Как восстановить ядро силы и прийти к гармонии во всех сферах жизни. Ядро человеческой личности

Ядро личности - то в человеке, что является источником собственных , внутренней активности и личности. То, что идет изнутри человека навстречу или против ожиданий окружающих и жизненных обстоятельств. Ядро - источник силы личности.

Ядро и периферия личности

Что в личности относится к ядру, что к периферии? Смотри

Ядро - одно или несколько?

Нет никаких оснований утверждать, что у человека есть только одно его личностное ядро. У человека может быть несколько его биологических ядер (врожденных черт характера, утверждающих его как личность) и несколько, сменяющих друг друга с возрастом и развитием его культуры - культурных ядер. Смотри

Развитие ядра личности

Ядро личности и Я

Ядро личности - те структуры в человеке, которые являются источником собственных мотивов, внутренней активности и самостоятельности личности. На разных этапах развития личности ядром может могут оказываться как биологические, так и психологические структуры. Все психологические структуры личности, выполняющие функцию ядра личности, называются "Я".

Что в Ядре?

Все, что мы знаем о ядре, то что именно из него идет импульс противостояния внешнему окружению. А какого рода и содержания этот импульс, работая с разными людьми и замечая разные стороны, разные исследователи видят его по разному. А именно, это:

  • Естественно растущее (Маслоу и Роджерс, )
  • Продукт самосозидания ( В.Франкла и Дж.Бюджентала)
  • То что сформирует человеку окружение ( и советская психология)
  • Место воспаленного конфликта (классический )
  • Извращенное движение духа (христианская антропология, )
  • Врожденные зерна разного потенциала, иногда сменяемые потенциалом культуры разного уровня ()

Для психотерапевта Здоровье - это Фасад. А внутри - Болезненные процессы под

© Г.В. Ожиганова Понятие «ядро личности» в психологии ХХ столетия и древневосточных философских учениях // История отечественной и мировой психологической мысли: Постигая прошлое, понимать настоящее, предвидеть будущее: Материалы международной конференции по истории психологии «IV московские встречи», 26-29 июня 2006 г. / Отв. ред. А.Л. Журавлев, В.А. Кольцова, Ю.Н. Олейник. М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2006. С. 256-263
© Г.В. Ожиганова, кандидат психологических наук, Москва, Россия,2006

Вопрос о сущностной основе личности привлекал внимание ученых с древних времен. Выдающиеся основатели философских школ и их преемники искали на него ответ. Он не утратил свою актуальность и в наши дни. Много веков спустя, в ХХ столетии исследователи пытаются решить эту задачу в рамках выделившейся специальной дисциплины – психологии личности.

Большое значение в этой связи приобретает сравнительный анализ представлений о ядре личности в древневосточных философских системах и психологических теориях личности ХХ столетия. Данный анализ проводится на основе предложенного автором статьи компаративного метода историко-психологического исследования, который заключается в соотнесении двух форм знания: древнего и современного как равноправных носителей ценной информации. При этом принципиально отвергается наукоцентрическая позиция высокомерного и снисходительного отношения к древним «донаучным» текстам (Ожиганова 2002, с. 200 – 201). По мнению П.Фейерабенда, «вненаучные идеологии, способы, практики, теории, традиции могут стать достойными соперниками науки и помочь нам обнаружить ее важнейшие недостатки, если дать им равные шансы в конкурентной борьбе… Превосходство науки можно утверждать только после многочисленных сравнений ее с альтернативными точками зрения» (Фейерабенд,1978). При таком подходе создаются условия для обогащения современной науки древними знаниями, отличающимися своеобразием и глубиной взглядов на решение важных вопросов психологии.

В центре внимания психологической науки находится категория «личность», изучаемая во всем многообразии составляющих ее компонентов и проявлений в социальном взаимодействии.

Интерес к вопросу о сущностной основе личности отмечается у многих психологов ХХ столетия. Эта важная проблема затрагивается в основных психологических концепциях.

Рассмотрим, какую трактовку она получает в отечественной психологии.

А.Н. Леонтьев считает, что «действительную основу личности составляет то особое строение целокупных деятельностей субъекта, которые возникают на определенном этапе развития его человеческих связей с миром» (Леонтьев, 1982, с. 151). Разнообразные деятельности личности пересекаются между собой и «связываются в узлы» объективными общественными отношениями. «Эти узлы, их иерархии и образуют тот таинственный центр личности, который мы называем Я; иначе говоря, центр этот лежит не в индивиде, а в его бытии» (там же, с. 158).

C.Л. Рубинштейн, отмечая многообразие и противоречивость свойств личности, подчеркивает реальное единство психического облика субъекта, сфокусированное в стержневой основе личности. Он пишет, что «всегда находится, в конце концов, такая стержневая для данной личности позиция, с которой все свойственные ей противоречия смыкаются в единстве» (Рубинштейн, 2002, с. 516). Суть личности, по мнению Рубинштейна, может раскрываться при анализе того, что значимо для человека в этом мире, при рассмотрении того, что составляет для него смысл жизни и деятельности: «Именно то, что особенно значимо для человека, выступает, в конечном счете, в качестве мотивов и целей его деятельности и определяет подлинный стержень личности» (там же, c. 514).

А.Ф. Лазурский выделяет в составе личности две стороны ее проявлений: эндопсихические и экзопсихические. Эндопсихические проявления отражают внутреннюю взаимозависимость психических элементов и функций, представляя собой внутренний механизм человеческой личности. К ним относятся темперамент, характер, умственная одаренность, восприятие, память, внимание, мышление, воображение, аффективная возбудимость, способность к волевому усилию, импульсивность, быстрота, сила и обилие движений и т. п. – одним словом, нервно-психическая организация человека. Лазурский рассматривает ее как сложный, организованный, непрерывно действующий двусторонний (психофизиологический) процесс, отдельные психические функции которого тесно связаны между собой и одновременно относительно независимы. Лазурский утверждает: «Эндопсихика составляет, несомненно, ядро человеческой личности, ее главную основу, отражаясь в значительной степени также и на экзопсихических ее проявлениях» (Лазурский, 1997, с. 10). Вторая сторона личности, определяемая им как экзопсихика, связана с отношением человека к внешним объектам, к среде. При этом понятие среды рассматривается в самом широком смысле, включая природу, материальные вещи, а также других людей и целые социальные группы. Оно охватывает науку, искусство, религию. Лазурский отмечает, что «индивидуальность человека определяется не только своеобразием его эндопсихических черт, вроде особенностей памяти, воображения и т. п., но в не меньшей мере и его отношением к окружающим явлениям, тем, как каждый человек реагирует на те или иные объекты, что он любит и ненавидит, чем интересуется и к чему равнодушен, т. е. …. его экзопсихическими проявлениями» (там же). Лазурский подчеркивает, что ядро личности складывается уже к концу дошкольного периода.

В.Н. Мясищев видит сущность личности в ее направленности, определяемой доминирующими отношениями. Д.Н. Узнадзе считает, что личность создается благодаря особым фиксированным установкам.

В зарубежных персонологических теориях определению ядра личности также уделяется пристальное внимание. Необходимо подчеркнуть, что именно исходя из представлений о человеческой природе, ученые строят свои психологические концепции.

В. Джемс связывает ядро личности с чувством активности, которое проявляется во внутренних душевных состояниях. Он выделяет сознательное и подсознательное «я». Джемс подчеркивает, что «сознательное “я”» человека является непосредственным продолжением более широкого по объему подсознательного «я», представляющего сублиминальную область, которая позволяет познать высшие духовные ценности и истины в виде религиозных переживаний (вторжение сублиминального в пределы первого плана сознания). Таким образом, личность имеет возможность отождествить свое истинное «Я» с «зародышем лучшего существа в себе», своей высшей духовной сущностью (Джемс, 1992).

С бихевиористской точки зрения, в концепции Б.Ф. Скиннера основа личности может быть представлена в виде определенного набора форм поведения (специфических реакций), характерных для индивида. Этот типичный для человека репертуар поведения является результатом его прошлого опыта научения, строго обусловленного внешними подкреплениями. Суть личности определяется воздействием той или иной среды. «Переменные, функцией которых является поведение человека, находятся в окружении», утверждает Скиннер (Skinner,1976, p. 1).
З. Фрейд пытается отыскать сущностные глубины личности в бессознательном, полагая, что Ид имеет центральное значение для человека на протяжении всей его жизни, являясь исходным, врожденным компонентом личности, отражающим ее примитивные, инстинктивные, биологические побуждения, уходящие корнями в бессознательное. Ид функционирует в соответствии с принципом удовольствия (исконным, первичным стремлением человеческой жизни), т. е. предполагает немедленное удовлетворение биологически обусловленных потребностей, проявляясь в хаотичном, импульсивном, иррациональном, нарциссическом поведении, питая индивидуума энергией. Фрейд видит в инстинктах конечную причину любой активности.

С точки зрения Э. Эриксона, принимающего модель структуры личности, выдвинутую З. Фрейдом (Ид, Эго, Суперэго), природа личности определяется Эго. Оно представляет собой автономную систему, являясь базисом поведения и функционирования человека.

А. Адлер усматривает основу личности в творческой силе – свободной, осознанной активности, позволяющей каждому человеку создавать свой собственный стиль жизни. Он полагает, что сами люди несут ответственность за то, кем они становятся, и как себя ведут. Адлер считает, что человек представляет собой одновременно и «картину», и «художника», от него самого зависит, что он на ней нарисует.

Представители диспозиционального направления в теории личности Г. Айзенк, Р. Кеттел, Г. Олпорт полагают, что суть личности проявляется в склонностях, которым люди привержены на протяжении всей жизни и которые представляют собой их неотъемлемую природу.

Г. Олпорт отмечает, что истинная природа человека отражается в «определяющих тенденциях» личности, проявляясь в ее поступках. К «первичному материалу», из которого строится личность, он относит темперамент, интеллект и физическую конституцию. Олпорт выделяет доминирующие индивидуальные диспозиции (индивидуальные черты личности), обозначая их в качестве кардинальной диспозиции, которая представляет собой главную страсть, склонность, определяющую магистральную линию жизни человека. В основе личности лежит наиболее важное, центральное качество – проприум (самость) – гомункул, обитающий внутри личности. Это – организующее, объединяющее начало, позитивная, творческая часть человеческой природы, способствующая консолидации «Я», росту и развитию личности, формированию ее уникальности.

Г. Айзенк и Р. Кеттел считают, что существует базисная структура личности, обусловливающая поведение индивидуума.

Кеттел включает в ядро личностной структуры 16 исходных черт, цементирующих фундамент личности. Айзенк же выделяет три главных параметра, составляющих основу личности: интроверсия – экстраверсия, стабильность – нейротизм, психотизм – сила суперэго. Представители социально-когнитивного направления персонологии А. Бандура и Дж. Роттер полагают, что основа поведения человека формируется в результате взаимодействия внутренних факторов и внешнего окружения.

Исходя из теории Бандуры, можно рассматривать в качестве сущностной характеристики личности высшую способность человека предсказывать те или иные последствия действий и осуществлять контроль за тем, что определяет жизненные события, изменяя модели поведения с целью достижения желаемого результата. Таким образом, можно выделить в качестве ядерного образования личности ее самоэффективность, базирующуюся на способности предвидения и саморегулирования.

В концепции Роттера центральным конструктом личности выступает локус контроля, позволяющий установить, чем обусловлены успехи и неудачи человека. Это могут быть внешние силы (судьба, случай) – тогда речь идет об экстернальном локусе контроля. Если же человек посредством своих действий и способностей сам влияет на события, то правомерно говорить об интернальном локусе контроля. Отсюда следует, что интерналы в большей мере, чем экстерналы, отдают себе отчет в том, что они сами ответственны за свою судьбу.

Сторонники гуманистической психологии А. Маслоу и К. Роджерс утверждают, что люди по своей природе добры и обладают стремлением к совершенству. Они считают, что в основе поступков лежит сознательный и свободный выбор. Убеждение в том, что самоопределение является частью природы человека, несет идею ответственности личности за то, что она собой представляет.
Маслоу провозглашает веру в возможности человеческой природы, в которой, по его мнению, уже изначально заложены высшие общечеловеческие ценности. Согласно его концепции, суть личности определяется иерархической организованной системой потребностей: физиологических, безопасности и защиты, принадлежности и любви, самоуважения, самоактуализации или потребности совершенствования.

Сердцевину личности составляют имеющиеся в каждом человеке возможности для позитивного роста и совершенствования, выражающиеся в потребности самоактуализации. Это означает желание человека стать тем, кем он может стать, т. е. достичь высшего уровня развития своих способностей, обеспечить максимально полное использование потенциала личности. «Люди должны быть тем, кем они могут быть. Они должны быть верны своей природе», – пишет Маслоу (Maslow, 1987, p. 22).

Роджерс отмечает, что активность и стремление к самоактуализации заложено в природе человека. Полноценно функционируя в социуме, люди раскрывают свою природу: ведут себя разумно, совершая положительные поступки. Они естественным образом стремятся к гармонии внутри себя и в отношениях с другими людьми. Внутренняя сущность человека (самость) выражается в самооценке, которая руководит его поведением, являясь ориентиром в выборе профессии, определяя интересы, круг общения. Если взаимодействие с окружающим миром строится исходя из осознанной самооценки, то оно отражает истинную суть личности («Я»), ее устремления, способности и в наибольшей степени благоприятствует жизненному успеху, самореализации. В этом случае мнение человека о себе, оценка его другими людьми и его реальная «самость» пребывают в состоянии конгруэнтности, т. е. в полном соответствии друг с другом.

С точки зрения В. Франкла, природу индивидуума составляет духовная личность, соединяющая в себе духовность, свободу и ответственность. Он полагает, что «человек вообще является человеком тогда и постольку, когда и поскольку он как духовное существо выходит за пределы своего телесного и душевного бытия», т. е., может возвыситься над внешними обстоятельствами и внутренними состояниями своего бытия и активно противостоять им, занимая определенную позицию (Франкл, 1990, c. 111). При этом особенности характера не являются определяющими; решающую роль играет позиция личности. Человек всегда может относиться к миру так или иначе, вести себя тем или иным образом и, в конечном счете, он сам как духовное существо формирует свой характер и личность и таким образом определяет свою судьбу. Это означает, что индивидуум не только поступает в соответствии с тем, что он, по сути, собой представляет, но и становится той или иной личностью в соответствии с тем, как он поступает.

К.Г. Юнг в русле своей концепции архетипов относит к сердцевине личности «самость», которая является основой объединения остальных аспектов души, фундаментом целостности и единства «Я». В его представлении архетип «самости» символизирует мандала и ее разновидности (абстрактный круг, нимб святого и пр.). Юнг подчеркивает, что религия обладает огромной организующей силой, способствующей целостности и гармонии личности.

Итак, в современной психологической науке существует широкий спектр мнений относительно ядра личности. Оно может быть локализовано в сфере бессознательного или вынесено в область осознанной активности; может быть связано с внутренними процессами и состояниями человека (в том числе духовными, творческими), определяться внутренней работой индивида или врожденными факторами, либо формироваться только благодаря воздействию извне, складываться в бытии и деятельности субъекта на основе присущих ему индивидуальных особенностей.

Несмотря на разнообразие взглядов, многие психологи демонстрируют согласие в том, что человек может влиять на свою судьбу и несет за нее ответственность (А. Адлер; А. Маслоу; К.Роджерс; Дж. Роттер; В. Франкл). Ряд исследователей отмечают творческую, позитивную природу личности (А. Адлер; А. Маслоу; Г. Олпорт; К. Роджерс). Некоторые связывают ядро личности с духовным аспектом (В. Джемс; В. Франкл; К. Юнг).

Теперь рассмотрим решение вопроса о сущностной основе личности в древневосточных философских учениях.

В индуистской философии основа личности заключается в сердце (hrdayam) – там, где пребывает душа (Atma). Это свет внутри сердца (Брихадараньяка упанишада) (Упанишада, 2000, с. 122). В Чхандогья упанишаде выделяется сердце как вместилище особого духовного пространства в человеке (обитель Атмана, Брахмана), подчеркивается ведущая роль намерения (там же, с. 307 – 308). Внутренняя сущность личности связывают также с понятиями «antaratma», включающим душу, сердце или ум, «antahkarana» – источник мыслей, чувств и сознания и «chidatma» – способность рассуждения и сознание (Iyengar, 2000, с. 34). В системе йоги считается, что ум (manas) является внешней оболочкой разума (buddhi) и расположен в сердце, где происходят эмоциональные всплески. Мозг ответствен за приобретение объективного знания (vidya). Ум (manas) связан с получением субъективного знания (buddhi) в результате личного опыта (там же, с. 85). В йоге выделяется физическое сердце, анатомически расположенное слева, и духовное, находящееся в центре груди за основанием грудины, которое представляет собой суть личности (atma).

Согласно представлениям суфиев, сердце – основа личности; с его помощью мы узнаем себя, то, чем мы являемся. Сердце состоит из трех оболочек (пластов). Поверхность сердца называется умом; там рождаются мысли, обладающие формой, линией и цветом. Следующий пласт – чувства – находится в глубине сердца. Существует разница между людьми, которые «живут на поверхности сердца», и теми, «кто живет в его глубинах». Последние лучше воспринимают других людей, им понятны чужие мысли и чувства. Третий пласт заключен в самых сокровенных глубинах сердца и проявляется как голос и свет Духа. Его называют интуицией (Инайят Хан, 2002, с. 90–91). Кроме того, сердце является вместилищем Эго, которое, в свою очередь, включает волю, разум, память и мышление.

В даосизме категория «сердце» охватывает понятия «дух», «сознание», «психика». В «Гуань-цзы» он определяется как «дворец духа». Провозглашается необходимость его «очищения», освобождения от страстей для того, чтобы дух вернулся в свою обитель (Китайская философия, 1994, с. 277). В «Дао дэ цзин» с «сердцем» связываются внутренняя духовная сущность личности, ее высокие моральные принципы. А.Е. Лукьянов, анализируя психологические качества идеального, «совершенномудрого» человека, пишет, что «он растит Дао в своей внутренней духовной сущности (в пустом сердце). … Соединяя свое сердце с людскими сердцами, он открывает в нем канал, по которому проводит к сердцам людей… духовную энергию добра (шань) и доверия (синь)» (Лукьянов, 2000, с. 87).

В классическом конфуцианстве считается, что природа личности заключена в глубинах ее сердца и связана с духовностью. Познав свою природу, человек познает Небо. Мэн-цзы определяет суть личности через нравственную категорию. Он утверждает, что природа человека добра, и связывает ее с внутренним органом чувств – сердцем, в котором наличествуют «чувство сострадания, чувство стыда и ненависти [к злу], чувство уважения и почитания, чувство правды и неправды, присущие всем людям. Сострадание порождает гуманность, чувство стыда и ненависти [к злу] ведет к справедливости. Уважение и почитание – это надлежащие нормы поведения. Чувство правды и неправды дает мудрость. Эти чувства не привносятся извне, «они, безусловно, присущи нам, только мы не думаем о них». Поэтому и говорится: «Если будете искать их, то найдете. Если же будете пренебрегать ими, то потеряете» (Китайская философия, 1994, с. 100). Мэн-цзы пишет: «Все вещи находятся во мне. Нет большей радости, чем, обращаясь внутрь себя, достичь искренности… то, что мы ищем, находится внутри нас самих» (там же, с. 110). Таким образом, согласно Мэн-цзы, природу совершенного мужа составляют гуманность, чувство долга, надлежащие нормы поведения и мудрость, которые уходят корнями в сердце (синь). Слова совершенного мужа идут от сердца и в них содержатся истинные принципы (Классическое конфуцианство, 2000, с. 135). «Гуманность – это природное чувство человека. Чувство долга - это его путь» (там же, с. 105). Мэн-цзы выделяет в человеческом организме благородные части и ничтожные, то есть, большие и малые. Он подчеркивает: «Нельзя из-за малого вредить большому, из-за ничтожного вредить благородному» (Китайская философия, 1994, с. 106). К незначительным органам относятся внешние органы чувств (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание). Они находятся во власти внешних предметов, которые увлекают их за собой. Главным же органом является сердце, вместилище души, которая относится к органам мысли. «Думая, она получает правильное представление о вещах, не думая, она лишается этого» (Классическое конфуцианство, 2000, с. 107). Важно понимать, что является основой личности, и тогда незначительные органы не смогут влиять на главный орган, не смогут «овладеть им» (там же). Мэн-цзы подчеркивает: «Те, которые следуют за великой частью своего существа, – становятся великими; те, которые следуют за незначительной, – являются незначительными» (там же). Он считает: «Великий муж (дажэнь) – это тот, кто не теряет своего детского сердца», т. е. сохраняет свою природную искренность и чистоту (Китайская философия, 1994, с. 69).

В буддизме махаяны Нагарджуна дает четкое определение подлинной природы совершенных людей, достигших абсолютной мудрости, способных руководить избавлением людей от страданий. Она представляет собой «великое любящее сердце (махакаруна читта) и все чувствующие существа являются объектом этой любви» [цит. по: Suzuki, 1907, p. 292).

Анализируя основы дзэн-буддизма, Д.Т. Судзуки пишет, что в буддизме функция разума состоит в отказе от себя и в подчинении чувству, то есть сердцу, «которое имеет свои разумы, неведомые разуму» (Судзуки, 2000, с. 739). Однако буддисты не считают разум чем-то отличным от сердца. Они полагают, что разум и сердце представляют собой одно целое, но в то же время имеют разные функции. Разум является инструментом демонстрации и разграничения, способом логического мышления, рассуждения. Это – различающий, эгоцентрический разум (виджняна), который постоянно разграничивает действительность и поэтому не способен ухватить реальность, которая находится в плоскости неразграничения и неразличения. Сердце же является органом интуиции, позволяющим прозреть, пробудить истинную мудрость (праджня), достичь совершенства Будды, самореализоваться, т.е. постичь свою собственную природу.

В чань-буддизме «концепция сердца» является ключевой для всей философской системы. Бодхидхарма, выдвигая «принцип сердца», понимает его как духовную первооснову человека. Этой же точки зрения придерживается Хуэйнэн, считая, что в сердце как основе любого человека заключены семена Будды: «То, чем сердце было изначально – это и есть Будда!» (Сутра Помоста шестого патриарха Хуэйнэна, 2000, с. 401). Основу каждой личности составляет изначально чистое духовное сердце, но человеческая душа бывает загрязнена своими устремлениями к внешним притягательным объектам, тогда она попадает в плен к желаниям, запутывается в сетях иллюзий. Поэтому Хуэйнэн предлагает идею «истинного сердца», т. е. сердца, абсолютно очищенного от страстей. Такое сердце присуще мудрецу в отличие от обычного человека.

На основе проведенного анализа можно сделать вывод, что в древневосточных философских системах (индуизм, буддизм, суфизм, даосизм, конфуцианство) существует сходная точка зрения на ядро личности. Она связывается с категорией «сердце».

Наблюдающееся разнообразие взглядов западных психологов ХХ столетия на сущностную природу личности резко контрастирует с единодушием древневосточных мыслителей в отношении этого важного вопроса.

Столь большой разброс мнений ученых ХХ столетия свидетельствует, с одной стороны, о глубокой, детальной проработке проблемы, рассмотрении ее с разных сторон, осознании многообразия проявления и составляющих личности, с другой стороны, говорит о недостаточном осмыслении ее сути, невозможности дальнейшего прогресса научной мысли без нахождения общего исходного понятия «ядро личности». В этой связи важно подчеркнуть, что в сторону интеграции содержания этого понятия движутся психологи гуманистического направления, рассматривающие в качестве ядерного компонента личности ее духовное, позитивно ориентированное, творческое начало.

____________________
Литература:
1. Джемс В. Многообразие религиозного опыта. СПб., 1992.
2. Инайят Хан Х. Мистицизм звука. М., 2002.
3. Китайская философия // Энциклопедический словарь / Под ред. М.Л. Титаренко. М., 1994.
4. Классическое конфуцианство: в 2-х т. Т. 2, СПб., 2000.
5. Лазурский А.Ф. Избранные труды по психологии. М., 1997.
6. Леонтьев А. Н. Формирование личности // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. М., 1982.
7. Лукьянов А.Е. Лао Цзы и Конфуций: Философия Дао. М., 2000.
8. Ожиганова Г.В. Подходы и методы исследования в истории психологии // Современная психология: состояние и перспективы исследования. М:, 2002. С. 185 – 202.
9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2002.
10. Судзуки Д.Т. Основы дзэн-буддизма // Буддизм. Четыре благородных истины. М., 2000.
11. Сутра Помоста шестого патриарха Хуэйнэна // Письмена на воде. Первые наставники Чань в Китае / Составитель, перевод, комментарии – А.А. Маслова. М., 2000.
12. Упанишады. М., 2000.
13. Фейерабенд П. Наука в свободном обществе. Лондон, 1978.
14. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
15. Iyengar B.K.S. Light on pranayama. HarperCollins Pablishers, India, 2000.
16. Maslow А.H. Motivation and personality. N.Y., 1987.
17. Skinner B.F. Particulars of my life. N.Y., 1976.
18. Suzuki D.Т. Outlines of Mahayana Buddhism. London, 1907.

Об авторе: Ожиганова Галина Валентиновна, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории психологии способностей им. В.Н. Дружинина Института психологии Российской академии наук. С 1995 по 1998 г. – зам. главного редактора журнала «Психологическое обозрение» – печатного органа Российского психологического общества. С 1996 по 1998 г. – главный редактор информационного издания «Новости психологии» – приложения к журналу «Психологическое обозрение».


Для того чтобы разобраться в особенностях характера человека, надо обратиться к основам теории личности.
Основатель классической школы психоанализа Зигмунд Фрейд открыл ядро человеческой личности, которое нерационально, не может быть объяснено. Более того, оно не может быть по-настоящему и изменено. Такова главная биологическая особенность психики человека, своеобразная психофизиологическая константа.
С точки зрения психологии все попытки рационального типирования людей останавливаются, когда дело доходит до ядра личности. Ядро может быть воспринято только как цельный и неразделимый элемент, на котором и строится в дальнейшем личность человека.
О том, что у человека существует подсознание и оно имеет большое значение, впервые сказал тоже 3. Фрейд. В дальнейшем Карл-Густав Юнг не только подтвердил это, но и доказал, что существуют определенные структуры, типы строения подсознания. Ученый описал эти подсознательные структуры. Попробуем с современных позиций посмотреть, в чем суть теории К.-Г. Юнга.
; Человек, находясь в коммуникативном пространстве, постоянно взаимодействует с другими людьми. При этом оказываются задействованными такие присущие организму функ
ции, как усвоение информации и способ принятия решения. Осуществляются они мозгом человека - своеобразным пунктом переработки информации, у которого есть вход и выход. На входе мозг получает информацию, на выходе выдает готовое решение.
информационного процесса" />
Модель информационного процесса

S Люди по-разному воспринимают информацию. Одни - буквально и конкретно, прекрасно запоминая детали, факты, цифры, а другие мало обращают внимания на мелкие детали, они видят мир через образы, за конкретными фактами они угадывают тенденции. Про таких говорят, что они обладают шестым чувством.
Принимают решения люди тоже по-разному. Одни при этом основываются на объективном анализе. Другие прислушиваются к собственному сердцу, к своим и чужим чувствам. Что важнее, разум или чувства? Типоведение утверждает - каждому свое.
Согласно открытию К.-Г. Юнга, всех людей по способу восприятия информации можно разделить на две группы:
S - люди, воспринимающие только практическую, конкретную информацию (ту, которую можно увидеть, услышать, потрогать).
N - люди, воспринимающие понятийную, невербальную, «невидимую» информацию.
Еще в две группы Юнг объединил людей по способу принятия решения:
Т - люди, объективно, логически оценивающие информацию и аналогично принимающие решение.
F - люди, субъективно оценивающие информацию, с этической точки зрения и так же принимающие решения.


Человек, собирающий конкретную информацию (S), может принимать решения и объективно и субъективно. То же самое относится и к человеку, принимающему информацию по типу N. Таким образом, К.-Г. Юнг выделил четыре базовые психические функции. -
Сенсорика - S (от англ. «Sensation» - ощущающий) функция конкретного восприятия мира через органы чувств.
Интуиция - N (от англ. «Intuition» - интуитивный) - функция отвлеченного восприятия мира в целостных образах и картинах фантазии.
Логика - Т (от англ. «Thinking» - думающий, мыслящий) - мыслительная функция психики человека, обрабатывающая информацию и принимающая решения объективно, беспристрастно.
Этика - F (от англ. «Feeling» - чувствующий) - психическая функция субъективного суждения или оценки, основанная на вовлеченности во внутренний, душевный мир окружающих людей.
Функции в каждой из этих пар взаимоисключаемы, то есть конкретный человек воспринимает информацию каким-то одним способом, наиболее развитым, например сенсорика (S) у него может преобладать над интуицией (N), и наоборот. И решения человек принимает также на основе преобладающей оценочной функции: либо логика (Т), либо этика (F).
К.-Г. Юнг не остановился на этом, он ввел еще два параметра человеческой психики: экстраверсия (Е) и интровер- сия (I).

Экстраверсия - активная и энергозатратная установка психики, нацеливающая человека на экспансию. Люди, обладающие этим качеством, настроены на активное общение. В большинстве случаев они коммуникативные и интеллектуальные лидеры.
Интроверсия - пассивная и энергоэкономная, защитная установка психики. Интроверты сосредоточены на себе. Они сдержаннее, чем экстраверты, и гораздо реже оказываются в роли лидеров, особенно в больших группах.
Таким образом, четыре психические функции получили экстравертную или интровертную окраску. Теперь модель личности стала более объемной, разносторонней и законченной. На основании всех приведенных параметров выделяют восемь базовых психотипов[I].
Экстраверты:
ES - сенсорный экстраверт EN - интуитивный экстраверт. ЕТ - логический экстраверт EF - этический экстраверт Интроверты:
IS - сенсорный интроверт IN - интуитивный интроверт IT - логический интроверт IF - этический интроверт
Существует мнение, что психология - не наука, так как в ней нет точного расчета. В самом деле, скрупулезные измерения в человеческой психике - абсурд. Но это не значит, что психология не может давать достоверный прогноз, что является первым признаком научного подхода. Если мы обратимся к тому же принципу Парето, то получим следующее: в системе (здесь - в психике) должно быть 20% базовых критериев, с помощью которых можно практически точно (на 80%) описать ее свойства (поведение человека). Мировая психология до К.-Г. Юнга разработала огромное количество критериев

оценки человека. Необходимо было в них разобраться, найти основополагающие и свести в систему, что и сделал ученый.
На основании своего открытия К.-Г. Юнг в 1923 году фактически построил «Периодическую систему психотипов». По значимости это открытие сопоставимо с созданием Периодической системы Менделеева в химии и является революционным для психологической науки.
А сегодня каждый может руководствоваться следующими постулатами.
Человек не универсален - с чем легко справится один,
ДРУГОМУ МОЖЕТ БЫТЬ НЕ ПОД СИЛУ.
Человек не может научиться1 всему - он может достичь успехов только в том, к чему имеет способности.
Человек не идеален - достоинства и недостатки в человеке ЯВЛЯЮТСЯ ПРОДОЛЖЕНИЕМ ДРУГ ДРУГА.
Комфортность или дискомфортность отношений двух людей зависит не столько от их личных качеств или внешних обстоятельств,
СКОЛЬКО ОТ СТЕПЕНИ СОВМЕСТИМОСТИ ИЛИ НЕСОВМЕСТИМОСТИ " ВНУТРЕННИХ СУЩНОСТЕЙ ЭТИХ ЛЮДЕЙ.

Задайте себе вопрос: "Я счастлив?", и если ваш ответ не устроит вас на все 100%, спросите себя: "А зачем я живу?".


Самореализация и профессия

Если взглянуть на пирамиду человеческих потребностей (пирамида Маслоу), то мы увидим, что когда все потребности человека хотя бы частично удовлетворены (от базовых до социальных и нравственных), основным вопросом для него становится вопрос самореализации. Почему? Потому что когда у тебя уже есть все необходимое для нормальной жизни, хочется, чтобы в ней был еще и смысл (высшая польза), и любимое дело, и развитие. Это естественно. Однако большинство выбирает работу ориентируясь на то, где больше платят (35%), или на то, где есть возможность карьерного роста (29%), и далеко не для всех (24%) критерий любимого дела первичен (данные интернет-опроса на 4 марта 2008 г.). Это можно понять, беря в учет наш уровень жизни, но, как показывает практика, наибольшего успеха в профессиональном развитии и быстрее добиваются те люди, которые работают по профессии, максимально реализующей их потенциал. Они легче и с удовольствие учатся и быстро становятся высококлассными профессионалами, а профессионалы нужны всем.

Но вот вопрос - как найти свое дело? Для тех, кто имеет выраженный талант или явную склонность к какой-то профессии, это очевидно, а что делать, когда это не очевидно? И потом, даже у тех, кто определился с профессией и уже давно работает по ней, часто возникает вопрос - как можно в этой профессии максимально реализовать себя? Чтобы получить ответы на эти вопросы, нужно понять самого себя и определить - что является "ядром" собственной личности.


Самореализация и "ядро" личности

Из чего вообще состоит личность человека? Что такое "Я"? По каким законам оно развивается?

Однозначно ответить на этот вопрос нельзя, потому что пытаясь описать все составляющие человеческого "Я", мы находим, что их бесконечное количество, а если мы попытаемся найти центральную составляющую, то обнаруживаем пустоту.... Поэтому в психологии существуют лишь модели, которые похожи больше на вектора, нежели на сетки координат, а часто могут быть использованы вообще только как метафоры. Но, тем не менее, если подобрать те модели, которые нужны для решения конкретной задачи, с их помощью вполне можно получить результат.

Для того чтобы ответить на вопросы связанные с самореализацией и профессиональным призванием, нам нужно учесть три "слоя" "ядра" личности.

Самый глубинный "слой", это ценности человека. Большая часть этого "айсберга" не осознается нами, но именно этот "айсберг" определяет то, что для нас важно, что нам нравится и чего нам хочется, и является фундаментом нашего мировоззрения и жизненными ориентирами. Количество ценностей не бесконечно, и внутри одной культуры в целом они совпадают у людей, но приоритеты ценностей у каждого человека свои. И самое важное - ценностному "слою" человека свойственно развиваться и обогащаться, и, если человек не уперся в "потолок своей среды обитания", то через год-другой его ценности могут измениться, и иногда в весьма значительной степени. (Тенденция развития ценностей и мировоззрения описана Клэром Грэйвзом в модели Спиральная Динамика.)

Следующий глубинный "слой" ядра личности (который представляется скорее как параллельный ценностному "слою"), это способности или таланты человека. Выражение "талантливый человек" приучило нас думать, что это не про каждого. На самом деле таланты и способности есть у всех без исключения. Просто у кого-то они весьма развиты и очевидны, а у кого-то дремлют на уровне склонностей или предрасположенностей. Но, так как каждому из нас что-то дается легче и получается лучше - значит, каждый из нас имеет склонности к определенным талантам, и, значит, может их обнаружить, найти для них подходящий контекст и развить. То, что для человека естественно, всегда развивается быстро. Мечтатели, рационалисты и критики в душе, например, легко могут стать творцами, стратегами и аналитиками. И т.д.

И третий "слой" ядра личности - это жизненный опыт. Его можно было бы назвать поверхностным, потому что он является результатом взаимодействия человека с жизненными обстоятельствами... Но в нем кроется столько привычного поведения, привычного мышления, привычных фокусов внимания, привычных убеждений о том, как все "должно быть" (которые, кстати, мы чаще защищаем, чем пересматриваем), что очень часто именно он - накопленный опыт - определяет течение нашей жизни. Да, это больше касается не глобальных решений, а, скорее, повседневных дел, но именно эти повседневные дела могут уводить нас от глобальных решений в привычную колею событий каждый день из года в год.

Однако, хорошая новость заключается в том, что мы можем управлять своим опытом и сознательно структурировать его по своему желанию. И, что самое замечательное, мы можем его "планировать"! Конечно же, жизнь не даст нам гарантий, что наши планы свершатся в детальной точности, но в неизбежности изменений мы можем быть уверены. И мы можем решить, куда направить эту волну обстоятельств и выбрать, как ей воспользоваться.

О том, как устроен человек, можно говорить часами и писать книгами, однако ни одна библиотека этой информации не имеет смысла, если мы с вами не воспользуемся хотя бы одной крупицей ее, чтобы изменить свою жизнь к лучшему. Ведь, согласитесь, насколько прекраснее и увлекательнее мир, в котором люди делают то, что любят и умеют делать, знают, зачем живут, и развиваются личностно и духовно. ...Вам знакомы такие люди? Это параллельный мир, в который каждый может сделать шаг уже сейчас.

Ядро личности

Личность - это глубинная сущность души, которая остается с ней по обе стороны Завесы. Мы часто принимаем за личность энергетические штампы. Штампы являются результатом вы­ученных уроков и полученного в жизни опыта. Они могут быть положительными или отрицательными. Наше ядро лич­ности - это кульминация всех видов опыта, которые мы вы­бираем навсегда включить в нашу энергетическую структуру и пронести с собой через все будущие воплощения.

Ядро личности остается с нами даже тогда, когда мы по­кидаем сферу опыта жизни. Это основа того, кем мы являемся на самом деле. Те, кто общается с духами по ту сторону Завесы, знают, что, даже возвращаясь Домой, они сохраняют свое ядро личности. У некоторых даже остаются то же чувство юмора и другие личностные качества, которые были при жизни.

В ядро личности включаются все уровни вибрации, в том числе «ароматическая подпись», или характерный запах. По­этому многие ощущают запах любимых духов ушедшего близ­кого человека. Он часто пробуждает их от сна или преследует, когда они просто идут по улице. По мере нашей эволюции чув­ство обоняния обостряется. (Многие люди уже сейчас говорят мне, что больше не могут переносить запахов, которые раньше ощущали каждый день.) Это позволит всем нам общаться на новом уровне, в том числе и легче воспринимать послания от духов. «Ароматическая подпись» поможет нам также видеть истинное ядро личности каждого духа.

Наше ядро личности легче всего понять как особый аро­мат Бога, пребывающий в каждом из нас. Однако пережива­ния и энергетические штампы, которые мы получаем в течение жизни, влияют на наше ядро личности, иногда изменяя его на время данной жизни.

Покидая жизнь в очередной раз, душа имеет возможность выбрать, какие энергетические штампы она включит в со­став ядра личности. Любые отрицательные энергетические

штампы, полученные при жизни, можно «отпустить» по воз­вращении Домой. Поскольку Дом - это среда, в которой положительной и отрицательной энергии не существует, все штампы, кроме тех, которые мы сознательно решаем оставить, автоматически растворяются, когда мы совершаем переход.

Наше ядро личности не только содержит все жизненные уроки, которые мы усвоили через энергетическую матрицу; с каждым усвоенным уроком оно также становится более определенным. Когда достигнут некоторый вибрационный уровень, мы уже никогда не сможем вернуться к уровню бо­лее низкому. Когда происходит высвобождение энергетиче­ских штампов и овладение матрицами, вибрация нашей души повышается до изначального уровня вибрации «Ом». Когда усвоение всех жизненных уроков завершено, наша душа возвращается Домой с максимально расширенным ядром личности. Так Бог может увидеть Бога, достигнув тем самым изначальной цели Игры.



Что еще почитать