Эта статья должна ответить на основные вопросы, которые возникают у человека, решившего купить лыжи для себя и своей семьи, и не имеющего большого лыжного опыта, за исключением катания на лыжах на уроках физкультуры в школе. Как правило, после этого проходит много времени, меняется инвентарь, технологии, смазки, и человек перестает ориентироваться в этом современном изобилии. К сожалению, в магазинах не всегда есть квалифицированные продавцы, способные обстоятельно ответить на возникающие вопросы. Как писал один из тех, кому я помогал советом, - "Был вчера в магазине ААА. Ни на один вопрос не получил ответа. У них нет каталога и консультантов." или "Был летом в магазине БББ. Час "пытал" продавца. Ничего не узнал кроме цены." К тому же, одна из задач продавцов, что бы ни говорили, - "раскрутить" покупателя на покупку более дорогого инвентаря, это сидит в подсознании даже у самых добросовестных продавцов. Поэтому, приходя за покупкой, вы должны четко знать что вам нужно.
Я постараюсь рассказать как потратить минимум денег и получить при этом максимум удовольствия от катания на лыжах для себя и своей семьи.
Поэтому, если есть желание попробовать оба стиля и позволяют средства, лучше брать два комплекта, а если не позволяют, то остановитесь на классике. Конек требует широких подготовленных трасс, а их немного. А лыжню для классики народ прокладывает в любом лесу или парке. То есть мест для катания во много раз больше. Еще учтите, что подготовленные коньковые трассы проложены чаще всего по сложному рельефу с большими подъемами и спусками - по холмам и оврагам, и рассчитаны на подготовленных спортсменов. Такую трассу новичку одолеть непросто, можно "встать" после второго-третьего подъема. И семью по такой трассе с собой не потащишь. (Если же рядом с вами есть хорошая (и несложная) трасса для конька, считайте что вам повезло. В таком случае коньковый стиль обязательно стоит попробовать.)
Чем отличаются фирменные лыжи от сделанных у нас, в России? Качество топ моделей известных марок, конечно, для нашего производителя пока недосягаемо. Такие лыжи, предназначенные для соревнующихся лыжников высокого класса, изготавливаются в специальных цехах, как правило, в странах, где находится сама фирма. Конструкция таких лыж достаточно сложна и моделируется на компьютере. Перед запуском в производство новые разработки тщательно тестируются квалифицированными спортсменами. При изготовлении применяются дорогие материалы, часто пришедшие из авиационно-космических отраслей. Культура производства на таких фабриках очень высока, все лыжи проходят расширенное тестирование на специальных компьютеризированных стендах. Все это в совокупности позволяет выпускать лыжи экстра класса. Подробнее узнать о производстве лыж вы можете узнать прочитав журнал "Лыжный спорт" №№ 17, 10 и другие номера. Тем не менее, основные деньги производители зарабатывают на лыжах для массового рынка, которых требуется гораздо больше, чем для лыжников элиты. И тут ситуация совершенно другая. Приведем аналогию с компьютерной техникой. Не секрет, что комплектующие для массовой продукции даже таких известных фирм как IBM, Hewlett-Packard и других в большинстве своем изготавливаются в Юго-Восточной Азии, например, на Тайване. С массовыми лыжами похожая история. Владельцам торговых марок выгоднее размещать заказы на производство там, где это дешевле, а самим заниматься разработкой лыж и производством топ моделей. Соответственно, есть огромные фабрики, выпускающие лыжи разных брендов, в том числе и под собственной торговой маркой. Такие фабрики есть в Чехии, Эстонии, на Украине (Мукачево, принадлежащая фирме Фишер), и у нас в России - фабрика STC. Последняя, например, выпускает лыжи по заказам Madshus, Karhu, Peltonen. Так что большинство дешевых лыж этих марок у нас в стране сделано в России, также как недорогие лыжные палки Madshus и Karhu. И собственные лыжи и палки под маркой STC отличаются от них в основном внешним видом и меньшей ценой.
Теперь подробнее об отличии профессиональных гоночных лыж и массовых, предназначенных для любителей. Дороговизна технологий и материалов, применяемых в гоночных лыжах, продиктована стремлением производителей обеспечить наивысшие технические параметры, позволяющие добиваться побед на соревнованиях. Часто эти параметры трудносовместимы, как, например, вес лыжи и их жесткость. Это вынуждает использовать материалы с улучшенными характеристиками, но стоящие значительно дороже - углепластик, сотовую начинку, дорогой акриловый пенопласт. Для скользящей поверхности применяется высокомолекулярный полиэтилен с различными добавками, получаемый из порошка в процессе спекания под давлением и при высокой температуре. Такой пористый пластик тверже, и способен впитывать гораздо больше парафина, что позволяет смазке держаться на протяжении длинных дистанций. Кроме того, разные погодные условия и подготовка трассы предъявляют к лыжам различные требования. Поэтому в мире гоночных лыж распространена специализация, позволяющая достигать наилучшего скольжения в определенных условиях, но заставляющая при этом иметь несколько пар лыж. Выпускаются модели специально предназначенные для мокрого и сухого снега, или для жесткой и мягкой трассы, или даже, как у фирмы Madshus, 4 варианта: мягкие для сухого и мокрого снега и жесткие для сухого и мокрого (умножайте еще на 2, поскольку лыжи выпускаются для конька и для классики). Кроме того конструкторы соревнуются в таких параметрах лыж, как жесткость на скручивание, стабильность на курсе, гашение вибраций и управляемость лыжи при быстром скольжении на спусках и других. Здесь уместна аналогия с миром автомобилей. Есть много хороших автомобилей, позволяющих быстро и комфортно ездить по различным дорогам в разную погоду. Но как только речь идет о соревнованиях, где цена победы очень высока, например, в Формуле-1, там сразу возникает потребность в исключительных конструкторских решениях и специализации. Это дорогостоящие материалы, резина для конкретных покрытий и погодных условий, точная настройка подвески под каждую трассу и резину, и масса других технических нюансов. Соответственно, гоночные машины и лыжи лучше всего проявляют свои исключительные качества на специально подготовленных трассах. Как сложно представить себе гонки на макларене по подмосковным дорогам, так и от гоночной лыжи не стоит ждать супер скорости на разбитой рыхлой лыжне, протоптанной в ближайшем лесу. Здесь уместнее модели попроще.
Любительские (массовые) лыжи универсальны, и подходят для большинства погодных условий. В них используются более дешевые материалы. Поэтому они немного тяжелее. Например, если вес пары гоночных лыж составляет около 1 кг, то любительские весят в среднем 1.4 - 1.5 кг. Недорогой экструдированный пластик скользящей поверхности впитывает меньше парафина, и, соответственно, смазка не так долго держится на лыже. Но это не имеет особого значения, если ваша обычная "норма" не превышает 10-15 км. Как написано в статье Ивана Кузьмина "Родителям подрастающих лыжников" в ЛС №8, принято считать, что весовой прогиб лыжи определяет 60% скользящих свойств лыж, 20% определяются материалом, состоянием и структурой скользящей поверхности лыж и последние 20% определяются смазкой лыж. Поэтому, удачно подобрав лыжи под свой вес, вы получите прекрасные ходовые качества, даже если их скользящая поверхность сделана не из самого дорогого пластика.
Еще один аргумент в пользу недорогих лыж - если вы будете в основном гулять по лесу с семьей, то такие лыжи будут служить вам верой и правдой много лет. А если вы захотите совершенствоваться как лыжник, и купите себе гоночные модели, то эти простенькие лыжи останутся вам на первый и последний снег, по которому драть дорогие лыжи жалко.
Есть лыжи с насечкой под колодкой. Они вроде неплохо держат на мягком снегу. И привлекательны тем, что, как часто полагают покупатели, их не нужно мазать. (На самом деле их все равно нужно смазывать - так рекомендуют производители). Но я бы такие не советовал, если только уж совсем не хочется со смазкой возиться. Почему? Во-первых, по ходовым качествам обычные безусловно лучше. А во-вторых, лыжи без насечки универсальнее. Насечка будет хорошо работать на средне-мягкой лыжне, но не на укатанной жесткой (или ледяной) и не на рыхлой. А обычные лыжи можно легко приспособить к изменившимся условиям путем смены держащей мази и изменением длины смазанной колодки. Кроме того, со временем насечка будет снашиваться, и держащие свойства будут ухудшаться. Но в общем брать или не брать лыжи с насечкой - это дело вкуса.
В верхней части рисунка показано распределение давления на снег при нарастающей нагрузке примерно при половинном весе лыжника, когда лыжник едет на двух лыжах. В нижней части распределение давления при толчке одной ногой, когда колодка с держащей мазью вдавливается в снег. Для коньковых лыж картина будет другая, поскольку у них при толчке не должно быть максимума давления под колодкой (ATOMIC ATC Racing Skate):
То есть коньковые лыжи должны быть жестче классических для того же самого лыжника.
Хорошая лыжа должна сгибаться равномерно, пропорционально приложенным усилиям. Иначе в отдельных зонах лыжи может появляться избыточное давление на снег, что приведет к торможению лыжи и быстрому сходу смазки в этих зонах. Вот рисунки из статьи В.Смольянова (Журнал ЛС №…).
Проверить эпюру лыжи можно только на довольно сложном оборудовании. Поэтому в магазине вам придется использовать другие приемы, косвенно определяющие качество весового прогиба лыж.
Итак, вы пришли в магазин... Предположим, что вы уже определились со стилем катания, ценовым диапазоном и, возможно, моделями лыж.
Порядок действий может быть таким:
1. Присмотрите несколько пар лыж подходящей вам длины. Для классических лыж длина должна составлять рост лыжника + 25-30 см, для коньковых рост лыжника + 10-15 см.
2. Проверьте геометрию лыж. (Если они кривые, то дальнейшие процедуры не имеют смысла, отложите их в сторону). При этом не полагайтесь всецело на репутацию известной марки. "Доверяй, но проверяй". Посмотрите вдоль лыжи со стороны скользящей поверхности. Лыжа не должна быть изогнутой в продольном направлении (желобок должен быть прямым), не должно быть "винта" - линии поперек носка и пятки скользящей поверхности должны быть параллельны.Поверните лыжу боком, глядите вдоль - скользящая поверхность должна иметь равномерный плавный изгиб без бугров, впадин или резких перегибов.
3. Подберите лыжи по жесткости.
Для классики самое правильное определение жесткости такое: найдите приблизительно центры тяжести для каждой лыжи (держите лыжу двумя пальцами за боковины). Положите их параллельно друг другу на РОВНЫЙ пол скользящей поверхностью (если позволят это сделать в магазине, на всякий случай возьмите подстелить газеты). Если лыжи с прямой геометрией, то есть ширина лыжи однаковая по всей длине (не side cut), и боковина плоская (лыжи сделаны не по технологии CAP (кап)), то проверить пол просто - положите лыжу на бок, она должна плотно прилегать к полу. Затем встаньте на лыжи двумя ногами так чтобы центры тяжести приходились на начало носков ботинок. А дальше цитирую "Краткий курс дисциплины Лыжный Спорт" РГАФК: "Подходящими лыжами с учетом веса спортсмена считаются те лыжи, скользящие поверхности которых под грузовой частью (расстояние 3-5см ниже пятки ботинка и 10-15 см выше крепления (значит около 20 см от носка ботинка)) не касаются пола, когда спортсмен стоит на них обеими ногами. В том случае, когда лыжник переносит вес тела на одну из лыж, вся скользящая поверхность лыжи должна прилегать к полу." На практике это проверяется просто - один человек стоит на лыжах, а второй ведет под колодкой тонким листом бумаги. Когда вы стоите на обеих лыжах, то места, где бумажка перестает двигаться определяют границы колодки. Если перенести вес на одну лыжу, то бумажка под ботинком не должна двигаться, лыжа прижмет её к полу. Затем перенесите вес на вторую лыжу, она тоже должна прижать листок к полу. Проверку с листом бумаги можно сделать и одному человеку, только следите, чтобы вес был равномерно распределен на обе лыжи, когда определяете длину колодки.
Если применить такой метод не позволяют условия, то приблизительно определить жесткость можно так: аккуратно сложить лыжи скользящей поверхностью друг к другу и сжать их одной рукой на 3 см ниже центра тяжести. Между лыжами должен остаться зазор около 1-1,5 мм (сила кисти примерно соответствует весу человека, но сжимать лыжи одной рукой не очень удобно). Только учтите, что сила кисти не обязательно соответствует вашему весу (например, если вы регулярно упражняете кисть с помощью эспандера).
В больших магазинах иногда бывают специальные стенды для проверки лыж. В таком случае можно попросить использовать такой стенд, сказав свой вес.
Известный лыжник, чемпион мира Александр Завьялов описывает еще один "народный" способ определения жесткости. Среднестатистический человек (не гимнаст и не штангист) должен двумя руками задавить лыжи до полного касания скользящего пластика под колодкой. Если не задавливает, значит, лыжи однозначно жестки для него.
Для коньковых лыж зазор при сжатии одной рукой должен быть больше - 1,5 - 2 мм. А если определять на полу с листком бумаги, то под самым ботинком бумажка должна немного двигаться или легко выдергиваться, если вы перенесли вес на одну лыжу.
Учтите, что начинающим и детям можно брать относительно мягкие лыжи, поскольку не обладая хорошей техникой, они не смогут полноценно толкнуться на жестких лыжах. (Имеется ввиду мягкие в разумных пределах, то есть немного мягче, чем диктуют описанные методики, а не такие, которые можно сжать двумя пальцами.)
Затем проверьте равномерность сжатия лыж. Тем самым вы косвенно проверите качество весового прогиба, который в основном определяет ходовые качества лыжи. Сжимая лыжу двумя руками на 3-5 см ниже центра тяжести, смотрите на равномерность сжатия - зазор сверху и снизу должен уменьшаться пропорционально усилию и равномерно. Обычно носки лыж немного мягче пяток, поэтому вначале зазор между носками лыж уменьшается быстрее, чем между пятками, это нормально. В итоге последним должен исчезнуть зазор под колодкой, приблизительно в месте сжатия. При этом лыжи должны плотно прилегать друг к другу на всем протяжении, зазора между ними быть не должно. Носки лыж по мере сжатия не должны расходиться. Кроме того каждая из лыж должна сгибаться одинаково. (Бывает, что лыжи не подобраны по жесткости и при полном сжатии одна слегка прогнута, а другая выгнута.) После сгибания у вас должно остаться ощущение, что носовая и хвостовая часть лыжи соответствуют определению "эластичные".
Вот полезная выдержка из статьи И.Кузьмина "Родителям подрастающих лыжников" в ЛС №8:
Типичные случаи не очень хороших лыж:
(Вообще при подборе лыж предпочтительнее сначала использовать сжатие руками - так вы сможете быстро отобрать несколько подходящих пар, заодно проверив равномерность сжатия. А затем, если есть возможность, окончательно отберите вашу пару с помощью листочка бумаги, или проверив их более придирчиво.)
4. Проверьте совпадение центров тяжести. Определите центр тяжести каждой лыжи из пары. Затем сложите лыжи вместе, пятки лыж на одной линии. Центры тяжести в идеале должны совпадать, но расхождение порядка 1-1.5 см не смертельно. (Когда вы будете ставить крепления, придется определить центр тяжести поточнее, например, положив лыжу на тыльную сторону ножа или торец тонкой линейки.)
5. Проверьте скользящую поверхность. Она не должна быть вогнутой или выгнутой в поперечнике, а обязана быть плоской, за исключением желобка.
В противном случае подготовка лыж будет очень затруднена - утюг и скребок не будут прилегать ко всей поверхности лыжи. (Небольшие отклонения можно исправить. Для этого лыжу нужно будет отциклевать, что требует опыта и лыжного станка.) Для проверки приложите плоский предмет в начале, в середине и в конце лыжи, он должен плотно прилегать к скользящей поверхности.
Не должно быть явных и крупных повреждений пластика - ям, бугров, отслоения и т.п. . Мелкие огрехи - небольшие царапины, заусенцы не так важны как весовой прогиб (эпюра или жесткость). На это можно закрыть глаза (и можно исправить). К тому же лыжи не должны быть совершенно гладкими. Гладкая лыжа скользит хуже. Поэтому почти все лыжи имеют "структуру" на скользящей поверхности - специально нанесенную на фабрике шероховатость. Заусенцы по краям новых лыж снимаются мелкой шкуркой легкими движениями от носка к пятке лыжи. А царапины появятся в любом случае после первых же месяцев катания.
6. После того, как пара лыж успешно прошла эти проверки, можно, наконец, посмотреть и на их отделку.Если вы, все-таки, не смогли найти подходящую пару в данном магазине или среди данных моделей и марок, то примите к сведению следующее:
Фабрика STC использует для производства лыж легкое дерево типа тополя или осины, и силовую нагрузку несут в основном пластины ламината и стекловолокно. Поэтому лыжи в основном получаются мягкие. Когда я подбирал себе под вес 60 кг недорогие тренировочные классические лыжи производства STC (под маркой Madshus), я перепробовал более 15 пар, и остановился на одной, которая была длиннее чем надо на 5 см, у которой был небольшой пузырь пластика на носке лыжи, и несколько косметических дефектов. Зато жесткость у них была что надо. В итоге пузырь я снял шкуркой, и лыжи получились очень удачные. STC выпускает также дешевые лыжи под марками Peltonen и Karhu. Кроме того за звучными названиями типа Viking, Sable, Magnum тоже прячутся лыжи STC.
Лыжи Карелия (Sorsu) и Тиса обычно пожестче, дерево в них используется попрочнее, но зато эти лыжи тяжелее, чем продукция STC в том же ценовом диапазоне. Среди этих марок вы скорее подберете лыжи, если у вас вес выше среднего. Тиса выпуска 2001 года сделана очень культурно, но и стоит дорого.
Если же средства позволяют, то можно смело брать продукцию известных брендов - Фишер, Атомик, Мадчус, Россиньол и т.п. Среди лыж стоимостью 80-100 долларов меньше разброс параметров и проще выбор. Но все основные этапы выбора необходимо повторять и с такими лыжами.
Пластиковые (композитные) палки иногда ломаются. Это может произойти при падении на палку или при опоре на палку всем весом при потере равновесия, правда не всегда. Приходилось ломать дешевые стекловолоконные палки даже сильным толчком - не попал усилием точно в ось палки - и готово.
Если ваш вес велик, то берите более прочные палки с большим процентом углеволокна. Или алюминиевые. Они имеют мало общего с теми алюминиевыми гнущимися палками с большими кольцами, которые выпускались лет эдак 10-20 назад. Современные алюминиевые палки с виду такие же как композитные палки.
Неплохо себя зарекомендовали отечественные палки производства STC (они же выпускаются как недорогие Madshus, Karhu - наклейки разные, см. http://stc-ski.ru/content/view/29/45/lang,ru/) и УЭХК (Уральский Электро Химический Комбинат). Для любителя также неплохой выбор - балаковские палки, они подешевле, но качество у них хорошее (выпускаются под маркой "Волжанка"). Приличные отечественные палки стоят от 300-400р.
|
Лыжи для конькового хода смазываются по всей длине смазками скольжения.
Выбор и покупка смазок и инструментов для смазки зависит от того, как вы собираетесь кататься. Если основная цель - походы по выходным дням, то арсенал средств и, самое главное, затраты времени на подготовку лыж сильно уменьшаются. Если собираетесь гоняться, то тут придется вкладывать деньги и драгоценное время.
Если вы читали материалы Swix или других фирм, посвященные подготовке лыж, то можете оценить сколько времени потребует минимальная профессиональная подготовка одной пары: очистка мягким парафином (нанесение, снятие пластиковым скребком, вычистка щеткой), затем наложение 1-2 слоев погодного парафина (нанесение, остывание лыжи до комнатной температуры не менее 10 минут), снятие пластиковым скребком, вычистка щеткой, полировка). То есть полчаса минимум вы будете возиться с одной парой. Плюс дополнительные "удовольствия" - запах (впрочем несильный), соскребаемый парафин на полу. Если на полу у вас лежат ковры - конец коврам. Мы один раз с приятелем готовили лыжи у него дома, свернули палас, потом, разумеется, все убрали, но какие-то остатки парафина, видимо, остались на полу, и палас начал дико скользить… Вспоминаются добрые слова его жены… Короче, нужно место где развернуться и никому не мешать в течение минимум 30-40 минут, иначе остатки парафина ногами разнесут по всей квартире, особенно зимой, когда из-за сухости и статического электричества эти остатки норовят ко всему прилипнуть. Бывает, что пока возишься с подготовкой, у домашних пропадает все желание кататься. Это только для "повернутых" лыжников-фанатиков. К счастью есть альтернативные варианты, дешевые и неплохие по результатам, про них будет написано в следующих разделах.
Для того, чтобы иметь представление о процессе профессиональной подготовки лыж, прочитайте статью А.Грушина "Как подготовить лыжи?" из журнала "Лыжные гонки" №5. Или возьмите в магазине Фишер брошюру SWIX Nordic ski preparation.
Если климат в местности где вы живете влажный, то вам лучше купить фторированные парафины. Например, для Москвы, где влажность воздуха зимой чаще всего выше 50%. Если влажность, как правило, ниже 50%, то вас вполне устроят парафины без фтора.
Из недорогих отечественных можно упомянуть парафины Уктус, Луч, ВИСТИ, МВИС, ФЭСТА. Для Москвы можно взять комплект МВИС Марафон - вполне вас устроит. (Эти смазки откатываются как раз в Московском регионе, и неплохо там едут). Стоит недорого (чуть ли не 50-60 рублей), а катит хорошо в большинстве случаев. Это комплект легкофтористых парафинов (с небольшим содержанием фтора) на три температурных диапазона. Еще стоит взять таблетки - ускоритель МВИС. Есть у них на солнечную погоду №238 на температуру -9+5, держится до 100 км. Не часто бывает солнечная погода, при которой он действительно хорош, но и в пасмурную он поедет, хотя и похуже. На мой взгляд, главное его достоинство для любителя - простота нанесения и долговечность смазки. Раз намазал холодным способом - можно месяц кататься. Стоит около 350 рублей, но расходуется очень экономно - хватит на многие годы.
Для влажного климата хороши фторированные гели, пасты, спреи или эмульсии. Наносятся на скользящую поверхность с помощью ватного тампона или распыляются, высыхают или прогреваются феном, затем полируются. Быстро и удобно. Недостатки: дороговато, быстро расходуется, держатся до 10-15 км.
Любителям можно мазаться проще. Чтобы не морочить голову, приведу максимально простое правило: для большинства минусовых погодных условий и недорогих держащих мазей (Уктус, МВИС, ВИСТИ, недорогие (без фтора) импортные SWIX,START, RODE и т.п.) нужно класть мазь, нижняя граница температурного диапазона которой на 3-4 градуса выше текущей температуры. Например, если сейчас -5, то кладите мазь -1+1 или -2-0. Поскольку состояние снега, а значит и держание, зависит не только от температуры, но и от влажности воздуха, ветра, старого или нового снега, и даже региона, то всегда берите с собой пластиковую растирку (так называемую "пробку") и мазь более теплую и более холодную, чем та, которую намазали дома. Если вы не попали в мазь, то если чрезмерно тормозит - положите сверху более холодную, плохо держит - более теплую. (Для улучшения держания также можно удлинить зону смазки колодки вперед к носку лыжи.) Перемазаться - пара минут, и будете с удовольствием кататься все оставшееся время. Поскольку снег везде разный, то для конкретного региона это правило может быть скорректировано в части значения сдвига температуры мази относительно температуры воздуха. Не бойтесь экспериментировать, и вы быстро обнаружите оптимальный вариант.
Для любителя хватит 3-4 баночек мази, перекрывающих температурный диапазон от +3 до -15 градусов. Если вы мажетесь дома, то перед наложением новой держащей мази желательно снять остатки старой мази пластиковым скребком. Накладывать мазь лучше в 2-3 тонких слоя, растирая каждый пробкой.
Жидкие мази чаще называют клистерами. Наносится клистер тонкой полоской по обе стороны желобка и разравнивается пластиковым скребком (на холоде это трудно сделать, лучше дома).
Клистер может понадобиться для плюсовых температур. Но он сильно пачкается. Перед тем как положить лыжи в чехол, когда идёте кататься, заверните их в полиэтилен, чтобы не испортить чехол. Кроме того после катания клистер оттаивает и если лыжи стоят вертикально, то он начинает медленно стекать по ним вниз. Так что после катания клистер лучше сразу снимать с помощью смывки (бензина, или даже скребка и сухой тряпки).
При минусовой температуре твердые мази обычно работают хорошо. Но при определенных погодных условиях вы можете столкнуться с некоторыми проблемами:
Новые лыжи, вне зависимости от того, будете вы потом использовать горячее наложение парафинов или нет, все таки лучше в первый раз обработать с использованием утюга. На крайний случай можно обойтись и бытовым утюгом (только хороший не губите, возьмите старый кондовый, без дырок в подошве). В этом случае будьте осторожны - имейте под рукой большую влажную тряпку. Если вдруг парафин задымился - можно быстро снизить температуру подошвы утюга, приложив к ней тряпку, и избежать пережога пластика. Первичная обработка выполняется мягким плюсовым парафином без фтора, температура плавления у которого 65-75 градусов, что также снижает риск пережога. Выставьте терморегулятор утюга на минимум при котором парафин нормально плавится, и начинайте прогревать лыжу, плавно и без нажима передвигая утюг от носка к пятке лыжи. Внимательно следите за тем, чтобы он не перегревался, и чтобы между утюгом и лыжей все время был слой парафина. Бытовой утюг лучше вести боком, широкой частью подошвы. Такой вариант подойдет, если вы не планируете постоянно наносить парафины утюгом.
Неплохо взять лыжные связки на липучках. Меньше риска, что скользящая поверхность лыжи при перевозке будут повреждена палками или креплениями другой пары. Если идти до лыжни недалеко, то в таком случае можно нести лыжи без чехла. О лыжи, скрепленные связками, сложнее испачкаться. Связывают лыжи таким образом, чтобы мягкая прокладка связки оказалась между скользящими поверхностями лыж, они не должны соприкасаться.
Тряпки. Для обработки лыж вам понадобятся старые хлопчатобумажные тряпки. Ими вытирается насухо подошва утюга после нанесения парафинов, очищаются скребки и другие инструменты, снимается держащая мазь с использованием смывки, смахиваются остатки парафина после прохождения скребком и щетками, и так далее. Даже отполировать лыжу после нанесения парафинов, на худой конец, можно тряпкой без сильного нажатия.
Можно попробовать такой способ (экспериментрировал): возьмите металлический ковшик с крышкой, скажем, литровый. Это должен быть не эмалированный, а чисто металлический ковшик с гладким ровным днищем, лучше алюминиевый - у него высокая теплопроводность. Скипятите воду, налейте 2/3 ковшика, больше не надо, чтобы случайно не ошпариться. Закройте ковшик крышкой, чтобы не обжечься паром. Такая комбинация заменит утюг при использовании мягких парафинов при первичной обработке лыж или при смазке на тепло и легкий минус. Как правило, у таких парафинов температура плавления существенно ниже 100 градусов Цельсия. Парафин должен быть предварительно натерт толстым слоем на скользящую поверхность, а лыжа должна лежать горизонтально, вверх скользящей поверхностью, например, на двух табуретах.
Кипятка и хорошо проводящего тепло ковшика хватает чтобы растопить легкоплавкий парафин. Конечно, морозный парафин так не положишь, зато будет 100% гарантия от пережога базы. По мере остывания сменяйте воду. Сделайте несколько медленных проходов с носка к концу лыжи. Но учтите, у этого способа есть существенный недостаток - можно случайно перевернуть ковшик и ошпариться. Поэтому для постоянного использования лучше все-таки приобрести лыжный утюг.
Еще один способ. Парафин можно нанести с помощью интенсивного растирания. Прежде всего очистите лыжу. Если на лыже лежит явный слой старого парафина, то легко пройдите пластиковым скребком и/или нейлоновой щеткой. Чистую лыжу натрите очень тонким сплошным слоем бруском парафина (это удобно контролировать смотря на отблеск лыжи от окна). Даже не обязательно совершенно сплошным слоем. Затем берете пробковую растирку и интенсивно растираете в обе стороны 1-2 минуты. Выделяемого тепла хватает для частичного вплавления парафина в базу. Затем пройдите слегка щеткой движениями от носка к пятке лыжи. Затраты времени минимальны. Грязи практически нет, станка не требуется. На обычном снегу будет держаться не менее 10 км.
Есть такая штука - терморастирка от фирмы ТОКО - это кусок плотного войлока с мелкой структурой, наклеенного на губчатую резину. Такая комбинация якобы выделяет достаточно тепла для нанесения ускорителей холодным способом. Имитируется стелькой из плотного синтетического войлока, обернутой вокруг небольшой плоской деревяшки. Тоже можно использовать как альтернативу пробковой растирке при нанесении парафинов холодным способом.
Минимальный.
Вот что входит в состав необходимого минимального комплекта:
3 - 4 баночки (брикета) держащей мази , перекрывающих температурный диапазон от 0 до -15 градусов (скорректируйте в зависимости от региона), и одна пробковая или синтетическая растирка.
Только, пожалуйста, имейте в виду, что с такой смазкой (твердые мази) вам не стоит выходить на лыжню при плюсовой температуре, потому что при плюсе вам понадобятся жидкие держащие мази (клистеры).
Достаточный.
Продвинутый.
Этот комплект может понадобиться уже достаточно продвинутому и подготовленному лыжнику, так что во многом нижеследующая информация ему может быть уже известна из предыдущих публикаций в "Л.С.", от тренера или из каких-то иных источников. Тем не менее, мы приводим и этот список. Ко всему вышеперечисленному вы можете прибавить комплект держащих мазей с содержанием фтора (твёрдых и жидких), а также парафинов с содержанием фтора (такая смазка особенно эффективна в условиях повышенной влажности). Вы можете также купить парафины-антистатики (нужны для удаления со скользящей поверхности лыж статического напряжения), ускорители (порошкообразные и в виде таблеток чистые фторуглероды), накатки (для нанесения на скользящую поверхность соответствующей погоде структуры), спреи и эмульсии. Кроме того, имейте в виду, что продвинутые лыжники стараются иметь в своём арсенале смазки разных фирм, поскольку в разную погоду хорошо работают мази зачастую совершенно различных производителей. В общем, этот комплект - уже для продвинутого лыжника, и его стоимость многократно возрастает по сравнению со стоимостью первых двух комплектов, вместе взятых.
Как выбрать лыжные ботинки? Второй важный вопрос, после выбора лыж, который задают себе и начинающие лыжники, и любители со стажем. От правильного выбора зависит не только результат, но и комфорт на тренировках. Мы всегда говорим любителям, что лучше сэкономить на лыжах в пользу ботинок, чем наоборот. Именно с ботинками вы соприкасаетесь и чувствуете их всю тренировку.
Тренировки не всегда проходят с удовольствием, порой, приходится терпеть и физически и морально – это известно каждому, знакомому со спортом. Поэтому нужно сделать так, чтобы не пришлось бороться еще и со своей экипировкой. Как это сделать, расскажем в нашей статье.
Что нужно учитывать при выборе ботинок для лыж?
Именно в таком порядке нужно выбирать лыжные ботинки. Сначала нужно определиться со стилем катания: конек или классика.
Основное внимание уделите комфорту. В ботинках должно быть удобно! Неважно дорогие они или дешевые и какой спортсмен их использует на чемпионате мира. На скорость передвижения больше влияет и их подготовка, чем обувь. А вот дискомфорт действительно может испортить гонку. Так что, если вам неудобно, то это не ваши ботинки. Маленькое исключение могут составлять модели с термоформуемым материалом внутри, например верхние модели Salomon или Rossignol. При легком дискомфорте, эти ботинки можно нагреть бытовым феном изнутри и ходить в них по дому минут 20-30. После такой процедуры материал примет изгибы стопы и не будет давить.
Только после этого обращайте внимание на тип креплений и ставьте их на лыжи. Крепления известных производителей одинаково качественные и не стоит ради креплений выбирать себе неудобные ботинки. Если на ваших лыжах уже установлены крепления, то попробуйте найти удобные модели под них, если не получится, меняйте крепления.
Ботинки для конькового хода имеют 2 ключевых отличия:
Вся конструкция коньковых ботинок направлена на фиксацию и снятие лишних нагрузок с голеностопа. Это необходимо для лучшего контроля лыжи и более четких движений, которые требует техника конькового хода.
Ботинки для классики низкие и больше похожи на кроссовки. Так как такой способ передвижения на лыжах более естественный для человека, голеностопу и стопе нужно дать больше свободы. Классические модели имеют следующие отличительные черты:
Если бюджет на лыжный инвентарь жестко ограничен, то можно остановить выбор на комбинированных ботинках. Комби модели позволяют кататься и классикой и коньком в одной паре ботинок. Особенности конструкции комбинированных ботинок:
Обратите внимание, что большинство дешевых лыжных ботинок с надписью combi, таковыми не являются. На обычный классический ботинок ставится имитация поддержки голеностопа, которая не выполняет свою функцию. Такие ботинки не подойдут для конькового хода, а лишь добавят стабильности при прогулках классикой. Их рекомендуем выбирать любителям лыж, которые хотят просто гулять на лыжах по неподготовленным трассам. Примеры комбинированных ботинок мы привели на фото ниже.
Эта модель является полноценной комбинированной. Для конькового хода имеется жесткая поддержка голеностопа.
Большинство современных лыжных ботинок используются без шерстяных носков. Даже самые дешевые модели имеют утеплители и приятную внутреннюю отделку. Для примерки в магазин лучше взять свои , в которых привыкли бегать или ходить в холодную погоду. Если таковых еще нет, то приобретите хорошие и подбирайте обувь с ними.
Коньковые ботинки должны сидеть плотно, поэтому лучше подбирать точно по размеру. Не стоит оставлять запас под шерстяной носок. Не забывайте, что утеплитель ботинках еще прижмется и они станут немного шире, тогда нога может начать гулять по ботинку. В коньковом ходе это недопустимо.
В классическом ходе нога в ботинке двигается постоянно, поэтому нужно дать ей немного свободы. Крайне неприятно, когда при каждом отталкивании пальцы ног будут упираться. Классические ботинки лучше подбирать с небольшим запасом. Проверить это просто: согните стопу так, будто вы толкаетесь, при этом вы должны едва касаться конца ботинка. Если палец упирается, то берите следующий размер.
Обратите внимание, что в лыжных ботинках не работает соотношение, чем дороже, тем теплее. Как правило, гоночные модели имеют меньше утеплителя и более тонкий материал верха. В погоне за легкостью экипировки производители жертвуют утепляющим материалом. –яркий пример очень легких и достаточно холодных для русской зимы.
Решить проблему тепла можно 4 способами:
По личному опыту, можем сказать, что Salomon и Atomic производят самые теплые лыжные ботинки. Даже в самых топовых моделях, например серии S-lab, достаточно утеплителя, чтобы бегать в морозы. Если на такие ботинки еще надеть специальные чехлы, то не страшны никакие морозы.
Следом за Salomon идут ботинки Rossignol (x-ium). Самые холодные по нашему мнению – гоночные ботинки Alpina (серии Elite) и Fischer (серии carbon). Но все эти модели имеют разные колодки и подойдут не каждому, поэтому отталкивайтесь от удобства.
На этом все. Получайте удовольствие от лыж и берегите свое здоровье!
Возникшие вопросы задавайте в комментариях, обязательно всем ответим.
Лыжные ботинки представляют собой достаточно сложное спортивное снаряжение, при изготовлении которого производитель учитывает такие важные факторы, как:
В магазинах сегодня вы можете найти множество видов и модификаций лыжных ботинок. Мы поможем вам во всем разобраться, чтобы вы могли сделать верный выбор.
Лыжные ботинки можно разделить на несколько категорий по их назначению, в зависимости от способа их использования и стиля езды:
Прогулочный и походный вариант.
Такие боты подходят людям, которые ходят на лыжах по парку или лесу, а также на них могут начинать тренироваться начинающие спортсмены. К обуви этого класса предъявляют не самые высокие требования, поэтому вы можете найти как дорогие, так и варианты подешевле. Цена зависит от используемых материалов. Дорогие модели обычно имеют микроволоконный утеплитель - Thinsulate, а изделия подешевле утеплены искусственным мехом.
Лыжные ботинки для классического хода.
Ботинки отличаются небольшой высотой, благодаря чему они не сковывают подвижность голеностопного сустава лыжника. Боты этого вида зачастую имеют мягкую подошву.
Лыжные ботинкидля конькового хода.
Достаточно высокие боты с манжетой, надежно фиксирующие голеностоп ноги. Имеют жесткую подошву и используются в основном профессиональными спортсменами.
Комбинированный вариант.
Высокие ботинки имеют съемную манжету и подходят для классической езды (если снять манжету) и для коньковой. Подошва отличается средней жесткостью. Комбинированные лыжные ботинки используют чаще всего новички и любители.
По уровню катания на лыжах ботинки делятся на профессиональные и любительские. Первые создаются по современным технологиям из инновационных материалов. Ботинки легко переносят самые высокие нагрузки, поэтому производитель уделяет особое внимание качеству и надежности. Профессиональная лыжная обувь не имеет кожаных элементов, так как они создаются из более качественных и практичных синтетических материалов.
Любительские лыжные ботинки подходят для обычных прогулок начинающим спортсменам и туристам. Обувь производится не по новейшим технологиям, но имеет достаточно высокую степень комфорта и стильный внешний вид. Ботинки любительского класса подходят новичкам и бывшим спортсменам.
При выборе ботинок для беговых лыж необходимо также учитывать типы лыжных креплений, которые также подбираются в зависимости от уровня мастерства лыжника. Подробнее о том, вы модете прочесть на нашем сайте.
При выборе варианта крепления ботинок к лыжам вам придется выбирать между несколькими основными типами:
От вида крепления зависит точность передачи усилий и то, как будет задаваться направление скольжения. Ненадежные крепления могут испортить впечатления от катания, даже если остальное оборудование у вас качественное и дорогое.
По данным критериям лыжные ботинки можно разделить на:
Почти все ботинки для беговых лыж затягиваются шнурками. Это удобно, так как для удобства надевания ботинок вы можете расслабить их, насколько потребуется. Правильно затянутый ботинок хорошо фиксирует ногу, не передавливая ее. Некоторые боты, помимо шнуровки, имеют липучку в верхней части, которая предотвращает попадание снега внутрь и обеспечивает дополнительную фиксацию ноги.
Покупать ботинки для лыж необходимо только после примерки в носках. Лучше надевайте термоноски с полипропиленом, так как они лучше сохраняют тепло и отводят влагу от кожи. Шерстяные носки - не лучший вариант, так как они впитывают весь пот и быстро становятся мокрыми.
Лыжный ботинок не должен вам жать, но и не должен быть слишком свободным. При примерке пройдитесь в ботах, постойте, попробуйте оторвать пятку от пола (все движения должны быть удобными).
При покупке ботинок для конькового лыжного хода, они должны иметь высокую манжету, фиксирующую ногу, но не передавливающую ее и не препятствующую движению голеностопа. Боты для коньковой езды наиболее жесткие, для классической - мягкие, а в качестве универсального варианта подойдет средняя жесткость.
Опубликовано: 5 февраля 2016 года.При выборе ботинок для беговых лыж необходимо определиться как часто и каким стилем предполагается бегать. Если планируется выходить на лыжню всего лишь несколько раз за сезон, то стоит ли тратить серьёзные суммы на экипировку? И наоборот, если предполагается довольно часто кататься на лыжах или вовсе заниматься спортом, то к выбору ботинок нужно подойти посерьёзнее.
В том и другом случае можно подобрать достойные и качественные ботинки и крепления. Вообще, цена при выборе ботинок и креплений играет далеко не главную роль. Самое важное, чтобы в выбранной спортивной обуви было удобно бегать. А вот о креплениях стоит задумываться только после того, как уже выбрали ботинки. Это потому, что они изготавливаются под конкретный тип креплений.
Многие фирмы выпускают модели ботинок, специально рассчитанные на мужчин и на женщин, а также детские модели. Это разнообразие продиктовано различием в анатомическом строении. У мужчин стопы гораздо шире, чем у женщин. Кроме того, женские и детские ботинки делают более нарядными.
Раз уж выбор лыжных ботинок и креплений к ним взаимосвязаны, то стоит немного узнать и о лыжных креплениях.
Для валенок крепления для лыж бывают мягкими, сделанными из кожаных ремешков. Для другой обуви, крепления могут быть полужёсткими и жёсткими. Такими были крепления очень давно. И сегодня они уже не применяются для бега на лыжах. В валенках сегодня никто не катается на лыжах.
Сегодня все катаются в лыжных ботинках. Но ботинки тоже бывают различными. Они ведь изготавливаются под определённые крепления. А какие их виды используют сегодня?
Сегодня используются четыре типа лыжных креплений:
Рассмотрим поподробнее каждый тип крепления.
NN 75 или Nordic Norm 75, где цифры обозначают ширину крепления. Это уже малоиспользуемый тип креплений. Он представляет из себя металлический корпус в виде подковки с тремя стержнями — выступами. Для него используется ботинок с выступающей немного вперёд подошвой. На стержни крепления он устанавливается, выступающей частью подошвы, в которой есть соответственно три отверстия.
Затем передняя, выступающая часть подошвы зажимается металлической скобой и защёлкивается специальной защёлкой. Ботинок с таким креплением держится на лыже недостаточно плотно и может немного болтаться. Для конькового хода он вообще не приспособлен. Но ведь ещё каких-то двадцать лет назад именно на таких креплениях и ботинках и катались все.
Но прогресс не стоит на месте. И норвежская компания Rottefella усовершенствовала своё творение, и не мудрствуя лукаво назвала его NNN, добавив в старое название ещё одну букву.
NNN или New Nordic Norm. Крепление выполнено в виде пластины, которая крепится на лыжу. Она имеет две продольные направляющие, которые фиксируют ботинок от поперечного перемещения. На подошве ботинка предусмотрены две продольные выемки под направляющие крепления. В передней части подошвы ботинка вмонтирован поперечный стержень, которым он защёлкивается на креплении.
Таким образом ботинок фиксируется в продольном направлении. А чтобы он не болтался на этом стержне, его передняя часть упирается в специальную резинку — упор. Подбирая жёсткость этой резинки можно управлять жёсткостью всего крепления. Креплениями компании Rottefella пользуются такие известные компании как Rossignol, Fischer, Alpina, karhu.
NlS или Nordic lntegrated System появилась в 2005 году всё в той же компании Rottefella. Крепление ставится на лыжи без использования шурупов. Однако лыжи должны быть для этого специально подготовлены. На них должна быть установлена платформа NIS. В остальном крепления почти не отличаются от прежней версии.
Этот тип креплений используют такие гранды спортивной экипировки как Rossignol, Alpina и Madshus. Соответственно и цена у таких креплений выше.
SNS или Salomon Nordic System – крепления для беговых лыж разработанные, как видно из названия, французской компанией Salomon. Ботинок фиксируется на лыже с помощью одной продольной направляющей. Впереди ботинок зафиксирован упором из резины.
Компания выпускает 2 модели креплений: Pilot и Profil . Крепления первого типа специализированные и предназначены только для использования при коньковом ходе. Из-за этого они имеют две направляющие, а вместо резиновых упоров применены пружинные. А модель Profil является универсальной и традиционной для фирмы. Креплениями компании Salomon пользуются Adidas, Atomic, Spine, ну и сама фирма Salomon.
Сказать однозначно какие крепления для лыж лучше нельзя. Но попробуем всё же разобраться в этом вопросе.
Устаревшее крепление NN 75, хоть и используется всё реже и реже, но значительно дешевле других типов. И, несмотря на свои недостатки, всё ещё находит поклонников. Кроме того, его часто покупают детям. Цена его сравнительно небольшая, а растущему ребёнку ботинок придётся менять уже через год – два.
Крепление типа NIS используют в основном профессионалы и увлечённые спортсмены. Это связано прежде всего с его ценой. А преимущества не столь очевидны. Поэтому самые распространёнными креплениями являются NNN и SNS.
Крепления обеих типов похожи по форме друг на друга. Принципиальных различий тоже немного. Основное различие в том, что тип SNS использует одну продольную направляющую, а тип NNN имеет две продольных направляющих. Для лыжника они примерно равнозначны. И те, и другие используют и спортсмены профессионалы и любители.
Для того, чтобы ботинки удобно сидели на ноге, они должны быть правильно подобраны по размеру. Для этого их необходимо померить. Мерить их нужно, одев те носки, с которыми их предполагается носить.
Если у лыжника уже есть некоторый опыт, то и хорошо. Если нет, то при выборе носков лучше немного перестраховаться. Или хотите, чтобы ноги мёрзли? А если нет, то можно приобрести специально для такого случая термоноски. А ещё подойдут бабушкины шерстяные носки. В крайнем случае можно одеть несколько пар носков.
После того как ботинки одеты, их зашнуровывают. Если есть возможность, нужно немного походить туда – сюда. Если выбирается обувь для классики, то попробуйте встать на носки, как бы выполняя толчок ногой. Если подбирается обувь для конька, то поставьте ногу с наклоном, имитируя коньковый ход. Если всё хорошо и ноге удобно, то можно покупать.
От того, коньковым или классическим ходом предполагается кататься, тоже зависит выбор ботинок и креплений. Разные стили предъявляют и разные требования к ботинкам и креплениям. Так, например, для конькового хода, ботинки делают более высокими и жёсткими. Для классики покороче и помягче. Все основные фирмы, выпускающие спортивный инвентарь, предлагают ботинки и для конька, и для классики.
Для конькового хода ботинки выпускают более высокими. Это сделано для того, чтобы зафиксировать голеностопный сустав. Стиль бега коньковым ходом предполагает, что во время толчка нога ставится с наклоном, а лыжа на ребро. И чтобы не вывернуть сустав и снизить на него нагрузку, его фиксируют высоким ботинком.
Здесь используется более плотная подошва. Сам ботинок более плотно садится на ногу. Он изготавливается с учётом анатомического строения ноги. Для конькового хода можно использовать ботинки с креплениями обеих типов: SNS и NNN. Кроме того, существуют комбинированные ботинки. Это, что-то среднее между классикой и коньком. А для фиксации голеностопа в них используется съёмная манжета.
Лыжные ботинки для классического хода, будь то изделие от Фишер, Саломон, Альпина или другой фирмы немного короче, чем для конькового хода. Здесь нет необходимости фиксировать голеностопный сустав. Но, всё же, ботинки для классики изготавливаются передовыми фирмами с учётом очень многих требований, предъявляемых к коньковым ботинкам.
Ботинок для классики немного легче конькового. В них используется более мягкая подошва. Крепления используются и SNS, и NNN. Только если предпочтение будет отдано типу SNS, следует учесть небольшой нюанс. Ботинки с креплением Profil не подходит на крепление Pilot. А наоборот, вполне подойдёт. Но не забывайте, что Pilot предназначен только для конькового хода.
Современные ботинки для лыж от известных фирм изготавливаются из высококачественных синтетических материалов и из качественной натуральной кожи, пуха. Поэтому они очень лёгкие и тёплые. Соответственно стоят они существенно дороже изделий менее известных фирм.
Разброс цен очень большой. Это и понятно. Начинаются они от одной тысячи за ботинки попроще, до нескольких десятков тысяч за изделие для профессионалов. Хорошие же можно приобрести за две – четыре тысячи рублей. Хорошие крепления также начинаются от тысячи рублей и заканчиваются многими тысячами.
Если предстоит купить лыжные ботинки, важно знать, что это дело не из простых и предстоит учитывать много факторов. Первое, что нужно сделать – определиться со стилем езды, а затем уже переходить к анализу других параметров. Есть много производителей, заслуживающих внимания.
Обувь для лыж – покупка не на один год, поэтому лучше не экономить и купить качественное изделие, которое будет соответствовать основным критериям. Используйте следующие советы, как выбрать хорошие лыжные ботинки:
Еще один момент, который заслуживает внимания – сумка для лыжных ботинок. Эта вещь нужна для удобной транспортировки и сохранности обуви. Есть основные варианты:
Есть определенный ряд критерий, на которые следует обращать внимание осуществляя выбор:
Лучшая обувь для ходьбы и бега должна быть легкой, удобной, не промокающей, удерживающей тепло и дающей возможность хорошо контролировать лыжу. Такая обувь разделяется на несколько групп, так выделяют следующие виды лыжных ботинок:
На рынке представлено спортивное снаряжение разных производителей, которые имеют в своем арсенале широкий модельный ряд. Можно найти специальные мужские и женские лыжные ботинки, а также варианты для детей. Если планируете заниматься спортом профессионально или часто кататься, тогда не стоит экономить и лучше приобрести обувь известных производителей, которые контролирую и отвечают за качество продукции.
Бренд, принадлежащий российской компании, основан в 1999 году предлагает обувь разной ценовой категории. Производитель постоянно работает над усовершенствованием разработок и применяет разные технологии. Все модели лыжных ботинок в обязательном порядке проходят испытание в спортивных школах и на разных соревнованиях. Производитель использует такие технологии:
Крупный австрийский бренд, который производит много моделей беговых и горных лыж, а еще ботинок, креплений и разных аксессуаров. Модельный ряд обуви для катания широкий и есть варианты, как для взрослых, так и для детей. Можно найти обувь для классической езды, конькового и комбинированного хода. Лыжные ботинки Фишер включают такие современные детали и технологии:
Популярный норвежский бренд производит одежду и обувь для занятий спортом. Он предлагает ботинки, в которых сочетается привлекательный классический дизайн, доступная цена и современные технологии. Производители тщательно прорабатывают каждую деталь, используя качественные материалы. Лыжные ботинки Нордвей являются удобными, функциональными и надежными. Продуманная конструкция снижает нагрузку на ноги во время катания. В ботинках есть утеплитель, регулируемый манжет, анатомическая колодка, фиксатор голени и термоклапан.
Французский производитель, который представляет на рынке широкий ассортимент лыж, обуви, экипировки и одежды. Ботинки для лыж этого производителя разрабатываются с использованием разных современных технологий. Спортивная обувь этой категории имеет такие характеристики:
Один из самых крупных мировых производителей обуви для лыж является словенский бренд, который выпускает лыжные ботинки с 1973 года. Компания производит широкий модельный ряд для беговых лыж. Популярностью пользуются прогулочные лыжные ботинки Альпина, которые имеют уникальный утеплитель и защиту от снега и воды. Многие модели снабжены пластиковыми манжетами, которые придают дополнительную жесткость. Есть лыжные ботинки для туризма с фиксатор пятки для регулировки объема ботинок в пяточной области. В конструкции присутствует мягкий носок и анатомические стельки.
Скандинавская компания находится в Норвегии и является очень популярной среди любителей активного отдыха и экстрима.
Отечественный бренд, производство которого находится на Клинской фабрике обуви. Относительно молодой, поскольку появился только в 2003 году. Компания производит спортивную одежду, а основное направление – производство спортивной обуви. В модельном ряде представлены разные виды лыжных ботинок. Лучшие лыжные ботинки можно приобрести за доступную цену, но при этом они являются качественными, удобными и износостойкими.
Один из важных вопросов, который беспокоит начинающих спортсменов, касается цены снаряжения. Есть модели и в категории эконом, а обувь популярных марок стоит дороже, но качество, удобство и надежность стоят этих денег. Средняя цена ботинок от 50 до 200 у.е., но есть варианты и дороже. Ботинки для горных лыж, цены на которые высокие, в отличие от дешевых моделей являются более качественными, имеют выраженную морозо- и влагоустойчивость. Для них используются натуральные материалы.
rf-gk.ru - Портал для мам. Воспитание. Законы. Здоровье. Развитие. Семья. Беременность