Какие умк. Учебно-методический комплекс - это что такое? Учебно-методический комплекс «Начальная школа XXI века»

Все государственные школы нашей страны обучают детей по учебно-методическим программам, которые должны соответствовать ФГОС - Федеральным государственным образовательным стандартам. Однако само их содержание, впрочем, как и методики преподавания могут значительно отличаться. «Литтлван» попытался разобраться, как же происходит формирование тех или иных учебных программ для начальных классов, какие из них официально разрешены для применения, и чем они отличаются друг от друга.

Учебные программы: общие положения

Многих родителей будущих первоклассников волнует вопрос, по какой программе будут учиться их дети, и могут ли они как-то повлиять на ее выбор. Согласно действующему законодательству и образовательным стандартам каждая школа вправе создавать собственную. Однако в ее основе может быть только учебная литература, утвержденная приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 №253 (с последующими изменениями, последнее - от 21 апреля 2016 года) «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». Так называемый «федеральный перечень» представляет собой не разрозненный набор учебников, а несколько завершенных предметных линий, которые, в свою очередь, являются составной частью определенных программ - учебно-методических комплексов (УМК). У каждого из них свои принципы и особенности. Создается УМК одним коллективом авторов с конкретным научным руководителем.

Таким образом, выбрать определенную учебную программу родитель может лишь косвенно - заранее узнав, в какой школе обучают по учебникам понравившегося УМК, и, при возможности, записав туда своего ребенка (о правилах приема в 1 класс - мы писали здесь и здесь). Некоторые школы, в которых в параллельных классах обучение идет по разным УМК, проводят тестирование детей для определения более подходящей для них программы.

Какие УМК разрешены сегодня?

На сегодня в федеральном перечне перечислены учебники, которые входят в следующие учебно-методические комплексы:

  • «Школа России»,
  • «РИТМ»,
  • «Перспектива»,
  • «Начальная школа XXI века»,
  • «Перспективная начальная школа»,
  • «Планета знаний»,
  • Система Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова,
  • «Начальная инновационная школа».

Перечень должен обновляться один раз в три года или чаще. Так, с 2014 года, в том числе и на основании отрицательных заключений экспертов, из него были убраны учебники распространенных ранее во многих школах УМК: «Школа 2000», «Школа 2100», «Диалог», «Гармония». А в развивающей системе обучения Л. В. Занкова сейчас рекомендованы только пособия по изобразительному искусству!

Однако стоит иметь в виду, что все книги и тетради, которые перестают входить в федеральный список, могут быть использованы для обучения еще в течение 5 лет после вступления в силу соответствующих актов. Кроме того, с течением времени некоторые завершенные предметные линии учебников в рамках одной УМК могут исключаться и заменяться в перечне рекомендованных на новые (издается соответствующий приказ Минобрнауки РФ).

Еще один нюанс. Сами преподаватели начальной школы имеют законное право выбирать, по каким учебникам строить образовательный процесс (и следовать этому выбору все 4 года обучения). При этом они необязательно относятся к одной определенной УМК. Главное, повторимся, чтобы все учебники были перечислены в федеральном перечне.

Особенности

Этот проект издательства «Просвещение» на данный момент, пожалуй, самая распространенная в российских школах система учебников. УМК существует с 2001 года и с тех пор не раз обновлялась и дополнялась. Его особенность - направленность на формирование универсальных учебных действий у ребенка. В качестве плюсов «Школы России » родители на Littleоne.ru отмечают простоту, последовательность и «понятность» подачи материала (наличие правил, алгоритмов решения задач), а также то, что она больше всех похожа на то, как учили в «советском детстве». При этом простоту программы, сравнивая с другими УМК, относят и к ее недостаткам. Некоторые отмечают также со знаком минус то, что во время обучения мало задействовано воображение и собственное логическое мышления. Об авторах и учебниках .

Отзывы форумчан об УМК. , , , , , , , , , .

«РИТМ» расшифровывается как «Развитие. Индивидуальность. Творчество. Мышление», что весьма четко определяет особенность этого УМК. Программа интегрирует все предметы начальной школы и строится на принципах раскрытия индивидуальности каждого ученика, привития ему способности мыслить творчески и самостоятельно. Ее основой является переработанная, дополненная и приведенная в соответствие с ФГОС УМК «Классическая начальная школа» (ранее весьма распространенный, сейчас его учебники исключены из списка рекомендованных). Эта УМК встречается в начальной школе довольно редко сейчас, отзывов по ней немного. Учебники выпускает издательство «Дрофа». Об авторах и учебниках .

Отзывы форумчан об УМК. , , , , .

Еще один комплекс учебников, издаваемых «Просвещением». С 2010 года научным руководителем этого УМК является Людмила Георгиевна Петерсон, лауреат Премии Президента РФ в области образования. В отличие от исключенной из федерального перечня «Школы 2000» данный УМК, при некоторых схожих принципах, вызывает бOльшую симпатию родителей. Основу его составляет идея, что учитель лишь подталкивает к знаниям, «открыть» их должен ребенок сам. При этом некоторые говорят, что программа сложна для среднестатистических детей и во многом рассчитана на интуитивное понимание и самостоятельную внеурочную работу. Другие же родители, наоборот, относят к плюсам УМК его сложность, направленность на познавательную активность и рекомендуют для детей с математическим складом ума. Об авторах и учебниках .

Отзывы форумчан об УМК. , , , , , , .

Согласно методике этого УМК каждый ребенок выступает в роли исследователя и является равноправным субъектом процесса обучения (а не «выслушал-запомнил-повторил»). В программе предполагается много заданий на фантазию и смекалку. Систему учебников выпускает издательский центр «ВЕНТАНА-ГРАФ». Она является частью системы УМК «Алгоритм успеха». Родители детей, обучающихся по программе, отмечают в качестве минусов ее запутанность и непоследовательность подачи материала. Другие относят к плюсам продолжительный период адаптации ребенка к школе, отличие от «советской школы», сильную филологическую составляющую и называют УМК «вполне адекватным и интересным». Большинство сходятся во мнении, что легче обучаться по программе будет тем детям, кто поступил в 1 класс, уже умея читать, но при этом, не умея писать. Об авторах и учебниках .

Отзывы форумчан об УМК. ,

Учебно-методический комплекс - это литература, наглядные пособия, иные средства по определенной дисциплине. Что может входить в него? В учебно-методический комплекс программы входят: книги для чтения, хрестоматии, пособия, сборники задач, статьи, монографии. Кроме того, сюда можно отнести также поурочные пособия, которые позволяют педагогу развивать индивидуальные особенности школьников.

Разновидности

Учебно-методический комплекс по истории предполагает как тематические, так и поурочные разработки. Например, в зависимости от уровня знаний и навыков обучающихся подбираются определенные задания, упражнения для каждого ученика. Для школьников с высокой мотивацией педагог готовит задания в виде сочинений-рассуждений (эссе), при выполнении которых у ребят есть возможность продемонстрировать учителю личную позицию по отношению к рассматриваемому историческому периоду, эпохе.

Пособия по курсу педагог применяет с целью сокращения времени на подготовку к занятиям, что актуально при высокой недельной нагрузке. Такие сборники востребованы у начинающих педагогов.

Школьный учебник

Учебно-методический комплекс дисциплины школьного курса сложно представить без книги. В настоящее время школьный учебник составляется с учетом возрастных особенностей детей, уровня углубленности в определенную научную область.

Выделим основные функции, которые выполняет это методическое пособие:

  • раскрывает основное содержание образования, содержит объем материала на отдельное занятие с учетом возрастных особенностей;
  • гарантирует последовательность изложения материала, предполагает его систематизацию;
  • упрощает процесс усвоения и закрепления знаний;
  • позволяет реализовывать воспитательные цели обучения определенной учебной дисциплине.

Электронный учебно-методический комплекс стал отличной альтернативой традиционным бумажным материалам. Им может воспользоваться не только педагог, но и обучающийся.

Структура учебников

В учебнике представлен текст, определяемый системой отбора конкретных фактов. Например, в школьном курсе химии 8 класса в книгу автор включает материал, связанный с неорганическими веществами, их свойствами, превращениями. Содержание подразделяют на главы, разделы, отдельные параграфы. Между ними должна соблюдаться логика и последовательность, плавный переход от простых фактов к сложному материалу.

Учебник делится на теоретический (основной) материал, справочную информацию, комментарии и примечания.

За основу текста берут информацию о наиболее важных понятиях и идеях, теориях, видах деятельности.

Сложность текста книги может быть языковой, логической, а также предметной. Например, историческое содержание связано с многочисленными терминами, понятиями , теоретическими выводами.

В качестве внетекстовых компонентов учебника вступают иллюстрации, задания и вопросы, различные документы, а также определенные указатели. Например, в курсе истории с помощью схем представлены образы прошлого: битвы, сражения, крепости.

Основной частью методического аппарата школьного учебника являются задания и вопросы к предлагаемым параграфам.

С их помощью учащиеся сознательно и глубоко усваивают содержание учебной дисциплины, а педагог получает возможность раскрывать содержание книги средствами знаковой и образной наглядности.

При оценке качества учебников эксперты используют определенные критерии:

  • его соответствие современным требованиям системы образования;
  • отражение в нем ценностей общества;
  • научность подходов к указанию фактов;
  • предоставление с разных точек зрения определенных фактов;
  • соответствие содержания требования программы по данной учебной дисциплине;
  • качество научной базы;
  • соотношение содержания и стиля изложения с возрастными особенностями учащихся;
  • методическая ценность книги, сочетаемость ее с другими пособиями.

Так как учебно-методический комплекс - это база для осуществления модернизации российского образования, на его целостность и системность обращается пристальное внимание.

Например, в педагогической практике появился перечень Федеральный учебников, в который включены только те материалы, которые в полной мере подходят под требования ФГОС второго поколения.

Отличительные параметры учебников нового поколения

Например, для книги по истории в рамках новых требований можно отметить:

  • использование культурологического и цивилизационного подхода;
  • использование образной системы;
  • информационная насыщенность;
  • выразительность и яркость изложения основного материала;
  • придание дополнительным текстам статуса полноценного информационного источника;
  • ценностные акценты текста;
  • формирование новых видов заданий и вопросов.

Специфика учебников нового поколения

Основы учебно-методического комплекса заложены в виде логической связи понятий, внутренней преемственности между учебниками одной предметно-методической линии. Это способствует лучшему понимают и осознанию содержания книги. Например, в химии с 8 по 11 класс используется комплект О. С. Габриеляна. Помимо учебников, его учебно-методический комплекс - это совокупность сборников задач и упражнений, пособий для проведения практических и лабораторных работ, а также настольная книга для педагога. Чем отличаются обновленные школьные учебники? Так как учебно-методический комплекс - это совокупность разных сборников, задания, предлагаемые в сборнике для лабораторных работ, перекликаются с основным материалом, излагаемым по данной проблеме в учебнике.

Изучаемый материал предлагается на примерах, понятных и доступных современным школьникам, что положительно отражается на формировании поисковых навыков, совершенствования саморазвития и самовоспитания.

Практическая ценность

Задачник по физике, химии, биологии, который входит в учебно-методический комплекс, направлен на осмысление особенностей окружающего мира, использование теоретических знаний в практической деятельности.

Учебно-методический комплекс специальности предполагает не только основной, но и дополнительный материал, привлечение разнообразных интернет-ресурсов.

Специфика методического аппарата

Его можно считать ключом для применения информации, включенной в основные пособия. В таком аппарате должны содержаться элементы, мотивирующие школьников на освоение нового учебного материала. Они помогают ребятам выделять цель работы, ставить перед собой конкретные задачи, обобщать результаты, делать выводы. Справочный материал, содержащийся в учебно-методическом комплекте по любой дисциплине, способствует формированию навыков научного поиска.

Задания творческой направленности позволяют отрабатывать теоретические основы в реальной жизни.

Для учителя химии

В учебно-методический комплекс школы входят материалы по разным учебным дисциплинам. Для того чтобы понять, чем должен пользоваться современный педагог, чтобы в полной мере выполнять требования Министерства образования и запросы государства, рассмотрим учебно-методический комплект по химии. В базовом курсе в настоящее время используется несколько методических линий. Наиболее распространенной является комплект О. С. Габриеляна.

Помимо учебника, составленного с учетом возрастных особенностей для 8-х, 9-х, 10-х, 11-х классов, автором создана настольная книга для учителя химии. В таком пособии подробно рассмотрены наиболее сложные разделы, даны рекомендации по методике обучения им школьников.

В качестве дополнительной литературы педагог использует книгу для внеклассного чтения, в которой изложены биографии великих химиков, факты открытия новых элементов, создании важных научных теорий.

Для отработки практических навыков О. С. Габриеляном разработано пособие для проведения практических работ и лабораторных экспериментов. Подготовку к выпускному экзамену по химии ребята вместе с педагогом могут вести, вооружившись сборником задач, в который включены все основные задания, предлагаемые старшеклассникам на ЕГЭ.

О. С. Габриелян разработал методический комплект и для профильного обучения химии, изначально включив в учебник задания второго уровня сложности из тестов ЕГЭ.

Инновации в методических материалах

После модернизации российского образования практически во всех учебных предметах появились полные предметные линии.

Среди новшеств отметим включение в учебные пособия заданий творческого характера, позволяющих развивать универсальные учебные навыки школьников.

К примеру, в истории и обществознании появилась рубрикация текста, стали выделять ключевые понятия и главные мысли. Подобные новшества способствуют формированию навыков выделения важнейшей информации, ее обобщения.

Значимость вертикали школьных книг

Завершенная предметная линия позволяет выстраивать учебный курс по мере повышения его сложности. Методологическое единство, целостность содержательной линии - это база для работы педагога в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов.

Существенное количество иллюстраций, схем, графиков способствует формированию наблюдательности, осмыслению теоретического материала, рассматриваемого на уроке.

Заключение

Учебно-методический комплекс является мощным инструментов в деятельности современного учителя, направленной на формирование в подрастающем поколении навыков поисковой и исследовательской деятельности. В связи с тем, что в настоящее время в образовательных учреждениях применяют информационные технологии, многие учебные пособия, справочные материалы, сборники задач предлагаются не только в бумажном, но и в электронном виде. Развивающие диски, содержащие творческие задания, помогают педагогам развивать познавательный интерес к преподаваемому предмету.

УМК - это комплекс учебной, методической, нормативной документации, средств контроля и обучения, которые нужны для обеспечения качественной реализации основных и дополнительных программ.

После разработки учебно-методического комплекса осуществляется его апробация в учебной деятельности. В случае необходимости в УМК ФГОС вносят коррективы.

Компоненты

Среди составных частей учебно-методического комплекса выделяют:

  • логическое изложение материала образовательной программы;
  • применение современных методов и технических приспособлений, которые позволяют учащимся в полной мере усваивать учебный материал, отрабатывать практические навыки;
  • соответствие научным сведениям в конкретной области;
  • обеспечение связи между разными предметными дисциплинами;
  • простота применения учащимися и педагогами.

УМК - это готовый комплекс пособий и тетрадей, которые использует в своей профессиональной деятельности современный педагог.

В настоящее время в нашей стране есть две системы обучения: развивающая и традиционная.

Классические варианты

Традиционная школьная программа:

  • «Планета знаний».
  • «Школа России».
  • «Перспектива».
  • «Школа 2000».
  • «Начальная школа 21 века».

Развивающие варианты

Например, школьная программа Д.Б. Эльконина и Л. В. Занкова является типичным примером развивающего обучения. Данные материалы стали востребованными в начальной школе после того, как в отечественное образование были введены федеральные образовательные стандарты нового поколения.

«Школа России»

Проанализируем некоторые варианты УМК. Начальная школа при традиционной программе использует комплекс под редакцией А. Плешакова (издательство «Просвещение»).

Автор подчеркивает, что его система разработана для России. Основное предназначение данного УМК - это развитие у школьников познавательного интереса к историческим и культурным корням своего народа. Программа предполагает тщательную отработку навыков основной учебной деятельности: письма, счета, чтения. Только при их постоянном оттачивании и совершенствовании можно рассчитывать на успешность ребенка на средней ступени обучения.

Курс В. Г. Горецкого, Л. А. Виноградовой направлен на развитие коммуникативных навыков и грамоты. Данный УМК - это комплект, который отвечает всем современным требованиям ФГОС в начальной школе.

В процессе обучение малышей грамоте педагог ведет целенаправленную работу по совершенствованию фонетического слуха, обучению письму и чтению, увеличению и конкретизации представлений учеников об окружающей реальности. Например, УМК по русскому языку состоит из «Русской азбуки» и двух видов прописей:

  • Пропись Н. А. Федосовой и В. Г. Горецкого;
  • «Чудо-пропись» В. А. Илюхиной.

В качестве отличительных характеристик данных пособий отметим не только возможность формирования навыков каллиграфического, грамотного письма, но и их коррекция на различных этапах обучения и в разных возрастных категориях.

Комплекс по математике

С целью развития познавательных способностей детей младшего школьного возраста были внесены изменения в УМК по математике. Существенно модернизировали тематику задач, ввели геометрический материал. Кроме того, появились задачи, которые позволяют развивать логическое мышление и творческую фантазию детей.

Существенное значение уделяется анализу, сравнению, сопоставлению и противопоставлению понятий, поиску отличий и сходств в анализируемых фактах. В комплект включены учебные пособия и книги нового поколения, которые в полной мере отвечают требованиям стандартов второго поколения.

Выпусков УМК «Школа России» занимается издательство «Просвещение». В составе данного комплекта книги Горецкого, Плешакова, Моро и других авторов:

УМК «Перспектива» под редакцией Л. Ф. Климановой

Выпускается этот учебно-методический комплекс с 2006 года. В его составе учебники по следующим дисциплинам:

  • русский язык;
  • обучение грамоте;
  • математика;
  • технология;
  • окружающий мир;
  • литературное чтение.

Создан этот УМК на концептуальной базе, которая отражает все современные достижения в сфере педагогики и психологии. При этом сохранена связь с классическим школьным российским образованием. УМК гарантирует доступность знаний и полное усвоение программного материала, способствует всестороннему развитию учеников начальных классов, в полной мере учитывает возрастные особенности детей, их потребности и интересы.

Отдельное внимание в учебно-методическом комплексе «Перспектива» уделяется формированию нравственных и духовных ценностей, ознакомлению подрастающего поколения с культурным и историческим наследием России и других стран мира. В учебниках ребятам предлагаются задания для групповой, парной и самостоятельной работы, для проектной деятельности.

Есть и материалы, которые вполне можно исподбзовать для внеурочной и внеклассной деятельности.

В УМК разработана удобная система навигации для родителей, учеников и педагогов, помогающая работать с предлагаемой информацией, организовывать последовательность действий, планировать самостоятельную домашнюю работу, формировать навыки саморазвития и самосовершенствования.

Обучение грамоте имеет духовно-нравственную и коммуникативно-познавательную направленность. Основной целью курса является формирование навыков письма, чтения, речи. Особое внимание уделяется развитию коммуникативных умений.

Заключение

Для повышения эффективности новой обучающей системы ее разработчики подбирали материал в соответствии с особенностями познавательных интересов учеников начальных классов. Именно поэтому в книгах так много занимательных и игровых упражнений, представлены разные коммуникативно-речевые ситуации.

Инновационные учебно-методические комплексы, разработанные для начальной школы, в полной мере способствуют выполнению педагогами задач, поставленных перед ними обществом.

Российские учителя, вооружившись современными техническими средствами, наглядными пособиями, комплектами учебников, сборниками заданий и упражнений, осуществляют планомерную работу по формированию гармонически развитой личности, у которой не появится проблем с социализацией.

Специальные учебно-методические комплексы в рамках федеральных стандартов нового поколения разработаны для каждой учебной дисциплины, изучаемой на средней и старшей ступени обучения. Их разработчики учли не только возрастные особенности школьников, но и новые достижения науки.

Выбирая школу для ребенка, родители учитывают множество факторов: месторасположение, традиции, образовательный уклон школы, отзывы. Теперь этот список пополнился еще одним немаловажным пунктом: программа обучения.

В настоящее время предлагаются разнообразные рабочие программы для каждого звена школы с 1-11 класс . Как правило, общеобразовательные учреждения выбирают несколько образовательных программ, особенно в начальных классах, и параллельные классы обучаются по разным УМК.

На сегодняшний день родителям важно знать: как выбрать подходящую образовательную программу и чем они отличаются? Особенно актуально этот вопрос встает в начальной школе, ведь от этого зависит, как успешно ребенок будет учиться.

Оговоримся сразу: некорректно делить программы на "плохие и хорошие". Все программы начальной школы по ФГОС одобрены Министерством Образования РФ. Просто они рассчитаны на разные способы восприятия и учитывают особенности мышления ребенка. Общее одно: все программы позволяют ученику освоить необходимый минимум знаний для начальной школы. Разница - в подаче материала, в организации учебной деятельности, в разнообразии упражнений.

Образовательные программы для начальной школы

1. Программа "Школа России" (под ред. А. Плешакова) - одна из старейших и проверенных временем программ. С советских времен программу не раз усовершенствовали, адаптировали к реалиям нового времени.

Рассчитана на всех детей и позволяет тщательно проработать навыки письма, чтения и счета.

2. Программа "Начальная школа XXI века " (под ред. Н. Ф. Виноградовой). Материал сложный, рассчитан на эрудированных детей. Программа учит самостоятельности, идет большая работа над воспитанием заинтересованности в учебном процессе, умении правильно организовать учебу. Есть много дополнительных материалов и упражнений, направленных на развитие памяти, логики, кругозора, фантазии. Каждый ученик может учиться в выбранном темпе, так как предусмотрены задания разных уровней сложности и разных направленностей.

Основная цель программы: научить ребенка учиться.

3. Программа "Начальная перспективная школа" . Особенности: нет необходимости зубрить правила, теоремы и аксиомы. Акцент делается на развитие логики, интеллекта и аналитического мышления. Предусмотрены дополнительные часы по рисованию, музыке, физ.культуре.

Подойдет любому ребенку, вне зависимости от его уровня подготовленности к школе.

4. Программа "Школа 2100" (под ред. А. А. Леонтьева). Это программа завоевывает все больше поклонников. Несомненный плюс программы: непрерывность образования, так как по ней можно заниматься, начиная с 3-летнего возраста и до окончания школы.

Особенность программы: учебный материал дается по максимуму, разнообразно, разноуровнево. Ученик сам выбирает, какой объем знаний будет достаточен. Используется индивидуальный подход к каждому ребенку.

Подходит для всех детей.

5. "Гармония" (под ред. Н. Б. Истомина). Программа подразумевает тесное сотрудничество с родителями. Многие темы предлагается обсуждать вначале дома. Большое внимание уделяется развитию навыков самообразования.

Приоритет отдается самостоятельной работе учащихся. Активно задействованы приемы наблюдения, выбора, преобразования и конструирования. Весь материал подается разнопланово, учитывается собственный опыт учащихся, практическая направленность знаний.

Подходит для детей с аналитическим мышлением и склонностью к техническим наукам.

6. "Планета знаний" - ориентирована на развитие творческих способностей. В ходе учения школьники сочиняют сами сказки, ставят спектакли, выполняют проекты, делают презентации.

Дает необходимый минимум знаний, умений и навыков. Все сверх программы - по желанию учащихся.

Подходит для детей с гуманитарным уклоном.

7. Программа начальной школы "Перспектива". Здесь большое внимание уделяется вопросам воспитания детей как граждан своей страны, становлению нравственных позиций.

Многие задания направлены на развитие логики и воображения. Используется огромное количество дополнительного материала, по каждому предмету - несколько пособий. Принцип обучения - диалектический. Подача материала - доступная, хотя порой и скучноватая.

Подходит для всех детей, вне зависимости от их подготовленности к школе.

8. Программа Л. В. Занкова . В систему включено огромное количество материала. Все уроки равнозначны, уделяется огромное внимание развитию логики, аналитического мышления, навыкам самостоятельной работы. Есть факультативы по информатике, экономике, иностранным языкам. Обучение ведется в быстром темпе.

Подходит для детей, хорошо подготовленных к школе.

9. Программа Эльконина - Давыдова . Довольно неоднозначная программа, но очень интересная для детей. Большое внимание уделяется теоретическому мышлению, построению задач, проблемных вопросов и поиску их разрешения. Обучение идет медленно. Из минусов можно отметить лишь расхождение в некоторых изучаемых терминах. Так, например, глаголы авторы учебников называют словами действия, а существительные - словами-предметами. Это создает определенные трудности в старших классах.. Надеемся, что она поможет вам в работе!

На современном этапе образования в условиях применения информационно-коммуникационных технологий используются различные способы доставки учебного материала. Немаловажное значение приобретают такие средства поддержки обучения, как учебно-методические комплексы (УМК), которые стали разрабатываться сразу же после появления первых учебных материалов в виде методических рекомендаций, разработок для поддержки различных курсов в системе образования.

Каждый УМК предназначен для оказания помощи в изучении и систематизации теоретических знаний, формирования практических навыков работы, как в предметной области, так и в образовательной системе с использованием информационных технологий.

Учебно-методические комплексы позволяют индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, осуществлять контроль с диагностикой ошибок, осуществлять самоконтроль и самокоррекцию учебной деятельности, формировать умение принимать оптимальное решение в различных ситуациях, развивать определенный тип мышления (наглядно-образный, теоретический), усиливать мотивацию обучения, формировать культуру познавательной деятельности.

Учебно-методический комплекс – это комплексная система учебных и методических материалов, которая полностью обеспечивает проведение занятий по современным информационным технологиям.

Учебно-методический комплекс (УМК) – совокупность учебно-методических материалов, способствующих эффективному освоению учащимися учебного материала, входящего в учебную программу дисциплины.

УМК содержит не только теоретический материал, но и практические задания, тесты, дающие возможность осуществления самоконтроля, и т.п. Создание УМК имеет особое значение, так как позволяет комплексно подходить к решению основных дидактических задач.

Состав учебно-методического комплекса определяется содержанием утвержденной рабочей программы по соответствующей дисциплине, под которой понимается программа освоения учебного материала, соответствующая требованиям Государственного стандарта и учитывающая специфику подготовки учащихся по избранному направлению или специальности.

Состав УМК определяется содержанием утвержденной рабочей программы по соответствующей дисциплине.

Стандартного состава учебно-методического комплекса нет, он зависит от содержания и объема дисциплины. Однако наиболее часто его состав представляют в виде следующих компонентов:

Выписка из государственного образовательного стандарта;

Учебная программа или тематический план. Учебная программа дисциплины – программа освоения учебного материала, соответствующая требованиям Государственного стандарта и учитывающая специфику подготовки учащихся по избранному направлению или специальности;

Лекции или конспекты всех уроков;

Электронный учебник;

Электронный справочник;

Электронный лабораторный практикум;

Компьютерная тестирующая система;

Дидактические материалы;

Обучающие средства и т.д.

Учебно-методический комплекс позволяет:

Учебному заведению – быстро вводить новые и обновлять существующие учебные курсы; гарантировать высокий уровень обучения; стандартизировать учебный процесс; легко адаптировать курс в соответствии с требуемыми условиями;

Преподавателю – значительно сократить время на подготовку к занятиям; использовать различные формы работы, в том числе новые педагогические технологии (деловые игры, групповые проекты и т.д.); учитывать возможности группы в целом и индивидуальные особенности каждого ученика;

Учащемуся – получить полный, отлично структурированный и иллюстрированный конспект учебного материала; использовать учебное пособие как рабочую тетрадь, в которой есть все необходимое для плодотворной учебы (конспект курса с возможностью вносить свои замечания и комментарии, задания и упражнения, которые выполняются и обсуждаются на занятии); самостоятельно повторять и закреплять пройденный материал.

Разработка УМК включает в себя следующие этапы:

Разработка учебной программы по дисциплине, входящей в учебный план подготовки учащихся;

Разработка конспекта лекций, методики проведения практических занятий;

Оформление документации по УМК;

Апробация материалов УМК в учебном процессе;

Корректировка материалов УМК.

Таким образом, применение учебно-методического комплекса в сфере образования позволяет значительно сократить сроки обучения данному курсу, не снижая при этом, а наоборот, улучшая эффективность и качество образования.

Проектная методика – как одно из направлений внедрения информационных технологий в образование

С развитием информационных и коммуникационных технологий наблюдается возросший интерес к организации форм обучения, позволяющим обучать умению получать знания через деятельность. Одним из таких методов является метод проектов , ориентированный на самостоятельную деятельность обучаемых. Поскольку телекоммуникационный проект является компонентом системы образования и призван решать учебно-воспитательные задачи, определяемые стандартами содержания, программой и учебным планом, следует не упускать из вида, что работа над проектом должна быть включена в конкретный образовательный контекст.

Под учебным проектом понимается совместная обоснованная спланированная и осознанная деятельность обучаемых-партнеров, которая организована на основе телекоммуникационных технологий, имеет общую проблему, цель, согласованные методы и которая направлена на формирование у них определенной системы интеллектуальных и практических умений. Учебный проект – организационная форма работы, которая ориентирована на изучение законченной учебной темы или учебного раздела и составляет часть стандартного учебного курса или нескольких курсов.

Одна из главных целей метода проектов – развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, а также развитие критического мышления. В результате своей творческой практической деятельности обучаемые создают конечный продукт в виде новых знаний и умений. Проектная методика ориентирована на то, чтобы обучить студентов:

Выявлять и формулировать проблемы;

Проводить их анализ;

Находить пути их решения;

Находить необходимый источник;

Применять полученную информацию для решения поставленных задач.

В основе учебных проектов лежат исследовательские методы обучения. Вся деятельность учащихся сосредотачивается на следующих этапах:

Определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;

Выдвижение гипотезы их решения;

Обсуждение методов исследования;

Проведение сбора данных;

Анализ полученных данных;

Оформление конечных результатов;

Подведение итогов, корректировка, выводы.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает использование совокупности разнообразных методов и средств обучения; необходимость интегрирования знаний и умений; применять знания из различных областей науки, техники, технологии и творческих областей. Сама проблема может быть сформулирована в виде основополагающего вопроса, затрагивающего различные области знаний. Вопросы должны направлять процесс обучения и условно могут быть разделены на категории:

Основополагающий вопрос – это вопрос самого высокого уровня в цепочке вопросов; наиболее общий, абстрактный, «философский», не имеющий определенного ответа. Он служит «концептуальной рамой» для нескольких учебных тем или для всего предмета в целом, уходит вглубь учебной дисциплины. Основополагающий вопрос можно найти в наиболее исторически важных и спорных проблемах и темах в различных областях науки. Он не имеет однозначного ответа, полон смысла и значения, побуждает учащихся находить свои собственные ответы и самостоятельно формулировать выводы на основе собранной информации; оценивать, складывать в единую картину и анализировать полученную информацию.

Проблемный вопрос также не имеет определенного ответа, но направлен на изучение отдельной стороны вопроса. Он помогает в исследовании и поиске ответов на основополагающий вопрос. Вопросы учебной темы (проблемные) формируют конкретный ряд знаний; они предназначены для того, чтобы обозначить и раскрыть основополагающие вопросы в рамках определенных тем и предметов. Такие вопросы открывают и предполагают важные многочисленные направления для исследований и обсуждений; они скорее раскрывают присутствующие в обсуждаемых темах парадоксы, чем скрывают их. Подобные вопросы служат скорее для запуска обсуждения, постановки проблемы, а не предполагают прямых ответов. Они должны быть достаточно общими для вовлечения учащихся с разнообразными интересами и способностями и должны предполагать широкий диапазон разнообразных ответов.

Хорошие проблемные вопросы не имеют однозначного ответа, побуждают исследовать различные идеи, находятся в рамках учебной темы, должны вызвать интерес у учащихся, требуют творческого подхода к изучаемому материалу и помогают строить свои собственные ответы и свое собственное понимание на основе самостоятельно собранных сведений, сравнивать, синтезировать и анализировать информацию.

Проблемные вопросы учебной темы привязаны к конкретной учебной теме или объекту изучения, поддерживают и обеспечивают ответ на основополагающий вопрос.

Учебные вопросы напрямую соответствуют стандартам образования и минимуму знаний ученика. На них можно дать специфические “правильные” ответы. Частные вопросы относятся к фактам, и в меньшей степени к интерпретации этих фактов. Они имеют ясные однозначные ответы.

Таким образом, основу учебных проектов составляют исследовательские методы обучения с выделенными проблемными и учебными вопросами, по которым учащиеся должны подготовить соответствующие материалы с использованием информационных технологий (презентацию, публикацию, сайт и т.д.).

Лабораторная работа № 1

Согласование учебно-методического комплекса

с государственными образовательными стандартами (ГОС). Разработка рабочей программы

Цель работы : формирование умений и навыков планирования и разработки рабочей программы дисциплины.

Задание 1. Выберите из предложенного списка название дисциплины, для которой необходимо разработать учебно-методический комплекс .

Наименование дисциплин

Задание 2. Выберите стандарты, соответствующие изучаемой дисциплине .

Для того чтобы заложить прочное основание для хорошего учебно-методического комплекса, необходимо проанализировать государственные образовательные стандарты по вашему предмету, а также по смежным с ним предметам и определить те компетентности, знания и умения, которым нужно научить ваших учащихся, а затем оценить в ходе реализации учебной дисциплины.

Госдума приняла законопроект о государственном образовательном стандарте. Его задача – определить принципы, на основании которых затем будут созданы федеральные государственные образовательные стандарты для всех уровней российского образования – среднего, начального (НПО) и среднего профобразования (СПО) и высшего.

Образовательный стандарт – это свод предписаний, определяющих систему правил и требований, обязательных для исполнения всеми учебными заведениями страны – школами, ПТУ, техникумами и вузами. Именно он определяет, чему, как и сколько учить, а также чему учебное заведение того или иного уровня должно научить своих учащихся.

Нынешний государственный образовательный стандарт трехзвенный и состоит из федерального, регионального и школьного компонентов.

Первый обеспечивает единство образовательных программ учебных заведений одного уровня, а оба других – позволяют регионам и отдельным образовательным учреждениям, скажем, школам, дополнить обязательную программу местной спецификой – национальной или религиозной.

1. Найдите государственные образовательные стандарты:

Www.edu.ru – федеральный образовательный портал;

Http://www.school.edu.ru/dok_edu.asp – российский образовательный портал;

Http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart – Федеральное агентство по образованию РФ;

2. Сохраните стандарты в виде документа в вашей папке:

Государственный образовательный стандарт общего (полного) образования;

Государственный образовательный стандарт общего (полного) образования_Профильный уровень;

Государственный образовательный стандарт общего (полного) образования_Базовый уровень.

3. Найдите все стандарты по различным предметам, имеющие отношение к вашему проекту. Сохраните их в вашей папке.

Задание 3. Разработайте рабочую программу дисциплины .

Рабочая программа учебного курса – документ, предназначенный для реализации требований к минимуму содержания и уровню подготовки обучающегося по конкретному предмету учебного плана образовательного учреждения.

Традиционно в системе образования используются типовые учебные программы, утвержденные Министер­ством образования РФ, содержащие обобщенный пе­речень знаний, умений, навыков. В этих программах также приводятся методические рекомендации наибо­лее общего характера, в которых указываются необхо­димые формы и средства обучения. Взяв за основу ти­повые учебные программы, учителя могут разработать авторские и рабочие программы. Рабочие программы – это програм­мы, разработанные на основе примерных учебных, но вносящие изменения и дополнения в содержание учебной дисциплины, последовательность изучения тем, количество часов, использование организацион­ных форм обучения и другие.

Рабочая программа – «живой документ» постоянно эволюционирующий в ходе реализации программы.

Структура рабочей программы

Программа учебного курса включает следующие структурные элементы:

1) титульный лист;

2) пояснительную записку;

3) учебно-тематический план;

1. На указанных в предыдущем задании образовательных порталах найдите и сохраните в личной папке примерные рабочие программы по выбранной дисциплине.

2. На основе примерных учебных, разработайте свою рабочую программу, внеся изменения и дополнения в содержание учебной дисциплины, последовательность изучения тем, количество часов, использование организацион­ных форм обучения и др.

3. Заполните таблицу учебно-тематическое планирование.

Учебно-тематическое планирование

Задание 4. Найдите образовательные интернет-ресурсы в рамках изучаемой дисциплины .

1. На федеральном образовательном портале www.edu.ru и других образовательных порталах организуйте поиск (по уровню образования, предметным областям профессионального образования, предметам общего образования, типу ресурса).

2. Создайте каталог образовательных интернет-ресурсов в рамках выбранной дисциплины.

Лабораторная работа № 2

Разработка электронного учебника дисциплины

Цель работы : формирование умений и навыков разработки электронного учебника средствами программы Microsoft Pablisher.

Задание 1. Разработайте структурную схему электронного учебника и отобразите ее в виде диаграммы, используя программу Microsoft Word.

Электронный учебник (ЭУ) – программно-методический обучающий комплекс, соответствующий типовой учебной программе и обеспечивающий возможность учащемуся самостоятельно или с помощью преподавателя освоить учебной курс или его раздел.

Электронный учебник создается со встроенной структурой, словарями, возможностью поиска и т.п. и обладает рядом особенностей:

Возможностью использования мультимедиа;

– обеспечением виртуальной реальности;

– высокой степенью интерактивности;

– возможностью индивидуального подхода к учащемуся.

Основные требования к методике составления электронного учебника следующие:

1) учебный материал должен быть разбит на блоки;

2) каждый блок должен быть снабжен подробными иллюстрациями;

3) иллюстрации должны подбираться таким образом, чтобы более подробно и просто разъяснить трудновоспринимаемый материал;

4) основной материал блока должен быть объединен в одно целое с помощью гиперссылок, позволяющих связывать отдельные блоки электронного учебника;

5) целесообразно, дополнить материал электронного учебника всплывающими подсказками.

Примерная структура электронного учебника выглядит следующим образом (рис. 2):


Рис.2. Структурная схема электронного учебника

Разработка электронного учебника включает следующие основные этапы:

I этап. Подбор в качестве источников печатных и электронных изданий, наиболее полно соответствующих стандартной программе, лаконичных и удобных для создания гипертекстов, содержащих большое количество примеров и задач, имеющих удобный формат (принцип собираемости).

II этап. Отбор источников, имеющих оптимальное соотношение цены и качества.

III этап. Разработка оглавления, т.е. разбиение материала на разделы, состоящие из модулей, минимальных по объему, но замкнутых по содержанию, а также составление перечня понятий, которые необходимы и достаточны для овладения предметом.

IV этап. Переработка текстов источников в соответствии с оглавлением; разработка системы контекстных справок (Help); определение связей между модулями и других гипертекстных связей. Подготовка проекта гипертекста для компьютерной реализации.

V этап. Реализация гипертекста в электронной форме. В результате создается примитивное электронное издание, которое уже может быть использовано в учебных целях.

VI этап. Разработка компьютерной поддержки, т.е. определяется, какие математические действия в каждом конкретном случае поручаются компьютеру и в какой форме должен быть представлен ответ компьютера; проектируется и реализуется интеллектуальное ядро ЭУ; разрабатываются инструкции для пользователей по применению ЭУ.

VII этап. Изменение способа объяснения отдельных понятий и утверждений и отбор текстов для замены мультимедийным материалом.

VIII этап. Разработка текстов звукового сопровождения отдельных модулей с целью разгрузки экрана от текстовой информации и использования слуховой памяти учащегося для облегчения понимания и запоминания изучаемого материала.

IX этап. Запись разработанных текстов звукового сопровождения на диктофон и реализация на компьютере.

X этап. Разработка сценария визуализации модулей для достижения наибольшей наглядности, максимальной разгрузки экрана от текстовой информации и использования эмоциональной памяти учащегося для облегчения понимания и запоминания изучаемого материала.

XI этап. Визуализация текстов, т.е. компьютерное воплощение разработанных сценариев с использованием рисунков, графиков и, возможно, анимации.

При проектировании и создании электронных учебников требуется соблюдать психологические принципы взаимодействия человека и компьютера. Нарушение проявляется чаще всего в следующем: избыточная помощь, недостаточная помощь, неадекватность оценочных суждений, избыточность информативного диалога, сбои компьютера, недостаточная мотивированность помощи, чрезмерная категоричность. Это может привести к увеличению, вместо предполагаемого сокращения, времени на обучение, снижению мотивации к учению и др.

Задание 2. Средствами графического редактора Corel Draw разработайте логотип, отображающий основное содержание проектируемого электронного учебника по следующему алгоритму. Примерный вид логотипа представлен на рисунке 3 .

Рис.3. Логотип

1. Откройте программу Corel Draw и создайте новый документ.

2. В окне Масштаб из выплывающего списка выберите По ширине .

3. Выберите инструмент Живопись на панели инструментов.

4. Убедитесь, что кнопка Заготовка на панели атрибутов нажата.

5. В окне Толщина инструмента Живописи , на панели атрибутов введите 3,262 mm.

6. Из выпадающего списка Список Заготовок на панели атрибутов, выберите образец линии .

7. Используя инструмент Живопись, нарисуйте линию. Залейте заготовку черным цветом на цветовой палитре.

8. Выберите Правка – Дублировать , чтобы создать другую линию, повторите эту операцию еще два раза, чтобы получилось четыре полосы.

9. Выберите одну линию инструментом Указатель .

10. В окне Угол поворота на панели атрибутов, введите 270, и нажмите Enter .

11. Перетащите повернутую линию в позицию так, чтобы она пересекала вершину первой линии.

12. Выберите другую линию, используя инструмент Указатель .

13. В окне Угол поворота на панели атрибутов, введите 90, и нажмите Enter .

14. Перетащите повернутую линию в позицию так, чтобы она пересекала основание первоначальной линии.

15. Выберите последнюю линию, используя инструмент Указатель .Щелкните кнопкой Зеркальное отражение на панели атрибутов.

16. Перетащите линию в позицию так, чтобы она завершила квадрат.

17. Выберите инструментЖивопись . Убедитесь, что сохранились прежние настройки.

18. Инструментом Живопись нарисуйте горизонтальную линию с петлей. И залейте ее черным цветом.

19. Перетащите линию в позицию сверху квадрата.

20. Выберите инструмент Кривая Безье .

21. Щелкните в левом углу крышки, вверху, ниже петли, в правом углу, справа и по середине. Чтобы завершить форму, щелкните по первому узлу.

22. Откройте дополнительную панель инструмента Однородная Заливка . Перейдите на закладку Модели .

23. Из списка Модели выберите RGB .

24. В блоке R введите 102.

25. В блоке G введите 102.

26. В блоке B введите 35.

27. Щелкните по кнопке ОК .

28. Выполните , чтобы переместить форму позади линий вершины.

29. Выберите инструмент Кривая Безье .

30. Щелкните в верхнем левом углу квадрата, в центре верхней линии, в центре квадрата, в центре левой линии, по первому узлу, чтобы завершить форму.

31. Заполните форму оливковым цветом.

32. Выполните Выравнивание – Упорядочивание – На один уровень назад

33. Повторите предшествующие шаги в нижней правой стороне квадрата, чтобы создать второй оливковый квадрат.

34. Инструментом Кривая Безье щелкните в верхнем правом углу квадрата, чтобы начать форму.

35. Щелкните в центре верхней линии, в центре квадрата, в центре правой линии, по первому узлу, чтобы завершить форму.

36. Залейте темно-желтым цветом.

37. Выполните Выравнивание – Упорядочивание – На один уровень назад , чтобы разместить форму позади линии квадрата.

38. Повторите предшествующие шаги в нижней левой стороне квадрата, чтобы создать второй темно-желтый квадрат.

39. Используя инструмент Прямоугольник , создайте квадрат в пустой области рисунка.

40. Выполните команду Правка Копировать .

41. Выполните команду Правка – Вставить , чтобы разместить дубликат квадрата поверх первоначального.

42. Выберите инструмент Указатель и уменьшите размеры квадрата-дубликата.

43. Выберите больший квадрат, закрасьте его рубиновым цветом и придайте ему толщину контура 2,8.

44. Выберите меньший квадрат и, создав для него цвет R, G, B – 229, 255, 229 соответственно, закрасьте его.

45. Задайте этому квадрату контур также 2,8.

46. Сгруппируйте оба квадрата.

47. Поверните их на угол 45, используя поле Угол поворота на панели атрибутов.

48. Перетащите квадраты на рисунок, если требуется, измените их размеры.

49. Инструментом Эллипс нарисуйте эллипс и закрасьте его темно-желтым цветом.

50. Выберите инструмент Текст на панели инструментов и, щелкнув мышью на траектории эллипса, введите текст «Электронный учебник».

51. Отформатируйте гарнитуру текста, его размер, цвет и начертание.

52. С помощью инструмента Кривая Безье создайте криволинейную линию .

53. Закрасьте ее в зеленый цвет и толщину контура установите 2 mm.

54. Выполните Правка – Дублировать , чтобы создать вторую такую же линию.

55. Выберите полученную линию инструментом Указатель .

56. В окне Угол поворота на панели атрибутов, введите 180, и нажмите Enter .

57. Совместите две линии так, чтобы получилась фигура .

58. На панели инструментов выберите инструмент Без контура .

59. Выберите инструмент Кривая Безье .

60. Обведите внутреннюю часть полученной фигуры и закрасьте ее зеленым цветом.

61. С помощью инструмента Кривая Безье создайте две параллельные линии.

62. С помощью команды Группа меню Выравнивание сгруппируйте их.

63. Выполните Правка – Дублировать , чтобы создать такие же линии.

64. Расположите их так, как показано на рисунке.

65. Предварительно сгруппировав все объекты рисунка, перетащите их на логотип, если требуется, измените их размеры.

66. Инструментом Текст создайте надпись «ИНФОРМАТИКА» .

67. Выберите инструмент Интерактивная оболочка .Вокруг текста появится красная пунктирная линия (оболочка), содержащая несколько узлов.

68. Перетаскивая узлы, поэкспериментируйте и создайте нужную форму оболочки.

69. Сохраните логотип как wmf-документ. Для этого в меню Файл выполните команду Сохранить как , а в диалоговом окне задайте имя документа и измените тип сохранения на wmf – Windows Metafile .

Задание 3. Создайте электронный учебник средствами Microsoft Publisher .

Для создания электронного учебника необходимо подобрать хорошие учебники и другие источники по изучаемой тематике, отобрать нужную информацию, снабдить ее навигацией (создать гипертексты) и богатым иллюстративным материалом (включая мультимедийные средства) и воплотить на экране компьютера. Таким образом, электронный учебник может представлять собой веб-сайт, включающий следующие элементы:

1. Заголовок/Логотип (Шапка), который может быть выполнен как в текстовом, так и в графическом варианте и обычно располагается в верхней части документа. Логотип представляет весь сайт в целом и является самым заметным объектом на странице.

2. Контент (Текстовое поле) – это основная часть документа, где и размещается смысловое наполнение страницы: содержательный информационный текст и иллюстрации.

3. Элементы навигации – это обязательная составляющая часть web-страницы гиперссылки, связывающие данный документ с другими разделами сайта. Элементы навигации могут быть выполнены в виде текстовых строк, графических объектов (кнопок), Java-апплетов. Располагать элементы навигации следует таким образом, чтобы они всегда были "на виду", например, у левой границы страницы и/или верхней.

4. Информация о разработчиках сайта .

Пример компоновки сайта, содержащего набор описанных выше составляющих, показан на рисунках 4, 5, 6 и 7.

Примерный образец представления и оформления электронного учебника представлен на рисунке 8.

Рис. 8. Вид главной страницы электронного учебника

1. Загрузите программу Publisher , позволяющую создавать веб-сайты из одной и более страниц.

2. В левой части экрана в области задач Параметры: Веб-узел , а в правой части – понравившуюся структуру будущего электронного учебника.

3. Задайте название первой страницы учебника. Для этого в верхней части веб-страницы выделите текстовое поле Заголовок главной страницы и введите название темы изучаемой дисциплины.

4. Оформите страницу, поместив на нее логотип, нужную информацию и рисунки, примените соответствующие стили, шрифтовые схемы и цветовое оформление.

5. Оптимизируйте веб-страницу таким образом, чтобы ее можно было просматривать на мониторах, как с высоким, так и с низким разрешением. Для этого:

Выполните команду Файл Параметры страницы ;

В спискеТип публикации выберитеВеб-страница ;

В списке Размер страницы выберите:

o SVGA – для более широкой веб-страницы (рекомендуется для просмотра на мониторах с высоким разрешением);

o Другой размер – для установки ширины и высоты страницы вручную;

После выбора нужного формата щелкните ОК .

6. Добавьте новые страницы, на которые поместите информацию других тем изучаемой дисциплины. Для этого:

– выполните команду Вставка Страница или щелкните Добавить страницу внизу области задач Параметры: Веб-узел ;

– в раскрывающемся списке Доступные типы страниц выберите нужный тип страницы или пустую страницу, и щелкните ОК .

Примечание : Если необходимо добавить сразу несколько страниц, щелкните кнопку Далее , и появившемся диалоговом окне (рис.9) введите нужное количество страниц (при необходимости установите переключатель в положение Перед текущей или После текущей страницы).

Рис. 9. Диалоговое око добавления страницы

В разделе Настройка при выборе Скопировать все объекты на странице и вводе номера страницы, объекты которой необходимы, форматирование указанной страницы будет применено к новой странице. Если необходимо добавить страницу без заданной структуры и оформления, то установите переключатель в положение Добавить пустые страницы .

7. Сохраните документ с помощью команды Файл Сохранить .

8. Оформите фон страниц электронного учебника и добавьте звук.

Для установки нужного фона страницы электронного учебника и добавления звуковых эффектов выберите в области задач Фон или выполните команду Формат – Фон ;

Щелкните одну из кнопок опции Применить фон и выберите понравившийся вариант фона.

Примечание : Стандартную коллекцию можно дополнить, для этого щелкните Дополнительные цвета и в открывшемся окне Цвета выберите любой другой цвет. Щелкните ОК . Выбрав цвет фона, щелкните Дополнительные типы фона . Откроется окно Способы заливки . Устанавливая различные параметры на вкладках Градиентная , Текстура , Узор , Рисунок , Оттенок , можно выбрать понравившийся вариант: градиентной заливки, текстуры, узора, вставки рисунка в качестве фона или оттенка.

9. Добавьте в электронный учебник звуковые эффекты. Для этого:

Выберите команду Сервис – Параметры веб-страницы (рис.10);

В появившемся диалоговом окне выберите Фоновый звук ;

Рис. 10. Параметры веб-страницы

Щелкните кнопку Обзор и найдите требуемый файл.

Примечание : Чтобы звуковой эффект был постоянным, щелкните Бесконечный цикл . Чтобы звук повторялся какое-то конкретное количество раз, щелкните Повторять и введите количество повторов звукового файла.

11. Создайте форму опроса. Для этого:

Добавьте новую страницу, выполнив команду Вставка Страница . В разделе Форма выберите Бланк для ответов (рис.11).

Рис. 11. Окно добавления веб-страницы

12. На странице, содержащей форму ответа, введите заголовок,кратко опишите предлагаемые вопросы и ответы.

13. Для сохранения результатов настройте свойства кнопки Послать внизу страницы формы и установите параметры формы. Для этого:

Дважды щелкните по кнопке Послать ;

В открывшемся диалоговом окне Свойства кнопки (рис.12) щелкните кнопку Свойства формы ;

Рис. 12. Окно свойства кнопки

В открывшемся окне Свойства формы (рис.13) установите переключатель в положение Отправить мне данные по электронной почте ;

Рис. 13. Окно свойства формы

– в строке Отправьте данные по этому адресу электронной почты введите адрес, который хотите использовать для сбора ответов;

– в строке Тема электронного письма измените тему электронного письма, если это необходимо;

– Закройте, сохранив внесенные изменения, окно Свойства формы и окно Свойства кнопки .

14. Сохраните документ.

15. Свяжите страницы электронного учебника гиперссылками.



Что еще почитать