Иов многострадальный ветхий завет. Праведный Иов: образ надежды через страдание. Тропарь праведному Иову Многострадальному

Вилбур Фильдз: Почему Бог допустил, чтобы праведный человек заболел проказой, чтобы всё его тело покрылось коростой и почернело, кожа полопалась и гноилась?..

Сегодня мы будем размышлять над второй главой книги Иова, будем говорить о человеке, с которым приключились все эти несчастья, и о том, почему это произошло.

Я очень рад, что сегодня вместе со мной в студии Ральф Мэренз и его жена Барбара. Ральф – служитель христианской церкви «Голгофа» в г. Белвью, штат Небраска. До этого он преподавал в библейском колледже Озарк. Ральф Меренз говорит, что у него особое отношение к книге Иова, о котором он нам сегодня расскажет. Я надеюсь, что это станет для нас огромным благословением и радостью.

Из первой главы мы узнали, как дьявол, сатана бросил вызов Богу, чтобы Тот позволил ему отнять у Иова всё его имущество. Иов был очень богатым человеком, и сатана заявил Богу, что Иов любит Его не просто так, не даром: сто ит Богу забрать всё его состояние, как Иов проклянет Бога. И тогда Бог допустил, чтобы Иов остался без средств к существованию. Он потерял всё. Самым болезненным было потерять сразу всех десятерых детей, погибших от смерча. Но Иов сказал лишь: «Господь дал, Господь и взял». Он был достоин Божьего благословения.

Во второй главе книги Иова, которую мы будем сегодня разбирать, идёт речь о втором испытании Иова. Дьявол приготовил ему ещё более суровое испытание: Иов лишился здоровья и не находил поддержки у своей жены. Через эту главу Бог многое сказал мне.

В самом начале главы мы видим, что история повторяется: сыны Божии, ангелы, предстали перед Господом, и с ними пришёл сатана.

Ральф, как Вы думаете, что это встреча на небесах говорит о Божьем владычестве в мире?

Ральф Мэренз : Бесспорно то, что все остаётся во власти Бога. И Он может спросить со всех, в том числе, и с сатаны.

Вилбур Фильдз : Верно, тогда Бог спросил сатану, откуда тот пришёл, и что сатана ответил?

Ральф Мэренз : Ходил по земле.

Вилбур Фильдз : А согласно 1-му посланию апостола Петра, когда сатана ходит по земле, что он делает?..

Ральф Мэренз : Он пытается устроить нам неприятности.

Вилбур Фильдз : Он ищет, кого бы ему поглотить. И тогда он ходил, пытаясь поглотить Иова. Как Бог стал относиться к Иову после того, как тот потерял все средства к существованию, всё своё имущество, всех своих детей? Переживал ли Бог об Иове?

Ральф Мэренз : Бесспорно, Бог знал обо всём, что происходит в жизни Иова. Ему было далеко не всё равно. И я вижу в тексте, что Бог жалел о страданиях Иова, которые были спровоцированы сатаной.

Вилбур Фильдз : Да, действительно. В третьем стихе мы читаем, что Бог сказал сатане: «Обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла, и доселе тверд в своей непорочности; а ты возбуждал Меня против него, чтобы погубить его безвинно». Другими словами, Бог гордился Иовом.

Я воспринимаю это как самый сильный пример служения Господу. Мне бы очень хотелось, чтобы Бог мог также похвастаться мною перед дьяволом и сказать: ты пытался его искушать, но у тебя ничего не вышло. Боюсь, что иногда мы, к сожалению, предоставляем дьяволу возможность возразить: «Твои дети, которых Ты благословляешь, не всегда заслуживают этого». Пусть всем нам удаётся избегать этого.

Итак, сатана, конечно же, не поверил в искренность Иова. Поэтому он сказал Богу со смехом (думаю, он успехался, говоря это): «Кожу за кожу, а за жизнь свою отдаст человек всё, что есть у него...» Что он имел в виду?

Барбара Мэренз : Всё в мире имеет свою цену. И сатана думал, если он начнёт искушать Иова в духовной, физической, умственной жизни, а не только через материальные блага, то очень скоро Иов сдастся. Но этого не случилось.

Вилбур Фильдз : Я долго размышлял над тем, что значит «кожа за кожу», и не скоро начал, как мне кажется, понимать, о чём идет речь. Я думаю, здесь сатана пытается сказать Богу, что Он похож на родителя, балующего своего ребёнка. «Ты дал Иову все самое лучшее, – как я понимаю, слово "кожа" используется здесь образно и означает всё самое ценное, – Ты всё это дал Иову, но стоит тебе забрать это у него, Иов начнёт роптать и возмущаться. Ты, Бог, чересчур наивный. Ты хочешь замечать очевидного, и если Иов начнет громко жаловаться, ты скажешь: "Нет, Иов, не говори так обо мне; Я дам тебе всё, что ты захочешь"». Таким образом, говоря «кожу за кожу», всего тремя словами дьявол умудрился оскорбить и Бога, и Иова. Нужно признать, он умеет подбирать нужные слова.

Ральф Мэренз : Поразить тело Иова.

Вилбур Фильдз : При этом Бог продолжал, так сказать, держать сатану на поводке, не давая ему зайти слишком далеко. А сатана покрыл тело Иова от головы до пят проказой; в других библейских переводах уточняется: язвами, фурункулами, нарывами. У Вас когда-нибудь были нарывы?

Барбара Мэренз : Да, и это очень больно. Иногда настолько больно, что начинаешь думать о смерти – хотя никакой угрозы жизни на самом деле нет.

Вилбур Фильдз : Если у вас были чирьи, то мне нет нужды описывать, что это такое. Если же не было – то я вряд ли смогу вам их описать. Иов не мог найти себе места. Он не мог толком ни присесть, ни прилечь. Он страдал от боли, которую нарывы причиняли в любом положении. Библия сообщает, что он взял черепицу, расчёсывал раны и соскабливал вытекающий из них гной. У меня есть несколько кусков черепицы, которые мы нашли на археологических раскопках. Так же выглядели и «скребки» Иова. Везде, где были древние поселения можно найти очень много глиняных черепков. Это остатки от разбитых кувшинов и другой посуды.

Итак, что сказала Иову его жена , подойдя к нему?

Ральф Мэренз : «Похули Бога и умри».

Вилбур Фильдз : Что это означало для Иова?

Ральф Мэренз: Сдаться. Может, даже покончить жизнь самоубийством.

Вилбур Фильдз: Действительно, невозможно ведь вызвать собственную смерть одним желанием. Похоже, жена Иова именно это и хотела сказать: «Прокляни Бога и покончи со своей жизнью». Не могу не сказать, что я восхищаюсь действиями Иова. Несмотря на все свои страдания, он решил жить. Очень многие сдаются в его ситуации: глотают смертельную дозу таблеток или находят другие способы… Отдадим Иову должное: он ничего подобного не сделал, и не собирался

Но заслуживает ли жена Иова строгого суждения? Ральф, что вы думаете по этому поводу?

Ральф Мэренз : Жена, бесспорно, усугубляла положение Иова, а не облегчала его. Хотя я где-то её понимаю – потому что состояние её мужа было таким, что она думала: «Лучше бы ему было умереть».

Вилбур Фильдз : Или так ей казалось.

Ральф Мэренз : Да, или так ей казалось.

Вилбур Фильдз : Барбара, а Вы как думаете: можно ли оправдать поступок жены Иова, или ей нет оправдания?

Барбара Мэренз : Думаю, она говорила так от горя. Но, если честно, я не могу этого принять. Когда у Ральфа был рак и он проходил курс химиотерапии, я знала, что мне нужно его поддерживать и вдохновлять, а не впадать в уныние. Поэтому я разочарована в жене Иова. Хотя с другой стороны, у неё было огромное горе. Она потеряла всех своих детей, все материальные блага… Поэтому я могу понять, что ею двигала скорбь и она говорила в гневе.

Вилбур Фильдз : Я понятия не имею, как бы отреагировала любая другая женщина, потерявшая всех своих детей сразу. Мне очень трудно критиковать её. Ещё я знаю, что когда Иов заболел, его дыхание стало настолько зловонным, что жена не могла находиться рядом с ним. «Дыхание мое опротивело жене моей» (19:17), – говорил он. Но при этом, если кто-то приносил ему поесть, или чистую ткань, чтобы перевязать гниющие части тела, именно жена делала ему перевязку. Писание на самом деле не осуждает ее.

Иов отвечает на слова жены: «Ты говоришь как одна из безумных» (2:10). Обратите внимание: он не говорит: «Ты безумная. Не смей говорить такое!..» Иов только сравнивает свою жену с безумной, т.е. намеренно проводит различие между нею и безумными женщинами. Я знаю, что он был унижен и разочарован. Нет ничего больнее для пожилого человека, чем отсутствие поддержки со стороны жены. Даже царь Давид вышел из себя, когда его жена Мелхола не обрадовалась тому, что он принёс Ковчег Завета. Давид тогда пришёл в ярость. Так и Иов мог бы разозлиться и возмутиться: «После всех этих лет... после всего, что я тебе дал, что я для тебя сделал!..» Но Иов так не сказал, и я восхищён им. Однако я и не критикую его жену: мне кажется, нам следует проявить снисходительность в этой ситуации.

Итак, весть о болезни Иова разнеслась повсюду. Откуда мы знаем, что беда Иова стала общеизвестным фактом?

Ральф Мэренз : О случившемся узнали его друзья, которые жили довольно далеко.

Вилбур Фильдз : Да. Елифаз Феманитянин был из города, находившегося недалеко от современного города Петра, к югу от Мёртвого моря. Если посмотреть по карте, то от этого места до земли Уц было порядка 200 миль. Вилдад Савхеянин был обитателем другой местности, откуда он тоже отправился к Иову. Их друг Софар Наамитятин жил вдажеке от всех них. Таким образом, Иов был известным человеком и новость о его болезни достигла его друзей. Тогда они пришли его навестить. Для каждого из них – Елифаза, Вилдада и Софара – визит к Иову требовал значительных усилий. Путь был неблизким: несколько сотен миль; оплачивать дорогу им нужно было из собственного кармана.

Что еще хорошего можно сказать об этих людях? Впоследствии выяснится, что, к сожалению, утешители из них получились никудышные. Однако перед тем, как начать разбираться в их недостатках, давайте скажем о них ещё что-нибудь хорошее.

Ральф Мэренз : У них были благие намерения. Я думаю, они действительно пришли, чтобы помочь Иову, поддержать его.

Вилбур Фильдз : А когда они увидели, в каком жалком состоянии он находится, они из сострадания не стали его ни в чём уговаривать, а молча просидели рядом с ним семь дней и семь ночей.

Барбара Мэренз : Уже даже одно то, что они пришли. Многих людей, страдающих онкологическими и другими тяжелыми заболеваниями, никто из друзей даже не приходит проведать. Друзья думают, что им не по силам справиться с горем страдальца.

Вилбур Фильдз : Или боятся заразиться...

В ходе долгих бесед между Иовом и его друзьями ни разу не упоминается, даже косвенно, что его друзья могли поклоняться идолам. Все трое были слугами Божьими. Это было замечательно, потому что практически весь языческий мир – а эти люди были язычниками – погряз в идолопоклонстве. Так что, по крайне мере трое друзей Иова хоть и не идеально, но знали Бога.

Итак, размышляя над этим отрывком, можем ли мы извлечь какие-нибудь уроки о страдании? Что-нибудь особенное, что пришло вам в голову в ходе нашего разговора и о чем мы не упомянули?

Ральф Мэренз : Я радуюсь тому, что Бог ограничивает меру страданий – не только для Иова, но и для каждого из нас. В 1-м послании Коринфянам сказано, что Бог не допустит нам «быть искушаемыми сверх сил» (1 Кор.10:13). То есть, он по-прежнему держит сатану «на поводке».

Вилбур Фильдз : Но порой кажется: Бог считает, что мы можем вынести гораздо больше, чем нам хотелось бы…

Барбара Мэренз : Бог никогда не испытывает удовольствия от того, что мы страдаем. В книге Иеремии написано: «Ибо только Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду» (Иер.29:11). Мы служим благому Богу, Который желает нам только добра. Он не хочет, чтобы Его дети страдали.

Вилбур Фильдз : Да, Бог очень огорчился, когда сатана обрушил на Иова все эти несчастья. Часто люди задают вопрос: «Почему Бог позволил умереть моим детям?» Поверьте мне, это причиняет Богу столько же боли, сколько и вам. Бог не получает от этого ни малейшего удовольствия – и придёт время, когда Он поставит всё на свое место. Конечно, вы вправе спросить, почему Он допускает это изначально? Порой самый честный ответ на этот вопрос: «Я не знаю». Насколько мне известно, Иов до конца жизни так и не узнал, почему он страдал.

Ральф Мэренз : Я с радостью поделюсь ими. Думаю, моё представление, почему с людьми происходит что-то хорошее или что-то плохое – причём неправильное представление! – сформировалось ещё в молодости, благодаря моему неверующему соседу. Я рос в семье проповедника. Всё в нашей семье было благополучно, и мой неверующий сосед однажды объяснил мне, что у нас всё хорошо и мы обходимся без переломов и больниц, потому что Бог вознаграждает хороших людей. А таких, как он – людей, у которых не всё так гладко в жизни, и которые, по его словам, ничем хорошим не отличались, – Бог якобы не награждает. Так, он сформировал у меня точку зрения, которой я довольно долго придерживался, полагая, что всё именно так и обстоит.

Первые сомнения появились, когда я уже учился на первом курсе библейского колледжа. День благодарения в том году я встречал со своим дядей Роном Кокреном. Он был проповедником и отцом пятерых детей, старший из которых только заканчивал школу; служил Господу он в штате Айова. Несколько месяцев спустя я узнал, что Рон катался на санках со своими детьми, и с ним случилось несчастье. Через три дня он умер.

Мне очень сложно было это понять и принять, потому что мне всё казалось неправильным. Оказалось прерванным его служение, дети остались без отца… То есть, случившееся поставило под сомнение мои представления: с хорошими людьми тоже почему-то могло произойти что-то плохое. Я начал впадать в депрессию. К тому моменту я проучился в колледже всего полгода. Наконец я сказал Богу: «Если Ты есть, объясни мне, почему так происходит, потому что я близок к тому, чтобы списать Тебя со счетов. Не знаю, хочу ли я оставаться христианином, и уж точно я не хочу служить Богу, Который не помогает людям». Я искренне молился и настаивал: «Сейчас или никогда!»

Каким же удивительным образом Бог ответил на эту молитву!.. В тот год я поехал на христианскую конференцию, темой которой была книга Иова. Более того, в основе одного из занятий был стих: «Вот, Он убивает меня, но я буду надеяться». Я стал задумываться о том, через что прошел Иов. Я начал перечитывать книгу Иова и размышлять, много размышлять, почему Иов, после всех испытаний, не перестал верить Богу. Потом я подумал, что мои проблемы по сравнения с бедами Иова кажутся сущими пустяками. Господь не оставлял меня. Если бы я мыслил как Иов, то никакое испытание не смогло бы меня заставить усомниться в Боге. Он такой, каков Он есть, независимо от того, нравится мне это или нет.

И в тот момент я принял осознанное решение: неважно, что произойдёт в моей жизни, хорошее или плохое, – но я не перестану доверять Богу. Моя вера больше не зависела от обстоятельств.

Позже в моей жизни случилось новое испытание. Тогда я был женат на Кэрол, и она однажды сказала мне, что её мучает физическая боль. В конце лета мы пошли к врачу и у неё обнаружили рак. Через восемь месяцев после начала болей рак отнял у неё жизнь. За Кэрол было вознесено огромное количество молитв. Нет никаких сомнений, что Бог знал о нашем положении. Тем не менее, Он решил не посылать ей исцеления. Моему осознанному решению был брошен вызов со стороны мучавших меня в то время эмоций. Но ответ не менялся, и в конечном итоге, хотя Бог и позволил моей жене умереть, мне пришлось повторить за Иовом: «…но я буду надеяться».

Впоследствии моя вера неоднократно была испытана: во время служения загорелась наша церковь, в результате чего сгорела библиотека и все наши записи; у нашей дочери обнаружили эпилепсию; в Небраске, где мы несём сейчас служение, Барбара неудачно упала и повредила позвоночник; два года назад мне удалили раковую опухоль. Много чего происходило в моей жизни, но всякий раз ответ был один: «Вот, Он убивает меня, но я буду надеяться». Что бы со мной ни случилось, я буду Ему верить. Я искренне верю, что никакие несчастья, которые могут произойти со мной или с моей женой, не пошатнут моей веры в Бога. На этом убеждении Бог построил мою веру.

Вилбур Фильдз : Я знаю, что Кэрол, умирая, пережила много страданий. Она прошла курс химиотерапии, после которой, как это часто бывает, у неё выпали все волосы. Ни один мужчина не сможет понять, какой это шок для женщины. Я помню, как ей было плохо, и как Ральф все это переживал. Тем не менее, вы с Кэрол и тогда доверяли друг другу, планировали свое будущее и, несмотря ни на что, доверяли Богу.

Ральф Мэренз : Так оно и было. Она даже распланировала свои похороны, и сказала, чего бы ей хотелось и чего не хотелось. Она дала мне свободу, сказав, что нашим детям нужна мать и что она не хочет, чтобы после её смерти я оставался вдовцом, и чтобы я женился второй раз. Мы говорили обо всём, и это было огромным благословением.

Вилбур Фильдз : Слава Богу! Мы с вами, конечно же, знаем, что наша земная обитель, этот дом, в котором мы сейчас обитаем, исчезнет. Мы знаем, что на небесах нас ждёт новый дом и новые тела, что после смерти нас ждёт вечная жизнь. Но задумайтесь: Иов не имел об этом ни малейшего представления. Тем не менее, он верил настолько, что сказал: «Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!»

Меня поражает вера Иова посреди его бед. Когда его жена сказала ему похулить Бога и умереть, Иов ответил: «Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?»

Ральф, что вы думаете об этом ответе?

Ральф Мэренз : Я думаю, что это мудрость мира.

Вилбур Фильдз : То есть?

Ральф Мэренз : Мир говорит, что нужно стойко переносить превратности судьбы, что жизнь полна взлетов и падений, что такова жизнь, и тому подобное. Я против такой философии, потому что она утверждает безразличного Бога. Я знаю, что Бог принимает личное участие в нашей жизни. Ему не всё равно, что с нами происходит. Я не верю, что Он посылает плохое. В определённом смысле Он допускает плохое, но это не делает Его Богом зла, Богом, Который посылает нам зло.

Вилбур Фильдз : Но когда Иов это говорил, он не знал того, что знаем мы в свете учения Христова. И я рад, что Бог не привлекает нас к ответственности за все наши несведущие и порою безрассудные рассуждения. Меня это очень утешает.

Итак, к Иову пришли трое его друзей: «И услышали трое друзей Иова о всех этих несчастьях, постигших его, и пошли каждый из своего места: Елифаз Феманитянин, Вилдад Савхеянин и Софар Наамитянин, и сошлись, чтобы идти вместе сетовать с ним и утешать его» . Всё это звучит очень даже хорошо; но мы знаем, чем все это закончилось. Утешение это превратилось в, может быть, самое суровое его испытание. Ральф, что бы вы могли посоветовать тем, кто оказывает утешение больным? Эти трое явно упустили возможность его утешить.

Ральф Мэренз : Это точно. Они забыли, зачем пришли. И вместо того, чтобы утешать, стали осуждать.

Я встречал таких людей. Они приходят в больничную палату, пытаются объяснить, почему Бог это сделал, или извиняются за Бога, или стараются Ему помочь, говоря: «Вы поступили неправильно и вам нужно исправиться». Другими словами, сегодня люди совершают все те же ошибки. А всё, что нам нужно сделать, это смириться и признать, что у нас нет ответов на все вопросы. Мы здесь, чтобы утешать и уверять в том, что Богу не всё равно, что Он знает о происходящем. На мой взгляд, лучшее, что мы можем сделать, это почитать Писание и помолиться с человеком, а все остальное отдать в руки Божьи.

Советы утешителям.

1. Не забывайте, что ваша задача – утешать.

2. Читайте Писание и молитесь.

Вилбур Фильдз : Насколько я знаю, друзья Иова ни разу не пытались предложить ему вместе помолиться.

Ральф Мэренз : Нет, ни разу.

Вилбур Фильдз : Вместо этого они принялись его поучать: «Погибал ли кто невинный... сеявшие зло пожинают его…» Они не сомневались, что Иов сделал что-то плохое. Если следовать их философии, то за любой плохой проступок положено наказание, а за хороший – вознаграждение. Если Иов, будучи праведным человеком, потерял всё своё состояние и всех детей, то их собственная безопасность оказывалась под угрозой – а им этого очень не хотелось.

Барбара Мэренз : Огромным благословением. Книга Иова очень близка мне. До того, как на Иова обрушились все несчастья, он уже был подготовлен к ним, у него были крепкие отношения с Богом. Я поняла, что для меня очень важно в жизни стремиться к личным отношениям с Богом через чтение Его Слова и молитву. Испытания еще придут, и я хочу быть готовой.

Ещё я обнаружила: всё, что мог во время испытаний делать Иов – это терпеть. Он не ходил, прославляя Бога и делясь со всеми Благой Вестью, он просто терпел. Думаю, бывают времена, когда на нас обрушиваются настолько суровые испытания, что мы не в состоянии служить другим. Всё, что мы тогда можем – это терпеть и оставаться стойкими. Не отступать, а двигаться вперёд, как и раньше.

Наступит время, и испытания закончатся; но они либо закалят нас, либо ожесточат. Я думаю, испытания закалили Иова. Библия умалчивает об этом, но я уверена, что на сотни километров было слышно, как Иов славил Бога, когда испытаниям пришёл конец.

И ещё: очень важно использовать свои испытания для служения другим, потому что этим мы прославляем Бога, а это и есть наша цель здесь, на земле.

Вилбур Фильдз : В своей стране Иов был очень богатым человеком. Но прославился он не своим богатством, а своим терпением во времена страданий. Иов также был очень щедрым человеком. Написано, что он помогал бедным, вдовам и сиротам. Кроме того, он вершил суд и докапывался до сути любой тяжбы, а делающего беззаконие наказывал. Но мы помним Иова не из-за его высокого поста или общественного положения, не потому, что он был богат или щедр. Мы запомнили его по тому, как он переносил страдания.

И нам не следует возмущаться, если Бог позволит сатане причинить нам страдания. Вместо этого нужно радоваться, как радовались апостолы за оказанную им честь пострадать за Христа – потому что именно связанные со страданиями события придавали огромное значение их свидетельству. Ничто не производило большего впечатления на всех, кто их знал, чем то, как они терпеливо переносили испытания. И в вечности Иов будет благодарить Господа за то, что Тот допустил в его жизни такие испытания.

На следующем, четвёртом занятии, Ральф и Барбара снова будут с нами. Уверен, что вам интересно их слушать.

В этой главе описано, как Иов горько сокрушается и взывает к Богу, сожалея о дне своего зачатия и рождения. Прочтите, пожалуйста, третью главу и подумайте над ней. А мы будем ждать встречи с вами.

ПРИМЕЧАНИЕ

1. Ср. с переводом С. Аверинцева: «…и поразил Иова злыми язвами от подошвы стопы его по самое темя его»; в переводе А. Десницкого: «…Он поразил Иова болезненными нарывами с головы до пят…»

2. В переводе С. Аверинцева: «…и сговорились они идти к нему вместе, чтобы соболезновать ему и утешать его».

Трактующей проблему страдания праведного. Книга Иов - один из древнейших образцов спекулятивной нравоучительной литературы Ближнего Востока.

Анализ текста книги Иов показывает, что она составлена из прозаической повествовательной рамки (пролог - главы 1–2; эпилог - 42:7–17) и поэтических глав, в которых представлены дискуссия Иова с друзьями и ответ Бога Иову. Прозаические и поэтические главы различны не только по форме, но и по содержанию:

Иов, житель восточной земли Уц, обладатель несметных стад и многочисленных слуг (подобно патриархам в книге Бытие), отец семи сыновей и трех дочерей - угодный Господу праведник: «Нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла» (Иов 1:8), - говорит Господь Сатане . Однако Сатана заявляет, что благочестие Иова небескорыстно: «Но простри руку Твою, и коснись всего, что у него, - благословит ли он Тебя?» (1:11). В следующих одно за другим несчастьях Иов в один день теряет все свое имущество и детей, однако ни одно богохульное слово не сходит с его уст. Напротив, он заявляет: «Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!» (1:21). Однако это испытание не кажется Сатане решающим, и он предлагает испытать Иова телесными страданиями. С позволения Бога Сатана насылает на Иова проказу, однако Иов стойко переносит и это несчастье: «Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» (2:10).

В эпилоге Бог сторицей вознаграждает Иова за стойкость в страданиях и порицает трех его друзей за то, что те «говорили о Нем не так верно, как раб Его Иов» (42:7).

В этом прозаическом обрамлении развертывается дискуссия (поэтические главы книги), в которой Иов предстает не как благочестивый человек, принимающий с любовью беды, обрушиваемые на него Богом, а как мятежник, вступающий, вопреки увещеваниям друзей, в спор с Богом. Иов проклинает день своего рождения (3:3), обвиняет друзей в недостаточном сочувствии к его страданиям (6:14–30; 16:1–5), утверждает свою непорочность (23; 27; 31) и требует третейского суда между ним и Богом (9:29–35; 16:21–22); Иов обвиняет Господа в несправедливости Его кар (10), сокрушающих надежды праведника (14:18–22), теряет веру в воздаяние за добродетель (21) и в справедливость установленного Богом порядка вещей (24). В ответ Бог вопрошает Иова о мере его знания (38, 39), и устыженный Иов замыкает уста; Бог вопрошает Иова, не хочет ли он обвинить Его, чтобы оправдать себя (40:8), и Иов «отрекается и раскаивается в прахе и пепле» (42:6).

Прозаическая часть книги Иова (пролог и эпилог) представляет собой независимое от поэтической части литературное произведение. Герой повествования упоминается в книге пророка Иехезкеля : «Если бы нашлись... сии три мужа: Ной, Даниэль и Иов, то они праведностью своею спасли бы только свои души... но не спасли бы ни сыновей, ни дочерей, а они, только они спаслись бы...» (14:14 и 16). Имя Иова, так же как название его местопребывания - Уц (в Библии также имя одного из внуков Сима ; Быт. 10:23), следует рассматривать как анахронизмы, а роль, которую играет в рассказе Сатана, свидетельствует о влиянии персидской культуры. О попытке придать повествованию архаический характер говорят и другие анахронизмы (например, халдеи упомянуты под их древним названием касдим ; 1:17). Действие происходит в земле «сынов Востока» (Иов 1:3), то есть на исторической родине патриархов; как и в историях о патриархах, богатство измеряется числом слуг и количеством скота (Иов 1:3; 42:12; Быт. 24:35; 26:14; 30:43); долголетие Иова напоминает долголетие патриархов (Иов 42:16; Быт. 25:7; 35:28; 47:28); Иов, как и Авраам , называется «раб Господень» (Иов 1:8; 2:3; 42:8; Быт. 26:24) и, как Авраам (Быт. 22:1, 12), испытывается Богом и успешно выдерживает испытание своей веры; наконец, упоминаемая в книге Иова денежная единица ксита (42:11) встречается только в повествованиях о патриархах (Быт. 33:19). Новейшие филологические исследования доказывают, что в дошедшей до нас форме рассказ был зафиксирован после возвращения изгнанников из пленения вавилонского .

Многочисленные попытки библеистов установить период составления поэтических глав книги Иова не привели к однозначным результатам. В языке диалогов столь заметно влияние арамейского языка, что некоторые исследователи (например, Н. Х . Тур-Синай) пришли к выводу, что книга Иова была либо переведена с арамейского, либо составлена на северной периферии Эрец-Исраэль, подверженной влиянию арамейской литературы. С другой стороны, имена друзей Иова (Элифаз из Теймана, Билдад из Шуаха и Цофар из На‘амы) указывают на их связь с Эдомом .

Среди современных библеистов преобладает мнение, что и поэтическая часть книги Иова приняла окончательную форму после вавилонского пленения. Во всяком случае, именно в этот период поэтически-философская дискуссия была включена в теодицею повествовательной рамки. Книга Иова - вершина библейской поэтической «литературы мудрости», которая процветала на Ближнем Востоке, но в древней культуре Израиля подверглась уникальной трансформации и в Библии пронизана глубоким религиозным чувством.

Страждущий праведник - тема, известная шумеро-вавилонской и древней египетской литературам, но там она не озарена драматической напряженностью книги Иов. Пафос протеста человека против деяний Бога сравним в некоторой мере лишь с пафосом древнегреческой классической трагедии. Однако в последней царит неумолимый рок, неподвластный даже богам. В книге же Иова герой призывает самого Бога к суду и требует от него ответа, а Бог отвечает ему и упрекает в неискренности друзей Иова за то, что они порицали его, исходя из формальной теодицеи, отрицающей сомнение. Вера в милость Бога, который нисходит до ответа смертному, свидетельствует о сугубо религиозной сущности книги Иов, несмотря на наличие в ней элемента скептицизма. Глубокая религиозность, которой проникнута книга, выходит далеко за рамки библейского жанра. Иов с его метаниями, сомнениями, вызовом Богу и, наконец, смирением перед открывшимся ему величием Всевышнего стал в еврейской и мировой художественной и философской литературе символом трагической и одновременно жизнеутверждающей героической конфронтации человека с Богом и созданной Им вселенной.

На протяжении веков смысл книги Иов трактовался различно. В Талмуде и Мидраше Иов рассматривается то как один из немногих подлинно богобоязненных персонажей Библии, то как богохульник. В Талмуде приводится мнение о том, что Иов - вымышленная личность, герой назидательной притчи (ББ. 15а–б). В том же контексте, однако, сказано (ББ. 15б), что по библейской характеристике Иов превосходит праведностью даже праотца Авраама.

Святой праведнй Иов жил на границе Идумеи и Аравии , в стране Авситидийской , в земле Уц . Священное Писание , согласно переводу Семидесяти , называет его царём над Едомом , и отождествляет с Иовавом, наследником Валака и предшественником Асома (Быт. 36, 33). О происхождении его указано, что он был потомком Авраама в пятом колене, отцом его назван Зареф, "Исавовых сынов сын", матерью - Восорра, женой - некая аравляныня от которой у него был сын Еннон (Иов 42, 17 -20) .

Иов был человеком богобоязненным и благочестивым. Всей душой он был предан Господу Богу и во всем поступал согласно Его воле, удаляясь от всего злого не только в делах, но и в мыслях. Господь благословил его земное существование и наделил праведного Иова большим богатством: у него было множество скота и всякого имения. Семь сыновей праведного Иова и три дочери были дружны между собой и собирались на общую трапезу все вместе поочередно у каждого из них. Через каждые семь дней праведный Иов приносил за своих детей жертвы Богу, говоря: «Может быть, кто из них согрешил или похулил Бога в сердце своем». За свою справедливость и честность святой Иов был в великом почете у сограждан и имел большое влияние на общественные дела.

Однажды, когда перед Престолом Божиим предстали Святые Ангелы , явился между ними и сатана . Господь Бог спросил сатану, не видел ли он раба Его Иова, мужа праведного и чуждого всякого порока. Сатана дерзко отвечал, что недаром богобоязнен Иов – Бог бережет его и умножает его богатства, но если наслать а него несчастья, то он перестанет благословлять Бога. Тогда Господь, желая показать терпение Иова и веру, сказал сатане: «Все, что есть у Иова, Я предаю в твои руки, только самого его не касайся». После этого Иов внезапно лишился всех своих Богатств, а потом и всех своих детей. Праведный Иов обратился Богу и сказал: «Нагим вышел я из чрева матери моей, нагим возвращусь к матери своей земле. Господь дал, Господь и взял. Да будет Имя Господне благословенно!» И не согрешил Иов перед Господом Богом, и не произнес ни одного неразумного слова.

Когда Ангелы Божии вновь предстали перед Господом и среди их сатана, то диавол сказал, что Иов праведен, пока сам невредим. Тогда Господь возвестил: «Я попускаю тебе сделать с ним, что хочешь, только душу его сбереги». После этого сатана поразил праведного Иова лютой болезнью – проказой, которая покрыла его с ног до головы. Страдалец принужден был выселиться из общества людей, сел вне города на куче пепла и глиняным черепом скоблил свои гнойные раны. Все друзья и знакомые оставили его. Жена его принуждена была добывать себе пропитание, трудясь и скитаясь из дома в дом. Она не только не поддерживала своего мужа в терпении, но думала, что Бог наказывает Иова за какие-либо тайные грехи, плакала, роптала на Бога, укоряла и мужа и наконец посоветовала праведному Иову похулить Бога и умереть. Праведный Иов тяжко скорбел, но и в этих страданиях остался верен Богу. Он отвечал жене: «Ты говоришь, как одна из безумных. Неужели доброе мы будем принимать от Бога, злого не будем принимать?» И не согрешил праведный ни в чем перед Богом.

Услышав о несчастиях Иова, три его друга пришли издалека нему разделить его скорбь. Они считали, что Иов наказан Богом а грехи, и убеждали неповинного ни в чем праведника покаяться. Праведник отвечал, что он страдает не за грехи, но что эти испытания посланы ему от Господа по непостижимой для человека Божественной воле. Друзья, однако, не верили и продолжали считать, что Господь поступает с Иовом по закону человеческого возмездия, наказывая его за совершенные грехи. В тяжкой душевной скорби праведный Иов обратился с молитвой к Богу, прося Его Самого засвидетельствовать перед ними его невиновность. Тогда Бог явил Себя в бурном вихре и укорил Иова за то, что он пытался проникнуть своим разумом в тайны мироздания и судеб Божиих. Праведник всем сердцем раскаялся в этих мыслях и сказал: «я ничтожен, отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле». Тогда Господь повелел друзьям Иова обратиться к нему и просить его принести за них жертву, «ибо, – сказал Господь, – только лицо Иова я приму, чтобы не отвергнуть вас за то, что вы говорили обо Мне не так верно, как раб Мой Иов». Иов принес жертву Богу и помолился за друзей, и Господь принял его ходатайство, а также возвратил праведному Иову здоровье и дал ему вдвое больше того, что он имел прежде. Вместо умерших детей у Иова родилось семь сыновей и три дочери, прекраснее которых не было на земле. После перенесенных страданий Иов прожил еще 140 лет (всего же он прожил 248 лет) и видел потомство свое до четвертого рода.

Жизнь и страдания святого Иова описаны в Библии , в Книге Иова . Пострадавший праведник Иов прообразует собой Господа Иисуса Христа , сошедшего на землю, пострадавшего ради спасения людей, а потом прославившегося славным Своим Воскресением.

Я знаю, – говорил праведный Иов, пораженный проказой, – знаю, что Искупитель мой жив и Он восставит из праха в последний день распадающуюся кожу мою, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам, мои глаза, не глаза другого увидят Его. Чаянием сего истаивает сердце мое в груди моей! (Иов. 19, 25 -27).

Знайте, что есть суд, на котором оправдается только имеющий истинную премудрость – страх Господень и истинный разум – удаление от зла.

Святой Иоанн Златоуст говорит:

Нет несчастья человеческого, которого не перенес бы этот муж, твердейший всякого адаманта, испытавший вдруг и голод, и бедность, и болезни, и потерю детей, и лишение богатства, и затем, испытав коварство от жены, оскорбления от друзей, нападения от рабов, во всем оказался тверже всякого камня, и притом до Закона и Благодати.

Использованные материалы

  • Житийная справка календаря портала Православие.Ru :

Книга Иова – глубокодумное произведение еврейской мысли, одно из величайших творений во всей поэзии всех народов и времен, занимает по своему содержанию совершенно одинокое положение в еврейской литературе. По форме, оно соединяет в себе все виды поэзии: начало и конец его имеют эпический характер; главная по объему средняя его часть написана в драматической форме разговора, возвышающегося в описаниях природы до лиризма, а в целом своем, Книга Иова имеет дидактическое направление.

Иов и его друзья. Картина Ильи Репина, 1869

Содержание книги. «Был человек в земле Уц; имя его Иов; и был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен, и удалялся от зла», – так начинается эпическое вступление Книги Иова. Земля Уц – часть юго-восточной Палестины. Иов был князь кочевого племени. За его справедливость и богобоязненность, Бог наградил его всеми благами. Сатана сказал Господу, что благочестие Иова не бескорыстно: Иов любит-де Господа только за то, что Господь дает ему богатство и счастье; если Господь отнимет у него награды за благочестие, он перестанет благословлять Господа. Господь дал сатане позволение испытать, так ли это, подвергать Иова бедствиям.

На Иова стали обрушиваться одно за другим тяжкие бедствия. Стада и рабы его погибли. Дом, в котором пировали его сыновья и дочери, упал и раздавил их своими развалинами. Но обнищавший, лишившийся детей Иов остался твёрд в своей преданности Господу. Сатана испросил позволение подвергнуть страданию и тело самого Иова, и «поразил Иова проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его». Но и в этом страдании Иов сохранил преданность Господу. Он сказал жене, возбуждавшей его к ропоту: «Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» И «не согрешил Иов устами своими».

Книга Иова. Аудиокнига

Молва о бедствиях Иова разнеслась повсюду, и трое друзей его из разных местностей «сошлись, чтобы идти вместе сетовать с ним и утешать его. И подняв глаза свои издали, они не узнали его», – так он переменился от болезни; – «и зарыдали, и сидели с ним на земле семь дней и семь ночей», не находя слов утешения. Наконец, Иов прервал тяжкое молчание, и скорбь его излилась жалобами, проклятиями мучительной жизни. Его горькие слова показались его друзьям нечестивыми; они стали доказывать Иову, что Бог справедливо награждает и наказывает людей по заслугам. Один после другого, они пытались доказать Иову, что если он подвергся бедствиям, то должен считать себя заслужившим наказание от Бога какими-нибудь грехами. Иов спорит против них, говорит, что чувствует себя невинным. Он упрекает их в безжалостности к нему, и в скорби своей резко говорит о том, что беззаконники остаются счастливы, а праведники бедствуют. Его друзья, все трое, возмущаются такими мыслями, называют их нечестивыми, опровергают их примерами. Таким образом, идет ряд речей: друзья Иова, сообразно с господствующими в стране понятиями, доказывают, что Бог всегда поступает с людьми, как заслужили того люди, и что следовательно бедствия Иова – наказание ему за какие-нибудь грехи; Иов продолжает утверждать, что он страдает невинно, и продолжает приводить примеры того, что нечестивцы остаются безнаказанными, а праведники страдают. Он говорит, что если не при жизни его, то по его смерти Бог покажет людям невинность его. Он кончает свои возражения друзьям трогательными воспоминаниями о своем прежнем счастье, о своей непорочной жизни и призывает Бога во свидетельство своей невинности.

Но раньше, нежели наступает минута решения вопроса голосом самого Господа, в спор с Иовом вступает слушатель Елиуй, молчавший, пока у трех друзей Иова находились возражения ему: «Когда те три мужа перестали отвечать Иову, воспылал гнев Елиуя на Иова за то, что он оправдывал себя больше, нежели Бога, а на тех трех друзей его воспылал гнев его за то, что они не нашли, что отвечать». Елиуй молчал, пока они говорили, «потому что они летами были старше его»; – когда они замолчали, берет на себя защиту высказанных ими мыслей он. Елиуй упрекает Иова за то, что он не видит справедливости Господа в управлении судьбами людей: «Неправда, что Бог не слышит» жалоб, воссылаемых ему праведными: «Суд пред ним, и жди его. Он не поддерживает нечестивых, и воздает должное угнетенным» (XXXV, 13, 14; XXXVI, 6).

После речи Елиуя, которая остается без ответа со стороны Иова, Господь отвечает на призвание Иова свидетельствовать о его невинности. «И отвечал Господь Иову из бури, и сказал: Препояшь, как муж, чресла твои: Я буду спрашивать тебя, а Ты отвечай Мне». Господь вопрошает Иова, может ли он постичь пути Господни? Господь говорит, что Иов и друзья его слишком самонадеянно считали себя постигающими всемогущество и мудрость Господа; друзья Иова слишком узко судили о правосудии Господа, обвиняя Иова. Иов говорит, что ни он сам, ни кто иной из людей не может постичь пути Господа.

Господь вознаграждает Иова за его страдания и утраты. Он исцелил его от болезни, и «благословил последние дни Иова более, нежели прежние», удвоил богатство его, и дал ему столько же детей, сколько было у него прежде. «И не было на всей земле таких прекрасных женщин, как дочери Иова. После того Иов жил сто сорок лет, и видел сыновей своих, и сыновей сыновних до четвертого рода. И умер Иов в старости, насыщенный днями». Так кончается Книга Иова.

Мнение учёных о том, когда была написана Книга Иова. Очевидно, что Книга Иова написана в такое время, когда еврейский народ уже достиг высокой степени образованности. По всей вероятности справедливо мнение тех исследователей, которые полагают, что она возникла после падения царства Иудейского . Никаких фактических данных для определения времени её происхождения мы не имеем; вывод, который мы принимаем за справедливый, основан только на соображениях вероятности. Но ясно, что Книга Иова принадлежит такому периоду, когда иудейский народ ознакомился с учениями, противоречащими его привычным понятиям. В Книге Иова есть признаки знакомства евреев с вероучением персов . Борьбы против хананейского язычества в ней уж нет, еврейский народ уж не впадает в идолопоклонство. Из всего этого, кажется, следует, что Книга Иова написана не раньше пленения вавилонского . Во время ли пленения написана она, или после возвращения иудеев из плена , едва ли возможно решить.

Описания природы. Описания природы в Книге Иова превосходны. Александр Гумбольдт во втором томе «Космоса» говорит: «Книга Иова справедливо считается превосходным созданием еврейской поэзии. Картины явлений природы в ней очень живописны, а распределение их в ней сделано с художественным мастерством дидактики. На всех новых языках, на которые переведена Книга Иова, её описания восточной природы производят глубокое впечатление. «Господь ходит по хребтам воздымаемых бурею волн моря». «Заря охватывает края земли, и земля становится как разноцветная одежда». В Книге Иова описываются нравы животных: дикого осла, лошади, буйвола, гиппопотама, крокодила, орла и страуса. Мы видим, как чистый эфир расстилается при знойном южном ветре зеркальною одеждою над жаждущею землею. Где природа скупо дает свои дары, чувства человека изощряются, он внимательно следит за каждою переменою в атмосфере, на поверхности безжизненной пустыни, на волнующемся море; он зорко видит признаки приближающихся перемен. В сухой, скалистой части Палестины прозрачность воздуха очень благоприятна зорким наблюдениям».

Иов действительно существовал

Есть мнение, будто Иов – вымышленный персонаж из народного предания.

Однако Святое Писание совершенно не разделяет подобного взгляда. Например, в главе 14 Книги пророка Иезекииля Иов упоминается наряду с другими мужами, которые являются историческими личностями, а именно с Ноем и Даниилом. Кроме того, в главе 5 Послания Иакова мы видим, что история Иова приводится в качестве примера преследуемым христианам того времени. И эта история, должно быть, действительно произошла, так как вымышленные рассказы со счастливым концом не помогли бы угнетенным людям.

Поэтому мы считаем, что все описанное в этой книге является правдой.

Где и когда жил Иов?

В определенном смысле этого человека скрывает завеса таинственности. Он жил в земле Уц. То есть не в Ханаане. Однако ни один географический атлас не ответит нам с точностью, где именно находилась эта территория. Одни указывают на Иорданию, другие на Едом. Вероятнее всего, Иов жил недалеко от города, в котором он занимал влиятельное положение (Иова 29:7).

Также нельзя точно сказать, когда именно жил Иов. Любые попытки определить это заканчиваются неудачей. Наиболее вероятно, что события, описанные в этой книге, происходили во времена пребывания израильтян в Египте. Кроме того, вполне возможно, что один из друзей Иова, Вилдад Савхеянин, был потомком Шуаха, сына Авраама и Хеттуры (Быт. 25:2). Более того, есть основания полагать, что предком Елифаза Феманитянина был Исав (Быт. 36:10). Итак, предположительно Иов жил во время, не очень отдаленное от периода патриархов. Однако абсолютной уверенности в этом нет.

Тем не менее подобная неопределенность никак не мешает понять суть данной книги. Мы без всяких сомнений верим, что «…Святое Писание вполне содержит волю Божью; и все то, во что человек должен верить, дабы спастись, достаточно изложено в оном» (Бельгийское исповедание, артикул 7).

Вот почему мы уверены: в этой книге содержится важная весть, вполне достаточная для того, чтобы пребывающего в растерянности человека нашего времени научить, во что он должен верить в трудные времена, дабы спастись.

Не только богатый, но и благочестивый

Этот человек был благочестивым и праведным, непорочным и справедливым, богобоязненным и удаляющимся от всякого зла. Какая потрясающая характеристика! Выглядит как рекомендация, с радостью выданная церковным советом брату, который собирается сменить место жительства!

Иов был очень богатым человеком. Он владел огромным поголовьем скота. Тем не менее он не полагался на богатство. Несомненно, Иов был благодарен Богу за все это, однако больше всего на свете он ценил общение с Ним. По этой причине Иов и назван благочестивым, непорочным. Это слово явственно указывает на то, что Иов был цельной натурой, обладал сильным характером, искренне любил Бога, Которого считал единственным Источником всех благ.

Иов был крупным предпринимателем, занимался торговлей шерстью и скотом. Он покупал и продавал. Говорят, что в торговле невозможно оставаться честным, однако Иов был праведным, справедливым. Люди доверяли ему.

Богачи запросто могут чувствовать себя независимыми, а следовательно поступать авторитарно. Однако Иов не был таким человеком. Ведь он почитал Господа и был богобоязненным.

Кроме того, Иов не участвовал в злых делах, так как удалялся от всякого рода зла.

Потому что об этом и пойдет речь в данной книге. И в особенности о том, какова цена такой высокой оценки Иова.

Эта характеристика была дана Иову в период великого процветания. Но – и здесь мы несколько забегаем вперед – что произойдет в трудные времена?

Иов был непорочным и справедливым, но также и сказочно богатым. Он был богобоязненным человеком. И Бог чудесным образом благословлял его. Но что случится с верой Иова, когда Бог положит конец его привилегированному положению?

В данном случае мы имеем дело с одним из самых животрепещущих, насущных вопросов современности. Конечно, нам легко полагаться на Бога, когда в нашей жизни все идет гладко. Однако сможем ли мы так же уповать на Отца нашего Небесного, когда Он поколеблет все основания нашей жизни? Что случится с нашей верой в Бога, если Он лишит нас земных радостей?

Насколько же крепким было хваленое благочестие Иова?

Прежде чем ответить на этот вопрос, нужно сказать еще несколько слов о нем самом.

Иов как отец

Отец несет ответственность, как руководитель семьи. Все об этом хорошо знают. Руководство семьей является частью служения отца как царя. Он ответственен за порядок в своей семье.

Еще более важным является служение отца как пророка. К сожалению, есть отцы, которые лишь изредка говорят со своими детьми о Господе, если вообще делают это. Они никогда не обсуждают с детьми прочитанное из Святого Писания.

Но осознает ли каждый отец то, что он также является и священником в своей семье? Это значит, он должен быть заинтересован в том, чтобы у его детей были личные отношения с Господом, – даже больше, чем в их оценках и успеваемости.

В этой связи об Иове мы слышим лестные отзывы. Семь сыновей Иова устраивали пиры – скорее всего, речь идет о праздниках, посвященных сбору урожая или стрижке овец. Молодые люди гостили друг у друга, вместе праздновали с радостью и веселием. Мы читаем о праздничных пиршествах, о яствах и питье. У них, по всей видимости, были хорошие отношения, так как все они поочередно принимали остальных членов семьи в собственном доме. Также в празднествах участвовали и три их сестры. Все указывает на непринужденную атмосферу семейного единения.

Однако после празднеств сыновья и дочери должны были прийти к отцу. Иов посылал за ними и освящал их, а на следующее утро рано вставал и возносил за каждого всесожжения. В возносящемся к небу дыме и пламени мы видим образ того, что впоследствии произойдет с нашим Господом Иисусом Христом. Живя в ветхозаветном периоде, Иов просил Бога, чтобы Он очистил его детей, что возможно благодаря будущей жертве Иисуса Христа.

Можем ли мы сказать, что во время этих празднеств имело место нечто непристойное? Упивались ли там вином?

Об этом ничего не говорится. Тем не менее Иов рассуждал так: «Может быть, сыновья мои согрешили, и похулили Бога в сердце своем».

Возможно, он иногда не доверял своим детям? Может быть, он в чем-то их подозревал? Однако любые критические вопросы неуместны, так как Святое Писание в данном случае одобряет его действия.

Пусть же такая осторожность Иова будет примером как для молодых, так и для пожилых. Иногда родителям очень тяжело принять весть о плохом поведении своих детей. Но разве сами они всегда поступают правильно? Мы должны уметь доверять своим детям, не правда ли?

Как же поступал Иов?

Он понимал, как трудно молодым, полным жизни людям праздновать и веселиться, не нарушив при этом Божьих заповедей. Но Иов не сетовал по поводу «нынешней молодежи» и позволял им устраивать праздники. Он не был придирчивым хлопотуном. Но и не впадал в другую крайность, когда родители совершенно не вмешиваются в жизнь своих детей. Поэтому после празднеств он вел сыновей и дочерей к жертвеннику. Он как бы подводил их к подножию Христова креста. Сжигаемая огнем жертва служила превосходным напоминанием о том, что веселое времяпрепровождение никогда не должно нарушать их отношений с Богом. Поэтому Иов молился о них и приносил жертвы, прежде чем он услышит жалобы. Вероятно, на них это производило глубокое впечатление. Таким способом Иов учил своих детей, чтобы они не забывали Господа – даже во времена празднеств.

Как Бог отзывался об Иове

Характеристика Иова основывалась не только на человеческих суждениях. Люди могут ошибаться и иметь слишком высокое мнение о благочестии того или иного человека. Но в данном случае Сам Бог четко и ясно сказал, что на земле нет более благочестивого человека, чем Иов.

Это произошло во время встречи на небесах. Кроме ангелов на небесном собрании присутствовал также и сатана. Он возвратился после своих странствований по земле.

В Откровении, 12:10, он назван «клеветником братий наших, клеветавшим на них пред Богом нашим день и ночь». Таким образом, нам не нужно ломать голову в догадках, дабы понять, что же он собирался делать на этом небесном собрании. Во время последнего своего путешествия по земле он наблюдал падение отдельных верующих. Собрано достаточно материала для огромного числа обвинений! Вера и христианская нравственность, по его мнению, ничто, пустой фарс.

Итак, обсуждается очень важный вопрос. Сам Господь поднимает его, спрашивая сатану: «Обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова?» (Иова 1:8). И прежде чем сатана смог что-то сказать, Он добавляет: «…ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла» (Иова 1:8).

Удивительно слышать такой похвальный отзыв из уст Самого Бога! Иов не был совершенным человеком. Самые святые люди на земле находятся лишь в начале пути совершенного послушания Богу. Тем не менее Сам Бог дал высокую оценку благочестию Иова. Он сказал эти слова прямо в лицо сатане. Таким образом, благочестие Иова было бесспорным. Это факт. Однако мы должны помнить об одной вещи. Бог не превозносил Иова. Он указывал сатане не на деяния благочестивого человека. Ведь верная жизнь Иова в сущности представляла собой результат труда Самого Бога. Господь говорит о «рабе Моем Иове», который находился в самом начале пути послушания Богу. Но и это начало было следствием действия Святого Духа. Поэтому это никакой не фарс. Сатане было бы лучше не высказывать подобную мысль!

Иов был лицемером?

Все указывает на то, что сатана хорошо знал Иова. Во время своего последнего странствования по земле он обратил на Иова внимание, однако не смог найти в нем ничего подозрительного. Он должен был признать, что в жизни Иова не было ничего достойного его критики.

Тем не менее он яростно выступал против Божьей положительной характеристики Иова. Сатана утверждал, будто у Бога неправильное суждение о его праведности, говоря: «Разве даром богобоязнен Иов?» (Иова 1:9). Он хотел показать, что Иов – обыкновенный эгоист, и заявлял, что в своем благочестии Иов руководствовался лишь корыстными побуждениями и ничем иным. Этот человек, вне сомнений, был избалован Богом, даровавшим ему замечательную семью, огромное богатство и почет. Чего еще он мог желать? Однако если Бог нарушит счастливое благоденствие Иова, что тогда случится с его любовью к Богу?

Таким образом, сатана представил следующую схему: исчезнет богатство Иова – исчезнет и вера Иова; и то, что Бог считает благочестием, на самом деле является не чем иным, как следствием личных интересов Иова.

Это было весьма серьезное заявление, могущее возыметь ужасные последствия. Сатана таким образом мог нанести сокрушительный удар по характеристикам всех христиан, вынеся им убийственный вердикт. Не забывайте, что, по словам Самого Бога, на земле не было более благочестивого человека, чем Иов. Теперь представьте, что все это благочестие обусловлено обыкновенным эгоизмом и потому является ложным. В таком случае вся христианская жизнь укоренена в эгоизме, а обращение и покаяние представляют собой не что иное, как завуалированный эгоизм. Благочестие и праведность? Все это на самом деле лишь отражение личных интересов.

Эта клевета была попыткой покушения на церковь с ее проповедью, благовестием и миссионерской деятельностью. Если признать истинность такого положения вещей, подлинное благочестие являлось бы лишь выдумкой, фикцией. То, что мы читаем об Аврааме и Моисее, о Петре и Павле не имело бы смысла. Все христиане в таком случае лишь преследовали бы собственные интересы. Таков было бы их единственный стимул.

Наиболее крайнее проявление такого цинизма подразумевает то, что труд Христа был изначально обречен на провал: Он всегда привлекал бы людей, преследующих лишь собственные интересы.

Итак, мы затронули основной вопрос этой книги: могут ли христиане искренне любить Бога, пребывая даже в тяжких испытаниях?

Бог уверен в вере Иова

Господь совершенно серьезно отнесся к обвинениям сатаны. Он мог, например, сказать: «Отойди от меня, сатана, ты лжешь!» На этом и закончилась бы Книга Иова.

Но обвинение нужно было опровергнуть.

Поэтому сатана получил разрешение разрушить жизнь Иова. Бог, будучи полностью уверен в Иове, знал, что сатана потерпит поражение. Откуда же у Него была такая уверенность? Дело в том, что вера Иова была следствием действий не человека, но исключительно Самого Бога. Поэтому Иов мог выстоять против всех нападок сатаны.

Пока еще он живет тихо и спокойно. Однако сатана, подобно льву, уже приготовился наброситься на свою жертву. Над Иовом сгущаются тучи. Но Бог не допустит, чтобы начатое Им дело потерпело крах.

Какое ободрение для нас!

Как мы отреагируем, сможем ли не сдаваться, когда на нас обрушится горе? Горе… Потому что счастье, ради которого стоило жить, исчезло. Горе… Потому что наши сокровенные желания так и не исполнились или потому что угасла наша последняя надежда. Есть ли уверенность в том, что мы с верою сможем преодолеть все это и справиться с трудностями?

В притче о сеятеле Иисус говорит о людях, чья вера до такой степени поверхностна, что при первом же испытании она улетучивается. Но чего ожидать нам, когда мы, несмотря на свои прегрешения, полагаемся на Господа? Сможем ли мы любить Его, когда Он лишит нас благ?

Поэтому нам и надо узнать, как закончилась история Иова. Ведь он прошел испытание. И это дает нам надежду. Но почему? Разве можем мы сравниться с Иовом? Мы же не он! И это правда. Возможно, нам и не сравниться с ним в его терпении и стойкости. Тем не менее, как мы надеемся, нас с Иовом связывает то, что мы слеплены из одного теста. Поэтому наше упование зиждется на том факте, что Бог Иова является также и нашим Богом. Стойкость, которую Бог даровал Иову, Он также даст и нам.

Ведь эта история не представляет собой описание личных заслуг Иова. Это повествование отражает благую весть, которую Бог несет всем, кто на Него уповает: «Я помогу тебе выстоять, пройти через все это». Вот поэтому все то, о чем говорится в Книге Иова, имеет такое большое значение для нас.



Что еще почитать