В жизни советского государства с приходом войны начался совершенно другой этап в экономике. Война потребовала от СССР широкой мобилизации финансовых средств в интересах экономического обеспечения военных действий. Объём ресурсов государственного бюджета, использованного на военные цели в 1941-1945 гг. составил 582,4 млрд. руб. В решениях Всесоюзной коммунистической партии (большевиков), советского правительства и указаниях товарища Сталина в первые же дни Великой Отечественной войны была определена программа перехода мирной социалистической экономики на рельсы военной социалистической экономики. Создание Государственного Комитета Обороны, объединившего советскую исполнительную и законодательную власть и партийное руководство в стране, обеспечило планомерность и единство действий в деле мобилизации всех ресурсов народного хозяйства на нужды Великой Отечественной войны. Война поставила перед советскими финансами чрезвычайно сложные и ответственные задачи. Необходимо было обеспечить финансирование военных мероприятий, покрыть расходы, вызванные переводом экономики на военные рельсы, эвакуацию большого числа промышленных предприятий и населения из прифронтовой зоны и восстановление хозяйства в освобождённых районах. Решение этих задач происходило в обстановке, когда обычные источники дохода были не в состоянии покрыть возросшие финансовые потребности государства.
Великая Отечественная война потребовала немедленного перевода промышленных предприятий большинства отраслей народного хозяйства на выпуск военной продукции. Однако выполнение военных заказов осложнялось тем, что в начальный период войны большая часть предприятий военной промышленности была эвакуирована в восточные районы. За три месяца 1941 г. в восточные районы было перемещено более 1360 крупных предприятий. Валовая продукция промышленности страны за шесть военных месяцев 1941 г. уменьшилась в 2,1 раза. Проката черных металлов - основы военной промышленности - в декабре 1941 г. было выпущено в 3,1 раза меньше, чем в июне 1941 г. Производство проката цветных металлов сократилось более чем в 400 раз, а шарикоподшипников - в 21 раз. Последние два месяца 1941 г. были самыми тяжелыми и критическими в истории военной экономики. Огромные потери сырья, материалов, продуктов питания восполнялись в основном за счет государственных резервов. Несмотря на жесткое нормирование снабжения населения и введение карточной системы с самого начала войны, солдаты были одеты и обуты, обеспечены продуктами питания. Госрезервы позволили организовать четкую работу транспорта, связи, линий электропередач, а предприятиям быстро перейти к выпуску военной продукции, ремонтировать и изготовлять военную технику, даже при нарушенных связях с предприятиями-поставщиками. Во время Великой Отечественной войны все работы с госрезервами были подчинены одной главной задаче - бесперебойному снабжению фронта, промышленности, сельского хозяйства и населения. За время войны из госрезерва было отпущено для нужд армии и промышленности огромное количество материальных ресурсов, а именно: хлеба - около 20 млн. т., разных продовольственных товаров - около 3 млн. т., черных и цветных металлов - около 2 млн. т., угля - 16 млн. т., нефтепродуктов - около 9 млн. т., лесоматериалов - около 6 млн. т. Для проведения посевных работ только весной 1942 г. из резервов было выделено сельскому хозяйству для посевных целей 53 тыс. т. высококачественного зерна. В начале войны часть накопленных резервов была израсходована, но, как это ни парадоксально, объемы государственных резервов в годы войны не только не уменьшились, но по некоторым видам возросли более чем в 1,8 раза к 1942 г. Общий оборот по закладке и выпуску резервов по стране составил 43 млрд. рублей. Эти ресурсы поступали главным образом по ленд-лизу (система передачи США союзникам по антигитлеровской коалиции в период Второй мировой войны взаймы или в аренду вооружения, боеприпасов, стратегического сырья, продовольствия и др.). За весь период войны отечественное производство меди составило 534 тыс. т, а по ленд-лизу было поставлено 404 тыс. т, или 77,1 % всего отечественного производства; производство алюминия составило 283 тыс. т, а по ленд-лизу поставлено 301 тыс. т, или 106,4 %; олова соответственно - 13 тыс. т и 29 тыс. т (223,1 %); кобальта - 340 т и 470 т (138,2 %); высокооктанового авиабензина - 4700 тыс. т и 1087 тыс. т. (23,1 %); автомобильных шин - 3988 тыс. шт. и 3659 тыс. шт. (73,4 %); шерсти - 96 тыс. т и 98 тыс. т (102,1 %); сахара - 995 тыс. т и 658 тыс. т (66,1 %); мясных консервов - 432,5 млн. и 2077 млн. банок (480,2 %); животных жиров - 565 тыс. т и 602 тыс. т (106,5 %). Системой госрезервов была проявлена высокая оперативность в войне на Дальнем Востоке с милитаристской Японией. Для разгрома Квантунской армии потребовалось мобилизовать на Дальний Восток не только многочисленные воинские подразделения и вооружение, но и значительные материальные ценности и прежде всего горючее. Многие местные руководители системы госрезервов совместно с командирами Красной Армии, а также командирами Китайской народно-революционной армии обеспечивали оперативное продвижение маршрутов с горючим по КВЖД. За время войны объемы государственных и мобилизационных резервов возросли, резервы стали более мобильными, подготовленными к решению сложных задач, требующих особой срочности и оперативности.
Промышленность в годы войны
Великая Отечественная война потребовала немедленного перевода промышленных предприятий большинства отраслей народного хозяйства на выпуск военной продукции. Однако выполнение военных заказов осложнялось тем, что в начальный период войны большая часть предприятий военной промышленности была эвакуирована в восточные районы. За три месяца 1941 г. в восточные районы было перемещено более 1360 крупных предприятий.
Валовая продукция промышленности страны за шесть военных месяцев 1941 г. уменьшилась в 2,1 раза. Проката черных металлов - основы военной промышленности - в декабре 1941 г. было выпущено в 3,1 раза меньше, чем в июне 1941 г., производство проката цветных металлов сократилось более чем в 400 раз, а шарикоподшипников - в 21 раз. Последние два месяца 1941 г. были самыми тяжелыми и критическими в истории военной экономики.
Огромные потери сырья, материалов, продуктов питания восполнялись в основном за счет государственных резервов. С огромным уважением оценивал значение материальных резервов, заложенных накануне войны, прославленный маршал Г. К. Жуков: "Они преследовали цель обеспечить перевод хозяйства на военный лад и питание войск до тех пор, пока хозяйство не заработает целиком на нужды войны. С 1940 г. по июнь 1941 г. общая стоимость государственных материальных резервов увеличилась с 4 млрд. до 7,6 млрд. рублей. Сюда входили резервы производственных мощностей, топлива, сырья, энергетики, черных и цветных металлов, продовольствия. Эти запасы, заложенные накануне войны, хотя и были довольно скромными, помогли народному хозяйству, несмотря на тяжелый 1941 г. быстро взять темп и размах, необходимые для успешного ведения войны".
Несмотря на жесткое нормирование снабжения населения и введение карточной системы с самого начала войны, солдаты были одеты и обуты, обеспечены продуктами питания.
Госрезервы позволили организовать четкую работу транспорта, связи, линий электропередач, а предприятиям быстро перейти к выпуску военной продукции, ремонтировать и изготовлять военную технику, даже при нарушенных связях с предприятиями-поставщиками.
Во время Великой Отечественной войны все работы с госрезервами были подчинены одной главной задаче - бесперебойному снабжению фронта, промышленности, сельского хозяйства и населения. За время войны из госрезерва было отпущено для нужд армии и промышленности огромное количество материальных ресурсов, а именно: хлеба - около 20 млн т., разных продовольственных товаров - около 3 млн. т., черных и цветных металлов - около 2 млн. т., угля - 16 млн. т., нефтепродуктов - около 9 млн. т., лесоматериалов - около 6 млн. Для проведения посевных работ только весной 1942 г. из резервов было выделено сельскому хозяйству для посевных целей 53 тыс. т высококачественного зерна.
В начале войны часть накопленных резервов была израсходована, но, как это ни парадоксально, объемы государственных резервов в годы войны не только не уменьшились, но по некоторым видам возросли более чем в 1,8 раза, о чем свидетельствуют данные таблицы.
Вид резервов | Изменение объемом запасов по отношению к их наличию на 1 января 1941г., % | ||||
1942 | 1943 | 1944 | 1945 | 1946 | |
Хлеб | 107,7 | 122,5 | 93 | 137,8 | 171,1 |
Мясные консервы | 108,3 | 94,5 | 117,3 | 141,2 | 182,3 |
Сахар | 54,6 | 28,6 | 11,3 | 20,7 | 59,4 |
Медь | 30,2 | 19,9 | 53,3 | 60,3 | 77,7 |
Цинк | 82 | 67,2 | 215,5 | 226,2 | 364,7 |
Олово | 112,8 | 300 | 382,9 | 468 | 470,2 |
Никель | 200 | 300 | 533,3 | 466,6 | 193,3 |
Алюминий | 29,7 | 13,5 | 67,6 | 262,2 | 902,7 |
Каучук натуральный | 273,3 | 313,3 | 120 | 101,3 | 92 |
Автобензин | 249,90 | 109,5 | 52,4 | 117,8 | 158,9 |
Дизельное топливо | 70,5* | 39,9* | 45,4* | 35* | |
Уголь | 79,2 | 51,6 | 55,7 | 42,7 | 71,8 |
Общий оборот по закладке и выпуску резервов по стране составил 43 млрд. рублей. Эти ресурсы поступали главным образом по ленд-лизу (система передачи США союзникам по антигитлеровской коалиции в период Второй мировой войны взаймы или в аренду вооружения, боеприпасов, стратегического сырья, продовольствия и др.
За весь период войны отечественное производство меди составило 534 тыс. т, а по ленд-лизу было поставлено 404 тыс. т, или 77,1 % всего отечественного производства; производство алюминия составило 283 тыс. т, а по ленд-лизу поставлено 301 тыс. т, или 106,4 %; олова соответственно - 13 тыс. т и 29 тыс. т (223,1 %), кобальта - 340 т и 470 т (138,2 %), высокооктанового авиабензина - 4700 тыс.т и 1087 тыс. т (23,1 %), автомобильных шин - 3988 тыс. шт. и 3659 тыс. шт. (73,4 %), шерсти - 96 тыс. т и 98 тыс. т (102,1 %), сахара - 995 тыс. т и 658 тыс. т (66,1 %), мясных консервов - 432,5 млн. и 2077 млн. банок (480,2 %), жиры животные - 565 тыс. т и 602 тыс. т (106,5 %).
Системой госрезервов была проявлена высокая оперативность в войне на Дальнем Востоке с милитаристской Японией. Для разгрома Квантунской армии потребовалось мобилизовать на Дальний Восток не только многочисленные воинские подразделения и вооружение, но и значительные материальные ценности и прежде всего горючее. Многие местные руководители системы госрезервов совместно с командирами Красной Армии, а также командирами Китайской народно-революционной армии обеспечивали оперативное продвижение маршрутов с горючим по КВЖД.
За время войны объемы государственных и мобилизационных резервов возросли, резервы стали более мобильными, подготовленными к решению сложных задач, требующих особой срочности и оперативности.
Особенности развития сельского хозяйства
Основные центры сельского хозяйства были перенесены на Восток – в Казахстан и Сибирь. Если промышленность СССР поставляла Советской Армии боевую технику, то сельское хозяйство обеспечивало фронт и тыл продовольствием, а промышленность - сырьём.
В период военной экономики 1941–1945 годов в СССР неизмеримо выросла потребность в товарном хлебе. Выросло и городское и армейское потребление хлеба. Тем не менее проблема продовольствия, несмотря на временное выпадение плодородной Украины и Северного Кавказа, в СССР была разрешена успешно. Решение продовольственной проблемы в СССР в период Отечественной войны стало возможно:
во-первых, благодаря колхозному строю, обеспечившему высокую товарность и валовой урожай хлеба;
во-вторых, благодаря сосредоточению основной массы товарного хлеба в руках государства, организовавшего правильный учёт и распределение продовольствия;
в-третьих, в силу нового размещения производства хлеба в стране, увеличившего долю восточных районов СССР.
Успехи социалистического земледелия обеспечили в СССР к началу Отечественной войны накопление значительных государственных резервов хлеба. Это создало устойчивость в снабжении Советской Армии и населения продовольствием, несмотря на исключительные трудности военного времени и уменьшение заготовок хлеба в 1942 и 1943 военных годах по сравнению с 1940 годом за счёт временно оккупированных районов. Было организовано бесперебойное снабжение хлебом Советской Армии и населения.
В период военной экономики СССР в колхозах укрепилась социалистическая дисциплина, поднялась производительность труда, выросли новые кадры колхозной интеллигенции, которые пришли на смену выбывшим колхозным кадрам в связи с призывом в Советскую Армию. Решающую роль в этом обновлении кадров играли советские женщины.
О росте удельного веса женщин в составе кадров трактористов, комбайнеров, машинистов и бригадиров машинно-тракторных станций, а также в составе руководящих колхозных кадров ярко говорят следующие цифры. Удельный вес женщин в составе трактористов МТС вырос с 4% в начале 1940 года до 45% в 1942 году, удельный вес женщин среди комбайнеров МТС вырос с 6 до 43%,.удельный вес женщин среди шофёров МТС - с 5 до 36 %, удельный вес женщин среди бригадиров тракторных бригад МТС вырос с 1 до 10%.
Укрепилась в колхозах трудовая дисциплина Появились не только отдельные колхозы, но и целые районы, где не было трудоспособных колхозников, не выработавших установленного минимума трудодней.
Одновременно увеличилась производительность колхозного труда, что нашло своё выражение в росте посевных площадей, приходящихся на колхозный двор и на трудоспособного колхозника, а также на тяговую силу.
Однако этот рост производительности и дисциплины труда не мог полностью восполнить ослабление технической базы сельского хозяйства, главным образом в освобождённых районах, в связи с уменьшением парка тракторов, комбайнов, сельскохозяйственных машин и автомобилей, что поставило сельское хозяйство перед серьёзными трудностями. Преодоление этих трудностей происходило путём ограничения мобилизации рабочей силы из деревни, всемерного увеличения производства запасных частей и восстановления производства тракторов и сельскохозяйственных машин, выпуск которых в первый период военной экономики был прекращён.
Несмотря на серьёзное ослабление технической базы сельского хозяйства и уменьшение рабочей силы, общая посевная площадь районов СССР, не подвергавшихся оккупации, в колхозах не только не сократилась, но даже увеличилась. Однако прирост посевных площадей в восточных районах СССР не мог возместить потерь посевных площадей за счёт временно оккупированных немцами богатейших земледельческих районов Украины и Северного Кавказа.
Особенности и трудности военной экономики СССР первого периода Отечественной войны потребовали дальнейшего укрепления и развития зернового хозяйства. Посевы колхозов зерновых культур в 1942 году в восточных районах СССР по сравнению с 1940 годом увеличились на 2,3 млн. га. Если в колхозах районов Центра и Поволжья посевы зерновых культур в 1942 году несколько сократились, то в Сибири, Средней Азии, Казахстане, Закавказье и на Дальнем Востоке они значительно возросли. Наиболее высокий темп прироста имел место в районах Дальнего Востока - на 30% и Средней Азии - на 20%. Наибольшие абсолютные размеры прироста посевных площадей зерновых культур имели место в Средней Азии, Казахстане и Сибири.
За годы войны в СССР произведены значительные изменения в размещении посевов технических культур. Расширены посевы масличных культур и сахарной свёклы в Сибири, Казахстане и Средней Азии. Посевные площади технических культур продвинулись на восток СССР. Наиболее высокий темп прироста технических культур в 1942 году по сравнению с 1940 годом имел место в районах Дальнего Востока - на 37% и Сибири - на 27%. За годы войны расширены посевы под сахарной свёклой в районах Центра, Поволжья, Сибири, Средней Азии и Казахстана. Но в целом по СССР посевные площади под сахарную свёклу в 1942 году сократились по сравнению с 1940 годом в связи с временной оккупацией свеклосеющих районов - Украины, Северного Кавказа, Курской области и частично Воронежской области.
Увеличился удельный вес овощных культур и картофеля в пригородных зонах вокруг крупных городов и промышленных центров. Наиболее высокие темпы прироста посевных площадей под овощи и картофель в 1942 году по сравнению с 1940 годом дали районы Сибири - на 44%, Урала - на 37%, Дальнего Востока - на 30%, Средней Азии и Казахстана - на 32 %.
В развитии сельского хозяйства военного времени 1943 и 1944 годы во многих отношениях являются переломными годами. Начиная со второй половины 1943 года, быстрыми темпами шло восстановление сельского хозяйства освобождённых районов. В результате прироста посевных площадей и урожайности зерновых культур в 1944 году Советская страна получила на 1,1 млрд. пудов хлеба больше, чем в 1943 году. Наряду с задачей восстановления и развития земледелия на очередь дня были поставлены задачи восстановления поголовья скота и развития животноводства.
За годы войны в численности и размещении поголовья скота произошли серьёзные изменения. По СССР в целом вследствие временной оккупации ряда сельскохозяйственных районов поголовье скота в 1942 и 1943 годах уменьшилось по сравнению с 1941 годом. В то же время колхозы восточных районов СССР увеличили поголовье рогатого скота - с 11,4 млн. голов на начало 1941 года до 2,5 млн. голов на начало 1943 года, поголовье овец и коз увеличили с 28,1 млн. голов до 34,2 млн. голов и лишь поголовье свиней осталось неизменным, что было связано прежде всего с ограниченными ресурсами концентрированных кормов.
В развитии животноводства 1944 год также явился годом перелома. Уменьшение поголовья скота прекратилось. Самый низкий уровень остался позади. На начало 1945 года поголовье скота в СССР по сравнению с началом 1943 года, т. е. за два года, выросло в следующих размерах: крупного рогатого скота - на 15,8 млн. голов, овец и коз - на 8,4 млн. голов, свиней - на 2,8 млн. голов и лошадей - на 1,7 млн. голов. Рост поголовья скота происходил как в освобождённых, так и в тыловых районах, как в колхозах, так и у крестьян в единоличном пользовании.
Состояние кредитно-денежной и банковской системы
На первом этапе войны произошло уменьшение абсолютных размеров доходной части бюджета. Если в 1944 г. из общей суммы доходов государственного бюджета в 180 млрд. руб. за счёт налога с оборота и отчислений от прибыли страна получила 127,6 млрд. руб., то в 1942 г. общая сумма государственных доходов уменьшилась до 165 млрд. руб., а поступления от этих статей дохода - до 81,3 млрд. руб.
Из-за сокращения поступлений по обычным статьям бюджета увеличилось значение других финансовых источников. В начале войны на оборону страны были использованы бюджетные резервы, свободные средства государственных предприятий и хозяйственных органов (фонд директора, излишки собственных и оборотных средств. Увеличивались налоговые поступления от населения. Во второй половине 1941 года были установлены военные надбавки к подоходному и сельскохозяйственному налогу, которые в следующем году были заменены военным налогом. Был введён налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан. Рост налогового обложения населения увеличил долю этого источника в государственных доходах.
Большую роль играли государственные займы. Четыре военных займа были распространены среди населения СССР со значительным превышением установленной правительством суммы. Они дали государству 90 млрд. руб. С большим успехом были проведены денежно - вещевые лотереи на общую сумму 12 млрд. руб.
В результате принятых мер доходы государства с 1943 года начали расти, они увеличились со 177 млрд. руб. в 1941 г. до 302 млрд. руб. в 1945 г.
Увеличение государственного дохода позволило лучше финансировать фронт и повысить расходы на восстановление хозяйства.
Безусловно, война повлияла на расходную часть бюджета. Основная масса средств направлялась на военные нужды. В 1941 - 1945 гг. на эти цели было израсходовано 582 млрд. руб. или 50,8% всех расходов бюджета. В 1945 г. около 20% всех расходов было направлено на восстановление и развитие хозяйства и более 20% - на финансирование социально - культурных мероприятий.
В первый период войны в результате резкого увеличения военных расходов при сокращении обычных источников дохода бюджет СССР был дефицитным. Бюджетный дефицит перекрывался за счёт эмиссии бумажных денег. За годы войны количество бумажных денег в обращении увеличилось в 3,8 раз. Но даже в 1942 - 1943 гг., когда эмиссия достигла наибольшего уровня, рубль был относительно устойчивым. Это обусловливалось государственной политикой цен (сохранение твёрдых цен на нормируемые товары, неизменность цен на сельскохозяйственные продукты). В 1944 году государство отказалось от денежной эмиссии.
Великая Отечественная война потребовала немедленного перевода промышленных предприятий большинства отраслей народного хозяйства на выпуск военной продукции. Однако выполнение военных заказов осложнялось тем, что в начальный период войны большая часть предприятий военной промышленности была эвакуирована в восточные районы. За три месяца 1941 г. в восточные районы было перемещено более 1360 крупных предприятий.
Валовая продукция промышленности страны за шесть военных месяцев 1941 г. уменьшилась в 2,1 раза. Проката черных металлов - основы военной промышленности - в декабре 1941 г. было выпущено в 3,1 раза меньше, чем в июне 1941 г., производство проката цветных металлов сократилось более чем в 400 раз, а шарикоподшипников - в 21 раз. Последние два месяца 1941 г. были самыми тяжелыми и критическими в истории военной экономики.
Огромные потери сырья, материалов, продуктов питания восполнялись в основном за счет государственных резервов. С огромным уважением оценивал значение материальных резервов, заложенных накануне войны, прославленный маршал Г. К. Жуков: "Они преследовали цель обеспечить перевод хозяйства на военный лад и питание войск до тех пор, пока хозяйство не заработает целиком на нужды войны. С 1940 г. по июнь 1941 г. общая стоимость государственных материальных резервов увеличилась с 4 млрд. до 7,6 млрд. рублей. Сюда входили резервы производственных мощностей, топлива, сырья, энергетики, черных и цветных металлов, продовольствия. Эти запасы, заложенные накануне войны, хотя и были довольно скромными, помогли народному хозяйству, несмотря на тяжелый 1941 г. быстро взять темп и размах, необходимые для успешного ведения войны".
Несмотря на жесткое нормирование снабжения населения и введение карточной системы с самого начала войны, солдаты были одеты и обуты, обеспечены продуктами питания.
Госрезервы позволили организовать четкую работу транспорта, связи, линий электропередач, а предприятиям быстро перейти к выпуску военной продукции, ремонтировать и изготовлять военную технику, даже при нарушенных связях с предприятиями-поставщиками.
Во время Великой Отечественной войны все работы с госрезервами были подчинены одной главной задаче - бесперебойному снабжению фронта, промышленности, сельского хозяйства и населения. За время войны из госрезерва было отпущено для нужд армии и промышленности огромное количество материальных ресурсов, а именно: хлеба - около 20 млн т., разных продовольственных товаров - около 3 млн. т., черных и цветных металлов - около 2 млн. т., угля - 16 млн. т., нефтепродуктов - около 9 млн. т., лесоматериалов - около 6 млн. Для проведения посевных работ только весной 1942 г. из резервов было выделено сельскому хозяйству для посевных целей 53 тыс. т высококачественного зерна.
В начале войны часть накопленных резервов была израсходована, но, как это ни парадоксально, объемы государственных резервов в годы войны не только не уменьшились, но по некоторым видам возросли более чем в 1,8 раза, о чем свидетельствуют данные таблицы.
Вид резервов | |||||
Мясные консервы | |||||
Алюминий | |||||
Каучук натуральный | |||||
Автобензин | |||||
Дизельное топливо | |||||
Помелов В.С.
Введение
В рамках данной работы будет рассмотрен процесс становления промышленности в городе Куйбышеве, в результате эвакуации промышленных предприятий в город Куйбышев из других городов и населённых пунктов СССР и создания новых индустриальных объектов.
Целью нашего исследования является анализ становления промышленного потенциала Куйбышева в годы Великой Отечественной войны, систематизация сведений относительно данного процесса, создание достаточно полной картины развития промышленности в 41 – 45 годы.
Для достижения данной цели представляется необходимым решить следующие задачи: во-первых, проанализировать документы (в том числе акты государственных органов), касающиеся данного вопроса. Во-вторых, выявить отрасли, оформившиеся в годы Великой Отечественной войны. В-третьих, кратко осветить историю становления некоторых предприятий заводов города Куйбышева.
Источниковой базой настоящей работы послужил комплекс опубликованных и картографических материалов.
В качестве основных методов исследования мы использовали историко-описательный (описание и характеристика процесса становления промышленного потенциала города Куйбышева до, во время и после Великой Отечественной войны), статистический (наглядное оформление данных относительно объёмов промышленного роста), хронологический (данный метод по сути является образующим для настоящей работы так как всё повествование строится на принципе историзма и непрерывности времени).
Отдельно следует отметить привлечение картографического материала, призванного придать работе наглядность, а также способствовать уяснению географических аспектов некоторых вопросов.
1. Общие положения о промышленности
Под промышленностью в Большой Советской Энциклопедии понимается «индустрия, важнейшая отрасль народного хозяйства, оказывающая решающее воздействие на уровень развития производительных сил общества; представляет собой совокупность предприятий (заводов, фабрик, рудников, шахт, электростанций), занятых производством орудий труда как для самой промышленности, так и для других отраслей народного хозяйства, а также добычей сырья, материалов, топлива, производством энергии, заготовкой леса и дальнейшей обработкой продуктов, полученных в промышленности или произведённых в сельском хозяйстве».
Промышленность состоит из двух больших групп отраслей – добывающей и обрабатывающей промышленности.
Определения Добывающей и обрабатывающей промышленности даны в Большой Советской Энциклопедии.
«Добывающая промышленность, отрасли производства, занимающиеся добычей различного сырья и топлива из недр земли, из вод и лесов. Основные отрасли добывающей промышленности: добыча полезных ископаемых (уголь, нефть, природный газ, сланцы, торф железная руда, руды цветных, редких и благородных металлов, нерудное сырьё и др.), охота, рыболовство, добыча морского зверя, китов и морепродуктов, заготовка древесины. Продукция добывающей промышленности преимущественно используется в обрабатывающей промышленности».
«Обрабатывающая промышленность, отрасли производства, занимающиеся обработкой или переработкой промышленного и сельскохозяйственного сырья. В отличие от добывающей промышленности, которая находит свой предмет труда в природе, обрабатывающая промышленность имеет дело с предметами, которые уже сами являются продуктами труда. К обрабатывающей промышленности относятся предприятия по производству чёрных и цветных металлов, химической и нефтехимических продуктов, машин и оборудования, изделий деревообработки и целлюлозно-бумажной промышленности, цемента и других строительных материалов, продукции лёгкой и пищевой промышленности, а также предприятия по ремонту промышленных изделий и другие ».
1.1. Причины выбора нашего города как основного места для размещения эвакуированных объектов
Осенью 1941 года из Москвы в Куйбышев частично переехали «аппараты ЦК партии, Президиума Верховного Совета СССР и Совета Народных Комиссаров СССР, ЦК ВЛКСМ, Наркомат иностранных дел, дипломатический корпус. За годы Великой Отечественной Войны в Куйбышев было эвакуировано 40 промышленных предприятий».
Город Куйбышев был выбран по ряду причин:
– Географическое положение. Куйбышев находился достаточно далеко от линии фронта.
– Обеспеченность области ресурсами необходимыми для снабжения армии (трудовые и природные)
«До Великой Отечественной Войны численность населения города Куйбышева составляла 390 тысяч жителей, но за первые четыре пять её месяце в связи с эвакуацией предприятий и населения из западных районов страны численность населения резко возросла до 529 тысяч жителей.
Партийным и хозяйственным организациям с начала войны пришлось решить трудный вопрос, как обеспечение растущей промышленности области рабочей силой. На место ушедших на фронт пришли женщины, пенсионеры, молодёжь. Десятки тысяч юношей и девушек и учебных заведений, учреждений, колхозов влились в ряды рабочего класса».
– город Куйбышев является крупнейшим транспортным узлом Средней Волги, Имеет прямое железнодорожное сообщение с Уралом, Сибирью, Дальним Востоком, средней Азией. Город расположен на берегу Волги, важной транспортной магистрали.
«В период Сталинградской битвы большое значение приобрёл труд железнодорожников и речников. Только в навигацию 1942 года речники Средне-Волжского черного пароходства доставили Сталинградскому фронту 340 транспортов воинских грузов, нередко под бомбёжкой или обстрелом врага».
«За первые три года войны было перевезено 27,8 миллиона пассажиров, около 9 миллионов тонн нефти и нефтепродуктов и миллионы тонн других народнохозяйственных грузов».
– Волга являлась естественным барьером от немецко-фашистских захватчиков.
2.1. Добывающая промышленность
Полезные ископаемые бывают твёрдыми, жидкими и газообразными,а по своему составу и способам использования делятся на три группы:
2) горючие ископаемые
3) нерудные ископаемые (минеральное сырьё)
В недрах нашей Губернии имеются представители всех трёх групп полезных ископаемых и, если взглянуть на карту месторождений Самарской области, то можно убедиться, что на территории современной Самарской области расположены месторождения: нефти, горючего сланца, серы, известняка, доломита, мела, песка и др.(См. Приложение – I)
Для нас особенно интересны горючие полезные ископаемые, так как во время Второй Мировой войны добыча и переработка нефти приобрела особое стратегическое значение.
Поиск нефтяных месторождений на территории Самарской области, их освоение охватывает длительный исторический период.
«Период с начала XVIII века до середины 30 годов – это безуспешных поисков нефтяных месторождений. Поисками нефти занимались и промышленники, и крупные учёные (П.С. Паллас, И.И. Лепёхин, И.П. Фальк, Г.Д. Романовский, С.Н. Никитин, А.П. Павлов, И.Е Яковлев, П.В. Еремеев, А.В. Зайцев, А.н. Замятин и многие другие). С 1900 года в течение нескольких лет предпринимались многочисленные попытки бурения скважин до глубины 400-500 метров, но нефть не была обнаружена. И разработки были временно прекращены.
Начиная с 1918 года поиск нефти в Среднем Поволжье развернулся с новой силой. Глубина скважин достигала 1302 метра, но попытки опять оказались безрезультатными. В 1930-1934 годах вновь были обнаружены лишь признаки нефти (См. Приложение II – В.П.). И только в 1936 году в районе города Сызрани с глубины 687,3 метра была поднята первая нефть».
В Марте 1939 года были утверждены задания третьего пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР на 1938-1942 годы. Одно из этих заданий предусматривало в себе создать в районе между Волгой и Уралом новую нефтяную базу – Второе Баку. «Согласно этому плану, добыча нефти должна была возрасти с 17,3 в 1937 году до 1160 тысяч тонн в 1942 году, или на 679 процентов».
«Решением XVIII партийного съезда поставлена задача создать в районная между Уралом и Волгой новую нефтяную базу «Второе Баку». По своим богатствам месторождения Самарской Луки занимают одно из первых мест в системе «Второго Баку» Осуществляя поставленную задачу, нефтяники Куйбышевской области систематически из года в год увеличивали добычу нефти. Только в 1941 году добыча нефти увеличилась на 34% против 1940.».
Так, например, в 1941 году нефти добывалось более 200 тысяч тонн в год.
Но началась война. Фашистам удалось отрезать страну от нефтяных районов Кавказа. Вот тогда все надежды были возложены на « Второе Баку» - так называли нашу область. В решающей битве под Сталинградом куйбышевским бензином заправлялось более 1000 танков ежедневно.
Таблица - I
В 1944 году была добыта миллиардная тонна нефти, но теперь добыча нефти снизилась.
«Так, если в семидесятые годы добывали по 30 с лишним миллионов тонн в год, то в 1988 году было добыто 8.2 млн. тонн, в 1999 году – 7.8 млн. тонн, в 2000 году – 8.1 млн. тонн».
В настоящее время в нашей области открыто 266 нефтегазоносных месторождений, из них эксплуатируются 166, подготовлены к разработке 13, законсервировано 17, выработано 2.
Запасы нефти старых скважин истощились, поиски новых месторождений требуют дополнительных инвестиций. Разведка по обнаружению нефти в настоящее время прекращена из-за отсутствия финансовых средств. Некоторые месторождения законсервированы.
2.2. Обрабатывающая промышленность
Из отраслей, составляющих сектор обрабатывающей промышленности (см. гл. 1) в городе Куйбышеве получили развитие:
Таблица II
Авиастроение
Эта отрасль промышленности имела очень важное значение для дальнейшей истории нашего города. «Под особым контролем находилась работа авиационного завода: его продукция была крайне нужна фронту. <…> Освоение и внедрение в серию самолёта ИЛ-2 было в своё время поручено одному из лучших предприятий авиационной промышленности. Спустя четыре месяца после получения чертежей завод наладил серийное производство штурмовиков, а затем их строили уже в труднейших условиях эвакуации и другие заводы.
Всего два месяца понадобилось рабочим эвакуированных заводов, чтобы ИЛ-2 снова пошли на фронт».
Благодаря ратному труду куйбышевских строителей, согласно докладной записке обкома ВКП(б) в ГКО о создании в городе Куйбышева авиационной базы (январь 1942 год): « <…> за один 1941 год построены: 1. Самолёто-строительный завод № 122, где размещён эвакуированный из Москвы завод № 1. 2. самолёто-строительный завод № 295, где размещён эвакуированный из Воронежа завод № 18. <…> 7. Завод № 305, изготавливающий нормали.».
Завод «Прогресс». Основан в 1893 г. в Москве как мастерская для производства велосипедов. В 1900 г. преобразована в АО «Дукс», в 1910 г. предприятие перепрофилировано на самолетостроение. С 1918 г. – Государственный авиационный завод №1 (ГАЗ-1). В 1923 присвоено имя ОДВФ, в 1925 г. – им. Авиахима. В 1927 г. ГАЗ-1 переименован в завод №1 им. Авиахима, с 1941 г. – завод им. И.В. Сталина. В октябре 1941 г. завод эвакуирован в Куйбышев на территорию завод №122 НКАП и получил название Куйбышевский авиационный завод им. Сталина. В 1958 перепрофилирован на производство ракетной техники с передачей ГКОТ. С 1961 г. - завод «Прогресс».
Самарский завод "Гидроавтоматика". Предприятие основано и начало выпускать продукцию в сентябре 1938 года, как специализированный завод по выпуску авиационных нормалей. Завод располагался в городе Москве. В ноябре 1941 года, по решению Государственного Комитета Обороны, завод был эвакуирован в город Куйбышев. На новом месте, прямо с колес, шел монтаж оборудования и уже через 12 дней был начат выпуск продукции необходимой для защиты Родины. К 1955 году номенклатура изделий составляла почти 1000 наименований. Широкое применение находят детали из резины и пластмасс, взамен металла. Этот завод развивается и функционирует по настоящее время.
Также, во время Великой Отечественной Войны были эвакуированы другие предприятия авиационной промышленности в числе которых был завод аэродромного оборудования. Это был «Киевский авиазавод № 454». Завод аэродромного оборудования начинает свою историю с июля 1941 года, когда на базе эвакуированного из Киева экспериментального завода было организованно производство агрегатов стрелково-пушечного и бомбардировочного вооружения самолетов. С 1952 года предприятие приступило к освоению и выпуску средств наземного обслуживания самолетов.
Помимо выпуска собственно военных самолётов в Куйбышеве, в посёлке Мехзавод разместился эвакуированный Подольский завод им. С. Орджоникидзе , который к январю 1942 года начал выпуск бронекорпусов для самолётов ИЛ-2 и ИЛ-10. «Одновременно шло освоение и изготовление деталей бронезащиты для самолётов ИЛ-4, ТУ-2, ПЕ-8, ЯК-1, ЯК-3, ЛА-5, ЕР-2. за годы войны было изготовлено около 16 тысяч комплектов бронезащиты.
Постановлением ГКО СССР от 25 декабря 1941 года и приказом НКАМ СССР от 31 декабря 1941 года на базе ЦМЗ Особстроя был образован Куйбышевский мехзавод НКАП № 207».
В рамках авиастроения можно отдельно выделить моторостроение, к которому относилось исконно куйбышевское предприятие «Моторостроитель».
Он был основан задолго до Великой Отечественной войны, а точнее в 1923 году. В годы войны предприятие выпускало двигатели АМ-38 ,которые устанавливались в знаменитые штурмовики ИЛ-2. В настоящее время этот завод производит газотурбинные двигатели, предназначенные для использования в блочно-модульных электростанциях.
Металлообработка
В военные годы на территории нашего города получила развитие новая для Куйбышева отрасль – металлообработка.
Самым крупным из эвакуированных предприятий являлось и является завод «Металлист». До ВОВ завод №525 строился в Артемовске. В 1941 г. эвакуирован в Куйбышев. Работники и оборудование десятков заводов из разных городов страны - Москвы, Тулы, Коврова, Венюково - вливались в новый коллектив, чтобы здесь, в Куйбышеве стать знаменитым «Металлистом». В декабре 1941 г. завод № 525 выдал первую партию пулеметов «ДШК». Одним из видов продукции предприятия в военное время были зенитные артиллерийские орудия.
Самарский сталелитейный завод (ССЗ) начал свою историю в 1941 году, когда в здании склада моторостроительного завода им. М. В. Фрунзе был открыт литейный цех, оснащенный эвакуированным оборудованием. Позже цех стал филиалом завода Фрунзе и специализировался на выпуске сложного алюминиевого литья для авиадвигателей, устанавливаемых на самолеты-штурмовики ИЛ-2. В настоящее время ЗАО «ССЗ» проходит процедуру банкротства.
Есть ещё одно предприятие разместившееся на территории нашего города. Завод «Строммашина-Щит». «2 ноября 1942 года вошёл в строй первый корпус <…> завода «Строммашина» и начат выпуск срочной военной продукции. Во время войны заводом выпускались сушильные барабаны, крановые тележки, мосты для НКПС, водомослогрейки для заправки самолётов и танков, металлоконструкции для легендарных «Катюш». Заводом были изготовлены и смонтированы радиомачты в Новосемейкино, путепроводы через железнодорожные пути на Безымянке. Производились монтажные работы на Безымянской ТЭЦ и на авиазаводах». В настоящее время завод "Строммашина-щит" представляет собой современное предприятие по изготовлению металлоемкого, крупногабаритного, проходящего монтажную сборку в местах эксплуатации оборудования для промышленного выпуска строительных материалов.
Подшипниковая
К началу Великой Отечественной войны в стране был единственный подшипниковый завод в г. Москве, который фашисты с первых же дней усиленно бомбили. А западные страны прекратили нам поставку подшипников. Они понимали, что без подшипников не пойдут ни танки, ни самолёты, ни автомобили. И вот в январе 1942 года в Самару пришли эшелоны с оборудованием Московского ГПЗ. В бывших конюшнях Линдовского рынка жгли костры, бетонировали полы, ставили станки, оборудование. И уже с весны 1942 года в городе стали самостоятельно производить подшипники. Теперь акционерное общество «Шар», бывший 4ГПЗ, - ведущий завод в отрасли. Рядом с ним выросли здания НИИ подшипниковой промышленности России. Тысячи типов и марок роликовых и шариковых подшипников поставляют наши заводы всей стране и за рубеж. Ниже приведём данные по объёму выпуска подшипниковой продукции за годы Великой Отечественной войны.
Таблица III
Объём продукции, тыс. шт. |
Нефтеперерабатывающая
Строительство Куйбышевского НПЗ началось в 1943 году, а уже через два года на заводе была переработана первая партия нефти. За десятилетия своей работы Куйбышевский НПЗ пережил несколько этапов модернизации и расширения производства. Так, в 1970 году на заводе начался выпуск высокооктанового бензина для легковых автомобилей, производимых Волжским автомобильным заводом.
Заключение
На основе анализа источников относительно развития индустрии в городе Куйбышеве нами были выявлены отрасли, оформившиеся в конце 30-х – 1940-е гг., дана относительно развернутая характеристика базовых отраслей промышленности, получивших своё становление за предвоенные и последующие годы. И, кроме того, освещен процесс становления ряда предприятий города Куйбышева, а так же показано историческое значение данных предприятий для нашего города.
Составление карты размещения промышленных объектов города Куйбышева (См. Приложение – III) призвано иллюстративно дополнить текстовый материал работы.
Применение исторического и хронологического методов позволило создать достаточно систематизированную картину оформления промышленного потенциала города. Таким образом в годы Великой Отечественной войны в городе Куйбышеве оформились либо получили дальнейшее развитие следующие отрасли народного хозяйства:
Пожалуй, не было ни одной крупной операции Великой Отечественной войны, в которой не использовалась бы боевая техника, созданная руками рабочих области. Если в целом по СССР в годы войны валовая продукции авиационной промышленности выросла в 4 раза.
Объём оборонной продукции предприятий отрасли в 1945 году вырос по сравнению с 1940 годом в 4,6 раза.
Военно-промышленный комплекс Самарского края, опередивший в своём развитии другие регионы Поволжья, сыграл огромную роль в победе над врагом в годы Великой Отечественной войны.
Список использованных источников и литературы
1. Атлас. Самарская область. Самара, 2001. - 52 с.
2. БСЭ. Гл. ред. А.М. Прохоров. 3-е издание. – Москва: Изд-во " Сов. энциклопедия ", 1972 г. т. 8 "дебитор-евкалипт". - 592 с.
3. БСЭ. Гл. ред. А.М. Прохоров. 3-е издание. – Москва: Изд-во "Сов. энциклопедия", 1972 г. т.18 "никко - отолиты". - 632 с.
4. БСЭ. Гл. ред. А.М. Прохоров. 3-е издание. – Москва: Изд-во "Сов. энциклопедия", 1972 г. т.21 "проба - ременсы" . - 640 с.
5. Воронин В.В. География Самарской области. - Самара: изд-во "НТЦ", 2005. - 280 с.
6. География Самарской области. Уч. пос. для учащихся 8-9 классов средней школы. – Самара, 2002. – 125 с.
7. История Куйбышевской области (1917-1980 гг.) / Под редакцией проф. В. В. Рябова, Л. В. Храмкова. Саратов: Изд-во Саратовского Университета, 1981 г. - 222 с.
8. Курашев А. "Куйбышевская нефть" Куйбышев: Куйбышевское книжное изд-во, 1969 г. - 238 с.
9. Нефтяной комплекс Куйбышевской области (30-50-е годы XX века.). Становление и развитие. Сборник документов. – Самара: Издательство ООО «Кредо», 2005. – 672 с. + 56 с. ил.
10. Предприятия Самары. Информационный справочник. Самара, 1997. – 274 с.
11. Самарская область. Атлас. Самара, 1999. - 38 с.
12. Самарское Поволжье в XX веке. Документы и материалы. – Самара: Издательство Самарского научного центра РАН; 2000 г. - 512 с.
13. Храмков Л.В, Храмкова Н.П. Самара и Самарская область в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: Очерк истории. Хроника событий. Самара: Изд-во "Самарский университет", 2004. - 292с.
14. Материалы электронной сети Интернет.
Примечания
1. БСЭ. Гл. ред. А.М. Прохоров. 3-е издание. – Москва: Изд-во "Сов. энциклопедия", 1972 г. т.21 "проба - ременсы" . - 640 с.С. 81
2. БСЭ. Гл. ред. А.М. Прохоров. 3-е издание. – Москва: Изд-во " Сов. энциклопедия ", 1972 г. т. 8 "дебитор-евкалипт". - 592 с. С. 378
3. БСЭ. Гл. ред. А.М. Прохоров. 3-е издание. – Москва: Изд-во "Сов. энциклопедия", 1972 г. т.18 "никко - отолиты". - 632 с. С. 214
4. История Куйбышевской области (1917-1980 гг.) / Под редакцией проф. В. В. Рябова, Л. В. Храмкова. Саратов: Изд-во Саратовского Университета, 1981 г. - 222 с. С. 96
5. Там же, С. 97
6. Там же, С. 114
7. Там же, С. 115
8. Воронин В.В. География Самарской области. - Самара: изд-во "НТЦ", 2005. - 280 с. С. 22
9. А.Курашев "Куйбышевская нефть" Куйбышевское книжное изд-во 1969 г. 238 с. С 22
10. "Самарское Поволжье в XX веке." Документы и материалы. Издательство Самарского научного центра РАН; 2000 г. - 512 с. С.361
Из докладной записки обкома ВКП(б) в ЦК ВКП(б) о развитии добычи нефти в районе "Второе Баку".
11. География Самарской области. Уч. пос. для учащихся 8-9 классов средней школы. – Самара, 2002. – 125 с. С. 65
12. История Куйбышевской области (1917-1980 гг.) / Под редакцией проф. В. В. Рябова, Л. В. Храмкова. Саратов: Изд-во Саратовского Университета, 1981 г. - 222 с. С.110
13. "Самарское Поволжье в XX веке." Документы и материалы. Издательство Самарского научного центра РАН; 2000 г. - 512 с. С.359-360
14. Храмков Л.В, Храмкова Н.П. Самара и Самарская область в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: Очерк истории. Хроника событий. Самара: Изд-во "Самарский университет", 2004. - 292с С.49
15. Храмков Л.В, Храмкова Н.П. Самара и Самарская область в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: Очерк истории. Хроника событий. Самара: Изд-во "Самарский университет", 2004. - 292с. С.48
16. Храмков Л.В, Храмкова Н.П. Самара и Самарская область в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: Очерк истории. Хроника событий. Самара: Изд-во "Самарский университет", 2004. - 292с. С.42
Данные взяты из Учебного пособия для учащихся 8-9 классов «География Самарской области» Самара 2002 – 125 с. С, 64.
Данные взяты из Учебного пособия для учащихся 8-9 классов «География Самарской области» Самара 2002 – 125 с. С. 65.
Таблица составлена по данным книги А. Курашева. «Куйбышевская нефть» Куйбышевское книжное изд-во 1969 г. 238 с. С 41
По данным на 2004 год «География Самарской области» В.В. Воронин 2005. 280 с. С. 23
Приводимая информация по истории предприятия взята нами с сайта (http://www.militaryparitet.com).
Приводимая информация взята нами с сайта (http://www.gidroavtomatika.ru/).
Приводимая информация о предприятии взята с сайта (http://www.zaozao.org/).
Приводимая информация взята нами с сайта (http://motor-s.ru).
Приводимые данные взяты с сайта (http://www.metallist-s.ru).
Приводимая информация взята нами с сайта (http://www.strommash.ru/).
Материал взят из книги: География Самарской области. Уч.пос. для учащихся 8-9-х классов средней школы.- Самара, 2002.-125 с. С. 72.
Таблица составлена по данным книги Храмков Л.В, Храмкова Н.П. Самара и Самарская область в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: Очерк истории. Хроника событий.Самара: Изд-во "Самарский университет", 2004.- 292с. С 44.
Приводимая информация по данным с сайта (http://www.rosneft.ru).
Храмков Л.В, Храмкова Н.П. Самара и Самарская область в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: Очерк истории. Хроника событий.Самара: Изд-во "Самарский университет", 2004.- 292с. С. 56
При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»
Прошло более шестидесяти лет со времени нашей Победы в великой отечественной войне (1941-1945гг). В грозные годы Великой Отечественной войны все было мобилизовано на достижение главной цели - отстоять свободу и независимость нашей Родины. Мы оглядываем пройденный путь, чтобы глубже осмыслить и по достоинству оценить то, что ныне уже стало для нас историей, но не потеряло значения.
Большая доля в достижении Победы была внесена нашими нефтяниками. Значение нефти по пути к победе было огромно. Без нефтепродуктов немыслимы ни армия, ни военно-воздушный, ни военно-морской флот. Не зря нефть называют «черным золотом», «кровью земли», нефть является источником существования и стала движущей силой мира и войны...
Победа над врагом, имеющим в своем потенциале огромные промышленные комплексы, эксплуатирующим захваченные производственные мощности, резервы и ресурсы почти всей Европы, не представлялась возможной без коренных изменений в экономике. Вследствие чего было принято решение о размещении эвакуированных нефтяных предприятий на Востоке страны и перестройке всей промышленности на военный лад, что создало прочную базу победы и оказало большое влияние на экономическую жизнь страны.
Для перестройки работы нефтяной промышленности СССР на военный лад необходимо было решить две первоочередных задачи: всемерного роста добычи нефти в разработанных нефтяных районах и быстрого наращивания нефтедобывающего потенциала в районах между Волгой и Уралом и на Востоке СССР.Вместе с этим необходимо было проводить подготовку к уничтожению действующего фонда нефтяных скважин, нефтепромыслового хозяйства и нефтеперерабатывающих заводов при вынужденном отступлении.
В июле 1941 г. Государственный комитет обороны принял решение о разработке военно-хозяйственного плана обороны страны. На Н. А. Вознесенского возлагался контроль над производством металла и топлива. При Наркомате нефтяной промышленности был создан специальный штаб по обеспечению фронта горючим, который возглавил Н.С. Байбаков
Вся отрасль переводилась на 12-часовой рабочий день до конца войны, без выходных и отпусков.
В 1941 г. были приняты специальные постановления о работе нефтяной промышленности в условиях военного времени. В постановлениях были указаны конкретные задачи по переводе работы нефтяной промышленности на военный лад: о материально-техническом снабжении, обеспечении предприятий рабочей силой, организации геологоразведочных работ и размещении эвакуированных заводов.
В первые месяцы Великой Отечественной войны в Азербайджане определялись и принимались срочные меры по перестройке работы нефтяной промышленности на военный лад, Нефтяная промышленность Азербайджанской ССР план добычи нефти и газа за 1941 г. выполнила на 102,2 %. Укрепление трудовой дисциплины, применение технических усовершенствований, повышение коэффициента использования оборудования и внедрение новаторских методов в производственный процесс позволили поднять производительность труда нефтяников в 1941 г. по сравнению с 1940 г. на 17,3 %, а себестоимость нефти и газа снизить по сравнению с планом на 2%.
Нефтяная промышленность Майкопа в 1941 г. значительно увеличила выпуск высококачественного топлива. Нефтеперерабатывающие заводы Кубани успешно справились с поставленной задачей. Было совершенстве освоено производство авиационного бензина. Летом 1942 г. в период тяжелых оборонительных боев нефтяниками Кубани были выведены из строя нефтепромыслы Майкопа. Противник не смог воспользоваться нефтяными богатствами Краснодарского края. Кубанскими нефтяниками в основном было эвакуировано, частично взорвано или зарыто в землю оборудование, уничтожены скважины
30 июня 1941 г. был принят мобилизационный народнохозяйственный план на III квартал 1941 г, в котором предусматривалось широкое использование сырьевых ресурсов Урало-Поволжья и Западной Сибири, перемещение промышленных предприятий из прифронтовой полосы и ввод их в действие в восточных районах страны. Планировалось формирование на Востоке страны военного производства, необходимого для нужд Великой Отечественной войны. На IV квартал 1941 г. объем буровых работ по названным районам был установлен в размере 340 тыс. м, из них по разведочному бурению -135 тыс. м. Был установлен объем эксплуатационного и разведочного бурения в этих районах на 1942 г. Общий объем бурения планировался в 1760 тыс. м, в том числе 650 тыс. м разведочного бурения. Кроме того, в 1942 г. предусматривалось ввести в действие из бурения 1550 эксплуатационных скважин. Необходимо было развитие производства высокооктанового бензина и авиамасел, вследствие чего была поставлена задача срочного строительства ряда нефтеперерабатывающих заводов и установок. Во Втором Баку следовало ускорить строительство и увеличить мощности Уфимского, Саратовского, Сызрайского, Ишимбайского и других нефтеперерабатывающих заводов.
22 сентября 1942 г. было принято постановление «О мероприятиях по всемерному форсированию увеличения добычи нефти в Казахстаннефтекомбинате, Пермьнефтекомбинате и в трестах «Бугурусланнефть», «Сызраньнефть», «Ишимбайнефть», «Туймазанефть», «Туркменнефть», «Калининнефть» и «Ворошиловнефть». Документ представлял собой программу развития нефтяной промышленности на Востоке страны. Среднесуточная добыча нефти в восточных районах к концу 1942 г. должна была быть увеличена в 1,5 раза по сравнению с августом этого же года. Объем эксплуатационного бурения до конца 1942 г. устанавливался в 208,7 тыс. м, а объем разведочного - в 93,4 тыс. м. К концу этого же года должны были вступить в эксплуатацию 482 скважины, а в первом квартале 1943 г. - 580 скважин.
Основная база снабжения страны нефтепродуктами в военные годы была Азербайджанская ССР. Но в первую половину войны бакинская нефтяная промышленность испытывала большие трудности с вывозом готовых продуктов. Поэтому план добычи нефти в Баку был снижен, а в восточных районах увеличен. Также военно-хозяйственный план предусматривал увеличение добычи нефти и производства авиабензина, автобензина, аммиачной селитры, крепкой азотной кислоты, толуола в Урало-Поволжье. Там создавались государственные резервы топлива и нефтепродуктов за счет текущей добычи нефти, ее переработки и перемещения резервов топлива из западных районов СССР в восточные.
Перестройка работы нефтяной промышленности СССР в условиях военного времени потребовала осуществления мероприятий по совершенствованию структуры руководства геологопоисковыми и промысловыми работами. Для повышения эффективности геологопоисковых, буровых и промысловых работ и улучшения оперативного руководства нефтяными предприятиями Второго Баку в апреле 1942 г. в Урало-Поволжье были организованы три комбината - Пермьнефтекомбинат, Куйбышевнефтекомбинат, Башнефтекомбинат и трест «Востокнефтемаш».
Также большие работы осуществлялись в области поисков и разведки новых нефтяных месторождений. Они были подчинены общей стратегической задаче: увеличить добычу нефти в глубоком тылу на Востоке страны. Предстояло открыть новые месторождения нефти между Волгой и Уралом, найти и подготовить к разработке высокодебитные нефтяные залежи. С этой целью из южных нефтяных районов во Второе Баку были направлены крупные геологоразведочные организации и специальные экспедиции. Осенью 1941 г. в Башкирскую АССР из Азербайджанской ССР был переброшен мощный геологоразведочный трест «Азнефтеразведка» (переименованный в трест «Башнефтеразведка»), в составе которого находились высококвалифицированные специалисты - организаторы геологоразведочных работ А. А. Камладзе, А. Ф. Рустамбеков, И. Я. Вайнер, О. А. Межлумов, Н. А. Муганлинский, Г. И. Сафронов и другие. В Башкирию в то же время была направлена экспедиция Академии наук СССР, в которую входили видные ученые-геологи А. А. Блохин, А. А. Богданов, В. Е. Руженцов, К. Р. Чепиков, М. И. Варенцов и другие. Эта экспедиция проделала большую работу по выявлению перспектив газонефтеносности Башкирского Приуралья.
Успешное развитие нефтяной промышленности Узбекистана началось в годы Великой Отечественной войны. В предвоенные годы в республике было обнаружено около 50 месторождений нефти, в военные годы добыча и переработка нефти резко увеличились, Ферганская долина стала важной топливной базой по обеспечению фронта и тыла высококачественными горючесмазочными материалами. Нефтяники Узбекской ССР с первых же месяцев Великой Отечественной войны добились замечательных производственных успехов. К концу 1941 г. добыча нефти на промыслах треста «Калининнефть» составила 184 % от уровня 1940 г.
Добыча нефти увеличилась настолько, что имевшиеся нефтяные емкости уже не могли обеспечить прием и хранение нефти. Более того, в связи с угрозой вражеского вторжения в Закавказье нефтяным складам Красноводска пришлось принимать и бакинскую нефть. Нефтепровод Баку-Батуми уже в августе 1942 г. был демонтирован. До прекращения сообщения по Волге из 6 млн. т нефти, хранившейся на складах Баку, удалось вывезти только 1,6 млн. т. По решению правительства в IV квартале 1941 г. в Красноводске развернулись работы по строительству нефтяных емкостей и сооружению дополнительных эстакад, которые могли бы обеспечить налив не менее 1500 цистерн нефти в сутки.
В августе 1942 г. был снят и переправлен в Поволжье нефтепровод Баку-Батуми. Демонтировали и послали в восточные районы часть своего оборудования нефтяники Азербайджана, что привело к сокращению добычи нефти в Баку.
rf-gk.ru - Портал для мам. Воспитание. Законы. Здоровье. Развитие. Семья. Беременность