Интернет в самолете: сколько стоит и как подключить. Сколько стоит wifi на борту самолета? Сравниваем цены авиакомпаний Есть ли вай фай в самолетах

Сегодня от wifi не спрятаться — не скрыться, и если раньше последним прибежищем уставших от интернета был борт самолета, то сейчас авиакомпании все чаще предлагают своим пассажирам доступ к wifi во время полета.

Лично мне отсутствие на борту самолета интернета никогда не казалось большой проблемой, а тем более катастрофой, ведь самолет — чуть ли не единственное место и то не на земле, а в небе, где тебя никто не может побеспокоить посредством мессенджера или с помощью сообщений в социальной сети. Но, факт остается фактом, многие люди без интернета не могут прожить и часа. Давайте же сравним стоимость доступа к wifi у разных авиакомпаний, для корректности сравнений все цены приведены в одной и той же валюте — в евро.

Аэрофлот : российские авиалинии отличились тем, что сделали разные тарифы в зависимости от того, подключаетесь вы к wifi с мобильного телефона или же с планшета. В первом случае, стоимость wifi составит 4,5 евро в час, а вот при подключении с помощью планшета стоимость возрастает до 9 евро в час.

Alitalia : стоимость wifi у национальной авиакомпании Италии составляет 9,6 евро в час, при этом, если вы решаете подключится сразу на три часа, то стоимость wifi падает до 21 евро за три часа использования.

Air France : у французов стоимость wifi на борту выше, чем у итальянцев, за час интернета вам придется выложить 10,95 евро, правда, при желании вы можете купить себе доступ к wifi на протяжении всего полета, такой пакет стоит всего 19,95 евро и позволяет пользоваться услугам интернета на борту в течение 24 часов.

Lufthansa : если покупать у Lufthansa доступ к wifi на сутки, то его стоимость получается сравнительно гуманной — 17 евро, зато час интернета на борту вам обойдется в стандартные 9 евро.

Aer Lingus : голландская авиакомпания Aer Lingus предоставляет wifi бесплатно для пассажиров бизнес-класса, прочим же за доступ к всемирной паутине по время полета придется заплатить 10,95 евро в час или же купить доступ к wifi на сутки за 19.95 евро.

United Airlines : крупнейший в мире авиаперевозчик United Airlines за часовой доступ к wifi просит 4,5 евро, стоимость абонемента на сутки составляет 15,5 евро.

Emirates Airline : зато у авиакомпании «Эмирейтс» доступ к wifi на борту — свободный для всех пассажиров, правда, в том случае, если вы летите на Airbus A350. В других же самолетах авиакомпании стоимость wifi составляет всего 1 доллар в час, то есть (по сравнению с другими авиакомпаниями), можно сказать, почти за даром.

Понравился материал? Присоединяйтесь к нам на фейсбук

Нельзя просто так взять и установить Wi-Fi, это сложно и дорого. Проще тем авиакомпаниям, которые заказывают новые самолеты - в них оборудование можно установить на заводе.

В подавляющем большинстве случаев, кроме совсем уж экзотических, в самолете устанавливается Wi-Fi-роутер с открытой сетью (без шифрования), сигнал от которого доступен во всем салоне. В больших дальнемагистральных лайнерах еще и разводится несколько антенн по всему салону.

Конечно, делается это не «на коленке», то есть, речь идет о специальном оборудовании, предназначенном для конкретного типа ВС и сертифицированном производителем. Устанавливается оно тоже на технической базе, имеющей лицензию на установку такого оборудования, и производится, как правило, одновременно с другими формами обслуживания, чтобы не гонять лишний раз самолет туда-сюда.

Осталось выяснить, где взять собственно интернет, то есть, магистральный канал.

Интернет класса «Земля-воздух»

Первый способ организации магистрального канала называется Air-to-Ground, то есть, «с воздуха на землю». Эта технология работает примерно так же, как обычный мобильный интернет в вашем смартфоне, планшете или роутере. На земле установлены базовые станции, направленные вверх - причем можно использовать уже существующие вышки сотовых операторов. На самолете снизу располагается антенна, внутри - модем, и все. Примерно так же работает Wi-Fi в метро или в «Сапсане».

Крупнейшая в мире сеть Air-to-Ground работает в Северной Америке, называется она GoGo (она же AirCell). Всего 200 с небольшим базовых станций достаточно для покрытия всей территории США и Канады, ведь распространению сигнала в воздухе практически ничего не мешает.

Поскольку базовые станции расположены на расстоянии 10-12 км, то скорость летящего самолета относительно базовой станции невелика, а эффективная зона охвата одной соты составляет несколько тысяч квадратных километров.

Сеть работает в стандарте CDMA-2000 на частоте 850 МГц и использует технологии EV-DO Rev.A и Rev.B - грубо говоря, то же самое, что наш бывший «Скай Линк», только на других частотах (суммарная полоса - 4 МГц). В Rev.A ширина канала составляет 3,1 Мбит/сек на самолет, в Rev.B - 9,6 Мбит/сек.

По современным меркам это немного, зато дешево: 5 долларов в час, 16 долларов в день и 60 долларов в месяц за безлимитный доступ в самолетах четырех крупных авиакомпаний. В ближайшее время сеть будет переведена на LTE, что позволит значительно увеличить скорости доступа.

Минус у технологии ровно один: она работает только при полетах над сушей, в то время как на долгих трансконтинентальных маршрутах значительная часть пути пролегает над океаном, где базовые станции поставить нельзя.

Антенна для связи с наземными базовыми станциями.

Спутниковый интернет

Если нельзя взять доступ с земли, значит, его нужно взять с неба. На высоте нескольких сотен километров над Землей находятся на геостационарных орбитах спутники. Геостационарная орбита означает, что спутник вращается вокруг Земли с той же скоростью, что и сама планета вокруг своей оси, поэтому кажется, что он «висит» все время в одной и той же точке, покрывая целый континент. С Землей он связан через наземную станцию с направленными антеннами, а с самолетом - с помощью антенн в верхней части фюзеляжа.

Запустить спутник - очень сложная наука; если он не выйдет на расчетную орбиту, то будет двигаться относительно неподвижной точки на Земле с той или иной скоростью, и станет бесполезным: такой спутник считается потерянным.

Самолет Airbus A320 со спутниковой антенной.

Существует несколько различных спутниковых провайдеров, предоставляющих доступ в интернет для пассажиров воздушных судов, технология у всех в целом одинаковая, отличаются только используемые спутники и диапазоны частот. Чем выше частота - тем меньше может быть антенна и тем выше может быть мощность сигнала, а значит, соотношение сигнал/шум и, в итоге, скорость передачи данных.

В старых системах используется L-диапазон (около 1,5 ГГц), и скорость передачи данных составляет 432 Кбит/сек при использовании одного канала и 864 - при объединении двух (на весь самолет!). Такая экзотика до сих пор неофициально работает на трех самолетах «Аэрофлота», и доступ там раздается не через Wi-Fi, а через базовую станцию с GSM/GPRS (даже не EDGE).

Наземные станции спутника связи.

Однако в реальности средняя скорость составляет около 25 Мбит/сек на весь самолет (при пингах порядка 500-1000 мс) и она опять же, делится на всех пользователей на борту, при этом спутниковые каналы сами по себе достаточно дороги. Поэтому провайдеры ограничивают доступ экономическими методами.

Мобильный интернет в воздухе - это не прихоть, а насущная необходимость для большинства авиапутешественников сейчас. Но одно неосторожное подключение может с легкостью опустошить ваш кошелек на 20-30$, вы же, при этом, даже ни куда не успеете зайти. А, оказывается, вы просто не умеете контролировать свой интернет трафик. WiFi на борту - это дорого и медленно, этот стереотип также широко распространен.

В последние пару лет ситуация на рынке беспроводного доступа к сети интернет на борту самолета значительно улучшилась, все больше авиакомпаний предлагают доступ к интернету по вполне доступной тарифной сетке, опции динамично меняются и становятся более гибкими, а некоторые авиакомпании и вовсе предлагают мобильный беспроводной интернет на борту бесплатно и для всех!

Сегодня поговорим о WiFi на борту самолета, ценах и, главное - правилах использования и разумном потреблении трафика!


КАК РАБОТАЕТ WIFI НА БОРТУ

Air-to-Ground

Нельзя просто так взять и установить Wi-Fi, это сложно и дорого. Первый способ организации магистрального канала называется Air-to-Ground, то есть, «с воздуха на землю». На земле установлены базовые станции, направленные вверх - причем можно использовать уже существующие вышки сотовых операторов. На самолете снизу располагается антенна, внутри - модем, и все. Крупнейшая в мире сеть Air-to-Ground работает в Северной Америке, называется она GoGo (она же AirCell). Всего 200 с небольшим базовых станций достаточно для покрытия всей территории США и Канады, ведь распространению сигнала в воздухе практически ничего не мешает. Поскольку базовые станции расположены на расстоянии 10-12 км, то скорость летящего самолета относительно базовой станции невелика, а эффективная зона охвата одной соты составляет несколько тысяч квадратных километров.

Минус у технологии ровно один: она работает только при полетах над сушей, в то время как на долгих трансконтинентальных маршрутах значительная часть пути пролегает над океаном, где базовые станции поставить нельзя. Вот именно поэтому наибольшее распространения технология получила в США.

Спутниковый интернет

Второй способ - это спутниковый интернет. Существует несколько различных спутниковых провайдеров, предоставляющих доступ в интернет для пассажиров воздушных судов, технология у всех в целом одинаковая, отличаются только используемые спутники и диапазоны частот. Чем выше частота - тем меньше может быть антенна и тем выше может быть мощность сигнала, а значит, соотношение сигнал/шум и, в итоге, скорость передачи данных. Работает она по очень простому принципу: на геостационарной орбите (то есть условно неподвижной относительно Земли) летают спутники-ретрансляторы, которые одновременно связаны с наземной станцией и самолетами. Зона покрытия каждого спутника может измеряться сотнями тысяч квадратных километров. Сейчас непосредственные поставщики услуги Интернета на борту, как правило, арендуют емкость у спутниковых операторов, работая, например, дистрибьюторами Inmarsat Global Xpress и других существующих сервисов спутниковой связи.

Вполне логично, что в существующих условиях мобильный доступ к сети интернет на борту не может стоить также, как дома. И мы с вами не можем ожидать сравнимых скоростей такого интернета, однако некоторые авиакомпании предлагают доступ к WiFi на борту бесплатно, безусловно, из маркетинговых соображений.

СКОЛЬКО СТОИТ WI-FI НА БОРТУ

Это одна из самых актуальных инфографик, показывающих спектр авиакомпаний и цен на мобильный интернет в 2017м году. Конечно, оценка стоимость "дорого/дешево" - это факт субъективный и не всегда верный, но в целом картина выглядит именно так. Стоимость меняется динамично, поэтому не имеет смысла приводить чарты с подробными цифрами. Да и я, как авиапутешественник, совершающий более сотни перелетов в год, ранжирую для себя стоимость мобильного интернета в категориях бесплатно /адевкатно /дорого .

Попробую объяснить ниже, что это значит для меня, ну и сфокусируюсь на авиакомпаниях, которые ближе к нам с вами.

БЕСПЛАТНО

Среди авиакомпаний, которые предлагают бесплатный WiFi на борту, безусловно лидирует Norwegian. Скандинавская сетевая авиакомпания и дальнемагистральный лоукостер - крупнейшая в мире аваикомпания, предлагающая бесплатный интернет для всех.

Естественно, что "бесплатно" означает нецелевое использование многими, ограничением скорости и прочими нюансами.

ДОРОГО

Все авиакомпании, которые предлагают интернет с помегабайтной оплатой я считаю неадекватно дорогими. Мегабайты стремительно улетают в воздух вместе с десятками долларов с вашего счета... Ведь вы вряд ли отключили автоматические обновления на ваших гаджетах (и вообще знаете, что это такое). Именно это и нужно тем, кто создает тарифные планы с помегабайтной оплатой трафика на борту самолета...

В среднем по рынку стоимость пакета трафика до 20 MB составляет 8-10$, 50 MB - 12-15$, 100 MB до 20-30$.

К примеру, однажды на рейсе из Нью-Йорка в Мадрид я получил вот такой ваучер на 4 мегабайта бесплатного интернета.

ЧЕТЫРЕ мегабайта - это много или мало? Это НИЧТО в современном мире смартфонов! В моем смартфоне есть масса приложений, которые обновляются в фоновом режиме и это обновление нельзя лимитировать одним общим рубильником, этот меня очень раздражает в современных программах в целом. К примеру, можно лимитировать автоматические фоновые обновления или обновления программ только wi-fi сетью, но ведь в самолете - это и будет wi-fi сеть, но стоимость трафика - золотая.

Я выгрузил все программы, отключил фоновые обновления в настройках и нажал заветную кнопку "старт"... зашел в фейсбук-мессенджер, написал супруге "привет, я пишу из самолета", получил короткий ответ, отправил фото и ответа уже не получил... 4Мб израсходованы. Пакет из 25Мб у них стоит 20$, к примеру на дальнемагистральных рейсах.

Вот такой печальный скриншот про израсходованные 4Мб:

АДЕКВАТНО

Самый оптимальный, прогнозируемый и удобный для использования тариф интернета на борту самолета - это повременной тариф (с возможной ограничением максимальной скорости).

Наиболее интересное предложение в данном сегменте - это авиакомпании, входящие в Lufthansa Group, к примеру, Austrian Airlines и Lufthansa. Стоимость мобильного интернета отличается на внутриевропейских и дальнемагистральных рейсах.

Тарифы для внутриевропейских рейсов:

FlyNet Message: 1 час - 2 EUR (скрость до 150 kBit/s)
FlyNet Surf: 1 час - 7 EUR (скрость до 600 kBit/s)
FlyNet Stream: 1 час - 12 EUR (скрость до 15 MBit/s)

Тарифы для дальнемагистральных рейсов:

1ч - 9 EUR
4ч - 14 EUR
Full flight (до 24ч) - 17 EUR

Но самое главное в этой модели - эта тарификация позволяет вам пользоваться мобильным интернетом на борту даже на двух-трех стыковочных рейсах в течении дня, оптимальный подход для сетевых авиакомпаний. Вы оплачиваете пакет доступа на сутки и после пересадки продолжаете использовать Wi-Fi автоматически!

В среднем по рынку 1 час стоит до 6-10$, 4 часа - до 10-15$, 12-24 часа - до 20$.

КАК ПРАВИЛЬНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ WI-FI НА БОРТУ

Важно знать перед тем, как войти в сеть на борту самолета:

Отключите любые автоматические обновления программ и приложений
- отключите синхронизацию облачных хранилищ данных (Dropbox, Google Drive)
- установите и сконфигурируйте firewall для более точного контроля соединения и, соответственно, трафика.
- не пользоваться видео-сервисами (YouTube) или видео-звонками, отключить автоматическое воспроизведение видео в соцсетях.

Я отлично понимаю, что большинство пользователей не представляют себе, что такое трафик, когда и дома и на мобильном устройстве у нас с вами есть постоянный и, фактически, безлимитный доступ к сети интернет. Но, как видите, именно тщательная подготовка к рейсу даже в таком вопросе как доступ к интернету на борту сможет сделать эту задачу наиболее оптимальной с точки зрения комфорта и стоимости. Вы получите наибольшую скорость канала исключительно для нужных вам задач, а не на бесполезную синхронизацию приложений (к примеру).

Сколько трафика вы израсходуете, если в течении 1 часа буду пользоваться:

Viber звонок - 14 MB
Podcasts - около 60MB
Web Browsing - около 60MB
FaceTime - около 85MB
Facebook - около 80MB
Music Streaming - около 150MB
Instagram - около 720MB

Приятных вам путешествий!
Летайте чаще!

Дешевые билеты с удобными фильтрами наличия багажа в тарифе и многим другим я ищу только здесь: Aviasales ! Aviasales ищет перелеты везде, а вы выбираете, где купить выгоднее. Честно, просто и прозрачно.

Нет аккаунта в ЖЖ? Следите обновлениями в социальных сетях:

Я всегда онлайн на

Многим людям доступ в сеть нужен постоянно, чуть ли не круглосуточно, вне зависимости от того, где они находятся – на земле или в небе. Можно ли пользоваться интернетом в самолетах, зависит от конкретных перевозчиков, но чаще всего они предоставляют такую услугу.

На борту пользоваться вай-фаем разрешают многие компании

Как работает интернет на борту

Спутниковая антенна, установленная на борту, способна поймать сигнал от вышек сотовой связи на земле, а также от спутников-ретрансляторов, летающих в небе. Система вышек носит название ATG (air-to-group). Подключение к ретрансляторам требуется, когда самолет теряет связь с вышками земли, например, пролетая над океаном. Ретрансляторы обладают радиусом действия в сотни тысяч километров, поэтому без доступа в сеть пассажиры не останутся.

Спутниковая связь начинает работать сразу же после взлета и набора высоты 3000 км. Пассажиры могут использовать спутниковый интернет на протяжении всего полета.

Однако не все перевозчики могут предоставить пассажирам интернет в самолете в свободное пользование, потому что специальное оборудование очень дорого стоит. Как альтернативу они предлагают просмотр видео или фильмов, а также прослушивание музыки. Но все же некоторые перевозчики могут позволить себе такую роскошь на борту.

Еще одна интересная технология, которой постепенно начинают пользоваться авиакомпании всего мира, — Deep Packet Inspection-система. Это система, способная анализировать все пакеты, которые проходят через нее, на верхних уровнях. Она способна в одно время охватывать тысячи лайнеров от сотен компаний. Технология позволяет определить, какие интернет-сайты наиболее популярны среди пользователей, чтобы «бросить» наибольшую скорость именно на них. Это позволяет скорости не распыляться на другие ресурсы, а пользователям – сидеть на любимых сайтах. Сайты, которые тянут больше всего трафика, например, онлайн-видео, блокируются, чтобы другие пользователи не страдали от низкой скорости.

Скорость соединения и качество связи

Система ATG установлена в большинстве самолетов, однако, она не способна предоставить хорошую скорость соединения. В США такая технология работает на границе 3 мегагерц, что очень мало для обычных пользователей. Для сравнения, скорость самого маломощного домашнего вайфая составляет не менее 20 мегагерц. Вай-фай в самолете, работающий по такой системе, будет медленнее обычного мобильного интернета.

Более прогрессивные и дорогостоящие авиакомпании используют спутниковую систему под названием Ku-диапазон (ku band), который позволяет достичь скорости в 50 мегагерц. Но и здесь есть проблема. С учетом того, что одновременно к спутнику подключается огромное количество людей, сидеть в интернете становится проблематично, так как скорость соединения существенно снижается.

Самые инновационные прогрессивные авиакомпании постепенно внедряют систему так называемого Ка-диапазона, который дает скорость в сотни мегабайт в секунду. Такая технология позволяет смотреть видео, слушать музыку и даже вести онлайн-трансляции при максимальной загруженности салона. Но стоит понимать, что технология довольно дорогая, как и билеты на самолет, в которых она используется.


Чтобы подключиться, нужно заплатить

Сколько стоит подключение к wi-fi в самолете

В некоторых самолетах wi-fi уже включен в стоимость билета, а в иных – предоставляется за отдельную плату. Размер оплаты зависит от того, какой выбран тариф и сколько компания тратит на обслуживание технологии.

Как оплатить и подключиться

В разных самолетах оплата и подключение осуществляются по-разному, но практически во всех действует такая система:

  1. Когда самолет взлетает, бортпроводник сообщает, как подключиться к интернету.
  2. Оборудование, установленное на борту, «запоминает», сколько трафика понадобилось каждому пассажиру.
  3. Перед посадкой интернет отключается, а стоимость подключения списывается с карты пассажира.

Если в салоне действует другая схема, вы будете об этом оповещены непосредственно перед взлетом или во время прохождения регистрации.

Какие российские и зарубежные авиакомпании предоставляют интернет в самолете

Не все авиакомпании пока готовы порадовать пассажиров подключением к интернету, но некоторые могут. Итак, в каких авиакомпаниях доступ к сети есть:

  1. Аэрофлот предлагает воспользоваться интернетом абсолютно на всех рейсах. Рассчитаться за услугу можно на борту с помощью безнала. Стоимость подключения составляет до 40 долларов за 180 минут. Тем, кому интернет нужен на 15 минут, можно подключиться за 5 долларов. Если пассажиру этого недостаточно, он может купить каждый последующий Мб трафика за 1 доллар.
  2. Компании Virgin America и AirTran Airways предоставляют интернет на всех самолетах.
  3. American Airlines также позволяет подключиться к интернету, но не на всех рейсах, а только на 80% из них.
  4. Компании Lufthansa, Oman Air и Qatar Airways предоставляют интернет только на 25% рейсов, и на тех он доступен преимущественно в бизнес-классах.

Также доступ к интернету предоставляют такие зарубежные авиакомпании: AirAsia, Air Berlin, Air France-KLM, British Airways, Себу Пасифик, Emirates, Etihad Airways, Ryanai, Vietnam Airlines.

А вот авиакомпания S7 Airlines, которая лидирует в России сразу после Аэрофлота, пока не оборудовала воздушные судна техникой для выхода в интернет, хотя многие пассажиры просят об этом. В салоне можно пользоваться специальным приложением авиакомпании, просматривая развлекательные видео, но интернет пользователям пока недоступен. Беспроводное подключение имеется во всех аэропортах, которые обслуживают компанию, поэтому вы имеете возможность выйти в сеть непосредственно перед полетом.

Итак, интернет в самолете доступен у многих авиакомпаний, но не у всех. Кроме того, в большинстве случаев эта услуга платная и довольно дорогая, поэтому о целесообразности ее использования стоит подумать заранее.

Отправляясь отдыхать или в рабочую командировку, все больше людей хотят оставаться на связи онлайн. Совершая перелет на воздушном судне, многие задаются вопросом – есть ли интернет в самолете?

Постепенно и вай-фай, и мобильный интернет становятся привычным явлением. К сожалению, качество связи находится на довольно низком уровне, хотя эти технологии тоже постепенно развиваются. На самом деле ответ на вопрос - можно ли пользоваться интернетом в самолете, зависит напрямую от того, установлена ли на борту система подключения к интернету или нет.

Самой первой компанией по внедрению технологии доступа стала авиакомпания Boeing в 90-х годах XX века. Но из-за низкого спроса в те годы на данную услугу, компании пришлось отказаться от нее.

В США технология вай-фай на борту к 2016 году стала самой распространённой в мире. Продолжает она набирать обороты и на территории европейских стран. Точка доступа находится внутри кабины самолета, давая возможность соединиться по беспроводному протоколу вашему ноутбуку, а передатчики самолета связываются с помощью радиоволн со спутником либо с наземной станцией. Это зависит от поставщика услуг.

Российские авиалинии и доступ в интернет

В России первопроходцами стала компания «Аэрофлот» с установленным бортовым оборудованием Мегафона. А доступ к сети обеспечила швейцарская компания SITA OnAir.

С 2011 года пассажиры могли пользоваться мобильным интернетом по технологии GPRS. Но стоимость тарифа была немалой – 44 рубля за 100 Кб трафика, поэтому использовали его исключительно обеспеченные клиенты.

Последнее время авиакомпании не рискуют спешить с установкой данного оборудования, ведь монтаж и подключение 1 борта составляет не менее $ 1 млн, хотя и признают что вопрос «есть ли в самолетах вай-фай», входит в тройку самых задаваемых при выборе авиалиний и покупке билета. Исходя из этого компания «Трансаэро» планирует оснастить техникой Wi-Fi более 30 воздушных судов, но не уточняет точной даты.

Стоимость вай-фай на борту

Стоимость подключения данной услуги бывает разная и зависит от типа самолета, и от авиаперевозчика, поэтому при покупке билета стоит уточнить тариф. Некоторые компании предоставляют возможность выхода в интернет совершенно бесплатно, а некоторые могут предложить тарификацию за рейс, за день или за час.

С сентября 2016 года российская компания «Аэрофлот» ввела новые тарифы для доступа к интернету через вай - фай. Рассмотрим основные изменения.

  1. Стоимость была снижена вдвое. Например, за пакет 10 Мб ранее нужно было отдать 10 долларов, а сейчас не более 5 долларов.
  2. Самая высокая цена введена за тариф, действующий во время всего полета - 50 долларов за 150 Мб.
  3. Нововведением стал бесплатный пакет, дающий возможность выйти во Всемирную паутину всего 5 минут, а количество трафика не должно превышать 5 Мб.
  4. Одновременно с этими улучшениями утверждено дополнительное ограничение по времени. Сейчас для использования приобретенного трафика пассажиру даётся всего 15 минут, а не все время полета, как было раньше.


Что еще почитать