одним из самых надежных узлов для связывания тросов разной толщины. Имея восемь переплетений, плоский узел никогда сильно не затягивается, не ползет и не портит трос, поскольку не имеет крутых перегибов, и нагрузка, приходящаяся на тросы, по узлу распределяется равномерно. После снятия нагрузки на трос этот узел легко развязать.

Название «плоский узел» попало в наш морской язык из французского. Его ввел впервые в свой «Словарь морских терминов» известный французский кораблестроитель Даниэль Ласкалье в 1783 году. Но узел был, конечно, известен морякам всех стран задолго до этого. Как он раньше назывался, мы не знаем. Он издавна считался одним из самых надежных узлов для связывания тросов разной толщины. Им связывали даже якорные пеньковые канаты и швартовы.
Имея восемь переплетений, плоский узел никогда сильно не затягивается, не ползет и не портит трос, поскольку не имеет крутых перегибов, и нагрузка, приходящаяся на тросы, по узлу распределяется равномерно. После снятия нагрузки на трос этот узел легко развязать.
Принцип плоского узла заключается в его форме: он действительно плоский, и это дает возможность выбирать связанные им тросы на барабаны шпилей и брашпилей, на вельпсах которых его форма не нарушает ровное наложение последующих шлагов.

В морской практике существует два варианта вязки этого узла: незатянутый узел с прихваткой его свободных ходовых концов к коренным или полуштыками на их концах и без такой прихватки, когда узел затягивается. Завязанный первым способом плоский узел (в этом виде его называют «узлом Жозефины») на двух тросах разной толщины почти не меняет своей формы даже при очень большой тяге и легко развязывается, когда нагрузка снята. Второй способ вязки применяется для связывания более тонких, нежели якорные канаты и швартовы, тросов, причем одинаковой или почти одинаковой толщины. При этом завязанный плоский узел рекомендуется сначала затянуть руками, чтобы при резкой тяге он не перекрутился. После этого, когда на связанный трос дана нагрузка, узел некоторое время ползет и перекручивается, но, остановившись, держит прочно. Он развязывается без приложения особых усилий сдвигом петель, охватывающих коренные концы.
Как уже говорилось, у плоского узла восемь переплетений тросов и, казалось бы, что завязать его можно по-разному — существует 256 различных вариантов его завязывания. Но практика показывает, что далеко не каждый узел из этого числа, завязанный по принципу плоского узла (попеременное пересечение встречных концов «под и над»), будет надежно держать. Девяносто процентов из них ненадежны, а некоторые даже опасны для связывания тросов, предназначенных для сильной тяги. От изменения последовательности пересечения связываемых тросов в плоском узле зависит его принцип, и достаточно чуть-чуть изменить эту последовательность, как узел получает другие — отрицательные качества.

Во многих учебниках и справочниках по морской практике, изданных в нашей стране и за рубежом, плоский узел изображается по-разному и в большинстве случаев неправильно. Это происходит как по небрежности авторов, так и по вине графиков, которые, перерисовывая с авторских эскизов в одном цвете схему узла, не всегда могут разобрать, проходит конец над или под другим концом. Здесь дана одна из самых лучших форм плоского узла, проверенная и опробированная практикой. Другие допустимые варианты этого узла автором умышленно не приводятся, чтобы не распылять внимания читателя и не дать ему возможности перепутать схему этого узла с какой-либо другой. Перед тем как применить этот узел на практике для какого-либо ответственного дела, нужно сначала точно запомнить схему его и связывать тросы именно по ней без каких-либо, даже самых незначительных отклонений. Только в этом случае плоский узел сослужит вам верную службу и не подведет.
Этот морской узел незаменим для связывания двух тросов (даже стальных, на которые будет приложено значительное усилие, например при вытаскивании трактором застрявшего в грязи на полколеса тяжелого грузовика).


Восьмерка

Этот классический узел составляет основу полутора десятка других, более сложных узлов различного назначения. Он может применяться в качестве стопора на конце троса (в отличие от простого узла он даже при сильной тяге не портит трос и его всегда можно легко развязать) или, например, для веревочных ручек деревянного ведра или бадьи. Восьмеркой даже можно скреплять струны к колкам скрипок, гитар и других музыкальных инструментов.

Португальский булинь

Применяется, когда нужно завязать на одном конце сразу две петли. Например, для подъема раненого человека его ноги продеваются в петли, а коренным концом (при вязании узлов действуют так называемыми ходовыми концами тросов, а те концы, вокруг которых обносятся ходовые концы, называют коренными) вокруг груди под мышками вяжется полуштык. В этом случае человек не выпадет, даже если будет без сознания.

Улучшенный кинжальный узел

В зарубежной практике такелажного дела этот узел считается одним из лучших узлов для связывания двух тросов большого диаметра. Он не очень сложен по своей схеме и весьма компактен, когда затянут.

Его удобнее всего завязать, если сначала ходовой конец троса уложить в виде фигуры цифры 8 сверху коренного. После этого вытянутый ходовой конец второго троса продеть в петли, пропустить под среднее пересечение восьмерки и вывести над вторым пересечением первого троса. Далее ходовой конец второго троса нужно пропустить под коренной конец первого троса и ввести его в петлю восьмерки, как указывает стрелка. Когда узел затянут, два ходовых конца обоих тросов торчат в разные стороны. Кинжальный узел нетрудно развязать, если ослабить одну из крайних петель.

Фламандская петля

Представляет собой прочную и легко развязываемую петлю на конце троса, будучи завязанной восьмеркой на сложенном вдвое тросе. Фламандская петля пригодна для вязки как на толстых, так и на тонких тросах. Она почти не ослабляет прочность троса. Кроме морских дел может применяться и для крепления струн музыкальных инструментов.

Фламандский узел

Фактически это та же восьмерка, но завязанная двумя концами. Фламандский узел — один из древнейших морских узлов, применявшийся на кораблях для соединения двух тросов, как тонких, так и толстых.

Фламандский узел — это один из древнейших морских узлов, нашедший себе применение как на море, так и на суше. Так же этот вид узла имеет второе название — встречная восьмерка. Этот узел возник в Европе примерно 800 лет назад. Этот узел является довольно крепким и простым в развязывании и легко скрепляет как толстые тросы и канаты, так и тонкие веревки и нити.

Один конец веревки загибаем и делаем петлю, проводим под основной веревкой и делаем вторую петлю;
Конец веревки продеваем в первую петлю полученной восьмерки;
Аналогичные действия, только в зеркальном отражении проводим с концом второй веревки;
При правильной вязке должна получиться переплетенная восьмерка;
Затягиваем узел;
Фламандский узел — готов!

Рыбацкий штык

За пять тысяч лет существования судоходства люди не смогли придумать более надежного узла для привязывания якорного каната к якорю, чем рыбацкий штык. Этот проверенный многовековым опытом морской практики узел также можно спокойно применять во всех случаях при работе с тросами, когда они подвержены сильной тяге.
Читать на Don"t Panic: http://dnpmag.com/2016/05/29/10-samyx-poleznyx-morskix-uzlov/

Стопорный узел

Этот вид морского узла предназначен для увеличения диаметра троса, чтобы предотвратить его выскальзывание из блока, так как он не скользит и надежно держит. Чтобы стопорный узел стал еще больше по размерам (например, когда диаметр отверстия через который проходит трос, намного больше диаметра троса) можно завязать узел с тремя петлями. Также он может пригодиться, когда нужно сделать удобную ручку на конце троса.

Удавка

Издавна один из самых незаменимых узлов в парусном флоте. Удавкой обвязывали в воде бревна для буксировки, ее применяли для погрузки цилиндрических по форме предметов, грузили рельсы и телеграфные столбы. Более того, этот проверенный многовековым опытом на море узел издавна находит себе применение и на берегу — не зря на многих иностранных языках его называют "лесной узел" или "бревенчатый узел". Удавка с полуштыками - надежный и очень прочный узел, который исключительно сильно затягивается вокруг поднимаемого предмета.

Мы ежедневно что-то завязываем, даже не задумываясь об этом - на шнурках, на ленточках и бантиках, на галстуке, в быту и на отдыхе. Так или иначе, узелки присутствуют практически везде. Разберемся с тем, какие из специальных техник завязывания морского узла на веревке могут нам пригодится в экстремальных и походных ситуациях, будут самыми крепкими и надежными.

Как завязать морской узел на веревке, схема

Всем нам известен простой узелок, необходимый, чтобы соединить два конца одной ленты. Но его вариант, использующийся моряками, немного усложнен.

Рисунок 1. Пример соединения двух веревок разными узлами

Чем хорош морской узел на веревке:

  1. Он связывает элементы одинакового диаметра (Рисунок 1);
  2. Хорошо выдерживает резкие рывки;
  3. Не развязывается самостоятельно и не проскальзывает;
  4. Сохраняет свои свойства даже после намокания.

Но, как и все соединительные конструкции с большим количеством переплетений сильно повреждает и ослабляет канат.

Как завязывать водяной морской узел

Существует четкая последовательность, как правильно завязать водяной морской узелок (Рисунок 2):

  1. Расположите ходовые отрезки для вязания параллельно;
  2. Сформируйте их концами замкнутую петлю, проведя их под корневыми окончаниями;
  3. Сделайте три оборота ходовых отрезков вокруг корневых концов;
  4. Следите за тем, чтобы веревки оставались в процессе завязывания параллельными;
  5. Зафиксируйте конструкцию, одновременно затягивая все ее концы.

Рисунок 2. Схема водяного морского узла

Его можно легко развязать, если:

  1. Знать составные части, их всего две - ходовая и корневая;
  2. Ослабить натяжение - петли будут четко видны и задача не составит особого труда.

Разновидность морских узлов

Видов морских плетений бесконечное множество (Рисунок 3).

Среди них чаще всего используются:

  • Восьмеркой;
  • Бабочка или пчелка;
  • Беседочный;
  • Прямой или простой штык;
  • Якорный.

Рисунок 3. Примеры разных морских узлов

Кроме того, все они классифицируются по своему целевому назначению или используемому для них материалу:

  • Для связывания веревочных и тросовых частей - кинжальный, бабий, дубовый или водяной;
  • Чтобы укрепить основу тросов или канатов - юферсный, устричный или кровавый;
  • Накидные со свободными не затянутыми петельками - жилковый, совершенный, бурлацкий;
  • Классические на затяжку - восьмерка и удавка;
  • Декоративные и особые с оригинальными названиями - турецкий, кошачья лапа, амфорный и королевский, т.д.

Прямой

Универсальное плетение, известное еще со времен древнего Египта (Рисунок 4). Прямой узелок представляет собой два полуузла, которые последовательно завязываются в разные стороны один над другим. При этом, он может сильно затягиваться при большой нагрузке и сильном намокании, что не мешает его быстрому развязыванию в течение пары секунд.


Рисунок 4. Прямой морской узел

Рифовый

Об этом элементе с легкостью можно сказать, что с ним справиться любой, кто завязывал бантик на шнурках.

В море с его помощью крепят лебедки и другие снасти на открытой палубе, закрепляют чехлы из брезента на спасательных шлюпках. Ниже схема вязания узла (Рисунок 5).
Рисунок 5. Рифовый морской узел

Восьмерка

Самое распространенное плетение (Рисунок 6), оно:


Плоский узел

Его основная цель - завязывать канаты разной толщины.

При наличии четырех точек пересечения, он:

  1. Гарантирует надежность соединения и не затягивается намертво;
  2. Равномерно распределяет нагрузку, так как не имеет сильных перегибов.

Все эти качества сильно зависят от правильного исполнения, поэтому принцип вязки не приемлет каких-либо отклонений (Рисунок 7).


Рисунок 7. Плоский морской узел

Простой штык

Легкое плетение элемента позволяет держать нагрузку в любом из направлений и развязывать его под ней без особых усилий.

Как правильно завязать морской узел на веревке, схема - можно узнать из этого простого способа (Рисунок 8):


Шкотовый узел

Его также рекомендуют использовать для связывания лесок и крепежных соединений разной толщины. Материал большего диаметра применяется для обычной петли, но и на одинаковых по диаметру частях, крепление держит ничуть не хуже.

Инструкция по шагам расскажет вам, как правильно завязать шкотовый узел на веревке (Рисунок 9):


Калмыцкий

Этот тип применяется на парусных и российских суднах. Он издавна использовался в военно-морских целях и подходит для временной привязки кораблей в порту и гужевых повозок к столбу.

Следуйте инструкции, чтобы научиться завязывать калмыцкие веревочные узелки (Рисунок 10):


Беседочный узел

Благодаря своей простоте и надежности, булинь применяется в туризме и альпинизме, морском деле. Он вяжется на краю веревки и представляет собой не затягивающуюся красивую петлю (Рисунок 11). Полезный навык - умение вязать его одной рукой пригодится в ряде экстремальных ситуаций.

Умение вязать морские узлы пригодится не только морякам, рыбакам, но путешественникам и даже домоседу. В мире насчитывается более пяти сотен разновидностей морских узлов. Основными и часто применяемыми из них являются 40 штук.

Первое упоминание

Морской узел – это петля, изготовленная вокруг снасти, мачт, рангоутов и прочих корабельных элементов, а также определенные соединения концов тросов друг с другом.

История его появления насчитывает более 6 000 лет. Изобрели хитросплетения моряки, которым требовалась надежная фиксация деталей парусных суден, которых насчитывалось не один десяток. При этом крепление должно выдерживать огромные нагрузки, штормовые рывки и осуществляться максимально быстро.

Как их применяют в рыболовстве?

С развитием кораблестроения и появлением пароходов, потребность в огромном количестве хитрых узлов исчезла. Тем не менее многие применяются в любительском и профессиональном спорте, туризме и рыбалке. В последнем случае, морские узлы используют для того, чтобы:

  • зафиксировать приманку на спиннинг либо крючок к леске;
  • установить леску на шпуле;
  • пришвартовать лодку или баркас.

Основные понятия, которые необходимо знать

Для того чтобы быстро научиться вязать несколько основных морских узлов, следует выучить понятия и термины, которые помогут в освоении этого дела. Поскольку, технология вязания имеет процесс соединения тем или иным образом краев троса, веревки, лески и прочее, нужно запомнить следующее:

  • Коренной конец – часть троса, зафиксированная неподвижно;
  • Ходовой конец — незакрепленный, который и является основным элементом при вязке узла.

Классификация

Поскольку, морские терминологии, в том числе и при вязании морских узлов, походят из иностранных языков, следует знать следующие понятия вязки:

  • Knot – переплетение или соединение ходового и коренного концов.
  • Hitch – определение узла, при привязке его внутреннего конца к любому предмету.
  • Bend – соединение ходовых концов двух и более тросов для получения одного изделия.

Основные виды: Техника выполнения

Беседочный или булинь

Представленный узел при сильной нагрузке не затягивается и легко развязывается. Он также популярен для крепления парусов на рангоуте на прогулочных и спортивных суднах, швартовки и страховки суден. Из-за его универсальности, беседочный называют царем морских узлов.

Технология его завязывания заключается в следующем:

  • ходовой кончик ввязывается в малую петлю, которая делается перегибом наружного конца;
  • после вдевания в петлю, с оборотом вокруг коренного и обратно направляют в получившуюся петлю;
  • диаметр основной петли определяется в зависимости от предназначения узла, длины и объема груза или прочего элемента.

Удавка

Этот тип является широко применяемым для поднятия различных грузов на определенную высоту. Применяется в портах, строительстве, лесном хозяйстве и прочих сферах промышленного и индивидуального хозяйства.

Завязывается он по такому образцу:

  • ходовой кончик требуется обнести вокруг предмета или груза;
  • затем обводится наружный (коренной) конец и несколько раз вокруг ходового края;
  • на тросе из 3 прядей, такая операция производится в направлении свивки;
  • для надежной фиксации длинного предмета при поднятии, используют удавку со шлагом, который делается на некотором расстоянии от основного узла.

Восьмерка


Название свое получил благодаря соответствующей форме. Является классическим и служит для стопора снастей и блоков. Легко завязывается и развязывается даже с мокрым тросом.

Технология:

  • ходовой обносится вокруг наружного конца и вытягивается вверх для получения петли;
  • в нее продевается ходовой, предварительно заведенный за себя;
  • затягивается с максимальным усилием.

Прямой

Известный с давних времен, но не самый удобный и надежный. Применяется для соединения двух тросов в один. При намокании и сильном затягивании его очень сложно развязать.

Процесс завязывания:

  • оба ходовых кончика выводятся с той же стороны, что и коренные, для соблюдения симметрии. Этот момент важен в надежности узла, поскольку несоблюдение этого условия позволит развязать конструкцию, потянув с разных сторон за основные края («бабий»);
  • завязываются путем соединения основных кончиков, перемещающихся по отношению друг к другу;
  • для облегчения развязывания, используют разновидность прямого узла с петлей на одном из ходовых концов (рифовый).

Простой полуштык

Надежная и широко распространенная вариация из серии однотипных. Отличается тем, что при правильной завязке, исключено самовольное развязывание и чрезмерная затяжка.

Как вязать:

  • ходовой край обводится вокруг предмета;
  • далее, та же процедура производится вокруг коренного, и ходовой край продевается в образованную петлю.

Простой штык

Более сложный вариант предыдущего. Основной сферой его применения является буксировка и швартовка суден. Способ его завязывания идентичен методу с полуштыком. А, вернее, объединение их в одном.

Трех полуштыков вполне достаточно для одного рассматриваемого варианта, поскольку большее количество никак не скажется на прочности, а вариант из 3 полуштыков способен выдержать нагрузку большого корабля.

Простой штык со шлагом

Его предназначение и способ завязки идентичны простому штыку. Благодаря наличию дополнительного шлага в месте крепления к объекту троса считается несколько надежней.


Считается самым надежным и давно используемым. Его предназначение очень ответственное: удержание якоря и прочих важных элементов корабля, на которые действует сильная тяга. Второе его название – якорный.

Способ завязывания схож с простым штыком, только с двумя шлагами. Заключается в следующем:

  • вокруг скобы якоря вяжется два шлага (без чрезмерного усилия);
  • далее, ходовой кончик пропускают под шлаги;
  • завершается завязывание узла одним, двумя штыками;
  • окончательным действием является фиксация коренного и основного концов перетяжкой страховочным тросиком.

Калифорнийский


Используется в рыбалке, для крепления нейлоновой лески. Придуман рыбаками из Калифорнии несколько десятков лет назад, чем и заслужил свое название. Его используют не только для крепления крючков, но и грузил и вертлюг. Считается вполне надежным. К минусам можно отнести его малую компактность.

В ушко крючка продевается петля из лески, затем оборачивается вокруг коренного конца и затягивается через образовавшуюся двойную петлю.

Ступенчатый

В рыбалке применяется для крючков, которые не имеют ушка. Многие рыбаки считают такую снасть прочнее стандартного крючка. Как раз для таких случаев используется ступенчатый, который выполняется в виде затягивающейся удавки.

Поводковый

Различают 4 вида, а именно:

Глухой

Отличается в среде рыбаков своей надежностью и простотой завязывания. Следует протянуть конец лески в ушко крючка и перекинуть ее для образования глухой петли.

Представленный узел подходит для всех типов лесок, а также хорош для крепления грузил.

Один из самых надежных для крючков с ушком. Технология вязания имеет следующую последовательность:

  • ходовой конец проводится через кольцо крючка;
  • оборачивается вокруг цевья;
  • ходовой край снова пропускается через колечко для образования закрытой петли;
  • далее, обносится вокруг коренного края;
  • для окончательного завязывания, нужно пропустить ходовой конец в петлю, которая охватывает цевье.

Акулий

Сложный тип. Техника вязания имеет следующую последовательность:

  • перед введением ходового конца лески в петлю, приближаем шлаги друг к другу и плотно их затягиваем;
  • шлаги готовятся предварительно вокруг коренного и ходового концов;
  • данный способ используется, как правило, для синтетической лески.
Как увеличить улов рыбы?

За 7 лет активного увлечения рыбалкой мною найдены десятки способов улучшить клев. Приведу самые эффективные:

  1. Активатор клева . Эта феромоновая добавка сильнее всех приманивает рыбу в холодной и теплой воде. Обсуждение активатора клева «Голодная рыба» .
  2. Повышение чувствительности снасти. Читайте соответствующие руководства по конкретному типу снасти.
  3. Приманки на основе феромонов .

Выводы

Навыками вязания морских узлов непременно должны обладать моряки, рыбаки, туристы, спортсмены (скалолазы, парусники) и любители экстремального спорта.

Необязательно досконально изучать сотни видов морских узлов. Знание нескольких основных типов вполне достаточно.

Рядовому человеку в обыденной жизни также не помешает знание технологии вязания хотя бы 2-3 узлов, ведь в жизни всякое может случиться.

Один из классических видов узлов. На его основе построено более двух десятков других более совершенных узлов. Каждый из них соответствует специализации своему применению. Классический узел по своему типу является блокировочным узлом, который вяжется на одной веревки. Такой узел выдерживает самую сильную тягу, не нанося повреждений веревке и канату. «Восьмерка» считается самым распространенным и одним из самых надежных узлов для крепления. Именно этот узел является самым простым узлом для вязания на одной веревке.

Применение узла «восьмерка»

Узел «восьмерка» применяется практически во всех сферах человеческой деятельности, от тяжелой промышленности и корабельного управления и до бытовых условий. Такой узел применяется, как на веревке, леске, эластичному и металлическому тросу, так и на канате. В принцип его использования ложится утолщения от узелка. Таким образом, он может исполнять как функции крепления, так и блокираторы. Широкого распространения «восьмерка» набрала и в альпинизме. С помощью такого узла альпинисты делают пролеты на веревке, для фиксации карабина. Еще ее используют для привязки струн в струнных музыкальных инструментах. Довольно активно его используют и на рыболовецких снастях. Такой узел уникальный своей простотой и практичностью. При всем этом он очень надежный, так как при натяжении он не может развязаться. Он используется как в натяжных, так и провисающих веревках, канатах, тросах.

Завязывание «восьмерки»

  1. Для начала, берем одну веревку (тип, диаметр не имеет значения) с одним ходовым концом;
  2. Делаем петлю, затем ходовой конец продвигаем в отверстие петли;
  3. Затягиваем узел и фиксируем его. При необходимости можно сделать несколько узлов на одной веревки, повторив действия.
  4. Узел «восьмерка» готов! Не зря, он считается самым легким из всех узлов.

Видео

Видео о том, как завязывается узел восьмерка:



Что еще почитать