Формирование советской политической системы. Особенности политической системы советского типа в бывшем ссср

>>История: Политическая система в 30-е гг.

Политическая система в 30-е гг.

1.Особенности политической системы СССР в 30-е гг. Роль партии в жизни государства.

2.Государственная идеология. Система массовых организаций.

3.Формирование культа личности Сталина.

4.Массовые репрессии.

5.Показательные судебные процессы.

6.Конституция «победившего социализма».

Особенности политической системы СССР в 30-е гг.

Роль партии в жизни государства. Поставленные перед страной грандиозные задачи потребовали централизации и напряжении всех сил. Они привели к формированию особою политического режима, при котором государственная власть сосредоточилась в руках коммунистической партии , уничтожившей в стране демократические свободы и возможность появления политической оппозиции. Правящая группа полностью подчинила жизнь общества своим интересам и сохраняла власть благодаря насилию, массовым репрессиям, духовному подчинению населения.

Ядром политического режима в была большевистская партия. Партийные органы ведали назначением и смещением должностных лиц в стране, выдвигали кандидатов в депутаты Советов различных уровней. Только члены ВКП(б) занимали все ответственные государственные посты, стояли во главе армии, правоохранительных и судебных органов, руководили народным хозяйством. Ни один закон в стране не мог быть принят без предварительного одобрения его в Политбюро. Многие государственные и хозяйственные функции были переданы партийным органам. Политбюро определяло внешнюю и внутреннюю политику государства, решало вопросы планирования и организации производства. На нужды партии тратились не только партийные средства, но и деньги из государственного бюджета, в том числе часть из них направлялась за границу на нужды мировой революции.

В 30-е гг. в стране сложилось положение, когда было совершенно невозможно разграничить, где начинается государство и где кончается партия (и наоборот). Даже партийная символика приобрела официальный статус - красное знамя и партийный гимн «Интернационал» стали государственными.

К концу 30-х гг. изменился и облик ВКП(б). Она окончательно утратила остатки былого демократизма. Исчезли бурные дискуссии, характерные для 20-х гг. В партийных рядах воцарилось полное «единомыслие». При этом рядовые члены партии и даже большинство членов ЦК были отрешены от выработки партийной политики, которая стала уделом Политбюро и партийного аппарата.

Государственная идеология. Система массовых организаций.

К середине 30-х гг. марксизм-ленинизм стал не только партийной, но и официальной государственной идеологией. На практике это означало усиление борьбы с инакомыслием. Если до середины 20-х гг. иногда еще издавались работы политических и идейных оппонентов большевиков , то с середины 30-х гг. вся эта литература была изъята из библиотек.

Особую роль играл партийный контроль за средствами массовой информации, через которые осуществлялось распространение официальных взглядов и их разъяснение. При помощи железного занавеса была решена проблема проникновения иных идеологических взглядов извне.

Изменениям подверглась и система образования . В основу обучения теперь была положена марксистско-ленинская теория не только в общественных науках, но порой и в естественных. Партия взяла под свой контроль воспитание детей как в школе, так и в семье. Все средства массовой информации, литература, кино и другие виды искусства внушали, что интересы коллектива, государства выше интересов семьи и личности, что человек без колебаний должен разоблачать членов своей семьи, друзей, если кто-либо из них будет заподозрен в отступлении от линии партии.

Под партийным влиянием оказалась творческая интеллигенция, идеологический контроль за деятельностью которой наряду с партийными органами осуществляли специально созданные творческие союзы. В 1932 г. ЦК ВКП(б) принял постановление «О перестройке литературно-художественных организаций». Было решено «объединить всех писателей, поддерживающих платформу советской власти и стремящихся участвовать в социалистическом строительстве, в единый союз советских писателей... Провести аналогичные изменения но линии других видов искусства». В августе 1934 к состоялся I Всесоюзный съезд советских писателей. Съезд принял устав и избрал правление Союза во главе с М. Горьким.

Началась работа по созданию творческих союзов художников, композиторов, кинематографистов, архитекторов, которые должны были объединить всех профессионально работавших и этих областях в целях установления над ними партийного контроля. За «духовную» поддержку со стороны творческой интеллигенции власть предоставляла членам союзов различные материальные блага и привилегии (пользование домами творчества, мастерскими, получение авансов во время длительной творческой работы, обеспечение жильем, пенсией и пр.).

Помимо творческих работников, массовыми организациями были охвачены и другие категории населения. Все работники предприятий и учреждений состояли в профессиональных союзах, которые полностью находились под партийным контролем. Молодежь с 14 лет состояла в единой организации - Всесоюзном ленинском коммунистическом союзе молодежи (ВЛКСМ), объявленном резервом и помощником партии. Массовые организации были созданы для рационализаторов, изобретателей, женщин, физкультурников и прочих категорий населения. Дети являлись членами Всесоюзной пионерской организации.

В 30-е гг. усилился нажим на церковь . По всей стране прошла кампания «торжественного» сбрасывания колоколов с храмов и отправка их на переплавку для нужд индустриализации. В сельской местности, как правило, после создания колхоза церковь закрывали и превращали в склад или клуб, а священника арестовывали или отправляли в ссылку вместе с кулаками.

Формирование культа личности Сталина.

Одним из элементов политического режима СССР в 30-е гг. стало формирование культа личности Сталина.
21 декабря 1929 г. Сталину исполнилось 50 лет. До этого все члены Политбюро назывались «вождями партии» и перечислялись в алфавитном порядке. С этого дня «институт вождей» был ликвидирован, а Сталин был публично объявлен «первым учеником Ленина» и единственным «вождем партии». Сталина начали называть организатором Октября, создателем Красной армии и выдающимся полководцем - победителем армий белогвардейцев и интервентов, хранителем ленинской «генеральной линии», вождем мирового пролетариата и великим стратегом пятилетки. Его стали именовать «мудрым», «великим», «гениальным». В стране появился «отец народов» и «лучший друг советских детей». Академики, артисты, рабочие и партийные работники оспаривали друг у друга пальму первенства по восхвалению Сталина. Но всех превзошел народный казахский поэт Джамбул, который в «Правде» писал, что «Сталин - глубже океана, выше Гималаев, ярче солнца. Он - учитель Вселенной».

Массовые репрессии.

Наряду с идеологией сталинский режим имел и другую опору - систему карательных органов для преследования инакомыслящих.

В начале 30-х гг. прошли последние политические процессы над прежними оппонентами большевиков - бывшими меньшевиками и эсерами. Почти все они были расстреляны или отправлены в тюрьмы и лагеря.

В конце 20-х гг. Шахтинское дело послужило толчком для развертывания борьбы с «вредителями» из числа научно-технической интеллигенции во всех отраслях народного хозяйства.

С начала 30-х гг. развернулись массовые репрессии против кулаков и «подкулачников». 7 августа 1932 г. ЦИК и СНК СССР приняли написанный Сталиным закон «Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и укреплении общественной (социалистической) собственности», вошедший в историю как закон «о пяти колосках», по которому даже за незначительные хищения полагался длительный срок заключения или расстрел.

С ноября 1934 г. при наркоме внутренних дел было образовано Особое совещание, которое наделялось правом в административном порядке отправлять «врагов народа» в ссылку или в исправительно-трудовые лагеря на срок до пяти лет. Особому совещанию предоставлялось право рассматривать дела в отсутствии обвиняемого, без участия свидетелей, прокурора и адвоката.

Поводом для развертывания массовых репрессий в стране стало убийство 1 декабря 1934 г. в Ленинграде члена Политбюро ЦК ВКП(б), первого секретаря Ленинградскою губкома ВКП(б) С. М. Кирова. Через несколько часов после этого убийства был принят закон о введении «упрощенного порядка» рассмотрения дел о террористических актах и организациях. Согласно ему следствие должно было вестись ускоренным порядком и заканчивать свою работу в течение десяти дней; обвинительное заключение вручалось обвиняемым за сутки до рассмотрения дела в суде; дела слушались без участия сторон - прокурора и защитника; просьбы о помиловании запрещались, а приговоры о расстреле приводились в исполнение немедленно после их оглашения.

Появились и другие законы, ужесточающие наказания и расширяющие круг лиц, подвергающихся репрессиям. Постановление ЦИК и СНК от 7 апреля 1935 г. предписывало «несовершеннолетних начиная с 12-летнею возраста, уличенных в совершении краж, в причинении насилия, телесных повреждений, в убийстве или попытках к убийству, привлекать к уголовному суду с применением всех мер уголовного наказания», включая смертную казнь.

Показательные судебные процессы.

В 1936 г. состоялся первый из крупных судебных процессов над лидерами внутрипартийной оппозиции. На скамье подсудимых оказались ближайшие соратники Ленина - Г. Зиновьев, Л. Каменев и др. Их обвиняли не только в убийстве Кирова, но и в попытках убить Сталина и его ближайших соратников, а также свергнуть советскую власть. Прокурор Л. Вышинский в заключительном слове заявил: «Взбесившихся собак я требую расстрелять - всех до одного!» Суд удовлетворил это требование.

В 1937 г. состоялся второй процесс, в ходе которого была осуждена еще одна группа лидеров «ленинской гвардии». В том же году по решению закрытого суда была репрессирована большая группа высших офицеров во главе с маршалом М. Н. Тухачевским.

В марте 1938 г. прошел третий судебный процесс. Были расстреляны бывший глава правительства А. Рыков и «любимец партии» Н. Бухарин. Каждый из таких процессов вызывал волну репрессий по отношению к десяткам тысяч людей, прежде всего к родственникам и знакомым, сослуживцам и соседям по дому репрессированных. Только в высшем руководстве армии были уничтожены:

из 5 маршалов - 3;
из 5 командармов I ранга - 3;
из 10 командармов II ранга - 10;
из 57 командиров корпусов - 50;
из 186 комдивов - 154;
из 16 армейских комиссаров I и II ранга - 16;
из 26 корпусных комиссаров - 25;
из 64 дивизионных комиссаров - 58;
из 456 командиров полков - 401.

Всего было репрессировано около 40 тыс. офицеров Красной армии.

Тогда же был создан Секретный отдел в НКВД, занимавшийся уничтожением политических противников власти, оказавшихся за рубежом. В августе 1940 г. в Мексике был убит Л. Троцкий. Жертвами сталинского режима стали многие деятели Коминтерна и даже белого движения за рубежом.

В тюрьмах не хватало свободных мест. Начала формироваться широкая сеть концентрационных лагерей.

По официальным данным, в 1930 - 1953 гг. по обвинению в контрреволюционной, антигосударственной деятельности было репрессировано 3,8 млн. человек, из них 786 тыс. расстреляно.

Конституция «победившего социализма».

Несмотря па массовые репрессии, официальная советская пропаганда продолжала называть СССР самым демократическим государством в мире. Огромное значение имело принятие 5 декабря 1936 г. на VIII Всесоюзном чрезвычайном съезде Советов новой Конституции СССР.

Сталин, обосновывая необходимость новой Конституции, заявил, что советское общество «осуществило то, что у марксистов называется первой фазой коммунизма, - социализм». Экономическим критерием построения социализма сталинская Конституция провозглашала ликвидацию частной собственности (а значит, и эксплуатацию человека человеком) и создание двух форм собственности - государственной и колхозно-кооперативной. Политической основой СССР были признаны Советы депутатов трудящихся. Коммунистической партии отводилась роль руководящего ядра общества, марксизм-ленинизм был объявлен официальной государственной идеологией.

Конституция предоставляла всем гражданам СССР независимо от их пола и национальности основные демократические права и свободы - свободу совести, слова, печати, собраний, неприкосновенности личности и жилища, а также прямое равное избирательное право.

Высшим руководящим органом страны стал Верховный Совет СССР, состоящий из двух палат - Совета Союза и Совета Национальностей. В перерывах между его сессиями исполнительную и законодательную власть должен был осуществлять Президиум Верховного Совета СССР. В составе СССР было закреплено 11 союзных республик: Российская, Украинская, Белорусская, Азербайджанская, Грузинская, Армянская, Туркменская, Узбекская, Таджикская, Казахская, Киргизская Советские Социалистические Республики.

Новая советская Конституция была удивительным по своей двойственности документом. К реальной жизни многие ее нормы, связанные прежде всего с демократическими правами населения, не имели никакого отношения. С другой стороны, вполне реальными для советских граждан были некоторые записанные в Конституции социальные права: право на труд, на бесплатное здравоохранение и т. д. Однако главной целью социализма «по-сталински» являлось не создание экономических, политических и культурных предпосылок для свободного развития каждого члена общества, а наращивание мощи государства, зачастую за счет ущемления интересов болынинства его граждан. Функции по распоряжению «социалистической» собственностью и политическая власть сосредоточились в руках Сталина и партийно-государственного аппарата и оказались отчужденными от народа. Тем не менее демократизм содержания Конституции оказал большое воздействие на общество.

Таким образом, в 30-е гг. XX в. в СССР государственная власть полностью оказалась в руках узкого круга партийных деятелей во главе с И. В. Сталиным, в стране утвердился жесточайший политический режим, характеризовавшийся полным свертыванием демократии, утверждением единомыслия, массовыми репрессиями.

Документ

Из книги Андре Жида «Возвращение из СССР» (1936 г.)

В СССР решено однажды и навсегда, что по любому вопросу должно быть только одно мнение. Впрочем, сознание людей сформировано таким образом, что этот конформизм им не в тягость, он для них естественен, они его не ощущают, и не думаю, что к этому могло бы примешиваться лицемерие... Каждое утро «Правда» им сообщает, что следует знать, о чем думать и чему верить... Получается, что, когда ты говоришь с каким-нибудь русским, ты го-воришь словно со всеми сразу. Не то, чтобы он буквально следовал каждому указанию, но в силу обстоятельств отличаться от других он просто не может... Надо иметь в виду также, что подобное сознание начинает формироваться с самого раннего детства... Отсюда странное поведение, которое тебя, иностранца, иногда удивляет, отсюда способность находить радости, которые удивляют тебя еще больше. Тебе жаль тех, кто часами стоит в очереди, - они же считают это нормальным. Хлеб, овощи, фрукты кажутся тебе плохими - но другого ничего нет. Ткани, вещи, которые ты видишь, кажутся тебе безобразными - но выбирать не из чего. Поскольку сравнивать совершенно не с чем - разве только что с про-клятым прошлым, - ты с радостью берешь то, что тебе дают. Самое главное при этом - убедить людей, что они счастливы настолько, насколько можно быть счастливыми в ожидании лучшего, убедить людей, что другие повсюду менее счастливы, чем они. Этого можно достигнуть, только надежно перекрыв любую связь с внешним миром (я имею в виду с заграницей).


Вопросы и задания:

1. В чем вы видите объективные причины утверждения в СССР жесткого политического режима?

2. Какие субъективные факторы способствовали этому?

3. Докажите, что ВКП(б) являлась стержнем советской политической системы.

4. Какая роль в государстве отводилась общественным организациям?

5. Каковы были особенности массового сознания в 30-е гг.? Какими способами оно формировалось? (При ответе используйте документ.)

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА советский политический механизм в условиях социализма. Ядром Политической системы советского общества является Коммунистическая партия Советского Союза *. Под ее руководством функционируют все другие звенья этой системы - Советское государство, профсоюзы, комсомол, кооперативные и иные общественные организации, отражающие единство и своеобразие интересов всех слоев населения.

Происходящий в СССР процесс революционной перестройки, обновления социалистического общества подвел к выводу о необходимости реформы Политической системы советского общества, направленной на укрепление и развитие основополагающих принципов социалистической государственности, рожденных Октябрем. Политическая система советского общества должна быть освобождена от всего, что связано с последствиями культа личности, командно-административными методами управления, бюрократизмом, отчуждением трудящихся от власти. Она должна стать динамичной, способной к своевременному обновлению с учетом меняющихся условий внутренней и международной жизни.

В свете этого по-новому предстает роль КПСС. Согласно ленинской концепции партии как политического авангарда рабочего класса, всех трудящихся, она призвана, основываясь на марксистско-ленинском учении, разрабатывать теорию и стратегию общественного развития, внутреннюю и внешнюю политику, формировать идеологию социалистического обновления, вести политическую и организаторскую работу в массах, воспитание и расстановку кадров. При жизни В. И. Ленина и под его руководством партия так и действовала. Однако после смерти Ленина начался отход от ленинских принципов, от разработанной им концепции социалистического строительства. Такое положение в той или иной мере сохранялось и в застойные годы. Это отрицательно сказалось на осуществлении основных функций партии, вело к ослаблению ее политического и идейного влияния, обостряло многие проблемы общественного развития. КПСС нашла в себе силы самокритично оценить создавшееся положение. Партия стремится создать такие политические механизмы и гарантии, которые исключили бы в будущем возможность нарушения ленинских принципов партийного руководства обществом.

Ключевой вопрос политики партии - развитие и укрепление советского социалистического государства. Ставится задача завершить создание социалистического правового государства, в котором высшим принципом будет безусловное подчинение всего и всех закону. Ключевое значение в этом плане имеет разграничение функций партийных и государственных органов и возрождение полновластия Советов народных депутатов как основы социалистической государственности и самоуправления в нашей стране. Большое значение в связи с этим уделяется совершенствованию форм народного представительства в Советах. Важную роль в этом деле призвана сыграть реформа избирательной системы.

Первостепенное значение имеет передача на рассмотрение и решение Советов всех без исключения вопросов государственной, хозяйственной и социально-культурной жизни. В связи с этим необходимо расширить материальные возможности местных Советов, гласность и открытость их деятельности, утвердить подлинное верховенство Советов над исполнительными органами.

Важнейшей предпосылкой эффективного функционирования Политической системы советского общества явится преобразование высшей власти в государстве. Предусматривается в качестве высшего органа власти страны - съезд народных депутатов СССР, образующий Верховный Совет СССР, - постоянно работающий законодательный, распорядительный и контрольный орган. Учреждается пост Председателя Верховного Совета, избираемого съездом.

Демократизация советского общества вызывает необходимость перестройки государственного аппарата, всех органов управления. Ставится вопрос о том, чтобы добиться ликвидации излишних звеньев и сокращения численности этого аппарата, искоренения в нем командно-нажимных методов, бюрократизма и формализма.

В резолюции XIX Всесоюзной конференции КПСС «О демократизации советского общества и реформе политической системы» выдвигается задача, чтобы советская государственность в полном объеме соответствовала понятию общенародного государства, чтобы все дела в стране решались народом и его полномочными представителями, находились под его полним и действенным контролем.

Перестройка Политической системы советского общества предполагает внутреннюю демократизацию и повышение роли в политическом процессе общественных организаций. Их главную задачу партия видит в том, чтобы они развивали социально-политическую активность, удовлетворяли многообразные интересы граждан, прививали навыки общественного самоуправления.

В условиях перестройки возникает необходимость в полной мере воплотить ленинские идеи организации контроля, придать ему действенность. В этой связи представляется целесообразным создание единой, подчиненной выборным органам власти системы общественно- государственного контроля.

Большое значение приобретает вопрос о принятии назревших мер по дальнейшему развитию советской федерации. При этом ключом к дальнейшему развитию наций и в то же время упрочению дружбы между ними, сплоченности советского общества является органическое соединение самостоятельности союзных и автономных республик, др. национальных образований с их ответственностью за общесоюзные интересы.

Партия неуклонно проводит линию на демократизацию управления, процесса выработки и принятия государственных решений, обеспечивающую выбор их оптимальных вариантов, учет и сопоставление различных мнений и предложений трудящихся. Расширится круг вопросов, решения по которым могут приниматься только после обсуждения в трудовых коллективах, в постоянных комиссиях Советов, в общественных организациях. Получит дальнейшее развитие практика всенародного обсуждения и голосования по важнейшим вопросам жизни страны, а также использование др.

каналов развития прямой демократии: собраний граждан, наказов избирателей, выступлений печати, радио, телевидения, писем трудящихся и др. средств выявления общественного мнения.

Принципиальное значение КПСС придает расширению гласности, как действенной формы всенародного контроля, а также развитию такого испытанного инструмента социалистической демократии, как критика и самокритика.

Важную роль в создании социалистического правового государства должна сыграть реформа судебной системы и др. институтов, обеспечивающих правовое регулирование взаимоотношений между государством и гражданами, охрану политических, экономических, социальных и личных прав всех членов общества.

Осуществляя задачи по совершенствованию советской демократии, партия сама находится в непрерывном развитии, критически оценивает достигнутые результаты. В общем русле демократизации советского общества она рассматривает и вопросы расширения партий ной демократии. На XXVII съезд! КПСС при внесении дополнений и изменений к Уставу партии был реализован ряд важных положений, направленных на укрепление демократических принципов жизни партии. КПСС добивается, чтобы всемерное развертывание внутрипартийной демократии пронизывало деятельность всех ее звеньев - от первичных организаций до Центрального Комитета, чтобы восстановить в полной мере ленинское понимание принципа демократического централизма. Свой политический курс КПСС проводит через коммунистов, работающих в органах государственной власти, во всех сферах жизни советского общества.

Политическая система советского общества действует и развивается в рамках Конституции СССР и советских законов.

Говоря о необходимости перестройки Политической системы советского общества, Генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачев в речи на февральском (1988) Пленуме ЦК КПСС подчеркнул, что «речь идет, разумеется, не о замене действующей системы, а о том, чтобы внести в нее качественно новые структуры и элементы, придать ей новое содержание и динамизм, которые обеспечивали бы успешное развитие нашего общества».

Примечания редакции проекта

* Как сказано у Ильфа и Петрова, устами Скумбриевича: «вся эта работа ведется "в порядке миража"». Подобное же реформирование – в порядке бреда – претерпела политическая система советского общества: она была лишена своего ядра, вокруг которого строилась и, разумеется, распалась в труху. Произошла ликвидация государства как института. Его заменила частная корпорация-государство, которая занялась распилом бюджета. Однако приведенная выше статья показывает тогдашнее представление (или мечтание) о намечавшихся преобразованиях политической системы.

Одним из самых дискутируемых вопросов в современной историографии советского периода истории России является проблема определения формы правления в СССР. Сложность заключается в том, что советской политической элитой была создана не имеющая аналогов в мире система управления союзным государством. Политическая терминология этого периода отличается неоднозначностью: должность генерального секретаря по внутреннему содержанию термина явно не отвечает ее значению в соотношении властных структур и должностных лиц Советского Союза.

Основные виды форм правления

Прежде чем выяснять, какая форма правления была в СССР, необходимо определиться с непосредственным содержанием этого термина. Под формой правления понимается организация государственной власти, система высших государственных органов, порядок их формирования, а также взаимоотношения как внутри них, так и с населением государства.

Выделяются две основные формы правления: Каждая из них подразделяется на подтипы. Под монархией понимается персональное единовластие. Если оно ничем не ограничено, монархия считается абсолютной, если имеется парламент, не оказывающий существенного влияния на политическую жизнь страны - дуалистической. Если же полномочия монарха ограничены парламентом и ответственным перед ним правительством, монархия называется конституционной.

При республиканской форме правления властными полномочиями по воле народа, выраженной через выборы, наделяются коллективные властные структуры: парламент, правительство. Чаще всего республика возглавляется президентом. Ее подтипы определяются сложившейся системой взаимодействия между президентом и парламентом. Если последний обладает широкими полномочиями, формирует правительство и играет ведущую роль в политической жизни страны, то республика считается парламентской. В противоположном случае - президентской. В некоторых случаях исследователи настаивают на выделении суперпрезидентской и смешанной форм правления.

Политический режим

Изучение сложившейся политической системе в выбранной стране с точки зрения только установившейся формы правления окажется неполным. Для полноценной характеристики того, какая форма правления была в СССР, необходимо рассмотреть основные виды политических режимов.

Существует три основные классификации:

  1. По принадлежности государственной власти - охлократия, олигархия, тирания;
  2. По применяемым методам осуществления власти выделяются либеральные, умеренные и репрессивные политические режимы;
  3. По механизму осуществления власти: демократический, авторитарный и тоталитарный режимы.

В истории можно наметить три вехи его развития, связанные с личностью высшего должностного лица в государстве: окончательный приход И. В. Сталина к власти (1928-1929), его смерть (1953), приход к власти М. С. Горбачева и запуск процесса модернизации, в обиходе и наук известного под именем "перестройка" (1985). Эти рубежи позволяют конспективно наметить изменения в политическом режиме по трем его видам:

На данный момент признаются неизбежными свертывание демократических инициатив и процессов, переход к более жестким формам правления в СССР, государствах Западной Европы и Латинской Америки. Тридцатые годы прошлого века стали эпохой становления тоталитарных диктатур в самых различных по уровню развития и политической культуры странах: Германии, Испании, Португалии, Италии, в государствах Латинской Америки. Тоталитарной угрозы всерьез боялись жители даже таких стран, как Франция и Великобритания. Разрушительная Первая мировая война продолжилась трудным периодом восстановления, прерванным разразившемся в 1929 году мировым экономическим кризисом. Утрата прежних ценностей и ориентиров способствовала распространению радикальных идей.

Революция 1917 года в России

Советская историография настаивала на выделении Февральской революции как буржуазно-демократической и Октябрьской как социалистической. В настоящее время это разделение признается искусственным и непродуктивным, а события 25 октября (7 ноября по новому стилю) являются логическим следствием из неспособности Временного правительства решить наиболее острые вопросы: о мире с державами Четверного союза (Германия, Австро-Венгрия, Турция и Болгария), о перераспределении земли и о срочных мерах по исправлению тяжелейшей экономической ситуации в стране.

В любом случае штурм Зимнего дворца - резиденции Временного правительства - ознаменовал крушение надежд либеральных слоев общества на демократическое урегулирование. К власти пришли большевики, наиболее радикальная из существовавших тогда политических сил, возглавляемые В. И. Лениным, Л. Д. Троцким, Г. Е. Зиновьевым и другими. Революция в Петрограде и Москве не означала немедленного перехода всей страны под власть большевиков. Отстоять свое право на осуществление власти им удалось лишь в долгой и кровопролитной Гражданской войне (1917 - 1922).

Образование СССР

К 1922 году сопротивление белых (в их числе были как убежденные монархисты, так и сторонники демократических преобразований) в основном было сломлено. Политическая карта территории бывшей Российской Империи представляла собой конгломерат спонтанно возникших государственных объединений. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика состояла из многочисленных автономных образований, присоединенных в ходе Гражданской войны. Похожая ситуация наблюдалась в Закавказской Советской Федеративной Социалистической республике, образованной Грузией, Арменией и Азербайджаном. Еще двумя мощными центрами были Украина и Белоруссия.

Историческая традиция и насущные необходимости требовали организации сотрудничества между четырьмя республиками. Еще в период Гражданской войны их лидеры искали возможные пути соглашения и объединения государств. Единого мнения по методам объединения не было: одна сторона предлагала унитарную республику (ярым ее сторонником был Сталин), другая настаивала на федерации. После долгих споров и ожесточенной борьбы, в ходе которой многие лидеры республик были смещены, 30 декабря 1922 года в Большом театре был подписан союзный договор. Нормативное определение сущности нового государства растянулось еще на год. Окончательной датой появления СССР можно считать 31 января 1924 года, когда на II Съезде Советов была утверждена и принята Конституция.

Форма правления в СССР по Конституции 1924 года

После принятия союзной Конституции и приведения основных законов республик в соответствие с ней, установилась единая система органов управления. Высшим законодательным органом являлся Всесоюзный съезд советов, который должен был в плановом порядке собираться один раз в год. В промежутках между съездами текущую законодательную власть осуществлял Центральный исполнительный комитет, в состав которого на принципе равноправия входили Совет Союза и Совет Национальностей. Внутри ЦИК СССР существовал Президиум, который формировал правительство - Совет народных комиссаров, первым главой которого - хотя и формальным в силу серьезных проблем со здоровьем - стал В. И. Ленин.

СНК состоял из отраслевых народных комиссариатов, которые делились на три типа:

  • общесоюзные (иностранных дел, внешней торговли, военных и морских дел, путей сообщения, почт и телеграфа);
  • объединенные (дублировались в каждой республике);
  • республиканские (существовали только в конкретно взятом субъекте; их наличие определялось специфическими особенностями республики).

Хотя открытые боевые действия к 1924 году прекратились окончательно, существовали определенные слои общества, которые не желали мириться с победой большевизма и советской властью. Помимо этого, уже внутри правящей партии стали появляться фракции и течения, готовые к схватке за власть после смерти Ленина. С целью противодействия этим силам при СНК был создан обладающее широкими полномочиями Объединенное государственное политическое управление, подконтрольное лишь прокурору Верховного суда.

Символика СССР

Конституция окончательно закрепила положение Москвы как столицы СССР, а также ввела новую государственную символику. Гербом стало изображение серпа и молота на фоне земного шара и надписью на государственных языках СССР (русский, украинский, белорусский, грузинский, армянский и тюркско-татарский) "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!".

Флаг государства представлял собой красное полотнище с отношением ширины к длине как 1:2. В верхнем углу рядом с древком располагались золотые серп и молот с пятиконечной звездой над ними.

Политическая борьба после смерти Ленина и трансформация политического режима

В СССР форма правления и определялась потребностями умиротворения и восстановления народного хозяйства. С этой целью Ленин инициировал новую экономическую политику (нэп), дозволяющую частную кооперацию и многоукладность экономики. Однако прогрессирующая болезнь не позволила довести ему дело до конца. Парализованный вождь последние годы жизни находился в фактической изоляции на своей даче в подмосковных Горках.

Уже на самом раннем этапе существования СССР одним из главных инструментов контроля над политической жизнью страны стали кадровые перестановки. Возрастающая бюрократизация высших органов государственного управления способствовала размыванию их властных полномочий. В этих условиях все большее значение приобретает пост Генерального секретаря ЦК ВКП(б) (в дальнейшем название этого поста менялось в соответствии с названием партии). Первоначально в функции генсека входило лишь руководство партийным аппаратом, но оказавшийся на этой должности И. В. Сталин сумел сосредоточить в своих руках значительную власть, что вызывало опасения как дряхлеющего Ленина, так и возможных его преемников - Троцкого, Зиновьева, Каменева.

Сразу же после смерти Ленина в партии разгорелась политическая борьба за лидерство. Главным кандидатом на роль лидера был Троцкий, но коалиции Зиновьева, Каменева и Сталина удалось оттеснить его на второй план. Вслед за этим произошел конфликт уже в лагере победителей, победителем из которого вышел Сталин.

Логика политической борьбы вынуждала Сталина идти по пути ужесточения уже сложившихся в период Гражданской войны и системе военного коммунизма авторитарных тенденций. Уже к 1924 году были уничтожены основные политические соперники большевиков, как и их союзники - левые эсеры. Не одобрялось инакомыслие в партии: борьба с Троцким, а затем с Зиновьевым и Каменевым позиционировалась как борьба с оппортунизмом и правым (или левым) уклоном. Таким образом, легальные возможности существования оппозиции были уничтожены.

Диктатура пролетариата, провозглашенная после революции, осуществлялась не самими рабочими и тем более крестьянами - это была прерогатива партии. Этот лозунг тоже стал удобной ширмой для прикрытия централизации и ужесточения системы управления. Нэп, существовавший короткий срок, так и не смог кардинально изменить положение дел в экономике, а заложенная в нем возможность многоукладности не могла существовать и реализоваться при установлении диктатуры в политической сфере.

Уже в 20-е годы начался процесс сращивания партии и государства: любую должность, даже незначительную, мог занимать лишь большевик. В конечном итоге возник разветвленный и неповоротливый класс партийной номенклатуры, чье существование не предусматривалось Конституцией. После масштабной национализации средств производства именно в руках номенклатуры оказались крупнейшие фабрики и заводы.

Ситуация, в которой конституционные органы управления фактически не имели реальной власти, а все к рукам прибрала номенклатура, была на руку Сталину как главному человеку, отвечающему за кадровые перестановки. Эта власть позволила ему одержать победу над Н. И. Бухариным. Схватка между этими двумя претендентами на власть была неизбежна: Бухарин после смерти Ленина стал главным идеологом партии, имел возможность высказывать свои идеи через "Правду" - главную газету страны, его ставленники занимали высшие руководящие должности. Помимо этого, Бухарин не чурался интриг и играл заметную роль в начинающихся репрессиях. Победа Сталина оказалась возможной лишь в силу ассоциации Бухарина с терпящим крах нэпом, а также непрекращающихся интриг.

Установление тоталитарной диктатуры

Расправившись с соперниками, Сталин получил возможность привести к единообразию всю страну. Частная кооперация была уничтожена в ходе процессов индустриализации и коллективизации, а с оставшимися соперниками генсек расправлялся репрессивными методами. На VII съезде ВКП(б) в 1934 году старые большевики предприняли последнюю попытку отстранить Сталина от власти. Он был подвергнут критике за ошибки, допущенные в ходе коллективизации, а большая часть партийцев проголосовала против его переизбрания. Однако С. М. Киров, главный кандидат на пост генсека, отказался от должности, а итоги выборов были сфальсифицированы, что стало одним из шагов по установлению тоталитарной формы правления в СССР при Сталине.

В итоге съезд партии перестал проводиться вовсе (при Сталине это случилось лишь дважды: в 1939 и 1952 гг.) Нераскрытое убийство Кирова дало повод массовым репрессиям, в ходе которых были физически уничтожены все несогласные с генеральной линией партии. Параллельно рост культ личности Сталина: его мнение стало непререкаемым авторитетом во всех научных исследованиях, в его честь слагались поэмы. Таким образом, форма правления в СССР в 30-е годы приобрела все характеристики тоталитарной диктатуры.

Конституция 1936 года

Произошедшие в ходе борьбы за власть и установления тоталитаризма изменения отразились в тексте новой союзной Конституции. Она официально закрепляла руководящую роль Коммунистической партии, но при этом разграничивала органы исполнительной и законодательной власти. Так, последняя принадлежала исключительно Верховному совету СССР, избираемому на 4 года. Внутри него сохранялись прежние палаты - Совет Союза и Совет Национальностей - с одинаковом правом законодательной инициативы. Закон утверждался, если обе палаты принимали его большинством голосов.

Верховный совет работал на посессионном принципе. В интервалах между сессиями высшей властью обладал Президиум Верховного совета. Исполнительная власть принадлежала СНК, включающему 8 общесоюзных наркоматов и 10 союзно-республиканских. В интересах единообразия чисто республиканские наркоматы упразднялись.

Дальнейшие изменения в системе управления

Форма правления в СССР в 1945-1953 гг. характеризуется все большим ростом тоталитарных тенденций и культа личности Сталина. Вторая мировая война сменилась холодной войной, что спровоцировало новые репрессии, направленные на Однако даже лица, входящие в круг ближайших соратников Сталина все больше сомневались в целесообразности такого курса.

Со смертью Сталина вновь разгорелась борьба за власть, победителем из которой вышел Н. С. Хрущев. По его инициативе в 1956 году прошел где был прочитан секретный доклад, осуждающий культ личности и раскрывающий истину о масштабных репрессиях, ставших неотъемлемой частью формы правления в СССР при Сталине. Это событие стало первым на пути постепенной демократизации режима.

Так была ограничена деятельность карательных органов, а сами они стали нести ответственность перед партией. Еще при Сталине наркоматы были заменены отраслевыми министерствами, что должно было войти в состав реформы органов управления. Это продолжил Хрущев, полагавший, что чрезмерная централизация власти ведет к снижению эффективности отправления властных функций. Однако следствием этого стал резкий рост бюрократии. На эффективности, о которой мечтал Хрущев, это сказалось не лучшим образом.

Реформаторские устремления Хрущева вызвали опасения в среде партийной номенклатуры.

Возможность утраты многочисленных привилегий и контроля за наиболее доходными отраслями промышленности спровоцировала заговор, в результате которого Хрущев был отстранен от власти, а новым лидером страны стал Л. И. Брежнев.

Форма правления в СССР по Конституции 1977 года

Время правления Брежнева не случайно именуется застоем: стагнация наблюдалась не только в экономической сфере, но и в политической. Полнота власти оказалась в руках номенклатуры и бюрократии, система управления была практически парализована волокитой и повальным взяточничеством.

Все это отразилось на тексте новой Конституции, вводившей невиданное прежде определение советского народа и государства развитого социализма. Формально декларировались демократические принципы управления, права и свободы граждан, но на деле система властных структур по-прежнему оставалась авторитарной, а реальной властью в стране обладала олигархия. Сращивание партии и государства констатировалось положением о руководящей роли КПСС, о ее центральном положении в системе власти.

В заключительной части Конституции подтверждался столичный статус Москвы, а также фиксировалась государственная символика. Это по-прежнему был серп и молот на фоне земного шара в качестве герба и красное полотнище с серпом и молотом в качестве флага. Отличие от 1924 года состояло в том, что надпись теперь дублировалась на всех языках союзных республик.

Эпоха перестройки

Необходимость изменения формы правления СССР при Горбачеве была очевидна всем. Руководящие должности занимали престарелые люди, неспособные адекватно решать задачи по реформированию внутреннего устройства и экономики страны. Особенно ярко это проявилось в годы правления в пришедших на смену Брежневу (Ю. А. Андропов, К. У. Черненко).

Реформирование политической системы началось под лозунгом обновления кадров: за первые два года перестройки около 80% руководителей было отправлено в отставку. Вслед за этим Горбачев решительно начал вводить демократические методы: на выборах в органы местного самоуправления в 1987 году было разрешено участвовать нескольким кандидатам. Тогда же разрешается создание новых политических партий, объединений и движений. Это нанесло столь значительный удар по номенклатуре, что в 1989 году удалось сравнительно мирно отменить статью Конституции, закрепляющую руководящую и направляющую роль КПСС, а в следующем году была упразднена и должность генсека, вместо которой вводился институт президентства.

На волне гласности и демократизации общественной жизни все чаще стал подниматься вопрос о пересмотре союзного договора 1922 года. Многие республики вспомнили о существовании статьи, позволяющей выйти из состава СССР - прежде она была всего лишь формальностью. Изменение формы правления в СССР при Горбачеве запустило процесс децентрализации государства. Введение института президентства в союзных республиках, создание системы демократических равных выборов позволяло требовать новых уступок со стороны власти. Итогом этого, как известно, стал распад СССР.

Таким образом, форма правления в СССР с 1922 по 1991 гг. так или иначе менялась. От попыток демократического переустройства страны в межреволюционный период через тяжелый этап сначала военного коммунизма, а потом тоталитарной диктатуры, общество пришло к брежневскому застою и авторитарным методам управления. Горбачевская перестройка сумела возродить демократические традиции, но платой за это стал распад государства.

Особенности политической системы советского государства. Конституция 1936 г. и советское общество

Основные черты советской политической системы начали формироваться еще в период Гражданской войны и интервенции. В молодом советском государстве основополагающим элементом системы государственного управления стала партия большевиков, члены которой возглавили армию, промышленные предприятия, государственные учреждения и т. д. Таким образом, произошло сращивание партийного и государственного аппаратов. В 20-х годах этот процесс был фактически завершен: наиболее значительные государственные решения принимались сначала Центральным комитетом РКП(б) и только после этого закреплялись в решениях государственных, т. е. советских органов, которые возглавляли так же члены ЦК М. И. Калинин (председатель ВЦИК с марта 1919 г.), Л. Д. Троцкий (нарком по военным и морским делам), Л. Б. Каменев (заместитель председателя СНК), И. В. Сталин (нарком по делам национальностей) и др. РКП(б) стала ядром политической системы общества. Это привело к еще одной существенной особенности политической системы в СССР – фактическом отсутствии разделения властей на независимые ветви (исполнительную, законодательную, судебную). Ни правительство, ни Верховный совет не могли принять решений отличных от директив коммунистической партии. Формально все советские конституции провозглашали, что власть принадлежит народу в лице выборных Советов. Однако на деле это была всего лишь декларация, депутаты послушно голосовали за принятые партией установки. Утверждение в конце 20-х годов единоличной власти Сталина привело к складыванию культа личности. По всей стране Сталину воздвигались памятники, его именем назывались колхозы, улицы, школы и города. По существу, он стал богом еще при жизни. Газеты были полны хвалебных статей о мудром руководстве «вождя, учителя, друга». «Пусть живет отец, да здравствует наш отец родной – Сталин-солнышко!» – писала «Правда» в марте 1939 г.

Государство в лице коммунистической партии играло огромную роль в жизни общества, стремясь контролировать все сферы его жизнедеятельности через созданную систему массовых организаций (пионерские и комсомольские организации, профкомы, месткомы, женсоветы, объединения ученых, физкультурников, художников и пр.). Созданная система поддерживалась широкими репрессивными акциями, и конец 1930-х годов стал, пожалуй, самой кровавой страницей в советской истории. В 1936 г. состоялся первый процесс над внутрипартийной оппозицией – Г. Зиновьевым и Л. Каменевым. Список обвинений был длинным и тяжелым: убийство 1 декабря 1934 г. С. Кирова (секретарь ЦК и Ленинградского обкома ВКП (б)), заговор с целью убийства Сталина и свержения советской власти. Всем им был вынесен суровый приговор – расстрел. Репрессии ширились, в обыденный обиход прочно вошло словосочетание «враг народа». С декабря 1934 г. был введен «упрощенный порядок» рассмотрения дел: следствие длилось 10 дней, дела слушались без участия сторон, а просьбы о помиловании запрещались. К концу 30-х годов маховик репрессий был запущен на полную мощность: в 1937 г. состоялся суд над большой группой высших офицеров во главе с маршалом М. Тухачевским (всего 40 тыс. офицеров Красной армии), а в 1938 г. были расстреляны бывший глава правительства А. Рыков и «любимец партии» Н. Бухарин.

В 1936 г. была принята новая Конституция, в которой Советский Союз объявлялся социалистическим государством рабочих и крестьян. Ведущая роль при этом отводилась рабочему классу. Все эксплуататорские классы признавались ликвидированными. Сталинская модернизация требовала огромного количества рабочей силы, что привело к росту городского населения, однако не улучшило его социального положения. В апреле 1929 г. была введена карточная система на многие виды продовольствия, позднее она распространилась и на промышленные товары. В 1929 г. рабочему полагалось: 600 г хлеба в день (членам семьи по 300 г), 1 кг сахара в месяц, 30-36 м ситца в год. Проявление недовольства жестко подавлялось – рабочих увольняли, что влекло за собой лишение карточек, выселение из общежитий, арест. На страницах периодической печати все трудности объяснялись «вредительством», рабочих призывали быть бдительными. По стране прокатились судебные процессы: «шахтинское дело» (1928), «дело врачей» (1933) и др. Отмена карточек в 1935 г. не привела к улучшению жизни. Если в 1913 г. среднемесячная заработная плата рабочего позволяла купить 53 кг мяса, то в 1935 г. – всего 19 кг. Результатом раскулачивания и коллективизации стало устранение социальной градации в крестьянской среде: исчезли кулаки, середняки и бедняки. Положение крестьянства было крайне сложным и тяжелым. На протяжении 30-х годов существовали твердые цены на зерновые, тогда как цены на промышленные товары постоянно увеличивались. Это приводило к разорению колхозов, переводу их в разряд должников. Доходы колхозников исчислялись трудоднями, деньгами труд колхозников практически не оплачивался. С 1935 г. колхозникам было разрешено иметь приусадебный участок, корову, двух телят и свинью с поросятами. Тем не менее крестьяне в 30-х годах продолжали оставаться самой бесправной категорией населения. Они были лишены свободы передвижения и выбора занятий, поскольку не имели паспортов. По сути, это было восстановление крепостного права. Между классом рабочих и классом крестьян по Конституции 1936 г. признавалось существование трудовой, или народной, интеллигенции – «прослойки». Официальная статистика причисляла к этой группе чиновников, учителей, врачей, инженеров и пр. В социальной структуре советского общества в 1930-е годы сформировалась еще одна группа, получившая название «номенклатура». Формально, будучи равноправными гражданами общества, номенклатурные работники фактически имели огромные преимущества перед всеми остальными, пользуясь в условиях ограниченных средств многими материальными льготами.

Номенклатура (от лат. nomenclatura – перечень, роспись имен) – перечень наиболее важных должностей в государственных и общественных организациях СССР, назначение на которые осуществлялось решением партийных организаций соответствующего уровня. Номенклатурный принцип формирования управленческого аппарата начал складываться сразу после прихода в октябре 1917 г. большевиков к власти и просуществовал до конца 1980-х годов.

В исторической науке, как в России, так и за рубежом, неоднократно предпринимались попытки определить характер сложившейся в 1920-1930-е годы советской политической системы.



Первая точка зрения . В СССР было создано реальное социалистическое общество.

Вторая. После октября 1917 г. Россия стала первой страной в мире, начавшей переход к социализму. Однако в силу ряда причин была создана особая его модель сталинская, характеризовавшаяся сосредоточением власти в одних руках. Эту модель по-разному называют в исторической науке: феодальный социализм, казарменный социализм, государственно-бюрократический социализм, грубый социализм.

Третья. В СССР был построен государственный капитализм, где эксплуатация государства была жестче, нежели при капитализме «чистом».

Четвертая. На рубеже 20-30-х годов в СССР сформировалась тоталитарная система управления, венцом которой была личная власть Сталина (культ личности). Черты тоталитарной системы: однопартийность; отсутствие разделения властей; единообразие всей общественной жизни и др. Пятая. Ее сторонники оценивают политическую систему в СССР с позиций цивилизационного подхода, отмечая преобладание в ней восточных черт (сильная вертикаль власти, сосредоточение ее в руках одного человека, отсутствие диалога власти и общества и др.).

Отметим, что социально-политическая система, сложившаяся в СССР к концу 1930-х годов, была довольно противоречива. В сжатые сроки, невероятным напряжением всех сил общества было создано сильное индустриально развитое государство – сверхдержава, способная конкурировать со странами Запада. Однако высокие темпы экономического роста были обеспечены за счет сверхцентрализации отраслей народного хозяйства, создания системы административно-командного управления, огосударствления всех сфер жизни общества, в том числе и частной жизни граждан. Широкое провозглашение демократических свобод (Конституция 1936 г.) сочеталось с массовыми репрессиями; применение принудительного труда заключенных – с энтузиазмом стахановского движения. Неоднозначный характер происшедших в СССР перемен отчетливо проявится в период страшного испытания для советского народа – в годы Великой Отечественной войны.

Стратегия форсированного экономического развития, административнокомандные методы управления народным хозяйством, тотальное планирование, расширение сферы принудительного труда способствовали ужесточению политического режима в Советском Союзе. Отождествление государственной формы собственности с социалистической, отношение ко всем остальным формам как второстепенным создало прочную экономическую базу уже существующему аппарату управления. Органы власти представляли собой единую бюрократическую систему, построенную по иерархическому принципу. Партийный аппарат подчинил себе государственный, практически слился с ним. В условиях строгой централизации реальная власть концентрировалась в руках узкой группы лиц.
Почему же в СССР возникла такая политическая система, при которой сворачивается демократия, насилие становится нормой жизни, возникает культ власти и личности, олицетворяющий власть? Безусловно, весьма большое значение имели личные качества руководителя правящей партии И.В. Сталина - Умелая демагогия, использование революционной фразы, партийного аппарата, нетерпимость к альтернативным точкам зрения. Этот перечень можно продолжать. Однако сводить все только к личности И.В. Сталина было бы неверно.
Попробуем выделить другие причины, имеющие первостепенное значение. Вопервых, административнокомандная модель управления прямо вытекала из представлений о социализме как общественном строе, который не развивается стихийно, который нужно строить. А для этого необходима жесткая централизация. Вовторых, негативную роль сыграл низкий культурный уровень народных масс, рядовых коммунистов и большинства руководящих партийных и советских работников. В 1917 г. 75 % населения страны были неграмотны, а в начале 40х гг. 70 % секретарей райкомов и горкомов ВКП(б) имели только начальное образование. Втретьих, в стране практически отсутствовали демократические традиции. На политическое мышление наложила отпечаток длительная, ожесточенная гражданская война. Утвердился дух непримиримости и нетерпимости ко всякому инакомыслию. Вчетвертых, не существовало достаточно надежного механизма демократического контроля общества за деятельностью аппарата власти. Впятых, сама правящая партия была пронизана бюрократизмом. Даже лидеры различных оппозиций, выступая против свертывания демократии в партии, не затрагивали главного принципа - подавления свободы в обществе во имя укрепления власти. А партийные «низы» превратились в статистов, не оказывающих реального влияния на руководство.
В процессе образования и становления административнокомандная система опиралась на различные слои общества. Первоначально главной опорой власти стали наименее обеспеченные в материальном отношении, не имевшие политической культуры слои рабочего класса и крестьянства, а также часть интеллигенции, критически относившаяся к буржуазному строю. Простые, понятные лозунги Октябрьской революции, надежда на быстрое улучшение своего положения привлекли на сторону большевиков народные массы. Постепенно, в процессе отказа от идеалов Октября, изменилась и социальная база новой власти. Все больший вес приобретала партийногосударственная бюрократия, аппарат армии и «правоохранительных» органов. Для сохранения поддержки среди рабочих и крестьян широко использовалась социальная демагогия, пропаганда идеи «светлого будущего».
С течением времени произвол и тирания в политической системе советского общества усиливались. К концу 30х гг. самовластие вождя и культ личности приняли совершенно уродливые формы, диктатура одного человека стала реальностью. В общественном сознании вождь выступал не как политический деятель, а воспринимался как полубог, обладающий сверхчеловеческими свойствами и сверхчеловеческой мудростью.
Достаточно открыть любую газетную страницу того времени, вспомнить идеи, господствовавшие в массах, чтобы убедиться в неограниченности власти И.В. Сталина, в невозможности оспорить его решения. В день 50летия вождя, 21 декабря 1929 г., все советские газеты были заполнены панегириками в его честь. Газета «Правда» на протяжении 5 дней публиковала списки организаций, пославших ему свои поздравления. В изданной к юбилею официальной биографии И.В. Сталин был назван «самым верным учеником Ленина» и «выдающимся продолжателем» его дела.
Даже бывшие члены оппозиции присоединились к общему хору славословий. На XVII съезде ВКП(б) в 1934 г. («съезде победителей») Н.И. Бухарин назвал И.В. Сталина «полководцем пролетарских сил», «лучшим из лучших». Л.Б. Каменев заявил, что современная эпоха войдет в историю как эра Сталина, подобно тому, как предшествующая была эрой Ленина.
Американский писатель Дж. Стейнбек так описывает впечатления от посещения Советского Союза: «Во многих речах, которые нам пришлось выслушать в России, ораторы вдруг приводили цитату из Сталина в качестве окончательного доказательства справедливости своей мысли... В России слово Сталина - истина в последней инстанции, и что бы он ни сказал, никто не возразит. И это непреложный факт, чем бы ни пытались это объяснить - пропагандой, воспитанием, постоянным напоминанием, повсюду присутствующей иконографией. Ощутить это в полной мере можно, когда услышишь, как слышали мы много раз: «Сталин никогда не ошибался. За всю жизнь он не ошибался ни разу». И человек, который говорит такое, преподносит это не как аргумент, - это неопровержимо, он говорит это как абсолютную истину вне всяких аргументов».
Как же удалось повернуть сознание многих людей таким образом, так извратить нравственные ценности, что тирания представлялась им высшей формой гуманизма, а тиран - гением всех времен и вождем всех народов?
Для этого были задействованы принципы, используемые всеми диктатурами, независимо от того, какими одеждами они прикрываются и в какой части земного шара возникают. Для реализации этих принципов было необходимо: монополизировать аппарат пропаганды: не допускать открытого высказывания альтернативных точек зрения; не давать возможности сравнивать жизнь внутри страны с уровнем жизни остального мира, то есть воздвигнуть «железный занавес» на границах; приписывать все успехи существующей власти, а все неудачи объяснять происками ее внешних и внутренних противников; подвергнуть регламентации все сферы культуры, переписать историю ради создания образа мудрого вождя; заставить как можно большее число людей повторять официальную ложь, то есть превратить граждан в соучастников режима; создать новых кумиров, не имеющих ничего общего с гуманизмом, а значит, отвергнуть общечеловеческие ценности.
Мощный идеологический аппарат, воздействующий практически на все общество, оказал значительное влияние на людей, многие из которых искренне верили в правильность навязанного им пути развития, пропагандируемых нравственных ценностей. Но ни один из тоталитарных режимов не может основываться лишь на вере. В действие обязательно вводится еще один элемент - страх. Террор, направленный против народа, стал одной из важнейших составных частей государственной политики. ГУЛАГ, НКВД, «враги народа» - без них сталинский режим просто не смог бы существовать.
Установление необъятной личной власти привело к резкому свертыванию даже тех элементов демократии, которые существовали в начале 1920х гг. Апрельский (1929 г.) пленум ЦК и ЦКК ВКП(б) и XVI партийная конференция провозгласили курс на очищение партии от не соблюдающих «классовую линию». В результате чистки из ВКП(б) было исключено более 11% коммунистов. Новые партийные кадры, прежде всего рабочие, беднейшие крестьяне, в силу низкого культурного уровня были предрасположены к административному проведению в жизнь директив высшего партийного руководства. В 1928 г. была прекращена рассылка на места стенограмм пленумов ЦК, планов работы Политбюро и Оргбюро; в 1929 г. - издание информационного журнала «Известия» ЦК ВКП(б). Реже стали созываться съезды, конференции, пленумы партии. Партийные «верхи» становились практически не контролируемыми снизу.
В 1933 г. началась новая масштабная чистка ВКП(б), в ходе которой из партии было исключено 18% коммунистов. Длившаяся около полутора лет, она была призвана ликвидировать возможность оппозиционных настроений в рядах правящей партии. XVII партийный съезд продемонстрировал прочность сталинских позиций и отсутствие реальной оппозиции. На съезде был сделан еще один шаг к бесконтрольности партийной верхушки. ЦККРКИ, правомочная контролировать партийногосударственные органы всех ступеней, была преобразована в Комиссию партийного контроля при ЦК ВКП(б) и Комиссию советского контроля при Совнаркоме СССР, то есть в органы, не контролирующие ЦК и Совнарком, а им подчиненные.

Резкое усиление внутрипартийного централизма было связано с убийством СМ. Кирова 1 декабря 1934 г. Это трагическое событие было использовано И.В. Сталиным как повод для ужесточения режима. ЦК разослал всем партийным организациям закрытое письмо «О последствиях событий, связанных со злодейским убийством товарища Кирова»; в нем говорилось о заговоре троцкистов и зиновьевцев, которых необходимо разоблачать и изгонять из рядов ВКП(б).
В 1935 г. началась кампания по проверке партбилетов. Летом была создана сеть областных отделов Главного управления кадров ЦК ВКП(б), возглавляемого Н.И. Ежовым. Проверка охватила 81% членов партии, из которых 9% были исключены. Проверкой партдокументов занимались не только партийные организации, но и НКВД. Всех исключенных из партии брали на учет и организовывали за ними агентурное наблюдение.
К этому времени юридическая основа для репрессивной политики уже была подготовлена. 1 декабря 1934 г. вышло постановление Президиума ЦИК «О порядке ведения дел по подготовке или совершению террористических актов», принятое в течение нескольких часов после получения известия об убийстве СМ. Кирова. Сроки следствия ограничивались 10ю днями. Участие защитников исключалось, приговоры не подлежали обжалованию, смертные приговоры приводились в исполнение немедленно. С 1935 г. была официально установлена уголовная ответственность (вплоть до смертной казни) в отношении детей, начиная с 12 лет. В марте 1935 г. вступил в действие закон о наказании членов семей изменников Родины.
В 1934 г. была проведена централизация карательных органов. ОГПУ вошло в состав НКВД СССР, в котором сосредоточились органы госбезопасности, милиция, внутренние и пограничные войска, исправительнотрудовые лагеря и огромные стройки, рудники, лесоразработки, где трудились заключенные. в связи с реформированием НКВД в 1934 г. был образован ГУЛАГ - Главное управление исправительнотрудовых лагерей, трудовых поселений и мест заключения. По состоянию на
1 марта 1940 г. ГУЛАГ включал 53 лагеря, 425 исправительнотрудовых колоний и 50 колоний для несовершеннолетних. В местах заключения находилось 1 668 200 человек. Военизированная охрана насчитывала около 107 тыс. человек.
Удельный вес осужденных за контрреволюционные преступления (т. е. по статье 58 УК РСФСР) в 1940 г. составлял 33,1%. Всего же, по данным КГБ, с 1930 по 1953 гг. по 58й статье было осуждено 3 778 234 человека, из них расстреляно - 786 098.
Для обоснования необходимости репрессий все шире стал использоваться тезис об обострении классовой борьбы, выдвинутый И.В. Сталиным еще в середине 20х гг., но получивший особое значение в 30е гг. Суть его заключалась в том, что по мере строительства социализма враждебные классы, чувствуя неизбежность своего поражения и ненавидя побеждающих рабочих, усиливают вредительскую деятельность, прибегают к тактике террора.
Апофеозом «великого террора» стал февральскомартовский (1937 г.) пленум ЦК ВКП(б). Шпионы и вредители, заявил И.В. Сталин, проникли во все или почти во все организации - как хозяйственные, так и административные и партийные, причем не только на низовые должности, но и на ответственные посты. По мнению И.В. Сталина, многие вредители - это люди с партийным билетом, и их опасность состоит именно в обладании этим билетом. В.М. Молотов уточнил, что вредители притворяются горячими сторонниками советской власти и даже нередко имеют в прошлом заслуги перед партией и советским государством. И.В. Сталин высказал мысль, что «настоящий вредитель должен время от времени показывать успехи в своей работе». Оба докладчика ополчились на тех, кто отказывался верить в массовое проникновение «врагов народа» в партийные ряды, на производство, в сферу культуры. С точки зрения В.М. Молотова, какого бы высокого звания и должности ни был человек, если он не способен заметить вредителей, работающих у него под носом, он не руководитель.
В 1937 г. И.В. Сталин от имени ЦК ВКП(б) дал органам НКВД указание применять к арестованным «физические меры», то есть разрешил бить и пытать обвиняемых. Два года спустя, в 1939 г., в новой телеграмме, направленной уже не только в органы внутренних дел, но и в ЦК союзных республик, обкомы и крайкомы партии, вождь потребовал обязательного применения подобных мер «как совершенно правильного и целесообразного метода».
Жестокость стала нормой общественной жизни. Репрессии нужны были И.В. Сталину по разным причинам. Они позволяли списывать на «вредителей» и «врагов народа» просчеты в экономической и социальной политике; давали множество рабочих, на которых не распространялись ни социальные программы, ни трудовое законодательство; создавали атмосферу страха, подавляющего попытки к сопротивлению; уничтожали политических противников И.В. Сталина, укрепляли его личную власть в аппарате партии и государства.
Репрессии приняли настолько массовый характер, что судебная система была не в состоянии справиться с увеличивающимся потоком обвиняемых. Поэтому значительная часть граждан была подвергнута наказанию на основании решений внесудебных органов - Особого совещания, «троек», «двоек».
Однако в некоторых случаях, когда речь шла о крупнейших деятелях партии и Советского государства, Сталин счел необходимым организовывать открытые процессы, на которых следовало публично доказывать виновность в якобы совершенных преступлениях. Начало было положено Шахтинским делом (1928 г.), процессами Промпартии, «Союзного бюро меньшевиков» (19301931 гг.). Но наибольший общественный резонанс получили процессы конца 1930х гг.
В августе 1936 г. был организован первый московский процесс над лидерами бывшей оппозиции. По делу «Антисоветского объединенного троцкистскозиновьевского центра» прошло 16 человек, среди которых были Г.Е. Зиновьев и Л.Б. Каменев. Всем обвиняемым был вынесен смертный приговор. В январе 1937 г. состоялся второй показательный процесс по делу «Параллельного антисоветского троцкистского центра»; среди 17 осужденных были Ю.Л. Пятаков, Г.Я. Сокольников, К.Б. Радек. В марте 1938 г. из 21 обвиняемого по делу «Антисоветского правотроцкистского блока» были преданы суду Н.И. Бухарин, А.И. Рыков, Г.Г. Ягода.
Обвиняемые признавались в самых фантастических злодеяниях: шпионаже и заговорах с целью убийства И.В. Сталина и Других членов правительства, продаже империалистическим государствам различных частей Советского Союза, убийствах и отравлениях целых деревень, промышленном саботаже, вредительстве и организации голода в стране. С помощью пыток, морального террора, угроз в адрес семей подследственных добиться от них признаний не составляло труда.
Почти все подсудимые были приговорены к смертной казни с исполнением сразу же после процессов. В годы перестройки, в ходе реабилитации жертв сталинского террора они были оправданы Верховным Судом СССР за отсутствием состава преступления, а процессы признаны фальсифицированными. Реабилитация абсолютно справедлива. Но нельзя представлять этих людей героями, борцами против тоталитаризма. Жертвы и палачи были людьми одной формации, одного мировоззрения. Погибшие сами были активными строителями того режима, который в конечном итоге был использован И.В. Сталиным для расправы над «старыми коммунистами». Это было время палачей и жертв, причем они часто менялись местами.
В июне 1937 г. было сообщено о том, что секретное заседание военного трибунала вынесло смертные приговоры обвиненным в шпионаже и предательстве военачальникам. Среди них были заместитель наркома обороны маршал М.Н. Тухачевский, крупные военные руководители И.Э. Якир, Р.П. Эйдеман, В.К. Путна, А.И. Корк. За два последующих года, по данным генерала А.И. Тодорского, в армии было репрессировано: из 5 маршалов Советского Союза - 3; из 2х армейских комиссаров 1го ранга - 2; из 4х командармов 1го ранга - 2; из 12 командармов 2го ранга - 12; из 2х флагманов флота 1го ранга - 2; из 15 армейских комиссаров 2го ранга - 15; из 67 комкоров - 60; из 28 корпусных комиссаров - 25; из 199 комдивов - 136; из 397 комбригов - 221; из 36 бригадных комиссаров - 34.
Репрессиям подвергались высшие партийные, государственные, хозяйственные руководители. Из центра во все регионы страны направлялись уполномоченные для проведения чистки, уничтожения национальной элиты в республиках. Одновременно «чистились» и центральные органы власти. Были репрессированы члены Политбюро СВ. Косиор, П.П. Постышев, Я.Э. Рудзутак, В.Я. Чубарь, Р.И. Эйхе. Из 139 членов и кандидатов в члены ЦК ВКП(б) были арестованы 98, из 1966 делегатов XVII съезда компартии - 1108.
Дальнейшее усиление репрессивной политики могло привести к полной дезорганизации структуры власти. В январе 1938 г. пленум ЦК ВКП(б) принял постановление «Об ошибках парторганизаций при исключении коммунистов из партии, о формальнобюрократическом отношении к апелляциям исключенных из ВКП(б) и о мерах по устранению этих недостатков». Репрессии не прекращались, без них сталинский режим не мог существовать. Они перестали быть неконтролируемыми, «чрезвычайными», приняли плановый характер. А виновными в очередных
«перегибах» стали местные власти и непосредственные исполнители - органы НКВД, имевшие слишком большую самостоятельность в период «большого террора». Два наркома внутренних дел - Г.Г. Ягода, занимавший этот пост в 19341936 гг., и Н.И. Ежов (1936-1938гг.) были арестованы и расстреляны. В ноябре 1938 г. НКВД возглавил Л.П. Берия.
Цели, поставленные И.В. Сталиным, были достигнуты. Партийные комитеты и карательные органы подчинили тотальному контролю все общество. Советы осуществляли лишь второстепенные хозяйственные и организаторские функции. Партия и другие институты политической системы превратились в послушные инструменты вождя. Этому утверждению как будто противоречит принятие Конституции СССР 1936 г., в которой провозглашалось расширение демократических свобод. Однако конституционные нормы имели чисто номинальный характер, не оказывая влияния на повседневную жизнь.
В СССР к концу 30х гг. сложилась целостная общественная система - «социализм». В Конституции было записано, что СССР «есть социалистическое государство рабочих и крестьян». Советское общество 1930х гг., построенное под руководством Коммунистической партии во главе с И.В. Сталиным, явилось закономерным результатом реализации идей В.И. Ленина о бестоварном социализме, осуществляемом через революцию и диктатуру пролетариата. Упразднение рыночных отношений, отрицание демократии могло привести лишь к тому варианту построения общества, который и стал советской реальностью. Советский общественный строй характеризовался полным контролем государства над всеми сферами жизни, фактической ликвидацией конституционных прав и свобод, репрессиями в отношении абсолютного большинства граждан.



Что еще почитать