Государственная политика в сфере дошкольного образования и условия её реализации в ближайшем десятилетии. Государственная политика в сфере дошкольного образования: проблемы и перспективы Цель образовательной политики в сфере дошкольного образования

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

«ПОДДЕРЖКА ВАРИАТИВНЫХ ФОРМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА

И УСЛОВИЯ ЕЁ РЕАЛИЗАЦИИ

В БЛИЖАЙШЕМ ДЕСЯТИЛЕТИИ

Информационные материалы

Составители:

– директор ДВНЦМС,

к. ф.-м. н,; д. п.н.

Хабаровск -2011

Глава 1. Государственная политика в сфере дошкольного образования……………

1.1. Конституционные гарантии дошкольного образования и правовые основы их обеспечения …………………………………………………………………………………………..

1.2. Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов по решению вопроса местного значения «организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования»………………………………………………………………………………………….

Глава 2. Условия реализации государственной политики в сфере дошкольного образования в ближайшем десятилетии ……………………………………………………

2.1. Демографические тенденции ближайшего десятилетия………………………………….

2.2. Новое федеральное законодательство об образовании.…………………………………

Глава 1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1.1. Конституционные гарантии дошкольного образования

и правовые основы их обеспечения

(Извлечения)

Статья 43.

1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного , основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.


3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

«ОБ ОБРАЗОВАНИИ»

(Извлечения)

Статья 5. Государственные гарантии прав граждан РФ в области образования

3. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного образования , … в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и устанавливаемых в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона образовательных стандартов и требований, если образование данного уровня гражданин получает впервые, в порядке, предусмотренном настоящим Законом.

Статья 18. Дошкольное образование

1. Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте.

2. Утратил силу. - Федеральный закон от 01.01.2001 N 122-ФЗ.

3. Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.

4. Отношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) регулируются договором между ними, который не может ограничивать установленные законом права сторон.

5. Органы местного самоуправления организуют и координируют методическую, диагностическую и консультативную помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому.

Статья 29. Полномочия органов государственной власти субъекта РФ в сфере образования

6.1) обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, …. в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия , технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации.

Статья 31. Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования

2) организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования ;

3) создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений;


4) обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий;

5) учет детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 01.01.01 г. N 1663-р

(в ред. распоряжений Правительства РФ от 01.01.2001 N 1120-р,

от 01.01.2001 N 1622-р, от 01.01.2001 N 1840-р, от 01.01.2001 N 1926-р)

В целях создания условий для повышения уровня жизни населения на основе устойчивого развития российской экономики, а также обеспечения взаимодействия и координации деятельности федеральных органов исполнительной власти по решению задач в области социально-экономического развития Российской Федерации:

1. Утвердить прилагаемые:

Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года;

перечень проектов по реализации Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года.

2. Органам исполнительной власти при разработке программных документов, планов и показателей своей деятельности руководствоваться Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года.

Председатель Правительства

Российской Федерации

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НА ПЕРИОД ДО 2012 ГОДА

(Утверждены распоряжением Правительства РФ от 01.01.01 г. N 1663-р,

в ред. распоряжения Правительства РФ от 01.01.2001 N 1622-р)

(Извлечение)

I. Новое качество жизни

Свободный, образованный, здоровый, активный человек - основа конкурентоспособности страны. Исходя из этого главной целью деятельности Правительства Российской Федерации является создание условий для повышения уровня жизни российских граждан, в том числе для повышения материального благополучия, обеспечения возможности получения качественного образования и медицинской помощи, доступа к национальным и мировым культурным ценностям, обеспечения безопасности и правопорядка, благоприятных условий для реализации экономической и социальной инициативы.

Социальная политика и экономическая политика должны дополнять и усиливать друг друга. При этом социальная политика будет гибко реагировать на изменения в обществе, а социальные институты - развиваться в соответствии с потребностями различных групп населения. Важнейшими направлениями формирования новой социальной модели станут общественный диалог, развитие механизмов социального партнерства .

Социальная политика будет ориентирована как на действенную поддержку людей, в силу объективных причин оказавшихся в сложной жизненной ситуации, так и на создание условий для того, чтобы каждый человек мог самостоятельно формировать стабильные, благополучные социальные позиции для себя и своей семьи.

3. Удовлетворение потребностей в современном образовании

В российском образовании начаты системные изменения, направленные на обеспечение его соответствия как требованиям инновационной экономики, так и запросам общества.

Приоритетными направлениями в этой сфере являются приведение содержания и структуры профессиональной подготовки кадров в соответствие с современными потребностями рынка труда и повышение доступности качественных образовательных услуг.

Особое внимание уделяется обеспечению качества и инновационного характера образования путем внедрения новых образовательных технологий подготовки кадров и современных обучающих программ, а также повышению уровня интеграции образования, науки и практики.

На всех уровнях образования будут внедрены образовательные стандарты, обеспечивающие компетентностный подход, взаимосвязь фундаментальных знаний и практических умений. На их основе предстоит обновить систему аттестации работников образования.

Предстоит:

ускорить введение нормативно-подушевого механизма оплаты образовательных услуг;

расширить возможности получения государственного (муниципального) задания (заказа) на реализацию основных образовательных программ по конкурсу, в том числе негосударственными организациями;

стимулировать изменение организационно-правовых форм образовательных учреждений;

внедрить в систему оплаты труда работников образовательных учреждений механизмы оценки качества и востребованности образовательных услуг потребителями;

внедрить независимую систему оценки качества образования на всех уровнях и публичной доступности ее результатов;

обеспечить участие потребителей образовательных услуг и общественных институтов в контроле и оценке качества образования.

Будут ужесточены лицензионные требования к учреждениям для обеспечения гарантии современного качества образования. Одновременно продолжится содействие развитию советов самоуправления в образовательных учреждениях.

Будет осуществляться конкурсная поддержка субъектов Российской Федерации и муниципальных образований , внедряющих современную модель образования, комплексно охватывающую начальное и среднее профессиональное образование, общее образование, дополнительное образование.

Будет продолжено создание условий для качественного обучения и успешной социализации лиц с особыми нуждами и ограниченными возможностями здоровья, адресной поддержки предоставления качественных образовательных услуг малоимущим слоям населения.

Развитие дошкольного образования

Увеличение рождаемости вызовет дальнейший рост потребности в услугах дошкольных образовательных учреждений уже в ближайшие годы. При этом крайне важно обеспечить не только доступность дошкольного образования независимо от места жительства, состояния здоровья, социального положения семей, но и повышение его качества за счет гибкости и многообразия образовательных программ и форм предоставления образования. Должна быть обеспечена всеобщая доступность дошкольного образования.

Предстоит обеспечить каждому ребенку возможность осваивать образовательные программы для детей старшего дошкольного возраста, полноценно общаться на государственном языке при поступлении в первый класс. Будет стимулироваться создание системы образовательных услуг, обеспечивающей поддержку семейного воспитания, в первую очередь для семей с детьми до трех лет.

Государственная политика в этой сфере будет реализовываться по следующим основным направлениям.

Первое - реструктуризация и развитие сети дошкольных учреждений, создание конкурентной среды.

Следует принять меры к постепенному изменению организационно-правовых форм дошкольных учреждений, создать массовый сектор автономных некоммерческих организаций . Для развития конкуренции будут приняты меры к введению системы муниципального задания (заказа) на услуги дошкольного образования с полноценным допуском к нему негосударственных организаций и переходу на нормативно-подушевой механизм оплаты услуг.

Второе - стимулирование развития частных дошкольных организаций.

Будут созданы условия для разделения оплаты услуг по образованию и содержанию детей. Это, помимо традиционных детских учреждений, откроет перспективы для развития других форм содержания детей, включая домашние и семейные.

Внедрение нормативно-подушевого механизма оплаты услуг предоставит родителям возможность выбора между муниципальными и частными учреждениями и организациями, оказывающими услуги дошкольного образования.

2. Формирование благоприятной среды

Государство продолжит формирование комфортных условий для ведения бизнеса, будет содействовать развитию конкуренции, устранению излишних административных барьеров, обеспечению защиты прав собственности и контрактных обязательств.

Первое - развитие конкуренции.

Меры активной конкурентной политики будут направлены на оптимизацию государственного воздействия на рыночную конкурентную среду, устранение внутренних административных барьеров и снижение внешнеторговых барьеров в целях стимулирования доступа новых участников на российские товарные рынки. Будут установлены обязательные процедуры обоснования целесообразности введения новых норм государственного регулирования с точки зрения их последствий для состояния и развития конкуренции.

Ключевыми для развития конкуренции станут меры по развитию инфраструктуры товарных рынков, механизмов организованной (биржевой) торговли, расширению практики заключения долгосрочных контрактов. Важной задачей является формирование системы мониторинга проблемных товарных рынков, недостаточное развитие конкуренции на которых сдерживает рост предложения товаров и способствует негативным ценовым тенденциям.

Необходимо повысить эффективность выявления и пресечения нарушений антимонопольного законодательства на рынках Российской Федерации, в том числе связанных с заключением картельных соглашений. С этой целью следует активизировать взаимодействие антимонопольного органа и правоохранительных органов .

Будут конкретизированы особенности применения антимонопольного законодательства в отдельных сферах экономики, включая розничную торговлю, распределение прав пользования недрами, землей, лесами, водными и биоресурсами. Будут приняты правила, обеспечивающие равный доступ потребителей к объектам инфраструктуры, в том числе находящимся в распоряжении субъектов естественных монополий .

Будет продолжено создание системы действенных наказаний за нарушение антимонопольного законодательства. Будет предусмотрено расширенное применение дисквалификаций должностных лиц (в частности, в отношении государственных и муниципальных служащих). В отношении наиболее злостных случаев ограничения конкуренции (участие в картельном сговоре, многократные злоупотребления доминирующим положением) будет применяться уголовное наказание в виде лишения свободы.

Необходимо последовательно использовать предоставленные антимонопольным законодательством возможности пресечения антиконкурентной государственной и муниципальной помощи. Будут уточнены запреты на избирательное предоставление льгот и преимуществ хозяйствующим субъектам со стороны органов власти и органов местного самоуправления, расширится сфера применения таких запретов.

Третье - развитие малого и среднего предпринимательства .

Будут расширены государственные программы поддержки малого предпринимательства . Их действие будет распространяться на средние предприятия, наличие которых является одним из важных факторов формирования конкурентной среды. Поддержка будет осуществляться, прежде всего, через субсидирование их расходов на повышение квалификации работников, получение международной сертификации продукции и бизнес-процессов. Важным каналом предоставления поддержки малым и средним субъектам предпринимательства станут отраслевые и региональные объединения предприятий. Будет усовершенствована упрощенная система налогообложения индивидуальных предпринимателей на основе патента.

В приоритетном порядке будут стимулироваться создание и развитие малых наукоемких предприятий, предприятий малых форм в научно-технической сфере.

Дополнительные меры будут направлены на снижение издержек и упрощение доступа малого и среднего бизнеса к объектам электросетевого хозяйства, тепло-, водо - и газоснабжения и другим объектам естественных монополий.

Будут сокращены контрольные полномочия проверяющих органов, заменены разрешительные процедуры при открытии и ведении бизнеса на уведомительные. Расширится сфера применения обязательного страхования ответственности при сокращении лицензируемых видов деятельности .

Предстоит законодательно ограничить количество проверок хозяйствующих субъектов и сроки их проведения, значительно сократить количество внепроцессуальных проверок со стороны правоохранительных органов.

______________________________________________________________________________

Задачи по развитию предпринимательства, в том числе и в сфере дошкольного образования, поставлены и в ряде документов Правительства РФ, поскольку существующая структура предпринимательства явно имеет перекос в сферу торговли

DIV_ADBLOCK472">

Наименование показателя │ Значение │ Целевое

│ показателя│ значение

│в 2008 году│показателя

│ │в 2012 году

──────────────────────────────────────────────────┴───────────┴────────────

I. Новое качество жизни

Доля граждан, удовлетворенных полученным 40 60

образованием (по результатам социологических

исследований)

Выпуск продукции малых предприятий, процентов к 21 29

ВВП (не менее)

ПЕРЕЧЕНЬ

ПРОЕКТОВ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ НА ПЕРИОД ДО 2012 ГОДА

(в ред. распоряжений Правительства РФ от 01.01.2001 N 1622-р,

от 01.01.2001 N 1840-р, от 01.01.2001 N 1926-р)

─────┬────────────────────────────────────┬────────────────────────────────

│ │ Ответственные исполнители

─────┴────────────────────────────────────┴────────────────────────────────

5. Развитие дошкольного и общего Минобрнауки России

образования

15. Развитие конкурентных рынков и Минэкономразвития России

защита конкуренции

16. Развитие малого и среднего Минэкономразвития России

предпринимательства

Послание Федеральному Собранию

Президент Российской Медведев

Извлечение

11. В целях развития дошкольного образования:

а) разработать и реализовать программы реконструкции существующих и строительства новых детских садов;

б) обеспечить поддержку развития вариативных форм дошкольного образования, в том числе негосударственных детских организаций и семейных детских садов, предусмотрев, по возможности, предоставление им соответствующих помещений, применение пониженных ставок арендной платы , льгот по налогу на имущество;

в) предусмотреть создание для детей, не посещающих детские сады, дошкольных групп в общеобразовательных школах.

Ответственные: высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, руководители органов местного самоуправления.

1.2. Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов по решению вопроса местного значения «организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования»

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБ ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ГОРОДСКИХ ОКРУГОВ

И МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНОВ

(в ред. Указа Президента РФ от 01.01.2001 N 579)

В целях реализации положений Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" постановляю:

1. Утвердить прилагаемый перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.

2. Правительству Российской Федерации:

а) разработать и утвердить до 1 сентября 2008 г.:

перечень дополнительных показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, в том числе показателей, необходимых для расчета неэффективных расходов местных бюджетов;

типовую форму доклада глав местных администраций городских округов и муниципальных районов о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов за отчетный год и их планируемых значениях на 3-летний период;

методику мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов;

63. Доля лиц с высшим профессиональным образованием в общей численности

педагогических работников муниципальных дошкольных образовательных

учреждений

64. Общий объем расходов бюджета муниципального образования на

дошкольное образование

65. Общий объем расходов бюджета муниципального образования на

дошкольное образование в части бюджетных инвестиций на увеличение

стоимости основных средств

66. Общий объем расходов бюджета муниципального образования на

дошкольное образование в части расходов на оплату труда и

начислений на оплату труда

122. Удовлетворенность населения деятельностью органов местного

самоуправления городского округа (муниципального района), в том

числе их информационной открытостью

123. Доля муниципальных автономных учреждений от общего числа

Извлечение

Статья 89. Дошкольное образование

1. Дошкольное образование направлено на всестороннее развитие детей , формирование у них нравственных норм, приобретение ими социального опыта в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями, до их приема в образовательную организацию для получения общего образования.

2. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования обеспечивает познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое и физическое развитие детей, укрепление и сохранение их физического и психического здоровья, а также осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.

3. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования реализуется дошкольными образовательными организациями.

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования может реализовываться в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (их структурных подразделениях), а также в организациях, осуществляющих содержание, воспитание и (или) оздоровление детей, в том числе в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Требования настоящей главы распространяются на такие организации при реализации ими основных общеобразовательных программ дошкольного образования.

4. Реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования в образовательной организации сопровождается осуществлением присмотра и ухода за воспитанниками, включая организацию их питания и режима дня.

5. Услуги по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, а также услуги по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста могут оказываться в рамках индивидуальной педагогической деятельности.

Лица, осуществляющие индивидуальную педагогическую деятельность по реализации основной образовательной программы дошкольного образования, а также по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста, должны иметь среднее профессиональное или высшее образование в области образования.

6. Дошкольное образование вне организаций, указанных в части 3 настоящей статьи, может быть получено в форме семейного образования.

7. Органы местного самоуправления организуют предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории соответствующего муниципального района или городского округа, а также организуют и координируют методическую, диагностическую и консультативную помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста в семье.

04 Мар 2014, в сфере , появившиеся обновленные и новые федеральные документы, регламентирующие деятельность современного ДОУ, преобразуют представление педагога системы о программном обеспечении образовательного процесса, что вызывает множество вопросов и затруднений.

Педагоги понимают, что новые стандарты призваны не только обеспечить непрерывность образования, но и решить проблемы повышения качества образования. Все это представляет собой новую идеологию, совершенно новые подходы к построению образовательных отношений, как на уровне детского сада, так и при взаимодействии с социальным институтом семьи. При взаимодействии с семьями воспитанников дошкольное учреждение обращает внимание на самые разнообразные вопросы образования и жизнеобеспечения ребенка. Это и воспитание качеств личности, и становление ценностных ориентаций и даже такие вопросы как приобретение тех или иных детских товаров.

В столь непростых условиях можно посоветовать педагогам начать переход на ФГОС с разработки соответствующей программы.

Она может состоять из трех этапов: организационно-аналитического, внедренческого, обобщающего и быть рассчитанной на два учебных года.

Главная задача первого этапа - проанализировать готовность педагогов к внедрению и выявить профессиональные затруднения воспитателей.

В результате появляется возможность выявить основные затруднения педагогов на этапе введения ФГОС: упрощенное понимание сущности и техно­логии реализации личностно-ориентированного подхода; ранее сложившаяся методика проведения занятий становится препят­ствием в достижении целевых ориентиров; отсутствие опыта разработки разделов обязательной части образовательной програм­мы ДОУ и части, формируемой участниками образовательных отношений и др.

Возникло противоречие между новыми предъ­являемыми требованиями и недостаточной подготовленностью педагогов к внедрению ФГОС.

Второй этап по реализации программы может проходить по трем направлениям:

1. Создание нормативно-правовой базы по переходу на ФГОС.

2. Методическое сопровождение педагогов, осуществляющих переход на ФГОС.

3. Разработка образовательной программы ДОУ.

На этом этапе создается нормативно-правовой портфель ДОУ и все участники образовательного процесса с ним должны быть ознакомлены. В этот пакет документов входят федеральные и региональные норматив­ные акты и локальные акты ДОУ.

Обобщающий этап предполагает подведение итогов деятельности дошкольного учреждения по внедрению ФГОС и реализации современной образовательной политики в сфере дошкольного образования. На этом этапе планируется проанализировать деятельность детского сада по разработке и реализации образовательной программы; разработку комплексно-тематического планирования и созданного к нему банка методического и практического материала для воспитателей и специалистов ДОУ и т.д.

1 Государственная политика в области дошкольного образования Ставропольский краевой институт повышения квалификации работников образования


1.1.Роль образования на современном этапе России 1.2.Отечественная система образования 1.3.Принципы государственной политики в области образования 2.Становление новой системы образования в России 2.1.Стратегическая цель государственной политики в области образования 2.2.Приоритетные задачи государственной политики в области образования 3.Развитие дошкольного образования 3.1.Новые ценностные ориентиры дошкольного образования 4.Основные направления развития дошкольного образования 4.1.Приоритетные направления развития системы дошкольного образования Ставропольского края 2


3 Основные нормативные документы, определяющие новые приоритеты развития дошкольного образования Конституция РФ Стратегия развития образования до 2020 г. (Концепция долгосрочного социально- экономического развития РФ, распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г. №1662-р) Стратегия развития системы образования Ставропольского края до 2020 г. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена Президентом РФ Д.Медведевым 04.02.2010 г.) Квалификационные характеристики должностей работников образования (приказ от 26 августа 2010 г. № 761н) Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении ((Действующее, утверждено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 октября 2011 г. N 2562) Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг. Краевая целевая программа «Развитие образования в Ставропольском крае на 2011-2012 гг.» Федеральный государственные требования по дошкольному образованию


4 Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации Стратегическая цель государственной политики в области образования – повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики и современными потребностями общества.


5 Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации Приоритетные задачи Первая – обеспечение качества образовательных услуг и эффективности управления образовательными организациями


6 Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации Приоритетные задачи Вторая – создание структуры образовательной системы, соответствующей требованиям инновационного развития экономики:


7 Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации Приоритетные задачи Третья – обеспечение доступности качественного образования вне зависимости от доходов и местожительства, формирование системы целенаправленной работы с одаренными детьми и талантливой молодежью


8 Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации Приоритетные задачи Четвертая – создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров


Внедрение инновационных технологий в образовании, широкое применение проектных методов; Конкурсное выявление и поддержка лидеров, реализующих новые подходы в образовании; Решение проблем кадрового обеспечения образовательной системы; Обновление организационно-экономических механизмов системы образования; Повышение гибкости и многообразия форм предоставления услуг системы дошкольного образования; 9 Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020


Осуществление предшкольной подготовки детей, поступающих в 1 класс; Расширение форм обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в неспециализированных ОУ Более полное использование потенциала семьи в воспитании детей. 10 Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020


Переход на новые образовательные стандарты. Развитие системы поддержки талантливых детей. Обеспечение системы моральных и материальных стимулов поддержки педагогов, аттестация и постоянное повышение их квалификации. Изменение инфраструктуры ОУ как по форме, так и по содержанию: разработка новых форм проектирования зданий ОУ, нового оснащения для создания психологического и физического комфорта пребывания ребенка в ОУ, безопасность, создание безбарьерной среды (интеграция детей-инвалидов). Сохранение и укрепление здоровья детей (питание, медицинское обслуживание, физкультура и спорт, ЗОЖ, профилактические программы, индивидуальные программы развития здоровья детей, индивидуальный подход к каждому, недопустимость учебной перегрузки детей). Расширение самостоятельности ОУ (составление ОП, финансово-экономическая самостоятельность, создание АУ, поддержка частных ОУ, привлечение к управлению ОУ частных инвесторов, дистанционное образование) –повышается степень свободы и уровень ответственности руководителя ОУ. 11 Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»


семья ми воспитанников, включая семьи, имеющие детей с ограниченными возможностями здоровья. Развитие механизмов общественной экспертизы качества образовательных услуг. 12 Реализация Федеральной целевой программы по развитию сети дошкольного образования на2011-2015 гг.


Компетентность – качество действий работника, обеспечивающих адекватное и эффективное решение профессионально значимых предметных задач, носящих проблемный характер, а также готовность нести ответственность за свои действия. Основные составляющие компетентности работников образования: - профессиональная - коммуникативная - информационная - правовая 13 Квалификационные характеристики должностей работников образования


Руководитель ОУ (зам. Руководителя ОУ) : высшее профессиональное образование по направлениям подготовки «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом» и стаж работы на педагогических должностях не менее 5 лет; Старший воспитатель: высшее профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» и стаж работы в должности воспитателя не менее 2 лет. Воспитатель: высшее или среднее профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы; или высшее (среднее)профессиональное образование и дополнительная профессиональная подготовка по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы (+ см. п. 42 Типового положения о ДОУ о допуске к педагогической деятельности) 14 Требования к квалификации


Профессиональная компетентность: оптимальное решение управленческих проблем, нестандартное решение задач; готовность принимать происходящие изменения и умение управлять ими; владение современными технологиями управления качеством образования и коллективом; владение проектными технологиями; умение видеть и развивать возможности и ресурсы работников. Коммуникативная компетентность: эффективное взаимодействие с различными организациями, органами власти и управления; владение деловой перепиской; умение вести переговоры, выполнять представительские функции, общаться с коллегами по работе; способность разрешения напряженных и конфликтных ситуаций; владение навыками ораторского искусства, активного слушания (слышать и понимать партнера), аргументации и убеждения, мотивации подчиненных. Требования к квалификации 15


Информационная компетентность: эффективное восприятие и оценка информации, отбор и синтез информации в соответствии с системой приоритетов; использование информационных технологий в управленческой деятельности; работа с различными информационными источниками и ресурсами; ведение документации на электронных носителях. Правовая компетентность: эффективное использование в управлении законодательных и иных нормативных документов; разработка локальных нормативных документов; принятие управленческих решений в рамках действующей законодательной базы. 16


Право детских садов не только предлагать услуги по дошкольному образованию, но и по присмотру и уходу за детьми. -в классификации дошкольных учреждений никаких изменений нет, но в новом Типовом положении уточняется, что в детских садах при необходимости могут быть организованы группы по присмотру и уходу за детьми с соблюдением режима дня, но без образовательных программ. -закрепляется право создавать семейные группы. Они также могут быть двух видов - с образовательными программами и без них. -если прежде детский сад , где ведется обучение на каком-либо языке народов России, должен был обеспечить условия для изучения русского, то теперь такого обязательства нет -детский сад уже не несет ответственности за качество программ, которыми пользуется -проходить государственную аккредитацию дошкольному учреждению не надо - такого требования в Типовом положении нет -Главный документ - лицензия. -в типовом положении четко прописывалось, что учредитель дошкольного учреждения - орган местного самоуправления, теперь такой графы нет. -из нового положения исчезла глава о предельной наполняемости групп и др. Типовое положение 17


Новые ценностные ориентиры дошкольного образования: 1. Ранний возраст (новый вид ДОУ) 2. Предшкольное образование (новый вид ДОУ) 3. Расширение прав на образование детей с ограниченными возможностями здоровья (совместное образование), реабилитация детей-инвалидов во всех видах ДОУ 4. Усиление воспитательного потенциала ДОУ (воспитание гражданственности, толерантности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье) 5. Создание условий в ДОУ для изучения русского языка как государственного языка Российской Федерации 6.Обеспечение квалифицированной помощи семье (оказание консультативной и методической помощи родителям). 18 Типовое положение о ДОУ


7. Открытие дошкольных групп на базе образовательных учреждений других типов (при наличии лицензии). 8. Определение 4-х приоритетов развития детей: познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое, физическое. 9. Расширение режимов работы ДОУ: 12 часов, 8-10 часов, 14 часов, 3-5 часов, 24 часа (Исключение режима «свободного посещения детьми ДОУ») 10. Изменение наименования видов групп ДОУ: группы общеразвивающей направленности группы компенсирующей направленности группы оздоровительной направленности группы комбинированной направленности 11. В группах компенсирующей направленности: (введены дети с аутизмом, определена формулировка УО – легкой степени, умеренной, тяжелой) 19 Типовое положение о ДОУ


1.Разработка основной общеобразовательной программы ДОУ на основе федеральной Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования (в соответствии с требованиями ФГОС) 2. Индивидуальные программы реабилитации детей-инвалидов (при наличии их в контингенте ДОУ любого вида). 20 Новые документы ДОУ


Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ №655 от 23.11.2009 года). 2. Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (проходят согласование). 3. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования (разрабатывается уполномоченным федеральным государственным органом на основе ФГОС , в настоящее время проходит апробацию). 4. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (разрабатывается уполномоченным федеральным государственным органом на основе ФГОС). 21


Устанавливают нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ООП ДО) всеми ОУ, имеющими государственную аккредитацию; ФГОС учитывают особенности реализации ООП ДО для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ); Обеспечивают единое образовательное пространство РФ в условиях модернизации всех уровней образования; На основе ФГОС осуществляется экспертиза основных общеобразовательных программ дошкольного образования при лицензировании ОУ; Функции ФГОС ДО по правовому регулированию и обеспечению гарантий прав детей на дошкольное образование: 22


Определены пользователи ФГОС : ОУ (ДОУ), органы управления образованием; авторские коллективы, разрабатывающие общеобразовательные программы дошкольного образования (комплексные и по освоению отдельных образовательных областей); ОУ среднего и высшего профессионального образования по подготовке специалистов ДОУ; учреждения повышения квалификации; общественные организации, осуществляющие деятельность в сфере дошкольного образования; 23


ФГОС повышает ответственность ДОУ за качество и конечный результат образовательной работы – уровень развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, значимых для семьи, общества и государства и обеспечивающих преемственность основ дошкольного и начального общего образования. 24


Развивающее образование; единство воспитательных, развивающих и обучающих задач; Научная обоснованность и практическая применимость (соответствие фундаментальным основам возрастной психологии и дошкольной педагогики; культурно-исторический, деятельностный, личностно-ориентированный подходы к развитию ребенка); Интеграция образовательных областей (взаимодействие содержания образовательных областей для обеспечения целостности образовательного процесса); Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса (доступность тем, мотивация); Организация образовательного процесса на адекватных возрасту формах и видах деятельности (ведущий вид деятельности – игра); Концептуальные основы 25


Формирование в детских садах образовательной среды, стимулирующей детскую инициативу и самостоятельность, творчество, свободу выбора, двигательную и познавательную активность детей, сотрудничество взрослого и ребёнка. Широкое использование информационно-коммуникационных технологий для творческого и интеллектуального развития детей. Расширение социального пространства детского сада (сотрудничество с библиотеками, музеями, парками, участие в жизни микрорайона). Реализация программ, обеспечивающих адаптацию и интеграцию детей-мигрантов в сообщество сверстников, обучению русскому языку как второму. Расширение спектра дополнительных образовательных услуг; организация клубных форм сотрудничества с семья ми воспитанников, включая семьи, имеющие детей с ограниченными возможностями здоровья. Развитие механизмов общественной экспертизы качества образовательных услуг. 26 Реализация Федеральной целевой программы по развитию сети дошкольного образования на2011-2015 гг.


Внедрение системы мониторинга здоровья детей. Совершенствование организации питания. Формирование индивидуальной модели оздоровления детей. Приобщение детей к культуре здорового образа жизни и укрепление интереса к занятиям физической культурой и спортом. Совершенствование форм обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья 27 Здоровьесбережение


Создание комфортной, безопасной, адаптированной к особым нуждам воспитанников среды, оснащённой специальным оборудованием; развитие системы психолого-педагогического сопровождения ребёнка. Создание непрерывных образовательных маршрутов: вариативные формы дошкольного образования - детский сад - начальная школа. 28 Развитие инклюзивного воспитания в дошкольных учреждениях.


Расширение возможности регистрации детей в режиме он-лайн в едином реестре будущих воспитанников дошкольных образовательных учреждений. Использование автоматизированной информационной системы «Комплектование ДОУ» для обеспечения прозрачности комплектования детских садов и возможности прогнозирования потребностей в дошкольных образовательных услугах. Создание интернет сайтов дошкольных образовательных учреждений и широкое использование современных информационно-коммуникационных технологий информирования населения, повышения родитель ской компетентности в вопросах развития и воспитания детей, получения обратной связи о качестве образовательных услуг. 29 Информационная открытость дошкольного образования


Развитие государственно-общественной системы управления дошкольным образовательным учреждением: создание управляющих советов, наделённых реальными полномочиями в вопросах стратегического управления, финансово-хозяйственной деятельности, контроля качества образования, кадровой политики. Старт пилотного проекта по переходу на новые механизмы финансирования дошкольных образовательных услуг за счёт целевых субсидий, новую систему оплаты труда, стимулирующую качество, результативность и профессиональное развитие педагогов. Миссия образовательного комплекса Ставропольского края заключается в обеспечении условий для качественного образования и воспитания всесторонне развитой, конкурентоспособной, здоровой личности молодых граждан страны, подготовки кадров для инновационной экономики региона. 30 Повышение эффективности управления современным детским садом


1. Повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики страны, современным требованиям общества. 2. Формирование высоконравственной, образованной личности, обладающей базовыми компетенциями современного человека. 3. Сохранение и развитие образовательного комплекса края, отвечающего современным требованиям государства и общества. 31 Основные стратегические цели:


1. Повышение доступности качественного образования; 2. Укрепление, развитие материально-технической, учебной базы учреждений образования в соответствии с национальной образовательной стратегией «Новая школа»; 3. Подготовка нового поколения педагогических кадров; 4. Сохранение и укрепление здоровья детей в процессе обучения; 5. Повышение эффективности управления в системе образования; 6. Развитие современной системы непрерывного образования; 7. Совершенствование экономических механизмов в сфере образования; 8. Развитие альтернативных форм жизнеустройства детей, лишенных родитель ского попечения; 9. Интеграции детей с ограниченными возможностями в общество; Поддержка талантливой молодежи. Повышение доступности качественного образования 32 Приоритетные направления развития системы образования Ставропольского края


Вопросы и задания для контроля: 1.Назовите ключевые проблемы обеспечения доступности и качества дошкольного образования. 2.Каким правом законодательной инициативы обладают субъекты Российской Федерации. 3.Перечислите основные нормативные документы, определяющие новые приоритеты развития дошкольного образования. 4.Назовите приоритетные направления развития дошкольного образования. 5.Информационная открытость дошкольного образования (определение). 6.Перечислите основные стратегические цели в сфере образования. 7.Назовите принципы государственной политики в области образования. Создайте стандарт качества дошкольного образования в виде схемы Практическое задание 33


СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! УДАЧИ В РАБОТЕ

Введение

1 Принципы и концепция осуществления дошкольного образования в России

2 Нормативно-правовое регулирование сферы дошкольного образования в России

Глава 2. Практика и проблемы организации дошкольного образования в городе Челябинске

1 Особенности организации дошкольного образования в городе Челябинске

2 Проблемы и пути совершенствования нормативно-правового регулирования дошкольного образования в Челябинской области и в городе Челябинске

Заключение

Список использованной литературы и источников

Приложение 1

Введение

Решающим правообразующим фактором в области образования стали положения Конституции РФ. В ней право на образование признается как естественное и неотъемлемое в числе других прав и свобод человека. Конституция РФ гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях, право на бесплатное получение на конкурсной основе высшего образования, устанавливает основное общее образование в качестве обязательного уровня образования (ст. 43).

Важнейшей функцией РФ как социального государства является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное, общедоступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется (статья 43, части 1 и 2, Конституции РФ) на основе конституционного принципа юридического равенства. Право на образование в Российской Федерации обеспечивается и рядом других статей Конституции РФ.

В Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ 2008 года демографические проблемы названы в числе наиболее важных, предложена программа стимулирования рождаемости, направленная на материальную поддержку женщин, имеющих детей, на развитие инфраструктуры, способствующей помощи семье при рождении и воспитании детей (дошкольных образовательных учреждений и учреждений родовспоможения), а также программа стимулирования устройства на воспитание в семьях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Также актуальность темы, выбранной для исследования заключается в том, что правовые нормы, регламентирующие отношения в области содержания и воспитания детей в детских учреждениях, ни в одной отрасли права детально не изучались. Отдельные проблемы рассматривались лишь в контексте административного или семейного права.

Одним из наиболее перспективных путей повышения воспитательного и нравственного потенциала семьи, ответственности родителей за воспитание детей является формирование новых взаимоотношений между семьей и образовательными учреждениями.

В новых социально-экономических условиях одной из наиболее важных задач является оказание адекватной помощи семье в содержании и воспитании детей. Эта помощь может осуществляться в разных видах: денежные выплаты (пособия, компенсации), услуги (медицинское обслуживание, содержание и воспитание в детских дошкольных учреждениях, обеспечение детской одеждой и пр.), льготы (на питание в дошкольных и школьных образовательных учреждениях, оплату коммунальных услуг и др.).

Объектом исследования является государственная политика РФ в сфере дошкольного образования.

Предметом исследования является процесс содержания и воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях г. Челябинска.

Целью данного исследования стало изучение правового регулирования содержания и воспитания детей в образовательных учреждениях. Исходя из цели были поставлены следующие задачи:

Рассмотреть особенности государственной политики Российской Федерации о содержании и воспитании детей в дошкольных образовательных учреждениях;

Рассмотреть компетенцию органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов муниципальных образований в области дошкольного образования;

определить основные типы образовательных учреждений;

изучить концепцию и принципы осуществления содержания и воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях;

осветить направления совершенствования системы воспитания и содержания детей в дошкольных образовательных учреждениях.

Для решения поставленных задач нами использовались следующие методы исследований: сравнительный анализ и изучение литературы; обобщение и систематизация теоретического материала; методы обработки полученных данных. Содержание и воспитание детей в образовательных учреждениях нашло отражение в трудах таких ученых, как Белянинова Ю.В., Болотова Е.Л., Краснова Г.А, Мадьярова А.В., Тихомирова Ю.А., Сулейманова Г.В., Сырых В.М., Эфрикян Р.А. и др.

Исследование по теме опиралось на законодательные и нормативные акты Российской Федерации, научные и учебные труды, актуальные публикации в периодической печати.

Логика исследования отражена в структуре работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и источников, а также приложения.

Глава 1. Государственная политика в сфере дошкольного образования

1.1 Принципы и концепция осуществления дошкольного образования в России

Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений.

Показателями отнесения образовательного учреждения к соответствующему виду являются:

) уровень реализуемых образовательных программ;

) направленность реализуемых программ и образовательной деятельности;

) структура контингента обучающихся, воспитанников в соответствии с направленностью изучаемых образовательных программ;

) кадровое обеспечение;

) информационно-техническое оснащение образовательного процесса;

) защита прав и интересов воспитанников;

) медико-социальные условия пребывания обучающихся, воспитанников.

Государственный статус образовательного учреждения (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации.

Российское законодательство об образовании не содержит исчерпывающего перечня типов образовательных учреждений. В соответствии с п. 4 ст. 12 Закона «Об образовании» различают следующие типы образовательных учреждений: дошкольные; общеобразовательные, которые далее подразделяются на несколько видов: образовательные учреждения начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования; учреждения профессионального образования, также подразделяющиеся на учреждения: начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования; учреждения дополнительного образования взрослых; учреждения дополнительного образования детей; специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии; учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей); учреждения дополнительного образования детей; другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

Также по информации Минобразования России в соответствии с Законом об образовании и типовыми положениями о соответствующих типах образовательных учреждений, утвержденными постановлениями Правительства РФ, среди типов и видов образовательных учреждений, выделяют:

Тип «дошкольное образовательное учреждение», которое подразделяется на виды: детский сад; детский сад общеразвивающего вида (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и других приоритетных направлений развития воспитанников); детский сад компенсирующего вида; детский сад присмотра и оздоровления; детский сад комбинированного вида; центр развития ребенка - детский сад.

Дошкольные образовательные учреждения помогают родителям развить в ребенке индивидуальные способности. В большинстве случаев направление развития задается самими родителями исходя из их предпочтений. Кроме того, дошкольные образовательные учреждения призваны предупредить нарушение развития и помочь родителям скорректировать поведение ребенка в правильном направлении, чтобы заложить основы для дальнейшего формирования его личности.

Сеть дошкольных образовательных учреждений складывалась в нашей стране десятилетиями. Она формировалась как из муниципальных, так и из ведомственных детских учреждений. За последние годы эта система претерпела значительные изменения. Количество дошкольных учреждений сократилось, ведомственные детские сады ликвидируются или передаются в ведение местного самоуправления.

Дошкольное образование предоставляется в дошкольных образовательных учреждениях. Однако допускается его предоставление и в общеобразовательных учреждениях, при наличии у них соответствующих лицензий (ст. 17 Закона РФ «Об образовании», Постановление Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196 «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении»). Выбор способов организации предоставления дошкольного образования - путем создания дошкольных учреждений либо создания комбинированных учреждений - находится в компетенции органов местного самоуправления.

В частности деятельность образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста регулируется Типовым положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 19.09.1997 N 1204; дошкольного образовательного учреждения - Типовым положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от от 12.09.2008 г. N 666

  • Результаты для детей и семей
  • Результаты для студентов
  • Результаты для общества и работодателей
  • Результаты для педагогов
  • Результаты в сфере молодежной политики
  • Целевые показатели (индикаторы) Программы <10>
  • II.4. Сроки и этапы реализации Программы
  • III. Обобщенная характеристика основных мероприятий Программы
  • IV. Обобщенная характеристика мер государственного регулирования в рамках Программы
  • V. Описание мер правового регулирования в рамках Программы
  • VI. Прогноз сводных показателей государственных заданий по этапам реализации Программы (при оказании федеральными государственными учреждениями государственных услуг (работ)
  • VII. Обобщенная характеристика основных мероприятий, реализуемых субъектами Российской Федерации
  • IX. Обоснование выделения подпрограмм и включения в состав Программы реализуемых федеральных целевых программ
  • X. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации Программы
    • Подходы к оцениванию объемов финансового обеспечения Программы
    • Финансовое обеспечение мероприятий Программы
  • XI. Анализ рисков реализации Программы и описание мер управления рисками ее реализации
  • XII. Методика оценки эффективности Программы
  • XIII. Подпрограммы государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" и федеральные целевые программы (паспорта федеральных целевых программ)
    • Подпрограмма 1 "Развитие профессионального образования"
      • ПАСПОРТ подпрограммы 1 "Развитие профессионального образования" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы
      • 1.1. Характеристика сферы реализации подпрограммы 1 "Развитие профессионального образования", описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
      • 1.2. Приоритеты государственной политики в сфере профессионального образования на период до 2020 года, цели, задачи, показатели (индикаторы) и результаты реализации подпрограммы 1 "Развитие профессионального образования"
        • Целевые показатели (индикаторы) подпрограммы 1
      • 1.3. Сроки и этапы реализации подпрограммы 1 "Развитие профессионального образования" <15>
      • 1.4. Характеристика основных мероприятий подпрограммы 1 "Развитие профессионального образования"
        • Основное мероприятие 1.1 подпрограммы 1
        • Основное мероприятие 1.2 подпрограммы 1
        • Основное мероприятие 1.3 подпрограммы 1
        • Основное мероприятие 1.4 подпрограммы 1
        • Основное мероприятие 1.5 подпрограммы 1
        • Основное мероприятие 1.6 подпрограммы 1
        • Основное мероприятие 1.7 подпрограммы 1
        • Основное мероприятие 1.8 подпрограммы 1
        • Основное мероприятие 1.9 подпрограммы 1
        • Основное мероприятие 1.10 подпрограммы 1
        • Основное мероприятие 1.11 подпрограммы 1
        • Основное мероприятие 1.12 подпрограммы 1
      • 1.5. Характеристика мер правового регулирования в рамках подпрограммы 1 "Развитие профессионального образования"
      • 1.6. Прогноз сводных показателей государственных заданий по этапам реализации подпрограммы 1 "Развитие профессионального образования"
      • 1.7. Характеристика основных мероприятий, реализуемых субъектами Российской Федерации в случае их участия в разработке и реализации подпрограммы 1 "Развитие профессионального образования"
      • 1.8. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы 1 "Развитие профессионального образования"
      • 1.9. Участие субъектов Российской Федерации в реализации подпрограммы 1 "Развитие профессионального образования"
    • Подпрограмма 2 "Развитие дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей"
      • ПАСПОРТ подпрограммы 2 "Развитие дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы
      • 2.1. Характеристика сферы реализации подпрограммы 2 "Развитие дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей", описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
      • 2.2. Приоритеты государственной политики в сфере дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей на период до 2020 года, цели, задачи, показатели (индикаторы) и результаты реализации подпрограммы 2 "Развитие дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей"
        • Цели и задачи подпрограммы 2
        • Целевые показатели (индикаторы) подпрограммы 2
      • 2.3. Сроки и этапы реализации подпрограммы 2 "Развитие дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей" <1>
      • 2.4. Характеристика основных мероприятий подпрограммы 2 "Развитие дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей" Программы Российской Федерации "Развитие образования"
        • Основное мероприятие 2.1 подпрограммы 2
        • Основное мероприятие 2.2 подпрограммы 2
        • Основное мероприятие 2.3 подпрограммы 2
        • Основное мероприятие 2.4 подпрограммы 2
        • Основное мероприятие 2.5 подпрограммы 2
        • Основное мероприятие 2.6 подпрограммы 2
        • Основное мероприятие 2.7 подпрограммы 2
        • Основное мероприятие 2.8 подпрограммы 2
        • Основное мероприятие 2.9 подпрограммы 2
      • 2.5. Характеристика мер правового регулирования в рамках подпрограммы 2 "Развитие дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей"
      • 2.6. Прогноз сводных показателей государственных заданий по этапам реализации подпрограммы 2 "Развитие дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей"
      • 2.7. Характеристика основных мероприятий, реализуемых субъектами Российской Федерации в случае их участия в разработке и реализации подпрограммы 2 "Развитие дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей"
      • 2.8. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы 2 "Развитие дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей"
      • 2.9. Участие субъектов Российской Федерации в реализации подпрограммы 2 "Развитие дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей"
    • Подпрограмма 3 "Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования"
      • ПАСПОРТ подпрограммы 3 "Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы
      • 3.1. Характеристика сферы реализации подпрограммы 3 "Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования", описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
      • 3.2. Приоритеты государственной политики в сфере оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования на период до 2020 года, цели, задачи, показатели (индикаторы) и результаты реализации подпрограммы 3 "Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования"
        • Цель и задачи подпрограммы 3
        • Целевые показатели (индикаторы) подпрограммы 3
      • 3.3. Сроки и этапы реализации подпрограммы 3 "Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования" <9>
      • 3.4. Характеристика основных мероприятий подпрограммы 3 "Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования" Программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы
        • Основное мероприятие 3.1 подпрограммы 3
        • Основное мероприятие 3.2 подпрограммы 3
        • Основное мероприятие 3.3 подпрограммы 3
        • Основное мероприятие 3.4 подпрограммы 3
        • Основное мероприятие 3.5 подпрограммы 3
        • Основное мероприятие 3.6 подпрограммы 3
      • 3.5. Характеристика мер правового регулирования в рамках подпрограммы "Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования"
      • 3.6. Прогноз сводных показателей государственных заданий по этапам реализации подпрограммы
      • 3.7. Характеристика основных мероприятий, реализуемых субъектами Российской Федерации
      • 3.8. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы 3 "Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования"
      • 3.9. Участие субъектов Российской Федерации в реализации подпрограммы 3 "Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования"
    • Подпрограмма 4 "Вовлечение молодежи в социальную практику"
      • ПАСПОРТ подпрограммы 4 "Вовлечение молодежи в социальную практику" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы
      • 4.1. Характеристика сферы реализации подпрограммы 4 "Вовлечение молодежи в социальную практику", описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
      • 4.2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации подпрограммы, цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов подпрограммы 4 "Вовлечение молодежи в социальную практику"
        • Цели и задачи подпрограммы 4
        • Целевые показатели (индикаторы) подпрограммы 4
      • 4.3. Сроки и этапы реализации подпрограммы 4 "Вовлечение молодежи в социальную практику" <12>
      • 4.4. Характеристика основных мероприятий подпрограммы 4 "Вовлечение молодежи в социальную практику"
        • Основное мероприятие 4.1 подпрограммы 4
        • Основное мероприятие 4.2 подпрограммы 4
        • Основное мероприятие 4.3 подпрограммы 4
      • 4.5. Характеристика мер правового регулирования в рамках подпрограммы 4 "Вовлечение молодежи в социальную практику"
      • 4.6. Прогноз сводных показателей государственных заданий по этапам реализации подпрограммы в рамках подпрограммы 4 "Вовлечение молодежи в социальную практику"
      • 4.7. Характеристика основных мероприятий, реализуемых субъектами Российской Федерации в случае их участия в разработке и реализации подпрограммы 4 "Вовлечение молодежи в социальную практику"
      • 4.8. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы 4 "Вовлечение молодежи в социальную практику"
      • 4.9. Участие субъектов Российской Федерации в реализации подпрограммы 4 "Вовлечение молодежи в социальную практику"
    • Подпрограмма 5 "Обеспечение реализации государственной программы "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы и прочие мероприятия в области образования"
      • ПАСПОРТ подпрограммы 5 "Обеспечение реализации государственной программы "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы и прочие мероприятия в области образования" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы
      • 5.1. Характеристика сферы реализации подпрограммы 5 "Обеспечение реализации государственной программы "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы и прочие мероприятия в области образования", описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
      • 5.2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации подпрограммы на период до 2020 года, цели, задачи, показатели (индикаторы) и результаты реализации подпрограммы 5 "Обеспечение реализации государственной программы "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы и прочие мероприятия в области образования"
        • Цель и задачи подпрограммы 5
        • Целевые показатели (индикаторы) подпрограммы 5
      • 5.3. Сроки и этапы реализации подпрограммы 5 "Обеспечение реализации государственной программы "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы и прочие мероприятия в области образования" <13>
      • 5.4. Характеристика и основных мероприятий подпрограммы 5 "Обеспечение реализации государственной программы "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы и прочие мероприятия в области образования"
        • Основное мероприятие 5.1 подпрограммы 5
        • Основное мероприятие 5.2 подпрограммы 5
        • Основное мероприятие 5.3 подпрограммы 5
        • Основное мероприятие 5.4 подпрограммы 5
        • Основное мероприятие 5.5 подпрограммы 5
        • Основное мероприятие 5.6 подпрограммы 5
        • Основное мероприятие 5.7 подпрограммы 5
      • 5.5. Характеристика мер правового регулирования в рамках подпрограммы 5 "Обеспечение реализации государственной программы "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы и прочие мероприятия в области образования"
      • 5.6. Прогноз сводных показателей государственных заданий по этапам реализации подпрограммы 5 "Обеспечение реализации государственной программы "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы и прочие мероприятия в области образования"
      • 5.7. Характеристика основных мероприятий, реализуемых субъектами Российской Федерации в случае их участия в разработке и реализации подпрограммы 5 "Обеспечение реализации государственной программы "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы и прочие мероприятия в области образования"
      • 5.8. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы 5 "Обеспечение реализации государственной программы "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы и прочие мероприятия в области образования"
      • 5.9. Участие субъектов Российской Федерации в реализации подпрограммы 5 "Обеспечение реализации государственной программы "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы и прочие мероприятия в области образования"
    • Федеральная целевая программа "Русский язык" на 2011 - 2015 годы
      • ПАСПОРТ федеральной целевой программы "Русский язык" на 2011 - 2015 годы
    • Федеральная целевая программа развития образования на 2011 - 2015 годы
      • ПАСПОРТ Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы
  • Приложения
    • Приложение 1. СВЕДЕНИЯ О ПОКАЗАТЕЛЯХ (ИНДИКАТОРАХ) ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ" НА 2013 - 2020 ГОДЫ, ЕЕ ПОДПРОГРАММ, ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ, ПОДПРОГРАММ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ И ИХ ЗНАЧЕНИЯХ
    • Приложение 2. ПЕРЕЧЕНЬ ВЕДОМСТВЕННЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ И ОСНОВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ" НА 2013 - 2020 ГОДЫ
    • Приложение 3. ОЦЕНКА ПРИМЕНЕНИЯ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
    • Приложение 4. СВЕДЕНИЯ ОБ ОСНОВНЫХ МЕРАХ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ" НА 2013 - 2020 ГОДЫ
    • Приложение 5. ПРОГНОЗ СВОДНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАДАНИЙ НА ОКАЗАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ" НА 2013 - 2020 ГОДЫ
    • Приложение 6. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ" НА 2013 - 2020 ГОДЫ
    • Приложение 7. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ПРОГНОЗНАЯ (СПРАВОЧНАЯ) ОЦЕНКА РАСХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА, БЮДЖЕТОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ, КОНСОЛИДИРОВАННЫХ БЮДЖЕТОВ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ЦЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ" НА 2013 - 2020 ГОДЫ
    • Приложение 8. СВЕДЕНИЯ О ПОКАЗАТЕЛЯХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ" НА 2013 - 2020 ГОДЫ, ВКЛЮЧЕННЫХ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН СТАТИСТИЧЕСКИХ РАБОТ
    • Приложение 9. ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ" НА 2013 - 2020 ГОДЫ
    • Приложение 10. РАСЧЕТЫ ПО БЮДЖЕТНЫМ АССИГНОВАНИЯМ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА НА ИСПОЛНЕНИЕ ПУБЛИЧНЫХ НОРМАТИВНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ, ОБЪЕМОВ СУБВЕНЦИЙ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА И ВЫПЛАТ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫХ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ВНЕБЮДЖЕТНЫМИ ФОНДАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СООТВЕТСТВИИ С ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТДЕЛЬНЫМ КАТЕГОРИЯМ ГРАЖДАН ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ" НА 2013 - 2020 ГОДЫ
    • Приложение 10А. ОЦЕНКА РАСХОДОВ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ" НА 2013 - 2020 ГОДЫ, РАССЧИТАННЫХ НА ОСНОВАНИИ ПЛАНОВОГО МЕТОДА
    • Приложение 11. АНАЛИТИЧЕСКОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СРЕДСТВ, НЕ ВКЛЮЧЕННЫХ В СОСТАВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ, ПО ГОСУДАРСТВЕННЫМ ПРОГРАММАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    • Приложение 12. АНАЛИТИЧЕСКОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СРЕДСТВ ПОДПРОГРАММЫ 5 "ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ" НА 2013 - 2020 ГОДЫ И ПРОЧИЕ МЕРОПРИЯТИЯ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ" ПО ПОДПРОГРАММАМ И ВЕДОМСТВЕННЫМ ЦЕЛЕВЫМ ПРОГРАММАМ
    • Приложение 13. ОЦЕНКА СТЕПЕНИ ВЛИЯНИЯ ВЫДЕЛЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБЪЕМОВ РЕСУРСОВ НА ПОКАЗАТЕЛИ (ИНДИКАТОРЫ) ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ" НА 2013 - 2020 ГОДЫ (ПОДПРОГРАММЫ)
    • Приложение 14. ОЦЕНКА СТЕПЕНИ ВЛИЯНИЯ ВЫДЕЛЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБЪЕМОВ РЕСУРСОВ НА СРОКИ И ОЖИДАЕМЫЕ НЕПОСРЕДСТВЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ВЕДОМСТВЕННЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ И ОСНОВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПОДПРОГРАММ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ" НА 2013 - 2020 ГОДЫ
    • Приложение 15. ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ РАСХОДОВ НА 2014 - 2015 ГОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ" НА 2013 - 2020 ГОДЫ
    • Приложение 16. ОЦЕНКА ПЛАНИРУЕМОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ"
    • Приложение 17. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОСНОВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ ИНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ, ОКАЗЫВАЮЩИХ ВЛИЯНИЕ НА ДОСТИЖЕНИЕ ЦЕЛЕЙ И РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ" НА 2013 - 2020 ГОДЫ

  • 2.2. Приоритеты государственной политики в сфере дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей на период...

    Действует

    Редакция от 2012-11-22

    Наименование документа:

    РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 22.11.2012 N 2148-р

    Вид документа

    • распоряжение

    Принявший орган

    • ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ

    Номер документа

    Дата принятия

    Дата редакции

    размер шрифта

    РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 22-11-2012 2148-р (2019) Актуально в 2018 году

    2.2. Приоритеты государственной политики в сфере дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей на период до 2020 года, цели, задачи, показатели (индикаторы) и результаты реализации подпрограммы 2 "Развитие дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей"

    Основным направлением государственной политики в сфере дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей на период реализации Программы является обеспечение равенства доступа к качественному образованию и обновление его содержания и технологий образования (включая процесс социализации) в соответствии с изменившимися потребностями населения и новыми вызовами социального, культурного, экономического развития.

    Принципиальные изменения будут происходить в следующих направлениях:

    Увеличение роли негосударственного сектора в предоставлении услуг дошкольного и дополнительного образования детей;

    качественное изменение содержания и методов преподавания с акцентом на развитие интереса и активности обучающихся, формирование полноценной системы профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов, опережающее обновление программ обучения математике, технологии, иностранным языкам, социальным наукам;

    Модернизация территориальных сетей социализации на основе интеграции и кооперации организаций различного типа и ведомственной принадлежности;

    Внедрение механизмов выравнивания возможностей детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, на получение качественного образования;

    формирование эффективной системы выявления и поддержки молодых талантов;

    омоложение и рост профессионального уровня педагогических кадров;

    формирование демонополизированной и персонифицированной системы повышения квалификации и переподготовки педагогов;

    поддержка инноваций и инициатив педагогов, профессиональных сообществ, образовательных организаций и их сетей;

    Внедрение новой модели организации и финансирования сектора дополнительного образования и социализации детей;

    Развитие сектора услуг по сопровождению раннего развития детей (0 - 3);

    существенное повышение масштаба и эффективности использования ресурсов неформального (за рамками организаций дополнительного образования детей) и информального образования (медиасфера, сеть Интернет).

    Важнейшим приоритетом государственной политики на данном этапе развития образования является обеспечение доступности дошкольного образования. Вложения в сферу дошкольного образования признаны сегодня в мире наиболее эффективными с точки зрения повышения качества последующего образования, выравнивания стартовых возможностей. Многие развитые страны сделали дошкольное образование обязательным или стремятся к максимальному охвату детей этими программами.

    Необходимо ликвидировать очереди на зачисление детей в дошкольные образовательные организации и обеспечить к 2016 году стопроцентную доступность дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет. Решение этой задачи будет обеспечено за счет строительства современных зданий дошкольных организаций, в том числе с использованием механизмов частно-государственного партнерства, и развития вариативных форм дошкольного образования (частные, семейные и корпоративные детские сады).

    Последнее предполагает качественное изменение роли и масштаба негосударственного сектора услуг дошкольного образования, что потребует обеспечения практической реализации получившего закрепление в законодательстве принципа равенства доступа к бюджетному финансированию организаций всех форм собственности, а также модернизации системы государственного регулирования (требований санитарных, строительных норм, пожарной безопасности и других). Для обеспечения максимальной эффективности данного направления необходимо провести сравнительный анализ российских регулирующих норм в отношении развития инфраструктуры с опорой на лучшие международные примеры. Данный анализ позволит создать условия для обновления системы требований к новой инфраструктуре дошкольного образования, а также для создания современных экономически эффективных и гибких сред для раннего развития детей.

    В общем образовании приоритетом первого этапа реализации Программы является завершение модернизации инфраструктуры, направленной на обеспечение во всех российских школах современных условий обучения. Данная задача должна быть решена как за счет мероприятий по реконструкции и ремонту зданий, закупке современного оборудования, так и путем реализации региональных программ формирования эффективных территориальных сетей образования и социализации, предусматривающих кооперацию и интеграцию организаций различной ведомственной принадлежности, развитие системы дистанционного обучения.

    Существующие различия между субъектами Российской Федерации по уровню доступности образовательных услуг и развитию инфраструктуры потребуют использования инструментов выравнивания в сочетании с мерами стимулирования развития и усиления организационно-управленческого потенциала. В совокупности это должно обеспечить единство образовательного пространства в Российской Федерации, при котором в любом месте проживания ребенок имеет равные возможности доступа к образовательным ресурсам.

    Наряду с созданием базовых условий обучения, должна последовательно разворачиваться работа по формированию в школах современной информационной среды для преподавания (высокоскоростной доступ к сети Интернет, цифровые образовательные ресурсы нового поколения, современное экспериментальное оборудование) и управления (электронный документооборот).

    Другим приоритетом в сфере общего образования станет обеспечение учебной успешности каждого ребенка, независимо от состояния его здоровья, социального положения семьи. Для этого должна быть создана система поддержки школ и педагогов, обучающих сложные категории учащихся (дети в трудной жизненной ситуации, дети-сироты, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети мигрантов), сформирован прозрачный механизм приема в школы с повышенным уровнем обучения.

    Детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья необходимо предоставить возможности выбора варианта освоения программ общего образования в дистанционной форме, в рамках специального (коррекционного) или инклюзивного образования, а также обеспечить психолого-медико-социальное сопровождение и поддержку в профессиональной ориентации.

    Для снижения дифференциации в качестве образования между группами школ должны быть реализованы адресные программы перевода в эффективный режим работы школ, демонстрирующих низкие образовательные результаты.

    Стратегическим приоритетом государственной политики выступает формирование механизма опережающего обновления содержания образования. Необходимо обеспечить комплексное сопровождение введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, задающего принципиально новые требования к образовательным результатам. Переход на новые федеральные государственные образовательные стандарты открывает возможности для распространения деятельностных (проектных, исследовательских) методов, позволяющих поддерживать у школьников интерес к учению на всем протяжении обучения, формирующих инициативность, самостоятельность, способность к сотрудничеству. Новые федеральные государственные образовательные стандарты старшей школы должны обеспечить для каждого школьника возможность выбора профиля, соответствующего склонностям и жизненным планам подростков из не менее чем 5 профилей обучения.

    Параллельно введению федеральных государственных образовательных стандартов следует продолжить работу по поиску, разработке и распространению новых эффективных средств и форм организации образовательного процесса на базе школ - инновационных площадок и их сетей. Особое внимание должно быть уделено, с одной стороны, обновлению содержания и методов обучения в областях низкой конкурентоспособности российской школы (технология, иностранные языки, социальные науки), с другой стороны - поддержке областей потенциального лидерства (математическое образование, обучение чтению).

    Безусловным приоритетом является переход от административно-командного управления системой образования к "умному" управлению, основанному на доверии и обратной связи. Для этого уже реализуются меры по укреплению академической и организационно-финансовой самостоятельности школ, укреплению участия общественности в управлении образовательными организациями и территориальными сетями, по поддержке инициатив, инноваций и экспериментов. Хорошей должна считаться постоянно развивающаяся, обновляющаяся школа.

    Приоритетной задачей развития сферы дополнительного образования детей является повышение доступности услуг и обеспечение их соответствия изменяющимся потребностям населения. С этой целью необходимо осуществить передачу субъектам Российской Федерации полномочий по финансовому обеспечению дополнительного образования детей (предусмотрев при необходимости софинансирование реализации названных полномочий за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета), обеспечить обновление спектра программ за счет модернизации организационных моделей и введения механизмов стимулирования конкуренции.

    В государственной политике в сфере общего образования и дополнительного образования детей до 2020 года должен сохраняться приоритет нравственного и гражданского воспитания подрастающего поколения. Его реализация будет обеспечиваться через введение соответствующих элементов федеральных государственных образовательных стандартов, развитие практик социального проектирования и добровольческой деятельности на базе школ и организаций дополнительного образования детей, современные программы социализации детей в каникулярный период.

    Достижение нового качества дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей предполагает в качестве приоритетной задачи обновление состава и компетенций педагогических кадров. Для этого уже в ближайшие годы предусматривается комплекс мер, включающий:

    доведение среднего уровня заработной платы педагогических работников общеобразовательных организаций до 100 процентов от средней по экономике субъекта Российской Федерации;

    Доведение среднего уровня заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных организаций до средней заработной платы в сфере общего образования в субъекте Российской Федерации

    Доведение заработной платы педагогических работников организаций дополнительного образования (включая педагогов спортивных школ и школ искусств), квалификация которых сопоставима с квалификацией педагогических работников общеобразовательной школы, до уровня зарплаты педагогических работников общеобразовательных организаций;

    введение стандартов профессиональной деятельности для педагогов и руководителей образовательных организаций и основанных на данных стандартах систем оплаты труда и аттестации;

    Формирование новых моделей педагогической карьеры и сопровождения профессионального развития;

    Поддержка создания и деятельности профессиональных ассоциаций и саморегулируемых организаций в сфере образования;

    развитие механизмов привлечения на работу в организации общего образования и дополнительного образования детей лучших выпускников вузов (в том числе - непедагогических) и талантливых специалистов.

    Долгосрочная стратегия развития российского образования ориентирована на создание системы сред и сервисов для удовлетворения разнообразных образовательных запросов населения и подрастающего поколения, поддержки самообразования и социализации.

    Необходимо преодолеть существующее отставание в масштабе сектора сопровождения раннего развития детей и поддержки семейного воспитания (центры диагностики и консультирования, информационно-просветительские сервисы для родителей детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, и др.).

    Должен быть обеспечен переход к качественно новому уровню индивидуализации образования через реализацию учебных траекторий в образовательных организациях всех форм собственности и их сетях, в формах семейного образования, самообразования. Это потребует выхода на новый уровень развития дистанционного образования, распространение тьюторства и информационно-консультационных сервисов (навигаторов).

    В ситуации появления новых каналов и источников информации, резкого возрастания возможностей доступа к любым информационным сегментам современного мира школа утрачивает монополию на формирование знаний, навыков и образцов поведения. Ответом на данный вызов должно стать включение в сферу государственной образовательной политики неформального (вне организаций дополнительного образования детей) и информального образования (сеть Интернет, кино, телевидение), в том числе - поддержка медийно-социальных просветительских проектов, индустрии товаров и услуг для детей.

    Развитие сектора неформального образования будет обеспечиваться за счет механизмов государственно-частного и социального партнерства, использования потенциала социально ориентированных некоммерческих организаций, организаций инновационного сектора и творческих индустрии.

    ---

    Что еще почитать