Как орлицы выбирают отца своим детям. Конспект занятия по физкультуре для средней группы «Птицы учатся летать Как скворцы учат летать птенцов

19/07/2016, 11:00

Время, когда птенец учится летать, является важным этапом в его развитии. Когда домашнюю птицу выпускают из клетки полетать, это прекрасное упражнение, которое невозможно заменить.
Когда малыш учится ходить, он приобретает необходимый навык и развивает уверенность в собственных силах, в то время как в его мозгу устанавливаются нейронные связи, которые будут помогать ему в дальнейшей жизни. Когда птенец учится летать, происходит примерно то же самое. Птица становится более независимой и уверенной в себе. И вы можете помочь ей в этом процессе.

  • Будьте осторожны с высотой. Для первых неуклюжих попыток птицы необходимо создать безопасную обстановку. Птенец должен учиться недалеко от земли - лучше всего использовать невысокий диван или журнальный столик.
  • Подготовьте дом - сделайте его безопасным для птицы. Уберите бьющиеся предметы, которые могут пострадать при неосторожном приземлении вашего питомца. Опустите шторы и/или жалюзи, чтобы они послужили амортизатором при столкновении. Закройте окна и двери. Изолируйте других животных: даже легкие укусы или царапины, полученные от кошки или собаки, приводят к быстрой смерти птицы от бактериальной инфекции.
  • Не паникуйте. Не расстраивайтесь из-за жестких приземлений. Подберите птенца, ободрите его и успокойте.
  • Будьте аккуратны при подстригании крыльев. Если вы решили подрезать у птенца маховые перья, помните, что они все равно должны быть длиннее, чем у взрослой птицы.

Полет взрослой птицы

Когда вы выпускаете взрослую птицу из клетки полетать, не забывайте о нескольких важных моментах:

  • всегда наблюдайте за птицей, когда она находится вне клетки - таким образом вы сможете предотвратить всевозможные «аварии»
  • безопасность - прежде всего. Убедитесь, что ваш дом не таит опасностей: вентиляторы выключены, окна и двери закрыты, а кухня недосягаема (в ней слишком много острых и горячих предметов, чтобы можно было пускать туда птицу);
  • осторожнее с высотой: если вы подрезаете крылья у птицы, уже умеющей летать, держите ее ближе к полу до тех пор, пока она не поймет, что уже не может парить, как раньше;
  • будьте аккуратны при подстригании крыльев. Если вы обрезаете крылья у птицы, помните, что подстригать нужно только перья первого порядка, а маховые перья второго порядка трогать не надо.

Полеты вне дома
Некоторые люди дают птицам возможность летать вне помещения. Необходимо помнить, однако, что это может иметь самые печальные последствия. Как бы птица ни была к вам привязана, невозможно предсказать, что может заставить ее улететь. Если птица отлетела на большое расстояние, она пугается и летит еще дальше, и очень скоро она окажется очень и очень далеко от дома, одинокая и потерянная, подверженная риску пострадать от хищников и природных катаклизмов.

Учим птицу летать

Сложно представить птицу, которая не умеет летать. Однако, в Природе такое случается чаще, чем хотелось бы. Птица не может летать по разным причинам – это может быть последствие травмы или отсутствие знаний, как расправить крылья и полететь. И хотя последние заложены на уровне инстинктов Природой, случается, что учить птенца, выпавшего из гнезда, приходится именно тем, кто его подобрал.

О том, как научить птицу летать (неважно какую – попугая, или голубя) мы расскажем в нашей сегодняшней публикации…

Важность полётов для здоровья птиц

Для правильного развития птицы, она должна летать не менее 15-ти минут в день.

Полёты укрепляют мышцы тела, увеличивают продолжительность жизни, помогают птице познавать окружающий мир.

Если речь идёт о птицах в Природе, то благодаря перелетам они добывают себе пищу, спасаются от врагов. И хотя в домашних условиях пищу птичке в клетку предоставляете вы, да и врагов, кроме домашнего кота, больше никаких, полёты птицы очень нужны.

Если вы подобрали на улице птенца, выпавшего из гнезда, или вам пришлось выкармливать маленького попугайчика, оставшегося без родителей, вы можете столкнуться с тем, что птица не летает. Хотя способность к полетам закладывается ей Природой, по каким-то причинам в вашем случае птица не вспоминает об этих инстинктах. Речь идёт о здоровых птицах, которые физически способны летать. Помочь им придётся вам. И хотя сам человек никогда не сможет ощутить радость полета и ощущение расправленных крыльев – он может подарить эти незабываемые ощущения своему питомцу…

Комфортные условия для полетов

Для того, чтобы птица могла научиться летать – обеспечьте ей безопасные условия для полетов, и не заставляйте её летать насильно. Подбрасыванием птицы в воздух или подталкиванием к краю стола, вы только напугаете пернатого питомца, потеряете его доверие. Более того, так и не расправив крылья, он может разбиться, получить серьезную травму, .

Если птица будет содержаться в чистоте, получать сбалансированный корм, будет ухожена и здорова – способность к полетам обязательно к ней вернётся. А если речь идёт о птенце – следуя голосу инстинкта, он попробует самостоятельно научиться летать.

Учить или помогать вспомнить, как же это летать, рекомендуется в помещении, с закрытыми окнами и дверями, с минимумом мебели. Окна лучше закрыть шторами, зеркала тоже завесить. Дело в том, что птицы часто врезаются в зеркальные и стеклянные поверхности и сотрясение мозга – не самая серьёзная травма, которую при этом они могут получить. Свет в комнате тоже лучше выключить. Включенная лампочка может привлечь внимание попугая, и подлетев к ней слишком близко, он может обжечься.

Для того, чтоб пернатый мог передохнуть во время полетов, установите для него жердочки в летной комнате, на которые он сможет присесть, чтобы передохнуть.

Постепенно увеличивайте время полетов, наблюдая за поведением и состоянием питомца. Полеты должны приносить ему радость, а не выматывать.

Нередко владельцы птиц жалуются на то, что их птичка не только не летает, но и не проявляет интереса к полетам. Возможно, ей просто нужно адаптироваться к условиям, в которых она живёт? Особенно это касается найдёнышей в парках и на улицах. Для того, чтобы помочь птице осмотреться, посадите её на палец, а затем вместе с ней обойдите комнату по периметру, позволяя ей изучить обстановку. Как писалось выше – в комнате должны быть максимально комфортные и безопасные условия для полетов. После такого знакомства, птица не будет бояться темных углов комнаты, выступающей мебели.

Отличным стимулом расширить для неё пространство обитания и покинуть зону комфорта клетки станет её открытая дверца.

А вот выманить птичку из клетки вы сможете с помощью лакомств, игрушек. Разместите их по комнате, чтобы они привлекали внимание пернатого.

Попались тут на глаза сразу две новости - про Энергию-Буран и про успешные огневые испытания второй ступени "Ангары". То, как Буран научился летать, достойно отдельного фильма...
Во второй половине поста есть выдержки про Буран из одной книжки.

Бывший министр общего машиностроения СССР Олег Бакланов: "Энергия-Буран" была создана как инструмент для понимания, что такое макромир
[...]
Кулаковская: Действительно, все говорят о том, что технические, инженерные решения программы опередили свое время. Было создано почти сто новых уникальных материалов.
Бакланов: Я вам скажу, где-то 86-87 новых материалов, которые имели некоторые параметры на порядок выше того, что тогда использовалось в инженерной практике. Я вам покажу материал - знаменитые пластины, которые оберегали поверхность "Бурана" при посадке от перегрева в 3000 градусов.
[...]
Кулаковская: Как много было запущено в 90-х годах.
Бакланов: К сожалению, как сейчас говорят, что у нас нет денег, нет того, сего. У нас все есть. Обобщенный интеллект наших специалистов гораздо выше всего, что есть.
Кулаковская: Все-таки интеллект есть.
Бакланов: Есть интеллект, но он иссякает. Потому что нет цели, задачи такой. Не ставится такая задача.
Кулаковская: То есть, все те материалы, которые были созданы, и технологии сейчас не применяются?
Бакланов: Нет, они применяются, но ни в таком темпе, как хотелось бы. Потому что сейчас у нас вопрос стоит так - что целесообразно только в сиюминутной выгоде. А развитие науки второстепенно, к сожалению. На словах это вроде первостепенная задача. Но мы в науку практически ничего не вкладываем, по сравнению с теми же американцами, с европейцами. И сейчас наше общество, наше человечество стоит перед такой же задачей, как стояла пятьсот лет тому назад, когда церковники заставили отречься Галилея от своей идеи, что не Солнце вокруг Земли вращается, а Земля вращается. Джордано Бруно сожгли за эту идею.
[...]
Кулаковская: Олег Дмитриевич, миссия "Буран" по сей день единственная в истории мировой космонавтики автоматическая посадка космического корабля многоразового использования. Этот факт вошел даже в "Книгу рекордов Гиннеса". А как, на самом деле, осуществлялось управление "Бураном"? Насколько известно, объем памяти корабля составлял всего 64 килобайта.
Бакланов: Вы знаете, это примитивное суждение. Вся система управления была функционально распределена по своим задачам. И система контроля имела возможности больше 30 мегабайт. Поэтому я сейчас не могу сказать, сколько совокупно был этот объем. Но, дело еще и в том, что, когда мы учили "птичку", то есть сам "Буран", посадке, то мы использовали авторитет и опыт человека, высококлассного летчика. В частности, тогда Волк был главным испытателем. Был специальный отряд космонавтов, и они как летчики, как патриотично настроенные герои, доказывали, что только человек может посадить "птичку" вручную. То, что делают американцы до сих пор. Мы же поставили королёвскую идею, что в космосе человек - это Бог. Он должен работать при помощи автоматического режима. И он может вмешиваться в посадку, только если будет экстремальная ситуация.
Кулаковская: Какая-то внештатная ситуация.
Бакланов: И мы добились - посадили наш первую "птичку" - "Буран" - в автоматическом режиме. Но как это делали? Был сделан Ту-154, который был по своим летным характеристикам доведен до "Бурана". Летные характеристики очень тяжелые, за счет того, что он мог и в космосе работать, и как самолет садиться. Волк делал все эволюции, которые уже были им наработаны за счет его таланта. А все движения записывались в цифре в вычислительный комплекс. И потом он уже научил. Он - Бог, он - человек - научил автоматику садиться за счет того, что оцифровывались все его движения, все его помыслы. Это было очень интересное решение. Мы это дело прошли.

И по этому поводу я вспомнил про посадку Бурана и народнохозяйственно-космические темы в одной книжке, это без слёз читать невозможно:

Фаворский В.В., Мещеряков И.В.
Космонавтика и ракетно-космическая промышленность: Развитие отрасли (1976-1992). Сотрудничество в космосе. Кн. 2. - М.: Машиностроение, 2003. - 430 с., л. ил.
ISBN 5-217-03196-4 (Кн. 2)

К вечеру похолодало, поднялся сильный ветер, но видимость оставалась хорошей. В темном небе ярко выделяется под светом прожекторов на старте ракета с орбитальным кораблем, гигантские фермы обслуживания, высокие молниеотводные мачты. С наступлением 15 ноября началась заправка, за три часа до старта включается циклограмма боевого режима, завершается набор стартовой готовности. Приближается время старта.
На космодроме штормовой ветер, возникает вероятность обледенения взлетно-посадочной полосы. Из-за этого Госкомиссия несколько раз рассматривала вопрос о том, не отменить ли старт, но такого решения не последовало. Наконец, над застывшей степью занимается рассвет, отсчитывающий последние предстартовые минуты. Поднимаются в воздух самолеты сопровождения.
Старт обозначился вспыхнувшим под ракетой пламенем, громом включившихся двигателей. В клубах освещенного пламенем дыма ракета медленно набирает скорость. Идет телерепортаж с МиГ-25.
Последовательно срабатывают ступени, отделяется орбитальный корабль. На высоте 160 км после 486 с с момента старта включается двигательная установка "Бурана". Вторая ступень, не получившая достаточной скорости, должна упасть в океан. Так специально сделано, чтобы не оставлять на орбите массивный блок. Двигатели "Бурана" включаются второй раз в середине первого витка. Это делается автоматически по команде бортовой программы. Контроль за полетом "Бурана" ведется из подмосковного Центра управления полетом. Надежно действует многосложный комплекс космической связи.
Определены параметры орбиты: высота 256/252 км, период обращения 89,45 мин, наклонение 51,6°.
Начался второй, заключительный виток полета. На 135 минуте полета прошла команда на торможение. Буран", находившийся в это время над Атлантическим океаном, развернулся кормой вперед, включились двигатели на торможение.
На заключительном этапе полета "Буран" продолжительное время планирует с гиперзвуковой скоростью. Вместе с включением посадочной программы на взлетную полосу космодрома снова выруливает МиГ-25. Теперь уже встречать "Буран".
Стремительно входит "Буран" в плотные слои атмосферы, тысячеградусная плазма окутывает корабль, связь на время прекращается.
Рядом с посадочной полосой - шестиэтажное здание командно-диспетчерского пункта. В нем разместились телеметрические станции, вычислительный комплекс, главный зал управления и анализа, служба навигации и посадки и многое другое. Оттуда периодически поступают сообщения. Очередное сообщение: приборы зафиксировали "Буран" на высоте 40 км (удаление от космодрома 400 км). Теперь орбитальный корабль должен пройти через "ключевые точки". Одна из них на высоте 10 км (удаление от посадочной полосы 25 км), другая на высоте 4 км (удаление 15 км). Наземные радиолокационные средства вносят необходимые уточнения в бортовые системы "Бурана". Корабль может заходить на полосу и с востока и с запада. Это зависит прежде всего от направления ветра. Соответствующие данные были переданы на борт, когда корабль еще находился на орбите.
Радирует пилот встречающего самолета МиГ-25 летчик-испытатель Магомед Толбоев: "Встретил "Буран" в расчетной точке, сопровождаю по трассе".
По возвращении летчик рассказал: <Ветер на высоте был до 200 км/ч. Болтало МиГ-25 основательно. Сближение в таких условиях представляет некоторую опасность. Меня могло силою ветра бросить на "Буран" или наоборот. Когда "Буран" выбрал сложную траекторию снижения, у меня возникло чувство, что им управляет человек. Но там, конечно, никого не было. Только аппаратура. И она свое дело исполняла идеально. Математически обеспечение полета "Бурана", подчеркиваю, было безупречным. Мы летели навстречу друг другу. "Буран" проскочил мимо меня и оказался сзади. Развернуться за ним не успевал - велик радиус маневра. И тогда я свалил МиГ-25 в штопор. Крутанул его вокруг оси. И через полвитка - рули на вывод. Оказался в задней полусфере "Бурана". Иначе не догнал бы его. Вышел из штопора на высоте 10 200 м, а на восьми уже был на траектории догона. Согласно программе выпустил шасси, щитки. Скорость "Бурана" была на 20 км меньше, чем у меня, постепенно сближались. Сильно трепало. По телевизору видны были эти "качели". Старался парировать порывы ветра, но это давалось с трудом.
Корабль летел по траектории очень устойчиво. Через некоторое время доложил в ЦУП: наблюдаю. Никаких повреждений облицовочной плитки я на "Буране" не заметил. Ничто не могло помешать выпускать шасси. Рули на автоматические команды реагировали мгновенно. Так и летели парой: я вел репортаж о поведении "Бурана" на траектории снижения. Досаждал ветер. Наблюдал, как будут выходить шасси. Посадочная полоса вот уже перед глазами. Ровно за восемь секунд до касания взлетно-посадочной полосы шасси у корабля вышли. "Буран" был готов к приземлению. Порывы ветра доходили до 20 м в секунду. Корабль это учел и боролся с боковым ветром, "сознательно" сделав отворот от посадочного курса градусов на 15-20. Я не мог не восхищаться его полетом. Ветер ведь не встречный, а боковой под 40° слева, вот мы и летели боком. "Буран" сел, как и положено в таких случаях, на одну ногу. Сначала левой коснулся, поправил нос, через 30 м опустил на полосу правую ногу. Уклонение от оси полосы было три метра. Это и для первоклассного летчика на оценку "отлично". А "Буран" и на пробеге искал осевую линию. К моменту остановки он был правее центра полосы менее 50 см>.
А вот как это наблюдалось на космодроме. Люди приникли к телевизорам. Идет телевизионная передача с посадочного комплекса Байконура. Включена радиомаячная система. Аэродром полностью ведет космический корабль по коридору снижения. "Буран" меняет курс, заложив разворот против ветра, и теперь подходит с востока, а не с запада. У стекол диспетчерских залов и на балкончике здания люди теснятся, чтобы не пропустить момент посадки. Лишь дежурные операторы и диспетчеры не отрывают взглядов от своих экранов.
"Буран" внезапно вынырнул из облаков, прямо над поверхностью, уверенно и аккуратно выровнялся, выпустил шасси, очень мягко коснулся полосы и побежал по ней, остановившись прямо против ОКДП. Это было поразительно. После более чем трехчасового полета в космосе и атмосфере, двух витков вокруг Земли, без пилотов в момент остановки корабля отклонение от программы по времени составило одну секунду. Со времени старта прошло 205 минут.
В зале управления, у всех экранов телевизоров, в ОКДП раздалось громкое "Ура!". Взлетели вверх руки, люди обнимались, целовались, поздравляли друг друга. На стоянках автомашин около посадочной полосы десятки водителей приветствовали сигналами окончание полета. Без команд все устремились к кораблю. Он еще дышал жаром разогретых плиток.
Прибывают члены Госкомиссии. Беглый осмотр корабля. Существенных замечаний нет. Повреждены всего несколько плиток. Несмотря «а ураганный холодный ветер, фотографируются на память.
В работу вступает очередная группа специалистов. Идет подготовка средств охлаждения шасси, проводится токсикологический контроль, открываются люки носовой части фюзеляжа и кабины. Начались операции по обслуживанию корабля и подготовке его к транспортировке. Впереди обработка полученных данных испытаний.
Продолжает рассказ председатель Государственной комиссии В.Х. Догужиев: Государственная комиссия, рассмотрев все материалы подготовки и осуществления первого полета "Бурана", дала высокую оценку проведенным испытаниям. Закончившийся полет ракеты-носителя "Энергия" с многоразовым кораблем "Буран" по праву можно отнести к крупнейшему научно-инженерному и производственному достижению многочисленных коллективов конструкторских бюро, заводов, институтов, строительных организаций, испытателей космодрома, управленцев командно-измерительного комплекса и Центра управления полетом. Эта работа еще раз продемонстрировала всему миру уровень научно-технического потенциала нашей Родины и лидирующую роль в создании высокотехнологичной сложнейшей ракетно-космической техники прославленного коллектива, созданного Сергеем Павловичем Королевым - предприятия НПО "Энергия", который достойно продолжил традиции первопроходца и организатора работ по многосложным космическим проектам. Будущее "Энергии" и "Бурана" представлялось в свете еще трудоемких этапов отработки высокой надежности и эксплуатационной безопасности, отладки эффективной схемы использования их в перспективных программах развития космических средств. Уже на очереди стояли в цехах заводов следующие ракеты, на стапелях собирались новые орбитальные корабли.
Основные направления целевого использования системы и предложения о первоначальных работах по созданию полезных нагрузок для нее были одобрены еще 31 января 1984 г. совместным решением НТС Минобщема-ша, ВТС Минобороны и НТС Президиума АН СССР о комплексной программе работ по целевому использованию МКС "Энергия" - "Буран" до 1995 г. Однако в последующие годы эти предложения остались на бумаге из-за неопределенностей в общегосударственной концепции развития перспективных космических средств. Тогда не было еще и в мыслях, что очень скоро эта программа столкнется с жестокой реальностью торможения, нехваткой ассигнований, разрушением с таким трудом созданной уникальной кооперации предприятий всего Советского Союза».
Идейным вдохновителем, организатором и руководителем всей работы по созданию МКС "Энергия" - "Буран" был генеральный конструктор НПО "Энергия" Валентин Петрович Глушко.
В завершающем этапе подготовки и проведении запуска системы "Энергия" - "Буран" В.П. Глушко не суждено было принять участие. В апреле 1988 г. у него случился инсульт. После сложной операции, находясь в больнице и на реабилитации, он живо интересовался ходом подготовки запуска комплекса, которому он отдал столько сил, опыта, знаний. О запуске и успешном завершении полета он узнал из сообщения по телевидению, находясь в больнице. Скончался В.П. Глушко 10 января 1989г.

Для космических отраслей промышленности конверсия означала, в первую очередь, привлечение научно-технического потенциала космического комплекса для повышения технологического уровня мирных отраслей народного хозяйства. Реализация программы "Энергия" -"Буран", признанная всем миром как революционный прорыв советской науки и техники, реально подтвердила, что через фундаментальные исследования и их внедрение можно добиться значительных результатов в науке, технологии, производстве. В процессе работы над системой было создано более 100 новых видов материалов, 240 новых технологических процессов, 130 типов новейшего оборудования. Начался процесс передачи в гражданскую сферу экономики более 60 видов новейших материалов, в том числе композиционных, керамических, а также материалов и сплавов с особыми свойствами. Все это - огромный потенциал, его использование в народном хозяйстве могло возместить большую часть расходов на создание ракетно-космической техники.

Естественно, что осуществление сложных космических программ требует материальных затрат, определенных капиталовложений.
В 1989 г. США на космические программы выделяли 29,6 млрд долларов, это в четыре раза больше, чем в СССР (69 млрд руб.). Расходы на военную космонавтику при этом в США (22,8 млрд долларов) превышали наши почти в шесть раз. На народно-хозяйственные и научные космические исследования были предусмотрены расходы: в СССР - 1,7 млрд руб., в США - 3 млрд долларов.
Выступая на слушании в комитете по вопросам обороны и государственной безопасности Верховного Совета СССР начальник космических средств докладывал, что за 30 лет на научный космос в стране потрачено 5,9 млрд руб. Экономический эффект составил 12,6 млрд руб., т.е. более чем в два раза выше затрат.
В целом уровень наших расходов на космос составлял около 1,5% Государственного бюджета. Это позволяло успешно обеспечивать народно-хозяйственные и оборонные потребности страны. Как видно, расходы на космонавтику были не настолько велики, чтобы их сокращение стало заметным вкладом в Государственный бюджет, а использование высвободившихся средств дало бы в других отраслях народного хозяйства большой эффект.

Прежде всего, следует оговориться сразу, что не рекомендуется допускать свободный полет вашей птицы на открытом воздухе. Период, когда ваша птица учится летать, очень важен для ее психического развития, а для взрослой птицы полеты являются хорошей тренировкой.

Птицы, которые научились летать, становятся более уверенными в себе и независимыми. Вы можете помочь в этом вашему питомцу, соблюдая ряд правил:

1. Важно создать безопасную окружающую среду для первых неуклюжих попыток полета. Всегда держите вашего птенца поближе к полу на высоте, равной журнальному столику или кровати.

2. Уберите все хрупкие предметы, которые могут быть повреждены в процессе первых полетов. Закройте окна и двери, изолируйте из комнаты других домашних животных. Даже малейшая рана, полученная от кота или собаки, может привести к смерти птицы в течение часа из-за бактериальной инфекции.


3. Не паникуйте, если первые полеты вашей птицы заканчиваются падением. Летать птице дано, и когда придет время она с легкостью это сделает сама.

Некоторые люди отпускают своих птиц полетать на свободе . Однако это может быть очень опасно. Независимо от того, насколько преданной вам кажется ваша птица, вы никогда не сможете предугадать, захочет ли она улететь от вас навсегда. Как только ваша птица отлетит слишком далеко, она испугается и будет от страха улетать все дальше и дальше. Таким образом, очень быстро она окажется далеко от дома совершенно одна и станет уязвимой перед хищниками и другими опасностями. Вам следует обратить внимание еще на один момент. Если ваша птица часто находится вне клетки, она будет оставлять своей помет на полу квартиры. Будьте очень внимательны, поскольку бактерии, содержащиеся в птичьем помете, как и в кале других животных, опасны для человека. Тщательно мойте руки после уборки за вашей птицей, а помет выбрасывайте в такое место, где был бы исключен контакт с людьми.

Правообладатель.

Недаром про некоторых девушек говорят: орлица…. Орел птица гордая, еще и умная. Вот яркое свидетельство, даже если оно результат эволюции, инстинкта и естественного отбора. Впрочем, никто не знает, что у птицы в голове, когда она…. отламывает веточку с дерева, поднимается на большую высоту и с веточкой в клюве начинает кружить. Наконец появляются орлы - самцы, она бросает эту веточку и смотрит вниз. Какой-то орёл подхватывает клювом эту ветку на лету и приносит ее самке, передавая из клюва в клюв.

Орлица эту ветку снова бросает вниз, самец вновь её ловит и приносит ей, а она опять бросает… Это повторяется много раз. Если орёл каждый раз ветку подхватывает, самка делает свой выбор, и они спариваются. Зачем она бросала ветку, станет ясно потом.

Высоко на скале они вместе вьют гнездо из жестких прутьев, после чего начинают выдирать у себя клювом пух и перья. Этим пухом и перьями они выстилают гнездо, делают его мягким и тёплым. В такое мягкое и теплое гнёздышко орлица откладывает яйца. Затем они высиживают птенцов. Когда появляются орлята (они рождаются голенькими и немощными), родители прикрывают их своим телом, пока они не окрепнут, заслоняют крыльями от дождя, от палящего солнца, носят им пищу. Птенцы растут, у них появляются перья, крепнут крылья и хвост. И вот они уже окончательно оперились, хотя они по-прежнему неопытные малыши.

Тогда отец садится на край гнезда и начинает колотить по нему крыльями и трясти гнездо. Для чего? Для того, чтобы выбить все перья и пух, чтобы остался только жесткий каркас из веток, который в самом начале они сплели. А птенцы сидят в этом жестком гнезде, им неудобно, они не понимают, что случилось. В это же время мамаша куда-то улетает и возвращается с рыбой. Она садится где-то метрах в пяти от гнезда, чтобы птенцы ее видели, и начинает есть эту рыбу. Птенцы орут, пищат, ведь раньше родители их кормили, заботились о них.

Теперь же и гнездо стало жёстким, и родители сами рыбу едят, а их не кормят. И тогда птенцы начинают вываливаться из гнезда. Гнездо находится на отвесной скале, чтобы никакие хищники туда не подобрались. Когда орлёнок вываливается, он еще совсем неуклюжий, летать не умеет. Он срывается с отвесного склона и летит в пропасть.

И тут папаша (тот, который ловил когда-то веточки), стремглав бросается вниз и ловит себе на спину этого орлёнка, не дав ему разбиться, и на спине он поднимает его опять в гнездо,

Всё это повторяется многократно. Птенцы падают, а отец их ловит. У орлов ни один орлёнок не разбивается.

И вот в какой-то момент падения орлёнок начинает делать то, что никогда раньше не делал: он расправляет на ветру свои крылышки, и, попав в поток воздуха, начинает летать.

Так орлы учат своих птенцов. Как только птенец начинает летать самостоятельно, родители берут его с собой и учат ловить рыбу. Они уже не носят её ему в клюве.

Не зря самка выбирает самца, бросая веточку. Она не хочет, чтобы её дети разбились. Выберешь нерадивого папашу без проверки, а потом детей не досчитаешься...

У орлов и так птенцов мало, один или два.

И еще орлы очень верные птицы, пару они создают на всю жизнь. Одни орнитологи обнаружили пару орлов, проживших вместе более тридцати пяти лет.



Что еще почитать